Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие хозяйственного договора

Содержание
1. Понятие и функции хозяйственного договора. Системахозяйственных договоров
2. Структура договорных связей вхозяйственных отношениях. Способы и порядок заключения хозяйственного договора
Задача
Список используемых источников
/>1. Понятие и функциихозяйственного договора. Система хозяйственных договоров
Правоотношения между хозяйствующими субъектами возникают иразвиваются на базе свободного волеизъявления сторон. Основой возникновения исуществования этих отношений является договор.
Определение договора дано в п.1 ст.390 Гражданского кодексаРеспублики Беларусь, где сказано, что договором признается соглашение двух илиболее лиц, направленное на установление, изменение или прекращение гражданскихправ и обязанностей.
Свобода договора — это основное содержание договора,граждане и юридические лица свободны в заключение договора [5, ст.2].
Соглашение сторон является основным конституционнымпризнаком договора. Стороны должны достигнуть согласия, в котором будетвыражена обоюдная воля сторон.
Договор является не только официальным документом, но это впервую очередь акт, выражающий добровольное соглашение сторон действоватьсовместно во имя обоюдной выгоды. В случае если нет обоюдного согласия — нетдоговора, так как не допускается понуждение к заключению договора. Заисключением случаев, когда обязанность заключить договор предусмотреназаконодательством или добровольно принятым обязательством, причем сторонывольны решать, заключать им договор или нет, а также стороны самостоятельноформулируют условия договора [5, ст.391].
Например, в Республике Беларусь законодательство допускаетпринуждение к заключению договора в следующих случаях:
1. При смене собственника арендованного имущества. Новыйсобственник обязан перезаключить договор аренды.
2. Договор поставки товаров для государственных нужд,обязателен для монополиста.
3. Договор заключается с выигравшими торги.
4. При наличии предварительного договора.
5. Заключение публичного договора.
Понятие гражданско-правового договора данное Гражданскимкодексом Республики Беларусь тесно связано с понятием хозяйственного,предпринимательского или коммерческого договора. Хозяйственный договор отгражданского договора обладает следующими отличительными признаками:
1. Хотя бы одной из сторон должен быть субъект хозяйственнойдеятельности — индивидуальный предприниматель или коммерческая организация.
2. Хозяйственный договор является плановым, так как субъектыхозяйствования планируют свою деятельность, а также планы сохранились в видезаказов для государственных нужд.
3. Хозяйственный договор всегда направлен на достижениеосновной хозяйственной цели — получение прибыли.
Хозяйственный договор заключается не только организациями,но и всеми субъектами хозяйствования, а также направлен на получение прибылиили иного дохода, не связанного с удовлетворением личных, семейных потребностей[20, с.135].
Из вышеперечисленных признаков хозяйственного договора,дадим определения самого хозяйственного договора. Хозяйственный договор — этосоглашение двух или нескольких субъектов хозяйственной (предпринимательской) деятельностиоб установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей впроцессе осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельностью [17, с.124].
Направление воздействия хозяйственного договора нарегулируемые им отношения проявляется через его функции. Функции делятся наобщие и специальные [7, с.471].
К числу общих функций относится:
1. Регулятивная функция. Данная функция регулируетотношения между субъектами хозяйственной деятельности. Например, заключениедоговора поставки означает установление отношений между сторонами о том, чтобудет поставляться товар, в определенном количестве и в установленные сроки, тоесть происходит упорядочение этих отношений. Регулирующее воздействие этойфункции связано также с изменением и расторжением договора.
2. Координационная функция. Помогает сторонам обустраивать(налаживать) свои отношения в области производственно-хозяйственнойдеятельности. В данном случае договор выступает как средство установленияделового сотрудничества между сторонами, согласованности их воли.
3. Охранительная или защитная функция. Неисполнениеили ненадлежащее исполнение обязательства, возникшего на основаниисогласованной воли, способствует возникновению охранительной функции.
Договором могут быть предусмотрены различные способыобеспечения исполнения обязательств. Гражданским кодексом Республики Беларусьпредусматривается семь способов обеспечения исполнения обязательств — неустойка, залог, удержание, поручительство, гарантия, банковская гарантия изадаток. Данный список способов обеспечений исполнения обязательств неисчерпывающий и стороны договора могут предусматривать в договоре иныесредства, принуждающие к исполнению договора.
Суть специальных функций проявляется в конкретных видах (типах)договоров, что это за договор, к какому типу он относится и каково егоконкретное предназначение [3, с.807].
Таким образом, из выше сказанного делаем вывод, что договор,заключаемый субъектами хозяйствования, имеет огромное значение, так какявляется основанным регулятором взаимоотношений между равноправными субъектамихозяйственной деятельности в условиях рыночных отношений. Договор являетсяодним из видов юридических фактов, выражающих согласованную волю сторон,направленную на цели, не противоречащие законодательству Республики Беларусь.
Хозяйственный договор — это соглашение двух или более лиц,направленное на возникновение, изменения или прекращение гражданских прав иобязанностей в процессе осуществления хозяйственной (предпринимательской) деятельностью.Хозяйственный договор заключается только субъектами хозяйствования по поводуобъектов обеспечивающих их предпринимательскую деятельность.
Направление воздействия хозяйственного договора нарегулируемые им отношения проявляется через его функции. Функции делятся наобщие и специальные.
 2. Структура договорных связей в хозяйственныхотношениях. Способы и порядок заключения хозяйственного договора
Структура договорных связей между субъектами хозяйствованияопределяется самостоятельно контрагентами. Структура договорных связей — этосостав субъектов, заключающих договор [20, с.141].
Структура договорных связей, может быть, простой и сложной. Простаяструктура договорных связей содержит две стороны договора. Например, арендатори арендодатель. Сложная структура определяется существованием иных лиц восуществлении договорных отношений и достижении поставленной в договоре цели. Например,в договоре строительного подряда на стороне подрядчика могут привлекаться иныелица, субподрядчики, таким образом, действует система генерального подряда иперед заказчиком за выполнение заказа будет отвечать сам генподрядчик.
Структура договорных связей избирается субъектамихозяйствования самостоятельно, исходя из факторов экономического,организационного порядка. Но в некоторых случаях государство может оказатьвлияние на формирование договорных связей. Примером может служить заключениедоговора поставки для государственных нужд.
Заключение любого договора состоит во взаимном согласованииинтересов сторон. Стороны сами выбирают способ заключения договора. В законодательствепредусматривается несколько способов заключения коммерческих договоров.
Договор между субъектами хозяйствования заключается впростой письменной форме, если из законодательства не следует обязательностьего нотариального удостоверения или регистрации в установленном порядке. Соглашениесторон может быть оформлено:
путем составления единого документа, подписанного сторонами;
путем обмена документами посредством почтовой, телеграфной,электронной и иной связи, но при этом необходимо достоверное выражение волиполномочных сторон;
принятие к исполнению заказа, если заказчик создает всенеобходимые условия.
Содержание договора составляет условия, по которымдостигнуто сторонами соглашение. Эти условия носят название: существенные,обычные и случайные [7, с.479].
Договор будет считаться заключенным, если между сторонами втребуемой форме достигнуто соглашения по всем существенным условиям договора [5,ст.402].
Существенными являются условия о предмете договора,условия, которые названы в законодательстве как существенные условие длядоговоров данного вида, а также все те условия, относительно которых позаявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение. Например, длядоговора аренды зданий и сооружений существенными условиями являются — предметдоговора, цена договора [8, с.154].
Закрепление в законе существенных условий, которые являютсяобязательными, имеет целью единообразное осуществление конкретных договорныхотношений и выступает гарантией в случае нарушения субъективных прав участников[20, с.143].
Обычными именуются условия, устанавливаемые внормативном порядке, то есть диспозитивные нормы, которые применяются сторонамибез специальной договоренности.
Случайными условиями договора являются такие, которыеизменяют либо дополняют обычные условия и включаются в текс договора поусмотрению сторон и только после этого приобретают обязательную силу [14, п.3].
Согласно общим положениям заключения договора процессзаключения проходит в две стадии. Первая стадия содержит предложение заключитьдоговор, данное предложение носит название — оферта. Вторая стадия заключениядоговора — согласие о принятии предложения — акцепт. При этом стороныназываются оферент и акцептант.
Не всякое предложение вступить в договорные отношения можетбыть признано офертой. Оферта должна содержать:
определенное и явное намерение заключить договор;
содержать существенные условия договора;
быть адресована одному (нескольким) конкретным лицам [5, ст.405].
Юридическое действие оферты зависит от условий: получена лиона адресатом или нет; был ли назначен в оферте срок ее действия.
Оферта может быть сделана письменно или устно. Например, ввиде проекта договора.
Оферта связывает оферента с момента ее получения акцептантом.Оферта не может быть отозвана в срок, установленный для ее акцепта, если иноене оговорено в самой оферте либо не вытекает из существа предложения илиобстановки, в которой оно было сделано [5, ст.406]. Оферент является несвязанным своим предложением, если извещение об изменении или отмене офертыполучено акцептантом до получения самого предложения или одновременно с ним.
Время принятия оферты зависит от того, сделана она суказанием или без указания срока для ответа, устно или письменно. В случае,если в оферте существует срок для ответа, то ответ должен уложиться в срок,предусмотренный в ней. Если срок отсутствует, то в случае устного предложенияответ должен быть получен немедленно, а если предложение поступило в письменномвиде — с учетом сроков, установленных законодательством. В случае отсутствиясрока в письменной оферте ответ должен быть получен в течение нормальнонеобходимого времени. По истечении срока для ответа оферент считается несвязанным своим предложением. Но если ответ, высланный своевременно, получен сопозданием, то акцепт не будет считаться опоздавшим, если оферент немедленноуведомит другую сторону о получении акцепта. Если же по вине акцептанта акцептполучен с опозданием, другая сторона вправе его принять, о чем должно бытьсообщено акцептанту [5, п.2 ст.412].
Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Не всякоезаявление, письмо или иное поведение акцептанта, является акцептом. Не являетсяакцептом ответ о согласии заключить договор на иных условиях, чем предложено воферте. Такой ответ признается новой офертой. По общему правилу, молчание неявляется акцептом, если иное не вытекает из существа закона или соглашениясторон. Акцепт может быть выражен не только в письменной форме, но и сообщен пофаксу, телеграммой или должны быть совершены определенные действия контрагента,направленные на заключение договора. Например, часто встречается оферта в видеотправления счет-фактуры по факсу.
Гражданским кодексом Республики Беларусь предусматриваетсявозможность заключения хозяйственного договора в обязательном порядке. Данныйпорядок применяется, если заключение договора является обязательным для однойиз сторон в силу закона. Сторона, для которой заключение договора обязательно,должна направить другой стороне, направившей оферту, извещение об акцепте, либооб отказе от акцепта, либо об акцепте оферты на иных условиях (протоколразногласий) в течение тридцати дней со дня получения оферты [5, п.1 ст.415].
При заключении хозяйственно-правового договора междуконтрагентами могут возникать разногласия. Они могут быть урегулированы спомощью протокола разногласий. В судебном порядке могут быть урегулированыразногласия в случае обязательного заключения договора сторонами, либо посоглашению сторон, у которых имелись разногласия по условиям заключаемого имидоговора.
В заключение данного вопроса следует повторить, чтоструктура договорных связей — это состав субъектов, заключающих договор. Структурадоговорных связей между субъектами хозяйствования определяется самостоятельноконтрагентами. Структура договорных связей бывает двух видов: простая и сложная.
Заключение хозяйственного договора осуществляется всоответствии с принципами, установленными для осуществления предпринимательскойдеятельности:
принцип равенства субъектов хозяйственных правоотношений;
принцип свободы договора;
принцип добросовестности и разумности субъектовхозяйственных правоотношений;
принцип диспозитивности.
Содержание договора составляют условия. Условия договорабывают: существенные, обычные и случайные. Без существенных условий невозможносуществование договора. Отдельное законодательство Республики Беларусь содержитдетальные перечни существенных условий некоторых видов договоров.
/>Задача
Между двумя субъектами предпринимательской деятельности былзаключён договор аренды помещения. Согласно условиям договора, арендатор имелправо оплачивать арендную плату денежными средствами, а также своими товарами. Всчёт частичной оплаты арендной платы арендатор произвёл передачу (реализацию) арендодателютоваров нескольких наименований по накладной. Инспекция МНС квалифицироваладанные действия арендатора как нарушение Указа Президента РБ от 7 марта 2000 117«Об некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности припродаже товаров»: по мнению её работников, в данном случае имела местоторговая посредническая деятельность — оптовая торговля, подлежащаялицензированию.Т. к. арендатор не имел лицензии на оптовую торговлю, то к немубыли применены финансовые санкции за осуществление деятельности без надлежащегоразрешения (лицензии).
Правомерны ли действия налоговой инспекции?
Решение:
Экономическая санкция определяется как установленная актамизаконодательства мера государственного принуждения, имеющая характеримущественного и (или) неимущественного воздействия и применяемая к субъектампредпринимательской деятельности за совершение экономических правонарушений.
Под экономическим правонарушением следует пониматьпротивоправное деяние (действие или бездействие) субъекта предпринимательскойдеятельности, выразившееся в неисполнении или ненадлежащем исполнении актовзаконодательства, регулирующих экономические отношения [16, п.2].
По договору аренды здания или сооружения арендодательобязуется передать во временное владение и пользование или во временноепользование арендатору здание или сооружение [5, п.1 ст.621].
Цена в договоре аренды помещением является существеннымусловием договора. Закон Республики Беларусь, ст.625 Гражданского кодексаРеспублики Беларусь, требует, чтобы договор аренды здания или сооруженияпредусматривал размер арендной платы. По условию задачи, мы знаем, что вдоговоре аренды помещения между двумя субъектами предпринимательскойдеятельности — оплата аренды оговорена: арендатор имел право оплачиватьарендную плату денежными средствами, а также своими товарами.
Согласно п.1.3 Указа Президента Республики Беларусь от 07.03.2000г. № 117 «Об некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельностипри продаже товаров», производитель товаров вправе в установленномзаконодательством порядке осуществлять их продажу (поставку) и мену только:
организациям и гражданам, в том числе индивидуальнымпредпринимателям, для собственного производства и (или) потребления;
организациям и индивидуальным предпринимателям дляпереработки на давальческих условиях;
нерезидентам и резидентам Республики Беларусь для вывозатоваров из Республики Беларусь;
посредникам, получившим в установленном законодательствомпорядке специальное разрешение (лицензию) на осуществление оптовой и (или) розничнойторговли.
Таким образом, из выше сказанного делаем вывод, что действияналоговой инспекции правомерны. Так как, в данном случае действительно имеламесто торговая посредническая деятельность — оптовая торговля, подлежащаялицензированию.
/>Список используемыхисточников
1.        Витушко В.А. Курс гражданского права: Общая часть. В 2 томах. Т.1: научно-практическоепособие. Мн.: БГЭУ. 2001. — 414 с.
2.        Гражданское право: В 2т. Том I: Учебник. / Отв. ред. Е.А. Суханов.3-е изд., перераб. и доп. М.: ИздательствоВолтерс Клувер, 2007.720 с.
3.        Гражданское право: Учебник.В 2-х ч. Ч 1/Под. общ. ред. проф. В.Ф. Чигира. Мн.: Амалфея. 2000.976 с.
4.        Гражданский кодекс Республики Беларусь с комментарием и обзором практикихозяйственных судов / Д.П. Александров, И.А. Бельская, А.В. Бобков и др.; Под. общ.ред. В.С. Каменкова; Высший Хозяйственный Суд Республики Беларусь. Мн.: Дикта,2004. — 875 с.
5.        Гражданский кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. (С измен. идоп. от 29 декабря 2006 г. № 193-З) // Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь. 2007. № 4.2/1290.
6.        Каменков В.С. Хозяйственный процесс: Учеб. пособие. — Мн.: Книжный Дом.2005. — 320 с.
7.        Колбасин Д.А. Гражданское право. Общая часть: Учеб. Пособие. — Мн.: Акад.МВД Республики Беларусь. 2004. — 496 с.
8.        Колбасин Д.А. Гражданское право. Особенная часть: Учеб. пособие. — Мн.: Амалфея.2006. — 768 с.
9.        Налоговый кодекс Республики Беларусь от 19.12.2002 г. (С измен. и доп. от04.01.2007 г) // национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2007 г.№ 205-3.
10.     Об оценке соответствия требованиям техническим нормативных правовыхактов в области технического нормирования и стандартизации: Закон РеспубликиБеларусь от 05.01.2004 г. № 269-З (в ред. от 16.01.2007 г) // Национальныйреестр правовых актов Республики Беларусь. 2006. № 122, 2/1259.
11.     О введении обязательной сертификации товаров народного потребления,работ и услуг: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22.09.1993г. № 635 (с изм. и доп. от 28.03.2007 г) // Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь. 2006. — № 146, 5/22839.
12.     Об аренде. Закон Республики Беларусь от 12.12.1990 г. (С измен. и доп. от30.07.2004 г) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. №307-3.
13.     Об некоторых мерах по упорядочению посреднической деятельности припродаже товаров: Указ Президента Республики Беларусь от 07.03.2000 г. № 117 (сизм. и доп. от 04.04.2002 г. № 188) // Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь. 2002. — № 1/3612.
14.     О применении норм Гражданского кодекса Республики Беларусь, регулирующихзаключение, изменение и расторжение договоров: Постановление Пленума ВысшегоХозяйственного Суда Республики Беларусь от 16.12.1999 г. № 16 (с изм. и доп. от06.04.2005 г. № 7) // Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.2005. — № 70.6/436.
15.     Об утверждении Правил заключения и исполнения договоров (контрактов) строительногоподряда: Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 15.09.1998 г. №1450 (с измен. и дол. от 01.11.2006 г. № 1448) // Национальный реестр правовыхактов Республики Беларусь. 2006. — № 185, 5/24147.
16.     О некоторых мерах по совершенствованию координации деятельностиконтролирующих органов Республики Беларусь и порядке применения имиэкономических санкций: Указ Президента Республики Беларусь от 15.11.1999 г. №673 (с измен. и доп. от 15.03.2006 г) // Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь. 2006. — № 43.1/7343.
17.     Паращенко В.Н. Хозяйственное право в 2 ч. Ч 1. Общие положения. Мн.: Веды,1998. — 320 с.
18.     Паращенко В.Н. Хозяйственное право Республики Беларусь. Особенная часть.- Мн.: ПолитБиг, 1999. — 340 с.
19.     Предпринимательское (хозяйственное) право Республики Беларусь: Практ. пособие/ С.С. Вабищевич. — Мн.: Молодеж. науч. об-во, 2002. — 369 с.
20.     Реуцкая Е.А. Хозяйственное право. Учебное пособие. -Мн.: ТетраСистема,2007. — 352 с.
21.     Хозяйственное право (правовое регулирование хозяйственной деятельности)./ С.С. Вабищевич, И.А. Маньковский. — 2-е изд. — Мн.: Молодежное. 2007. — 366 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.