УЧРЕЖДЕНИЕОБРАЗОВАНИЯ БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ИНФОРМАТИКИ ИРАДИОЭЛЕКТРОНИКИ
Факультет непрерывного идистанционного обучения
Специальность:информационные технологии и управление в технических системах
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПОДИСЦИПЛИНЕ «ОСНОВЫ ПРАВА»
Вариант№4
Бойчука Вячеслава Анатольевича
Группа №702421
зачётная книжка №702421-04
Электронный адрес: beychik@mail.ru
Минск 2010
Содержание
1. Основныеположения о государстве и праве
2.Гражданское право и гражданские правоотношения
3. Основныеположения трудового права (понятие, предмет, метод, субъекты трудового права)
4. Иные мерыуголовной ответственности
1. Основные положения о государстве и праве
Следует особое внимание обратить на тот факт, что«Общая теория государства и права» является общетеоретической политико-правовойнаукой, изучающей закономерности возникновения, функционирования и развитиягосударства и права, их сущность и социальное назначение, которая вырабатываетобщие юридические категории и понятия.
Существует большое количество теорий, которыеотождествляют государство и право. И действительно, правовое регулированиеобщественных отношений можно представить без государства, например, в форме,правовых обычаев. В то же время невозможно представить себе государства безправа.
Согласно традиционной теории, государство каксоциальное единство состоит из трех элементов: территории, населения и государственнойвласти. В современной теории права обязательными элементами государствапризнаются суверенитет и право. Все эти элементы могут определяться толькоюридически, т.е. их можно понять лишь как существующий правопорядок.
Изучение государства начинается с выяснения понятия «государство».Существует множество определений государства.
На низшей ступени познания, а также на уровнеобыденного сознания используются конкретно–эмперические понятия и определениягосударства. Они конструируются следующим образом. Государствопредставляется как некая реальность, действительность, как конкретносуществующее или существовавшее государство, как чувственно–представляемоеявление. Человек мысленно представляет определенную территорию, народ, системугосударственных учреждений. Конкретно–эмпирические определения складываются изнабора случайных признаков. Каждый человек имеет определенное представление огосударстве. Как правило, оно складывается из набора отдельных признаков:
● географических – определенная территория;
● этнографических – особенности быта, нравов, материальной и духовнойкультуры какого–либо народа, общности его естественного происхождения;
● политико–правовых – особый аппарат насилия и принуждения;
● экономических – степени обобществления средств производства, развитияпроизводительных сил.
Вместе с тем взятый в отдельности каждый из названныхпризнаков или даже случайно подобранная совокупность этих признаков не даютполного и правильного знания о том, что есть государство, чем оно отличается отобщества, от других социально–политических структур, административно–территориальныхобразований, различных региональных союзов и политических образований.
Вторую группу определений государства составляют абстрактно–формальныеили формально–логические определения. Они построены по законам формальнойлогики. Такие определения называют классическими, поскольку они были подробноописаны древними логиками (Аристотель считал это определение универсальным).Определение через род и видовое отличие включает в себя два действия: выборпонятия, являющегося родовым, и перечисление существенных признаков, которымиданный предмет или явление отличается от других предметов или явлений.
Третью группу определений составляют философские определениягосударства, которые представляют собой определение идеального государства.
Например, И.А.Ильин определяет государство так: «Государствопо своей основной идее есть духовный союз людей, обладающих зрелымправосознанием и властно утверждающим естественно право в братском, солидарномсотрудничестве». При этом он подчеркивает, что исторически известныегосударства не попадают под это определение, что противоречие между идеей государстваи ее исторически воплощением разрешается по мере постепенного воспитания правосознаниянарода.
Примеры определений государства:
● «Государство, равно как и политическиесоюзы, исторически ему предшествующие, есть отношения господства людей над людьми,опирающееся на легитимное насилие»;
· «Государство есть союзлюдей, организованный на началах права, объединенный господством над единойтерриторией и подчинением единой власти»;
· «Государство – это единаяполитическая организация общества, которая распространяет свою власть на всютерриторию страны, располагает для этого специальным аппаратом принуждения,издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом».
Право – этосистема общеобязательных, формально определенных юридических норм, установленныхили санкционированных государством, реализация которых обеспечивается силой государственногопринуждения. В данном определении указаны следующие признаки позитивного права:
· нормативность;
· системность;
· формальная определенность;
· общеобязательный характер нормправа.
Взгляд на то, что право обладает свойствомнормативности, настолько является общепризнанным, что практически не подвергаетсякритике и какому–либо сомнению. Однако само понимание нормативности весьмаразлично. Большинство авторов смешивает понятия «нормативность» и «норма». Делов том, что позитивное право, обладая свойством нормативности, состоит не толькоиз правовых норм. Различного рода индивидуальные предписания родового характерасоставляют существенную часть позитивного права. Любая социальная нормаобладает свойством нормативности, т.е. способностью при помощи общих правил регулироватьобщественные отношения. Вместе с тем, не всякое нормативное явлениепредполагает наличие правовой нормы. Юридические факты, решения судов поконкретным делам, распоряжения должностных лиц также обладают свойством нормативностикак составная часть тех или иных правовых отношений. Понятие «норма» и«нормативность» имеют разную этимологическую основу: норма (от лат. norma)– правило, образец; нормативный (от лат. normatio) –упорядочение. Таким образом, понятие «нормативность» шире понятия «норма».Нормативность – это более всеобъемлющий по сравнению с юридической нормойспособ упорядочения общественных отношений. Свойство нормативности указывает натакое качество позитивного права, как регулирование общественных отношений,создание особого порядка в обществе и государстве, который называют правовым.Таким образом, позитивное право включает в себя не только юридические нормы, нои правовые отношения, правопорядка и другие компоненты.
Зачет заключается в том, что вы отвечаете на вопросыпо Вашей контрольной работе. Вы уверены, что сможете осознанно ответить поэтому вопросу? Может лучше Вам взять учебник, где написано проще о том, чтотакое государство, каких форм оно бывает, какие функции выполняет и что такоеправо.
2. Гражданское право и гражданские правоотношения
государство право гражданский уголовный
Гражданское право – это совокупность правовых норм, регулирующих на началах юридическогоравенства сторон имущественные (товарно–денежные) отношения, связанные симущественными, личные неимущественные отношения и личные неимущественныеотношения, не связанные с имущественными.
Отграничение гражданского права от смежных отраслейправа. Подчеркивая тождество и неразрывную связь гражданского права с другимиотраслями права, нельзя не указать и на их отличительные особенности. Ихотграничение производится по предмету правового регулирования и обусловленногопредметом методу правового регулирования. Методом правового регулированиягражданского права, как известно, является юридическое равенство сторон,исключающее подчиненность их друг другу.
Если проводить отграничения от административного (втом числе финансового, налогового, бюджетного) права, то для отношений,являющихся предметом этого права, характерно властное подчинение одной стороныдругой, т.е. исключается юридическое равенство этих отношений.
Отличие гражданского права от трудового права состоитв том, что процесс труда работника регламентирован Правилами внутреннеготрудового распорядка (например, временем прибытия на работу и убытия с работы,изготовлением установленного количества деталей и т.д.). Если же взять, кпримеру, выполнение работы по гражданско–правовому договору подряда, то здесь подрядчиксохраняет положение самостоятельно хозяйствующего субъекта. Важным моментомздесь является результат труда, представленный к оговоренному сторонами сроку.
Имеются отличия между гражданским правом и семейнымправом. Предметом семейного права выступают отношения, вытекающие из брака,родства, усыновления (удочерения) и т.д. Ведь, к примеру, при вступлении в браквыбор фамилии, места жительства, работы зависит от воли каждого из вступающих вбрак. Поэтому здесь личные отношения являются решающими, а имущественныеподчиненными.
Имеются отличия гражданского права и от другихотраслей права. Например, предметом конституционного права является правовоерегулирование отношений, связанных с национально –государственным устройством,осуществлением функций власти в области политической, экономической исоциальной жизни общества. Предметом регулирования аграрного права являютсяотношения сельскохозяйственных предприятий, связанные с выращиванием(производством) и реализацией сельскохозяйственной продукции.
Граждане и юридические лица, осуществляя, к примеру,предпринимательскую деятельность, постоянно вступают в отношения, регулируемыенормами гражданского права. В своей повседневной жизни граждане, пользуясьуслугами различных организаций, также вступают в отношения, регулируемыегражданским правом. Следуя на работу в общественном транспорте, мы вступаем вотношения с транспортной организацией, которые регламентируются договоромперевозки и т.д.
Отношения, которые регулируются нормами гражданскогоправа, возникают и между самими гражданами. Это хорошо прослеживается призаключении договоров дарения, займа и др.
Возникают отношения, регулируемые нормами гражданскогоправа, и между предприятиями, организациями в процессе различных видовдеятельности, например, сбыта продукции, закупки сырья, осуществления расчетовпо ним и т.д. Все эти отношения регулируются нормами гражданского права и вконечном итоге перерастают в гражданские правоотношения.
Гражданско–правовыми нормами регулируются не толькоимущественные, но и личные неимущественные отношения: право на имя, авторство,честь, достоинство, деловая репутация лиц, если о них распространяютсясведения, не соответствующие действительности.
Таким образом, круг общественных отношений, регулируемыхгражданским правом, весьма обширен. Государство, регулируя эти отношения,воздействует на них путем подчинения их участников государственной воле,выраженной в нормах права. Подвергаясь воздействию гражданско–правовых норм,эти общественные отношения приобретают юридический характер, становятсягражданско–правовыми, т.е. участники гражданских правоотношений выступают какносители определенных прав и обязанностей. Поскольку в гражданско–правовыхнормах выражена воля государства, то гражданские правоотношения воспроизводятэту волю. Вместе с тем, в большинстве, они возникают по воле их участников(например, при заключении договора) либо по воле одного из них (например, привыдаче доверенности, наследовании). Регулирование этих отношений приобретает,таким образом, характер правового отношения.
Следовательно, гражданские правоотношения– этообщественные отношения, урегулированные нормами гражданского права.
Таким образом, гражданское правоотношениепредставляет собой особую разновидность общественных отношений, основанную нанормах гражданского законодательства. Складываются эти отношения в процесседеятельности граждан и организаций по поводу имущественных и неимущественныхотношений. Основанием возникновения такого рода правоотношений являютсяопределенные факты, направленные на правовой результат (возникновение,изменение или прекращение гражданских правоотношений). Участники складывающихсяотношений независимы и самостоятельны в выборе контрагента, выступают вкачестве юридически равных носителей прав и обязанностей на этом довольношироком правовом поле./>
3. Основные положения трудового права( понятие,предмет, метод, субъекты трудового права)
Материальную основу любого общества составляеттрудовая деятельность человека. Труд — это сознательная волеваядеятельность людей, направленная на создание материальных и культурныхценностей путем воздействия на предметы окружающей их природы.
Право человека на труд относится к основным правамчеловека, а состояние законодательства и реального положения дел в областиреализации данного права является не только показателем цивилизованностиобщества, но и непосредственно воздействует на его нравственность,эффективность его экономики.
В зависимости от экономического положения участниковсовместного труда (т.е. отношения к средствам производства), различают дверазновидноститруда:
— самостоятельный труд (трудсобственников)
— наемный труд (труднесобственников)
Существует также смешанная форма, которая предполагаеттруд собственников и несобственников. Свое право на труд граждане могутреализовать в самых различных формах, но чаще применяется наемный труд.
В настоящее время трудовое право является одной изотраслей белорусского национального права. Трудовому праву присущи следующиехарактерные черты:
1. это самостоятельная отрасль права,т.к. обладает своими специфическими предметом и методом правовогорегулирования;
2. является одной из важнейшихотраслей права, регулирующей трудовые отношения наемных работников, в которыевступает большинство населения республики. Поэтому нормы трудового праванепосредственно затрагивают жизненно важные права и интересы значительной частиграждан;
3. это одна из сложнейших отраслейправа, т.к. трудовая деятельность наемных работников является оченьмногообразной, что связано с различиями в производственных условиях, наличиембольшого числа профессий, специальностей, должностей рабочих и служащих. Всеэто обуславливает существование обширного законодательства в данной сфереобщественных отношений, в том числе отраслевого и локального, действующего вмасштабах соответственно отдельных отраслей и отдельных предприятий,учреждений, организаций (нанимателей);
4. имеет широкую сферу действия(ст.ст. 3, 4, 5 ТК РБ), т.е. нормы трудового права применяются в отношении всехработников и нанимателей, заключивших трудовой договор (на предприятиях, вучреждениях, организациях, обществах, товариществах, кооперативах независимо отнаименования и форм собственности (их объединениях и обособленныхподразделениях), у предпринимателей, осуществляющих свою деятельность безобразования юридического лица, граждан, которым законодательством предоставленоправо заключения трудового договора с работниками);
5. это очень динамичная отрасльправа, ее нормы постоянно изменяются и дополняются, поскольку непрерывноизменяются общественные отношения, им регулируемые.
Таким образом, трудовое право – этосамостоятельная отрасль права, регулирующая общественные отношения в сферетрудовых и связанных с ними отношений.
Из общей теории права известно, что деление права наотрасли и институты, т.е. группировка однородных норм, осуществляется с учетомпредмета и метода правового регулирования.
Предмет, метод, основные принципы трудового праваРеспублики Беларусь, его функции и тенденции развития определяются нормамитрудового законодательства и отражают его суть.
Предметом трудового праваявляютсятрудовые отношения и иные связанные с ними отношения.
Трудовые отношения– этообщественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления личноготруда гражданина, включенного в трудовой коллектив организации, за определенноевознаграждение с подчинением установленному распорядку. Отличительные признакитрудовых отношений: носят личный характер;
- строятся навозмездных началах;
- имеют, какправило, длящийся характер – не прекращаются после выполнения работы;
- касаютсявыполнения определенного рода работы (квалификация, специальность);
- как правило,предполагают включение работника в определенную систему организации труда,существующую у нанимателя;
– предполагают подчинение работникананимателю;
- предполагаютобязательное социальное страхование.
К иным отношениям, связанным с трудовыми, относятся (ст.4 ТК):
- профессиональная подготовкаработников на производстве;
- деятельность профсоюзов иобъединений нанимателей;
- ведение коллективных переговоров;
- взаимоотношения между работниками(их представителями) и нанимателями;
- обеспечение занятости;
- контроль и надзор за соблюдениемзаконодательства о труде;
- государственное социальноестрахование;
- рассмотрение трудовых споров.
Метод трудового права показывает, как и какими правовыми приемами исредствами осуществляется регулирование общественно-трудовых отношений.Сущность метода трудового права характеризуют его элементы:
— характер установления норм трудовогоправа и условий труда.
Специфичным является сочетание централизованного илокального регулирования.
Посредством централизованногорегулированияустанавливается обычно минимум гарантий трудовых прав работников. В этомрегулировании принимают участие центральные (включая и отраслевые) органыгосударственной власти и государственного управления. Принятые в результатецентрализованного регулирования нормативные акты могут носить как директивный(обязательный), так и рекомендательный характер.
С помощью локальногоправовогорегулирования устанавливаются: режим рабочего времени в организациях, льготы ипреимущества работникам из фондов предприятия, графики отпусков.
— сочетание договорного,рекомендательного и императивного способов регулирования.
Договорной способ регулирования означает, что установленное на основе договораотношение, как правило, не может быть изменено без взаимного согласия сторон.
Рекомендательный способ регулирования предполагает принятие норм-рекомендаций,адресованных субъектам общественных отношений, составляющих предмет трудовогоправа.
Договорной и рекомендательный способы на практикенередко сочетаются с государственно-властным (императивным) способомрегулирования (меры дисциплинарной ответственности, материальной ответственности,увольнение по определенным в законе основаниям).
— Участие в регулировании общественныхотношений в сфере труда трудовых коллективов и профсоюзных органов.
— Способы защиты и обеспечениявыполнения трудовых обязанностей.
Специфика их состоит в специальном порядкерассмотрения трудовых споров (с участием органов, образуемых в организациях –КТС) и в своеобразии правовых средств принуждения правонарушителей кнадлежащему исполнению трудовых обязанностей (посредством институтов дисциплинытруда, ответственности работников и материальной ответственности работников инанимателей).
Основная роль трудового права – это урегулирование своими нормами поведения людей впроцессе труда на производстве так, чтобы правовое регулирование отвечалозадачам производства в данный период развития, охраняло труд работников,способствовало улучшению их условий труда и быта, укрепляло социальноепартнерство.
Цели, задачи и функции трудового права РБ тесновзаимосвязаны. Они отражают интересы общества, государства, а также работникови нанимателей.
Каждая отрасль права (законодательства) имеет своисоциальные задачи (цели). Задачами трудового права являются (ст.2ТК):
1. регулирование трудовых и связанныхс ними отношений;
2. развитие социального партнерствамежду нанимателями (их объединениями), работниками (их объединениями) иорганами государственного управления;
3. установление и защита взаимныхправ и обязанностей работников и нанимателей.
Функции трудового права – это основные направления воздействия его норм наповедение (сознание, волю) людей в процессе труда для достижения целей и задачтрудового законодательства, к ним относятся:
1. Социальная функция – в нормах пообеспечению занятости, реализации свободы труда.
2. Защитная функция выражается вустановлении уровня условий труда, разрешения трудовых споров и т.п.
3. Хозяйственная, производственнаяфункция проявляется в нормах по рациональному использованию трудовых ресурсов,стимулированию качественной и производительной работы и т.д.
4. Воспитательная функция – нормы опоощрениях ответственности
5. Функция развития производственнойдемократии – в нормах о праве работников на участие в управлении предприятием,о правах и гарантиях деятельности профсоюзов.
Под принципами трудового правапонимаютсяосновополагающие идеи, определяющие содержание и направление развития трудовогоправа в целом и его отдельных институтов.
Право выступает в виде конкретных установлений(предписание, запрет, дозволение), а норма права – поведение людей иорганизаций в различных жизненных ситуациях. А для реализации и правильногоприменения конкретных норм права недостаточно знать их содержание. Отсюдавытекает роль принципов:
● отражают содержание всей системы нормтрудового права, помогая понять смысл и связь с экономикой и моралью общества;
● направляют развитие трудового законодательстваи помогают в применении норм права;
● служат одним из оснований объединенияотдельных норм в систему;
● определяют положение субъектов;
Большинство ученых определяют принципы как систему:
принципы права в целом(законности, демократизма, защиты прав человека);
межотраслевые принципы (свободы труда, запрещениепринудительного труда)
отраслевые — связаны хотя бы с одним из институтов(принцип свободы труда связан с принципом трудовой договор)
Принципы правовых институтов – ближе других кконкретным нормам.
Одна группа принципов вытекает из другой.
● свобода труда;
● обеспечение права на труд на основе равенствавозможностей при запрещении дискриминации в занятости;
● обеспечение права на охрану здоровья (условиятрудового договора, надзор, контроль);
● обеспечение права на вознаграждение за труд –в зависимости от личного вклада, качества;
● обеспечение права на отдых;
● признание права на индивидуальные иколлективные трудовые споры;
● содействие профессиональному развитиюработника на производстве, подготовке кадров;
● признание права на объединение, включая правосоздавать профессиональные союзы;
● участие объединений работников и нанимателей врегулировании трудовых и связанных с ними отношений.
Сфера действия трудового права(ст.ст..3-6 ТК РБ) распространяется на регулирование отношений всех работников инанимателей, заключивших трудовой договор на территории Республики Беларусь,если иное не установлено актами законодательства или нормами ратифицированных ивступивших в силу международных договоров Республики Беларусь или конвенцийМОТ, участницей которых является Республика Беларусь.
Ст.5 ТК устанавливает особенности применения ТК РБ ктрудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорий граждан: Трудовойкодекс применяется к трудовым и связанным с ними отношениям отдельных категорийработников (военнослужащих, служащих государственного аппарата и др.) в случаяхи пределах, предусмотренных специальными законодательными актами, определяющимиих правовой статус.
В соответствии со ст.6 ТК не подпадают под действие ТКРБ отношения по поводу осуществления:
1) обязанностей членов наблюдательныхи иных советов (правлений), а также органов контроля организаций, если этадеятельность не выходит за рамки исполнения соответствующих поручений;
2) обязательств, возникающих наоснове договоров, предусмотренных гражданским законодательством.
К регулированиюобщественных отношений, связанных с трудом, причастны несколько отраслей права:гражданское, административное и право социального обеспечения. Они являютсясмежными с трудовым, т.к. их предмет и метод имеют определенное сходство спредметом и методом трудового права. Это часто затрудняет выяснение истиннойправовой природы фактических правоотношений и влечет за собой нарушение законав правоприменительной практике.
Для того, чтобы гражданин мог быть участником трудовыхправоотношений, он должен обладать специфическим правовым статусом – обладатьтрудовой правосубъектностью, т.е. способностью иметь трудовые права иобязанности, приобретать своими действиями права и создавать обязанности, атакже способностью нести самостоятельную юридическую ответственность занеисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей.
Правосубъектность состоит из двух элементов: правоспособностии дееспособности. Если в гражданском праве правоспособность может существоватьпри отсутствии дееспособности, то в трудовом праве правоспособность неразделимосвязана с дееспособностью. В трудовом правоотношении гражданин, как правило,признается правоспособным и дееспособным одновременно. Кроме того, вгражданском праве правоспособность возникает с момента рождения, а полнаядееспособность – с 18 лет, то трудовая право и дееспособность наступают свозраста, установленного трудовым законодательством.
Ст.21 ТК Республики Беларусь предусмотрено, что трудовыедоговоры могут заключаться с лицами, достигшими 16–летнего возраста. Списьменного согласия одного из родителей (усыновителя, попечителя) трудовойдоговор может быть заключен с лицом, достигшим 14 лет. Несовершеннолетние втрудовых правоотношениях приравниваются в правах к совершеннолетним (ст.273ТК).
+При поступлении на работу на определенные должностиили для выполнения определенных работ необходимо обладать дополнительнойспециальной правоспособностью, под которой следует понимать наличие у лицаспециального, признанного в установленном порядке права занимать определенныедолжности. Так, для занятия определенных должностей допускаются лишь лица,имеющие специальные дипломы, свидетельства, удостоверения, подтверждающиеналичие специального образования либо специальной профессиональной подготовки(например, для врача – диплом о соответствующем медицинском образовании, дляшофера – удостоверение на право вождения автомашины и т.п.).
Трудовую правосубьектность гражданин может реализоватьпутем заключения трудового договора с конкретным нанимателем. Возникновениетрудовых правоотношений означает, что физическое лицо становится работником и всвязи с этим приобретает трудовые права и возлагает на себя трудовыеобязанности.
4. Иные меры уголовной ответственности
Уголовная ответственность представляет собойразновидность юридической ответственности и устанавливается в целях обеспеченияправовой запрещенности совершения преступных деяний. Она возлагается (можетвозлагаться) только на лицо в случае совершения им преступления. Междупреступлением и уголовной ответственностью существует правовая взаимосвязь:только совершение преступления (виновное совершение запрещенного уголовнымзаконом деяния) является правовым основанием привлечения конкретного лица куголовной ответственности. совершившеепреступление лицо должно быть привлечено к уголовной ответственности и претерпетьнеблагоприятные для него меры ее воздействия, а суд и уголовно-исполнительныеорганы государства соответственно имеют право возложить на преступникауголовную ответственность и обязаны обеспечить ее реализацию в пределах и впорядке, предусмотренных уголовным и уголовно-исполнительным законом.
Уголовная ответственность, как и другие видыюридической ответственности, возлагается на лицо только после совершенияпреступления и поэтому имеет ретроспективный характер,применяется в отношении лица, которое реализовало свою личностную(субъективную) свободу вопреки правовому запрету и, несмотря на угрозууголовной ответственности, совершило преступление.
В отношении преступника уголовная ответственностьприобретает и правовой, и государственно-принудительный характер.Государственное принуждение — это специфическое правовое воздействие, котороеосновано на организованной силе государства. Однако не всякое государственноепринуждение, основанное на праве, является уголовной (юридической)ответственностью. Уголовная ответственность, как и иные виды юридическойответственности, выражается в принуждении преступника на основе публичногоосуждения его как виновного в преступлении к претерпеванию неблагоприятныхпоследствий личностного и имущественного характера, которые установлены санкциейуголовно-правовой нормы. Поэтому принудительное лечение лица, которое совершилопреступление в состоянии вменяемости, но после этого заболело психическимзаболеванием, является формой государственного принуждения, но не можетрассматриваться как проявление уголовной ответственности. Уголовнаяответственность выражается не просто в государственном принуждении преступника,а в принуждении к претерпеванию неблагоприятных (штрафных по своему содержанию)для него последствий, предусмотренных санкцией уголовного закона. Поэтому с позицийобщей теории права уголовную ответственность можно определить как основанноена государственном принуждении применение предусмотренной уголовным закономштрафной санкции в отношении преступника за совершенное преступление.
Субъектом уголовной ответственности может быть толькофизическое лицо, которое достигло определенного законом возраста и своимдеянием совершило преступление. Уголовная ответственность своими мераминепосредственно воздействует на лицо, совершившее преступление, в том числе и втех случаях, когда она сопровождается ограничениями имущественных правосужденного (например, в случае назначения наказания в виде штрафа иликонфискации имущества). По своей функциональной направленности она носитштрафной характер и этим отличается от гражданской правовой ответственности,которая, прежде всего, выполняет компенсационную функцию. Привлечение лица куголовной ответственности не исключает возможности гражданско-правовойответственности за причиненный преступлением вред, в том числе моральный (ч.3ст.44 УК).
Применение уголовной ответственности связано свозложением на преступника достаточно суровых неблагоприятных для его правовогои физического состояния мер воздействия, которые имеют длящийся характер. Вэтом также проявляется одна из ее особенностей, обусловленная функциональнымназначением и содержанием уголовного права.
Возложение уголовной ответственности исключительнаяпрерогатива суда. Процессуальный порядок возложения уголовной ответственности иусловия ее реализации исчерпывающе регламентируются соответственно нормами уголовно-процессуальногои уголовно-исполнительного права. Однако сущность, содержание и пределыуголовной ответственности определяются нормами уголовного права. «Уголовнаяответственность, — гласит ч.1 ст.44 УК, — выражается в осуждении от имениРеспублики Беларусь по приговору суда лица, совершившего преступление, и применениина основе осуждения наказания либо иных мер уголовной ответственности всоответствии с настоящим Кодексом». Данное определение достаточно полно и системноопределяет содержание уголовной ответственности в его статическом состоянии. Вдинамике содержание уголовной ответственности проявляется как процессреализации мер возложенной на осужденного ответственности в конкретной ее форме.
Ваш вопрос: «Иные меры уголовной ответственности»,значит только про эти меры и надо рассказывать, без вступлений и предысторий.
Уголовная ответственность в виде установленнойуголовным законом системы мер воздействия на лицо, совершившее преступление, начинаетсяс акта осуждения по приговору суда лица в качестве преступника. Вынесениеобвинительного приговора с процессуальной стороны определяет процедуру и моментвозложения уголовной ответственности, а с материальной — моментосуждения лица в качестве преступника на основе применения уголовно-правовойсанкции. Осуждение по приговору суда лица в качестве преступника есть не толькоотрицательная правовая оценка личностного статуса осужденного. Актом осуждениядля осужденного устанавливается особое правовое состояние, вводится режим егопринудительной подверженности мерам уголовной ответственности. В статье 45 УКсказано: «Осуждение лица за совершенное им преступление создает правовое состояниесудимости, заключающееся в возможности применения к осужденному наказания либоиных мер уголовной ответственности в соответствии с приговором суда и настоящимКодексом». Состояние осуждения (судимости) лица в качестве преступника возникаетсо дня вступления в законную силу приговора при условии, что он не был отмененв установленном законом порядке, и продолжается вплоть до погашения или снятиясудимости. В течение срока осуждения (судимости) осужденный в той или инойстепени претерпевает неблагоприятные последствия применения мер возложенной нанего уголовной ответственности. С погашением или снятием судимости уголовнаяответственность прекращается полностью и окончательно.
Согласно статье 77 если при назначении наказания ввиде лишения свободы на срок до пяти лет лицу, впервые осуждаемому к лишениюсвободы, суд, учитывая характер и степень общественной опасности совершившегопреступление, личность виновного и иные обстоятельства дела, придет кубеждению, что цели уголовной ответственности могут быть достигнуты безотбывания назначенного наказания посредством возложения на осужденногоопределенной обязанности и контроля за его поведением, он может применитьотсрочку исполнения назначенного наказания на срок от одного года до двух лет.Суд может в этих случаях отсрочить и исполнение дополнительных наказаний. Отсрочкаисполнения наказания не может быть назначена лицу, осуждаемому за тяжкоепреступление, за исключением лица, совершившего тяжкое преступление в возрастедо восемнадцати лет, а также мужчин, достигших возраста шестидесяти, и женщин,достигших возраста пятидесяти пяти лет, или за особо тяжкое преступление, аравно иностранному гражданину и не проживающему постоянно в Республике Беларусьлицу без гражданства.
В течение срока отсрочки исполнение наказания заосуждение осуществляется профилактическое наблюдение и на него возлагаетсяобязанности, предусмотренные частью второй статьей 81, если судом дляосужденного не были установлены более строгие обязанности, предусмотренныечастью четвертой настоящей статьи.
При отсрочке исполнения наказания суд может обязатьосужденного принести извинение потерпевшему, в определенный срок устранитьпричиненный вред, поступить на работу или учебу, пройти курс лечения отхронического алкоголизма, наркомании, токсикомании или венерического заболевания,не менять места жительства без согласия органа, осуществляющего контроль заповедением осужденного, не выезжать по личным делам на срок более одного месяцаза пределы района(города) места жительства, периодически являться в этот органдля регистрации, находятся после наступления определенного времени по местужительства, не посещать определенные места.
Если осужденный, в отношении которого исполнениенаказания отсрочено, несмотря на официальные предупреждения, не выполняет возложенныена него судом обязанности либо неоднократно нарушил общественный порядок, зачто к нему дважды были применены меры административного взыскания, то попредставлению органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного, атакже по ходатайству лица, которому было поручено наблюдение за осужденным, судможет отменить отсрочку исполнения и направить осужденного для отбываниянаказания, назначенного приговором.
По истечении срока отсрочки исполнения наказания судпо представлению органа, осуществляющего контроль за поведением осужденного,или по заявлению осужденного в зависимости от его поведения в течениеустановленного судом срока отсрочки исполнения наказания может принятьследующие решения:
1. освободить осужденного от назначенного по приговорусуда наказания, если в период отсрочки осужденный законопослушным поведениемдоказал свое исправление. В этом случае осужденный освобождается от отбываниядополнительных наказаний;
2. продлить отсрочку исполнения наказания не болееодного раза в пределах от шести месяцев до одного года или заменить лишениясвободы более мягким наказанием, если осужденный в период отсрочки проявилстремления к законопослушному поведению, но не в полной мере доказал своеисправление;
3. направить осужденного для отбывания, назначенногопо приговору суда наказание, если осужденный в период отсрочки не проявлялстремления к законопослушному поведению.
В случае совершения осужденным в период отсрочкиисполнения наказания нового умышленного преступления, а равно преступления понеосторожности, за которое он осуждается к лишению свободы, суд назначает емунаказание по правилам, предусмотренным статьей 73.
Согласно статье 78 если при назначении наказания лицу,впервые осуждаемому за совершение преступление к лишению свободы на срок допяти лет или к направлению в дисциплинарную воинскую часть, суд, учитываяхарактер и степень общественной опасности совершенного преступления, личностьвиновного и иные обстоятельства дела, придет к убеждению, что цели уголовнойответственности могут быть достигнуты без отбывания назначенного наказанияпосредством осуществления контроля за поведением осужденного, он можетпостановить об условном неприменении назначенного наказания с обязательнымуказанием в приговоре мотивов принятия решения. В этом случае суд постановляетне приводить в исполнение назначенного наказания, если в течение определенногосудом испытательного срока осужденный не совершит новое преступление и будетвыполнять возложенные на него судом обязанности.
Испытательный срок назначается продолжительностью от одногогода до трех лет.
Условное неприменение наказания не может бытьназначено лицу, осуждаемому за тяжкое преступление, за исключением лица,совершившего такое преступление в возрасте до 18 лет, а также мужчин, достигшихвозраста шестидесяти лет, и женщин, достигших возраста пятидесяти пяти лет, илиза особо тяжкое преступление, а равно иностранному гражданину и не проживающемупостоянно в Республике Беларусь лицу без гражданства.
При условном неприменении наказания могут бытьназначены дополнительные наказания. Отбывание дополнительного наказания,назначенного на определенный срок, прекращается с истечением испытательногосрока.
В течение испытательного срока за осужденнымосуществляется профилактическое наблюдение и на него возлагаются обязанности,предусмотренные частью второй статьей 81. При необходимости суд может такжевозложить на осужденного обязанность принести извинение потерпевшему, вопределенный срок устранить причиненный вред, поступить на работу или учебу,пройти курс лечения от хронического алкоголизма, наркомании, токсикомании иливенерического заболевания.
В случае совершения осужденным с условнымнеприменением наказания в течение испытательного срока нового умышленногопреступления, а равно преступления по неосторожности, за которого он осуждаетсяк лишению свободы, суд назначает ему наказание по правилам, предусмотреннымстатьей 73. Лицу, которое было осуждено с условным неприменением наказания ввиде направления в дисциплинарную воинскую часть и совершило новое преступлениев течение испытательного срока, но после увольнения в запас из Вооруженных СилРеспублики Беларусь или других войск и воинских формирований РеспубликиБеларусь, наказание в виде направления в дисциплинарную воинскую частьзаменяется лишением свободы на тот же срок.
ЛИТЕРАТУРА
1.Уголовный кодекс Республики Беларусь. 9 июня1999г.№273-3; текст по составлению на 10 февраля 2009г. – Минск: Амалфея, 2009.– 352с.
2.Важенкова Т.Н. Трудовое право. Часть I:Курс лекций.‑ Мн.: Академия управления при Президенте Республики Беларусь,2003. – 196с.
3. Гражданское право /под ред. Т.Н. Пунько,М.Н.Кулак.- Минск, 2002
4. Основы права / Под ред.К.Л. Томашевского. Минск, 2007
5. Основы права / Под ред.Г.Б. Шишко. Минск: БГЭУ, 2006
6. Основы права: учебноепособие / Сост. А.Е. Жлоба. Минск: МИТСО, 2005
7. Основы права: курслекций / А.Т. Широков, Д.Е. Тагунов – 2-е изд., доп. – Мн.: Академия управленияпри Президенте Республики Беларусь, 2005. – 303 с
8. Трудовое право: учебник/ Под общ. ред. В.И. Семенкова. – Минск, 2006
9. Уголовное право. Общая часть: конспект лекций /Э.Ф.Мичулис, В.В.Горбач, Е.Н.Горбач; под общ.ред. Э.Ф.Мичулиса. – Минск;издательство МИУ, 2008. – 272с.
10. Уголовное право( общая часть): курс лекций/Н.В.Путова – Витебск: Издательство УО «ВГУ им. П.М.Машерова», 2007. – 188с.
11. Уголовное право. Общая часть: Учебник / Под ред.В.М. Хомича. Минск.