Реферат по предмету "Государство и право"


Подготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащих

Федеральноеагентство по образованию
Государственноеобразовательное учреждение высшего профессионального образования
Академиягосударственного и муниципального управления
при Президенте РТ
Факультет государственного и муниципального управления
Кафедра государственного управления социально-экономическими процессами
Курсоваяработа
По дисциплине«государственная служба и кадровая политика»
Подготовка,переподготовка и повышение квалификации государственных служащих
 
Выполнила:студентка IIIкурса
группы 1063,Суляйманова А.Г.
Проверил: к. ист.н.,доц. Суслов А.Ю.
 
 
 
 
 
 
Казань 2009

Содержание
Введение
Глава 1. Правоваябаза и принципы профессионального развития государственных служащих
Глава 2.Организация профессионального развития государственных гражданских служащих
Глава 3. Совершенствование системы профессионального обучениягосударственных служащих в России и опыт зарубежных стран
Заключение
Список использованных источников илитературы

Введение
Вопрос профессиональногоразвития государственных служащих является одним из ключевых в системегосударственной службы и кадровой политики. В условиях кардинальногореформирования системы государственного и муниципального управления РоссийскойФедерации требование профессионального развития и образования государственныхслужащих становится особенно актуальным. Для того чтобы эффективно управлятьизменениями в различных областях общественной жизни, служащие должны иметьспециальный уровень профессиональной, деловой и моральной подготовки.
Недостаточностьпрофессионализма и компетентности служащих современного государственногоаппарата признана официально. Об этом свидетельствует и практика государственногоуправления. Значительной части наших чиновников еще не достает ни опыта службы,ни соответствующих знаний и умений. Зачастую они не обладают правовой, социально-экономической,управленческой: подготовкой, необходимой для служебной деятельности. Все этообуславливает не только теоретическую, но и практическую значимость проблемы[1].
В связи с этим, цельюмоей курсовой работы является изучение системы подготовки,переподготовки и повышения квалификации государственных служащих, анализзаконодательных и иных нормативных правовых источников, регулирующихдополнительное профессиональное образование государственных служащих РоссийскойФедерации.
В соответствии с поставленной цельюнеобходимо решить ряд следующих задач:
Ø  определитьправовое и теоретическое содержание основных понятий сферы профессиональногообразования государственных служащих;
Ø  выявить и изучитьосновы правового регулирования и организации профессиональной подготовкигосударственных служащих в Российской Федерации;
Ø  изучитьособенности профессиональной подготовки государственных служащих ипроанализировать основные направления совершенствования системыпрофессиональной подготовки государственных служащих РФ;
Ø  рассмотретьзарубежный опыт профессиональной подготовки государственных служащих.
Методологической базойисследованиявыступает совокупность научных принципов, методов и приемов познания социальныхпроцессов и отношений. В частности, использовались структурно-функциональный,институциональный и диалектический методы исследования функционированиясоциально-правовых систем. Анализ законодательства, изучение правоприменительнойпрактики, обобщение организационного опыта, выработка предложений и выводовосуществлялись на основе системного, логического, сравнительно-правового,историко-правового, юридического, социологического методов познания.
Проблемы переподготовки иповышения квалификации государственных служащих Российской Федерации донастоящего времени практически не получили в отечественной научной литературевсесторонней разработки, хотя целый ряд ученых-юристов признают, что этапроблема требует всестороннего исследования и правового анализа.
Следует констатироватьвозросшее в последние годы внимание со стороны ученых различных отраслей наукик проблемам профессионального обучения государственных служащих. Опубликованныесоциологические, политологические, социально-психологические,историко-философские и иные исследования Демидова Ф. Д., Игнатова В. Г.,Нечипоренко Н. С., Яблоковой Е.А и др. в совокупности позволяют составитьнаукоемкое, комплексное, интегративное представление о проблеме кадровогообеспечения государственного управления.
Для изучения и решениепоставленной цели необходимо провести исследование литературы по даннойтематике. Разработку вопросов подготовки, переподготовки и повышенияквалификации государственных служащих, представленных в данной курсовой работея осуществила на основе трудов отечественных ученых и специалистов, по вопросампрофессиональной подготовки государственных служащих в России, таких как, ЧерепановВ.В., где систематизирован и обобщен учебный и научный материал, раскрывающийосновы теории кадровой политики. Аверин А.Н, где рассмотрены проблемыподготовки кадров в российской системе профессионального образования, основноевнимание уделено анализу высшего и послевузовского профессиональногообразования, подготовки управленческих кадров. В основе работ Барцица И.Н.,Яблоковой Е.А и др.
Использовала нормативно-правовые документы: Федеральныйзакон «О государственной гражданской службе Российской Федерации» № 79-ФЗ от 27июля 2004 г. (с изменениями на 25.12.2008), Федеральный закон «О системе государственнойслужбы Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г., Федеральная программа«Реформирование и развитие системы государственной службы РоссийскойФедерации (2009 — 2013 годы)» утвержденная Указом Президента РоссийскойФедерации № 261 от 10 марта 2009 г. и др.
Я считаю, чтопрофессиональная подготовка в органах государственной власти и муниципальногоуправления является важным условием в профессиональной деятельностигосударственных и муниципальных служащих, т.к. от профессионализма государственныхи муниципальных служащих зависит развитие страны.

Глава 1. Правовая база и принципы профессионального развития служащих
Федеральнымзаконом № 79-ФЗ от 27 июля 2004 г. «О государственной гражданской службеРоссийской Федерации» закреплен принцип профессионализма и компетентности вкачестве единого фундаментального принципа организации и функционированиягосударственной службы. Под профессионализмом имеются в видуглубокие и всесторонние знания и владение практическими навыками всоответствующей области государственно-служебной деятельности. Под компетентностьюпонимаются показатели, характеризующие профессиональные знания, осведомленностьи способности государственного служащего к эффективной их реализации в своейслужебной деятельности.
Реализацияпринципа профессионализма и компетентности на государственной службеобеспечивается, прежде всего, системой профессионального развитиягосударственных служащих.
Федеральнымзаконом № 79-ФЗ на государственных служащих возложена обязанность поддерживать уровеньквалификации, достаточный для исполнения своих должностных полномочий:[2]им гарантируются переподготовка и повышение квалификации с сохранениемденежного содержания на период обучения.[3]На кадровые службы государственных органов возложена обязанность анализироватьуровень профессиональной подготовки государственных служащих.
Следовательно,систематическая профессиональная подготовка и переподготовка являетсяюридически обязательной частью и элементом прохождения государственной службыкаждым государственным служащим в любом государственном органе.
Всуществующей системе государственной службы профессиональное развитие тесносвязано с продвижением по службе, оценкой качества службы, уровнем денежногосодержания, присвоением классных чинов, применением мер поощрения и т.д.
Самагосударственная служба считается творческим трудом, поэтому государственныйслужащий, избравший ее своей профессией, должен непрерывно повышать свойтеоретический уровень на протяжении всей служебной деятельности, независимо отзамещаемой государственной должности. Именно по этим причинам подготовка,переподготовка и Повышение квалификации органически «встроены» в системупрохождения государственной службы.[4]
Говоря оправовой базе, следует сказать, что в настоящее время профессиональнаяподготовка, переподготовка и повышение квалификации государственных служащихрегулируются указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ,основными из которых являются:
·    Федеральный законот 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» (с изменениями на 25.12.2008), (ст. 61 — 63);
·    Указ ПрезидентаРФ от 28 декабря 2006 года № 1474 « О дополнительном профессиональномобразовании государственных гражданских служащих Российской Федерации (сизменениями на 06.12.2007);
·    Положение опорядке получения дополнительного профессионального образованиягосударственными гражданскими служащими Российской Федерации, утвержденноеУказом Президента Российской Федерации от 28 декабря 2006 г. № 1474;
·    ПостановлениеПравительства РФ от 17 апреля 2008 г. № 284 «О реализации функций поорганизации формирования, размещения и исполнения государственного заказа напрофессиональную переподготовку, повышение квалификации и стажировкуфедеральных государственных гражданских служащих » (с изменениями от27.11.2008).
Указанные акты предусматривают организационно-правовые формыпрофессиональной подготовки государственных служащих, порядок, периодичность,сроки и условия профессионального обучения и затрагивают некоторые другиевопросы.
Ведущее место в системе профессионального образованиягосударственных служащих принадлежит Российской академии государственнойслужбы при Президенте Российской Федерации, Академии народного хозяйствапри Правительстве Российской Федерации и Финансовой академии при ПравительствеРоссийской Федерации. В этих ведущих учебных заведениях проходятпрофессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификацийгосударственные служащие федеральных государственных органов, а такжегосударственные служащие государственных органов субъектов РФ.
Особо важная роль вподготовке государственных служащих исполнительной власти Республики Татарстан принадлежитИнституту государственной службы при ПрезидентеРеспублики Татарстан, правопреемник Республиканского Центра подготовки переподготовки и повышения квалификации государственныхслужащих, с 1996 г. выполнявшего задачи учебного заведения дополнительногопрофессионального образования работников органов государственной власти иуправления Республики Татарстан. 28 июля 2007 г. Указом Президента РеспубликиТатарстан на основании решения коллегии Федеральной службы по надзору в сфереобразования и науки Институт государственной службы при Президенте РеспубликиТатарстан был переименован в Академию государственного и муниципальногоуправления при Президенте Республики Татарстан.[5]
Именно передобразовательными учреждениями — Российской академии государственной службы при ПрезидентеРоссийской Федерации, а также региональными академиями государственной службы –ставиться задача организации качественного процесса подготовки и переподготовкикадров, разработки программ их систематического обучения[6].
Всоответствии с указом Президента Академия является Республиканским высшимучебным заведением по подготовке, переподготовке и повышению квалификациигосударственных и муниципальных служащих. На Академию возложены функцииучебно-методического, научно-исследовательского и информационно-аналитическогоцентра в области государственной и муниципальной службы в Республике Татарстан.
Характери тип профессионального развития государственных служащих определяются тем,какие принципы мы заложим в это процесс. Принципы подготовки, переподготовки иповышения квалификации государственных служащих могут быть разделены на тригруппы:
1)общегражданские;
2) профессиональные;
3) внутрикорпоративные.
Общегражданские принципы предполагают:
·    развитиеповышенного чувства ответственности и гражданского сознания, в том числе рядаспецифических этических качеств, таких, как гражданский долг, верностьинтересам государственной службы;    
·    внедрение в поведениечиновников навыков мотивирующего воздействия на окружающих;
·    честность инеподверженность коррупционным воздействиям. Профессиональные принципывключают:
·    наличиеспециальных знаний в области права, политологии, социологии, экономики,социальной психологии, истории и теории мирового и отечественногогосударственного управления;
·    умениеиспользовать эти знания;
·    непрерывность игибкость профессионального образования служащих;
·    системность исистематичность профессионального образования работников госаппарата.
Внутрикорпоративныепринципы предполагают:
·    привитие навыковуправленческой работы, в том числе лидерских качеств;
·    солидарность,взаимодействие и взаимоподдержка на государственной службе;
·    повышениесоциального статуса и имиджа государственной службы, чести и достоинствагосударственного служащего.[7]
Названныепринципы, будучи структурированными, предполагают комплекс практических мер,направленных на организацию процесса профессионального развития, кадровгосударственного управления.
Практикапоказывает, что в современной системе профессионального образованиягосударственных служащих России имеется немало «узких мест».
Общиминедостатками системы профессионального развития и образования работниковгосударственного аппарата выступают:
1)отсутствие конкуренции государственных и негосударственных образовательныхучреждений за право получения государственного заказа на профессиональнуюпереподготовку и повышение квалификации госслужащих;
2) полная подчиненность образовательных учреждений, своимзаказчикам, их ведомственная зависимость от них: это обеспечивает быструюреакцию на ведомственные требования, но сковывает, инициативу образовательныхучреждений;
3) широкое и не всегда оправданное привлечениечиновников-практиков для участия в образовательных программах в качествепреподавателей;
4) оторванность системы дополнительного профессиональногообразования чиновников от федеральной системы общего и профессиональногообразования, курируемой Министерством образования и науки РФ: следствие этого —мало координируемое с общими образовательными стандартами преподаваниеобщегуманитарных дисциплин, что снижает ценность повышения квалификаций;
5) проблемы с качеством разработки правовой базыпрофессиональной подготовки, переподготовки и повышение квалификациичиновников: фрагментарность регулирования и юридическая неопределенность многихпонятий профессионального развития государственных служащих (например, какоеобразование следует считать высшим образованием по специализации государственныхдолжностей, какое образование считается равноценным и какое требуетсядополнительное профессиональное образование и др.). Это со всей очевидностьювыдвигают задачу подготовки и принятия федерального закона «О профессиональнойподготовке, переподготовке и повышении квалификации государственных служащих»,основное назначение которого — сделать профессиональное обучениегосударственных служащих обязательным, непрерывным и систематическим для всехкатегорий государственных служащих, создать единую организационную и правовуюсистему подготовки, переподготовки и повышения квалификации государственныхслужащих;
6) формирование образовательной системы, призванной проводитьпрофессиональную подготовку и переподготовку кадров государственной службы,затруднено по причинам слишком долго поиска решений по созданию стройнойсистемы учебных заведений, которым специально поручается заниматься обучением ипереподготовкой кадров государственного управления.[8]
Длярешения этих проблем требуется реализация комплекса мер правового,организационного, финансово экономического и учебно-методического характера.
Насущнымвопросом является расширение правового статуса государственных служащих, ихправ и ответственности в части повышения своей квалификации. Посколькуповышение квалификации включено в круг служебных обязанностей руководителиспециалистов, значит, для этих категорий работников данная обязанность носитправовой характер. Следовательно, ее невыполнение при определенных условияхможет повлечь за собой неблагоприятные для работника юридические последствия. Вто же время успешно и добросовестно исполняющим должностные обязанностигосударственным служащим должна быть предоставлена возможность выбора формыпрофессионального развития. Отказ государственного служащего без уважительных причинот повышения профессионального уровня следует рассматривать как нарушениеслужебной дисциплины, сопровождающееся соответствующими правовыми последствиямивплоть до освобождения от должности.

Глава 2.Организация профессионального развития государственных гражданских служащих
В настоящее времяподготовка квалифицированных профессиональных управленческих кадров и еенаучно-методическое обеспечение является важным направлением государственнойполитики Российской Федерации. Возрастает потребность общества вподготовленных, квалифицированных кадрах, специалистах нового поколения,способных решать самые сложные задачи в сложных и противоречивыхсоциально-экономических, социокультурных, политических, духовных условиях. Ведьдля того чтобы эффективно управлять изменениями в различных областяхобщественной жизни, необходимо иметь профессионально подготовленные для этихцелей кадры и именно от их профессиональных знаний и практического опыта будетзависить уровень государственного управления.
Эффективная системаподготовки собственных управленческих кадров для нашей республики имеетособенное значение, так как идет становление государственности Татарстаназначит, нужны высококвалифицированные кадры, соответствующие этой высокой,чрезвычайно сложной задаче.[9]
Основная проблемазаключается в том, что обостряется противоречие между устаревшими стереотипамиуправленческой деятельности и требованиями современного этапа развитияобщества. Каждый работник органов управления должен постоянно обновлять иуглублять свои профессиональные знания на основе непрерывного образования. Вэтой связи важной задачей является обеспечение единства профессионального иличностного развития будущего специалиста, что требует реализации концепциипрограммно-целевого, личностно-ориентированного обучения, разработки системыобучения, направленной на подготовку специалиста к решению профессиональныхзадач с опорой на достижения современной науки, с использованием новых методови технологий работы с кадрами.[10]
В настоящее время всоответствии с Федеральным законом №79-ФЗ система профессионального образованияи развития государственных служащих включает в себя четыре элемента:
1)профессиональная подготовка кадров для государственной службы;
2) профессиональная переподготовка государственных служащих;
3) повышение квалификации государственных служащих;
4) стажировка государственных служащих.[11]
Организацияподготовки, профессиональной переподготовки и повышения квалификациигосслужащих подчинена оптимальной реализации указанных выше принципов ивключает в себя систему мер по созданию новых, перепрофилированию и улучшениюсуществующих специальных учебных заведений и их подразделений, по разработке иреализации учебных планов и программ.
Система подготовки,переподготовки и повышения квалификации госслужащих представляет собойспециально организуемую систему обучения государственных служащих, направленнаяна получение специальности по профилю профессиональной деятельности в сферегосударственной службы, приобретение соответствующих знаний, умений и навыков.[12]
Под профессиональнойподготовкой кадров государственной службы имеется в виду процессобучения гражданина профессиональным знаниям, умениям и навыкам, необходимымдля надлежащего исполнения им должностных функций и полномочий по замещаемойдолжности государственной службы.
Системаподготовки государственных служащих строится на основе прогнозированияпотребности в кадрах специалистов государственной службы, учета требований кним в соответствии с профессионально – квалифицированными характеристикамидолжностей. По данным исследований 2006 г., 71,5 % опрошенных государственныхслужащих в последние 5 лет проходили подготовку, переподготовку, повышениеквалификации и стажировку.[13]
Подпрофессиональными знаниями на государственной службе понимаетсяцелостная и систематизированная совокупность знаний в области государства иправа, науки управления, политологии, экономики, социологии, психологии отеории и практике реализации полномочий органов государственной власти. Нарядус фундаментальными знаниями чрезвычайно важно, чтобы государственные служащиетвердо знали свои задачи, функции, права и обязанности по замещаемой должности,способы и средства ее исполнения.
Государственныйслужащий, владеющий профессиональными знаниями, всегда готов к решениюслужебных задач, которые включают:
·    реализациюосновных направлений государственной административной политики и решение задачсоциальной политики;
·    правовоерегулирование социально-экономических процессов в отраслях и сферахгосударственной деятельности на основе законодательства об управлении,разграничении компетенции и функций государственных органов;
·    анализ реальныхситуаций, складывающихся в государственных органах, поиск путей согласованияразличных интересов, определение причин и упреждение социальных конфликтов;
·    организациювыполнения решений федеральных государственных органов, налаживание учета ипроверки исполнения этих решений, обеспечение контроля за ходом их выполнения;
·    выработкустратегической программы по исполнению должностных обязанностей согласнодолжностному регламенту.[14]
Под умениямина государственной службе понимаются профессиональные знания государственногослужащего, воплощенные, решение конкретных служебных, задач в соответствии сзамещаем должностью. Например, умение государственного служащего вникнуть всуть управленческой ситуации, проанализировать ее и пре дожить законное ицелесообразнее решение.
Под навыкамина государственной службе понимаются, умения государственного служащего,осуществляемые им автоматически в режиме реального служебного времени. Навыкиприобретаются в процессе практической служебной деятельности в условияхтипичных управленческих ситуаций. Они позволяют экономить служебное время,сводить до минимума ошибки и просчеты.
Итак,профессиональные знания, умения и навыки – показатели профессионализмагосударственного служащего. Они определяют профессиональную пригодность икомпетентность государственного служащего, его способность осуществлятьслужебную деятельность, как в штатных (обычных), так и в экстремальныхусловиях.
Профессиональнаяподготовка для государственной службы осуществляется на основании договорана обучение. Заключение договора на обучение между государственным органоми гражданином обязательством последующего прохождения гражданской службы послеокончания обучения в течение определенного срока осуществляется на конкурснойоснове в порядке установленном указом Президента Российской Федерации,постановлением Правительства Российской Федерации и законодательством субъектаРоссийской Федерации. В рамках указанного договора, а также по согласованиюобразовательного учреждения профессионального образования с государственныморганом в этом государственном органе осуществляются практика и, стажировкаобучающихся.
Профессиональнаяподготовка кадров для гражданской службы осуществляется в образовательныхучреждениях высшего профессионального и среднего профессионального образованияв соответствии с федеральным законом. Координация подготовки кадровосуществляется соответствующим органом по управлению государственной службой.
Ответственностьза организацию и проведение профессиональной подготовки гражданскихгосударственных служащих, обновление их теоретических и практических знаний,умений и навыков в соответствии с постоянно повышающимися требованиями государственныхобразовательных стандартов возлагается на руководителей государственныхорганов.
Федеральнымзаконом № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»определена и классифицирована система дополнительного профессионального образованиягосударственных служащих. Дополнительное профессиональное образованиегражданского служащего включает:
·    профессиональнуюпереподготовку;
·    повышениеквалификации;
·    стажировку.[15]
Профессиональнаяпереподготовка, повышение квалификаций и стажировка гражданского служащегоосуществляются в течение всего периода прохождения им гражданской службы спериодичностью не реже одного раза в три года.
Основаниемдля направления гражданского служащего на профессиональную переподготовку,повышение квалификаций или стажировку являются:
1)назначение гражданского служащего на иную должность гражданской службы впорядке должностного роста на конкурсной основе;
2)включение гражданского служащего в кадровый резерв на конкурсной основе;
3)  результатыаттестации гражданского служащего.[16]
Профессиональнаяпереподготовка и повышение квалификации гражданского служащего осуществляется вимеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшегопрофессионального и среднего профессионального образования.
Стажировкаявляется как самостоятельным видом дополнительного профессиональногообразования гражданского служащего, так и частью его профессиональнойпереподготовки или повышения квалификации. Стажировка гражданского служащегоосуществляется как непосредственно в государственных органах, так и в иныхорганизациях. Гражданский служащий также может получать дополнительноепрофессиональное образование, в том числе пройти стажировку, за рубежомРоссийской Федерации.
Профессиональнаяпереподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданского служащегоосуществляется с отрывом, частичным отрывом или без отрыва от гражданскойслужбы.
Вид,форма и продолжительность получения дополнительного профессиональногообразования устанавливаются представителем нанимателя в зависимости от группы икатегории должности гражданской службы, замещаемой гражданским служащим, впорядке, определяемом законодательством.
Прохождениегражданским служащим профессиональной переподготовки, повышения квалификацииили стажировки подтверждается соответствующим документом государственногообразца и является преимущественным основанием для включения гражданскогослужащего в кадровый резерв на конкурсной основе или продолжения замещениягражданским служащим своей должности гражданской службы.
Гражданскомуслужащему, проходящему профессиональную переподготовку, повышение квалификацииили, стажировку, представителем нанимателя, образовательным учреждением профессиональногообразования, государственным органом или иной организацией обеспечиваютсяусловия для освоения образовательной программы дополнительногопрофессионального образования.
Под профессиональнойпереподготовкой государственных служащих понимается получениедополнительных к базовому высшему образованию новых знаний, позволяющихприсвоить служащему новую специализацию и (или) квалификацию.
Профессиональнаяпереподготовка госслужащих осуществляется на основе договоров, заключаемыхгосударственными органами с соответствующими образовательными учреждениями.Формы и методы профессиональной переподготовки устанавливаются образовательнымучреждением, в котором осуществляется обучение, в зависимости от сложностиобразовательных программ и в соответствии с потребностями государственныхорганов на основании заключенных договоров.
Законодательноустановлены следующие формы профессиональной переподготовки государственныхслужащих:
·    от шести месяцевдо года без отрыва от выполнения должностных обязанностей;
·    от трех до шестимесяцев с отрывом от выполнения должностных обязанностей.[17]
Освоениедополнительных образовательных программ профессиональной переподготовкизавершается экзаменом и защитой дипломной работы (государственной итоговойаттестацией). Государственные служащие, выполнившие все требования учебногоплана и прошедшие государственную итоговую аттестацию, получают диплом опрофессиональной переподготовке установленного образца. В рамках профессиональнойпереподготовки возможно получение государственным служащим новойспециальности или квалификации на базе имеющегося профессиональногообразования.
Напрофессиональную переподготовку направляются, как правило, государственныеслужащие, включенные в резерв для выдвижения на должность более высокой группыдолжностей, либо замещающие определенную государственную должность, но неимеющие соответствующего профессионального образования по специальности(специализации), необходимого для выполнения обязанностей по замещаемойгосударственной должности. В этом случае период обучения государственногослужащего определяется индивидуально.
Конкретныесроки и формы профессиональной переподготовки государственного служащегоопределяются руководителем государственного органа. На периодпрофпереподготовки за государственными служащими сохраняется средний заработокпо ранее занимаемой должности.
Следуетсчитать, что направление на переподготовку не влечет обязанностигосударственного органа и права государственного служащего требовать:
·    назначения наболее высокую государственную должность;
·    назначения нагосударственную должность иного профиля;
·    приема нагосударственную службу (например, государственного служащего, уволенного изгосударственного органа в связи с реорганизационными процедурами).[18]
Под повышениемквалификации имеется в виду обновление теоретических и практическихзнаний государственных служащих в соответствии с требованиями образовательныхстандартов в целях поддержания уровня их квалификации, достаточного дляэффективного исполнения должностных полномочий.
Повышениеквалификации осуществляется при появлении у государственного служащегодополнительных служебных функций на замещаемых государственных должностях илипри необходимости предстоящих должностных перемещений в пределах данной группыдолжностей.
Повышениеквалификации проводится по мере необходимости, но не реже одного раза в тригода в течение всей служебной деятельности государственного служащего.[19]
Повышениеквалификации государственного служащего, находящегося в кадровом резерве назамещение должности государственной службы, осуществляется с его согласия вустановленном порядке.
Разныецели повышения квалификации государственных служащих обусловливают различныеформы их обучения.
Повышениеквалификации государственного служащего может осуществляться непосредственно вгосударственном органе, образовательном учреждении, а также в организации (втом числе за рубежом) без освобождения от выполнения должностных обязанностейили с освобождением от этих обязанностей.
Основнымиформами повышения квалификации являются:
·    краткосрочное (72часа) тематическое обучение по вопросам конкретной служебной деятельности(например, изучение порядка ведения реестра юридических лиц, порядка подготовкиюридических актов и т.д.), которое проводится по месту службы государственногослужащего;
·    тематическипроблемные семинары (от 72 до 100 часов);
·    среднесрочное (от72 до 100 часов) тематическое обучение (проблемныесеминары) вобразовательной учреждений для решения конкретных вопросов по профилю служебнойдеятельности.[20]
Поитогам повышения квалификации госслужащему выдаются свидетельство илиудостоверение без присвоения новой специализации или квалификации.
Отдельныйи важный вопрос — дополнительное профессиональное образование для лиц,впервые принятых на государственную службу. Обучение государственныхслужащих, впервые принятых на государственную службу, имеет целью приобретениеими знаний, умений и навыков, необходимых для эффективной профессиональнойслужебной деятельности, ускорения адаптации к ее условиям и закрепления назамещаемой должности. При этом должны учитываться специфические особенностипрофессиональной деятельности в соответствующем государственном органе.
Профессиональнаяподготовка впервые принятых на государственную службу должна учитыватьследующие факторы:
·    задачи и критерииэффективности в соответствующей сфере государственной деятельности;
·    моделиорганизации соответствующей государственной деятельности;
·    правовые иполитические взаимоотношения сотрудников государственных органов;
·    методы и средствауправления в условиях ограничений, обусловленных разделением властей,публичностью процесса принятия решений, давлением политической борьбы нафункционирование; государственных органов, и другие обстоятельства.
Основнымизадачами, решаемыми при обучении государственных служащих, впервые принятых нагосударственную службу, являются:
·    выявлениенедостающих для эффективного исполнения обязанностей по должностигосударственной службы знаний, умений и навыков (степени подготовки)государственных служащих;
·    организациясоответственно полученным данным учебного процесса по программамдополнительного профессионального образования;
·    определение уровняподготовки обучаемых после получения ими дополнительного профессиональногообразования.
Требованияк уровню профессиональной подготовки государственных служащих дифференцируютсяв зависимости от замещаемой государственной должности. Утверждены стандартыпрофессиональных знаний, умений и навыков (образовательные стандарты) длягосударственных служащих, замещающих младшие, старшие и ведущие государственныедолжности.
Дляопределения недостающих знаний у государственных служащих, впервые принятых нагосударственную службу, руководителям государственных органов рекомендуетсяизучать материалы личных дел, результаты конкурсов, испытаний, другие данные, атакже проводить собеседования, тестирования, анкетирования и другие формыопределения уровня знаний.[21]
Под собеседованиемимеется в виду целевая беседа с лицом, впервые принятым на государственнуюслужбу, с целью определения мотивов его поступления на государственную службу,уровня его подготовки, выявления самооценки его знаний, умений и навыков,планов их совершенствования и т.д.
Под тестированиемимеется в виду оценка результатов решения заранее подготовленных задач иустановление на этой основе показателей, определяющих уровень подготовкигосударственного служащего. При этом задачи должны предлагаться с учетомспециализации замещаемой должности государственной службы.
Под анкетированиемимеются в виду ответы государственных служащих на конкретные вопросы,связанные со служебной деятельностью. Анкеты должны отражать уровеньпрофессиональных, знаний, умений и навыков, необходимых для исполнениядолжностных обязанностей.
Обучениегосударственных служащих, впервые принятых на государственную службу, проводитсяпутем:
·    самостоятельнойподготовки (т.е.ознакомления с пакетом документов, прежде всего должностным регламентом, поисполнению должности государственной службы, предоставляемым непосредственнымруководителем, изучения специальной литературы);
·    обученияпрактическим умениям и навыкам непосредственно на служебном месте под руководствомназначенного консультанта из числа опытных, высококвалифицированныхгосударственных служащих;
·    проведениятематических семинаров (при наличии группы впервые принятых на государственную службу) по меступрохождения службы с привлечением специалистов;
·    обучения вобразовательных учреждениях дополнительного профессионального образования.[22]
Правовыбора формы обучения государственного служащего, впервые принятого нагосударственную службу, принадлежит государственному органу и его руководителю.
Такимобразом, организация профессионального образования и развития государственныхслужащих представляет собой важную составную часть прохождения государственнойслужбы, ответственность за которую лежит на первом руководителегосударственного органа.
Государственныйзаказ на профессиональное образование государственных служащих. Профессиональное развитиегосударственных служащих осуществляется на основе государственного заказа. Подгосударственным заказом имеется в виду задание Правительства РФ илисоответствующего государственного органа субъекта РФ на очередной календарныйгод государственным органам (государственным заказчикам) на повышениеквалификации и профессиональную переподготовку государственных служащих впределах средств, предусмотренных на эти цели в соответствующем бюджете.
Государственныйзаказ на профессиональное образование гражданских служащих регулируетсяФедеральным законом № 79-ФЗ « государственной гражданской службе РоссийскойФедерации».[23]Размещение государственного заказа на профессиональную пер подготовку,повышение квалификации и стажировку гражданских служащих осуществляется сучетом программ развития государственной службы и в соответствии с Федеральнымзаконом № 79-ФЗ.
Государственныйзаказ включает в себя:
1)   государственный заказ напрофессиональную переподготовке гражданских служащих;
2)   государственный заказ на повышениеквалификации и ста жировку гражданских служащих.
Государственныйзаказ на профпереподготовку государственных служащих должен включать в себяпереподготовку государственных служащих для занятия должностей в другихгосударственных органах, с тем, чтобы при сокращении, реорганизации (слиянии,присоединении, разделении, преобразовании) государственного органа, а также присокращении должности государственной службы в государственном органе исключитьдля государственных служащих перерывы в государственной службе, потерюпрофессиональных знаний, умений и навыков, которыми обладают эти люди.
Порядокразмещения и содержание государственного заказа определяются положениями огосударственном заказе на переподготовку и повышение квалификациигосударственных служащих, утверждаемыми Правительством РФ или соответствующиморганом государственной власти субъекта РФ.
Федеральныегосударственные органы и государственные органы субъекта РФ на основе заявок,содержащих гарантии будущего замещения должности государственной службы,осуществляют отбор граждан и государственных служащих для обучения в образовательныхучреждениях и научных организациях, в том числе зарубежных, формируют и выдаютобразовательным учреждениям и научным организациям государственный заказ наподготовку государственных служащих, повышение их научной квалификации,осуществляют финансовое и иное ресурсное обеспечение этого заказа.
Государственныйзаказ содержит следующие сведения:
·    численностьподлежащих обучению государственных служащих (отдельно по программампереподготовки и по программам повышения квалификации);
·    объем средств,подлежащих уплате за обучение кадров (отдельно за повышение квалификации и запереподготовку);
·    объем средств навозмещение транспортных и командировочных расходов при направлениигосударственных служащих на переподготовку или повышение квалификации за пределырегионов проживания;
·    задания пофинансированию работ и услуг, связанных с обучением государственных служащихгосударственных органов.[24]
Характерно,что размещение указанного государственного заказа осуществляетсягосударственными органами на конкурсной основе в образовательных учрежденияхпрофессионального образования имеющих лицензию на проведение профессиональнойпереподготовки и повышения квалификации гражданских служащих и государственнуюаккредитацию.
Размещениеуказанного государственного заказа осуществляется государственными органами посогласованию с соответствующим органом по управлению государственной службой сучетом функций государственных органов и их специализации, а также с учетомпрофессионального образования по должностям гражданской службы, замещаемым вэтих государственных органах.
Государственныйзаказ на профессиональную переподготовке повышение квалификации и стажировку федеральныхграждански; служащих, включая порядок его размещения, объем и структур утверждаетсяПравительством РФ после вступления в силу федерального закона о федеральномбюджете на соответствующий год.
Государственныйзаказ субъекта Российской Федерации на профессиональную переподготовку,повышение квалификации и стажировку гражданских служащих данного субъекта,включая порядок его размещения, объем и структуру, утверждается законом илииным нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
Договорна профессиональную переподготовку и повышение квалификации государственныхслужащихпредставляет собой соглашение между государственным органом и образовательнымучреждением об установлении прав, обязанностей и ответственности сторон пообучению государственных служащих по установленным образовательным программамна основе государственного заказа.
Наоснове типового договора в договоре между государственным органом иобразовательным, учреждением определяются права, обязанности и ответственностьсторон в области профессиональной подготовки, переподготовки и, повышенияквалификации государственных служащих. При заключении договора указываются теобязательства и права образовательного учреждения, которые соответствуют егостатусу (академия, институт, курсы). Основные обязательства государственногооргана касаются формирования тематики обучения по проблемам, необходимым длягосударственного органа, а также целевого заказа на профессиональнуюподготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных служащих.Основные обязательства образовательного учреждения связаны с приоритетнымвыполнением целевых заказов государственных органов на профессиональнуюподготовку, переподготовку и повышение квалификации государственных служащих ивыполнением финансируемых из бюджета программ обучения государственныхслужащих.
Вдоговорах предусматриваются обязательства сторон, в том числе обязательствообучаемых замещать по распределению в соответствующем государственном органегосударственные должности государственной службы в течение определенного срока.
Приневыполнении обучаемым обязательств замещать по распределению государственнуюдолжность государственной Службы ему может быть предъявлен иск о возмещениисоответствующему ему государственному органу расходов на обучение.Обучаемый не выполнивший обязательство замещать по распределению должностигосударственной службы в течение срока предусмотренного договором, возмещаетсоответствующему государственному органу расходы на свое обучение.
Расходына обучение не подлежат возмещению, если государственный орган не обеспечилобучаемому замещение должности государственной службы в течение срокаобусловленного договором, либо обучаемый по состоянию здоровья или инойуважительной причине не может замещать соответствующую государственнуюдолжность.
Загосударственным служащим на весь период подготовки повышения квалификации илипереподготовки сохраняется место государственной службы, замещаемая должностьгосударственной службы, денежное содержание, а также установленные ему в соответствиис законодательством гарантии и компенсации.
Такимобразом, профессиональное развитие государственных служащих представляет собойважный элемент прохождения государственной службы и решающий фактор повышенияуровня квалификации и профессионального мастерства работников государственногоаппарата.

Глава 3.Совершенствование системы профессионального обучения государственных служащих вРоссии и опыт зарубежных стран
Государственныйслужащий должен постоянно поддерживать уровень своих знаний, повышатьквалификацию, иметь возможность переподготовки и стажировки. Безусловно,обучение каждого госслужащего должно носить постоянный характер, т.е. осуществлятьсяв течение всей его профессиональной карьеры с целью обновления его знаний,полученных в результате «базового» образования и обретения новых знаний,которые он будет использовать в своей профессиональной деятельности.
Формированиепрофессиональной государственной службы требует совершенствования системыподготовки кадров и дополнительного профессионального образованиягосударственных служащих. Совершенствование системы профессионального обучениякадров для государственной службы должны рассматриваться, через призму комплексапроблем, накопившихся в системе образования государства.
Преждевсего, нужно четко представлять, в чем состоит сегодня суть профессиональногообучения, подготовки кадров в России, каковы особенности образования персоналадля государственного аппарата, кто осуществляет эту подготовку, каков уровенькачества образовательных услуг в данной сфере.
Внастоящее время все ещё не устранены недостатки в области подготовки кадров длягосударственной службы и профессионального развития государственных служащихРоссийской Федерации. Имеющиеся образовательные учреждения в целом необеспечивают необходимый уровень профессиональной подготовки государственныхслужащих.[25]
Анализопыта обучения кадров государственной службы в нашей стране показывает, чтопрограмма обучения строится, как правило, на широкой теоретическойобщегуманитарной основе и лишь в связи с ней осуществляется прикладнаяподготовка. В этой связи наиболее значимой задачей институтов, готовящихуправленческие кадры, является усиление связи обучения и практики, обеспечениеединства фундаментальной и прикладной подготовки, разработкапрактико-ориентированной модели учебного процесса.[26]
Внастоящее время в России главенствует дисциплинарная модель обучения на основекоторой, в случае необходимости, реализуется модульный подход к образованию вкачестве организационных форм обучения в такой модели используются лекции,семинарские и практические занятия, имитационные или деловые игры, лабораторныезанятия, самостоятельная работа, производственная практика, курсовые идипломные работы, зачеты и экзамены. Хранителем информации в такой моделиявляется книга, а интерпретатором — знания и преподаватель.[27]
Обобщаяпроблемы в этой сфере, можно выделить самые значимые, решения которых нетребует отлагательства:
1.  Снижениеуровня профессионализма государственных служащих.
2.  Неразвитость системыпрофессионального обучения государственных служащих.
3.  Неопределенность организационногомеханизма профессионального обучения кадров для службы.
4.  Отсутствие сети специализированных(базовых) учебных учреждений, реализующих образовательные программы в сфереподготовки кадров для государственной и муниципальной службы, выполняющихфункции обеспечения органов власти квалифицированными кадрами.
5.  Формирование системы государственногозаказа на подготовку кадров для государственной и муниципальной службы ицелевая подготовка государственных и муниципальных служащих по выполнениюфункций и задач органов власти.
6.  Неэффективностьуправления профессиональным образованием в данной сфере.
7.  Отсутствиеэффективных средств и форм взаимодействия государственных органов и учебныхучреждений при подготовке кадров для государственной и муниципальной службы.
8.Слабость разработки государственных образовательных стандартовпрофессионального образования и подготовки кадров для государственной имуниципальной службы.
9.Необходимость изменения основных и дополнительных образовательных программпрофессионального образования кадров для государственной и муниципальнойслужбы, их адаптации к новым социально — экономическими условиям.
Названныепроблемы должны быть решены на уровне специального федерального закона, вкоторой как базовый нормативный акт установил бы общие принципы системыпрофессионального обучения и подготовки кадров для государственной, а возможно,и для муниципальной службы. [28]
Дляпреодоления данных проблем необходимо осуществить со стороны государства комплексследующих мероприятий:
·    совершенствованиеподготовки, переподготовки и повышения квалификации государственных служащих;
·    совершенствованиезаконодательной и нормативно-правовой базы по вопросам реформированиягосударственной службы;
·    проведениеэкспериментов и осуществление пилотных проектов по применению новых подходов корганизации федеральной государственной службы и обеспечению деятельностифедеральных государственных служащих;
·    созданиематериально-технических условий для эффективного функционирования федеральнойгосударственной службы;
·    формированиесистемы управления государственной службой.[29]
Но,прежде всего в учебных планах и программах вузов, занимающихся подготовкойгосударственных служащих, необходимо ввести и утвердить в качестве новойкомплексной учебной дисциплины предмет «государственное управление» какосновной предмет, включающий и интегрирующий в себя элементы различныхуправленческих и социально-экономических знаний. Эти знания по итогамгосударственной аттестации должны быть взяты на вооружение нашими чиновникамине просто в качестве абстрактных сведений, а в виде установок на своюпрофессиональную служебную деятельность.[30]
Нареализацию этих задач во многом направлена деятельность Российской академиигосударственной службы при Президенте РФ. Идет дальнейшее развитие системыподведомственных учебных заведений. Заключены договоры о сотрудничестве междуРАГС и Академией государственного и муниципальногоуправления при Президенте Республики Татарстан, Башкирской Академией государственной службы при Президенте РеспубликиБашкортостан, Коми республиканской Академиейгосударственной службы и управления при Главе Республики Коми и другими вузамиРоссии.
Системапрофессионального обучения кадров для государственной службы, должна бытьпредставлена:
Ø определеннымиобразовательными программами, ориентированными на государственное управление (вчастности, обязательными специализациями должны быть отдельные государственныенаправления: государственно-правовая, государственно-экономическая,государственно-финансовая и т.п.);
Ø специальнымигосударственными стандартами по отдельным специализациям (государственныйстандарт должен выражаться и в установлении объема часовой нагрузкии вопределении содержания программ, связанного с новыми тенденциямигосударственного управления, и изучении накопленного опыта в данной сфере, ипринципах методологического обеспечения учебных курсов);
Ø учебнымиучреждениями, получившими право на подготовку работников длягосударственно-публичного сектора (в основе признания за конкретным учебнымучреждением особого статуса должен лежать принцип его тесной взаимосвязи сорганами государственной власти, подчинения задачам государственной службы);
Ø органамиуправления в данной сфере.[31]
Основныенаправления модернизации высшего профессионального образования в РоссийскойФедерации в настоящее время предусматривает:
·    разработку ивведение новых стандартов образования, основанных на компетентностном подходе,обеспечение функциональной грамотности выпускников;
·    внедрение на всехступенях общего образования, системы объективной оценки качества обучения ипреподавания;
·    обеспечениегибкости организации высшего образования, возможности выстраиванияиндивидуальных образовательных траекторий;
·    создание системывнешней оценки качества образования в сочетании с системой присвоенияпрофессиональных квалификаций профессиональным сообществом.[32]
Посколькузадача совершенствования системы профессионального обучения и подготовки кадровдля государственной службы, решение проблем связанных с системойпрофессионального обучения государственных служащих нашей страны до настоящеговремени не получили достаточной всесторонней разработки, необходим тщательныйанализ мирового опыта в области подготовки кадров для государственной службы, сцелью её адаптации к российским условиям.
Исследуямеждународный опыт подготовки кадров для государственной службы, можновыделить ряд общих для всех стран параметров. Статус госслужащего, как правило,закреплен в соответствующих правовых документах. Обязательным условием дляпоступления на государственную службу является наличие базового образования испециальной профильной подготовки. [33]Кроме того, для повышения профессиональных навыков в процессе карьеры ростагосударственный служащий регулярно должен посещать различные курсы переподготовки,повышения квалификации, проходить стажировки и т. д. Несмотря на несомненноесходство основных образовательных программ в разных странах, имеются существенныеотличия позволяющие говорить о нескольких различных подходах к подготовкегосударственных служащих.
В первуюочередь выделяют западноевропейскую и американскую системыподготовки специалистов. Безусловно, американские стандарты основывались па европейскойтрадиции образования, однако исторические особенности развитиясевероамериканских стран обусловили значительные отличия в американскихстандартах профессионального высшего образования.
Следуетотметить, что западноевропейские традиции образования имеют свои особенности, привнесенныеадаптацией образовательных программ под местные политические исоциально-экономические, а также культурные условия. В целом можно говорить о двух основных западноевропейскихподходах к подготовке специалистов государственной службы — англосаксонском ифранцузском. Для выстраивания целостной картины системы подготовки кадров длягосударственной службы за рубежом необходимо рассмотреть все три подхода:англосаксонский, французский и американский.[34]
·    Англосаксонскийподход. Основоположником этого достаточнотрадиционного подхода к подготовке кадров для государственной службы является Великобритания.Однако в дальнейшем наибольший вклад в его развитие внесли немецкие ученые.Такие всемирно известные имена, как Лоренц фон Штейн, Роберт фон Моль, МаксВебер надолго оставили за Германией пальму первенства в области определениянаучных и образовательных приоритетов при подготовке государственных служащих.В настоящее время англосаксонский подход активно используется наиболеединамично развивающимися в политической и социально-экономической сферахстранами Севера Европы — Швецией, Норвегией, Данией, Нидерландами.
Особенностиподхода. Наиболее яркой является правовая доминанта в общей системе подготовкигосударственных служащих. Базовое образование для поступления нагосударственную службу должно было быть юридическим. В настоящее время ситуацияизменилась. Однако чиновники, получившие профессиональное образование пометодикам англосаксонского подхода, имеют традиционно сильную подготовку вправовой сфере.
ВВеликобритании и Германии, как и в большинстве других стран Европы и Америки,происходит реформирование государственной службы под влиянием глобализационныхпроцессов. Качественная трансформация обязанностей госслужащих заключается вповышении значимости таких профессиональных характеристик, как умениесамостоятельно принимать решения, управлять изменениями, проявлять лидерскиекачества. Система подготовки кадров также изменяется в соответствии с новымитребованиями.
Следуетотметить, что развитие лидерских качеств, склонность к инновациям и творческомурешению поставленных задач традиционно считались ключевыми элементамиподготовки кадров для частного бизнеса. Что же касается государственныхслужащих, то от них требовалось, прежде всего, умение четко выполнятьинструкции, следовать процедурам, строго подчиняться приказам вышестоящегоначальства. Инициатива не поощрялась. Однако в современном мире сложившиесястереотипы морально устарели, а слепое следование им стало крайне отрицательносказываться на качестве принимаемых государственными служащими решений.Повышение эффективности работы госслужащих неразрывно связано с развитиеммеждисциплинарного подхода к их образованию ориентированного на развитие у будущихчиновников системного мышления, коммуникабельности, умения работать в команде,самостоятельности и инициативности.
К примеру, вВеликобритании в рамках формирования системы государственной службы былиразработаны критерии оценки компетентности специалистов. Это создало мощныйимпульс положительной мотивации для постоянного совершенствования госслужащими профессиональныхнавыков, освоения новых знаний и эффективных методов работы. В рамкахреформирования вопроса о присвоении следующего класса или повышении по службеуровень образования и профессиональной подготовки рассматривалась как один изрешающих аргументов.
Существует ведущееучебное заведение, где обучается основная масса служащих среднего и высшегозвена — Колледж государственной службы (Civil Services College), образованный в 1970 г. Занятия проводятся попрограммам подготовки будущих руководителей.
Следуетособо подчеркнуть, что в Великобритании подготовка кадров считается одним изприоритетных направлений. Поэтому существует широкая система семинарскихзанятий, конференций и образовательных курсов, которые организуются различнымиминистерствами и ведомствами, в уставе которых есть хотя бы отдаленноеупоминание об ответственности за подготовку кадрового состава. Каждое ведомстворазрабатывает свои программы подготовки кадрового резерва с учетом мониторингапотребностей в обучении персонала и планирования его дальнейшего применения.Содержание обучения и программы профессионального роста госслужащих формируютсяс учетом специфики функций и должности, занимаемой чиновником.
Такимобразом, в Великобритании отсутствует единая централизованная системаподготовки кадров для государственной службы, однако существует множествокурсов, программ, семинаров с учетом индивидуального подхода к выборуобразовательной программы. При всем разнообразии форм и методов обучения общимидля них являются подготовка выпускной работы по проекту, теоретическаяподготовка в учебном заведении, приобретение практического опыта.
Всистеме подготовки кадров для государственной службы в Великобритании можновыделить следующие факторы, которые могли бы быть полезными для российскойпрактики:
Ø существованиечетких критериев оценки компетентности госслужащих создает огромныйположительный стимул для повышения уровня образования и профессиональныхнавыков. Внедрение таких критериев в систему контроля качества выполняемойработы позволяет более четко формулировать обязанности госслужащих иобусловливает обязательность повышения уровня их профессионализма;
Ø содержание учебныхпрограмм отличается большой гибкостью, позволяя оперативно откликаться на целии задачи текущей политической и социально-экономической ситуации.
Ø Тем не менее,можно выделить целый ряд ограничений, которые не позволяют взять английскийвариант системы подготовки кадров для государственной службы в качестве образцадля подражания.
Ø Во-первых, этоярко выраженная децентрализация образовательной системы и переподготовкигосударственных служащих. В России, наоборот, слишком развиты традициицентрализации, чтобы надеяться на инициативы федеральных и, тем более,региональных и муниципальных ведомств в организации специальных образовательныхсеминаров и учебных программ. Кроме того, в Великобритании, при кажущемсямногообразии программ подготовки государственных служащих, существует четкаясистема контроля качества полученного образования. В России это одна изглавных проблем, еще только требующая своего решения.
Во-вторых,сильная правовая подготовка, традиционно отличающая англосаксонскийподход, базируется на совершенно иной правовой традиции — прецедентном праве,что значительно усложняет процесс адаптации учебных программ к российскимусловиям.
Обратимсядалее к опыту Германии. На протяжении довольно долгого времениэта страна оставалась законодательницей мод в области развития государственногоуправления как академической дисциплины.
В XIX веке на смену комплексному подходу кподготовки госслужащих пришел другой подход, ориентированный на получениеобучаемыми узкопрофессиональных знаний. Слой всесторонне образованныхчиновников практически исчез.
Внастоящее время в немецких университетах возрождается традиция подготовкивысококвалифицированных специалистов на базе широкого междисциплинарного подхода.Преобладание юридических дисциплин, что являлось отличительной чертой англосаксонскогоподход постепенно уступает место более сбалансированному варианту учебныхпрограмм.
 ВГермании получить образование можно в трех университетах. Две традиционныеакадемические программы подготовки госслужащих существуют в университетахПотсдама и Констанца, программа подготовки аспирантов — в Высшей школеуправленческих наук в г. Шпайере. Кроме того, существуют программы подготовкикадров для ЕС в Берлине, Гамбурге, Бонне и Саарбрюкене.[35]
Огромноевнимание при подготовке кадров для государственной службы уделяетсяпрактической части. Все программы предусматривают стажировки в органах государственнойслужбы, которые длятся несколько месяцев. Учебные программы Германии отличаютсяне только балансом между правовыми и экономическими дисциплинами, но исбалансированностью между теоретическими знаниями и получением практическихнавыков. Подобная сбалансированность в некоторой степени диктуетуниверсальность программ. Страны Северной Европы предпочитают готовить своихспециалистов именно в Германии, в первую очередь, благодаря легкости процессаадаптации немецких программ под местную специфику.
Важнымфактором успеха немецкой образовательной системы и высокого качестварезультатов является ориентация на непрерывность обучения чиновников.
Такимобразом, система подготовка кадров для государственной службы Германии, хотятрадиционно сформировалась в рамках англосаксонского подхода, давно завоеваласобственные сильные позиции на европейском образовательном пространстве.
·    Французскийподход.Особенность французского подходасостоит в том, что государственное управление преподается раздел политических иадминистративных наук. В системе подготовки по государственному управлению во Франциипреобладают два типа учебных заведений: институты политических исследований иуниверситеты. Сейчас в стране учитывается 74 университета и университетскихцентра, объединяющих около 800 учебно-исследовательских отделений и отделенийпо подготовке и исследованиям. Кроме того, существуют институты (для обученияодному предмету), высшие школы (для профессиональной многопредметнойподготовки) или лаборатории (для проведения исследований). Подготовкагосударственных служащих для органов государственного управления, которая воФранции носит название профессиональной постоянной подготовки, состоит изпрофессиональной начальной подготовки госслужащих и повышения квалификации, котороеорганизуется на протяжении всей их карьеры.
Принекоторых институтах политических исследований созданы центры подготовки кадровгосударственного управления, которые в течение года после получения дипломаготовят к вступительному конкурсу в те или иные органы государственной службы.
Различныеминистерства организуют конкурсы прямого набора в корпус государственных служащих.Это французская специфика, отличающая данную модель от британской и германской.
Специалистовпо государственному управлению с ученой степенью магистра выпускаютуниверситеты, институты политических исследований и специализированные учебныезаведения.
Особоеместо в области подготовки по специальности «Государственное управление» занимаютдве высшие школы, находящиеся в ведении премьер-министра: Национальная школаадминистрации и парижский Институт политических исследований. В задачуНациональную школу администрации входит подготовка чиновников длякомплектования высших кадров администрации: членов Государственного Совета,Счетной палаты, Финансовой инспекции (высшие органы управления), региональныхсчетных палат, административных судов, Генеральной инспекции администрации,корпуса префектов, гражданских администраторов.[36]
Парижскийинститут политических исследований — это независимое от университетовгосударственное учреждение научного, культурного и профессионального профиля,которое обеспечивает подготовку по политическим, экономическим и общественнымнаукам.
Такимобразом, во Франции, как и в Германии, система подготовки госслужащих носитцентрализованный характер и имеет многоуровневую структуру, ранжированную взависимости от целей обучения и степени профессиональной подготовки слушателей.Однако, если немецкие образовательные программы отличаются (высоким уровнемсбалансированности экономических и правовых дисциплин, то французский подходориентирован на углубленное изучение экономики.
·    Американскийподход.Система высшего образования в США —это более двух тысяч университетов, институтов и колледжей. В составуниверситетов входят один или несколько общеобразовательных колледжей,специальные колледжи, высшие специальные факультеты, центры. Многие колледжи,как и институты, существуют как самостоятельные учебные заведения. Высшимобразованием считается подготовка, получаемая не только в четырехгодичных, но ив двухгодичных колледжах.
Большинствовысших учебных заведений (около 2/3) — частные, где плата за обучение гораздовыше, чем в государственных. Частные университеты получают субсидии отспонсоров — частных фирм, фондов, бывших выпускников и т.п.
К числунаиболее известных высших учебных заведений относятся: Гарвардскийуниверситет в штате Массачусетс (основан в 1636 г.), Йельскийуниверситет в штате Коннектикут (1701 г.), Пенсильванский университетв штате Пенсильвания (1740 г.), Принстонский университет в штатеНью-Джерси (1746 г.), Колумбийский университет в Нью-Йорке (1754 г.).[37]
Университетывносят значительный вклад в развитие науки. Занимаясь, в том числе иразработкой проблем стратегического характера, имеющих государственноезначение, они готовят ученых и специалистов, которых принимают на работу нетолько организации частного сектора, но и государственные органы.
Давнонаметившаяся тенденция к усилению экономического образования государственныхуправленцев в последние годы — с введением оценки результативности и качестваработы правительственных органов — обогатилась дальнейшим развитиемэкономико-математических и других передовых методов.
Магистерскаяобразовательная программа предназначена для лиц, имеющих степень бакалавра или ее аналог наориентирующихся на соискание степени магистра в области государственногоуправления. Содержание магистерской образовательной программы включает изучениеособенностей системы политических процессов, системы права, социологическихтеорий.
Особаяформа подготовки магистров по государственному управлению — это курсобучения и защита диссертации, которую организует для работников высшего исреднего звена государственных органов ряд университетов, имеющих соглашение самериканским правительством. Один из таких университетов — Американскийуниверситет, занимающий шестое место в стране по подготовке кадров в областигосударственного управления.[38]
Системаподготовки магистра государственного управления в канадских университетах мало, чем отличается от системы США.Обе базируются на общих для Северной Америки теоретических посылках иметодологии. Иначе и быть не могло, так как в Канаде принята и американскаясистема просвещения, и американская система высшего образования. Университеты,количество которых намного меньше, чем в США, организованы по американскомуобразцу. Некоторое исключение составляют университеты провинции Квебек.Наиболее крупные университеты находятся в городах Торонто, Монреале и Квебеке.Типологически их можно объединить в модель, условно названную выше«американской». В ее основе лежит междисциплинарный подход, и разрабатываютсяне только прикладные, но и общетеоретические проблемы.
Особенностиканадской системы подготовки магистров в области государственного управленияможно рассмотреть на примере одного из ведущих университетов страны — Карлтонскогоуниверситета и его школы государственного управления. Подготовкаспециалистов в нем ведется по трем направлениям — по канадской проблематике;научно-техническому прогрессу, инновациям и охране природной среды: попроблематике развития. Таким образом, организация учебного процесса и круг дисциплин- наряду с другими факторами — подтверждают единство американской и канадскойсистем подготовки специалистов по государственному управлению. Есть, однако,одно немаловажное отличие — это стоимость обучения, которая в Канаде вообще и вКарлтонском университете в частности значительно ниже.
Другаяособенность заключается в том, что Карлтонский университет, один из крупнейшихуниверситетов Канады и широко известный за ее пределами, связываютпрофессиональные многоплановые отношения со многими зарубежнымиобразовательными учреждениями. В течение многих лет Карлтон последовательноориентируется на интеграцию высшей школы России в мировое образовательное пространство.В настоящее время наметились реальные возможности расширения международногосотрудничества в сфере научных исследований и высшего образования. Рабочиеотношения, которые складываются между Карлтонским университетом и РАГС,демонстрируют целесообразность и плодотворность такого сотрудничества.
Такимобразом, Опыт зарубежных стран свидетельствует о том, что эффективностьподготовки государственных служащих зависит от обязательности и непрерывностипроцесса обучения и его непосредственной связи с продвижением по карьернойлестнице. В частности, многоуровневая ранжированная система, практикующаяся вГермании (начальный, ознакомительный; обновляющий, связанный с переменами вуправленческом процессе; сохраняющий, направленный на поддержание илирасширение уровня профессиональных знаний и умений; восходящий и др.), признанаодной из самых результативных образовательных систем в Европе.
Учитываянынешнее состояние государственной службы в России, представляетсяцелесообразным уделить особое внимание творческой адаптации накопленногопозитивного опыта к российским условиям.

Заключение
Система профессиональногоразвития государственных служащих позволяет осуществлять подготовку,переподготовку, повышение квалификации и стажировку государственных служащих сцелью более профессионального решения задач государственного управления.
Исследования, которые былимной, рассмотрены в данной курсовой работе, позволяют сделать следующие выводы:
ü  Глава 1 посвящена рассмотрению правовой базыи принципов профессионального развития государственных служащих. На управлениепроисходящими изменениями в системе образования государственных и муниципальныхслужащих следует влиять путем создания и изменения ее нормативной правовойбазы. Подготовка, переподготовка и повышение квалификации работниковгосударственной службы должны опираться на определенные принципы и реализовыватьсяс помощью системы организационных мер, регулирующих учебный процесс. Принципыпрофессиональной подготовки государственных служащих могут быть разделены напрофессиональные и общегражданские, на внутрикорпоративные и задающие отношениякорпорации бюрократии с гражданами и другими общественными институтами; крометого, выделяется группа принципов объединения профессиональных приоритетов иволевых качеств. Система подготовки, переподготовки и повышения квалификации,государственных служащих подчинена оптимальной реализации указанных вышепринципов и включает в себя систему мер по созданию новых и улучшениюсуществующих специальных учебных заведений.
ü  Глава 2 — описание организации системыпрофессионального развития государственных служащих. Система подготовки,переподготовки и повышения квалификации госслужащих представляет собойспециально организуемую систему обучения государственных служащих, направленнаяна получение специальности по профилю профессиональной деятельности в сферегосударственной службы, приобретение соответствующих знаний, умений и навыков.Как и любая система, система профессионального образования и развитиягосударственных служащих состоит из взаимосвязанных элементов. Основнымиэлементами данной системы, в соответствии с Федеральным законом №79-ФЗявляются: подготовка, переподготовка, повышение квалификации и стажировкагосударственных служащих.
Дополнительноепрофессиональное образование осуществляется в высших учебных заведениях –университетах, академиях, институтах и образовательных учрежденияхдополнительного профессионального образования. К ним относятся академии заисключением академий высшего профессионального образования, отраслевые имежотраслевые, региональные институты повышения квалификации, курсы, школы,центры повышения квалификации, учебные центры службы занятости.
ü  Глава 3 посвящена описанию совершенствованиясистемы профессионального обучения государственных служащих в России и анализупередового опыта зарубежных стран, с целью адаптации к российским условиям. Вданной главе рассмотрены основные проблемы системы профессионального обучениягосударственных служащих в России, комплекс мер направленных на решение этихпроблем. Пути совершенствования и внедрение инноваций в системыпрофессионального обучения кадров для государственной службы. Невозможносовершенствование системы профессиональной подготовки государственных имуниципальных служащих без анализа опыта зарубежных стран.
В последние годысотрудничество с зарубежными странами в сфере государственной службы приобретаетвсе более четкие организационные формы. Проводимая работа, несомненно,способствует росту профессионализма государственных служащих в нашей стране, атолько хорошо подготовленные профессионалы и способны со знанием дела и спользой для службы использовать зарубежный опыт.
Таким образом,профессиональная подготовка государственных и муниципальных служащих внастоящее время, без сомнения, не может быть эффективной без соответствующегонаучно-методического обеспечения, без объединения усилий в этом направлениипреподавателей, научных сотрудников, самих государственных и муниципальныхслужащих.

Списокиспользованных источников и литературы
 
1.   Федеральный закон от 27 июля 2004 г.№ 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (с изменениямина 25.12.2008), (ст. 61 — 63);
2.   Федеральный закон «О системегосударственной службы Российской Федерации» № 58-ФЗ от 27 мая 2003 г., (сизменениями на 01.12.2007);
3.   Федеральная программа «Реформированиеи развитие системы государственной службы Российской Федерации (2009 — 2013годы)»
4.   Указ Президента РФ от 28декабря 2006 года № 1474 « О дополнительном профессиональном образованиигосударственных гражданских служащих Российской Федерации (с изменениями на06.12.2007);
5.   Положение о порядке получениядополнительного профессионального образования государственными гражданскимислужащими Российской Федерации, утвержденное Указом Президента РоссийскойФедерации от 28 декабря 2006 г. № 1474;
6.   Постановление Правительства РФ от 17апреля 2008 г. № 284 «О реализации функций по организации формирования,размещения и исполнения государственного заказа на профессиональнуюпереподготовку, повышение квалификации и стажировку федеральных государственныхгражданских служащих » (с изменениями от 27.11.2008).
7.   Федеральная программа«Реформирование и развитие системы государственной службы РоссийскойФедерации (2009 — 2013 годы)» утвержденная Указом Президента РоссийскойФедерации № 261 от 10.03.2009 г.
8.  Черепанов В.В.Основы государственной службы и кадровой политики. — М.: ЮНИТИ – ДАНА, Закон иправо, 2007. – 575 с.
9.  Барциц И.Н.Правовое обеспечение государственной службы РФ: Учебник. – М.: Изд-во РАГС, 2004.– 560 с.
10.     Яблокова Е. А.Подготовка кадров государственной службы: методические и дидактические основыповышения эффективности. – М.: Изд-во РАГС, 2004. – 164 с.
11.     Аверин А.Н.Социальная политика и подготовка управленческих кадров: Учебное пособие – М.:Дашко и К, 2005. – 280 с.
12.     Бакушев В. В.,Демидов Ф. Д. Профессиональное образование в начале Нового века и подготовкагосударственных служащих. — М.: Изд-во РАГС, 2003. – 128 с.
13.     Игнатов В. Г.Государственная гражданская служба. Учебник. 2- изд. доп. И перераб. – М. ИКЦ «МарТ»; Ростов на Дону: Изд. центр « МарТ», 2005. – 448 с.
14.     Нечипоренко В.С.Теория и организация государственной службы. – М.: Изд-во РАГС, 2008. – 160 с.
15.     Гришковец А.А.Правовое регулирование государственной гражданской службы в РоссийскойФедерации: учебный курс. – М.: Дело и Сервис, 2004. – 464 с.
16.     Мальцев Г.В.Государственная служба в России: проблемы становления / Государственная службав Российской Федерация: концепция, опыт, проблемы – М., 2002. – 416 с.
17.     Пронкин С.В.Государственное управление зарубежных стран: учебное пособие / С.В.Пронкин,О.Е. Петрунина. – М.: Аспект Пресс, 2005. – 416 с.
18.     Научно –политический журнал «Государственная служба», Инновации в профессиональнойподготовке государственных служащих, №2 (52), 2008. – С. 12 – 17.
19.     Научно –политический журнал «Государственная служба», Программа подготовки кадров длягосударственной службы, №4(36), 2005. – С. 136 — 142.
20.     Научно – политическийжурнал «Государственная служба», Формирование кадрового состава государственнойслужбы Российской Федерации, №5(37), 2005. – С. 75 – 78.
21.     Научно –политический журнал «Государственная служба», Программа подготовки кадров длягосударственной службы, №6(38), 2005. – С. 145 — 150.
22.     Российскаягазета.- М., от 23 ноября 2002.
23.     Магомедов К. О.,Турчинов А. И. Государственная служба и кадровая политика: теория и практика:Информационно — аналитические материалы по результатам социологическихисследований, проведенных кафедрой государственной службы и кадровой политикиРоссийской академией государственной службы при Президенте Российской Федерациив 2001 – 2006 гг. Ульяновск, 2007.
24.     Официальный сайтАкадемии государственного и муниципального управления при Президенте РеспубликиТатарстан. igs.tatar.ru


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Вишняков И.Я.
Реферат ФМДостоевский Преступление и наказание
Реферат Схема анализа положения спортсмена – стойка на кистях
Реферат Экономическая сущность оборотных активов как объектов бухгалтерского учета
Реферат Биржи и их роль в рыночной экономике 3
Реферат Основные противоречия основных интеграционных процессов
Реферат Основные понятия режимов компьютерной обработки данных
Реферат Какие размеры согласно теории должна иметь российская фирма?
Реферат Jung Soo Kim Essay Research Paper name
Реферат Материально-техническое обеспечение предприятий
Реферат Молекулярные механизмы многообразия антител
Реферат Plant Autogamy Essay Research Paper Plant Autogamy
Реферат Роман Евгений Онегин в оценке ВБелинского и ДПисарева
Реферат Проектирование механосборочного цеха
Реферат Социальная структура индоариев периода вед (конец II — начало 1 тысячелетия до н. э.)