Реферат по предмету "Государство и право"


Ответы на вопросы контрольной работы по праву

Содержание
1. Заполнитетаблицу сравнительного анализа… .3
Видыобстоятельств. Обстоятельства, исключающие признания, деяния преступлением,административным проступком, гражданским правонарушением.
2. Понятие иобщая характеристика контрольно-надзорных органов в РБ   .5
3. Системаправа и система законодательства РБ… 10
4.Критический анализ научной работы по проблеме источников права РБ  18
5. Выявить втексте нормативного акта 3 нормы права, которые нуждаются в расширенномтолковании и 3 нормы права, которые нуждаются в ограниченном толковании… 24
Списокиспользованных источников… 25

1. Заполните таблицу сравнительного анализа.
Видыобстоятельств. Обстоятельства, исключающие признания, деяния преступлением,административным проступком, гражданским правонарушением.Вид обстоятельства Признаки Обстоятельства, исключающие признания
Необходимая оборона;
• Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление;
• Крайняя необходимость;
• Выполнение специального задания по предупреждению или раскрытию преступления;
• Обоснованный риск для достижения общественно полезной цели;
• Исполнение обязательного приказа или распоряжения. Деяния преступлением
• по объекту посягательства (объект преступного посягательства более социально значимый, чем иных правонарушений);
• по характеру и степени общественной опасности (преступление влечет большой материальный ущерб, моральный или физический вред, чем иные проступки);
• по виду противоправности (преступление запрещается УК, иные правонарушения – семейным, трудовым, административным и другими кодексами);
• по характеру санкций (уголовно–правовые санкции более строгие (наказание, судимость), чем санкции административного и других кодексов);
• по органу, применяющему воздействие (наказание): лицу, совершившему преступление, назначает наказание только суд, а совершившему иной деликт принимает меру воздействия или наказания не только суд, но и должностные лица. Деяния административным проступком
основанием для административной ответственности является административное правонарушение, а иногда вообще неправомерное деяние;
административная ответственность менее сурова, чем уголовная, и не влечет судимости лица, к которому применяется, и увольнения с работы;
административная ответственность состоит в применении к субъектам административных взысканий, является карательной ответственностью;
к административной ответственности привлекают органы, которым такое право предоставлено законом. Все они являются субъектами функциональной власти, реализуя которую, налагают административные взыскания;
субъектами административной ответственности являются физические лица (граждане, должностные лица, индивидуальные предприниматели).административной ответственности присущ всеобщий характер, поскольку правила (например, дорожного движения, поведения в общественных местах и др.), нарушение которых влечет административную ответственность, являются обязательными для всех граждан;
существует особый порядок привлечения к административной ответственности. Он отличается сравнительной простотой, что создает условия для его оперативности и экономичности, но в то же время содержит необходимые гарантии законности, осуществления права на защиту;
административнаяответственность урегулирована нормами административного права, которые содержат исчерпывающие перечни административных нарушений, административных взысканий и органов, уполномоченных их применять, детально регулируют этот вид производства и в своей совокупности составляют нормативную основу административной ответственности. Деяния гражданским правонарушением
неправомерность нарушения субъективных гражданских прав;
наличие убытков (вреда);
причинная связь между нарушением субъективных гражданских прав и наличием убытков (вреда);
вина нарушителя
2. Понятиеи общая характеристика контрольно-надзорных органов в РБ.
Среди контрольно-надзорныхорганов выделяют Прокуратуру РБ, Комитет государственного контроля РБ, Конституционныйсуд РБ и ряд других.
Надзорза точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и нормативныхактов министерствами и другими подведомственными Совету Министров органами,местными представительными и исполнительными органами, предприятиями,организациями и учреждениями, общественными объединениями, должностными лицамии гражданами возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь иподчиненных ему прокуроров.
Прокуратураосуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений,соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и деламоб административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом,проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение всудах (статья 125 Конституции Беларуси).
Конституцияопределяет прокуратуру как единую централизованную систему, возглавляемуюГенеральным прокурором, назначаемым Президентом с согласия Совета Республики.Нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором (статья 126).
Единуюи централизованную систему органов прокуратуры составляют Генеральнаяпрокуратура Республики Беларусь, прокуратуры областей, города Минска иприравненные к ним специализированные прокуратуры, являющиеся юридическимилицами, прокуратуры районов, районов в городах, городов, межрайонные иприравненные к ним специализированные транспортные и межгарнизонные военныепрокуратуры, а также иные государственные организации, созданные в системеорганов прокуратуры по решению Президента Республики Беларусь.
Задачамипрокуратуры являются обеспечение верховенства права, законности и правопорядка,защита прав и законных интересов граждан и организаций, а также общественных игосударственных интересов.
Прокурорпри осуществлении своих полномочий независим. Какое-либо вмешательство в егодеятельность недопустимо и влечет за собой установленную законодательнымиактами ответственность. Деятельность прокуратуры осуществляется на основеподчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим прокурорам, в том числеГенеральному прокурору Республики Беларусь. Прокурорские работники не могутбыть членами политических партий и иных общественных объединений, преследующихполитические цели.
Прокуратуракоординирует правоохранительную деятельность государственных органов,осуществляющих борьбу с преступностью и коррупцией, а также деятельность поборьбе с преступностью иных организаций, участвующих в борьбе с преступностью.
Деятельностьпрокуратуры основывается на принципах законности, равенства всех граждан передзаконом, независимости прокурора, подчиненности нижестоящих прокуророввышестоящим прокурорам, гласности, обязательности исполнения требованийпрокурора.
Правовую основудеятельности прокуратуры составляют Конституция Республики Беларусь, ЗаконРеспублики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» и иныезаконодательные акты, определяющие компетенцию, организацию, порядокдеятельности прокуратуры и полномочия прокурорских работников.
Государственныйконтроль за исполнением республиканского бюджета, использованием государственнойсобственности, исполнением актов Президента, Парламента, Правительства и другихгосударственных органов, регулирующих отношения государственной собственности,хозяйственные, финансовые и налоговые отношения, осуществляет Комитетгосударственного контроля (ст. 129 Конституции).
Комитетгосударственного контроля образуется Президентом. Председатель Комитетагосударственного контроля назначается Президентом (ст. 130 Конституции).
Президентомтакже утверждается структура и штатная численность Комитета государственногоконтроля.
Внастоящее время структура Комитета государственного контроля представленаследующим образом: Председатель Комитета государственного контроля, первыйзаместитель Председателя Комитета государственного контроля, три заместителяПредседателя, один из которых — директор Департамента финансовых расследований,Департамент финансовых расследований, главное управление бюджетно-финансовогоконтроля, главное управление контроля за деятельностью государственных органов,главное управление контроля за банковской системой и рынком ценных бумаг,главное управление контроля за работой отраслей сферы материального производства,главное управление контроля за работой агропромышленного и природоохранногокомплексов, главное управление контроля за работой отраслей социальной сферы,главное управление контроля за внешнеэкономической деятельностью, главноеуправление контроля потребительского рынка и сферы услуг, главноеинформационно-аналитическое управление, главное экспертно-правовое управление,управление координации деятельности контролирующих органов, управлениеинспекционно-кадровой работы, финансово-хозяйственное управление, секретариат,комитеты государственного контроля областей, управления Департамента пообластям и г. Минску, межрайонные комитеты государственного контроля,межрайонные отделы управлений Департамента по областям и г. Минску.
Комитетгосударственного контроля и его территориальные органы в пределах своейкомпетенции осуществляют государственный контроль за исполнением республиканскогобюджета, соблюдением законодательства в области финансовых и налоговыхотношений в системе местных бюджетов и государственных целевых бюджетных ивнебюджетных фондов; сохранностью и использованием государственного имущества;исполнением актов законодательства по вопросам аренды, а такжеразгосударствления, приватизации и иного отчуждения объектов государственнойсобственности; соблюдением актов законодательства в области инвестиционнойдеятельности; законностью использования государственных ресурсов; соблюдениемзаконодательства, регулирующего использование кредитных и валютных средств;состоянием контрольно - ревизионной работы в государственных органах,а также за проведением проверок (ревизий) иных юридических лиц и индивидуальныхпредпринимателей; финансово-хозяйственной деятельностью государственныхорганов, представительств и учреждений Республики Беларусь, действующих зарубежом; соблюдением законодательства в области получения, расходования, учетаи хранения драгоценных металлов и драгоценных камней во всех видах исостояниях; соблюдением законодательства при использовании черных и цветныхметаллов; исполнением Национальным банком Республики Беларусь и иными банками,страховыми и небанковскими финансовыми организациями законодательства, регулирующегоотношения государственной собственности, хозяйственные, финансовые и налоговыеотношения; соблюдением участниками рынка ценных бумаг, а также Национальнымбанком Республики Беларусь и иными юридическими лицами, осуществляющимидеятельность по регулированию этого рынка, законодательства при выпуске,размещении и обращении ценных бумаг; поставкой товаров для государственныхнужд; соблюдением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателямизаконодательства, определяющего правила торговли и обслуживания населения;исполнением государственными органами, иными юридическими лицами ииндивидуальными предпринимателями законодательства, регулирующего порядокосуществления внешнеэкономической деятельности; соблюдением законодательствапри осуществлении валютных операций на территории Республики Беларусь.
В своейдеятельности Комитет государственного контроля и его территориальные органыруководствуются Конституцией Республики Беларусь, Законом «О Комитетегосударственного контроля Республики Беларусь», иными законами, декретами,указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь и другими актамизаконодательства Республики Беларусь, а также международными договорами РеспубликиБеларусь[1].
Согласно статье 116 Конституции Беларуси Конституционный Суд осуществляетконтроль за конституционностью нормативных актов в государстве.
Конституционный Суд формируется в количестве 12 судей из высококвалифицированныхспециалистов в области права, имеющих, как правило, ученую степень. Шесть судейКонституционного Суда назначаются Президентом, остальные шесть избираютсяСоветом Республики Национального собрания. Председатель Конституционного Суданазначается из числа судей Президентом с согласия Совета РеспубликиНационального собрания. Срок полномочий судей — 11 лет, но допускаетсяповторное в соответствии с законом занятие должности судьи. Предельный возрастчленов Конституционного Суда — 70 лет.
Конституционный Суд рассматривает дела и дает заключения:
о соответствии законов, декретов и указов Президента, международныхдоговорных и иных обязательств Республики Беларусь Конституции имеждународно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;
о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входитРеспублика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение закона,Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным РеспубликойБеларусь, законам и декретам;
о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда,Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции,международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам,декретам и указам;
о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции,международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам,декретам и указам.
В случаях, предусмотренных Конституцией, Конституционный Суд попредложениям Президента дает заключения о наличии фактов систематического илигрубого нарушения палатами Парламента Конституции Беларуси.
Предложения о проверке конституционности акта вправе вносить вКонституционный Суд Президент, Палата представителей Национального собрания,Совет Республики Национального собрания, Верховный Суд, Высший ХозяйственныйСуд, Совет Министров. Другие государственные органы, общественные объединения,а также граждане выступают с соответствующей инициативой перед органами илицами, обладающими правом на внесение предложений о проверке конституционностиакта. В то же время граждане вправе непосредственно инициировать вынесениерешений на основании норм части четвертой статьи 122 Конституции, а суды — впорядке части второй статьи 112 Конституции.
Конституционный Суд в соответствии со статьями 40, 116 (часть первая) и122 (часть четвертая) Конституции, устанавливающими, что каждый имеет правонаправлять личные или коллективные обращения в государственные органы, а такжев судебном порядке обжаловать решения местных Советов депутатов, исполнительныхи распорядительных органов, ограничивающие права, свободы и законные интересыграждан, рассматривает такие обращения и при необходимости выносит решения обустранении противоречий или пробелов в законодательстве.
Конституционный Суд проверяет на соответствие Конституции не только актыобщегосударственного уровня, в том числе законы о ратификации международныхдоговоров, регламенты палат Парламента, но и нормативные акты министерств,государственных комитетов, местных Советов депутатов, местных исполнительных ираспорядительных органов. Конституционный Суд рассматривает вопросы оконституционности указанных актов как в целом, так и отдельных их положений.
Конституционный Суд вправе вносить Президенту, в палаты Парламента, СоветМинистров и другие государственные органы в соответствии с их компетенциейпредложения о необходимости внесения в акты действующего законодательстваизменений и дополнений, принятия новых нормативных актов. Эти предложенияподлежат обязательному рассмотрению. Конституционный Суд имеет право такжевносить в государственные органы другие предложения, вытекающие из егокомпетенции.
Основными принципами деятельности Конституционного Суда являютсяконституционность, независимость, коллегиальность, гласность, устность,равноправие и состязательность сторон. Конституционный Суд при исполнении своихфункций независим. Какое бы то ни было воздействие на Конституционный Суд илина его членов, связанное с деятельностью по осуществлению конституционногоконтроля, недопустимо и влечет ответственность по закону.
Нормативные правовые акты, признанные Конституционным Судом несоответствующими Конституции либо актам, обладающим более высокой юридическойсилой, чем проверяемый акт, считаются утратившими силу в целом или вопределенной их части с момента, определяемого Конституционным Судом.Заключения Конституционного Суда по вопросам конституционности нормативныхактов являются окончательными, обжалованию и опротестованию не подлежат.
Конституционный Суд — единственный орган судебной власти, чьи основныеполномочия и порядок формирования прямо определены в Конституции. При этом, какотмечено в части седьмой статьи 116 Конституции, компетенция, организация ипорядок деятельности Конституционного Суда определяются специальным законом.
В связи с тем что Конституционным Судом проводится проверка акта на егосоответствие не только Конституции, но и другим актам, обладающим более высокойюридической силой, чем проверяемый акт, возможна проверка конституционности всехнорм по вертикали. Поэтому, проверяя конституционность оспариваемогонормативного акта, Конституционный Суд может в своем решении (заключении)указать на неконституционность и другого, обладающего более высокой либо болеенизкой юридической силой, чем нормативный акт, о проверке которого поступилопредложение.
Принимая заключения и иные решения, имеющие обязательный характер,Конституционный Суд оказывает влияние на развитие правовой системы страны, наформирование национального законодательства и на правоприменительнуюдеятельность. При вынесении решений Конституционный Суд учитывает положениямеждународных правовых актов.
Основываясьна изученных и рассмотренных материалах, Конституционный Суд ежегоднонаправляет Президенту и палатам Парламента страны послания о состоянииконституционной законности в республике.
 
3. Системаправа и система законодательства РБ.
Система правапредставляет собой его внутреннее строение, которое состоит из объединенийправовых норм.
Традиционноструктура или система современного права представлена такими элементами: нормаправа, институты права, подотрасль и отрасль права, которые, в свою очередь,объединяются в материальное и процессуальное право, частное и публичное, национальноеи международное. Такая система права исходит из его позитивистского понимания ифактически создается государством.
Норма права,как указывалось ранее, является первичным элементом системы права. В нейфиксируется только одно правило поведения, одно субъективное право илиюридическая обязанность. Практическая ценность норм права состоит в ихмножественности и взаимодействии.
Основанием деления системы права на отрасли служит два критерия: предметправового регулирования, который включает в себя определенную сферуобщественных отношений (семья, собственность, государственная власть) и методправового регулирования, который предполагает совокупность способов воздействияправа на определенную сферу общественных отношений. Выделяют два основныхметода правового регулирования: императивный (категорический, властный,административный) и диспозитивный (гражданско-правовой, автономный).Императивный метод правового регулирования предполагает жесткую регламентациюповедения участников правовых отношений, неравное их положение (вертикальное),отношения власти и подчинения, он не допускает отступления от правовыхпредписаний. Диспозитивный метод предполагает относительную свободу поведениясторон, равное положение участников правоотношения (горизонтальное), их способностьсамостоятельно избирать тот или иной вариант поведения.
Такимобразом, отрасль права представляет собой совокупность правовых норм, которыерегулируют качественно однородную сферу общественных отношений своим особымметодом. Отраслями права являются конституционное право, уголовное право, семейноеправо, гражданское право и т.д.
Отрасль праваобладает внутренней структурой и также системна, поскольку состоит из нормправа в определенном порядке объединенных в правовые институты и подотраслиправа.
Правовой институт – совокупность правовых норм, регулирующих вид илиопределенную сторону общественных отношений. Например, в конституционном правесуществует институт парламентаризма, гражданства, президентства, в трудовомправе – охраны труда, заработной платы, времени отдыха, рабочего времени и т.д.
Подотрасльправа регулирует особые крупные подразделения общественных отношений, входящихв сферу отношений, регулируемых отраслью права. В гражданском праве выделяютподотрасли авторского и наследственного права, в земельном праве – водного игорного права. Подотрасль права необязательный элемент системы права, внекоторых отраслях подотраслей не выделяют.
Все отраслиправа объединяются в подсистемы материального и процессуального права.Материальное право регулирует содержательную сторону общественных отношений ивключает в себя административное, гражданское, финансовое и другие отраслиправа. Нормы этих отраслей права непосредственно регулируют соответственноуправленческие, имущественные, кредитно-денежные отношения. Процессуальноеправо регулирует общественные отношения, которые возникают в процессеосуществления и защиты норм материального права и охватываетгражданско-процессуальное, уголовно-процессуальное,административно-процессуальное право и т.д.
В системуправа включается также две подсистемы публичного и частного права.
Публичноеправо регулирует отношения субординационные, базирующиеся на власти иподчинении, на механизме принуждения обязанных лиц. В нем доминируютимперативные (категоричные) нормы, которые не могут быть изменены или дополненыучастникам правоотношений. К сфере публичного права традиционно относятконституционное, уголовное, административное, финансовое, международноепубличное право, процессуальные отрасли и т.д.
Частное правоопосредствует отношения “горизонтального” типа, отношения между равноправныминезависимыми субъектами. Здесь преобладают диспозитивные нормы, действующиелишь в той части, в которой они не изменены и не отменены их участниками. Всферу частного права входят: гражданское, семейное, торговое, международное частноеправо, отдельные институты трудового права и некоторые другие отрасли и институтыправа.
Публичноеправо охватывает своим регулированием отношения в сфере государственной власти,где одним из субъектов права выступает государство в лице его компетентныхорганов. Оно включает в себя конституционное, административное, финансовое,арбитражное, муниципальное право. Предметом этого комплекса отраслей являютсяобщественные отношения выражающие общие (публичные) интересы.
Частное праворегулирует общественные отношения, обеспечивающие частные интересы, автономию иинициативу индивидуальных, юридически равноправных собственников в ихимущественной деятельности и в личных отношениях. В состав частного прававходит гражданское, семейное, банковское, трудовое, торговое право.
Разделениеправа на публичное и частное носит условный характер. Государство все активнеевторгается в регулирование цен, налогов, запретов, лицензирования,квотирования, предоставления льгот, т.е. частная жизнь теряет свой автономныйхарактер, поскольку в каждом отдельном акте гражданского оборота затрагиваетсяи публичный интерес. С другой стороны все более публичный интерес складываетсяиз частных интересов свободных, автономных собственников, все болееориентируется на них.
Система правазатрагивает также проблемы соотношения национального и международного права.Международное право – это правовая система, регулирующая отношения междугосударствами, а также между иностранным государством и гражданином и междугражданами разных государств. Существует два типа соотношения норм международногои национального права. В первом случае общепризнанные принципы и нормымеждународного права и международные договоры государства входят в систему егонационального права, причем приоритет отдается нормам международного права(Российская Федерация, ФРГ). В другом случае государство признает приоритетобщепризнанным принципом международного права и обеспечивает соответствие имзаконодательства, не допускается заключение международных договоров, которыепротиворечат Конституции этого государства (Республика Беларусь).
Отрасли права Республики Беларусь[2].
Конституционное(государственное) право определяет:
• основыгосударственного и общественного строя;
• правовоеположение личности;
• системуорганов государственной власти;
•государственное устройство (территориальную организацию) и другие важнейшие положения.
Административноеправо содержит нормы, которые регулируют:
• деятельностьисполнительно-распорядительных органов государства (президента, правительства,министерств, ведомств, местных органов управления);
• правовоеположение государственной службы;
•административную ответственность.
Финансовоеправо регулирует:
• отношенияпо сбору налогов;
•формированию государственного бюджета;
•расходованию государственных средств, их распределению и т.п.
Гражданскоеправо регулирует:
•имущественные отношения (купли-продажи, займа, собственности, наследования ит.п.);
• некоторыеличные неимущественные отношения (например, защита чести и достоинства, правона имя и т.п.).
Семейноеправо регулирует: имущественные и личные неимущественные отношения, но лишь всфере брачно-семейных отношений.
Земельноеправо регулирует владение, пользование распоряжение землей.
Экологическоеправо регулирует охрану природы во всех ее сферах (вода, воздух, растительный иживотный мир, недра) и природопользование.
Трудовоеправо определяет:
• условиявозникновения, изменения и прекращения трудовых отношений;
•устанавливает продолжительность рабочего времени и времени отдыха;
• регулируетвопросы охраны труда, трудовой дисциплины и др.
Уголовноеправо определяет, какие общественно опасные деяния являются преступлениями и,соответственно, какие наказания за их совершение могут быть назначены.
Правотворческийорган с учетом потребностей практики, целями и удобством государственногоуправления в той или иной сфере общественной жизни может по своему усмотрениюобъединить нормативные акты, поместить нормы различных отраслей права в одинакт и т.д. На основе всего этого законодатель формирует системузаконодательства, которую можно определить как совокупность нормативно-правовыхактов (внешний форм выражения юридических норм), расположенных в соответствии ссистемой права и целями (потребностями) государственного управления в той илииной сфере общественной жизни.
Система праваи система законодательства взаимосвязаны и взаимообусловлены. Они соотносятсямежду собой также, как содержание и форма одного и того же явления.Законодатель, учитывая содержание общественных отношений, отраженное в системеправа, выражает его в законодательстве, придает ему определенную форму. В этомсмысле система права и система законодательства близки друг другу и в основномсовпадают.
Однако междуними есть и различия. Первичным элементом системы права является норма права, апервичным элементом системы законодательства является статья нормативно-правовогоакта. Отличие состоит и в том, что в системе права каждая отрасль имеет единыйпредмет и метод правового регулирования. Что касается отраслейзаконодательства, то они не имеют единого метода правового регулирования.Нормативно-правовые акты могут объединять в себе акты различных отраслей праваи поэтому регулируются различными методами. В системе законодательствасоздаются по необходимости такие структурные элементы, которые не совпадают ссистемой права. Поэтому отрасли законодательства не всегда соответствуютотраслям права.
Систематизация законодательства – это постоянная форма развития и упорядочениядействующей правовой системы.
Всоответствии со ст. 1 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»систематизация законодательства – деятельность по упорядочению нормативныхправовых актов, приведению их в единую внутренне согласованную систему.
Законодательствосостоит из огромного количества актов, принятых различными государственнымиорганами и в различные исторические периоды. Правотворчество не можетостановиться на определенном этапе, а все время находится в движении иразвитии. Постоянно меняющиеся общественные отношения, принятие новыхнормативных актов, внесение в них изменений, отмена устаревших нормативныхрешений обуславливают упорядочивание всего комплекса действующих нормативныхактов. Такая деятельность по приведению нормативных актов в единую,упорядоченную систему обычно называется систематизацией законодательства.
В разныепериоды жизни государства потребность в систематизации законодательства бываетразлична. Когда в течение многих лет накапливается большой объемнормативно-правового материала, когда действует значительное число нормативныхактов, принятых в разное время и к тому же перекрывающих друг друга илипопросту устаревших, фактически утративших силу, систематизациязаконодательства особенно необходима.
Ныне вБеларуси темпы правотворческой и в первую очередь законодательной деятельностикак никогда высоки. Создаются сотни и тысячи новых нормативных актов.
Поэтому, еслисейчас не заниматься упорядочением действующей нормативной базы, котораяувеличивается весьма быстрыми темпами, в будущем возникнут большие трудности внахождении и использовании действующих норм права, хаос и неразбериха в законодательстве.
Различают следующие формы (или виды) систематизации:
1.Инкорпорация законодательства
2.Кодификация
3.Консолидация
4. Учетнормативных актов
Инкорпорация (от лат. – in corpore – включаю) – это такой вид систематизации, прикотором происходит объединение отдельных нормативных правовых актов в различныхсборниках или иных изданиях без изменения их нормативного содержания.
Особенностьинкорпорации состоит в том, что какие либо изменения в содержание помещаемых всборники актов обычно не вносятся и содержание правового регулирования посуществу не меняется. Именно это свойство инкорпорации (сохранение неизменнымсодержания нормативных актов) отличает ее от других видов систематизации –кодификации и консолидации.
Вся работасистематизации осуществляется здесь в плоскости внешней обработки правовогоматериала.
Обычно всборниках действующих нормативных актов их тексты помещаются с учетомпоследующих изменений и дополнений. Кроме того, в процессе инкорпорации изтекста помещаемых в сборник актов удаляются главы, статьи (пункты), абзацы ииные отделимые части, признанные утратившими силу или фактически такую силупотерявшие. Кроме того, в такой сборник включаются все последующие изменения идополнения с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми внесены этикоррективы.
Систематизироватьзаконодательство в инкорпоративных сборниках можно по различным основаниям.
Поэтому можновыделить следующие виды инкорпорации:
По субъектупринятия инкорпорация делится на официальную, официозную (полуофициальную) инеофициальную.
Официальная инкорпорация предполагает издание унифицированныхсборников, собраний актов органами, принявшими эти акты. Такие сборники носятофициальный характер.
В качествепримера официальной хронологической инкорпорации можно привести ВедомостиНационального собрания Республики Беларусь, Собрание декретов, указовПрезидента и постановлений Правительства Республики Беларусь.
Официозная инкорпорация – это издание собраний и сборниковзаконодательства по поручению правотворческого органа специальноуполномоченными на то органами (например, Министерством юстиции).
Причемправотворческий орган официально не утверждает и не одобряет такое собрание(сборник), и поэтому тексты помещенных в нем актов не приобретают официальногохарактера.
Неофициальнаяинкорпорация осуществляется любыми ведомствами, организациями, учреждениямилибо частными лицами по их собственной инициативе без специального поручения иконтроля правотворческих органов.
Это могутбыть сборники нормативно-правовых актов, составленные группой ученых,специалистов-практиков по определенным отраслям права (например, сборникзаконов о труде, сборник постатейных материалов к уголовно-процессуальномузаконодательству).
Несмотря нато, что это неофициальные сборники, они имеют очень важное информационноезначение, способствуют доступности нормативного материала, расширяют возможностьего использования.
Инкорпорациязаконодательства может классифицироваться в зависимости от объема охватываемогоматериала. Различают генеральную (полную) — когда в собрание включается всезаконодательство страны и частичную, когда составляются сборники нормативныхактов по определенным вопросам, определенным отраслям законодательства.
По характерурасположения материала все собрания законодательства можно разделить нахронологические и систематические.
Высшей формойинкорпорации является Свод законов – это полное систематизированное собрание,включающее законы и важнейшие подзаконные нормативно-правовые акты национальнойправовой системы.
Свод законов – документ для практики чрезвычайно важный и полезный,однако работу над его созданием следует начинать лишь при стабильныхобщественных отношениях и, соответственно, при стабильном законодательстве.
Важное местов решении множества проблем систематизации принадлежит Своду законов РеспубликиБеларусь. Основанием для проведения работ по формированию Свода законовРеспублики Беларусь стал Указ Президента Республики Беларусь от 19 января 1999 г. № 34 «О формировании и издании Свода законов Республики Беларусь». Структура Свода построенана основе Единого правового классификатора Республики Беларусь.
Кодификация (от лат. codex – собрание законов и facio –делаю) – этовид систематизации, при которой обеспечивается системное нормативноерегламентирование отдельного вида общественных отношений путем издания единогонормативного акта.
Прикодификации изменяется содержание нормативных актов: отменяются устаревшиенормы права, вводятся новые; многие нормы переформулируются; устраняютсяповторы, противоречия, ликвидируются пробелы и т.д. Именно этим данная формасистематизации отличается от инкорпорации.
Кодифицированныйнормативно-правовой акт может именоваться по-разному: и кодексом, и положением,и уставом, и правилами.
Всоответствии со ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»Кодекс (кодифицированный нормативный правовой акт) – закон, обеспечивающийполное системное регулирование определенной области общественных отношений.
Вследствиемногочисленности регулируемых общественных отношений и из-за необходимостибольшой степени детализации предписаний кодифицированные акты отличаютсязначительным объемом. В отличие от инкорпорации кодификация всегда проводитсякомпетентным государственным органом, она обязательно носит официальный характер.
В зависимостиот объема кодификационных работ кодификация может быть общей, отраслевой испециальной. При общей кодификации обработке подвергается все законодательство,при отраслевой – систематизируется законодательство одной отрасли права, а приспециальной упорядочивается определенный вид правовых норм, охватывающих рядправовых институтов какой-либо отрасли права.
С течениемвремени в любой развитой правовой системе образуется значительное число (иногдадесятки и сотни) нормативных актов, имеющих один и тот же предметрегулирования. Предписания таких актов зачастую повторяются, а иногда содержатявные несогласованности и противоречия. В связи с этим возникает потребностьликвидации множественности нормативных актов, их укрупнения, созданиясвоеобразных блоков законодательства. Один из путей преодоления такоймножественности – консолидация законодательства.
Консолидация законодательства – это форма систематизации, прикоторой несколько нормативно-правовых актов, регулирующих наиболее общиевопросы, объединяются в единый нормативно-правовой акт, изменяя толькоотдельные нормы права.
В процессеподготовки консолидированного акта все нормы прежних актов располагаются вопределенной логической последовательности, разрабатывается общая структураакта. Осуществляется определенная редакционная правка, чисто внешняя обработкапредписаний с тем расчетом, чтобы использовалась унифицированная терминология.Устраняются противоречия, повторения, неоправданные длинноты, исправляетсяустаревшая терминология, нормы близкого содержания объединяются в одну статью(пункт).
Консолидацияпредставляет собой нечто среднее между кодификацией и инкорпораций, когданесколько законов объединяются в один, а повторы и противоречия устраняются.
Сближениеконсолидации с инкорпорацией дало основание некоторым авторам рассматриватьконсолидацию как разновидность инкорпорации. Однако, это все-таки самостоятельныйвид систематизации.
Учет нормативных актов как вид систематизации выделяют невсе авторы.
Четконалаженный учет законодательства необходим, прежде всего, для квалифицированногоприменения правовых норм в повседневной практической деятельностиисполнительных органов, администрации предприятий, учреждений, в работе фирм,объединений и т.д.
Выделяютразличные виды учета.
Журнальный учет – это фиксация реквизитов нормативных актов в специальныхжурналах. Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитному илисистемно-предметному принципам.
Наилучшаяформа журнального учета – тематико-предметная, когда рубрики разделов журналаопределяются в зависимости от деления всего массива законодательства на определенныеотрасли, подотрасли, институты.
Но следуетотметить, что возможности журнального учета очень ограничены. Он используетсятам, где объем информации невелик, эта форма оказывается бесполезной прибольшом объеме правовой информации.
Другая, болеесовершенная форма учета законодательства – карточный учет. Это создание разного ряда картотек, тоесть системы карточек, расположенных по определенной системе.
Преимуществакартотечного учета проявляются в том, что он обеспечивает возможностьоперативно вносить информацию об изменениях и дополнениях.
Карточкимогут располагаться по хронологическому, алфавитному или предметно-отраслевомупринципам.
Ныне всеболее активно используются так называемый автоматизированный учет законодательства– это учет на базе применения современной компьютерной техники и новейшихдостижений информатики.
Этот видучета имеет ряд преимуществ по сравнению с другими видами учета.
В настоящеевремя для совершенствования законодательства Национальным центром правовойинформации РБ (НЦПИ) практически создана государственная межведомственнаяавтоматизированная система управления и работы с правовой информацией (ГАСПИ),которая постоянно развивается и совершенствуется.
Существуют итакие поисковые системы, как ЮрИнформ, Консультант-Плюс, Гарант, Кодекс и др.
И взаключении можно сказать, что автоматизированный учет законодательства заменяетсобой все остальные виды учета.
 
4.Критический анализ научной работы по проблеме источников права РБ.
 
Источник права – это способ выражения, закрепления правовых норм.
Наряду спонятием «источник права» в теоретической науке как равнозначное используется ипонятие «форма права», под которой имеются в виду способ выражения, внешнегооформления правовых норм, формы их существования.
Термин«источник» в юридической науке употребляется в разных значениях. Как обисточнике права в материальном смысле говорят о социальной жизни, обобщественных отношениях вообще: ведь именно развитие последних порождаетпотребность в их правовом регулировании, в издании правовых норм. Источникправа может выступать также в качестве исторического памятника права. Здесьимеются в виду те основополагающие принципы и начала, которые легли в основусовременных законодательных актов. Но чаще всего в формально-юридическомзначении под источником права понимают внешнюю форму существования правовыхнорм. Это далеко не единственные варианты понимания категории «источник права».
В теориивыделяют следующие виды источников (форм) права: правовой обычай, судебныйпрецедент, нормативный правовой акт, договор нормативного содержания, юридическаядоктрина.
Правовой обычай – это правило поведения, сложившееся вследствие фактическогоего применения в течение длительного времени, нигде в официальных документах незаписанное, но признаваемое государством.
Обычай –основная форма регулирования поведения в догосударственном обществе, в условияхродового строя. Огромное значение как источника права ему отводилось в древнихгосударствах и при феодализме. С развитием правотворческой деятельности государстваобычное право в значительной части поглощается писаным, положительным правом.
Можновыделить такие черты обычая как источника права, как продолжительностьсуществования, непрерывность применения, локальный характер, санкционированиегосударством.
Продолжительностьсуществования заключается в том, что обычай очень консервативен и сообразуетсяне столько с перспективой развития общества, сколько с его прошлым. Непрерывностьприменения заключается в том, что для того, чтобы обычай как модель поведения вконкретной ситуации не исчез, поскольку он сохраняется только в сознании народаи нигде не записан. Локальный характер обычая выражается в том, что онприменяется в рамках сравнительно небольших групп людей или на сравнительнонебольшой территории. Обычай санкционируется (признается) государством путемвосприятия его судебной или административной практикой. Но если содержаниеобычной нормы находит свое выражение в нормативных актах, в этом случаеисточником права будет являться уже не обычай, а нормативный акт.
Судебный (административный) прецедент – основной источник праваанглосаксонской правовой системы. Он представляет собой решение юрисдикционныхи административных органов по конкретному юридическому делу, которое затемстановится обязательным для разрешения всех аналогичных дел, возникающих вбудущем, т.е. индивидуальное решение становится нормой права со всемивытекающими признаками. К основному достоинству судебного прецедента относитсято, что он гибок и динамичен, поскольку правоприменитель способен быстрееуловить изменения, происходящие в жизни и отразить их в решении конкретногодела. Недостатками судебного прецедента являются определенный субъективизм привозникновении, невозможность привести в систему, сложность в поиске при применении.
Договор нормативного содержания – это соглашение двух или болеесторон, в результате которого устанавливаются, изменяются или отменяются нормыправа.
Основнаяхарактеристика нормативного договора как источника права заключается в том онпредставляет собой добровольное волеизъявление сторон.
В отличие отнормативного акта, который является актом одностороннего волеизъявления(согласны вы или не согласны с его содержанием, но выполнять придется), внормативном договоре обязателен элемент добровольности в принятии на себяобязанности следовать установленным правовым нормам (т.е. при заключениидоговора стороны сами создают нормы права, определяют условия, в соответствии скоторыми будут регулироваться их отношения). Но после того, как сторонызаключили договор, они обязаны подчиняться содержащимся в нем правовым нормам.Одностороннее невыполнение условий договора влечет соответствующее наказание. Вотличие от обычая, который складывается исторически, нормативный договор представляетсобой акт волеизъявления людей, акт их сознательного поведения.
Спецификанормативного договора как источника права выражается в том, что онпредусматривает правила поведения, не содержащиеся в нормативных актах. В то жевремя эти новые правила не должны противоречить действующему законодательству.
Нормативныедоговоры имеют широкое распространение в международном праве (здесь это вообщеосновной источник права), в гражданском, трудовом и некоторых других отрасляхправа.
Юридические доктрины на определенных исторических этапах также выступали вкачестве источников права. Например, научные труды наиболее авторитетныхримских юристов имели силу источников права. Их тексты, даваемые разъясненияиспользовались судами при разрешении юридических дел. В английских судах судьитакже нередко использовали труды известных юристов в качестве источников права.Юридические доктрины как источники права известны индусскому и мусульманскомуправу и др.
В настоящеевремя юридические доктрины, работы, мнения известных ученых-юристов вбольшинстве стран не выступают как непосредственные источники права, ноявляются источниками юридических знаний, идейным источником права и играютбольшую роль в развитии правовых систем, правовой культуры любой страны. Рольюридических воззрений, концепций, доктрин чрезвычайно важна в формированиимодели правового регулирования, в выработке правовых понятий, совершенствованиизаконодательства. Аналитические труды и разъяснения ученых играют важную роль иоказывают помощь в процессе реализации правовых норм.
В современноммире в качестве непосредственного источника права юридическая доктринаиспользуется иногда в государствах с религиозными правовыми системами, вчастности, в мусульманских странах. Поэтому некоторые авторы эти религиозныеписания рассматривают в качестве отдельного, самостоятельного источника права.В настоящее время в ряде мусульманских стран по-прежнему достаточнораспространенными являются тексты священных религиозных книг – Корана, Сунны,Кияса.
Нормативный правовой акт – основной источник праваромано-германской правовой системе. Это юридический акт, принятый субъектамиправотворчества, направленный на урегулирование общественных отношений и содержащийнормы права[3].
Достоинстваэтого источника права состоят в том, что он, более других приспособленоперативному обновлению действующего права, позволяет осуществлять единуюправовую политику в рамках всего государства, сам внутренне организован и легкоприводится в систему, доступен для правоприменителя и гражданинанепосредственно его реализующего, наконец, именно нормативный правовой акт вмаксимальной степени выражает формальную определенность права. Системанормативных правовых актов включает в себя такие нормативные акты какконституцию, законы, кодексы, нормативные акты президента, правительства,министерств и ведомств, местных органов управления и другие. Нормативный актпринимается в установленном процедурном порядке, имеет установленную форму иреквизиты, действует в определенном пространстве, во времени, распространяетсяна определенный круг лиц, может быть довольно быстро изменен.
Нормативныйправовой акт является источником права во всех правовых системах мира в видуего систематизированности, точности, определенности, мобильности, а также ввиду того, что он обеспечен государственным характером. В романо-германскойправовой системе это основной источник права. Его определяют как акт, которыйоформляет, устанавливает, изменяет или отменяет нормы права. В ЗаконеРеспублики Беларусь «О нормативных правовых актах РеспубликиБеларусь» под нормативным правовым актом понимается официальный документустановленной формы, принятый в пределах компетенции уполномоченнымгосударственным органом, должностным лицом или путем референдума с соблюдениемустановленной законодательством Республики Беларусь процедуры, содержащийобщеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенный круг лиц инеоднократное применение.
В данномопределении указаны следующие признаки нормативного правового акта:
•Нормативно-правовые акты издаются компетентными уполномоченными органами.Государственные органы принимают акты строго определенного вида;
•Нормативно-правовые акты содержат общеобязательные правила поведения, имеющиеболее или менее общий характер;
•Нормативно-правовые акты должны быть документально оформлены, иметь строго определеннуюформу;
• Еслиисполнитель акта не указан, то он распространяется на неопределенный круг лиц;
•Нормативно-правовые акты направлены на регулирование общественных отношенийопределенного вида;
•Нормативно-правовые акты обладают юридической силой, под которой понимаетсясвойство правовых актов реально действовать, фактически порождать юридические последствия;
• Нормативно-правовыеакты носят государственно-властный характер, их исполнение обеспечиваетсяпринудительной силой государства.
Взаконодательстве Республики Беларусь определяются различные виды нормативныхправовых актов.
В зависимостиот субъектов принятия:
— нормативныеакты, принятые Президентом,
— нормативныеакты, принятые законодательными органами власти,
— нормативныеакты, принятые исполнительными органами власти,
— нормативныеакты, принятые местными органами государственного управления и самоуправления,
— нормативныеакты, принятые судебными органами (Конституционный Суд, Пленум Верховного Суда,Пленум Высшего Хозяйственного Суда),
— референдум,
Можноподразделять нормативные правовые акты по отраслям права: гражданские,уголовные, административные, конституционные и др. нормативные акты.
Но одной изнаиболее важных классификаций является подразделение нормативных правовых актовпо юридической силе. По данному основанию выделяют законы и подзаконныенормативные акты, причем и те и другие имеют свою иерархию. По этому же критериюможно подразделять акты на Конституцию и подконституционные акты.
В ЗаконеРеспублики Беларусь «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»выделены такие нормативно-правовые акты, как:
• КонституцияРеспублики Беларусь
• Решениереферендума
• Программныйзакон;
• КодексРеспублики Беларусь;
• ЗаконРеспублики Беларусь;
• ДекретПрезидента Республики Беларусь;
• УказПрезидента Республики Беларусь;
•Постановления палат Парламента;
•Постановление Совета Министров Республики;
• АктыКонституционного Суда Республики Беларусь;
•Постановления республиканского органа государственного управления иНационального банка Республики Беларусь;
• Регламент;
• Инструкция;
• Правила;
• Устав;
• Приказ;
• Решенияорганов местного управления и самоуправления;
• Правовыеакты.
К ненормативным правовым актам относятся:
— распоряженияПрезидента Республики Беларусь, если иное не предусмотрено ПрезидентомРеспублики Беларусь;
— распоряженияпредседателей палат Парламента — Национального собрания Республики Беларусь;
— распоряженияПремьер-министра Республики Беларусь;
— актыпрокуратуры и прокуроров, за исключением нормативных правовых актов Генеральногопрокурора Республики Беларусь;
— актыорганов записи актов гражданского состояния;
— иныеправовые акты.
Закон – это особый вид нормативно-правовых актов, принимаемыйвысшим представительным органом государства (Парламентом) или путемреферендума, обладающий высшей юридической силой и регулирующий наиболее важныеобщественные отношения.
В Законе «Онормативных правовых актах Республики Беларусь» дается несколько иноеопределение закона, а именно: «Закон – это нормативный правовой акт,закрепляющий принципы и нормы регулирования наиболее важных общественных отношений».
Поюридической силе законы подразделяются на основные, конституционные,программные и обычные.
Основныезаконы (Конституции) регулируют основы общественного и государственного строя,закрепляют основные права, свободы и обязанности человека и гражданина,определяют принципы формирования и деятельности государственных(преимущественно высших) органов. Конституции имеют учредительный характер. Онислужат юридической базой для всего законодательства, по отношению к которомуони обладают верховенством.
Подконституционными законами понимаются обычно законы, дополняющие конституцию,или законы, издающиеся по отдельным указанным в конституции наиболее важнымвопросам. В соответствии с ч. 4 ст. 104 Конституции Республики Беларусь кпрограммным законам относятся законы об основных направлениях внутренней ивнешней политики РБ и о военной доктрине. Обычные (текущие) законы – это всеостальные законодательные акты, принимаемые парламентом.
Законы можноклассифицировать и по другим основаниям. Так, в зависимости от субъектазаконодательства они могут подразделяться на законы, принимаемые народом путемреферендума, и принимаемые законодательными органами.
КонституциейРеспублики Беларусь предусмотрены следующие виды актов Президента – декреты,указы, распоряжения.
Всоответствии с новой редакцией Конституции Республики Беларусь 1994 г. Президент может издавать декреты, имеющие силу закона (ст. 85, 101, 137 Конституции РеспубликиБеларусь).
Всоответствии со ст. 2 Закона «О нормативных правовых актах Республики Беларусь»декрет – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона,издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь на основанииделегированных ему Парламентом законодательных полномочий либо в случаях особойнеобходимости (временный декрет) для регулирования наиболее важных общественныхотношений.
Такимобразом, декреты Президента могут быть двух видов – делегированные (издаваемыена основании закона о делегировании Президенту законодательных полномочий) ивременные декреты (издаваемые Главой государства в силу особой необходимости).
Согласно ст.101 Конституции Республики Беларусь Палата представителей и Совет Республикизаконом, принятым большинством голосов от полного состава палат, по предложениюПрезидента могут делегировать ему законодательные полномочия на изданиедекретов, имеющих силу закона. Этот закон должен определять предметрегулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.
В силу особойнеобходимости Президент по своей инициативе либо по предложению Правительстваможет издавать временные декреты, имеющие силу закона. Если такие декретыиздаются по предложению Правительства, они скрепляются подписью Премьер-министра.Временные декреты должны быть в трехдневный срок представлены для последующегорассмотрения Палатой представителей, а затем Советом Республики. Эти декретысохраняют силу, если они не отменены большинством не менее двух третей голосовот полного состава каждой из палат. Палаты могут регулировать законом отношения,возникшие на основе декретов, которые отменены.
Всоответствии с ч. 3 ст. 137 Конституции в случае расхождения декрета или указас законом закон имеет верховенство лишь тогда, когда полномочия на изданиедекрета или указа были предоставлены законом.
Кромедекретов Президент имеет также право на издание указов. Указ – акт Главыгосударства, издаваемый в целях реализации его полномочий и устанавливающий,изменяющий, отменяющий определенные правовые нормы. Следует иметь в виду, чтоуказы Президента могут носить и ненормативный характер (о награждении, оназначении на должность). Это будут акты индивидуального характера.

5. Выявитьв тексте нормативного акта 3 нормы права, которые нуждаются в расширенномтолковании и 3 нормы права, которые нуждаются в ограниченном толковании.
В учебной инаучной литературе дается множество определений понятия «правовая норма». Приизучении основ права достаточно знать одно или два определения, которыесодержат наиболее существенные признаки правовой нормы
Норма права –это общеобязательное формально–определенное правило поведения, установленноеили санкционированное государством, закрепленное и опубликованное в официальныхактах, направленное на регулирование общественных отношений путем определенияправ и обязанностей их участников.
Норма права –признаваемое и обеспеченное государством общеобязательное правило, из котороговытекают права и обязанности участников общественных отношений.
В этихопределениях перечислены такие признаки правовой нормы, как общеобязательность,формальная определенность, государственно–властный характер, закрепление в нихправ и обязанностей участников правовых отношений.
Толкование права по объему – это есть толкование по результату.
В зависимости от полученных результатов толкования бывает 3 видов: буквальное, ограниченное,расширенное (расширительное).
Буквальное (адекватное) толкование точно соответствует тексту нормы. Этотипичный, часто встречающийся вид толкования. При чем действительное содержаниенормы права, установленное в ходе использования всех необходимых для данногослучая приемов толкования, совпадает с результатом, полученным на основепростого прочтения ее текста (смысл и буква закона совпадают). Этот видтолкования не порождает разногласий и споров.
Расширительное толкование шире текста правовой нормы,поскольку смысл правового предписания выходит за рамки буквальных выражений.Перечень случаев, требующих расширительного толкования, обычно сопровождаетсяиспользованием выражений «и другие», « и прочее», « и так далее».
Например, согласно ч. 5 ст. 18 Гражданского кодекса РБ «вред, причиненный гражданину врезультате неправомерного использования его имени, подлежит возмещению всоответствии с законом». Если толковать содержаниеданной статьи буквально, то лица без гражданства, иностранцы не подпадают поддействие данной статьи. Однако это не так, поскольку понятие «гражданин»интерпритируется здесь расширительно как физическое лицо.
Ограничительное толкование права выражается в такомрезультате интерпритации, когда подлинный смысл нормы права следует пониматьограничено уже, чем это выражено в словестном тексте.
Например, согласно ст.32 Конституции РБ «дети обязаны заботиться о родителях,а также о лицах, их заменяющих, и оказывать им помощь».В результате толкования выясняется, что такая обязанность не возлагается надетей, которые сами являются не трудоспособными.
Необходимость в распространительном или ограничительномтолковании возникает в случаях несоответствия действительного смысла нормы праваее словесной формулировке либо при наличие других уточняющих или близких посодержанию норм права, которые ограничивают или расширяют понимание толкуемойнормы права по сравнению с буквальным пониманием ее текста.

Список использованных источников.
 
1.        Конституция Республики Беларусь 1994г. (с изменениями и дополнениями,принятыми на Республиканском референдуме от 24.11.1996г., в редакции РешенияРеспубликанского референдума от 17.11.2004г.) // Консультант Плюс Беларусь /ООО «Юр Спектр», Национальный центр правовой информации Республики Беларусь. — Мн., 2005
2.        Гражданскийкодекс Республики Беларусь 1998 г. № 218-З (с изменениями и дополнениями) вред. от 08.01.2004 г. – Мн.: Национальный центр правовой информации РеспубликиБеларусь, 2004
3.        Василевич Г. А.Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2003
4.        Колбасин Д.А.Гражданское право. Особ. часть. Изд-е 2-е, доп. и перераб.: – Мн.: МНО, 2001
5.        Кунцевич К.Н.Конституционное право Республики Беларусь. – Мн., 2000
6.        Общая теорияправа. Учебник для вузов. / Под ред. Г.Н. Манова. – М.: БЕК, 1996
7.        ОсмоловскийВ.В. Основы управленческой деятельности государственного аппарата. Ч. 1. Мн.: Академияуправления при Президенте РБ, 1998
8.        Паращенко В.Н.Хозяйственное право РБ. Мн.: МНО, 2002
9.        Шишко Г.Б.Основы права. – Мн.: «Амалфея», 1998


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.