Реферат по предмету "Государство и право"


Рассмотрение индивидуальных служебных споров

Федеральное агентство пообразованию
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
АМУРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙУНИВЕРСИТЕТ
(ГОУ ВПО «АмГУ»)
Факультет Экономический
Кафедра Экономической теории игосударственного управления
Специальность 080504 –Государственное и муниципальное управление
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
на тему: Рассмотрениеиндивидуальных служебных споров
по дисциплине «Государственнаяслужба и кадровая политика»
Выполнил
Е.Н. Чесноков
Благовещенск 2010 г.

Содержание
1. Понятие «индивидуальный служебныйспор»
2. Порядок и сроки рассмотренияиндивидуальных служебных споров в комиссиях по служебным спорам
3. Порядок и сроки рассмотренияиндивидуальных служебных споров в судах
Библиографический список

1.Понятие «индивидуальныйслужебный спор»
Защита предоставленныхгражданам прав и свобод гарантируется Конституцией Российской Федерации (ст.45). Конституция же закрепляет и право каждого на выбор способов защиты изчисла не запрещенных законом.
Федеральный закон от 27июля 2004г. № 79 –ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» (далее – Закон о гражданской службе) в отличие от Трудового кодексаРоссийской Федерации (ст. 1), не провозглашает защиту прав и интересовгражданских служащих в качестве цели законодательства о гражданской службе.Однако, так же как и Трудовой кодекс Российской Федерации, называет ее в числеосновных прав гражданских служащих, включая право на обжалование в суд в случаеих нарушения (п.15 ст. 14). К основным правам гражданских служащих Закон огражданской службе относит и право на рассмотрение индивидуальных служебныхспоров (п.13 ст.14).
Защита прав гражданскихслужащих, путем рассмотрения индивидуальных служебных споров (защитапосредством рассмотрения индивидуального служебного спора в специальносоздаваемой комиссии государственного органа и судебная защита) являетсяосновной правовой формой защиты в сфере государственной гражданской службы. Внастоящем учебно-методическом пособии освещаются основные правовые аспекты,связанные с рассмотрением индивидуальных служебных споров в государственноморгане и суде.
Согласно ст. 69 Закона огражданской службе индивидуальный служебный спор — это не урегулированные междупредставителем нанимателя и гражданским служащим либо гражданином, поступающимна гражданскую службу или ранее состоявшем на гражданской службе, разногласияпо вопросам применения законов, иных нормативных правовых актов о гражданскойслужбе и служебного контракта, о которых заявлено в орган по рассмотрениюиндивидуальных служебных споров.
Указанная нормапрактически текстуально соответствует ст. 381 Трудового кодекса РоссийскойФедерации, в которой дано определение индивидуального трудового спора. Самонаименование спора — «индивидуальный» — также заимствовано из трудовогозаконодательства.
Как и в трудовом праве,указание в законодательстве о гражданской службе на индивидуальный характерспора имеет принципиальное значение — оно подчеркивает, что речь идетисключительно о споре гражданского служащего и государства в лице представителянанимателя. Возникновение на государственной гражданской службе коллективныхслужебных споров исключается, поскольку законодательство о государственнойгражданской службе не предусматривает коллективно — договорного регулированияслужебных отношений.
Предметом индивидуальногослужебного спора могут быть разногласия по вопросам применения законов, иныхнормативных правовых актов о гражданской службе и служебного контракта;неправомерный отказ в поступлении на гражданскую службу, дискриминация. Этоозначает, что предметом индивидуального служебного спора могут быть исполнениепредставителем нанимателя и гражданским служащим предписаний следующих правовыхактов:
Федерального закона от 27мая 2003г. № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации»; Закона о гражданской службе, законовсубъектов Российской Федерации о гражданской службе;
Указов ПрезидентаРоссийской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органовисполнительной власти, органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации; служебного контракта.
Так, в Положении о Комиссиипо служебным спорам Министерства информационных технологий и связи РоссийскойФедерации, утвержденном Приказом Министерства информационных технологий и связиРоссийской Федерации от 3 июля 2006 г. № 86 «О создании Комиссии по служебнымспорам Министерства информационных технологий и связи Российской Федерации»указано, что Комиссия по служебным спорам Министерства информационныхтехнологий и связи Российской Федерации является органом по рассмотрению иразрешению разногласий между государственным гражданским служащимМининформсвязи России либо гражданином, поступающим на государственнуюгражданскую службу в Мининформсвязи России или ранее состоявшим нагосударственной гражданской службе в Мининформсвязи России, по вопросамприменения законов, иных нормативных правовых актов о государственнойгражданской службе и служебного контракта, о которых заявлено в Комиссию.Аналогичные нормы содержатся практически во всех положениях о комиссиях послужебным спорам государственных органов.
Законодательство огосударственной гражданской службе является комплексным и включает нормыразличного содержания: это и условия профессиональной деятельности, и гарантиисоциального характера, и процедурные правила.
В связи с этимразногласия на гражданской службе могут возникнуть не только по поводу условийпрофессиональной служебной деятельности, таких как предоставление отпуска,установление режима служебного времени, выплата денежного содержания и т.п., нои по поводу реализации других прав, составляющих правовой статус гражданскогослужащего. Например, по поводу медицинского страхования гражданского служащегои членов его семьи, обязательного государственного социального страхования наслучай заболевания или утраты трудоспособности, защиты гражданского служащего ичленов его семьи от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи сисполнением им должностных обязанностей и др.
Гражданские служащиеимеют право на охрану труда, на защиту от нарушений их прав путем изданияпредставителем нанимателя локальных нормативных и индивидуальных правовыхактов. Если такого рода правовые акты содержат нормы, противоречащиедействующему законодательству, то гражданский служащий вправе предъявлятьпредставителю нанимателя требования о соблюдении его прав в полном объеме.
Предметом спора можетбыть должностной регламент гражданского служащего, хотя он и не указан в ст. 69Закона о гражданской службе в числе актов, по вопросам применения которых междуним и представителем нанимателя могут возникнуть разногласия. Но в большинствеположений о комиссиях по служебным спорам государственных органов указывается,что комиссии рассматривают разногласия по вопросам применения служебныхконтрактов.
Таким образом,индивидуальный служебный спор может возникнуть по поводу применения болееширокого круга нормативных правовых актов, по сравнению с непосредственноуказанными в ст. 69 Закона о гражданской службе. В связи с этим отказ органа порассмотрению индивидуальных служебных споров ввиду отсутствия в ст.69 Закона огражданской службе обжалуемого акта, т.е. по формальному признаку, являетсянезаконным и не исключает права гражданского служащего обратится в суд зазащитой своего права.
Индивидуальным служебнымспором признаются лишь неурегулированные разногласия, т.е. разногласия, которыене разрешены по средством переговоров гражданского служащего (иных указанныхлиц) с представителем нанимателя. Если гражданский служащий является членомпрофессионального союза и в государственном органе действует выборныйпрофсоюзный орган, в соответствии с Федеральным законом от 12 января 1996 г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» возможно участиепоследнего в попытке урегулирования разногласий сторон до обращения в органы порассмотрению индивидуальных служебных споров.
Сторонами индивидуальногослужебного спора признаются представитель нанимателя и гражданский служащийлибо гражданин, поступающий на гражданскую службу или прекративший гражданскуюслужбу.
Представитель нанимателявыступает стороной служебного спора в качестве представителя РоссийскойФедерации, т.е. государства, которое нанимает государственных служащих. Поэтомуего персональная идентификация не имеет значения. Например, разногласия поповоду применения Закона о гражданской службе возникли в период замещениядолжности руководителя государственного органа определенным лицом. Однако доначала рассмотрения дела судом он был освобожден от замещаемой должности. Всудебном процессе будет участвовать вновь назначенный руководитель, несмотря нато, что решений, оспариваемых истцом, он не принимал.
Разногласия между сторонамиквалифицируются как индивидуальный служебный спор с момента заявления о них всоответствующий орган по рассмотрению споров. Индивидуальным служебным споромне являются разногласия, с целью урегулирования которых ведутся переговорымежду представителем нанимателя и гражданским служащим (гражданином). Домомента обращения в комиссию по служебным спорам (внесудебный порядок) или всуд (судебный порядок) индивидуального служебного спора не существует.
Индивидуальные служебныеспоры рассматриваются следующими органами по рассмотрению индивидуальныхслужебных споров (далее – органы по рассмотрению служебных споров):
1.   комиссией государственного органа послужебным спорам;
2.   судом.
Порядок рассмотренияслужебных споров в органах по рассмотрению служебных споров регулируетсяЗаконом о гражданской службе и другими федеральными законами, а порядокрассмотрения дел по служебным спорам в судах определяется также гражданскимпроцессуальным законодательством Российской Федерации.
2.Порядок и срокирассмотрения индивидуальных служебных споров в комиссиях по служебным спорам
Гражданский служащий,считающий, что его права нарушены, по собственному усмотрению решает вопрос оспособе разрешения индивидуального служебного спора и вправе либо первоначальнообратиться в комиссию государственного органа по служебным спорам, а в случаенесогласия с ее решением в суд в 10-дневный срок со дня вручения ему копиирешения комиссии, либо сразу обратиться в суд.
Комиссия государственного органа по рассмотрениюслужебных споров (далее — комиссия по служебным спорам) как досудебный органпризвана рассматривать большинство служебных споров, возникающих нагосударственной службе. Она образуется решением представителя нанимателя напаритетной основе из равного числа представителей выборного профсоюзного органагражданских служащих данного государственного органа и представителянанимателя. Например, в Положении Министерства сельского хозяйства о комиссиипо служебным спорам Министерства сельского хозяйства Российской Федерации,утвержденном Приказом Министерства сельского хозяйства Российской Федерации от7 августа 2008 г. № 387 «О Комиссии по служебным спорам Министерства сельскогохозяйства Российской Федерации» предусматривается, что Комиссия создаетсярешением Министра сельского хозяйства Российской Федерации из равного числапредставителей профсоюзного органа Минсельхоза России и представителейМинсельхоза России.
Представители выборногопрофсоюзного органа данного государственного органа избираются в комиссию послужебным спорам на конференции гражданских служащих государственного органа.Под конференцией гражданских служащих имеется в виду собрание депутатов,избранных коллективом. В случае отсутствия профсоюзного органа на даннойконференции принимается решение о кандидатурах, подлежащих включению в составкомиссии по служебным спорам.
Представителипредставителя нанимателя назначаются в комиссию по служебным спорам приказомпредставителя нанимателя. Так, Порядком работы Судебного департамента приВерховном Суде Российской Федерации по судебным спорам, утвержденном ПриказомСудебного департамента Российской Федерации при Верховном Суде от 1 ноября 2007 г. № 134 «Об образовании Комиссии Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерациипо служебным спорам» предусмотрено, что представители профсоюзного комитетаСудебного департамента избираются в Комиссию на конференции гражданскихслужащих государственного органа. Представители Судебного департаментаназначаются в Комиссию Генеральным директором Судебного департамента.
Комиссия по служебнымспорам имеет свою печать. Государственный орган осуществляет организационное итехническое обеспечение деятельности комиссии по служебным спорам. Так,упомянутым Порядком Судебного департамента установлено, чтоорганизационно-техническое и документационное обеспечение деятельности Комиссиивозлагается на Управление государственной службы и кадрового обеспеченияСудебного департамента. В Положении о Комиссии по служебным спорам Федеральнойслужбы судебных приставов, утвержденном Приказом Федеральной службы судебныхприставов от 16 февраля 2007 г. № 56 «Об образовании Комиссии по служебнымспорам Федеральной службы судебных приставов» указывается, что организационноеи техническое обеспечение деятельности Комиссии по служебным спорамосуществляется Управлением делами Федеральной службы судебных приставов.
Организациядеятельности комиссии, как правило, возлагается на кадровую службу. Кроме того,необходимость технического обеспечения деятельности комиссии, включаяизготовление печати, требует участия и иных структурных подразделенийгосударственного органа, к компетенции которого отнесены соответствующиевопросы. Например, Приказом Федеральной службы по надзору в сфере образования инауки от 11 мая 2007 г. № 1307 «О Комиссии Федеральной службы по надзору всфере образования и науки по служебным спорам» утверждено, что организационноеи техническое обеспечение деятельности Комиссии Федеральной службы по надзору всфере образования и науки по служебным спорам возложено на Управлениекоординации и правового обеспечения надзора и контроля в сфере образования.
Должностной составкомиссии по служебным спорам Законом о гражданской службе не регламентируется.В ней могут быть лица замещающие, например, должности специалистов-экспертов,ведущих специалистов, а могут быть начальники отделов, заместители директоровдепартаментов. Председателем комиссии может быть избран любой гражданский служащий,замещающий любую должность в государственном органе.
Характер работы комиссиипо служебным спорам исключает выполнение членами данной комиссии действий впорядке подчиненности, которая существует при исполнении членами даннойкомиссии своих непосредственных обязанностей. Представитель нанимателя также ненаделен правом влиять на решения образованной комиссии, в том числе в вопросевыбора ее председателя.
Естественно, что всоставе комиссии предпочтительно иметь гражданских служащих, владеющих знаниямизаконодательства о гражданской службе, трудового законодательства, оборганизации кадровой работы и делопроизводства в государственном органе и др.Комиссия вправе приглашать на свои заседания любых специалистов, необходимыхдля разрешения соответствующего служебного спора.
Участие в решениивопросов организации деятельности комиссии отражается в положениях осоответствующих структурных подразделениях, либо представитель нанимателя (иноеуполномоченное им лицо) издает приказ (распоряжение, поручение), содержащеесоответствующие поручения (указания) упомянутым подразделением государственногооргана.
Комиссия по служебнымспорам избирает из своего состава председателя и секретаря комиссии. Такоеположение подчеркивает статус комиссии как беспристрастного и независимогооргана, уполномоченного принимать объективные, законные и справедливые решениябез какого — либо давления со стороны представителя нанимателя.
Рассмотрение служебного спора комиссиейпо служебным спорам осуществляется в случае, если гражданскому служащему неудалось самостоятельно, либо с участием своего представителя урегулироватьразногласия при непосредственных переговорах с представителем нанимателя (ч. 7ст. 70 Закона о гражданской службе).
Вположениях о комиссиях по служебным спорам обычно предусматривается, чтооснованием для проведения заседания Комиссии является письменное заявлениегражданского служащего о нарушении его права. Поступившее в Комиссию письменноезаявление гражданского служащего подлежит обязательной регистрации комиссией вдень его подачи. Служебный спор рассматривается комиссией в случае, еслигражданский служащий самостоятельно или с участием своего представителя неурегулировал разногласия при непосредственных переговорах с представителемнанимателя.
Акцент законодателя на проведении переговоровнепосредственно с представителем нанимателя представляется весьма существенным,поскольку, учитывая сложную систему подчиненности в государственном органе,интересы гражданского служащего (гражданина) могут быть затронуты иными должностнымилицами. В этой связи предписание п. 7 ст. 70 Закона о гражданской службесвидетельствует, о наличии у комиссии по служебным спорам возможностиобеспечить перед рассмотрением служебного спора проведение переговоровгражданского служащего (гражданина) непосредственно с представителемнанимателя.
Однако указанная возможность не освобождает комиссиюпо служебным спорам от необходимости рассмотрения поступившего заявления в томслучае, если гражданский служащий (гражданин) уже участвовал в переговорах спредставителем нанимателя, а также в том случае, если представитель нанимателяне осуществляет проведение данных переговоров.
Гражданский служащий либо гражданин, поступающий награжданскую службу или ранее состоявший на гражданской службе, может обратитьсяв комиссию по служебным спорам в трехмесячный срок со дня, когда он узнал илидолжен был узнать о нарушении своего права.
В случае пропуска по уважительным причинамуказанного срока комиссия по служебным спорам может восстановить этот срок ирассмотреть служебный спор по существу.
Наличие такого рода причин может быть связано нетолько с вопросами, касающимися состояния здоровья гражданина либо его бытовымипроблемами (был в отъезде, осуществлял уход за родственником и т. п.), но и стем, что информация о факте нарушения прав гражданина стала очевидна для негопозже установленного срока (он получил дополнительные консультации и т. п.).
Законодатель не приводит даже примерного перечняпричин, которые могут быть признаны уважительными. В этой связи комиссии порассмотрению служебного спора не следует чрезвычайно строго относиться к фактупропуска срока. Целесообразнее рассмотреть вопрос по существу, так как вдальнейшем гражданин обратится в суд.
Поступившее в комиссию по служебным спорамписьменное заявление гражданского служащего либо гражданина, поступающего награжданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, подлежитобязательной регистрации указанной комиссией в день его подачи.
Комиссия по служебным спорам обязана рассмотретьслужебный спор в течение 10 календарных дней со дня подачи письменногозаявления. Это предполагает фактическую обязанность представителя нанимателяобеспечить участие в работе комиссии всех гражданских служащих, включенных в еесостав. Комиссия не вправе отказывать в рассмотрении поступившего в ее адрес вустановленном порядке заявления. Затягивание комиссией рассмотрения служебногоспора с превышением 10-дневного срока может явиться основанием для последующегообжалования ее действий.
Закон о гражданской службе установил правовые основыпорядка рассмотрения служебных споров в комиссии по рассмотрению служебныхспоров. В нем предусмотрено (часть 11 ст. 70), что порядок рассмотренияслужебного спора комиссией по служебным спорам, а также порядок принятиярешения комиссией по служебным спорам и его исполнения регулируется федеральнымзаконом. Такой федеральный закон в настоящее время отсутствует. Представляется,что в данной ситуации, до вступления в силу специального федерального закона,регулирующего указанные вопросы, следует руководствоваться субсидиарнымприменением Трудового кодекса Российской Федерации (ст. 387-389).
Копия решения комиссии по служебным спорам вручаетсякаждой стороне – представителю нанимателя и гражданскому служащему, гражданину.
Закон о гражданской службе (ч. 12 ст. 70) содержитнемаловажную процессуальную гарантию, позволяющую неудовлетворенным сторонамслужебного спора воспользоваться правом обжалования в течение предусмотренногосрока. В 10-дневный срок со дня вручения копии решения комиссии по служебнымспорам любая из сторон вправе обжаловать данное решение в суд. В случаепропуска по уважительным причинам установленного срока суд может восстановитьэтот срок и рассмотреть служебный спор по существу.
Устанавливая порядок рассмотрения служебных споровкак в комиссиях государственных органов по служебным спорам, так и в судах,Закон о гражданской службе (ч. 13 ст. 70) предусматривает, что рассмотрениеслужебных споров в судах определяется также гражданским процессуальнымзаконодательством РФ.
3. Порядок и сроки рассмотрения индивидуальныхслужебных споров в судах
В судах рассматриваются служебные споры пописьменным заявлениям гражданского служащего либо гражданина, поступающего награжданскую службу или ранее состоявшего на гражданской службе, представителянанимателя или представителя выборного профсоюзного органа данногогосударственного органа, если хотя бы один из них не согласен с решениемкомиссии по служебным спорам либо если гражданский служащий или представительнанимателя обращается в суд без обращения в комиссию по служебным спорам, атакже по заявлению прокурора, если решение комиссии по служебным спорам несоответствует федеральным законам или иным нормативным актам. Закрепление этогополномочия прокурора основано на положениях Федерального закона от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (изменениями и дополнениями).
В соответствии со ст. 35 указанного Закона прокурорвправе обратиться в суд с заявлением, если этого требует защита прав граждан иохраняемых законом интересов общества и государства.
Полномочия прокурора участвующего в судебномрассмотрении индивидуального служебного спора, определяющее гражданскимпроцессуальным законодательством Российской Федерации.
Законом о гражданской службе части 14 и 15 ст. 70установлено; что непосредственно в судах рассматриваются служебные споры по письменным заявлениям:
гражданского служащего или гражданина, ранеесостоявшего на гражданской службе, — о восстановлении в ранее замещаемой должностигражданской службы независимо от оснований прекращения или расторженияслужебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы,увольнения с гражданской службы, об изменении даты освобождения от замещаемойдолжности гражданской службы и формулировки причины указанного освобождения, опереводе на иную должность гражданской службы без согласия гражданскогослужащего, об оплате за время вынужденного прогула либо о выплате разницы вденежном содержании за время исполнения должностных обязанностей понижеоплачиваемой должности гражданской службы;
представителя нанимателя — о возмещении гражданскимслужащим вреда, причиненного государственному органу, если иное непредусмотрено федеральными законами.
Непосредственно в судах рассматриваются такжеслужебные споры:
1) о неправомерном отказе в поступлении награжданскую службу;
2) по письменным заявлениям гражданских служащих,считающих, что они подверглись дискриминации.
Таким образом, в соответствии с Законом огражданской службе (ч. 15 ст. 70) непосредственно в судах рассматриваютсяслужебные споры по делам, возникающим как с гражданскими служащими, так и сгражданами.
Служебный спор, стороной которого являетсягражданин, подлежит судебному рассмотрению в случае неправомерного отказа впоступлении на гражданскую службу. Обязательность рассмотрения подобныхслужебных споров непосредственно в суде служит важной правовой гарантией изащитной мерой по обеспечению конституционного права граждан на равный доступ кгосударственной службе.
Непосредственно судебное рассмотрение подобных делпредусмотрено во избежание ведомственного произвола в принятии решенийпредставителем нанимателя по итогам проведения конкурса на замещение вакантныхдолжностей гражданской службы с участием граждан, поступающих на гражданскуюслужбу впервые.
Обратим внимание, что непосредственно судебныйпорядок рассмотрения служебных споров предусмотрен по письменным заявлениямгражданских служащих, считающих, что они подверглись дискриминации. Закон нехарактеризует каким-либо образом действия, свидетельствующие о фактедискриминации по отношению к гражданским служащим.
Дискриминация в общеправовом смысле понимается какумаление (фактически или юридически) прав граждан по мотивам их национальности,расы, пола, вероисповедания и т.п. Очевидно, требование о недопустимостидискриминации на гражданской службе соотносится с содержанием Закона огражданской службе (ч.3 ст.4), предусматривающим равный доступ граждан,владеющих государственным языком Российской Федерации, к гражданской службе иравные условия ее прохождения независимо от пола, расы, национальности,происхождения, имущественного или должностного положения, места жительства,отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, атакже от других обстоятельств, не связанных с профессиональными и деловымикачествами гражданского служащего.
В случаях незаконного освобождения от замещаемойдолжности гражданской службы, увольнении с гражданской службы по основаниям, непредусмотренным Законом о гражданской службе, или с нарушением установленногопорядка освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения сгражданской службы, либо в случаях незаконного перевода на иную должностьгражданской службы независимо от требований гражданского служащего(восстановление в должности, изменение формулировки причины увольнения, оплатаразницы в денежном содержании и т.д.) суд вправе вынести решение о компенсациив возмещение причиненного незаконными действиями представителя нанимателяморального вреда.
Вопрос о компенсации морального вреда решаетсятолько по письменному заявлению гражданского служащего. Моральный вред – этоособая правовая категория, физические или нравственные страдания, причиненныедействиями, нарушающими права гражданского служащего. Факт причиненияморального вреда незаконным освобождением, увольнением или переводомдоказывается гражданским служащим. Он должен указать и размер компенсации,который желает получить.
Окончательное решение о компенсации морального вредаи размере такой компенсации принимает суд. При определении размера компенсацииморального вреда суд учитывает степень физических и нравственных страданий.
В соответствии с п. 63 постановления ПленумаВерховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами РоссийскойФедерации Трудового кодекса Российской Федерации»(далее — постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2) суд вправе удовлетворитьтребование лица, подвергшегося дискриминации в сфере труда, а также требованиеработника, уволенного без законного основания или с нарушением установленногопорядка увольнения либо незаконно переведенного на другую работу, о компенсацииморального вреда.
Учитывая, что ТК РФ не содержит каких-либо ограниченийдля компенсации морального вреда и в иных случаях нарушения трудовых правработников, суд в силу ст. 21 (абз. 14 ч. 1) и 237 ТК РФ вправе удовлетворитьтребование работника о компенсации морального вреда, причиненного ему любыминеправомерными действиями или бездействием работодателя, в том числе и принарушении его имущественных прав (например, при задержке выплаты заработнойплаты). Размер компенсации морального вреда определяется судом, исходя изконкретных обстоятельств каждого дела, с учетом объема и характера причиненныхработнику нравственных или физических страданий, степени вины работодателя,иных заслуживающих внимания обстоятельств, а также требований разумности исправедливости.
Поскольку Закон о гражданской службе также несодержит каких-либо ограничений в части компенсации морального вреда следуетсчитать, что изложенный подход Пленума Верховного Суда РФ применим также котношениям, связанным с гражданской службой.
Сроки обращения в суд за рассмотрением служебногоспора и порядок освобождения гражданских служащих от судебных расходов, порядоквынесения решений по служебным спорам, связанным с освобождением от замещаемойдолжности гражданской службы и увольнением с гражданской службы, переводом наиную должность гражданской службы без согласия гражданского служащего, порядокудовлетворения денежных требований гражданских служащих, исполнения решений овосстановлении в ранее замещаемой должности гражданской службы и ограниченияобратного взыскания сумм, выплаченных по решению органов по рассмотрениюслужебных споров, устанавливаются федеральным законом.
Специальный федеральный закон, регулирующийперечисленные вопросы, на сегодняшний день отсутствует. Действующее гражданскоепроцессуальное законодательство не содержит как понятия «индивидуальныйслужебный спор», так и понятия «индивидуальный трудовой спор». Статья 381 ТКРФ, хотя и не относится к гражданскому процессуальному законодательству, носодержит понятие «индивидуальный трудовой спор».
Отсутствие урегулированности обозначенных вопросовгражданским процессуальным законодательством требует применения аналогиизакона, в связи с чем следует руководствоваться Постановлением ПленумаВерховного Суда РФ от 17 марта 2004г. № 2 «О применении судами РоссийскойФедерации Трудового кодекса Российской Федерации».
С учетом, сформулированных в указанном Постановленииположений, обратим внимание на некоторые вопросы судебного разбирательства служебныхспоров. Если служебный спор не рассмотрен комиссией по служебным спорам в10-дневный срок со дня подачи гражданским служащим заявления, он вправеперенести его рассмотрение в суд (ч. 2 ст. 387, ч. 1 ст. 390 ТК РФ).
Заявление гражданского служащего о восстановлении награжданской службе подается в районный суд в месячный срок со дня вручения емукопии приказа об увольнении или со дня выдачи трудовой книжки, либо со дня,когда гражданский служащий отказался от получения приказа об увольнении илитрудовой книжки, а о разрешении иного служебного спора — мировому судье втрехмесячный срок со дня, когда гражданский служащий узнал или должен былузнать о нарушении своего права (ч. 1 ст. 392 ТК РФ, п. 6 ч. 1 ст. 23, ст. 24ГПК РФ).
По смыслу ст. 89 ГПК РФ и ст. 393 ТК РФ гражданскиеслужащие при обращении в суд с исками о восстановлении на гражданской службе,взыскании денежного содержания и иными требованиями, вытекающими из служебныхправоотношений, освобождаются от уплаты судебных расходов.
Судья не вправе отказать в принятии исковогозаявления по мотивам пропуска без уважительных причин срока обращения в суд (ч.1 и 2 ст. 392 ТК РФ) или срока на обжалование решения комиссии по служебнымспорам (ч. 2 ст. 390 ТК РФ), так как ТК РФ не предусматривает такойвозможности.
Не является препятствием к возбуждению служебногоспора в суде и решение комиссии по служебным спорам об отказе в удовлетворениитребования гражданского служащего в связи с пропуском срока на егопредъявление.
Исходя из содержания абз. 1 ч. 6 ст. 152 ГПК РФ, атакже ч. 1 ст. 12 ГПК РФ, согласно которой правосудие по гражданским деламосуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, вопрос опропуске истцом срока обращения в суд может разрешаться судом при условии, еслиоб этом заявлено ответчиком.
При подготовке дела к судебному разбирательствунеобходимо иметь в виду, что в соответствии с ч. 6 ст. 152 ГПК РФ возражениеответчика относительно пропуска истцом без уважительных причин срока обращенияв суд за разрешением индивидуального служебного спора может быть рассмотреносудьей в предварительном судебном заседании. Признав причины пропуска срокауважительными, судья вправе восстановить этот срок (ч. 3 ст. 390 и ч. 3 ст. 392ТК РФ). Установив, что срок обращения в суд пропущен без уважительных причин,судья принимает решение об отказе в иске именно по этому основанию безисследования иных фактических обстоятельств по делу (абз. 2 ч. 6 ст. 152 ГПКРФ).
Если же ответчиком сделано заявление о пропускеистцом срока обращения в суд (ч. 1 и 2 ст. 392 ТК РФ) или срока на обжалованиерешения комиссии по служебным спорам (ч. 2 ст. 390 ТК РФ) после назначения делак судебному разбирательству (ст. 153 ГПК РФ), оно рассматривается судом в ходесудебного разбирательства.
В качестве уважительных причин пропуска срокаобращения в суд могут расцениваться обстоятельства, препятствовавшие данномугражданскому служащему своевременно обратиться с иском в суд за разрешениеминдивидуального служебного спора (например, болезнь истца, нахождение его вкомандировке, невозможность обращения в суд вследствие непреодолимой силы,необходимость осуществления ухода за тяжелобольными членами семьи).
В целях наиболее быстрого разрешения возникшегослужебного спора и восстановления нарушенных или оспариваемых прав истца безрассмотрения судом дела по существу судья может принимать меры к примирениюсторон (ст. 150, 152, 165, 172 и 173 ГПК РФ).
Обращая внимание на необходимость строгогособлюдения установленных ст. 154 ГПК РФ сроков рассмотрения служебных споровследует иметь в виду, что по аналогии закона дела о восстановлении награжданской службе должны быть рассмотрены судом до истечения месяца со дняпоступления заявления в суд, а дела по другим служебным спорам, подсудныемировому судье, должны быть рассмотрены мировым судьей до истечения месяца содня принятия заявления к производству. В указанные сроки включается в том числеи время, необходимое для подготовки дела к судебному разбирательству (гл. 14ГПК РФ).
Вместе с тем в силу ч. 3 ст. 152 ГПК РФ по сложнымделам с учетом мнения сторон судья может назначить срок проведенияпредварительного судебного заседания, выходящий за пределы указанных вышесроков.
Следует особо обратить внимание на категориюслужебных споров, связанных с «денежными требованиями гражданского служащего»(Закон о гражданской службе ч. 17 ст. 70). Представляется, что предметом этихслужебных споров могут быть не только вопросы выплаты денежного содержания, нои иные вопросы, связанные с материальными обязательствами представителянанимателя. В этой связи следует учесть, что согласно п. 1 постановленияПленума Верховного Суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 если возник спор по поводу неисполнения либо ненадлежащего исполнения условий трудового договора, носящихгражданско-правовой характер (например, о предоставлении жилого помещения, овыплате работнику суммы на приобретение жилого помещения), то, несмотря на точто эти условия включены в содержание трудового договора, они по своемухарактеру являются гражданско-правовыми обязательствами работодателя и,следовательно, подсудность такого спора (районному суду или мировому судье) надоопределять исходя из общих правил определения подсудности дел, установленныхст. 23, 24 ГПК РФ.
В последние годыгосударственная гражданская служба фактически выведена из сферы регулированиянормами частного права и представляет собой публично-правовой институт, вкотором доминируют нормы административного права. Поэтому логичным являетсявключение вопросов о рассмотрении служебных споров в компетенциюадминистративных судов, создание которых возможно уже в ближайшее время.

Библиографический список
1. Васильев В.В. Индивидуальныеслужебные споры: правовое регулирование // Государственная служба. 2005. № 6.
2.Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
3. Зайцева Л.В. Рассмотрениеиндивидуальных трудовых споров: проблемы и противоречия законодательногорегулирования // Черные дыры в российском законодательстве. 2004 г. № 3.
4. Комментарий к ФЗ «Огосударственной гражданской службе Российской Федерации» // под. ред.Козбаненко В.А. (Председатель редакционного совета Медведев Д.А.) Спб.: Питер,2008.
5.Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993).
6. Пресняков М.В., Чаннов С.Е.Разрешение служебных споров (теоретические и практические проблемы) //Гражданин и право. 2007. № 6.
7.Трудовой кодекс Российской Федерации.
8.Федеральный закон от 27 мая 2003 г. № 58-ФЗ «О системе государственной службыРоссийской Федерации».
9.Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданскойслужбе Российской Федерации».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Фіскальна політика держави, її особливості в трансформаційній економіці України
Реферат Статистика предприятия
Реферат Стан та перспективи міжнародного співробітництва України в енергетичній сфері
Реферат Статистика рождаемости в Амурской области
Реферат Статистическое изучение объема, состава и динамики доходов и расходов государственного бюджета
Реферат Структурні зрушення в зовнішній торгівлі України помаранчеві очікування та постпомаранчева реальність
Реферат Картофельный бунт
Реферат Оптимальные методы в совершенствовании планирования и управления производством
Реферат Сценография в музейных и выставочных комплексах. Спектакли музейных предметов
Реферат Организация контрольной деятельности на предприятии ОАО "Вяземский хлебокомбинат"
Реферат Статистичне вивчення виручки від реалізації молока
Реферат Статистика 14
Реферат Статистический анализ трудовых ресурсов райпо
Реферат Структура макроэкономики
Реферат Стратегия и тактика конкурентной борьбы