/>Содержание
Введение
Глава I. СозданиеКонституции СССР 1936 г.
1.1 Предпосылки принятиянового Основного закона
1.2 Разработка иутверждение Конституции
Глава II. Основные положенияКонституции СССР 1936 г.
2.1 Общественноеустройство СССР
2.2 Государственноеустройство СССР
2.3 Органыгосударственной власти
2.4 Права и обязанностиграждан
2.5 Избирательная система
Заключение
Список использованныхисточников и литературы
Введение
Конституция(от лат. constitutio — установление, устройство) – Основной закон илисовокупность наиболее важных законов государства. Она является фундаментомвсего законодательства страны, определяет общественное и государственноеустройство, порядок и принципы образования представительных органов власти,избирательную систему, права и обязанности граждан, ключевые положения жизниобщества.[1] Основной закон государствахарактеризуется долговечностью и стабильностью в отличие от большинства нормтекущего законодательства, имеет высшую юридическую силу по отношению к этимнормам, так как служит для них правовой базой. Все другие предписания властныхорганов государства, законы и указы высших должностных лиц обязанысоответствовать конституции. Противоречия, несоответствия и конфронтации стекстом Основного закона государства неправомерны и даже преступны. Это можноподтвердить тем, что конституция является отражением общественных интересов, аизменения ее текста не частое явление. Поправки допустимы лишь при неотложныхобстоятельствах и производятся в сложном порядке с четким соблюдением особыхпроцедур. В этом залог долговечности и жизнестойкости большинства конституций,в отличие от гибких конституций, которые могут быть изменены путем принятияобычного закона. Основной закон является важнейшим умиротворяющим фактором дляобщественных объединений, политических организаций и государственных органов.Он стоит на первом месте в законодательстве страны и содержит исходные началанациональной системы права. В демократических странах к подобного родадокументам относятся чрезвычайно бережно и почтительно, так как в них видятзалог устойчивого развития государства. Основной закон – это та правоваямодель, которую общество само для себя выбрало, вручив ей свою судьбу.[2]
Конституцияобычно имеет гуманистическую, правовую и политическую функции. Если они нереализуются, то Основной закон носит более декларативный, даже фиктивный,нежели общественно значимый характер. Каждая новая конституция приноситсерьезные перемены в жизнь государства и закрепляет наиболее выдающиесядостижения прошлого. Действительная конституция имеет высокую степеньсоответствия фактическими отношениям, которые сложились и господствуют вобществе. Она является правовым критерием социальной природы политическойвласти и государства, способа их организации и деятельности на соответствующейтерритории, выражает фактический статус человека и гражданина. Фиктивнаяконституция не способна полноценно отразить реальное положение дел в стране. Онанапоминает скорее не постоянную, а временную, создаваемую на переходный период.[3]
30-е годы XXвека по насыщенности событиями представляют собой эпоху в миниатюре, котораяпо-разному трактуется и оценивается как учеными и исследователями, так ипростыми гражданами страны и зарубежными политическими деятелями. Большоеколичество недостоверной информации и рознящееся, не совсем адекватное иобъективное понимание темы советскими и российскими историками делают данныйпериод сложным к изучению. Существует множество нерешенных вопросов идискуссионных проблем, между которыми сложно найти идеальный баланс. Поэтому основныезадачи данной работы:
1. Обзористорического периода в рамках создания и введения в действие Конституции.
2. Решениевопроса о фиктивности либо действительности Основного закона СССР 1936 г.
3. Определениезначимости Конституции для СССР и его граждан и ее роли в создании последующихправовых систем.
/>Глава I. Создание КонституцииСССР 1936 г./> 1.1Предпосылки принятия нового Основного закона
Необходимостьсоздания нового Основного закона государства назревала постепенно. Множествоменее значительных и более существенных предпосылок в совокупности привелистрану к необходимости коренных реформ в области права. Многие положенияКонституции СССР 1924 г. не могли удовлетворить ни власть, ни общество. Назреломножество внутриполитических проблем, не в лучшем состоянии находилисьмеждународные отношения. Требовалось юридически закрепить огромное число переменв различных областях жизни страны. Необходимо было снять революционнуюнапряженность в обществе. Страна находилась в поиске путей дальнейшегоразвития.
В начале1930-х гг. экономические проблемы, рожденные НЭПом, требовали радикальныхпреобразований. Дискуссионным был вопрос о социальной базе политическогорежима. Общество требовало социального замирения. Широкий, но инертныйбюрократический аппарат не мог обеспечить стране быстрый экономическийпрогресс. Репрессивные меры оказывались малоэффективными. В кризисе находилисьпромышленность и сельское хозяйство. Развитие индустрии шло в приказномпорядке, продовольственное положение рабочих ставилось в зависимость отсоблюдения ими плана и дисциплинарных норм. Курс на «сплошную коллективизацию»серьезно ударил по середняку. Перегибы привели к 1300 мятежам в 1929 г. и к2500 — 3000 восстаний и бунтов в 1930 г. Трещины в «рабоче-крестьянском» союзерасширялись из-за упадка финансовой системы, рост дефицита бюджета, срывплановых заданий первой пятилетки заставляли власть задуматься.[4]Существовала необходимость в поиске надежных внешнеполитических союзников иукреплении государственного авторитета на международной арене. Еще в начале – середине1920-х годов начался постепенный отход от лозунгов мировой революции в сторонупостроения коммунизма в отдельно взятой стране.
Согласноофициальной идеологии было необходимо создать общество всеобщего равенства.Требовалось ликвидировать эксплуататорские классы, лишив их средствпроизводства. Активно осуществлялся лозунг «Не трудящийся да не ест». Политикаограничения сменилась курсом вытеснения буржуазных элементов во всех сфераххозяйства страны. В периодической печати начала 30-х годов декларировался союзрабочих, крестьян и выросшей из этих классов интеллигенции. Заявлялось обуспешном развитии союзных республик и о ликвидации неравенства жителей СССР вхозяйственной и культурной сферах. Секретным решением 1931 г. были ограниченыгонения на беспартийных специалистов.[5] Власть действительно шла на уступкиобществу. 27 мая 1934 г. была объявлена частичная амнистия и возвращение правбывшим кулакам. В середине 30-х гг. упраздняются социальные ограничения вобласти образования для представителей бывших господствующих классов. Новыезаконы восстанавливают право на наследство и право на имущество по завещанию.[6]Советский Союз стал первой в мире страной, где был построен фундаментсоциализма, что требовало закрепления в Основном законе. Для повышения престижаи авторитета государства во внутриполитической сфере требовалось дать обществузаконодательство, которое может принести народу надежду на положительныеперемены в их жизни, счастливое будущее для новых поколений. Первоначально этинамерения были совершенно искренними в умах многих политиков, которыенаходились у вершин власти. Перемены в законодательстве имели своей цельюсоздание совершенного оружия демократии в советском варианте для демонстрациипреимуществ социализма перед капиталистическим обществом.
Закономернымпродолжением политики либерализации становится решение о внесении изменений вКонституцию 1924 г., а позднее и принятие нового советского Основного закона./>1.2 Разработка иутверждение Конституции
Инициаторомизменения Конституции явился Центральный Комитет Коммунистической партии.Создание нового Основного закона было сложным и не одномоментным процессом. 1февраля 1935 года на Пленуме ЦК ВКП(б) было высказано предложение онеобходимости внесения изменений в Конституцию СССР 1924 г. в направлениидальнейшей демократизации избирательной системы и процедуры выборов, приведенияКонституции в соответствие с реалиями общественных отношений. VII Всесоюзныйсъезд Советов в Москве (28 января – 6 февраля 1935 г.) утвердил эти положения иобязал ЦИК СССР избрать Конституционную Комиссию с целью исправления текстаОсновного закона. На первом заседании Конституционной Комиссии 7 июля 1935 г.ее председатель И.В.Сталин говорил о необходимости изменений в построениивысших органов государственной власти, их названии, об отделении законодательнойвласти от исполнительной. Фактически декларировался курс на создание посуществу новой Конституции.[7]
Дляреализации задуманного было создано 12 подкомиссий: по общим вопросам,экономическая, финансовая, правовая, по избирательной системе, по судебнымделам, по центральным и местным органам власти, народного образования, потруду, обороны, внешних дел и редакционная. Их состав был утвержден в июле 1935г. Как и было задумано, в октябре были продуманы первые предложения пореформированию Основного закона. Исходя из проекта высший орган государственнойвласти мыслился под разными названиями: Всесоюзный Совет Народных Депутатов,Совет Депутатов Союза ССР, Верховное Законодательное Собрание. На данном этапене проводилось различий между высшими органами государственной власти иуправления. Во многом повторялись положения Конституции 1924 г.
К 16 января1936 г. был подготовлен проект раздела «Политические и гражданские права иобязанности работников социалистического общества». В нем закреплялись ранееустановленные права, и выдвигался ряд новых: свобода личной и групповойинициативы, свобода научного творчества, право на отдых, на непосредственноеуправление государством и др.
Судебнаяподкомиссия рекомендовала провозгласить Верховный Суд СССР высшим судебныморганом и органом судебного управления. Были обоснованы основные принципыправосудия и организации судебных органов и прокуратуры СССР.
Многодостоинств имел проект правовой подкомиссии. Избирательных прав лишалисьэксплуататорские элементы, хотя общая концепция новой Конституции исходила изфакта уничтожения их как класса. Такое несоответствие привело в дальнейшем кновым изменениям в системе выборов: они стали всеобщими.[8]
К марту 1936г. подкомиссии представили свои материалы. На их основе был подготовлен«Черновой набросок проекта Конституции СССР», ставший первой редакцией, котораяобсуждалась на совещаниях в отделах ЦК ВКП(б) в апреле 1936 года. Вместоразделов были введены главы и сплошная нумерация для всех 146 статей.[9]
Работу подоработке и обобщению материала взяла на себя редакционная подкомиссия, вкоторую входили Я.А. Яковлев, А.И. Стецкий, Б.М. Таль. Она создала в апреле 1936г. вторую редакцию проекта. Активно содействовал и контролировал процесссекретариат Конституционной Комиссии. Вторая редакция проекта обсуждалась насовещании у И.В. Сталина 17, 18, 19 и 22 апреля, на котором присутствоваличлены редакционной подкомиссии. Было внесено множество изменений по вопросамоформления и содержания. Советское государство и общество было провозглашеносоциалистическим объединением рабочих и крестьян. Изменения коснулисьполитической основы СССР, личной и государственной собственности, суверенитетасоюзных республик, высших органов государственной и судебной власти и в меньшейстепени прокуратуры и государственного управления. 30 апреля проект был переданчленам ЦК ВКП(б).[10]
15 мая 1936г. состоялось очередное заседание пленума Конституционной Комиссии,рассмотревшей проект, который состоял из 13 глав. Комиссия согласовала основныеорганизационные моменты.[11] Завершающая работа над дополнениямии поправками продолжалась. Корректировалась роль Верховного Суда СССР и ряддругих важных положений будущего Основного закона.
КонституционнаяКомиссия проводила напряженную работу более года. Совершенно очевидным было то,что первоначальная задумка и окончательный проект радикально отличались. Проектбыл вынесен на обсуждение Пленума ЦК ВКП(б), состоявшегося 1-4 июня 1936 г.[12]В Резолюции Пленума говорилось об одобрении проекта и целесообразности созываВсесоюзного съезда Советов для его детального рассмотрения. 11 июня проект былодобрен Президиумом ЦИКа Союза ССР, было принято решение о созыве Всесоюзногосъезда Советов 25 ноября 1936 г. и о публикации будущего Основного закона.
Проект новойКонституции был опубликован 12 июня 1936 г. во всех газетах страны. Еговсенародное обсуждение стало одним из ярчайших внутриполитических событий 30-хгодов. В нем приняло участие не менее 55 % взрослого населения, или около 70млн. человек.[13] Наибольшее число предложенийнаселения касалось общественного устройства, прав и обязанностей граждан,принципов избирательной системы, решения национального вопроса, а так жеустройства высших органов власти СССР и их деятельности. От населения поступилооколо 2,5 — 3 млн. дополнений и предложений. Всего в проект было внесено более40000 поправок.[14] К 21 ноября 1936 г. проектКонституции был одобрен на 165 тысячах пленумов Советов, исполнительныхкомитетов, депутатских групп, в которых участвовало 3472 тысячи человек.[15]Население страны демонстрировало свою заинтересованность в созданиидемократического Основного закона и веру в положительные перемены, которые ондолжен принести во все сферы жизни общества. К 4 декабря редакционная работабыла полностью завершена.
5 декабряпостановлением Чрезвычайного VIII съезда Советов СССР окончательный проект споследними изменениями в 34 статьях был утвержден.[16]
За созданиемКонституции активно следил весь западный мир. Проект комментировался ведущимизарубежными политиками и печатными изданиями. Некоторые оценки и мнения быликритического характера, но, по признанию многих, по большинству положенийКонституция СССР 1936 года стала формально самой демократической в мире.[17]
Хотя Сталин ибыл председателем Конституционной комиссии, серьезно повлиял на содержаниесоздаваемого Основного закона, но существенную роль играли и оппозиционные емуполитики. Так, важнейший блок по социальным вопросам подготовил НиколайБухарин. «Сталинская» Конституция стала и первоначально являлась новой вехой вразвитии не только советской, но и мировой демократии.[18]
Глава II. Основныеположения Конституции СССР 1936 г. 2.1Общественное устройство СССР
В новомОсновном законе особенно подчеркивается социалистический характер и типсоветского общества и государства, основополагающий характер закрепленныхотношений и их связь с экономической основой. Достижения революции и такие последующиепроцессы, как национализация и обобществление эксплуататорского имуществапривели к накоплению значительных ценностей. Но на первый план выдвигаютсяпроцессы социалистического накопления и достижения общества нового типа,которое формировалось с конца 1920 гг.[19] Теперь СССР является социалистическимгосударством рабочих и крестьян, которые составляют основу общества, чтозакреплено в государственных символах – флаге и гербе. Вся власть принадлежитСоветам депутатов трудящихся, являющимся политическим базисом государства. Вкачестве экономической основы выступает социалистическая система хозяйства исоциалистическая собственность на орудия и средства производства. ОдновременноКонституция декларирует ликвидацию капиталистической системы хозяйства ичастную собственность на достижения социализма. По Основному законусоциалистическая собственность – это собственность государства, либоколхозно-кооперативных объединений; она провозглашается господствующей в СССР.Народно хозяйственный план определяет и направляет хозяйственную жизнь вгосударстве. В статье 12 говорится, что в СССР осуществляется принципсоциализма: «от каждого по способности, каждому – по его труду». На первыйвзгляд – это очень справедливый и правильный социалистический принцип. Но дляобщества, которое стремилось к построению коммунизма и светлого будущего, онскорее звучит как отход в сторону дореволюционной идеологии. Поэтомурассматриваемый принцип напоминает скорее капиталистическую норму сдельщины,чем социалистическую формулу. Ведь невозможно работать сверх физических сил, поэтомуоплата «по труду», а не «по потребностям», ставит на привилегированные позициинемногих ударников производства и бюрократический аппарат. Это можноаргументировать, во-первых, тем, что в капиталистическом обществе таким жеобразом реализуется принцип сдельной оплаты труда. Во-вторых, такой подходнеизбежно ведет к превосходству одной общественной группы над другой, а далее кклассовому неравенству, что является серьезным противоречием. Таким образом,можно представить, что либерализация законодательства была направлена не назащиту прав личности и достижений социализма, а на укрепление и усилениегосподствующего меньшинства.
В-третьих, демократияна практике продолжала иметь классовый характер, но по Конституции она формальностала демократией для всех граждан, так как нетрудящиеся элементы быливытеснены из советского общества.[20] Подобное противоречие между реальнойжизнью и положениями Конституции может порождать несогласованность в ключевыхпринципах. И если данная ситуация была создана разработчиками Основного законанамеренно и не является правотворческой ошибкой, то она способна превратиться висточник угнетения и несправедливости в обществе, что в свою очередь можетявляться косвенным признаком фиктивности Конституции.2.2 Государственное устройство СССР
Как и впервых советских Основных законах, была вновь закреплена форма государства,сложившаяся в результате революции 1917 г. – республика Советов со столицей вг. Москве. По Конституции СССР – союзное государство на основе добровольногообъединения 11 равноправных Советских Социалистических республик, в составкоторых входят 9 автономных областей, 5 краев, 34 области и 22 автономныесоветские социалистические республики. В соответствии со ст. 21 Конституции, навсей территории СССР устанавливается единое гражданство. Каждая союзнаяреспублика обладает суверенитетом, который ограничивается высшими органамивласти СССР, занимающимися наиболее важными вопросами, которые указаны в ст.14: контроль за исполнением конституции СССР и обеспечение соответствияКонституций союзных республик общесоюзной, изменение границ между союзнымиреспубликами, утверждение народно-хозяйственных планов, единого государственногобюджета СССР и другими. Каждая Союзная республика имеет право свободного выходаиз СССР, ее территория не может подвергаться географическим изменениям без еесогласия. Законы СССР действуют и имеют одинаковую силу на всей территориигосударства, следовательно, главенствуют над нормативно-правовыми актами необщесоюзного характера. Но, если закон союзной республики имеет расхождения собщесоюзным, то применяется общесоюзный закон исходя из ст. 20. Подобноеположение серьезно повышало авторитет и политический вес органов союзногозначения. В дальнейшем это обстоятельство с одной стороны серьезно повысилоэффективность плановой системы хозяйства, но с другой стало поводом дляусиления произвола и отхода от демократических принципов в сторону тоталитаризма./>2.3 Органыгосударственной власти
По новомуОсновному закону было изменено не только название Советов, но и их структура. Всистеме органов государственной власти произошел переход от системы съездов ксистеме Советов, непосредственно избираемых населением. Выборными становилисьорганы власти любого уровня, реализовывалась бухаринская идея приближенияСоветов к парламентско-муниципальным учреждениям западного типа. Советы всехзвеньев стали постоянными органами, которые периодически проводили свои сессии,для созыва которых не нужно было каждый раз устраивать новые выборы.Сохранилась возможность отзыва депутатов.[21] Во всех звеньях от сельсовета доВерховного Совета СССР устанавливается единая система, позволяющая избирателямбыть на связи со всеми советскими органами. Советы становились болееоперативными, особенно когда требовался созыв внеочередной сессии. Работадепутатов могла контролироваться избирателями, которые хотели исполнения своейволи и зашиты интересов. Кроме этого, была упрощена система органов власти иуправления и устранена неразбериха с законодательными полномочиями. ВместоВсесоюзного съезда Советов, двухпалатного ЦИКа Союза и его Президиума законпредусматривал образование Верховного Совета Союза ССР и его Президиума.[22]В Конституции нет четкого текстуального размежевания исполнительной изаконодательной ветвей власти.[23] Верховный Совет СССР – высший органгосударственной власти, который осуществляет исполнение большинства норм,прописанных в ст. 14. Его очередные сессии созываются 2 раза в год. Полномочияэтого органа длятся 4 года, и согласно ст. 32 только он имеет исключительноеправо на законодательную деятельность на общесоюзном уровне. Работу высшегооргана государственной власти возглавляет Президиум из членов Верховного СоветаСССР. Но он не имеет собственных законодательных полномочий. Обе палатыВерховного Совета СССР – Совет Союза и Совет Национальностей – являютсяравноправными и обладают законодательной инициативой, их сессии начинаются изаканчиваются в одно время, каждая избирает своего председателя и двух егозаместителей. Председатели руководят заседаниями соответствующих палат,руководят их внутренним распорядком, поочередно ведут их совместные заседания.Для утверждения закона необходимо его принятие простым большинством голосовобеих палат. В случае разногласия в решениях палат, создается согласительнаякомиссия на паритетных началах. Если ее члены не приходят к соглашению илирешение не удовлетворяет одну из палат, то законопроект снова рассматривается впалатах. Если согласие не достигнуто, то Президиум Верховного Совета СССРраспускает Верховный Совет СССР. Если же закон утвержден, он должен бытьподписан председателем и секретарем Президиума Верховного Совета СССР.
ВерховныйСовет Союзной республики, избираемый ее населением на 4 года, является, исходяиз ст. 59 Конституции, единственным законодательным органом на соответствующемуровне. Он принимает Конституцию республики и утверждает Конституциинаходящихся в ее составе автономных республик и народно хозяйственный план ибюджет республики, осуществляет ряд других полномочий, но в своей деятельности руководствуетсяпринципами, заложенными Верховным Советом СССР. Верховный Совет Союзнойреспублики осуществляет и ряд сопутствующих исполнительных полномочий.
Высшиморганом государственной власти Автономной республики является Верховный СоветАССР, избираемый ее населением на 4 года. Он является единственным органомзаконодательной власти на своем уровне, осуществляет и ряд руководящихполномочий.
Такимобразом, по Конституции СССР 1936 г. ни один другой орган, кроме ВерховныхСоветов всех уровней, не имеет законодательных прав. Некоторые могут издаватьуказы, содержащие новые правовые нормы и даже вносить изменения в действующиезаконы, но без утверждения на сессии Верховного Совета они не будут иметь силузакона. В частности Президиум Верховного Совета СССР, который состоит изпредседателя, 11 его заместителей по числу союзных республик, секретаря и 24членов, является скорее органом исполнительной власти, выполняющиморганизационные функции. Его полномочия прописаны в ст. 49. Он имеет правоиздавать указы, содержащие правовые нормы, но не законы. Если указ направлен наизменение закона, то он должен быть утвержден Верховным Советом.[24]Президиум в своей деятельности подотчетен Верховному Совету СССР, но сохраняетсвои полномочия даже после его роспуска, до избрания нового Верховного Советадля его созыва.
Исполнительнаявласть в СССР в соответствии со статьями 56 и 64 Основного закона принадлежитнепосредственно Правительству СССР в лице Совета Народных Комиссаров СССР, котороеобразуется Верховным Советом СССР. Этот орган имеет высшие исполнительныеполномочия, как, например, руководство отраслями государственного управления(ст. 72), непосредственно осуществляет исполнение Конституции на всейтерритории государства. Правительство возглавляет Председатель Совета НародныхСССР. СНК СССР ответственен перед Верховным Советом СССР и ему подотчетен. Еговажнейшие функции включают осуществление общего руководства в области сношенийс иностранными государствами, объединение и направление работы общесоюзных исоюзно-республиканских Народных комиссариатов СССР и др. Его постановления ираспоряжения обязательны к исполнению на всей территории СССР. Правительствоимеет право приостанавливать постановления и распоряжения Советов НародныхКомиссаров Союзных республик и отменять приказы и инструкции НародныхКомиссаров СССР. Общесоюзные Народные Комиссариаты могут заниматься какнепосредственным управлением определенной отраслью народного хозяйства, так ипередавать часть полномочий назначаемым ими органам.
Все НародныеКомиссариаты СССР являются общесоюзными или союзно-республиканскими. Исходя изст. 79 Конституции, высшим исполнительным и распорядительным органомгосударственной власти Союзной республики является Совет Народных КомиссаровСоюзной республики во главе с председателем. Этот орган ответственен иподотчетен Верховному Совету Союзной республики. СНК республики издаетпостановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов СССРи Союзной республики, постановлений и распоряжений СНК СССР, проверяет их реализацию.Непосредственное руководство отраслями государственного управления, входящими вкомпетенцию Союзной республики, осуществляют Народные Комиссары Союзнойреспублики, которые издают приказы и инструкции на основании и во исполнениезаконов СССР и Союзной республики. Народные Комиссариаты Союзной республики являютсясоюзно-республиканскими или республиканскими. Первая группа имеет двойноеподчинение, а вторая в своей деятельности непосредственно подчинена СНК Союзнойреспублики.
На уровнеАвтономной республики ее Верховный Совет образует Совет Народных КомиссаровАССР.
Органамиисполнительной власти краевого, областного и более низкого уровня являютсяСоветы депутатов трудящихся, которые избираются населением этихадминистративно-территориальных единиц сроком на 2 года. Они руководятдеятельностью подчиненных органов управления, обеспечивают охрану порядка,соблюдение законов и прав граждан, устанавливают местный бюджет и др.Непосредственно исполнительные и распорядительные функции осуществляют избираемыеСоветами депутатов трудящихся соответствующего уровня исполнительные комитетыво главе с председателем. В небольших поселениях исполнительными ираспорядительными функциями обладают председатель и секретарь.
Такимобразом, система исполнительных органов имеет разветвленную и относительно четкопрописанную структуру. При отсутствии необходимости осуществлятьзаконодательные полномочия, многие органы приобрели эффективность в своейдеятельности, став более оперативными.[25]
Для успешнойреализации своих полномочий органы государственной власти должны опираться насистему правосудия и соответствующие организации по надзору за исполнением законови соблюдением правовых принципов.
В соответствиисо ст. 104 Конституции 1936 г., высшим судебным органом является Верховный СудСССР, который, как и специальные суды, избирается Верховным Советом СССР срокомна 5 лет. Он является контрольной инстанцией и осуществляет надзор задеятельностью всех судебных органов СССР и союзных республик.
ВерховныеСуды союзных республик, краевые и областные суды, суды автономных республик,автономных областей и окружные суды избираются Советами соответствующего уровняна 5 лет. Народные судьи избираются гражданами соответствующего района прямымтайным голосованием на срок в 3 года.
Рассмотрениедел во всех судах осуществляется с участием народных заседателей, кромепредусмотренных законом случаев, а разбирательство дел является открытым, спредоставлением обвиняемому права на защиту. Судопроизводство ведется на языкесоюзной или автономной республики или автономной области. Правосудиегарантируется принципом независимости судей и их подчиненности только закону,что закреплено в ст. 112. Законодательством о судоустройстве и судопроизводствеведают высшие органы власти и государственного управления СССР. Согласно ст. 52,депутат Верховного Совета СССР подлежит привлечению к суду только в особомпорядке.
ПрокуратураСССР осуществляет высший надзор за исполнением законов всеми Народными Комиссариатамии подведомственными им учреждениями, должностными лицами и гражданами СССР. ПрокурорСССР назначается Верховным Советом СССР на 7 лет. Он в свою очередь назначаетреспубликанских, краевых, областных прокуроров и прокуроров автономныхреспублик и автономных областей на 5 лет; утверждает в должности назначаемыхпрокурорами союзных республик республиканских, краевых и областных прокуроров.В осуществлении своих функций органы прокуратуры подчиняются только ПрокуроруСССР.
Исходя из ст.127, гражданин СССР может быть подвергнут аресту только по постановлению судаили с санкции прокурора. Это положение укрепило принцип неприкосновенностиличности и законности, давая гражданам уверенность в своей защищенности отчиновничьего произвола. 2.4Права и обязанности граждан
НовыйОсновной закон серьезно расширял общедемократические права граждан. Впервые впрактике российского законодательства конституционно признаваласьнеприкосновенность личности в статье 127. К прежнему набору традиционных прав исвобод, как свобода совести (ст. 124), слова, собраний и митингов, уличныхшествий и демонстраций (ст. 125), и пр., добавляются новые, как, например,право на труд (ст. 118), на отдых (ст. 119), на бесплатное образование (ст.121).[26] В ст. 120 говорится о социальныхгарантиях: праве на материальное обеспечение в старости, в случае болезни и припотере трудоспособности. Либерализация законодательства коснулась и религиознойсферы. Согласно ст. 124, провозглашается свобода отправления религиозныхкультов и антирелигиозной пропаганды. К новым правам советского государстваотносятся неприкосновенность жилища и переписки населения (ст. 128). Все гражданеСССР равны в правах независимо от расы и национальности во всех сферах жизни(ст. 123), а статья 122 провозглашает равенство по половому признаку, так какженщина получает одинаковые права с мужчиной. Одна из важнейших статейКонституции – статья 126 провозглашает право объединения в общественныеорганизации. Не отголоском замысла мировой революции, но желанием высшегоруководства СССР повысить свое влияние в качестве борца против угнетенияявляется ст. 129, которая дает право убежища иностранцам, преследуемым заполитическую деятельность в области национально-освободительной борьбы и защитыинтересов трудящихся. Убежище предоставляется и ученым, так как стране еще нехватало квалифицированных специалистов в некоторых областях науки и техники.Ряд прав, относящихся скорее к сфере права собственности, указан в первой главеОсновного закона. К их числу относятся право личного пользования небольшимучастком земли, которое имеется у каждого колхозного двора, право личнойсобственности на подсобное хозяйство на приусадебном участке, так как крестьяневсегда хотели иметь хоть и не много, но личной земли, продуктивный скот иптицу, мелкий сельскохозяйственный инвентарь (ст. 7). А право частнойсобственности допускается лишь в одном случае в статье 9, при обязательномсоблюдении двух условий: собственность должна быть мелкой, и в ее основе долженлежать личный труд, а не эксплуатация чужого труда.[27]Личная собственность упоминается и в ст. 10, распространяясь на трудовые доходыи сбережения, жилой дом и подсобное домашнее хозяйство, предметы домашнегохозяйства обихода, личного потребления и удобства. Статья 10 повествует осуществовании права наследования личной собственности граждан. Конституция встатье 123 гарантирует защиту всех прописанных в ней прав по закону отвсяческих ограничений, ущемлений и неверного истолкования. Но само понятиеневерной трактовки положений Основного закона остается нераскрытым. Возможно,данное положение было еще одним стимулом чиновничьего произвола,неограниченности полномочий правительства по отношению к простым гражданам. Но,пусть даже и формально, все права имеют прописанные в Конституции обоснования игарантии их реализации и обеспечения.
Не менееважными является и исполнение обязанностей гражданина, наиболее значимые изкоторых тоже четко прописаны в Основном законе. К ним относятся соблюдениеКонституции и дисциплины труда, исполнение законов и общественного долга,уважение правил социалистического общежития (ст. 130), защита Отечества (ст.133); гражданин обязан беречь и укреплять общественную, социалистическуюсобственность (ст. 131). В СССР существует всеобщая воинская обязанность (ст.132). Несоблюдение обязанностей тоже считается противозаконным даянием, так какзачастую приводит к нарушению прав граждан. В соответствии со ст. 131 врагаминарода являются лица, которые покушаются на общественную, социалистическуюсобственность. По всей строгости закона карается измена родине в виде нарушенияприсяги, перехода на сторону врага, нанесения ущерба военной мощи государства,а так же шпионаж (ст. 133).
Такимобразом, В основном законе СССР 1936 г. были задекларированы практически всеосновные права, которые желал бы иметь гражданин демократического государства.Но каждый человек, обладающий привилегиями, хотел бы пользоваться ими. Ксожалению, Конституция не смогла предоставить гражданам СССР полноценногомеханизма реализации правовых принципов.2.5 Избирательная система
НоваяКонституция СССР сохранила и развила принцип выборности всех органов власти – иместных, и высших. В Основном законе СССР 1936 года впервые в истории советскихконституций выделяется отдельная глава «Избирательная система». Декларация опостроении социализма позволила внести два важнейших изменения в избирательнуюсистему: перейти от многоступенчатых выборов к прямым и отменить ограниченияклассового характера, вернувшись к принципу всеобщих выборов. Кроме того,голоса избирателей стали равными, каждый гражданин имеет один голос.[28]Исходя из ст. 137, женщины пользуются правом избирать и быть избранными наравнее с мужчинами. Граждане, которые находятся на службе в Красной Армии, также могут участвовать в выборах в качестве избирателя или избираемого. Но труднообъяснить, почему в социалистическом обществе были введены тайные выборы. В товремя считалось, что тайна голосования в капиталистическом обществе должназащищать эксплуатируемых от террора эксплуататоров. Значит и в советскомобществе существовала необходимость защиты свободы волеизъявления граждан отпроизвола бюрократии.
Фактическиподавляющее большинство из девяти статей рассматриваемой 11 главы Конституциираскрывают содержание перечисленных принципов. Закрепляя принцип всеобщегоизбирательного права, Конституция СССР 1936 года уточняла возраст избирателей –граждане могут участвовать в выборах с 18 лет. Это означало, что в соответствиисо статьей 135 Конституции любой гражданин, достигший указанного возраста, имелправо избирать и быть избранным в Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР,а также в иные нижестоящие Советы. Первоначально и положения о выборах,изданные на основе Конституции, не содержали возрастных ограничений. Однако вболее поздний период (начиная с 1946 г.) в нарушение формальной логикиКонституции положения вводили возрастной ценз для избрания депутатом ВерховногоСовета СССР — 23 года и Верховного Совета РСФСР — 21 год.
СогласноКонституции от выборов отстранялись умалишенные и лица, осужденные судом слишением избирательных прав в качестве факультативной меры наказания.Своеобразно решался вопрос с определением критерия отнесения лиц к числуумалишенных. В Конституции не был прописан юридический критерий для признаниялица таковым.
Эта статьяКонституции СССР явно допускала произвольное толкование. В частности,постановлением Президиума Верховного Совета СССР от 1 декабря 1945 года «Овнесении в списки избирателей лиц, имеющих судимость и находящихся подследствием» разъяснялось, что в списки избирателей вносятся также лица,находящиеся под следствием, но не содержащиеся под стражей, если они не лишеныизбирательных прав. На практике это означало, что любое лицо, находящееся вследственном изоляторе или изоляторе временного содержания, лишалосьизбирательных прав. Такое положение сохранялось до декабря 1958 года.
Конституционныйпринцип равного избирательного права также соблюдался не в полной мере. Напрактике в отсутствии законодательной регламентации разброс числа голосующих вразличных избирательных округах составлял до 50 и более процентов при выборах всостав Совета Союза СССР.
Что жекасается выборов в другую палату — Совет Национальностей, то они осуществлялисьпо единой квоте: 25 депутатов от каждой союзной республики, 11 депутатов откаждой автономной республики, 5 депутатов от каждой автономной области и 1депутат от каждого национального округа. Таким образом, разные по числу жителейреспублики, например РСФСР и Эстонская ССР оказывались представлены равнымчислом депутатов. При этом, поскольку большинство автономных республик,автономных областей и все национальные округа были расположены на территорииРоссии, РСФСР, в конечном счете, получала большинство мест в СоветеНациональностей.[29]
Существеннымнедостатком избирательной системы явилось сохранение выдвижения кандидатов попроизводственному принципу и их избрание по территориальному. СогласноКонституции и положениям о выборах право выдвижения кандидатов принадлежалообщественным организациям и обществам трудящихся: коммунистическим партийныморганизациям, профессиональным союзам, кооперативам, организациям молодежи,культурным обществам и союзам. А голосование за этих кандидатов происходило потерриториальным избирательным округам. Поэтому избиратели в большинстве своемне имели представления о деловых и моральных качествах выдвинутых кандидатов.Но, в этом не было особой необходимости, так как на один мандат на практикевыдвигался только один кандидат.
Но, несмотряна массу существенных недостатков, утверждение новых принципов избирательнойсистемы было одним из наиболее важных проявлений компромисса власти и общества.[30]
Заключение
Какпоказывает история, Конституция СССР 1936 г. не смогла стать полноценныминструментом демократии. Ее передовые принципы не были в полной меревостребованы обществом, хотя в этом нет вины простых граждан. Ко временипринятия нового Основного закона страна не полностью забыла революционноевремя. Правящий слой советского общества напоминал во многом аппаратбуржуазного управления, часто с опаской и недоверием смотревший на население.Поэтому Конституция стала неким надуманным компромиссом между стремлениембольшинства к социализму и невозможности его полноценной реализации в тотпериод времени. Ведь продолжавшаяся «бюрократизация» Советов не останавливала,а усиливала чиновничий произвол.[31] Конституция не смогла предложитьмеханизмов социалистического преобразования общества, что порождало ситуациюнеопределенности.
Умеренностьпериода принятия нового Основного закона позднее сменилась более радикальнымкурсом. Используя сложившееся в стране положение, И.В. Сталин решился нафинальный рывок к высшей власти. Он дает возрастающим преимуществам верховтеоретическое оправдание и обоснование в новой Конституции, сохраняя свою опорув виде советской аристократии, оградив ее от недовольства при помощи всехвозможных средств. Основной закон в ст. 126 закрепил за Всесоюзнойкоммунистической партией (большевиков) одно из главенствующих мест в жизнистраны, а на практике отвел ее Политбюро роль единственного реального источникаверховной власти. Благодаря этому и оформилось узкое двухуровневое руководство,которое присвоило себе важнейшие управленческие и не только полномочия в партиии в СНК СССР. Высшая власть оказалась в руках Сталина, Молотова, Ворошилова иКагановича, которым активно содействовала вспомогательная группа в составеЕжова, Чубаря и Микояна. Но и фактические правители государства должны быливремя от времени формально становиться на сторону народа против бюрократии,разумеется, с ее молчаливого согласия. Следовательно, даже в положении о тайномголосовании прослеживается стремление руководства страны отчасти очиститьгосударственный аппарат от разъедающей его коррупции. Произвол, открывающийсяна каждом шагу, стал грозить самому существованию государства, уже не какорудия социалистического преобразования общества, а как источника власти,доходов и привилегий правящего слоя.
Итак, Основнойзакон сыграл важную роль в укреплении позиций Сталина. Вскоре началисьперемещения вызывавших опасение первых секретарей. Перестановки и чистки неограничивались партийными работниками, коснувшись ряда чиновниковисполнительной власти. Вскоре массовые репрессии обрушились на высший и старшийначсостав Красной Армии с целью искоренения остатков влияния Троцкого. Серьезнопострадали и обычные граждане. Начала складываться печально знаменитая системаГУЛАГа.[32]
Конституциярешила ряд задач, которые перед ней ставили власти: были ликвидированыпоследние очаги сопротивления, партия превратилась в широкийобщегосударственный институт, «ленинская гвардия» сдала свои позиции,завершилось построение индустриального общества.
Основнойзакон 1936 г. содержал не совсем тот политический режим, который реальносуществовал в СССР, став как бы Конституцией несуществующего государства. Вэтом и заключается один из главных признаков его фиктивности. Нарастаниеавторитарных черт советского политического режима, которые позднее проявились в«ежовщине», и относительный демократизм Конституции 1936 г. являлись как быдвумя полюсами, противоположными направлениями развития общества.
Принятые наоснове Конституции СССР Конституции Союзных республик, в том числе и Основнойзакон РСФСР 1937 г. во многом повторяли ее положения. Поэтому считалось, чтосоветские граждане на всей территории государства пользовались одинаковымиправами.[33]
В любомслучае принятие Конституции СССР 1936 г. означало вступление советскогообщества на новую ступень исторического развития. Начинавшаяся новая эпоха сулиланевиданные перемены. Простые граждане надеялись на становление внутреннестабильного общества, где достойное место будет отведено гуманизму иноваторству. Но противоречия советской правовой системы, целый ряд которыхнашел отражение в Конституции, не позволили этим стремлениям сбыться. С другойстороны, Основной закон СССР 1936 г. стал механизмом сглаживания накопившихся вобществе конфликтов, придав государству огромный запас прочности. Верасоветских граждан в счастливое будущее, надежда на демократические переменыпозволила стране выстоять в период Второй Мировой и Великой Отечественной войн,восстановиться из руин и успешно развиваться в дальнейшем.
Рассмотренныйпериод XX века являлся одним из наиболее противоречивых и сложных для нашейстраны. Репрессии, последствия плохо продуманных директивных методов в сфереэкономики, просчеты во внешней и внутренней политике имели печальныепоследствия для населения страны. И, тем не менее, Конституция СССР 1936 г.оставила важный след в истории не только нашего государства. Многие страны,причем не только социалистические, но и капиталистические, строили своиправовые системы на основании ее демократических принципов. В качестве примераможно привести Францию. А раз демократические идеалы, заложенные в Основномзаконе СССР 1936 г. смогли защитить непосредственных творцов духовных иматериальным достижений человечества, то его принятие нельзя считать напрасным.Поэтому, Конституция СССР 1936 г., которая с некоторыми изменениями служиластране по 1977 г., иначе говоря, самый продолжительный период в историисоветского государства, не может считаться фиктивной. Ее значение и авторитетне раз менялись, порой она действительно становилась реальным источником благдля простых граждан. Опыт создания Конституции 1936 года, ее недостатки идостоинства были частично учтены при создании Конституции СССР 1977 г.[34],и Конституции Российской Федерации 1993 г., а в конечном счете и современнойправовой системы нашей страны.
/>Списокиспользованных источников и литературы
1. Липатов А.А. СавенковН.Т. История Советской Конституции в документах // М. Государственноеиздательство юридической литературы. -1957.
2. Титов Ю.П. Хрестоматияпо истории государства и права России // М. Проспект. -2005.
3. Жуков Ю.Н. Репрессии иКонституция СССР 1936 года. Вопросы истории // М. -2002. № 1.
4. Кабанов В.В. К историисоздания Конституции СССР 1936 г. // М. -1976. № 6.
5. Лукьянова Е.А.Источники советского государства и права в период между двумя Конституциями.Советское государство и право // М. –1990. № 2.
6. Туманов В. Конституция– школа гражданского общества // М. Российская юстиция.-1997. № 5.
7. Чураков Д. Сталинскиеуроки забылись // М. Диалог -1996. № 11.
8. Крутских В.Е.Юридический энциклопедический словарь // М. ИНФРА-М.-2003.
9. Прохоров А.М., ГиляровМ.С., Жуков Е.М. Советский энциклопедический словарь // М. СоветскаяЭнциклопедия.-1981.
10. Белковец Л. П.,Белковец В. В.История государства и права России. Курс лекций // Новосибирск.Новосибирское книжное издательство. — 2000.
11. Берхин И.Б. ИсторияСССР 1917-1971 // М. Высшая школа.-1972.
12. Кукушкин Ю.С.,Чистяков О.И. Очерк советской конституции // М. ПОЛИТИЗДАТ.-1987.
13. Титов Ю.П. Историягосударства и права России // М. Проспект.-1999.
14. Чистяков О.И. Историяотечественного государства и права. Ч. I: Учебник // М. БЕК. — 1999.