Кафедра государственного иадминистративного права
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По предмету:Конституционное законодательствоРоссийской Федерации
На тему:
Проект Конституции РФ, подготовленныйфракцией «Коммунисты России» Верхового Совета РФВариант8
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. Исторические условия принятия новойКонституции
2. Краткая характеристика проектаКонституции, подготовленной фракцией «Коммунисты России»
3. Сравнительно-правовой анализ проектаКонституции, подготовленной фракцией «Коммунисты России» с действующейКонституцией 1993 года
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Жизнедеятельность общества и государства обуславливает постоянноеконституционное развитие. При определенных обстоятельствах оно получает видконституционной реформы.
Каждая новая конституция обобщает конкретный опыт истории и обогащает егоновым содержанием. Конституция выступает юридическим отражением ходаисторического развития общества и государства.
После августа 1991 года в стране сложилась новая внутриполитическаяобстановка, распался Советский Союз, рухнул тоталитарный режим, началось ломкастарой экономической системы общества.
Таким образом, требовался новый основной закон государства, отражающийсложившиеся в стране принципиально иные общественные отношения по сравнению стеми, которые существовали в СССР.
1. Исторические условия принятияновой Конституции
В 1993г. обозначилось усиливающееся противостояниепрезидента и парламента в подходе к решению важнейших вопросов экономической иполитической жизни России. Центристские тенденции в обществе были в этот периодскорее исключением, чем правилом. Радикальные тенденции, особенно в левой частиобщества, заметно преобладали. В этом отношении показателен организованный 8марта движением «Трудовая Россия» так называемый «Марш пустых кастрюль»:шествие москвичек с гремящими пустыми кастрюлями по улицам столицы с протестомпротив жизненного уровня населения.
В условиях, когда парламент начал разработку конституционных изменений впользу законодательной власти, Б. Ельцин 20 марта 1993г. предпринял попыткуприостановки деятельности парламента и Верховного Совета, озвучив по телевидениюуказ, устанавливающий «особый порядок управления страной». В частности,президент заявил: «Нельзя управлять страной, ее экономикой, особенно вкризисное время, голосованием, репликами от микрофонов, через парламентскуюговорильню и митинговщину. Это безвластие, это прямой путь к хаосу, к гибелиРоссии». Учитывая критику указа со стороны Конституционного Суда, Генеральнойпрокуратуры и представителей парламента (как противоречившего Конституции),президент заявил о предварительном характере постановления. Тем не менее, насостоявшемся в апреле VIIIСъезде народных депутатов РФ была предпринята попытка импичмента Б. Ельцина. Донеобходимого количества съезду не хватило всего нескольких голосов ( «за»проголосовало 617, «против» — 268). В свою очередь Б. Ельцин предложил провестиреферендум о доверии президенту, курсу реформ правительства, о перевыборахпрезидента и парламента. Большинство участвовавших в референдуме 25 апреля1993г. высказались за доверие Б. Ельцину и социально-экономической политикеправительства, одновременно выступив против досрочных выборов президента инародных депутатов. Российское общество продемонстрировало стремление кстабилизации политической жизни страны.
Однако сразу нельзя было уничтожить прежнюю правовую систему общества. Вней происходили лишь принципиальные изменения. Наглядным свидетельством этогоявляются те изменения, которые вносились в Конституцию РСФСР 1978 года. Вчастности, в связи с новыми веяниями в ст. 12 Конституции вносится дополнение опродаже или ином отчуждении земельных участков, т.е. признается частнаясобственность на землю, но не пахотную. Подобная судьба постигла многие статьиКонституции, которые уже не соответствовали новым реалиям, сложившимся вРоссийской Федерации.
В результате Съездом народных депутатов Российской Федерации было принятодва постановления о подготовке проекта Конституции, так как старая включала всебя всевластие Советов и это был барьер, перед которым начали останавливатьсяреформы./>
2. Краткая характеристика проектаКонституции, подготовленной фракцией «Коммунисты России»
Вообще-тонадо говорить о «проектах», поскольку за 1990-93 гг.депутаты-коммунисты предложили три проекта новой Конституции. Первый проектпоявился в газете «Советская Россия» от 24 ноября 1990 г. — через два дня после публикации проекта Конституционной комиссии — и обозначен какподготовленный инициативной группой народных депутатов РСФСР «КоммунистыРоссии». Второй проект имел хождение внутри Верховного Совета РСФСР, онбыл внесен в апреле 1992 г. народным депутатом Ю.М. Слободкиным и считаетсяпроектом РКРП. По рабочим сведениям автора, проект не нашел поддержки удепутатов — членов КПРФ (хотя и нет данных об официальном отклонении имиданного проекта), поскольку предлагает неудачную конструкцию власти,прямолинейно направлен на реставрацию прежнего строя и не учитывает новыереальности России. Третий проект опубликован в газете «Правда» за 5июня 1993 г. как подготовленный депутатской фракцией «КоммунистыРоссии» Верховного Совета РФ и в уточненном варианте в «Российскойгазете» за 24 июня 1993 г., где обозначен как внесенный группой народныхдепутатов РФ, но замечания и предложения авторский коллектив просил присылатьна адрес фракции «Коммунисты России». Этот последний вариант проектасчитается вариантом КПРФ.
На содержаниипроектов отразилась эволюция не только нашего общества и государства, но исамих коммунистов. Если сначала проекты исходили из непризнания намечавшихся вРоссии перемен, то последний вариант учитывает многие реформы, хотя и остается проектомКонституции советского социалистического государства.
Текст проектаКонституции был опубликован в «Российской газете» 24 июня 1993 г.
Проект имеетследующую структуру:
Раздел I. Основы конституционного строя
Глава 1. Политическая система Российской Федерации (РФ)
Глава 2. Экономическая система
Глава 3. Социальная политика
Глава 4. Внешняя политика, обеспечение безопасности и обороноспособности
Раздел II. Права, свободы и обязанности человека и гражданина
Глава 5. Основы правового положения граждан
Глава 6. Гражданские (личные) права, свободы и обязанности
Глава 7. Экономические, социальные и культурные права граждан
Глава 8. Политические права, свободы и обязанности граждан
Глава 9. Коллективные права граждан
Раздел III. Федеративное устройство
Глава 10. Российская Федерация — многонациональное федеративное государство
Раздел IV. Организация государственной власти в РФ
Глава 11. Народный депутат
Глава 12. Верховный Совет Российской Федерации
Глава 13. Совет Министров РФ
Глава 14. Организация системы органов государственной власти в краях, областях, городах федерального значения, автономной области, автономных округах
Глава 15. Местные советы народных депутатов и местное самоуправление
Раздел V. Судебная власть, защита законности и правопорядка
Глава 16. Судебная власть
Глава 17. Статус судов общей компетенции
Глава 18. Защита законности и правопорядка
Раздел VI. Заключительные положения
Переходные положения
В названии Конституцииавторы учли новое название государства. Предыдущие проекты называются«Конституция РСФСР», этот — «Конституция РоссийскойФедерации». Характеристика государства как советского социалистическоговключена в ст. 1 проекта. Другими характеристиками политической системы РФназваны: уважение и охрана прав человека государством, приоритет прав человекапри осуществлении социальной и национальной политики государства; суверенитетнарода; прямое народовластие; единство и разделение властей; Советы — представительные органы народовластия; служение государства, его органов идолжностных лиц всему обществу, деятельность государства в условияхдемократического многообразия политических институтов и мнений; правовоегосударство; участие общественных объединений, политических партий и массовыхдвижений в политической жизни общества, выработке политики государства,управлении государственными и общественными делами; активная роль трудовыхколлективов; создание средств массовой информации государством, общественнымиобъединениями, трудовыми коллективами и гражданами.
ПроектКонституции исходит из того, что экономическая жизнь в РФ строится намногообразии и равноправии форм собственности, исключающих эксплуатациючеловека человеком. В системе хозяйствования сочетаются государственноеплановое управление и рыночное саморегулирование экономических процессов.Вместе с тем провозглашается, что основу экономической системы РФ составляетобщественная собственность. Она выступает в форме народной (федеральной исубъектов РФ), коммунальной и коллективной. Ведущей формой собственности в РФназвана народная собственность. По проекту гарантируются также личнаясобственность граждан, частнотрудовая собственность (индивидуальная, семейная),предназначенная для ведения хозяйственной деятельности. Таким образом,переплетаются идеи социалистической системы хозяйства и рыночной организацииэкономики в названных положениях проекта.
Довольнообстоятельной является в проекте глава о социальной политике, в основномзакрепляющая задачи государства по обеспечению реализации гражданином еготворческих сил, способностей и дарований, социальные функции государства,основы национальной политики.
В разделе оправах, свободах и обязанностях отражено в основном то же, что и в другихпроектах, хотя и в авторских классификации и видении отдельных позиций. Вчастности, гораздо больше, чем в других проектах, обозначены механизмыосуществления многих прав и свобод, их гарантии. Более четко говорится о правена труд и обязанности государства по его обеспечению. Воинская обязанностьвключена в главу о политических правах, свободах и обязанностях граждан.Появилась глава о коллективных правах граждан (право петиций, право народнойзаконодательной инициативы, права трудовых коллективов в сфере управленияпроизводством, свобода деятельности профсоюзов, право на забастовку, правапотребителей).
Раздел офедеративном устройстве этот проект начинает с характеристики РФ и ееструктуры. Далее частью проекта стали Федеративный договор и протоколы к нему.
Закрепляяструктуру государственной власти в РФ, этот проект содержит сначала небольшую главуо народных депутатах, далее дает характеристику Верховному Совету РФ каквысшему представительному органу государственной власти и единственномузаконодательному органу РФ, избираемому на 5 лет. Верховный Совет состоит издвух равноправных, одинаковых по численности палат — Совета Республики иФедерального Совета. В СР депутаты избираются от территориальных избирательныхокругов. Половина депутатов ФС избирается от национально-территориальныхокругов, которые образуются в республиках и автономных образованиях по нормам:но 5 депутатов от каждой республики, по 3 депутата от автономной области икаждого автономного округа. Другая половина депутатов ФС избирается от территориальныхокругов, которые образуются в краях и областях, городах Москве иСанкт-Петербурге по нормам представительства, устанавливаемым законодательствомРФ.
ВерховныйСовет — весьма влиятельный орган власти по данному проекту. Он, в частности,определяет внутреннюю и внешнюю политику РФ, назначает Правительство РФ, решаетвопросы войны и мира, избирает судей трех высших федеральных судов(Конституционного, Верховного и Высшего Арбитражного), УполномоченногоВерховного Совета по правам человека, дает толкование Конституции и законов РФ,вводит чрезвычайное и военное положения и др.
Проекткоммунистов отказался от поста Президента РФ. Ряд функций, характерных дляэтого лица, он отдаст Президиуму Верховного Совета РФ, называя его«подотчетным Верховному Совету РФ органом, выполняющим функцииколлективного главы государства» (ст. 86).
Высшимисполнительным и распорядительным органом государственной власти РФ названСовет Министров РФ. Председатель СМ назначается Верховным Советом попредложению Президиума Верховного Совета из числа кандидатов, выдвинутыхдепутатскими группами и фракциями. Состав СМ назначается Верховным Советом попредложению Председателя СМ после одобрения правительственной программы.
Организациюгосударственной власти для краев, областей и городов федерального значения проектпредусматривает напрямую: представительные органы государственной власти — этосоответствующие Советы народных депутатов; органы исполнительной власти — избираемые ими исполнительные комитеты. Для автономной области и автономныхокругов эту систему должны установить федеральные законы о каждом из этихавтономных образований. Организацию государственной власти в республиках проектне затрагивает, оставляя этот вопрос на решение самих республик.
МестныеСоветы — районные, городские, районные в городах, поселковые, сельские — в проектеназваны представительными органами власти на соответствующей территории иглавным звеном местного самоуправления. Исполнительными органами местныхСоветов являются исполнительные комитеты соответствующих Советов, отделы идругие структурные подразделения.
В закреплениисудебной системы данный проект исходит в основном из действовавших на тотмомент органов. Новшеством соответствующего раздела является глава о защитезаконности и правопорядка. В ней говорится о том, что в этой защите принимаютучастие органы законодательной, исполнительной, судебной властей РФ,прокуратура, органы следствия, внутренних дел, безопасности, общественныеобъединения, трудовые коллективы и граждане.
3. Сравнительно-правовойанализ проекта Конституции, подготовленной фракцией «Коммунисты России» сдействующей Конституцией 1993 года
законодательствоконституция коммунисты
Подводя итог,можно выделить следующие отличия проекта Конституции, подготовленной фракцией«Коммунисты России» от Конституции, принятой всенародным голосованием 12декабря 1993 года:
1. Различияэтих двух Конституций уже в содержании преамбул. В преамбуле Конституции РФ1993 года четко сказано, что Конституцию принимает многонациональный народРоссийской Федерации стремясь обеспечить благополучие и процветание России,исходя из ответственности за свою Родину, чтя память предков и т.д.
В преамбулепроекта Конституции Российской Советской Федерации больше описывается цельпринятия нового закона: «Современное состояние Российской Федерации требуетнового законодательного оформления общества и государства. В изменившихсяусловиях новая Конституция Российской Федерации провозглашает и закрепляетподлинно демократические основы общественных отношений: народовластие в формеСоветов народных депутатов; коллективизм; политическое, социальное и правовоеравенство, взаимоуважение и братская взаимопомощь всех граждан Российского государстванезависимо от национальной принадлежности, убеждений и вероисповедания,имущественного положения; социальная справедливость, гарантированные права натруд, отдых, бесплатное образование и бесплатное здравоохранение, бесплатноеполучение жилья и низкую квартирную плату; гарантированные равные возможностидля всестороннего гармонического развития, воспитания и обучения детей в семье,в дошкольных учреждениях и учебных заведениях; обеспеченная старость;равноправие всех форм собственности, исключающих эксплуатацию человекачеловеком; равенство всех субъектов Федерации, целостность и неотчуждаемостьтерритории Российского государства; стремление к дружбе, всестороннемувзаимовыгодному сотрудничеству и взаимопомощи всех советских народов;миролюбивая внешняя политика».
2. Названиеразделов проекта Конституции и их последовательность в целом схожа сКонституцией РФ, но отражает специфику Федерации как советской. Например,органы местного самоуправления в проекте называются местными советами народныхдепутатов.
3. Различна иорганизация государственной власти. Институт президентства в проектеотсутствует. Высшим органом представительной и единственным законодательныморганом власти является Верховный Совет РФ. Верховный Совет состоит из двухравноправных, одинаковых по численности палат.
ПоКонституции РФ представительный и законодательный орган назван парламентом,который также состоит из двух палат, но в отличие от проекта с различнойчисленностью палат.
4. ПоКонституции РФ исполнительная власть осуществляется Правительством РФ, впроекте данный орган государственной власти называется Совет Министров РФ.
5. В проектеКонституции в главе 14 закрепляется организация системы органов государственнойвласти в краях, областях, городах федерального значения, автономной области,автономных округах. То есть можно сказать о жестком контроле со стороныгосударства субъектов Федерации. Не предусматривает проект и разграничениекомпетенции между Федерацией и субъектами.
6. Интересныположения об экономической системе РФ. В проекте в ст. 12 говорится, что всистеме хозяйствования сочетаются государственное плановое управление ирыночное регулирование экономических процессов. Основой экономической системыРФ составляет общественная собственность, гарантируется личная собственность граждан.
В КонституцииРФ выстраивается же рыночная экономика, а формами собственности признаютсягосударственная, муниципальная и частная.
7. В разделе II проекта наряду с экономическими,политическими, социально-культурными и личными правами человека и гражданинавыделяются коллективные права граждан.
8. Отдельноеместо в проекте Конституции отводится защите законности и правопорядка (Глава18). Суда были включены положения о прокуратуре и адвокатуре. В Конституции РФ1993 года положения об адвокатуре отсутствуют.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Баглай М.В.Конституционное право Российской Федерации. – М.: Издательская группаНОРМА–ИНФРА-М, 1998
2. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. – 3-еизд., перераб. и доп. – М.: Юрист, 2003.
3. Смоленский М.Б. Конституционное право РФ. Издание 2-е – Ростов н/Д:«Феникс», 2003