Реферат по предмету "Государство и право"


Понятие и государственное регулирование конкуренции

СОДЕРЖАНИЕ
1.Понятие и государственное регулирование конкуренции. Недобросовестнаяконкуренция. 2
2.Понятие рекламы. Общие и специальные требования, предъявляемые к рекламе  10
3.Субъекты и объекты рынка ценных бумаг. 15
Литература… 22
1. Понятие и государственное регулирование конкуренции.Недобросовестная конкуренция
Будучи базовым механизмом рыночных отношений, конкуренция заставляетпредпринимателей соперничать между собой и тем самым способствует достижениюнаилучших социальных и деловых результатов. Наиболее полное удовлетворение нуждшироких слоев потребителей, свобода доступа предпринимателей на рынок,удешевление продукции и повышение ее качества — таково основное содержаниеконкуренции. В соответствии со ст.4 Закона о конкуренции конкуренциейпризнается состязательность хозяйствующих субъектов, когда их самостоятельныедействия эффективно ограничивают возможность каждого из них односторонневоздействовать на общие условия обращения товаров на соответствующем товарномрынке. С целью обеспечения конкуренции государство создает и используетспециальную систему правил и мер.
Эти правила и меры сосредоточены в актах, входящих в системуантимонопольного законодательства РФ и запрещающих монополистическую деятельностьи недобросовестную конкуренцию.
Согласно ст.8 Конституции РФ и ст.1 Закона о конкуренциицелями реализации антимонопольного законодательства являются обеспечение свободыэкономической деятельности, поддержка конкуренции, предупреждение, ограничениеи пресечение монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции.Государство стремится гарантировать как само существование конкуренции, так иее качественные характеристики (добросовестность, справедливость, честность).Все это и составляет основу правопорядка в сфере конкуренции, на которыйпосягает монополистическая деятельность. Такой конкурентный правопорядок иследует считать объектом монополистической деятельности.
Согласно ст.4-8 Закона о конкуренции монополистическаядеятельность противоречит нормам права, закрепленным в антимонопольном законодательстве.Поэтому ее с полным основанием можно назвать противоправной. Она состоит внарушении обязанности, содержащейся в ч.2 ст.34 Конституции РФ, абз.2 п.1 ст.10ГК РФ и ст.5-8 Закона о конкуренции, — не допускать экономическую деятельность,направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Особенностью российского антимонопольного законодательстваявляется то, что его положения не только посвящены ограничениюмонополистической деятельности, но и специально запрещают недобросовестную конкуренцию(разд.3 Закона о конкуренции). Защита предпринимателей от нечестной конкуренциии контроль за методами ведения конкурентной борьбы составляет особую(самостоятельную) область правового регулирования.
Международно-правовое регулирование пресечения недобросовестнойконкуренции осуществляется с помощью ст.10 Парижской конвенции по охранепромышленной собственности от 20 марта 1883 г. Ее участниками являются болееста государств мира, включая Россию. Указанная Конвенция рассматриваетпресечение недобросовестной конкуренции в рамках системы по охране промышленнойсобственности и относит к правам промышленной собственности право на защитупротив недобросовестной конкуренции. Поэтому борьба с такой конкуренцией тесноувязывается с охраной объектов промышленной собственности (изобретения,промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания, фирменныенаименования).
Россию можно причислить к странам, где в отличие отгосударств континентальной системы права отсутствует какой-либо специальныйзаконодательный акт о пресечении недобросовестной конкуренции. В РФ нормативныепредписания, запрещающие недобросовестную конкуренцию, сосредоточены вкомплексном Законе о конкуренции и сводятся к следующему.
В первоначальной редакции Закона о конкуренции не приводилосьобщего понятия недобросовестной конкуренции, хотя наличие такого определенияхарактерно для нормативных актов многих зарубежных стран. Впоследствии, спринятием изменений и дополнений к данному Закону в мае 1995 г. соответствующееопределение все же появилось (ст.4 Закона о конкуренции).
К недобросовестной конкуренции Закон о конкуренции относитдействия особого рода, характеризующиеся рядом признаков.
Во-первых, это действие хозяйствующего субъекта, то естьактивное поведение на рынке российских и иностранных коммерческих организаций иих объединений (союзов и ассоциаций), некоммерческих организаций (заисключением не занимающихся предпринимательской деятельностью), а такжеиндивидуальных предпринимателей. В отличие от проявлений монополистической деятельностисубъектами таких действий не могут быть признаны органы исполнительной власти иорганы местного самоуправления, поскольку последние вообще не участвуют впредпринимательской деятельности, а следовательно, и в непосредственнойконкурентной борьбе на рынке. Недобросовестный предприниматель и его жертвадолжны быть конкурентами, то есть находиться между собой в конкурентныхотношениях.
Во-вторых, эти действия противоречат:
·    положениям действующего законодательства;
·    обычаям делового оборота;
·    требованиям добропорядочности, разумности и справедливости.
Противоречие проявлений недобросовестной конкуренции любымположениям действующего законодательства РФ делает их противоправными. При этомне требуется выяснять, входят ли соответствующие нормативные правовые акты всостав антимонопольного законодательства. Для установления факта противоречиянеобходимо как минимум выявить законодательно установленные требования, которыммогли бы противоречить действия конкурирующих предпринимателей. В обобщенномвиде подобные законодательные требования сформулированы в ст.10 ГК РФ,запрещающей действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно снамерением причинить вред другому лицу (шикана), злоупотребление правом в иныхформах, а также использование прав в целях ограничения конкуренции. В случаенесоблюдения этих требований судебные органы могут отказать лицу в защитепринадлежащего ему права.
В ч.2 ст.29 Федерального закона «О государственномрегулировании внешнеторговой деятельности» устанавливаются требования поосуществлению добросовестной конкуренции. Законодатель стимулирует созданиеобъединений участников внешнеторговой деятельности, позволяющих избежатьнедобросовестной конкуренции.
К требованиям о добросовестной конкуренции можно отнести,например, положения п.2 ст.69 и п.3 ст.73 ГК РФ, запрещающих лицу участвовать вдвух и более полных товариществах или совершать без согласия других участниковполного товарищества от своего имени в своих интересах или в интересах третьихлиц сделки, однородные с теми, которые составляют предмет деятельноститоварищества. Недобросовестное совершение этих сделок одним из участниковполного товарищества может серьезно поколебать положение товарищества на рынке.Интересно, что именно с точки зрения конкуренции подобные обязанностиучастников полного товарищества рассматривались и в дореволюционной российскойправовой литературе.
Обычаи, делового оборота — это сложившиеся и широкоприменяемые в какой-либо области предпринимательской деятельности правила поведения,не предусмотренные законодательством, независимо от того, зафиксированы ли онив каком-либо документе. Институт обычаев делового оборота является довольномолодым даже по сравнению с самим предпринимательством в современной России,хотя обычаи и ранее принимались во внимание в правовом регулированииимущественных отношений. Широкое применение обычаев имеет место вовнешнеторговой деятельности. В законодательстве РФ обычаи делового оборота, вчастности, увязываются с общими положениями о договоре и его условиях (п.5ст.421, п.2 ст.427 ГК РФ). Правовое значение этих обычаев заключается не тольков том, что «они по очередности применения находятся после нормативныхактов и договора», но также и в том, что обычаи делового оборота служатодним из эталонов добросовестности конкуренции.
В-третьих, целью недобросовестных конкурентных действийявляется приобретение необоснованных преимуществ в предпринимательскойдеятельности. В ходе хозяйственной деятельности получение обоснованныхпреимуществ за счет лучшей ее организации, меньших издержек и повышениякачества продукции вполне допустимо. Более того, эти преимуществапредполагаются самим наличием конкурентного механизма на товарном или иномрынке. А вот на пути приобретения необоснованных преимуществ следует ставитьправовые и организационные преграды. В контексте анализируемых ст.4, 10 Законао конкуренции под обоснованными преимуществами следует понимать выгодыпредпринимателей, ставшие результатом наилучшего по сравнению с конкурентамииспользования факторов хозяйственной деятельности. Выгоды, полученные инымпутем и с использованием противоправных приемов, можно считать необоснованными.
И, наконец, в-четвертых, проявления недобросовестнойконкуренции могут причинить (или причинили) убытки другим конкурирующимпредпринимателям либо нанести ущерб их деловой репутации. В мировой практикеупоминание о причинении либо возможности причинения ущерба при характеристикенедобросовестной конкуренции не является общераспространенным явлением. ВРоссийской Федерации для пресечения проявлений недобросовестной конкуренцииналичие фактически наступившего вреда также не является обязательным. Онодолжно доказываться только в том случае, если конкурент требует возмещенияубытков. То же относится и к нанесению ущерба деловой репутации конкурентов.
Деловая репутация — это приобретенная в течение длительноговремени общественная оценка деятельности хозяйствующего субъекта и егопродукции (товаров, работ, услуг). Она играет заметную роль в конкурентнойборьбе предпринимателей, порой в значительной степени формируя спрос насоответствующие товары. Поэтому именно деловую репутацию предприятиянедобросовестные конкуренты выбирают в качестве своей мишени. Следовательно,появление категории деловой репутации в определении недобросовестнойконкуренции не случайно и обоснованно. Отметим также и то, что деловаярепутация защищается не только в рамках ст.4, 10 Закона о конкуренции, но и наоснове ст.152 ГК РФ. В соответствии с этой нормой граждане или юридические лицавправе по суду требовать опровержения порочащих их деловую репутацию сведений,если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуютдействительности. Граждане и юридические лица, в отношении которыхраспространены сведения, порочащие их деловую репутацию, вправе также требоватьвозмещения убытков и морального вреда, причиненных распространением порочащихсведений.
Особенностью легального определения недобросовестнойконкуренции в Законе о конкуренции является отсутствие в нем фигурыпотребителя. Потребитель, хотя и не участвует в конкуренции, но его выборвыступает в качестве мощного рычага рыночных отношений. В то же времяпотребители, которым так же, как и хозяйствующим субъектам, в результатенедобросовестной конкуренции может причиняться вред, в силу своего слабогоэкономического положения нуждаются в дополнительной защите. Поэтому в новейшихзаконодательных актах иностранного права «потребитель практическиприравнен к конкурирующим субъектам по объему предоставляемых им прав в областизащиты от недобросовестной конкуренции».
Основываясь на изложенном, можно сделать вывод, чтонедобросовестная конкуренция — это правонарушение, которое совершаетсяхозяйствующим субъектом и посягает на отношения в сфере реализации свободыэкономический деятельности и осуществления добросовестной конкуренции.Объективная сторона недобросовестной конкуренции состоит в противоправномповедении хозяйствующего субъекта, нарушающего законодательно установленныезапреты, обычаи делового оборота, требования добропорядочности, разумности исправедливости. Возможность причинения или фактическое наличие вреда (убытков)- неотъемлемый признак такого правонарушения, так как недобросовестнаяконкуренция подрывает добрую, справедливую хозяйственную практику. Субъективнаясторона проявлений недобросовестной конкуренции выражается в умышленныхдействиях, поскольку они специально направлены на приобретение необоснованныхпреимуществ в предпринимательской деятельности.
Перечень запрещенных форм недобросовестной конкуренцииприведен в ст.10 Закона о конкуренции и не является исчерпывающим. Как и егозарубежные аналоги, такой перечень, конкретизируя общее определениенедобросовестной конкуренции, запрещает:
1) действия, связанные с распространением дискредитирующейинформации о хозяйствующем субъекте — конкуренте (например, распространениеложных, неточных или искаженных сведений, способных причинить убытки другомухозяйствующему субъекту либо нанести ущерб его деловой репутации). Так, поинициативе одного из банков Псковским территориальным управлением МАП РФ быловозбуждено дело о нарушении ст.10 Закона о конкуренции акционерным обществом,действующим в сфере финансов. Данное общество опубликовало объявление, вкотором в некорректной форме использовались сведения о дивидендах по акциямпотерпевшего банка, чем нанесло ущерб его деловой репутации. В адрес нарушителяМАП РФ направил исполненное впоследствии предписание;
2) действия, связанные с дезорганизацией хозяйственногопроцесса конкурента (например, получение, использование, разглашение научно-технической,производственной или торговой информации, в том числе коммерческой тайны, безсогласия ее владельца). Хозяйственная информация (в том числе и составляющаякоммерческую тайну) — важнейший атрибут любой экономической деятельности.Коммерческая тайна имеет действительную и потенциальную ценность именно в силунеизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законномосновании, и обладатель информации должен принимать меры к охране ееконфиденциальности (ст.139 ГК РФ). Поэтому незаконное получение и введение этойинформации в оборот может серьезным образом подорвать предпринимательскуюдеятельность конкурента и в силу этого пресекается по ст.10 Закона оконкуренции;
3) действия, целенаправленно вводящие в заблуждение третьихлиц (например, введение в заблуждение относительно характера, способа и местаизготовления, потребительских свойств, качества товара). Так, Ульяновскоетерриториальное управление МАП РФ направило предписание в адрес акционерногообщества, оказывающего услуги по перевозке пассажиров. Суть нарушения состоялав том, что ответчик, проводя обязательное страхование авиапассажиров, незаключал договор со страховой компанией, в результате чего осуществлялперевозку незастрахованных пассажиров и вводил в заблуждение потребителейотносительно характера предоставляемых услуг;
4) действия, носящие характер паразитирования (например,продажа товаров с незаконным использованием результатов интеллектуальнойдеятельности и приравненных к ним средств индивидуализации юридического лица,индивидуализации продукции, выполнения работ, услуг). В соответствии со ст.138ГК РФ на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средстваиндивидуализации юридического лица, индивидуализации продукции, работ или услуг(фирменное наименование, товарный знак, знак обслуживания и т.п.) признаетсяисключительное право (интеллектуальная собственность) гражданина илиюридического лица. Использование объектов этого права осуществляется третьимилицами только с согласия правообладателя. Например, ст.4 Закона РФ от 23сентября 1992 г. «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованияхмест происхождения товаров» прямо запрещает любому лицу использоватьохраняемый в Российской Федерации товарный знак без разрешения его владельца исчитает нарушением прав владельца товарного знака несанкционированноеизготовление и введение в хозяйственный оборот такого знака;
5) действия с применением сравнений (например, некорректноесравнение, в том числе в рекламе, хозяйствующим субъектом производимых илиреализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов). Речь идет онарушении ст.6 Федерального закона от 18 июля 1995 г. «О рекламе».
Правомерное поведение в области экономических отношений изащита конкуренции обеспечивается различными средствами — мерамигосударственного принуждения.
Запрещающие и обязывающие нормы, содержащиеся в актахантимонопольного законодательства, устанавливают несколько ключевыхобязанностей.
Общие обязанности (не допускать экономическую деятельность,направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию, не использоватьправа в целях ограничения конкуренции и не злоупотреблять доминирующимположением на рынке) предусмотрены ч.2 ст.34 Конституции РФ, п.1 ст.10 ГК РФ ист.5-8, 10 Закона о конкуренции. 2. Понятие рекламы. Общие и специальные требования,предъявляемые к рекламе 
Реклама — это, с одной стороны, деятельность по привлечениювнимания без цели убеждения, а с другой — это определенного рода публичнаяинформация. Также есть точка зрения, что реклама — это любая формараспространения информации (сведений, представлений) независимо от используемыхсредств о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях, котораяпредназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать илиподдерживать интерес к ним Статья 2 Закона «О рекламе» от 13.03. 2006г. приводит понятие рекламы как распространяемой в любой форме, с помощью любыхсредств информации о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях(рекламной информации), которая предназначена для неопределенного круга лиц ипризвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическомулицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей иначинаний.
Из данного определения следует, что рекламой признаетсяинформация, отвечающая следующим признакам: 1) распространяемая в любой форме;2) о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях; 3)предназначенная неопределенному кругу лиц; 4) призванная формировать илиподдерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям иначинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.
Общие требования к рекламе закреплены в ст.5 ФЗ РФ «Орекламе». «1. Реклама должна быть добросовестной и достоверной.Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.
2. Недобросовестной признается реклама, которая:
1) содержит некорректные сравнения рекламируемого товара снаходящимися в обороте товарами, которые произведены другими изготовителями илиреализуются другими продавцами;
2) порочит честь, достоинство или деловую репутацию лица, втом числе конкурента;
3) представляет собой рекламу товара, реклама которогозапрещена данным способом, в данное время или в данном месте, если онаосуществляется под видом рекламы другого товара, товарный знак или знакобслуживания которого тождествен или сходен до степени смешения с товарнымзнаком или знаком обслуживания товара, в отношении рекламы которого установленысоответствующие требования и ограничения, а также под видом рекламыизготовителя или продавца такого товара;
4) является актом недобросовестной конкуренции всоответствии с антимонопольным законодательством.
3. Недостоверной признается реклама, которая содержит несоответствующие действительности сведения:
1) о преимуществах рекламируемого товара перед находящимисяв обороте товарами, которые произведены другими изготовителями или реализуютсядругими продавцами;
2) о любых характеристиках товара, в том числе о егоприроде, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительскихсвойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличиисертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия изнаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара;
3) об ассортименте и о комплектации товаров, а также овозможности их приобретения в определенном месте или в течение определенногосрока;
4) о стоимости или цене товара, порядке его оплаты, размерескидок, тарифов и других условиях приобретения товара;
5) об условиях доставки, обмена, ремонта и обслуживаниятовара;
6) о гарантийных обязательствах изготовителя или продавцатовара;
7) об исключительных правах на результаты интеллектуальнойдеятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица,средства индивидуализации товара;
8) о правах на использование официальных государственныхсимволов (флагов, гербов, гимнов) и символов международных организаций;
9) об официальном или общественном признании, о получениимедалей, призов, дипломов или иных наград;
10) о рекомендациях физических или юридических лицотносительно объекта рекламирования либо о его одобрении физическими илиюридическими лицами;
11) о результатах исследований и испытаний;
12) о предоставлении дополнительных прав или преимуществприобретателю рекламируемого товара;
13) о фактическом размере спроса на рекламируемый или инойтовар;
14) об объеме производства или продажи рекламируемого илииного товара;
15) о правилах и сроках проведения стимулирующей лотереи,конкурса, игры или иного подобного мероприятия, в том числе о сроках окончанияприема заявок на участие в нем, количестве призов или выигрышей по егорезультатам, сроках, месте и порядке их получения, а также об источникеинформации о таком мероприятии;
16) о правилах и сроках проведения основанных на риске игр,пари, в том числе о количестве призов или выигрышей по результатам проведенияоснованных на риске игр, пари, сроках, месте и порядке получения призов иливыигрышей по результатам проведения основанных на риске игр, пари, об ихорганизаторе, а также об источнике информации об основанных на риске играх,пари;
17) об источнике информации, подлежащей раскрытию всоответствии с федеральными законами;
18) о месте, в котором до заключения договора об оказанииуслуг заинтересованные лица могут ознакомиться с информацией, которая должнабыть предоставлена таким лицам в соответствии с федеральными законами или иныминормативными правовыми актами Российской Федерации;
19) о лице, обязавшемся по ценной бумаге;
20) об изготовителе или о продавце рекламируемого товара.
4. Реклама не должна:
1) побуждать к совершению противоправных действий;
2) призывать к насилию и жестокости;
3) иметь сходство с дорожными знаками или иным образом угрожатьбезопасности движения автомобильного, железнодорожного, водного, воздушноготранспорта;
4) формировать негативное отношение к лицам, не пользующимсярекламируемыми товарами, или осуждать таких лиц.
5. В рекламе не допускаются:
1) использование иностранных слов и выражений, которые могутпривести к искажению смысла информации;
2) указание на то, что объект рекламирования одобряетсяорганами государственной власти или органами местного самоуправления либо ихдолжностными лицами;
3) демонстрация процессов курения и потребления алкогольнойпродукции, а также пива и напитков, изготавливаемых на его основе;
4) использование образов медицинских и фармацевтическихработников, за исключением такого использования в рекламе медицинских услуг,средств личной гигиены, в рекламе, потребителями которой являются исключительномедицинские и фармацевтические работники, в рекламе, распространяемой в местахпроведения медицинских или фармацевтических выставок, семинаров, конференций ииных подобных мероприятий, в рекламе, размещенной в печатных изданиях,предназначенных для медицинских и фармацевтических работников;
5) указание на то, что рекламируемый товар произведен сиспользованием тканей эмбриона человека;
6) указание на лечебные свойства, то есть положительноевлияние на течение болезни, объекта рекламирования, за исключением такогоуказания в рекламе лекарственных средств, медицинских услуг, в том числеметодов лечения, изделий медицинского назначения и медицинской техники.
6. В рекламе не допускается использование бранных слов,непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе вотношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории,возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов(флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия(памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектовкультурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.
7. Не допускается реклама, в которой отсутствует частьсущественной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретенияили использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся взаблуждение потребители рекламы.
8. В рекламе товаров, в отношении которых в установленномпорядке утверждены правила использования, хранения или транспортировки либорегламенты применения, не должны содержаться сведения, не соответствующие такимправилам или регламентам.
9. Не допускаются использование в радио-, теле-, видео-,аудио — и кино-продукции или в другой продукции и распространение скрытойрекламы, то есть рекламы, которая оказывает не осознаваемое потребителямирекламы воздействие на их сознание, в том числе такое воздействие путемиспользования специальных видео-вставок (двойной звукозаписи) и инымиспособами».
Во 2 главе Закона рассматриваются специальные требования крекламе. Так, ст.14 закрепляет правила рекламы в телепрограммах ителепередачах.
Статья 15 регулирует правила рекламы в радиопрограммах ирадиопередачах, статья 16 — в периодических печатных изданиях. Статья 18устанавливает правила рекламы, распространяемой по сетям электросвязи иразмещаемая на почтовых отправлениях.
Статья 19. регулирует особенности наружной рекламы иустановки рекламных конструкций. Статья 20 рассматривает правила рекламы натранспортных средствах и с их использованием. Глава 3 устанавливает правиларекламы товаров отдельных видов. 3. Субъекты и объекты рынка ценных бумаг 
Эмитент — юридическое или физическое лицо, а также государствов лице своих уполномоченных органов, выпускающее в обращение ценные бумаги вподтверждение своих обязанностей по ним. Требования, предъявляемые к эмитентам,различны в зависимости от эмитируемых ими ценных бумаг и от особенностей иххозяйственной компетенции.
Так, эмитировать векселя может как физическое, так июридическое лицо, а также государство. Никаких ограничений вексельнойдееспособности действующее законодательство не содержит — она совпадает собщегражданской дееспособностью.
С эмитированием облигаций дело обстоит несколько иначе.Законодательство не содержит прямых ограничений на эмиссию облигацийфизическими лицами, однако косвенно законодательство ограничивает такиеоперации. В ст.2 Закона «О рынке ценных бумаг» от 22.04. 1996 г. в ред.от 15.04. 2006 г. эмитент определен как юридическое лицо или органыисполнительной власти либо органы местного самоуправления, несущие от своегоимени обязательства перед владельцами ценных бумаг по осуществлению прав,закрепленных ими. Таким образом, Закон исключил физических лиц из составаэмитентов облигаций (понятие которой дано в той же ст.2 Закона). Согласно п.5Указа Президента РФ от 11 июля 1994 г. «О защите интересовинвесторов» выпуск облигаций любым эмитентом допускается только послеполной оплаты его уставного капитала, объявленного на дату регистрациипроспекта эмиссии. Предприятия вправе выпускать облигационные займы дляпубличного размещения без поручительства (гарантии) или иного обеспечениятретьих лиц не ранее третьего года своего существования и при условииопубликования утвержденных годовых балансов за два года, непосредственнопредшествующих выпуску займа, подтвержденных независимым аудитором в порядке,установленном законодательством РФ. Согласно п.3 ст.5 Федерального закона «Озащите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг» от05.03.99 № 46-ФЗ в ред. от 27.12. 2005 г. эмиссия облигаций и иных эмиссионныхценных бумаг некоммерческими организациями допускается только в случаях,предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ,при наличии обеспечения, определенными указанными нормативными актами. Право навыпуск облигаций государством (Российской Федерацией, ее субъектами имуниципальными образованиями) оговорено в ст.817 ГК и Федеральным законом от 29июля 1998 г. «Об особенностях эмиссии и обращения государственных имуниципальных ценных бумаг».
Эмитентом акций может быть только акционерное общество.
Согласно ст.844 ГК РФ эмитентами сберегательных (депозитных)сертификатов могут быть только банки. При этом право эмитирования сертификатовзависит от указания в лицензии на право приема банком вкладов от юридическихи/или физических лиц.
Особо регулируются институциональные эмитенты. Так,инвестиционные фонды должны быть созданы в форме открытого акционерногообщества и имеют право осуществлять свою деятельность (выпускать, покупать илипродавать ценные бумаги) только после получения лицензии в ФКЦБ3.
Эмитентом инвестиционных паев паевого инвестиционного фондаявляется управляющая компания такого фонда (п.5 Указа Президента РФ от 26 июля1995 г. «О дополнительных мерах по повышению эффективности инвестиционнойполитики Российской Федерации»). Сам фонд при этом является не субъектом,а объектом прав — имущественным комплексом без создания юридического лица (п.1Указа). Управляющая компания паевого инвестиционного фонда должна бытькоммерческой организацией и иметь соответствующую лицензию, выдаваемую ФКЦБ(п.6 Указа).
Инвестор — юридическое или физическое лицо, а такжегосударство в лице уполномоченных органов, вкладывающее денежные и иные активы,находящиеся у него на праве собственности или ином вещном праве (в том числезаемные), в ценные бумаги с целью получения положительного экономическогорезультата от обладания ими (приумножения капитала, сохранения денежных средствот инфляции и т.п.).
Указанная цель инвестора является признаком, позволяющимотличить его от такого профессионального участника, как дилер, которыйвкладывает денежные средства в ценные бумаги с целью их дальнейшей перепродажии получения таким образом прибыли.
Особое место занимают так называемые институциональныеинвесторы. Это организации, которым нормативными актами предписываетсяобязанность инвестировать привлеченные денежные средства в различные объекты, втом числе в ценные бумаги. При этом для обеспечения дифференциации вложенийэтими же нормативными актами устанавливаются количественные и иные ограниченияна инвестирование в различные объекты, в том числе в различные ценные бумаги.
Требования к составу и структуре активов паевыхинвестиционных фондов изложены во Временном положении о составе и структуреактивов паевых инвестиционных фондов, утвержденном постановлением ФКЦБ от 10октября 1995 г. № 121. Основным правилом инвестирования является предписание,согласно которому активы паевых инвестиционных фондов должны состоять изденежных средств или ценных бумаг, имеющих признаваемую ФКЦБ котировку, а дляинтервальных инвестиционных паевых фондов предусмотрена возможностьинвестирования также в акции российских акционерных обществ, не имеющихпризнаваемой котировки, а также в недвижимость и имущественные права нанедвижимость. Положением установлены также четкие запреты на некоторые объектыинвестиций — казначейские обязательства, акции российских инвестиционных фондов,производные ценные бумаги и т.п.
К институциональным инвесторам относятся и организации,привлекающие денежные средства иными, чем эмиссия ценных бумаг, способами. Так,относительно осуществления инвестиций негосударственными пенсионными фондамидействуют Временные правила инвестирования активов негосударственных пенсионныхфондов, утвержденные приказом Инспекции негосударственных пенсионных фондов от15 декабря 1995 г. № 902, в которых наряду с иными объектами инвестированияназваны ценные бумаги Правительства РФ, ценные бумаги органов исполнительнойвласти субъектов РФ и органов местного самоуправления, ценные бумаги иныхэмитентов.
Отдельными законодательными актами для некоторых категорийфизических или юридических лиц могут быть установлены особые правила, связанныес инвестированием в ценные бумаги. Так, для банков и иных кредитных организацийпредусмотрено создание резервов под обесценение ценных бумаг.
Под профессиональными участниками рынка ценных бумагпонимаются субъекты, осуществляющие профессиональную деятельность на фондовомрынке (брокеры, дилеры, депозитарии и т.п.). К различным категориямпрофессиональных участников рынка предъявляются различные требования. Так,согласно ч.2 ст.4 Закона «О рынке ценных бумаг» дилером может бытьтолько юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией.
Клиринговой деятельностью по ценным бумагам может заниматьсятолько юридическое лицо, создающее при осуществлении такой деятельностиспециальные фонды для снижения рисков неисполнения сделок с ценными бумагами(ч.3 ст.6 Закона). Депозитарием и регистратором могут быть только юридическиелица (ч.2 ст.7 и абз.2 п.1 ст.8 Закона). Фондовая биржа может быть созданатолько в форме некоммерческого партнерства (ч.2 ст.11 Закона). Закон содержитограничения по совмещению отдельных видов профессиональной деятельности нарынке ценных бумаг одним субъектом. Так, осуществление деятельности по ведениюреестра держателей именных ценных бумаг не допускает ее совмещения с другимивидами профессиональной деятельности на фондовом рынке (ч.1 ст.10 Закона).Фондовая биржа может совмещать с деятельностью по организации торгов ценнымибумагами только депозитарную и клиринговую деятельность (ч.1 ст.11 Закона).Разрешено совмещение брокерской и дилерской деятельности одним субъектом (п.5ст.3 Закона). Ограничения на совмещение профессиональных видов деятельности иопераций с ценными бумагами могут быть установлены ФКЦБ (ч.2 ст.10 Закона).
Под саморегулируемой организацией профессиональныхучастников рынка ценных бумаг Закон «О рынке ценных бумаг» (ст.48)понимает добровольное объединение профессиональных участников рынка ценныхбумаг, действующее в соответствии с названным Законом и функционирующее напринципах некоммерческой организации. Целями учреждения саморегулируемой организацииявляются: обеспечение условий профессиональной деятельности участниковфондового рынка; соблюдение стандартов профессиональной этики на рынке ценныхбумаг; защита интересов держателей ценных бумаг и иных клиентовпрофессиональных участников фондового рынка, являющихся членамисаморегулируемой организации; установление правил и стандартов проведенияопераций с ценными бумагами, обеспечивающих эффективную деятельность на рынкеценных бумаг.
Права саморегулируемой организации определены в ст.49 Закона«О рынке ценных бумаг»:
·    получать информацию по результатам проверок деятельности своихчленов, осуществляемых в порядке, установленном ФКЦБ (региональным отделениемФКЦБ);
·    разрабатывать в соответствии с Законом правила и стандартыосуществления профессиональной деятельности и операций с ценными бумагамисвоими членами и осуществлять контроль за их соблюдением;
·    контролировать соблюдение принятых членами саморегулируемойорганизацией правил и стандартов осуществления профессиональной деятельности иопераций с ценными бумагами;
·    в соответствии с квалификационными требованиями ФКЦБразрабатывать учебные программы и планы, осуществлять подготовку должностныхлиц и персонала организаций, осуществляющих профессиональную деятельность нарынке ценных бумаг, определять квалификацию указанных лиц и выдавать имквалификационные аттестаты.
Саморегулируемая организация создается не менее чем 10профессиональными участниками рынка ценных бумаг и приобретает статуссаморегулируемой организации на основании разрешения, выдаваемого ФКЦБ (ст.50Закона).
Государство является специфическим субъектом рынка ценныхбумаг, который наделен как компетенцией эмитента, инвестора, а в некоторыхслучаях — и профессионального участника фондового рынка, так и компетенцией нормативногорегулирования, контроля и надзора за рынком ценных бумаг. Государствоосуществляет все свои полномочия на фондовом рынке через специальныегосударственные органы. Так, эмитентом государственных облигаций являетсяМинистерство финансов РФ. Регулирование банковских операций с ценными бумагамивозложено на Банк России. Однако основным органом, регулирующим рынок ценныхбумаг, является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг, котораяосуществляет лицензирование не только профессиональных участников рынка ценныхбумаг и саморегулируемых организаций, но и других государственных органов направо выдачи лицензий (так называемые генеральные лицензии), издает нормативныеакты, регламентирующие процесс эмиссии ценных бумаг, лицензирования, проведенияопераций на фондовом рынке и т.п.
Литература
1.     Гражданский кодекс РФ. Часть 1.М., 2005.
2.     О рекламе: ФЗ РФ от 13.03. 2006 г. № 38-ФЗ // СПС«Консультант-плюс».
3.     Ершова И.В. Предпринимательское право. М., 2004.
4.     Круглова М.Ю. Хозяйственное право. М., 2004.
5.     Предпринимательское (хозяйственное) право /Под ред. Олейник О. М.М.,2005.
6.     Сорк Д.М. Правовое регулирование хозяйственной деятельности.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.