Содержание
Введение…………………………………………………………………….…..…3
1. Правовой статус субъектов Российской Федерации……………………......6
1.1 Общаяхарактеристика правового статуса субъектов Российской Федерации……………………………………………………………….………...6
1.2 ПравосубъектностьРоссийской Федерации: современное положение и проблемы…………………………………………………………………………15
2.Особенности правового статуса субъектов Российской Федерации………21
2.1Особенности правового статуса Республик…………..……….…………...21
2.2Констуционно-правовой статус областей, краев, городов федерального значения……………………………………………………………..……………25
Заключение……………………………………………………………………....28
Библиографическийсписок…………………………………………………….30
Приложение
Введение
Возникшая в результатепобеды Октябрьской революции Российская Советская республика являлась унитарнымгосударством. Однако многонациональность России и провозглашение советскойвластью права нации на самоопределение активизировали тенденцию, к распадуРоссии возникшую еще до Октября, когда усилилось национально — освободительное движение народов, разбуженных Февральской революцией 1917 года.
Декларация правтрудящегося и эксплуатируемого народа, принятия IIIВсероссийским съездом Советов рабочих, солдатских и крестьянских депутатов вянваре 1918 года, провозгласила Россию Федерацией.
Вскоре после Съезданачалось практически формирование Российской Федерации, государственноестроительств ее составных частей.
Принятая в июле 1917года Конституция Российской Социалистической Федеральной Советской Республикизакрепила федеративный принцип организации государственного единства РСФСР.РСФСР должна была стать федеративным государством автономными образованиями.
Новая Конституция РФ,принятая 12 декабря 1993 года закрепила федеративное устройство России всоставе 89 субъектов, которыми были признаны республики в составе РоссийскойФедерации, края, области, города федерального значения, автономная область иавтономные округа и которые, как установлено в ст. 5 Конституции, между собойравно правы во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти.
Российская Федерация –это федеративное государство, созданное по воле ее многонационального народа.Ее правовой статус определяется Конституцией РФ, Декларацией о государственномсуверенитете РСФСР от 12 июня 1990 года Федеративным договором от 31марта 1992года.
Таким образом,Российская Федерация состоит из субъектов. Субъекты Российской Федерации –государственно–правовые образования (общности), образующие в совокупностиРоссийскую Федерацию. Конституция РФ устанавливает шесть субъектов РоссийскойФедерации – республика в составе РФ, край, область, город федеральногозначения, автономная область, автономный округ. Все они равноправны вотношениях с федеральными органами власти.
Однако вгосударственно-правовом статусе субъектов РФ разных видов имеются определенныеразличия, установленные Конституцией РФ, Федеративным Договором, а такжеспециальными договорами между Российской Федерации и ее отдельными субъектами.
Процесс развитияФедерации: объединение субъектов РФ в настоящее время продолжается бытьактивно, но не без проблем.
Большое количествопубликаций на эту тему говорит о ее актуальности. Вопросы правосубъективностисоставляющих Федерацию интересны не только с юридической точки зрения.Правильное правовое решение этих вопросов влияет ан жизнь каждого человеканашей страны. Именно это было главным при выборе темы курсовой работы, целькоторой – дать анализ правового статуса субъектного состава РоссийскойФедерации.
Используя источники,учебную и научную литературу, периодические издания необходимо решить следующиезадачи:
1) датьпонятия и общую характеристику правового статуса субъектов РФ;
2) охарактеризоватьсовременные положения субъектного состава РФ;
3) показатьособенности правового статуса субъектов РФ;
Исходя из решения задачкурсовая работа включает в себе: введения, Главы 1 и 2, заключения ибиблиографической литературы.
1. Правовойстатус субъектов Российской Федерации
1.1 Общая характеристика правового статуса субъектовРоссийской Федерации
Российская Федерациясостоит из республик, краев, областей, городов федерального значения (Москва иСанкт-Петербург), автономной области, автономных округов. Конституциязакрепляет равноправные этих субъектов Федерации (ч. 1 ст. 5 Конституция РФ).
Конституционно-правовойстатус субъектов Федерации устанавливается в первую очередь КонституциейРоссии, федеральными законами, а также другими правовыми актами. Так,республики принимают свои Конституции, другие субъекты, уставы. Основныевопросы статуса урегулированы федеральным Законом «Об общих принципахорганизации законодательных (представительных) и исполнительных органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации (в ред. от 7 июля 2003г.) полностью вступил в действие с 1 января 2005 года[1].
Этот статус в решающейстепени гарантируется Конституцией РФ, изменение глав 3-8, которой, в конечномсчете, возможны только с одобрения органов законодательной власти не менее чемдвух третей субъектов Российской Федерации. На основе Конституции России и всоответствии с ней и федеральными законами субъекты Федерации принимаютконституции и уставы, законы и иные нормативные правовые акты.
Принципы определенияполномочий органов государственной власти субъекта РФ достаточно просты:[2]
1. полномочия,осуществляемые по предметам ведения субъектов РФ, определяются Конституцией(уставом), законодательными правовыми актами субъекта РФ;
2. полномочия,осуществляемые по предметам совместного ведения, определяются Конституцией РФ,федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями;
3. полномочия,осуществляемые по предметам ведения Российской Федерацией определяютсяфедеральными законами, издаваемые в соответствии с ними нормативными правовымиактами Президента РФ и Правительства РФ, а также соглашениями.
Последние должныустанавливать права, обязанность и ответственность органов государственнойвласти субъекта РФ, порядок и источники финансирования осуществлениясоответствующих полномочий, не могут одновременно возлагать аналогичныеполномочия на федеральные органы государственной власти и органы местногосамоуправления, а также должны соответствовать другим требованиям закона.
В соответствии спринципом верховенство Конституции РФ федеральные конституционные законы ифедеральные законы, а также конституции, уставы, законы и иные нормативныеправовые акты субъектов РФ, договоры, соглашения не могут передавать, исключатьили иным образом перераспределять установленные Конституцией РФ предметыведения РФ, предметы совместного ведения, а также предметы ведения субъектовРФ. Не могут быть приняты федеральные законы, а также конституции, уставы,законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, заключены договоры,соглашения, если принятие указанных актов ведет к изменению конституционногостатуса субъекта РФ, улучшению или утрате установленных Конституцией РФ прав исвобод человека и гражданина, нарушению государственной целостности РоссийскойФедерации и единства системы государственной власти в Российской федерации.
Субъекты РФ самиустанавливают свое наименование, а в случае изменения новое наименованиеподлежат включению в ст. 65 Конституции РФ. Исчерпывающим точным перечислениемнаименований всех субъектов РФ в Конституции РФ подчеркивается добровольностьювхождения каждого субъекта в Российской Федерации и распространение всех нормКонституции в равной степени на все субъекты Федерации.
Равноправие субъектовРФ находит свое выражение в равном представительстве всех субъектов РФ (независимоот размера территории и численности населения) в Совете Федерации Федерального Собрания(по два представителя от каждого субъекта РФ), а также в порядке формированияГосударственного Совета РФ, который состоит из высших должностных лиц(руководителей высших исполнительных органов государственной власти) всехсубъектов РФ.
Однако правовой статуссубъектов все же не во всем одинаков. Так республики объявляют государствами, авсе другие субъекты такого статуса не имеют и могут рассматриваться только как государственныеобразования. Конституции республик могут приниматься как их законодательнымисобраниями, так и референдумами, в то время как уставы других субъектов РФ — только законодательными собраниями. Большинство автономных округов входят всостав краев и областей, но должны рассматриваться как государственныеобразования наравне с этими края и областями. Такое положение субъектовРФ имеет повод говорить о асимметричности российской федерализма.[3]
Равноправие субъектовРФ проявляется, в общем, для всех них определении предметов ведения, котороевытекает из ст. 71,72,73 Конституции РФ. Субъекты РФ не вправе вмешиваться в компетенциюфедеральных органов государственной власти, которые создаются в соответствии с волеизъявлениемвсего многонационального народа России, в том числе – всех субъектов Федераций.Последние представлены в Федеральном Собрании, а, следовательно, участвуют врешение вопросов, относящихся к предметам ведения Федерации. Вместе с органамигосударственной власти Федерации они осуществляют правовое регулирование иуправление по предметам совместного ведения.
Такое решениеразграничение предметов ведения оставляет за субъектами Федерации полномочия поширокому кругу вопросов. Если вопросы относятся к совместному ведению, тозаконы и иные нормативные правовые акты издаются субъектами Федерации всоответствии с федеральным законом по этому вопросу. Если же тот или инойвопрос входит в исполнительную компетенцию органов власти субъектов Федерации,то республики, края, области, города федерального значения и автономииосуществляют собственные правовые регулирование, включая принятие законов ииных нормативных правовых актов. Согласно ч. 6 ст. 76 Конституции субъектамФедерации представляется важная гарантия: поскольку законы и нормативные актысубъектов, изданных по вопросам ведения Федерации и совместного ведения должнысоответствовать федеральным законом и, в случае противоречия действуетфедеральный закон, то при противоречии такого же рода вопросам исключительноведения субъектов Федерации приоритет отдается их законам и нормативнымправовым актам. Отсюда следует, что федеральный закон не может вторгаться в сферудеятельности субъектов РФ.
В соответствии сКонституцией РФ (ст. 11) Федеральный закон закрепляет принципы и порядокзаключение договоров о разграничение полномочий. Заключение таких договоровдопускается только в случае, если это обусловлено экономическими,географическими и иными особенностями субъекта РФ, и в той мере, в которойуказанными особенностями определенно иное, чем это установлено федеральнымизаконами, разграничения полномочий. В договоре о разграничение полномочийустанавливается перечень полномочий федеральных органов, где власти и органовгосударственной власти субъектов РФ, определяются условий и порядокосуществление эти полномочии, конкретные обязанности и права сторон, срокдействия и порядок продления данного срока, а также основания и порядокдосрочного распоряжения договора. Договор подписывается Президентом РФ ивысшими должностным лицом субъекта РФ, а затем утверждается федеральнымзаконом.
При заключениисоглашения между федеральными органами исполнительной власти и исполнительнымиорганами субъектов РФ о передачи им части федеральных полномочий с передачейнеобходимым материальных и финансовых средств федеральные органы контролируетсоблюдение условий этих соглашений и несут ответственность за ненадлежащее ихисполнение.
Возможно, и обратноеотдельные полномочия органов государственной власти субъекта РФ могут бытьвременно возможны на федеральные органы государственной власти или должностныхлиц, назначаемых федеральными органами государственной власти. Это можетпроизойти в случае, если:
1. всвязи со стихийными бедствиями, с катастрофой, иной чрезвычайной ситуациейорганы государственной власти субъекта РФ отсутствует, и не могут бытьсформированы в соответствии с федеральным законом (решением принимаетсяПрезидентом РФ по согласованию с Советом Федерации Федерального Собрания);
2. возникшаявследствие решений, действий или бездействий органов государственной властисубъекта РФ просроченная задолженность по исполнению долговых или бюджетныхобязательств, определенная в порядке, установленным Бюджетным кодексом РФ,превышает 30% собственных доходов бюджета субъекта РФ в последнем отчетном году(в этом случае по ходатайству Правительства РФ решением Высшего АрбитражногоСуда РФ в соответствии с федеральным законом вводится временная финансоваяадминистрация);
3. приреализации полномочий, осуществляемых за счет предоставления субвенций изфедерального бюджета, исполнительным органом государственной власти субъектаРФ допускается нарушение Конституции РФ, федерального закона нормативныхправовых актов Президента РФ и Правительства РФ, если такое нарушениеустановлено соответствующим судом (решение принимается Правительством РФ сизъятием субвенций).
Субъекты Федерацииимеют свою правовую систему, в которую входят конституция (в республиках),уставы (в других субъектах РФ), законы, подзаконные акты. Правовая системасубъектов РФ как бы образуют собственное конституционное право, однако, неразрывает единого поля конституционного права РФ составная его федеративногоаспекта. Свои правовые акты субъекты принимают самостоятельно.
Правовой статуссубъекта РФ может быть расширен путем создания в пределах его территории особойэкономической зоны. Например, особая экономическая зона установлена вКалининградской области. Статус особой экономической зоны предоставляет органамгосударственной власти соответствующего субъекта РФ дополнительные права ильготы в области таможенного регулирования, транзита товара, налогов, режимаинвестиций и предпринимательской деятельности. Органам государственной властиКалининградской области в целях экономической безопасности предоставляетсяправо самостоятельно устанавливать ограничения для определенных категорийиностранных граждан и лиц без гражданства относительно срока и мета пребыванияв Калининградской области. При этом данное ограничение не должно нарушать праваи свободы человека, гарантированные законодательством РФ и международнымидоговорами РФ. Можно предположить, что такая необычная норма связана соспецифическим географическим положением этого региона.[4]
По своей юридическойсиле конституции республик и уставы других субъектов Федерации равнозначны,различия между ними только в терминах, присущих государствам и государственнымобразованиям. Это объясняется еще и тем, что бывшие автономные республики, изкоторых образовалось большинство нынешних республик, прежде имели своиконституции, что и повлияло на их желания охранить эту традицию в условияхрасширения самостоятельности республик. Республика вправе иметь государственныйязык (ч. 2 ст. 68), в то время как другие субъекты Федерации нет. Конституции иуставы субъектов РФ должны строиться на принципах с Конституцией РФ (разделениевластей, правового социального государства и др.). Контроль за соответствиямиосуществляет Конституционный суд. Все субъекты Федерации в лице своихзаконодательных и исполнительных органов власти вправе обращаться с запросом вКонституционный суд (ч. 2ст. 125). Кроме того, Конституционный суд разрешаетспоры о компетенции между органами государственной власти РФ и органами властисубъектов РФ, между высшими государственными органами последних.
Субъекты Федерацииобладают своей территорией, которая являются частью территории РоссийскойФедерации. Границы субъектов Федерации могут быть изменены только с ихвзаимного согласия.
Экономическую основудеятельности государственной власти субъекта РФ составляет находящиеся всобственности субъекта РФ имущество, средства бюджета субъекта РФ итерриториальных государственных внебюджетных фондов, а также имущественныеправа.
Федеральный законустановил круг вопросов, решение которых относится к полномочиям по совместномуведению и осуществляется за счет средств бюджета субъекта РФ. Таких вопросов41(обеспечение деятельности органов власти проведения выборов, предупреждениячрезвычайных ситуаций, образования, здравоохранения и др.). Те же полномочия,которые передаются субъектам РФ федеральными законами, осуществляются за счетсубвенций из федерального бюджета на определенных условиях.
Система органовгосударственной власти устанавливается субъектами РФ самостоятельно присоблюдении конституционных требований:
1) разделениеи самостоятельность трех властей: законодательной, исполнительной и судебной;
2) системаорганов власти должна строится на основе общих принципов организациипредставительных и исполнительных органов государственной власти, установленныхфедеральным законом.
Это характерно для всехфедеральных государств, так как обеспечивает принципиальное единообразиеорганизации государственной власти в Федерации на всех уровнях.
Конституцияустанавливает, что столицей Российской Федерации является город Москва, статускоторой определяются федеральным законом.
1.2 Правосубъектность Российской Федерации: современноеположение и проблемы
Весной 2004 году былпринят Федеральный конституционный закон «Об образовании в составе РоссийскойФедерации нового субъекта РФ в результате объединения Пермской области и Коми –Пермяцкого автономного округа»[5], полгодаспустя – Федеральный конституционный закон « Об образовании в составеРоссийской Федерации нового субъекта РФ в результате объединения Красноярскогокрая, Таймырского (Долгано – Немецкого) автономного округа и Эвенкийскогоавтономного округа»[6]. Затем воктябре 2005 года успешно прошел референдум об объединении Камчатской области сКорякским автономным округом. А 16 апреля 2006 года – референдум об объединенииИркутской области и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа.
С приданием краям иобластям статуса субъектов РФ в начале 90-х годов (Федеративный договор, азатем Конституция РФ 1993 года). XXвек несовершенство субъектного состава Федерации стало очень заметным. СегодняРоссийская Федерация представляет собой сложносоставное государство, имеющее всвоем составе согласно ч.1 ст. 5 и ч.1 ст. 65 Конституции РФ шестьразновидностей субъектов Федерации: края, области, города федеральногозначения, республики, автономные округа и автономную область. Конституционныенормы не препятствуют образованию новых субъектов Федерации, а равно сокращениюих количества. Политическая и социально-экономическая обстановкасвидетельствует о том, что идеи совершенствования субъектного состава могутбыть востребованы в самой ближайшей перспективе.
Так неоднократнозаходила речь об объединении Архангельской области с Немецким автономнымокругом, Хабаровского края с Еврейкой автономной областью, Санкт-Петербурга сЛенинградской областью, Алтайского края с республикой Алтай и др. хотя говоритьчто-то конкретное в отношения слияния данных регионов еще рано.
Предусмотренной ст. 65Конституции РФ субъектный состав Федерации стал своеобразной платой закомпромисс, за стабилизацию федеративных отношений, поскольку речь в 1993 годушла не столько о совершенствовании федерализма, сколько о сохранениигосударственного единства, недопущении распада страны. Формирование субъектногосостава на фоне и парада суверенитетов, затронувшего не только республики, но исубъекты Федерации, образованные по территориальному принципу. В этих условия исформировался современный субъектный состав со всеми его недостатками.
Сегодня можно,интеграция субъектов России – это серьезная задача на современном этапе развитияроссийской государственности, так как историческая, географическая,природно-ресурсная, демографически-языковая общность, политические,хозяйственные, транспортные, торгово-финансовые связи, общие интересы не могутне вести к интеграции территориально общих субъектов Федерации.
Однако единого мненияпо вопросу о необходимости укрепления нет: с одной стороны, оно гипотетическиможет способствовать разрушению государственного единства России, представляяугрозу ее безопасности и территориальной целостности, с другой – напротив,укрепить государственность.
Конституция в ст. 65исчерпывающий перечень субъектов Федерации, которые перечислены в алфавитномпорядке по подгруппам, в основе выделения которых лежит разновидностьсубъектов. Данная статья показывает недостатки субъектного состава Федерации,среди которых значительное количество субъектов Федерации, их разностатусность,неопределенность в правовом положении отдельных субъектов,финансово-экономическая и политическая недееспособность значительного числарегионов. Россия является лидером по количеству субъектов Федерации. Ранее всостав Российской Федерации входило 89 субъектов Федерации, но сегодня, посленесколько случаев их объединения в составе Российской Федерации насчитывается86 субъектов Федерации. Предполагается их сокращение еще на два региона:Корякский и Усть-Ордынский Бурятские автономные округа. В США начисляется 50субъектов Федерации, в Австралии – 6, в Канаде – 10, в Австрии – 9, в ФРГ – 16,в Бельгии – 3, в Индии – 25, в Швейцарии – 26. Среднее количество субъектовФедерации, взятое для 13 федеративных государств, составляет примерно 20единиц.[7] Взаимодействиес таким количеством «управляемых единиц» малоэффективно как с экономическойточки зрения, в случае чего существующий подход к формированию субъектногосостава в нашей стране нельзя считать оптимальным. Основными целями укрепленияявляются сокращение количества субъектов Федерации и повышения их качества».
Однако на сегодняшнийдень нет четких ответов на вопросы: сколько должно быть субъектов Федерации,каким статусом они должны обладать, каким образом формироваться? Кроме этоговстает вопрос о приоритетах укрепления: если ранее в ряду укрепляемыхрассматривались только края, области и автономные образования, то сегодня,исходя из норм Федеративного конституционного закона «О порядке принятия вРоссийскую Федерацию и образования в ее составе нового субъекта РФ»[8],развивающего в этом смысле конституционные нормы о равноправии субъектовФедерации, могут объединяться любые субъекты, в том числе и республики, причеминициатива должна исходить «снизу» от самих регионов. Безусловно, необходимотщательное планирование, прогнозирование, мониторинг случаев укреплениясубъектов Федерации, тоже оптимального пути его осуществления, поддержкаобъединяющихся регионов.
Неразрешенностьосновных вопросов повлекло за собой проблемы правового характера.Законодательно оказались не закрепленными пределы укрепления. Усилениепотенциала субъектов Федерации само по себе неплохо, но какова в таком случаеперспектива конституционного принципа единства и территориальной ценностиРоссийской Федерации?
В настоящий моментсдерживающим элементом является норма Федерального конституционного закона «Опорядке принятия в Российскую Федерацию нового субъекта РФ» о том, что приобразовании нового субъекта должны соблюдаться государственные интересы РФ (ч.2 ст. 3 Закона). Однако данная норма абстрактна и вряд ли в состояниигарантировать соблюдения «государственных интересов», так как нет механизмов еереализации.
Очень важен и вопрос оравноправии субъектов Федерации. Конституция РФ и Федеральный конституционныйзакон «О порядке принятия в Российскую Федерацию нового субъекта РФ» сохраняетразностатусность субъектов. Закон не увеличивает, но и не сокращает количествоих разновидностей. Таким образом, вместо создания принципиально новых,действительно равноправных субъектов Федерации практика может пойти по пути«клонирования» уже существующих ее всеми их недостатками, столь частоподвергающимися критике. В перспективе процесс укрепления может привести ктому, что для нормального развития укрепленных субъектов Федерации потребуетсяновое административно-территориальное деление страны – практика ужестолкнулась с этим при попытке определить статус бывших автономных округов всоставе новообразованных субъектов Федерации. Все это повлечет за собойочередной виток муниципальной реформы[9].
Требует своегоразрешения и экономическая составляющая процесса укрепления. Субъекты Федерациидолжны быть экономически самодостаточными, способными обеспечиватьпотребностями населения, содержать государственный аппарат и отвечать пообязательствам за счет собственных ресурсов. Однако не секрет, что большинствосубъектов Федерации не отвечают данному требованию, а это значит, что им раноили поздно придется в экономически самодостаточные макро регионы.Конституционная модель российского федерализма сочетает формальное равенство сфактическим неравенством субъектов Федерации, в результате чегоконституционно-правовая система вступает в противоречие с экономическимиособенностями регионов. Вместо единой системы разграничения компетенций стольразличными по своему потенциалу регионам можно было с самого начала расцениватькак тупиковый вариант регулирования. Механизм компенсаций по двустороннимдоговорам не дал в этой сфере положительного результата. Внесение изменений вположения Федерального закона «Об общих принципах организации законодательных(представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектовРФ»[10] такжене увенчалось пока особым успехом, так как «вытолкнуло» регионы из жизненноважной для них сферы совместного ведения.
Особую проблему точкузрения всегда представляли собой сложносоставные субъекты Федерации, посколькувхождение одних субъектов в состав других является, по сути,конституционно-правовой аналогией – неудивительно, что процесс укрепленияначался именно с автономных округов в составе Российской Федерации после ужепроизошедших и планируемых слияний регионов останется равно половина.[11]
Таким образом,становится вполне очевидно, что сама по себе оптимизация субъектного составаявляется всего лишь «верхушкой айсберга» на фоне многочисленных проблем в сферегосударственного строительства. Укрепление неизбежно вызовет ломку всейструктуры Федерации – такова, считает кандидат юридических наук М.В.Глигич-Золотарева, реальная цена модернизация государственных институтов.[12]
2. Особенностиправового статуса субъектов Российской Федерации
2.1Особенности правового статуса Республик
Республика в составеРоссийской Федерации – это демократическое правовое государство, созданное в рамкахРоссийской Федерации.
Согласно Конституции РФ(ст. 66), статус республики определяется федеральной Конституцией иконституцией республики, то есть власть в этих государствах не являетсясуверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленныхфедеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственнуюцелостность России, единства системы государственной власти. Их народы свободнореализовали свое право на самоопределение, создав сначала автономию, а затемпреобразовав ее в государство, являющиеся частью Российской Федерации. Изменитьэтот статус можно только с согласия Российской Федерации, путем измененияКонституции РФ или в соответствии с федеральным конституционным законом.
Конституция РФ незакрепляет право выхода республики из состава Федерации, чего не делят и ниодна другая федерация. Основания для этого носят не только юридический, но иэтический характер. Экономика республик была создана на средства всегомногонационального народа России, она может функционировать только каксоставная часть всей экономики страны. С национальной точки зрения населениереспублик давно носят смешанный характер, вследствие чего выделение той илииной республики в самостоятельное государство неизбежно породило быдискриминацию и межнациональные конфликты. Отделение от России привело бы также к культурному отставанию народов, ни о какой подлинной независимости вэтом случае не могло бы быть и речи. Сепаратизм, следовательно, противоречиткоренным интересам, как народам республик, так и их титульной нации.
В период «парадасуверенитетов», то есть до принятия Конституции 1993 года, ряд республик –Татарстан, Саха (Якутия), Башкортостан, Тува и другие – закреплены в своихконституциях статус суверенного государства, субъекта международного права.Татарстан, не упоминая о вхождении в состав Российской Федерации, в то же времязакрепил свое положение как государство «ассоциированное с РоссийскойФедерацией». В основе такого положения лежало необоснованное предположение,будто Российская Федерация является объединением, получившие полномочия из рукнезависимых республик, что противоречит историческим фактам, так как автономии,из которых выросли республики, были созданы Российским государством.
Республики, как идругие субъекты, равноправны только между собой во взаимоотношениях сфедеральными органами государственной власти, они не равноправны с самойФедерацией[13]. Вдоговорах, которые республики, как края и области заключают с Федерацией, речьидет о разграничении предметов ведения и полномочий, а не разделе суверенитетаили территории Российской Федерации. Конституции республик должнысоответствовать Конституции РФ, составлять единое конституционное государство,основанное на общих принципах. Отступление от федеральной Конституции особеннонедопустимы, когда они ведут к вторжению в предмет ведения и полномочийФедеральных органов, нарушают принцип равноправие граждан России независимо отнациональности и места проживания, принцип разделение властей.
С пониманиемгосударственной природы республик тесно связан вопрос о правовом статусе ихтерриторий. Каждая республики обеспечивает свою территориальную ценность, аграницы республики, находящиеся в режиме не государственных, а административныхграниц, не могут быть изменены без ее согласия. Гарантией территориальногостатус-кво является сама Российская Федерация, что, однако не всегдаобеспечивает быстрое и эффективное разрешение территориальных споров. Такойспор, например, несколько лет не затихает в отношениях между РеспубликойОсетия-Алания и Республикой Ингушетия.
Ошибочное представлениео суверенитете, по мнению М.В. Балгая[14],подталкивает некоторые республики к провозглашению своей собственности наземлю, недра и природные богатства, для чего нет правовых оснований. Вопросыведения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными и другимиприродными ресурсами относятся к совместному ведению Федерации и ее субъектов(ст. 72 Конституции РФ).
Произвольно определенныев советское время границы некоторых республик ныне рассматриваются вреспубликах как якобы сложившиеся исторически. Между тем происходившая в товремя частая перекройка границ носила чисто административное значение, врезультате чего, например, в территорию нынешней Чеченской Республики быливключены районы из соседнего Ставропольского края. Территорию республик,следовательно, можно рассматривать только во взаимосвязи с их пребыванием всоставе Российской Федерации. Вместе с тем должно быть, безусловно, признано,что закрепленная за ними территория является пространственным пределом ихвласти. На эту территорию не может распространяться власть других субъектовФедерации (ст. 73).
Республики самостоятельныв своих государственных языках (ст.68). В органах государственной власти,органах местного самоуправления, государственных учреждения республик эти языкиупотребляются наряду с государственным языком. Российской Федерации, то естьрусским языком. В республиках, в которых титульная нация составляет большинствонаселения (таковых 6 из 21), законодательство закрепляет двуязычие. Многоязычиезакреплено в многонациональном Дагестане. Двуязычие принято и в некоторыхреспубликах, где титульная нация не составляет большинства (Татарстан,Калмыкия). Практически все республики признают и гарантируют права всех нацийна пользование своим языком и на его развитие.
Конституции республикобычно предусматривают свое гражданство, хотя подчас не учитывают, что гражданствов Российской Федерации относится к ведению Федерации (ст. 71). Это гражданствоодновременно означает и гражданство Российской Федерации, но правом принятия вгражданство обладает только Российская Федерация.
Республикисамостоятельно утверждают свою государственную символику – герб, флаг, гимнопределяют столицу. Государственная символика отражает национально-историческуюсимволику народа. Республики вправе учреждать свои почетные звания игосударственные народы.
Республики в составеРоссийской Федерации обладают международной правосубъектностью. Однакомеждународная Правосубъектность республик ограничена. Она не можетпротиворечить Конституции и законам РФ, федеральному договору. Международнаядеятельность республик координируется федеральными органами власти совместно среспубликами.[15]
2.2Констуционно-правовой статус областей, краев, городов федеральногозначения
Всоставе Российской Федерации 6 краев, 49 областей и два города федеральногозначения – Москва и Санкт-Петербург. Они являютсягосударственно-территориальными образованиями в составе Российской Федерации,которым в соответствии с Конституцией РФ (ст. 65) придан статус ее субъектов.
Статус краев, областейи приравненных к ним городов федерального значения определяется КонституциейРФ(гл. 3), Федеративным договором от 31 марта 1992 года, включающим в себядоговор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральнымиорганами государственной власти Российской Федерации и органами власти краев,областей, городов Москва и Санкт-Петербург Российской Федерации и другимифедеральными актами.
Являясьсубъектами РФ, края, области и города федерального значения обладаютопределенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы ииные нормативные акты.
Устав закрепляетконституционно-правовой статус края, области, городов федерального значения;организацию государственной власти; порядок нормотворческой деятельности, административно-территориальноеделение и организацию местного самоуправления.
Края, области, городафедерального значения располагает своей территорией, которая не может бытьизменена без их согласия. Граница между ними и другими субъектами РоссийскойФедерации могут быть изменены с согласия края, области, города федеральногозначения.
Каждый край, область,Москва и Санкт-Петербург образуют органы законодательной, исполнительной исудебной власти, которые действуют на основе Конституции РФ, а также уставовкраев, области, города федерального значения.
Необходимо заметить,что если прежде органы власти краев, областей, городов республиканскогозначения относились законодательством к местным органам власти, то в настоящиевремя они являются органами власти субъектов Федерации.
Края, области, городафедерального значения вправе иметь свою символику. Порядок использованияофициальной символики области определяются законом области.
Края, области, Москва,Санкт- Петербург являются самостоятельными участниками международных и внешнеэкономическихсвязей, соглашений с другими краями, областями, а также республиками,автономной областью, автономными округами, если это не противоречитКонституции и законам РФ. Координация данной деятельностью осуществляетсяфедеральными органами государственной власти Российской Федерации совместно сорганами власти краев, областей, Москвы и Санкт-Петербурга.
По взаимному согласиюРоссийской Федерации и соответствующего края, области, городов федеральногозначения может быть изменен статус субъекта. В некоторых уставах краев иобластей устанавливается порядок изменения их статуса.
Конституция РФобеспечивает участие представителей краев, областей, городов федеральногозначения в решении вопросов, отнесенных к компетенции РФ. Для этого от краев,областей и городов федерального значения избираются депутаты в ГосударственнуюДуму и входят по два представителя в Совет Федерации. Представительные органывласти краев, областей и городов федерального значения обладают правомзаконодательной инициативы в федеральном парламенте. Кроме того,представительные органы и администрации края, области, города федеральногозначения вправе вносить на рассмотрение Президента и Правительства РФ проектыактов, принятие которых относится к компетенции Президента и Правительства РФ.
Конституция РФ,Федеративный договор и уставы краев, областей и городов федерального значенияопределяют предметы ведения данных субъектов Федерации. Предметы ведения подразделяютсяна предметы совместного ведения Федерации и ее субъектов – краев, областейгородов федерального значения – и предметы, находящиеся в исключительномведении краев, областей и городов федерального значения. Нужно иметь в виду,что в соответствии с п. 1 раздела второго Конституции РФ в случаенесоответствии положений Конституции РФ положением Федеративного договорадействуют положения Конституции РФ.
Согласно Конституции РФи Федеративного договора, в совместном ведении Федерации и краев, областей игорода федерального значения в сфере государственного строительства находятсяобеспечение соответствия уставов, законов и иных нормативных правовых актовкрая, области, городов федерального значения. Конституции и федеральнымзаконам; защита прав и свобод гражданина; защита прав национальных меньшинств;обеспечение законности, правопорядка, общественной безопасности; режимпограничных зон.
В областиэкономического и социально-культурного строительства в совместное ведениевходят вопросы ведения, пользования и распоряжения землей, недрами, водными идругими природными ресурсами, разграничение государственной собственности,природопользование; установление общих принципов налогообложения и др.
Заключение
Проблемагосударственного устройства во всех формах, так или иначе, касается более илименее развитых стран, по существу является глобальной, поскольку органическисвязана с другой, более крупной – о форме проявления в государствах.
Основыконституционно-правового статуса РФ определены в главе 3 «Федеративноеустройство» (ст. 65-79) в других главах и статьях Конституции РФ, в федеральныхи иных нормативно-правовых актах.
Российская Федерациясостоит из республик, краев, областей, городов федерального значения,автономная область, автономных округов – равноправных субъектов РФ.
Однако эта нормануждается в уточнениях. Равноправие субъектов не следует рассматриватьабстрактно юридически; статус каждой разновидности субъекта имеет своиособенности.
Федеративное устройствоРФ основано на ее государственной целостности, единстве системы государственнойвласти, разграничении предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ.
Во взаимоотношениях сфедеральными органами государственной власти все субъекты РФ между собойравноправны.
Однако большинствоавтономных округов входят в состав краев и областей и должны были бы рассматриватьсякак государственные образования наряду с этими краями и областями. Такоеположение субъектов РФ дает повод говорить об асимметричности российскогофедерализма, то есть Конституция все же предусматривает различие субъектов,хотя это различие в ней ясно не выражено.
К сказанному нужно,конечно, добавить территорию, людские и сырьевые ресурсы, другие особенностиразновидностей субъектов РФ. Нельзя всерьез говорить о каком-то абстрактномравноправии.
В вопросе оразграничении предметов ведения и полномочия между органами государственнойвласти РФ и субъектов РФ как показал опыт, недостаточно руководствоватьсяКонституцией РФ. В результате родилась практика заключения договоров оразграничении ведения и полномочий между органами государственной власти РФ иее субъектов.
В настоящее время идетпроцесс объединения субъектов РФ, что предполагает многочисленные проблемы всфере государственного строительства, так как укрепление автоматически несделает субъекты Федерации стабильно развивающимся. Необходимо реальноестимулирование экономики. Но, не имея развитой законодательной базы субъектовРФ трудно говорить об успешном решении вопрос правосубъективности.
Библиографическийсписок
1. КонституцияРоссийской Федерации 1993 года.
2. ФедеральныйКонституционный закон «О порядке принятия в Российскую Федерацию и образованиев ее составе нового субъекта Федерации» // Собрание законодательства РФ 2001 г.№ 52 ст. 4916; 2005г. №45 ст.4581
3. ФедеральныйКонституционный закон «Об образование в составе РФ нового субъекта РФ врезультате объединения Пермской области и Коми-Пермятской автономного округа //Собрание законодательства РФ 2004 г. №19 ст.116
4. ФедеральныйКонституционный закон «Об образование в составе РФ нового субъекта РФ врезультате объединения Красноярского края, Таймырского (Долгано-Ненецкого)автономного округа и Эвенкийского автономного округа // Собрание законодательстваРФ 2005г.№42 ст.4212
5. Федеральныйзакон « Об общих принципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектов РФ// Собраниезаконодательства РФ 2003г. №27 ст.2709; 2004 г. №50 ст. 4950; 2005г.№ 1 ст.25
6. Федеральныйзакон от 13 октября 1995г. «О государственном регулирование внешнеторговойдеятельности» // Собрание законодательства РФ 1995г. №42 ст.3923
7. БалгайМ.В. Конституционное право РФ – М.: НОРМА, 2005 г.
8. Конституционноеправо России / отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. – М.: 2004г.
9. КутафинО.Е. Российская автономия – М.: 2006 г.
10. ГабригидзеБ.Н., Черневский А.Г. Конституционное право России – М.: Издательско-торговаякорпорация «Доликов и К», 2005 г.
11. Глигич-ЗолотареваМ.В. Субъектный состав РФ: эпоха перемен уже наступила// Государство и право,2006 г., № 10
12. АваньянВ.А. Право коренных малочисленных народов Севера на национально-территориальноеобразование // Государство и право, 2007г., № 3
13. МольевД.В. Разграничение предметов ведения и полномочий между органамигосударственной власти РФ и органами власти субъектов РФ // Российская юстиция.2007г., №1
14. УткинР.В. Правовая система субъектов РФ: направление реформы // Закон и право,2005г., №7
15. ЧирхинПредметы ведения Федерации и ее субъектов: разграничение, сотрудничества,субсидиарность // Государство и право, 2002г., №5.
Приложение
КонституцияРоссийской Федерации
Раздел первый
Глава 1. Основы конституционного строя
Статья 5
1. РоссийскаяФедерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения,автономной области, автономных округов – равноправных субъектов РоссийскойФедерации.
2. Республика(государство) имеют свою конституцию и законодательство. Край, область, городфедерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав изаконодательство.
3. Федеративноеустройство Российской Федерации основано на ее государственной целостности,единстве системы государственной власти, разграничение предметов ведения иполномочий между органами государственной власти Российской Федерации иорганами государственной власти субъектов Российской Федерации, равноправии исамоопределении народов в Российской Федерации.
4. Вовзаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъектыРоссийской Федерации между собой равноправны.
Статья 11
1. Государственнуювласть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации,Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РоссийскойФедерации, Суды Российской Федерации.
2. Государственнуювласть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органыгосударственной власти.
3. Разграничениепредметов ведения и полномочий между органами государственной власти РоссийскойФедерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерацииосуществляется настоящей Конституцией, Федеративным и иными договорами оразграничении предметов ведения и полномочий.
Глава 3. Федеративноеустройство
Статья 65
1. В составе Российской Федерации находятся субъекты РоссийскойФедерации:
Республика Адыгея (Адыгея), Республика Алтай, РеспубликаБашкортостан, Республика Бурятия, Республика Дагестан, Республика Ингушетия,Кабардино-Балкарская Республика, Республика Калмыкия, Карачаево-ЧеркесскаяРеспублика, Республика Карелия, Республика Коми, Республика Марий Эл,Республика Мордовия, Республика Саха (Якутия), Республика Северная Осетия — Алания, Республика Татарстан (Татарстан), Республика Тыва, УдмуртскаяРеспублика, Республика Хакасия, Чеченская Республика, Чувашская Республика — Чувашия;
Алтайский край, Краснодарский край, Красноярский край, Приморскийкрай, Ставропольский край, Хабаровский край;
Амурская область, Архангельская область, Астраханская область,Белгородская область, Брянская область, Владимирская область, Волгоградскаяобласть, Вологодская область, Воронежская область, Ивановская область,Иркутская область, Калининградская область, Калужская область, Камчатскаяобласть, Кемеровская область, Кировская область, Костромская область,Курганская область, Курская область, Ленинградская область, Липецкая область,Магаданская область, Московская область, Мурманская область, Нижегородскаяобласть, Новгородская область, Новосибирская область, Омская область,Оренбургская область, Орловская область, Пензенская область, Пермская область,Псковская область, Ростовская область, Рязанская область, Самарская область,Саратовская область, Сахалинская область, Свердловская область, Смоленскаяобласть, Тамбовская область, Тверская область, Томская область, Тульскаяобласть, Тюменская область, Ульяновская область, Челябинская область, Читинскаяобласть, Ярославская область;
Москва, Санкт-Петербург — города федерального значения;
Еврейская автономная область;
Агинский Бурятский автономный округ, Коми-Пермяцкий автономныйокруг, Корякский автономный округ, Ненецкий автономный округ, Таймырский(Долгано-Ненецкий) автономный округ, Усть-Ордынский Бурятский автономный округ,Ханты-Мансийский автономный округ, Чукотский автономный округ, Эвенкийскийавтономный округ, Ямало-Ненецкий автономный округ.
2. Принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе новогосубъекта осуществляются в порядке, установленном федеральным конституционнымзаконом.
Статья 66
1. Статусреспублик определяется Конституцией Российской Федерации и конституциейреспублики.
2. Статускрая, области, города федерального значения, автономной области, автономногоокруга определяется Конституцией Российской Федерации и уставом края, области,города федерального значения, автономной области, автономного округа,принимаемым законодательным (представительным) органом соответствующего субъекта Российской Федерации.
3. Попредставлению законодательных и исполнительных органов автономной области,автономного округа может быть принят федеральный закон об автономной области,автономном округе.
4. Отношенияавтономных округов, входящих в состав края и области, могут регулироватьсяфедеральным законом и договором между органами государственной властиавтономного округа и, соответственно, органами государственной власти края илиобласти.
5. Статуссубъекта Российской федерации может быть изменен по взаимному согласиюРоссийской Федерации и субъекта Российской Федерации в соответствии сфедеральным конституционным законом.
Статья 68
1. Государственнымязыком Российской Федерации на всей ее территории является русский язык.
2. Республикивправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственнойвласти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республикони употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации.
3. Российская Федерация гарантирует всем ее народам право насохранение родного языка, создание условий для его изучения и развития.
Статья 71
В ведении Российской Федерации находятся:
а) принятие и изменение Конституции Российской Федерации ифедеральных законов, контроль за их соблюдением;
б) федеративное устройство и территория Российской Федерации;
в) регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;гражданство в Российской Федерации; регулирование и защита прав национальныхменьшинств;
г) установление системы федеральных органов законодательной,исполнительной и судебной власти, порядка их организации и деятельности;формирование федеральных органов государственной власти;
д) федеральная государственная собственность и управление ею;
е) установление основ федеральной политики и федеральные программыв области государственного, экономического, экологического, социального,культурного и национального развития Российской Федерации;
ж) установление правовых основ единого рынка; финансовое,валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовойполитики; федеральные экономические службы, включая федеральные банки;
з) федеральный бюджет; федеральные налоги и сборы; федеральныефонды регионального развития;
и) федеральные энергетические системы, ядерная энергетика,расщепляющиеся материалы; федеральные транспорт, пути сообщения, информация исвязь; деятельность в космосе;
к) внешняя политика и международные отношения РоссийскойФедерации, международные договоры Российской Федерации; вопросы войны и мира;
л) внешнеэкономические отношения Российской Федерации;
м) оборона и безопасность; оборонное производство; определениепорядка продажи и покупки оружия, боеприпасов, военной техники и другоговоенного имущества; производство ядовитых веществ, наркотических средств ипорядок их использования;
н) определение статуса и защита государственной границы,территориального моря, воздушного пространства, исключительной экономическойзоны и континентального шельфа Российской Федерации;
о) судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальноеи уголовно-исполнительное законодательство; амнистия и помилование;гражданское, гражданско-процессуальное и арбитражно-процессуальноезаконодательство; правовое регулирование интеллектуальной собственности;
п) федеральное коллизионное право;
р) метеорологическая служба, стандарты, эталоны, метрическаясистема и исчисление времени; геодезия и картография; наименованиягеографических объектов; официальный статистический и бухгалтерский учет;
с) государственные награды и почетные звания Российской Федерации;
т) федеральная государственная служба.
Статья72
1. В совместном ведении Российской Федерации и субъектов РоссийскойФедерации находятся:
а) обеспечение соответствия конституций и законов республик,уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городовфедерального значения, автономной области, автономных округов КонституцииРоссийской Федерации и федеральным законам;
б) защита прав и свобод человека и гражданина; защита правнациональных меньшинств; обеспечение законности, правопорядка, общественнойбезопасности; режим пограничных зон;
в) вопросы владения, пользования и распоряжения землей, недрами,водными и другими природными ресурсами;
г) разграничение государственной собственности;
д) природопользование; охрана окружающей среды и обеспечениеэкологической безопасности; особо охраняемые природные территории; охранапамятников истории и культуры;
е) общие вопросы воспитания, образования, науки, культуры,физической культуры и спорта;
ж) координация вопросов здравоохранения; защита семьи,материнства, отцовства и детства; социальная защита, включая социальноеобеспечение;
з) осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийнымибедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий;
и) установление общих принципов налогообложения и сборов вРоссийской Федерации;
к) административное, административно-процессуальное, трудовое,семейное, жилищное, земельное, водное, лесное законодательство,законодательство о недрах, об охране окружающей среды;
л) кадры судебных и правоохранительных органов; адвокатура,нотариат;
м) защита исконной среды обитания и традиционного образа жизнималочисленных этнических общностей;
н) установление общих принципов организации системы органовгосударственной власти и местного самоуправления;
о) координация международных и внешнеэкономических связейсубъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров РоссийскойФедерации.
2. Положения настоящей статьи в равной мере распространяются нареспублики, края, области, города федерального значения, автономную область,автономные округа.
Статья 73
Вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий РоссийскойФедерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотойгосударственной власти.
Глава 7. Судебная власть
Статья 125
1. Конституционный Суд Российской Федерации состоит из 19 судей.
2. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам ПрезидентаРоссийской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, одной пятойчленов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, ПравительстваРоссийской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и ВысшегоАрбитражного Суда Российской Федерации, органов законодательной иисполнительной власти субъектов Российской Федерации разрешает дела осоответствии Конституции Российской Федерации:
а) федеральных законов, нормативных актов Президента РоссийскойФедерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РоссийскойФедерации;
б) конституций республик, уставов, а также законов и иныхнормативных актов субъектов Российской Федерации, изданных по вопросам, относящимсяк ведению органов государственной власти Российской Федерации и совместномуведению органов государственной власти Российской Федерации и органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации;
в) договоров между органами государственной власти РоссийскойФедерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации;
г) не вступивших в силу международных договоров РоссийскойФедерации.
3. Конституционный Суд Российской Федерации разрешает споры окомпетенции:
а) между федеральными органами государственной власти;
б) между органами государственной власти Российской Федерации иорганами государственной власти субъектов Российской Федерации;
в) между высшими государственными органами субъектов РоссийскойФедерации.
4. Конституционный Суд Российской Федерации по жалобам нанарушение конституционных прав и свобод граждан и по запросам судов проверяетконституционность закона, примененного или подлежащего применению в конкретномделе, в порядке, установленном федеральным законом.
5. Конституционный Суд Российской Федерации по запросам ПрезидентаРоссийской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, ПравительстваРоссийской Федерации, органов законодательной власти субъектов РоссийскойФедерации дает толкование Конституции Российской Федерации.
6. Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными,утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерациимеждународные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие иприменению.
7. Конституционный Суд Российской Федерации по запросу СоветаФедерации дает заключение о соблюдении установленного порядка выдвиженияобвинения Президента Российской Федерации в государственной измене илисовершении иного тяжкого преступления.