Московскийгородской университет управления Правительства Москвы
Кафедраконституционное и административное право
ПРАВОВОЙСТАТУС ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
КУРСОВАЯ РАБОТА
2009
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1.Теоретико-правовыеосновы правового статуса депутата Государственной Думы
1.1Понятие правового статуса депутата Государственной Думы
1.2Мандат на основе правового статуса депутата Государственной Думы
2Конституционно-правовоесодержание правового статуса депутата Государственной Думы
2.1Приобретение статуса депутата Государственной Думы
2.2Полномочия депутата Государственной Думы
2.3Депутатский мандат (Возникновение, прекращение и срок действия мандата депутатаГосударственной Думы
2.4Формы деятельности депутата Государственной Думы
2.4.1Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции
2.4.2Работа депутата Государственной Думы с избирателями
2.5Гарантии депутата Государственной Думы
2.5.1Депутатский иммунитет (неприкосновенность депутата Государственной Думы
2.5.2Депутатский индемнитет
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЯ
ВВЕДЕНИЕ
Правовой статусдепутата Государственной Думы – это один из видов специальных статусов,которыми наделяются лишь определенные категории граждан ввиду особенности ихположения и рода деятельности. Специальные статусы имеют свою специфику:дополнительные права, обязанности, привилегии, предусмотренные текущимзаконодательством, что выделяет депутатов Государственной Думы среди другихгосударственных служащих и граждан Российской Федерации.
Выбор темы даннойработы обусловлен личным интересом к «фигуре» депутата Государственной Думы. В настоящеевремя в Средствах массовой информации и других источниках часто обсуждаетсяправомерность действий депутатов, исполнение ими своих полномочий и наличиегарантий, привилегий, предоставленных им в связи с занимаемой ими должностью,которое позволяет депутатам зачастую заходить за рамки закона.
В связи свышеуказанным, целью данной курсовой работы является раскрытие самого понятия,а вследствие этого и содержания правового статуса депутата ГосударственнойДумы, что позволит объективно в дальнейшем рассматривать их действия с точкизрения их правоспособности.
Для достиженияуказанной цели решаются следующие задачи:
· Определениепонятие правового статуса депутата Государственной Думы, характеристикаосновных элементов его структурообразующих;
· Проведениеподробного анализа элементов правового статуса депутата Государственной Думы иобобщение исследований ученых-правоведов, сделанных в области элементов,составляющих правовой статус.
Работая над даннойкурсовой работой, я обращалась к многочисленным источникам, в которыхзатрагивалась тема правового статуса депутата Государственной Думы:
В первую очередь, этонормативно-правовые акты, такие как Конституция Российской Федерации[1],Федеральный Закон «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутатаГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[2],Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации[3]и другие;
Второй вид источников,используемых в курсовой работе – это различные учебные пособия и учебники длястудентов ВУЗов, так как здесь дается относительно вся информация, касающаясяправового статуса депутата Государственной Думы, однако, в сжатом виде, с цельюеё дальнейшего раскрытия с помощью нормативно-правовых актов, статей,сборников, словарей, монографий и др.
И, наконец, третий вид источников, наиболее используемый в курсовойработе – это статьи из юридический газет и журналов, труды ученых и аспирантовюридических факультетов, таких как: А.Т. Карасев, А.В. Малько, Е.В. Колесников,Н.А. Боброва, Д.А. Заикин, М.В. Варлен, А.Ю. Бузин, И.В. Гранкин, В.В. Лапаева,Г.Н. Комкова, А.В. Стремоухов, А.В. Теперик, И.В.Литвиненко и других.
Такое количество работ, посвященных теме правового статуса депутатаГосударственной Думы говорит об актуальности и интересе к данной теме, что впринципе имеет достаточно объективную причину, так как депутат ГосударственнойДумы – выборное лицо, которое защищает и представляет интересы народа, поэтомув своих же интересах мы должны знать и понимать, кто такие депутатыГосударственной Думы, какими правами и обязанностями, гарантиями они обладают икак осуществляют защиту и обеспечение наших прав, свобод и интересов.
Положения, выносимые на защиту данной курсовой работы:
· Формулированиепонятия правового статуса депутата Государственной Думы, установление егосущественных признаков, элементов его структурообразующих;
· Раскрытиесодержания установленных элементов правового статуса депутата ГосударственнойДумы, подробный анализ каждого из них:
-права и обязанности депутата Государственной Думы;
-формы деятельности депутата Государственной Думы (участие в работефракции и работа с избирателями);
-мандат депутата Государственной Думы (возникновение, прекращение исрок действия);
-основные гарантии депутатской деятельности, определяемые характеромдепутатского мандата (депутатский иммунитет и индемнитет).
1.ТЕОРЕТИКО-ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ
1.1Понятие правового статуса депутата Государственной Думы
Понятие «правовойстатус» достаточно широко применяется в науке права и законодательстве внастоящее время.
Слово ««статус»переводится с латинского «status»как положение или состояние кого-либо (чего-либо)»[4],характеристика данного слова как «правовое» определяет регламентацию указанногоположения соответствующими нормативными актами. Таким образом, в совокупностиопределений, правовой статус – оформленное нормативными актами положениекого-либо (чего-либо), а именно, «характеристика определяемого лица (предмета),его природа, место в системе общественных отношений и субъектов права,важнейшие права и обязанности, формы (порядок) их реализации и принимаемые приэтом акты или совершаемые действия»[5].
«Правовой статусдепутата Государственной Думы есть правовое положение, урегулированноеКонституцией и законами Российской Федерации»[6], ккоторым относятся такие законы, как Федеральный Закон «О статусе члена СоветаФедерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации», Федеральный Закон «О выборах депутатов в ГосударственнуюДуму Федерального Собрания Российской Федерации»[7],Регламент Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации и др.
Вышеперечисленныенормативно-правовые акты являются отправными правовыми установлениями дляанализа статуса депутата Государственной Думы, его правового положения.
Как уже было сказаноранее, правовой статус подразумевает под собой не только закрепление такового внормах права в отношении, в нашем случае, депутата Государственной Думы, но иналичие «различных элементов, являющейся исходной организационно-структурнойединицей должностного лица»[8].
В настоящее времясуществует много различных мнений, какие именно элементы входят в составправового статуса того или иного субъекта, какова их иерархия.
Однако все ученые –правоведы сходятся в том, что важнейшей составной элемент правового статусадолжностного лица – депутата Государственной Думы является его компетенция: егоправа и обязанности, определяемые с учетом его служебного положения. По мнению,А.Ю. Якимова компетенция представлена «совокупностью внешне властныхполномочий, выражает сущность правового статуса и сама представляет систему,состоящую из элементов» таких как:
· Правадепутата Государственной думы:
1)участие депутата Государственной Думы в заседаниях, в работе комитетовкомиссий, парламентских, согласительных и специальных комиссий, создаваемыхГосударственной Думой, а также в парламентских слушаниях;
2)внесение законопроектов в Государственную Думу;
3)внесение парламентского и депутатского запроса (запроса Государственной Думы идепутата Государственной Думы);
4)обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседаниисоответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации;
5)обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры понемедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.
· Обязанностидепутата Государственной Думы:
1)Соблюдать этические нормы, правила утвержденные Государственной Думой.
2) Представлятьдекларацию о доходах и об имуществе.
В числе прочихсоставляющих многие выделяют круг подведомственных депутату ГосударственнойДумы вопросов: поставленные перед ним цели и задачи, возложенные на негофункции, ответственность. Любая функция всегда подчинена цели, работает на нее.
Депутат ГосударственнойДумы является избранником народа, представителем его воли во власти, поэтому однойиз его целей и задач является представительство интересов избирателей вовласти. На него возлагаются такие функции как обязательная работа сизбирателями: рассмотрения обращений, жалоб и заявлений избирателей, проведенияличного приема и встреч с гражданами.
Также депутатГосударственной Думы является участником соответствующей фракции, в составекоторой он был избран, и его задачей является посещение и участие в еёзаседаниях, с целью совместной деятельности и выражения единой позиции,выработке единой программы по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой.
Форма деятельностидепутата Государственной Думы определяется в соответствии с характеромдепутатского мандата
Б.А. Страшун, Н.А.Сахаров, О.В. Шуваев в качестве элемента правового статуса должностного лица –депутата Государственной Думы выделяют порядок его формирования, которыйпредставляет собой избрание в депутаты Государственной Думы на основе всеобщихвыборов при пропорциональной избирательной системе; и порядок прекращения илиотрешения от исполнения должностных полномочий.
Деятельность депутатаГосударственной Думы прекращается со дня начала работы Государственной Думынового созыва, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий депутатаГосударственной Думы, предусмотренных ч.1 ст.4 Федерального закона «О статусечлена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации».
Еще одним очень важнымэлементом правового статуса Депутата Государственной Думы является гарантии егодеятельности, посредством которых депутат имеет возможность беспрепятственно иэффективно осуществлять свою деятельность.
Средитаких гарантий выделяются депутатский иммунитет, как особый вид привилегий,совокупность особых правовых преимуществ, и депутатский индемнитете, как«совокупностью социальных гарантий, обеспечивающих независимость депутата,являющихся вознаграждением за его труд и способствующих утверждению депутатакак личности»[9].
Всоответствии с вышесказанным, можно сделать вывод, что под правовым статусомдепутата Государственной Думы в широком смысле следует понимать обусловленноесоциально-политической сущностью общества фактическое положение депутата,регламентируемое правовыми и иными социальными нормами и обеспечиваемоесоответствующими гарантиями. В узком смысле правовой статус депутатаГосударственной Думы складывается из упорядоченной совокупности элементов,всесторонне характеризующих сущность и содержание правового положения депутата,а именно из их прав, обязанностей, гарантий и форм депутатской деятельности,осуществляемой в соответствии с характером депутатского мандата.
1.2Мандат депутата на основе правового статуса депутата Государственной Думы
«Определениехарактера мандата, модели взаимоотношений депутата Государственной думы сизбирателями, — свободный или императивный мандат играет решающую роль приопределении правового статуса выборного должностного лица, так как является его(статуса) основополагающим принципом»[10].
Депутатскиймандата «в отечественной науке традиционно рассматривается в трех значениях:
· какдокумент, удостоверяющий законность полномочий депутата;
· совокупностьего прав, обязанностей, привилегий и других рассмотренных выше элементовправового статуса;
· определеннаяформа взаимоотношений депутата с избирателями, определяемая сущностью иполитико-правовой природой такого мандата»[11].
По формевзаимоотношения депутата с избирателями «в теории конституционного праватрадиционно выделяют: свободный и императивный мандат депутата»[12].
Под императивныммандатом подразумевается представительство депутатом, прежде всего, своегоизбирательного округа, его ответственность перед избирателями. Депутат следуетнаказам избирателей, и может быть отозван избирателями, в случае, если он неоправдал их доверия. Императивный мандат дает минимальный набор социальныхгарантий депутатской деятельности. Такой вид мандата характерен только длядепутатов представительных органов муниципальных образований.
Подсвободным мандатом подразумевается, что «депутат является представителем всегонарода государства, не может быть связан наказами избирателей, не долженотчитываться перед ними о своей деятельности и соответственно не может бытьотозван ими»[13].
ВЗаконе прямо и четко не говорится о характере мандата депутата ГосударственнойДумы, что при анализе основных законов: Конституции Российской Федерации,Федерального Закона «О статусе депутата Государственной Думы и члена СоветаФедерации Федерального Собрания Российской Федерации», РегламентаГосударственной Думы и др., можно сделать вывод, что для депутата ГосударственнойДумы в большей степени характерно наличие свободного мандата.
Подтверждениемналичия свободного мандата у депутата Государственной Думы являетсяПостановление Конституционного Суда «По делу о проверке конституционностиположений статей 13 и 14 Федерального закона «Об общих принципах организациизаконодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов РоссийскойФедерации», где «был сделан вывод о свободном характере депутатского мандата нафедеральном уровне, позволив депутатам Государственной Думы при осуществлениисвоих полномочий следовать Конституции Российской Федерации и своей совести»[14]
Свободныймандат является одним из важнейших признаков парламентаризма, так как в рамкахсвободного мандата депутат может действовать «исходя из своих персональныхубеждений в интересах всего народа, а при несовпадении общих и местных интересовнарода, он обязан отдавать предпочтение общегосударственным интересам»[15]
2.КОНСТИТУЦИОННО-ПРАВОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРАВОВОГО СТАТУСА ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙДУМЫ
«ДепутатомГосударственной Думы является избранный народом представитель, уполномоченныйосуществлять законодательную власть в Государственной Думе и иные полномочия,предусмотренные федеральным законодательством»[16].
В соответствии со ст.3 действующей Конституции Российской Федерации народ является единственнымисточником власти в Российской Федерации и осуществляет её непосредственно ичерез органы государственной власти, органы местного самоуправления,создаваемые путем свободных выборов. Таким органом государственной властиявляется Государственная Дума Российской Федерации, депутаты которой выражают изащищают интересы народа.
2.1Приобретение статуса депутата Государственной Думы
ДепутатыГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, в соответствиисо ст. 1 Федерального закона «О выборах депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации» избираются на основе всеобщегоравного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Право на участие ввыборах, на основании ст. 4 Федерального закона «Об основных гарантияхизбирательных прав на участие в референдуме граждан Российской Федерации»[17],имеет гражданин Российской Федерации, достигший возраста 18 лет, имеющий полнуюправоспособность, не содержащийся в местах лишения свободы по приговору суда,не имеющий на день голосования на выборах неснятую или непогашенную судимость.
Право на избрание вдепутаты имеет «гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования21 года и имеющий право участвовать в выборах»[18].
Депутат ГосударственнойДумы выбирается на основе пропорциональной избирательной системы, «…пофедеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных зафедеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы»[19].
«Кандидат вГосударственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации должен либосостоять в политической партии, либо ходатайствовать о включении своейкандидатуры в федеральный список от данной партии, так как в соответствии сдействующим законодательством у гражданина отсутствуют возможностиреализовывать свое право при выборах в Государственную Думу, если онбеспартийный.»[20], таккак только политическая партия, имеющая право участвовать в выборах, имеетисключительное право выдвигать кандидатов.
Часть 3 ст. 97Конституции Российской Федерации и часть 2, ст.6 Федерального закона «О статуседепутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собранияРоссийской Федерации» в их правовом единстве определяют, что депутатыГосударственной Думы работают на профессиональной постоянной основе, не допускаютвозможности депутатам Государственной Думы заниматься предпринимательской илидругой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и инойтворческой деятельности; находиться на государственной или муниципальнойслужбе; состоять членом органа управления хозяйственного общества или инойкоммерческой организации, входить в состав органов управления, попечительскихили наблюдательных советов, так же замещать иную государственную должностьРоссийской Федерации, государственную должность субъекта Российской Федерации,
Подобные ограничениявведены законодательством в целях не допустить зависимости депутатов откаких-либо государственных органов власти или частных интересов других лиц, таккак «получение депутатом дохода, к примеру, от управления хозяйственногообщества или иной коммерческой организации, может привести к тому, что онначнет отстаивать в Государственной Думе частные интересы такой структуры, дажеесли это наносит ущерб интересам общенациональным, государственным»[21].
Недопустимостьслужбы депутата в органах или аппарате исполнительной и судебной властейобъясняется тем, что депутат должен быть свободен от влияния другихгосударственных органов, учреждений, прежде всего исполнительной власти.
Таким образом, запретдепутатам Государственной Думы находиться на государственной службе, заниматьсядругой оплачиваемой деятельностью дает возможность сосредоточитьсяисключительно на работе, выполнении полномочий депутата Государственной Думы.
В случае, есликандидат, избранный депутатом Государственной Думы отказывается от освобождениязанимаемой им должности, несовместимой со статусом депутата, или не подаетприказ (иной документ) в Центральную избирательную комиссию с подтверждением обосвобождения от должности в установленный законом пятидневный срок со дняполучения извещения об избрании его кандидатуры, он исключается из федеральногосписка.
Кандидат, избранныйдепутатом Государственной Думы приобретает статус депутата Государственной думы«только на основе выборов, в результате которых и формируется депутатскийкорпус и благодаря которым он в своей совокупности и приобретает качествасубъекта права, который наделяется избирателями возможностью осуществлятьвласть народа через представительный орган власти»[22]
2.2Полномочия Депутата Государственной Думы
Полномочия депутатаГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации – это «определенныеправа и обязанности, выступающие в качестве компетенции соответствующего представительногооргана, закрепленные в действующем законодательстве, которое определяет иправосубъектность данных органов»[23].
Данными полномочиямидепутат Государственной Думы наделяется со дня избрания его депутатомГосударственной Думы и прекращаются со дня начала работы Государственной Думынового созыва.
Основные права ДепутатаГосударственной Думы
1)Право депутата Государственной Думы на законодательную инициативу.
Всоответствии с Регламентом Государственной Думы право законодательнойинициативы депутата Государственной Думы осуществляется в форме внесения вГосударственную Думу:
а)предложений о разработке и принятии новых федеральных законов;
б)законопроектов о внесении изменений и дополнений в действующие законы РФ, либоо признании этих законов утратившими силу;
в)поправок к законопроектам.
Ч.2 ст. 11 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и членаСовета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» и ст. 134Конституции Российской Федерации в их правовом единстве устанавливает правовносить положения о поправке и пересмотре положений Конституции РоссийскойФедерации группой, численностью не менее одной пятой членов Совета Федерацииили депутатов Государственной Думы.
Положениягл. 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотреныФедеральным Собранием. В случае поддержки 3/5 голосов от общего числа членовСовета Федерации и депутатов Государственной Думы пересмотра гл. 1, 2 и 9Конституции Российской Федерации созывается Конституционное Собрание, котороелибо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либоразрабатывает проект новой Конституции Российской федерации.
2) Право на участие в заседаниисоответствующей палаты, комитета, комиссии палаты, согласительной илиспециальной комиссий.
Согласноч. 3, ст. 12 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы ичлена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» участиедепутата Государственной Думы в заседании соответствующей палаты, комитета,комиссии, согласительной и специальной комиссии обязательно и является егообязанностью.
Принимаяучастия в соответствующих заседаниях, депутат Государственной Думы можетучаствовать в прениях, вносить предложения, замечания и поправки по существуобсуждаемых вопросов, задавать вопросы, давать справки – реализоватьпредоставленные ему права.
Еслиже, депутата государственной Думы не входит в состав согласительной илиспециальной комиссии, он также вправе участвовать в обсуждении федеральногозакона с правом совещательного голоса.
Приголосовании на заседаниях депутат Государственной Думы имеет один голос иподает его «за», «против», либо воздерживается от принятия решения. Свое правона голосование он осуществляет лично, при использовании карточки дляголосования.
Каждоезаседание в Государственной думе начинается с обязательной регистрации каждогодепутата Государственной Думы, которое проводит Председатель заседания.
Вслучае невозможности присутствия депутата Государственной Думы насоответствующем заседании, он должен заблаговременно проинформировать исоставить депутатский бланк на имя руководителя фракции, либо председателякомитета, комиссии, либо Председателя Государственной Думы с указанием причины ивременем отсутствия и распоряжением, как распорядиться его голосом приголосовании по вынесенному вопросу.
3) Право на парламентскийи депутатский запрос.
«Парламентский запрос –право депутата, группы депутатов обратиться к определенному законом кругуорганов и их должностным лицам с просьбой предоставить информацию или датьразъяснения относительно тех или иных действий. Важно отметить, что зачастую, вформу парламентских и депутатских запросов облекаются обращения депутата(депутатов) с просьбой решить ту или иную проблему, связанную с положением делв избирательном округе и отражающую интересы граждан. Можно сказать, что именночерез запрос реализуется представительская функция депутата».
Всоответствии с ч.1 ст.13 Федерального закона «О статусе депутатаГосударственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания РоссийскойФедерации» Государственная Дума вправе направить парламентский запросПредседателю Правительства Российской Федерации, членам ПравительстваРоссийской Федерации, Генеральному прокурору Российской Федерации, ПредседателюЦентрального банка Российской Федерации, Председателю Центральной избирательнойкомиссии Российской Федерации, председателям других избирательных комиссий,председателям комиссий референдума, Председателю Счетной палаты РоссийскойФедерации, руководителям иных федеральных органов государственной власти,органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органовместного самоуправления, а также Пенсионного фонда Российской Федерации, Фондасоциального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательногомедицинского страхования Российской Федерации по вопросам, входящим вкомпетенцию указанных органов и должностных лиц.
Всоответствии с Регламентом Государственной Думы проекты парламентского запроса,заявления и обращения принимаются большинством голосов от общего числадепутатов. В случае, если к проекту постановления Государственной Думы,внесенному на рассмотрение палаты, имеются письменные поправки, они, большинствомголосов от общего числа депутатов, могут быть приняты за основу. Внесенныеписьменные поправки к проекту постановления Государственной Думы должны бытьобсуждены и проголосованы.
Всвоей совокупности проект и внесенные к нему поправки ставятся на голосованиеГосударственной Думы для принятия в целом.
Ч.3 ст. 13 Федерального закона «О статусе депутата Государственной Думы и членаСовета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» устанавливает иформу ответа на парламентского запроса. Он дается в устной или письменной формене позднее чем через 15 дней со дня получения парламентского запроса и долженбыть подписан тем должностным лицом, которому направлен парламентский запрос,либо лицом, временно исполняющим его обязанности.
От Парламентскогозапроса следует отличать депутатский запрос, который депутат может направитьтем же должностным лицам, что и в случае парламентского запроса. При этомзапрос депутата Государственной Думы направляется им самостоятельно и ненуждается ни в оглашении на заседании соответствующей палаты, ни в одобрении поданному запросу.
Придепутатском запросе, в соответствии с законом, ответ от запрашиваемогодолжностного лица должен прийти в письменное форме не позднее чем через 30 днейсо дня его получения или в иной, согласованный с инициатором запроса срок,подписанный тем должностным лицом, которому был направлен запрос, либо лицом,временно исполняющим его обязанности.
4)Право члена депутата Государственной Думы на обращение с вопросами к должностнымилицами.
Всоответствии со ст. 38 Регламента Государственной Думы Федерального СобранияРоссийский Федерации процедура рассмотрения вопроса с участием должностных лиц,перечень которых указывается в части 3.1 настоящей статьи, вносится КомитетомГосударственной Думы.
Подпроцедурой рассмотрение вынесенного вопроса предусматриваются заслушиваниеприглашенного должностного лица и его ответы на вопросы депутатовГосударственной Думы.
Постановлениео времени, дате заседания, а так же о содержании рассматриваемого вопроса устанавливаетсяГосударственной Думой и направляется приглашенному должностному лицу непозднее, чем за 5 дней до заседания Государственной Думы.
Вслучае невозможности присутствия на заседании палаты Федерального Собраниясоответствующее должностное лицо заблаговременно уведомляет об этом палатуФедерального Собрания с указанием причины отсутствия и указанием должностноголица, которое может прибыть на заседание и ответить на поставленные вопросы.
Всоответствии с ст.41 Регламентом Государственной Думы в порядке работыГосударственной Думы предусматривается «правительственный час» – время дляответов должностных лиц на вопросы депутатов Государственной Думы. Как правило,он проводится два раза в месяц по средам с 12 часов 30 минут до 14 часовГосударственная Дума вправе пригласить на «правительственный час» федеральныхминистров, иных должностных лиц в соответствии с блоками рассматриваемыхвопросов.
ДепутатыГосударственной Думы вправе задать вопросы приглашенным должностным лицам порассматриваемому блоку вопросов. Продолжительность вопроса не должна превышатьодну минуту, ответа на вопрос – три минуты. Прения в рамках «правительственногочаса» не проводятся.
Приглашениедолжностного лица на «правительственный час» производит ПредседательГосударственной Думы не позднее чем за 10 дней до его проведения. В случаеневозможности присутствия должностного лица на «правительственному часу», тоон, не позднее чем за 5 дней до его проведения должен уведомить об этом ПредседателяГосударственной Думы с указанием причины своего отсутствия или указаниемдолжностного лица, которое вместо него сможет принять участие в «правительственномчасе».
5)Право депутата Государственной Думы на обращение в первоочередном порядке должностнымилицами.
Всоответствии с ст. 15 Федерального закона «О статусе депутата ГосударственнойДумы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации»данное право должно применяться лишь по вопросам деятельности руководителей идругих должностных лиц федеральных округов государственной власти, органовгосударственной власти субъектов Российской Федерации, органов местногосамоуправления, организаций независимо от форм собственности, лицаминачальствующего состава Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск ивоинских формирований.
6)Право депутата Государственной Думы на получение и распространение информации.
ДепутатыГосударственной Думы обеспечиваются, другими информационными и справочнымиматериалами, официально распространяемые Администрацией Президента РФ,Правительством РФ, Конституционным Судом РФ, Верховным Судом РФ, ВысшимАрбитражным Судом РФ, иными государственными и общественными объединениями.
ДепутатГосударственной думы «имеет право на обращение в органы государственной власти,органы местного самоуправления, общественные объединения, на предприятия, вучреждения, организации; должностные лица обеспечивают их по вопросам,связанным с парламентской деятельностью, консультациями специалистов,безотлагательно предоставляют необходимую им информацию и документациюнезависимо от степени секретности в соответствии с федеральнымзаконодательством о государственной тайне»[24].
Основныеобязанности депутата Государственной Думы
1)Соблюдать этнические нормы, правила утвержденные Государственной Думой.
В соответствии со ст.45 Регламента Государственной Думы выступающий в Государственной Думе не вправеупотреблять в своей речи грубые, оскорбительные выражения, наносящие ущербчести и достоинству депутатов Государственной Думы и других лиц, допускатьнеобоснованные обвинения в чей-либо адрес, использовать заведомо ложнуюинформацию, призывать к незаконным действиям.
В случае нарушениятребований настоящей статьи председательствующий предупреждает выступающего, ав случае повторного нарушения лишает его права выступления в течение всего днязаседания, или ввиду нарушения указанных требований депутат может быть такжелишен права выступления на срок до одного месяца решением палаты, принимаемымбольшинством от общего числа депутатов.
Так же депутатаГосударственной Думы должен соблюдать правила ведения заседания, то естьдепутат Государственной Думы:
· выступаетс трибуны, от установленного в зале микрофона или со своего рабочего места взале заседаний;
· продолжительностьего доклада, содоклада и заключительного слова не должна превышать 15 минут длядоклада, 10 минут для содоклада и заключительного слова;
· выступлениев прениях не может превышать десяти минут, повторное – не более 5 минут, впротивном случае председательствующий вправе прервать выступление.
В соответствии с ч. 3ст. 56 Регламента Государственной Думы при нарушении депутатом ГосударственнойДумы установленных правил, председательствующий предупреждает об этомвыступающего, а затем вправе прервать его выступление.
2)Представлять декларацию о доходах и об имуществе.
Даннаяобязанность депутата Государственной Думы устанавливается законом с целью противодействияи предупреждения коррупции, борьбе с нею. В соответствии со ст. 8 Федеральногозакона «О противодействии коррупции» государственный и муниципальный служащийдолжен представлять сведения не только о своих доходах, имуществе иобязательствах имущественного характера, принадлежащих ему на правесобственности, но и сведения о доходах, имуществе и обязательствахимущественного характера своей супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.
Данныйсведения являются сведениями конфиденциального характера и не допускаетсяиспользование подобных сведений с целью сбора в прямой или косвенной формепожертвований (взносов) в фонды общественных объединений либо религиозных илииных организаций, а также в пользу физических лиц.
Сведенияо доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характерагосударственных и муниципальных служащих могут предоставляться дляопубликования средствам массовой информации в порядке, определяемомнормативными правовыми актами Российской Федерации.
Вслучае непредставления государственным или муниципальным служащим сведений освоих доходах и доходах своих супруга (супруги) и несовершеннолетних детей, этоявляется правонарушением, влекущим освобождение государственного илимуниципального служащего от занимаемой им должности, либо привлечение его кдисциплинарной ответственности в соответствии с законодательством РоссийскойФедерации.
Всоответствии со ст.10 Федерального закона «О статусе депутата ГосударственнойДумы и члена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» информацияо нарушениях, связанных с умышленным сокрытием доходов и выявленных налоговымиорганами Российской Федерации, подлежит опубликованию в официальной печатииздания Федерального Собрания, в «Ведомостях Федерального Собрания РоссийскойФедерации».
2.3ДЕПУТАТСКИЙ МАНДАТ
(Возникновение,прекращение и срок действия мандата депутата Государственной Думы)
Вначале данной работе, в пункте 1.2 «Мандат на основе правового статуса депутатаГосударственной Думы», был рассмотрен и определен характер мандата депутатаГосударственной Думы как свободный, и обосновано, что свободный мандат являетсяодним из важнейших признаков парламентаризма, так как в рамках свободногомандата депутат может действовать «исходя из своих персональных убеждений винтересах всего народа, а при несовпадении общих и местных интересов народа, онобязан отдавать предпочтение общегосударственным интересам»[25].
Вданном пункте, перед нами стоит задача рассмотреть основания возникновения ипрекращения мандата депутата Государственной Думы и сроки его действия.
«Мандат — документ,удостоверяющий законность и объем полномочий депутата, а также публичнаяфункция, которая возлагается на депутата парламента или иного представительногооргана власти выборами и содержание которой определяется конституцией и инымиконституционно-правовыми актами[26]».
Федеральный закон «Овнесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации всвязи с повышением представительства избирателей в Государственной ДумеФедерального Собрания Российской Федерации»[27]устанавливает, что к распределения депутатских мандатов допускаются федеральныесписки кандидатов, получивших менее 7, но не менее 5 процентов голосовизбирателей. Подсчетом суммы голосов избирателей за списки и числа голосовизбирателей занимается Центральная Избирательная Комиссия.
Не допускаются краспределению депутатских мандатов федеральные списки кандидатов, набравшиеменее 6, но не менее 5 или менее 7, но не менее 6 процентов голосов избирателей;в первом случае им дается один, а во втором случае два депутатских мандата.
«Такое снижениезаконодателем барьера, который должны преодолеть списки кандидатов для того,чтобы быть допущенными к распределению мандатов делает невозможнымпредставление в парламенте «малых» партий и партий оппозиции»[28].
Срокдействия мандата депутата Государственной Думы соответствует сроку действия егополномочий, которые согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона «О статусе депутатаГосударственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания РоссийскойФедерации» начинаются со дня избрания его депутатом Государственной Думы, ипрекращается со дня начала работы Государственной Думы нового созыва, заисключением случаев досрочного прекращения полномочий депутатов ГосударственнойДумы.
Основаниядосрочного освобождения депутата Государственной Думы от исполнения егополномочий установлены ст. 4 Федерального закона «О статусе депутатаГосударственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания РоссийскойФедерации»:
1)депутат Государственной Думы вправе сложить свои полномочия по собственной волепутем подачи письменного заявления;
2)избрание или назначение депутата Государственной Думы на должность, несовместимую со статусом депутата Государственной Думы;
3)утрата или приобретение депутатом Государственной Думы гражданства иностранногогосударства, так как это противоречит ч. 3 ст.1 Федерального закона «О статуседепутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собранияРоссийской Федерации» и ч. 2 ст. 5 Федерального закона «О выборах депутатовГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации», в соответствиис которыми депутатом может является только гражданин Российской Федерации, неимеющий ни второго гражданства, ни вида на жительство, иного документа,подтверждающего его право на постоянное проживание на территории иностранногогосударства;
4)вступления в законную силу судебных решений: обвинительного приговора вотношении депутата Государственной Думы, ограничение его дееспособности илипризнание его недееспособными; признание депутата Государственной Думыбезвестно отсутствующим либо объявлении его умершим, считается основанием длядосрочного прекращения его полномочий;
5)полномочия депутата Государственной Думы прекращаются в случае его смерти.
«Мандат– основополагающий, решающий принцип правового статуса выборного должностноголица»[29]. Он каквлияет, так и зависит от форм деятельности депутата Государственной Думы,которые рассматривается в следующей главе данной работы, поэтому многие ученыесходятся во мнении, что «несмотря на преимущество свободного мандата, такие,как дальнейшая профессионализация депутатов, снижение регионального лоббизма, независимостьмнений, представляется, что идеальная формула свободного мандата абсолютнонереальна»[30].
2.4Формы деятельности депутата Государственной Думы
Формойдеятельности депутата Государственной Думы в соответствии с ст. 7 Федеральногозакона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета ФедерацииФедерального собрания Российской Федерации» является:
1)участие депутата Государственной Думы в заседаниях, в работе комитетов комиссий,парламентских, согласительных и специальных комиссий, создаваемыхГосударственной Думой, а также в парламентских слушаниях;
2)внесение законопроектов в Государственную Думу;
3)внесение парламентского и депутатского запроса (запроса Государственной Думы и депутатаГосударственной Думы);
4)обращение с вопросами к членам Правительства Российской Федерации на заседаниисоответствующей палаты Федерального Собрания Российской Федерации;
5)обращение к соответствующим должностным лицам с требованием принять меры понемедленному пресечению обнаружившегося нарушения прав граждан.
Кчислу форм деятельности депутата Государственной Думы, еще не рассмотренных вданной работе, относится:
1)участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции;
2)работа депутата Государственной Думы с избирателями.
2.4.1Участие депутата Государственной Думы в работе соответствующей фракции
Всоответствии со ст. 7.1. Федерального закона «О статусе депутатаГосударственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собрания РоссийскойФедерации» и ст. 16 Регламента Государственной Думы: «Фракция» — объединениедепутатов Государственной Думы, избранных в составе федерального спискакандидатов, который был допущен к распределению депутатских мандатов вГосударственной Думе. Фракция образуется с целью совместной деятельности ивыражения единой позиции по вопросам, рассматриваемым Государственной Думой.Каждая фракция в Государственной Думы подлежит обязательной регистрацииВременной комиссией Государственной Думы.
Фракция– является единственным депутатским объединением: в соответствии с п. 4 ст. 2Федерального закона «О внесении изменений" в Федеральный Закон «О статуседепутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собранияРоссийской Федерации» депутатские группы как самостоятельные участникивнутрипарламентной деятельности упраздняются. Они становятся лишним элементомиз-за перехода на пропорциональную избирательную систему на выборах вГосударственную Думу, при которой все депутаты выдвигаться в составе списковисключительно политическими партиями. При избрании кандидата в депутатыГосударственной Думы происходит «автоматическое» включение депутата в составсоответствующей фракции: в ч. 6 ст. 7.1 Федерального Закона « О статуседепутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального собранияРоссийской Федерации» закрепляется обязанность депутатов, входящих в фракцию,быть членами только той политической партии, в составе федерального спискакандидатов которой, они были избраны депутатами Государственной Думы.
Нарушениеданного требования депутатом Государственной Думы приводит к утрате своегомандата. Полномочия депутата прекращаются и в случае выхода из состава фракции,в которой он состоит, по личному заявлению.
Такимобразом, законодатель закрепляет полную зависимость и ответственность депутатаперед партией, надеясь, что «жесткое закрепление фракционной дисциплины взаконодательстве Российской Федерации станет залогом стабильности самих фракцийи предотвратит их возможные расколы и расщепления»[31],облегчит работу палаты парламента.
Однакоученые видят явные минусы в такой зависимости депутата от партии: В случае,если личная позиция депутата Государственной Думы отличается от позиции партии,претерпела изменения с момента избирательной компании и перестала выражать волюизбирателей должным образом, то депутат Государственной Думы имеет право выйтииз фракции, лишившись при этом своего мандата или «формально оставаясь членом фракциии не подавая заявления об выходе, не участвовать в её работе, голосовать назаседаниях против выработанных фракцией решений, то есть фактически в ней несостоять»[32]. Можетли подобная деятельность депутата способствовать улучшению работы Парламента?!
Конечно,нельзя «законодательно установить обязанность депутата голосовать всоответствии с волей фракции, в которую он входит, или политической партии, вкоторой он состоит, так как это будет противоречить как букве и духуКонституции Российской Федерации, так и принципам демократического государства»[33].Недопустим также диктат воли политической партии, фракции над волей депутата.
Вто же время невозможность принуждения не должна рассматриваться депутатамиГосударственной Думы как их полная бесконтрольность.
Законодательпопытался урегулировать данный вопрос: в соответствии с п. 3 ст. 10Федерального закона «О политических партиях»[34],депутаты Государственной Думы связаны решениями соответствующей политическойпартии при исполнении своих депутатских полномочий, то есть действияконкретного депутата Государственной Думы, фракции, в которую он входит, исоответствующей политической партии должны быть взаимосвязаны ивзаимообусловлены.
Получается,что все предложения, решения и действия депутата должны соответствоватьустановленной программе партии, в состав которой он входит, даже если он не согласенс её положениями, так как депутат больше зависит от фракции, чем она от него.Но в любом случае окончательное решение должно оставаться за депутатом, так какименно он несет за него всю соответствующую ответственность.
Решенияфракции принимаются открытым голосованием большинством голосов от общего числадепутатов Государственной Думы, входящих во фракцию. Возможно проведение тайногоголосования.
Вслучае прекращения деятельности политической партии в связи с ее ликвидациейили реорганизацией, деятельность фракции данной политической партии вГосударственной Думе и членство депутатов Государственной Думы в этой фракциипрекращается со дня внесения в единый государственный реестр юридических лицсоответствующей записи.
2.4.2Работа депутата Государственной Думы с избирателями
«Представительствоинтересов избирателей является одной из важнейших задач депутата в выборномпредставительном органе». Депутат Государственной Думы должен по своимобязательствам исполнять волю народа, принимать меры, направленные наобеспечение прав, свобод и законных интересов граждан, соответственно поддерживаяс ними постоянную связь посредством рассмотрения обращений, жалоб и заявленийизбирателей, проведения личного приема, встреч с гражданами.
Всоответствии с Федеральным Законом «О статусе депутата Государственной Думы ичлена Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» депутаты ГосударственнойДумы, избранные по одномандатным избирательному округам, поддерживают связь сизбирателями своих округов, а депутаты Государственной Думы, избранные пообщефедеральному округу, поддерживает связь с избирателями в регионе,определенным соответствующим депутатским объединением.
ДепутатуГосударственной Думы для работы с избирателями ежемесячно предоставляютсясоответствующие дни – одна неделя каждого месяца во время сессии и две неделикаждого месяца в период проведения выборов депутатов Государственной Думы всоответствии с ч. 8 ст. 40 Регламента Государственной Думы[35].
ДепутатГосударственной Думы введет личный прием граждан не реже чем один раз вполгода. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях ичасах доводится до сведения граждан. В соответствии со ст. 75 РегламентаГосударственной Думы может осуществлять прием избирателей в приемнойГосударственной Думы.
Наустное обращения и письменное обращение гражданина, которое предварительнозаносится в карточку личного приема гражданина, дается письменный ответ посуществу поставленных в обращении вопросов в течение 30 дней со дня регистрацииписьменного обращения.
ДепутатГосударственной Думы информирует избирателей о своей деятельности во времявстреч с ними, а также через средства массовой информации.
Всоответствии с Федерального законом «О порядке освещения деятельностиорганов государственной власти в государственных средствах массовойинформации»[36] всеофициальные мероприятия с участием заседаний Государственной Думы проходят подаудио- и видео запись и затем распространяются в полном объеме не менее чем поодному общероссийскому телеканалу и радиоканалу в удобное для телезрителей ирадиослушателей время, не позднее чем через двадцать четыре часа с моментасовершения соответствующих событий.
Государственныеаудиовизуальные средства массовой информации должны обеспечивать объективноеинформирование телезрителей и радиослушателей о работе депутатских объединенийв Государственной Думе, депутатов Совета Федерации и депутатов ГосударственнойДумы.
ДепутатГосударственной Думы рассматривает обращения, жалобы и заявления избирателей, всоответствии с Федерального законом «О порядке рассмотрения обращений гражданРоссийской Федерации»[37] вобязательном порядке и принимает меры, направленные на восстановление илизащиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина: создаютсяпарламентские и депутатские запросы, вносятся предложения в соответствующиеорганы государственной власти, органы местного самоуправления и общественныеобъединения.
Закреплениеподобных обязательств депутата Государственной Думы перед избирателями: установлениеконкретных сроков, в которые депутат должен проводить встречи с избирателями,отвечать на запросы граждан — обеспечивает более императивное поддержание связидепутата с избирателями и «может компенсировать тот «отрыв» депутата отизбирателей, который произошел в связи с отказом от института депутатов — одномандатников»[38].
Вместес тем в Федеральном Законе «О статусе депутата Государственной Думы и членаСовета Федерации Федерального собрания Российской Федерации» ничего неговорится о санкциях за нарушение указанных обязанностей депутатом в отношениик избирателям, к тому же депутат не принимает наказы от избирателей, не обязанпроводить отчетов перед ними, не допускается процедура отзыва депутатаизбирателями – все это создает «благодатную почву для злоупотребленияпредоставленной депутатам независимости»[39].
Подробноерассмотрение в данной главе форм деятельности депутата Государственной Думы, ясчитаю, не дает точного определения депутата Государственной Думы.
Содной стороны, депутат Государственной Думы – народный представитель, которыйпредставляет интересы избирателей в органе власти и осуществляет иные функции:правотворческие, контрольные, организационные и т.п. Народный представитель,который должен действовать в общих интересах;
Сдругой стороны, в реализации полномочий депутата Государственной Думы поосуществлению власти активное участие принимают политические партии, по спискамкоторых депутаты были избраны, что ««размывает» объект отношенийпредставительства и отдаляет его от народа (избирателей)»[40].Получается, что депутат Государственной Думы начинает осуществлять своиполномочия не столько в интересах всех граждан, сколько в интересахполитических партий и той части избирателей, которая проголосовала за спискипартий, прошедших в Государственную Думу. Взаимоотношения между депутатом иизбирателями больше строятся на основе зависимости депутата от партии, чемдепутата от воли избирателей.
2.5 Гарантии депутатской деятельности
«Подгарантиями депутатской деятельности следует понимать условия, способствующиенаиболее эффективной работе депутата в соответствующем законодательном(представительном) органе государственной власти»
Депутатскийиммунитет (неприкосновенность депутата)
Депутатский индемнитет
2.5.1Депутатский иммунитет (неприкосновенность депутата Государственной Думы)
Иммунитет– особый вид привилегий, совокупность особых правовых преимуществ.
Иммунитетявляется одним из основных элементов статуса депутата Государственной Думы,оказывает важнейшую правовую гарантию его деятельности, «призван служитьпубличным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личностипарламентария в силу осуществляемых им государственных функций, ограждая его отнеобоснованных преследований, способствуя беспрепятственной деятельностипарламентария и тем самым — парламента, их самостоятельности и независимости»[41].
Такимобразом, иммунитет депутата является «гарантией социально полезнойдеятельности, способствует осуществлению тех или иных обязанностей»[42]
Неприкосновенностьдепутата Государственной Думы распространяется на весь срок его полномочий изаканчивается с завершением срока его пребывания в Государственной Думе. Он неможет быть:
1) привлеченк уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебномпорядке;
2)подвергнут к личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотренофедеральным законом для обеспечения безопасности других людей;
3)задержан, арестован, подвергнут обыску (кроме случаев задержания на местепреступления) или допросу.
Неприкосновенностьдепутата Государственной Думы «рассматривается в качестве института уголовно-процессуальногоправа (который сводится к особому порядку возбуждения уголовного дела,осуществления процессуального задержания и применения некоторых мерпринуждения, а также производству ряда следственных действий в отношении техили иных категорий лиц)»[43].
Возбуждениеуголовного дела и начала производства по делу об убийстве и административномправонарушении в отношении депутата Государственной Думы производит Генеральныйпрокурор РФ на основе согласия палаты депутатов Государственной Думы: органдознания или следователь в 3-дневный срок сообщает о правонарушенииГенеральному прокурору РФ, который испрашивает в недельный срок согласия палатыдепутатов о лишении неприкосновенности; вынесение палатой мотивированногорешения.
Это касается и жилищадепутата Государственной Думы, его служебного помещения, багажа, личного ислужебного транспортного средства, которые не могут быть подвергнуты обыску безразрешения соответствующей палаты. В случае если депутат Государственной Думыбыл задержан на месте преступления, то, согласно ст. 98 Конституции РоссийскойФедерации такого разрешения не требуется.
Также закономопределено, что неприкосновенность депутата охватывает его переписку, используемыеим средства связи и принадлежащие ему документы.
О направлении дела вотношении депутата Государственной Думы в суд для судебного слушания такжерешает палата депутатов. В случае если палата принимает решение об отказе направлениядела, то дело прекращается и депутата объявляют невиновным.
ДепутатыГосударственной Думы не могут быть привлечены к уголовной или административнойответственности за высказывание своего мнения, позиции, выраженных приголосовании или действиях, соответствующих статусу депутатов ГосударственнойДумы, что не распространяется на публичные оскорбления или клевету и иныеправонарушения.
ДепутатыГосударственной Думы могут отказаться от дачи свидетельских показаний погражданскому или уголовному делу об обстоятельствах, ставших им известными всвязи с выполнением ими своих обязанностей.
Все, вышеперечисленные, привилегии в отношении депутата Государственной Думыдействительны только, если правонарушение было связано с его депутатскойдеятельностью.
Если правонарушение,уголовное или административное, совершено не в связи с осуществлением егодепутатской деятельности, то он не освобождается от ответственности засовершенное, согласно постановлению Конституционного Суда Российской Федерацииот 20 февраля 1996 года: нет необходимости запрашивать согласия палаты напривлечение его к ответственности и проведение следственных дел, но по совершениюдознания, предварительного следствия или производства по административномунарушению для передачи дела в суд необходимо согласие соответствующей палаты депутатов.
Такимобразом, иммунитет распространяется на строго определенные категории лиц приисполнении ими своих обязанностей, привлечение депутата Государственной Думы кответственности возможно только «с согласия верхней палаты парламента, которая,с одной стороны, позволяет устранить необоснованные обвинения в его адрес, а сдругой – препятствует возможности уклониться от ответственности данного лица,виновного в совершении правонарушения».[44]
2.5.2Депутатский индемнитет
Депутатскийиндемнитет является «совокупностью социальных гарантий, обеспечивающихнезависимость депутата, являющихся вознаграждением за его труд и способствующихутверждению депутата как личности»[45].
Пообъему социальных гарантий депутат Государственной Думы приравнивается кфедеральному министру.
Социальныегарантии депутатов государственной Думы закреплены в ч. 2, 3 ст.2 Федеральногозакона «О статусе депутата Государственной Думы и члена Совета ФедерацииФедерального Собрания Российской Федерации»:
1)ежемесячное денежное вознаграждение, денежные поощрения и иные выплаты,предусмотренные настоящим Федеральным законом.
Ежемесячноеденежное вознаграждение – заработная плата, которую получают все депутатыГосударственной Думы независимо от занимаемой должности со дня их избрания вдепутаты Государственной Думы, которое состоит из оклада и надбавок к нему.
Под«иными выплатами» в законе понимаются:
а)материально обеспечение деятельности Депутата Государственной Думы, то естьвыплата расходов, непосредственно связанных в исполнением депутатскойдеятельности;
б)возмещение депутату Государственной Думы и членам его семьи расходов, связанныхс переездом на место осуществления своих депутатских полномочий, на место егопостоянного проживания ввиду прекращения его депутатских полномочий;
в)возмещение расходов, связанных с проживание вне места постоянного жительства всвязи с осуществлением депутатом государственной Думы своей работы;
г)денежное пособие депутату в случае роспуска Государственной Думы равноготрехкратному размеру его ежемесячного денежного вознаграждения.
2)ежегодный оплачиваемый отпуск, в соответствии со ст. 28 Федерального Закона «Остатусе депутата Государственной Думы и члена Совета Федерации ФедеральногоСобрания Российской Федерации», в количестве 42 календарных дней с выплатойпособия на лечение в размере их двойного ежемесячного денежного вознаграждения;
3)оплата пользования депутатом Государственной Думы воздушным, железнодорожным,автомобильным, водным транспортом и всеми видами городского и пригородногопассажирского транспорта;
4)зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы встаж государственной гражданской службы, что в соответствии со ст. 54 Федеральногозакона «О государственной гражданской службе Российской Федерации»[46]оказывает влияние на установление ежемесячной надбавки к должностному окладу завыслугу лет, на назначение пенсии федеральных государственных служащих завыслугу лет и на определение продолжительности ежегодного дополнительногооплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную иэффективную гражданскую службу;
5)зачисление времени осуществления полномочий депутата Государственной Думы втрудовой стаж, который в дальнейшем будет учитываться при определении права наотдельные виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению. Трудовойстаж депутата Государственной Думы сохраняется в случае поступление на работуили на службу в течение 6 месяцев после прекращения своих полномочий;
6)медицинское, санаторно-курортное обслуживание депутатов и членов их семей наоснове ч.1 ст. 29 Федерального Закона «О статусе депутата Государственной Думыи члена Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации»назначается в случае, если депутату Государственной Думы и членам его семьибыло нанесено увечье или иное повреждение здоровья в период осуществления имсвоих полномочий. Медицинское и санаторно-курортное обеспечение членов СоветаФедерации и депутатов Государственной Думы осуществляется Управлением деламиПрезидента РФ в соответствии с Положением об Управлении делами Президента РФ,утв. Указом Президента РФ от 7 августа 2000 г. N 1444[47];
7)пенсионное обеспечение, в том числе пенсионное обеспечение членов их семей вслучае смерти депутата Государственной Думы
ГражданинГосударственной Думы, не менее одного года исполнявший обязанности депутатаГосударственной Думы, в соответствии с ст. 29 Федерального Закона «О статуседепутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации», имеет право на ежемесячную доплату к государственнойпенсии, которая назначается в соответствии с ч 2,3 ст. 29 вышеуказанногоФедерального Закона;
8)обязательное государственное страхование депутата Государственной Думы за счетсредств федерального бюджета на случай причинения увечья или вреда здоровью.Так, депутату Государственной Думы ежемесячно выплачивается компенсация вразмере разницы между ежемесячным денежным вознаграждением депутата на деньвыплаты компенсации и назначенной пенсией без зачета выплат страховых сумм погосударственному страхованию;
9)обязательное государственное страхование депутата Государственной Думы за счетсредств федерального бюджета в случае гибели депутата; если гибель наступилавследствие телесных повреждений или причинения иного повреждения иногоповреждения его здоровью в связи с осуществлением им парламентских полномочий,то выплачиваются страховые суммы;
10)жилищно-бытовое обеспечение депутатов Государственной Думы, не имеющих жилойплощади в городе Москве в соответствии со ст. 34 Федерального Закона «О статуседепутата Государственной Думы и члена Совета Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации» получают в трехмесячный срок служебное жилое помещение(квартира с мебелью) на время осуществления своих полномочий. Оплата жильяпроизводится средств, предусмотренных федеральным законом о федеральном бюджетена соответствующий год на функционирование Государственной Думы, оплатакоммунальных услуг депутат Государственной Думы осуществляет за счетсобственных средств. По истечению исполнения своих полномочий депутатГосударственной Думы обязан освободить занимаемое им служебное жилое помещениене позднее одного месяца со дня прекращения его полномочий. Неосвобождениезанимаемого служебного жилого помещения влечет за собой выселение в порядке,установленном жилищным законодательством;
11)депутату Государственной Думы, работавшему до избрания депутатомГосударственной Думы по трудовому договору, после прекращения его полномочийпредоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другаяравноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия вдругой организации;
12)военнослужащие, лица рядового и начальствующего состава органов внутренних дел,Государственной противопожарной службы, органов прокуратуры, органов налоговойполиции, таможенных органов, органов по контролю за оборотом наркотическихсредств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительнойсистемы, избранные депутатами Государственной Думы, по окончании срока ихполномочий вправе продолжить военную службу (службу в указанных органах) илидосрочно уволиться с военной службы (службы в указанных органах). По окончаниисрока полномочий депутата Государственной Думы ему предоставляется прежняядолжность или с его согласия другая должность по прежнему либо с их согласия поиному месту службы.
Иммунитет и индемнитетДепутат Государственной Думы в своей совокупности определяютсязаконодательством как важнейшие элементы статуса депутата Государственной думы.Обладание привилегиями, перечисленными и рассмотренными в данной главе,обеспечивают парламентарию нормальные условия работы, беспрепятственное иэффективное осуществление депутатом его прав и обязанностей, «выступает каксоциально-правовая гарантия высокого и действительно независимого положениядепутата Государственной Думы»[48].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключении даннойкурсовой работы можно сказать, что цель раскрытия понятия и содержанияправового статуса депутата Государственной Думы, поставленная мной в ведении кданной работе была достигнута. Все элементы, составляющие правовой статусдепутата Государственной Думы были рассмотрены и подробно проанализированы.
Однако в ходе анализакаждого из вышеуказанных элементов, просмотра научных статей, мненийученых-правоведов и нормативно-правовых актов, я зачастую приходила к выводу о несовершенственынешнего законодательства в сфере правового статуса депутата ГосударственнойДумы.
Касаясь вопроса овыборах в депутаты Государственной Думы нужно сказать, что в настоящее время угражданина отсутствует возможность реализовать свое право при выборах в ГосударственнуюДумы, если он беспартийный. Каждый кандидат должен выдвигаться исключительно всписках избираемой партии.
В то же время введениепропорциональной избирательной системы привело к сужению возможностей гражданосуществлять свое активное избирательное право. Это выражено не только в отменевозможности голосовать против всех кандидатов, но и в том, что голосуя запартийный список партий, избиратели чаще всего не знают большинства кандидатовв него входящих, а знают лишь руководящих её представителей, публичных иизвестных людей, чьи имена обычно помещаются во главу списка, но зачастую онине представляют интересы избравших, а добровольно отказываются от своегомандата. В таком случае вакантные мандаты переходят к другим кандидатам из тогоже федерального списка.
Выдвижение кандидатов впартийных списках партии обязывает их в дальнейшем быть членами выдвинувшей ихпартии, Закон закрепляет полную зависимость и ответственность депутата передней. Но что, если политика партии не выполняет своих обязательств в отношенииграждан или политика самого депутата потерпела изменения, то тут для депутататолько два выхода либо выходить из партии и при этом терять свой мандат либо,оставаясь в партии и сохраняя за собой все гарантии и привилегии депутатапросто не участвовать в её работе, то есть фактически в ней не состоять.
У депутата нетвозможности выбрать альтернативу фракции, так как Законом были исключены такиеформы деятельности депутатов, как участие в работе депутатских групп иобъединений.
Я считаю неправильноговорить, что депутат Государственной Думы неподконтролен ввиду его свободногомандата; он полностью зависит от партийной линии или интересов выдвинувшей егона выборах партии.
Здесь, я должнасогласиться с мнением Л.Г. Васьковой, что для депутата Государственной Думыбольше применим партийно-императивный мандат, так как налицо представительстводепутатом интересов, прежде всего своей политической партии, обязательность висполнении указаний политических партий, подконтрольность партийной фракции ивозможность лишения депутатского мандата в случае отступления от партийнойдисциплины.
Наличие такойзависимости депутата от партии придает искусственность взаимоотношениям междудепутатом и избирателями, хоть закон и устанавливает обязанность депутатскойработы с избирателями, он не устанавливает никаких санкций за нарушениеуказанных обязанностей депутатом в отношении к избирателям.
Я считаю, чтовзаимоотношения между депутатами и избирателями должны строиться на основевсеобщей политико-правовой позиции, а не на основе юридической зависимостидепутата от партии. Депутат должен иметь возможность выйти из партии, не утративсвой мандат, если считает, что партия перестала выражать волю избирателейдолжным образом, и выборы в депутаты Государственной Думы должны проводиться поодномандатным округам, в рамках которых своих кандидатов должны выдвигать нетолько политические партии, но и другие общественные организации с цельюобеспечения подлинного народовластия.
БИБЛИОГРАФИЯ
I. НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕАКТЫ:
1 Конституция Российской Федерации от12.12 1993 ( с поправками от 30.12.2008 N– 6ФКЗ) // " Собрание законодательства РФ", 26.01.2009. – N4. – Ст. 44;
2 Федеральный закон от 12.05.2009 N94 — ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РоссийскойФедерации в связи с повышением представительства избирателей в ГосударственнойДуме Федерального Собрания Российской Федерации» // «Собраниезаконодательства РФ», 2009. – N20. – Ст. 2391.
3 Федеральный закон от 18.05.2005 N51-ФЗ (ред. от 03.06.2009) «О выборах депутатов Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации» // «Собраниезаконодательства РФ», 23.05.2005. — N 2. — Ст. 1919;
4 Федеральный закон от 27.07.2004 N79-ФЗ (ред. от 25.12.2008) «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» // «Собрание законодательства РФ»,02.08.2004. — N 31. — с. 3215;
5 Федеральный закон от 11.07.2001 N95-ФЗ (ред. от 12.05.2009) «О политических партиях» // «Собраниезаконодательства РФ», 16.07.2001. — N 29. — Ст. 2950;
6 Федеральный закон от 13.01.1995 N 7-ФЗ(ред. от 12.05.2009) «О порядке освещения деятельности органовгосударственной власти в государственных средствах массовой информации» //«Собрание законодательства РФ», 16.01.1995. — N 3. — Ст. 170.
7 Федеральный закон от 02.05.2006 N 59-ФЗ«О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» //«Собрание законодательства РФ», 08.05.2006. — N 19. — Ст. 2060;
8 Федеральный закон от 08.05.1994 N 3-ФЗ(ред. от 29.03.2008) «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутатаГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» //«Собрание законодательства РФ», 12.07.1999. — N 28. — с. 3466;
9 Федеральный закон от 12.06.2002 N67-ФЗ (ред. от 03.06.2009) «Об основных гарантиях избирательных прав иправа на участие в референдуме граждан Российской Федерации» //«Собрание законодательства РФ», 17.06.2002. — N 24. — Ст. 2253;
10 Указ Президента Российской Федерацииот 07.08.2000 N 1444 (ред. От17.09.2008) «Вопросы управления делами Президента РоссийскойФедерации» // «Собрание законодательства РФ», 2000. – N33. – Ст. 3350.
11 ПостановлениеГосударственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации от 22 января1998 года № 2134-II ГД «О регламенте Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации» // «Собрание законодательстваРФ», 1998. — N 16. — Ст. 1828;
IIДОПОЛНИТЕЛЬНАЯЛИТЕРАТУРА:
12. АвакьянС.А. Конституционное право. Энциклопедический словарь. – М.: Норма, 2001. – 688с.;
13. БаглайМ.В… Конституционное право Российской Федерации. 6-е изд., изм. и доп. — М.:Норма, 2007. — 784 с.;
14. БекетоваС.М., Скрынников Б.М. Правовое регулирование депутатской неприкосновенности нарегиональном уровне // «Журнал российского права», 1998. — N 10/11;
15. БоброваН.А, Заикин Д.А. Парламентские формы борьбы с коррупцией // «Конституционноеи муниципальное право», 2009. — N 1;
16. БородинВ., Миронов В. Конституционно-правовой статус главы исполнительной властисубъекта федерации // «Право и жизнь», 2003. — N10;
17. БузинА.Ю. Распределении депутатских мандатов: закон или алгоритм? //«Конституционное и муниципальное право», 2006. — N 1;
18. ВарленМ.В. Народный представитель: теория и практика // «Законодательство иэкономика», 2005. — N 11;
19. ВарленМ.В. Правовой статус депутата и выборного должностного лица (проблемы теории)// «Юридический мир», 2006. — N 8;
20. Васькова,Л. Г. Партийный императивный мандат — новая модель взаимоотношений депутата иизбирателей // «Конституционное и муниципальное право», 2006. -№ 11.- С. 19 – 21;
21. ГранкинИ.В. Конституционно-правовое регулирование формирования палат ФедеральногоСобрания РФ и пути его совершенствования. // «Журнал российскогоправа», 2005. — N 8;
22. Гришковец,А. А.Проблемы правового регулирования государственной службы в РоссийскойФедерации // "Институты административного права России". — М.,1999. — С. 60 – 72;
23. ДжагарянА.А. Депутат Государственной Думы – самостоятельный субъект обращения вКонституционный Суд Российской Федерации // «Право и политика», 2006.– N 1. – C.17-29;
24. КарабасокС.Ю. Организационно- правовые проблемы обеспечения гарантий прав депутатов //" Муниципальная служба: правовые вопросы", 2008. – N 4;
25. КарасевА.Т. Депутатский корпус как субъект представительного правления: общаяхарактеристика // «История государства и права», 2008.- N 18;
26. Кибальник,А.Иммунитет как основание освобождения от уголовной ответственности. // «Российскаяюстиция», 2000. — № 8. — С. 34 – 35;
27. КитроваЕ.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «Опорядке освещения деятельности органов государственной власти в государственныхсредствах массовой информации» — Система ГАРАНТ, 2007.;
28. КозловаЕ.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е изд., перераб. идоп. — М.: Юристъ, 2002. – 586 с.;
29. КолесниковЕ.В., Пажетных Д.В. Актуальные вопросы парламентского иммунитета членов верхнихпалат парламента (на примере РФ, Франции, ФРГ) // «Конституционное имуниципальное право», 2009. — № 4. –С. 12-18;
30. КоролевА.Н., Плешакова О.В. Комментарий к Федеральному закону «О статусе членаСовета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального СобранияРоссийской Федерации» (постатейный). — М.: ЗАО Юстицинформ, 2008.;
31. КомковаГ.Н… Пропорциональная избирательная система и обеспечение равенства фракций вроссийском парламенте. // «Конституционное и муниципальное право»,2006. — N 7;
32. Комментарийк Конституции Российской Федерации / Г. Д. Садовникова; Отв. ред. И. А.Конюхова (Умнова). -3-е изд., испр. и доп. -М.: Юрайт,2005. -188 с.;
33. Комментарийк Конституции Российской Федерации /А. И. Абрамова, А. Б. Агапов, Е. Г. Азароваи др.; Отв. ред. Л. А.Окуньков; Институт законодательства и сравнительногоправоведения при Правительстве РФ. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: БЕК,1996.-635 с.;
34. ЛапаеваВ.В. Новеллы избирательного законодательства на стадии регистрации кандидатов:достоинства и недостатки. // «Адвокат», 2000. — N 5;
35. ЛитвиненкоИ.В. Чей посланец депутат и кого он представляет в ненешней России? //«Конституционное и муниципальное право», 2009. — N 8;
36. Малько,А. В., Суменков, С. Ю. Правовой иммунитет: Теоретические и практические аспекты// «Журнал российского права», 2002. — № 2. — С. 16 – 23;
37. ПисаревА.Н. Актуальные проблемы конституционного (государственного) права РоссийскойФедерации: учебник. – М.: Моск. Гор. Ун-т управл. Правительства Москвы, 2009.-352 с.;
38. Постатейныйкомментарий к Конституции Российской Федерации / Под общ. ред В.Д. Карповича. –М.: Юрайт –М; Новая Правовая культура, 2002. – 959 с.;
39. РощинВ.А. За рамками правового поля. Что показал анализ Федерального закона «Остатусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной ДумыФедерального Собрания Российской Федерации» // «Журнал российскогоправа». — М., Норма, 2000.;
40. Советников,И. В.Новеллы законодательства о статусе депутата Государственной Думы // «Конституционное и муниципальноеправо», 2006. — № 1. — С. 24 – 29;
41. СтремоуховА.В., Преснов И.Н. Социальные гарантии депутата Государственной Думы(индемнитет) // «Социальное и пенсионное право», 2006. — N 3;
42. Сухарев.А.Я. Большой Юридический словарь. – М.: Инфра, 2009. – 864 с.;
43. ЩурД.Л., Л.В. Щур-Труханович. Процедура увольнения работников в связи с переходомна выборную работу (выборные должности) — Система КонсультантПлюс, 2007.