Реферат по предмету "Психология"


Исследование тестовой методики: методика Кейрси

Исследование тестовой методики (любой на выбор автора)
Содержание
Методика Кейрси: назначение, год издания, авторы… 3
Описание теоретического конструкта. 3
Описание диагностического конструкта. 7
Информация об адаптации методики, надежности и валидности. 15
Практика применения методики. 15
Список литературы… 17
/>Методика Кейрси: назначение,год издания, авторы
Опросник Кейрси — методикаоценки темперамента, созданная на основе работ К.Г. Юнга и И. Майерс-Бриггс. Опросникразработан в 1956 г. профессором Калифорнийскоrо университета Дэвидом Кейрси. Переводи адаптация методики осуществлены Б.В. Овчинниковым, К.В. Павловым, и.М. Владимировой[1](подробнее об адаптации см. ниже).
Опросник содержит четыре шкалы,позволяющие выделить из общей популяции экстравертов (Е), интровертов (I); «здравомыслящих»(S) в противоположность «интуитивам» (N); лиц, предпочитающихопираться в своих суждениях на логику (Т) или на морально-этические категории(F); и, наконец, импульсивных (Р) или перспективно планирующих собственныедействия людей (J).
 Описание теоретического конструкта
Индивидуальные свойстватемперамента могут оказывать существенное влияние на здоровье человека. Первоначальнона это указывал еще Гиппократ. В концепции четырех темпераментов как типоввысшей нервной деятельности, развитой И.П. Павловым, особое место отводитсясангвинику — сильному, подвижному и уравновешенному типу, обладающемумаксимальном «потенциалом здоровья». Противоположностью его выступаетмеланхолик, для которого характерны слабые процессы возбуждения и торможения,быстрая утомляемость и истощаемость нервной системы. Следовательно, адаптивныересурсы меланхолика минимальны, что требует от него особых усилий поподдержанию собственного здоровья. Остальные два типа — флегматик и холерик,отличаясь иными особенностями, занимают на шкале общей адаптивностипромежуточное положение.
В одной из современных системтипологии темперамента, разработанной американским ученым Д. Кейрси,предполагается большее равноправие типов в отношении их к общему здоровью. Однакоразличия в динамике стрессовых реакций, установленные Д. Кейрси для каждого изэтих типов, наводят на мысль об их возможных влияниях на качество и спецификутечения патологических реакций. В частности, в острых стрессовых ситуацияхнаибольшее напряжение по сердечно-сосудистым и гормональным показателямнаблюдается у представителей сенсорно-планирующего SJ-типа, что позволяетсблизить их с личностным типом А, выделенным М. Фридманом и Р. Розенманом (1974).Дальнейшие исследования показали, что в отличие от сенсорно-планирующегоSJ-типа, демонстрирующего психосоматические реакции, представителиинтуитивно-чувственного NF-типа проявляют в острых стрессовых ситуацияхэмоциональные реакции предневротической направленности. Однако в условияхдлительного тяжелого стресса представители SJ — и NF-типов существеннопревосходят сенсорно-интуитивных SP и интуитивно-логических NT, Испытывающихдискомфорт и проявляющих признаки астении[2].
/>Такимобразом, индивидуальные свойства темперамента оказывают влияние навозникновение и течение болезней, обусловленных стрессом. Темперамент такжепроявляется в образе жизни человека, косвенно влияя на формирование здоровых ивредных привычек, режим труда и отдыха, отношение к факторам риска тех или иныхзаболеваний. Наконец, тип темперамента придает своеобразие внутренней картинеболезни и субъективной стратегии выздоровления.
Существуют различныетипологические подходы, классифицирующие людей по устойчивым психологическимкачествам (свойствам темперамента). Согласно общему определению, типыпредставляют собой группы людей, различающиеся по одному или несколькимпсихологическим качествам, свойствам. Современное состояние психофизиологии ипсихогенетики пока не позволяет построить «глубинную» типологиютемперамента, обусловленную структурно-функциональными особенностямицентральной нервной системы. Существующие типологии основаны на данныхнаблюдения и эксперимента. Одну из них и предложил в 1950-е гг. американскийпсихолог Д. Кейрси.
Д. Кейрси развил и дополнилконцепцию К.Г. Юнга с учетом последних достижений как когнитивно-бихевиоральной,так и экзистенциально-гуманистической психологии. В результате он создал представлениео четырех интегральных типах темперамента, различающихся по наиболеесущественным и устойчивым психологический характеристикам – отценностно-мотивационной структуры до наблюдаемого стиля поведения. Авторвыделяет четыре типа темперамента:
«Дионис» — сенсорно-импульсивный;
«Эпиметей» — сенсорно-планирующий;
«Аполлон» — интуитивно-чувственный;
«Прометей» — интуитивно-логический.
Каждый из типов, в свою очередь,подразделяется на четыре функциональных портрета, отображающих менеесущественные (по сравнению с типами) психологические различия. Портреты имеютбуе венные и условные словесные обозначения.
1. Люди первого,сенсорно-импульсивного, типа — это художественные натуры, обладающие большойдолей прагматизма, не склонны к сентиментальности и романтизму. Иххудожественное начало проявляется в мастерстве спонтанных и скоротечныхкоммуникаций и психомоторной одаренности. Они любят вносить в жизнь игровые инепредсказуемые элементы. Являются практическими нонконформистами, которыхтрудно вовлечь во все рутинное, заранее известное, скучное. Сенсорно-импульсивныелица весьма мало предсказуемы, склонны к риску, не всегда дисциплинированны,однако при этом практичны и трезво реалистичны, стабильно оптимистичны,бесхитростны, весьма активны, решительны, не тяготеют к абстрактнымрассуждениям. Способности к теоретическому обучению у них, как правило, нижесредних. Их доля составляет 10% в общей популяции.
2. Представители второго,сенсорно-планирующего, типа — это мыслители-практики, их ум избегает всегонеясного, они всегда думают о деле, стремясь внести в него порядок,организованность и завершенность. Склонны строго придерживаться социальных норми стереотипов, особенно с их внешней, ритуальной стороны. Им свойственносерьезное и ответственное отношение к различным видам деятельности и общения,которые осознаются ими как выполнение определенных обязанностей, причемрационально обоснованных. Их можно назвать разумными конформистами. Сенсорно-планирующиелица серьезны, рассудительны, надежны, лишены особых причуд и эстетическихпритязаний, могут проявлять тенденцию к периодическим снижениям настроения,практичны, отчасти чопорны и пессимистичны, их способности к теоретическомуобучению, как правило, средние. Они составляют 40% в общей популяции.
3. Люди третьего,интуитивно-чувственного, типа — художественные натуры, высоко чувствительные кэстетическим и этическим сторонам жизни, обладающие прирожденной эмпатией ивысоким интересом к другому человеку. Они придают большое значение Духовнымисканиям, которые могут привести к искренней религиозности. В неформальном ипрофессиональном общении находят наибольшее удовлетворение. Их конформизм имеетаффективно обусловленный характер, основанный на личных симпатиях и антипатиях.Интуитивно-чувственные лица весьма лабильны, эмоциональны, эстетическиориентированы, приятны в общении; в увлечениях порой выходят из рамокформального поведения, Мечтательны, оптимистичны, чувствительны и чувственны,ино/>гда даже капризны, легкозаражаются чужими эмоциями. Их способности к усвоению теоретических знаний чащесредние. Они, как и второй тип, составляют 40% в общей популяции.
4. Люди четвертого,интуитивно-логического, типа — мыслители-теоретики, стремящиеся к новому знаниюради знания, их «научная жилка» подталкивает к построению более илименее правдоподобных концепций не только относительно мировых проблем, но ипрозаических, будничных жизненных ситуаций. К планируемым намерениям исовершаемым поступкам люди этого типа относятся как к своего рода экспериментампо проверке собственных гипотез. Отсюда проистекает их склонность к нестандартному,рискованному в морально-этическом смысле поведению. Люд интуитивно-логическоготипа мало ориентированы на внешние критерии, зачастую скрытны и холодны вобщении, обладают высокой, но неустойчивой самооценкой, весьма уверены в себе,не, редко характеризуются незрелой эмоциональностью, их способности ктеоретическому обучению, как правило, выше среднего. Они составляют всего 10% вобщей популяции.
Д. Кейрси разработал личностныйопросник, который позволяет проводить экспресс-диагностику указанных типовтемперамент Аналогичные результаты можно получить, используя различны версии «Типологическогоиндикатора» (опросника) Майерс — Бриггс.
 Описание диагностического конструкта
Экспресс-диагностика типовтемперамента Д. Кейрси. Опросник содержит четыре биполярные шкалы, отображающиесодержание восьми психологических факторов темперамента (в рамках теоретическихпредставлений К.Г. Юнга и его последователей). К этим факторам (шкалам) относятся:
экстраверсия-интроверсия (Е-I,от англ. Extravertion-Intmvertion);
сенсорика-интуиция (S-N, от англ. Sensation-Intuition);
логичность-чувствование (T-F, отангл. Thinking-Feeling);
решение-восприятие (J-P, от англ.Judging-Perceiving) (планирование-имрульсивность).
Опросник содержит 70утверждений, 10 из которых относятся к шкале экстраверсии-интроверсии,остальные (тремя группами по 20) раскрывают содержание последующих трех шкал. Шкалыискренности и достоверности в опроснике отсутствуют. Утверждения следуютоднородными группами по 7: первое относится к факторам Е-I, второе и третье — кфакторам S-N, четвертое и пятое — к факторам T-F, шестое и седьмое — к факторамJ-Р. Далее (с каждой новой строки регистрационногобланка) указанная последовательность возобновляется. Каждое утверждение имеетдва варианта продолжения (обозначаемые а или b), одиниз которых предлагается выбрать испытуемому. Таким образом, выявляютсяиндивидуальные предпочтения одного из сдвоенных факторов во всех четырех парах.Испытуемый (респондент) получает в результате характеристику экстраверта либоинтроверта; сенсорика либо интуитива и т.д.
Согласно представлениям Д. Кейрси,экстраверты в общении с людьми черпают энергию, всегда готовы продолжитькоммуникацию, в то время как интровертам после интенсивного общения необходимоуединиться, обработать полученную информацию и, по образному выражению автора, «подзарядитьбатареи». Экстраверты в общей популяции преобладают над интровертами.
Для 5-индивидов (сенсориков) жизненныйопыт и здравый смысл являются критериями для принятия решений. Поэтомусенсорный фактор можно назвать «здравомыслием». Таким людям чуждофантазирование, они предпочитают «синицу в руках журавлю в небе». Люди,относящиеся к N-фактору (интуитивы), в принятии решений опираются на внутреннийголос, собственную интуицию, вне зависимости от того, как поступают в подобныхситуациях окружающие, N-индивиды несколько преобладают над N-индивидами вразличных случайных выборках.
Люди, опирающиеся на Г-фактор,при обработке информации и принятии решений (логики), считают оправданнымлогичный, объективный подход, имеющий свои четкие законы и правила. F-людям(чувственным) характерны субъективизм, гуманность, они руководствуютсяэтическими категориями в большей мере, чем категориями логическими. Шкала T-F — единственная, в которой отмечены половые различия.6 из 10 мужчин являютсялогиками, 6 из 10 женщин предпочитают полюс чувственности.
Люди с J-предпочтениемстремятся как можно раньше принять определенное решение и затем действовать ужев рамках конкретного плана, последовательно прорабатывая промежуточные этапы напути достижения перспективной цели. Их действия, в принципе, предсказуемы. Р-индивидыпытаются зарезервировать как можно больше возможных вариантов действий взависимости от обстоятельств. Ил свойственно стремление собирать, восприниматьмаксимум информации до момента принятия решения. Поэтому их действия выглядятимпульсивными.
Возможные сочетания указанныхпарных факторов дают возможность установить тип темперамента и функциональныйпортрет конкретного индивида.
Технологияпроведения методики (инструкция, условия тестирования, время прохожденияметодики и т.д.)
Порядок работы. Испытуемомувыдается регистрационный бланк, в котором вначале следует заполнить анкетнуючасть (см. образец в приложении 1). После этого испытуемый получает опросник иинструкцию следующего содержания:
Вам предлагается опросник дляизучения типичных способов повеления и личностных особенностей. Опросниксостоит из 70 утверждений (вопросов), каждое из которых имеет два продолжения(ответа). Подчеркиваем, что все ответы равноценны, правильных или неправильныхсреди них нет.
Ваша задача:
прочесть каждое из утвержденийвместе с двумя его возможными продолжениями;
выбрать то продолжение, котороевам свойственно в большинства жизненных ситуаций;
вписать знак (+) всоответствующую (по номеру вопроса) ячейку регистрационного листа.
Ответы в листе располагаются построкам слева направо. Просим работать в темпе, подолгу не задумываясь надответами, и проявлять откровенность. Работайте последовательно, не пропускаявопросов.
Если в процессе работы уиспытуемого возникнут вопросы, экспериментатор должен дать соответствующиеразъяснения, ориентируя при этом испытуемого на тот или иной ответ.
Особенностиобработки и интерпретации данных. Тестовые нормы
Подсчет первичных результатовпроизводится простым суммированием количества крестиков (ответов по варианту аили b) во всех вертикальных столбцах регистрационноголиста. Внизу каждого столбца расположены пустые ячейки, в каждую из которыхследует записать соответственно количество ответов по варианту я и по вариантуЬ. Для первого столбца (шкала Е-Г) обработка на этом заканчивается, а данныестолбцов 2-3 (S-N), 4-5 (T-F), 6-7 (J-P) попарно суммируются, и результатзаписывается в нижние пустые ячейки, рядом с которыми стоят буквенныеобозначения шкал (факторов). Таким образом, получается четыре пары чисел внижних пустых ячейках. Затем обводится та буква (Е, или I, S, или N, Т, илиF,J, или Р), которой соответствует большая сумма ответов из данной пары. Есличисла равные (для шкалы Е-I это 5-5, для всех остальных — 10-10), обводитсяправая буква.
В результате получаются четыреобъединенные буквы. Они обозначают функциональный психологический портретобследуемого. Комбинации могут быть следующими:
ESFP ESFJ ENFJ ENTJ
ISFP ISFJ INFJ INTJ
ESTP EST/ ENFP ENTP
1STP 1STJ INFP INTP
Затем определяется яркостьвыраженности типа. Она обозначается добавлением к одной из четырех букв символаb (от англ. brightness). Например: E(b), 1(b), S(b), N(b), T(b) и. m. д. Яркостьвычисляется следующим образом: для первой шкалы (Е — I) от большего числа впаре чисел, записанных в нижних ячейках, отнимается число 5. Результат умножаетсяпа 2:
Е — 1(b) = (max — 5) х 2,
где max — большее число из парысумм, записанных внизу регистрационного листа.
Это выглядит следующим образом:
Е — 1(b) — (6 — 5) х 2 = 2,
т.е. Е(b) = 2.
Полученная величина яркостизаписывается на бланке под соответствующими сдвоенными буквами. Для остальныхтрех шкал порядок: вычисления яркости более прост: от большего числа в паренижних чисел отнимается 10.
По шкале T-F имеем:
T= F(b) = 18 — 10 = 8, итак, Т(Ь)= 8.
Арифметическая сумма яркостей повсем четырем сдвоенным факторам представляет собой суммарную яркостьвыраженности типа темперамента, обозначаемую буквой «сигма».
В нашем примере:
Σb = 2 + 0 + 8 + 6 = 16.
Подобная характеристикапозволяет разделить людей на «ярких» (20
Анализ результатов. Экспресс-диагностикатипа темперамента и функционального портрета с помощью опросника являетсяпредварительной. Окончательное заключение выдается в случае совпадениярезультатов при повторном обследовании через полгода. Основное диагностическоезначение имеет принадлежность человека к одному из четырех типов темперамента; функциональныйпортрет служит дополнительной характеристикой. Словесные обозначения портретовусловны и диагностического значения не имеют.
Для SР — типа темперамента приучете всех шкал возникают четыре комбинации (функциональных портрета). Охарактеризуемкаждый из них отдельными ключевыми словами:
ESFP. «Тамада»: оптимизми теплота; избегают одиночества; идут по жизни смеясь, жизнь для них — сплошныеприключения; игнорируют все мрачное; щедрость, поддаются соблазнам; старшийдруг для своего ребенка; умение вдохновлять людей, приземленность языка; наука- дело не для них, они выбирают бизнес, торговлю.
ISFP. «Художник»: успешноехудожественное творчество, эпикурейский образ жизни; острота ощущения текущейминуты; высокая' чувствительность к оттенкам и полутонам в ощущениях; тонкостиустной и письменной речи обычно не интересуют; свобода, оптимистичность,непокорность, уход от всякого рода ограничений.
ESTP. «Антрепренер»: энергия,игра, неистощимый, искушенный в обращении с людьми; остроумие, прагматизм; работав условиях риска и на грани катастрофы; поиск острых ощущений; преследуютвыгоду во взаимоотношениях; погоня за Госпожой Удачей, риск.
ISTP. «Мастер»: субординация- излишняя условность; бесстрашие, жажда действий; увлечения с оттенкомэкстремальности; умение обращаться с любыми инструментами и механизмами; этобоевики, наемники; им свойственны братские взаимоотношения; формальноеобразование не обязательный вариант для них (часто бросают школу и редкостремятся к высшему образованию).
Для представителейSJ-темперамента:
ESFJ. «Торговец»: открытый,практичный, расчетливый, обладает житейской мудростью; компанейский,гостеприимный; деловой, ответственный, интересы клиента превыше всего; общительный.
ISFJ. «Консерватор»: спокойный;защищает интересы организации, традиции; ответственный; придерживается связивремен, проявляет интерес к истории; все у него по плану; заботливый; выполнятьпоручения для него спокойнее, чем руководить; хозяин в доме.
ESTJ.«Администратор»: ответственный, надежный; для него важны долг,иерархия, порядок; практичный, открытый, все у него идет по плану; безглупостей и лишних выдумок; бесхитростный, исполнительный, цельная натура.
ISTJ. «Опекун»: напервом месте — долг, человек слова, ответственный; спокойный, твердый,надежный, логичный, малоэмоциональный; семьянин; ему свойственныобстоятельность и даже въедливость.
Для NF-представителей деление нафункциональные типы выглядит следующим образом:
ENFJ. «Педагог»: гуманистическийлидер, общительный, внимательный к чувствам других людей, образцовый родитель; нетерпеливыйпо отношению к рутине и монотонной деятельности; отличается умениемраспределить роли в группе.
INFJ. «Предсказатель»:радость друзей — радость и для него; проницательность и прозорливость; успешноесамообразование; ранимость, не любят споров и конфликтов; богатое воображение,поэтичность, любовь к метафорам; это психолог, врачеватель, писатель; стремитсяк гармонии человеческих взаимоотношений.
ENFP. «Журналист»: умениевлиять на окружающих; видит людей насквозь; отрывается от реальности в поискегармонии; подмечает все экстраординарное; ему свойственны чувствительность,отрицание сухой логики, творчество, энтузиазм, оптимизм, богатая фантазия; этоторговец, политик, драматург, практический психолог; ему присущиэкстравагантность, щедрость, иногда избыточная.
INFP. «Романтик»: спокойный,идеалист; чувство собственного достоинства; борется со злом за идеалы добра исправедливости; отличается лирическим символизмом; это писатель, психолог,архитектор; кто угодно, только не бизнесмен; способности в изучении языков; принцип«Мой дом — моя крепость»; уживчивые и покладистые супруги.
NT-тип темперамента включаетследующие четыре функциональных портрета:
1. ENTJ. «Фельдмаршал»:руководитель-стратег; ориентация на цель; логичный; эффективность в работепревыше всего; хранитель домашнего очага; интеллигент; требовательный родитель,неутомимый; карьера иногда важнее, чем семейное благополучие.
2… INTJ. «Исследователь»:самоуверенный; его интересы в будущем; авторитет положения или звания не имеетзначения; теоретик, приверженец «мозгового штурма», жизнь — игра нагигантской шахматной доске; дефицит внешней эмоциональности, высокиеспособности к обучению, независимость, интуиция; возможны трудности в миреэмоций и чувств.
ENTP. «Изобретатель»: применяетинтуицию на практике (в изобретениях), энтузиаст, новатор; важна воплощеннаяидея, а не идея сама по себе; приятный собеседник, инициативный в общении; нетерпениек банальным, рутинным операциям, хороший педагог; любит юмор; девиз: «Пониматьлюдей! „
INTP. “Архитектор»: ценительмыслей и языка; мгновенная оценка ситуации, логичность; познание законовприроды; интеллектуал, несколько высокомерный, интеллигент, философ, математик,теоретик, неистощимый фонтан новых идей; чуткий и умный родитель; отличаетсясложным внутренним миром; богатство ассоциаций.
Для полноценной интерпретацииданных, полученных при исследовании типа темперамента, необходимо располагатьхотя бы минимумом сведений об особенностях жизненного пути испытуемого, о егоповедении и характере, условиях воспитания и обучения, о ближайшем социальномокружении. Это дает возможность сделать обоснованное диагностическое заключениеи дать необходимые рекомендации.
 Информация об адаптации методики, надежности ивалидности
Под руководством профессора Б.В.Овчинникова в последние годы в нашей стране проходит широкую апробациютипология Юнга-Майерс-Бриггс-Кейрси. С разрешения автора был адаптированопросник Д. Кейерси и апробирован на школьниках г. Санкт-Петербурга, курсантахряда ВВУЗов, проводилась проверка коцептуальной, содержательной валидности. Обнаруженызакономерные психологические и психофизиологические типологические различия. Надежностьтеста при повторном исследовании через 10 месяцев составила от 0,8 до 0,9 взависимости от яркости типов. Выявлены интересные закономерности в планепрогнозирования заболеваний (Павлов К.В., Лысенко Р. Н) [3].
 Практика применения методики
Тест Д. Кейрси широкоприменяется в США и др. странах при профориентации и отборе кандидатов. Сегодняэтот тест используется во многих крупных компаниях. При помощи этогоуникального и серьезного теста можно получить подробное описание индивидуально- психологических особенностей испытуемого, достоверную информацию о егосильных и слабых профессиональных сторонах.
/>Список литературы
1.  Швецов А.Е., Швецова Е.В… Психология и педагогика: Учеб. -метод,пособие. Тамбов: Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та. – 2003. – 80 с.
2.  Практикум по психологии здоровья. Под ред. проф.Г.С. Никифорова. – СПб.:Питер. – 2005. – 180 с.
3.  Ильин Е.П. Психология индивидуальных различий. СПб.: Питер. – 2004. –701 с.: ил. (Серия «Мастера психологии»).
4.  Владимирова И.М., Овчинников Б.В. Индивидуально-типологический подход впсихокоррекционной работе // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационнойработы, 1995, № 3, с 21-28.
5.  Овчинников Б.В., Владимирова И.М., Павлов К.М. Типы темперамента впрактической психологии. СПб.: Речь, 2003.
6.  Овчинников Б.В., Павлов К.В., Владимирова И.М. Ваш психологический тип. СПб.,1994.
7.  Психологическая типология: Хрестоматия / Сост. В. Сельченов Минск: Харвест;М.: ACT, 2000.
8.  Юнг К.Г. Психологические типы / Перев. с нем. М: Прогресс-Уни вере; СПб.:Ювента, 1995.
9.  Куликов Л.В. Психологическое исследование: методические рекомендации попроведению. – СПб.: Речь. – 2001.
10.     Суслов В.И., Чумакова Н.П. Психодиагностика: Учеб. пособие. – СПб.: СПбГУ.– 1992. – 58 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.