Содержание:
ВВЕДЕНИЕ… 2
1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМА ПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРУДОВОГО ПРАВА. 3
2. ТРУДОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ… 6
2.1. Понятие трудового правоотношения… 6
2.2. Содержание трудового правоотношения… 8
2.3. Основания возникновения, изменения и прекращениятрудовых правоотношений. 12
3. ПРАВООТНОШЕНИЯ, ТЕСНО СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМИ(ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ)… 17
3.1. Организационно-управленческие отношения в сфере труда. 17
3.2. Социально-экономические отношения в сфере трудовогоправа. 18
3.3. Отношения по профессиональной подготовке и повышениюквалификации непосредственно на предприятиях… 19
3.4. Отношения по трудоустройству… 20
3.5. Отношения ответственности сторон трудового договора… 23
3.6. Отношения по рассмотрению трудовых споров… 24
3.7. Отношения по надзору за охраной труда и соблюдениемтрудового законодательства… 26
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:… 30ВВЕДЕНИЕ.
В курсовой работе мы рассмотрим тему – «Правоотношения в сфере трудовогоправа».
Как известно вне правоотношений общественные связи не существуют. Нормыморали, обычаи могут лишь дополнять правовое регулирование, основная же формасуществования рассматриваемых отношений – правовая. Содержание одних правовыхнорм, рассматриваемых вне правоотношения, не дает полного представления оправовом регулировании. Только правоотношения являют собой реальную модельвоздействия норм на общественные отношения, связывая все их элементы. При этомважно помнить, что основаниями возникновения, изменения и прекращения всехправоотношений являются юридические факты. Более четкими, привязанными копределенным юридическим фактам предстает в правоотношении и его содержание.Именно юридический характер этих отношений дает возможность сторонам требоватьдруг от друга должного поведения в процессе реализации субъективных прав, опираясьв необходимых случаях на аппарат государственного принуждения.
В условиях перехода к рынку меняется содержание правовых норм, меняютсяхарактер и содержание правоотношений. Только рассмотрение их в совокупности сих составными частями (элементами) может дать полное представление о содержанииправового регулирования.
Таким образом, понятие «правоотношения» занимает не последнее место всфере трудового права и данная тема представляет определенный интерес длярассмотрения.1. ПОНЯТИЕ И СИСТЕМАПРАВООТНОШЕНИЙ В СФЕРЕ ТРУДОВОГО ПРАВА.
Правоотношения в сфере трудового права – эторегулируемые трудовым правом трудовые и производные от них (тесно связанные струдовыми) общественные отношения.
Ведущее место среди общественных отношений, регулируемымтрудовым правом, занимают трудовые. Однако и производные от трудовых (тесно сними связанные) также имеют важное значение. Например, от того, как будетсоставлен трудовой договор или иное соглашение социального характера, будетзависеть и содержание трудового правоотношения. Для обеспечения здоровьяработника, исключения опасных и вредных условий труда необходимо оптимальноерегулирование соответствующими нормами отношений по надзору и контролю засоблюдением трудового законодательства.
Вместе с тем указанная связь не означает, что все этиотношения существуют одновременно и обязательно. Для большинства из них этоутверждение безусловно, другие могут возникнуть лишь при наличиисоответствующих юридических фактов и, следовательно, могут и невозникнуть(например, правоотношения по ответственности, по рассмотрению трудовых споров).
Значительная часть рассматриваемых отношений носитдлящийся во времени характер (лишь отношения ответственности, если они непривели к спору, могут реализоваться сразу и прекратить свое существование).Кроме того, появление их может быть разорвано во времени. Последнее учитываетсяпри классификации отношений,, связанных с трудовыми. Так, среди них, как ужеотмечалось, есть предшествующие возникновению трудовых, сопутствующие им и вытекающие из трудовых, приходящие им на смену. В первуюгруппу входят, например, правоотношения по трудоустройству, во вторую –организационно-управленческие и социально-экономические, возникающие на основегенеральных, региональных, отраслевых, профессиональных и территориальныхсоглашений, в третью – правоотношения по рассмотрению трудовых споров.Практически все они носят регулятивный характер, и лишь правоотношенияответственности и некоторые из правоотношений по рассмотрению трудовых споровявляются охранительными, которые возникают из фактов правонарушений.
Таким образом, нужно подчеркнуть, что все указанныеотношения вне связи с трудовыми не имеют самостоятельного значения и существуютпостольку, поскольку трудовые отношения либо есть в настоящее время, либоимелись в прошлом, либо будут существовать в будущем.
Итак, в результате воздействия трудового права на этиобщественные отношения, составляющие его предмет, складывается реальная системаправоотношений, характеризующаяся определенным единством. В настоящее время онавключает в себя правоотношения: трудовые; организационно-управленческие;социально-экономические; по трудоустройству; по профессиональной подготовке иповышению квалификации работников непосредственно на производстве;ответственности сторон трудового правоотношения; по надзору за охраной труда исоблюдением трудового законодательства; по рассмотрению трудовых споров.
Все они возникают в связи с трудом работников, норазличаются по основаниям возникновения (изменения и прекращения), содержаниюправ и обязанностей.
Состав субъектов трудового права может, как совпадать вназванных правоотношениях, так и различаться. 2. ТРУДОВОЕ ПРАВООТНОШЕНИЕ.2.1. Понятие трудового правоотношения.
Трудовое правоотношение представляет собой юридическоеотношение по применению труда гражданина в качестве работника, заключившеготрудовой договор на предприятии, в учреждении, организации. Работодателем можетбыть и физическое лицо. Статус работодателя урегулирован нормами трудовогоправа. Стороны наделяются правомочиями и обязанностями, выполнение которыхобеспечивается возможностью применения принудительной силы государства.Трудовое правоотношение характеризуется специфическим составом. Каждая егосторона имеет особые права и обязанности. Основанием его возникновения являетсятрудовой договор (как единственный акт либо в сочетании с другими юридическимиактами).
Такими образом, трудовое правоотношение можноопределить как общественное отношение, урегулированное нормами трудового права,складывающееся между работником и работодателем (предприятием, учреждением,организацией, а также физическим лицом), в силу которого одна сторона(работник) обязана выполнять работу по определенной специальности, квалификацииили должности, подчиняться внутреннему трудовому распорядку, а работодательобязуется выплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда,предусмотренные законодательством, коллективным договором и соглашением сторон.
С помощью указанных в определении признаков трудовоеправоотношение можно отличить от других сходных (тоже связанных с трудом)правоотношений, например, от гражданских. Гражданские правоотношения возникаютмежду теми же лицами, но в связи не с процессом труда, а только с егорезультатом. Вследствие этого обязанности субъектов в гражданскихправоотношениях (по договору подряда, поручения, авторскому договору) носятиной характер, чем в трудовых. Здесь не регулируется ни мера, ни режим труда (вотличии от трудового договора), и исполнитель обязан лишь представитьобусловленный договором результат труда.
По своей правовой природе трудовые правоотношенияявляются сложными. В отличие от простых они включают ряд правомочий икорреспондирующих им обязанностей и могут быть расчленены на отдельные простые,например на правоотношения по оплате труда, рабочему времени и времени отдыха.В каждом из них отдельному правомочию субъекта соответствует обязанность другойстороны, например праву работника на заработную плату корреспондирует обязанность работодателя выплатить ее работнику.2.2. Содержаниетрудового правоотношения.
Содержание правового правоотношения составляют права иобязанности его субъектов (работников и работодателя). В отличие от основных(статусных) прав, составляющих содержание трудоправового статуса граждан,закрепленного в ст. 2 КЗоТ РФ, субъективные права и обязанности вправоотношении представляют собой реализацию основных прав и обязанностей,которые и конкретизируются в отдельных трудовых правоотношениях. Так, статусноеправо гражданина на отдых в конкретном правоотношении означает право наустановление конкретной продолжительности рабочего времени конкретного режимаработы – пятидневной или шестидневной рабочей недели и определеннойпродолжительности отпуска для данного работника.
Конкретизируются также и основные обязанности работникаПоложения ст. 2 КЗоТ РФ конкретизируются и детализируются в ст. 127 КЗоТ РФ,далее – в правилах внутреннего распорядка, должностных инструкциях (дляслужащих) и тарифно-квалификационных справочниках (для рабочих), а в некоторыхотраслях – уставах о дисциплине. Правила внутреннего трудового распорядкаразрабатываются на предприятиях, в учреждениях. В них обычно включаютсяследующие обязанности работников:
работать честно и добросовестно, своевременно и точновыполнять распоряжения администрации, использовать все рабочее время дляпроизводительного труда, воздерживаться от действий, мешающих другим работникамвыполнять их трудовые обязанности;
повышать производительность труда, своевременно итщательно выполнять нормы выработки и нормированные производственные задания;
улучшать качество работы и выпускаемой продукции, недопускать упущений и брака в работе, соблюдать технологическую дисциплину;
соблюдать требования по охране труда, техникебезопасности, производственной санитарии, гигиене труда и противопожарнойохране, предусмотренные соответствующими правилами и инструкциями, работать ввыданной спецодежде, спецобуви, пользоваться необходимыми средствамииндивидуальной защиты;
принимать меры к немедленному устранению причин иусловий, препятствующих нормальному производству работы (простой, авария) илизатрудняющих его, и немедленно сообщать о случившемся администрации;
содержать свое рабочее место, оборудование иприспособления и передавать их сменяющему работнику в порядке, чистоте иисправном состоянии, соблюдать чистоту в цехе (отделе) и на территориипредприятия (учреждения, организации);
соблюдать установленный порядок хранения материальных ценностейи документов;
беречь собственность, эффективно использовать машины,станки и другое оборудование, бережно относиться к инструментам, измерительнымприборам, спецодежде и другим предметам, выдаваемым в пользование работникам,экономно и рационально расходовать сырье, материалы, энергию, топливо и другиематериальные ресурсы;
вести себя достойно, соблюдать все правила общежития.
Еще более конкретный круг обязанностей (с учетом трудовойфункции) устанавливается Единым тарифно-квалификационным справочником работ ипрофессий рабочих, квалификационным справочником должностей руководителей,специалистов и служащих, а также техническими правилами и должностнымиинструкциями.
В содержание трудовых правоотношений наряду ссубъективными правами и обязанностями рабочих входят права и обязанностиорганизаций (предприятий, учреждений). При этом они корреспондируют друг другу,т.е. правам одного субъекта соответствуют обязанности другого и наоборот.Например, праву работника на создание здоровых и безопасных условий трудасоответствует обязанность работодателя обеспечить эти условиям и т.д.
Вместе с тем администрация как орган предприятия,учреждения, организации должна выполнять и особые обязанности. В соответствиисо ст. 129 КЗоТ РФ она обязана правильно организовывать труд работников,создавать условия для роста производительности труда, обеспечивать трудовую и производственную дисциплину, неуклонно соблюдать законодательство о труде иправила охраны труда, внимательно относиться к нуждам и запросам работников, улучшатьусловия их труда и быта.
Кроме того, законодатель возлагает на администрацию ещеи обязанности по обеспечению нормальных условий работы для выполнения нормвыработки (ст. 108 КЗоТ РФ). Такими условиями считаются:
1) исправноесостояние машин, станков, приспособлений;
2) своевременноеобеспечение технической документацией;
3) надлежащеекачество материалов и инструментов, необходимых для выполнения работы, и ихсвоевременная подача;
4) своевременноеснабжение производства электроэнергией, газом и иными источникамиэнергопитания;
5) безопасные издоровые условия (соблюдение правил и норм по технике безопасности, необходимоеосвещение, отопление, вентиляция, устранение вредных последствий шума,излучения, вибрации и других факторов, отрицательно влияющих на здоровьеработников, и т.д.)
В уставах и положениях организаций, коллективныхдоговорах и соглашениях, а также в трудовых договорах могут быть закреплены ииные обязанности администрации.2.3. Основания возникновения, изменения и прекращениятрудовых правоотношений.
Обстоятельства с которыми законодательство связываетвозникновение, изменение или прекращение правоотношений, и в том числетрудовых, называются юридическими фактами (или основаниями их возникновения,изменения или прекращения). Так, основанием возникновения трудовогоправоотношения является обычно трудовой договор, двусторонний акт – соглашениеодной стороны поступить на работу, а другой – принять этого работника.
Но могут быть случая, когда трудовое правоотношениевозникает из сложного юридического акта (фактического состава), включающего,кроме трудового договора, еще и административно-правовой акт – акт органагосударственного управления о направлении на работу, например, на основеквотирования (Рекомендации по квотированию рабочих мест на предприятиях, вучреждениях, организациях для лиц, особо нуждающихся в социальной защите,утверждены постановлением Министерства труда РФ от 6 февраля 1995 г.)[1]
В настоящее время решение вопроса о способе, которым поручается работа вдолжности руководителя организации), едприятия, учреждения), зависит, какправило, от формы собственности, на базе которой она создана. Так, вакционерных обществах трудовые отношения с единоличным исполнительным органомобщества, а также с каждым из членов коллегиального исполнительного органаобщества заключаются после избрания их общем собранием.[2]
Но и в организации с государственной или муниципальной формойсобственности специальными нормативными актами может устанавливаться конкурсныйотбор работников, предполагающий их избрание на должность. Так, с лицом,избранным по конкурсу ученым советом в вузе, руководитель (ректор) от имени вуза(факультета) заключает трудовой договор при условии, что ранее был издансоответствующий приказ (акт управления) об утверждении решения совета и оконкурсном избрании лица. Таким образом, в фактический состав, порождающийтрудовое правоотношение, входят следующие факты:
а) конкурс, завершаемый решением ученого совета об избрании претендента,т.е. акт избрания;
б) приказ руководителя об утверждении ученого совета, которому приданаюридическая сила;
в) заключение трудового договора с избранным, в котором по соглашениюсторон определяются условия работы.[3]
Для замещения некоторых должностей государственной службы такжеустановлен конкурсный отбор.
Поступлению на отдельные вакантные государственные должностигосударственной службы предшествует конкурс, проводимый соответствующейконкурсной (государственной) комиссией. По решению которой с лицом, избраннойпо конкурсу, заключается трудовой договор. Здесь также налицо решениеконкурсной комиссии, акт назначения на должность на основании решения о конкурсе и трудовой договор.[4]
Для некоторых руководящих работников государственных предприятий иучреждений, входящих в номенклатуру вышестоящего органа управления, установленпорядок утверждения в должности этим органом. Таким образом, и здесь трудовыеправоотношения возникают из двух актов: трудового договора и административноготрудового акта.
Юридические факты, с которыми связано изменение трудовых отношений,обязательно включают соглашение сторон, а точнее, если инициатива исходит отадминистрации, то в преобладающем большинстве случаев требуется согласиеработника (исключение составляет лишь перевод на другую работу в связи спроизводственной необходимостью и простоем). Если инициатива исходит отработника, то соответственно требуется согласие администрации, за исключениемнескольких случаев, когда требования работника должны удовлетворяться,безусловно (для беременной женщины в соответствии с медицинским заключением, атакже для женщины, имеющей ребенка в возрасте до полутора лет, при невозможностивыполнения прежней работы – ст. 164 КЗоТ РФ).
Основанием прекращения трудовых правоотношений может служить каксоглашение сторон, так и одностороннее волеизъявление каждой из них. Однакоесли для работника никаких юридических фактов не требуется), ключениесоставляет заключение договора на определенный срок), то для администрацииустановлен четкий перечень оснований, при наличии которых трудовые отношениямогут быть прекращены. Основанием прекращения могут быть и отдельныеюридические факты, когда инициатива расторжения принадлежит так называемомутретьему лицу, не являющемуся стороной трудового правоотношения. Это призыв илипоступление на военную службу, вынесение приговора судом, если уголовнаясанкция исключает возможность продолжения работы, и требования профсоюзногооргана (не ниже районного уровня) в отношении некоторых руководящих работниковс целью защиты интересов трудового коллектива данного предприятия илиучреждения (п. 3, 7 ст. 29, ст. 37 КЗоТ РФ).3. ПРАВООТНОШЕНИЯ, ТЕСНО СВЯЗАННЫЕ С ТРУДОВЫМИ(ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ).3.1. Организационно-управленческие отношения всфере труда.
Эти отношения складываются в процессе организации и управления трудоммежду администрацией предприятий, учреждений, организаций, с одной стороны, итрудовым коллективом (или органом, его представляющим) – с другой.
Содержание этих отношений существенно влияет на объем правомочий иобязанностей сторон основного трудового правоотношения, ибо определяет характерусловий труда, организацию его оплаты и другие вопросы, затрагивающие интересыработников данного предприятия, учреждения, организации. Конкретным носителемсоответствующих обязанностей в большинстве случаев выступает администрация,хотя и трудовой коллектив может принять на себя определенные обязанности –обычно они носят дополнительный характер по отношению к тем, что установленызаконом (например, сокращение срока для выполнения производственных заданий ит.д.).
Правовым основанием (юридическим фактом) возникновенияорганизационно-управленческих отношений наряду с нормативными актами, принятыми в централизованном порядке, является коллективный договор. Правовымоснованием могут служить и другие локальные акты – правила внутреннеготрудового распорядка, положения о премировании и др. Но в любом случае этиотношения являются «внутренними», так как возникают в рамках предприятий,учреждений, организаций.
Значение организационно-управленческих отношений, существующих наряду струдовыми, в условиях перехода к рыночной экономике увеличивается, т.к.локальному регулированию в настоящее время отводится более важная роль, чем впрежние годы.3.2. Социально-экономические отношения в сферетрудового права.
Кроме организационно-управленческих в предмет трудового права входятсоциально-экономические отношения. Первые, как было отмечено выше, тоже могутносить социально-экономический характер. Но они являются «внутренними».
Выделение социально-экономические отношения в особый вид трудовыхотношений обусловлено тем, что они складываются между субъектами, находящимисяза пределами предприятий, учреждений, организаций, и именно это определяет ихсодержание, служащее основой для локальных актов, что в свою очередь,предполагает их отдельное рассмотрение.
Эти отношения в качестве правовых появились сравнительно недавно в связис закреплением в праве такого источника, каким являются указанные соглашения.[5]3.3. Отношения по профессиональной подготовке иповышению квалификации непосредственно на предприятиях.
Эти отношения либо предшествуют возникновению трудовых, либо существуютодновременно с трудовыми. Их цель – подготовка квалифицированных рабочихпосредством профессионального обучения на производстве (индивидуального илигруппового либо повышения квалификации). Содержание этих отношений – не толькотруд, а главным образом обучение по определенной специальности или квалификациив процессе труда, а также повышение профессионального мастерства.
Возникают рассматриваемые отношения на основе специального срочногодоговора, заключаемого либо между еще не работающим гражданином, либоработником, с одной стороны, и работодателем – с другой. Основанием ихвозникновения могут быть и особые условия, включенные в трудовой договор(контракт) о прохождении учебы и приобретении соответствующей профессии илиповышения квалификации на предприятии. Эти условия (или отдельный договор обученичестве), не могут не отразиться на содержании правоотношения, котороевключает в связи с этим дополнительные права и обязанности, как для работника,так и для администрации.
После прохождения обучения ученик сдает квалификационные экзамены истановится участником трудовых отношений, заключая трудовой договор. Если же онуже состоял с предприятием в трудовых отношениях, то меняются условия трудовогодоговора, его содержание.3.4. Отношения по трудоустройству.
Отношения по трудоустройству возникают в связи с обращением граждан ворганы по трудоустройству. Эти правовые отношения включают в себя следующие ихразновидности:
а) отношения гражданина и органа по трудоустройству – службы занятости,которую гражданин просит подобрать ему подходящую работу;
б) отношения службы занятости и организации, в которую направляетсятрудоустраиваемый;
в) отношения между трудоустраиваемым и организацией, которая должнапринять его на работу.
Возложение государством на службу занятости юридической обязанностиустройства на работу в ярде случаев заменяется функцией выполнения еюпосреднических услуг. В ст. 26 Закона о занятости населения сказано, чтоработодатель имеет право принимать на работу граждан, непосредственнообратившихся к нему, на равных основаниях с гражданами, имеющими направлениеслужбы занятости.[6]Возможность непринятия на работу организацией направленного службой занятостипревращает отношения между службой занятости и организацией из правовых втакие, где юридическая обязанность принять на работу заменяется возможностьюусмотрения администрации, и отношение между службой занятости и организациейтрансформируется. Правовая обязанность остается лишь в отношении определенной,прями указанной в законе категории лиц, особенно нуждающихся в социальнойзащите.
В ст. 13 Закона о занятости они перечислены. Это молодежь, одинокие имногодетные родители и некоторые другие. Места для них квотируются за счетсредств местных. Органов власти, специально выделяемых на эти цели.Трудоустройство этих категорий граждан гарантируется обязательным принятием ихна работу. В отношении остальных граждан гарантии выражаются в несколькоопосредованной форме – в виде выплаты пособия по безработице в случае невозможноготрудоустройства. Эти особого рода меры защиты также придают рассматриваемымотношениям правовой характер.
Принятое в развитие Закона о занятости населения постановлениеПравительства РФ от 22 апреля 1997 г. утвердило Порядок регистрации безработныхграждан. В нем с учетом складывающейся практики детализированы вариантыправоотношений, возникающих между обратившимися в службу занятости и этимиорганами.[7]В зависимости от намерения гражданина предусмотрено четыре различных видарегистрации:
Первичная регистрация безработных граждан, когда обратившийсярассчитывает только на получение необходимой информации по поводутрудоустройства;
Регистрация безработных в целях поиска работы, когда гражданин намеренполучить направление от службы занятости в ту или иную организацию дляустройства на подходящую работу;
Регистрация граждан в качестве безработных. Безработными признаютсяграждане, которые трудоспособные, но не имеют работы и заработка;зарегистрированы в целях получения подходящей работы; ищут работу и готовыприступить к ней; не трудоустроены в течение 10 дней со дня их регистрации вцелях поиска подходящей работы;
Перерегистрация безработных граждан.
Порядок регистрации фиксирует и тех, кто не может быть признан безработным.Это, в частности, граждане, отказавшиеся в течение 10 дней со дня ихрегистрации в целях поиска подходящей работы от двух ее вариантов.
Как видно, каждому виду регистрации соответствует определенная цельгражданина и его субъективное право требовать от службы занятости определеннойуслуги или гарантии, а служба занятости должна выполнить корреспондирующуюэтому праву обязанность.3.5. Отношения ответственности сторон трудовогодоговора.
ПРИ нарушении своих трудовых обязанностей субъекты трудовогоправоотношения могут нести дисциплинарную, материальную, административную иуголовную ответственность в зависимости от характера совершенногоправонарушения. Административные и уголовно-правовые отношения возникают у нихс соответствующими органами государства и являются предметом других отраслейправа. Совершение же дисциплинарного проступка работником или имущественногоправонарушения каждой из сторон трудового договора влечет за собой применениесанкций, содержащихся в трудовом законодательстве. Это может быть причинениекак ущерба имуществу предприятия, учреждения, организации, так и вреда здоровьюработника или нарушение иных его имущественных интересов. Выделение этихотношений из трудовых в качестве самостоятельных и производных от нихбазируется на общем делении правоотношений на регулятивные и охранительные(ответственности), принятом в теории права. Охранительные возникают из фактаправонарушения и потому в рамках регулятивного, каким является трудовоеправоотношение, существовать не могут.
Таким образом, основанием возникновения всех этих правоотношенийявляется совершение правонарушения одной из сторон трудового договора.3.6. Отношения по рассмотрению трудовых споров.
Они возникают в связи с разрешением разногласий как между работником иработодателем (индивидуальные трудовые споры), так и между трудовымколлективом и администрацией как органом предприятия, учреждения, организации(коллективные трудовые споры) по поводу установления условий труда, а такжеприменения норм трудового законодательства. Коллективные трудовые споры могутвозникнуть и при заключении соглашений. Тогда спорящими сторонамисоответственно становятся те субъекты, между которыми соглашение заключается.
Трудовые споры рассматриваются различными органами: КТС, судами,администрацией и соответствующим органом профсоюза, примирительной комиссией,посредником, выбранным по соглашению спорящих сторон, трудовым арбитражем.Сказанное не означает, что конфликтующие стороны могут выбрать любой изназванных выше органов для обращения за разрешением конфликта. Законодательсвязывает трудовые споры с определенным порядком (процедурой) их разрешения исоответственно устанавливает подведомственность отдельных споров тому или иномуиз перечисленных органов.
Также следует иметь ввиду, что нормами трудового права регулируются невсе отношения по трудовым спорам. Часть их, касающаяся индивидуальных споров,входит в сферу гражданского процессуального права (между каждой из спорящихсторон и судебными органами). При этом подведомственность и порядокрассмотрения обусловлены именно видом и характером споров.
Поэтому мало сказать, что основанием возникновения соответствующихправоотношений по разрешению трудовых споров является сам трудовой спор, хотяэто и правильно по существу. Нужно изучить классификацию Этих споров с учетомособенностей каждого из них, т.к. именно вид спора и его специфика –индивидуальный или коллективный, об установлении условий труда или отказе вприеме на работу – это тот конкретный юридический факт, от которого и зависятподведомственность и порядок разрешения данного спора.3.7. Отношения по надзору за охраной труда исоблюдением трудового законодательства.
Для обеспечения всех основных трудовых прав граждан и, в частности правана здоровье и безопасные условия труда, создана целая система органов, которыеосуществляют функции надзора и контроля за соблюдением корреспондирующих этимправам обязанностей работодателя.
Общий государственный надзор за соблюдением законодательства, и в томчисле трудового, осуществляют органы прокуратуры. Кроме того, естьспециализированные государственные органы, призванные осуществлять надзор заохраной труда. Это Госгортехнадзор, Госэнергонадзор, Госатомнадзор. Между этимиорганами и работодателями в процессе осуществления надзорных функцийобразуются правовые отношения, которые имеют комплексный характер.
Часть их, возникающая в связи с совершением административныхправонарушений и уголовных преступлений, соответственно регулируется нормамиэтих отраслей права. Отношения по проверке трудового законодательства, даченеобходимых предписаний, а также связанные с осуществлением других полномочий,представляющих собой реализацию трудовой правосубъектности этих органов,составляют предмет трудового права.
Основами законодательства РФ об охране труда, принятыми 6 августа 1993г., предусмотрено создание новой структуры – федерального органа надзора иконтроля за охраной труда. Наряду с этим созданы и соответствующие органы вкаждом из субъектов Федерации. В России это Федеральная инспекция труда приМинистерстве труда РФ (Рострудинспекция) и подведомственные ей государственныеинспекции труда и государственные инспекторы (правовые и по охране труда)[8].
Как и с другими органами, осуществляющими государственный надзор, уинспекций труда с организациями также складываются правоотношения комплексногохарактера. Специфика этих правоотношений в том, что они возникают на основеодносторонних юридических актов, как правило, административного характера.
Закреплен в Основах законодательства РФ об охране труда и общественный контрольза охраной труда (ст. 25), который будет осуществляться как профессиональнымисоюзами в лице их соответствующих органов, так и иными уполномоченнымиработниками представительных органов, которые могут создавать в этих целяхсоответственные инспекции.
Однако, хотя ст. 25 Основ названа «Общественный контроль за охранойтруда», а ст. 19 Закона о профессиональных союзах — «Профсоюзный контроль засоблюдением законодательства о труде», функции, которые возложены на названные выше органы, имеют в известной мере и юридический характер, например, правопроведения независимой экспертизы условий труда и обеспечения безопасностиработников предприятия, право расследования несчастных случаев и при остановкеработ в случаях непосредственной угрозы жизни и здоровью работников и т.д. Этимправомочиям корреспондируют соответствующие юридические обязанностипредприятий, невыполнение которых влечет применение правовых санкций. Такимобразом, в действительности здесь речь идет не только об общественном контроле,но и правовом порождающем правовые отношения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
Итак, правоотношения в сфере трудового права – это регулируемые трудовымправом трудовые и производные от них общественные отношения.
Трудовое правоотношение можно определить какобщественное отношение, урегулированное нормами трудового права, складывающеесямежду работником и работодателем (предприятием, учреждением, организацией, атакже физическим лицом), в силу которого одна сторона (работник) обязанавыполнять работу по определенной специальности, квалификации или должности,подчиняться внутреннему трудовому распорядку, а работодатель обязуетсявыплачивать работнику заработную плату и обеспечивать условия труда,предусмотренные законодательством, коллективным договором и соглашением сторон.
Таким образом, правоотношения в сфере трудового правабывают: организационно-управленческие, социально-экономические, отношения попрофессиональной подготовке и повышению квалификации непосредственно напредприятиях, отношения по трудоустройству, отношения ответственности сторонтрудового договора, отношения по рассмотрению трудовых споров, отношения понадзору за охраной труда и соблюдением трудового законодательства.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Гражданскийкодекс РФ. Ч. 1. – М., 1994.
2. Кодекс законов отруде РФ с постатейными материалами и судебной практикой. По состоянию на 1марта 1997 г. – М., 1997.
3. Сыроватская Л.А.Трудовое право. – М., 2001.
4. Трудовое право.Учебник /Под ред. О.В. Смирнова. – М., 1996.
5. Трудовое право России.Учебное пособие. /Под ред. В.Н. Толкуновой, — М., 1996.
6. Сборникзаконодательств РФ за 1994-1997 гг.