/>/>Государственное управление земельными ресурсами и охранойземель
Под государственным регулированием понимается организационно-правовое и экономическоевоздействие государства на использование и охрану земельных ресурсов.Государственное регулирование использования и охраны земель осуществляют все ветвигосударственной власти – законодательная, исполнительная, судебная; в той илииной мере и форме – все государственные органы: Президент Рф, ФедеральноеСобрание РФ, Правительство РФ, органы законодательной, исполнительной исудебной власти субъектов Российской Федерации. Государственным же управлениемиспользованием и охраной земельных ресурсов в узком смысле занимаются органыисполнительной власти Российской Федерации и ее субъектов. Эти органы обычноподразделяются на органы общей и специальной компетенции. В число последних,осуществляющих непосредственное управление использованием и охраной земельныхресурсов, входят Министерство сельского хозяйства Российской Федерации,Министерство природных ресурсов Российской Федерации и другие органы.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, являющееся:головным органом управления агропромышленным комплексом, обеспечивающимединство системы органов государственного управления АПК, взаимодействие икоординацию их деятельности, осуществляет государственное руководствопроведением аграрных и земельных преобразований в стране, организует разработкуи выполнение программ по защитному лесоразведению, разрабатывает и реализуеткомплекс мероприятий (организационно-экономических, технических, научных) порациональному использованию земельных ресурсов в агропромышленном комплексе.Министерство природных ресурсов Российской Федерации, являющееся федеральным органомисполнительной власти, проводит государственную политику в сфере изучения,воспроизводства и охраны природных ресурсов, координирует деятельность иныхфедеральных органов в данной сфере в случаях и пределах, установленных федеральнымизаконами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительстварф. Согласно Положению, утвержденному постановлением Правительства РФ№ 726,Министерство природных ресурсов Рф является федеральным органом исполнительнойвласти, проводящим государственную политику и осуществляющим управление в сфереизучения, использования, воспроизводства, охраны природных ресурсов иокружающей природной среды, обеспечения экологической безопасности, а такжекоординирующим в случаях, установленных законодательством ф, деятельность вэтой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Функции упраздненного в соответствии с названным Указом Государственного комитетаРф по земельной политике переданы вновь образованной Федеральной службеземельного кадастра России и Министерству имущественных отношений РоссийскойФедерации. Важную роль в регулировании и охране земельных ресурсов играюторганы санитарно-эпидемиологического надзора Министерства здравоохраненияРоссийской Федерации. Федеральный закон от 30 марта 1999 г. «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения» предусматривает комплексмероприятий, направленных на обеспечение санитарно-эпидемиологическогоблагополучия населения как одного из основных условий реализацииконституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающуюсреду. Указанные органы осуществляют государственный контроль за: — соблюдениемсанитарного законодательства при использовании земельных участков, установленииохранных, санитарно-защитных оздоровительных и рекреационных зон, припроектировании и эксплуатации предприятий, объектов по использованию, переработкеи захоронению радиоактивных, токсичных материалов и отходов производства; — предотвращения загрязнения земель возбудителями паразитарных и инфекционных заболеванийи др. />
Государственный земельный кадастр
Государственныйземельный кадастр — систематизированный свод документальных сведений обобъектах государственного кадастрового учета, о правовом режиме земель в РФ, окадастровой стоимости, местоположении, размерах земельных участков и прочносвязанных с ними объектов недвижимого имущества. Порядок ведения гос-ного земельногокадастра устанавливается фз о гос-ном земельном кадастре. Ведение гос-ныйкадастрового учета земельных участков включает описание и индивидуализацию вЕдином гос-ном реестре земель земельных участков, в результате чего каждыйземельный участок получает такие характеристики, которые позволяют однозначновыделить его из других земельных участков и осуществить его качественную иэкономическую оценки. Гос-ный кадастровый учет земельных участковсопровождается присвоением каждому земельному участку кадастрового номера.
Обязательномугосударственному кадастровому учету подлежат земельные участки, расположенныена территории РФ, независимо от форм собственности на землю, целевогоназначения и разрешенного использования земельных участков. Назначениеземельного кадастра – обеспечение правильной организации рациональногоиспользования и охраны земельных ресурсов. Порядок осуществления функцииведения государственного земельного кадастра регулируется Федеральным закономот 2 января 2000 г. ≪О государственномземельном кадастре≫.
Документы ГЗК:основные(единый гос-й реестр земель, кадастровые дела, дежурные кадастровыекарты(планы), вспомогательные(книги учета док-тов, итд.) и производные(док-тысодеж-щие перечни земель, статистич-е отчеты итд).
Государственныйземельный кадастр создается и ведется в целях информационного обеспечения: 1)государственного и муниципального управления земельными ресурсами; 2)государственного контроля за использованием и охраной земель; 3) мероприятий,направленных на сохранение и повышение плодородия земель; 4) государственнойрегистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним; 5) землеустройства; 6)экономической оценки земель и учета стоимости земли в составе природныхресурсов; 7) установления обоснованной платы за землю; 8) иной связанной свладением, пользованием и распоряжением земельными участками деятельности.
Деятельность поведению государственного земельного кадастра осуществляется в соответствии соследующими принципами: 1) единства системы и технологии ведения государственногоземельного кадастра на всей территории РФ; 2) непрерывности внесения вгосударственный земельный кадастр изменяющихся характеристик земельныхучастков; 3) открытости сведений государственного земельного кадастра; 4)сопоставимости и совместимости сведений государственного земельного кадастра сосведениями, содержащимися в других государственных и иных кадастрах, реестрах,информационных ресурсах.
В Федеральномзаконе ≪О государственном земельном кадастре≫ установлен также принцип обязательностигосударственного кадастрового учета земельных участков. Сведениягосударственного земельного кадастра носят открытый характер, за исключениемсведений, отнесенных федеральным законодательством к категории ограниченногодоступа. />/>/>
Контроль за использованием и охранойземель. Мониторинг земель
Основнымифункциями государственного управления использованием и охраной земель являются:
1) организацияземлеустройства. Землеустройство — мероприятия по изучению состояния земель,планированию и организации рационального использования земель и их охраны,образованию новых и упорядочению существующих объектов землеустройства иустановлению их границ на местности (территориальное землеустройство),организации рационального использования гражданами и юридическими лицамиземельных участков для осуществления сельскохозяйственного производства, атакже по организации территорий, используемых общинами коренных малочисленныхнародов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ. Проведение землеустройстварегулируется ЗК РФ и Законом РФ от 18 июля 2001 г. ≪О землеустройстве≫;
2) проведениегосударственного кадастрового учета с целью регистрации прав и созданиясоответствующей налогооблагаемой базы. Государственный кадастровый учетземельных участков — описание и индивидуализация в Едином государственномреестре земель земельных участков, в результате чего каждый земельный участокполучает такие характеристики, которые позволяют однозначно выделить его издругих земельных участков и осуществить его качественную и экономическуюоценки.
3) кадастроваяоценка земли. Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости ответственноза проведение и организацию кадастровой оценки земли, который необходим длятого, чтобы обеспечить соответствующую фискальную составляющую у государства;
4) контроль заиспользованием и охраной земли. Основная задача государственного контроля заиспользованием и охраной земель – обеспечение исполнения земельногозаконодательства, соблюдения установленных требований, выполнения мероприятийпо охране земель органами государственной власти, местного самоуправления,юридическими лицами, их должностными лицами, а также гражданами. Цельгосударственного земельного контроля — сохранение земли как природного ресурса,основы жизни и деятельности граждан России;
5) мониторингземель.
Мониторинг земель — это системанаблюдений (съемки, обследования и изыскания) за состоянием земель. Объектамимониторинга земель являются все земли РФ. Составная часть государственного мониторингаземель — мониторинг плодородия земель сельскохозяйственного назначения.Пользователи земель обязаны регулярно отчитываться о наличии и качественномсостоянии своих земель в соответствии с правилами ведения мониторинга,установленными федеральными нормативными правовыми актами и нормативными актамисоответствующих субъектов РФ.
Задачи мониторингаземель: 1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этихизменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствийнегативных процессов; 2) информационное обеспечение ведения государственногоземельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием иохраной земель, иных функций государственного и муниципального управленияземельными ресурсами, а также землеустройства; 3) обеспечение гражданинформацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель.
В зависимости оттерриториального охвата мониторинг земель может быть: 1) федеральным,охватывающим всю территорию РФ; 2) региональным, охватывающим территории,ограниченные физико-географическими, экономическими, административными и инымиграницами; 3) локальным, ведущимся на объектах ниже регионального уровня,вплоть до территорий отдельных землепользовании.
Участие вмониторинге земель принимают государственные органы России: Минприроды России,Минсельхозпрод России, Гидрометеорологическая служба, соответствующие органысубъектов РФ.
Контроль за использованием и охранойземель. Мониторинг земель.
Пользователиземель обязаны регулярно отчитываться о наличии и качественном состоянии своихземель в соответствии с правилами ведения мониторинга, установленнымифедеральными нормативными правовыми актами и нормативными актамисоответствующих субъектов РФ. Независимо от этого они обязаны представлятьвнеочередную информацию о чрезвычайных и неординарных событиях, существенноотражающихся на состоянии земель, их хозяйственном использовании и правовомрежиме. За искажение информации виновные несут ответственность в соответствии сдействующим законодательством. Полученные и зафиксированные с помощьюдокументов мониторинга объективные материалы о состоянии земель и окружающей ихприродной среды служат правовым основанием для принятия необходимых решенийкомпетентными государственными органами, ответственными за правильноеиспользование земель и их охрану. Решения обязывающие природопользователейсовершать те или иные действия по устранению выявленных правонарушений,принимают наделенные соответствующими полномочиями государственные органы,ведущие контроль за использованием земель и их охраной.
Государственное управление земельными ресурсами и охранойземель
Регулирование рационального использования и охраны земельных ресурсов осуществляютне только органы государственной власти Российской Федерации и ее субъектов, нои органы местного самоуправления. Местное самоуправление, согласно ст. 130Конституции РФ, обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местногозначения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью, втом числе и земельными ресурсами. К полномочиям органов местного самоуправленияотносятся: — определение долгосрочной перспективы развития муниципальныхобразований, территориальное планирование использования земель, зонирование их,разработка и утверждение генеральных планов территорий муниципальныхобразований по согласованию с органами государственной власти субъектовРоссийской Федерации; — установление в соответствии с действующимзаконодательством порядка предоставления, использования и изъятия земельмуниципальных образований; — управление и распоряжение муниципальными землями идр.
Порядок осуществления государственного контроля за использованием иохраной земель в Российской Федерации определен постановлением Совета Министров- Правительства Рф. Установленный Положением порядок осуществлениягосударственного контроля за использованием и охраной земель являетсяобязательным для исполнения всеми физическими, должностными и юридическимилицами. Такой контроль осуществляется соответствующими органами представительнойи исполнительной власти, а также специально уполномоченными на тогосударственными органами в соответствии с действующим законодательством.Определена и задача госземконтроля: обеспечение соблюдения всеми физическими, должностнымии юридическими лицами требований земельного законодательства в целяхэффективного использования и охраны земель.
/>/>Понятие, предметЗП. Источники ЗП. История земельного права России
Земельное право — это совокупность правовых норм, регулирующих общественные отношения,складывающиеся по поводу рационального использования и охраны земли какнационального богатства России.
Земля включает всютерриторию, на которой Российское государство вправе устанавливать свойземельный порядок — поверхностный слой земной коры в пределах территории еесубъектов, внутренних вод и территориального моря.
Предмет земельногоправа — это общественные отношения, возникающие в связи с распределением,использованием и охраной земель, т. е. земельные правоотношения.
Земельныеправоотношения — это общественные отношения/которые складываются между органамивласти, организациями и частными лицами по поводу распределения, использованияи охраны земель и кoторые регулируются нормами земельного права.
Источникиземельного российского права — внешние формы выражения правотворческойдеятельности государства, в которых закрепляются, формулируются правилаповедения, обязательные для исполнения. Источники земельного права – законодательныеи иные нормативные правовые акты, принятые и изданные компетентнымгосударственным органом и содержащие правовые нормы, регулирующие земельныеотношения.
Виды источниковземельного права России: 1) Конституция РФ от 12 декабря 1993 г.;
2) федеральныезаконы: а)Земельный кодекс РФ 2001 г.; б) Гражданский кодекс РФ; в) Водныйкодекс РФ от 16 ноября 1995 г. 167-ФЗ; г) Лесной кодекс РФ от 29 января 1997 г.22-ФЗ; д) Федеральный закон от 18 июня 2001 г. 78-ФЗ ≪О землеустройстве≫; е) федеральныйзакон от 2 января 2000 г. 28-ФЗ ≪О государственномземельном кадастре≫; ж) Федеральныйзакон от 10 января 2002 г. ≪Об охранеокружающей природной среды≫; з) Федеральныйзакон от 17 июля 2001 г. 101-ФЗ ≪О разграничениигосударственной собственности на землю≫; и федеральныйзакон от 24 июля 2002 г. 101-ФЗ ≪Об обороте земельсельскохозяйственного назначения≫ к) Федеральныйзакон от .7 мая 2001 г. 49-ФЗ ≪О территорияхтрадиционного природопользования коренных малочисленных народов Севера, Сибирии Дальнего Востока РФ≫; л)Федеральныйзакон от 16 июля 1998 г. 101 –ФЗ ≪О государственномрегулировании обеспечения плодородия земель сельскохозяйственного назначения≫;
3) законы РФ,например Закон РФ от 11 октября 1991 г. 1738-1 ≪О плате за землю≫; 4) указы Президента РФ: а) Указ Президента РФ *Огосударственном земельном кадастре и регистрации документов о правах нанедвижимость≫ от 11 декабря1993 г. 2130; б) Указ Президента РФ ≪О правесобственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектаминедвижимости в сельской местности≫ от 14 февраля1996 г. 198;
5) постановленияПравительства РФ: а)постановление Правительства РФ ≪О порядке определения нормативной цены земли≫ от 15 марта 1997 г. 1319; б)постановлениеПравительства РФ от 2 октября 2002 г. 830 ≪Об утвержденииПоложения о порядке консервации земель с изъятием их из оборота≫; в)постановление Правительства РФ от 19 ноября 2002г. 833 ≪О государственном земельном контроле≫; 6) нормативные правовые акты субъектов Федерации иорганов местного самоуправления; 7) общие принципы права; 8) нормативныедоговоры; 9) международные договоры, заключенные с иностранными государствами;10)некоторые обладающие юридической силой обычаи.
История земельногоправа. Основные земельные преобразования России начались с реформы 1861 г., врезультате проведения которой произошли следующие изменения в земельно-правовомстрое: 1) крестьяне вышли из крепостной зависимости; 2) крестьяне получали заопределенные повинности в постоянное пользование усадебные земли и земли,необходимые для их быта (при сохранении за помещиком права собственности наземлю; 3) крестьяне признавались субъектами права собственности на землю./>
Принципы ЗП.Система ЗП. Общая и особенная части ЗП
Земельному правукак самостоятельной отрасли права присущи следующие принципы:
1) учет значенияземли как основы жизни и деятельности человека, согласно которому регулированиеотношений по использованию и охране земли осуществляется исходя изпредставлений о земле как о природном объекте, охраняемом в качестве важнейшейсоставной части природы, природном ресурсе, используемом в качестве средствапроизводства в сельском хозяйстве и лесном хозяйстве и основы осуществленияхозяйственной и иной деятельности на территории РФ, и одновременнокак о недвижимомимуществе, об объекте права собственности и иных прав на землю;
2) приоритетохраны земли как важнейшего компонента окружающей среды и средства производствав сельском хозяйстве и лесном хозяйстве перед использованием земли в качественедвижимого имущества;
3) приоритетохраны жизни и здоровья человека, согласно которому при осуществлениидеятельности по использованию и охране земель должны быть приняты такие решенияи осуществлены такие виды деятельности, которые позволили бы обеспечитьсохранение жизни человека или предотвратить негативное (вредное) воздействие наздоровье человека;
4) участие граждани общественных организаций в решении вопросов, касающихся их прав на землю;
5) единство судьбыземельных участков и прочно связанных с ними объектов, согласно которому всепрочно связанные с земельными участками объекты следуют судьбе земельныхучастков, за исключением случаев, установленных федеральными законами;
6) приоритетсохранения особо ценных земель и земель особо охраняемых территорий, согласнокоторому изъятие ценных земель сельскохозяйственного назначения, земель лесногофонда, занятых лесами первой группы, земель особо охраняемых природныхтерриторий и объектов, земель, занятых объектами культурного наследия, другихособо ценных земель и земель особо охраняемых территорий для иных целейограничивается или запрещается в порядке, установленном федеральными законами;
7) платностьиспользования земли;
8) деление земельпо целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяетсяисходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенногоиспользования в соответствии с зонированием территорий и требованиямизаконодательства;
9) разграничениегосударственной собственности на землю на собственность РФ, собственностьсубъектов РФ и собственность муниципальных образований;
10)дифференцированный подход к установлению правового режима земель, всоответствии с которым при определении их правового режима должны учитыватьсяприродные, социальные, экономические и иные факторы;
11)сочетаниеинтересов общества и законных интересов граждан, согласно которым регулированиеиспользования и охраны земель осуществляется в интересах всего общества приобеспечении гарантий каждого гражданина на свободное владение, пользование ираспоряжение принадлежащим ему земельным участком.
Система земельногоправа — совокупность правовых институтов, каждый из которых состоит из группыюридических норм, регулирующих однородные земельные отношения, обладающиеизвестным единством.
Земельное право какотрасль, имеющая свою систему, включает:
1) общую часть,содержащую отправные, общие положения, принципы, действие которыхраспространяется на все либо большинство регулируемых земельным правомотношений, правовые; 2) особенную часть, охватывающую нормы, регулирующиеотдельные виды земельных отношений. />/>/>
Субъекты земельных правоотношений. Объект земельныхправоотношений
Субъекты земправоотношений
1. Участникамиземельных отношений являются граждане, юридические лица, Российская Федерация,субъекты Российской Федерации, муниципальные образования.
2. Праваиностранных граждан, лиц без гражданства и иностранных юридических лиц наприобретение в собственность земельных участков определяются в соответствии снастоящим Кодексом, федеральными законами.
3. Для целейнастоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:
собственникиземельных участков — лица, являющиеся собственниками земельных участков;
землепользователи- лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве постоянного(бессрочного) пользования или на праве безвозмездного срочного пользования;
землевладельцы — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками на праве пожизненногонаследуемого владения;
арендаторыземельных участков — лица, владеющие и пользующиеся земельными участками подоговору аренды, договору субаренды;
обладателисервитута — лица, имеющие право ограниченного пользования чужими земельнымиучастками (сервитут).
Объект права— индивидуально-определенный земельный участок, по поводукот-го возникают земельные отношения. В сфере гос-ного управления объектомземельных отношений м.б весь земельный фонд в целом, его составные части впределах границ субъектов РФ, административно-территориальных образований,отдельные участки;
Ст. 6. Объекты земельных отношений
Объектами земельных отношений являются:
1) земля как природный объект и природный ресурс;
2) земельные участки;
3) части ЗУ.
Земельный участок как объект земельных отношений — часть поверхности земли(в т.ч почвенный слой), границы которой описаны и удостоверены в установленномпорядке.
Земельный участок может быть делимым и неделимым. Делимым являетсяземельный участок, кот-й м.б. разделен на части, каждая из которых послераздела образует самостоятельный земельный участок, разрешенное использованиекот-го может осущ-ся без перевода его в состав земель иной категории, заисключением случаев, установленных ФЗ-ми.
Субъекты земельных правоотношений. Объект земельныхправоотношений
Правовымиинститутами, составляющими общую часть земельного права, являются: 1) институтправа собственности на землю; 2) институт иных видов прав на землю; 3) институтуправления в области землепользования; 4) институт землеустройства; 5) институтгосударственного земельного кадастра; 6) институт контроля за использованиемземли; 7) институт правовой охраны земель; 8) институт юридическойответственности за нарушение земельного законодательства.
Правовымиинститутами особенной части являются: группы правовых норм, устанавливающихналичие в государственном земельном фонде отдельных категорий земель и ихправовой режим. К особенной части относится правовой режимиспользования и охраны земель сельскохозяйственного назначения, населенныхпунктов, промышленности, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,информатики, космического обеспечения, обороны; особо охраняемых территорий;лесного фонда; водного фонда; запаса.
Понятие, предметЗП. Источники ЗП. История земельного права России
Следующаяземельная реформа проводилась П. А. Столыпиным в 1906 г. Суть проводимойреформы – отмена выкупных платежей за надельные земли и провозглашение длякрестьян — членов общины права свободного выхода из нее с закреплением всобственность участка из мирского надела со всеми вытекающими отсюдаюридическими последствиями — правом продавать эту землю, сдавать ее в аренду ит. д.
Итоги проведенияземельной реформы: 1) расслоение крестьянства; 2)дифференциация помещичьего икрестьянского землевладения.
В 1917 г. в Россииизменился способ хозяйствования или образования валового национальногопродукта. Основные земельные преобразования послереволюционного периодасводились: 1 )к отмене частной собственности на землю; 2) к объявлению земливсенародным достоянием, которое впоследствии стало отождествляться сисключительной собственностью на землю государства; 3)к изъятию земли изгражданского оборота и включению ее в чисто административный оборот.
/>/>Понятие и виды юридической ответственности за нарушениеземельного законодательства
Юридическаяответственность — это правовой институт, представляющий собой совокупностьюридических норм о разрешенных и поддерживаемых государством способах и мерахпринудительного и неблагоприятного воздействия на лиц, которые уклоняются отдобровольного исполнения возложенных на них законом обязанностей либодоговорных обязательств, либо нарушают установленный законодательствомправопорядок.
Характернымипризнаками юридической ответственности являются следующие: 1) юридическаяответственность является одной из форм государственного принуждения. 2) онасостоит из двух аспектов: норм материального и норм процессуального права,причем процессуальное право лишь регулирует порядок и условия возложения,применения юридической ответственности за правонарушения; 3) юридическаяответственность есть правовая обязанность претерпевания мер государственногопринуждения. Этот признак указывает на то общее и главное, что свойственно всемвидам юридиче-ской ответственности; 4) юридическая ответственность выражаетсостояние, при котором правонарушитель претерпевает неблагоприятные последствияличного или имущественного характера; 5) юридическая ответственность тесносвязана с санкцией правовой нормы и в этом качестве предстает как принудительноисполняемая обязанность, возникшая в связи с правонарушением и реализуемая вконкретном правоотношении.
Таким образом, юридическаяответственность представляет собой возникшее из правонарушений правовоеотношение между государством в лице его специальных органов и правонарушителем,на которого возлагается обязанность претерпевать соответствующие лишения инеблагоприятные последствия за совершенное правонарушение.
Субъектамиюридической ответственности являются правонарушители. Но государство предъявляетразличные требования к ним. Так, субъектом такого вида юридическойответственности, как уголовная, может быть лицо, достигшее возраста 14 лет.Возраст наступления административной ответственности составляет 1 б лет.Субъектами административной ответственности как одного из видов юридическойответственности могут быть не только граждане, достигшие 14-летнего возраста ивменяемые, но и юридические лица. По законодательству РФ субъектамипреступлений могут быть только физические лица.
Основанием дляюридической ответственности является земельное правонарушение. Составправонарушения — это фактическое основание для ответственности, а нормаправа — правовое.
Законодательствомзакреплены следующие основные формы ответственности: 1) дисциплинарная;2) административная; 3)уголовная; 4) гражданско-правовая; 5) земельно-правовая.
Каждая из формответственности применяется за совершение соответствующего правонарушения: 1) дисциплинарногопроступка; 2) административного проступка; 3) уголовного преступления; 4)гражданско-правового преступления; 5) земельно-правового нарушения./>/>/>
Административнаяответственность. Уголовная ответственность
Лица, виновные в совершении земельных правонарушений, несутадминистративную отв-ость в порядке, установленном законод-вом. Привлечениелица, виновного в совершении земельных правонарушений, к административнойотв-сти не освобождает его от обязанности устранить допущенные земельныеправонарушения и возместить причиненный ими вред.
Дисциплинарная отв-сть за земельные правонарушения 1. Должностные лица иработники организации, виновные в совершении земельных правонарушений, несутдисц отв-сть в случаях, если в результате ненадлежащего выполнения ими своихдолжностных или трудовых обязанностей организация понесла админ. отв-сть запроектирование, размещение и ввод в эксплуатацию объектов, оказывающихнегативное (вредное) воздействие на состояние земель, их загрязнение хим ирадиоактивными в-вами, производственными отходами и сточными водами. 2. Порядокпривлечения к дисц. отв-сти определяется трудовым законод-вом, законод-вом огос-ной и муниц-ной службе, законод-вом о дисциплинарной отв-сти главадминистраций, фед-ми законами и иными н.п.а РФ, законами и иными н.п.асубъектов РФ. Ст.76.
Возмещение вреда, причиненного земельными правонарушениями 1. Юр-кие лица,гр-не обязаны возместить в полном объеме вред, причиненный в результатесовершения ими земельных правонарушений. 2. Самовольно занятые земельныеучастки возвращаются их собственникам, землепользователям, землевладельцам,арендаторам ЗУ без возмещения затрат, произведенных лицами, виновными внарушении земельного законод-ва, за время незаконного пользования этими ЗУ. 3. ПриведениеЗУ в пригодное для использования состояние при их захламлении, других видахпорчи, самовольном занятии, снос зданий, строений, сооружений при самовольномзанятии ЗУ или самовольном строительстве, а также восстановление уничтоженныхмежевых знаков осуществляется юр-ими лицами и гр-нами, виновными в указанныхземельных правонарушениях, или за их счет.
Кодекс об адм-х правонарушениях (ст. 24) предусматривает за совершениеадмин-х правонарушений административные взыскания: предупреждение; штраф; возмездноеизъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектомадминистративного правонарушения; конфискация предмета, явившегося орудиемсовершения или непосредственным объектом адм-го правонарушения; лишениеспециального права, предоставленного данному гражданину (права управлениятранспортным средством, права охоты); исправительные работы; административныйарест.
При этом предусмотрено (ст. 25 Кодекса), что возмездное изъятие иконфискация предметов, имеющих особо важное значение в сфере охраны окр.прир.среды, особенно дикой фауны, могут применяться в качестве основных идополнительных адм-х взысканий, тогда как другие адм-е взыскания могутприменяться только в качестве основных. За одно адми-е правонарушение м.бналожено основное либо основное и доп-е взыскание. При наложении адм-говзыскания учитывается характер совершенного правонарушения, личностьнарушителя, степень его вины, имущественное положение, обстоятельства,смягчающие и отягчающие отв-сть./>
Гражданско-правоваяответственность. Дисциплинарная ответственность
Материальная(гражданско-правовая) ответственность — особый вид юридической ответственности,связанный с необходимостью возмещения материального вреда, как следствияправонарушения. Все случаи возникновения материального вреда можно разделить надве группы: 1 вред, возникающий в результате совершения неправомерных действий,не относящихся к категории сделок; 2 вред, возникающий в результате совершениянеправомерных (недействительных) сделок с землей.
К неправомернымдействиям, не являющимся сделками с землей, относятся такие земельныеправонарушения как уничтожение плодородного слоя почвы, захламление, и т.д.,отрицательно влияющих на качественное состояние земель. Согласно земельномузаконодательству лица, виновные в совершении правонарушений, повлекших за собойвозникновение ущерба, обязаны возместить его в полном объеме, включая упущеннуювыгоду.
Земельныеправонарушения могут выражаться в виде неправомерных сделок, совершенных снарушением требований законодательства. Такие сделки считаютсянедействительными (сделки, совершенные не в соответствии с требованиями закона;сделки, совершенные под влиянием обмана, угроз, насилия и т. п.). Порядокматериальной ответственности лиц, виновных в совершении недействительных сделокс землей: 1) Если действия сторон недействительной сделки не признаютсяумышленными, а последствия ее совершения не нарушают прав третьих лиц или незатрагивают их законных интересов, то по действующему правилу каждая из сторонвозвращает другой стороне все полученное по сделке, а при невозможностивозвратить натурой — возместить денежную стоимость полученного. 2) Если внедействительной сделке усматриваются действия, заведомо направленные нанарушение прав и законных интересов третьих лиц, а умышленными признаютсядействия одной стороны, то эта сторона возвращает другой стороне все полученноепо сделке, а полученное последней — взыскивается в доход государства.3) Если внедействительных сделках, совершаемых с целью нарушения прав и законныхинтересов третьих лиц, умышленными являются действия обеих сторон, то в доходгосударства взыскивается все, полученное по сделке обеими сторонами.
Дисциплинарнаяответственность наступает при наличии определенных условий и обстоятельств: 1 дисциплинарнаяответственность за земельные правонарушения может наступать в том порядке итогда, в каком и когда она предусматривается в нормативных правовых актах 2)дисциплинарная ответственность наступает за невыполнение мероприятий по охранеи рациональному использованию земельных ресурсов, за нарушение нормативовкачества окружающей среды и требований законодательства. 3) основаниемпривлечения к дисциплинарной ответственности является нарушение работником илидолжностным лицом трудовой дисциплины — совершение дисциплинарного проступка,которым признается виновное неисполнение трудовой обязанности во время работы.Дисциплинарные взыскания могут применяться за нарушение земельногозаконодательства только к тем работникам, в чьи трудовые функции входит соблюдениеземельно-правовых норм. Объект правонарушения здесь двойной: правилавнутреннего распорядка и правила использования земель, и чтобы возложить навиновного дисциплинарную ответственность за нарушение земельногозаконодательства, необходимо идеальное совпадение дисциплинарного проступка иземельного правонарушения, т. е. неисполнение работником трудовой обязанностиодновременно было бы нарушением им земельного правопорядка (неисполнениеземельной обязанности, возложенной законом на собственника земельного участка, землевладель-ца, землепользователя).
Согласно п. 2 ст.75 ЗК РФ привлечение к дисциплинарной ответственности осуществляется наосновании трудового законодательства, законодательства о государственной имуниципальной службе, законодательства о дисциплинарной ответственности главадминистраций, федеральных законов и иных нормативно-правовых актов РФ исубъектов РФ. Согласно ТК РФ к дисциплинарной ответственности могутпривлекаться должностные лица или работники организации, совершившие дисциплинарныйпроступок.
Правовой режимземель сельскохозяйственного назначения
В ст. 77 3К РФземли сельскохозяйственного назначения определены как земли за чертойпоселений, предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенныедля этих целей.
Главнаяособенность этой категории земель состоит в том, что земли здесь выступают вкачестве основного средства производства продуктов питания и кормов дляживотных, а также сырья для промышленности. Поэтому для земель сельскохозяйственногоназначения установлен особый правовой режим, имеющий целью как охрану иповышение плодородия почв, так и недопущение выведения таких земель изсельскохозяйственного оборота.
В соответствии сп. 2 ст. 77 ЗК РФ земли сельскохозяйственного назначения включают: 1)сельскохозяйственные угодья;2) несельскохозяйственные угодья.
Сельскохозяйственныеугодья в свою очередь состоят из участков земли определенного хозяйственногоиспользования (пашня, сенокосы, пастбища, залежь, виноградники и другие многолетниеплодовые насаждения). Следует отметить, что к землям сельскохозяйственногоназначения относятся также земельные участки, предоставленные гражданам дляведения личного подсобного хозяйства, индивидуального и коллективногосадоводства, животноводства и огородничества.
Несельскохозяйственныеугодья представляют собой земли, занятые внутрихозяйственными дорогами,коммуникациями, древесно-кустарниковой растительностью (предназначенной дляобеспечения защиты земель от воздействия негативных природных, антропогенных итехногенных явлений), замкнутыми V водоемами, а также зданиями, строениями,сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработкисельскохозяйственной продукции. Кроме того, к несельскохозяйственным угодьямотносятся овраги, болота и пр.
Российскоезаконодательство вводит ряд ограничений, связанных с использованием земельуказанной категории. К таковым относят установление: 1) перечня земель,запрещенных к приватизации, находящихся в ограниченном обороте или находящихсяв свободном обороте; 2)квалификационных требований, предъявляемых к покупателямземель сельскохозяйственногоназначения;
3) ограничения илизапрета для иностранцев права приобретения в собственность земельных участковиз земель сельскохозяйственного назначения. Для указанных лиц предусматриваетсятолько аренда;
4) запрета наизменение целевого назначения угодий без согласования с органами власти; 5)минимальных и максимальных сроков аренды земель сельскохозяйственногоназначения и др.
ФЗ от 24 июля 2002г. № 101 -ФЗ ≪Об обороте земельсельскохозяйственного назначения≫ предусматриваетособенности договоров купли-продажи, аренды земельных участков из земельсельскохозяйственного назначения; предоставления гражданам и юридическим лицамв собственность или аренду земельных участков из земель сельскохозяйственногоназначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности;наследования земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения./>
Правовой режимземель населенных пунктов. Охрана земель населенных поселений
Земли населенныхпунктов — земли, находящиеся в пределах населенных пунктов. Подразделяются наземли городов, поселков городского типа и сельских населенных пунктов.
Землями поселенийпризнаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развитиягородских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель другихкатегорий. />Порядок использования земель поселений определяетсяв соответствии с зонированием их территорий. Территория поселения в пределахего административных границ делится на территориальные зоны. Документызонирования территорий утверждаются и изменяются нормативными правовыми актамиместного самоуправления (правилами землепользования и застройки) Земельныеучастки в городских и сельских поселениях могут быть изъяты, в том числе путемвыкупа, для государственных или муниципальных нужд в целях застройки всоответствии с генеральными планами городских и сельских поселений, правиламиземлепользования и застройки. В состав земель поселений могут входить земельныеучастки, отнесенные в соответствии с градостроительными регламентами кследующим территориальным зонам: 1) жилым; 2) общественно-деловым; />3) производственным; 4) инженерных и транспортных инфраструктур;5) рекреационным; 6) сельскохозяйственного использования; 7) специальногоназначения; 8) военных объектов; 9) иным территориальным зонам. Основныминормативными актами, определяющими правовой режим земель поселений, являются ЗКРФ и Градостроительный кодекс РФ.
Землями поселенийпризнаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развитиягородских и сельских поселений и отделенные их чертой от земель другихкатегорий. Земли поселений являются единственной категорией земель в РФ,границы которой можно четко определить на основании закона. Черта поселенийдолжна устанавливаться по границам земельных участков, предоставленныхгражданам и юридическим лицам.
Порядокиспользования земель поселений определяется в соответствии с зонированием ихтерриторий. Вся территория поселения подлежит разделению только натерриториальные зоны. Результаты такого разделения отражаются в документахзонирования.
Правилаземлепользования и застройки — нормативные правовые акты органа местногосамоуправления, устанавливающие порядок осуществления градостроительнойдеятельности на соответствующих территориях городских и сельских поселений, втом числена территориях ЗАТО, и разрабатываются, утверждаются и реализуются органамиместного самоуправления. Исключение из этого правила составляют лишь городафедерального значения Москва и Санкт-Петербург.
Правиламиземлепользования и застройки устанавливается градостроительный регламент для каждойтерриториальной зоны индивидуально, с учетом особенностей ее расположения иразвития, а также возможности территориального сочетания различных видовиспользования земельных участков (жилого, общественно-делового,производственного, рекреационного и иных видов использования земельныхучастков). Для земельных участков, расположенных в границах однойтерриториальной зоны, устанавливается единый градостроительный регламент.
Особенностьюиспользования земель в поселениях является то, что порядок их использованияопределяется генеральным планом города или проектом застройки иного поселения. Генеральный план является основнымградостроительным документом, определяющим в интересах населения и государстваусловия формирования среды жизнедеятельности, направления и границы развитиятерриторий городских и сельских поселений, зонирование территорий, развитие инженерной,транспортной и социальной инфраструктур, градостроительные требования ксохранению объектов историко-культурного наследия и особо охраняемых природныхтерриторий, экологическому и санитарному благополучию. />/>/>
Земли природоохранного иисторико-культурного назначения
Согласно п. 1 ст.99 ЗК РФ к землям историко-культурного назначения относятся земли: 1) объектовкультурного наследия народов РФ (памятников истории и культуры), в том числеобъектов археологического наследия; 2) достопримечательных мест, в том числемест бытования исторических промыслов, производств и ремесел; 3) военных игражданских захоронений.
Эти земли могутиспользоваться только строго в соответствии с их целевым назначением.
К объектамкультурного наследия (памятникам истории и культуры) народов РФ (далее –объекты культурного наследия) в целях настоящего Федерального закона относятсяобъекты недвижимого имущества со связанными с ними произведениями живописи,скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники ииными предметами материальной культуры, возникшие в результате историческихсобытий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии,архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики,этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельствомэпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитиикультуры.
Земельные участкив границах территорий объектов культурного наследия, включенных в единыйгосударственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории икультуры) народов РФ, а также в границах территорий выявленных объектовкультурного наследия относятся к землям историко-культурного назначения,правовой режим которых регулируется зе-мельным законодательством РФ иФедеральным закном от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ ≪Об объектах культурного наследия (памятниках истории икультуры) народов РФ≫.
Земельные участки,отнесенные к землям историко-культурного назначения, у собственников земельныхучастков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участковне изымаются, за исключением случаев, установленных законодательством. Наотдельных землях историко-культурного назначения, в том числе землях объектовкультурного наследия, подлежащих исследованию и консервации, может бытьзапрещена любая хозяйственная деятельность.
Запрещение иограничение хозяйственной деятельности при использовании земельисторико-культурного назначения устанавливаются в основном в соответствии стребованиями ГСК и Закона об охране и использовании памятников истории икультуры. Статьи34-35 указанного Закона в целях обеспечения охраны памятниковистории и культуры предусматривают установление охранных зон, в которыхзапрещается производство земляных, строительных и других работ, а такжехозяйственная деятельность без специального разрешения. Зоны охраны памятниковистории и культуры устанавливаются как в поселениях, так и на иных территориях.В пределах этих зон запрещается и ограничивается хозяйственная и инаядеятельность, причиняющая вред объектам историко-культурного наследия. Границызон охраны памятников истории и культуры определяются в градостроительнойдокументации.
/>/>Правовой режим земель водного фонда
Порядокиспользования и охраны земель водного фонда определяется: 1) Земельным кодексомРФ; 2) водным законодательством.
К землям водногофонда относятся (п. 1 ст. 102 ЗКРФ): 1) земли, занятые водными объектами. Подводным объектом понимается сосредоточение вод на поверхности суши в формах еерельефа либо в недрах, имеющее границы, объем и черты водного режима (ст. 1Водного кодекса РФ); 2) земли водоохранных зон водных объектов; 3) земли,выделяемые для установления полос отвода и зон охраны водозаборов,гидротехнических сооружений и иных водохозяйственных сооружений, объектов.
Основное целевоеназначение земель водного фонда заключается в использовании их длястроительства и эксплуатации сооружений, обеспечивающих удовлетворениепитьевых, бытовых, оздоровительных и других нужд населения, а такжеводохозяйственных, сельскохозяйственных, природоохранных, промышленных,рыбохозяйственных, энергетических, транспортных и иных государственных иобщественных потребностей.
Правособственности на земли водного фонда подчинено праву собственности на водныйобъект: земли водного фонда принадлежат тому, кому принадлежит водный объект.ВК РФ закрепляет право государственной (федеральной, субъектов Федерации),муниципальной и частной собственности на водные объекты. Для охраны источниковпитьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения устанавливаются зоны охраны, в пределахкоторых вводится особый правовой режим использования земель.
Водоохранной зонойявляетсятерритория, примыкающая к акватории водного объекта, на которой устанавливаетсяспециальный режим использования и охраны природных ресурсов и осуществленияиной хозяйственной деятельности (ст. 111 ВК РФ); Водоохранные зоныустанавливаются для поддержания водных объектов в состоянии, соответствующемэкологическим требованиям, для предотвращения загрязнения, засорения иистощения поверхностных вод, а также сохранения среды обитания объектовживотного и растительного мира. В пределах водоохранных зон устанавливаются прибрежныезащитные полосы. В прибрежных защитных полосах запрещаются распашка земель,рубка и корчевка леса, размещение животноводческих ферм и лагерей, а такжедругая деятельность, за исключением случаев, предусмотренных ВК РФ.
Одним из правовыхсредств охраны водных объектов от вредных воздействий является установление зон санитарнойохраны источников водоснабжения.
Основной цельюсоздания и обеспечения режима в зоне санитарной охраны (ЗСО) являетсясанитарная охрана от загрязнения источников водоснабжения и водопроводныхсооружений, а также территорий, на которых они расположены.
ЗСО состоит изтрех поясов. Первый пояс (строгого режима) включает территорию расположенияводозаборов, площадок расположения всех водопроводных сооружений и водопроводящегоканала. Его назначение — защита места водозабора и водозаборных сооружений отслучайного или умышленного загрязненияи повреждения. Второй и третийпояса (пояса ограничений) включают территорию, предназначенную дляпредупреждения загрязнения воды источников водоснабжения. />
Порядок использования земель лесного фонда
Правовой режимземель лесного фонда регулируется земельным и лесным законодательством.
В соответствии сост. 101 Земельного кодекса РФ и ст. 8 Лесного кодекса РФ все земли лесногофонда делятся на две основные группы, а именно: 1) лесные земли, к которымотносятся: а)земли, покрытые лесной растительностью; б)земли, не покрытыерастительностью, но предназначенные для ее восстановления (вырубки, гари, погибшиедревостой, редины, пустыри, прогалины, площади, занятые питомниками,несомкнувшимися лесными культурами и иные); 2)нелесные земли (земли,предназначенные для ведения лесного хозяйства), к которым относятся: а) земли,предназначенные для нужд лесного хозяйства (земли, занятые просеками, дорогами,сельскохозяйственными угодьями и др.); б)а также иные земли, расположенные вграницах лесного фонда (земли, занятые болотами, каменистыми россыпями, идругие неудобные для использования земли).
Согласно ст. 55 ЛКРФ в лесном фонде РФ выделяют леса первой, второй и третьей групп. Всоответствии с п. 3 ст. 101 ЗК РФ изъятие земель, занятых лесами первой группы,для государственных или муниципальных нужд допускается только в исключительныхслучаях, предусмотренных поди. 1 и 2 п. 1 ст. 49 ЗК РФ, а именно в связи с: 1)выполнением международных обязательств РФ; 2) размещением объектовгосударственного или муниципального значения при отсутствии других вариантоввозможного размещения этих объектов.
Изъятие земельлесного фонда в лесах первой группы осуществляется Правительством РФ по представлению органагосударственной власти субъекта РФ, согласованному с федеральным органомуправления лесным хозяйством — Министерством природных ресурсов РФ.
Основное целевоеназначение земель лесного фонда — использование их в качестве средствапроизводства в лесном хозяйстве. Принимая во вни-мание целевое назначениеземель лесного фонда, основные принципы их правового режима закрепляются вземельном законодательстве и конкретизируются в законодательстве о лесах.
Границы лесногофонда определяются путем отграничения земель лесного фонда от иных земель (ст.7 ЛК РФ).
Включение земель всостав лесного фонда и их изъятие из него осуществляются в порядке,установленном лесным и земельным законодательством РФ.
Статья 59 ЛК РФпредусматривает, что при отнесении лесов к группам лесов и категориямзащитности лесов первой группы одновременно определяются границы участковлесного фонда по каждой группе лесов и каждой категории защитности лесов первойгруппы в порядке, установленном ЛК РФ.
В зависимости отгруппы лесов и категории защитности лесов первой группы устанавливается: 1) порядок ведениялесного хозяйства в них; 2) использования лесного фонда; 3)а также порядокизъятия участков лесного фонда. В связи с этим для обеспечения сохранностилесов имеет важное значение определение порядка перевода лесных земель внелесные земли.
Перевод земельлесного фонда, находящихся в федеральной собственности, из одной категории вдругую осуществляется Правительством РФ./>/>/>
Правовой режим промышленности и иногонесельскохозяйственного назначения
Землямипромышленности и иного специального назначения признаются земли, которыерасположены за чертой поселений и используются или предназначены дляобеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектовпромышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения,информатики, объектов для обеспечения космической деятельности, объектовобороны СЛ и безопасности, осуществления иных специальных заСО дач и права накоторые возникли у участников земельных отношений по основаниям,предусмотренным настоящим Кодексом, федеральными законами и законами субъектовРФ.
Порядок использованияземель промышленности и иного специального назначения определяется взависимости от форм собственности, при этом основными органами управления прииспользовании земель данной категории являются органы, управляющиесоответствующей отраслью промышленности, например Министерство сообщения РФ вотношении земель транспорта.
Отраслевыеминистерства обязаны основываться на предписаниях Правительства РФ, а такжесогласовывать вопросы использования земель промышленности и иного специальногоназначения с органами исполнительной власти субъектов РФ.
Правовой режимземель промышленности и иного специального назначения имеет отличительныечерты: 1) основная функция, которую выполняют эти земли, выражается в ихиспользовании как пространственного операционного базиса, как места размещенияобъектов недвижимости: промышленности, транспорта, связи, энергетики и т. п.Для этих специальных задач должны предоставляться в первую очередь земли,непригодные для ведения сельского хозяйства, либо при отсутствии таковых земельсельскохозяйственные угодья худшего качества.
В земельномзаконодательстве установлены ограничения на изъятие земель, используемых каксредство производства в сельском и лесном хозяйстве, для перевода их в составземель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания,телевидения, информатики, космического обеспечения, обороны и иногоспециального назначения; 2) особенностью правового режима данной категорииземель является установление различных видов зон с особыми условиямииспользования земель. Такие зоны устанавливаются в целях обеспечениябезопасности населения и создания необходимых условий для эксплуатациипромышленных, транспортных и иных объектов. Зоны устанавливаются на основаниинормативных правовых актов решениями соответствующих органов при предоставленииземель; 3) особенностью правового режима земель промышленности и иногоспециального назначения также является строгое нормирование размеров земельныхучастков, предоставляемых для ис-пользования их в несельскохозяйственных целях.
/>Правовой режим земель энергетики
К землям энергетики, обороны и безопасности относятся земли,предоставляемые для размещения и эксплуатации гидроэлектростанций, воздушныхлиний электропередач, наземных энергетических сооружений, иных объектовэнергетики, атомных электростанций (АЭС), ядерных реакторов, включаясооружения, комплексы, компоненты и устройства с ядерными зарядами дляиспользования в мирных целях, радиационные источники, пункты хранения ядерных материалови радиоактивных веществ, хранилища радиоактивных отходов. В эту категориювходят также земли, занятые объектами, связанными с разработкой, изготовлениеми использованием ядерного оружия, и ядерными энергетическими установкамивоенного назначения, другими военными объектами, включая предприятия ихранилища обычных вооружений, химического оружия, полигоны; земли, занятыеобъектами, находящимися в ведении Минобороны России, ФСБ, Федеральнойпограничной службы РФ, Минатома России.
Земли энергетики, обороны и безопасности находятся преимущественно вгосударственной, а многие – в федеральной собственности. Допускаетсяустановление собственности субъектов РФ и муниципальной собственности на земли,занятые не имеющими оборонного значения радиационными источниками, хранилищамирадиоактивных отходов, не содержащими ядерных материалов.
Земли за предприятиями энергетики, обороны и безопасности, учитывая, чтоони в большинстве находятся в государственной собственности, закрепляются, какправило, на праве постоянного (бессрочного) пользования.
Для проведения военных учений организациям обороны и безопасности могутпредоставляться дополнительные земельные участки на определенный срок на правепубличного сервитута, т.е. без изъятия земельного участка. На земельном участке,обремененном публичным сервитутом, устанавливаются особые условияземлепользования, в том числе ограничивающие доступ на него собственников,владельцев, пользователей, арендаторов. В необходимых случаях такие лица могуттребовать равноценного земельного участка взамен предоставляемого для военныхучений. Собственникам даны особые права на получение платы в связи сустановлением сервитута. В условиях чрезвычайного или военного положенияземельные участки данной категории временно изымаются у граждан и организаций впорядке реквизиции, т.е. с возмещением причиненных убытков и выдачей документао реквизиции.
В целях обеспечения безопасности хранения вооружений, безопасногофункционирования АЭС и других объектов энергетики вокруг таких объектовпредусматривается установление закрытых санитарно-защитных зон и зон наблюденияс ограниченным режимом землепользования. В санитарно-защитной зоне запрещаетсяразмещение жилых и общественных зданий, детских учреждений, а также неотносящихся к функционированию ядерной установки, радиационного источника ипункта его хранения лечебно-оздоровительных учреждений, объектов общественногопитания, промышленных объектов, подсобных и других сооружений, непредусмотренных утвержденным проектом санитарно-защитной зоны. В зоне наблюдения,в состав которой входит санитарно-защитная зона, действуют мерысоциально-экономической компенсации гражданам за дополнительные факторы риска имеры по аварийному планированию.
Особый порядок землепользования действует в пределах пограничной зоны,охватывающей полосу суши шириной 5 м вдоль государственной границы. Работы впределах пограничной полосы осуществляются с разрешения органов и войскФедеральной пограничной службы РФ.
Отдельные земельные участки, предоставленные для нужд обороны и безопасности,могут передаваться в аренду или безвозмездное срочное пользование гражданам иорганизациям для сельскохозяйственных, лесохозяйственных и иных целей./>/>/>
Правовой режим земель транспорта и видыправ на них
Землями транспорта признаются земли, кот-е используются или предназначеныдля обеспечения деятельности организаций и (или) эксплуатации объектовавтомобильного, морского, внутреннего водного, железнодорожного, воздушного ииных видов транспорта и права на кот-е возникли у участников земельныхотношений по основаниям, предусм-ным ЗК, фз и законами субъектов РФ.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектовжелезнодорожного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1)размещения железнодорожных путей; 2) размещения, эксплуатации, расширения иреконструкции строений, зданий, сооружений, а также устройств и другихобъектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции,ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройстви других объектов железнодорожного транспорта; 3) установления полос отвода иохранных зон железных дорог.
Свободные земельные участки на полосах отвода железных дорог в пределахземель железнодорожного транспорта могут передаваться в аренду гр-нам и юр-кимлицам для сельскохозя-го использования, оказания услуг пассажирам,складирования грузов, устройства погрузочно-разгрузочных площадок, сооруженияприрельсовых складов и иных целей при условии соблюдения требованийбезопасности движения, установленных фз. Порядок установления и использованияполос отвода и охранных зон железных дорог определяется Правительством РФ.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектовавтомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства могут предоставлятьсяземельные участки для: 1) размещения автомобильных дорог, их конструктивныхэлементов и дорожных сооружений; 2) размещения автовокзалов и автостанций,других объектов автомобильного транспорта и объектов дорожного хозяйства,необходимых для эксплуатации, содержания, строительства, реконструкции,ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений, сооружений, устройств;3) установления полос отвода автомобильных дорог.
Земельные участки на полосах отвода автомобильных дорог в пределах земельавтомобильного транспорта могут передаваться в аренду гр-нам и юр-ким лицам дляразмещения объектов дорожного сервиса и наружной рекламы. На полосах отводаавтомобильных дорог, за исключением предусмотренных законод-вом случаев,запрещаются: строительство жилых и общественных зданий, складов; проведениестроительных, геолого-разведочных, топографических, горных и изыскательскихработ, а также устройство наземных сооружений; распашка ЗУ, покос травы,порубка и повреждение многолетних насаждений, снятие дерна и выемка грунта;установка наружной рекламы, информационных щитов и указателей, не имеющихотношения к безопасности дорожного движения.
Для создания нормальных условий эксплуатации федеральных автомобильныхдорог и их сохранности, обеспечения требований безопасности дорожного движенияи требований безопасности населения создаются придорожные полосы в видеприлегающих с обеих сторон к полосам отвода федеральных автомобильных дорог ЗУс установлением особого режима их использования, включая строительство зданий,строений и сооружений, ограничение хозяйственной деятельности в пределахпридорожных полос, установку рекламных щитов и плакатов, не имеющих отношения кбезопасности движения. Порядок установления и использования таких придорожныхполос и полос отвода федеральных автомобильных дорог определяетсяПравительством РФ. />/>/>
Правовой режим особо ценных земель
Особо ценнымиземлями закон признает те, в пределах которых имеются природные объекты иобъекты культурного наследия, представляющие особую научную,историко-культурную ценность (типичные или редкие ландшафты культурныеландшафты, сообщества растительных, животных организмов, редкие геологическиеобразования, земельные участки, предназначенные для осуществления деятельностинаучно-исследовательских организаций).
Перечень земельныхучастков имеющих особую научную или"'" историко-культурную ценность,указывает отличие этих земель от тех, которые именуются землямиисторико-культурного назначения (ст..99 ЗК РФ), Обособление земельисторико-культурного назначения в самостоятельный вид сделано в интересахразмещенных на них объектов культурного наследия, народов Российской Федерации.
Обособление особоценных земель в самостоятельную правовую категорию имеет целью установлениеособенностей'правового режима особо ценных природных объектов (типичных иредких ландшафтов, сообществ растительных и животных организмов4 идр.) При этом под ландшафтами следует понимать рельеф земной поверхности;,общий вид и характер местности, пейзаж, а под сообществами – группырастительных и живых организмов.
Сведения об особоценных землях должны указываться, в документах государственной регистрации правна недвижимое, имущество и сделок с ним и иных, удостоверяющих права: наземлю, документах (п.2 ст. ТООЗКРФ). Категория особо ценных земель имеет местов составе земель сельскохозяйственного назначения. К их числу* Земельный кодекс(п.4 ст.79) относит особо ценные продуктивные сельскохозяйственные угодья, втом числе сельскохозяйственные земли опытно-производственных подразделенийнаучно-исследовательских организаций и учебно-опытных подразделенийобразовательных учреждений высшего профессионального образования,сельскохозяйственные угодья, кадастровая стоимость которых существеннопревышает среднерайонный уровень.
Обязанности посохранению особо ценных земель Кодекс возлагает на собственников такихучастков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов. Например,Градостроительный кодекс РФ возлагает на граждан и юридических лиц приосуществлении градостроительной деятельности не совершать действия, оказывающиевредное воздействие на окружающую природную среду, памятники истории и культурыи памятники природы, городские, сельские и природные ландшафты (ст.20).
/>/>Правовой режим земель садоводческих и дачных объединений
Занятие граждансадоводством и огородничеством в нашей стране традиционно осуществляется вколлективных формах. Сейчас законодательством предусмотрены садоводческие,огороднические или дачные некоммерческие товарищества, потребительскиекооперативы, либо некоммерческие партнерства. Их отличает гл образом формасоб-ти на им-во общего пользования. В некоммерческом тов-ве оно явл совместнойсоб-тью уча-ков (кроме ср-в спец фонда, образованного по решению общегособрания тов-ва и явл-гося соб-тью самого тов-ва); в потреб кооперативе инекоммерческом партнерстве — их соб-тью как юрид лиц.
В перечислобъед-ях имеются земли общ пользования, принадлежащие им непосредственно;остальные участки принадлежат на праве соб-ти или ином вещном праве гр-нам — членам некомм объединения, а также индивидуальным садоводам и огородникам. Онивправе пользоваться объектами инфраструктуры и др им-вом общ пользования этогообъединения за плату на условиях договоров, заключенных с таким объединением вписьменной форме в порядке, определенном общим собранием членов некоммерческогообъединения.
Садоводам,огородникам и дачникам и их некомм объединениям, получившим участки из гос имуницип земель, не м б отказано в приватизации таких зем уч-ков, за исклустановленных ФЗ случаев запрета на передачу участков в частную соб-ть. Приэтом прив-ция зем уч-ков может осущ-ся за плату или бесплатно в соотв-вии сзаконами и иными НПА РФ и ее субъектов.
При совершениисделок с садовыми, огородными и дачными зем уч-ками нельзя изменять их целевоеназначение и разрешенное использование. Не доп-ся также сделки с этими уч-ками,если они приводят к нарушениям градостроительных, строительных, экологических,санитарно-гигиенических, противопожарных и иных устан требований (норм, правил,нормативов) или к невозможности соблюдать целевое назначение указанных земуч-ков и условия их разрешенного использования. Отчуждение, залог, сдача варенду садового, огородного или дачного зем участка, находящегося в общейсоб-ти, осуществляются при согласии всех участников общ соб-ти. Соб-ки садовых,огородных и дачных зем уч-ков вправе их продать, подарить, передать в залог,аренду, срочное пользование, обменять, заключить договор ренты или договорпожизненного содержания с иждивением, а также добровольно отказаться от указуч-ков. Садовые, огородные и дачные зем уч-ки, находящиеся в соб-ти гр-н,наследуются по закону или по завещанию.
Огородные земуч-ки, предоставленные органом МСУ на праве аренды или срочного пользования,можно с согласия органа МСУ обменять, приватизировать, а также добровольноотказаться от них.
За наследникамистроений и сооружений, расположенных на сад, огор и дач зем уч-ках инаходящихся в соб-ти, указ уч-ки закрепляются на праве аренды или срочногопользования на оставшийся не истекший срок с правом их приватизации.
Раздел сад, огорили дач зем уч-ка возможен только с согласия члена садовод, огород или дачногонекомм объединения или в судебном порядке. Предельные размеры зем уч-ков,предоставляемых гр-нам в частную соб-ть бесплатно и сост: макс для ведениясад-ва и дачного строительства — до 0,15 га (1500 кв. м); мин для ведениясад-ва — 0,04 га (400 кв. м); — мин для дачного стр-тва — 0,06 га (600 кв. м).
Предоставление,изъятие, раздел зем уч-ков, совершение сделок с зем уч-ками не доп-ся, если врезультате площадь зем уч-ка будет ниже предельных мин размеров. При недостижении гр-нами соглашения о способе и условиях раздела раздел зем уч-каосущ-ся в суд порядке.
Садовод, огородникили дачник м б лишен прав соб-ти, срочного пользования либо аренды зем уч-ка заумышленные или систематические нарушения, предусм зем закон-вом.
Правовой режим земель транспорта и видыправ на них
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектовморского, внутреннего водного транспорта могут предоставляться земельныеучастки для: 1) размещения искусственно созданных внутренних водных путей; 2)размещения морских и речных портов, причалов, пристаней, гидротехническихсооружений, других объектов, необходимых для эксплуатации, содержания,строительства, реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий,строений, сооружений, устройств и других объектов морского, внутреннего водноготранспорта; 3) выделения береговой полосы.
Береговая полоса внутренних водных путей выделяется для работ, связанных ссудоходством и сплавом по внутренним водным путям, вне территорий поселений.Порядок выделения береговой полосы и пользования ею определяется Кодексомвнутреннего водного транспорта РФ.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектоввоздушного транспорта могут предоставляться земельные участки для размещенияаэропортов, аэродромов, аэровокзалов, взлетно-посадочных полос, других наземныхобъектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства,реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений,сооружений, устройств и других объектов воздушного транспорта.
В целях обеспечения деятельности организаций и эксплуатации объектовтрубопроводного транспорта могут предоставляться земельные участки для: 1)размещения нефтепроводов, газопроводов, иных трубопроводов; 2) размещенияобъектов, необходимых для эксплуатации, содержания, строительства,реконструкции, ремонта, развития наземных и подземных зданий, строений,сооружений, устройств и других объектов трубопроводного транспорта; 3)установления охранных зон с особыми условиями использования ЗУ.
Границы охранных зон, на которых размещены объекты системы газоснабжения,определяются на основании строительных норм и правил, правил охранымагистральных трубопроводов, других утвержденных в установленном порядкенормативных документов… Не разрешается препятствовать организации — собственнику системы газоснабжения или уполномоченной ею организации ввыполнении ими работ по обслуживанию и ремонту объектов системы газоснабжения,ликвидации последствий возникших на них аварий, катастроф. В целях созданияусловий для строительства и реконструкции объектов автомобильного, водного,железнодорожного, воздушного и иных видов транспорта осуществляетсярезервирование земель. Порядок резервирования земель для указанных целейустанавливается ФЗ.
Земли запаса иособенности их регулирования
К землям запасаотносятся все земли, не включенные в земли иных категорий либо исключаемые изих состава.
Согласно ЗК РФземлями запаса могут быть земли, одновременно отвечающие трем условиям.Во-первых, земли должны находиться в государственной и муниципальнойсобственности. Во-вторых, земли не должны быть предоставлены гражданам июридическим лицам. В-третьих, земли не должны использоваться до их перевода виные категории и последующего предоставления различным лицам. По существу, кземлям запаса могут относиться только те земли, которым придается резервноезначение. Земли запаса находятся в государственной илимуниципальнойсобственности. К землям запаса не О) относятся земли, включенные в фондперераспределения земель, правовой режим которого урегулирован в ст. 60 ЗК РФ.Земли фонда перераспределения относятся к землям сельскохозяйственногоназначения.
Земли запасапредназначены быть резервом (запасом) для пополнения состава земель иныхкатегорий. В этом состоит целевое назначение земель указанной категории. Поданным государственного земельного учета в землях запаса, так же как ив земляхдругих категорий, выделяют сельскохозяйственные угодья (пашня, залежь,многолетние насаждения, кормовые угодья), леса, земли поддревесно-кустарниковой растительностью, земли под водными объектами, земли подболотами, земли застройки, земли под дорогами, нарушенные земли, прочие земли.
Земли запаса могутбыть использованы для нужд отгонного животноводства, например черные земли, т.е. земли, не покрываемые устойчивым снежным покровом и потому удобные для пастьбыскота в зимнее время. Отнесение земель к землям запаса не исключает ихиспользования, но данное использование будет специфичным. В состав земельзапаса могут быть также включены при определенных условиях иные земельныеучастки, например в случаях консервации согласно п. 3 ст. 14 ЗК РФ.
Земли запасаиспользуются только при условии, если они не предоставлены гражданам июридическим лицам. У граждан и юридических лиц могут возникнуть права наземельные участки, находящиеся на землях запаса, только после перевода этихземель в другую категорию.
В соответствии сФЗ от 17 июля 2001 г.№101-ФЗ ≪О разграничениигосударственной собственности на землю≫ земли запасадолжны быть отнесены к федеральной собственности, собственности субъектов РФили муниципальной собственности.
В ст. 3-5вышеуказанного Закона предусматривается, что на землях запаса можетрасполагаться недвижимое имущество. Этим недвижимым имуществом могут быть какприродные объекты, так и объекты искусственного происхождения.
Федеральнуюсобственность, собственность субъектов РФ и муниципальную собственность наземли запаса предлагается определять исходя из того, в чьей собственностинаходятся или находились объекты, расположенные на этих землях.
В п. 2 ст. 103 ЗКРФ запрещается использовать земли запаса до перевода их в другую категориюземель. Однако для использования земель в целях прогона скота, охоты и некоторых иныхнужд предоставления земельных участков конкретным гражданам и юридическим лицамне требуется.
Правовой режим земель садоводческих и дачных объединений
Закон-вом предусмсадоводческие, огороднические или дачные некоммерческие товарищества,потребительские кооперативы, либо некоммерческие партнерства. Их отличает глобр форма соб-ти на им-во общего пользования. В некомм тов-ве оно явлсовместной соб-тью уч-ков (кроме ср-в спец фонда, образованного по решениюобщего собрания тов-ва и явл-ся соб-ью самого тов-ва); в потреб кооперативе инекомм партнерстве — их соб-тью как юрид лиц.
В перечислобъединениях имеются земли общего пользования, принадлежащие имнепосредственно; остал уч-тки принадлежат на праве соб-ти или ином вещном правегр-нам — членам некомм объединения, а также индив садоводам и огородникам.Гр-не, ведущие сад-во или огор-во в индив порядке на тер-рии соотв некоммобъединения, вправе пол-ся объектами инфраструктуры и др им-вом общего пол-нияэтого объединения за плату на усл договоров, заключ с таким объединением вписьм форме в порядке, опред общим собранием членов некомм объединения.
Ст 28 ФЗ от15.04.1998 г. N 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммобъединениях гр-н» установлено, что сад-м, огор-м и дач-м и их некоммобъед, получившим уч-тки из гос и муниц земель, не м б отказано в приватизациитаких зем уч-тков, за искл устан ФЗ случаев запрета на передачу уч-тков в частсоб-ть. Этой же статьей устан порядок и последовательность действий некоммобъед и его членов при осущ-ии приватизации земель.
Согл ст. 29 присовершении сделок с сад, огор и дач зем уч-ми нельзя изменять их целевоеназначение и разрешенное исп-ние. Не доп-ся также сделки с этими уч-ми, еслиони приводят к нарушениям градостр-х, стр-х, экол, санитарно-гиг, противопож ииных устан требований (норм, правил, нормативов) или к невозможности соблюдатьцел назн указ зем уч-в и усл их разреш исп-ния. Отчуждение, залог, сдача варенду сад, огор или дач зем уч-тка, нах-ся в общей соб-ти, осущ при согласиивсех уч-ков общей соб-сти. Зем уч-тки общего пол-ния сад, огор или дач некоммобъед разделу не подлежат.
Соб-ки сад, огор идач зем уч-тков вправе их продать, подарить, передать в залог, аренду, срочноепользование, обменять, заключить договор ренты или договор пожизненногосодержания с иждивением, а также добровольно отказаться от указ уч-тков. Этиуч-тки наследуются по закону или по завещанию.
Огор зем уч-тки,предоставленные органом МСУ на праве аренды или срочного пользования, можно ссогласия органа МСУ обменять, приватизировать, а также добровольно отказаться.
За наследникамистроений и сооружений, распол на сад, огор и дач зем уч-тках и нах-ся в соб-ти,указ уч-тки закрепляются на праве аренды или срочного пол-ния на оставшийся неистекший срок с правом их приватизации.
Раздел сад, огорили дач зем уч-тка возможен только с согласия члена сад-го, огор-го или дач-гонекомм объед или в судебном порядке. Предельные размеры зем уч-тков,предоставляемых гр-нам в част соб-ть бесплатно, составляют: — макс для ведениясад-ва и дачного стр-ва — до 0,15 га (1500 кв. м); — мин для ведения сад-ва — 0,04 га (400 кв. м); — мин для дачного стр-ва — 0,06 га (600 кв. м).
Предоставление,изъятие, раздел зем уч-в, совершение сделок с зем уч-ми не доп, если в рез-теплощадь зем уч-тка будет ниже предельных мин размеров. При не достижениигр-нами соглашения о способе и усл раздела раздел зем уч-тка осущ-ся в судпорядке. Садовод, огородник или дачник м б лишен прав соб-ти, срочного пол-ниялибо аренды зем уч-тка за умышл или систематич нарушения, предусм земзакон-вом.