Содержание
Введение
ГлаваI. Российскоезаконодательство о положении иностранных граждан в Российской Империи(исторический экскурс-XVIII-началоXIX века)
§1 Инородцы в Российской Империи
§2 Юридическое оформление иностранных граждан
ГлаваII. Иностранныеграждане в Советском Союзе
§1 Правовой статус иностранцев
§2 Правила пребывания иностранных граждан в СССР
ГлаваIII. Положениеиностранных граждан в Российской Федерации
§1 Права и обязанности иностранных граждан
§2 Ответственностьиностранных граждан
Заключение
Список литературы
Введение
Актуальность данной темы не вызывает никакихсомнений, так как (далее т.к.) вопросы правового положения иностранцев вРоссии, порядок из въезда и пребывания в ней, способы реализации и степеньгарантированности их прав в различных сферах общественной жизни вызываютнеизменный интерес.
Достаточно много ученых посвятилисвои работы именно этой теме: В.П. Басик, С.А. Авакьян, Андрей Воронцов, М.И.Фетюхин и другие. Один из них – Тесленко Анатолий Михайлович, в своейдиссертации, он наиболее обстоятельственно охарактеризовал правовой статусиностранцев в России в период, начиная со второй половины XVII и заканчивая началом XX вв. Главной целью его диссертацииявляется комплексное хронологически протяженное историко-правовое изучениезакономерностей развития и становления правового статуса иностранцев в России вуказанный выше период.
Иностранцы появляются в России уже назаре ее государственности. Они играют ту или иную роль на протяжении всехпоследующих веков, в зависимости от конкретных обстоятельств развития как самойстраны, так и других государств. Это нормальных процесс, имевший место вистории всех народов, в России приобрел специфические черты, нередко сам посебе получая ярко выраженную острополитическую окраску. В еще большей степениполитизировались оценки этого процесса, как современниками, так и потомками.
В качестве формирования и развитияправового статуса иностранцев можно выделить несколько хронологическихпериодов: 1) формирование правового статуса иностранцев в Российской Империи;2) правовое положение иностранцев в Совете Советских Социалистических Республик(далее СССР); 3) иностранцы в Российской Федерации.
Цель данной курсовой работы изучить правовоеположение иностранцев в России, на протяжении нескольких этапов. Для достиженияцели в работе поставлены следующие задачи:
— сделать исторический экскурс оположении инородцев в России в XVIII-XIX вв.
— рассмотреть личные права и свободыиностранных граждан в СССР
— проанализировать права, положения иобязанности иностранцев в Российской Федерации.
ГлаваI. Российское законодательство о положении иностранных гражданв Российской Империи (исторический экспорт-XVIII-XIXвека)
§1 Инородцы в Российской Империи
До 1917 года в Российской Империи несуществовало даже понятия — гражданин России. Жители России были подданными.При этом подданные делились на несколько разрядов с особым правовым статусом.Законодательство признавало: природные подданные и инородцы.
Инородцы — особая категория подданных в рамках права Российской империи. Неформально слово «инородцы»использовалось, часто с уничижительным оттенком, для обозначения всегонерусского населения империи.
Инородцев можно разделить на двекатегории: евреев и восточных инородцев. Наиболее существенное различие междуними состояло в том, что принадлежность к евреям обусловливалась не толькопроисхождением, но и религией. Поэтому еврей, принявший христианство,переставал согласно закону считаться евреем и инородцем. Наоборот,принадлежность к восточным инородцам была обусловлена только происхождением, ипоэтому принятие восточными инородцами христианства не влекло за собой выход изсостояния инородцев. Вместе с тем восточные инородцы, став оседлыми, могли безвсякого ограничения вступать в сословия городских и сельских обывателей. Однакоевреи, несмотря на их оседлость, не могли по своему желанию выйти из состоянияинородцев.
Существовал также особый разряд инородцев,не совершенно зависящих от России. К нему относились племена, кочующие награнице России с Китаем, подданство которых не установлено и о которых вообщене было почти никаких сведений. Они кочевали то на землях китайских, то нарусских, имели право свободной беспошлинной торговли с соседними русскими иинородцами, подлежали российскому суду только в случае убийства или насилия,совершенных на российской земле, и пользовались защитой русского правительстватолько тогда, когда обращались об этом с просьбами. Российское законодательствовозлагало на них лишь обязанность пропускать в свои земли и защищать от всякихпокушений лиц, снабженных охранительными листами от генерал-губернатора. Присоставлении положения 1822 г. об инородцах к таким инородцам, не совершеннозависящим от России, были отнесены также чукчии дзюнгорцы.
§2 Юридическое оформление иностранныхграждан
Начало формирования правового статусаиностранцев в Российской Империи было связано с реформами Петра I. В это время был снят запрет насвободный въезд, урегулированы многие вопросы правового положения иностранцев.Петр I, стремясь сделать Россию болеемогущественной и всячески улучшить и расширить торговлю с иностраннымигосударствами, своим манифестом от 16 апреля 1702 года «О вызовеиностранцев в Россию, с обещанием им свободы вероисповедания» реальнооткрыл иностранцам свободный доступ в Россию. Им гарантировалось сохранениепрежнего подданства, право на свободный въезд и выезд, освобождение от налогови пошлин. На государственной службе иностранцам предоставлялось высокоежалование, казенные квартиры и прочее материальное обеспечение (одежда, дрова,свечи). Данный манифест имел важнейшее значение для России, но его главнымнедостатком была ограниченная сфера действия – въезд в Россию разрешался тольколицам «военного звания», купцам и художникам («разным мастерам»).Позднее был разрешен въезд и иностранцам-правоведам. Конечно же, немало среди «гостей»было жуликов, авантюристов, любителей легкой наживы, не говоря уже о банальныхшпионах, которым всегда удобно прятаться в толпе мигрантов. Но уже к 20-м годамXVIII в. пребывание иностранцев в Россииполучило довольно «жесткую» законодательную регламентацию посредствомряда указов Петра I, касающихсяспециально «иноземцев», что объясняется отчасти как внутренним фактором(таможенной политикой и др.), так и внешним (Северной войной).
Ряд административных мер врегулировании проблем, связанных с приезжающими в Россию иностранцами, былвозложен на Петербургскую полицейскую канцелярию (1718-1783года). Указом от 31августа 1719 года в Канцелярии полицейских дел было велено записыватьиностранцев, приезжавших в Петербург из других государств, и после допросазаписи отправлять в коллегии: в Адмиралтейскую коллегию тех, кто приезжал наслужбу во флоте, в Военную – поступивших в армию.
Указ Петра I 1721 года предусматривал возможность приобретенияиностранцами поместий и вотчин путем принесения присяги на «вечноеподданство Российскому Государю». Вступление в подданство должно было бытьдобровольным, причем вступающий должен был показать, «чем он честнопропитать себя чает». В тексте присяги не было прямого указания на вечныйхарактер подданства. Однако уже сенатский указ от 27 августа 1747 года «Оклятвенном обещании иностранцев, желающих присягать на вечное подданство России»вводил момент вечности в самый текст присяги: «Аз нижепоименованный,бывший подданный, обещаюсь и клянусь Всемогущему Богу, что я Всепресветлейшей…Государыне… хочу верным, добрым и послушным рабом и вечно подданным с моеюфамилией быть и некуда… за границу не отъезжать и в чужестранную службу невступать». Текст этой присяги оставался неизменным и в последующих указах:от 8 марта 1762 года и 6 июля 1793 года.
Продолжением Петра I в формировании и развитии правовогостатуса иностранцев и законодательства о них была императрица Екатерина II. 4 декабря 1762 года, она издалаМанифест «О позволении иностранцам, кроме жидов, выходить и селиться вРоссии и о свободном возвращении в свое отечество Русских людей, бежавших заграницу». Этим актом она решила вопрос о въезде иностранцев в Россию ипредоставила им значительные права и льготы. Этот манифест гарантировалсвободное поселение в любой местности Российской Империи, где кто желает.Свобода вероисповедания и право на сооружение своих церквей, освобождение от всякихналогов на 30 льготных лет, предоставление беспроцентных ссуд на 10-ти летнийсрок на постройку дома, домашнюю обстановку и хозяйственное обзаведение. Крометого, особым стимулом было освобождение от воинской повинности. Манифест такжегарантировал иностранным поселенцам право на местное самоуправление и правовыезда из России в любое время. Но такие обширные льготы в правовом положениииностранцев имели, в конечном счете, и отрицательную сторону, котораязаключалась в слишком большой обособленности и автономности «иноземцев»от коренного населения. Иностранцы жили и работали в своих колониях по своемууставу и представляли собой как государство в государстве.
В представленном выше манифестеговорится о том, что иностранцы, которые решили поселиться в России должнысначала явиться в Канцелярию опекунства, либо в любой другой пограничный город,где они говорят о своих намерениях, желаниях: записаться в купечество, в цехи,или быть мещанином, в каком городе хотят проживать, поселиться колониями илиместами на свободных и выгодных землях для хлебопашества и др.
После Екатерины II Российские Императоры Павел I и Александр I создали ряд законодательных актов, которыми были введеныограничения привилегированного правового положения иностранцев в России. Начинаяс французской революции и во время наполеоновских войн, правительство Россииуже относилось к иностранцам весьма настороженно главным образом пополитическим соображениям. Это повлекло различные ограничения, что особенно этокоснулось иностранцев – подданных Франции и подчиненных последней государств.Так, в период 1789-1820-х годах был затруднен въезд в Россию иностранцев,устанавливался особый надзор за приезжающими иностранцами и правила пропуска ихв пределы Империи.
Манифестом от 1 января 1807 года существенноограничивались права иностранных купцов. Эти ограничения прав иностранцев поторговле и в других сферах деятельности существовали до 1860 года, когдаАлександр II своим указом «О правахпребывающих в Россию иностранцев» предписал, что пребывающим в Россиюиностранцам по торговле, земледелию и промышленности дарованы такие же права,какими пользуются русские подданные. Вторая половина XIX века – начало первой мировой войны (до июля 1914года)– активное реформирование и совершенствование законодательства России (вместе сним и существенные изменения в правовом статусе иностранцев).
Правовой статус иностранцев в этотпериод приобрел многогранную нормативную характеристику, хотя права некоторыхкатегорий иностранцев по-прежнему оставались ограниченными как по сферам ихдеятельности (гражданская и военная служба и др.), так и по отдельным категориям.
Поскольку в России проживало в конце XIX века значительное количествоиностранцев (в 1897 году было зафиксировано 605500 иностранных подданных – 0,5%всего населения), то вопрос об их правовом положении имел важнейшее какполитическое, так и экономическое значение. Для принятия иностранца в русскоеподданство, требуется его предварительное посещение России. Прошение о принятииподданства подается Министерству Внутренних Дел и должно содержать в себеуказания: в каких местах хочет проживать, во время приезда в Империю, чемзаниматься, к какому состоянию общества желает и вправе приписаться, в какомгороде желает принять присягу, если ходатайствует о применении к немусокращенного срока пребывания, то на каких обстоятельствах основывается даннойходатайство. Министерство Внутренних Дел после рассмотрения прошения либоудовлетворяет его, либо отказывает в принятии просителя в русское подданство.
ГлаваII. Иностранные граждане в Советском Союзе
§1 Правовой статус иностранцев
Конституции СССР 1924 и 1936 годовнепосредственно не регламентировали правовой статус иностранцев в России. ВКонституции 1977 года впервые на конституционном уровне были определены исходныеначала правового статуса иностранце в СССР – это был современный этап развитияроссийского законодательства об иностранных гражданах. Она во многомусовершенствовала основополагающие нормы о правовом статусе личности, далатолчок обновлению всего законодательства в данной сфере. Это касалось каксоветских граждан, так и иностранцев. Конституция СССР занимала первое местосреди актов, определяющих тогда правовой статус иностранцев в СССР.
Указанные начала предусматривались встатьях 37 и 38 раздела 11 «Государство и личность» Конституции СССР.В ней устанавливалось принципиальное положение о гарантированности в СССРиностранным гражданам и лицам без гражданства предусмотренных законом прав исвобод. При этом особо выделялась одна из существенных конституционных гарантий— право на юридическую, в том числе судебную защиту. Гарантируя права исвободы, Основной закон одновременно возлагал на находящихся на территории СССРиностранных граждан и лиц без гражданства обязанность уважать Конституцию СССРи соблюдать советские законы.
Особое значение имел Закон СССР «Оправовом положении иностранных граждан в СССР». Он был принят 24 июня 1981года и введен в действие с 1 января 1982 года.
В данном законе говорится о том, что иностранные граждане в СССР пользуются теми же правами исвободами и несут те же обязанности, что и граждане СССР, если иное не вытекаетиз Конституции СССР, настоящего Закона и других актов советскогозаконодательства. Так же использование иностранными гражданами в СССР прав исвобод не должно наносить ущерб интересам советского общества и государства,правам и законным интересам граждан СССР и других лиц.
Глава 2 Закона СССР «О правовомположении иностранных граждан в СССР» полностью посвящена основным правам,свободам и обязанностям иностранных граждан в СССР.
В СССР иностранныегражданепользуются рядом политических прав и гражданских свобод: свободой слова,печати, свободой совести, неприкосновенностью личности, жилища, тайнойпереписки и т. д. Избирательными правами иностранцы не пользуются; они не привлекаются кнесению воинской обязанности. Данным лицам, преследуемым за защиту интересовтрудящихся, научную деятельность или национально-освободительную борьбу,предоставляется правоубежища.
В области гражданско-правовыхотношений иностранцам в СССР предоставляется национальный режим. Они могутприобретать те же гражданские права, что и советские граждане (приобретать иотчуждать имущество, наследовать, заключать сделки, пользуются правом наизобретение и т. д.), обращаться в суд и нотариальные органы. Иностранцы могут вступать в брак с советскимигражданами и между собой, усыновлять и быть усыновленными; над ними может бытьучреждена опека, и они могут быть опекунами. Иностранные лица, кроме лиц, пользующихся иммунитетомот юрисдикции (дипломатические, консульские представители и некоторые другиелица), подлежат уголовной ответственности за совершенные ими на территории СССРпреступления.
Иностранцы, имеющие постоянное место жительствав СССР, пользуются медицинской помощью наравне с гражданами СССР.Законодательством установлены некоторые ограничения прав иностранцы, например на передвижение внекоторых районах и на избрание отдельных профессий (капитан корабля и др.).
По вопросам их правового положения,СССР заключил ряд специальных соглашений, например договоры об оказании правовой помощи по гражданским, семейным и уголовнымделам, о гражданстве, социальном обеспечении, безвизовом въезде и др.
§2 Правила пребывания иностранныхграждан в СССР
Общие положения
Иностранные граждане, временнопребывающие в СССР, проживают в гостиницах или на иной жилой площади(независимо от принадлежности ее к тем или иным видам жилищного фонда) посвоему выбору, с уведомлением советских принимающих организаций (предприятий,учреждений), постоянных иностранных представительств, а также лиц, пригласившихих в СССР по частным делам.
Советские принимающие организацииобеспечивают своевременное разъяснение иностранным гражданам прав иобязанностей, предусмотренных Законом СССР «О правовом положениииностранных граждан в СССР» и настоящими Правилами, точное выполнениеустановленных правовых норм в отношениях с иностранными гражданами, ведутсоответствующий учет иностранных граждан, а также несут ответственность за своевременноеоформление документов на право пребывания их в СССР, передвижения по территориистраны и на выезд из СССР по истечении определенного им срока пребывания.
Лица, пригласившие иностранныхграждан в СССР по частным делам и предоставившие им жилую площадь, обязаныпринимать меры к своевременной регистрации заграничных паспортов этих граждан иоказывать им содействие в выезде из СССР по истечении определенного им срока пребывания.
Въезд в СССР и выезд из СССРиностранных граждан
Основанием для выдачи виз на въезд вСССР и выезд из СССР и продления срока их действия являются:
-для иностранных граждан, прибывающихв СССР по линии советских принимающих организаций и постоянных иностранныхпредставительств, — письменные обращения этих организаций и представительств;
-для иностранных граждан, въезжающихв СССР по частным делам или на постоянное жительство, а также иностранныхграждан, постоянно проживающих в СССР, при поездках за границу по частным деламили при выезде на постоянное жительство — разрешения органов внутренних дел,выдаваемые по заявлениям этих граждан. Такие разрешения выдаются Министерствомвнутренних дел СССР, министерствами внутренних дел союзных и автономныхреспублик, управлениями (отделами) внутренних дел исполкомов краевых, областных,городских и районных Советов народных депутатов.
Оформление документов на правожительства в СССР иностранных граждан, временно пребывающих в СССР
Временно пребывающие в СССРиностранные граждане проживают на территории СССР по заграничным паспортам, зарегистрированнымв порядке, установленном настоящими Правилами. Заграничные паспортапредставляются для регистрации по прибытии в пункт назначения в течение трехсуток, исключая праздничные и выходные дни.
Освобождаются от регистрациизаграничных паспортов:
— иностранные граждане, прибывшие вСССР на праздничные и выходные дни или на срок до 3 суток в обычные дни ивыезжающие из СССР в течение этих дней;
— иностранные туристы, совершающиекруизы;
В советских принимающих организацияхрегистрируются заграничные паспорта иностранных граждан, прибывших по линииэтих организаций на срок, не превышающий трех месяцев.
В гостиницах регистрируютсязаграничные паспорта всех проживающих в них иностранных граждан независимо отцели прибытия и срока пребывания их в СССР. Регистрация производится наосновании личных обращений этих граждан или письменных заявок советскихпринимающих организаций, постоянных иностранных представительств в СССР.Регистрация заграничных паспортов производится на срок, указанный в обращениях,турах, заявлениях, а лицам, прибывшим по визам, — на срок действия визы.
В органах внутренних делрегистрируются заграничные паспорта иностранных граждан, не указанных в пунктах17 — 20 настоящих Правил. Регистрация производится на основании письменныхобращений советских принимающих организаций и постоянных иностранныхпредставительств в СССР. Обращения должны подаваться в органы внутренних дел непозднее трех суток, исключая праздничные и выходные дни, с момента сдачииностранными гражданами в принимающую организацию или представительствозаграничных паспортов для регистрации.
Регистрация в органах внутренних делзаграничных паспортов иностранных граждан, прибывших в СССР по частным делам,производится на основании имеющихся у них виз, если иной порядок въезда в СССРне установлен соглашением Союза ССР с соответствующей страной.
Запись о регистрации заграничныхпаспортов иностранных граждан в СССР производится по месту первоначальногоприбытия этих граждан.
Продление действия регистрациииностранным гражданам производится в органах внутренних дел и гостиницах.Советские принимающие организации могут продлить действие регистрации на срок,не превышающий трех месяцев. Продление действия регистрации производится послепродления органами внутренних дел срока действия визы на выезд из СССР.
Выдача иностранным гражданамразрешений на постоянное проживание и видов на жительство в СССР
Разрешения на постоянное проживание ивиды на жительство в СССР выдаются иностранным гражданам органами внутреннихдел.
Заявления о выдаче разрешения напостоянное проживание в СССР подаются временно пребывающими в СССР иностраннымигражданами непосредственно в органы внутренних дел по месту жительства, алицами, проживающими за границей, — в дипломатические представительства иликонсульские учреждения СССР.
Виды на жительство в СССР иностраннымгражданам, достигшим 16-летнего возраста, выдаются органами внутренних дел поместу их постоянного жительства на срок действия заграничных паспортов, но неболее, чем на пять лет, а достигшим 45-летнего возраста — на весь срок действиязаграничных паспортов. Лицам без гражданства виды на жительство выдаются срокомна пять лет, а достигшим 45-летнего возраста — бессрочные.
Заявления о продлении срока действияимеющегося или о выдаче нового вида на жительство должны подаватьсяиностранными гражданами в орган внутренних дел по месту их жительства непозднее 10 дней до истечения срока действия вида на жительство, а в случае егоутраты — незамедлительно.
Иностранным гражданам, которые втечение года со дня окончания срока действия имеющихся у них заграничныхпаспортов не предъявят новых или продленных документов, органами внутренних делвыдаются виды на жительство в СССР для лиц без гражданства.
Иностранные граждане, постояннопроживающие в СССР, подлежат прописке по месту постоянного жительства, пропискеили регистрации в том или ином населенном пункте при временном въезде в него ивыписке при выезде с места постоянного жительства в порядке, предусмотренномдля граждан СССР.
Передвижение иностранных граждан потерритории СССР и выбор ими места жительства в СССР
Иностранные граждане могут свободнопередвигаться по территории СССР, открытой для посещения иностраннымигражданами, при условии уведомления о поездке.
Иностранные граждане, временнопребывающие в СССР по линии советских принимающих организаций, уведомляют опоездке администрацию этих организаций, а иностранные граждане, постояннопроживающие в СССР или прибывшие в СССР по частным делам, в том числе вкачестве гостей сотрудников постоянных иностранных представительств в СССР,уведомляют органы внутренних дел.
По прибытии в пункт назначенияиностранные граждане должны зарегистрировать свое временное пребывание вгостиницах или в органах внутренних дел либо в советской принимающейорганизации.
В местности, закрытые для посещенияиностранными гражданами, въезд их и передвижение могут осуществляться только поразрешению органов внутренних дел: прибывших в СССР по линии советскихпринимающих организаций — на основании письменных обращений этих организаций, согласованныхв установленном порядке, а прибывших по линии постоянных иностранныхпредставительств или по частным делам либо постоянно проживающих в СССР — наосновании их личных письменных заявлений. По просьбе советских организаций,принимающих иностранных граждан, этим гражданам могут быть даны разрешения намногократные въезд и передвижение.
Иностранные граждане, изменившиеместо пребывания в СССР в нарушение настоящих Правил, обязаны по требованиюорганов внутренних дел возвратиться к прежнему месту пребывания или следовать всоответствии с избранными пунктами назначения.
ГлаваIII. Положение иностранных граждан в Российской Федерации
§1 Права и обязанности иностранныхграждан
Конституция Российской Федерации и еезаконодательство отражают многие международные требования, касающиеся правовогоположения иностранцев и лиц без гражданства. Согласно ч.3 ст. 62 Конституцииуказанные категории лиц пользуются в Российской Федерации правами и несутобязанности наравне с российскими гражданами, кроме случаев, установленныхфедеральным законом или международным договором РФ. Роль закона, регулирующегоправовое положение иностранцев Российской Федерации, выполняет Федеральный закон «О правовомположении иностранных граждан в Российской Федерации» от 25 июля 2002 года.
Иностранцы и лица без гражданствамогут проживать в Российской Федерации постоянно, если имеют на то разрешение ивид на жительство, выданные органами внутренних дел. Все иные иностранцы и лицабез гражданства, находящиеся в России на законном основании, считаются временнопребывающими и вид на жительство им не выдается. Такие лица обязанызарегистрировать свои заграничные паспорта или заменяющие их документы. Однакоони должны выехать из Российской Федерации по истечении определенного им срокапребывания. Некоторые категории иностранцев – главы государств, правительств,члены парламентских и правительственных делегаций и т.п. освобождаются отрегистрации документов.
Существенным элементом статусаиностранцев и лиц без гражданства является их право на свободу передвижения,выбор места жительства. Этот вопрос определен в законе Российской Федерации «О правеграждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания ижительства в пределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г. В ст.1 Закона сказано, что «лица, не являющиеся гражданами Российской Федерации изаконно находящиеся на ее территории, имеют право на свободу передвижения,выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации в соответствиис Конституцией и законами Российской Федерации и международными договорамиРоссийской Федерации». Вместе с тем иностранцы и лица без гражданства, каки граждане Российской Федерации, обязаны регистрироваться по месту пребывания ипо месту жительства в пределах Российской Федерации.
Нужно учитывать, что право на свободупередвижения, выбор места пребывания и места жительства в соответствии сзаконами может быть ограничено: 1) в пограничной полосе; 2) в закрытых военныхгородках; 3) в закрытых адменистративно-территориальных образованиях; 4) взонах экологического бедствия; 5) на отдельных территориях и в населенныхпунктах, где в случае опасности распространения инфекционных и массовыхинфекционных заболеваний и отравлений людей введены особые условия и режимыпроживания населения и хозяйственной деятельности; 6) на территории, гдевведено чрезвычайное или военное положение. Законом от 25 июня 1993 г. также предусмотрено, что, если международным договором Российской Федерации установлены иныеправила, чем те, которые содержатся в данном законе, применяются правиламеждународного договора.
Вопросы пребывания иностранныхграждан и лиц без гражданства на российской территории связаны с главнымвопросом – их правами и свободами в Российской Федерации, определяющимиправовой статус указанных лиц. Правовой статус иностранных граждан и лиц безгражданства в принципе приравнивается к правовому статусу граждан РоссийскойФедерации, что означает, что нормы российского конституционного, трудового,гражданского, семейного и иных отраслей права распространяются как нароссийских граждан, так и, с небольшими ограничениями, на указанные категориилиц. Для характеристики правового положения этих лиц основополагающими являютсянормы конституционного права. Поэтому особое значение имеет глава 2 КонституцииРоссийской Федерации «Права и свободы человека и гражданина». В нейустановлено, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права исвободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормаммеждународного права и в соответствии с Конституцией.
Права и свободы человека и гражданинапризнаются непосредственно действующими. Все равны перед законом и судом.Каждый имеет право на жизнь, свободу и личную неприкосновенность. Арест,заключение под стражу, и содержание под стражей допускаются только по судебномурешению, каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную исемейную тайну, право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых,телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только наосновании судебного решения. Жилище неприкосновенно. Важными для правовогостатуса иностранцев являются положения ст.27 Конституции: «1. Каждый, ктозаконно находится на территории Российской Федерации, имеет право свободнопередвигаться, выбирать место пребывания и жительства. 2. Каждый может свободновыезжать за пределы Российской Федерации…» иностранцы и лица безгражданства пользуются свободой совести, свободой вероисповедания. Каждомугарантируется свобода мысли и слова. Иностранцы и лица без гражданства могутреализовать право на вхождение в профсоюз, иные общественные объединения. Ониимеют право на свободное использование своих способностей и имущества дляпредпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности.Статья 35 Конституции позволяет иностранцам и лицам без гражданствапользоваться правом частной собственности. Оно охраняется законом: каждыйвправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться, распоряжаться имкак единолично, так и совместно с другими лицами. Никто не может быть лишенсвоего имущества иначе как по решению суда. Принудительное отчуждение имуществадля государственных нужд может быть произведено только при условиипредварительного и равноценного возмещения. Право наследования гарантируется.Иностранцам, как и российским гражданам, предоставляется свобода труда. Трудсвободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями ктруду, выбирать род деятельности и профессию. Принудительный труд запрещен.Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности игигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и нениже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а такжеправо на защиту от безработицы. Каждый имеет право на отдых. Работающему потрудовому договору гарантируются установленные федеральным закономпродолжительность рабочего времени, выходные и праздничные дни, оплачиваемыйежегодный отпуск.
Каждому гарантируется социальноеобеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, длявоспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Каждый имеет право нажилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Иностранцы и лица без гражданстваимеют право на медицинскую помощь
Каждый имеет право на охрану здоровьяи медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальныхучреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средствсоответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений. Иностранцы илица без гражданства имеют право на образование.
Гарантируются общедоступность ибесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессиональногообразования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях ина предприятиях. Иностранцам гарантируется свобода литературного,художественного, научного, технического и других видов творчества,преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом.
Целый блок прав касается государственнойзащиты прав и свобод человека и гражданина. Эти права так же распространяютсяна иностранцев и лиц без гражданства. Как уже отмечалось, им гарантируетсязащита прав и свобод. Решения и действия (или бездействие) органовгосударственной власти, органов местного самоуправления, общественныхобъединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Каждый вправе всоответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться вмежгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны всеимеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты. Каждому гарантируетсяправо на получение квалифицированной юридической помощи. Каждый задержанный,заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоватьсяпомощью адвоката с момента соответственно задержания, заключения под стражу илипредъявления обвинения. Каждый обвиняемый в совершении преступления считаетсяневиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральнымзаконом порядке и установлена вступившим в законную силу приговором суда.
Иностранцы и лица без гражданстванаряду с правами несут и обязанности. Каждый обязан соблюдать действующиезаконы. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушатьправа и свободы других лиц. Каждый обязан платить законно установленные налогии сборы. Каждый обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относитьсяк природным богатствам. Как уже говорилось, правовой режим иностранцев и лицбез гражданства регулируется не только законами государства, но имеждународными договорами. Их можно разделить на несколько видов:
-договоры, закрепляющие обязанностьпредоставления прав и свобод, вытекающих из международных стандартов в областиправ человека;
-договоры, касающиеся регулированияотдельных прав иностранцев;
-договоры о правовой помощи иправовых отношениях по гражданским семейным и уголовным делам;
-договоры, регулирующие правовоеположение иностранцев и лиц без гражданства как трудящихся мигрантов.
В последние годы достаточно широкаямиграция иностранных рабочих в Россию стала постоянно действующим фактором.Указом Президента Российской Федерации от 16 декабря 1993 г. № 2146 было утверждено положение о привлечении и использовании в Российской Федерациииностранной рабочей силы. Согласно положению Федеральная миграционная службаРоссии по предложениям органов исполнительной власти субъектов Федерации игородов федерального значения выдает разрешения на привлечение иностраннойрабочей силы и осуществляет контроль за их использованием. Разрешениямиустанавливаются квоты на привлечение определенного числа иностранных граждан,нанимаемых работодателями. Разрешения могут выдаваться российским юридическимлицам, предприятиям с иностранными инвестициями, действующим на российскойтерритории, а так же отдельным российским и иностранным физическим лицам илицам без гражданства, проживающим на территории России, использующим труднаемных работников в личном хозяйстве.
§2 Ответственностьиностранных граждан
Статья 4 ФЗ «О правовомположении иностранных граждан в Российской Федерации» говорит, что иностранные граждане пользуются вРоссийской Федерации правами и несут обязанности наравне с гражданами Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренныхфедеральным законом". Это означает, что ответственность также в равноймере распространяется и на граждан, и на иностранных граждан. Иностранныйгражданин, виновный в нарушении законодательства Российской Федерации, привлекается к ответственности в соответствии сзаконодательством РоссийскойФедерации. При этоминостранный гражданин, незаконно находящийся в Российской Федерации, подлежит учету, фотографированию и обязательнойгосударственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученныхсведений в центральный банк данных, создаваемый в соответствии со ст. 26настоящего ФЗ. Но в этом вопросе также проявляется особенности административно- правового статуса иностранных граждан. Особенность этой является специальнаямера наказания, которой могут быть подвергнуты только иностранные граждане — административное выдворение.
Административное выдворение запределы Российской Федерации иностранных граждан заключается в принудительном иконтролируемом перемещении указанных граждан через Государственную границу Российской Федерации, за пределы Российской Федерации, а в случаях, предусмотренныхзаконодательством РоссийскойФедерации, — вконтролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан из Российской Федерации. Это наказание применяется только киностранным гражданам. Подобное наказание предусмотрено Кодексом обадминистративных правонарушениях (далее КоАП) Российской Федерации за нарушение режима Государственной границы Российской Федерации; нарушение режима в пунктах пропускачерез Государственную границу Российской Федерации; нарушение иностранным гражданином режима пребывания в Российской Федерации; нарушение иностранным гражданиномправил привлечения и использования в Российской Федерации иностранной рабочей силы; нарушение иммиграционных правил. Вовсех статьях КоАП РоссийскойФедерации, содержащихтакое наказание, как административное выдворение за пределы Российской Федерации, оно закрепляется в качествевозможного дополнительного наказания наряду с основным наказанием — административнымштрафом.
Административное выдворение запределы РоссийскойФедерации назначаетсясудьей, а в случае совершения иностранным гражданином административногоправонарушения при въезде в Российской Федерации — компетентными должностными лицами органов исполнительной власти.Такими должностными лицами являются наделенные необходимыми полномочиямисотрудники пограничных органов.
Содержание административноговыдворения за пределы РоссийскойФедерации достаточноспецифично. Оно состоит в контролируемом перемещении иностранного гражданина стерритории РоссийскойФедерации черезГосударственную границу РоссийскойФедерации. Перемещениеможет производиться принудительно и путем контролируемого самостоятельного выездавыдворяемого из РоссийскойФедерации. В случае еслиу выдворяемого из России лица нет необходимых средств и установление стороны,пригласившей его в Россию, невозможно, перемещение выдворяемого лица черезГосударственную границу РоссийскойФедерации осуществляетсяза счет средств федерального бюджета.
Средства, выделяемые из федеральногобюджета на мероприятия по административному выдворению, расходуются наприобретение проездных документов для выдворяемого лица (а в случаях,установленных законодательством Российской Федерации, — также проездных документов для должностного лица органавнутренних дел, сопровождающего выдворяемого иностранного гражданина); насодержание выдворяемого лица до исполнения решения об административномвыдворении; на оформление документов, необходимых для осуществления выдворения;совершение иных действий, непосредственно связанных с выдворением. Правиларасходования средств федерального бюджета на мероприятия по депортации либоадминистративному выдворению иностранных граждан за пределы Российской Федерации при невозможности установленияприглашающей стороны (утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 октября 2002 г. № 769)..
В случае административного выдворенияиностранного гражданина, осуществляющего трудовую деятельность в Российской Федерации без разрешения на работу, средства,затраченные из федерального бюджета на обеспечение выезда иностранногогражданина соответствующим видом транспорта из Российской Федерации, подлежат взысканию в судебном порядке с работодателяили заказчика работ (услуг), привлекших указанного иностранного гражданина ктрудовой деятельности, по иску органа, исполнявшего постановление обадминистративном выдворении указанного иностранного гражданина.Административное выдворение как меру административного наказания не следуетсмешивать с мерой административного пресечения, применяемой уполномоченнымидолжностными лицами пограничных органов и пограничных войск и связанной спередачей иностранных граждан и лиц без гражданства, нарушивших режимГосударственной границы РоссийскойФедерации, властямгосударства, с территории которого они пересекли Государственную границу Российской Федерации (Ст. 14 ФЗ Российской Федерации «О Государственной границеРоссийской Федерации» от 1.04.1993 г.)
Исполнение постановления обадминистративном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина производится путем официальнойпередачи иностранного гражданина представителю властей иностранногогосударства, на территорию которого указанное лицо выдворяется, либо путемконтролируемого самостоятельного выезда лица, подлежащего административномувыдворению за пределы РоссийскойФедерации. Об административном выдворении иностранного гражданина из пунктапропуска через Государственную границу Российской Федерации уведомляются власти иностранного государства, на территориюили через территорию которого указанное лицо выдворяется (если административноевыдворение предусмотрено международным договором Российской Федерации с этим государством).
В случае если передача лица, подлежащегоадминистративному выдворению за пределы Российской Федерации, представителю властей иностранного государства непредусмотрена международным договором Российской Федерации с этим государством, административное выдворение лицаосуществляется в месте, определяемом пограничными органами.
Исполнение постановления обадминистративном выдворении за пределы Российской Федерации иностранного гражданина оформляется в виде двустороннего илиодностороннего акта, который приобщается к постановлению. До административноговыдворения за пределы РоссийскойФедерации иностранныеграждане по решению суда могут содержаться в специальных помещениях,предусмотренных для содержания лиц, подвергнутых административному задержанию.
Заключение
Формирование правового статусаиностранцев в России началось с Петра I и до настоящего времени, на протяжении всей истории стремительноразвивался.
Первых иностранцев – инородцев,изначально делили на две категории: евреев и восточных инородцев. Еще выделяликочующие племена на границе России и Китая. Подданство последних не было вообщеустановлено.
К 20-м годам XVIII в. пребывание иностранных лиц получило довольно «жесткую»законодательную регламентацию посредством ряда указов Петра I, касающихся специально «иноземцев».Продолжением Петра I в формировании иразвитии правового статуса иностранцев и законодательства о них былаимператрица Екатерина II.Благодаря ей, иностранцам гарантировалось свободное поселение в любой местностиРоссийской Империи. После нее, Императорами Павлом I и Александром I,были введены ограничения привилегированного правового положения иностранцев вРоссии. Во время правления Александра II, правовой статус иностранцев приобрел многогранную нормативнуюхарактеристику.
С каждым новым этапом, иностранцыполучали все больше и больше прав. Так уже в СССР, согласно ст. 3 «Законао правовом положении иностранных граждан», говорится, что иностранныеграждане в СССР пользуются теми же правами и свободами и несут те жеобязанности, что и граждане СССР, если иное не вытекает из Конституции СССР,настоящего закона и других актов советского законодательства.
Правила пребывания иностранцев вСССР, не были сильно жесткими, они очень четко описывали все их права иобязанности в данной области.
В настоящее время, по сравнению с СССР,правовое положение выше указанных лиц почти не изменилось. Так же, как уже былоописано выше, в данной работе, иностранцы, кроме различных прав несут иопределенные обязанности, за нарушение которых, они несут юридическуюответственность.
Число иностранцев, пересекающихтерриторию России, постоянно увеличивается, их общее число не удастся назватьдаже примерно, т.к. в нашей стране очень много иностранцев, которые пересекаютданную территорию незаконно и с каждым годом эта цифра увеличивается.
Список литературы
I Раздел. Нормативные акты
1. Конституция Российской Федерации;
2. Федеральный Закон от 25 июля 2002 года №115-ФЗ «Оправовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
3. Федеральный Закон «О праве граждан РоссийскойФедерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства впределах Российской Федерации» от 25 июня 1993 г.";
4. Кодекс РФ об административных правонарушениях – М.,2002.
II Раздел. Специальная литература
5. Ерпылева Н.Ю., Касенова М.Б. Международное частноеправо — М., 2008;
6. Авакян С.А. Россия: гражданство, иностранцы,внешняя миграция — С-П., 2003;
7. Басик В.П. Правовое положение граждан РФ и иностранцев в России – М.,2004;
8. Фетюхин М.И. Гражданская правоспособность идееспособность граждан в Российской Федерации и механизм ее защиты – В., 2005;
9. Баглай М.В. Конституционное право РоссийскойФедерации – М., 2004.
III Раздел. Периодические издания
10. «Российская газета» от 31 июля 2002 года№140;
IV Раздел. Информация из интернета
11. Словарь по истории России, иностранцы в России-http://rushist.clow.ru/4/information/189.html;
12. Тесленко А.М. Диссертация на соискание ученойстепени кандидата юридических наук. Правовой статус иностранцев в России – Екатеринбург,2000 — dissertation1.narod.ru/avtoreferats1/a130.htm;
13. Андрей Воронцов Приключения иностранцев в России — www.rusk.ru/st.php?idar=21842;
14. Юридический портал LawMix — www.lawmix.ru/comm.php?state=6042;
15. Словари и энциклопедии на Академике, Подданство — dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/71973;
16. Дворянский род Рогге. Истоки российских немцев.Манифесты Екатерины II 1762 и 1763 — www.genrogge.ru/gr/gr-manifest1.htm;
17. Классика российского права. Свод законовРоссийской Империи — civil.consultant.ru/reprint/books/205/99.html#img100;
18. Закон о правовом положении иностранных граждан вСССР (в ред. Федеральных законов от 19. 05. 95 № 82-ФЗ, от 15. 08. 96 №114-ФЗ)- www.mosrielt.ru/article/entry3/text82.htm.
19. Правила пребывания иностранных граждан в СССР — ruscan.narod.ru/prav_dly_inostr_SSSR.htm2