Реферат по предмету "Государство и право"


Режим апартеида в ЮАР и его крах. Французская Конституция 1958 г

Режим апартеида в ЮАРи его крах
 
История внешней политикиЮжной Африки как суверенного государства охватывает период немногим более трехдесятилетий. Однако с 1910 г., года образования Южно-Африканского Союза, до 1961 г., когда она стала независимым государством, Южная Африка играла, заметную роль в мировойполитике.
Экономической основойсистемы расизма и колониализма на юге Африки является господство могущественныхмеждународных монополий. В этом районе сосредоточена львиная доля всехиностранных, в том числе американских, капиталовложений в Африке. Только водной ЮАР действует свыше 250 крупнейших американских фирм, которые получаютпочти 100 млн. долл. прибыли в год. Прямые инвестиции американского капитала вЮАР возросли с 50 млн. долл. в 1943 году до 755 млн. долл. в 1969 году исоставляют ныне около 25% всех американских инвестиций в Африке. Важная рольотводится району Южной Африки в глобальной военно-политической стратегииВашингтона. Многочисленные официальные и секретные соглашения, заключенные США,Англией, ФРГ и Португалией с расистскими режимами в Претории и Солсбери,фактически распространяют на Южную Африку сферу оперативной деятельности НАТО.
В 1948 г. правительство Смэтса потерпело поражение на выборах и к власти в ЮАС пришла Национальная партияво главе с Д.Ф. Маланом. С этого времени и вплоть до 1990 г. внешнеполитическая деятельность правящих кругов страны, по существу, определялась системойапартеида и стремлением сохранить и упрочить привилегированное положение белогоменьшинства.
Апартеид сталкраеугольным камнем политики Национальной партии в ЮАС. Принятый в 1949 законзапрещал браки белых с цветными или африканцами. Закон «О регистрациинаселения» от 1950 предусматривал классификацию и регистрацию жителей ЮжнойАфрики по расовому признаку, в соответствии с принятым в том же году законом «Орасселении по группам» были созданы т.н. «этнические» зоны – расовые гетто дляафриканцев, цветных и индийцев, где те имели право владеть собственностью. С цельюдальнейшего укрепления системы апартеида в 1962 был принят закон «Обобщественной безопасности», больше известный как закон «о саботаже». Всоответствии с этим законом, любой человек, совершивший преступное деяние, отобычного правонарушения до убийства, или же пытающийся «осуществить илипоощрить социальные или экономические изменения» в стране, мог быть без суда иследствия приговорен к тюремному заключению и даже к смертной казни. Закон «Оподрывной деятельности», принятый в 1967, предусматривал задержание людей безордера на арест, содержание в одиночной камере, содержание под арестом втечение неопределенного срока, проведение общего судебного процесса над людьми,совершившими разного вида преступления и вынесение приговора группе лиц запротивозаконные действия одного человека в определенных ситуациях. По закону1969 в ЮАС было создано Управление государственной безопасности, деятельностькоторого мог контролировать только министр, специально назначенный президентом.Был также принят закон, запрещающий распространение информации, наносящей вредгосударственной безопасности.
После окончания второймировой войны ЮАС столкнулся с осуждением существовавшего в стране расовогонеравенства со стороны ООН, к числу основателей которой принадлежала и Южная Африка.С начала 50-х годов вплоть до последнего времени вопрос об апартеиде в ЮАС былпостоянным и одним из наиболее важных пунктов повестки дня главного форумамирового сообщества.
Правительство ЮАС сразуже заняло твердую позицию, отвергавшую право Генеральной Ассамблеи ООНобсуждать эту проблему, ссылаясь на п. 7 ст. 2 Устава ООН о невмешательстве вовнутренние дела государств-членов. В 1955 г. в знак протеста ЮАС отозвала своего представителя на Генеральной Ассамблее ООН и возобновила участие в ее работелишь в 1958 г. Однако в 1963 г. Совет Безопасности ООН признал угрозу, которуюпредставляет собой ситуация в Южной Африке для международного мира ибезопасности. Попытка правительства белого меньшинства представить политикуапартеида как проблему исключительно внутреннего характера не удалась. В 1974 г. Генеральная Ассамблея ООН заявила о непризнании полномочий делегации ЮАР, и с этого времениее представители не принимали участия в ее работе.
В 1970-х–начале1980-х годов около 3,5 млн. африканцев были насильственно выселены натерриторию бантустанов, созданных по этническому принципу. 26 октября 1976правительство ЮАР объявило о предоставлении «независимости» бантустануТранскей, 6 декабря 1977 – Бопхутхатсване, 13 сентября 1979 – Венде и 4 декабря1981 – Сискею. Миллионы африканцев, жившие в бантустанах и приписанные к ним,были лишены гражданства ЮАР.
В 1977 годувласти ЮАР запретили практически все организации, выступавшие против политикиапартеида. На этом фоне возросло число диверсионных актов АНК (АфриканскогоНационального конгресса) против государственных предприятий и учреждений. Силы,оппозиционные режиму, требовали освобождения из заключения лидера АНК НельсонаМанделы.
В условияхнепрекращавшихся волнений органы местной власти в африканских поселенияхпрактически перестали функционировать, и молодые активисты АНК стали создаватьновые органы самоуправления. В июле 1985 правительство ввело режимчрезвычайного положения на значительной части территории страны.
В конце1980-х–начале 1990-х годов ЮАР встала на путь постепенного отказа от политикиапартеида. Этот курс правительства был в значительной степени вынужденным:экономическое положение страны значительно ухудшилось, не в последнюю очередьиз-за экономических санкций, предпринятых странами ЕС, США и других государствс целью оказания давления на власти ЮАР. Кроме того, частные иностранныекомпании и кредиторы стали сворачивать свою деятельность в ЮАР, опасаясьдальнейшей дестабилизации. Несмотря на репрессии со стороны государства истрогую цензуру средств массовой информации, сопротивление африканскогонаселения расистскому режиму постоянно возрастало.
В начале 1989с П.В. Ботой случился инсульт, и вместо него руководителем Национальной партиии президентом страны стал лидер отделения партии в Трансваале Фредерик де Клерк, который направил свои усилия напревращение страны в равноправного субъекта переговоров по всему комплексу проблемсубрегиона, на прорыв изоляции ЮАР в мире и возвращение ее в мировоесообщество. В ходе своей избирательной кампаниинакануне парламентских выборов 1989 де Клерк выдвинул пятилетний план демонтажасистемы апартеида, который, правда, не предусматривал передачу властиафриканскому большинству.
Внешняя политикаправительства Ф. де Клерка в начале 90-х годов предполагала расширениемеждународной поддержки внутри- и внешнеполитической деятельности новогоруководства страны, восстановление старых и налаживание новыхмежгосударственных связей, ликвидацию последствий введения санкций против ЮАР.
В мае 1990 г. Ф. де Клерк совершил поездку по девяти странам Западной Европы, цель которой, по егозаявлению, состояла в том, чтобы убедить Европу в необратимости начавшихсяполитических процессов в стране, приведших к легализации деятельности АНК идругих политических организаций и началу переговоров о ликвидации апартеида спредставителями различных партий.
В марте 1994население бантустанов Сискея и Бопхутхатсваны свергли своих правителей, ивременное правительство ЮАР приняло на себя управление этими территориями. Втом же месяце было введено чрезвычайное положение в Натале, где ПСИ призвала кбойкоту выборов и снова обратилась к тактике насилия. Однако в последнюю минутуруководство ПСИ все же приняло решение участвовать в выборах, которыесостоялись 26–29 апреля. 27 апреля 1994 вступила в силу временная конституция,и ЮАР стала государством многорасовой демократии.
АНК пришел квласти, получив поддержку абсолютного большинства избирателей – 63%, в то времякак за Национальную партию проголосовали 20%, а за Партию свободы Инката – 10%избирателей. Остальные политические партии не смогли преодолеть 5%-го барьера,необходимого для включения их представителей в состав правительства. Врезультате коалиционное правительство национального единства, которое должнобыло руководить страной в ближайшие пять лет, было сформировано изпредставителей АНК, Национальной партии и Партии свободы Инката.
9 мая 1994Национальная ассамблея избрала президентом ЮАР Нельсона Манделу. Выдающиесяличные качества нового президента сыграли решающую роль в сохранениистабильности в стране в переходный период.
Другим болезненным узломотношений между Южной Африкой и мировым сообществом был вопрос о предоставлениинезависимости ЮЗА (с 1968 г. — Намибия). В период между мировыми войнами поусловиям мандата Лиги Наций ЮАС должна была представлять Постоянной мандатнойкомиссии ежегодные отчеты о состоянии дел в Юго-Западной Африке. Комиссиянеоднократно высказывала критические замечания в адрес правительства ЮАС всвязи с «абсолютной стагнацией» в области развития социальных программ, сбедственным положением в здравоохранении и системе образования, осуждалаполитику расовой дискриминации. ЮАС же проявляла намерение включить территориюЮЗА в состав Южно-Африканского Союза. Такое предложение было выдвинуто еепредставителями в 1945 г. на конференции в Сан-Франциско. В 1946 г. Я. Смэтс вновь поставил перед Советом по опеке ООН вопрос об включении ЮЗА в состав ЮАС. Витоге Генеральная Ассамблея ООН признала незаконной оккупацию ЮЗА ЮжнойАфрикой, приняв в 1966 г. резолюцию о прекращении действия мандата ЮАР науправление территорией ЮЗА и установив международный статус территории ЮЗА. Врамках ООН в 1967 г. был создан Совет ООН по Намибии. В 1973 г. большинством членов Организация Объединенных Наций в качестве единственного и законногопредставителя намибийского народа признала Народную организацию Юго-ЗападнойАфрики (СВАПО), возглавившую национально-освободительное движение, борьбупротив оккупации ЮЗА Южной Африкой, за превращение своей страны в независимоегосударство. Лишь с реализацией в 1990 г. плана ООН по предоставлению независимости Намибии, разработанного пятью западными державами (США,Великобритания, Франция, ФРГ, Канада), правительство ЮАР стало уважать решенияООН по Намибии и способствовать процессу ее деколонизации. Реакцияправительства ЮАР на изменение расстановки и соотношения политических сил вмире выразилась в выполнении всех условий нью-йоркского соглашения 1988 г., реализация положений которого ознаменовалась провозглашением независимости Намибии в 1990 г. Деколонизация Намибии с участием сил ООН по поддержанию мира (ЮНТАГ) стала переломныммоментом в развитии конфликта на Юге Африки.
Международный конфликт,связанный с существованием в ЮАР режима апартеида, незаконной оккупациейНамибии, агрессивными действиями против соседних независимых государств, привелк тому, что продолжительный период ЮАР была отстранена от участия вмеждународной жизни.

Основныечерты французской Конституции 1958 г.: положение президента, правительства ипарламента
 
Современныйфранцузский политический режим называется Пятой республикой и базируется наКонституции 1958 года. Он был основан выдающимся политическим и государственнымдеятелем генералом Шарлем де Голлем. В 1944 году он стал председателемВременного правительства Франции. Под руководством де Голля правительствовосстановило во Франции демократические свободы, провелосоциально-экономические реформы. Тем не менее, в январе 1946 года главакабинета добровольно ушел в отставку. Де Голль покинул свой пост, когда встране начала возрождаться довоенная политическая система. Учредительноесобрание приступило к разработке нового основного закона страны. Проект новойконституции был выдвинут на всеобщий референдум и одобрен французами в октябре1946 года.
Принятиенового основного закона положило начало существованию во Франции режимаЧетвертой республики. Конституция 1946 года по праву считается самойдемократической в истории Франции. Однако основной отличительной чертой режима,который она установила, стала классическая французская многопартийность,предопределившая неустойчивость политической системы, частую сменуправительств. За двенадцать лет существования Четвертой республики во Франциисменилось двадцать четыре правительства.
В периодЧетвертой республики голлизм стал крупнейшим политическим течением, опиравшимсяна идеи сильной исполнительной власти, «национального величия» и социальныхреформ. Де Голль сразу же решил «объявить войну» Четвертой республике и ееслабой «системе партий». В середине 50-х годов Четвертая республика,ослабленная колониальными войнами и нестабильностью политической системы,вступила в полосу затяжного кризиса. Сторонники генерала де Голля развернулиширокую кампанию за возвращение к власти своего лидера. Сам де Голль умеловоспользовался создавшейся ситуацией и в мае 1958 года вернулся к управлению Франциейна продиктованных им условиях. Он был призван президентом республики Рене Котивозглавить правительство и 1 июня 1958 года получил согласие Национальногособрания предоставить его кабинету «чрезвычайные полномочия сроком на полгода»,чтобы «разработать новую конституцию и вынести ее на всеобщий референдум».
Итак, летом1958 года правительство де Голля приступило к осуществлению коренной реформыфранцузского государственного устройства — разработке нового основного законаФранции. На всеобщем референдуме 28 сентября 1958 года около 80 процентовголосовавших французов сказали «да» новому основному закону страны. ТакКонституция 1958 года вошла в силу и положила начало существованию во Франциинового политического режима — Пятой республики, существующей уже без малогополвека.
Конституция1958 года коренным образом изменила управление Францией, еегосударственно-административную систему. В стране была установлена республикапрезидентского типа правления. Согласно новому основному закону во Франции былизначительным образом расширены прерогативы исполнительной власти (президента иправительства) за счет законодательной (парламента).
Президентреспублики стал ключевой фигурой французской политики. По Конституции 1958 годаон избирается косвенным (с 1962 года — всеобщим) голосованием сроком на семь (с2002 года — на пять) лет. Президент обладает правом назначать премьер-министраи по его предложению отдельных министров, возвращать принятые парламентомзаконопроекты на новое обсуждение, по предложению правительства или обеих палатвыносить на всеобщий референдум любой законопроект, касающийся организациигосударственной власти или одобрения международных соглашений, способныхзатронуть деятельность государственных институтов. Президент может распускать(после консультации с премьер-министром и председателями палат) Национальноесобрание и назначать новые выборы.
Статья 16конституции дает президенту республики право в чрезвычайных обстоятельствахбрать всю полноту власти в стране в свои руки. Она гласит: «Когда институтыреспублики, независимость нации, целостность ее территории или выполнениемеждународных обязательств оказываются под серьезной и непосредственнойугрозой, а нормальное функционирование конституционных органов государственнойвласти нарушено, президент республики принимает меры, которые диктуются даннымиобстоятельствами. Для этого достаточна простая консультация спремьер-министром, председателями обеих палат парламента и Конституционнымсоветом. Парламент собирается в таком случае по собственному праву и не можетбыть распущен».
Назначаемыйпрезидентом страны премьер-министр и правительство несут ответственность передНациональным собранием.
СогласноКонституции 1958 года отказ в доверии правительству может иметь место либо вслучае постановки самим премьер-министром в Национальном собрании вопроса обответственности правительства по его программе, либо в случае внесения поменьшей мере одной десятой частью депутатов так называемой резолюции порицания.В обоих случаях правительству может быть отказано в доверии лишь абсолютнымбольшинством голосов. Если резолюция порицания не собирает требуемогобольшинства, то ее инициаторы лишаются права вносить новую в течение даннойпарламентской сессии.
Законодательнаявласть согласно конституции принадлежит двухпалатному парламенту — Национальномусобранию и Сенату.
Национальноесобрание, избираемое на пять лет всеобщим голосованием, принимает законы,определяющие осуществление гражданских прав, судоустройство, налоговую систему,порядок выборов, статус государственных служащих и национализацию. В такихважнейших областях, как оборона, организация и доходы органов местногосамоуправления, образование, трудовое право, статус профсоюзов Национальномусобранию надлежит определять лишь «общие принципы». Все остальные вопросырешаются правительством и администрацией в порядке осуществленияраспорядительной власти.
Кореннаяреформа государственного устройства Франции привела на практике к кардинальнымизменениям в функционировании всего государственноадминистративного аппаратастраны. Сложившаяся в конце пятидесятых годов система управления Франциейдействует по сей день. Правда, при каждом новом президенте в ней появляютсясвои особенности.
В декабре1958 года де Голль был избран президентом республики. По сложившейся в первыегоды существования Пятой республики традиции прерогативой президента сталаисключительно внешняя политика, а главы правительства — внутренняя.
Статья 20конституции Франции гласит: «Правительство определяет и осуществляетнациональную политику». В начале 1959 года, назначив Дебре, де Голль сказалему: «Я не собираюсь вдаваться в детали правительственной деятельности. Яограничусь тем, что определю основные направления». И действительно, в Пятойреспублике внутренней политикой неизменно ведает премьер-министр исформированный им кабинет. Президент с высоты своего поста наблюдает за ихдеятельностью. Каждую неделю под его председательством в Елисейском дворцепроходит заседание кабинета министров. Количество министров во Францииколеблется, как правило, между двадцатью и тридцатью.
Премьер-министрво Франции включает в состав своего кабинета представителей партий, имеющихбольшинство в Национальном собрании, а сам является лидером этого большинства.В период президентства де Голля с 1959 по 1962 год продолжала существоватьклассическая французская многопартийная система, унаследованная от Четвертойреспублики. В это время голлисты, объединившиеся в крупную правую партию — Союзза новую республику, входили в правительство вместе с представителями двух другихправых партий — Народно-республиканского движения и Национального центранезависимых и крестьян. Затем французская политическая система постепеннопревратилась в биполярную.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Реляционная модель данных
Реферат Microsoft выпускает пакет обновлений Service Pack 1 для Windows Vista на русском языке
Реферат Ocoбенности выражения благодарности в иностранном языке на примере а
Реферат Рентабельность. Её виды и порядок расчета
Реферат Untitled Essay Research Paper Idoh GerstenPhysicsIdoh GerstenMr
Реферат Монополизм как экономическое явление основные направления демонополизации в российской экономике
Реферат Разработка бизнес-плана развития авиапредприятия
Реферат Капитальные вложения и капитальное строительство
Реферат Фея
Реферат Великий писатель Тургенев и декабристы
Реферат Лоббизм как типичное явление парламентских структур
Реферат 1. Модели индивидуального риска
Реферат Феодальная раздробленность. Монгольское нашествие
Реферат Разработка,цели,стратегии фирмы "Дельта"
Реферат Композиционные материалы материалы будущего