Реферат по предмету "Государство и право"


Регулирование трудовых отношений с педагогическим работником

Регулированиетрудовых отношений с педагогическим работником
 

Содержание
 
Введение
Глава 1. Содержание права граждан назанятие педагогической деятельностью
Глава 2. Особенности заключениятрудового договора с педагогическим работником
2.1 Продолжительность рабочего временипедагогических работников
2.2 Отпуска,предоставляемые педагогическим работникам
2.3 Оплата труда педагогическихработников
Глава 3. Прекращениятрудового договора с педагогическим работником
Заключение
Список литературы

Введение
 
Труд педагогов ценилсяочень высоко на протяжении многих тысячелетий.
И в настоящеевремя государство понимая особую ценность этого вида деятельности уделяет егоправовому регулированию довольно большое внимание. На основании новогоТрудового кодекса 2002г., установившего ряд принципиально новых положений вотношении правового положения в сфере труда педагогических работников, былиприняты иные нормативно-правовые акты: постановление Правительства РоссийскойФедерации «Об утверждении типового положения об общеобразовательном учреждении»от 19марта 2001 г. № 196, постановление Правительства Российской Федерации « Опродолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы за ставкузаработной платы) педагогических работников от 3 апреля 2003 г. N 191 и прочие.
На основаниивышеизложенного можно сделать вывод об актуальности темы нашего исследования.Представляется, что уяснение трудового статуса педагогических работников ввидуизменения трудового законодательства довольно актуально.
Цельработы: выявитьособенности регулирования трудовых отношений с педагогическим работником.
Задачиработы:
— определениеструктурных элементов, образующих содержание права граждан на занятиепедагогической деятельностью;
— выделениеособенностей заключения трудового договора с педагогическим работником;
— основаниярасторжения трудового договора с педагогическим работником.
Работаструктурно состоит из трех глав и подпунктов.
При написанииработы использовались такие источники, как: нормативно-правовые акты разногоуровня, комментарии к законодательству, учебники и учебные пособия.

Глава 1. Содержаниеправа граждан на занятие педагогической деятельностью
 
Легальноеопределение педагогической деятельности отсутствует, что усложняет юридическуюзащиту нарушенных прав и интересов занимающихся ею лиц. Но, проанализировавЗакон РФ от 10.07.92 № 3266-I «Об образовании» (в редакции от 06.07.2006),можно сделать вывод, что под педагогической деятельностью следует пониматьдеятельность работников образовательных учреждений, непосредственно связанных собучением и (или) воспитанием российских граждан и иных лиц.
В новойредакции ст. 331 ТК РФ более четко, чем в прежней, изложены юридически важныеограничительные обстоятельства и состав лиц, лишенных права заниматьсяпедагогической деятельностью.
Теперь вперечень лиц, которым педагогическая деятельности запрещена, отнесены:
— лишенныеправа заниматься педагогической деятельностью в соответствии с вступившим взаконную силу приговором суда;
— имеющиенеснятую или непогашенную судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкиепреступления;
— признанные недееспособными в установленном федеральным законом порядке;
— имеющиезаболевания, предусмотренные перечнем, утверждаемым федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственнойполитики и нормативно-правовому регулированию в области здравоохранения.
Несмотря наусовершенствование содержания норм ТК РФ, регулирующих педагогическуюдеятельность, многие проблемы остаются нерешенными. Дело в том, что ТК РФдолжен применяться в сочетании с различными подзаконными актами, которыепризваны расширять, развивать и конкретизировать закон. Но зачастую вподзаконных актах отсутствуют развивающие положения, имеют место недостаткиюридической техники изложения норм этих актов, к тому же не определяетсямеханизм реализации уже существующих норм.
Правоспособностьлица, претендующего на замещение должности педагогического работника, можетбыть ограничена только при наличии указанных в ч. 2 ст. 331 ТК РФобстоятельств, а также при отсутствии у него образовательного ценза иподтверждения, например, факта неизбрания по конкурсу для замещения должностинаучно-педагогического работника в высшем учебном заведении. При этом его трудоваяправодееспособность возникает на общих основаниях, содержащихся в ст. 63 ТК РФ,т. е. при достижении возраста трудового совершеннолетия — 16 лет.
Такимобразом, при отсутствии у лица, претендующего на занятие должностипедагогического работника, всех перечисленных ограничительных признаковправомерным следует считать замещение такой должности физическим лицом,достигшим 16 лет, если этот исключительный по своим способностям индивид будетиметь к данному возрасту необходимый образовательный ценз (например, высшее илисреднее профессиональное образование). На взгляд автора, правосубъектность лиц,занимающихся педагогической деятельностью, все-таки следует ограничитьвозрастным цензом, что должно быть обусловлено прежде всего наличием жизненногоопыта.
Хотя в ст.331 ТК РФ содержатся нормы о необходимости образовательного ценза для занятияпедагогической деятельностью, однако не всеми типовыми положениями обобразовательных учреждениях установлен образовательный ценз.
Какизвестно, разработка типовых положений и установление образовательных цензовпедагогическим работникам относятся к функциям Минобрнауки России, чтозакреплено в Положении о Министерстве образования и науки Российской Федерации,утвержденном Постановлением Правительства РФ от 15.06.2004 № 280. РазработанныеМинобрнауки России типовые положения об образовательных учрежденияхутверждаются также Правительством РФ.
Анализданных типовых положений с позиции трудового законодательства показывает, чтоустановленные в них требования не соблюдаются в полной мере, в частности из-заслабой юридической техники изложения содержания этих актов, несмотря на то чтоони предназначены для применения достаточно широким кругом лиц, имеющихразличную правовую подготовку.
По мнениюавтора, в качестве критериев образовательного ценза нельзя предусматриватьтакое неконкретное условие, как, например, изложенное в п. 67 Типовогоположения об общеобразовательном учреждении (утверждено ПостановлениемПравительства РФ от 19.03.2001 № 196). В п. 62 данного Положения указано, чтона педагогическую работу принимаются лица, имеющие необходимуюпрофессионально-педагогическую квалификацию, соответствующую требованиямтарифно-квалификационной характеристики по должности и полученнойспециальности, подтвержденной документами об образовании. Но квалификационныехарактеристики при этом не конкретизируются.
Аналогичныенедоработки имеются и в других типовых положениях. В абз. 2 п. 4 ст. 27 Законаоб образовании установлено, что указанные в документах о начальномпрофессиональном, среднем профессиональном, высшем профессиональном образованииквалификации и в документах о послевузовском профессиональном образованииученые степени дают право их обладателям заниматься профессиональнойдеятельностью, в том числе занимать должности, для которых в установленномпорядке определены обязательные квалификационные требования к соответствующемуобразовательному цензу, тогда как в типовых положениях не указано, какой именнодокумент какой должности и уровню образования соответствует.
Например, вп. 20 Типового положения о межшкольном учебном комбинате, утвержденногоПостановлением Правительства РФ от 30.12.99 № 1437 (в редакции от 01.02.2005)сказано, что на педагогическую работу в межшкольный учебный комбинатпринимаются лица, имеющие необходимую квалификацию, подтвержденную документамиоб образовании. По всей видимости, следовало указать, для замещения какихдолжностей в межшкольный учебный комбинат принимаются лица, имеющие образованиене ниже среднего специального, а для замещения каких — высшее педагогическое.
В итогенепонятно, какой документ (аттестат, диплом или специальное удостоверение),подтверждающий получение одного из перечисленных выше видов образования илипрохождение дополнительной специальной подготовки, необходим, например, для осуществленияпедагогической деятельности в межшкольном учебном комбинате? Выявленные взаконодательстве неясные и неконкретные положения дают возможность произвольнокомплектовать состав педагогических работников, что явно способствуетзлоупотреблениям в подборе педагогических кадров и может негативно отражатьсяна качестве учебного процесса.
Однако естьи позитивные примеры, в частности, связанные с конкретными требованиями,предъявляемыми к педагогическим работникам специальных (коррекционных)образовательных учреждений. Так, согласно п. 29 Типового положения оспециальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся,воспитанников с отклонениями в развитии (утверждено ПостановлениемПравительства РФ от 12.03.97 № 288) образовательный процесс в таком учрежденииосуществляется специалистами в области коррекционной педагогики, а такжеучителями, воспитателями, прошедшими соответствующую переподготовку по профилюдеятельности коррекционного учреждения. Из указанного Типового положения ясно,что возможность работать в учреждениях данной категории ограничена такимитребованиями, как: образование — педагог, специальность — коррекция отклоненияв развитии воспитанников, подтвержденная дипломом либо (в дополнение)специальным удостоверением о соответствующей переподготовке педагога.
На взглядавтора, следует обратить внимание, прежде всего самих педагогов, что донастоящего времени не полностью выполнены требования ст. 57 и 143 ТК РФ, вкоторых на Правительство РФ возложены обязанности по определению порядкаприменения и утверждения, в частности, Единого квалификационного справочникадолжностей руководителей, специалистов и служащих.
ПостановлениемПравительства РФ от 31.10.2002 № 787 (в редакции от 20.12.2003) «О порядкеутверждения Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессийрабочих, Единого квалификационного справочника должностей руководителей,специалистов и служащих» Министерству труда и социального развития РФ совместнос федеральными органами исполнительной власти, на которые возложены управление,регулирование и координация деятельности в соответствующей отрасли (подотрасли)экономики, было поручено организовать разработку Единоготарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, Единогоквалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащихи порядка их применения, а также утвердить указанные справочники и порядок ихприменения.
09.02.2004издано, а 09.03.2004 за № 5628 зарегистрировано в Минюсте России ПостановлениеМинтруда России № 9 «Об утверждении порядка применения Единогоквалификационного справочника должностей руководителей, специалистов ислужащих». Однако справочника с таким наименованием до сих пор нет, так какМинтруд России, а за ним и Минздравсоцразвитие России пошли по пути выпускаотдельных отраслевых или ведомственных его разделов, как это уже былоапробировано на Едином тарифно-квалификационном справочнике работ и профессийрабочих.
Чтокасается Единого квалификационного справочника должностей руководителей,специалистов и служащих, то в настоящее время издан такой его раздел, как«Квалификационные характеристики должностей работников центров стандартизации,метрологии и сертификации, уполномоченных осуществлять государственный контрольи надзор», но раздела об образовании нет.
Вместе стем следует отметить, что Минтруд России еще 17.08.95 Постановлением № 46 «Осогласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик(требований) по должностям работников учреждений образования РоссийскойФедерации» вроде бы урегулировал этот вопрос.
Однако изпроведенного анализа возможности использования на практике этого актавыяснилось, что в числе иных актов Минтруда России и Минобразования России порассматриваемой теме он неоднократно (в последний раз — информационнымсообщением от 29.12.2005) признавался Минюстом России не подлежащим применениюкак противоречащий законодательству РФ.
Более того,решением Басманного районного суда г. Москвы от 23.04.2003 № 2-1960/03Постановление Минтруда России № 46 признано незаконным, не подлежащимприменению и не порождающим правовых последствий, не действующим полностью содня его принятия.
Ранее,14.11.2002, в Определении Кассационной коллегии Верховного Суда РФ № КАС 02-598по жалобе на незаконность применения актов регулирующих, в частности,установление требований к квалификационному цензу для работников образования,было отмечено, что часть актов, на которые руководителей учебных учрежденийобязывало опираться Минобразование России в Письме от 29.03.2001 №20-52-1350/20-5, уже были самим Минтрудом России отменены и, таким образом,прекратили действие.
К актамМинтруда России, признанным утратившими юридическую силу по вышеизложеннымпричинам, в частности, относятся:
— Постановление от 17.08.95 № 46 «О согласовании разрядов оплаты труда итарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работниковучреждений образования Российской Федерации»;
— Постановление от 22.11.95 № 65 «О согласовании изменений в разряды оплаты трудаи тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работниковучреждений образования Российской Федерации»;
— Постановление от 06.06.96 № 32 «Об утверждении разрядов оплаты труда итарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевымдолжностям служащих»;
— Постановлениеот 20.02.2002 № 14 «О внесении дополнения в приложение № 2 к ПостановлениюМинистерства труда Российской Федерации от 06.06.1996 № 32 «Об утвержденииразрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) пообщеотраслевым должностям служащих».
Кроме того,Приказ Министерства образования РФ и Государственного комитета РФ по высшемуобразованию от 31.08.95 № 463/1268 «Об утверждении тарифно-квалификационныххарактеристик (требований) по должностям работников учреждений образования,объемных показателей по отнесению учреждений образования к группам по оплатетруда руководителей» был отменен 28.09.2000 Приказом № 2797 Министерстваобразования РФ. По указанным выше основаниям можно считать недействующим иПриказ Министерства образования РФ от 15.09.2000 № 2659 «Отарифно-квалификационных характеристиках, объемных показателях и требованиях пооценке квалификации и профессиональной компетентности работниковобразовательных учреждений».
Исходя изизложенного, можно предположить, что в настоящий момент актов, которыесодержали бы квалификационные характеристики работников учреждений образования,нет (по крайней мере автору найти их не удалось). Поэтому, вместо того чтобыотсылать педагогических работников к несуществующим квалификационнымхарактеристикам, Правительству РФ и Минобрнауки России следовало бы разработатьакт с необходимыми, в том числе при приеме на работу, квалификационнымихарактеристиками для всех должностей педагогических работников и сделать вмногочисленных типовых положениях отсылку именно к этому конкретному акту.
Кроме того,между некоторыми нормативными источниками права в области образовательногопроцесса имеются противоречия. Так, в ч. 3 п. 62 Типового положения обобщеобразовательном учреждении определено, что к педагогической деятельности вобщеобразовательном учреждении не допускаются лица, которым она запрещенаприговором суда или по медицинским показаниям, а также лица, которые имелисудимость за определенные преступления. Перечни соответствующих составов преступленийи медицинских противопоказаний устанавливаются законом. Однако из содержанияст. 331 ТК РФ следует, что перечни таких заболеваний не утверждаютсязаконодателем, а издаются уполномоченным федеральным органом исполнительнойвласти, осуществляющим функции по выработке государственной политики инормативно-правовому регулированию в области здравоохранения. И несмотря на точто Закон № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации,признании не действующими на территории Российской Федерации некоторыхнормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательныхактов (положений законодательных актов) Российской Федерации» был опубликован в«Российской газете» еще 07.07.2006, до сих пор в соответствие с еготребованиями не приведены ни положения Закона об образовании, ни типовыеположения. Поэтому в силу правил ст. 5 и 12 ТК РФ указанные акты в данной частиможно считать не подлежащими применению.
Более того,за четыре года, прошедшие с момента принятия ТК РФ, законодателем так и не былиздан федеральный закон, устанавливающий перечень медицинских противопоказаний,при наличии которых лица не допускаются к педагогической деятельности. Внастоящее время существует только перечень медицинских психиатрическихпротивопоказаний, который определен Постановлением Правительства РФ от 28.04.93№ 377 (в редакции от 23.09.2002), но он был издан в целях реализации Закона РФот 02.07.92 № 3185-1 «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ееоказании» (в ред. от 22.08.2004), а не в развитие положений Закона обобразовании. В данном перечне в общем виде изложено, что он в отношениизаболевания «эпилепсия» касается работников учебно-воспитательных учреждений,детских и подростковых оздоровительных учреждений, в том числе сезонных,детских дошкольных учреждений, домов ребенка, детских домов, школ-интернатов,интернатов при школах. Что же касается других учебных учреждений, то ониуказанным закрытым перечнем почему-то не охвачены.
С правовойточки зрения указанное Постановление Правительства РФ с большой натяжкой можетиметь юридическое значение для педагогических работников, так как не отвечаеттребованиям ни ст. 331 ТК РФ, ни ч. 3 ст. 55 Конституции РФ, в которойгарантировано ограничение в правах человека только на уровне акта, изданного ввиде федерального закона. Таким образом, можно констатировать, что соответствующеготребованиям Конституции РФ акта, ограничивающего права человека в отношенииприема на педагогическую работу по причине имеющихся у него медицинскихпротивопоказаний, в настоящее время нет.
Тем неменее, исходя из предписания закона, претендент на педагогическую деятельностьпо требованию работодателя, основанному на ч. 2 и 3 ст. 65 ТК РФ, будет обязанпредоставить справку об отсутствии таких противопоказаний. В случае жевыяснения такого факта после приема на работу последует увольнение работника поп. 11 ст. 77 ТК РФ с учетом требований, содержащихся в абз. 3 ст. 84 ТК РФ.
То же самоеможно сказать и о перечне преступлений, при осуждении за которые не допускаетсязанятие педагогической деятельностью. В настоящее время такой перечень ни назаконном, ни на подзаконном уровне не установлен. Однако в качестве одного извидов наказаний Уголовный кодекс РФ предусматривает лишение права заниматьопределенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 47 УКРФ).
В настоящеевремя редакция ст. 331 ТК РФ, касающаяся видов преступлений, ограничивающихправо осуществлять педагогическую деятельность, приведена в соответствии с п. 2ст. 53 Закона об образовании. Из новой редакции данной статьи следует, чтоникакого перечня нет и он вообще не нужен, поскольку важен только сам факт — снята или погашена судимость за умышленные тяжкие и особо тяжкие преступления счеловека, претендующего на такую работу. Если не снята (не погашена), он,соответственно, не может быть принят на такую работу.
Но откудаможет узнать об этом работодатель, если обратившийся к нему работник скрылданный факт?
Получается,что работодатель обязан требовать от каждого устраивающегося на педагогическуюработу лица соответствующей справки об отсутствии у него судимости запреступления такой степени тяжести?
Работодатель,на которого ложится ответственность за несоблюдение законодательства о труде, втом числе за прием на работу лиц, судимых за тяжкие и особо тяжкиепреступления, обязан обратиться в МВД России за получением соответствующейинформации. Такая процедура при установлении ее законом увеличит срок приема наработу этих лиц как минимум на полтора — два месяца. В случае же приема наработу без обращения в МВД России работника нужно, видимо, предупредить о том,что это будет сделано параллельно с оформлением его на работу, а приподтверждении такого факта может последовать его увольнение по п. 11 ст. 77 ТКРФ с учетом требований, содержащихся в абз. 6 ст. 84 ТК РФ, а также в ч. 2 ст.331 ТК РФ.
Посколькуч. 2 ст. 331 ТК РФ содержит запрет на занятие педагогической деятельностью всвязи с вступившим в законную силу приговором суда, то с уже работающимпедагогическим работником, которому приговором суда запрещено заниматься этойдеятельностью, трудовой договор прекращается на основании п. 4 ст. 83 ТК РФ,что может последовать, например, на основании ч. 2 ст. 15 Федерального законаот 25.07.2002 № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» (вредакции от 27.07.2006), где прямо указано, что по решению суда лицу,участвовавшему в экстремистской деятельности, может быть ограничен доступ кработе в образовательных учреждениях. Лишение права занимать определенныедолжности или заниматься определенной деятельностью устанавливается УК РФ насрок от 1 года до 5 лет в качестве основного вида наказания и на срок от 6месяцев до 3 лет — в качестве дополнительного (ч. 2 ст. 47 УК РФ).
Подобная жеситуация может возникнуть и при сокрытии работником при приеме на работурешения суда или непредоставлении трудовой книжки, в которой содержится запись,лишающая его права занимать определенные должности или заниматьсяпедагогической деятельностью, что неизбежно приведет к последующему увольненияпо п. 11 ст. 77 ТК РФ с учетом требований, содержащихся в абз. 2 ст. 84 ТК РФ,в случае обнаружения этого факта.
Всевышеизложенные ограничения касаются как работника, так и работодателя,совмещающего организационно-распорядительную работу с педагогическойдеятельностью. Кроме того, на руководящих лиц учебного заведения, исполняющихфункции работодателя, также распространяется запрещение исполнения ими этихфункций вследствие их дисквалификации или иного административного наказания,исключающего возможность исполнения работником обязанностей по трудовомудоговору. Нарушение этих требований влечет увольнение такого работника по п. 11ст. 77 ТК РФ с учетом положений абз. 5 ст. 84 ТК РФ.
Однакоследует заметить, что при формальном подходе к перечисленным выше случаямувольнения по п. 11 ст. 77 ТК РФ можно сделать вывод о сложности их применения.
Во-первых,законодатель в ч. 1 и 2 ст. 84 ТК РФ допускает увольнение только при отсутствиивозможности продолжения работы в этом учебном учреждении на иных должностях(работах).
Во-вторых,нарушение правил заключения трудового договора должно быть допущено по винеработника. Но ведь иногда сложно вычленить вину работника и работодателя, аработодатель не может подозревать всех лиц, пытающихся трудоустроиться к нему вучебное заведение.
Получается,что при предоставлении работодателю документов, не содержащих никакихкомпрометирующих записей (в частности, работник предъявил подложную трудовуюкнижку без указанных записей), работодатель все равно обязан убедиться как ворганах медицины, так и МВД России, что у данного лица нет противопоказаний кзанятию данной деятельностью. Причем получение работодателем, например,информационного документа из МВД России о наличии у работника установленныхзаконом препятствий для замещения педагогических должностей после того, как онприступил к работе, можно считать нарушением правил заключения трудовогодоговора по вине работодателя. Получается, что в такой ситуации вина будетвозложена на работодателя, который к тому же будет обязан согласно ч. 3 ст. 84ТК РФ выплатить еще и выходное пособие в размере среднего заработка, право накоторое недобросовестный работник не имеет.
Такимобразом, на взгляд автора, рассмотренные новеллы ст. 331 ТК РФ требуют либоуточнения законодателем правового механизма приема на работу педагогическихработников, либо соответствующего разъяснения Пленума Верховного Суда РФ.

Глава 2. Особенностизаключения трудового договора с педагогическим работником
 
Всоответствии со ст. 56 ТК РФ «Трудовой договор – это соглашение между работникоми работодателем, в соответствии с которым работодатель обязуется предоставитьработнику работу по обусловленной трудовой функции. Обеспечить условия труда,предусмотренные нормами трудового законодательства, своевременно и в полномразмере выплачивать работнику заработную плату, а работник обязуется личновыполнять определенную этим соглашением трудовую функцию, соблюдать действующиев организации правила внутреннего трудового распорядка».
В трудовомдоговоре указываются все условия определяющие права и обязанности сторон.
На трудовой договор,заключенный между работодателем, которым согласно ст. 20 ТК РФ могут быть любыефизические и юридические лица, и педагогическим работником распространяются какобщие требования, указанные в нормах ст. 57 ТК РФ, так и специальные,предусмотренные в иных статьях трудового законодательства.
Рассмотримих.
 
2.1Продолжительность рабочего времени педагогических работников
Согласност.333 ТК РФ для педагогических работников образовательных учрежденийустанавливается сокращенная продолжительность рабочего времени не более 36часов в неделю.
Педагогическимработникам образовательных учреждений в зависимости от должности и (или)специальности с учетом особенностей их труда устанавливается следующаяпродолжительность рабочего времени:
·  36 часов в неделю: работникам из числапрофессорско-преподавательского состава образовательных учреждений высшегопрофессионального образования и образовательных учреждений дополнительногопрофессионального образования (повышения квалификации) специалистов;
·  30 часов в неделю: старшим воспитателямобразовательных учреждений (кроме дошкольных образовательных учреждений иобразовательных учреждений дополнительного образования детей);
·  36 часов в неделю: старшим воспитателям дошкольныхобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительногообразования детей; педагогам-психологам, методистам (старшим методистам),социальным педагогам, педагогам-организаторам, мастерам производственногообучения, старшим вожатым, инструкторам по труду образовательных учреждений;руководителям физического воспитания образовательных учреждений начальногопрофессионального и среднего профессионального образования;преподавателям-организаторам (основ безопасности жизнедеятельности, допризывнойподготовки) общеобразовательных учреждений, учреждений начальногопрофессионального и среднего профессионального образования;инструкторам-методистам (старшим инструкторам-методистам) образовательныхучреждений дополнительного образования детей спортивного профиля.
Учебная нагрузкапедагогического работника, оговариваемая в трудовом договоре, можетограничиваться верхним пределом в случаях, предусмотренных типовым положениемоб образовательном учреждении соответствующих типа и вида, утверждаемымуполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органомисполнительной власти, а для образовательных учреждений, реализующих военныепрофессиональные образовательные программы, и образовательных учреждений,реализующих образовательные программы, содержащие сведения, составляющие государственнуютайну, — типовыми положениями об образовательных учреждениях, утверждаемымиПравительством Российской Федерации.
/>Взависимости от должности и (или) специальности педагогическим работникам сучетом особенностей их труда продолжительность рабочего времени (нормы часовпедагогической работы за ставку заработной платы) определяется уполномоченнымПравительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
На основаниитиповых положений о соответствующем образовательном учреждении и ст. 331 ТК РФ,учебная нагрузка на учебный год устанавливается самостоятельно учебнымзаведением: в размере до 900 часов для преподавателей высших учебных заведений(в зависимости от их квалификации и профиля кафедры) и до 1440 часов дляпреподавателей средних специальных учебных заведений. Объем учебной нагрузкипедагогических работников общеобразовательного учреждения устанавливается,исходя из количества часов по учебному плану и учебным программам,обеспеченности кадрами, других условий работы в данном учреждении. Если этотобъем не соответствует норме часов за ставку заработной платы, то учебнаянагрузка устанавливается только с письменного согласия работника.
Конкретнаяпродолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставкузаработной платы) педагогических работников образовательных учрежденийопределяется в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 03.04.2003 №191 «О продолжительности рабочего времени (норме часов педагогической работы заставку заработной платы) педагогических работников образовательных учреждений».Продолжительность рабочего времени (норма часов педагогической работы за ставкузаработной платы) для педагогических работников образовательных учрежденийустанавливается, исходя из сокращенной продолжительности рабочего времени, неболее 36 часов в неделю (продолжительность рабочего времени педагогическихработников включает преподавательскую (учебную) работу, воспитательную, а такжедругую педагогическую работу, предусмотренную должностными обязанностями и режимомрабочего времени, утвержденными в установленном порядке). Работодатель обязанустановить для педагогических работников сокращенное рабочее время. В свободноеот основной работы время (как по основному месту работы, так и в другихорганизациях) эти работники вправе работать по совместительству (ст. 98 ТК РФ),в том числе по аналогичной занимаемой ими должности, специальности, профессии.Данное право предоставлено им Постановлением Министерства труда и социальногоразвития РФ от 30.06.2003 № 41«Об особенностяхработы по совместительству педагогических, медицинских, фармацевтическихработников и работников культуры», а именно:
а) указанныекатегории работников вправе осуществлять работу по совместительству: выполнятьдругую регулярную оплачиваемую работу на условиях трудового договора всвободное от основной работы время по месту своей основной работы или в другихорганизациях, в том числе по аналогичной должности, специальности, профессии, ив случаях, когда установлена сокращенная продолжительность рабочего времени (заисключением работ, в отношении которых нормативными правовыми актами РФустановлены санитарно-гигиенические ограничения);
б)продолжительность работы по совместительству указанных категорий работников втечение месяца устанавливается по соглашению между работником и работодателем;по каждому трудовому договору она не может превышать:
·   для педагогических работников (в томчисле тренеров-преподавателей, тренеров) — половины месячной нормы рабочеговремени, исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
·  для педагогических работников (в томчисле тренеров-преподавателей, тренеров), у которых половина месячной нормырабочего времени по основной работе составляет менее 16 часов в неделю, — 16часов работы в неделю;
·   для работников культуры,привлекаемых в качестве педагогических работников дополни тельного образования,концертмейстеров, балетмейстеров, хормейстеров, аккомпаниаторов, художественныхруководителей,
·   месячной нормы рабочего времени,исчисленной из установленной продолжительности рабочей недели;
в)педагогическая работа высококвалифицированных специалистов на условияхсовместительства с согласия работодателя может осуществляться в образовательныхучреждениях повышения квалификации и переподготовки кадров в основное рабочеевремя с сохранением заработной платы по основному месту работы.
Для указанныхкатегорий работников не считаются совместительством и не требуют заключения(оформления) трудового договора следующие виды работ:
а)литературная работа, в том числе работа по редактированию, переводу ирецензированию отдельных произведений, научная и иная творческая деятельностьбез занятия штатной должности;
б) проведениемедицинской, технической, бухгалтерской и иной экспертизы с разовой оплатой;
в)педагогическая работа на условиях почасовой оплаты в объеме не более 300 часовв год;
г) осуществлениеконсультирования высококвалифицированными специалистами в учреждениях и иныхорганизациях в объеме не более 300 часов в год;
д)осуществление работниками, не состоящими в штате учреждения (организации),руководства аспирантами и докторантами, а также заведование кафедрой,руководство факультетом образовательного учреждения с дополнительной оплатой посоглашению между работником и работодателем;
е)педагогическая работа в одном и том же учреждении начального или среднегопрофессионального образования, в дошкольном образовательном учреждении, вобразовательном учреждении общего образования, учреждении дополнительногообразования детей и ином детском учреждении с дополнительной оплатой;
ж) работа беззанятия штатной должности в том же учреждении и иной организации, в том числевыполнение педагогическими работниками образовательных учреждений обязанностейпо заведованию кабинетами, лабораториями и отделениями, преподавательскаяработа руководящих и других работников образовательных учреждений, руководствопредметными и цикловыми комиссиями, работа по руководству производственнымобучением и практикой студентов и иных обучающихся, дежурство медицинскихработников сверх месячной нормы рабочего времени по графику и др.;
з) работа втом же образовательном учреждении или ином детском учреждении сверхустановленной нормы часов педагогической работы за ставку заработной платыпедагогических работников, а также концертмейстеров, аккомпаниаторов поподготовке работников искусств;
и) работа поорганизации и проведению экскурсий на условиях почасовой или сдельной оплатыбез занятия штатной должности.
Выполнениеработ, указанных в подп. «б»–«з», допускается в основное рабочее время ссогласия работодателя.
 
2.2Отпуска, предоставляемые педагогическим работникам
Согласност.334 ТК РФ «Педагогическим работникам образовательного учрежденияпредоставляется ежегодный основной удлиненный оплачиваемый отпуск,продолжительность которого определяется Правительством РФ».
Так,большинству педагогических работников образовательных учрежденийпродолжительность ежегодного основного удлиненного оплачиваемого отпускаопределена в 56 календарных дней. Исключением являются педагоги, работающие вдошкольных образовательных учреждениях и образовательных учрежденияхдополнительного образования детей, которым отпуск предоставляется длительностьюв 42 календарных дня. Исчисление среднего заработка для оплаты отпускапроизводится по правилам ТК РФ. Педагогические работники образовательногоучреждения на основании ст. 335 Кодекса также имеют право не реже чем черезкаждые 10 лет непрерывной преподавательской работы использовать длительныйотпуск продолжительностью до одного года.
В целяхреализации права педагогических работников образовательных учреждений, учредителемкоторых является Минобразование России или в отношение которых МинобразованиеРоссии осуществляет полномочия учредителя, на длительный отпуск сроком доодного года за непрерывную преподавательскую работу Министерство образования РФутвердило Положением Министерства образования РФ от 07.12.2000 № 3570 «Об утверждении Положения о порядке и условияхпредоставления педагогическим работникам образовательных учреждений длительногоотпуска сроком до одного года». Этим Положением определены виды деятельности,включаемые в непрерывную преподавательскую деятельность, случаи, при которых,стаж не прерывается, условия оплаты отпуска и т.д.
Порядок и условия предоставления длительных отпусковпедагогическим работникам других учреждений определяются учредителями и (или)уставами этих учреждений.
В стажнепрерывной преподавательской работы, дающий право на длительный отпуск,засчитывается время работы в имеющих государственную аккредитациюобразовательных учреждениях независимо от формы собственности в должностях и наусловиях, предусмотренных в приложении к указанному Положению. Егопродолжительность устанавливается по записям в трудовой книжке или на основаниидругих надлежащим образом оформленных документов. Все вопросы исчисления этогостажа рассматриваются работодателем по согласованию с профсоюзным органом. Длительныйотпуск может предоставляться педагогическому работнику в любое время, если этоотрицательно не отразится на деятельности учебного заведения. Очередность ивремя его предоставления, продолжительность, присоединение к ежегодномуоплачиваемому отпуску, возможность его оплаты за счет внебюджетных средств идругие вопросы, не предусмотренные указанным Положением, определяются уставомобразовательного учреждения.
Длительныйотпуск предоставляется педагогическому работнику по его заявлению и оформляетсяприказом образовательного учреждения, а руководителю (ректору, директору,начальнику и заведующему) образовательного учреждения — приказом министраобразования и науки. За находящимся в длительном отпуске педагогическимработником сохраняется место работы (должность). Причем во время отпуска недопускается перевод работника на другую работу (ст. 72 ТК РФ), а такжеувольнение его по инициативе работодателя, за исключением полной ликвидацииобразовательного учреждения (п. 1 ст. 81 ТК РФ).
2.3 Оплататруда педагогических работников
 
Ставкизаработной платы (должностные оклады) педагогических работников определяются взависимости от образования и стажа педагогической работы (стажа работы поспециальности или в определенной должности) либо второй, первой или высшейквалификационной категории, присвоенной по результатам аттестации, как этоопределено Тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) подолжностям работников учреждений образования (далее – ТКХ), согласованнымиПостановлением Минтруда России от 17 августа 1995 г. N 46 с изменениями и дополнениями, внесенными Постановлением Министерства труда РФ от22.11.95 N 65.
Размер оплатытруда работников образовательных учреждений определяется с учетом следующихусловий:
— показателейквалификации (образование, стаж педагогической работы, наличие квалификационнойкатегории, наличие ученой степени, почетного звания), в соответствии с которымирегулируется размер ставки заработной платы (должностной оклад) работника сучетом межразрядных коэффициентов;
— продолжительности рабочего времени (нормы часов педагогической работы за ставкузаработной платы) педагогических работников образовательных учреждений,установленных Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. N 191;
— объемовучебной (педагогической) работы;
— размеровповышения ставок (окладов) в процентах, на которые ставки (оклады)специалистов, работающих на селе, увеличиваются по сравнению с размерами ставок(окладов) соответствующих специалистов в городской местности, а работниковобразовательных учреждений для детей-сирот, коррекционных учреждений, лицеев,гимназий и других – по сравнению с размерами ставок (окладов) работников,которые в таких образовательных учреждениях не работают;
— порядкаисчисления заработной платы педагогических работников на основе тарификации;
— выплатыустановленной при тарификации заработной платы независимо от количества дней инедель в месяце, а также в период каникул и в период отмены учебных занятий(образовательного процесса) по климатическим и санитарно-эпидемиологическимоснованиям;
— особенностей исчисления почасовой оплаты труда педагогических работников;
— дополнительнойоплаты за условия труда, отклоняющиеся от нормальных условий труда;
— дополнительной оплаты педагогических и других работников за работу, не входящуюв их должностные обязанности, в т.ч. связанную с образовательным процессом(классное руководство, проверка письменных работ и другое);
— выплат,обусловленных районным регулированием оплаты труда;
— процентныхнадбавок к заработной плате за стаж работы в районах Крайнего Севера, вприравненных к ним местностях и других районах с тяжелыми природно-климатическимиусловиями;
— другихусловий оплаты труда, в том числе установленных в субъектах РФ и муниципальныхобразованиях;
— правил исроков изменения размеров ставок заработной платы на основании указанных вышепоказателей, в том числе после 1 января 2005г.
Размерыдоплат работникам и порядок их установления за выполнение дополнительнойработы, не входящей в круг их основных обязанностей (классное руководство,проверка письменных работ, заведование кабинетом и другое), определяютсяобразовательным учреждением в пределах средств, направляемых на оплату труда, изакрепляются в коллективном договоре, локальном нормативном актеобразовательного учреждения.
Изменениеразмеров ставок заработной платы (должностных окладов) производится:
— приувеличении стажа педагогической работы, стажа работы по специальности – со днядостижения соответствующего стажа, если документы находятся в образовательномучреждении, или со дня представления документа о стаже, дающем право наповышение размера ставки (оклада) заработной платы;
— приполучении образования или восстановлении документов об образовании — со дняпредставления соответствующего документа;
— приприсвоении квалификационной категории — со дня вынесения решения аттестационнойкомиссией;
— приприсвоении почетного звания — со дня присвоения;
— приприсуждении ученой степени кандидата наук — со дня вынесения решения Высшейаттестационной комиссией федерального органа управления образованием о выдачедиплома;
— приприсуждении ученой степени доктора наук — со дня присуждения Высшейаттестационной комиссией федерального органа управления образованием ученойстепени доктора наук.
Принаступлении у работника права на изменение размера ставки (оклада) в периодпребывания его в ежегодном или другом отпуске, а также в период его временнойнетрудоспособности выплата заработной платы исходя из более высокого разрядаоплаты труда производится со дня окончания отпуска или временнойнетрудоспособности.

Глава 3.Прекращение трудового договора с педагогическим работником
/>
Помимооснований, прекращения трудового договора предусмотренных ст. 77 ТК РФ и инымифедеральными законами, дополнительными основаниями прекращения трудового договорас педагогическим работником, согласно ст.336 ТК РФ являются:
/>1) повторное в течение одного года грубое нарушение уставаобразовательного учреждения (повторное в течение года грубое нарушение уставаобразовательного учреждения и применение, в том числе однократное, методоввоспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностьюобучающегося, воспитанника, в качестве оснований увольнения связаны снеобходимостью проведения дисциплинарного расследования. Статья 55 Закона РФ от10 июля 1992 г. N 3266-1 «Об образовании» предусматривает основание дляпроведения расследования и обязательность ознакомления работника с поданной нанего жалобой. Дисциплинарное расследование нарушений педагогическим работникомнорм профессионального поведения и (или) устава данного образовательногоучреждения может быть проведено только по поступившей на него жалобе, поданнойв письменной форме. Копия жалобы должна быть передана данному педагогическомуработнику. Ход дисциплинарного расследования и принятые по его результатамрешения могут быть преданы гласности только с согласия работника, заисключением случаев, ведущих к запрещению заниматься педагогическойдеятельностью, или при необходимости защиты интересов обучающихся,воспитанников);
/>2)применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическими (или) психическим насилием над личностью обучающегося, воспитанника;
/>3) достижение предельного возраста для замещениясоответствующей должности в соответствии со статьей 332 Трудового Кодекса(Согласно части двенадцатой статьи 332 Трудового кодекса РФ в государственных имуниципальных высших учебных заведениях должности ректора, проректоров,руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65лет независимо от времени заключения трудовых договоров. Руководствуясь частьютринадцатой статьи 332 Кодекса, по представлению ученого советагосударственного или муниципального высшего учебного заведения учредитель имеетправо продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения имвозраста 70 лет. Аналогичное решение — о продлении срока пребывания в должностидо достижения 70 лет — может по представлению ученого совета государственногоили муниципального высшего учебного заведения принять ректор в отношениипроректора, руководителя филиала (института);
/>4) неизбрание по конкурсу на должность научно-педагогическогоработника или истечение срока избрания по конкурсу (неизбрание по конкурсу надолжность научно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсув качестве дополнительного основания прекращения трудового договорапредставлено в ТК впервые, поскольку ранее действовавшая модель трудовогодоговора с научно-педагогическим работником высшего учебного заведенияпредусматривала исключительно срочный трудовой договор сроком до 5 лет. Вдействующей редакции предполагается, что трудовой договор снаучно-педагогическим работником может быть заключен на неопределенный срок спрохождением не реже одного раза в 5 лет конкурса. В период проведения конкурсатрудовой договор сохраняется и в случае избрания работника пролонгируется,неизбрания — должен быть прекращен, поэтому законодатель и предусмотрел данноеоснование в качестве самостоятельного основания прекращения трудового договорас научно-педагогическим работником).
Прекращениетрудового договора по ст. 336 ТК не требует обязательного участия выборногопрофсоюзного органа.
Основанияпрекращения трудового договора с педагогическими работниками могут определятьсяи иными федеральными законами. Речь идет о требованиях, предусмотренныхзаконами об образовании и высшем профессиональном образовании, с учетомзапретов на право осуществления педагогической деятельности[1].
Так,одним из дополнительных оснований расторжения трудовых договоров с ректором ипроректорами, предусмотренных Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ (в ред. от 20 апреля 2007 г.) «О высшем и послевузовском профессиональномобразовании» (ст. 12), является лишение государственной аккредитациигосударственного или муниципального высшего учебного заведения в целом. Ректорвысшего учебного заведения и отвечающие в пределах своей компетенции закачество подготовки выпускников проректоры освобождаются от занимаемыхдолжностей органом исполнительной власти или исполнительно-распорядительныморганом городского округа, в ведении которых находится такое высшее учебноезаведение. Выборы ректора высшего учебного заведения в этом случае недопускаются, и он принимается соответствующим органом управления образованиемна работу по трудовому договору на срок не более чем 5 лет.
Трудовойдоговор с работниками образовательных учреждений, по должностям которыхтарифно-квалификационные характеристики предусматривают наличиеквалификационных категорий, может быть расторгнут в связи с недостаточнойквалификацией, подтвержденной результатами аттестации. Процедура прекращениятрудового договора в связи с недостаточной квалификацией работника определяетсяученым советом вуза (п. 14 Положения о порядке замещения должностейнаучно-педагогических работников вузов, утвержденного Приказом Министерстваобразования РФ от 26 ноября 2002 г. N 4114).
Статья56 Закона РФ «Об образовании» содержала еще одно дополнительное основание дляувольнения педагогического работника — появление на работе в состоянииалкогольного, наркотического или токсического опьянения. В ст. 336 ТК указанноедополнительное основание отсутствует, поскольку подп. «б» п. 6 ст. 81 ТКпредусматривает, что данное основание распространяется на всех работников, а нетолько на педагогический состав

Заключение
 
Трудовой кодекс,вступивший в силу с 2002 года внес значительные изменения в регулирование трудовыхотношений с отдельными категориями работников. Изменения коснулись ипедагогических работников, однако эти изменения по-прежнему не решили всехпроблем в этой сфере.
Так в кодексе отсутствуетпонятие педагогической деятельности, а установлены только требования,предъявляемые к лицу желающему заниматься педагогической деятельностью. К этимтребованиям, как следует из содержания ст.331 ТК РФ, относится наличие у лицаобразовательного ценза, стажа работа по педагогической специальности,определенные тарифно-квалификационные характеристики и соответствующий разрядаттестации.
При заключении трудовогодоговора на стороны распространяются общие требования, предусмотренные нормамист.57 Трудового кодекса РФ, но при этом существуют некоторые особенности. Так,согласно, ст. 333 ТК РФ продолжительность рабочего времени для педагогическихработников не может быть более 36 часов в неделю, а отпуск педагогическихработников носит удлиненный характер и составляет 42 календарных дня, такжевозможно продление количества отпускных дней.
Размер оплатытруда работников образовательных учреждений определяется с учетом следующихусловий: показателей квалификации; продолжительности рабочего времени; и инымиособенностями.
Основаниямидля прекращении трудового договора являются общие нормы ст.77 ТК РФ идополнительные, предусмотренные в ст.336 ТК РФ: повторное в течение одного года грубое нарушениеустава образовательного учреждения, применение, в том числе однократное,методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием надличностью обучающегося, воспитанника, достижение предельного возраста длязамещения соответствующей должности, неизбрание по конкурсу на должностьнаучно-педагогического работника или истечение срока избрания по конкурсу

Списоклитературы
 
1.   Трудовой КодексРоссийской Федерации от 30 декабря 2001г.
2.   ФЗ «Об образовании» от 10.07.92 № 3266-1;
3.   ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональномобразовании» от 19 июля 1996г.;
4.   Постановление ПравительстваРоссийской Федерации «Об утверждении Положения о министерстве образования инауки Российской Федерации» от 15 июня 2004г. № 280;
5.   Постановление ПравительстваРоссийской Федерации «Об утверждении типового положения об общеобразовательномучреждении» от 19марта 2001 г. № 196;
6.   Постановление ПравительстваРоссийской Федерации « О продолжительности рабочего времени (норме часовпедагогической работы за ставку заработной платы) педагогических работников от3 апреля 2003 г. N 191;
7.   Постановление ПравительстваРоссийской Федерации «О реализации Закона Российской Федерации «Опсихиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 28 апреля 1993 г. N 377 (в ред. Постановлений Правительства РФ от 23.05.1998 N 486, от 31.07.1998 N 866, от21.07.2000 N 546, от 08.05.2002 N 302, от 23.09.2002 N 695);
8.   Приказ Министерства образованияРоссийской Федерации «Об утверждении положения о порядке аттестациипедагогических и руководящих работников государственных и муниципальныхобразовательных учреждений» от 26 июня 2000г. №1908;
9.   Постановление Министерства труда исоциального развития Российской Федерации «Об особенностях работы посовместительству педагогических, медицинских, фармацевтических работников иработников культуры» от 30 июня 2003 г. N 41;
10.     ПриказМинистерства образования Российской Федерации «Об утверждении Положения опорядке и условиях предоставления педагогическим работникам образовательныхучреждений длительного отпуска сроком до одного года» от 7 декабря 2000 г. N 3570;
11.     ПриказМинистерства образования Российской Федерации «об утверждении Положения опорядке замещения должностей научно-педагогических работников в высшем учебномзаведении Российской Федерации» от 26 ноября № 4114;
12.     Комментарий кТрудовому Кодексу Российской Федерации /Под редакцией заслуженного юристаРоссийской Федерации С.А. Панина.-М.-МЦФЭР.-2002г.;13.     БойковаО.С. Филиппова М.В. «Новейшая судебная практика по трудовому законодательству скомментариями». — Практическое пособие. — Москва. –«ГроссМедиа». — 2008г.
14.     Гусов К.Н.,Толкунова В.Н. «Трудовое право России». — Учебник.- Москва.- «НОРМА».- 2007г


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат I Suppose Essay Research Paper suppose I
Реферат Агроном Рудницкий
Реферат Разработка информационно-справочной системы "Технический паспорт автомобиля"
Реферат Культура дохристиянської Русі та культура Візантії
Реферат Пізнавальний інетерс як особливий вид інтересів
Реферат 11 апреля 1919 года основан первый в стране астраханский государственный заповедник заповедник
Реферат Повышение эффективности тактической подготовки юных футболистов
Реферат Минералогия золота и серебра и их отношения
Реферат Untitled Essay Research Paper Affirmative ActionAffirmative Action
Реферат Skin Grafts Essay Research Paper SKIN GRAFTS
Реферат Устройство персонального компьютера 2
Реферат Бухгалтерский баланс и его место в бухгалтерской отчетности
Реферат Барацьба за стварэнне Беларускай дзяржаунасци 1917-1920гг
Реферат Права и обязанности землепользователей, землевладельцев и собственников земельных участков
Реферат Ценообразование и ценовая политика предприятия торговли