Федеральное государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования
«ПОВОЛЖСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
имени П.А. Столыпина»
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра государственного и муниципального управления
ОТЧЕТ
ПО ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
Выполнила:
студентка 5 курса
специальности 080504.65
заочной формы обучения
2 группы
Проверил:
Саратов 2010
Отзыв – характеристика о прохождении практики
В период с 22 февраля по 02апреля 2010 года студентка 5 курса факультета «Государственное и муниципальноеуправление» Поволжской академии государственной службы Степаненко Д.Е. проходилапрактику в отделе правовой, кадровой и организационной работы министерствакультуры Саратовской области.
В ходе прохождения практикиСтепаненко Д.Е. в полной мере ознакомилась с основными направлениями работыотдела, функциональными обязанностями его сотрудников; изучила комплекснормативно — правовой документации, регламентирующей деятельность министерства.На период практики в отделе на Степаненко Д.Е. был возложен ряд обязанностей,которые она успешно выполняла, в том числе: подготовка документов и необходимыхматериалов для заседания Коллегии министерства; запрос информации изподведомственных учреждений, ее обобщение, многочисленные разовые поручения.
В процессе работы Степаненко Д.Е.проявила добросовестность и исполнительность, зарекомендовала себя какграмотный и ответственный работник, умело использующий для решения поставленныхзадач полученные знания и навыки.
Считаю, что по результатампрохождения практики студентка заслужила оценку «отлично».
Начальник отдела
Календарный план прохожденияпрактикиДата Изучаемые вопросы, характер выполняемой работы Результат, итоги проделанной работы Подпись руководителя подразделения 22.02.2010 — 26.02.2010 Знакомство с коллективом, изучение Положения о министерстве культуры Саратовской области, Положения об отделе правовой, кадровой и организационной работы, и других нормативно-правовых актов, регламентирующих деятельность отдела и министерства в целом. Изучила нормативно — правовые акты, получила представление об основных принципах деятельности министерства и отдела. 01.03.2010 — 02.03.2010 Изучение проекта Закона Саратовской области «О культуре», работа с входящей документацией. Изучила основные направления работы по подготовке проектов нормативно-правовых актов, приобрела навык работы с документами. 03.03.2010 — 05.03.2010 Подготовка документов и необходимых материалов для заседания Коллегии министерства. Изучила основные принципы проведения бесед и собраний 08.03.2010 — 12.03.2010 Работа с документами. Приобрела навык практического использования законодательства в области государственного управления. 15.03.2010 — 19.03.2010 Работа по запросу и обобщению информации из подведомственных учреждений. Приобрела навыки сбора статистической информации. 22.03.2010 — 26.03.2010 Анализ предоставленной информации. Приобрела навыки анализа статистических данных. 29.03.2010 — 02.04.2010 Подготовка отчета о прохождении производственной практики, сбор необходимых для него материалов.
Отчет
С 22 февраля 2010 года по 02 апреля2010 года я проходила производственную практику в отделе правовой, кадровой иорганизационной работы министерства культуры Саратовской области. Целями даннойпрактики являются:
закрепление и расширениетеоретических знаний, полученных в процессе обучения в академии;
овладение передовыми методамиуправления и получение практического опыта по оценке конкретных проблемныхситуаций и принятию управленческих решений;
приобретение опыта работы в трудовыхколлективах при решении организационно — правовых вопросов.
Передо мною стояли следующиезадачи:
ознакомиться со структуройминистерства, его задачами, основными направлениями деятельности, правовым иинформационным обеспечением;
определить пределы компетенцииминистерства;
ознакомиться с задачами,основными направлениями деятельности, правовым и информационным обеспечениемотдела правовой, кадровой и организационной работы;
выявить недостатки в работеотдела правовой, кадровой и организационной работы министерства;
приобретение опыта работы втрудовом коллективе при решении организационно — правовых вопросов.
Министерство культурыСаратовской области является органом исполнительной власти, который реализуетна территории области государственную политику в сфере культуры. Министерствообладает правами юридического лица, имеет печать с изображениемГосударственного герба Российской Федерации и своим наименованием, образуетсяпостановлением Правительства Саратовской области.
Деятельностью министерства руководитминистр, который несет персональную ответственность за выполнение возложенныхна министерство задач и функций. Для решения поставленных задач и рассмотренияосновных вопросов деятельности министерстве образуется коллегия в составеминистра, его заместителей по должности, работников министерства, ведущихдеятелей культуры, искусства, ученых и специалистов.
Основными функциями министерствакультуры являются:
участие в разработке иреализации государственной политики, направленной на сохранение и развитиекультуры и искусства;
создание условий для сохранения развитиякультуры народов, проживающих на территории области;
создание условий для реализациина территории области права на свободу творчества, участия граждан в культурнойжизни и пользования учреждениями культуры и искусства;
разработка и реализацияобластных целевых программ, участие в разработке и реализации федеральныхпрограмм в сфере культуры;
управление деятельностьюподведомственных учреждений и организаций.
Основными задачами министерствакультуры являются:
разработка предложений посовершенствованию законодательства Российской Федерации и Саратовской области всфере культуры, проектов правовых актов по вопросам, отнесенным к егокомпетенции. В настоящее время министерством культуры разрабатывается проектзакона Саратовской области «О культуре», что является своевременным иактуальным, т.к на сегодняшний день в Саратовской области отсутствуеткакой-либо базовый нормативно-правовой акт, регулирующий отношения в сферекультуры. Целями издания данного закона являются создание нормативно-правовойбазы государственной политики правового регулирования в сфере культуры,создание условий для реализации прав и свобод человека и гражданина, созданиеблагоприятных правовых условий в сфере культуры, повышение качества услуг,предоставляемых организациями культуры, совершенствование взаимоотношенийорганизаций культуры с государственными органами власти Саратовской области,органами местного самоуправления в сфере культуры и иными организациями. Этотзакон обозначит основные принципы государственной политики в области культуры,закрепит меры государственной поддержки учреждений культуры области и отрасли вцелом, а также способы взаимодействия органов государственной власти Саратовскойобласти и органов местного самоуправления по вопросам, затрагивающим сферукультуры, с целью формирования единого культурного пространства на территорииСаратовской области.
участие в разработке перспективныхи ежегодных прогнозов и программ социально-экономического развития области, атакже проекта областного бюджета на соответствующий год.
разработка и реализация вустановленном порядке областных целевых программ развития сферы культуры. Сегодняуспешно реализуется областная целевая программа «Развитие культуры» на2009-2012 годы. Данная программа направлена на обеспечение сохранностиисторико-культурного наследия, сохранение и развитие традиционной культурынародов, проживающих на территории области, стимулирование культурно-досуговойдеятельности, сохранение и развитие системы художественного и профессиональногообразования, профессионального мастерства и поддержка молодых дарований,развитие профессионального искусства, литературы и художественного творчества. Врамках программы проводятся мероприятия по поддержке молодых дарований, национальныхкультур народов, населяющих область (т.к. Саратовская область являетсямногонациональным субъектом РФ, это способствует сохранению культурных традицийразличных наций), по профессиональной подготовке и повышению квалификациикадров, по организации научно-методического обеспечения художественногообразования и профессионального искусства, кроме того, мероприятия,направленные на сохранение и развитие фольклора, традиционного и современногопесенного и инструментального исполнительства.
организация государственнойэкспертизы областных, районных (городских) программ и проектов в сфере культуры.
осуществление анализа ипрогнозирование тенденций развития сферы культуры.
обеспечение государственногоучета, хранения, реставрации пополнения, использования и популяризациигосударственных музейных и библиотечных фондов.
содействие сохранению и развитиюнародного творчества, профессионального искусства, обеспечение разнообразиякультурно-досуговой деятельности населения области.
оказание поддержки и содействияразвитию национально-культурных центров.
реализация мер государственнойподдержки деятельности культуры и искусства, творческой молодежи.
расширение гастрольной ивыставочной деятельности, установление и развитие связей и контактов творческихколлективов, организаций культуры и искусства.
подготовка и проведениеобластных массовых культурных мероприятий.
обеспечение координациигастрольно-концертной деятельности на территории области.
организация подготовкиспециалистов в учебных заведениях культуры и искусства области.
осуществление международногокультурного сотрудничества, направление творческих коллективов, отдельныхисполнителей и специалистов за пределы Российской Федерации по вопросам,связанным с выполнением возложенных на Министерство задач, участие в разработкепроектов соглашений, договоров и программ по международному сотрудничествуСаратовской области в сфере культуры, содействие созданию структурмеждународного культурного сотрудничества.
определение направленийэкономических преобразований в сфере культуры и осуществление их реализации.
определение объемов иосуществление финансирования подведомственных учреждений, организаций иобластных программ сферы культуры.
осуществление в пределах своейкомпетенции методической и консультативной работы, обеспечение развитияинформационной системы в сфере культуры, издание справочно-информационной,методической и другой литературы.
Отдел правовой, кадровой иорганизационной работы является структурным подразделением министерствакультуры области и находится в непосредственном подчинении первого заместителяминистра.
Основными нормативно-правовымидокументами, которыми в практической деятельности руководствуется отдел, являются:Конституция Российской Федерации, Федеральныйзакон от 9 октября 1992 г. N 3612-I «Основызаконодательства Российской Федерации о культуре», Федеральный закон от 29декабря 1994 года N 78-Ф3 «О библиотечном деле», Федеральный закон от15 апреля 1993 года N 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей»,Федеральный закон от 25 июня 2002 года N 73-ФЗ «Об объектах культурногонаследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации», Федеральныйзакон от 26 мая 1996 г. N 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации имузеях в Российской Федерации», Федеральный закон от 27 июля 2004 года№79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», ПостановлениеПравительства РФ от 25 марта 1999 года N 329 «О государственной поддержкетеатрального искусства в Российской Федерации», ПостановлениеПравительства РФ от 8 декабря 2005 года N 740 «О федеральной целевойпрограмме „Культура России (2006-2011 годы)“, Концепция развитияобразования в сфере культуры и искусства в Российской Федерации на 2008-2015годы, Закон Саратовской области 25 сентября 2008 года N 222-ЗСО „Обобязательном экземпляре документов Саратовской области“, Закон Саратовскойобласти от 4 ноября 2003 года N 69-ЗСО „Об охране и использовании объектовкультурного наследия (памятников истории и культуры) народов РоссийскойФедерации, находящихся на территории Саратовской области“, Закон Саратовскойобласти от 2 февраля 2005 года №15-ЗСО „О государственной гражданскойслужбе Саратовской области“, Постановление Правительства Саратовскойобласти от 25 августа 1999 года N 77-П „О государственной поддержкетеатрального искусства в Саратовской области“, Постановление ГубернатораСаратовской области от 24 августа 1998 года N 495 „О совершенствованииорганизации гастрольно-концертной деятельности на территории Саратовскойобласти“.
Основными задачами и функциямиотдела являются:
документационное,организационное, правовое обеспечение деятельности министерства;
осуществление систематическогоконтроля своевременного исполнения документов, подготовки ответов на обращенияи заявления граждан, соблюдения законодательства по вопросам кадровой политики,государственной гражданской службы, а также соблюдения законности в уставнойдеятельности подведомственных министерству учреждений;
оформление и рассылкараспорядительных документов, контроль правильного и своевременного составленияи оформления документов, формирование их в дела, подготовка дел к сдаче нагосударственное хранение;
организация разработкидокументов правового характера и их экспертиза, правовой подготовки сотрудниковминистерства, информационной, консультативной и методической работы;
организация и обеспечениепроведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы ивключение в кадровый резерв, аттестации гражданских служащих, а также ихпрофессиональной подготовки, повышения квалификации и стажировки;
организация проверкидостоверности предоставляемых гражданином персональных данных и иных сведенийпри поступлении на гражданскую службу;
организация проведения служебныхпроверок, плановых и внеплановых проверок деятельности подведомственныхминистерству учреждений;
обеспечение деятельностиминистерства по реализации основных направлений и механизмов проводимой имкадровой политики, решению правовых и организационных вопросов, формированию иразвитию государственной гражданской службы в министерстве;
осуществление предварительнойэкспертизы соответствия действующему законодательству нормативных и иныхправовых актов, подготавливаемых в министерстве, а также проектов нормативныхправовых актов, направленных в министерство на согласование иными органамигосударственной власти;
представление и защита интересовминистерства в суде, иных государственных органах, органах местногосамоуправления, а также в иных организациях независимо от форм собственности;
обеспечение деятельностикомиссии по урегулированию конфликтов интересов;
сбор, анализ и систематизацияинформации по правовым и кадровым вопросам;
составление статистическойотчетности по кадровым вопросам и т.д.
Следует отметить, что указанныйперечень задач и функций отдела правовой, кадровой и организационной работы неявляется исчерпывающим. В данном отчете мною определены лишь основные егофункции и задачи.
09 марта 2010 года на ПДС сминистерствами и ведомствами социальной сферы при заместителе ПредседателяПравительства Саратовской области обсуждался вопрос о трудоустройстве изакреплении молодых специалистов в отраслях социальной сферы области. Всоответствии с поручениями, данными по итогам постоянно действующего совещания,я принимала участие в проведение анализа деятельности по привлечению вучреждения культуры области молодых специалистов с высшим образованием. В целяхисполнения данного поручения мною было составлено письмо руководителямгосударственных учреждений культуры и искусства Саратовской области с просьбойо направлении в министерство сведений о количестве принятых на работу молодыхспециалистов в период с 2007 по 2009 гг., а также о мерах, принимаемых для ихзакрепления. В результате анализа сведений, предоставленных подведомственнымиучреждениями, могут быть сделаны следующие выводы: в государственныхучреждениях культуры и искусства области проводится активная работа попривлечению и трудоустройству молодых специалистов, однако меры, принимаемые поих закреплению, на мой взгляд, не достаточны. В ряде организаций таковые вообщене применяются. В основном в качестве мер по привлечению молодых специалистовприменяются надбавки к должностному окладу, но, как правило, их размер невысок, что не является, по моему мнению достаточным стимулом.
Основным недостатком в работеданного отдела является, на мой взгляд, отсутствие внимания к вопросу адаптацииновых сотрудников. Сотрудники, пришедшие сегодня работать в органыгосударственной власти, владеют передовыми знаниями, не обременены опытомпрошлого, но у них недостаточно управленческих навыков, знания методоваппаратной работы. Вновь поступившим на государственную гражданскую службунеобходимо не только адаптироваться к новому месту работы, но и освоить, посути, новую профессию, то есть овладеть теоретическими и практическими знаниямии умениями, приобрести профессиональное мышление и сознание. В большинстве случаевпоступающие на службу чиновники уже имеют профессиональное образование и опытработы в других сферах, поэтому перед ними стоит еще более сложная задача — непросто обучиться, а переобучиться. Поэтому отсутствие внимания к вопросуадаптации новых сотрудников, влечет за собой неврабатываемость новогосотрудника в коллектив, его уход или увольнение по инициативе администрации. Аисходящая из этого текучесть кадров способствует снижению эффективности работыорганизации в целом. Я думаю, что эту проблему можно решить путем правовогозакрепления вопроса адаптации новых сотрудников, включив ее организацию вперечень основных задач и функций Положения об отделе правовой, кадровой и организационнойработы, определив круг основных мероприятий, проводимых в рамках адаптации,таких как знакомство нового сотрудника со структурой и основными направлениямидеятельности министерства, организациями, с которыми оно взаимодействует впроцессе своей работы, а также основными положениями организационной культурыминистерства.
Хотелось бы выделить иположительные моменты в работе отдела. В частности то, что в министерствеактивно разрабатываются и внедряются показатели оценки эффективности ирезультативности деятельности работников, вопросу о введении которых уделялось большоевнимание федеральными органами государственной власти в рамках проведенияреформы системы государственной службы. Сотрудниками составляются отчеты по указаннымпоказателям, что служит основанием для установления им стимулирующих надбавок. Введениепоказателей, предоставление отчетов по ним способствуют развитию системыгосударственной гражданской службы, а главное, являются несомненным стимуломдля гражданских служащих к эффективной и результативной деятельности.
Заключение
В результате прохождения практикия решила, поставленные мною задачи, а также приобрела следующие навыки:
анализа деятельностигосударственного органа;
практического использованиязаконодательства в области государственного управления, в частностиФедерального закона от 24.07.2004 №79-ФЗ „О государственной гражданскойслужбе российской Федерации“, Закона Саратовской области от 2 февраля 2005года №15-ЗСО „О государственной гражданской службе Саратовской области“;
работы по организации бесед исобраний;
оценки конкретных проблемныхситуаций, разработки вариантов их разрешения;
сбора, анализа и систематизациинормативно-правовых актов и статистических данных (проведение работы по сбору ианализу информации по трудоустройству и закреплению молодых специалистов вотрасли культуры).