С О Д Е Р Ж А Н И Е
Введение
1. Теоретическиеаспекты права свободы мысли и слова
1.1. Право свободы мысли и слова
1.2. Ограничение свободы мысли и слова
1.3. Свобода и ограничения на информацию
1.4. Свобода массовой информации
2. Реализация иправозащита свободы мысли и слова
2.1. Гарантииконституционных прав свободы мысли и слова
2.2. Правовые акты,затрагивающие свободу мысли и слова
2.3. Система механизмов обеспечения и защиты прави свобод
2.4. Защита конституционного права свободы мыслии слова
Заключение
Список литературы
Введение
В статье 2 Конституции РФговорится: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…». Этоговорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейшихпризнаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашениечеловека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценностьостальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили ирасполагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ейпротиворечить.
Подчёркивание прав исвобод человека как высшей ценности, признаваемой, соблюдаемой, защищаемойгосударством, не означает и не допускает какого-то принижения государства.Наоборот, эта обязанность правового государства может значительно повысить егоавторитет и значение в жизни общества, в организации экономической и культурнойжизни общества. Разумеется, если эти необходимые общественные функциигосударства будут полно и последовательно исполняться.
Права человека – этоопределённые нормативно структурированные свойства и особенности бытияличности, которые выражают её свободу и являются неотъемлемыми и необходимымиспособами и условиями её жизни, её взаимоотношений с обществом, государством,другими индивидами.
Права человека даютобществу возможность управлять государством или дистанцироваться от него,самоопределяться в сфере частной жизни, выборе убеждений, отношении к религии,собственности. Поглощение гражданского общества государством, огосударствлениевсех сфер жизни происходят там, где права человека либо отсутствуют, либо носятдекоративный характер.
Теория прав человека какнаука призвана изучать природу и сущность этого явления, его генезис,социальные, философские, политические, этические, религиозные предпосылки.Важнейшее место в науке о правах человека отводится исследованию взаимодействияправ человека и государства. Так же она рассматривает их не только как явлениеюридическое; она раскрывает связь этих прав с политикой, нравственностью,философией, религией, поскольку права человека – это сложное многомерноеобразование.
Человек — существомыслящее. Способность мыслить — необходимое условие нашей жизни. Кроме тогомышление ещё и одна из наших основных духовных потребностей. Казалось бы, разэто так, то человек эту потребность может свободно реализовывать каждый день,каждую минуту, не спрашивая ни у кого на то согласия. Однако, имея способностьк мышлению и потребность мыслить, человек ещё нуждается в возможностиподелиться своими мыслями с родными, друзьями, знакомыми, да и незнакомымитоже. При этом делиться плодами своих раздумий он может по-разному: просто в разговоре,в письме, в статье в журнале или газете. Мысли иных людей находят воплощение вромане, повести, стихах, поэмах, живописных полотнах и т.д. Каким бы способоммы не делились своими мыслями, любой из них есть возможность раскрыть нашвнутренний мир, реализовать творческий потенциал, нашу человеческую сущность.Если запретить человеку претворять мысли в словах, в каких-то конкретных делах,то само мышление потеряет всякий смысл.
Но если мыслить никто неможет запретить, то делиться мыслями запретить можно. Это случалось в историине раз.
В современныхдемократических государствах признаётся и законодательно закрепляется правочеловека на свободное выражение своего мнения. Поскольку свобода имеет границы,то можно предположить, что и свобода выражать свои мысли не являетсяабсолютной. Если это так, то встаёт ряд других чрезвычайно важных вопросов: воимя каких целей могут вводиться ограничения? каковы должны быть пределыограничения? кто должен определять и вводить эти пределы?
Среди политических прав исвобод граждан свобода слова занимает особое место, являясь одним из важнейшихконституционных прав человека. Отстаивая идею примата этой фундаментальнойсвободы, французский просветитель Вольтер писал:"…нет у людей никакойсвободы без свободы высказывать свои мысли". Сейчас свобода слова, долгоевремя находящаяся в забытьи, стремится вновь подняться до уровня, определенногодля нее Вольтером. О ней вновь говорят после длительного затишья.
Без свободы мысли и слованевозможна нормальная жизнь общества, ибо она лежит в основе других важнейшихсвобод, таких как свобода печати, свобода творчества, свобода выбирать и бытьизбранным и др. Однако свобода слова не может быть абсолютной. В Международномпакте о гражданских и политических правах говорится, что пользование свободоймнений налагает особые обязанности и особую ответственность, поэтому сопряженос некоторыми ограничениями. Они касаются прав других лиц, их репутации, а такжеохраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья инравственности населения.1. Теоретические аспекты правасвободы мысли и слова
1.1.Правосвободы мысли и слова
Мысль как результат,продукт мышления отражает познание окружающего мира и самого себя в этом мире ивоплощается в представлениях, взглядах, мнениях, убеждениях. Свобода мыслихарактеризует духовную свободу человека, его внутренний мир, поэтому сама посебе она не может быть предметом регулирования правом. Вместе с тем мышление,мысль лежат в основе любой деятельности человека, обусловливают его социальнуюактивность, взаимоотношения с другими людьми, обществом, государством, т.е.выражаются вовне. Формой мысли является ее языковое, словесное выражение(устное или письменное), другие знаковые системы общения, напримерхудожественные формы. Гарантирование Конституцией каждому свободы мыслиозначает с точки зрения правовых требований невмешательство государства впроцесс формирования собственных мнений и убеждений человека, защиту его отлюбого иного вмешательства, недопущение какого-либо идеологического диктата,насилия или контроля над личностью.[1]
Мысли человека,воплощенные в его мнениях и убеждениях, характеризуют внутренний мир человека,содержание его сознания, определяют индивидуальность. Мнения — более подвижныйэлемент сознания. Убеждения — устойчивая система взглядов, характеризующаяценностные ориентации личности.
Мышление и мысль, как егорезультат, продукт, — естественное и неотъемлемое свойство человека, связанноес процессом постановки и решения им практических и теоретических вопросов.Мысль не может быть несвободной. Конституционное же закрепление свободы мыслигарантирует каждому свободу формирования собственных мнений и убеждений безвмешательства государства, исключение любого идеологического насилия надличностью.
Если мысль может бытьскрыта от других, не выражена устным или печатным способом и остаться лишьдостоянием самого человека, то свобода слова, гарантированная Конституцией,дает возможность беспрепятственно выражать свои мысли, передавать их другимлюдям. Свобода слова может быть реализована только в условиях демократическогорежима, который заинтересован в проявлении многообразия мнений по различнымвопросам жизнедеятельности общества и государства. Тоталитарные режимыразличными способами, не исключая и массовых репрессий, пытаются достичьвсеобщего единомыслия. Однако это недостижимая задача: можно лишь ограничитьили запретить свободу слова, свободу выражения мнений.[2]
Свобода слова — этогарантированная государством возможность беспрепятственно выражать свое мнениеи убеждения по самым различным вопросам общественного, государственного, иногохарактера посредством устного или печатного слова, на собраниях, митингах,другими средствами. Право свободно выражать свое мнение, как это формулируетсяв международно-правовых актах, включает свободу придерживаться своего мнения исвободу искать, получать и распространять информацию и идеи любыми средствамибез какого-либо вмешательства со стороны публичных властей и независимо отгосударственных границ (ст. 19 Всеобщей декларации прав человека, ст. 10Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 10 Европейскойконвенции о защите прав человека и основных свобод). Свобода выражения мнениялежит в основе многих других прав и свобод, прежде всего таких, как, например,право на участие в выборах, право петиции, свобода совести, право наобразование, свобода творчества и др.
Статья 29 Конституции РФпровозглашает и гарантирует духовную, творческую свободу идей, мнений,убеждений, их беспрепятственного гласного выражения. Статья действует вовзаимосвязи с положениями ст. 13, 24, 28, 43, 44 Конституции. 1.2. Ограничение свободы мысли ислова
Положения Конституции освободе мысли и слова соответствуют международным стандартам в этой сфере,установленным Всеобщей декларацией прав человека (ст. 18, 19), Международнымпактом о гражданских и политических правах (ст. 18, 19), Европейской конвенциейо защите прав человека и основных свобод (ст. 9, 10).
Свобода мысли и слова,выражения своего мнения чрезвычайно важна для реального проявления свободычеловека. Но эта свобода не может быть абсолютной, безграничной. Слово какглавное средство человеческого общения оказывает сильнейшее воздействие на сознаниеи поведение людей. Оно может созидать и разрушать, звать к социальномупрогрессу и призывать к насилию, обогащать внутренний мир человека и унижатьличное достоинство. Этим объективно обусловлена необходимость определенныхнравственных и правовых ограничений, связанных с осуществлением свободы слова.[3]
Конституция РФустанавливает главные правовые барьеры против злоупотребления свободой слова,выражения мнения. Не допускаются пропаганда или агитация, возбуждающиесоциальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду.Запрещается пропаганда социального, расового, национального, религиозного илиязыкового превосходства. Хотя эти конституционные запреты и сформулированы вдостаточно общем виде, но дают вполне определенный ориентир поведения приосуществлении рассматриваемой свободы.[4] Их нарушение влечет засобой предусмотренную законом ответственность.
Так, статья 282 УКустанавливает уголовную ответственность за возбуждение национальной, расовойили религиозной вражды, унижение национального достоинства, а равно запропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан попризнаку их отношения к религии, национальной или расовой принадлежности, еслиэти деяния совершены публично или с использованием средств массовой информации.
В преамбуле Закона«О языках народов Российской Федерации» (ВВС РСФСР, 1991, N 50, ст.1740; СЗ РФ, 1998, N 31, ст. 3804) указано на недопустимость пропаганды враждыи пренебрежения к любому языку, создания противоречащих конституционноустановленным принципам национальной политики препятствий, ограничений ипривилегий в использовании языков, иных нарушений законодательства РоссийскойФедерации о языках народов России. Такие нарушения со стороны юридических ифизических лиц, как установлено в ст. 28 Закона, влекут за собойответственность и обжалуются в установленном порядке в соответствии сзаконодательством.
Основанные на Конституцииконкретные запреты, касающиеся злоупотреблений свободой слова, исоответствующие меры ответственности предусмотрены и в других статьях УК, в ГК,КоАП. Так, в УК установлена ответственность: за публичные призывы кнасильственному захвату власти, насильственному ее удержанию илинасильственному изменению конституционного строя (ст. 280), к развязываниюагрессивной войны (ст. 354); за клевету и оскорбление (ст. 129, 130, 298),незаконное распространение или рекламирование порнографических материалов илипредметов (ст. 242); в КоАП — за опубликование информации, способной нанестиущерб чести, достоинству или деловой репутации зарегистрированного кандидата,при непредоставлении ему возможности обнародовать опровержение либо иноеразъяснение в свою защиту (ст. 4013) и др. Статья 152 ГК предусматривает правогражданина требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство илиделовую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет,что они соответствуют действительности.
Следует отметить, что и взаконодательстве зарубежных стран содержится немало строгих санкций засочинение и умышленное искажение фактов, за призывы к мятежу, поношение нации,республики, конституции, конституционных учреждений, за утрату государственнойтайны, распространение «непристойностей» и т.д.[5]
Разработаны имеждународные стандарты, направленные против злоупотреблений свободой слова,информации, выражения своего мнения. Они установлены, например, в п. 3 ст. 19Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 29 Всеобщейдекларации прав человека и др., но наиболее развернуто сформулированы в п. 2ст. 10 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод. Онгласит: «Осуществление этих свобод, налагающее обязанности иответственность, может быть сопряжено с определенными формальностями,условиями, ограничениями или санкциями, которые предусмотрены законом инеобходимы в демократическом обществе в интересах национальной безопасности,территориальной целостности или общественного порядка, в целях предотвращениябеспорядков или преступлений, для охраны здоровья и нравственности, защитырепутации или прав других лиц, предотвращения разглашения информации,полученной конфиденциально, или обеспечения авторитета и беспристрастностиправосудия».[6] Аналогичное, правда болееобщее и краткое, положение содержится и в ч. 3 ст. 55 Конституции.
Федеральный Закон “Обинформации, информатизации и защите информации” не допускает сбор, хранение,использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации,нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонныхпереговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без егосогласия, кроме как на основании судебного решения3.
В Законе РФ “О СМИ” такжесодержится ряд ограничений, обусловленных:
соблюдениемгосударственной тайны или иной специально охраняемой законом тайны;
охраной частнойжизни;
обеспечениябезопасности и целостности государства;
охранойздоровья;
уважением прав,законных интересов, чести и достоинства граждан и организаций (ст. 49 “Обязанностижурналиста”);
необходимостьюсоблюдать принцип равноправия людей независимо от пола, возраста и т. д.
Ст. 4 Закона о СМИговорит о недопустимости использования средств массовой информации для призывак захвату власти, насильственному изменению конституционного строя ицелостности государства, разжигания национальной, классовой, социальной,религиозной нетерпимости или розни, для пропаганды войны, а также дляраспространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия ижестокости.
Ст. 51 устанавливает,запрет на использование права журналиста на распространение информации с цельюопорочить гражданина или отдельные категории граждан исключительно по признакампола, возраста, расовой или национальной принадлежности, языка, отношения крелигии, профессии, места жительства и работы, а также в связи с ихполитическими убеждениями.
Кроме того некоторыеограничения предусмотрены и во время чрезвычайного положения и в периодвыборов. Пункт “б” ст. 22 Закона “О чрезвычайном положении” допускает возможноеограничение свободы печати и других средств массовой информации путем введенияпредварительной цензуры, временного ареста печатной продукции (до отменычрезвычайного положения), а также временное изъятие звукоусиливающихтехнических средств и множительной аппаратуры.
Таким образом, реализацияконституционных норм о свободе слова, выражения своего мнения предполагает какбеспрепятственное осуществление каждым этой свободы, создание государствомнеобходимых для этого правовых и организационных механизмов, так и решительноепресечение злоупотреблений данной свободой.[7]1.3. Свобода и ограничения наинформацию
Часть 4 статьи 29 КонституцииРФ конкретизирует часть 1, поскольку свобода информации является элементомсвободы мысли и слова. Здесь перечислены действия, связанные с информацией,которые могут свободно осуществляться личностью. В этой же части статьиустановлено ограничение на действия с информацией, составляющей государственнуютайну.
Производным от свободыслова, выражения своего мнения является право каждого свободно искать,получать, передавать, производить и распространять информацию любым законнымспособом. Это право на свободу информации, гарантируемое в ч. 4 статьи 29,может осуществляться различными способами — посредством межличностного общения,средств массовой информации (СМИ), материальных носителей информации, учебныхзаведений, на собраниях и митингах, сходах граждан, через различного родаклубы, лектории, наглядные средства (плакаты и т.п.) и иные способы пособственному выбору. Законными эти способы считаются, если при их использованиисоблюдаются установленные законодательством правила, например для СМИ, для проведениямитингов, демонстраций, шествий и пикетирования. [8]
Свобода информациивыражается прежде всего в праве каждого искать и получать информацию.Применительно к СМИ это право конкретизировано в ст. 38 Закона РФ от 27 декабря1991 г. «О средствах массовой информации» (с изм. и доп. — ВВС РФ,1992, N 7, ст. 300; СЗ РФ, 1998, ст. 1143; 2000, N 26, ст. 2737; N 32, ст.3333), которая гласит, что граждане имеют право на оперативное получение черезСМИ достоверных сведений о деятельности государственных органов и организаций,общественных объединений, их должностных лиц. Эти сведения должныпредоставляться СМИ по запросам редакций, а также путем проведенияпресс-конференций и в иных формах. Специально этому вопросу посвящен ФЗ от 13января 1995 г. «О порядке освещения деятельности органов государственнойвласти в государственных средствах массовой информации» (СЗ РФ, 1995, N 3,ст. 170).
Более широко право надоступ к информации определено в ФЗ от 20 февраля 1995 г. «Об информации,информатизации и защите информации» (СЗ РФ, 1995, N 8, ст. 609), хотя он икасается главным образом документированной информации. Граждане наряду сдругими пользователями обладают равным правом на доступ к государственныминформационным ресурсам (в библиотеках, архивах, фондах, банках данных, другихинформационных системах). Исключение составляет информация с ограниченнымдоступом (ст. 12). Граждане и организации имеют право на доступ кдокументальной информации и о себе самих (ст. 14). Отказ в доступе к открытойинформации, как и к информации о самом себе, может быть, согласно ст. 13, 14,24 Закона, обжалован в суд. Различные аспекты доступа физических и юридическихлиц к средствам международного информационного обмена и иностранныминформационным продуктам, защиты интересов, прав и свобод этих лиц примеждународном информационном обмене регламентируются ФЗ от 5 июня 1996 г.«Об участии в международном информационном обмене» (СЗ РФ, 1996, N28, ст. 3347).
Свобода информациивыражается также в праве каждого свободно передавать, производить ираспространять информацию законными способами. Отсюда вытекает недопустимостьмонополии государства на производство и распространение информации.[9]Средства распространения информации могут быть как государственными, так иобщественными, частными. Так, статья 7 Закона «О средствах массовойинформации» признает право гражданина, объединения граждан, постояннопроживающего в России иностранного гражданина и лица без гражданства, другихсубъектов быть учредителем газеты или иного СМИ. Согласно ст. 6 Закона «Обинформации, информатизации и защите информации», гарантируется правособственности граждан на информационные ресурсы и распоряжения ими.
Право на распространениеинформации законными способами означает и необходимость соблюдения определенныхограничений к доступу информации, отнесенной к государственной тайне или кконфиденциальной.[10] Часть 4 статьи 29предусматривает, что перечень сведений, составляющих государственную тайну,определяется ФЗ.
Законодательство огосударственной тайне основывается на Конституции, Законе РФ от 5 марта 1992 г.«О безопасности» (ВВС РФ, 1992, N 15, ст. 769) и включает Закон РФ от21 июля 1993 г. «О государственной тайне» (в ред. от 6 октября 1997г. — СЗ РФ, 1997, N 41, ст. 4673), ряд других актов. Закон «Огосударственной тайне» определяет перечень сведений в военной области, всфере экономики, науки и техники, внешней политики и внешнеэкономическойдеятельности, разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскнойдеятельности, составляющих государственную тайну (ст. 5). На основе этихположений и в соответствии со ст. 4 данного закона Указом Президента РФ от 30ноября 1995 г. N 1203, в ред. Указа от 24 января 1998 г. N 61, утвержденперечень сведений, отнесенных к государственной тайне, а также переченьгосударственных органов, наделенных полномочиями по распоряжению этимисведениями (СЗ РФ, 1995, N 49, ст. 4775; 1998, N 5, ст. 561). За разглашениегосударственной тайны установлена ответственность вплоть до уголовной (ст. 283,284 УК).
Конституционный Суд впостановлении от 20 декабря 1995 г. по жалобе С. указал, что в силу нормы ч. 4ст. 29 Конституции уголовная ответственность за выдачу государственной тайныправомерна лишь при условии, что перечень сведений, составляющихгосударственную тайну, содержится в официально опубликованном для всеобщегосведения федеральном законе. Правоприменительное решение, включая приговор суда,не может основываться на неопубликованном нормативном правовом акте, чтовытекает из ч. 3 ст. 15 Конституции .[11]
В постановлении от 27марта 1996 г. по жалобе ряда граждан Конституционный Суд признал противоречащимст. 48 и ч. 3 ст. 123 Конституции распространение положений ст. 21 Закона«О государственной тайне», касающихся допуска к государственнойтайне, на адвокатов, участвующих в качестве защитников в уголовномсудопроизводстве, и отстранение их от участия в деле в связи с отсутствиемдопуска к государственной тайне.[12] В связи с названнымпостановлением в Закон «О государственной тайне» 6 октября 1997 г.была включена статья 211, согласно которой как члены Совета Федерации, депутатыГосударственной Думы, судьи на период исполнения ими своих полномочий, так иадвокаты, участвующие в качестве защитников в уголовном производстве по делам,связанным со сведениями, составляющими государственную тайну, допускаются ктаким сведениям без проведения проверочных мероприятий, предусмотренных в ст.21 названного закона.
В то же время Закон«О государственной тайне» определяет перечень сведений, не подлежащихотнесению к государственной тайне и засекречиванию, например о состоянииэкологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры,сельского хозяйства, преступности, фактах нарушения прав и свобод личности идр. (ст. 7). Граждане вправе обжаловать в суд решения должностных лиц озасекречивании подобных сведений.
Законодательство запрещаеттакже распространять конфиденциальную информацию, прежде всего о частной жизни,нарушающую личную или семейную тайну, сведения, составляющие коммерческую илииную специально охраняемую законом тайну. Это налагает особые обязанности нажурналистов, других носителей информации (ст. 40, 41, 49 Закона «Осредствах массовой информации», ст. 10, 11, 21 Закона «Об информации,информатизации и защите информации»).1.4. Свобода массовой информации
Наиболее значимым ивлиятельным источником информирования общества и личности являются СМИ. Поэтомув ч. 5 статьи 29 особо гарантируется свобода массовой информации. Она означаетсвободное распространение через СМИ любой информации, кроме конфиденциальной исоставляющей государственную тайну, отражение в этой информации политического иидеологического плюрализма, запрет цензуры.[13] Под СМИ понимаютсяпресса, радио-, теле-, видео-, кинохроникальные программы, информационныеагентства и иные формы периодического распространения массовой информации,предназначенной для неограниченного круга лиц.
Конституционноеустановление о гарантированности свободы массовой информации конкретизировано вЗаконе «О средствах массовой информации» и распространяется на всевиды СМИ — государственные, общественные, частные. Воспрепятствование в какойбы то ни было форме со стороны граждан, должностных лиц, государственныхорганов и организаций, общественных объединений законной деятельности СМИ Законопределяет как ущемление свободы массовой информации, влекущее уголовную,административную, дисциплинарную или иную ответственность в соответствии сзаконодательством (ст. 25, 58). В то же время Закон признает недопустимымзлоупотребление свободой массовой информации, влекущее такую же ответственность(ст. 4, 59).
На конституционном уровнеустановлен и запрет цензуры. Статья 3 Закона «О средствах массовойинформации» определяет цензуру массовой информации как требование отредакции СМИ со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций,учреждений или общественных объединений предварительно согласовывать сообщенияи материалы (кроме случаев, когда должностное лицо является автором илиинтервьюируемым), а равно наложение запрета на распространение сообщений иматериалов, их отдельных частей. В советские времена цензурой повсеместнозанималась такая организация, как Главлит. Названный закон четко определяет,что не допускается создание и финансирование организаций, учреждений, органов илидолжностных лиц, в задачи либо функции которых входит осуществление цензурымассовой информации (ст. 3).
На практике предстоит ещенемало сделать, чтобы в полной мере обеспечить свободу массовой информации.[14]На имеющиеся в этой сфере нерешенные проблемы экономического, правового,организационного характера указывалось в постановлениях Государственной Думы от10 февраля 1995 г. «О выполнении в Российской Федерации статьи 29Конституции Российской Федерации» (СЗ РФ, 1995, N 8, ст. 648), от 24ноября 2000 г. «О государственной политике в области телевизионноговещания и радиовещания» (СЗ РФ, 2000, N 49, ст. 4785). Укреплению гарантийэкономической самостоятельности СМИ служат федеральные законы от 24 ноября 1995г. «Об экономической поддержке районных (городских) газет» (СЗ РФ,1995, N 48, ст. 4559), от 1 декабря 1995 г. «О государственной поддержкесредств массовой информации и книгоиздания Российской Федерации» (СЗ РФ,1995, N 49, ст. 4698; 1998, N 43, ст. 5212), ряд указов Президента РФ. Широкийспектр проблем, относящихся к информационной сфере, нашел отражение вутвержденной Президентом РФ 9 сентября 2000 г. Доктрине информационнойбезопасности Российской Федерации (Российская газета, 2000, 28 сентября).
Защита свободы массовойинформации осуществляется и в судах. Так, постановлением Конституционного Судаот 19 мая 1993 г. было признано неконституционным постановление ВерховногоСовета РФ от 17 июля 1992 г. «О газете „Известия“»,затрагивавшее права газеты, журналистского коллектива. Суд признал несогласующимися с Конституцией такие решения, которые способствуют оказаниюдавления на газету, затрудняют ее существование как независимого СМИ иограничивают тем самым свободу массовой информации.[15]Данная правовая позиция распространяется на деятельность не только органовпечати, но и телевидения, других СМИ.
В постановленииКонституционного Суда от 22 ноября 2000 г., касающемся положений ФЗ «Огосударственной поддержке средств массовой информации и книгоиздания РоссийскойФедерации» о передаче редакциям СМИ, издательствам, информационнымагентствам, телерадиовещательным компаниям в хозяйственное ведение помещений,которыми они владеют либо пользуются в процессе своейпроизводственно-хозяйственной деятельности, рассматривается важная проблемасоотношения конституционных принципов обеспечения свободы слова и независимостиСМИ и защиты свободы собственности, равенства всех собственников. В постановленииуказывается на обязанность законодателя при урегулировании соответствующихотношений находить баланс между этими конституционно защищаемыми ценностями наоснове критериев, установленных Конституцией.[16]
Интерес представляет ипрактика Европейского Суда по правам человека по делам, в которых онрассматривал предполагаемые нарушения ст. 10 Европейской конвенции о защитеправ человека и основных свобод (о свободе выражения мнения и информации). Приэтом Европейский Суд исходит из того, как неоднократно подчеркивалось в егорешениях, что свобода выражения мнения, свобода слова, как она гарантирована вп. 1 ст. 10 Конвенции, представляет одну из несущих опор демократическогообщества и является основополагающим условием, служащим его прогрессу исамореализации каждого индивида. «При соблюдении п. 2 ст. 10 Конвенции (онеобходимых ограничениях) свобода слова применима не только к»информации" или «идеям», которые встречают благоприятныйприем или рассматриваются как безобидные либо нейтральные, но также и к таким,которые оскорбляют, шокируют или внушают беспокойство государству или частинаселения. Таковы требования плюрализма, толерантности и либерализма, безкоторых нет демократического общества" (решения от 26 апреля 1979 г. — «Санди таймс» против Соединенного Королевства; от 8 июля 1986 г. — Лингенс против Австрии; от 27 марта 1996 г. — Гудвин против СоединенногоКоролевства и др.)[17].2. Реализация и правозащита свободымысли и слова
/>2.1. Гарантииконституционных прав свободы мысли и слова
Конституция провозглашаетРоссийскую Федерацию — правовым и демократическим государством. Чтоподразумевает под собой наличие в таком государстве гарантируемых и реальносуществующих прав и свобод человека и гражданина. Их признание, защита игарантии считаются основным и определяющим критерием правового характеразаконодательства и практики его применения.[18]
Российская Федерация,претендующая на звание «правовое государство», признает правочеловека на свободу слова, гарантируя его непосредственное действиеКонституцией, законами и другими правовыми актами. Но насколько реальны этигарантии?
Конституции советскогопериода гарантировали свободу слова, печати лишь в соответствии с интересаминарода и в целях укрепления и развития социалистического строя (например, ст.50 Конституции СССР 1977 г.). Об интересах и развитии самой личности при этомдаже не упоминалось. Действующая Конституция не обусловливает свободу мысли ислова какими-либо идеологическими рамками. Наоборот: конституционные нормы освободе мысли и слова должны действовать в единстве с положениями Конституции опризнании идеологического и политического многообразия, недопущенииустановления какой бы то ни было идеологии в качестве государственной илиобязательной (ст. 13). Реально гарантированная свобода выражения разнообразныхвзглядов, мнений, убеждений, свобода критики, оппозиции является конкретнымпоказателем демократизма общества.
Каждый человек можетвоспользоваться своим правом на получение и распространение информации спомощью СМИ, являющиеся главным средством для реализации этого права, но неединственным. Получение и распространение информации возможно и в межличностномобщении, а также на собраниях, митингах, выставках, фестивалях, клубах и т. д.Необходимым условием для этого является то, что все эти действия должныосуществляться законным способом и в рамках ограничений предусмотренныхмеждународными документами, Конституцией, а также другими федеральнымизаконами.
Часть 5 ст.29 Конституциизапрещает цензуру, то есть требование от редакции средства массовой информациисо стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учрежденийили общественных объединений предварительно согласовывать сообщения и материалы(кроме случаев, когда должностное лицо является автором или интервьюируемым), аравно наложение запрета на распространение сообщений и материалов, их отдельныхчастей.
По требованию ст. 58Закона «О средствах массовой информации» обнаружение органов,организаций, учреждений или должностей, в задачи которых входит осуществлениецензуры массовой информации влечёт их немедленную ликвидацию в порядке,предусмотренном законодательством Российской Федерации. Запрет цензуры — этозначительный шаг в сторону «правового государства», а также наиболеедейственная гарантия свободы слова. Однако её запрет еще не означаетбезграничность и абсолютность свободы слова.2.2. Правовые акты, затрагивающиесвободу мысли и слова
Свободу мысли и словагарантирует 29 статья Конституции РФ. Кроме этого право на свободу словаотражено и в других документах. Так в Документе Московского совещанияконференции по человеческому измерению СБСЕ государства-участники договорилисьо защите свободы слова сотрудников судебных органов “с учетом лишь такихограничений, которые совместимы с осуществлением ими своих функций”, а также остремлении обеспечить свободу слова и свободу информации. В Законе РФ “Остатусе военнослужащих” затрагивается вопрос о праве военнослужащих на свободуслова с оговоркой, что при его реализации они “не должны разглашатьгосударственную и военную тайну, обсуждать и критиковать приказы командиров(начальников)”. Министерство обороны РФ в 1992 г. издало Приказ №147 “Овведении в действие положения об офицерском собрании в вооруженных силахРоссийской Федерации”, статья 3 данного документа устанавливала недопустимостькаких-либо действий, направленных “на зажим критики и ограничения свободыслова”, но в то же время исключалась “критика и обсуждение приказов,распоряжений командиров и начальников”. Свобода слова упоминается также и вУставе Союза Беларуси и России (подписан 23 мая 1997 г.), где в части “основныеобязанности” первым же пунктом оговаривается “обеспечение свободы слова исредств массовой информации”.
Данный перечень правовыхактов, затрагивающих свободу слова, не является исчерпывающим.[19]Право на свободу слова содержится во многих правовых актах, которые, нераскрывая само содержание права, используют его конституционную гарантию к тойситуации, которую освещают.2.3. Система механизмовобеспечения и защиты прав и свобод
Конституционнаяобязанность государства соблюдать и защищать права и свободы человека игражданина состоит в создании условий для их реализации и механизма для ихзащиты. Обеспечение таких условий и защита прав и свобод человека и гражданинавходят в функции всех органов государственной власти и органов местногосамоуправления.
Особую роль в защите прави свобод от нарушения органами государственной власти и органами местногосамоуправления, а так же другими лицами играют органы судебной власти.Конституцией предусмотрен и орган, который занимается только данной проблемой –Уполномоченный по правам человека. Однако деятельность Уполномоченного поправам человека не исключает необходимости быстрейшего полного исполненияконституционного положения о создании системы административногосудопроизводства (ст. 118, ч.2). Независимые и беспристрастные административныесуды – необходимое средство для укрепления законности в деятельностигосударственных органов управления.
Конституция РФ,предписав, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл,содержание законов, деятельность законодательной, исполнительной власти,местного самоуправления, одновременно установила способ обеспечения этих прависвобод – правосудие.[20]
Правосудие – деятельностьсуда, осуществляемая в предусмотренном процессуальным законом порядке изаключающаяся в рассмотрении и разрешении конфликтов, связанных с дейсвительнымили предполагаемым нарушением норм гражданского, административного и иныхотраслей права. Суд является гарантом прав личности. Каждому гарантируетсясудебная защита его прав и свобод (ст. 46 ч. 1). Право на судебную защитукаждого означает, что им обладает любое лицо независимо от гражданства.Гарантия судебной защиты означает, с одной стороны, право каждого подать жалобув соответствующий суд и, с другой стороны обязанность последнего рассмотретьэту жалобу и принять по ней законное, справедливое и обоснованное решение.
В статье 45 части 1Конституции РФ говорится: “Государственная защита прав и свобод человека игражданина в Российской Федерации гарантируется”. Под государственной защитойправ и свобод понимается направленная на это деятельность всех ветвейгосударственной власти – законодательной, исполнительной, судебной. Каждая изних, действуя самостоятельно, должна в то же время направлять свои усилия нато, чтобы предоставленные гражданам права и свободы не оставались только набумаге, а были защищены на деле.
Особая роль в защите прави свобод принадлежит Президенту РФ, как гаранту прав и свобод человека игражданина (ст. 80 Конституции РФ). Как глава государства Президент обладаетширокими полномочиями и имеет большие возможности для выполнения этойобязанности. В его непосредственном подчинении имеется аппарат, структурныеспециальные подразделения, которые способствуют ему в исполнении этойгосударственной задачи.
Многие вопросы защитыправ и свобод человека и гражданина разрабатываются и решаются на уровнеПравительства РФ и его аппарата. В этом участвуют практически все министерстваи ведомства. Например, МВД – обязано решать вопросы борьбы с преступностью,обеспечивать безопасность населения, защищать его имущественные и иные права отпосягательств. Органы законодательной и исполнительной власти в субъектахФедерации также должны разрабатывать и реализовывать меры, гарантирующиеполитические, социальные, экономические и культурные права граждан. [21]
Одним из способов защитыгражданином своих прав (пока наиболее распространенным в России) являетсянаправление жалоб и заявлений в государственные органы, органы местногосамоуправления, общественные объединения, руководителям предприятий,учреждений, организаций.
В Российской Федерациивозникли и официально действуют многочисленные неправительственные организации,в уставах которых в качестве цели ставится защита прав человека.
Действенным способомзащиты гражданами своих прав и свобод нередко оказываются их обращения вредакции газет, журналов, на радио, телевидение и т.д.
В последние годы дляотстаивания социально-экономических прав, широко использовались митинги,шествия, пикетирование, забастовки. Апелляция к трудовому коллективу,участникам общественных акций, к общественному мнению привлекает вниманиегосударственных органов к имеющимся нарушениям прав и свобод, побуждаетпринимать меры по восстановлению законности и справедливости.[22]
Нарушенное равноправиелюдей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемымиКонституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права исвободы всеми способами не запрещенными законом, — от обращения за помощью ксудам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законногообращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не тольковосстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушениемматериального и морального ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53и д.р.). Споры, связанные с ущемлением свободы массовой информации или снедобросовестным использованием этой свободы, с обеспечением принциповравноправия и политического плюрализма в сфере массовой информации, другихспоров и дел в этой сфере, вплоть до своего упразднения, рассматривала Судебнаяпалата по информационным спорам при Президенте Российской Федерации. Теперь этуфункцию исполняют суды общей юрисдикции.
2.4. Защита конституционногоправа свободы мысли и слова
Нарушенное равноправиелюдей нужно защищать и восстанавливать всеми средствами, предоставляемымиКонституцией и законом. В частности, каждый вправе защищать свои права исвободы всеми способами не запрещенными законом, — от обращения за помощью ксудам, правоохранительным органам и т.д. до законной самозащиты и законногообращения в международные организации, судебные органы, добиваясь не тольковосстановления нарушенных прав, но и возмещения вызванного этим нарушениемматериального и морального ущерба (ч. 1 ст. 30, ч. 4 ст. 37, ст. 45, 46, 52, 53и д.р.). Конституционная свобода мысли и слова означает не только возможностьбеспрепятственно выражать свои мысли и убеждения, свое мнение, но инедопустимость принуждения к их выражению или отказу от них. Этот запрет,предусмотренный в ч. 3 статьи 29 Конституции РФ, обязаны соблюдать все — государственные органы, органы местного самоуправления, политические партии идругие общественные объединения, их должностные лица, все члены общества. Темсамым охраняется внутренний мир человека, гарантируется свободное развитиеличности, в том числе право менять свои убеждения, но не по принуждению, а пособственному выбору в процессе познания реальности, свободных дискуссий,обсуждения различных идей.
В связи с этимпредставляет интерес позиция Конституционного Суда РФ, выраженная в егоопределении от 27 сентября 1995 г., касающемся жалобы А.В. Козырева (ВКС РФ,1995, N 6, с. 2-4). Поводом для жалобы послужило рассмотрение в одном из судовдела по иску В.В. Жириновского к НТВ и А.В. Козыреву о защите чести идостоинства. А.В. Козырев считал, что ст. 7 ГК РСФСР (как и ст. 152 нового ГК)о судебной защите чести и достоинства не соответствует ст. 29 (ч. 1 и 3)Конституции, гарантирующей каждому свободу мысли и слова, поскольку допускаетвозможность судебного опровержения любых сведений. По мнению заявителя,существуют определенные сведения, которые не могут быть предметом судебногоопровержения, поскольку они являются выражением личного мнения и взглядов,оценочных суждений того, кто их распространяет, и принуждение к отказу от них — это вторжение в область «мысли и слова», «мнений иубеждений», охраняемых ст. 29 Конституции.
Конституционный Судотметил, что право на судебную защиту чести и достоинства и возложение на того,кто распространил порочащие сведения, обязанности доказать их соответствиедействительности не нарушают гарантированную Конституцией свободу мысли ислова. Но в определении поставлен важный и актуальный вопрос: как добиться вкаждом конкретном случае, чтобы требования защиты чести и доброго имени непротиворечили интересам свободной дискуссии по политическим проблемам вдемократическом обществе?
Решение указанноговопроса относится к компетенции судов общей юрисдикции.
При рассмотрении в этихсудах дел о защите чести и достоинства подлежит установлению не толькодостоверность, но и характер распространения сведений, исходя из чего суддолжен решить, наносит ли распространение сведений вред защищаемым Конституциейценностям, укладывается ли это в рамки политической дискуссии, как отграничитьраспространение недостоверной фактической информации от политических оценок ивозможно ли их опровержение по суду. Суды общей юрисдикции вправе и обязаныобеспечивать должное равновесие при использовании конституционных прав назащиту чести и достоинства, с одной стороны, и свободу слова — с другой.
Итак, основной способрешения проблемы – обращение в суд общей юрисдикции (о признании права,восстановлении права и т.д.), в конституционный суд (о признаниинеконституционным данного акта).
Между тем существует ещеодна практическая проблема в реализации прав и свобод человека и гражданина –это проблема прямого применения Конституции Российской Федерации. Дело в том,что суды не всегда напрямую применяют положения Конституции РФ, что и являетсяпрепятствием в реализации личных прав и свобод человека и гражданина.
Применениеконституционных норм — императивное веление Конституции, обращенное ко всем безисключения правоприменителям, в том числе и к судам общей юрисдикции (ст.15Основного закона).
Российская судебнаясистема предусматривает три варианта реализации принципа прямого действияКонституции: непосредственное его применение судами общей юрисдикции иарбитражными судами, обращение судов общей юрисдикции и арбитражных судов сзапросом в Конституционный Суд РФ о проверке конституционности закона,примененного или подлежащего применению в конкретном деле, а также обращениеграждан, их объединений, иных органов и лиц с индивидуальной или коллективнойжалобой на нарушение конституционных прав и свобод законом, примененным илиподлежащим применению в конкретном деле.
Между тем, суды общейюрисдикции неохотно применяют положения Конституции РФ на практике. Былопринято специальное постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации«О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации приосуществлении правосудия»:
«Суд, разрешая дело,применяет непосредственно Конституцию, в частности:
а) когда закрепленныенормой Конституции положения, исходя из ее смысла, не требуют дополнительнойрегламентации и не содержат указания на возможность ее применения при условиипринятия федерального закона, регулирующего права, свободы, обязанностичеловека и гражданина и другие положения;
б) когда суд придет квыводу, что федеральный закон, действовавший на территории Российской Федерациидо вступления в силу Конституции Российской Федерации, противоречит ей;
в) когда суд придет кубеждению, что федеральный закон, принятый после вступления в силу КонституцииРоссийской Федерации, находится в противоречии с соответствующими положениямиКонституции;
г) когда закон либо инойнормативный правовой акт, принятый субъектом Российской Федерации по предметамсовместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации,противоречит Конституции Российской Федерации, а федеральный закон, которыйдолжен регулировать рассматриваемые судом правоотношения, отсутствует».Заключение
По результатампроведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Свобода мысли и слова — это один из важнейших элементов конституционного фундамента любого государства.Степень её реализации свидетельствует о уровне развития правового сознания вобществе и определяет истинную демократичность государства.
В Российской федерациисвобода слова признается и гарантируется государством. Она защищается имнаравне с другими правами и свободами, что предопределяет её ограничение, но втой лишь мере, которая будет достаточна для обеспечения гарантии остальныхправ. Однако, несовершенство законодательства и недостаточный уровень правовогосознания граждан препятствует его полной реализации. В этой связи необходимопринять меры по дополнению и уточнению действующее законодательство, определитьприоритеты.
Для России крайне важныпонятия прав человека. Особая их значимость в жизни общества, в развитиинормальных связей и взаимодействий между людьми и социальными группами, междуличностью и государством требует определить общие закономерности этих явлений,позволяющие координировать и упорядочивать общественные отношения. Вобщественном сознании, в культуре страны – как дореволюционной, так ипослереволюционной – права человека не занимали значительного места. Насегодняшний момент в России всё ещё отсутствует подлинное уважение к человеку иего правам, так как деформация правосознания, происходившая десятилетия,укоренившееся пренебрежение к правам и свободам создают ситуацию незащищенностичеловека, его неуверенность в предсказуемости действий властей.
Статья 29 Конституции РФдемократична, но требует некоторых дополнений в текущем законодательстве. Делов том, что по соглашениям СБСЕ наше государство приняло обязательство соблюдатьне только принцип бесцензурной деятельности средств массовой информации, но ипринцип общественного плюрализма. Конкретно это означает, в частности,гарантированный доступ на телерадиовещание различным общественным движениям,партиям, независимым профсоюзам. Страны, особенно пережившие периодтоталитаризма, заложили указанное положение в своих конституциях. В нашемтекущем законодательстве предстоит закрепить этот фундаментальный принципсовременности, без которого свобода мысли и слова не сможет воплотиться во всейсвоей полноте.
Знания о правах человека,ставят целью не только воспитывать людей, формировать правильные представленияо правах человека как необходимом условии его свободы и равенства, но исоздавать правовое общество, в котором права человека являются неотъемлемыми, ауважение и защита прав человека – важнейшим свойством всего укладагосударственной и общественной жизни.
Для современнойРоссийской Федерации по-прежнему свойственны нарушения прав и свобод. Какподчеркивают правозащитники, реализация норм о правах и свободах человекасильно хромает, но, видите ли, это удел не только нашей Конституции, но и любойдругой. Конечно, особенно характерен такой отрыв для вновь созданныхгосударств, еще не имеющих демократических традиций и корней, таких как новаяРоссия. Когда принимается новый закон, это еще не значит, что на следующий деньграждане просыпаются, и все в государстве идет по букве закона.
На наш взгляд, основнаяпроблема практической реализации прав и свобод граждан, их защите, заключаетсяв правовом нигилизме абсолютного большинства граждан России. По-прежнемубольшинство граждан Российской Федерации считают, что отстаивать свои права«бесполезно». Поэтому и получается, что не создаются прецеденты защиты прав исвобод, продолжаются нарушения конституционных норм.Списоклитературы
1. КонституцияРоссийской Федерации
2. Авакьян С.А.Конституция России: природа, эволюция, современность. – М.: РЮИД, «Сашко»,2000.
3. Баглай М. В.,Габричидзе Б. Н Конституционное право Российской Федерации, — М.: Юрайт, 1996.
4. Витрук Н.В.Правовой статус личности в СССР. — М., Право. — 1985
5. Воеводин Л.Д.Юридический статус личности в России. — М.: Инфра-М. -1997
6. Коваленко А.И.Конституционное право России. Курс лекций. М.: Юрист. 1998.
7. Козлова Е. И.,Кутафин О. Е. Конституционное право России. – М: Юристъ. – 2003.
8. Комментарий кКонституции Российской Федерации / под общ. ред. Карповича В.Д. — М.: Юрайт-М,Новая Правовая культура, 2002
9. Комментарий кКонституции Российской Федерации. / Под ред. Б.Н. Топорнина – М.: Изд.Юридическая литература, 1994.
10. Научно-практическийкомментарий к Конституции Российской Федерации / коллектив авторов под. ред. В.В.Лазарева. – М.: Издательство «Спарк», 1997.
11. Права человека.Учебник для вузов. / Под ред. Е.А. Лукашева. – М.: Изд. Норма, 2003.
12. Теориягосударства и права. Курс лекций /Под ред. Н.И. Матузова., А.В.Малько. Саратов,2000.
13. Виноградов В.А.Основание конституционно-правовой ответственности // Законодательство. — № 2. — февраль 2003 г.