Реферат по предмету "Государство и право"


Ответственность за нарушение налогового и бюджетного законодательства

ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение
Глава 1. Понятие и виды ответственности занарушение налогового законодательства        
1.1 Понятие и сущность ответственности занарушение налогового законодательства
1.2 Виды ответственности за нарушениеналогового законодательства
Глава 2. Правовое регулированиеответственности за нарушение бюджетного законодательства        
2.1 Понятие и основания ответственности занарушение бюджетного законодательства        
2.2 Виды и меры бюджетно-правовойответственности
Заключение
Список литературы

ВВЕДЕНИЕ
В настоящеевремя идет активный процесс формирования и развития налогового и бюджетногоправа как самостоятельных отраслей законодательства. Этому способствуют, преждевсего, широкое практическое применение норм налогового и бюджетногозаконодательства, что, в свою очередь, обусловлено развитием российскойпредпринимательской деятельности на внутреннем рынке, выход российскогопредпринимательства на мировое пространство. Данные процессы неизбежно ведут кпостоянному изменению законодательства, проведению финансовых реформ в стране.
Государстворегулирует налоговые и бюджетные отношения посредством создания правовых норм,которые содержат права и обязанности налогоплательщиков, резидентов инерезидентов. Неисполнение установленных предписаний приобретаетпублично-правовой характер, так как нарушает интересы общества в целом. Поэтомугосударство реагирует на совершенные правонарушения в сфере налогообложения и бюджетногорегулирования с целью защиты своих имущественных интересов и прибегает кинституту юридической ответственности.
Рассматриваемыевиды ответственности являются разновидностями финансово-правовойответственности. Финансово-правовая ответственность, в свою очередь, являетсявидом юридической ответственности, содержит все ее признаки. Таким образом,ответственность за нарушение налогового и бюджетного законодательстваподчиняется тем же требованиям, которые предъявляются в праве ко всем другимвидам юридической ответственности, в частности, уголовной, гражданской,административной.
Актуальностьтемы исследования подчеркивается некоторыми моментами:
1) Что касаетсяответственности за нарушение налогового законодательства, то здесь следуетотметить, что от государственной казны полностью зависит системажизнеобеспечения всей страны. Особую роль в этом играет налоговая система,которая с помощью правовых норм должна обеспечивать наполнение доходной частигосударственного бюджета, внебюджетных фондов и оказывать регулирующеевоздействие на экономические процессы. Серьезные ошибки, допущенные в правовомрегулировании налогообложения, создают препятствия для развития нормальныхэкономических отношений. Государство, установив неэффективную налоговуюсистему, создает предпосылки, побуждающие к уклонению от уплаты налогов.Поэтому юридическая ответственность за налоговые нарушения необходима с цельюпродуктивной работы налоговой системы страны в целом.
2) В отношенииответственности за нарушение бюджетного законодательства стоит подчеркнуть, чтообязанность субъектов бюджетного права нести ответственность за неисполнениезаконных требований – важнейшее условие обеспечения эффективности государственнойбюджетной деятельности в федеративном государстве. Однако проблемапублично-правовой ответственности в настоящее время не решена текущимзаконодательством. Основными причинами такого положения являются трудностистановления федеративных отношений, слабая теоретическая разработанностьотечественной юридической наукой публично-правовой ответственности субъектовэтих отношений.
Исходя изактуальности, перед работой поставлена цель – исследовать институтответственности за нарушение налогового и бюджетного законодательства.
Задачами,поставленными в работе, явились:
1)  Определениепонятия и сущности ответственности за нарушение налогового законодательства;
2)  Характеристикавидов ответственности за нарушение налогового законодательства;
3)  Исследованиепонятия и оснований ответственности за нарушение бюджетного законодательства;
4)  Определениевидов и мер бюджетно-правовой ответственности.
В качественормативной базы исследования была использована Конституция РоссийскойФедерации, Федеральные законы, законодательные акты, акты органовисполнительной и судебной власти. Теоретической базой послужилиинформационно-аналитические и научно-практические материалы, относящиеся к темеисследования, а также учебная и специальная литература по финансовому, налоговомуи бюджетному праву.
Структуракурсовой работы обусловлена целью исследования и состоит из введения, двухглав, включающих четыре подпункта, подробно и последовательно раскрывающих темуисследования, заключения и списка литературы.

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И ВИДЫ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗАНАРУШЕНИЕ НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 
1.1 Понятие и сущность ответственности занарушение налогового законодательства
Ответственностьза нарушение налогового законодательства можно определить как реакциюгосударства на налоговое правонарушение, которая фактически выражается в правеналогового органа через судебную систему предъявить обвинение налогоплательщику(как физическому, так и юридическому лицу) и применить к виновному лицунаказание в пределах санкций, установленных законодательством РоссийскойФедерации. Воздействуя на имущественные отношения хозяйствующих субъектовпосредством установления налоговых правовых норм, государство определяетправила деятельности данных субъектов, которые содержат в себе обязанность поуплате установленных налогов и сборов. Данная обязанность обеспечиваетсяпринудительными мерами со стороны государства.
Согласно ст. 57Конституции РФ[1]каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы. При нарушенииналогоплательщиком своих обязанностей государство применяет меры квосстановлению собственных имущественных прав, что помимо штрафных санкцийвлечет за собой в ряде случаев применение санкций правовосстанавливающегохарактера. В налоговом законодательстве присутствует имущественнаяправовосстановительная ответственность, формой проявления которой являетсяпеня.
Налоговоеправонарушение нарушает установленный порядок общественных отношений повзиманию налогов и сборов. У правонарушителя с момента совершения налоговогоправонарушения возникает обязанность подвергнуться неблагоприятнымпоследствиям, после чего нарушенные общественные отношения восстанавливаются.Таким образом, обязанность возместить причиненный ущерб одновременно является иобязанностью способствовать восстановлению нарушенных общественных отношений всфере взимания налогов. Одним из аспектов мер налоговой ответственностиявляется компенсация потерь государства, возникших из-за неуплаты установленныхналогов, а другим аспектом – принуждение правонарушителя к правомерномуварианту поведения[2].
Ответственностьза нарушение налогового законодательства имеет определенную специфику,обусловленную особенностями налоговой деятельности государства и механизмомправового регулирования налоговых отношений. В широком смысле институтналоговой ответственности является межотраслевым правовым институтом, которыйсостоит из отдельных элементов – отраслевых институтов ответственности занарушение налогового законодательства, регулирующих конкретные видыправоотношений в сфере налоговой ответственности в финансовом,административном, уголовном, таможенном праве. Данные элементы институтаналоговой ответственности являются самостоятельными институтами названныхотраслей права. Совершение налогового правонарушения регулируется институтомфинансовой ответственности, нарушение законодательства о налогах и сборах,содержащее признаки административного правонарушения, — институтомадминистративной ответственности, а налоговые преступления – институтомуголовно-правовой ответственности[3].В зависимости от вида правонарушения меры ответственности за нарушениеналогового законодательства содержатся в Налоговом кодексе, Кодексе РФ обадминистративных правонарушения или Уголовном кодексе.
Применение мерразличных институтов ответственности за нарушение законодательства о налогах исборах, входящих в систему межотраслевого института налоговой ответственности,определяется в зависимости от квалификации правонарушения, субъектасовершившего данное нарушение, а также общественной степени опасности.
1.2 Виды ответственности за нарушениеналогового законодательства
Налоговая ответственность за нарушение законодательства оналогах и сборах. Налоговым правонарушением признается виновно совершенноепротивоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налоговогоагента и иных лиц, за которое НК РФ установлена ответственность.Ответственность за совершение налоговых правонарушений несут организации ифизические лица в случаях, предусмотренных главой 16 НК РФ[4].Физическое лицо может быть привлечено к налоговой ответственности сшестнадцатилетнего возраста.
Привлечение организациик ответственности за совершение налогового правонарушения не освобождает еедолжностных лиц при наличии соответствующих оснований от административной,уголовной или иной ответственности, предусмотренной законами РоссийскойФедерации.
Привлечениеналогоплательщика к ответственности за совершение налогового правонарушения неосвобождает его от обязанности уплатить причитающиеся суммы налога и пени.
Лицо считаетсяневиновным в совершении налогового правонарушения, пока его виновность не будетдоказана в предусмотренном федеральным законом порядке и установлена вступившимв законную силу решением суда. Лицо не может быть привлечено к ответственностиза совершение налогового правонарушения, если со дня его совершения либо соследующего дня после окончания налогового периода, в течение которого былосовершено это правонарушение, истекло три года (срок давности)[5].
Ответственностьза налоговые правонарушения предусмотрена ст.ст. 116-129.2 НК РФ.Представляется возможным вкратце рассмотреть каждое правонарушение.
1)Нарушение срока постановки на учет в налоговом органе. Обязанность податьзаявление о постановке на учет в налоговом органе установлена при осуществлениидеятельности через обособленное подразделение. Заявление о постановке на учеторганизации по месту нахождения обособленного подразделения подается в течениеодного месяца после создания обособленного подразделения. В соответствии со ст.116 НК РФ при нарушении срока подачи заявления о постановке на учет в налоговоморгане менее чем на 90 дней налогоплательщику грозят штрафные санкции в сумме10 тыс. руб.
2)Уклонение от постановки на учет в налоговом органе. В соответствии со ст.117 НК РФ ведение деятельности организацией или индивидуальным предпринимателембез постановки на учет в налоговом органе влечет взыскание штрафа в размере 10%от доходов, полученных в течение указанного времени в результате такойдеятельности, но не менее 20 тыс. руб. Если срок составил более 90 дней, тоштраф составит 20% от доходов, полученных после 90-го дня деятельности безпостановки на учет, но не менее 40000 рублей.
3)Нарушение срока представления сведений об открытии и закрытии счета в банке.Налогоплательщик обязан информировать налоговый орган об открытии или закрытиисчета в банке (абз. 2 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это нужно сделать в течение 7 дней.Если данный срок нарушен, то наступает ответственность в соответствии со ст.118 НК РФ. Штраф в таком случае составит 5 тыс. руб. за каждый факт несообщениясведений.
В соответствии сп. 2 ст. 11 НК РФ к счетам относятся расчетные (текущие) и другие счета вбанках, открытые на основании договора банковского счета. Налоговые органыисходят из того, что о наличии таких счетов необходимо информировать налоговыйорган.
4)Непредставление налоговой декларации. Для каждого вида налога установленсвой срок подачи декларации. Если налогоплательщик не подаст декларацию в срок,на него будет наложен штраф в соответствии со ст. 119 НК РФ. Налоговаядекларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу,подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотренозаконодательством о налогах и сборах.
Согласно пункту2 статьи 80 НК РФ налоговая декларация представляется в налоговый орган поместу учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или вэлектронном виде в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Непредставлениеналоговой декларации влечет взыскание штрафа в размере 5% от суммы налога,подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный илинеполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30% отуказанной суммы и не менее 100 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).
Если декларацияне представлена в налоговый орган в течение более 180 дней по истеченииустановленного законодательством о налогах срока, следует взыскание штрафа вразмере 30% от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, и 10%от суммы налога, подлежащей уплате на основе этой декларации, за каждый полныйили неполный месяц начиная со 181-го дня (п. 2 ст. 119 НК РФ).
5)Грубое нарушение правил учета доходов и расходов, а также объектовналогообложения. Под грубым нарушением правил учета доходов и расходов иобъектов налогообложения подразумевается отсутствие первичных документов, илиотсутствие счетов-фактур либо регистров бухгалтерского учета, систематическое(два раза и более в течение календарного года) несвоевременное или неправильноеотражение на счетах бухгалтерского учета и в отчетности хозяйственных операций,денежных средств, материальных ценностей, нематериальных активов и финансовыхвложений налогоплательщика.
Ответственностьза грубое нарушение организацией правил учета доходов и (или) расходов и (или)объектов налогообложения установлена ст. 120 НК РФ. Так, если эти деяниясовершены в течение одного налогового периода, то на налогоплательщика будетналожен штраф в размере 5 тыс. руб. Если же они совершены в течение болееодного налогового периода, то влекут взыскание штрафа в размере 15 тыс. руб.Если при этом они повлекли занижение налоговой базы, то штраф составит 10% отсуммы неуплаченного налога, но не менее 15 тыс. руб.
6)Неуплата или неполная уплата сумм налога. Если налогоплательщик не уплатилили не полностью уплатил налог в результате занижения налоговой базы, иногонеправильного исчисления налога или других неправомерных действий(бездействия), то это обернется штрафом в размере 20% от неуплаченных суммналога (п. 1 ст. 122 НК РФ). />
7) Невыполнениеналоговым агентом обязанности по удержанию и (или) перечислению налогов. Еслиналогоплательщик, являющийся налоговым агентом, не удержал и (или) неперечислил налог, то он понесет ответственность в соответствии со ст. 123 НКРФ: неправомерное неперечисление (неполное перечисление) сумм налога,подлежащего удержанию и перечислению налоговым агентом, влечет взыскание штрафав размере 20% от суммы, подлежащей перечислению.
8)Несоблюдение порядка владения, пользования и (или) распоряжения имуществом, накоторое наложен арест влечет взыскание штрафа в размере 10 тысяч рублей./>
9)Непредставление налоговому органу сведений, необходимых для осуществленияналогового контроля. Согласно п. 1 ст. 93 НК РФ должностное лицо налоговогооргана, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемогоналогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые дляпроверки документы. Если налогоплательщик не представил в установленный срок вналоговый орган документы и (или) иные сведения, предусмотренные НК РФ и инымиактами законодательства о налогах и сборах, он будет оштрафован в размере 50руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ). Если налогоплательщикоткажется представить имеющиеся у него документы, предусмотренные НК РФ, позапросу налогового органа, будет уклоняться от представления таких документов,либо представит документы с заведомо недостоверными сведениями, штраф составит5 тыс. руб. (п. 2 ст. 126 НК РФ).
10)Ответственность свидетеля налогового правонарушения. В соответствии со ст.90 НК РФ налоговые органы при проведении мероприятий налогового контроля имеютправо вызвать в качестве свидетеля для дачи показаний любое физическое лицо,которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение дляосуществления налогового контроля. При этом физическое лицо не может отказатьсяот такого вызова без уважительных на то причин. Неявка либо уклонение от явки безуважительных причин лица, вызываемого по делу о налоговом правонарушении вкачестве свидетеля, влекут взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб. Неправомерныйотказ свидетеля от дачи показаний, а равно дача заведомо ложных показанийвлекут взыскание штрафа в размере 3 тыс. руб.
11)Отказ эксперта, переводчика или специалиста от участия в проведении налоговойпроверки, дача заведомо ложного заключения или осуществление заведомо ложногоперевода влечет взыскание штрафа в размере 500 руб. Дача экспертом заведомоложного заключения или осуществление переводчиком заведомо ложного переводавлечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб.
12)Ответственность за неправомерное несообщение сведений налоговому органу установленаст. 129.1 НК РФ. Налогоплательщики и налоговые агенты за непредставлениеналоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля,несут ответственность в соответствии со ст. 126 НК РФ. Таким образом, ст. 129.1применяется к иным категориям лиц, на которые возложена обязанность сообщатьналоговым органам те или иные сведения. Например, п. 2 ст. 375 НК РФпредусматривает обязанность уполномоченных органов и специализированныхорганизаций, осуществляющих учет и техническую инвентаризацию объектов недвижимогоимущества, сообщать в налоговый орган об инвентаризационной стоимости каждогообъекта недвижимости, находящегося на территории соответствующего субъектаРоссийской Федерации. Неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение)лицом сведений, которые в соответствии с настоящим НК РФ это лицо должносообщить налоговому органу, при отсутствии признаков налогового правонарушения,предусмотренного ст. 126 НК РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1 тыс. руб.Если эти действия совершены повторно в течение календарного года, то штрафсоставит 5 тыс. руб.
Ответственностьзаконодательства о налогах и сборах, содержащая признаки административногоправонарушения. В связи с введением в действие с 1 июля 2002 года Кодексаоб административных правонарушениях РФ[6],из НК РФ и ряда нормативных правовых актов иного уровня исключен ряд норм,устанавливавших ответственность за нарушения законодательства о налогах исборах, содержащие признаки административного правонарушения. Нормы, включенныев главы 15 и 16 КоАП РФ, предусматривают составы противоправного поведения,которые условно можно разделить на следующие группы:
1)  Нарушения, заключающиеся внеисполнении налоговых обязанностей или противодействии контрольнойдеятельности налоговых органов;
2)  Нарушения, заключающиеся внесоблюдении порядка работы с денежной наличностью и примененииконтрольно-кассовых машин при осуществлении денежных расчетов с населением;
3)  Нарушения банкамиобязанностей, связанных с исполнением обязанностей по содействию в сбореналогов;
4)  Нарушения, заключающиеся внесоблюдении порядка производства и оборота подакцизной продукции;
5)  Нарушения таможенных правил.
Административная ответственность- этоособый вид юридической ответственности, которой присущи определенные свойства:
1)  Ее основанием являетсяадминистративное правонарушение;
2)  Она состоит в применении кнарушителям административных взысканий, является карательной ответственностью,мерой принуждения;
3)  К административнойответственности вправе привлекать органы, которым такое право предоставленозаконом (суды, органы исполнительной власти);
4)  К административнойответственности в области налогов и сборов привлекаются следующие должностныелица (руководители; главные бухгалтеры; другие работники организаций,наделенные организационно-распорядительными или административно-хозяйственнымифункциями)[7].
В соответствиисо ст. 28.5 КоАП РФ налоговый орган составляет протокол об административномправонарушении немедленно после выявления совершения такового. Если требуетсядополнительное выяснение обстоятельств дела, либо данных о физическом лице,либо сведений о юридическом лице, в отношении которых возбуждается дело обадминистративном правонарушении, протокол составляется в течение двух суток смомента выявления административного правонарушения. Протокол подписываютдолжностное лицо, в отношении которого возбуждено дело, и должностное лицоналогового органа. Налогоплательщику должна быть вручена копия протокола подрасписку. В течение суток с момента составления протокола инспектора направляютего в районный суд или мировому судье. Суд (или мировой судья) долженрассмотреть дело в течение 15 дней.
В случаепоступления ходатайств от участников производства по делу об административномправонарушении либо в случае необходимости в дополнительном выясненииобстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен, но не более чемна один месяц. О продлении указанного срока лицо, рассматривающее дело, выноситмотивированное определение. По результатам рассмотрения дела может бытьвынесено постановление либо о назначении административного взыскания, либо опрекращении производства по делу об административном правонарушении[8].
Уголовнаяответственность за нарушение налогового законодательства. Налоговыепреступления для государств с рыночной экономикой являются типичным явлением, ипоэтому для защиты от нарушений налогового законодательства за уклонение отуплаты налогов используются в том числе и меры уголовно-правового характера. Встранах с развитой рыночной экономикой (Франция, Германия) уголовные санкции заналоговые преступления устанавливаются нормами налогового, а не уголовногозаконодательства. В Российской Федерации уголовная ответственность за уклонениеот уплаты налогов закреплена в статьях Уголовного кодекса РФ[9].
В уголовномзаконодательстве нашей страны содержится три состава налоговых преступления, закоторые предусмотрена ответственность.
1)Уклонение от уплаты налогов и (или) сборов с организации (ст. 199 УК РФ).Объектом преступного посягательства являются финансовые интересы государства,общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственныхвнебюджетных фондов за счет налогов и сборов, уплачиваемых организациями.Предметом посягательства являются установленные налоги и (или) сборы,уплачиваемые организациями.
Все хозяйственные операции, проводимые организацией, должныоформляться оправдательными документами, которые являются первичными учетнымидокументами, на основании которых ведется бухгалтерский учет.
Первичныеучетные документы принимаются к учету, если они составлены по форме, содержащийсяв альбомах унифицированных форм первичной учетной документации, а документы,формы которых не предусмотрены в этих альбомах, должны содержать обязательные,указанные в законе, реквизиты. Фактами наличия, отсутствия или несоответствияопределенных документов, а также содержащихся в них показателей даннымбухгалтерского учета и отчетности применительно к конкретным условиям иобстоятельствам совершения хозяйственных операций проверяется достоверностьуказываемых налогоплательщиком сведений о реальной налогооблагаемой базе,суммах, подлежащих уплате и фактически перечисленных налогов и сборов.
Обязательнымусловием наступления уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов исборов с организации является предельный размер неуплаченных налогов и сборов,устанавливаемый дифференцированно в зависимости от суммы неуплаты за периодтрех финансовых лет подряд от общей суммы, подлежащих уплате платежей.
Размернеуплаченных сумм платежей должен составлять более 500 тыс. руб., при условии,что доля неуплаченных налогов и (или) сборов превышает 10% подлежащих уплатесумм налогов и (или) сборов либо превышает 1 млн. 500 тыс. руб.
2) Неисполнение обязанностей налогового агента (ст. 199.1 УКРФ). Объект преступного посягательства – финансовые интересы государства,общественные отношения в сфере формирования бюджета и государственныхвнебюджетных фондов за счет налогов и сборов, поступление которыхобеспечивается налоговыми агентами.
Налоговымиагентами признаются организации и физические лица, которые являются участникамиотношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах, и осуществляют вустановленном порядке обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщикаи перечислению в бюджет (государственный внебюджетный фонд) налогов.
Преступлениесчитается оконченным (составом) по истечении установленного налоговымзаконодательством срока, в который налоговый агент обязан перечислить налоги и(или) сборы.
Субъектпреступного посягательства – физическое лицо, достигшее 16 лет, являющеесяиндивидуальным предпринимателем, руководителем, главным (старшим) бухгалтероморганизации, на которых возложено исполнение обязанностей налоговых агентов.
Субъективнаясторона характеризуется прямым умыслом. Мотив – личные интересы (коммерческийрасчет и выгода, корысть и т.д.)[10].
3) Сокрытие денежных средств либо имущества организации илииндивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взысканиеналогов и (или) сборов (ст. 199.2 УК РФ).
Объектпреступного посягательства – финансовые интересы государства, общественныеотношения в сфере формирования бюджета и государственных внебюджетных фондов засчет денежных средств и имущества налогоплательщиков-недоимщиков.
Предметпосягательства – денежные средства в валюте РФ и (или) иностранной валюте(ст. 140 ГК) как наличные, так и безналичные (на счетах в банках), а такжеиное имущество (ст. 128 ГК).
С объективнойстороны преступление выражается в сокрытии денежных средств либо имуществаорганизации или индивидуального предпринимателя, за счет которых должно бытьпроизведено взыскание недоимки по налогам и (или) сборам. Под сокрытием следуетпонимать любые формы их утаивания от налоговых органов и судебных приставов.Например, фиктивная передача имущества, раздел имущества собственниками,различные способы перевода денежных средств на разно-образные услуги, имитацияпреступления или несчастного случая (пожара), внесение в бухгалтерские и иныеучетные документы заведомо ложных сведений и т.д.
Обязательнымэлементом объективной стороны является крупный размер сокрытых денежных средствлибо имущества, который согласно примечания к ст. 169 по стоимости долженпревышать 250 тыс. руб.
Субъектпреступного посягательства – индивидуальные предприниматели, руководители илица, выполняющие управленческие функции в организации, в том числе выступающиев роли налоговых агентов, а также собственники организации, т.е. создавшие еелица.
Субъективнаясторона сокрытия денежных средств либо имущества организации илииндивидуального предпринимателя, за счет которых должно производиться взысканиеналогов и (или) сборов характеризуется прямым умыслом[11].
нарушение ответственность налог законодательство

ГЛАВА 2. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА НАРУШЕНИЕ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
 
2.1 Понятие и основания ответственности занарушение бюджетного законодательства
Среди важныхсфер экономической деятельности государства, регулируемых нормами права, однойиз наиболее значимых является область бюджетных правоотношений.
Значениебюджетного права обусловлено важной ролью государственного и местного бюджетовв решении экономических и социальных задач страны. Для федеративногогосударства, каковым является Россия, оно особенно велико. С помощью бюджетногоправа регулируются внутрифедеративные отношения по распределению финансовыхресурсов, необходимых для осуществления полномочий федерального уровня исубъектов Федерации.
В силу своейважности часть отношений в области бюджета, связанных с нарушениями различногорода обязательств, касающихся целевого использования бюджетных средств;возврата бюджетных средств, полученных на возвратной основе; предоставлениябюджетных кредитов, бюджетных ссуд с нарушением установленного бюджетнымзаконодательством порядка охраняются административно-правовыми иуголовно-правовыми нормами.
Эти отношениявозникают в момент совершения правонарушителем одного или нескольких нарушенийбюджетного законодательства, различающихся степенью общественной опасности.Нарушение бюджетного законодательства влечет за собой привлечение к бюджетной,административной или уголовной ответственности, которые объединенызаконодателем в ч. IV БК РФ под названием «Ответственность за нарушениябюджетного законодательств».
Институтответственности за нарушения бюджетного законодательства, в связи с бурнымразвитием финансового законодательства РФ в последние годы, приобретает новоесодержание. До недавнего времени правовые нормы об ответственности в бюджетнойсфере не были кодифицированы. Такие нормы содержались в федеральных ирегиональных законах о бюджете на соответствующий финансовый год, в Законе РФ«О субвенциях республикам в составе Российской Федерации, краям, областям,автономной области, автономным округам, городам Москве и Санкт-Петербургу»,Положении о Министерстве финансов РФ и Положении о Федеральном казначействе.
С принятиемБюджетного кодекса РФ ситуация существенно изменилась: часть четвертая Кодексапосвящена ответственности за нарушения бюджетного законодательства РФ. Крометого, с 1 июля 2002 г. был введен в действие Кодекс РФ об административныхправонарушениях, в гл. 15 которого предусмотрена ответственность за совершениенескольких административных правонарушений в области финансов (бюджета)[12].
В Бюджетномкодексе РФ не определяется дефиниция «бюджетно-правовая ответственность».Статья 281 БК РФ дает понятие нарушения бюджетного законодательства:«Неисполнение либо ненадлежащее исполнение установленного настоящим Кодексомпорядка составления и рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов,исполнения и контроля за исполнением бюджетов всех уровней бюджетной системыРоссийской Федерации признается нарушением бюджетного законодательства, котороевлечет применение к нарушителю мер принуждения».
Ответственностьза нарушения бюджетного законодательства не сводится только к бюджетно-правовойответственности. В зависимости от возрастания степени общественной опасностиоснований «ответственности за нарушения бюджетного законодательства», в еесодержании выделяются «бюджетно-правовая ответственность», «административнаяответственность», «уголовная ответственность».
Таким образом,ответственность за нарушения бюджетного законодательства можно определить какобязанность лица, нарушившего бюджетное законодательство, претерпеть лишенияимущественного характера в результате применения к нему государством в лицеорганов, исполняющих бюджет или ответственных за его исполнение, а также судасоответствующих мер принуждения.
В связи с тем,что в настоящее время БК РФ ориентирован на ответственность субъектов РФ,государственных органов, органов местного самоуправления, а ответственностьдолжностных и юридических лиц установлена в КоАП РФ, физических лиц – в УК РФ,субъектами бюджетной ответственности за нарушения в сфере бюджетных отношенийявляются получатели и главные распорядители и распорядители бюджетных средств.
Субъектответственности является критерием разграничения бюджетной, административной иуголовной ответственности. Непосредственными субъектами бюджетной публично-правовойответственности следует считать как территориальный субъект в целом, так и егоотдельный орган, посредством которого реализуется бюджетная деятельностьгосударства (муниципального образования).
Бюджетно-правоваяответственность характеризуется следующими признаками:
1)  онанаступает за бюджетное правонарушение;
2) онавыражается в применении к правонарушителю санкций бюджетно-правовых норм.Бюджетно-правовые санкции установлены в БК РФ, ежегодно принимаемом законе офедеральном бюджете. Правом применения бюджетно-правовых санкций наделеныМинистерство финансов РФ, Федеральное казначейство, органы, исполняющие бюджетысубъектов РФ и местные бюджеты;
3) она влечетдля правонарушителя определенные отрицательные последствия имущественногохарактера. Это обусловлено спецификой бюджетно-правовых санкций, имеющихимущественный характер и, таким образом, воздействующих на экономическиеинтересы правонарушителей. В сфере бюджетной деятельности государство стремитсяполучить возмещение ущерба, причиненного ему бюджетным правонарушением инаказать правонарушителя, но в форме, присущей сфере бюджетно-правовогорегулирования, т. е. в денежной форме;
4) онареализуется в специфической процессуальной форме. Так, применениевосстановительных бюджетно-правовых санкций в виде пени предусмотрено в рамкахбюджетно-процессуального производства, установленного Инструкцией МинфинаРоссии о порядке применения органами Федерального казначейства мер принужденияк нарушителям бюджетного законодательства РФ;
5)правонарушитель несет ответственность перед всем обществом как источникомпубличной власти[13].
На основанииизложенного можно сделать следующие выводы.
Во-первых,бюджетное правонарушение является основанием финансовой (бюджетной)ответственности. Одновременно финансовую (бюджетную) ответственность можнорассматривать как признак бюджетного правонарушения.
Во-вторых,следует отличать финансовую (бюджетную) ответственность от ответственности занарушение бюджетного законодательства РФ. Ответственность за нарушениебюджетного законодательства будет наступать или уголовная, или административнаяи (или) финансовая, тогда как финансовая ответственность наступает только забюджетные (финансовые) правонарушения или сложные административно-финансовыеправонарушения, но в этом случае – вместе с административной ответственностью.
В заключениехотелось бы обратить внимание еще на предметный подход к ответственности вцелом и ее закреплению в законодательстве. Согласно такому подходу всенарушения бюджетного законодательства следует закреплять в источникахбюджетного права (Бюджетном кодексе), все налоговые правонарушения – висточниках налогового права (Налоговом кодексе) и т.д. Например, в СШАуголовная ответственность за налоговые преступления в федеральномзаконодательстве предусмотрена не Уголовным кодексом, а Кодексом внутреннихгосударственных доходов. Такой подход является более удобным для целейосуществления правоприменительной деятельности[14].
2.2 Виды и меры бюджетно-правовой ответственности
Основанием дляпривлечения к бюджетно-правовой ответственности является бюджетноеправонарушение.
Под бюджетнымправонарушением понимается общественно опасное противоправно совершенноедеяние, запрещенное бюджетным законодательством РФ под угрозой применения кправонарушителю мер принуждения.
Противоправностьвыражается в нарушении бюджетного законодательства. Общественная опасностьбюджетного правонарушения заключается в причинении вреда государству, обществу.
Виновностьозначает, что бюджетное правонарушение совершается виновно (умышленно или понеосторожности). Однако следует учитывать, что названный признак не всегдаявляется обязательным при характеристике бюджетного правонарушения. Глава 28 БКРФ не указывает на необходимость установления вины правонарушителя приприменении в отношении него мер принуждения.
Наказуемостьдеяния – это когда совершение бюджетного правонарушения влечет дляправонарушителя негативные последствия в виде применения бюджетно-правовыхсанкций[15].
Для привлечениясубъектов бюджетных отношений к бюджетно-правовой ответственности необходимо наличиесостава бюджетного правонарушения как частного случая финансовогоправонарушения.
Бюджетноеправонарушение является юридическим фактом, который влечет возникновениеохранительных правоотношений. По своей структуре бюджетное правонарушениепредставляет сложное образование. Состав бюджетного правонарушения как правоваякатегория и раскрывает эту сложную структуру. Полный состав финансовогоправонарушения конструируется по схеме: объект, объективная сторона,субъективная сторона и субъект. К элементам же состава бюджетногоправонарушения, совокупность которых позволяет привлечь правонарушителя кответственности, относятся объект, объективная сторона и субъект.
Объект бюджетныхправонарушений составляют общественные отношения, складывающиеся по поводу составленияи рассмотрения проектов бюджетов, утверждения бюджетов, их исполнения иконтроля за исполнением бюджетов.
К объективнойстороне относятся вред, причиненный правонарушением, противоправность поведенияправонарушителя и причинная связь между его поведением и вредом. Объективнаясторона бюджетного правонарушения заключается в совершении противоправныхдействий (бездействия), перечень которых дан в ст. 283 БК РФ, а также в иныхего нормах и федеральных законах.
Субъектамибюджетных правонарушений являются территориальные субъекты бюджетного права, атакже органы государственной власти и органы местного самоуправления.Ответственность юридических и физических (должностных) лиц за нарушениябюджетного законодательства установлена в КоАП РФ и УК РФ, на что имеютсясоответствующие ссылки в БК РФ[16].
В Бюджетномкодексе РФ содержится порядка 40 составов бюджетных правонарушений. В ст. 283БК РФ «Основания применения мер принуждения за нарушение бюджетногозаконодательства Российской Федерации», перечислены следующие виды бюджетныхправонарушений: 1) неисполнение закона (решения) о бюджете; 2) нецелевоеиспользование бюджетных средств; 3) неперечисление бюджетных средствполучателям бюджетных средств; 4) неполное перечисление бюджетных средствполучателям бюджетных средств; 5) несвоевременное перечисление бюджетныхсредств получателям бюджетных средств и многие другие.
В зависимости отстадии бюджетного процесса, на которой совершаются противоправные деяния,бюджетные правонарушения можно классифицировать на четыре группы:
— бюджетныеправонарушения, совершенные на стадии составления проектов бюджетов, относитсянесвоевременное представление проектов бюджетов;
— бюджетныеправонарушения, совершенные на стадии рассмотрения и утверждения бюджетовсовершается такое бюджетное правонарушение, как несоблюдение предельныхразмеров дефицитов бюджетов, государственного или муниципального долга ирасходов на обслуживание государственного или муниципального долга,установленных БК РФ;
— стадияисполнения бюджета более всех остальных подвержена бюджетным посягательствам.На этой стадии совершаются: неисполнение закона (решения) о бюджете; нецелевоеиспользование бюджетных средств; неперечисление бюджетных средств ихполучателям; неполное перечисление бюджетных средств их получателям;несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям и др.;
— бюджетныеправонарушения, совершенные на стадии подготовки, рассмотрения и утвержденияотчетов об исполнении бюджетов бюджетным правонарушением будет несвоевременноепредставление отчетов об исполнении бюджетов.
Санкциями засовершение бюджетного правонарушения выступают меры бюджетно-правовой ответственности.Финансово-правовые санкции принято подразделять на два вида:правовосстановительные и карательные (штрафные).
Большинство мербюджетно-правовой ответственности за совершение бюджетных правонарушенийявляются правовосстановительными. К ним относятся:
1)предупреждение о ненадлежащем исполнении бюджетного процесса;
2) блокировкарасходов;
3) изъятиебюджетных средств;
4)приостановление операций по счетам в кредитных организациях;
5) сокращениеили прекращение финансовой помощи из соответствующего бюджета.
К числукарательных (штрафных) санкций, предусмотренных Бюджетным кодексом РоссийскойФедерации, можно отнести лишь начисление штрафа и пени.
Предупреждение оненадлежащем исполнении бюджетного процесса – это официальное уведомление участникабюджетного процесса о ненадлежащем исполнении им своих обязанностей стребованием прекратить нарушение бюджетного законодательства.
Блокировкарасходов – это прекращение бюджетного финансирования путем сокращения лимитабюджетных обязательств либо отказа в подтверждении этих обязательств.
Изъятиебюджетных средств – это принудительное отчуждение у бюджетополучателя денежныхсредств, предоставленных ему на возвратной основе, путем бесспорного списанияэтих средств с его лицевого счета.
Бесспорное списаниебюджетных средств с лицевых счетов получателей бюджетных средств производитсяна основании решения органа, исполняющего бюджет субъекта Российской Федерации.
Приостановлениеопераций по счетам в кредитных организациях – запрет на проведение операций посчетам участников бюджетного процесса в кредитных организациях до устраненияпричин, послуживших основанием для этого запрета.
Сокращение илипрекращение финансовой помощи из бюджета – уменьшение суммы бюджетныхассигнования, осуществляемых в форме финансовой помощи (дотации, субвенции,субсидии).
Штраф – этопринудительное взыскание определенной денежной суммы с нарушителя бюджетногозаконодательства.
Следуетотметить, что ст. 282 ББК РФ при перечислении мер, применяемых к нарушителямбюджетного законодательства, называет штрафы. Однако данная мера является нефинансово-правовой (бюджетно-правовой), а административно-правовой, иприменяется этот штраф в том случае, когда бюджетное правонарушение носитадминистративно-правовой характер. Причем, наложение данного штрафа,осуществляется в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации обадминистративных правонарушениях.
Пеня – этоденежное взыскание, применяемое при просрочке исполнения денежных обязательствперед бюджетом в размере 1/300 действующей ставки рефинансирования Центральногобанка Российской Федерации за каждый день просрочки.
Бюджетный кодексРоссийской Федерации предусматривает взыскание пени в двух случаях:
1) занесвоевременный возврат бюджетных средств, предоставленных на возвратнойоснове, просрочку уплаты процентов за пользование бюджетными средствами,предоставленными на возвратной основ;
2) занесвоевременное исполнение кредитными организациями платежных документов назачисление или перечисление бюджетных средств[17].
Рассматриваявопрос о порядке привлечения к ответственности за нарушения бюджетногозаконодательства, которые связаны с бюджетами субъектов Российской Федерации,необходимо отметить, что этот порядок зависит от того, какой вид правонарушения– бюджетно-правового или административного – имеет место в данном случае.
Если данноенарушение является финансово-правовым (и речь, следовательно, идет опривлечении к бюджетно-правовой ответственности), то в свою очередь данныйпорядок зависит от того, какой орган исполняет бюджет субъекта РоссийскойФедерации: органы Федерального казначейства и органы самого субъекта РоссийскойФедерации.
Применительно кпоследней ситуации Бюджетный кодекс Российской Федерации устанавливает, что вслучае, если бюджеты субъектов Российской Федерации исполняются не органамиФедерального казначейства, то руководители органов, исполняющих соответствующиебюджеты, имеют право применять меры принуждения в соответствии с настоящимКодексом.
Следует сказать,что БК РФ не устанавливает процедуры привлечения бюджетными органами (то естьорганами Федерального казначейства или собственными органами субъектаРоссийской Федерации) к бюджетно-правовой ответственности за нарушениябюджетного законодательства, что является существенным недостатком.Бюджетно-правовая ответственность представляет собой разновидность юридическойответственности и ее применение должно быть четко отрегулированозаконодательством, как это сделано, например, при привлечении кадминистративной или же к уголовной ответственности. В качестве примера можнотакже назвать Налоговый кодекс Российской Федерации, в котором вопросыпривлечения к налогово-правовой ответственности решены весьма качественно.
Что же касаетсяпривлечения к административной ответственности за совершение бюджетногоправонарушения, то привлечение к этой ответственности могут осуществлять лишьте бюджетные органы, которые являются ответственными за исполнение федеральногобюджета, то есть бюджетные органы лишь федерального уровня[18].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
РоссийскаяФедерация находится на пути становления рыночных отношений. Генезис новойэкономики проходит сложно, порой противоречиво. Экономические реформы,проводимые в России за последнее десятилетие, не только обусловили позитивныесдвиги в социально-экономической ситуации в стране, но и привели к рядунегативных тенденций. К числу отрицательных издержек современных реформ можноотнести рост правонарушений в целом и увеличение количества финансовыхправонарушений, в частности, посягающих на основные стороны жизни идеятельности государства.
В условиях рыночной экономики проблема развития и совершенствованияналогового и бюджетного регулирования вызывает интерес у представителей какэкономической, так и юридической науки.
Налоговое регулирование направлено на исполнение обязанностиналогоплательщика по уплате налога и регулирует отношения между частным ипубличным субъектом, в его рамках реализуется компетенция публичногообразования по взиманию денежных средств для использования в указанных бюджетомцелях.
В настоящеевремя актуальной задачей является максимальное наполнение государственногобюджета доходами и обеспечение их сбалансированности с расходами. В рамках,определенных Президентом Российской Федерации и Правительством РоссийскойФедерации, приоритетных направлений совершенствования налоговой системы Россиипредусмотрено, что использование эффективных приемов и методов налоговогоконтроля, дальнейшее совершенствование всего механизма осуществления налоговогоконтроля должно способствовать значительному росту налоговых поступлений вбюджет. Снижение налогового гнета должно сопровождаться усилением контроля запоступлением налогов и сборов.
В условиях рыночной экономикиналоги и сборы превращаются в мощный рычаг реализации экономической политикигосударства, становятся не только главным источником его доходов, но и принимаютна себя функции регулирования экономических процессов.
Суть налогового регулированиясостоит в том, что государство через законодательство о налогах ограничиваетправо собственности налогоплательщика на свободное распоряжение им своимимуществом, обеспечивая тем самым пополнение бюджетов; в то же время с позицийсубъекта предпринимательской деятельности налоговое регулирование может бытьрассмотрено как система перераспределения доходов.
Налоговое регулирование включаетрегулирование элементов налогообложения и установление (а в случаенеобходимости и применение) мер ответственности за нарушение норм налоговогозаконодательства. Ответственность за нарушение налогового законодательствапредусмотрена несколькими кодифицированными актами: кодексом об административныхправонарушениях, уголовным кодексом и налоговым кодексом, что говорит оразграничении ответственности по характеру общественной опасности исоразмерности видов наказаний.
На сегодняшнийдень вопросы, связанные с бюджетным процессом, бюджетным финансированием,бюджетным федерализмом и т.д., являются чрезвычайно важными, что подчеркиваетсяв выступлениях высших должностных лиц государства, и в нормативных правовыхактах государственных органов. Однако недостаточно только урегулировать отношенияв бюджетной сфере, необходимо также определить ответственность за нарушениеустановленных законодательством правил поведения в данной сфере.
Злободневностьзатронутых проблем определяется низкой эффективностью бюджетно-правовогорегулирования, отсутствием четкого механизма применения мер принуждения занарушения в сфере бюджетных отношений. Необходимо устранить расхождения всоставах финансовых правонарушений федеральных кодексов и актов субъектовРоссийской Федерации.
Так, в Бюджетномкодексе РФ имеет место принципиальная несогласованность норм с административнымзаконодательством. Статья 283 БК РФ об ответственности за нарушение бюджетногозаконодательства, устанавливая «основания применения мер принуждения», неуказывает на процедуры реализации этих мер. В результате ответственностьпринимает абстрактный характер.
Таким образом,возникают предпосылки для совершения большого числа бюджетных правонарушений,следствием чего является ответная реакция государства, защищающего своиимущественные интересы.
Желаниегосударства сохранять и поддерживать установленный им правовой порядок вбюджетной деятельности влечет необходимость правовой охраны этой сферыобщественных отношений. Тем самым объясняется необходимость и возможностьгосударственного принуждения, одной из форм которого является бюджетнаяответственность, являющаяся разновидностью финансово-правовой, наличие которойкак самостоятельного вида юридической ответственности в настоящее время невызывает сомнения.
Таким образом, государство,установив ответственность в сфере финансовой деятельности, обеспечиваетрациональное и эффективное денежное обращение в Российской Федерации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
 
Нормативный материал
 
1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от31.07.1998 № 145-ФЗ (в ред. от 09.04.2009). // Собрание законодательства РФ,03.08.1998, № 31, ст. 3823; Российская газета от 15.04.2009 г.
2. Налоговый кодекс Российской Федерации(часть первая) от 31.07.1998 № 146-ФЗ (в ред. от 17.03.2009). // Собраниезаконодательства РФ, № 31, 03.08.1998, ст. 3824. // Система Гарант (датаобращения 01.04.2010 г.).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации(часть вторая) от 19.07.2000 г. № 117-ФЗ (в ред. от 03.06.2009г.). // Собраниезаконодательства РФ, 07.08.2000, № 32, ст. 3340; Российская газета от09.06.2009 г.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от13.06.1996 г. № 63-ФЗ (в ред. от 26.06.2009 г.). // Собрание законодательстваРФ, 17.06.1996, № 25, ст. 2954; Российская газета от 03.07.2009 г.
5. Кодекс Российской Федерации обадминистративных правонарушениях от 30.12.2001 г. № 195-ФЗ (в ред. от29.06.2009 г.). // Собрание законодательства РФ, 07.01.2002, № 1 (ч. 1), ст. 1;Российская газета от 01.07.2009 г.
6. Письмо Минфина РФ от 09.04.2004 №15-05-29/455 «О практике разрешения арбитражными судами споров, связанных сприменением статьи 15.25 КоАП РФ». // Система Гарант (дата обращения 01.04.2010г.).
7. Письмо ГТК РФ от 23 сентября 2002 г. №01-06/38010 «О применении части 2 статьи 15.25 Кодекса Российской Федерации обадминистративных правонарушениях». // Система Гарант (дата обращения 01.04.2010г.).
Учебная и специальная литература
1. Апель А.Л. Основы налогового права.Учебник, 2-е изд. – СПб: Питер, 2003. – С. 160.
2. Балакина А.П. и Зайцев В.А.Ответственность в сфере бюджетного права. — М., 2003. – С. 112.
3. Винницкий Д.В. Категория «Финансоваядеятельность государства» в науке российского финансового права. // Государствои право, 2003, № 7. –С. 128
4. Вострикова Л.Г. Финансовое право. Учебникдля вузов, 2-е изд. перераб. и дополн. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 304.
5. Горбунова О.Н. Финансовое право. Учебник.– М.: Юристь, 1996. – С. 400.
6. Горбунова О.Н. Финансовое право. Учебник.– М.: Юристь, 2006. – С. 400.
7. Другова Ю.В. Ответственность за нарушениябюджетного законодательства. // Электронный ресурс: материалы сайтаhttp://www.lawmix.ru
8. Евстигнеев Е.Н., Викторова Н.Г. Финансовоеправо. – СПб: Питер, 2002. – С. 176.
9. Еналеева И.Д., Сальникова Л.В. Налоговоеправо России. Учебник для вузов. – М.: Юстиницинформ, 2006. – С. 320.
10. Крохина Ю.А. Налоговое право России.Учебник для вузов. – М.: Норма, 2006. – С. 720.
11. Пашкевич Д.А. Бюджетное право. Курслекций. – М.: Экзамен, 2007. – С. 210.
12. Петрова Г.В., Путило Н.В., Мельник Т.Е.Целевое использование бюджетных средств.// Электронный ресурс: материалы сайтаhttp://www.lawmix.ru
13. Саттарова Н.А. Бюджетное право. Учебник.– М.: Норма, 2008. – С. 424.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.