Реферат по предмету "Государство и право"


Правовой статус законодательного собрания Санкт-Петербурга

КУРСОВАЯ РАБОТАПО ДИСЦИПЛИНЕ: КОНСТИТУЦИОННОЕПРАВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ПО ТЕМЕ:ПРАВОВОЙ СТАТУС ЗАКОНОДАТЕЛЬНОГО СОБРАНИЯСАНКТ-ПЕТЕРБУРГА
 

Введение
 
Глава 1. Правовые положенияЗаконодательного Собрания С-Петербурга
1.1 Полномочия ЗаконодательногоСобрания СПб
1.2 Правовые акты ЗаконодательногоСобрания СПб
1.3 Состав Законодательного СобранияСПб
1.3.1 Структура Законодательногособрания СПб
1.3.2 Председатель Законодательногособрания СПб
1.3.3 Контрольно-счетная палата
1.3.4 Уполномоченный по правамчеловека
1.4 Регламент деятельностиЗаконодательного Собрания СПб
1.4.1 Порядок принятия законов С-Петербурга
1.4.2 Порядок подписания и вступленияв силу законов
Глава 2. Депутаты ЗаконодательногоСобрания СПб
2.1 Депутат Законодательного СобранияСПб
2.2 Выборы в Законодательном СобранииСПб
Глава 3. Практика работыЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга
3.1 Некоторые аспекты деятельностиЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга
3.2 Судебная практика по вопросамдеятельности Законодательного Собрания СПб
3.3 Меры прокурорского реагирования
3.4 Обращение ЗаконодательногоСобрания СПб в уставной суд Санкт-Петербурга
Заключение
Список литерауры

Введение
Органы государственнойвласти субъекта Российской Федерации обеспечивают реализацию прав граждан научастие в управлении делами государства как непосредственно, так и через своихпредставителей, в том числе путем законодательного закрепления гарантийсвоевременного назначения даты выборов в органы государственной власти субъектаРоссийской Федерации и органы местного самоуправления и гарантий периодическогопроведения указанных выборов.
Законодательное СобраниеСанкт-Петербурга является постоянно действующим высшим и единственным законодательныморганом государственной власти Санкт-Петербурга, в соответствии с УставомСанкт-Петербурга, избираемым на 5 лет и состоящим из 50 депутатов.
Действующая системавыборов Законодательного собрания – избрание 50 депутатов в одномандатныхокругах — появилась в 1994 году.
Ныне действующийдепутатский корпус был избран на 4 года, ну а следующие депутаты в апреле 2007года будут избираться уже на новый срок по новому закону Санкт-Петербурга и поновой системе. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга правомочно, если в егосостав избрано не менее двух третей от установленной численности депутатов.
Досрочное прекращениеполномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга допускается в случаях,предусмотренных федеральным законом:
1) принятия ЗаконодательнымСобранием Санкт-Петербурга решения о самороспуске числом голосов не менее двухтретей от установленного числа депутатов Законодательного Собрания;
2) роспускаЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга в порядке и по основаниям,предусмотренным федеральными законами;
3) вступления в силурешения Санкт-Петербургского городского суда о неправомочности данного составаЗаконодательного Собрания, в том числе в связи со сложением депутатамиЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга своих полномочий.
Законодательное СобраниеСанкт-Петербурга осуществляет свои полномочия, которые определены УставомСанкт-Петербурга.
Устав Санкт-Петербургаимеет высшую юридическую силу по отношению к другим правовым актамСанкт-Петербурга, органов государственной власти Санкт-Петербурга и органовместного самоуправления, образованных на территории Санкт-Петербурга
Цель настоящей работы – анализ действующих правовыхнормативных актов, определяющих статус Законодательного СобранияСанкт-Петербуарга, его структуру, полномочия, регламент работы, уделеновнимание правовому статусу депутата Законодательного Собрания. В работе такжерассмотрены некоторые аспекты деятельности Законодательного СобранияСанкт-Петербурга.
Приведены примеры в видепринятых Законодательным Собранием постановлений.
 

Глава1. Правовые положения Законодательного Собрания Санкт- Петербурга
 
1.1Полномочия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
 
1.Законодательное Собрание Санкт-Петербурга:
1)принимает законы и иные нормативные правовые акты Санкт-Петербурга по предметамсовместного ведения Российской Федерации и Санкт-Петербурга и предметам веденияСанкт-Петербурга, в том числе:
а)о бюджете Санкт-Петербурга;
б)о структуре Администрации Санкт-Петербурга и предметах ведения ее структурныхподразделений;
в)о программах и планах социально-экономического развития Санкт-Петербурга иотчетах об их исполнении;
г)о налогах, сборах и иных платежах, в том числе о предоставлении льгот по ихуплате;
д)о внебюджетных и валютном фондах Санкт-Петербурга;
е)о территориальном устройстве Санкт-Петербурга;
ж)о порядке управления и распоряжения собственностью Санкт-Петербурга;
з)о референдуме Санкт-Петербурга;
и)о выборах в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и выборах губернатораСанкт-Петербурга;
к)о наградах, почетных званиях, премиях и стипендиях Санкт-Петербурга;
л)о правовых основах организации и деятельности органов местного самоуправленияна территории Санкт-Петербурга;
2)осуществляет право законодательной инициативы в Государственной ДумеФедерального Собрания Российской Федерации;
3)дает согласие на привлечение депутата Законодательного СобранияСанкт-Петербурга к ответственности в установленных законом случаях;
4)согласовывает назначение прокурора Санкт-Петербурга;
согласовываетназначение руководителя созданного в Санкт-Петербурге территориального органаМинистерства внутренних дел Российской Федерации;
5)участвует в формировании избирательных комиссий в установленномзаконодательством порядке;
6)утверждает договоры Санкт-Петербурга с Российской Федерацией, с субъектамиРоссийской Федерации, другие договоры в соответствии с законамиСанкт-Петербурга;
7)согласовывает международные договоры Российской Федерации, затрагивающиевопросы, относящиеся к ведению Санкт-Петербурга;
8)решает кадровые вопросы в соответствии с законодательством Российской Федерациии Санкт-Петербурга;
9)принимает решения по вопросам организации своей деятельности;
10)назначает дату выборов в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и датувыборов губернатора Санкт-Петербурга в соответствии с настоящим Уставом;
11)осуществляет иные полномочия в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации, настоящим Уставом и законами Санкт-Петербурга.
2.Законом Санкт-Петербурга:
1)утверждаются бюджет Санкт-Петербурга и отчет о его исполнении, представленныеГубернатором Санкт-Петербурга;[1]
2)устанавливаются в соответствии с настоящим Уставом основы организации идеятельности Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
3)в пределах полномочий, определенных федеральным законом, устанавливаетсяпорядок проведения выборов в органы местного самоуправления в Санкт-Петербурге;[2]
4)утверждаются программы социально-экономического развития Санкт-Петербурга,представленные Губернатором Санкт-Петербурга;[3]
5)устанавливаются налоги и сборы, установление которых отнесено федеральнымзаконом к ведению субъекта Российской Федерации, а также порядок их взимания;
6)устанавливается порядок образования и деятельности территориальныхгосударственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга и валютных фондовСанкт-Петербурга;
7)устанавливается порядок управления и распоряжения собственностьюСанкт-Петербурга, в том числе долями (паями, акциями) Санкт-Петербурга вкапиталах хозяйственных обществ, товариществ и предприятий иныхорганизационно-правовых форм;
8)утверждаются заключение и расторжение договоров Санкт-Петербурга;
9)устанавливается порядок назначения и проведения референдума Санкт-Петербурга;
10)устанавливается порядок проведения выборов депутатов Законодательного СобранияСанкт-Петербурга, а также выборов Губернатора Санкт-Петербурга;
11)устанавливаются административно-территориальное устройство Санкт-Петербурга и порядокего изменения;
12)устанавливается структура исполнительных органов государственной властиСанкт-Петербурга;
13)устанавливаются награды, почетные звания, премии и стипендии Санкт-Петербурга;
14)регулируются иные вопросы, относящиеся в соответствии с Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными законами, настоящим Уставом и законами Санкт-Петербургак ведению и полномочиям Санкт-Петербурга.
3.Постановлением Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:
1)оформляется назначение члена Совета Федерации Федерального Собрания РоссийскойФедерации — представителя от Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
2)определяется порядок деятельности (регламент) Законодательного СобранияСанкт-Петербурга;
3)оформляется согласие на назначение на должность вице-губернаторовСанкт-Петербурга;
4)назначаются дата выборов депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,а также дата выборов Губернатора Санкт-Петербурга;
5)назначается референдум Санкт-Петербурга в случаях, предусмотренных закономСанкт-Петербурга;
6)оформляются решение о недоверии (доверии) Губернатору Санкт-Петербурга, а такжерешение о недоверии (доверии) вице-губернаторам Санкт-Петербурга;[4]
7)утверждается соглашение об изменении границ Санкт-Петербурга;
8)назначаются на должность судьи Уставного суда Санкт-Петербурга;
9)назначаются на должность мировые судьи Санкт-Петербурга;
10)назначаются на должность члены Санкт-Петербургской избирательной комиссии впределах квоты, установленной для Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
11)оформляется согласование назначения прокурора Санкт-Петербурга;
12)назначаются на должность представители общественности в состав квалификационнойколлегии судей Санкт-Петербурга;[5]
13)оформляются иные решения по вопросам, отнесенным Конституцией РоссийскойФедерации, федеральными законами к ведению Законодательного СобранияСанкт-Петербурга.
4.Решениями Законодательного Собрания Санкт-Петербурга оформляются решения повопросам, отнесенным настоящим Уставом и законами Санкт-Петербурга к ведениюЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга и не предусмотренным пунктами 2 и 3настоящей статьи.
5.Законодательное Собрание Санкт-Петербурга самостоятельно и через создаваемые иморганы осуществляет следующие контрольные функции:
1)контроль за исполнением настоящего Устава, законов Санкт-Петербурга и иныхправовых актов, принятых Законодательным Собранием Санкт-Петербурга;
2)последующий контроль за исполнением бюджета Санкт-Петербурга, исполнениембюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов Санкт-Петербурга,расходованием средств валютных фондов Санкт-Петербурга;
3)контроль за выполнением программ и планов социально-экономического развитияСанкт-Петербурга;
4)контроль за соблюдением установленного порядка распоряжения собственностьюСанкт-Петербурга;
5)контроль за своевременным приведением в соответствие с законодательствомРоссийской Федерации правовых актов Санкт-Петербурга, правовых актов органовгосударственной власти Санкт-Петербурга;
6)контроль за соблюдением прав и свобод человека и гражданина.

1.2Правовые акты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
законодательныйпрокурорский депутат право
1.Законодательное Собрание Санкт-Петербурга принимает нормативные правовые акты,индивидуальные правовые акты и правовые акты рекомендательного характера — постановления и решения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
2.Постановления Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по вопросам, перечисленнымв подпунктах 1, 2, 3, 4, 5 (за исключением вопроса о недоверии (доверии)Губернатору Санкт-Петербурга), 6, 7, 8, 9, 10 пункта 3 статьи 31 настоящегоУстава принимаются большинством голосов от числа избранных депутатовЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга, если иное не предусмотренофедеральным законом.
ПостановлениеЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга по вопросу о выражении недоверия(доверия) Губернатору Санкт-Петербурга принимается не менее чем двумя третямиголосов от установленного числа депутатов Законодательного СобранияСанкт-Петербурга.
3.Решения Законодательного Собрания Санкт-Петербурга принимаются большинствомголосов от присутствующих на заседании Законодательного СобранияСанкт-Петербурга депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга приусловии, что количество присутствующих составляет более половины отустановленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, еслибольшее число голосов, необходимых для принятия решения Законодательного СобранияСанкт-Петербурга, не установлено настоящим Уставом и законами Санкт-Петербурга.
 
1.3Состав Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
ЗаконодательноеСобрание Санкт-Петербурга избирается на 4 года. Законодательное СобраниеСанкт-Петербурга состоит из 50 депутатов.
ЗаконодательноеСобрание Санкт-Петербурга правомочно, если в его состав избрано не менее двухтретей от установленной численности депутатов Законодательного СобранияСанкт-Петербурга.
Досрочноепрекращение полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга недопускается.
 
1.3.1Структура Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
ЗаконодательноеСобрание Санкт-Петербурга избирает из своего состава председателяЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга, двух его заместителей.Законодательное Собрание Санкт-Петербурга образует из своего состава органыЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга: комитет по законодательству,бюджетно-финансовый комитет, постоянные комиссии (не более семи постоянныхкомиссий).
Председателиорганов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга утверждаются ЗаконодательнымСобранием Санкт-Петербурга.
КомитетыЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга образуются путем делегированияпредставителей от постоянных комиссий Законодательного СобранияСанкт-Петербурга.
Составкомитетов и постоянных комиссий Законодательного Собрания Санкт-Петербургаутверждается Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.
ЗаконодательноеСобрание Санкт-Петербурга создает Контрольно-счетную палату Санкт-Петербурга — структурное подразделение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
ЗаконодательноеСобрание Санкт-Петербурга избирает Уполномоченного по правам человека вСанкт-Петербурге и создает для обеспечения его деятельности аппаратУполномоченного по правам человека в Санкт-Петербурге — структурноеподразделение Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Организационное,юридическое, информационное и материально-техническое обеспечение деятельностиЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга осуществляет его Аппарат. СтруктураАппарата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и порядок организации егоработы регулируются положением об Аппарате Законодательного СобранияСанкт-Петербурга, утверждаемым Законодательным Собранием Санкт-Петербурга.
 
1.3.2Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга[6]
1.Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга ведет заседанияЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга.
2.Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга:
1)наравнес губернатором Санкт-Петербурга представляет Санкт-Петербург в Совете ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации;
2)подписываетпринимаемые Законодательным Собранием Санкт-Петербурга акты об утверждениидоговоров, заключаемых между Санкт-Петербургом и Российской Федерацией,Санкт-Петербургом и субъектами Российской Федерации, других договоров всоответствии с законами Санкт-Петербурга;
3)представляетЗаконодательное Собрание Санкт-Петербурга в отношениях с органамигосударственной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,органами местного самоуправления и другими российскими и иностранными органамии организациями;
4)подписывает правовые акты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а вслучаях, предусмотренных законом Санкт-Петербурга, — законы и иные нормативныеправовые акты Санкт-Петербурга;
5)распоряжается средствами, предусмотренными в бюджете Санкт-Петербурга насодержание Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в соответствии сутвержденной Законодательным Собранием Санкт-Петербурга сметой (в период доизбрания председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга указанноеполномочие осуществляет лицо, уполномоченное Законодательным СобраниемСанкт-Петербурга);
6)организуетработу Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
7)руководит Аппаратом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
8)обращается от имени Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в суды;
9)осуществляет иные функции, предусмотренные законодательством и Регламентомзаседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
3.В отсутствие председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга егофункции выполняет один из его заместителей в соответствии с поручениемпредседателя Законодательного Собрания Санкт-Петербурга. 4. ПредседательЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга не вправе выезжать в служебныекомандировки за счет физических лиц или коммерческих организаций.
5.Председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга и его заместителиизбираются тайным голосованием большинством от установленного числа депутатовЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга.
6.Полномочия председателя и заместителей председателя Законодательного СобранияСанкт-Петербурга могут быть досрочно прекращены в случаях, предусмотренныхфедеральными законами и законами Санкт-Петербурга, на основании постановленияЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга, принятого большинством отустановленного числа депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
7.Должностной оклад председателя Законодательного Собрания Санкт-Петербургаустанавливается в размере, равном должностному окладу губернатораСанкт-Петербурга.

1.3.3Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга
1.Контрольно-счетная палата Санкт-Петербурга создается для организации иосуществления контроля за исполнением бюджета Санкт-Петербурга, расходованиемсредств внебюджетных фондов Санкт-Петербурга.
2. Контрольно-счетнаяпалата Санкт-Петербурга выполняет иные функции, возложенные на нее законамиСанкт-Петербурга.
3.Председатель Контрольно-счетной палаты избирается Законодательным СобраниемСанкт-Петербурга на 4 года.
4.Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга или органа местногосамоуправления не может работать в Контрольно-счетной палате Санкт-Петербурга.
5.Порядок организации и деятельности Контрольно-счетной палаты Санкт-Петербургаустанавливается законом Санкт-Петербурга.
 
1.3.4Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге
1.Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге должностное лицо,избираемое на должность Законодательным Собранием Санкт-Петербурга идействующее на основании настоящего Устава, закона Санкт-Петербурга всоответствии с Конституцией Российской Федерации и законодательством РоссийскойФедерации.
2.Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге осуществляет деятельность,направленную на предотвращение нарушений прав человека со стороны органоввласти и местного самоуправления и на защиту прав человека на территорииСанкт-Петербурга.
3.Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге избирается на 5 лет.
4.Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга или органа местногосамоуправления не может быть Уполномоченным по правам человека вСанкт-Петербурге.

1.4Регламент заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
 
Регламентзаседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга — нормативный правовой актЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга, определяющий порядок подготовки ипроведения заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
ЗаконодательноеСобрание Санкт-Петербурга принимает Регламент заседаний ЗаконодательногоСобрания Санкт-Петербурга большинством от установленного числа его депутатов.Изменения в Регламент заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербургавносятся большинством от установленного числа депутатов ЗаконодательногоСобрания Санкт-Петербурга.
Регламентзаседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга подписывает председательЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга.
 
1.4.1Порядок принятия законов Санкт-Петербурга[7]
ЗаконыСанкт-Петербурга принимаются большинством от установленного числа депутатовЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Проектызаконов Санкт-Петербурга рассматриваются в три этапа — три чтения (приотсутствии поправок к проекту закона Санкт-Петербурга, принятому за основу, — вдва чтения), проводимых на различных заседаниях Законодательного СобранияСанкт-Петербурга.
Первоечтение состоит из:
обсужденияпроекта закона Санкт-Петербурга;
голосованияпо одобрению концепции проекта закона Санкт-Петербурга (принятию его заоснову).
Вслучае отклонения проекта закона Санкт-Петербурга в первом чтении егодальнейшее рассмотрение не проводится.
Второечтение состоит из обсуждения и голосования изменений и дополнений, не меняющихконцепцию принятого за основу проекта закона Санкт-Петербурга (поправок),предлагаемых депутатами Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, органамиЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга, губернатором Санкт-Петербурга.[8]
Третьечтение состоит из:
обсужденияи голосования поправок, внесенных органами Законодательного СобранияСанкт-Петербурга для устранения внутренних противоречий проекта законаСанкт-Петербурга или его несоответствия законодательству Российской Федерации иУставу Санкт-Петербурга;
голосованияпо принятию закона Санкт-Петербурга (принятие его в целом).
Всоответствии с законом Санкт-Петербурга для отдельных актов можетустанавливаться иная процедура принятия, предусматривающая большее числочтений.
Проектызаконов Санкт-Петербурга о введении или отмене налогов, освобождении от ихуплаты, изменении финансовых обязательств Санкт-Петербурга, другие проектызаконов Санкт-Петербурга, предусматривающие расходы, покрываемые за счетсредств бюджета Санкт-Петербурга, рассматриваются Законодательным СобраниемСанкт-Петербурга по представлению губернатора Санкт-Петербурга либо при наличиизаключения Администрации Санкт-Петербурга, подписанного губернаторомСанкт-Петербурга. Заключение Администрации Санкт-Петербурга представляется вЗаконодательное Собрание Санкт-Петербурга не позднее 14 дней со дня поступленияпроекта закона Санкт-Петербурга в Канцелярию губернатора Санкт-Петербурга.Непредставление заключения в указанный срок рассматривается как согласиеАдминистрации Санкт-Петербурга с проектом закона Санкт-Петербурга.
Проектзакона Санкт-Петербурга о назначении на должность конкретного лицарассматривается Законодательным Собранием Санкт-Петербурга в одном чтении,состоящем из обсуждения и голосования проекта закона Санкт-Петербурга в целом.
Порядокпринятия иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга устанавливаетсязаконом Санкт-Петербурга.
 
1.4.2Порядок подписания и вступления в силу законов Санкт-Петербурга
Послепринятия Законодательным Собранием Санкт-Петербурга закон Санкт-Петербурга втечение семи дней направляется губернатору Санкт-Петербурга для подписания.
Вчетырнадцатидневный срок со дня направления закона Санкт-Петербурга губернаторуСанкт-Петербурга губернатор Санкт-Петербурга подписывает его или возвращает безподписания.
ГубернаторСанкт-Петербурга возвращает без подписания закон Санкт-Петербурга либо собоснованием нецелесообразности его принятия, либо с предложением о внесении внего конкретных изменений и дополнений.
ЗаконодательноеСобрание Санкт-Петербурга повторно рассматривает возвращенный без подписаниязакон Санкт-Петербурга. Закон Санкт-Петербурга, возвращенный без подписания иодобренный в ранее принятой редакции не менее чем двумя третями от установленногочисла депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, подписываетгубернатор Санкт-Петербурга, а в случаях, предусмотренных закономСанкт-Петербурга, — председатель Законодательного Собрания Санкт-Петербурга впорядке и в сроки, установленные законом Санкт-Петербурга. В случае, если приповторном рассмотрении закона Санкт-Петербурга в него будут внесены всепредложенные губернатором Санкт-Петербурга поправки и закон Санкт-Петербургабудет принят в целом, указанный закон Санкт-Петербурга подлежит подписаниюгубернатором Санкт-Петербурга в течение пяти дней со дня направления.
Порядокповторного рассмотрения, регистрации, официального опубликования и вступления всилу законов Санкт-Петербурга устанавливается законами Санкт-Петербурга иРегламентом заседаний Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Порядокподписания и вступления в силу иных нормативных правовых актов Санкт-Петербургаустанавливается законом Санкт-Петербурга.
 

Глава2. Депутаты Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
 
2.1Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга[9]
 
Статусдепутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга определяется федеральнымизаконами, настоящим Уставом, законами Санкт-Петербурга и правовыми актами ЗаконодательногоСобрания Санкт-Петербурга.
ДепутатыЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга работают на постоянной основе.
ДепутатЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга обязан:
1)лично участвовать в голосовании на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,за исключением случаев, предусмотренных законом Санкт-Петербурга;
2)участвовать в подготовке правовых актов, принимаемых Законодательным СобраниемСанкт-Петербурга;
3)не менее одного раза в месяц проводить прием избирателей;
4)не менее одного раза в год отчитываться перед избирателями.
4.Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга не может:
бытьдепутатом иного законодательного органа государственной власти, органа местногосамоуправления, занимать должности в исполнительных органах государственнойвласти;
заниматьсядругой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и инойтворческой деятельности;
состоятьчленом органа управления коммерческой организации;
получатьот физических лиц или коммерческих организаций вознаграждение, связанное сисполнением должностных обязанностей;
заниматьсяпредпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц.
ДепутатЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга обязан на время нахождения надолжности депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга передать вдоверительное управление находящиеся в его собственности доли (пакеты акций) вуставном капитале коммерческих организаций в порядке, установленномзаконодательством Российской Федерации.
Полномочиядепутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга прекращаются со днявозникновения полномочий у избранного по соответствующему избирательному округудепутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва. Срокполномочий однократно избранного депутата Законодательного СобранияСанкт-Петербурга не может быть более пяти лет.
Полномочиядепутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга прекращаются досрочно вслучаях:
1) письменногозаявления депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о сложении своих полномочий;
2)утратыдепутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга гражданства РоссийскойФедерации;
3)вступленияв законную силу обвинительного приговора суда в отношении лица, являющегосядепутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
4)признаниялица, являющегося депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,недееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
5)смертидепутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга;
6)признаниялица, являющегося депутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга,безвестно отсутствующим или объявления умершим в соответствии с решением суда,вступившим в законную силу;
7)невыполнениядепутатом Законодательного Собрания Санкт-Петербурга требований, установленныхподпунктами 1, 2, 3, 5 пункта 4 настоящей статьи;
8)неучастиядепутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в работе ЗаконодательногоСобрания Санкт-Петербурга более трех месяцев подряд без уважительных причин,перечень которых определяется законом Санкт-Петербурга;
9)виных случаях, предусмотренных действующим законодательством.
Полномочиядепутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по основаниям,перечисленным в подпунктах 1 — 6 пункта 7 настоящей статьи, считаютсяпрекращенными со дня объявления об этом председателем Законодательного СобранияСанкт-Петербурга на заседании Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Полномочиядепутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по основаниям,перечисленным в подпунктах 7, 8 пункта 7 настоящей статьи, прекращаются по постановлениюЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга, принимаемому не ранее чем через тримесяца после избрания соответствующего депутата.
ЗаконодательноеСобрание Санкт-Петербурга информирует Санкт-Петербургскую избирательнуюкомиссию о досрочном прекращении полномочий депутата Законодательного СобранияСанкт-Петербурга.
Вслучае досрочного прекращения (но не позднее чем за 9 месяцев до истечениясрока полномочий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга текущего созыва)полномочий депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга проводятсявыборы депутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга по соответствующемуизбирательному округу. Выборы проводятся не позднее чем через 4 месяца со днядосрочного прекращения полномочий депутата Законодательного СобранияСанкт-Петербурга. Дату выборов устанавливает Законодательное СобраниеСанкт-Петербурга в течение двух недель со дня досрочного прекращения полномочийдепутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, а в случаях непринятиярешения в указанный срок дата выборов устанавливается Санкт-Петербургскойизбирательной комиссией. Указанный срок проведения выборов может быть измененЗаконодательным Собранием Санкт-Петербурга в случае, если в период проведениявыборов на территории Санкт-Петербурга вводится чрезвычайное положение.
Полномочиядепутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга возникают со дня принятияСанкт-Петербургской избирательной комиссией решения об общих результатахвыборов
 
2.2Выборы в Законодательное Собрание Санкт-Петербурга
 
ДепутатомЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга может быть избран гражданинРоссийской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом в соответствиис Конституцией Российской Федерации, федеральным законом, достигший на деньвыборов 21 года.
ДепутатыЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга избираются жителямиСанкт-Петербурга, являющимися избирателями в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации и законодательством Санкт-Петербурга, на основе всеобщегоравного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Выборыв Законодательное Собрание Санкт-Петербурга нового созыва проводятся в порядке,установленном законом Санкт-Петербурга. Голосование по выборам вЗаконодательное Собрание Санкт-Петербурга начинается в восемь часов утра впервое воскресенье апреля последнего года полномочий Законодательного СобранияСанкт-Петербурга предыдущего созыва. Законодательным Собранием Санкт-Петербургамогут быть изменены сроки проведения выборов, в случае если в период проведенияочередных выборов на территории Санкт-Петербурга вводится чрезвычайноеположение.
Основывзаимодействия органов государственной власти Санкт-Петербурга
1.Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Правительство Санкт-Петербургавзаимодействуют исходя из единства стоящих перед ними целей и задач в решениивопросов развития Санкт-Петербурга в интересах жителей Санкт-Петербурга.).
Дляразрешения вопросов взаимодействия Законодательного Собрания Санкт-Петербурга иПравительства Санкт-Петербурга по предметам ведения Санкт-Петербурга образуютсясовместные комиссии из представителей Законодательного СобранияСанкт-Петербурга и Правительства Санкт-Петербурга в порядке, предусмотренномдействующим законодательством.
2.Законодательное Собрание Санкт-Петербурга и Правительство Санкт-Петербургаинформируют друг друга о планах своей деятельности, проводимых мероприятиях, овремени, месте и повестках дня заседаний своих коллегиальных органов.).
3.Принятые Законодательным Собранием Санкт-Петербурга правовые акты в течение 7дней направляются Председателем Законодательного Собрания Санкт-ПетербургаГубернатору Санкт-Петербурга.
4.Постановления и распоряжения Губернатора Санкт-Петербурга, постановления ираспоряжения Правительства Санкт-Петербурга, распоряжения и приказы иныхисполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга на следующийдень после их подписания направляются в Законодательное СобраниеСанкт-Петербурга.
5.Губернатор Санкт-Петербурга, вице-губернаторы Санкт-Петербурга, иные членыПравительства Санкт-Петербурга руководители иных исполнительных органовгосударственной власти Санкт-Петербурга и органов местного самоуправления,образованных на территории Санкт-Петербурга, к которым депутат ЗаконодательногоСобрания Санкт-Петербурга обратился по вопросам, связанным с его депутатскойдеятельностью, обязаны представить требуемые сведения в письменной форме непозднее чем через 15 дней со дня получения обращения, за исключениеминформации, которая согласно законодательству Российской Федерации отнесена ккатегории информации ограниченного доступа.
6.В случае необходимости проведения в связи с обращением депутатаЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга дополнительной проверки илидополнительного изучения поставленных вопросов лица, указанные в пункте 5настоящей статьи, обязаны сообщить об этом депутату в пятидневный срок со дняполучения обращения. Окончательный ответ представляется депутатуЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга не позднее чем через 30 дней со дняполучения обращения.
7.Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга имеет право приниматьнепосредственное участие в рассмотрении поставленных им в обращении вопросов. Одне рассмотрения депутат должен быть извещен не позднее чем за три дня.
8.Для рассмотрения наиболее важных вопросов Законодательное СобраниеСанкт-Петербурга может проводить слушания с приглашением членов ПравительстваСанкт-Петербурга и иных должностных лиц исполнительных органов государственнойвласти.
9.Споры между Законодательным Собранием Санкт-Петербурга и Правительством Санкт-Петербургапо вопросам осуществления их полномочий разрешаются в соответствии ссогласительными процедурами, предусмотренными законом Санкт-Петербурга, либо всудебном порядке.
10.Устав Санкт- Петербурга, законы Санкт-Петербурга и иные нормативные правовыеакты Санкт-Петербурга, принятые в пределах полномочий Санкт-Петербурга,обязательны для исполнения всеми находящимися на территории Санкт-Петербургаорганами государственной власти, другими государственными органами игосударственными учреждениями, органами местного самоуправления, организациями,общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Невыполнение илинарушение указанных актов влечет административную ответственность,установленную законом Санкт-Петербурга.

Глава3. Практика работы Законодательного Собрания Санкт-Петербурга
 
3.1 Некоторые аспектыдеятельности Законодательного Собрания
 
В соответствии с полномочиями Законодательное СобраниеСанкт-Петербурга принимает постановления о поддержке проектов федеральныхзаконов либо рекомендует депутатам Государственной Думы не приниматьрассматриваемую редакцию закона. Вопросам участия законодательных органовгосударственной власти в федеральном законодательном процесее уделено вниманиев работе М.М. Курманова, по его мнению полномочия законодательных субъектов вуказанной сфере должны быть расширены.1
В качестве примера участия Законодательного СобранияСанкт-Петербурга в федеральном законодательном процессе можно привести:
« ПОСТАНОВЛЕНИЕ «О пакете проектов федеральных законов поформированию рынка доступного жилья»
Законодательное СобраниеСанкт-Петербурга постановляет:
1. Поддержать нижеперечисленные проекты федеральных законов, отвечающие заявленной целиформирования рынка доступного жилья и непосредственно направленные насодействие населению в вопросах приобретения жилья, из Перечня законопроектов поформированию рынка доступного жилья приложения к выписке из протокола N 24заседания Совета Государственной Думы Федерального Собрания РоссийскойФедерации от 24 мая 2004 года (N 2-15, 17, 18, 26, 27):
«О внесенииизменений в часть первую статьи 446 Гражданского процессуального кодексаРоссийской Федерации»;
«О внесенииизменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»;
«О внесенииизменений в Федеральный закон „Об ипотеке (залоге недвижимости)“;
»О кредитныхисториях";
«О внесении измененийв некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи с принятиемФедерального закона „О кредитных историях“;
»О внесенииизменений в Федеральный закон «Об организации страхового дела в РоссийскойФедерации»;
«О внесенииизменений в Федеральный закон „Об ипотечных ценных бумагах“;
»О внесенииизменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи спринятием Федерального закона «Об ипотечных ценных бумагах»;
«О внесенииизменений в Федеральный закон „О государственной регистрации прав нанедвижимое имущество и сделок с ним“;
»О внесенииизменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации иФедеральный закон «О государственной регистрации прав на недвижимоеимущество и сделок с ним»;
«О внесенииизменений в статью 4 Закона Российской Федерации „О государственнойпошлине“;
»О внесенииизменений в статью 146 части второй Налогового кодекса РоссийскойФедерации";
«О внесенииизменений в статью 284 части второй Налогового кодекса РоссийскойФедерации»;
«О внесении измененийв статьи 220 и 224 части второй Налогового кодекса Российской Федерации»;
«О внесенииизменений в части первую и вторую Налогового кодекса РоссийскойФедерации»;
«О внесенииизменений в статью 8 Закона Российской Федерации „О плате за землю“;
»О внесенииизменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в части защитыправ и законных интересов граждан, вкладывающих денежные средства встроительство жилья";
«Ожилищно-накопительных кооперативах и их деятельности по привлечению ииспользованию накоплений граждан».
2. ПредложитьГосударственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации не приниматьпакет законов, представленных ниже, во втором чтении, а для оценки последствий(правовых и социальных) от введения новых правовых норм в сфере формированиярынка доступного жилья провести детальный анализ следующих проектов федеральныхзаконов из Перечня законопроектов по формированию рынка доступного жильяприложения к выписке из протокола N 24 заседания Совета Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации от 24 мая 2004 года (N 16, 19-25):
«О внесенииизменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторыедругие законодательные акты Российской Федерации»;
«О внесенииизменения в статью 60 Бюджетного кодекса Российской Федерации»;
проект Градостроительногокодекса Российской Федерации;
«О введении вдействие Градостроительного кодекса Российской Федерации»;
«Об инвестиционныхсоглашениях в сфере коммунального обслуживания»;
«О внесенииизменений в статью 256 Налогового кодекса Российской Федерации»;
«Об общих принципахрегулирования тарифов организаций коммунального комплекса»;
«О внесенииизменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации в связи спринятием Федерального закона „Об общих принципах регулирования тарифоворганизаций коммунального комплекса“.
3. Рекомендоватьдепутатам Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерациипереработать проект Жилищного кодекса Российской Федерации, как несоответствующий целям и задачам, предлагаемым в рамках пакета законов поформированию рынка доступного жилья.
4. Направить настоящеепостановление Законодательного Собрания Санкт-Петербурга в Государственную ДумуФедерального Собрания Российской Федерации».1
Законодательное собраниеСанкт-Петербурга для разрешения наиболее важных вопросов, рассмотрение которыхотнесено к компетенции федеральных органов обращается к Президенту РФ иПредседателю Правительства РФ, приведем одно из обращений, которое принимаетсятоже в форме постановления,
«ОбращениеЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга к Президенту Российской ФедерацииВ.В.Путину и Председателю Правительства Российской Федерации М.Е.Фрадкову
Уважаемый ВладимирВладимирович!
Уважаемый МихаилЕфимович!
В соответствии со статьей15 Федерального закона „О статусе военнослужащих“ на органыисполнительной власти возложены функции приема на учет и обеспечение жильемграждан, уволенных с военной службы, и членов их семей благоустроенной жилойплощадью, построенной на средства федерального бюджета.
Однако, в связи с крайнеограниченным выделением средств федерального бюджета на эти цели, срокобеспечения жильем граждан указанной категории составляет более 10 лет.
В настоящее времяотсутствие реальных возможностей по решению жилищной проблемы офицеров запасавызывает в Санкт-Петербурге серьезную социальную напряженность. Очередникивынуждены ютиться у дальних родственников и знакомых, снимать „частныеуглы“, платя за них большие деньги из своих пенсий, испытывать большиебытовые трудности с пропиской, трудоустройством, медицинским обслуживаниемчленов семей, учебой детей и т.д., в результате чего страдает большоеколичество людей (более 6000 человек).
Указом ПрезидентаРоссийской Федерации от 30 сентября 1997 года N 1062 (с изменениями на 22 июля2002 года) „О совершенствовании порядка обеспечения жильем военнослужащихи некоторых других категорий граждан“ установлено, что приоритетной формойбюджетного финансирования расходов на обеспечение жильем для постоянногопроживания граждан, уволенных с военной службы, является выпуск и погашениегосударственных жилищных сертификатов. Но государственная программа попредоставлению жилищных сертификатов практически не работает. В 2003 году Санкт-Петербургубыло выделено всего 37 сертификатов.
За шесть лет реализацииФедеральной целевой программы „Государственные жилищные сертификаты“в период с 1998 по 2003 год Санкт-Петербургу выделено всего 453 жилищныхсертификата, что значительно меньше фактической потребности в них и не снимаетостроты проблемы обеспечения жильем указанной категории очередников. Еслитакими темпами будет и далее решаться эта проблема, то офицер запаса,поставленный в очередь на получение жилья в этом году, получит его не ранее чемчерез 25-30 лет.
Обращаемся к вам спросьбой увеличить количество выделяемых сертификатов Санкт-Петербургу с учетомреальных потребностей.
По состоянию на 14 мая2004 года в Санкт-Петербурге на учете по льготному предоставлению жилой площадисостоит 1416 семей граждан, уволенных с военной службы.
Средства федеральногобюджета и бюджета Санкт-Петербурга на строительство жилья для офицеров запаса в2004 году не поступали.
Исходя из расчетнойсредней стоимости строительства 1 кв.м общей площади жилья по Санкт-Петербургуна апрель 2004 года, для обеспечения жилой площадью данной категорииочередников необходимы средстве в объеме 1384,0 млн.руб.
Офицеры запаса последесятков лет службы Отечеству в отдаленных гарнизонах и прибывшие послеувольнения в запас вправе получить заботу и внимание со стороны государства».1
3.2 Судебная практикапо вопросам деятельности Законодательного Собрания
 
На стадиизаконотворчества практически невозможно избежать ошибок. Нередко законодателичто-то не учитывают, что-то упускают. По мнению А.В. Безрукова необходимосовершенствовать законодательное регулирование конституционно-правовойответственности субъектов РФ.2
В процессе деятельностиЗаконодательного Собрания принимаются постановления, которые могут статьпредметом судебного разбирательства.
Проведение судебныхзаседаний и принятие правовых актов в неправомочном составе может быть признанонедействительным и подлежащим отмене.
В качестве одного изпримеров можно привести определение судебной коллегии по гражданским деламВерховного Суда РФ от 11 декабря 1999 года Дело N 78-Г99-83 об оспариваниизаконности действий Законодательного собрания Санкт-Петербурга при принятии импостановления от 8 октября 1999 года N 207 „О правомочности заседанийЗаконодательного собрания Санкт-Петербурга“ и решения от 8 октября 1999года о принятии Закона Санкт-Петербурга „О сокращении срока полномочий ипроведении досрочных выборов главы исполнительной власти Санкт-Петербурга покассационной жалобе заявителей на решение Санкт-Петербургского городского судаот 15 ноября 1999 года, которым в удовлетворении указанных жалоб отказано.
8 октября 1999 годаЗаконодательным собранием Санкт-Петербурга принято постановление N 207 “Оправомочности заседаний Законодательного собрания», которым внесены измененияв пункты 3, 13, 51 и 52 регламента заседаний Законодательного собранияСанкт-Петербурга, утвержденного постановлением Законодательного собрания от 22декабря 1994 года N 9. Согласно этим изменениям заседание Законодательногособрания открывается и правомочно принимать юридические акты, законы ипостановления при наличии в зале заседания «большинства от установленногочисла депутатов», вместо «не менее двух третей от числа избранныхдепутатов», как было предусмотрено ранее. Постановление вступило в силу содня его принятия.
В тот же день, 8 октября1999 года, Законодательным собранием принят Закон Санкт-Петербурга N 208-29«О сокращении срока полномочий и проведении досрочных выборов главыисполнительной власти Санкт-Петербурга», которым сокращен срок полномочийгубернатора Санкт-Петербурга, установлен день окончания этого срока — 6 января2000 года, выборы губернатора Санкт-Петербурга назначены на 19 декабря 1999года, т.е. на день голосования на выборах депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации.
РешениемСанкт-Петербургского городского суда от 15 ноября 1999 года в удовлетворенииподанных жалоб отказано.
В кассационной жалобезаявители просят отменить решение Санкт-Петербургского городского суда ивынести новое решение по делу об удовлетворении их жалоб, ссылаясь ненесоответствие выводов суда обстоятельствам дела и неправильное применениематериального закона.
Судебная коллегия погражданским делам Верховного Суда Российской Федерации пришла к выводу о том,что оспариваемые правовые акты были приняты с нарушением установленнойпроцедуры, на неправомочных заседаниях Законодательного собранияСанкт-Петербурга. и определила:
РешениеСанкт-Петербургского городского суда от 15 ноября 1999 года отменить ипостановить новое решение, которым жалобы заявителей удовлетворить.
Признатьнедействительными постановление Законодательного собрания Санкт-Петербурга от 8октября 1999 года N 207 «О правомочности заседаний Законодательногособрания Санкт-Петербурга». Закон Санкт-Петербурга «О сокращениисрока полномочий и проведении досрочных выборов главы исполнительной властиСанкт-Петербурга» от 8 октября 1999 года N 208-29, а также неправомернымидействия Законодательного собрания Санкт-Петербурга и губернатораСанкт-Петербурга при принятии, подписании и опубликовании указанных правовыхактов.1
3.3 Меры прокурорскогореагирования
 
Контроль за деятельностьюЗаконодательного Собрания, исполнением требований федерального законодательствав соответствии с предоставленными полномочиями осуществляют органы прокуратуры.
ПрокуроромСанкт-Петербурга от 06.06.03. вынесено представление «Об устранении нарушенийфедерального законодательства».
Прокуратурой городапроведена проверка исполнения Законодательным Собранием Санкт-Петербургатребований федерального законодательства, устанавливающего обязанность органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации обеспечивать соответствиеКонституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам ифедеральным законам принимаемых (принятых) ими законов.
06.01.2003 вступило всилу решение Санкт-Петербургского городского суда от 24.12.2002 о признаниинедействующими положений п.1 ст.5, абз.1 п.4 ст.10, п.п.2 и 3 ст.11, п.7 ст.13,п.2 ст.15, п.п.1, 2 и 3 ст.16, п.2 ст.27, п.5 ст.28, п.4 ст.29, п.2 ст.30,п.п.3, 4 ст.33, п.п.1 и 4 ст.35, п.п.3 и 12 ст.38, п.п.2 и 3 ст.43, п.25 ст.45,п.7 ст.46, п.4 ст.50 Закона Санкт-Петербурга от 24.09.2001 N 627-78 «Овыборах депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга».
В соответствии со ст.6Федерального конституционного закона «О судебной системе РоссийскойФедерации» вступившие в законную силу постановления судов являютсяобязательными для всех без исключения органов государственной власти и подлежатнеукоснительному исполнению. Неисполнение постановления суда являетсяпроявлением неуважения к суду.
В силу ст.9 Федеральногозакона «Об общих принципах организации законодательных (представительных)и исполнительных органов государственной власти субъектов РоссийскойФедерации» нормативный правовой акт, признанный судом противоречащимзакону и недействующим, подлежит отмене.
Согласно ст.3/> данного Федеральногозакона органы государственной власти субъектов Российской Федерации несутответственность за нарушение Конституции Российской Федерации, федеральныхконституционных законов и федеральных законов, а также обеспечивают соответствиеКонституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам ифедеральным законам принимаемых (принятых) ими конституций и законов республик,уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городовфедерального значения, автономной области, автономных округов и осуществляемойими деятельности.
Вместе с тем,Законодательным Собранием Санкт-Петербурга не были приняты меры, направленныена своевременное и надлежащее исполнение данного судебного решения,проигнорированы требования федеральных законов и проявлено неуважение к суду.
Такими действиямиЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга созданы предпосылки дляосуществления предусмотренной ст.9 Федерального закона «Об общих принципахорганизации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации» процедурыдосрочного прекращения полномочий представительного органа государственнойвласти Санкт-Петербурга.1
Прокурором былопредложено устранить допущенные нарушения федеральных законов.
ПостановлениемЗаконодательного собрания от 02.07.03. № 398 представление прокуратуры признанообоснованным.[10]
ПрокуроромСанкт-Петербурга вынесено представление от 27 октября 2004 года N 7-268-04 обустранении нарушений Федерального закона «Об основных гарантияхизбирательных прав и права на участие в референдуме граждан РоссийскойФедерации»
Государственной ДумойФедерального Собрания Российской Федерации 22..05.2002 принят Федеральный закон«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдумеграждан Российской Федерации».
В силу пункта 16 ст.35данного Федерального закона не менее половины депутатских мандатов взаконодательном (представительном) органе государственной власти субъектаРоссийской Федерации либо в одной из его палат распределяются между спискамикандидатов, выдвинутыми избирательными объединениями, избирательными блоками,пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списковкандидатов. Законом субъекта Российской Федерации может предусматриватьсянеобходимый для допуска к такому распределению депутатских мандатов минимальныйпроцент голосов избирателей, полученных списком кандидатов. При этомминимальный процент голосов избирателей должен устанавливаться с такимрасчетом, чтобы к распределению депутатских мандатов было допущено не менее двухсписков кандидатов, получивших в совокупности более 50 процентов голосовизбирателей, принявших участие в голосовании.
Согласно п.5 ст.80указанного Федерального закона, если законодательство субъекта РоссийскойФедерации не соответствует пункту 16 статьи 35 данного Федерального закона,указанный пункт не применяется при выборах в данном субъекте РоссийскойФедерации, назначенных до 14 июля 2003 года. В течение указанного сроказаконодательство субъекта Российской Федерации должно быть приведено в соответствиес пунктом 16 статьи 35 данного Федерального закона.
В соответствии сп.п.«к» п.2 ст.5 Федерального закона «Об общих принципахорганизации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации» порядок проведениявыборов в законодательный (представительный) орган государственной властисубъекта Российской Федерации устанавливается законом субъекта РоссийскойФедерации.
В Законе Санкт-Петербургаот 25.02.2004 N 73-16 «О выборах депутатов Законодательного СобранияСанкт-Петербурга» в нарушение требований федерального законодательства неустановлено количество депутатских мандатов, которые должны распределятьсямежду списками кандидатов пропорционально числу голосов избирателей, полученныхкаждым из списков кандидатов.1
Постановлением Законодательногособрания от 01.12.04 № 631 представление признано обоснованным.2
ПрокуроромСанкт-Петербурга принесен протест от 25 сентября 2002 года N 7-163-02 на абзац3 п.1 ст.25 Устава Санкт-Петербурга
14.01.1998Законодательным Собранием Санкт-Петербурга принят Устав Санкт-Петербурга. Внастоящее время Устав Санкт-Петербурга действует с изменениями на 06.06.2002.
В соответствии с абзацем3 пункта 1 ст.25 Устава Санкт-Петербурга лишение депутата ЗаконодательногоСобрания Санкт-Петербурга неприкосновенности производится ЗаконодательнымСобранием Санкт-Петербурга в порядке, установленном федеральным законом (статьяв редакции, введенной в действие с 17.03.2001 Законом Санкт-Петербурга от23.02.2001 N 110-13).
Положения абз.3 п.1 ст.25Устава Санкт-Петербурга не соответствуют федеральному законодательству последующим основаниям.
ПостановлениемКонституционного Суда Российской Федерации от 12.04.2002 N 9-П положения п.п.1,2 и 3 ст.13 и п.п.1, 2 и 4 ст.14 Федерального закона «Об общих принципахорганизации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации», устанавливающие втой или иной мере запрет на привлечение депутата к уголовной и кадминистративной ответственности, налагаемой в судебном порядке, и наосуществление в связи с этим мер уголовно-процессуального иадминистративно-процессуального характера без согласия законодательного(представительного) органа государственной власти субъекта РоссийскойФедерации, признаны не соответствующими статьям 10, 19 (часть 1), 46 (часть 1),118 и 126 Конституции Российской Федерации.
Согласно п.6 данногопостановления положения конституций (уставов) и законов субъектов РоссийскойФедерации, содержащих такие положения, подлежат отмене. Такие положения немогут применяться судами, другими органами и должностными лицами.
Однако абзац 3 п.1 ст.25Устава Санкт-Петербурга по сути запрещает привлекать депутатов ЗаконодательногоСобрания Санкт-Петербурга к уголовной и административной ответственности иосуществлять соответствующие меры процессуального характера без согласияЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга.
Прокурором былопредложено рассмотреть протест на ближайшем заседании Законодательного СобранияСанкт-Петербурга и привести положения абз.3 п.1 ст.25 Устава Санкт-Петербурга всоответствие с Конституцией Российской Федерации.1
ПостановлениемЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга от 02.10.02 № 436 протест прокурорапризнан обоснованным.2
3.4 ОбращенияЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга в Уставный суд Санк-Петербурга
 
В процессе своейдеятельности, при обнаружении неопределенности в понимании положений УставаСанкт-Петербурга Законодательное Собрание обращается в Уставный СудСанкт-Петербурга.
Как пример можно привестизапрос Законодательного Собрания Санкт-Петербурга о толковании положений пункта6 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга.
Основанием к рассмотрениюдела В Уставном Суде явилась обнаружившаяся неопределенность в пониманииположений пункта 6 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга применительно копределению дня возникновения полномочий депутата Законодательного СобранияСанкт-Петербурга нового созыва и дня прекращения полномочий депутатаЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва. (предложениевторое пункта 6 статьи 25).
Анализ предложенияпервого пункта 6 статьи 25 Устава Санкт-Петербурга позволяет сделать вывод отом, что каждое из используемых в нем словосочетаний, а именно «полномочиядепутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга» и «депутат ЗаконодательногоСобрания Санкт-Петербурга нового созыва», является по своему смыслу единымнормативно определенным понятием. Использование в Уставе Санкт-Петербургасловосочетания «полномочия депутата Законодательного СобранияСанкт-Петербурга» указывает на то, что полномочия депутатов существуют несами по себе, а в связи с вхождением депутатов в состав законодательного(представительного) органа государственной власти. В свою очередьсловосочетание «депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга новогосозыва» означает, что депутат законодательного (представительного) органагосударственной власти правомочен осуществлять свою деятельность вЗаконодательном Собрании Санкт-Петербурга только конкретного созыва.
Уставный судСанкт-Петербурга пришел к выводу о том, что положение пункта 12 статьи 25Устава Санкт-Петербурга распространяется на случаи возникновения полномочийдепутата Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, избранного на повторныхили дополнительных выборах в действующий созыв Законодательного Собрания Санкт-Петербурга.Аналогичная позиция сформулирована Уставным судом Санкт-Петербурга вмотивировочной части постановления N 008-3 от 14 марта 2001 года.
И постановил:
1. Из положения пункта 6статьи 25 Устава Санкт-Петербурга, устанавливающего, что полномочия депутатаЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга прекращаются со дня возникновенияполномочий у избранного по соответствующему избирательному округу депутатаЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва, во взаимосвязи сположениями пункта 3 статьи 29 Устава Санкт-Петербурга следует, что полномочиявсех депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга предыдущего созывапрекращаются, а полномочия депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурганового созыва возникают со дня начала работы (первого заседания)Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва. Данное толкованиеприменимо и к определению дня прекращения полномочий депутатов ЗаконодательногоСобрания Санкт-Петербурга предыдущего созыва в случае неизбрания по соответствующимокругам депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва.
2. Из положений пункта 6статьи 25 Устава Санкт-Петербурга во взаимосвязи с положениями пункта 3 статьи29 Устава Санкт-Петербурга следует, что депутаты Законодательного СобранияСанкт-Петербурга предыдущего созыва сохраняют свои полномочия в случаенеизбрания двух третей депутатов Законодательного Собрания Санкт-Петербурганового созыва до дня начала работы (первого заседания) ЗаконодательногоСобрания Санкт-Петербурга нового созыва, если неизбрание правомочногоЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга нового созыва обусловлено причинамиобъективного характера и соответствует конституционному принципу народовластия.1

Заключение
Законодательное Собрание Санкт-Петербурга, являясь высшимпредставительным органом субъекта РФ принимает все нормативно-правовые акты,обладающие высшей юридической силой, по вопросам отнесённым к компетенцииСанкт-Петербурга как субъекта РФ, а следовательно определяет основныенаправления социального, экономического, культурного развития Санкт-Петербурга.
Правовой статус Законодательного Собрания закреплен УставомСанкт-Петербурга, который также принят Законодательным Собранием.
Все правовые акты, принимаемые Законодательным Собранием впределах своих полномочий должны соответствовать Уставу Санкт-Петербурга, атакже федеральному законодательству.
На стадиизаконотворчества практически невозможно избежать ошибок. Нередко законодателичто-то не учитывают, что-то упускают.
В процессе деятельностиЗаконодательного Собрания принимаются постановления, которые могут статьпредметом судебного разбирательства.
В работе были приведенынекоторые примеры, в частности по проведению судебных заседаний и принятииправовых актов в неправомочном составе, которые были признаны недействительнымсудебными органами и отменены.
С учетом, имеющихся мерпрокурорского реагирования, Законодательное Собрание приводит законыСанкт-Петербурга в соответствие с Федеральным законодательством, так например виюле 2005 года был принят новый закон Санкт-Петербурга «О выборах депутатовЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга».
Новый депутатский корпусбудет избран на 5- летний срок, что позволит, не только сократить расходыбюджета Санкт-Петербурга, связанные с организацией и проведением процедурывыборов, но и более качественно выполнять функции в процессе законотворчества.
Новые выборы вСанкт-Петербурге, которые состоятся в апреле 2007 года будут проходить по новойсистеме. На данный момент озвучено 4 варианта их проведения. Какое решение витоге будет принято питерскими парламентариями, сказать сложно.

Список используемыхисточников
 
I. Нормативно-правовыеакты
1. Конституция РФизд. Инфа-М М., 2003
2. Федеральный закон«Об общих принципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органах государственной власти субъектов Российской Федерации от6октября 1990г. № 184-ФЗ ИПС «Кодекс»
3. УставСанкт-Петербурга (с изменениями на 12 июля 2005 года) ИПС «Кодекс»
4. ЗаконСанкт-Петербурга «О выборах депутатов Законодательного СобранияСанкт-Петербурга» от 15 июня 2005 года № 252-35 ИПС «Кодекс»
5. ПостановлениеЗаконодательного Собрания «Об утверждении положения об АппаратеЗаконодательного Собрания Санкт-Петербкрга» от 25 июня 2003 года №361 ИПС«Кодекс»
6. ПостановлениеЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга «О структуре законодательногособрания Санкт-Петербурга» (с изменениями на 6 октября 2004 года) 14 апреля1999 года №78 ИПС «Кодекс»
7. ПостановлениеЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга «Распределение направленийдеятельности постоянных комиссий Законодательного Собрания Санкт-Петербурга»Приложение 3 к документу №78 от 1999 года. ИПС «Кодекс»
8. ПостановлениеЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга «Об утверждении Регламента заседанийЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга» от 22 декабря 1994 года №9 ИПС«Кодекс»
9. ПостановлениеЗаконодательного Собрания Санкт-Петербурга «Об объединениях депутатов(фракциях) и депутатских блоках Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (сизменениями на 22 декабря 2004 года) от 8 февраля 95г. № 21 ИПС «Кодекс»
10. Определениесудебной коллегии по гражданским делам Верховного суда от 11.12.99 по делу№78-Г99-83, ИПС «Кодекс»
11. ПостановлениеУставного Суда Санкт-Петербурга от 29.10.02 № 047-П «По делу о толкованииположений п.6 ст.25 Устава Санкт-Петербурга» ИПС «Кодекс»
12. ПредставлениеПрокурора Санкт-Петербурга от 06.06.03 «Об устранении нарушений федеральногозаконодательства» ИПС «Кодекс»
13. ПредставлениеПрокурора Санкт-Петербурга от 27.10.04 № 7-268-04 «Об устраненении нарушенийФедерального закона « Об основных гарантиях избирательных прав и права на участиев референдуме граждан РФ» ИПС «Кодекс»
14. Протест ПрокурораСанкт-Петербурга от 25.09.02 №7-163-02 «На абзац 3.п.1 ст.25 УставаСанкт-Петербурга» ИПС «Кодекс»
II. Учебныепособия и монографии
15. Баглай M. В. Конституционное право Российскойфедерации. Учебник для юридических вузов и факультетов. — М.: Издательскаягруппа НОРМА-ИНФРА · М, 1998.;
16. Безуглов А.А.,Беломестных Л.Л. Конституционное право РФ. Учебник М, 2004 г.
17. Безруков А.В.,Кондрашов А.А. //Государство и право, № 8, 2004.
18. Вишневский Б. //Санкт-Петербургские ведомости. 19.03.05
19. Исаев И.А., ЖуковИ.А. //Государство и право, № 11, 2003.
20. Катков Д.Б.,Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие/Отв. ред. академикРАЕН Ю.А. Веденеев. — М.: Юриспруденция, 1999.
21. Кряжков В.А.,Полянский В.В. «Конституционное право субъектов РФ», // Государство и право, №5 2003.
22. Курманов М.М.,//Государство и право, № 10, 2004.
23. Полянский В.В.,Якушева А.В. Конституционное право субъектов РФ// Государство и право. 2003. №5.
24. Чиркин В.Е.//Государство и право, № 9, 2004.
25. Чиркин В.Е. Осущности субъекта Федерации: традиции и реалии// Государство и право. 2003. №7.
26. Якимов А.Ю.Статус субъекта Федерации// Государство и право. 2003.№4.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :