ПЛАН
1. Введение
2.Общая психологическая характеристика судебного процесса
3.Организация судебного следствия
3.1Психология допроса и других следственных действий в судебном заседании
3.2Психологические особенности допроса потерпевших и свидетелей
3.3Психологические особенности судебных прений
4.Формирование убеждения и вынесения приговора судом
5. Заключение
Списокиспользованной литературы
1. Введение
Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследуетзакономерности, связанные с психической деятельностью всех лиц, участвующих врассмотрении дела, а также воспитательное воздействие судебного процесса иприговора на подсудимого и других лиц, роль общественного мнения как фактора,влияющего на судебный процесс и др.
Судебное разбирательство уголовных дел — важнейшая стадияуголовного процесса, состоящая в рассмотрении в установленном законом порядкеуголовного дела в судебном заседании. В судебном разбирательстве реализуютсяполномочия суда по осуществлению правосудия. Предшествующие стадии уголовногопроцесса направлены на обеспечение достаточных оснований для рассмотрения делав суде.
Психологическая структура судебной деятельности складываетсяиз познавательной, конструктивной и воспитательной деятельности суда. Однакоесли на предварительном следствии основной является познавательная деятельность,то в суде основной, определяющей становится конструктивная деятельность. Именносуд призван решить дело по существу это его основная и исключительная функция.
Но так как конструктивная деятельность может реализоватьсятолько после осуществления познания на базе собранной, всесторонне оцененной ипроверенной информации, изложение психологической структуры в судецелесообразно также начать с рассмотрения особенностей познавательнойдеятельности. Основная цель ее в суде — это накопление необходимой информациидля осуществления конструктивной деятельности — вынесение приговора.
Особенность познавательной деятельности в суде, прежде всего,заключается в том, что материалы предварительного расследования всегда дают ужеготовую модель подлежащего исследованию события, действий и взаимоотношений втом виде, в каком представляются они в результате завершения расследования.Предварительное следствие берет на себя всю поисковую часть познавательнойдеятельности, производит отбор и систематизацию информации, что существеннооблегчает познание судом обстоятельств дела.
Вся необходимая информация уже предварительно собрана,упорядочена и сконцентрирована таким образом, чтобы существенно облегчитьдеятельность суда первоначально по восприятию уже собранной информации, а затеми по ее последующему исследованию. Наличие уже восстановленной модели события вматериалах предварительного следствия существенно облегчает познание всехфактов и их всестороннее исследование. Однако эта модель всегда должнавосприниматься судом только как вероятная истина, которая обязательно подлежиттщательной проверке и исследованию ее в каждом отдельном элементе. Судебноеисследование обстоятельств дела является самостоятельным важнейшим элементомосуществления правосудия.
2. Общаяпсихологическая характеристика судебного процесса
Стадийность является существенной особенностьюпсихологической структуры судебной деятельности. Судебная деятельностьразвивается в определенной, строго регламентированной процессуальным закономпоследовательности, которая создает определенные стадии развития общей судебнойдеятельности, что призвано обеспечить наиболее целесообразные условияисследования доказательств, способствовать установлению истины по делу иосуществлению правосудия.
Наличие стадий, четкое различие задач, условий деятельностина каждой стадии — все это создает наиболее оптимальные психологическиепредпосылки для правильного и полного осуществления правосудия судом. Усилениеэтих предпосылок достигается практической возможностью внутри регламентированныхпроцессуальным законодательством стадий провести дополнительное их деление наопределенные этапы, что также обосновывается выявлением различий впсихологической структуре и в задачах деятельности.
Уголовный процесс определяет следующие стадии развитиясудебной деятельности: предание суду, судебное рассмотрение, вынесение иисполнение приговора и другие.
1. В стадии предания суду решаются вопросы познанияпредварительного расследования и планирование собственной деятельности.
2. Непосредственное восприятие всех источников доказательстви осуществление познания обстоятельств дела осуществляется при проведениисудебного следствия.
3. Заслушивание словесных сообщений о результатахпознавательной деятельности, проведенной участниками судопроизводства(прокурором, адвокатом и т.д.).
4. Реализация основной конструктивной деятельности (вынесениеприговора).
5. Осуществление действий, связанных с принятымконструктивным решением (исполнение приговора).
На каждой из перечисленных стадий суд не только решаетсамостоятельные задачи; деятельность суда проходит в различных внешнихусловиях, по-разному складываются психические отношения, различноосуществляются компоненты общей психологической структуры судебнойдеятельности.
Психология рассмотрения уголовного дела в суде исследуетзакономерности, связанные с психической деятельностью всех лиц, участвующих врассмотрении дела, а также воспитательное воздействие судебного процесса иприговора на подсудимого и других лиц, роль общественного мнения как фактора, влияющегона судебный процесс. Судебное следствие и вынесение приговора по делу являетсялогически неизбежной стадией, следующей за событием преступления ипредварительным следствием. Деятельность суда и участников судебного процессадостаточно многообразна.
Основная задача судебного следствия — непосредственноевосприятие и исследование всех источников доказательств и сообщаемой имиинформации. Именно на этой стадии суд производит проверку всех фактов,собранных и систематизированных в материалах предварительного следствия. Чтобынаиболее полно произвести оценку представленным предварительным следствиемматериалам, суд обязан непосредственно воспринять все источники полученныхсведений, использованных для воссоздания модели прошлого события, действий,отношений, характеристики личности подсудимого. Эта задача и решается в ходесудебного следствия.
На этой стадии познание осуществляет не только суд, но и всезаинтересованные участники процесса. Различные исходные позиции впознавательной деятельности (прокурора, адвоката), различные интересыгражданского истца и ответчика, подсудимого и т.д.) приводят к тому, что в ходесудебного следствия каждый из участников процесса стремится так использоватьисточники передачи различных сведений, чтобы в наиболее яркой форме выступалиименно те факты, которые необходимы для восприятия судом модели события,отстаиваемой данным участником процесса. В соответствии с этим у суда возникаетобязанность регулировать процесс познания всеми этими участниками, вместе с теми регулировать отношения между ними при осуществлении этой деятельности. Отсюдапредседательствующий обязан в процессе судебного рассмотрения дела наблюдать заповедением не только подсудимых (свидетелей), но и всех других участвующих вделе лиц. От его деятельности зависит упорядочение процесса, чтобы каждый изучастников не мешал выполнять такую же деятельность другим и прежде всего судуДулов А.В. Судебная психология. Минск, 1975. С. 383..
Правосудие, которое в большей степени, чем многие другие видыдеятельности, выступает как сфера общения между людьми, связано с целым рядомсоциально-психологических явлений, например, эффективностью деятельностисоциальных групп, особенностями оценочных суждений в группе, восприятием ипониманием людьми друг друга, внушением, авторитетностью,социально-психологической ролью личности и т.д. При этом в сфересудопроизводства закономерности социальной психологии могут служить и улучшениюи ухудшению результатов деятельности. Коллегиальное и состязательное начала приосуществлении правосудия отвечает закономерностям социальной психологии.Согласно этим закономерностям, решению сложных задач, к которым относитсябольшинство уголовных дел, благоприятствует взаимодействие при принятии решениягруппой лиц. В ходе совместной деятельности смягчаются крайности показателейпсихических процессов всех членов группы, повышается эффективность мышления,сковывается действие тех субъективных факторов, которые могут привести кошибочному результату. Коллективная оценка доказательств является максимальнообъективной, особенно в суде присяжных.
Довольно редко в судебной практике встречаются случаиразногласия в судейской коллегии. Вынесение приговора по единогласному мнениюсостава суда можно рассматривать как дополнительную гарантию законности иобоснованности приговора, поскольку внутреннее убеждение всех членов судебнойколлегии совпадает, что делает его несомненным. Такое единогласие, однако,встречается и при вынесении приговора, отмененного впоследствии вышестоящимсудом, что может свидетельствовать о давлении неправильного мнения большинствав судебной коллегии на формирование собственного убеждения каждого члена суда.Поэтому все члены суда должны постоянно помнить о тех опасностях, которыеподстерегают их при формировании коллективного мнения при разрешении уголовныхдел. Они должны подвергать внутреннему самоконтролю свои выводы по данномууголовному делу, чтобы лишний раз проверить, не формируют ли они их такимобразом под влиянием большинства. Следует учитывать и то, что состав судадействует при такой внутренней обстановке, которая может усилить действиеконформизма. Эта обстановка характеризуется тем, что судья среди членовсудейской коллегии находится в особом положении. Он более всех членов судавладеет информацией, связанной с рассмотрением конкретного дела, являясь как былидером в группе совместно действующих лиц. В судейской коллегии, кроме того,существует неравный социальный статус взаимодействующих лиц. Такой неравныйсоциальный, а не правовой статус выражается в том, что судья выполняет своюпрофессиональную деятельность, остальные члены суда являютсянепрофессиональными судьями. Согласно закону председательствующий судья подаетсвой голос в процессе совещания судей последним, имеет своей целью ограничитьвозможность влияния мнения судьи на мнение других членов суда Ст. 301 УПКРоссийской Федерации..
Для судьи в его реконструктивной деятельности важны следующиемоменты: предварительное изучение и оценка всех обстоятельств дела иквалификации, сопоставление полученной в ходе судебного процесса информации сматериалами предварительного следствия, нормами закона, окончательный синтезвсей информации при вынесении приговора.
Наличие исходной модели прошлого события в материалах деласоздает возможность познавательной деятельности суда по четкому, заранееопределенному плану. Собранные следствием данные вновь изучаются, планируетсяанализ и синтез новых фактов, выдвигаются и разрабатываются возможные версии,другие модели того же события, действия. Важно при этом построение версий оличности подсудимых, об их участии в событии, о причинах определенногоповедения, об условиях действий и т.д. Состояние готовности предполагаетпредельную концентрацию мыслительных процессов судей именно на всехобстоятельствах данного уголовного дела.
3. Организация судебного следствия
3.1 Психология допроса и других следственных действий всудебном заседании
Специфика допроса подсудимых обусловлена целым рядомобстоятельств, отличающих допрос подсудимого в суде от допроса обвиняемого напредварительном следствии. Одним из таких обстоятельств является психологияподсудимого, его психологические особенности.
Психология поведения подсудимого во многом определяетсяотрицательными психическими состояниями — стрессом и фрустрацией, которые онпостоянно испытывает.
Поведение подсудимого в суде характеризуется болееосновательной продуманностью своей позиции. Всем ходом предварительногорасследования он подготовлен к восприятию особенностей процессуальной формысудопроизводства. Тем не менее сильными факторами воздействия на подсудимоговсегда является присутствие в зале судебного заседания большого числа лиц, сампроцесс суда.
Определенную уверенность подсудимому придает участие в делеадвоката, который оказывает своему подзащитному существенную помощь вопределении избираемой защитительной позиции, учете возможных негативныхобстоятельств, возникающих в процессе судебного разбирательства. Все это вноситопределенную успокоенность в психическое состояние подсудимого накануне егодопроса в суде.
Допрос подсудимого является одним из средств установлениясудом обстоятельств рассматриваемого дела. Вместе с тем допрос подсудимого идача им показаний по существу предъявленного обвинения выступает в качествеважного средства защиты им своих интересов. Используя право давать показания всуде, подсудимый в зависимости от избранной им позиции может путем дачиправдивых показаний способствовать суду в установлении истинных обстоятельствсобытия, но он может стремиться и к тому, чтобы путем дачи ложных показанийпрепятствовать или во всяком случае затруднять выяснение этих обстоятельств.
Получение правдивых показаний от подсудимого облегчаетпроцесс познания истинных обстоятельств, сокращает усилия суда, направленные наотыскание истины. Отсюда понятно стремление суда к получению от подсудимоготаких показаний, которые содержали бы правдивую информацию по интересующим судвопросам.
В условиях судебного допроса оказание со стороны судапсихологического воздействия на подсудимого возможно при наличиисоответствующих условий. Одним из таких условий является установлениепсихологического контакта между судом и подсудимым.
Установлению контакта способствует индивидуальный подход кподсудимому.
Большинство подсудимых — это лица, впервые совершившиепреступления, и поэтому необходимо объяснить им, что их правдивые показанияпомогут суду получить более правильное представление об их роли в совершениипреступления. Необходимо использовать все известные суду положительные свойстваподсудимого для того, чтобы пробудить в нем раскаяние.
Чтобы вызвать доверие у допрашиваемого, судьям, прокурорунеобходимо в самом начале допроса выяснить не только отрицательные моменты вбиографии подсудимого (прежняя судимость, взыскания, приводы в милицию и т.п.),но и положительные (награды, поощрения, состав семьи и т.д.).
Эффективность допроса зависит и от взаимоотношений междупрокурором и защитником. В ходе допроса подсудимого государственным обвинителеми защитником не должны допускаться в отношении друг друга неэтичные,нетактичные заявления и реплики.
Осуществляя руководство допросом, председательствующийследит, чтобы участники процесса ставили подсудимому вопросы в четких, краткихи понятных формулировках, в корректном тоне и только относящиеся к делу.
В ходе судебного допроса используются различные тактические приемы,характер и содержание которых зависят от позиции, избранной подсудимым.Совершенно очевидно, что приемы допроса подсудимого, признающего илиотрицающего свою вину, подсудимого, на предварительном следствии признававшегосебя виновным, а в суде отрицающего свою вину, будут различными.
Общая тактическая схема допроса подсудимого может бытьпредставлена следующим образом: от нейтральных фактов к основнымобстоятельствам дела. Допрос по поводу нейтральных фактов позволяет установитьопределенный контакт с подсудимым, что облегчает последующий допрос по основнымобстоятельствам дела. Вместе с тем иногда целесообразно чередовать постановкувопросов по нейтральным и основным обстоятельствам. Этим самым будетпериодически сниматься напряжение в допросе, и он окажется более эффективным.
Для допроса подсудимого, признающего себя виновным,целесообразно избирать тактические приемы, обеспечивающие полное, всестороннееи объективное выяснение всех обстоятельств дела. Несмотря на признаниеподсудимым своей вины, зная его желание смягчить ее, необходимо вести допростаким образом, чтобы детально выяснить обстоятельства совершенногопреступления, его мотивы, круг соучастников и т.д.
Тактические приемы допроса подсудимого, не признающего себявиновным, должны быть направлены на выяснение и сопоставление отдельных фактовв его показаниях, которые в конечном счете в совокупности с другимидоказательствами убедят суд в виновности или невиновности подсудимого.
Полезным тактическим приемом допроса подсудимого, непризнающего вину, является допрос его по мере рассмотрения отдельныхобстоятельств дела. Данный прием позволяет более подробно допросить подсудимогои сразу же сопоставить его показания с рассмотренными обстоятельствами дела.
Для получения правдивых показаний допрашивающий долженапеллировать к положительным качествам подсудимого. Опытные судьи часто,обращаясь к подсудимому, отмечают, что он в прошлом честно трудился, имелрепутацию правдивого, смелого, добросовестного человека, что и сейчас у негоесть шанс для исправления. Такое обращение к лучшим сторонам подсудимого можетпривести к тому, что он прекратит запирательство и расскажет суду правду. Своимобращением судьи должны показать, что у них действительно нет предубежденностии тем более враждебности к подсудимому, что они хотят помочь ему исправиться,что подсудимый не потерянный для общества человек и суд склонен учесть все егозаслуги.
Определенную специфику представляет тактика допросаподсудимого, который на предварительном следствии признавал себя виновным, а всуде стал вину отрицать. В таких случаях прежде всего необходимо выяснитьпричину изменения показаний и определить, в чем конкретно это изменениесостоит. Не зная подлинной причины изменения показаний, нельзя избрать иэффективные тактические приемы допроса.
Допрашивая подсудимого, изменившего свои показания в суде,необходимо тщательно конкретизировать и детализировать его новые показания.Существует ряд тактических приемов исследования судом измененных показанийподсудимого.
Первым таким приемом является сопоставление измененногопоказания с другими доказательствами. Подсудимому, изменившему показания, впроцессе судебного допроса предъявляются доказательства, согласующиеся с егопоказаниями на предварительном следствии, такие, как вещественные и письменныедоказательства, заключения криминалистической, судебно-медицинской,биологической экспертиз и т.д.
Вторым тактическим приемом является последовательноеисследование измененного показания: подсудимому постепенно, по частямоглашаются его показания на предварительном следствии, чтобы выяснить,подтверждает ли он оглашенную часть показаний, а если отрицает либо несколькоизменяет, то по каким причинам. Данный прием позволяет проверить обоснованностьизменения показаний подсудимым.
Третий тактический прием — сопоставление показаний междусобой — состоит в том, что суд, допрашивая подсудимого, сопоставляет показания,данные им на предварительном следствии, и выясняет, нет ли противоречий междуними, а также между новыми показаниями подсудимого и указанными показаниями.Используя данный тактический прием, суд может установить, что обвиняемыйсообщал в своих показаниях детали совершения преступления, которые до этого небыли известны следователю, и поэтому его ссылка, в частности, на неверныезаписи в протоколе допроса не может считаться убедительной.
Использование в следственной и судебной практике киносъемки имагнитофонной записи позволяет в случаях, когда подсудимый отказывается отпоказаний, данных на предварительном следствии, воспроизвести в ходе допросакинофильм, снятый следователем, или магнитофонную запись показаний напредварительном следствии.
Определенную специфику представляет допроснесовершеннолетнего подсудимого.
Иногда несовершеннолетние подсудимые признают себя виновнымив преступлениях, которые они не совершали, чтобы скрыть истинную роль взрослыхпреступников. Поэтому вопросы должны быть направлены на выяснение таких деталейпреступления, которые может сообщить только человек, действительно егосовершивший.
Когда подсудимый не признает себя виновным, после свободногорассказа ему необходимо задать конкретизирующие и уточняющие вопросы.Председательствующий должен терпеливо разъяснить подсудимому, почему он должендать правдивые показания. Если это не помогает, суд может использовать рассмотренныевыше тактические приемы разоблачения ложных показаний, даваемыхнесовершеннолетними подсудимыми.
3.2 Психологические особенности допроса потерпевших исвидетелей
Допрос потерпевших и свидетелей в суде имеет своипсихологические особенности. Они заключаются прежде всего в том, что здесь вусловиях гласного судебного разбирательства свидетели и потерпевшие должныдавать показания по истечении довольно продолжительного времени после показанийна предварительном следствии. Возникает целый ряд психологическихобстоятельств, которые должны учитываться как судом, так и участвующими врассмотрении дела обвинителем и защитником. Во-первых, такое свойствочеловеческой памяти, как забывание. Человек почти всегда припоминает что-либонеполностью, неточно, в других случаях и вовсе может не вспомнить того, чтобыло когда-то воспринято, пережито. Забывание зависит от многих причин, вчастности от таких явлений, как:
— проактивное торможение, когда забывание событияактивизируется предшествующей деятельностью, действиями данного лица;
— ретроактивное торможение, когда на предыдущее событиенаслаиваются последующие.
Отсюда вытекает необходимость для суда и участников процессаоказывать психологическое воздействие на указанных свидетелей и потерпевших (вменьшей мере), чтобы побудить их вспомнить забытые ими факты, обстоятельства,имеющие значение для рассматриваемого дела.
Во-вторых, нельзя не учитывать, что на показания свидетелей ипотерпевших определенное психологическое воздействие в условиях судебногоследствия оказывает реакция присутствующей в зале заседания публики.Допрашиваемый всегда думает о возможной реакции зала на его показания,переживает ее.
Участники судебного следствия, особенно прокурор и защитник,всегда должны помнить, что нельзя стремиться вызвать выгодную для них реакциюзала; их задача — прежде всего добиваться установления истины. Реакция же заламожет мешать достижению указанной задачи. Здесь особенно необходимо соблюдатьчувство меры.
Такой психологической ситуации можно избежать только при высокомуровне судебного следствия. Спокойная, деловая обстановка рассмотрения дела,корректность, объективность, отсутствие какой-либо предвзятости суда, умениепредседательствующего уважать права всех участников процесса и в то же времяпринимать самые решительные меры по наведению порядка в зале суда — вот теусловия, которые создают наиболее удачную психологическую обстановку исодействуют лучшему использованию психологических качеств свидетелей ипотерпевших.
Особую сложность представляет допрос малолетних инесовершеннолетних свидетелей и потерпевших. Малейшие нарушения в тактикедопроса этих лиц, допущенные судом и участниками судебного разбирательства,могут привести к ложным показаниям.
Суду необходимо учитывать, что малолетние инесовершеннолетние свидетели и потерпевшие легко поддаются внушению, они могутнеправильно воспринять и истолковать отдельные факты. Поэтому при допросе имнужно ставить уточняющие, детализирующие, контрольные вопросы об отдельныхобстоятельствах дела.
Допрос названных лиц осложняется воздействием на нихобстановки судебного заседания. В связи с этим УПК предусматривает ряддополнительных условий, гарантирующих возможность успешного проведениясудебного допроса. Так, допрос несовершеннолетнего свидетеля до четырнадцатилет, а по усмотрению суда — до шестнадцати лет, проводится с участием педагога.Если суд признает необходимым, он вызовет вместе со свидетелем и его родителейили иных законных представителей. Суд вправе использовать присутствие этих лицдля установления психологического контакта с несовершеннолетними свидетелями.
Допрос несовершеннолетнего, и особенно малолетнего,свидетеля, потерпевшего должен быть по возможности кратким, неутомительным.
3.3 Психологические особенности судебных прений
Кратко остановимся и на психологических особенностях судебныхпрений. Особенности речей во время судебных прений определяются: 1)особенностями целей речи; 2) особенностями аудитории; 3) психологическимиособенностями анализа фактов; 4) особенностями построения речи.
Следует отметить, что основная цель речей во время пренийсторон — помощь составу суда в мыслительной деятельности по решению многихвопросов, подлежащих окончательному разрешению в совещательной комнате. Крометого, прения сторон должны суммировать восприятие всего судебного следствиявсеми присутствующими для обеспечения оптимального воспитательного воздействияот всего судебного рассмотрения. Все судебные речи в своей совокупностиобеспечивают: 1) активизацию мыслительной деятельности судей по анализу исинтезу всех воспринятых в ходе судебного следствия фактов; 2) конкретнуюпомощь в выявлении спорных и противоречивых фактов; 3) правильное определениекруга вопросов, которые необходимо будет разрешить в совещательной комнате.Основная цель судебных прений должна заключаться в тщательном логическоманализе фактов и их связей. Эмоциональный подход к изложению материала призванприковать внимание к излагаемым доводам, обеспечить постоянное следование мыслислушателей за ходом изложения фактов и доводов. Еще русский дореволюционныйюрист П. Сергеич правильно отмечал, что речь, составленная из однихрассуждений, не может удерживаться в голове людей непривычных, она исчезает изпамяти присяжных, как только они пришли в совещательную комнату. Если в нейбыли эффектные картины, этого случиться не может Сергеич П. Искусство речи насуде. М., 1960. С. 66..
Каждая судебная речь обязательно должна строиться с учетомконкретного психологического воздействия на всех присутствующих в залесудебного заседания. С этой целью необходимо менять темп речи, аргументацию техили иных положений, делая их более доходчивыми для всех слушателей.
4. Формирование убеждения и вынесение приговора судом
Этот этап деятельности имеет особенность в психическихкоммуникациях, которые здесь возникают только между составом судей,рассматривающих уголовное дело. Закон прямо и категорически запрещает судьямвступление на данной стадии в какое-либо общение со всеми другими лицами безисключения. С учетом исключительной ответственности этой стадии вынесение приговоравсегда осуществляется коллегиально, причем в строго определенном составе.Совещание судей является специфической совокупностью элементов формализованногои неформализованного общения. Формализованность призвана обеспечить полнотурешения необходимых вопросов в формировании убеждения, активность деятельностикаждого судьи. Элементы неформализованности обеспечивают свободу высказываниямнений по любому вопросу, относящемуся к делу.
Строгое ограничение коллегиальности способствует повышениючувства ответственности судей за ход и результаты их деятельности всовещательной комнате, предельной активизации их мыслительных процессов,гарантирует обособление от посторонних влияний.
Успех действий коллегии судей находится в прямой зависимостиот деятельности каждого из них. У всех членов коллегии должно быть четкоепонимание целей их деятельности, сознание высокой ответственности, что в своюочередь должно обеспечить повышенную психическую активность каждого судьи.
Формирование судейского убеждения — это результат воздействияна сознание судей определенной совокупностью доказательств, установленной ипроверенной в ходе судебного разбирательства. Оно всегда складывается на основерационального познания причинно-следственных и иных связей между фактамиобъективной действительности, ценностного к ним подхода, их соотношения сзапретами уголовного права, чувственного переживания полученных по уголовномуделу результатов познания, сделанных из них правовых выводов. На формированиесудейского убеждения влияют социально-психологические и внесудебные факторы(поведение подсудимого в суде, оценка средств массовой информации и т.д.).
В соответствии с нормами закона, коллегия присяжныхзаседателей в совещательной комнате на основании итогов судебного следствиядолжна вынести вердикт, то есть решение по поставленным перед ней вопросам,включая основной — о виновности подсудимого. Исходя из контекста представленийо суде присяжных, последние руководствуются при этом своим разумом, совестью,житейским опытом, чувствами справедливости, долга, ответственности и т.д. Всложном мыслительном и психологическом процессе по оценке результатов судебногоследствия существенное значение может иметь «правовое мировоззрение» присяжныхзаседателей, особенно познания их в области уголовного и уголовно-процессуальногоправа. Непреходящее значение в этом отношении имеет и напутственное слово, скоторым председательствующий обращается к присяжным заседателям перед удалениемих в совещательную комнату Зажицкий В. Напутственное слово председательствующего.«Российская юстиция». М., 1994,№3. С. 5… В гносеологическом аспекте процессформирования судейского убеждения развертывается в системе «незнание — знание»,от вероятностного знания к знанию истинному и достоверному на основеисследования определенной совокупности доказательств. Осознание судьей своейроли в осуществлении правосудия способствует появлению психологическойустановки несвязанности своего вывода по существу уголовного дела с выводамиорганов предварительного расследования, помогает вскрыть допущенные прирасследовании ошибки или нарушения закона.
В психологическом аспекте существенным для процессаформирования судейского убеждения является перерастание сомнения какпоследствия вероятностного знания в убежденность судьи, характеризующую достоверностьполученных знаний и готовность действовать в соответствии с законами.Изложенное выше позволяет наметить следующие этапы формирования убеждениясудей: 1) предварительное изучение материалов уголовного дела с целью решениявопроса о предании обвиняемого суду; 2) планирование судебного разбирательстваи выдвижение судебных версий; 3) проверка материалов предварительного следствияв судебном разбирательстве; 4) судебные прения и сопоставление своих оценок соценками обвинения и защиты и, наконец, 5) окончательное формирование убеждениясудьи в совещательной комнате при выработке коллективного убеждения. Первые дваэтапа характеризует убеждение в гносеологическом аспекте как знание,вероятностное, а в психологическом — как наличие сомнений. Судья в ходесудебного следствия, изучая доказательства, направляет свою деятельность наустранение возникших сомнений, подтверждает вероятностные предположения илиприходит к выводу, что они были необоснованными. На двух последних этапахпроисходит окончательное формирование судейского убеждения. И хотя это делениесхематично, важно подчеркнуть, что процесс формирования убеждения основываетсяне только на исследовании собранных доказательств, но и является выражениемличностной позиции судьи, его этических взглядов, профессиональногоправосознания, требования закона Грошовой Ю.М. Проблемы формирования судейскогоубеждения в уголовном судопроизводстве. Харьков, 1975..
Следует отметить, что судья как организатор процесса долженобладать высоким уровнем самоорганизованности, целеустремленностью,настойчивостью и другими волевыми качествами. Председательствующему в процессе,кроме того, необходимо иметь незаурядные организаторские способности, которыереализуются в сложных условиях состязаний между сторонами уголовного процесса.
приговор суд психологиядопрос
5. Заключение
Многообразие психических отношений, их острота приводят взаседании суда по рассмотрению уголовного дела к тому, что здесь в значительнобольшей степени воссоздается вся картина прошлого преступного события. Это всвою очередь приводит к сильному переживанию прошлого свидетелями,потерпевшими, обвиняемыми. В связи с этим русский дореволюционный юристЛ.Е. Владимиров отмечает: «…драматичность производства в уголовном делеставит и подсудимых и свидетелей в разные положения, обнаруживающиепсихологические признаки, раскрывающие характеры, чувства, думы участвующихлиц. В суде как бы опять переживается драма, и в этом новом переживанииисторгаются у людей секреты, глубоко запрятанные, проявляющиеся, если не впризнаниях, то в невольном выражении ощущений, над которыми не властны самыеиспытанные лицемеры и лицедеи» Владимиров Л.Е. Учение об уголовныхдоказательствах. СПб., 1910. С. 333.
Такая особенность судопроизводства всегда создает условия длявыявления действительных психических качеств каждой личности, действительногоотношения к событию, фактам, другим лицам.
Судебная деятельность изобилует эмоциями, главным образомотрицательными. Судья — не робот, добру и злу внимающий равнодушно. У любогочеловека преступление, особенно тяжкое, вызывает чувство негодования,презрения. Но судья как профессионал не должен внешне проявлять подобныечувства. Он должен, будучи внутренне эмоциональным, в своем внешнем поведениипри восприятии фактов, обстоятельств оставаться бесстрастным. Только такоеповедение судьи обеспечит и установление объективной истины по делу, ивоспитательное воздействие судебного процесса. Умение управлять своимичувствами требует от судьи развитых волевых качеств — выдержки, хладнокровия,самообладания.
Список использованной литературы
1.Еникеев М.И., Черных Э.А. Психология допроса. М., 1994.
2. ЕникеевМ.И. Основы судебной психологии. М., 1982.
3. ВасильевВ.Л. Юридическая психология. Санкт-Петербург 2000.
4. ДуловА.В. Судебная психология. Минск, 1975.
5. ШиханцовЮридическая психология. М., 1987.
6. Юридическаяпсихология: учеб. — 3-е изд., испр. И доп. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004.- 472 с.