Реферат по предмету "Государство и право"


Порядок и особенности выборов Президента Российской Федерации

Содержание:
Введение
1. Историко — правовой анализ понятияглавы государства на территории Российской Федерации
2. Порядок выборов ПрезидентаРФ, реализация принципа народного представительства
3. Зависимость объема функций иполномочий Президента РФ от порядка его избрания
Заключение
Список нормативно-правовыхактов и литературы

ВВЕДЕНИЕ
 
Актуальность курсовойработы. Демократические преобразования, проводимые в РФ,привели к отказу от несовместимой с ними системы Советов и необходимости поискаиной модели организации государственной власти. Основой такой модели сталобщепризнанный во всем современном мире принцип разделения властей, а такжевведения в стране института президентства.
Несмотря намноговековой опыт, накопленный различными странами мира в сфере организации идеятельности института президентства, для России данный государственныйинститут является новым и, в силу этого, требует специальногоконституционно-правового исследования. При этом не следует забывать, что,несмотря на относительную новизну, этот институт существует в РФ с мая 1991года, и оказал большое влияние на процессы становления новой российскойгосударственности, формирование политической системы, на новейшую политическуюисторию России. Уже сейчас в нашей стране накоплен значительный опыторганизации и функционирования этого института. Издано большое числонормативных актов (в том числе решений самого главы государства), регулирующихорганизацию, полномочия и иные вопросы президентской власти. В то же времяотечественная конституционная модель президентства, практика его организации ифункционирования недостаточно исследованы. Колоссальный нормативный ифактический материал нуждается в обобщении, анализе и оценке. выбор президент россия
Президент РоссийскойФедерации является главой российского государства, гарантом Конституции РФ.Порядок избрания на пост Президента РФ, выдвижения кандидатов, процедурапроведения выборов, подсчета голосов, подведения итогов выбороврегламентируется избирательным законодательством. Основным законом,регламентирующим данный процесс, является Федеральныйзакон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах Президента РоссийскойФедерации» (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.)
Актуальность выбраннойтемы работы также обусловлена реформированием избирательной системы РоссийскойФедерации.
Объектом курсовойработы является институт выборов президента РФ, как частьизбирательной системы России в целом.
Предмет работыявляются нормативные акты, регулирующие порядок избрания президента, научная иучебная литература по данной проблематике.
Цель курсовой работы являетсяизучение и обобщение развития института президентских выборов в России,определение основных моментов проведения выборов президента.
Цель исследованияопределила постановку следующих задач:
1. Исследоватьисторико-правового опыт становления института главы государства в РоссийскойФедерации.
2. Установитьнормативное регулирование процедуры выборов президента.
3. Определениеполномочий и функций Президента Российской Федерации.
Положения, выносимые назащиту:
1. Дать авторскоеопределение института президентства.
2. Проведениевыборов Президента Российской Федерации в сроки, установленные КонституциейРоссийской Федерации и ФЗ «О выборах президента РФ», является обязательным.
3.На определение статуса президента государства в огромной степени влияет формаправления данного государства.
Структура исследования.Курсовая работа состоит из введения, трех вопросов, заключения и списка нормативно-правовыхактов и литературы.

1. Историко — правовой анализ понятия главы государства на территории РФ
Институт главыгосударства в современном его виде формировался под влиянием монархии. В ходеего исторической эволюции монарх утрачивал реальные полномочия по управлениюстраной, которые перешли к правительству и его руководителю – подлинному главеисполнительной власти, но формально сохранил права главы государства (имеются ввиду, конечно, парламентарные монархии, прежде всего европейские, а не сохранившиесядо сих пор монархические государства, в которых их глава обладает реальнойвластью)[1].
Определение самогопонятия «президент» в мировом конституционно-правовом опыте различны в связи сналичием различных моделей института президента. Обычно президентом именуетсявыборный глава государства, как правило, это государство с республиканскойформой правления. Следовательно, понятие «глава государства» является родовымпо отношению к понятию «президент». Видовым признаком понятия «президент»является его выборность. Президент – выборный глава. Хотя порядок его избранияможет быть различным, но он непременно избирается. На этом мы еще остановимсяниже. Данный признак выражает уже не общее, а особенное в сравнении с понятиеммонарха, поскольку власть монарха, как правило, наследственная. Таким образом,практически глава государства выступает либо как президент, либо как монарх ипредставляет общее, родовое понятие по отношению к ним.
Общеизвестно, чтоглавой государства называется официальное лицо (или орган), занимающее, какправило, формально высшее место в иерархии государственных институтов. Это непросто отдельно взятое физическое (или юридическое) лицо со всеми егоособенностями, а сосредоточение власти и влияние в государстве. Следовательно,понятие президента не следует рассматривать как «должность» или «пост».Президент — это не сама должность, а физическое лицо, занимающее ее, и темсамым облеченное президентской властью («должностное лицо»). Правильнее вданном случае говорить о должности президента, т.е. институте президентства.
Что же касаетсяРоссийского государства, то институт главы государства в роли президентства имеетне обширную историю своего развития. Готовилось множество проектов еще вСоветском союзе о введении нового понятия главы государства, но ввиду различныхобстоятельств данные законопроекты не были реализованы.
В марте 1990 г. внеочередной третий Съезд народных депутатов СССР принимает Закон «Об учреждении постаПрезидента СССР и внесении изменений и дополнений в Конституцию (основнойзакон) СССР» и избирает Президента СССР. Учреждение поста Президента СССР отличалось(наряду с изменениями конституционного статуса КПСС) особым радикализмом иимело далеко идущие последствия. В сущности, введение института президентства встране влекло за собой изменение формы государственного правления, переход отреспублики Советов к президентской республике.
Пост Президента РСФСРбыл учрежден всероссийским референдумом 17 марта 1991 г. В этот день советские граждане участвовали в референдуме СССР и определяли, быть ли Союзу ССРи дальше. В дополнение к этому граждане РСФСР отвечали на вопрос:
«Считаете ли Вынеобходимым введение поста Президента РСФСР, избираемого всенароднымголосованием?» По этому вопросу проголосовали 75,42 % избирателей,внесенных в списки. За введение поста Президента РСФСР высказались 69,85 %избирателей, или 53 385 275 человек, против — 27,89 %, или 21 406 152 человек[2].
24 апреля 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял Закон «О Президенте РСФСР». Законом от 24 мая 1991 г. IV Съезд народных депутатов РСФСР внес многочисленные изменения и дополнения в КонституциюРСФСР, в том числе связанные с введением поста Президента РСФСР.
Итак, для чего жепонадобился пост президента? При введении его на уровне СССР следовал рядобъяснений, толкующих причины президентства в нашей стране, которые нельзяоставить без внимания и по отношению к Российской Федерации. Во-первых, эторазмежевание функций партии и государства. Раньше все главные вопросывнутренней и внешней политики решались партийными органами, и, таким образом,основное звено в выработке стратегии государственной жизни было внегосударственной системы. Теперь же требовалось укрепить то звеногосударственной власти, функции которого ранее подменялись партийнымирешениями. Во-вторых, после проведения разделения властей появиласьнеобходимость согласования деятельности законодательных и исполнительныхорганов. В-третьих, возникла настоятельная потребность в стабилизацииобстановки и быстром разрешении чрезвычайных ситуаций. Существовавшие структурыоказались для этого неприспособленными.
С учетом всего сказанногоможно согласиться с профессором С.А. Авакьяном, предложившим свое толкованиепричин введения поста президента в нашей стране[3].
Во-первых,демократизация процессов руководства страной довольно быстро продемонстрироваласвою, так сказать, обратную сторону: увлекающиеся дискуссиями парламент иправительство были не в состоянии принимать оперативных решений и быстро ихосуществлять, поэтому потребовалось иметь одного руководителя государства,который бы отвечал ежечасно за текущие дела. Скажем прямо, хотя и рискуемвызвать критику в свой адрес: нужен был «хозяин» страны, который несбы персональную ответственность за принятие неотложных решений и был быспособен навести порядок в обществе, стремительно катившемся в бездну хаоса приотсутствии дисциплины и без уверенности в завтрашнем дне. Конечно, речь шла опередаче ему полномочий, необходимых для этого и не требующих коллегиальныхрешений. Важно было и то, чтобы указанное лицо, как и парламент, получило своиполномочия от народа путем прямых выборов, было организационно обособлено отдругих органов и имело специальные механизмы взаимоотношений с ними.
Во-вторых, отсюдавытекает еще одна причина введения поста президента, обусловленнаяразвивавшимся разделением властей. В СССР и затем в РСФСР демократизация вгосударственных делах выразилась, прежде всего, в создании активногопарламента. Съезды народных депутатов СССР и РСФСР, а особенно Верховные СоветыСССР и РСФСР, работавшие на началах постоянства, брали на себя огромноеколичество дел и присваивали, чуть ли не безапелляционное право решать любыевопросы. Президентство, хотя об этом вслух предпочитали не говорить, сталопротивовесом «зарывающемуся» парламентаризму и было призвано«помочь» ему обрести нормальные рамки деятельности в условияхравенства властей, а не приоритета одной перед другой (во что это вылилосьпозже — предмет дальнейшего разговора).
В-третьих, как показаладействительность, в условиях, когда отсутствуют либо парламентское большинствоодной партии, либо альянс нескольких партий в парламенте (или нижней палате),президент объективно вынужден взять на себя формирование правительства ируководство его работой, поскольку конфликтующие партии могли бы попросту парализоватьфункционирование главнейшего органа исполнительной власти.
В-четвертых, есть и ещеодин фактор, пожалуй, сугубо внутренний. Пост президента был введен тогда,когда стала резко ослабляться роль единственной и правящей партии — КПСС, когданачинал складываться политический плюрализм. Лидер этой партии всегда являлсяфактическим главой государства, тем более что наряду с указанным постом ончасто (но не всегда) занимал пост и Председателя Президиума Верховного СоветаСССР, на последнем этапе — Председателя Верховного Совета СССР. Но сослаблением партии пост генерального секретаря мало что значил.Довольствоваться же только постом Председателя Верховного Совета СССРруководство партии тоже не желало в силу ограниченности его полномочий.Введение должности Президента СССР рассматривалось как способ сохранениявлияния партии.
Однако у данногофактора есть и другая сторона. Речь идет о личных претензиях лидера партии.Пост генсека утратил былое величие, а должность Председателя Верховного СоветаСССР не очень-то позволяла развернуться. Пост Президента СССР давал простордеятельности.
Но и это не все. Былоеще одно обстоятельство, о котором мало говорят: пост президента помогал лидеруосвободиться от опеки «родной» партии. Нацеленный на реформы лидердолжен был каждый свой шаг сверять с Политбюро и ЦК КПСС и при этом опасатьсятого, что его не только свергнут с партийного поста, но и с должностиПредседателя Верховного Совета СССР, поскольку члены КПСС среди народныхдепутатов СССР составляли подавляющее большинство.
Президент какпредставитель всего народа объективно должен был дистанцироваться отсобственной партии. Он просто вынужден был ей «помогать» стать однойиз многих (и рядовых!) политических партий, чего ему, конечно, не моглопростить терявшее позиции и привилегии руководство КПСС. Президентствопредоставляло возможность бывшим партийным лидерам на уровне Союза и республикне только сохранить себя у власти, но и бороться с всесилием партии, а там, гдеони видели в партии постоянную угрозу своей власти, как, например, в той жеРСФСР, вообще запретить ее (разумеется, провозглашая антиконституционностьпартии и умалчивая о личных мотивах)[4].
Последнееобстоятельство является как бы отечественным, в том числе и российским,проявлением мировой тенденции к введению сильных президентских режимов именнотам, где внутренние противоречия, давление различных сил, включая и сторонниковлиц, пришедших к президентскому посту, побуждают соответственно бороться запрезидентство с ощутимымиполномочиями — так называемоесуперпрезидентство.
Изложенные причинывведения президентства стали хорошо понятны сегодня, по прошествии несколькихлет. Непосредственно при учреждении президентства предпочитали подчеркивать то,что оно способствует упорядоченности дел в стране, что власть Президента СССРне будет авторитарна, да еще то, что ни о каком покушении на роль высшегопредставительного органа власти СССР речи не идет; наоборот, он контролируетдеятельность Президента, может отменить указы последнего и досрочно освободитьего от должности в случае нарушения им Конституции и законов СССР.
Фактически ПрезидентСССР был, конечно, сильной фигурой, что, с одной стороны, все-такиобеспечивалось Конституцией, с другой — объяснялось личным авторитетом М. С.Горбачева. В дальнейшем появился ряд конституционных новелл,свидетельствовавших о попытках усилить позиции Президента. Например,первоначально он юридически слабо влиял на формирование Правительства ируководство им. При изменении и дополнении Конституции СССР 26 декабря 1990 г. уже было записано, что Президент СССР возглавляет систему органов государственногоуправления, что Правительство СССР — Кабинет министров СССР подчиняетсяПрезиденту СССР, что последний формирует Кабинет министров по согласованию сВерховным Советом. Был создан Совет безопасности СССР, возглавляемый ПрезидентомСССР. Вместе с тем по-прежнему сохранялись и даже усиливались контрольныеполномочия Верховного Совета СССР в отношении Президента СССР и ПравительстваСССР.
В июне 1991 г.избирается первый Президент РСФСР – Борис Николаевич Ельцин сроком на 5 летсогласно Конституции РСФСР. Прихоть нового президента усилить исполнительнуювласть и другие факторы привели к конституционному кризису 1992—1993 годов, разгонуВерховного Совета России и установлению режима личной власти президента Россиив конце 1993 года.
КонституцияРоссийской Федерации, принятая в декабре 1993 года, определила новый,действующий и по настоящее время, правовой статус Президента РоссийскойФедерации. И сократила срок его полномочий на один год.
В преддверииНового 2000 года, 31 декабря, Ельцин уходит в отставку и временно исполняющимобязанности Президента РФ становится Владимир Владимирович Путин, который 26марта 2000 года уже избирается главой государства. Вступил в должность 7 мая2000 года. 14 марта 2004 года избран президентом Российской Федерации на второйсрок. Вступил в должность 7 мая 2004 года. 7 мая 2008 года передал властьизбранному президенту, бывшему главе своей администрации Дмитрию АнатольевичуМедведеву[5], которыйруководит государством и по настоящий день. Сам же Владимир Владимирович сталПредседателем Правительства РФ.
Подводя итогданному параграфу, следует отметить то, что институт президентства в РоссийскойФедерации довольно молодая юридическая категория, но очень интересная.Конституция Российской Федерации, принятая в декабре 1993 года, определилановый, действующий и по настоящее время, правовой статус Президента РоссийскойФедерации.

 
2. Порядок выборовПрезидента РФ, реализация принципа народного представительства
Проведение выборовПрезидента Российской Федерации в сроки, установленные Конституцией РоссийскойФедерации и ФЗ «О выборах президента РФ», является обязательным.
/>Всоответствии с Конституцией Российской Федерации выборы Президента РоссийскойФедерации назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации.Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и непозднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборахПрезидента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в которомпроводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента РоссийскойФедерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент РоссийскойФедерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию всредствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня егопринятия[6].
/>ЕслиСовет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборыПрезидента Российской Федерации в соответствии с вышеуказанным положением,выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией РоссийскойФедерации во второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование напредыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение Центральнойизбирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется непозднее чем через семь дней со дня истечения установленного п. 2 ст.5 ФЗ «Овыборах президента РФ» срока официального опубликования решения о назначениивыборов.
/>Вслучае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочийдо истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренныхКонституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального СобранияРоссийской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращенияполномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации. Днемголосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когдаистекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочийПрезидентом Российской Федерации. Решение о назначении досрочных выборовподлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднеечем через пять дней со дня его принятия.
/>/>/>Если воскресенье, на которое должны быть назначены выборыПрезидента Российской Федерации, совпадает с днем, предшествующим нерабочемупраздничному дню, или с нерабочим праздничным днем, или с днем, следующим занерабочим праздничным днем, либо это воскресенье в установленном порядкеобъявлено рабочим днем, выборы назначаются на предшествующее воскресенье.
/>Каждыйгражданин Российской Федерации, обладающий пассивным избирательным правом,после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборовПрезидента Российской Федерации вправе выдвинуть свою кандидатуру на должностьПрезидента Российской Федерации.
/>Дляподдержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей вколичестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активнымизбирательным правом. Избиратель может входить только в одну группуизбирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата (далее — группаизбирателей). О месте и времени проведения собрания группы избирателей должнабыть оповещена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации либоизбирательная комиссия субъекта Российской Федерации, на территории которогопланируется проведение указанного собрания.
В ходатайстве орегистрации группы избирателей указываются:
1) фамилия, имя иотчество, дата и место рождения, основное место работы или службы, занимаемаядолжность (в случае отсутствия основного места работы или службы — родзанятий), адрес места жительства, гражданство, срок проживания на территории РоссийскойФедерации кандидата;
/>2)фамилия, имя и отчество, дата рождения, основное место работы или службы,занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), адрес места жительства, гражданство, серия, номер и дата выдачипаспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, каждого члена группыизбирателей.
/>5. Кходатайству о регистрации группы избирателей должны быть приложены нотариальноудостоверенный протокол регистрации членов группы избирателей при проведениисобрания в поддержку самовыдвижения кандидата и протокол собрания данной группыизбирателей. В случае отсутствия в населенном пункте нотариуса удостоверениепротокола регистрации членов группы избирателей может быть совершенодолжностным лицом исполнительного органа государственной власти, должностнымлицом органа местного самоуправления, которые уполномочены совершатьнотариальные действия.
Протокол собраниягруппы избирателей должен содержать решения[7]:
1) об образованиигруппы избирателей;
2) о поддержкесамовыдвижения кандидата с указанием сведений о кандидате;
3) о назначенииуполномоченных представителей группы избирателей с указанием сведений,
/>Кходатайству о регистрации группы избирателей должны быть приложены:
1) доверенности науполномоченных представителей группы избирателей;
/>2)список уполномоченных представителей группы избирателей в печатном имашиночитаемом виде по форме, установленной Центральной избирательной комиссиейРоссийской Федерации. В списке указываются фамилия, имя и отчество, датарождения, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющегопаспорт гражданина, адрес места жительства, основное место работы или службы,занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), номер телефона каждого уполномоченного представителя. Куказанному списку прилагается также письменное согласие каждого изперечисленных в нем лиц осуществлять указанную деятельность;
/>3)заявление кандидата о его согласии баллотироваться, в котором указываютсяфамилия, имя и отчество, дата и место рождения, адрес места жительства,образование, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случаеотсутствия основного места работы или службы — род занятий), если кандидатявляется депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, — сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительногооргана, срок проживания на территории Российской Федерации, гражданство (вслучае наличия помимо гражданства Российской Федерации гражданства иностранногогосударства — гражданство иностранного государства с указанием наименованияэтого государства, даты и оснований приобретения гражданства), серия, номер идата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина,наименование и код выдавшего его органа. В случае наличия у кандидата неснятойили непогашенной судимости в заявлении также должны указываться сведения осудимости кандидата. К заявлению прилагаются копия паспорта или документа,заменяющего паспорт гражданина, и копии документов, подтверждающих указанные взаявлении сведения об образовании, основном месте работы или службы, озанимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат являетсядепутатом;
/>4)нотариально удостоверенная доверенность на уполномоченного представителя(нотариально удостоверенные доверенности на уполномоченных представителей) пофинансовым вопросам кандидата;
/>5)если кандидат одновременно выдвинут на других выборах, — письменное уведомлениео его выдвижении на других выборах.
/>Кандидат,выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официальногоопубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента РоссийскойФедерации обращается в Центральную избирательную комиссию Российской Федерациис ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей. Припроведении досрочных выборов Президента Российской Федерация указанный внастоящем пункте срок не применяется[8].
Выдвижение кандидата надолжность Президента Российской Федерации в порядке самовыдвижения проводитсяпутем сбора подписей под его заявлением о выдвижении кандидатом. Сбор подписейпроводится по месту работы, службы, учебы и жительства. Администрация итрудовые коллективы организаций всех форм собственности обязаны оказыватьсодействие в создании равных условий для выдвижения кандидатов.
Подписи могутсобираться только среди избирателей, обладающих активным избирательным правом,в том избирательном округе, где осуществляется выдвижение кандидата. Инициативасбора подписей под заявлением кандидата о его выдвижении может исходить отлюбого избирателя либо избирателей. О своей инициативе он либо они уведомляютизбирательную комиссию, в которой будет осуществляться регистрация кандидата.
Кандидат считаетсявыдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренныефедеральным законодательством, после поступления в соответствующуюизбирательную комиссию уведомления и заявления в письменной форме выдвинутоголица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу. Вэтом заявлении указываются сведения биографического характера (фамилия, имя,отчество, дата и место рождения, образование, основное место работы или службы,занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — род занятий), адрес места жительства, вид, серия и номер документа,удостоверяющего личность, наименование или код органа, выдавшего данныйдокумент, и дата его выдачи, сведения о судимостях кандидата, гражданство, втом числе гражданство иностранного государства с указанием даты и оснований егоприобретения) и дается обязательство в случае избрания прекратить деятельность,несовместимую со статусом Президента Российской Федерации. Кандидат вправезаявить о своей принадлежности не более чем к одному общественному объединению,зарегистрированному в установленном законом порядке, и о своем статусе в этомобщественном объединении при условии представления документа, подтверждающегоуказанные сведения и заверенного постоянно действующим руководящим органомобщественного объединения[9].
Выдвижение кандидатаполитической партией производится после официального опубликования (публикации)решения о назначении выборов Президента Российской Федерации. />Политическаяпартия вправе выдвинуть только одного кандидата. />Политическаяпартия вправе выдвинуть кандидатом гражданина Российской Федерации, неявляющегося членом данной политической партии. />Решение овыдвижении кандидата политической партией принимается на съезде политическойпартии в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях»и уставом политической партии.
/>/>Решение съезда политической партии о выдвижении кандидатаоформляется протоколом (иным документом), в котором должны быть указаны:
/>1)число зарегистрированных участников съезда;
/>2)число участников, необходимое для принятия решения в соответствии с уставомполитической партии;
3) решение о выдвижениикандидата с указанием его фамилии, имени и отчества, даты и места рождения,основного места работы или службы, занимаемой должности (в случае отсутствияосновного места работы или службы — рода занятий), адреса места жительства,гражданства, срока проживания на территории Российской Федерации и итогиголосования по этому решению;
/>4)решение о назначении уполномоченных представителей политической партии;
5) дата принятиярешения.
/>Решениесъезда политической партии о выдвижении кандидата заверяется подписьюруководителя политической партии и печатью политической партии.
/>Уполномоченныепредставители политической партии, не позднее чем через 25 дней со дняофициального опубликования (публикации) решения о назначении выборов ПрезидентаРоссийской Федерации представляют в Центральную избирательную комиссиюРоссийской Федерации решение съезда политической партии о выдвижении кандидата.При проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации указанный внастоящем пункте срок не применяется.
/>Уполномоченныйпредставитель политической партии одновременно с решением съезда политическойпартии о выдвижении кандидата представляет в Центральную избирательную комиссиюРоссийской Федерации следующие документы:
1) нотариальноудостоверенную копию устава политической партии и документа, подтверждающегофакт внесения записи о политической партии в единый государственный реестрюридических лиц;
2) списокуполномоченных представителей политической партии с указанием сведений о них,перечисленных в пункте 3 статьи 32 ФЗ «О выборах президента».
/>/>Одновременно с документами кандидат представляет в Центральнуюизбирательную комиссию Российской Федерации:
/>1) свое заявление о согласии баллотироваться/>
2) нотариальноудостоверенную доверенность на уполномоченного представителя (нотариальноудостоверенные доверенности на уполномоченных представителей) по финансовымвопросам кандидата;
/>3)сведения о размере и об источниках доходов кандидата и его супруга за четырегода, предшествующие году назначения выборов Президента Российской Федерации,об имуществе, принадлежащем кандидату и его супругу на праве собственности (втом числе совместной собственности), о вкладах в банках, ценных бумагах, обобязательствах имущественного характера кандидата и его супруга.
4) если кандидатодновременно выдвинут на других выборах, — письменное уведомление о еговыдвижении на других выборах.
/>Документы,указанные выше, кандидат обязан представить в Центральную избирательнуюкомиссию Российской Федерации лично, за исключением случаев, когда он болен,находится в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых (при этомподлинность подписи кандидата на заявлении должна быть нотариально удостовереналибо письменно заверена администрацией стационарного лечебно-профилактическогоучреждения, в котором кандидат находится на излечении, администрациейучреждения, в котором он содержится под стражей в качестве подозреваемого илиобвиняемого). Если кандидат вправе не представлять лично указанные документы вЦентральную избирательную комиссию Российской Федерации, то эти документы представляютсяуполномоченным представителем политической партии, выдвинувшей кандидата.
/>Документыпринимаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации припредъявлении кандидатом своего паспорта или документа, заменяющего паспортгражданина (если документы представляются уполномоченным представителемполитической партии, — при предъявлении нотариально удостоверенной копиипаспорта кандидата или документа, заменяющего паспорт гражданина). Кандидат(уполномоченный представитель политической партии) также предъявляет документы,подтверждающие указанные в заявлении о согласии баллотироваться сведения обобразовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (родезанятий), а также о том, что кандидат является депутатом.
/>Кандидатможет дать согласие баллотироваться только одной политической партии.Политической партией не может быть выдвинут кандидат, выдвинувший своюкандидатуру в порядке самовыдвижения.
/>Центральнаяизбирательная комиссия Российской Федерации обязана в день поступлениядокументов, представленных в соответствии с настоящей статьей, выдатькандидату, уполномоченному представителю политической партии подтверждение вписьменной форме получения указанных документов.
/>Центральнаяизбирательная комиссия Российской Федерации в течение пяти дней со дняпоступления документов, представленных в соответствии с настоящей статьей,принимает решение о регистрации уполномоченных представителей политическойпартии либо мотивированное решение об отказе в их регистрации.
/>Основаниямидля отказа в регистрации уполномоченных представителей политической партиимогут служить отсутствие, неполный набор либо ненадлежащее оформлениедокументов, указанных в законе.
/>Вслучае отказа в регистрации мотивированное решение Центральной избирательнойкомиссии Российской Федерации об отказе выдается уполномоченному представителюполитической партии не позднее дня, следующего за днем принятия данногорешения. Данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд РоссийскойФедерации, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в пятидневный срок.
Сбор подписейизбирателей в поддержку выдвижения кандидата:
/>Кандидат,выдвинутый в порядке самовыдвижения, в свою поддержку, а политическая партия вподдержку выдвинутого ею кандидата обязаны собрать не менее двух миллионовподписей избирателей. При этом на один субъект Российской Федерации должноприходиться не более 50 тысяч подписей избирателей, место жительства которыхнаходится на территории данного субъекта Российской Федерации. Если сборподписей избирателей осуществляется среди избирателей, постоянно проживающих запределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей неможет быть более 50 тысяч.
/>Политическаяпартия, федеральный список кандидатов которой допущен к распределениюдепутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборам ПрезидентаРоссийской Федерации выборах депутатов Государственной Думы ФедеральногоСобрания Российской Федерации, вправе не собирать подписи избирателей вподдержку выдвинутого ею кандидата при условии, что официальное опубликованиерезультатов указанных выборов состоялось до представления в Центральнуюизбирательную комиссию Российской Федерации документов, необходимых длярегистрации кандидата[10].
/>Сборподписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата начинается со дня,следующего за днем регистрации уполномоченных представителей политическойпартии, выдвинувшей кандидата, группы избирателей. До регистрацииуполномоченных представителей сбор подписей избирателей не допускается.
/>Подписныелисты изготавливаются по форме согласно приложениям 1 и 2 к настоящему Федеральному закону.
/>Присборе подписей избирателей в подписном листе указываются фамилия, имя иотчество, дата рождения, основное место работы или службы кандидата, занимаемаяим должность (в случае отсутствия основного места работы или службы — родзанятий); если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия нанепостоянной основе, — сведения об этом с указанием наименованиясоответствующего представительного органа, наименование субъекта РоссийскойФедерации, района, города, иного населенного пункта, где находится местожительства кандидата, а также наименование политической партии, выдвинувшейкандидата, либо делается запись: «Самовыдвижение». В случае наличия укандидата неснятой или непогашенной судимости в подписном листе должныуказываться сведения о судимости кандидата. В случае наличия у кандидата помимогражданства Российской Федерации гражданства иностранного государства вподписном листе должно быть указано гражданство иностранного государства суказанием наименования этого государства, даты и оснований приобретениягражданства. В подписном листе также должно быть указано наименование субъектаРоссийской Федерации, в котором проводится сбор подписей избирателей, а еслисбор подписей избирателей — граждан Российской Федерации проводится запределами территории Российской Федерации, — наименование соответствующегоиностранного государства. Этот момент и раскрывает сущность народногопредставительства.
/>Вподписном листе указываются принадлежность кандидата к политической партии илииному общественному объединению и его статус в ней (нем), если членство в этойполитической партии или ином общественном объединении он указал в заявлении осогласии баллотироваться в соответствии с пунктом 8 статьи 34 либо подпунктом 1пункта 11 статьи 35 Федерального закона.
/>Участиеорганов государственной власти, органов местного самоуправления, органовуправления организаций всех форм собственности, учреждений, членовизбирательных комиссий с правом решающего голоса в сборе подписей избирателейне допускается. Запрещается в процессе сбора подписей принуждать избирателейставить свои подписи и вознаграждать их за это в любой форме, а такжеосуществлять сбор подписей на рабочих местах, в процессе и местах выдачизаработной платы, пенсий, пособий, стипендий, иных социальных выплат, оказанияблаготворительной помощи.
/>Правосбора подписей избирателей принадлежит дееспособному гражданину РоссийскойФедерации, достигшему на момент сбора подписей возраста 18 лет. Кандидат вправезаключить с лицом, осуществляющим сбор подписей избирателей, договор о сбореподписей. Все расходы, связанные с изготовлением подписных листов и со сборомподписей, производятся только через избирательный фонд кандидата.
/>Кандидат,политическая партия, выдвинувшая кандидата, обязаны составить список лиц,осуществлявших сбор подписей избирателей, по форме, установленной Центральнойизбирательной комиссией Российской Федерации[11].В списке указываются сведения о каждом лице, осуществлявшем сбор подписейизбирателей: фамилия, имя и отчество, дата рождения, адрес места жительства,серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспортгражданина, наименование или код выдавшего его органа, а также ставится подписьлица, осуществлявшего сбор подписей избирателей. Сведения о лицах,осуществлявших сбор подписей избирателей, и подписи этих лиц в указанном спискеудостоверяются нотариально.
/>Сборподписей избирателей в поддержку выдвижения кандидатов может осуществляться поместу учебы, жительства и в других местах, где сбор подписей и проведениепредвыборной агитации не запрещены федеральными законами.
/>Избирательвправе ставить подпись в поддержку выдвижения различных кандидатов, но толькоодин раз в поддержку выдвижения одного и того же кандидата. Избиратель ставит вподписном листе свою подпись и дату ее внесения, а также указывает своифамилию, имя и отчество, год рождения (в возрасте 18 лет на день голосования — дополнительно день и месяц рождения), адрес места жительства, указанный впаспорте или документе, заменяющем паспорт гражданина, серию, номер и датувыдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. Подпись вподдержку выдвижения кандидата и дату ее внесения избиратель ставитсобственноручно. Данные об избирателе, ставящем в подписном листе свою подписьи дату ее внесения, могут вноситься в подписной лист по просьбе избирателялицом, осуществляющим сбор подписей избирателей. Указанные данные вносятсятолько от руки, при этом использование карандашей не допускается.
/>Присборе подписей избирателей допускается заполнение подписного листа на лицевой иоборотной стороне. При этом оборотная сторона является продолжением лицевойстороны с единой нумерацией подписей, а заверительные подписи и сведения олице, осуществлявшем сбор подписей избирателей, об уполномоченном представителеполитической партии, выдвинувшей кандидата, о кандидате, выдвинутом в порядкесамовыдвижения, или его доверенном лице ставятся на оборотной сторонеподписного листа непосредственно после последней подписи избирателя[12].
/>Подписнойлист заверяется лицом, осуществлявшим сбор подписей избирателей, котороесобственноручно указывает свои фамилию, имя и отчество, дату рождения, адресместа жительства, указанный в паспорте или документе, заменяющем паспортгражданина, серию, номер и дату выдачи паспорта или документа, заменяющегопаспорт гражданина, с указанием наименования или кода выдавшего его органа,ставит свою подпись и дату ее внесения, уполномоченным представителемполитической партии, выдвинувшей кандидата, либо кандидатом, выдвинутым впорядке самовыдвижения, или его доверенным лицом, которые напротив своихфамилии, имени, отчества собственноручно ставят свою подпись и дату еевнесения.
/>Послеокончания сбора подписей избирателей уполномоченный представитель политическойпартии, выдвинувшей кандидата, кандидат, выдвинутый в порядке самовыдвижения,или его доверенные лица подсчитывают количество собранных подписей по каждомусубъекту Российской Федерации, где осуществлялся их сбор, количество собранныхподписей избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации,а также общее количество подписей избирателей. По результатам подсчета составляетсяпротокол об итогах сбора подписей избирателей, который подписываетсяуполномоченным представителем политической партии либо кандидатом, выдвинутым впорядке самовыдвижения, или его доверенным лицом.
/>Вслучае проведения досрочных или повторных выборов Президента РоссийскойФедерации количество подписей избирателей, указанное в пункте 1ст.36 ФЗ «Овыборах президента РФ», сокращается наполовину.
Подводя итог данномупараграфу необходимо сказать то, что порядок выборов Президента РФ являетсястрогим, регламентированным российским законодательством, процессом. Которыйреализует в свою очередь принцип народного представительства. ПрезидентРоссийской Федерации избирается на 6 лет, с возможностью повторного избрания натот же срок. Президентом РФ может быть гражданин Российской Федерации, достигшийвозраста от 35 до 65 лет, если у него отсутствует непогашенная судимость, либокандидат не имеет двойного гражданства.
3. Зависимость объема функций и полномочий ПрезидентаРФ от порядка его избрания
Президент какглава государства выступает в различных качествах в зависимости отразновидности республиканской формы правления. В парламентской республике онявляется таким главой государства, которому министры не подчинены и перед нимне ответственны (Индия, Италия, ФРГ и др.), в президентской республике он главагосударства, которому подчинены министры, не составляющие (США, Филиппины,Бразилия) или составляющие совет (кабинет) министров. При первом вариантепрезидентской республики нет должности премьер-министра, его полномочиявыполняет сам президент, по существу нет коллегиального правительства, естькабинет президента. Во втором случае есть должность премьер — министра, но этотак называемый административный премьер, фактически руководителем правительства(Совета министров) является сам президент. Премьер — министр в основномвыполняет лишь оперативные задачи по координации деятельности правительства, даи заседания правительства он обычно проводит в каждом отдельном случае поуказанию или с разрешения президента (Египет, Перу)[13].
Такимобразом, в парламентской республике президент лишь по конституции обладаетисполнительной властью или ее элементами, а иногда конституции об этом и неговорят (Италия, Молдова, ФРГ). Это — «слабый» президент. Свои конституционныеполномочия он выполняет «по совету и с согласия» правительства.
Иная ситуацияв президентской республике. Если в ней нет коллегиального совета министров, аминистры являются лишь помощниками, советниками президента, то, естественно,полнота исполнительной власти принадлежит президенту. Только он принимаетрешение, даже если все министры выскажут против мнения президента, он руководитгосударственной службой и делегирует определенную долю исполнительной властисвоим подчиненным. Если в президентской республике существует Совет министров,ситуация с исполнительной властью президента несколько усложняется, но впринципе остается такой же. Министры тоже подчинены президенту, он их назначаети смещает, правда, по рекомендации премьер-министра (его тоже назначаетпрезидент, какого-либо согласия парламента не требуется), но такие рекомендациидля президента не обязательны. Особые условия связаны с теми президентскимиреспубликами, в которых существуют элементы парламентаризма и где парламентможет выразить недоверие премьеру или министру (как правило, это крайнезатруднено, требуется инициатива значительной части парламентариев для внесениятакого предложения, иногда до 25% всего состава и принятие егоквалифицированным большинством состава парламента). Хорошим примеромпрезидентской республики является Российская Федерация.
Полномочия,представленные конституциями президентам, весьма обширны. Прежде всего,президент является представителем государства вовне и внутри страны. В качествепервого он назначает дипломатических представителей, при нем аккредитуютсяиностранные дипломатические представители, заключает международные договоры, вряде стран ратифицирует международные соглашения. Как представитель государствавнутри страны он выступает с согласительными процедурами при разногласияхнекоторых государственных органов, субъектов федерации (в условиях федеративногогосударства), от имени государства награждает государственными наградами,присваивает почетные звания и т.д.
Президентобладает полномочиями, относящимися к деятельности органов законодательнойвласти. Он назначает дату выборов в парламент, созывает его на сессии, он можетдосрочно распустить парламент с обязательным назначением новых выборов (впредусмотренных конституциями случаях), он санкционирует и промульгируетзаконы, обладает правом вето — возвращение закона на второе рассмотрениепарламента. Как правило, президент имеет право законодательной инициативы (вСША — не имеет), вправе обращаться с посланием к парламенту, которые, однако,не подлежат обсуждению[14].
У президентаобширные полномочия по формированию других высших органов государства иназначению высших должностных лиц. Юридически правительство даже впарламентской республике назначает президент — он создает соответствующий акт.
Президент вомногих странах назначает судей, формирует полностью или частично органыконституционного контроля (как на примере Российской Федерации – в компетенциюпрезидента с 2009 года входит назначение Председателя Конституционного СудаРФ), представляет парламенту кандидатуры для назначения высших должностных лиц- генерального прокурора, членов счетной палаты и т.д.
Ужеговорилось о нормотворческой деятельности президента. Он издает нормативные иненормативные акты, в том числе имеющие силу закона. Нормативные акты издаютсяна основе делегирования полномочий парламентом правительству (подписывает ихпрезидент) и на базе предусмотренной конституциями регламентарной власти.
Впарламентской республике акты президента действительны только приконтрасигнатуре. В президентской республике, где существует жесткое разделениевластей, президент издает только «исполнительные приказы», но на деле они могутиметь силу закона.
Что же касаетсяизбрания президентов в современной мировой практике, то существуют два основныхтипа президентских выборов — прямые и непрямые. В свою очередь прямыепрезидентские выборы могут проходить или в виде всеобщих выборов, или в видереферендумов. Непрямые выборы президента проводятся в трех видах. Непрямыевыборы президента проводятся в трех видах: 1) парламентом; 2) парламентом ипредставителями штатов, провинций, различных общественно-политических сил; 3)коллегий выборщиков.
В большинствестран, где введена президентская система правления, выборы президента проходятна всеобщих прямых выборах. Правда, исключение составляют США — это своего родаклассическая президентская республика. В США проводятся всеобщие президентскиевыборы, но президента выбирают коллегией выборщиков.
Прямыепрезидентские выборы присущи и многим странам с полупрезидентской системойправления, таким, как Франция, Португалия, Польша, Румыния, Монголия,Республика Корея и др.
Что же касаетсяпарламентарных республик, то для них также наиболее характерно избраниепрезидента путем голосования в парламенте, как это происходит, например, в ФРГ,Италии, Швейцарии, Венгрии, Латвии.
В целомпрослеживается достаточно большая зависимость типа президентских выборов отформы государственной системы правления.
Выборыпрезидента на всеобщих прямых выборах носят демократический характер и предоставляютизбирателям реальную возможность выбора только тогда, когда не одна, а покрайней мере несколько политических сил в той или иной стране имеют более илименее равные условия для участия в предвыборной борьбе. Практически во всехстранах, где существует пост президента, конституционно введены определенныенормы, которым должны соответствовать кандидаты в президенты, и большинство ихвполне оправданно и приемлемо для всех претендентов на президентский пост.Реальным же препятствием для участия различных сил в президентских выборахявляется, в частности, отсутствие многопартийной системы.
Важнымэлементом систем президентских выборов является продолжительность срока, накоторый избирается президент. В разных странах предусмотрены различные сроки полномочийглавы государства.
Не менееуникальным для современной эпохи является конституционно оформленноепожизненное президентство. На сегодняшний день только в одной стране мира. Это- африканское государство Малави, глава которого Х.К. Банда занял пост президентав 1966 году[15].
И, наконец,во многих странах для кандидатов в президенты установлен тот или инойвозрастной ценз. Наиболее распространенной является норма, согласно которойпрезидентом можно стать по достижении 35-летнего возраста. Такой возрастнойценз для главы государства установлен в Российской Федерации, США, Мексике,Австрии, Венгрии, Португалии, Ирландии, Исландии, Индии. Для президентов ФРГ иГреции этот возрастной порог выше и составляет 40 лет. В Монголии президентомможно стать лишь в 45 лет, а кандидату на пост главы итальянского государствадолжно быть не менее 50 лет.
Подводя итогвышеизложенному сравнению современных институтов президентства, следует сказатьто, что на полномочия, функции и вообще в целом на определение статусапрезидента государства в огромной степени влияет форма правления данногогосударства.
Российская Федерация –президентская республика. Конституционно – правовой статус Президента РФ оченьвелик. Он не относится ни к одной из ветвей власти, но зато обладает огромнымиполномочиями в любой из них. Выступает координирующим, связующим иконтролирующим звеном в системе государственных органов РФ.
Президент РоссийскойФедерации избирается с помощью прямых выборов, что реализует принцип народногопредставительства. Срок его полномочий с 2011 года будет составлять 6 лет свозможностью повторного избрания на тот же срок.

 
Заключение
Подводя итоги изучениюинститута президентских выборов в Российской Федерации, можно прийти кследующим выводам и заключениям:
— институт выборапрезидента находится в стадии становления и развития;
— последние годыпостоянно происходит внесение изменений в избирательное законодательство вобщем и в ФЗ «О выборах президента РФ» в частности;
— при выборах президента гражданам России предоставлено активное избирательное право – это право избирать, и пассивное – право быть избранным;
— процедура проведения выборов должным образом регламентирована законодательством Российской Федерации и отвечает современным международным стандартам, предъявляемым к нормативному обеспечению выборов президента.
Также необходимоотметить, что форма правления государств значительно сказывается на статуспрезидентов данных стран. Российская Федерация – президентская республика.Конституционно – правовой статус Президента РФ очень велик. Он не относится ник одной из ветвей власти, но зато обладает огромными полномочиями в любой изних. Выступает координирующим, связующим и контролирующим звеном в системегосударственных органов РФ. Срок его полномочий с 2011 года будет составлять 6лет с возможностью повторного избрания на тот же срок.
Влияние и статуспрезидента в Российской Федерации с каждым днем все больше усиливается, чтопроявляется в добавлении новых властных полномочий в его перечень.

 
Списокнормативно-правовых актов и литературы
 
Нормативно-правовые акты:
 
1. КонституцияРоссийской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993г.)//Российская газета от 25 декабря 1993 г. N 237.
2. Федеральный закон от 10 января 2003 г. N 19-ФЗ «О выборах ПрезидентаРоссийской Федерации» (с изм. и доп. от 21 июля 2005 г.) Российскаягазета" от 16 января 2003 г. N 6.
3. Федеральныйзакон от 10 января 2003 г. «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗРФ. 2003. №2. Ст. 171.
4. Федеральныйзакон от 12 июня 2002 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и права научастие в референдуме граждан Российской Федерации», с изменениями от 27сентября 2002 г., 23 июня, 4 июля 2003 г. // СЗ РФ. 2002. №24. Ст.2253; №39.Ст.3642; 2003. №26. Ст.2572; №27. Ч.П. Ст.2711, 2716.
5. Конституция(Основной Закон) Российской Федерации — России. Принята Верховным Советом РСФСР12 апреля 1978 г., с изменениями и дополнениями, внесенными законами РСФСР от 27октября 1989 г., 31 мая, 16 июня и 15 декабря 1990 г., 24 мая и 1 ноября 1991г. и законами Российской Федерации 21 апреля, 9 декабря и 10 декабря 1992 г.М.: Известия, 1993. 127 с.
6. ЗаконРСФСР от 24 апреля 1991 г. «О выборах Президента РСФСР» // Ведомости РСФСР.1991. №17. Ст.510.
7. Федеральныйзакон от 17 мая 1995 г. «О выборах Президента Российской Федерации» // СЗ РФ.1995. №21. Ст.1924.
8. Федеральныйзакон от 31 декабря 1999 г. «О выборах Президента Российской Федерации», сизменениями от 21 марта 2002 г. // СЗ РФ. 2000. №1. 2002. №12. Ст. 1093.
9. Федеральныйзакон от 6 декабря 1994 г. «Об основных гарантиях избирательных прав гражданРоссийской Федерации», с изменениями от 26 ноября 1996 г. // СЗ РФ. 1994. № 33.Ст.3406; 1996. №49. Ст.5498.(утратил силу).
10. Федеральныйзакон от 19 сентября 1997 г. «Об основных гарантиях избирательных прав и правана участие в референдуме граждан Российской Федерации», с изменениями от 30марта 1999 г., 10 июля 2001 г. // СЗ РФ. 1997. №38. Ст.4339; 1999. №14. Ст.1653;2001. №29. Ст.2944.
11. ПостановлениеЦентральной избирательной комиссии Российской Федерации от 5 апреля 2000 г.№98/1110-3 «О результатах выборов Президента Российской Федерации», сизменениями от 7 июля 2000 г. // Вестник Центральной избирательной комиссииРоссийской Федерации. 2000. №13 (или: Российская газета. 2000. 7 апреля). №19.
12. Постановление Центризбиркома РФ от 9 июля 1996 г. N 110/837-II«О результатах выборов Президента Российской Федерации» //Российскаягазета" от 10 июля 1996 г.
Учебная и научнаялитература:
 
13. АвакянС.А. Проблемы конституционного права – М.; Изд-во ИГиП РАН, 2007.
14. ВешняковА.А. Выборы Президента — 2000: правовые основы // Журнал российского права. — М.; Норма, 2000. — № 3. — с.3-11
15. ЖуковИ.А. Выборы президента — задача не только политическая // Закон и право. — М.;ЮНИТИ-ДАНА, 2004. — № 3. — с.62-63
16. Сентпетри-НадьР. Выборы президента по-австрийски // Технология и организация выборныхкампаний: зарубежный и отечественный опыт. — М., 1993. — с.77-90
17. ВолковаО.Н. Выборы Президента Российской Федерации и Государственнаяавтоматизированная система Российской Федерации «Выборы» // ВестникЦентральной избирательной комиссии Российской Федерации. — М., 2000. — № 13. — с.113-127
18. СтепановИ.М., Хабриева Т.Я. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации:Учеб. — 2-е изд., изм. и доп. — М.: Норма-М-Инфра, 1999. — 776 с. //Государство и право. — М.; Наука, 1999. — № 11. — с.103-106
19. БойцоваВ.В., Бойцова Л.В. Для тех, кто изучает конституционное право стран — участницСНГ. (Михалева Н.А. Конституционное право зарубежных стран СНГ: Учеб. пособие.- М.: Юрист, 1998. — 352 с. // Журнал российского права. — М.; Норма, 1999. — №1. — с.181-185
20. Государствои право на рубеже веков (материалы Всероссийской конференции): Конституционноеи административное право / Салищева Н.Г., Хаманева Н.Ю., Шульженко Ю.Л… — М.;Изд-во ИГиП РАН, 2000. — 126 с.
21. КокотовА.Н. Конституционное право в российском праве: Понятие, назначение и структура// Правоведение. — С.-Пб.; Изд-во С.-Петербург. ун-та, 1998. — № 1. — с.15-22
22. Конституционноеправо граждан на участие в управлении государственными делами в условияхформирования правового демократического государства: Автореф. дис. канд. юрид.наук / Кондратьев С.А… — М., 1999. — 21 с.
23. НудненкоЛ.А. Конституционное право гражданина Российской Федерации на референдум имеждународные стандарты // Конституционное и муниципальное право. — М.; Юрист,2005. — № 2. — с.10-14
24. Конституционноеправо и политические институты: Учебное пособие: Перевод с французского / ЖаккеЖ.-П., Маклаков В.В… — М.; Юристъ, 2005. — 365 с.
25. Конституционноеправо России: Учебник / Стрекозов В.Г… — М.; Спарк, 2002. — 260 с.
26. Конституционноеправо Российской Федерации: Курс лекций. Основы теории конституционного права.Ч. 1 / Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А… — М., 2006. — 332 с.
27. Конституционноеправо Российской Федерации: Учебно-методическое пособие / Яценко В.В… — Курск;Изд-во Курск. гос. техн. ун-та, 2005. — 128 с.
28. Конституционноеправо Российской Федерации: Учебное пособие / Куликов В.И., Румынина В.В… — М.; Высш. шк., Мастерство, 2000. — 184 с.
29. Конституционноеправо Российской Федерации: Учебное пособие / Стриканов Ю.Н. — 2-е изд.,перераб. и доп… — Липецк; Изд-во Липецк. эколого-гуманитарн. ин-та, 2008. — 38с.
30. МакаровБ.А. Прозрачные технологии тайного голосования избирательнымибюллетенями//Политический маркетинг, N1, 2002, С.7-20.
31. Научно-практическийкомментарий к Федеральному закону «Об основных гарантиях избирательныхправ и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»/Отв.ред. А.А. Вешняков; Науч. ред. В.И. Лысенко. — Издательство НОРМА, 2003г.//информационно-правовая система «Гарант».
32.  Козлова Е.И., Кутафин О.Е., Михалева Н.А., Скуратов Ю.И. Государственное право Российской Федерации.-М.: Юридическая литература, 2003г. — 584 с.
33. Избирательноеправо и выборы / Желтов М.В… — Новосибирск; Изд-во СО РАН, 2006. — 184 с.
34. Избирательноеправо и избирательный процесс в Российской Федерации: Учебник для вузов /Большаков С.В., Веденеев Ю.А., Вешняков А.А. и др… — М.; Норма, 2007. — 816 с.
35. Избирательноеправо и процесс в Российской Федерации: Учебное пособие / Дмитриев Ю.А.,Исраелян В.Б… — Ростов-на-Дону; Феникс, 2004. — 864 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Проблемы защиты прав потребителей в сфере оказания услуг
Реферат Характеристика экспедиторских компаний
Реферат Шпоночные и шлицевые соединения
Реферат Усртойство измерения отношения двух напряжений
Реферат Удосконалення організації обліку аналіз та шляхи підвищення виробництва зерна
Реферат Средства развития мышления
Реферат Документальні методичні прийоми та контргльно-аудиторські процедури
Реферат 004. Уровень общей смертности населения в нашей стране в 1994 г
Реферат Иван Андреевич Крылов как драматург, комедия "Трумф" и её политический смысл
Реферат Основные термины, понятия и определения в области БЖД
Реферат Риски лизинговых компаний
Реферат Механизм мышечного сокращения
Реферат Биополитика и ее приложение к социальным технологиям
Реферат Теория общего равновесия Л.Вальраса
Реферат Устойчивость бюджета