Реферат по предмету "Государство и право"


Положение нормативных правовых актов органов исполнительной власти в правовой системе современного государства

Содержание
Введение
Глава 1. Понятие и признакинормативно – правовых актов органов исполнительной власти
Глава 2. Подготовка нормативныхправовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственнаярегистрация
Глава 3. Действие нормативно –правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Заключение
Глоссарий
Список использованных источников
Приложения

/>/>/>/>/>/>/>/>Введение
Демократическое развитиеРоссии, становление цивилизованного рынка и правового государства – это тезадачи, которые стоят в данный момент перед современным российским обществом.Представляется, что их решение немыслимо без построения эффективно действующей,логичной, непротиворечивой и сбалансированной нормативно – правовой базы,включающей в себя различные виды актов, в том числе и издаваемых федеральнымиорганами исполнительной власти. Последним принадлежит особое место в правовоммассиве, что обусловлено как положением органов исполнительной власти вмеханизме государства, так и характером выполняемых ими функций и задач. Такогорода акты согласно сложившимся традициям условно называются «ведомственными». Ихизучение является традиционным направлением научных исследований, которое нетолько не потеряло своей актуальности, но и приобрело в свете реалийсегодняшнего дня особую теоретическую и практическую значимость, чтообусловлено множеством объективных факторов, среди которых важнейшими являютсяпреобразование правовой системы современного российского государства, реальноепретворение принципа верховенства закона в правовой действительности,формирование эффективныхмеханизмов обеспечения прав и свобод граждан.
Так же актуальностьданной темы состоит в том, что подзаконные акты, издаваемые федеральными органамиисполнительной власти Российской Федерации (далее сокращенно – РФ),представляют собой самый объемный и разнообразный вид нормативных правовыхактов, и что приведение совокупности этих актов в иерархически организованнуюсистему представляет важную проблему современного государственногостроительства в целом и правотворчества – в частности. В настоящее времяправовая система нашей страны находится в состоянии реформирования. Сложились,оформились и были научно обоснованы ключевые принципы правового регулирования восновных отраслях права, сформировались несколько новых, не существовавших всоветском праве отраслей, создан нормативно – правовой массив.
Объектом исследованиямоей работы является нормативный правовой акт органов исполнительной власти вцелом, его понятие и признаки, действие его во времени, в пространстве и покругу лиц. Предметом исследования является отличие нормативных правовых актовот правовых актов, хоть внешне и похожих на нормативно – правовые, однако неявляющихся таковыми, а так же исследование правил подготовки нормативныхправовых актов и их государственной регистрации.
Целью данной курсовойработы является стремление более подробно изучить нормативно-правовые актыорганов исполнительной власти, их отличительные признаки, анализ различныхвидов нормативно – правовых актов, классификацию, рассмотреть органыисполнительной власти по их ведению и структуре.
Основными задачамиявляются:
1. Рассмотрение понятиянормативно – правового акта, его признаков и видов, а так же органовисполнительной власти, их сущности.
2. Изучение порядкаподготовки, государственной регистрации, опубликования и вступления в силуведомственных нормативных актов.
3. Изучение действиянормативно – правового акта органов исполнительной власти во времени, впространстве и по кругу лиц.
В работе используютсяметоды изучения и анализа научной литературы, логический метод. Теоретическуюоснову работы составили труды ученых — представителей теории государства иправа Борисова Г. А., Сырых В. М., Хропанюк В. Н., Мелехина А. В. Правовую базуисследования составили Конституция РФ, Постановления Правительства РФ, УказыПрезидента РФ.
Структура работы состоитиз введения, основной части, состоящей из трех глав, заключения по работе,списка использованной литературы, глоссария и приложения.

/>/>/>/>1. />/>/>/>Понятиеи признаки нормативно – правовых актов органов исполнительной власти«Нормативно-правовой акт является одним из основныхисточников права современного государства. В нем выражается большинствоправовых норм, которые регулируют наиболее важные с точки зрения личности, ееинтересов и потребностей общественные отношения. Другие источники права(правовые обычаи, судебные и административные прецеденты) общерегулятивной значимостьюне обладают. Они играют частичную, вспомогательную или дополнительную роль врегулировании общественных отношений».[1]Нормативно-правовые акты закрепляют собой нормы, учитывающие интересыбольшинства и меньшинства в целом, координируют их в зависимости от конкретныхэкономических, социальных, национальных и международных отношений наопределенном историческом этапе. Переход к всеобщему нормативному регулированиюocyществляется эволюционно. Вначале нормативное регулирование распространялосьлишь на те сферы общественной жизни, которые непосредственно касались интересовгосударственной власти. Частные имущественные и семейные отношения длительноевремя оставались под воздействием обычного права и судебной практики. Современем нормативно-правовое регулирование расширилось, подчиняя себе другиеобласти общественной жизни, становясь, таким образом, преобладающей формойправового регулирования общественных отношений. Понимание нормативно –правового акта как акта, содержащего нормы права, правильно фиксирует основноепредназначение такого письменного документа – закреплять властные велениягосударства, его органов в форме нормы права, вносить соответствующиекоррективы в систему действующего права. Однако не всякий правовой акт,содержащий нормы права, непременно является нормативным. И наоборот, в системунормативно – правовых актов входят акты, которые не содержат непосредственнонорм права. Можно выделить три вида правовыхактов, которые содержат нормы права, но не являются нормативными.[2]Во — первых, это акты органов исполнительной власти,которыми до сведения подчиненных им органов, учреждений и предприятий доводятсянормативные акты, принятые вышестоящими органами: федеральные законы, указыПрезидента РФ, Правительства РФ и др. Как полагает Ю. А. Тихомиров, эторазновидность информационных актов, которые, хотя и оформляются какведомственные, но не имеют силы ведомственного акта. Содержащиеся в них нормыобладают силой, производной от издавшего их органа, т. е. силой закона, указа,постановления.Во — вторых, в систему нормативно правовых актов не входятправовые акты, принимаемые органами государственной власти с целью разъяснениясодержания действующих нормативно – правовых актов. Они не содержат новыхоригинальных норм и составляют особую систему актов нормативного толкования,которые имеют общеобязательное значение, но не могут применятьсясамостоятельно, без акта, положения которого они разъясняют. Например,постановления Пленума Верховного Суда РФ, разъясняющие судам, как нужно пониматьи принять ту или иную норму Конституции РФ и федеральных законов.В — третьих, в систему нормативно правовых актов невключаются акты, содержащие оригинальные нормы права, но принятыенекомпетентным органом государственной власти. Право органа участвовать внормативно – правовом регулировании общественных отношений определяется егокомпетенцией, и всякий выход за ее пределы означает незаконное вторжение всферу деятельности другого органа. Принятие норм права за пределами компетенцииправотворческого органа может осуществляться двумя способами: принятиемнормативно – правового акта по вопросам, отнесенным к ведению другого органа ипринятием норм права, противоречащих Конституции РФ, федеральным законам и инымактам вышестоящих органов. Такие действия являются незаконными и не могутпородить тех результатов, которые хотел получить орган, действуя за пределамисвоей компетенции. Соответственно, и принятые такими способами нормы праваявляются таковыми лишь по форме своего выражения. В действительности ониявляются разновидностью правонарушений, а содержащий их акт подлежитнезамедлительной отмене в установленном Конституцией РФ или федеральнымизаконами порядке.[3]Из вышесказанного следует, что нормативно – правовой акт представляетсобой письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределахсвоей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путемпринятия новых норм права или решения, направленного на отмену или изменение устаревшихактов. Другими словами нормативно — правовой акт — это официальный актправотворчества, в котором содержатся нормы права.
ВРоссии нормативные акты могут издаваться лишь представительными иисполнительными органами власти. При этом каждый орган вправе издавать актытолько определенного вида и только по вопросам, входящим в его компетенцию.Юридическая сила нормативных актов зависит от места органа, издавшего акт, вгосударственном механизме. Все нормативные акты государственных органов принятоделить на законы и подзаконные акты. Ведущее место в системе нормативных актовзанимают законы. Акты остальных видов издаются на основе и во исполнениезаконов и потому называются подзаконными.
Высшейюридической силой среди нормативных актов обладает Конституция РФ, котораяопределяет организацию государственной власти, закрепляет основыконституционного строя, федеративных отношений, основные права и обязанностиграждан. Конституция РФ представляет собой юридическую базу для всегодействующего законодательства. Основополагающие установления Конституцииразвиваются и детализируются в других нормативных актах. Причем все они, откакого бы органа ни исходили, должны соответствовать Конституции. В противномслучае любой акт (или его часть) признается недействующим.
Вторымипо значимости нормативными актами являются законы. В юридическом смысле закон — это нормативный акт, принимаемый в особом порядке, обладающий после Конституциинаибольшей юридической силой и направленный на регулирование наиболее важныхобщественных отношений. Среди нормативных актов РФ особое место занимают указыПрезидента РФ. По своему правовому статусу, определенному Конституцией,Президент РФ является главой государства, издающим распоряжения и указы.Правительство РФ издает постановления и распоряжения. Распоряжения обычносодержат конкретные предписания, то есть являются актами индивидуальногохарактера. Постановления издаются по наиболее важным вопросам хозяйственного икультурного строительства. Подзаконные нормативно-правовые акты — этоправотворческие акты компетентных органов, которые основаны на законе и непротиворечат ему. Подзаконные акты обладают меньшей юридической силой, чемзаконы, они базируются на юридической силе законов и не могут противостоять им.
Нормативно-правовые актыорганов исполнительной власти, или по другому правовые акты управления,являются наиболее распространенной юридической формой реализации задач, функцийорганов исполнительной власти и органов государственного управления. Есть многоразличных точек зрения относительно определения понятия правовых актовуправления. Важно отметить, что единого определения нет, как, собственно, и нетединого названия таких актов. Довольно часто в юридической науке в качествесинонимов правовых актов управления используют другие названия — «актыгосударственного управления», «административные акты», «акты государственнойадминистрации».
Правовыеакты управления характеризуются рядом признаков, отображающих их сущность.
1.Правовой акт управления принимается уполномоченным субъектом государственногоуправления в пределах его компетенции. Он может приниматься как единолично, таки коллегиально.
2.Правовой акт управления всегда является управленческим решением, посколькуименно такое управленческое решение и составляет содержание правового акта. Онразрабатывается и принимается с соблюдением правил управленческого процесса инаправлен на решение конкретной управленческой ситуации или обеспечениевыполнения государственно-управленческих задач и функций.
3.Правовой акт управления представляет собой юридическое властное волеизъявлениеоргана государственного управления или его должностного лица. Правовой актуправления всегда имеет государственно-властный характер, поскольку егопринятие обусловлено государственными интересами и направлено на регулированиеконкретных управленческих отношений, установление общеобязательных правилповедения, которые обеспечиваются государством, а также решение конкретнойуправленческой ситуации или административного спора. Государство в лице органовгосударственного управления не только принимает акты государственногоуправления, но и обеспечивает их выполнение, включая и мерыадминистративно-правового принуждения.
4.Правовой акт управления устанавливает обязательные правила поведения в сферегосударственного управления. Другими словами, такой акт является императивнымпо характеру правовых предписаний. А это означает, что другая сторона — объектуправления — должна придерживаться установленных предписаний и обеспечивать ихреализацию.
5.Правовой акт управления является разновидностью правовых документов, которыеиспользуются в деятельности органов государственного управления (справки, актыревизии, протоколы, докладные записки и т. д.). Однако в отличие от нихправовые акты управления характеризуются односторонне властными предписаниями,которые не характерны для других правовых документов.
6.Правовой акт управления всегда является подзаконным актом, поскольку онпринимается органом государственного управления, осуществляющим подзаконнуюдеятельность, принимается на основании законов и во исполнение законов.
7.Правовой акт управления имеет специальную форму и порядок его принятия. Вподавляющем большинстве случаев правовой акт управления принимается вписьменной форме.
Сучетом основных признаков можно дать такое определение правового актауправления. Правовой акт управления — это основанное на законе одностороннееюридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной властипо вопросам компетенции данного органа, направленное на установление правовыхнорм или возникновение, изменение или прекращение административныхправоотношений в целях реализации задач и функций государственного управления.
Функцияправового акта управления — это регулирующее воздействие на публичныеуправленческие отношения, которое обеспечивает достижение целей и решение задачуправления посредством издания административного акта. При изданииадминистративного акта установленные в нем нормы воздействуют на само публичноеуправление.
Посфере действия ведомственные акты подразделяются на два вида: 1) акты, которыеподлежат исполнению только органами, учреждениями и организациямисоответствующей отрасли экономики, культуры, управления; 2) общеобязательныеакты, которые носят межведомственный характер и распространяют свое действие награждан, иные организации и учреждения. Правом издания последних актов обладаютминистерства финансов, юстиции, образования, внутренних дел, Государственная налоговаяслужба России, другие ведомства, в компетенцию которых входит осуществлениефункции межотраслевого управления. «В правотворческой практике федеральныхминистерств и ведомств в последнее время широко применяется новый вид правовыхисточников — соглашения, заключаемые с органами исполнительной власти субъектовРФ. С помощью таких соглашений закрепляется перераспределение полномочий междуорганами исполнительной власти субъектов Федерации и федеральными органами,предусмотренное ч.2 и 3 ст. 78 Конституции РФ, что способствует снятиюпротиворечий и коллизий между ними».[4]
СогласноПостановлению Правительства РФ нормативные акты можно классифицировать наследующие виды: постановления, приказы, распоряжения, правила, инструкции иположения.[5] В правотворческой практике отдельныхфедеральных органов исполнительной власти, используются и иные виды актов,такие, например как, наставление, устав и другие, однако, они являются менеераспространенными и в общем удельном весе занимают незначительное место.
Постановление— документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в рамкахустановленной процедуры и компетенции. Оно является, как правило, нормативнымпо своему правовому содержанию. Обычно постановлениями утверждаются различныеинструкции, положения, правила, действующие в различных отраслях, сферахуправления, в межотраслевом управлении.
Приказ— распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. Проектыприказов разрабатываются структурными подразделениями ведомств по поручениюруководства или по собственной инициативе. Текст приказа состоит, как правило,из констатирующей и распорядительной частей.
Распоряжение— распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполнительнойвласти по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческойдеятельности. Они издаются без коллегиального обсуждения. Распоряженияиздаются, как правило, по вопросам осуществления государственной службы, повопросам информационно-методического характера, по вопросам, связанным сорганизацией выполнения приказов, инструкций, положений, правил как данногооргана управления, так и вышестоящих органов управления и должностных лиц.
Правила— документ, в котором определяется порядок (процедура) осуществленияспециального вида управленческой деятельности. В правилах обычноустанавливаются цели и задачи специальной управленческой деятельности, правовойстатус лиц (органов и должностных лиц), осуществляющих эту деятельность, ихправа, обязанности, ответственность, порядок принятия административных мер,виды процессуальных актов и их основное содержание, ссылки и указания назаконодательные и иные нормативные правовые акты, на основе которых приняты идействуют правила.
Инструкция— документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороныдеятельности федерального органа исполнительной власти. Инструкция принимаетсяруководителем органа исполнительной власти и устанавливает порядок исполнениязаконодательных актов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ.
Положение— документ, в котором органами федеральной исполнительной властиустанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия,компетенция, функции, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношенияс другими органами, а также порядок осуществления как позитивной управленческойдеятельности, так и юрисдикционного принуждения.[6]
Посубъектам издания и сфере распространения подзаконные нормативно – правовыеакты органов исполнительной власти подразделяются на общие, местные,ведомственные и внутриорганизационные акты.
1. Общие подзаконныеакты. Это нормативно-правовые акты общей компетенции, действие которыхраспространяется на всех лиц в пределах территории страны. По своей юридическойсиле и значению в системе правового регулирования общие подзаконные актыследуют за законами.
2. Местныеподзаконные акты. Это нормативно-правовые акты органов представительной иисполнительной власти на местах. Их издают местные органы представительнойвласти и органы местного самоуправления.
3. Ведомственныенормативно-правовые акты (приказы, инструкции). В ряде стран определенныеструктурные подразделения правительственных органов (министерства, ведомства)также наделяются правотворческими функциями, которые делегируются законодательнойвластью, президентом или правительством. Это нормативно-правовые акты общегодействия, однако они распространяются лишь на ограниченную сферу общественныхотношений (таможенные, банковские, транспортные, государственно-кредитные идругие).
4.Внутриорганизационныеподзаконные акты. Это такие нормативно-правовые акты, которые издаютсяразличными организациями для регламентации своих внутренних вопросов ираспространяются на членов этих организаций. [7]
Органисполнительной власти – это организация, которая, являясь частьюгосударственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности,компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативнымправовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правомвыступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной ираспорядительной деятельности осуществлять повседневное руководствоэкономической, социально-культурной и административно-политической сферамижизни общества.
«Всоответствии с Конституцией РФ в пределах ведения РФ и полномочий РФ попредметам совместного ведения РФ и субъектов РФ федеральные органыисполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов РФ образуютединую систему исполнительной власти в РФ».[8]
Каждыйгосударственный орган, в том числе орган исполнительной власти, представляетсобой организацию, т.е. коллектив людей, соответствующим образом организационнооформленный. Для органов исполнительной власти характерно прежде всего то, чтоони состоят в основном из государственных служащих, которые должны отвечатьустановленным требованиям в отношении профиля и уровня профессиональнойподготовки, стажа и опыта работы, организаторских и других качеств. Каждыйорган исполнительной власти имеет внутреннюю структуру, территориальный масштабдеятельности и компетенцию. Внутренняя структура органа исполнительной властивключает в себя руководителя и его заместителей, коллегиальный орган управленияи работников аппарата (структурные и другие подразделения). Вопросы поструктуре федеральных органов исполнительной власти отражены в Указе ПрезидентаРФ от 12 мая 2008 года №724 «Вопросы системы и структуры федеральных органовисполнительной власти».
Органыисполнительной власти весьма разнообразны и отличаются друг от друга по видам исферам деятельности, объему и характеру компетенции и т.д. Основные деленияорганов исполнительной власти указан в Приложении «а».
В ходе общественногоразвития государство активно осуществляет правотворческие функции, в результатечего издаются сотни различных нормативно-правовых актов по широкому кругувопросов. Формирование законодательства как взаимосогласованной и эффективнойсистемы происходит в результате не только планирования законотворческих работнормотворческим органом, но и систематизации. Систематизация законодательства — это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единуюсистему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшейобозримости и эффективного применения. Юридической науке известны два основныхвида систематизации: инкорпорация и кодификация.
Инкорпорация — видсистематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воединобез изменения их содержания, переработки и редактирования.
Кодификация предполагаетпереработку норм права по содержанию и их систематизированное, научнообоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основахзаконодательства и др.). «Результаты кодификации играют ключевую роль вфункционировании современного российского законодательства. В ходе кодификациив одном новом кодифицированном акте объединяются все нормативно – правовыепредписания систематизируемого массива законодательства, при этом, с принятиемэтого кодифицирующего акта все старые акты утрачивают свою регулятивнуюнеобходимость и теряют свою юридическую силу. Кодификация является, пожалуй,самым эффективным способом систематизации нормативных правовых актов».[9]
Подводя итог первой главы и с учетом изложенного материаламожно выделить следующие признаки нормативного правового акта:
1) волевое содержание;
2) официальный характер;
3) входит в единую систему;
4) нормативность;
5) принимается в специальной процедуре;
6) издается компетентными органами и лицами;
7) регулирует общественные отношения;
8) издается управомоченными органами и лицами;
9) гарантируется принудительной силой государства;
10) имеет форму и структуру, установленные законом.2. Подготовка нормативных правовых актовфедеральных органов исполнительной власти и их государственная регистрация
/>/>/>/> 
Подготовка и выпускправовых актов федеральных органов исполнительной власти регулируютсяКонституцией РФ, федеральным Конституционным Законом «О ПравительствеРоссийской Федерации» от 17 декабря 1997 г. №-2 ФКЗ, «Правилами подготовкинормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и ихгосударственной регистрации», «Разъяснениями о применении правил подготовкинормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственнойрегистрации», изданными на основании абз. 2 п. 1 постановления Правительства РФот 13 августа 1997 г. № 1009, и постановлением Правительства РФ от 15 июня 2009г. № 477 «Об утверждении правил делопроизводства в федеральных органахисполнительной власти».
Документы,создаваемые в федеральном органе исполнительной власти, оформляются на бланках,на стандартных листах бумаги формата A4 (210 x 297 мм) или A5 (148 x 210 мм)либо в виде электронных документов и должны иметь установленный состав реквизитов,их расположение и оформление. Бланки федерального органа исполнительной властиразрабатываются на основе углового или продольного варианта расположенияреквизитов. При угловом варианте реквизиты бланка располагаются в верхнем левомуглу листа. При продольном варианте реквизиты бланка располагаются посерединелиста вдоль верхнего поля.
Каждыйлист документа, оформленный как на бланке, так и на стандартном листе бумаги,должен иметь поля не менее 20 мм — левое, 10 мм — правое, 20 мм — верхнее и 20мм — нижнее. Образцы бланков утверждаются приказом руководителя федеральногооргана исполнительной власти.
Реквизитами документов,создаваемых в процессе деятельности федерального органа исполнительной власти,являются: Государственный герб РФ; наименование федерального органаисполнительной власти; должность лица, подписавшего документ; подписьдолжностного лица; вид документа; место составления (издания) документа;справочные данные о федеральном органе исполнительной власти; адресат; датадокумента; регистрационный номер документа; наименование документа; текстдокумента; ссылка на исходящий номер и дату документа адресанта; отметка оналичии приложений; гриф согласования; гриф утверждения; виза; оттиск печати;отметка о заверении копии; отметка об исполнителе; указания по исполнениюдокумента; отметка о контроле документа; отметка об исполнении документа;отметка о конфиденциальности.[10] Структура нормативного правовогоакта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования. Еслитребуется разъяснение целей и мотивов принятия нормативного правового акта, тов проекте дается вступительная часть — преамбула. Положения нормативногохарактера в преамбулу не включаются.
Какуже отмечалось ранее, нормативные правовые акты издаются федеральными органамиисполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил,инструкций и положений. Акты, изданные в ином виде, не должны носитьнормативный характер. Нормативный правовой акт может быть издан совместнонесколькими федеральными органами исполнительной власти или одним из них посогласованию с другими. Проект нормативного правового акта подлежитсогласованию с заинтересованными министерствами и ведомствами, если такоесогласование является обязательным в соответствии с законодательством РФ, а также если в нормативном правовом акте содержатся положения, нормы и поручения,касающиеся других министерств и ведомств. Согласование нормативного правовогоакта оформляется визами.
Одновременнос разработкой проекта нормативного правового акта должны быть подготовленыпредложения об изменении и дополнении или признании утратившими силусоответствующих ранее изданных актов или их частей. Положения об изменении,дополнении или признании утратившими силу ранее изданных актов или их частейвключаются в текст нормативного правового акта (с указанием отменяемых глав,пунктов, подпунктов и абзацев) либо оформляются как приложение к акту.Нормативные правовые акты, изданные совместно или по согласованию с другимифедеральными органами исполнительной власти, изменяются, дополняются илипризнаются утратившими силу по согласованию с этими федеральными органами исполнительнойвласти. При необходимости внесения изменений и дополнений в нескольконормативных правовых актов, зарегистрированных в Министерстве юстиции РФ,изменения и дополнения в каждый акт оформляются отдельным документом. Измененияи дополнения, вносимые в нормативный правовой акт, оформляются, как правило,нормативным правовым актом того же вида, в каком издан основной документ.
Подготовленный проектнормативного правового акта до его подписания (утверждения) должен бытьпроверен на соответствие законодательству РФ, а также правилам русского языка изавизирован руководителем юридической службы федерального органа исполнительнойвласти. Нормативные правовые акты подписываются (утверждаются) руководителемфедерального органа исполнительной власти или лицом, исполняющим егообязанности.
Государственнаярегистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции РФ,которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральныхорганов исполнительной власти. На государственную регистрацию нормативныеправовые акты направляют: федеральные органы исполнительной власти (федеральныеминистерства, федеральные службы, федеральные агентства); иные органы иорганизации, нормативные правовые акты которых в соответствии сзаконодательством РФ подлежат государственной регистрации в Министерствеюстиции РФ (Центральный банк РФ, Пенсионный фонд РФ, Федеральный фондобязательного медицинского страхования, Фонд социального страхования РФ). Государственнойрегистрации подлежат нормативные правовые акты независимо от срока их действия(постоянно действующие, временные, в том числе акты, содержащие сведения,составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера).Согласно Указа Президента РФ №763 от 23 мая 1996 года «Опорядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФи нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»,нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти,затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающиеправовой статус организаций или имеющие межведомственный характер, прошедшиегосударственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, подлежат обязательномуофициальному опубликованию, кроме актов или отдельных их положений, содержащихсведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциальногохарактера. В п. 9 Указа Президента РФ говорится, что «нормативные правовые актыфедеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию в«Российской газете» в течение десяти дней после дня их регистрации, а также вБюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти.Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительнойвласти, кроме актов и отдельных их положений, содержащих сведения, составляющиегосударственную тайну, или сведения конфиденциального характера, не прошедшиегосударственную регистрацию, а также зарегистрированные, но не опубликованные вустановленном порядке, не влекут правовых последствий, как не вступившие всилу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений,применения санкций к гражданам, должностным лицам и организациям заневыполнение содержащихся в них предписаний. На указанные акты нельзя ссылатьсяпри разрешении споров. [11]
Нормоконтрольв системе подзаконных нормативных правовых актов осуществляют: Президент,который может отменить нормативные правовые акты Правительства РФ;Правительство контролирующее правотворчество органов исполнительной власти;граждане и прокуроры, которые могут обращаться в суд в случаях несоответствиянормативных правовых актов Конституции РФ и федеральным законам.[12]

3. Действие нормативно – правовыхактов во времени, в пространстве и по кругу лиц
Для практики имеет непосредственное значение проблемадействия нормативных актов. Она включает в себя четыре аспекта:
На какие общественные отношения данный нормативный акт распространяется(предметное действие);
С какого и по какое время нормативный акт имеетюридическую силу (действие во времени);
На какую территорию он распространяет свое регулирующеевоздействие (действие в пространстве);
Каковы его адресаты (действие по кругу лиц).[13]
Действие нормативных правовых актов рассматриваетсяприменительно к следующим аспектам: времени, пространству и кругу лиц. Нормативныеправовые акты действуют во времени.Во-первых, наиболее распространенным моментом началадействия нормативного правового акта является истечение определенного срокапосле его официального опубликования. Федеральные законы и нормативные правовыеакты федеральных органов исполнительной власти вступают в силу одновременно натерритории РФ по истечении десяти дней после их опубликования. Нормативныеправовые акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, илисведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этимофициальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию вМинистерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации иприсвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок ихвступления в силу» (п.12 Указа). Акты Президента, имеющие нормативный характервступают в силу по истечении семи дней после их первого официальногоопубликования. Акты Правительства РФ, затрагивающие права, свободы иобязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральныхорганов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силуодновременно на всей территории РФ по истечении семи дней после дня их первогоофициального опубликования, если в самом акте не установлено иное.
Во-вторых, начало действия некоторых актов определяетсямоментом их принятия или официального опубликования. Так, например, акты главместной администрации вступают в силу с момента их опубликования, если иное неопределено самим актом.
В-третьих, время вступления нормативного правового акта вдействие может быть указано в специально принятом по этому поводу акте.
В-четвертых, те нормативные правовые акты, которые непубликуются, а рассылаются в соответствующие ведомства и учреждения, вступают вдействие с момента их получения этими органами, если в самих актах не указаноиное.[14]
В связи с рассмотрением вопроса о границах действиянормативных актов во времени необходимо принимать во внимание такое явление ипонятие, как обратная сила закона. Под обратной силой закона понимаетсяраспространение действия закона на все те случаи жизни и общественныеотношения, которые имели место до вступления его в силу. По общему правилу,законы и другие нормативные акты обратной силы не имеют. Однако из этогоправила есть исключения:
— когда в самом нормативном акте указано, что егопредписания распространяются на общественные отношения, возникшие до егопринятия;
— когда нормативный акт смягчает уголовную ответственность;
— когда нормативный акт отменяет уголовнуюответственность.
Прекращение действиянормативных актов связывается со следующими обстоятельствами: истечением срокадействия, на который был принят тот или иной акт; в связи с прямой отменойнормативного акта уполномоченным на то органом; в связи с фактической заменойнормативного акта иным актом, регулирующим ту же группу общественных отношений.Этот вариант прекращения действия акта менее желателен, так как зачастуюпорождает противоречивую правоприменительную практику, возникновение пробелов иколлизий правовых норм.
В пространстве пределы действия нормативных актовопределяются территорией, на которую распространяется суверенная властьконкретного государства, либо территорией, указанной в самом законодательномакте. В пределах территории данного государства они выступают как акты,обладающие высшей юридической силой и имеющие беспрекословный приоритет передвсеми другими нормативными актами, действующими на этой же территории. Подгосударственной территорией при этом понимается часть земного шара, включающаяв себя сушу, недра, воздух и воду, которая находится под суверенитетом данногогосударства и на которую оно распространяет свою власть.
На всю территориюгосударства распространяются, например, конституционные и обыкновенные законы.Так, согласно действующей Конституции России, п. 2 ст. 4 «Конституция РФ ифедеральные законы имеют верховенство на всей территории РФ». Действиенекоторых нормативно-правовых актов может выходить за пределы территориигосударства. И, наоборот, на территории данного государства могут действовать,в соответствии с заключенными соглашениями, отдельные нормы, содержащиеся вактах других государств.
В современных условияхширокого развития экономических, политических, торговых, финансовых и иныхсвязей между государствами особую значимость приобретает возможность применениянорм международного права к внутригосударственным отношениям. В связи с этимКонституция РФ, например, устанавливает, что общепризнанные принципы и нормымеждународного права, а также международные договоры России являются составнойчастью ее правовой системы. В случае, «если международным договором РФустановлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правиламеждународного договора» (ст. 15 Конституции РФ).
Важное значение длягосударственно-правовой теории и практики имеет определение действиянормативно-правовых актов по кругу лиц, выяснение вопроса о том, комуадресуются содержащиеся в этих актах предписания. По кругу лиц нормативный актраспространяет свое действие на категории субъектов, указанных в законе, сучетом предусмотренных в нем ограничений в отношении официальных представителейдругих государств, дипломатов и других лиц, обладающих дипломатическимиммунитетом.[15] Законодательство Россииприравнивает иностранных граждан и лиц без гражданства в отношении прав иобязанностей к российским гражданам. Так, согласно Конституции РФ иностранныеграждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности«наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральным законом имеждународными договорами РФ» (п. 3 ст. 62 Конституции РФ).
Подводя итог последнейглавы можно сказать, что все нормативно-правовые акты действуют в определенныхпределах, очерченных во времени, в пространстве и по кругу «охватываемых» этимиактами лиц. Установление этих пределов-границ имеет чрезвычайно важноезначение, поскольку с ними связана и ими же обусловлена возможность, а внадлежащих случаях и необходимость применения содержащихся в данных актахобщеобязательных норм. Действие закона, равно как и любого другого нормативногоакта, начинается с момента вступления его в силу, а прекращается — с моментаутраты им юридической силы. По территориальному критерию всенормативно-правовые акты подразделяются на акты, действие которыхраспространяется на всю территорию государства, акты, охватывающие определеннуюее часть, и акты, действие которых распространяется за пределы территориистраны. Несмотря на многообразие и своеобразие адресатов нормативно-правовыхактов, для всех них в России в соответствии с Конституцией РФ признается игарантируется весь комплекс основополагающих прав и свобод человека согласнообщепризнанным принципам и нормам международного права.
нормативныйправовой акт государственный

/>/>/>/>/>Заключение
В заключение своей работы я хочу указать, что внормативном регулировании общественных отношений главное и определяющее местозанимает закон. Подзаконные же акты играют лишь вспомогательную идетализирующую роль. В правовом государстве закон охватывает своим действиемвсе основные стороны общественной жизни, он является главным гарантом коренныхинтересов, прав и свобод личности. Нормативно-правовые акты следует отличать отиных формально схожих (но не правовых) актов, содержащих типичные нормативныепредписания, выраженные в документально-письменной форме. Всенормативно-правовые акты должны функционировать как единая система, котораяхарактеризуется согласованностью, взаимодействием, иерархичностью,специализацией и дифференциацией по отраслям и институтам.
Особенностьнормативно-правовых актов министерств и иных федеральных органов исполнительнойвласти состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы иинструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренныхзаконами РФ, указами Президента, постановлениями Правительства. Поэтому изданиелюбого ведомственного акта должно быть основано на специальном указаниивышестоящих органов, хотя на практике часто бывает по-иному.
Изменения в правовомрегулировании в России, продолжающиеся с начала 90-х годов прошлого векакардинально изменили всю отечественную систему правового регулирования. Впервую очередь эти изменения затронули систему законодательства. Именно системанормативных правовых актов рассматривается теперь как главный инструментправового воздействия на совокупность общественных отношений, остальные формыправа выполняют роль вспомогательного правового регулятора.
В настоящий периодправотворческая практика федеральных органов исполнительной власти развиваетсявесьма противоречиво. В разных органах одни и те же формы (виды) актовиспользуются в разном качестве. Из этого следует, что одним из важныхнаправлений совершенствования правотворческой деятельности федеральных органовисполнительной власти должно стать формирование четкого, однозначногоюридически строго выдержанного перечня видов актов, издаваемых этими органами,а также выработка критериев соотношения между ними. Все это позволит достичьединообразия и согласованности в правотворческой деятельности и в конечномсчете будет способствовать дальнейшему совершенствованию всей системынормативных правовых актов РФ.

/>/>/>/>/>Глоссарий№ п/п Понятие Определение 1 нормативно – правовой акт письменный документ, с помощью которого правотворческий орган в пределах своей компетенции вносит изменения в систему действующих норм права путем принятия новых норм права или решения, направленного на изменение или отмену устаревших актов. 2 орган исполнительной власти организация, которая, являясь частью государственного аппарата, имеет свою структуру, территориальный масштаб деятельности, компетенцию, образуется в порядке, установленном законом или другим нормативным правовым актом, использует определенные методы в работе, наделена правом выступать по поручению государства и призвана в порядке исполнительной и распорядительной деятельности осуществлять повседневное руководство экономической, социально-культурной и административно-политической сферами жизни общества. 3 инкорпорация вид систематизации, в ходе которой действующие нормативные акты сводятся воедино без изменения их содержания, переработки и редактирования. 4 кодификация переработка норм права по содержанию и их систематизированное, научно обоснованное изложение в новом законе (своде законов, кодексе, основах законодательства и др.) 5 Конституция РФ основной закон государства, определяющий общественное и государственное устройство, форму правления, а также основные принципы взаимоотношений личности и государства. 6 преамбула вступительная часть нормативно – правового акта, в которой определяются его цели, задачи и некоторые другие положения. 7 Закон нормативно-правовой акт, обладающий высшей юридической силой, принимаемый высшим представительным органом в особом законодательном порядке и регулирующий наиболее важные общественные отношения, складывающиеся в жизни общества. 8 правовая норма общеобязательное государственное предписание постоянного или временного характера, рассчитанное на многократное применение 9 правовой акт управления основанное на законе одностороннее юридически-властное волеизъявление полномочного субъекта исполнительной власти по вопросам компетенции данного органа, направленное на установление правовых норм или возникновение, изменение или прекращение административных правоотношений в целях реализации задач и функций государственного управления. 10 постановление документ, содержащий решение по важнейшему вопросу, принятое в рамках установленной процедуры и компетенции. 11 приказ распорядительный документ федерального органа исполнительной власти. 12 распоряжение распорядительный документ, принимаемый руководителем органа исполнительной власти по несложным (обычным) текущим вопросам практической управленческой деятельности. 13 правила документ, в котором определяется порядок (процедура) осуществления специального вида управленческой деятельности. 14 инструкция документ, в котором излагаются правила, регулирующие специальные стороны деятельности федерального органа исполнительной власти. 15 положение документ, в котором органами федеральной исполнительной власти устанавливаются статус органа исполнительной власти, его полномочия, компетенция, функции, задачи, права, обязанности, ответственность, взаимоотношения с другими органами, а также порядок осуществления как позитивной управленческой деятельности, так и юрисдикционного принуждения
/>/>/>/>/> 

Список использованныхисточников
Конституция РФ, принята 12 декабря1993г., с поправками по состоянию на 21 июля 2007г.
Федеральный закон от 6 октября 1999г.№184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) иисполнительных органов государственной власти субъектов РФ»
Указа Президента РФ №763 от 23 мая1996 года «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ,Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органовисполнительной власти»
Постановление Правительства РФ от15 июня 2009 г. № 477 «Об утверждении правил делопроизводства в федеральныхорганах исполнительной власти»
Постановление Правительства РФ от13 августа 1997 года №1009 «Об утверждении правил подготовки нормативныхправовых актов Федеральных органов исполнительной власти и их государственнойрегистрации».
Борисов Г. А. «Теория государстваи права: учебник». Белгород: Изд-во БелГУ, 2007. – 292с.
«Государство и право», 2009, №8.Статья «Кодификационные акты, их специфика и значение в системе права».
Мелехин А. В. «Теория государстваи права: учебник». – М.: Маркет ДС, 2007. – 640с.
Старилов Ю. Н. «Курс общегоадминистративного права» 3 т. Т. II: Государственная служба. Управленческиедействия. Правовые акты управления. Административная юстиция. — М.:Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА — М), 2002. — 600 с.
Сырых В. М. «Теория государства иправа: Учебник для вузов» — 3-е изд. М.: ЗАО Юстицинформ, 2007. – 704 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.