Содержание
Введение
1. Понятие и назначение референдумов — важнейшей формынепосредственной демократии
2. Виды референдумов. принципы организации и проведенияреспубликанского и местного референдумов
3. Право инициативы на проведение республиканского иместного референдумов
4. Голосование и подведениеитогов референдума
5. Характеристика республиканских референдумов, проведенныхв республике Беларусь
Заключение
Список сипользованных источников
Введение
Конституционная право — ведущаяотрасль права нашей республики, представляющая собой совокупность правовыхнорм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, составляющие основыконституционного строя Беларуси, основы правового статуса человека игражданина, организацию, систему и устройство органов государственной власти иместного самоуправления.
Тема моей курсовой работы:«Порядок назначения и проведения референдума», который закреплен внашей Конституции (ст. ст.73-78).
Конституция Республики Беларусь — это Основной закон нашей страны, закрепляющий основы конституционного строя,права, обязанности личности и государства, порядок осуществления избирательнойсистемы в республике, порядок формирования и компетенцию законодательной,исполнительной и судебной властей, компетенцию Президента Республики Беларусь,местного управления и самоуправления, Прокуратуры, Комитета государственногоконтроля, порядок осуществления финансово-кредитной системы в стране.
Объект исследования — источники права, содержащие сведения о референдумах.
Предмет исследования — закономерности формирования в юридической науке подходов к порядку назначения ипроведения референдумов.
Цель написания работы — рассмотреть порядок назначения и проведения республиканских и местныхреферендумов в Республике Беларусь.
Актуальность выбраннойтемы курсовой работы заключается в том, что референдум — это форманепосредственного участия общественности в процессе принятия важных решений, втом числе способных повлиять на состояние окружающей среды конкретного региона,населенного пункта.
Для достижения поставленной целинеобходимо решить следующие задачи:
1. рассмотреть понятие иназначение референдумов — важнейшей формы непосредственной демократии;
2. охарактеризовать видыреферендумов;
3. перечислить принципы организациии проведения республиканского и местного референдумов;
4. осветить кому принадлежитправо инициативы на проведение республиканского и местного референдумов;
5. описать процесс голосования иподведения итогов референдума;
6. дать характеристику республиканскихреферендумов, проведенных в Республике Беларусь.
В ходе написания работыприменялись формально-логические методы исследования (определение,классификация, анализ, сравнение, выводы).
Использовались средства MS Word,Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменения и дополнениями),Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии 1919 г.,Конституция (Основной Закон) Белорусской ССР 1937 г., Конституция (ОсновнойЗакон) Белорусской ССР 1978 г., Избирательный кодекс Республики Беларусь, атакже учебные пособия и научные публикации таких авторов, как: Антонова О.А., БабкоД.В., Василевич Г.А., Вишневский А.Ф., Демичев Д.М., Кодавбович В.А., Круглов В.А.,Кунцевич К.Н., Сидорчук В.К., Чудаков М.Ф.
1. Понятие и назначение референдумов — важнейшейформы непосредственной демократии
Слово «референдум» происходитот лат. «referendum», переводится как «то,что должно быть сообщено». Референдум — это одна из форм непосредственнойдемократии народа. Считается, что он впервые был проведен еще в 1439 г. вШвейцарии в кантоне Берн Разновидность референдума — плебисцит, от лат. «plebs» — «простой народ» и «scitum» — «решение», который обычно проводитсядля решения территориальных и других наиболее важных вопросов государственнойжизни. [14, с.258]
В широком смысле словареферендум понимается как обращение к избирательному корпусу для окончательногорешения какого-либо общенационального или местного вопроса. Это обращение можетпроисходить как от органов государственной власти, так и от части граждан.
Основное отличие референдума отвыборов состоит в том, что объектом волеизъявления граждан при выборах являетсякандидат на какую-либо избираемую государственную должность, а при проведенииреферендума волеизъявление граждан направлено на отношение к вопросу, покоторому так же, как и на выборах, проводится тайное голосование. Кроме того,при проведении референдума не образуются избирательные округа.
Согласно ст.111 Избирательногокодекса Республики Беларусь референдум является способом принятия гражданамиРеспублики Беларусь решений по важнейшим вопросам государственной иобщественной жизни.
Конституция СССР 1936 г. в ст.49предусматривала референдума по инициативе Президиума Верховного Совета или потребованию одной из союзных республик. Однако референдум рассматривался как«всенародный опрос», а не как «всенародное голосование» собязательным для всех решением.
В Конституции СССР 1977 г. иКонституции БССР 1978 г. вопросу референдума было посвящено несколько статей,однако отсутствовал закон (механизм) его проведения.
Лишь в 1990 г. был принят ЗаконСССР о референдуме, а в марте 1991 г. проведен всесоюзный референдум осохранении СССР на новых договорных условиях. Более 70% граждан бывших союзных республиквысказались за его сохранение. Однако уже в декабре воля народа была нарушенабеловежскими соглашениями лидеров России, Украины и Белоруссии о создании СНГ.[14, с.259]
Референдум — достояние всегочеловечества. Референдум — выражение воли народа, средство привлечения его к управлениюделами государства. На референдуме можно принять, изменить, дополнитьконституцию, любой другой закон, принять любое решение.
Опыт проведения референдумовсвидетельствует, что институт референдума активно используется и реакционнымисилами, так как общественное мнение неустойчиво, противоречиво, недостаточнокомпетентно. Общественным мнением легко манипулировать через средства массовойинформации. Говорят: «глас народа — глас божий, истина в последнейинстанции». Тем не менее, значение референдума не следует преувеличивать.
Референдум эффективен лишь всочетании с другими формами демократии — представительной и непосредственной,тогда, когда он ставит перед собой гуманную цель. Агитация по референдумудолжна проводиться свободно как противниками, так и его сторонниками, на равныхусловиях. На референдум должны выноситься простые, ясные и доступные дляпонимания каждого гражданина вопросы. Демократичность или реакционностьинститута референдума зависит во многом от реальных политических условий и обстоятельств,в которых он проводится.
2. Виды референдумов. принципы организации ипроведения республиканского и местного референдумов
Виды референдумов
(ст.73 Конституции, ст.111 Избирательного кодекса)
/>Республиканские
/> Местные
Референдум является способомпринятия гражданами Республики Беларусь решений по важнейшим вопросамгосударственной и общественной жизни. В силу ст.112 Избирательного кодекса нареспубликанский референдум могут выноситься важнейшие вопросы государственной иобщественной жизни Республики Беларусь. На местный референдум могут выноситьсявопросы, имеющие важнейшее значение для населения административно-территориальныхединиц и отнесенные к компетенции соответствующих местных Советов депутатов,исполнительных и распорядительных органов.Классификация решений референдумов по характеру актов, выносимых на всенародное голосование
/>Обязательные
/> Консультативные
Решения, принятые в порядкеобязательного референдума, обладают наивысшей юридической силой по сравнению срешениями, принятыми любыми государственными органами. Решение, принятое такимреферендумом, может быть изменено или отменено позорным народным голосованием.[8, с.69]
Консультативный референдумпозволяет выяснить мнение граждан по тому или иному вопросу. Решениеконсультативного референдума имеет рекомендательный характер для органовгосударственной власти и управления. [8, с.69]На республиканский референдум не могут выносится вопросы
/>
/>Которые могут вызвать нарушение территориальной целостности Республики Беларусь
/>
/>/>Связанные с избрание и освобождением Президента Республики Беларусь
/>/>Связанные с назначением (избранием, освобождением) должностных лиц, назначение (избрание, освобождение) которых относится к компетенции Республики Беларусь и палат Национального собрания Республики Беларусь
/>/>О принятии и изменении бюджета, установлении, изменении и отмене налогов
/>/>Об амнистии, о помиловании
/>
/>На местный референдум не выносятся вопросы Связанные с назначение на должность, утверждение в должности или освобождением от должности, относящиеся к компетенции местного исполнительного и распорядительного органа либо его руководителя Классификация решений референдумов по силе нормативного правового акта
/>Конституционные
/> Законодательные
Предметом конституционногореферендума является либо проект новой конституции, либо изменения и дополненияк действующей. Предметом законодательного референдума является принятие проектанового закона или принятие изменений и дополнений к уже действующему закону,либо их отмена. [8, с.70]
Существуют и другие, болееподробные классификации референдумов.
Помимо Избирательного кодекса,регулирующего отношения по поводу подготовки и проведения референдума, вРеспублике Беларусь действует Закон от 2 февраля 1988 г. «О народномобсуждении важных вопросов государственной жизни Республики Беларусь». [8,с.70]
Основное различие междуреферендумом и всенародным обсуждением состоит в том, что при проведенииреферендума участвует больше населения, — граждане, обладающие избирательнымправом, и они могут выразить свое мнение по тому или иному вопросу тайнымголосованием «за» или «против» как при обязательном, так и приконсультативном референдуме. [8, с.71]
При всенародном обсуждении техили иных вопросов все исходит несколько иначе. В нем участвует не всенаселение, а только отдельные группы граждан. Проекты законов, другие вопросы,вынесенные на народное обсуждение, могут обсуждаться на сессиях местныхСоветов депутатов, собраниях трудовых коллективов, собраниях граждан по местужительства, в печати, по телевидению, нарадио и другими способами.[8, с.71]
Граждане могут направлятьпредложения и замечания по проектам законов, другим вопросам, вынесенным нанародное обсуждение, непосредственно в государственные органы, инициировавши их.При обсуждении граждане не участвуют непосредственно в голосовании, онивысказывают лишь свои замечания и вносят предложения по проекту закона, иномувопросу, которые рассматриваются и учитываются при доработке проектасоответствующими государственными органами. [8, с.71] Принципы организации и проведения референдумов
/>
Право на участие
(ст.4 Избирательного кодекса)
/>/>
Свободное участие
(ст.5 Избирательного кодекса) Равное право на участие (ст.6 Избирательного кодекса)
/>/>
Прямое волеизъявление
(ст.7 Избирательного кодекса) Тайное голосование (ст.9 Избирательного кодекса)
/>
Гласность
(ст.13 Избирательного кодекса)
3. Право инициативы на проведение республиканскогои местного референдумов
Право инициативы на проведение республиканского референдума
(ст.74 Конституции, ст.113 Избирательного кодекса)
/>Право инициативы на проведение республиканского референдума принадлежит
/> Президенту Республики Беларусь
/> Палате представителей и Совету Республики
/> Гражданам Республики Беларусь
Инициатива Палаты представителейи Совета Республики на проведение республиканского референдума выражается ввиде предложения, которое принимается на их раздельных заседаниях большинствомголосов от полного состава каждой из палат, и вносится Президенту РеспубликиБеларусь. [12, с.183]
Инициатива граждан на проведениереспубликанского референдума выражается в виде предложения, внесенного не менее450 тыс. граждан, обладающих избирательным правом, в том числе не менее 30 тыс.граждан от каждой из областей и города Минска. [12, с.183]
В силу ст.114 Избирательногокодекса в случае, если с инициативой о проведении республиканского референдумавыступают граждане, ими образуется группа по проведению референдума (далее — инициативнаягруппа) из числа лиц, имеющих право участвовать в референдуме, в количестве неменее 100 человек, примерно в равной степени представляющих граждан от каждойобласти и города Минска. [12, с.183]
Инициативная группа обращается вЦентральную комиссию с заявлением о регистрации инициативной группы и вопроса (проектарешения), предлагаемого ею на референдум. К заявлению прилагаются протоколсобрания инициативной группы, на котором было принято решение об образованиигруппы, выдвижении инициативы о проведении референдума, вопросе (проектерешения), предлагаемом на референдум, избрании председателя группы икоординаторов по областям и городу Минску, список участников собрания,подписанный председателем и секретарем собрания, а также список членовинициативной группы, давших согласие на участие в работе инициативной группы,что должно быть подтверждено их собственноручными подписями, подлинностькоторых подлежит нотариальному засвидетельствованию. [12, с.184]
Собрание инициативной группыправомочно, если в нем приняло участие более половины состава инициативнойгруппы. Решения собрания принимаются большинством голосов его участников.
В списке инициативной группыуказываются фамилия, имя, отчество, дата рождения, место жительства, серия иномер паспорта или реквизиты заменяющего его удостоверения личности каждогочлена группы. На собрании инициативной группы из ее состава избираютсяпредседатель группы, а также координаторы по областям и городу Минску. [12, с.184]
Выносимый на республиканскийреферендум вопрос (проект решения) должен быть сформулирован инициативнойгруппой четко и ясно с тем, чтобы на него был возможен однозначный ответ. Формулировкавопроса (проекта решения), предлагаемого на референдум, может быть уточнена ссогласия инициативной группы, о чем должен быть представлен протокол собраниягруппы.
Документы, представленныеинициативной группой о проведении республиканского референдума, и вопрос (проектрешения), предлагаемый на референдум, направляются Центральной комиссией назаключение в Министерство юстиции и Прокуратуру PecпубликиБеларусь, которые проверяют соответствие вопроса (проекта решения) требованиямзаконодательства Республики Беларусь и соблюдение порядка образованияинициативной группы.
Вопрос (проект решения),предлагаемый на республиканский референдум с учетом заключения Министерстваюстиции и Прокуратуры Республики Беларусь, и состав инициативной группырегистрируются Центральной комиссией. [12, с.185]В регистрации отказывается
/> В случае нарушения требований законодательства Республики Беларусь Отказ в регистрации инициативной группы может быть обжалован
/> В месячный срок
/> В верховный Суд Республики Беларусь
/>Жалоба должна быть подписана большинством состава инициативной группы
После регистрации инициативнойгруппы Центральная комиссия выдает ей свидетельство о регистрации и образецлиста для сбора подписей граждан под предложением о проведении республиканскогореферендума (далее — подписной лист), а членам инициативной группы — соответствующиеудостоверения. [12, с.185]
Материальное обеспечениеагитации по инициированию республиканского референдума гражданами и сборуподписей граждан осуществляется за счет средств инициативной группы, которая открываетдля этого счет в банке. В этих целях инициативная группа может использоватьдобровольные пожертвования организаций (за исключением государственных),политических партий, других общественных объединений, трудовых коллективов,граждан Республики Беларусь. Контроль за поступлением и расходованием этих средствосуществляется Центральной комиссией.
На подготовку и проведениереферендума использование яств иностранных государств, предприятий,организаций, иностранных граждан и международных организаций, предприятий РеспубликиБеларусь с иностранными инвестициями не допускается. [12, с.185]