Реферат по предмету "Государство и право"


Политико-территориальное устройство Германии. Принципы организации власти в землях и на местах

Содержание
Введение
1.Германский федерализм
2.Местное самоуправление и управление
3.История становления территориально-политического устройства Германии
Заключение
Списокиспользованной литературы

Введение
ФедеративнаяРеспублика Германия (ФРГ) является государством, строенным по федеральному принципу.По форме правления Германия является парламентской республикой.
Федеративноеустройство — историческое наследие Германии, которая на протяжении веков была раздробленана множество крупных и мелких государств, а после их объединения в 1871 году всевремя оставалась федерацией, за исключением 12 лет нацистского режима и четырехдесятилетий раздельного существования Германской Демократической Республики (ГДР),в которой федеративный принцип был упразднен, и ФРГ.
Федеративноеустройство Германии подразумевает, что государство состоит из земель, которые всвою очередь делятся на округа, округа — на районы и города, имеющие статус районов,районы делятся на общины. В целом по стране 90% сельских общин и 10% — городских.
Цельюфедеративного порядка является воспрепятствование излишней концентрации власти,так как распределение компетенции означает и распределение власти.
Немецкийфедерализм связывает между собой внешнее единство и внутреннее многообразие. Сохранениерегионального многообразия — традиционная задача федерализма. Эта функция приобретаетсегодня новую суть в связи с такими региональными требованиями, как охрана памятников,сохранение градостроительных традиций и развитие культуры регионов. Прежде всегофедеративное государство должно обеспечивать свободу. Распределение задач междуфедерацией и землями существенный элемент в системе разделения и уравновешиваниявластей, предусмотренных в Основном законе. Федеративное государство укрепляет идемократический принцип. Он обеспечивает политическую активность граждан на местах.Демократия становится деятельнее, если именно в своей, знакомой им сфере федеральнойземли граждане воздействуют на политический процесс, участвуя в выборах и голосовании.
Германияявляется одним из наиболее развитых государств и имеет стабильную политическую систему.На примере политико-территориального устройства Германии хорошо прослеживается достоинстваи недостатки федеративного устройства, по чему изучение Германского Федерализмаимеет важное значение.
Цельнаписания контрольной работы – осветить политико-территориальное устройство Германии,рассмотреть принципы организации власти в землях и на местах.
Задачи:
–выделить основные признаки Германского Федерализма;
–рассмотреть особенности местного управления и управления;
–рассмотреть наиболее важные исторические события, сопутствующие становлению территориально– политического устройства Германии.
Длянаписания настоящей контрольной работы была использована Конституция Германии, атакже учебная литература таких авторов, как Мишин А.А., Агиевец С.В. и других авторов.

1.Германский федерализм
Германия– это федеративное государство, в состав которого входят государственные образования– земли.
ФедеративнаяРеспублика Германия (ФРГ) – это конституционная федерация, учрежденная на основеКонституции 1949 года, именуемая Основным законом [3, с. 152]. Каких либо федеральныхдоговоров между федерацией и землями в Германии не существует. Систему отношенийфедерации и земель, а также земель между собой обычно характеризуют как кооперативныйфедерализм, поскольку существует оформленное их сотрудничество между собой.
Всостав ФРГ входит 16 земель, в том числе 3 города – Берлин, Гамбург и Бремен. ФРГпостроена по территориальному принципу. При обособлении земель учитывались преждевсего исторические традиции, экономические связи. Других территориальных образований,кроме земель, являющихся субъектами федерации, в ее составе не существует (административно– территориальное деление – это уже деление земель) [2, c.481].
Германскаяфедерация в своей основе симметрична, хотя элементы юридического неравенства междуземлями все же есть.
Конституциязакрепляет основные принципы федеративного устройства ФРГ:
–конституционный порядок в землях должен соответствовать принципам республиканского,демократического и социально- правового государства, федерация гарантирует соответствиеконституционного порядка земель положениям конституции ФРГ. Земли имеют свои конституции,местные парламенты (ландтаги, в городах – землях такие представительные органы называютсясенатами), принимают законы, имеют свое правительство, но государственного суверенитетане имеют;
–на территории всей федерации должен быть обеспечен единый уровень жизни; у гражданземель равные права и обязанности; кадры федеральных органов должны формироватьсясоответственно чиновниками всех земель или набираться из этой земли;
–все земли, не зависимо от их размеров, имеют равный статус, что не исключает определенногонеравенства их представительства в бундесрате;
–федеральное право имеет преимущество перед правом земель;
–компетенцияфедерации и земель разделена. Различаются исключительная компетенция федерации (это11 вопросов, в том числе внешние отношения, оборона, железные дороги, почта, телесвязьи др.), конкурирующая (совместная) компетенция и компетенция земель. Земля можетиздавать законы в сфере конкурирующей компетенции, если вопрос не урегулирован федеральнымзаконом. Федерация вправе издавать законы и в сфере, относящейся к землям, еслиполагает, что вопрос не может быть эффективно решен землей, если регулирование однойземли может нарушить интересы другой земли и т.д. Кроме вопросов исключительнойи совместной компетенции федерация наделена правом издавать общие предписания поряду других вопросов: общие принципы высшего образования, общее положение печатии кино, охрана природы, отвод земель, регистрация жителей и др. Используя данноеправо, федерация расширяет свою компетенцию за счет земель. Осуществляя свои полномочия,федерация и земли отдельно несут расходы, но если земля действует по поручению федерации,расходы несет последняя. Земли имеют свои бюджеты, но федерация должна приниматьмеры для экономического выравнивания земель путем оказания помощи, инвестиций ит.д.;
–основнойзакон допускает возможность федерального принуждения; если земля не выполняет обязанностей,возлагаемых на нее федеральной конституцией и федеральными законами, федеральноеправительство может принять необходимые меры, чтобы заставить ее выполнить своиобязанности (на практике такие меры не применялись);
–в соответствии с концепцией кооперативного федерализма все учреждения федерациии земель должны оказывать друг другу правовую и административную помощь. В случаяхсерьезных нарушений общественного порядка, при стихийных бедствиях земля может проситьфедеральное правительство о направлении федеральных вооруженных сил, полицейскихсил другой земли. В случае катастроф, охвативших несколько земель, федеральное правительствоможет и по своей инициативе направить в соответствующие земли вооруженные силы идать указания другим землям о направлении в район бедствия полицейских сил [2, c.488].
Землиимеют свои законодательные органы – ландтаги (сенаты). Обычно они однопалатные (вБаварии две палаты) и избираются гражданами в разных землях на 4 года или 5 лет.Они формируют правительства земли на основе тех же принципов, что и федерация. Положениепремьер – министра земли аналогично положению федерального канцлера.
Взаключении следует отметить, что распределение компетенции между федерацией и землямидостаточно тщательно проработано в Основном законе, причем компетенция разграниченаприменительно к законодательству, исполнительной деятельности и финансам.
Внемецкой литературе Германия характеризуется как «кооперативная федерация», посколькуимеет место институционально (прежде всего конституционно) оформленное сотрудничествофедерации и земель, а также земель между собой.
2.Местное самоуправление и управление
Землиделятся на округа (их более 50), округа – на районы и города, имеющие статус районов(в общей сложности их около 630), районы делятся на общины (многие города имеютстатус общин) [5, c. 312]. В целом постране 90% сельских общин и 10% — городских.
Положениеи организация административно – территориальных единиц регулируются конституциямиземель. Они устанавливают, что государство (имеется прежде всего земля) должно предоставлятьденежные средства общинам и их объединениям, устанавливать источники доходов, которымиони вправе пользоваться по своему усмотрению. Более детально организация административно– территориальных единиц регулируется уставами общин и округов. Общины вправе приниматьрешения по вопросам общинного транспорта, строительства жилья, школ, местных дорог,спортивных сооружений, туризма и др., для чего они могут устанавливать местные налоги.Аналогичными полномочиями, но в более широких масштабах пользуются округа (крупныегорода приравниваются к округам).
Вовсех административно – территориальных единицах, кроме округов, существуют представительныеорганы, избираемые гражданами (а иногда и постоянно проживающими негражданами) насрок от 4 (например, в Гессене) до 6 лет (Бавария). В самом общем виде схема управленияв округах, районах, общинах сходна. Во главе округа стоит правительственный президент(регирунгспрезидент), назначенный правительством земли. Он следит за соблюдениемзаконов и актов правительства и федерации, и земли. Представительного органа в округенет. В районе имеется избираемое на срок от 4 до 6 лет районное собрание, в выборахв некоторых землях участвуют и постоянно проживающие неграждане. Глава администрациирайона – ландрат избирается в одних землях районным собранием, в других – непосредственноизбирателями. В общинах население избирает муниципальный совет. Он или непосредственнограждане избирают бургомистра (обербургомистра в общинах с населением более 50 000человек). Бургомистр нередко избирается (иногда нанимается по контракту) на длительныйсрок: 8 – 12 лет [3, c.161].
Приобщей схеме организация самоуправления и управления в общинах земель неодинакова(в округах и районах она более или менее однотипна). Обычно различают четыре моделиорганизации местного самоуправления и управления в общинах:
1.южногерманская модель (например, в Баварии). Представительный орган – совет общиныи исполнительный орган – бургомистр составляют в известной мере единую коллегию.Они избираются населением раздельно, но бургомистр становится по должности председателемсовета общины. Ведущая роль принадлежит совету;
2.северогерманская модель (например, в земле Саксония). Представительный орган (совети др.), избранный населением, избирает директора общины и исполнительный комитет.Комитет занимается подготовкой решений совета, а директор руководит общинной администрацией,ведет текущие дела. Решающая роль так же принадлежит совету;
3.модель совет – бургомистр (земли Пфальц, Саар). Представительный орган избираетсянаселением, бургомистр избирается представительным органом и является по должностиего председателем. Однако в отличие от южногерманской модели бургомистр обладаетзначительными полномочиями, единолично решая важные вопросы;
4.модель совет – магистратура (земля Гессен, земля – город Гамбург). Представительныйорган избирается населением, а исполнительным органом является коллективная магистратура,избираемая советом. Магистратура состоит из оплачиваемого бургомистра (управленческийспециалист, который оформляется на должность в порядке избрания) и неоплачиваемыхчленов магистратуры – своего рода совета при бургомистре. Важные вопросы решаютсяколлективно, а бургомистр ведет в основ текущую работу по управлению [4,c. 213].
Правовойнадзор за деятельностью муниципальных органов осуществляет министерство внутреннихдел, а также вышестоящие по подчиненности органы – окружные и районные управленияразличных министерств. Этот контроль по подчиненности объясняется тем, что в Германии,как и во многих других странах, муниципалитеты рассматриваются как корпорации публичного(а не частного) права и потому подлежат контролю со стороны государства. Есть исудебный контроль, осуществляемый административными судами.
Обобщаявыше сказанное, можно сделать вывод, что федеральные земли Германии — не провинции,а государства со своей государственной властью. У них свои конституции, но эти конституциидолжны отвечать принципам республиканского, демократического и социального правовогогосударства в духе Основного закона. Во всем остальном земли свободны в формированиисвоих собственных конституций. Принцип федерального государства относится к незыблемымпринципам конституции.
3.История становления территориально – политического устройства Германии
Федеративноеустройство Германии можно считать наследием эпохи феодальной раздробленности: Пруссия,присоединяя те или иные земли, представлявшие собой королевства, герцогства и т.п., нередко сохраняла за ними определенную государственно-политическую обособленность.
Образованиесовременного германского государства явилось результатом поражения фашизма во второймировой войне. Верховная власть в отношении Германии стала принадлежать правительствамСССР, США, Англии и Временным правительством Франции. Союзные державы — победительницыупразднили Пруссию как государственное образование. Земли частью были соединеныс бывшими прусскими провинциями (например, Саксония — Ангальт), частью слиты (например,тогдашний Вюртемберг — Баден), а частью остались в границах прежних прусских провинций(Бранденбург) и прежних земель (Бавария).
Режимсоюзного управления продержался до 1949 года, когда произошел раскол страны и образовалисьдва немецких государства: Федеративная республика Германия (7 сентября) и Германскаядемократическая республика (7 октября), просуществовавшая до 3 октября 1990 года[1, c. 52].
КонституцияФРГ, выработанная в 1948-1949 годах и вступившая в силу 23 мая 1949 года в качествевременной только для Западной Германии, стала 3 октября 1990 года Основным закономдля всей Германии. После объединения ФРГ и ГДР в 1990 году, прекратилось действиеправ и обязательств четырех держав-победительниц в отношении Берлина и Германии,а Германия в целом обрела полный суверенитет.
ИнтеграцияГерманской Демократической Республики в состав Федеративной Республики Германииосуществилась путем добровольного присоединения. В результате ГДР исчезла с мировойарены как юридический и, в том числе, как международно-правовой субъект, став частьюединой Германии. Единый Берлин был объявлен столицей Германии.
Федеративныйстрой имеет большую конституционную традицию, которая была прервана только унитарнымгосударством национал –социалистов в 1933-1945 годах. Для нового административногоделения территории федерации в Основном законе предусмотрены соответствующие правила.Основной закон предусмотрел возможность дальнейшей оптимизации структуры Федерации.Предусмотренная Основным законом процедура демократична, хотя и громоздка [1,c. 55].
Германиясчитается классической страной федералистской государственности. Федерализм себяоправдал: при нем особенности и проблемы регионов учитываются гораздо лучше, чемпри централизованной власти правительства.

Заключение
Наоснове вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
–Германия имеет федеративную форму территориального устройства и включает в свойсостав 16 земель, конституционный строй которых должен соответствовать основнымпринципам республиканского, демократического и социального правового государства.Положения Основного закона, касающиеся этих принципов, а также, разделения Федерациина земли и принципов участия земель в законодательстве, не могут быть изменены привнесении поправок в Основной закон;
–Основной закон провозглашает незыблемость федеративного устройства Германии. Однакоэто не означает гарантии нерушимости территорий земель. В рамках Федерации территорияземель может изменяться, из существующих земель, может возникнуть новая или имеющаяиной состав земля, несколько земель могут слиться в одну новую или одна земля можетстать составной частью другой;
–Конституционный строй федеральных земель должен отвечать основным принципам республиканского,демократического и социального правового государства в духе Основного закона;
–Федеральное правительство, в случае необходимости, вправе давать указания соответствующейземле и ее учреждениям, назначать уполномоченного (комиссара), привлекать для управленияэтой землей учреждения других земель, а также осуществлять временный или окончательныйроспуск земельного парламента. Однако практически в истории ФРГ таких случаев небыло;
–Каждая земля имеет свою конституцию, свое правительство и парламент. Избираютсяони на срок 4 и 5 лет. В землях функционирует собственная судебная система. В каждойземле (существует свой орган конституционного контроля.

Списокиспользованной литературы
1.Агиевец, С.В. Конституционное право зарубежных стран [Текст]: Учеб.- метод. пособие/ С.В. Агиевец. – М.: ГрГУ, 2001. – 99 с.
2.Конституционное право зарубежных стран [Текст]: Учебник для вузов / под. ред. М.В.Баглая, Ю.Н. Лейбо, Л.М. Энтина. – М.: Норма, 2004. – 832 с.
3.Конституции государств Центральной и Восточной Европы [Текст] / отв. ред. Н.В. Варламова.– Моск. обществ. науч. фонд. Центр конститут. исслед. – М.: МОНФ, 1999. – 578 с.
4.Конституции зарубежных государств [Текст]: Учеб. пособие / под. ред. Проф. В.В.Маклакова. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: Волтерс Клувер, 2003. – 347 с.
5.Мишин, А.А. Конституционное право зарубежных стран [Текст]: Учебник / А.А. Мишин.– 6-е изд., перераб. и доп. – М.: Белые альвы, 2000. – 456 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.