Контрольнаяработа по дисциплине
«Правоохранительныеорганы»:
Правоохранительныеорганы зарубежных стран.
Оглавление
Введение
Правоохранительные органы Соединенных Штатов Америки
Правоохранительные органы европейских государств:
Правоохранительные органы Великобритании
Правоохранительные органы Федеративной Республики
Германия
Правоохранительные органы ФранцузскойРеспублики
Правоохранительные органы стран Балтии:
Правоохранительные органы ЛатвийскойРеспублики
Правоохранительные органы ЛитовскойРеспублики
Правоохранительные органы ЭстонскойРеспублики
Правоохранительные органы странСодружества Независимых Государств:
Правоохранительные органы РеспубликиБеларусь
Правоохранительные органы Украины
Правоохранительные органы РеспубликиКазахстан (Казахстана)
Заключение
Список литературы
Введение
После 1991г., с которымсвязано начало формирования в Российской Федерации суверенной системы права,Российская Федерация, как новое суверенное государство, субъект международногоправа, уже не изолируется от внешнего мира, а постепенно вовлекается в мировоесообщество.
Одним из проявлений этогововлечения является сотрудничество ее государственных органов с аналогичнымиорганами зарубежных стран. Это имеет непосредственное отношение и кправоохранительным органам. Поэтому рассмотрение структуры правоохранительныхорганов зарубежных стран, изучение регулирующей их деятельность нормативнойбазы, оценка взаимодействия их друг с другом внутри государств и намежгосударственном уровне представляется особенно актуальным на современномэтапе развития Российской Федерации.
Правоохранительныеорганы Соединенных Штатов Америки
Конституцией СоединенныхШтатов Америки (США), принятой 17 сентября 1787г., США провозглашенынезависимым, демократическим, правовым, федеративным государством. Государственнаявласть в США основана на ее разделении на три ветви – законодательную,исполнительную и судебную. Законодательную власть осуществляет Конгресс США,состоящий из двух палат – Сената и Палаты представителей. Исполнительную властьосуществляет Президент США, одновременно являющийся главой государства.
Судебную властьосуществляют суды. Судебная система США основана на федеративном устройстве иадминистративно-территориальном делении США и может быть представлена в видетрех звеньев. Высшим звеном является Верховный Суд США. Следующее звено –окружные суды. И наконец, суды штатов. [8]
Высшим звеном системыорганов юстиции США (федеральная атторнетура) является Министерство юстицииСША. Министерство юстиции США является федеральным органом исполнительной власти.Оно возглавляется Министром юстиции США, который имеет первого заместителя изаместителей. Министр юстиции США, являющийся одновременно и Генеральныматторнеем США (U.S. Attorney General), назначается на должность Президентом США иутверждается в должности Сенатом США. Одним из заместителей Министра юстицииСША является Генеральный солиситор США, возглавляющий группу солиситоров. ВМинистерство юстиции США входят следующие 5 групп структурных подразделений.
Первая группа: Службаразработки курса Министерства юстиции США, Служба по законодательным вопросам,Служба по связям с общественностью, Юристконсультская служба. Вторая группа:Служба программ совершенствования правосудия, Исполнительная служба попечителейСША, Комиссия по урегулированию претензий к зарубежным государствам, Служба поисполнению законов о свободе информации и охране частной жизни, Службасодействия правопорядку в общинах.
Третья группа: Управлениепо делам о нарушениях гражданских прав, Управление по делам о нарушенияхантитрестовского законодательства, Управление по делам о нарушениях налоговогозаконодательства, Управление по гражданским делам, Управление по делам обохране окружающей среды и природных ресурсов, Служба по вопросамвзаимоотношений в общинах.
Четвертая группа: Федеральноебюро расследований (ФБР), Администрация по применению законов о наркотиках,Служба иммиграции и натурализации, Исполнительная служба атторнеев США,Управление по уголовным делам, Бюро тюрем, Служба маршалов США, Национальноецентральное бюро ИНТЕРПОЛ.
Пятая группа: Службагенерального инспектора, Служба по делам разведки, Отдел управления юстицией,Исполнительная служба по иммиграционным делам, Служба профессиональнойответственности, Юрист по вопросам помилования, Комиссия по условно-досрочномуосвобождения, Национальный центр разведывательной информации по торговленаркотиками. В основе приведенной структуры Министерства юстиции США находитсяфункциональный признак.
Федеральная атторнетураосуществляет обвинение: по уголовным делам; по дела о нарушениях гражданскихправ; о нарушениях налоговых законов; о нарушениях законов об охране природы иестественных ресурсов; о нарушениях антитрестовских законов.
Нижестоящим звеном поотношению к федеральной атторнетуре являются атторнетры штатов США. Каждый штатСША имеет свою атторнетуру во главе с Генеральным атторнеем. Междуатторнетурами штатов и федеральной атторнетурой существует координационнаясвязь, но единой централизованной атторнетуры США нет. Структура атторнетурыштата во многом соответствует федеральной структуре атторнетуры. Помимофедеральной атторнетуры и атторнетур штатов в каждом из 94 имеющихся в СШАсудебных округов предусмотрена должность атторнея. [1]
Особое место в системеорганов юстиции США занимает так называемый Незывисимый прокурор (Independent Counsel), порядок назначения и деятельности которогоурегулирован «Законом о Независимом прокуроре» 1978г. В указанном нормативномправовом акте установлен перечень высших должностных лиц США, являющихсяспециальными субъектами. К таковым отнесены: Президент США; Вице-президент США;высшие должностные лица Администрации Президента США – члены кабинета,возглавляющие важнейшие правительственные ведомства; некоторые высшиедолжностные лица Исполнительной службы (Администрации) Президента США; высшиедолжностные лица Министерства юстиции США; Директор и Заместитель директораЦентрального разведывательного управления (ЦРУ) США; Комиссар Службы внутреннихдоходов Министерства финансов США; официальные лица, занимающиеся организациейи проведением общенациональных политических кампаний Президента США.
При наличии повода (фактпоступления сведений о нарушениях норм федерального уголовного законодательстваспециальными субъектами, например от членов Конгресса США) и оснований(«конкретная и достоверная» информация, «в достаточной мере обосновывающаяпроведение расследования») Генеральный атторней США обязан в течение 90 днейнаправить в специальное судебное присутствие по назначению независимыхпрокуроров (Special Division of Appinting Independent Cousels) Аппеляционного суда округа Колумбия (U.S. Coupt of Appeals for the Distriet of Columbia Circuit) представление о назначении Независимого прокурораСША. Специальное судебное присутствие назначает Независимого прокурора США инесет за это ответственность. После назначения специальным судебнымприсутствием Независимый прокурор США может быть освобожден от должностипосредством импичмента с последующим осуждением, либо Генеральным атторнеем СШАпо основаниям, существенно затрудняющим исполнение его обязанностей (например,невозможность исполнения обязанностей в связи с болезнью).
Пределы компетенцииНезависимого прокурора США по конкретному делу определяет специальное судебноеприсутствие. Независимый прокурор США при проведении расследования вправе такжеосуществлять оперативные мероприятия. Срок проведения расследования Независимымпрокурором США не установлен и ограничен лишь сроками давности головногопреследования по расследуемым им преступлениям.
На независимого прокурораСША возложена обязанность представления каждые шесть месяцев в специальноесудебное присутствие отчета о расходах, связанных с расследованием. Кроме того,Независимый прокурор США обязан ежегодно представлять Конгрессу США отчет орасходах, связанных с расследованием. После завершения расследованияНезависимый прокурор США представляет специальному судебному присутствиюитоговый доклад. При наличии любых достоверных доказательств, которые могутстать основанием для импичмента, Независимый прокурор США докладывает об этомПалате представителей Конгресса США.
Уголовно-исполнительнаясистема сША основана на ее федеративном устройстве иадминистративно-территориальном делении. Можно выделить три звенауголовно-исполнительной (пенитенциарной) системы США: местные («джейлы»),окружные и федеративные пенитенциарные учреждения. «Джейлы» – это специальныепенитенциарные учреждения, предназначенные для содержания подозреваемых,обвиняемых, подсудимых, а также осужденных к наказанию в виде лишения свободысроком до одного года.
Окружными пенитенциарнымиучреждениями являются тюрьмы штатов. В них содержатся осужденные к лишениюсвободы на срок более одного года. В тюрьмах штатов и в «джейлах» применяютсядифференцированные условия отбывания наказания для осужденных (строгий, общий ильготный режимы). Организация и деятельность пенитенциарных учреждений, какправило, регулируются законодательством штатов.
Федеральнымипенитенциарными учреждениями являются федеральные тюрьмы, в которых содержитсянезначительное (по сравнению с тюрьмами штатов) число осужденных. [7]
Правоохранительныеорганы европейских государств
Правоохранительныеорганы Великобритании
Великобритания(Соединенное Королевство Великобритании и Северной Ирландии) – демократическое,правовое, унитарное государство; форма правления – парламентская(конституционная) монархия. Государственная власть основана на ее разделении натри ветви – законодательную, исполнительную и судебную. Органом законодательнойвласти является Парламент, состоящий из двух палат – Палаты Общин и ПалатыЛордов. Исполнительную власть осуществляет Правительство Великобритании –Кабинет, возглавляемый Премьер-министром. Главой государства является КоролеваВеликобритании.
В Великобритании статус исистема государственных органов закреплены не в конституции (основном законе),как в большинстве стран, а в нескольких нормативных правовых актах и даже виных (неправовых) источниках, что обусловлено правовой системой этогогосударства. [4]
Судебную властьосуществляют суды. Судебная система основана на административно-территориальномустройстве Великобритании. Судебная система включает в себя высшие и низшие(местные) суды. Высшими судами являются: Суд Палаты Лордов Великобритании,Апелляционный Суд Великобритании, Судебный комитет Тайного советаВеликобритании, Суд Короны Великобритании, Суд по рассмотрению жалоб наограничение свободы промысла Великобритании, Апелляционный трибунал по трудовымспорам Великобритании. Местными судами являются магистратские суды и судыграфств.
Атторнейская служба вВеликобритании учреждена в 1472г. Генеральный атторней Великобритании по своемустатусу приравнивается к члену английского Парламента, но он не может бытьчленом кабинета. [10] Вместе с тем, являясь высшим должностным лицомбританского общества адвокатов Генеральный атторней Великобританиирассматривается как публичная фигура, поддерживающая обвинение от имениправительства в суде по особо важным уголовным делам, он также представляетинтересы того же правительства в качестве истца или ответчика.
Специальным органом,предназначенным для осуществления уголовного преследования, являетсяКоролевская служба обвинения – независимая и отдельная от полиции организация.Королевская служба обвинения может быть представлена в виде двух звеньев –высшего и регионального (региональный центр). Королевскую службу обвинениявозглавляет директор государственного обвинения, а региональный центр (таковых13) возглавляет главный королевский обвинитель.
Уголовное преследованиевправе осуществлять и иные государственные органы – Управление налоговых сборови Управление по борьбе с крупномасштабным мошенничеством.
В жизни английскогообщества велика роль полиции, которая входит в систему органов Министерствавнутренних дел Великобритании. В основе организации полиции какправоохранительного органа находится административно-территориальное делениеВеликобритании.
Имеются особенностиорганизации полиции в городе Лондоне (столица Великобритании). Здесь действуютСтоличная полиция и Полиция лондонского Сити, которые возглавляютсякомиссарами. Комиссар Столичной полиции назначается на должность КоролевойВеликобритании по рекомендации Министра внутренних дел Великобритании. ВСтоличной полиции учреждены следующие должности: заместитель комиссара,помощник комиссара, заместитель помощника комиссара, коммандер, суперинтендент,главный инспектор, сержант, констебль. В Полиции лондонского Сити учрежденыследующие должности: помощник комиссара, коммандер, суперинтендент, главныйинспектор, инспектор, сержант, констебль. Столичная полиция обеспечивает охранучленов королевской семьи, членов Правительства Великобритании и сотрудниковдипломатических правительств и консульских учреждений, а также координируетдеятельность по расследованию террористических действий.
Подразделения полиции вадминистративно-территориальных единицах Великобритании возглавляются главнымконстеблем. Подразделения полиции структурированы по функциональному признакуна отдельные группы, возглавляемые помощником главного констебля по операциям иборьбе с преступностью, помощником главного констебля по поддержке, помощникомглавного констебля по кадрам и подготовке, главным администратором.
Полицию Великобританииобслуживает ряд центральных и региональных служб. К ним относятся:Общенациональная служба идентификации, Общенациональная служба разведданных попреступности (создана в 1992г.), региональные группы по борьбе с преступностью,Общенациональный полицейский компьютер (PNC), Служба судебной экспертизы, Полицейский отделнаучного развития, Научно-исследовательский отдел, Центр Министерства внутреннихдел Великобритании по предотвращению преступности, Управление по борьбе скрупномасштабным мошенничеством, Управление по жалобам против полиции.
Функции полиции выполняюти другие органы, не относящиеся к Министерству внутренних дел Великобритании.Так, охрану собственности и личного состава Министерства обороны Великобританииобеспечивает полиция Министерства обороны Великобритании, возглавляемая главнымконстеблем, который подчиняется Министерству обороны Великобритании. Британскаятранспортная полиция обеспечивает безопасность на железнодорожном транспорте ив метро. Она возглавляется главным констеблем. Полиция Управления СоединенногоКоролевства по атомной энергии обеспечивает охрану в Великобритании учрежденийУправления по атомной энергетике и организации «Британское ядерное топливо».Она также возглавляется главным констеблем. Полиция королевских парковобеспечивает охрану королевских парков в Лондоне и возглавляется главнымконстеблем.
Правоохранительныеорганы Федеративной Республики Германия
Конституцией ФедеративнойРеспублики Германия от 23 мая 1949г. Федеративная Республика Германия (ФРГ)провозглашена «демократическим и социальным федеративным государством».Государственная власть в ФГР осуществляется «через специальные органызаконодательной, исполнительной и судебной власти». Органами законодательнойвласти в ФГР являются Бундестаг и Бундесрат. Исполнительную властьосуществляет Федеральное правительство ФРГ, состоящее из Федерального канцлераФРГ и федеральных министров. Особое место в системе органов рассматриваемогогосударства занимает Федеральный президент ФРГ, который не может входить ни вправительство, ни в законодательный орган Федерации или какой-либо земли. Федеральныйпрезидент ФРГ представляет Федерацию в международно-правовых отношениях. Онзаключает от имени Федерации договоры с иностранными государствами, аккредитуети принимает послов.Судебная власть в ФРГ «вверяется судьям; она осуществляетсяФедеральным конституционным судом… федеральными судами и судами земель». Федеральныйконституционный суд ФРГ состоит из федеральных судей и других членов. ЧленыФедерального конституционного суда ФРГ избираются поровну Бундестагом ФРГ иБундесратом ФРГ. Они не могут входить в состав Бундестага ФРГ, Бундесрата ФРГ,Федерального правительства ФРГ или соответствующих органов земель.
Федеральныйконституционный суд ФРГ выносит решения: о толковании Конституции ФРГ в связисо спорами об объеме прав и обязанностей высшего федерального органа или другихсторон; при наличии разногласий или сомнений относительно того, соответствуетли федеральное право или право земли по своей форме или своему содержаниюКонституции ФРГ, либо относительно того, соответствует ли право земли другомуфедеральному праву – по ходатайству Федерального правительства ФРГ, правительстваземли или одной трети членов Бундестага ФРГ; при наличии разногласийотносительно того, отвечает ли закон условиям существования необходимостифедерального законодательного регулирования в целях обеспечения единообразныхусловий жизни на территории ФРГ или сохранения правового и экономическогоединства в общегосударственных интересах – по ходатайству Бундесрата ФРГ,правительства земли либо народного представительства земли; при наличииразногласий относительно прав и обязанностей Федерации и земель, в частности, вслучаях применения землями норм федерального права и при осуществлениифедерального надзора; по другим публично-правовым спорам между Федерацией иземлями, между различными землями или в пределах одной земли, если непредусмотрен иной порядок судебного рассмотрения; по конституционным желобам,которые могут быть поданы любым лицом, утверждающим, что государственная властьнарушила одно из его основных прав; по конституционным жалобам общин илиобъединений по поводу нарушения каким-либо законом их права на самоуправление.Приведенный перечень полномочий Федерального конституционного суда ФРГ неявляется исчерпывающим.
Статьей 95 КонституцииФРГ предусмотрены пять видов судопроизводства (юрисдикции):
· общая;
· административная;
· финансовая;
· трудовая;
· социальная.
Соответственно учрежденывысшие судебные органы для каждого вида
судопроизводства(юрисдикции): Федеральный верховный суд ФРГ, Федеральный административный судФРГ, Федеральный финансовый суд ФРГ, Федеральный суд по трудовым спорам ФРГ иФедеральный суд по социальным вопросам ФРГ. Эти судебные органы следуетрассматривать как высшие звенья судебной системы Федеративной РеспубликиГермания. Наличие иных звеньев судебной системы ФРГ предопределено еефедеративным устройством и административно-территориальным делением. Суды общейюрисдикции, которые рассматривают уголовные дела, представляют собой систему изследующих звеньев: участковый суд, земельный суд, Высший земельный суд иФедеральный верховный суд ФРГ. Судами административной юрисдикции являются:административные суды в качестве первой инстанции, высшие административные судыземель ФРГ в качестве апелляционной инстанции, Федеральный административный судФРГ в качестве кассационной инстанции. [2]
Назначение судей высшегозвена всех пяти видов судопроизводства (юрисдикции) производится по решениямкомпетентного отраслевого федерального министра совместно с комитетом повыборам судей, состоящим из компетентных отраслевых министров земель ФРГ иравного числа членов, избираемых Бундестагом ФРГ. Федеральных судей назначает иувольняет Федеральный президент ФРГ.
Для обеспечения единстваправосудия учрежден Единый сенат судов, организация и деятельность которогоурегулированы федеральным законом. Таковым является Закон ФРГ «Об обеспеченииединства судоговорения в верховных судах Федерации» от 19 июня 1968г. В составОбщего сената судов входят президенты верховных судов ФРГ и другиезаинтересованные судьи.
Правовой основой организации деятельностипрокуратуры являются Закон о судоустройстве, Положение об организационнойструктуре прокуратуры и Правила внутреннего распорядка (в редакции 1975г.).Прокуратура входит в состав министерства юстиции. Ее организационная структурасовпадает со структурой судебной системы и подразделяется на федеральные иземельные органы прокуратуры. Соответствующие органы прокуратуры образованы приземельных судах, а дела Федерации относятся к ведению прокуратуры прифедеральном Верховном суде.
В соответствии с системой судов земельныеорганы прокуратуры создаются при земельных судах всех уровней по вопросам,регулируемым земельным законодательством, а при федеральном Верховном суде — повопросам федерального закона, федеральная прокуратура. Федеральный Генеральныйпрокурор назначается Президентом страны по представлению министра юстиции и содобрения Бундесрата. В таком же порядке назначаются иные федеральныепрокуроры.
Генеральный прокурор назначаетобер-прокуроров, на которых распространяется Закон о государственных служащих.К лицу, назначаемому на должность прокурора, предъявляются высокиеквалификационные требования, которые аналогичны требованиям к судьям. Длязанятия этих должностей необходимо иметь высшее юридическое образование, тригода стажирования и специализацию сроком от трех до пяти лет.
При участковых судах прокуратуры обычно не создаются. Их образование входит вкомпетенцию законодателя. В участковые прокуратуры назначаются прокуроры и иныедолжностные лица: амтсанвальт — лицо с полномочиями прокурора, полномочноевозбуждать уголовное дело, подлежащее рассмотрению в соответствующем суде.Функции амтсанвальта может выполнять референдар-стажер, действующий поднаблюдением прокурора.
Законом о судоустройстве прокурорупредоставляется возможность выбора любого суда, который он считает компетентнымрассматривать возбужденное им дело. Тем самым прокурор участвует в выборезаконного судьи. Штатная численность прокуратур определяется земельнымуправлением юстиции. Оно может назначить одного прокурора для нескольких судов.При наличии в штате нескольких прокуроров они подчиняются «первому» прокурору иявляются его заместителями. «Первые» прокуроры при высших земельных судах иземельных судах вправе выполнять задачи прокуратуры в любом суде своего округа.Такими же полномочиями обладают и прокуроры, возглавляющие прокуратуру приучастковом суде, если такая образована. Таких прав нет у амтсанвальтов, но всоответствии с законом, управление юстиции в отдельных случаях может наделитьих такими правами.
Главная задача прокуратуры — осуществлениеуголовного преследования. Прокуратура обязана начинать такие преследования,устанавливать обстоятельства дела, собирать доказательства, принимать решениеоб окончании расследования. Прокурор проводит допрос обвиняемого, свидетелей,эксперта; дает распоряжение полиции о проведении обыска, изъятии вещественныхдоказательств и об иных действиях. Прокуратура завершает расследование либопутем подачи публичного иска в суд с предъявлением обвинения, либо прекращаетдело.
На прокурора возлагается участвовать в главном судебном разбирательстве, вноситьпротест на решение судьи, выполнение действий по приведению в исполнениерешения суда. Некоторое участие в следственных действиях принимает следственныйсудья. Он проводит отдельные следственные действия по делам, находящимся в производствеполиции или прокуратуры. Обычно следственным судьей выступает участковый судья.Следственные судьи имеются при вышестоящих судах, в том числе при Федеральном верховномсуде, который принимает участие в расследовании, если оно проводится Федеральнойгенеральной прокуратурой. На практике расследование осуществлялосьпреимущественно полицией, а роль прокуратуры сводилась к обобщению материаловполицейского расследования. В начале 80-х годов в Германии роль прокуратурысущественно возросла. В прокуратурах были созданы специальные отделы порасследованию тяжких преступлений, государственных, политических преступлений,а также экологических преступлений; преступлений в сфере экономики;преступлений, связанных с нарушением патентных и авторских прав.
Специальным нормативным актом оборганизации и деятельности полиции является «Примерный проект единообразногополицейского закона (Закона о полиции)», принятый конференцией министроввнутренних дел земель в 1975г. Организация полиции соответствует федеративномуустройству ФРГ и ее административно-территориальному делению. Соответственносуществует федеральная полиция, в составе которой: Федеральная пограничнаяохрана ФРГ, полицейская служба Бундестага ФРГ, Федеральная криминальная служба.Организация и деятельность полиции земель ФРГ обусловлены историческимиособенностями развития той или иной земли ФРГ. Обычно в состав полиции земельФРГ входят земельная криминальная служба, дирекция полиции постояннойготовности и другие органы.
Правоохранительные органы Французской Республики
Конституция Французской Республики,принятая 4 октября 1958г., положила начало «Пятой Республике». Франция являетсянеделимым, светским, социальным, демократическим государством. Государственнаявласть Франции основана на ее разделении на три ветви – законодательную,исполнительную и судебную. Органом законодательной власти является ПарламентФранции, состоящий из Национального собрания и Сената. Исполнительную властьосуществляет Правительство Франции. Главой государства является ПрезидентФранции.
Судебную власть во Франции осуществляютсуды. Гарантом независимости судебной власти является Президент Франции. Именнос этой целью во Франции учрежден Высший совет магистратуры, возглавляемыйПрезидентом Франции. Министр юстиции Франции по должности являетсявице-председателем и может замещать Президента Франции, возглавляющего Высшийсовет магистратуры.
В случае совершения Президентом Франциигосударственной измены правосудие осуществляется специально учрежденнымсудебным органом – Высокой палатой правосудия, которая состоит из членов,избираемых в равном количестве Национальным собранием и Сенатом Франции из ихсостава после каждого полного или частичного обновления этих палат. Из своегосостава Высокая палата правосудия избирает председателя. Состав, порядокдеятельности Высокой палаты правосудия определяются органическим законом.
Система судов общей юрисдикции Франциипредставляет четыре звена:
· трибуналы малой инстанции (малогопроцесса) как низовое звено;
· трибуналы большой инстанции (большегопроцесса);
· апелляционные суды;
· Кассационный суд как высшее звено.
«Трибуналами» во Франции именуютсяполицейские и исполнительные суды. Суд присяжных, апелляционные суды икассационный суд именуются «судами».
Судом специальной юрисдикции считаетсяКонституционный совет
Франции, который состоит из 9 членов,полномочия которых длятся девять лет и не подлежат возобновлению.Конституционный совет Франции «высказывается о соответствии» КонституцииФранцузской Республики органических законов, представляемых палатами ПарламентаФранции.
В связи с высокой развитостью правовойсистемы, структуры государственно-правовых органов прокуратура во Франциивыполняет свои функции в существенной мере как орган уголовного преследования ипредставителя исполнительной власти в суде по иным делам. Прокуратура входит всостав Министерства юстиции. Ее деятельность регулируется различными общимизаконодательными актами (ордонансами) и отраслевым законодательством (глава IIУПК Франции «О прокуратуре» и др.).
Структура прокуратуры во Францииорганизационно совпадает со структурой судебной системы. Прокурорами Республикиназываются районные прокуроры при трибуналах малой и большой инстанции (термин«прокурор Республики» появился во французском законодательстве для отграниченияот понятия «королевский прокурор»). Прокуроры Республики и генеральныепрокуроры имеют заместителей. Все прокуроры назначаются и смещаются ПрезидентомРеспублики по рекомендации Министра юстиции.
Прокуратура возбуждает уголовное преследование, осуществляет контроль запредварительным следствием, поддерживает обвинение в суде.
При осуществлении своих функций прокурор вправе непосредственно потребоватьсодействия публичных вооруженных сил. Генеральному прокурору подчиняются вседолжностные лица прокуратуры в районе компетенции апелляционного суда.Должностные лица и агенты полиции находятся под надзором прокурора. Он можетпоручить им сбор любых сведений, которые он считает полезными в интересахнаилучшего отправления правосудия. Прокурор Республики проводит лично илираспоряжается о выполнении любых действий, необходимых для розыска ипреследования лиц, виновных в нарушении уголовного закона. С этой целью онруководит деятельностью должностных лиц и агентов полиции на территории,находящейся в районе компетенции трибунала, при котором он состоит. Он обладаетвсеми полномочиями должностного лица судебной полиции. Предварительноеследствие проводится следственными судьями — магистратами судебного ранга.Положение следственного судьи двойственное: он находится в организационномподчинении у судебных инстанций, но в процессуальном отношении зависит отпрокуратуры, действуя в пределах ее указаний. Если следственный судьяусматривает в собранных им материалах состав преступления, дело с согласияпрокурора направляется на рассмотрение обвинительной камеры. Обвинительнаякамера имеется при каждом суде и выступает в качестве следственного органавторой инстанции. Она выступает также в качестве органа предания суду и надзораза деятельностью судебной полиции, обладает рядом административных положений вотношении следственных судей. Прокурор осуществляет надзор за законностьюдействий обвинительной камеры, обладая обширными полномочиями. Прокурор можетвоздействовать на решения о квалификации полицейских служащих, вправеотстранять их от должности в случае нарушений служебной дисциплины и требованийзакона. По законодательству Франции (Ордонанс № 59-1 от 2 января 1953 г., и др.), ст. 31 и 32 Уголовно-процессуального кодекса, «прокуратура в уголовном процессеосуществляет уголовное преследование и требует применения закона. Онаобеспечивает исполнение судебных постановлений». Функция «требоватьприменения закона» в существенной мере по содержанию соответствует надзоруза исполнением законов. В соответствии со ст. 751-2 Ордонанса № 59-1 вгражданском процессе прокуратура официально участвует в рассмотрении дел, указанныхзаконом. Она осуществляет надзор за исполнением законов, судебных постановленийи решений. Она официально добивается такого исполнения в случаях, когда этонеобходимо в интересах публичного порядка.
Во Франции прокурор активно выступает вгражданском процессе или в качестве самостоятельной стороны, или как третья —ассоциированная — сторона, усилия которой направляются на способствование судув выработке заключения по существу дела. При этом прокурор не выступает начьей-либо стороне, а способствует отысканию объективной истины какпредставитель государства в суде. В ряде случаев участие прокурора вгражданском судопроизводстве является обязательным, исходя из того, чтопрокурор рассматривается в качестве «законного представителяобщества». Обязательное участие прокурора в соответствии с закономтребуется при рассмотрении:
• всех споров по вопросам гражданства;
• для защиты интересов несовершеннолетних,если возникает угроза их здоровью, образованию или безопасности;
• для защиты интересов и прав инвалидов;
• для защиты интересов лиц с психическимипатологиями;
• при решении некоторых вопросов в сферекоммерческих отношений (соблюдение закона при реализации имуществаобанкротившейся фирмы и т.п.);
• когда при разрешении дела затрагиваютсявопросы государственной важности.
Хотя в суде прокурор выступает какпредставитель исполнительной власти, он полностью независим (в том числе и поотношению к суду); и не подлежит отводу, в отличие от судей и присяжных, первыеиз которых подлежат отводу по определенным условиям, а вторые — без указаниямотивов отвода. На прокурора не распространяется понятие «стороны». Наравне ссудьей прокурор может задавать подсудимому и свидетелям вопросы в любой моментдопроса, причем вопросы прокурора не подлежат отводу и со стороны защитникаподсудимого.
Правоохранительные органы стран Балтии
Три прибалтийских государства: ЛатвийскаяРеспублика, Литовская Республика, Эстонская Республика – в юридическойлитературе принято именовать «странами Балтии». [6] Это название, прежде всего,обусловлено их географическим положением. Каких-либо международно-правовыхдоговоров об объединении трех указанных государств, как субъектовмеждународного права нет.
Правоохранительные органы Латвийской Республики
Конституцией Латвийской Республики от 15февраля 1922г., вступившей в юридическую силу с 7 ноября 1922г., ЛатвийскаяРеспублика (Латвия) была провозглашена независимой демократической республикой.Конституция Латвии 1922г. К числу органов государственной власти КонституциейЛатвийской Республики отнесены следующие: Саэйма, которой принадлежитзаконодательной право; Президент Латвийской Республики; Кабинет министровЛатвийской Республики, состоящий из Президента министров и приглашенных имминистров; суды и государственный контроль, являющийся независимымколлегиальным учреждением.
Судебную власть в Латвии осуществляюттолько суды. Судебные органы структурируются на две группы: суды общейюрисдикции и суды специальной юрисдикции. Суды общей юрисдикции представляюттри звена – республика, округ, район.
Верховный суд Латвии, окружные и районные(городские) суды осуществляют правосудие и составляют систему судов общейюрисдикции.
В Латвии действуют суды присяжных.
Судьи утверждаются Саэймой, онинесменяемы. Вопреки своей воле судьи могут быть отрешены от должностиисключительно на основании постановления суда.
Судом специальной юрисдикции являетсяКонституционный Суд Латвийской Республики, организация и деятельность которогорегламентированы Законом Латвийской Республики «О Конституционном Суде» от 14июня 1996г., с изменениями от 11 сентября 1997г.
В Конституции Латвии не упоминается термин«прокуратура». Однако это не означает, что прокуратуры в Латвии нет. Правовуюоснову организации и деятельности прокуратуры составляет Закон ЛатвийскойРеспублики «О Прокуратуре» от 19 мая 1994г., с последующими изменениями идополнениями, а также другие законы и нормативные правовые акты.
Прокуратура Латвии может бытьпредставлена в виде трех звеньев: Генеральная прокуратура Латвии как высшеезвено, прокуратуры судебных округов (среднее звено) и прокуратуры районов(городов) как низовое звено. В систему прокуратуры включаются такжеспециализированные прокуратуры. Высшим должностным лицом прокуратуры Латвииявляется Генеральный прокурор Латвии, который назначается на должностьПарламентом (Саэйма) Латвии по предложению Председателя Верховного судаЛатвии. Основания освобождения от должности Генерального прокурора Латвии можноразделить на две группы: некомпрометирующие (состояние здоровья, истечениесрока полномочий и т.д.) и компрометирующие, которые в свою очередь делятся надве группы: обязательные, влекущие безусловное освобождение от должности, инеобязательные.
В состав Генеральной прокуратуры Латвиивходят департаменты и отделы, которые возглавляются оберпрокурорами. Вдепартаментах и отделах состоят прокуроры. Прокуратуры судебных округовучреждаются Генеральным прокурором Латвии в соответствии с Законом ЛатвийскойРеспублики «О судебной власти».
Правоохранительные органы Литовской Республики
Конституцией Литовской Республики от 25октября 1992г. Литовская Республика (Литва) провозглашена независимойдемократической республикой. Государственная власть в Литве осуществляетсяСеймом, Президентом и Правительством, Судом.
Правосудие в Литовской Республикеосуществляется только судами. Судами в Литовской Республике являются Верховныйсуд Литвы, Апелляционный суд Литвы и «апилинковые» суды. Судебная система представленатремя звеньями: республика, округ, район. Для рассмотрения дел поадминистративным, трудовым, семейным делам и по делам других категорий всоответствии с законом могут быть учреждены специализированные суды.
Судьями могут быть только гражданеЛитовской Республики. Судьи Верховного суда Литвы и его председатель из ихчисла назначаются и освобождаются Сеймом по представлению Президента Литвы.Судьи Апелляционного суда Литвы и его председатель из их числа назначаютсяПрезидентом Литвы с одобрения Сейма Литвы. Назначение судей и председателей«апилинковых» и специализированных судов и изменение места их работыосуществляется Президентом Литвы.
В Литовской Республике учрежденКонституционный суд Литвы, который состоит из 9 судей, назначаемых сроком надевять лет и только на один срок полномочий. Состав Конституционного судакаждые три года обновляется на одну треть. По три кандидата в судьиКонституционного суда Литвы назначаются Сеймом Литвы из числа кандидатов, представляемыхПрезидентом Литвы, Председателем Сейма Литвы и председателем Верховного судаЛитвы. Председатель Конституционного суда Литвы из числа судей этого суданазначается Сеймом Литвы по представлению Президента Литвы. Полномочия судьиКонституционного суда Литвы прекращаются: по истечении срока полномочий, вслучае его смерти, в случае отставки, при невозможности им исполнять своиобязанности по состоянию здоровья, в случае совершения поступка, порочащегозвание судьи, в случае вступления в законную силу обвинительных приговоровсудов в отношении его.
Правом обращения в Конституционный судЛитвы обладают Президент Литвы, не менее одной пятой всех членов Сейма Литвы,Правительство Литвы и суды. Решения Конституционного суда Литвы по вопросам,отнесенным Конституцией Литовской Республики к его компетенции, являютсяокончательными и обжалованию не подлежат.
В главе 9 «Суд» Конституции Литвынепосредственно прокуратуре посвящена ст.118. На прокуратуру возложеноподдержание государственного обвинения по уголовным делам, производствоуголовного преследования, контроль за деятельностью органов дознания.
Правоохранительные органы Эстонской Республики
Конституцией Эстонской Республики от 28июня 1992г. Эстонская Республика (Эстония) провозглашена самостоятельной инезависимой демократической республикой. Государственную власть в Эстонииосуществляют Государственное Собрание Эстонской Республики, Президент ЭстонскойРеспублики, Правительство Эстонской Республики и суды по принципу разделения исбалансирования властей. Законодательная власть принадлежит ГосударственномуСобранию Эстонии. Исполнительная государственная власть принадлежитПравительству Эстонии. Главой Эстонской Республики является Президент Эстонии.
Судебную власть в Эстонии в формеправосудия осуществляют только суды. Конституцией Эстонской Республикиустановлена система судопроизводства, в которую входят: уездные, городские иадминистративные суды; окружные суды; Государственный суд Эстонии. Уездные,городские и административные суды являются судами первой инстанции. Окружныесуды – это суды второй инстанции, они рассматривают в апелляционном порядкерешения судов первой инстанции. Государственный суд Эстонии – высшая судебнаяинстанция, рассматривающая судебные решения в кассационном порядке.
Председатель Государственного суда Эстонииназначается на должность Государственным Собранием Эстонии по представлениюПрезидента Эстонии. Члены Государственного суда Эстонии назначаются надолжность Государственным Собранием Эстонии по представлению председателяГосударственного суда Эстонии. Судьи назначаются на должность ПрезидентомЭстонии по представлению Государственного суда Эстонии.
Государственный суд Эстонии одновременноявляется судом конституционного надзора. Государственный суд Эстонии признаетнедействительным любой закон или иной нормативный правовой акт, если онпротиворечит положениям и смыслу Конституции Эстонской Республики. Длявыполнения этой функции в структуре Государственного суда Эстонии создаетсясудебная коллегия конституционного надзора. Организация этой коллегиирегламентирована Законом Эстонской Республики «О судах» от 23 октября 1991г.
Надзор за соответствием правовых актовзаконодательной и исполнительной государственной власти и местногосамоуправления Конституции и законам возложена на Канцлера юстиции Эстонии.Канцлер юстиции Эстонии назначается на должность Государственным СобраниемЭстонии по представлению Президента Эстонии. Канцлер юстиции Эстонии может бытьотстранен от должности только по решению суда. Срок полномочий Канцлера юстицииЭстонии составляет семь лет.
Помимо надзора Канцлер юстиции Эстониисогласно конституции Эстонской Республики осуществляет анализ предложений,внесенных ему в целях изменения законов, а также предложений, касающихся работыгосударственных учреждений, и в случае необходимости представляетГосударственному Собранию доклад. Если Канцлер юстиции Эстонии приходит квыводу, что правообразующий акт законодательной или исполнительной власти либоместного самоуправления противоречит Конституции эстонской Республики или иномузакону, то он предлагает органу, принявшему этот нормативный правовой акт,привести его в 20-дневный срок в соответствие с Конституцией ЭстонскойРеспублики или иным законам. Если нормативный правовой акт не приведен всоответствие с Конституцией Эстонской Республики или иным законом в указанныйсрок, то в этом случае Канцлер юстиции Эстонии вносит в Государственный судпредложение признать этот акт недействительным.
На Канцлера юстиции Эстонии возложенаобязанность представить один раз в год Государственному собранию Эстонии обзорсоответствия правообразующих актов законодательной и исполнительной власти иместного самоуправления Конституции и законам.
Правоохранительные органы стран Содружества НезависимыхГосударств
Соглашение о создании СодружестваНезависимых Государств (СНГ) было подписано Республикой Беларусь, РСФСР иУкраиной, а впоследствии ратифицировано следующими государствами: РеспубликойБеларусь – 10 декабря 1991г., РСФСР – 12 декабря 1991г., Республикой Казахстан– 23 декабря 1991г., Республикой Узбекистан – 4 января 1992г., РеспубликойАрмения – 18 февраля 1992г., Республикой Молдова – 8 апреля 1994г. Ныне в СНГпомимо названных государств входят также Азербайджанская республика, Грузия,Кыргызская республика, Республика Таджикистан.
Правоохранительные органы Республики Беларусь
Правовую основу организацииправоохранительных органов в Республике Беларусь составляют нормативныеправовые акты, перечень которых достаточно широк. 14 декабря 1999г. был принятзакон «О нормативных правовых актах Республики Беларусь», в котором определеныпонятие и виды нормативных правовых актов этого государства, установлены общийпорядок их подготовки, принятия, опубликования, действия, толкования исистематизации. Также действует Закон «О порядке опубликования и вступления всилу законов Республики Беларусь и других актов, принятых Верховным СоветомРеспублики Беларусь и его органами» от 3 июля 1990г.
Высшую юридическую силу имеет КонституцияРеспублики Беларусь (РБ) от 15 марта 1994г. (с последующими существеннымиизменениями и дополнениями – от 24 ноября 1996г.), в соответствии с которойБеларусь провозглашена унитарным демократическим социальным правовымгосударством, государственная власть в котором осуществляется на основанииразделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, а государственныеорганы, ее составляющие, самостоятельны: они взаимодействуют между собой,сдерживают и уравновешивают друг друга.
Судебная власть принадлежит судам. Дляобеспечения контроля за законностью нормативных правовых актов учрежденКонституционный Суд Республики Беларусь, организация и деятельность которогоурегулированы Законом «О Конституционном Суде Республики Беларусь» от 30 марта1994г. Он формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированныхспециалистов в области права, как правило, имеющих ученую степень. Шесть изэтих судей назначаются Президентом Республики Беларусь, а другие шесть –избираются Советом Республики. Председателя Конституционного Суда назначаетПрезидент Беларуси с согласия Совета Республики. Срок полномочий членовКонституционного суда Республики Беларусь 11 лет.
В соответствии с Кодексом РеспубликиБеларусь «О судоустройстве и статусе судей» от 31 мая 2006г. судебную системуБеларуси составляют: Верховный суд Республики Беларусь, Минский городской,районные (городские) суды, Белорусский военный суд, межгарнизонные военныесуды, Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь, хозяйственные суды областейи приравненные к ним, а также хозяйственные суды городов и районов.Перечисленные суды в свою очередь структурируются на две группы: общие суды ихозяйственные суды. В системе общих и хозяйственных судов допускаетсяобразование специализированных коллегий.
Верховный Суд Республики Беларусьосуществляет правосудие и надзор за судебной деятельностью общих судов. В егосоставе действуют: судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда РБ,судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РБ, военная коллегияВерховного Суда РБ и судебная коллегия по патентным делам Верховного Суда РБ.
Прокуратуре посвящена глава 7 КонституцииРБ. Назначение Генерального прокурора Беларуси является исключительнымполномочием Президента РБ. При назначении на должность высшего должностноголица прокуратуры требуется согласие одной из палат Парламента (Национальногособрания РБ) – Совета Республики.
Прокуратура Беларуси осуществляетследующие функции: надзор, расследование преступлений, участие в рассмотрениидел судами, поддержание государственного обвинения. Несмотря на провозглашеннуюв Конституции РБ независимость органов судебной власти прокуратура продолжаетосуществлять надзор за их деятельностью, что противоречит положениям самойКонституции РБ.
Правовую основу организации и деятельностиорганов государственной безопасности Республики Беларусь составляет Закон «Оборганах государственной безопасности» от 3 декабря 1997г. Органыгосударственной безопасности образуют единую централизованную систему, вкоторую входят Комитет государственной безопасности РБ; управления КГБ РБ пообластям (территориальные органы); управление военной контрразведки КГБ РБ.
При рассмотрении органов безопасностиРеспублики Беларусь, следует обратить внимание на Концепцию национальнойбезопасности РБ, утвержденную Указом Президента РБ от 17 июля 2001г. В Концепции национальной безопасности Беларуси закреплен следующий принцип – «соблюдениебаланса жизненно важных интересов и взаимной ответственности личности, обществаи государства».
Законодательством Республики Беларусь кправоохранительным органам отнесены и органы финансовых расследований:Государственный комитет финансовых расследований РБ (центральный аппарат);управления Государственного комитета финансовых расследований по областям игороду Минску, межрайонные отделы управлений Государственного комитетафинансовых расследований РБ по областям и городу Минску (территориальные органыфинансовых расследований).
Уголовно-исполнительная система в Беларусинаходится в ведении Министерства внутренних дел РБ. В систему органоввнутренних дел включены и органы и учреждения уголовно-исполнительной системы.Возглавляет систему органов и учреждений уголовно-исполнительной системыДепартамент исполнения наказаний Министерства внутренних дел РБ.
Правоохранительные органы Украины
Конституцией Украины от 28 июня 1996г.Украина провозглашена суверенным, независимым, демократическим, социальным,правовым государством с республиканской формой правления. Государственнаявласть в Украине осуществляется по принципу ее разделения на законодательную,исполнительную и судебную.
Судебной власти, а также органам, ееосуществляющим, посвящен VIIIраздел Конституции Украины «Правосудие». Система судов общей юрисдикциистроится по принципам территориальности и специализации. Территориальноеустройство Украины представляет три звена: Республика, область, район.
Высшим звеном системы судов общейюрисдикции является Верховный Суд Украины. Низшим звеном являются районныесуды. Промежуточное положение занимают областные суды и приравненные к ним судыАвтономной Республики Крым и городов со специальным статусом – Киева иСевастополя. В Украине могут создаваться специализированные суды.
Судьи судов общей юрисдикции независимы,неприкосновенны и занимают должности бессрочно, за исключением судей,назначаемых на должность судьи впервые. Основаниями освобождения от должностисудьи являются следующие: окончание срока полномочий, достижение 65-летнеговозраста, невозможность исполнения полномочий по состоянию здоровья, нарушениеприсяги, вступление в законную юридическую силу обвинительного приговора,прекращение гражданства, признание безвестно отсутствующим или объявлениеумершим, подача заявления об отставке или об освобождении от должности пособственному желанию. Назначение на должность судьи на первый срок в пять летосуществляется Президентом Украины. Иные судьи судов общей юрисдикцииизбираются Верховной Радой Украины бессрочно. Председатель Верховного СудаУкраины избирается на должность и освобождается от должности ПленумомВерховного Суда Украины путем тайного голосования.
В Украине действует Высший совет юстиции,который состоит из 20 членов, назначаемых специально управомоченными органами иобщественными объединениями. Так, Верховная Рада Украины, Президент Украины,Съезд судей Украины, Съезд адвокатов Украины, Съезд представителей юридическихвысших учебных заведений и научных учреждений вправе назначать по три члена, авсеукраинская конференция работников прокуратуры – два члена. В состав Высшегосовета юстиции входят по должности Председатель Верховного Суда Украины,Министр юстиции Украины, Генеральный прокурор Украины. К ведению Высшего советаюстиции относится: внесение представлений о назначении судей на должности илиоб освобождении их от должностей, осуществление дисциплинарного производства вотношении судей Верховного Суда Украины и судей высших специализированных судови рассмотрение жалоб на решения о привлечении к дисциплинарной ответственностисудей апелляционных и местных судов, а также прокуроров.
Конституционному суду Украины посвященспециальный раздел Конституции Украины. Конституционный Суд Украины являетсяединственным органом конституционной юрисдикции Украины. Он состоит из 18судей, которые назначаются Президентом Украины, Верховной Радой Украины иСъездом судей Украины (по 6 судей). Срок полномочий судьи Конституционного судасоставляет девять лет. При этом исключается возможность назначения на повторныйсрок. Председатель Конституционного суда избирается на пленарном заседанииэтого суда из состава судей Конституционного суда Украины путем тайногоголосования только на один трехгодичный срок.
Прокуратура Украины составляет единуюсистему и возглавляется Генеральным прокурором Украины, ей посвящен VII раздел Конституции Украины, а также Закон Украины «Опрокуратуре» от 5 ноября 1991г. Генеральный прокурор Украины назначается надолжность и освобождается от должности Президентом Украины с согласияединственного органа законодательной власти в Украине – парламента (ВерховнойРады Украины). Верховная Рада Украины может выразить недоверие Генеральномупрокурору Украины, что влечет его отставку. Срок полномочий Генеральногопрокурора Украины пять лет.
Согласно Конституции Украины прокуратураосуществляет следующие функции: поддержание государственного обвинения в суде;представительство интересов гражданина или государства в суде; надзор засоблюдением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание, досудебное следствие; надзор за соблюдением законов приисполнении судебных решений по уголовным делам, а также при применении иных мерпринудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
Законом Украины «О прокуратуре»предусматриваются три звена прокуратуры: Генеральная прокуратура Украины каквысшее звено; прокуратуры Автономной Республики Крым, областей, городовреспубликанского подчинения – Киева и Севастополя как прокуратуры среднегозвена; прокуратуры городов, районов, районов в городах как прокуратуры низовогозвена. Есть и специализированные прокуратуры: военная, транспортная,природоохранная и другие.
Правоохранительные органы Республики Казахстан (Казахстана)
Конституцией Республики Казахстан,принятой 30 августа 1995г., Республика Казахстан объявлена унитарнымгосударством с президентской формой правления, с единой государственнойвластью, осуществляемой в соответствии с принципом ее разделения назаконодательную, исполнительную и судебную. Президент Республики Казахстанобеспечивает согласованное функционирование всех ветвей государственной властии ответственность органов власти перед народом.
Судебной власти в Конституции Казахстанапосвящен раздел VII «Суды и правосудие». Судебную властьосуществляют только суды посредством гражданского, уголовного и иныхустановленных законом форм судопроизводства. Судами Казахстана являютсяВерховный Суд Казахстана и местные суды. Судебная система организована всоответствии с административно-территориальным устройством Казахстана ипредставляет три звена: Высшим звеном является Верховный Суд Казахстана,низовым звеном – районные (городские) суды, промежуточное положение занимаютобластные и приравненные к ним суды.
Согласно Конституции КазахстанаПредседатель Верховного Суда Казахстана, председатели коллегий и судьиВерховного Суда Казахстана избираются Сенатом (одна из палат ПарламентаКазахстана) по представлению Президента Казахстана, основанному на рекомендацииВысшего Судебного Совета. Председатели областных и приравненных к ним судов,председатели коллегий и судьи областных и приравненных к ним судов назначаютсяна должность Президентом Казахстана по рекомендации Высшего Судебного Совета.Председатели и судьи других судов назначаются на должность ПрезидентомКазахстана по представлению Министра юстиции Казахстана, основанному нарекомендации Квалификационной коллегии юстиции.
Высший Судебный Совет возглавляетсяПрезидентом Казахстана и состоит из Председателя Конституционного СоветаКазахстана, Председателя Верховного Суда Казахстана, Генерального прокурораКазахстана, Министра юстиции Казахстана, депутатов Сената Парламента, судей идругих лиц, назначаемых Президентом Казахстана.
Непосредственно прокуратуре в КонституцииКазахстана посвящена одна статья, включенная в раздел VII «Суды и правосудие». Прокуратура осуществляет высшийнадзор. Она представляет собой единую централизованную систему с подчинениемнижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору Казахстана.Прокуратура независима от других государственных органов и подотчетна лишьПрезиденту Республики. Президент Казахстана назначает на должность Генеральногопрокурора Казахстана с согласия Сената. Генеральный прокурор Казахстана вправеобращаться в Парламент Республики Казахстан с представлениями о прекращенииполномочий депутатов его палат. Каждая из палат Парламента (Сенат и Мажилис)Казахстана самостоятельно, без участия другой палаты, решает вопросы лишениядепутатов палат их неприкосновенности.
Заключение
Впоследние годы активно расширяется и углубляется международное сотрудничество вборьбе с преступностью. Объясняется это и тем, что в мире происходит быстроеразвитие интеграционных процессов, взаимно упростился порядок въезда и выезда,и тем, что проблема приобретает все более глобальный характер. Ростпреступности характерен практически для всех развитых государств.
Идет ипроцесс интернационализации преступности, когда возрастает число преступныхпроявлений, имеющих международный характер. Например, совершение преступленийна территории других государств, перевод доходов от преступной деятельности зарубеж. Представляют международную опасность незаконный оборот наркотиков,культурных ценностей, оружия, радиоактивных материалов, нелегальная миграциялюдей. По некоторым данным каждое десятое преступное формирование имеет связи сзарубежной криминальной средой.
Борьба стакими видами преступлений может быть эффективной только при единстве действийправоохранительных органов большинства государств, выработке общего правовогомеханизма, позволяющего реально осуществлять принципы международногосотрудничества в борьбе с преступностью, поддержании правопорядка, охране прави законных интересов граждан. Поэтому изучение работы правоохранительных органовзарубежных стран, обмен опытом в этой сфере между государствами представляетсянеобходимым на современном этапе развития мирового сообщества.
Списоклитературы
1.ВласихинВ.А. Служба обвинения в США: закон и политика. М.: Юридическая литература,1981.
2.ЗоммерманнК.-П., Старилов Ю.Н. Административное судопроизводство (юстиция) в Германии:история развития и основные черты // Государство и право. 1999. №7.
3.Конституциигосударств Европейского Союза / Под общ. Ред. Л.А. Окунькова. М.:НОРМА-ИНФРА-М, 1997.
4.Конституционное право зарубежных стран: Учебник для вузов / Под ред. В.О.Лучина, Г.А. Василевича, А.С. Прудникова. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2001.
5.Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь (НРПА РБ). 2000. №7 2/136.
6.Новыеконституции стран СНГ и Балтии: Сборник документов. Вып. 2. М.: Манускрипт, 1997.
7.ПантелеевВ.А. Концептуальные требования к исполнению уголовных наказаний в России и США/ Правоохранительная деятельность в России и США: сравнительно-правовой анализ:Материалы заседания «круглого стола» 7-8 августа 1999г. Владимир: ВЮИ МЮ РФ,1999.
8.Правоохранительныеорганы. Схемы с комментариями и пояснениями: Учеб. пособие/ Под ред.А.С.Кобликова. М.: БЕК, 2002.
9.Правоохранительныеорганы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности«Юриспруденция» / Под ред. А.В. Ендольцевой, О.А. Галустьяна, А.П. Кизлыка. М.:ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2009.
10.РомановА.К. Правовая система Англии: Учеб. пособие. М.: Дело, 2000.