Реферат по предмету "Право, юриспруденция"


Правовые системы мира и правовой статус личности

--PAGE_BREAK--Демократические государства провозглашают право на эмиграцию из страны и смену гражданства, но требуют для этого соблюдения определенных формальностей. Само по себе заявление об отказе от гражданства не признается достаточным. Во многих странах законы позволяют исполнительной власти лишать человека гражданства, если он в течение определенного срока живет в другой стране, совершил преступление, перешел в гражданство другого государства, поступил на иностранную государственную службу и т. д. Лица, лишенные гражданства, подлежат высылке из страны {экспатриация).
Сложность процедуры предоставления и лишения гражданства, обилие противоречивой судебной практики заставляют многих иммигрантов, опасающихся быть высланными из страны, вообще не обращаться за получением гражданства и жить без признания и защиты своих прав и свобод. В последние годы в ряде европейских стран произошло ужесточение иммиграционного законодательства, вызвавшего ухудшение правового статуса иммигрантов. Вместе с тем у многих людей возникает состояние двойного гражданства, создающее трудности в решении некоторых вопросов.
Лица, которые по каким-либо причинам утратили гражданство, могут впоследствии ходатайствовать о его восстановлении. В ряде государств (США, Швейцария) существует институт почетного гражданства, выполняющий в основном политические и пропагандистские функции.

3. Социально-экономические и культурные права 3.1 Экономические права Экономические права призваны гарантировать человеку возможность удовлетворить свои жизненные потребности, получить от государства защиту своей экономической свободы и социальных льгот. Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах связывает эти права с идеалом свободной человеческой личности, свободной от страха и нужды.
Экономические права. Среди этих прав наибольшее значение имеют право частной собственности и свобода предпринимательской деятельности.
Право частной собственности относится к числу основных прав человека и гражданина, это одна из основ свободы личности. Подавляющее большинство действующих в мире конституций закрепляют это право и гарантируют защиту собственности, а также свободное пользование и распоряжение ею. Частная собственность — необходимое условие рыночной экономики и свободного гражданского общества. Собственник вправе совершать в отношении своего имущества любые действия, включая создание частных предприятий, фермерских хозяйств и другую экономическую деятельность, не запрещенную законом и не нарушающую прав и законных интересов других лиц.
Конституция Италии гласит (ст. 42): «Частная собственность признается и гарантируется законом, который определяет способы ее приобретения и пользования, а также — ее пределы — с целью обеспечения ее социальной функции и доступности для всех».
Вместе с тем в соответствии с распространенной формулой «собственность обязывает» (например, Основной закон ФРГ. Ст. 14; Конституция Украины. Ст. 15) оговаривается, что пользование собственностью не должно идти во вред обществу, оно призвано служить общему благу и не должно нарушать права других граждан[5].
Конституции обычно устанавливают юридические гарантии права частной собственности. Во-первых, никто не может быть лишен своего имущества иначе как на основании закона и по решению суда. Во-вторых, принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Тем самым запрещаются насильственные принудительные национализация и реприватизация. Если государство считает необходимым установить пределы частной собственности или определить ее содержание (например, исключить какие-то объекты), то это можно сделать только путем принятия закона. Конституционной гарантией права частной собственности является также право наследования. Следовательно, право частной собственности не рассматривается теперь как «священное и неприкосновенное», каким оно объявлялось в большинстве стран еще в XVIII-IX вв. Оно не является абсолютным, ибо может быть подвержено государственному регулированию вплоть до отчуждения собственности. Однако это возможно (и встречается на практике) лишь в исключительных случаях и в ограниченных размерах, с тем чтобы не подорвать экономическую основу общества. В связи с этим некоторые конституции (например, Греции, ст. 17) весьма подробно регулируют порядок компенсации за отчуждаемое государством имущество граждан.
В социалистических государствах право частной собственности традиционно отрицалось. Оно и сейчас отрицается в КНДР как для своих граждан, так и для иностранных (в этой стране Конституцией признается только личная собственность трудящихся). Но в других социалистических странах в связи с начавшейся либерализацией экономики право частной собственности стало расширяться, содействуя притоку иностранного капитала и общему подъему деловой активности. В КНР, например, Конституция теперь закрепляет гарантии частным хозяйствам, которые, однако, рассматриваются как некое «дополнение» к социалистическому общественному хозяйству.
С правом частной собственности неразрывно связана свобода (право) предпринимательской деятельности. Это право тоже может быть отнесено к числу личных прав граждан, оно позволяет человеку заниматься каким угодно трудом: земледелием, торговлей, хозяйственной деятельностью. Тем самым исключается монополия государства на организацию экономической жизни. Никакой государственный орган не имеет права диктовать частному предпринимателю, какую продукцию он обязан производить и каковы должны быть на нее цены (если пределы не регулируются законом). Предприниматель, владеющий предприятием на праве частной собственности, сам нанимает и увольняет работников с соблюдением трудового законодательства, сам распоряжается своей прибылью. В свободу предпринимательства также входит право осуществлять внешнеэкономическую деятельность, создавать различного рода объединения с другими предпринимателями, в том числе зарубежными, открывать счета в банках, открывать и закрывать свои предприятия. Признание права на предпринимательскую деятельность порождает для государства определенные обязанности, выступающие как гарантии этого права, более того, как содействие и помощь частному бизнесу.
Но и это право не является абсолютным. Конституция Испании, например, устанавливает (ст. 38): «Признается свобода предпринимательства в рамках рыночной экономики. Органы власти гарантируют и охраняют ее осуществление, а также обеспечивают защиту производства, в соответствии с общими экономическими требованиями, включая планирование». Во многих странах государство запрещает определенные виды экономической деятельности (например, производство некоторых видов оружия) или обусловливает такую деятельность специальными разрешениями (лицензиями). Государственные органы регулируют экспорт и импорт, ограничивают монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Эти и ряд других ограничений необходимы в интересах национальной экономики, но могут устанавливаться только законом[6].
3.2 Социальные и культурные права Социальные права могут быть разбиты на три группы: права на коллективные действия в защиту своих интересов, индивидуальные трудовые права, права в социальной области. Регламентация указанных прав осуществляется различными отраслями права (трудовым, административным, социальным). Практически ни в одной стране эти права конституционно не закреплены в полном объеме. В некоторых государствах (например, в США) они вообще не относятся к числу основных («фундаментальных») прав, а потому не включены в конституции. Не только материальные, но и юридические гарантии многих социальных прав находятся на низком уровне. Так, из-за отсутствия ясно сформулированных обязанностей, соответствующих этим правам, они не пользуются судебной защитой. Регламентация ряда прав вообще исчерпывается их конституционным или законодательным провозглашением, они имеют поэтому скорее декларативный характер и уязвимы перед угрозой нарушений и ущемлений со стороны предпринимателей и государственного аппарата.
Если положения Международного пакта о гражданских и политических правах подлежат применению немедленно и без оговорок, то Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах обязывает государства «принять в максимальных пределах имеющихся ресурсов меры к тому, чтобы обеспечить постепенно полное осуществление признаваемых в Пакте прав» (ч. 1 ст. 2). Поэтому социальные и культурные права предстают скорее как правовые стандарты, к которым должно стремиться государство в своей политике. Реализация прав ставится в зависимость от материальных возможностей государства и к тому же обеспечивается постепенно.
Права на коллективные действия в защиту своих интересов подразумевают права на объединение в профсоюзы, забастовку, заключение коллективных договоров, участие в управлении предприятиями. Эту группу прав, особенно право на объединение в профсоюзы, часто рассматривают как часть политических прав и свобод (свобода союзов и ассоциаций). Такой подход, безусловно, верен, поскольку широкие коллективные действия лиц наемного труда часто носят определенный политический оттенок, а иногда приобретают политическую направленность. Но в то же время в большей мере они используются работниками для защиты своих социально-экономических интересов. Поэтому права на коллективные действия подвергаются определенным ограничениям.
Профсоюзы практически во всех странах обладают легальным статусом, пользуются международно-правовой защитой. Закрепляется и их право на заключение коллективных договоров об условиях труда. В Португалии Конституцией (ст. 55) «за трудящимися признается свобода профсоюзной деятельности — условие и гарантия их единства в защите своих прав и интересов». Но здесь же профсоюзам предписывается проводить периодические выборы руководящих органов путем тайного голосования.
Конституциями закрепляется право на забастовку, которое обычно выводится из запрета принудительного труда. Но для проведения стачки от рабочих требуют предварительного уведомления предпринимателя, соблюдения «периода охлаждения» (срок, в течение которого нельзя начинать стачку), проведения тайного голосования среди рабочих и т. д. Запрещаются многие виды забастовок (политические, солидарности и др.).
Ограничения права на забастовку, о возможности которых в конституциях часто не упоминается, не противоречат общепризнанным принципам и нормам международного права. Исходя из положений Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, запрет права на забастовку допустим в отношении лиц, входящих в состав вооруженных сил, полиции и администрации государства, а в отношении других лиц ограничения возможны в интересах государственной безопасности, общественного порядка или для обеспечения прав и свобод другими[7].
При этом регламентация права на забастовку международно-правовыми актами о правах человека отнесена к сфере внутреннего законодательства. Устанавливать конкретные запреты на законных основаниях может только суд.
В ряде стран приняты законы о праве трудящихся участвовать в управлении предприятиями (ФРГ, Франция, Швеция и др.).
В Португалии это право широко регламентируется конституционно (ст. 54). В реальной действительности такое соучастие несколько ограничивает предпринимательский произвол, позволяет, например, предотвращать массовые увольнения, введение интенсивных методов труда и т. д. А в таких странах, как США, Великобритания, Япония и другие, в силу сложившихся производственных отношений вообще нет каких-либо законов об участии трудящихся в управлении производством.
Индивидуальные трудовые права включают права на труд, отдых, равную оплату за равный труд и др. Они часто закреплены в конституциях (Испания, Португалия, Франция, Италия и др.), детализируются в трудовых кодексах, коллективных договорах, судебных решениях. Эти права базируются на принципе свободы труда, согласно которому люди вступают в трудовые отношения не по принуждению, а по собственному желанию. Отсюда следует, что работник и предприниматель вправе сами заключать и расторгать трудовой договор, а также устанавливать его срок и содержание. Однако на практике предприниматели часто односторонне устанавливают условия труда и увольняют работников, исходя только из соображений максимальной прибыли. Работники заинтересованы в реальности права на труд, позволяющем им избавиться от безработицы или угрозы потерять работу. Но это право, хотя оно формально присутствует во многих конституциях, обеспечить для всех в условиях рыночной экономики невозможно.
Длительная борьба профсоюзов, потребности рыночного хозяйства привели к тому, что предпринимательский произвол подвергся значительным ограничениям. Конституциями были поставлены вне закона принудительный труд, использование труда детей, а также дискриминация женщин. Во многих странах (Франции, США, Италии, Великобритании) запрещена дискриминация при найме на работу и увольнении, а также в отношении условий труда. В ряде стран введено даже уголовное наказание за дискриминацию при приеме на работу (Дания, Финляндия, Норвегия, Голландия). Но проблема гарантий права на труд остается острой.
Не имеют достаточных правовых гарантий для всех лиц наемного труда и другие трудовые права. Они соблюдаются лишь в той мере, в какой опираются на силу профсоюзов и потребности цивилизованного использования рабочей силы в интересах производства.
Права в социальной области (на социальное обеспечение, образование, охрану здоровья, нормальные жилищные условия и др.) в том или ином объеме зафиксированы практически во всех конституциях. В Италии, например, Конституция закрепляет «право на государственную помощь при нетрудоспособности», в Швейцарии — право на пособие по безработице и по старости. Нередко вместо социального обеспечения говорится только об «общественном призрении» или «социальной помощи» (Голландия, Австрия, Дания). Отсутствие достаточной государственной помощи в обеспечении жизненных потребностей людей в сочетании с безработицей порождает бедность даже в развитых странах. В США, например, по официальным данным, насчитывается несколько миллионов бедняков, а в развивающихся странах их сотни миллионов.
Следует, однако, иметь в виду, что в свободном гражданском обществе с рыночной экономикой обеспечение всех жизненных потребностей людей не является обязанностью государства.
Оно обязано лишь создавать условия, чтобы каждый мог найти приложение своим силам, приобрести собственность, найти работу. Человек, следовательно, сам несет ответственность за благосостояние свое и своей семьи, и только в отношении тех, кто объективно не в состоянии это обеспечить (больные, нетрудоспособные, инвалиды, безработные и т. д.), общество через государственное и частное социальное обеспечение обязано оказать помощь таким людям.
Под таким углом зрения рассматривается конституционно закрепляемое" право на медицинское обслуживание. Оно далеко не всегда означает признание соответствующего субъективного права граждан. В Конституции Италии, например, лаконично говорится: «Республика охраняет здоровье». За исключением очень небольшого круга стран, государства не предусматривают введения права на бесплатное лечение в случае болезни, хотя без этого данное право вследствие дороговизны медицинской помощи для многих людей не имеет смысла[8].
Столь же ограниченны по своему реальному значению конституционные формулы о праве на жилище. Государство не обладает средствами, чтобы гарантировать каждому гражданину получение жилья. Но делу помогает хорошо развитая система кредитования, частного и муниципального жилищного строительства, вследствие чего подавляющее большинство людей обеспечены комфортабельным жильем. В то же время многие семьи даже в развитых странах живут в домах без элементарных удобств, а другие вообще не имеют жилья. В еще более тяжелом положении находятся люди в развивающихся странах.
Одно из основных социальных прав граждан — право на образование. Его реализация непосредственно обеспечивает экономический, социальный и духовный прогресс общества, одновременно создавая предпосылку развития личности, ее культуры, благополучия. Развитые государства не жалеют средств на образование, понимая, окупаемость этих затрат в перспективе.
Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, закрепляя право на образование каждого человека, устанавливает, что образование должно быть направлено на полное развитие человеческой личности и сознание ее достоинства и должно содействовать все большему уважению к правам человека и основным свободам. Европейская Конвенция о защите прав человека и основных свобод устанавливает: «Никому не может быть отказано в праве на образование». Закрепляя в конституциях это право, современные государства берут на себя определенные обязанности, но это не означает, что каждому человеку может быть автоматически предоставлена возможность получения образования. Государства обычно берут на себя обязанность обеспечить определенный уровень обязательного образования.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Среди социальных прав важное место занимает право на благоприятную окружающую среду. Оно приобрело особое значение в современную эпоху, отличающуюся невиданным развитием промышленности и ее негативным воздействием на среду обитания человека. Поскольку экологическая безопасность превратилась в важнейший фактор качества жизни, здоровья и благополучия людей, право на благоприятную окружающую среду признано международным и конституционным правом одним из фундаментальных прав человека и гражданина. Защита этого права предполагает борьбу против превышения пределов радиационного воздействия, загрязнения воздушного бассейна, водоемов, концентрации вредных веществ, за сохранение природы и природных ресурсов и др.
Культурные права включают свободный доступ к культурным ценностям, свободу творчества и научных исследований. В Конституции Болгарии (ст. 54) говорится: «Каждый имеет право пользоваться национальными и общечеловеческими культурными ценностями и развивать свою культуру в соответствии со своей этнической принадлежностью, что признается и гарантируется законом». Тем самым государство как бы берет на себя обязательства развивать, например, сеть музыкальных и художественных школ и училищ, открытых для поступления всех одаренных детей и молодых людей. Для этого государственными и муниципальными органами проводится политика финансовой поддержки учреждений культуры, т. е. введение налоговых льгот, предоставление кредитов и др. Во многих странах признано, что учреждения культуры не должны быть только частными, значительная их доля, непосредственно олицетворяющая национальную культуру, призвана оставаться объектом заботы со стороны государства и общественных объединений.

4. Личные и политические права граждан 4.1 Политические права Эта группа конституционных прав и свобод предоставляет гражданам возможность участвовать в общественной и политической жизни. В их число включаются право участия в управлении государством, избирательные права, доступ к государственной службе, право объединения, включая политические партии, свобода союзов и ассоциаций, свобода собраний и манифестаций, свобода печати, право петиций. Эти права и свободы провозглашены во Всеобщей декларации прав человека, закреплены в Международном пакте о гражданских и политических правах. Они составляют (в разных сочетаниях) обязательную часть конституций демократических государств. Политические права и свободы могут быть реализованы человеком как индивидуально, так и через объединение с другими людьми. Индивидуальный (личный) характер носит, например, право избирать и быть избранным. Но такие права, как право на собрания, демонстрации и митинги, создание политических партий или профсоюзов, имеют смысл только как коллективные, и закон регламентирует их именно в таком качестве.
Свобода союзов и ассоциаций подразумевает право граждан на создание политических партий и других общественных организаций, которые обладают свободой деятельности. Число партий и союзов, как правило, велико, что внешне создает впечатление о широких возможностях реализации этого права. Однако большинство из них малочисленны, а зачастую и не ведут сколько-нибудь заметной общественной деятельности. Реально проявляют себя только крупные политические партии, профсоюзы, объединения предпринимателей, религиозные общества, творческие союзы, спортивные клубы и т. п.
Право граждан на объединение в политические партии обставлено достаточно серьезными гарантиями. Однако они не распространяются на партии, преследующие незаконные цели. В ФРГ Основной закон (ст. 21) объявляет антиконституционными те партии, которые по своим целям или действиями своих сторонников стремятся причинить ущерб основам свободного демократического строя или устранить его либо поставить под угрозу существование ФРГ. По таким основаниям в некоторых странах ставились вне закона партии левой оппозиции. Но в настоящее время коммунистические партии и другие левые организации в развитых странах пользуются легальным статусом[9].
Суть свободы демонстраций и собраний состоит в том, что на проведение собраний, митингов, шествий, манифестаций, демонстраций не требуется предварительного разрешения властей и они не ограничиваются местом и временем. Но практически такой неограниченной свободы нет ни в одной стране. Полиция не только дает (или не дает) соответствующее разрешение, но и предписывает маршруты крупных шествий, контролирует время их начала и конца, применяет оцепления участников и физическое воздействие на них в случае «несоблюдения общественного порядка». Жесткие полицейские порядки распространяются на митинги под открытым небом (на площадях, в парках). Все эти меры отнюдь не произвол самой полиции: они имеют четкое правовое закрепление в интересах общественного порядка. В США, например, Верховный суд постановил, что в этих целях должны регламентироваться время, место и форма демонстраций в общественных местах. Аналогичные законы и постановления, дополненные разнообразными ограничениями, действуют во всех странах. Основанием для запрета массовых мероприятий является «препятствие движению по улицам», «нарушение общественного порядка», «неподчинение приказам полицейских», «нарушение права владения» и др. Применение всех этих ограничительных положений носит особенно широкий характер, когда власти сталкиваются с массовыми движениями политического протеста.
При проведении демонстраций участники обязаны соблюдать общественный порядок. Запрещается иметь при себе оружие или предметы, которые могут быть использованы против жизни и здоровья людей, причинить материальный ущерб. Согласно закону манифестация может быть запрещена, если ее цели противоречат Конституции, угрожают безопасности граждан. Запрещение возможно только в строго установленных случаях. Органы полиции осуществляют охрану общественного порядка, но не вправе применять специальные средства для пресечения незаконных публичных мероприятий ненасильственного характера, если они не нарушают работу транспорта, связи, предприятий, учреждений и организаций. Любые неправомерные действия органов государственной власти, органов местного самоуправления и должностных лиц, ущемляющие право на публичные манифестации, могут быть обжалованы в суд[10].
Составной частью политической свободы является свобода печати, радио и телевидения. Проблема ограничения этой свободы всегда носила острый характер, становясь все более сложной в условиях политических кризисов власти, активизации экстремистских организаций, общего возрастания роли средств массовой информации и их вмешательства в частную жизнь граждан. Ограничения злоупотреблений свободой печати идут главным образом путем расширения составов уголовных преступлений, таких, как клевета и диффамация, подстрекательство к насильственным действиям, распространение запрещенных печатных материалов, призывы к государственной измене, оскорбление личности, распространение ложных слухов и пр. В ряде стран (США, Великобритании, Австралии и др.) предусмотрена высокая материальная ответственность и даже уголовные наказания за нарушения законов о печати. В законодательстве отдельных государств установлен порядок конфискации публикаций, содержащих недопустимую информацию.
Эти ограничения, однако, мало касаются крупных газет и журналов, которые сохраняют возможность критики политики правительства, разоблачения злоупотреблений официальных лиц.
В число политических прав нередко включается право на участие в отправлении правосудия. Некоторые конституции фиксируют это в общем виде, используя формулу: «Народ участвует в отправлении правосудия» (Конституция Италии. Ст. 102), другие — путем указания на формы участия представителей населения в судебном рассмотрении конкретных дел (Конституция США. Ст. III).
Исторически сложились две такие формы. Одна — институт заседателей (шеффенов); граждане в числе двух, четырех и более (в зависимости от страны и характера дела) вместе с профессиональным судьей образуют единую коллегию, которая ведет весь процесс, решает все вопросы (включая вынесение приговора) совместно. Европейские страны в большинстве своем (Франция, Германия, Италия и др.) предпочли шеффенскую систему. Другая форма -институт присяжных заседателей (США, Великобритания): присяжные, также обычные граждане, образуют самостоятельную коллегию в составе, как правило, 12 человек (бывает и 6), которые призваны в итоге судебного разбирательства единогласно или большинством голосов ответить на вопрос: виновен обвиняемый или нет. В зависимости от этого вердикта профессиональный судья выносит приговор.
4.2 Личные права граждан Личные права и свободы граждан играют особую роль и занимают первое место в системе конституционных прав и свобод, ибо призваны определять положение личности в обществе. На международно-правовом уровне и в ряде зарубежных стран соответствующая группа прав определяется в качестве гражданских.
Эти права и свободы, имеющие конституционный характер, обычно относят к естественным, неотъемлемым правам личности, самым важным гарантиям и проявлениям человеческой свободы. Поэтому их распространяют не только на граждан того или иного государства, но и на всех других людей, проживающих на его территории. Личные права и свободы считаются как бы производными от права на жизнь, которым от рождения обладает каждый человек.
Борьба с нарушениями личных прав и свобод составляет сферу уголовного и административного права. Именно этими отраслями права как бы устанавливаются пределы личных прав и свобод, конкретные формы дозволенного и запрещенного. Поэтому государство, не прибегая к ревизии конституционных текстов, что не всегда возможно и политически выгодно, ограничивает права людей путем внесения изменений в уголовные кодексы или расширения полномочий полиции и административных органов. Личные права и свободы часто окружены большим числом невидимых ограничений и ущемлений.
Защита человека от произвола государства состоит в признании таких прав и свобод, как достоинство личности, право на жизнь, неприкосновенность личности, свобода частной жизни, гарантии на справедливый суд (процессуальные гарантии) и некоторых других.
Достоинство личности. Этим понятием охватывается качество человека, равнозначное праву на уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства, которое дает человеку право на самооценку, на «самоопределение» и охраняет его выбор жизненных ценностей.
В большинстве конституций, принятых в последние десятилетия, разделы о правах и свободах человека и гражданина открываются понятием «достоинство человека» (например, Основной закон ФРГ. Ст. 1; Конституция Италии. Ст. 10). Некоторые конституции закрепляют принцип достоинства человека в совокупности с народным суверенитетом и основными обязанностями государства (Греция, Португалия и др.). Международный пакт о гражданских и политических правах исходит, как сказано в его преамбуле, из признания, что эти права вытекают из присущего человеческой личности достоинства. Достоинство, если оно надлежащим образом защищено, рассматривается как опора демократии и правовой государственности. Если общество не признает и не защищает достоинство отдельного человека, то никакие юридические, экономические и политические меры не обеспечат прочный культурный и этический фундамент этого общества. Достоинство личности — это прежде всего запрет подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, а также без добровольного согласия медицинским, научным или иным опытам. Защите достоинства служат и другие конституционные нормы: право на достойную жизнь, неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защита своей чести и доброго имени, запрет сбора, использования и распространения информации о частной жизни и т. д. Уважение достоинства личности обеспечивается рядом социальных и экономических прав, например правом на свободный труд при запрещении принудительного труда. В развитие конституционных норм достоинство личности охраняется нормами ряда отраслей права, вплоть до уголовного, предусматривающего такие составы преступления, как клевета и оскорбление.
Важны также гражданско-правовые гарантии. В большинстве стран для защиты чести, достоинства, деловой репутации гражданин вправе обращаться в суд, в том числе и с требованием возмещения нарушителем морального вреда; допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти. Уголовно-процессуальные нормы обычно устанавливают, что правом на достойное обращение пользуются не только обвиняемые, но и осужденные.
Право на жизнь. Это неотъемлемое право человека, означающее, что никто не может быть произвольно лишен жизни. Такая норма закреплена всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира. Право на жизнь прежде всего предполагает проведение государством миролюбивой внешней политики, исключающей войны и конфликты. Ряд государств (Япония и др.) провозгласили в своих конституциях отказ от войны, а также от применения вооруженной силы как средства разрешения международных споров.
Гарантии этого права не сводятся к запрещению убийства — это предусмотрено уголовным кодексом каждой страны. Государство обязано организовать эффективную борьбу с преступностью, и особенно с террористическими акциями. В качестве гарантий права на жизнь рассматриваются системы здравоохранения, в частности, предупреждения детской смертности; охраны от несчастных случаев на производстве; профилактики дорожно-транспортных происшествий; пожарной безопасности и др. Во многих странах, особенно находящихся под влиянием католической церкви, право на жизнь рассматривается и как основание для запрещения абортов, а в отдельных государствах (например, в Словакии) конституции содержат норму об охране жизни уже до рождения человека.
Одним из важнейших аспектов права на жизнь является вопрос о смертной казни. Во многих странах она конституционно запрещена. Религиозный подход к ее полному запрету основывается на недопустимости людей вмешиваться в исключительное право Бога как давать жизнь, так и отбирать ее у человека. Но конституции порой предусматривают, что смертная казнь как исключительная мера наказания может быть установлена за особо тяжкие преступления против жизни (т. е. в отношении лиц, совершивших умышленное убийство при отягчающих обстоятельствах, за террористические акции и бандитизм, если они привели к гибели людей). При угрозе применения смертной казни обвиняемый во многих странах имеет право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Смертная казнь сохраняется в США, Великобритании и ряде других стран[11].
Как отмечалось выше, Совет Европы в принятом в 1983 г. Дополнительном Протоколе № б к Конвенции о защите прав человека и основных свобод призвал государства-участники отказаться от смертной казни. Ряд государств ввели мораторий на приведение в исполнение вынесенных смертных приговоров.
Свобода и неприкосновенность личности. Эта конституционная гарантия вытекает из признания человека свободным. Никто не вправе силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т. д.). Наиболее сильные гарантии неприкосновенности и безопасности личности выступают в форме уголовно-правового запрета любых обратных действий граждан и должностных лиц. Ограничения этой свободы допускаются только на основе закона и в законных формах, все меры принуждения должны находиться под судебным контролем. Содержание права на свободу заключается также в гарантиях от необоснованного ареста, обыска или задержания. Человек не может быть задержан или арестован без приказа суда, а если это происходит на месте преступления, его нельзя лишать свободы больше положенного срока, не получив такого приказа или санкции. Запрещаются произвольные обыски. Получение санкции не всегда является простым делом, вследствие чего решающая роль в установлении «разумных оснований» для обыска или ареста часто фактически оказывается в руках полицейских органов, действующих на основании информации тайных осведомителей. Широко развито освобождение арестованного или задержанного под залог.
Со свободой и личной неприкосновенностью тесно связаны неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища и другие личные права.
    продолжение
--PAGE_BREAK--Под неприкосновенностью частной жизни понимается конституционная гарантия защиты тех сторон личной жизни человека, которые он не желает делать достоянием других. Тайна в данном случае не прикрывает какую-то противоправную деятельность, а отражает естественное стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз. Вмешательство государства в частную жизнь возможно только на основе закона при наличии признанных законом оснований для подозрения или обвинения данного лица в совершении преступления.
Конституциями и законами закрепляется право человека на личную и семейную тайну, на защиту своей чести и доброго имени. Ни от кого нельзя требовать сведений, касающихся происхождения или деловой активности родственников, интимных связей, источников финансового состояния семьи и т. д. Если честь и доброе имя человека подвергаются унижению или оскорблению, он может потребовать через суд наказания или компенсации за моральный ущерб. Если клеветнические и порочащие человека сведения публикуются в печати, суд вправе обязать тот же печатный орган опубликовать опровержение этих сведений[12].
Неприкосновенность частной жизни включает также право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Поэтому запрещаются перлюстрация (вскрытие) писем и других почтовых отправлений, подслушивание телефонных разговоров. Обыск и наложение ареста на корреспонденцию могут производиться только на основаниях и в порядке, установленных законом. Строго регламентирован законом и только в целях борьбы с преступностью порядок прослушивания телефонных разговоров.
Рост преступности и терроризма вынуждает многие государства допускать перлюстрацию личных писем, установку диктофонов направленного действия для записи разговоров, использование подслушивающих устройств в телефонах и автомобилях, а также других технических средств. Так, в США действует Сводный закон о контроле над преступностью и безопасности на улицах, который разрешил в определенном порядке (при наличии судебного ордера) подслушивать разговоры лиц, подозреваемых в совершении тяжких преступлений. Другим законом такой порядок был введен и в контрразведывательных целях — в отношении как американских граждан, так и иностранных представителей. Специально учрежденный Федеральный суд дает разрешения на электронную слежку практически без отказа. Однако такие меры, при всей их необходимости, в то же время создают условия для злоупотреблений со стороны полиции. Незаконное применение современных технических средств подслушивания, составление разного рода полицейских досье не раз публично разоблачались прессой в США, Великобритании, ФРГ, Франции, Японии и других странах.
Составной частью права на частную жизнь, личной свободы и достоинства человека является неприкосновенность жилища. Проникновение в жилище" против воли проживающих в нем лиц возможно только на основании закона или судебного решения.
Свобода совести и вероисповедания предполагает право человека как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии (вероисповедания), так и быть атеистом. Эта свобода особенно важна для людей в государствах, в которых признана государственная религия, а также в тоталитарных атеистических государствах, где ею прикрывались гонения на церковь. Международный пакт о гражданских и политических правах соединяет свободу совести и религии со свободой мысли, включая в нее «свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору и свободу исповедовать свою религию и убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком, в отправлении культа, выполнении религиозных и ритуальных обрядов и учений. Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору» (ст. 18).
Современное демократическое государство является светским, церковь в нем отделена от государства и школы, а свобода вероисповедания гарантируется. В то же время есть государства, признающие определенные преимущества одной церкви (в Греции восточно-православная церковь объявлена Конституцией «господствующей», в Болгарии аналогичное вероисповедание — «традиционной религией»). Государство тем не менее гарантирует свободу всех церквей в отправлении религиозных культов, а также их участие в общественной жизни. Столь высокая веротерпимость, предоставление гарантий свободы совести гражданам и церкви объясняются важной ролью религии в духовной жизни народов. Церковь оказывает большое воздействие на политику правящих кругов в Латинской Америке, во многих мусульманских государствах. Она тесно взаимодействует с общественностью и правительствами в США, странах Западной Европы, Японии. Существование государственной религии означает финансирование церкви и ее школ за счет государственного бюджета, признание ее прав в решении ряда вопросов личной жизни граждан (регламентации браков, регистрации рождения и др.). Такое положение занимает англиканская церковь в Великобритании (королева является главой государства и церкви), лютеранство — в Скандинавских странах, католицизм — в ряде стран Латинской Америки. В исламских государствах (Иран, Иордания, Пакистан, Ливия и др.) институты религиозного права обладают юридической силой, на государственную службу иногда принимаются только верующие, создаются религиозные суды, атеизм служит основанием для дискриминации по иммиграционному законодательству. В ряде развитых стран действует институт юридического признания церкви государством, что мало отличается от статуса государственной религии (ФРГ, Голландия, Бельгия, Израиль и др.). Даже там, где государство полностью светское (Франция), оно способствует распространению религии, предоставлению субсидий церковным школам. Несмотря на отделение религии от школы, государство по существу поощряет в разных формах изучение религии в государственных школах.
В США государство формально стоит на позициях нейтралитета по отношению к религии. Это, однако, не мешает ему предоставлять церкви льготы и привилегии. Церковь освобождена от уплаты налогов. Заседания обеих палат Конгресса и Верховного суда начинаются с молитвы, которую проводят содержащиеся за счет казны священники. Государство ввело также обязательное богослужение в военных академиях, госпиталях и тюрьмах. Принесение присяги при вступлении на пост Президента, как и в судах, производится с возложением руки на Библию. Однако такое приоритетное положение одной из религий не влечет за собой каких-либо ограничений свободы исповедования других религий[13].
Важные гарантии свободы совести и вероисповедания закрепляются в уголовном законодательстве. Например, запрещаются воспрепятствование осуществлению этой свободы, сопряженное с насилием над личностью, оскорбление чувств и убеждений верующих в публичной форме, разрушение и повреждение культовых зданий, памятников, захоронений, нанесение на них оскорбительных надписей и изображений. В то же время во всех странах законом преследуются различные изуверские секты и объединения.
Свобода мысли и слова относится к числу личных и одновременно политических свобод человека. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, рассматривая ее как основу свободы печати и инакомыслия. Свобода слова позволяет каждому человеку выражать свои мысли, убеждения и мнения. Но эта свобода требует правового регулирования, поскольку злоупотребление ею способно наносить ущерб другим свободам и подрывать общественные устои. В Международном пакте о гражданских и политических правах признается правомерность на основе закона ограничивать свободу слова для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и нравственности населения. Конституции и законы большинства стран мира указывают на недопустимые цели использования этой свободы, как, например, проповедь национального или расового превосходства.
Демократические государства обычно не придают большого значения устным формам выражения мнений, не связанных с действием. В Великобритании, например, до сих пор каждый человек вправе прийти в один из парков (Гайд-парк) столицы и изложить там свои взгляды перед случайными прохожими. В США устные выступления граждан ограничены весьма минимально (необходимостью воздерживаться от «агрессивных» слов, пропаганды порнографии, призывов к мятежу, клеветы и т. д.).
Свобода слова тесно связана со свободой на получение информации, свободой творчества. Эта взаимосвязь подробно отражена в Конституции Испании (ст. 209), в которой записано:
1. Признаются и охраняются права на:
а) свободное выражение и распространение взглядов, идей и мнений устно, письменно или другими средствами;
б) техническое, научное, художественное и литературное творчество и производство;
в) свободу преподавания;
г) свободную передачу и получение информации посредством любых средств ее распространения. Закон определяет ограничительные условия в пользовании этим правом по мотивам совести и сохранения профессиональной тайны.
2. Осуществление указанных прав не может быть ограничено никаким видом предварительной цензуры.
3. Закон устанавливает порядок организации государственного и осуществления парламентского контроля за средствами массовой информации, зависимыми от государства или от государственных учреждений, и гарантирует доступ к этим средствам для социальных и политических групп, представляющих определенные интересы, уважая общественный и языковый плюрализм Испании.
4. Осуществление этих свобод ограничивается уважением прав, закрепленных в данном разделе, предписаний законов, развивающих эти права, и прежде всего правом на честь, частную жизнь, собственное имя и защиту детей и молодежи.
5. Конфискация публикаций, записей и других средств информации производится только в силу судебного решения
Личная свобода предполагает право человека свободно передвигаться и выбирать себе место жительства. В Конституции Португалии говорится (ст. 44):
1. Все граждане имеют право свободно передвигаться по национальной территории и проживать в любой ее части.
2. За всеми гражданами признается право эмигрировать, выезжать из страны и возвращаться на Родину". Демократические государства не знают института «прописки», т. е. обязанности гражданина проживать только в разрешенном ему единственном месте, не ограничивают в праве иметь несколько домовладений.
Уголовно-процессуальные гарантии свободы личности составляют самостоятельный набор прав и свобод человека и гражданина. Эти гарантии направлены на исключение произвола при уголовном преследовании и судебном разбирательстве. Конституции обычно говорят о праве на справедливый суд, имея в виду при этом, что лишение свободы может осуществляться только судом, обвиняемый имеет право на защиту, недопустимо придавать закону обратную силу, суд должен быть скорым, коллегиальным, публичным и т. д. Закрепляется также презумпция невиновности, означающая, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана и установлена вступившим в силу приговором суда.
Равным образом никто не может быть принужден к даче показаний против самого себя или к признанию себя виновным. Конституции обычно закрепляют общеизвестную в демократическом праве гарантию: закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто, следовательно, не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Эти и ряд других конституционных процессуальных гарантий очень важны для людей, поскольку в системе органов государства формально только суд наделен правом лишать человека жизни и свободы[14].
Судебная система в лице ее высших органов дает общеобязательные толкования законов, касающиеся прав человека, осуществляет контроль за законностью.

5. Конституционные обязанности граждан. Гарантии конституционных прав 5.1 Конституционные обязанности граждан Права человека и гражданина становятся реальностью лишь в том случае, если они неразрывно связаны с обязанностями. Принцип сочетания прав и обязанностей знали еще государства античности. Так, принадлежность к римскому гражданству означала для субъекта возможность пользования рядом прав и одновременно обременение публичными обязанностями. К таким публичным обязанностям, прежде всего, относились право-обязанность исполнять функции должностного лица при соответствующем имущественном цензе, обязанность подлежать цензу, т. е. исчислению имущества и доходов (уклонение преследовалось в уголовным порядке), уплата налога, владение и полезное использование земель покоренных народов.
Необходимым компонентом взаимоотношений государства и человека по поводу его прав выступают юридические обязанности, без которых невозможно ни правовое государство, ни реализация самих прав и свобод человека. Создание и поддержание гармоничных отношений в обществе требуют не только уважения государством прав человека, но и выполнения гражданином определенных обязанностей, а в случае необходимости и его отказа от осуществления своих прав.
Принцип единства прав и обязанностей получил отражение во Всеобщей декларации прав человека 1948 г., провозглашающей, что «каждый человек имеет обязанности перед обществом, в котором только и возможно свободное и полное развитие его личности», что осуществление прав и свобод гражданином требует «должного признания и уважения прав и свобод других, удовлетворения справедливых требований морали, общего порядка и благосостояния в демократическом обществе».
В Международном пакте о гражданских и политических правах 1966 г. также зафиксировано, что «отдельный человек имеет обязанности в отношении других людей и того коллектива, к которому он принадлежит». Исходя из этих общих положений, государства закрепляют в своем законодательстве более развернутый перечень обязанностей применительно к своим условиям и национальным интересам.
Обязанности — это мера должного поведения, объективная необходимость, требования, предъявляемые государством к человеку с тем, чтобы не нарушались права другого человека и соблюдались интересы государства и общества.
Конституции зарубежных государств до Второй мировой войны обязанности практически не упоминали. Однако в современных конституциях Японии, Италии, Португалии, Испании, Кубы, Китая в названиях соответствующих разделов указано, что они закрепляют не только права и свободы, но и обязанности. Хотя в названиях разделов конституций ряда государств (ФРГ, Греция) не содержится упоминания об обязанностях, в тексте тем не менее присутствуют статьи об обязанностях граждан. В современных конституциях закрепляются в основном обязанности платить налоги, соблюдать законы, не нарушать права других лиц, охранять природу, памятники культуры и т. д.
В ряде конституций закреплена воинская обязанность. Альтернативная служба является формой выполнения воинской обязанности признанными «отказниками» от военной службы по убеждениям. Она представляет собой обязательную службу на благо обществу и проходит преимущественно в социальной сфере, заключается в обслуживании и уходе за нуждающимися.
Право на отказ от военной службы впервые было признано в общенациональном масштабе в Великобритании (1916 г.) и Дании (1917 г.). В Дании альтернативная служба — это просто работа по гражданской специальности. Все доходы от такой работы направляются в военный бюджет. В Италии те, кто не призывается в армию по религиозным и идейным соображениям, платят значительный налог на военные нужды.
Во всех странах, где армия комплектуется на основе всеобщей воинской обязанности, каждый гражданин так или иначе обязан вносить свой вклад в дело обороны. Картина с призывом в европейских странах выглядит таким образом: в ФРГ призывается 50, во Франции — 58, в Италии — 85, в Испании — 75, в Турции — 84% от числа лиц призывного возраста. Более чем в 20 странах за отказ от воинской повинности наступает уголовная ответственность.
В США армия профессиональная и комплектуется на основе контракта. Но и там гражданин все равно должен зарегистрироваться как военнообязанный. В противном случае его ждет тюремное заключение.
В конституциях отдельных государств говорится и об обязанности трудиться (Япония, Италия, Гватемала, Эквадор и др.), воспитывать детей (Италия), заботиться о своем здоровье и своевременно прибегать к лечебной помощи (Уругвай). В преамбуле Конституции Франции 1946 г. закреплено положение о «равенстве всех французов в несении повинностей, обусловленных национальными бедствиями».
5.2 Гарантии Конституционных прав Права человека можно рассматривать как основу конституционализма, главный смысл создания конституции заключается в обеспечении свободы и безопасности человека прежде всего от произвола государственной власти.
    продолжение
--PAGE_BREAK--


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Home/server5/dogendocs/pars docs/tw refs/112/111185/111185
Реферат Технологический процесс изготовления микромодуля этажерочного типа применительно к серийному производству
Реферат Анализ кадров предприятия на примере кафе "Гора"
Реферат Королевские династии в истории Франции
Реферат Социально-экономическое и политическое развитие Российской империи в конце XIX - начале XX века
Реферат Роль общественной государственной подготовки в формировании профес
Реферат Інформація як об’єкт правового регулювання
Реферат Прибыль и ее распределение на предприятии
Реферат Виды и стадии исследований системы управления
Реферат Untitled Essay Research Paper With talk shows
Реферат Пьер Бомарше
Реферат Пресса как основное средство рекламы достоинства и недостатки расц
Реферат Классификация лейкозов
Реферат Incorporation Of The American Dream In The
Реферат Коррекция дисграфии в условиях школьного логопункта