Реферат по предмету "Государство и право"


Основные начала деятельности прокуратуры. Цели прокурорского надзора

СОДЕРЖАНИЕ
Введение
1. Основные начала деятельностипрокуратуры
1.1 Общие принципы организации и деятельности прокуратуры
1.2 Внутриорганизационные принципы организациии деятельности прокуратуры
2. Понятие, сущность и цели прокурорскогонадзора
3. ЗадачА
БИБЛИОГРАФИЯ
Введение
Прокуратура РоссийскойФедерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющаяот имени РФ надзор за исполнением действующих на ее территории законов. Цельюпрокурорской деятельности является обеспечение верховенства закона, единства иуправления законности, защита прав и свобод человека и гражданина, а такжеохраняемых законом интересов общества и государства.
Прокурорский надзор — это осуществление от имени государства деятельности специально уполномоченнымилицам и прокурорами по обеспечению точного исполнения и единообразногоприменения законов путем своевременного выявления и принятия мер к устранениюих нарушений, привлечения виновных к ответственности.
Прокуратура неуполномочена надзирать за высшими органами законодательной и исполнительнойвласти и соответственно- высшими должностными лицам и государства. Исключены изчисла объектов прокурорского надзора все суды, в том числе Конституционный судРФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, но не иные структуры, внаименовании которых имеется слово «суд».
Сам по себепрокурорский надзор является лишь одним из направлений прокурорскойдеятельности.
1. Основные начала деятельности прокуратуры 1.1 Общие принципы организации и деятельности прокуратуры
Толковый словарь С.И.Ожегова и Н. Ю. Шведовой дает определение принципа как основного исходногоположения какой либо теории, учения или мировоззрения. Это определениеприменимо, в основном, для науки или теоретической программы. Другоеопределение из того же источника утверждает принципы как убеждения, взгляд навещи. Это определение несет в себе этическую составляющую
Говоря о принципахорганизации и деятельности прокуратуры Российской Федерации, следует, какпредставляется, придерживаться обеих приведенных направлений. Если первоеопределение носит позитивно-рациональный характер, то второе носит характерпозитивно-нравственный. Так, можно привести в пример такое рациональноеосновополагающее начало деятельности прокуратуры как принцип единства системы,которая является полезной в том отношении, что позволяет, в силу этого принципаоперативно решать вопросы защиты прав и свобод граждан.
Принципы организации идеятельности прокуратуры Российской Федерации отражены в ст. 4 Закона «Опрокуратуре Российской Федерации»
Все они взаимосвязаны,взаимодействуют и разлиты в той или иной степени в каждом из них в отдельностии в целом как в системе. Все приведенные в указанной норме принципы не могутдействовать изолированно друг от друга. Это позволяет вести речь о системепринципов организации и деятельности прокуратуры. Так, много ли будет стоитьпринцип законности при отсутствии гласности, неинформированности населения одеятельности органов прокуратуры. Понятно, что в такой ситуации неизбежнопоявляется соблазн нарушения правовых норм, в расчете на корпоративность.
Также единство органовпрокуратуры предполагает ее независимость от остальных органов государственнойвласти и прокуратуры. Координируя в той или иной степени свои полномочия сполномочиями других властных органов, органы прокуратуры, в то же время, в силусвоего единства, централизации и независимости, в своей деятельностируководствуются исключительно правовыми методами, соблюдая, в свою очередь,принцип законности.
Так, согласно ч. 1 ст.4 Закона « О прокуратуре Российской Федерации», эта организация составляетединую федеральную централизованную систему органов и учреждений и действует наоснове подчинения нижестоящих прокуроров вышестоящим, и Генеральному прокуроруРоссийской Федерации.
В этой части нормыотражены сразу три взаимосвязанных и взаимозависимых принципа. Отсутствиепринципа централизации, исключает подчинение нижестоящих прокуроров вышестоящими сразу разваливает их единство.
Таким образом, отдельновзятый принцип не оказывает никакого регулирующего воздействия на организацию идеятельность органов прокуратуры Российской Федерации. О влиянии принципов напостроение технологии прокурорского надзора можно говорить лишь в случае, еслирассматривать каждый принцип во взаимодействии с другими основополагающиминачалами в рамках их системы.
Принципы являютсясистемообразующими элементами организации и деятельности органов прокуратуры.
Для полного уяснениякак общих, так и внутриорганизационных принципов организации и деятельностипрокуратуры Российской Федерации необходимо дать более подробную характеристикукаждого из них.
Как было указано выше,прокуратура Российской Федерации представляет собой единую федеральнуюцентрализованную систему органов и учреждений и действует на основе подчинениянижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокурору РоссийскойФедерации.
Рассмотрим важноеосновополагающее начало – принцип единства.
Сущность этого принципасостоит в том, что все территориальные и специализированные органы прокуратуры,действующие на территории Российской Федерации, являют собой единую систему.Создание органов прокуратуры не входящих в эту единую систему не допускается. (п. 3 ст. 11 Закона «О прокуратуре Российской Федерации»).
Систему прокуратуры РФсоставляют Генеральная прокуратура, прокуратуры субъектов Российской Федерации,приравненные к ним военные и другие специализированный прокуратуры, научные иобразовательные учреждения, редакции печатных изданий, а также прокуратурыгородов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированныепрокуратуры. ( ч. 1 ст. 11 Закона « О прокуратуре Российской Федерации»).
Принцип централизации –этот принцип, будучи взаимосвязанным, с предыдущим, представляет собой строгоеподчинение нижестоящих прокуроров вышестоящим и Генеральному прокуроруРоссийской Федерации.
Вышестоящие прокурорыруководят деятельностью нижестоящих и осуществляют контроль за нею. Приказы,указания и распоряжения, положения, инструкции обязательны для нижестоящих.
Согласно ст. 17 Закона,Генеральный прокурор Российской Федерации руководит системой прокуратуры,издает обязательные для исполнения всеми работниками органов и учрежденийпрокуратуры приказы, указания, распоряжения, положения и инструкции,регулирующие вопросы организации деятельности системы прокуратуры.
Прежде всего, органыпрокуратуры осуществляют свои полномочия независимо от федеральных органов государственнойвласти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органовместного самоуправления, общественных объединений.
Принцип независимостиорганизации и деятельности прокуратуры Российской Федерации имеет своейсоставной частью принцип независимости политической. Прокурор или следователь,кроме неучастия его в работе каких либо выборных или назначаемыхгосударственных органов еще не имеет права являться членами общественныхобъединений, преследующих политические цели и принимать участие в ихдеятельности. В своей служебной деятельности прокуроры и следователи не связанырешениями этих общественных объединений. Последние не могут быть также созданыв органах или учреждениях прокуратуры.
Кроме этогопрокурорские работники не вправе совмещать свою основную деятельность с инойоплачиваемой или безвозмездной деятельностью, кроме преподавательской, научнойи творческой.
Последнее понятие требуетнекоторого раскрытия, ибо по большому счету, в том или ином виде, творческойможно назвать абсолютно любую деятельность.
Следующеерассматриваемое основополагающее начало – принцип гласности.
Гласность — наиболееактуальная проблема современного общества. Ее отсутствие, или какое либоусечение приводит к серьезным перекосам в соблюдении прав и свобод человека.Закон « О прокуратуре Российской Федерации» прямо устанавливает для органовпрокуратуры гласные действия в той мере, которая не противоречитзаконодательству Российской Федерации о государственной или иной специальноохраняемой законом тайне. При этом, органы прокуратуры обязаны информироватьорганы государственной власти, органы государственной власти субъектовРоссийской Федерации, органы местного самоуправления, а также население осостоянии законности (ч. 2 ст. 4 Закона «О прокуратуры Российской Федерации»).
Принцип законности –важнейшее общеправовое начало деятельности органов прокуратуры. Неуклонноесоблюдение этого принципа является показателем строительства правовогогосударства. Это главенствующий принцип в деятельности прокуратуры, ибо главнаяцель ее деятельности – обеспеченность верховенства закона, единства иукрепления законности. Принцип законности означает надзор за строгимсоблюдением предписаний закона всеми учреждениями и гражданами отгосударственных органов до каждого гражданина в отдельности. Органыпрокуратуры, как указано в законе, осуществляют свои полномочия в строгомсоответствии с действующими на территории Российской Федерации законами.
Обеспечение принципазаконности осложняется отсутствием у Генерального прокурора правазаконодательной инициативы, однако это право сохранено за прокурорами субъектовФедерации на региональном уровне.
Рассмотрев,вышеуказанные принципы, мы обратили внимание на пока еще несовершенствонекоторых из них, в частности — принцип независимости. Можно еще сказать оботдельных несовершенств принципа гласности. Органы прокуратуры состоят, как ивсе организации из людей со своими проблемами и интересами. Некоторые ихоперативных работников используют свое положение в личных целях, что отражаетсяна принципах гласности и законности. Поэтому система принципов органовпрокуратуры Российской Федерации должна постоянно совершенствоваться, ибоникакая система не может считаться идеальной. Однако каждая из них должнаприлагать все усилия, чтобы максимально приблизиться к тому условномуположению, которое можно назвать идеалом.
Этому приближению поройспособствуют, наряду с общими и чисто технические, внутриорганизационныепринципы деятельности органов прокуратуры, позволяющие рационализировать еедеятельность в целях наиболее достижения наиболее эффективных результатов.
/>/>1.2 Внутриорганизационные принципы организации идеятельности прокуратуры
В деятельности органовпрокуратуры используются в качестве организационных, определяющих началзональный и предметный принципы.
Распределениеобязанностей в структурных подразделениях органов прокуратуры, в целяхмаксимальной эффективности по надзору за соблюдением законности и расследованиемуголовных дел, обычно осуществляется в соответствии с зональным и предметнымпринципом.
Началу этойдеятельности положил приказ Генерального прокурора СССР от 03.02.89 г. № 3 «Опереходе центрального аппарата прокуратуры Союза ССР на зонально-предметныйпринцип организации работы».
Зональный принципозначает такую организацию работы, когда весь ее объем, возложенный наструктурные подразделения, распределяется между оперативными работниками потерриториальным зонам.
В прокуратурахсубъектов Федерации в состав зоны, в зависимости от объема работы, включаютсяпрокуратуры одного или нескольких районов и городов. Прокурор отдела илиуправления, за которым закреплена соответствующая зона, применительно копределенной отрасли надзора, контролирует исполнение законов, приказов иуказаний Генерального прокурора РФ, в этих целях изучает состояние законности врегионе и организацию работы органов прокуратуры. Для этого он систематическизнакомится со статистикой, планами работы, докладами, обобщениями, обзорами и т.д.На основе анализа, он вносит предложения о направлении городским и районнымпрокурорам указаний об устранении недостатков и о совершенствовании работыпрокуратур, входящих в зону, оказывает практическую помощь; изучаетположительный опыт и предлагает его для распространения; контролируетвыполнение данных им указаний; принимает участие в работе по повышениюквалификации прокуроров и следователей районных (городских (прокуратур, дает иминдивидуальные задания; поддерживает постоянные контакты с зональнымипрокурорами других подразделений данной прокуратуры.
Генеральный прокурор РФвсегда держит эту деятельность на контроле, дает рекомендации по выполнениюуказанной деятельности, а также прямые указания.
Для того чтобы бытьпостоянно в курсе своей зоны, прокурор по каждой горрайпрокуратуре регулярноведет соответствующее производство, в котором сосредоточиваются документы,полученные от нижестоящих прокуроров, и копии адресованных им документов. Здесьсоблюдается общее правило — все документы, касающиеся данной горрайпрокуратурыпо профилю работы структурного подразделения, сосредоточиваются в одном наряде.При этом, если какое либо обобщение выполнялось не зональным прокурором, то всематериалы присланные горрайпрокурором распределяются по соответствующим нарядам.
Кроме этого, зональныепрокуроры ведут и свои рабочие производства, где сосредоточиваются, находящиесяна исполнении документы, а также отмечаются ошибки, допущенные каждымпрокурором и следователем его зоны, сосредоточиваются данные о положительномопыте работы. Это дает возможность разработать мероприятия по оказаниюконкретной помощи каждому нижестоящему прокурору по устранению недостатков и наего базе распространить положительный опыт, проводить обучение всех прокуророви следователей. Зональные прокуроры обязаны совершать выезды в свои зоны сцелью оказания помощи.
Предметный принцип –происходит от понятия предмета прокурорского надзора. Он означает такуюорганизацию работы, при которой критерием распределения обязанностей междупрокурорами служат сферы правового регулирования, то есть определенные группызаконов и иных нормативных актов, надзор за исполнением которых осуществляетпрокуратура.
Предметный принципорганизации работы преследует цель сосредоточить усилия всех структурныхподразделений на решение важнейших, приоритетных задач, стоящих перед органамипрокуратуры в целом. Применение этого принципа позволяет накапливать, обобщатьи реализовывать информацию по определенной проблеме укрепления законности иисполнению конкретных законов.
Так, согласновышеуказанному приказу Генерального прокурора, предлагается «обеспечитьквалифицированную проверку сигналов и заявлений о нарушениях законностиполитическими, массовыми общественными объединениями и организациями….Привлекать виновных к установленной законом ответственности». То есть, надзорза соблюдением общего принципа соблюдения законности непосредственнопредписывается Генеральным прокурором нижестоящим прокурорам.
Согласно установленномураспределению обязанностей, прокуроры отделов обобщают относящиеся к ихпредмету статистические и другие данные Они анализируют материалы (доклады,представления, протесты, обзоры, методические письма, участвуют в подготовкедокументов по результата обобщений, подготавливают материалы для рассмотрения вколлегии, координационном совещании правоохранительных органов). Прокурорыотделов вносят предложения по совершенствованию организации и осуществлениюпрокурорского надзора по расследованию преступлений, координации деятельностиправоохранительных органов, взаимодействии с другими государственными органамии общественными организациями.
Как указывается вприказе Генерального прокурора от 28.05.1992 г. № 20, следует «средствамипрокурорского надзора пресекать нарушения органами, осуществляющими дознание,предварительное следствие и оперативно-розыскную деятельность, процессуальногопорядка расследования преступлений и законов направленных на борьбу спреступными проявлениями задача прокуратуры: надзирать за выполнениемназванными органами возложенных законом обязанностей по выявлению,предупреждению, пресечению и раскрытию преступлений, а также за тем, чтобы ниодно действие или решение указанных органов не расходилось с законом».
В органах прокуратурыприменяется также предметно-зональный принцип работы, когда за зональнымипрокурорами закрепляются еще и определенные предметы ведения. Такой подходспособствует специализации зональных прокуроров при осуществлении надзора заисполнением закона в наиболее важных, приоритетных на данном этапе сферахправовых отношений.
/>2. Понятие, сущность и целипрокурорского надзора
Прокурорский надзор –специфическая деятельность государственных федеральных органов прокуратуры,осуществляемая от имени Российской Федерации и состоящая в проверке точностиисполнения законов, действующих на ее территории.
Из сказанного следуютпринципиально важные положения.
Прокурорский надзоросуществляется от имени государства – Российской Федерации. Важность этогоположения заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор, представляет изащищает общественные интересы не от имени отдельных органов местногосамоуправления, субъектов федерации или иной представительной, исполнительнойили судебной власти, а в совокупности всех их, объединяемых общей системойгосударства, приводя таким образом интересы отдельных органов, организаций,учреждений, должностных или физических лиц в соответствие с интересамигосударства в целом.
Специфичностьпрокурорского надзора как вида государственной деятельности состоит в том, чтоон не относится к деятельности одной ветви власти (представительной,исполнительной, судебной), но в то же время имеет признаки каждой из этихвластей.
Дело в том, что органыпрокуратуры занимают особое место в государственной системе РоссийскойФедерации. Имея функциональные отношения к каждой из трех, предусмотренныхКонституцией РФ ветвей власти, они, тем не менее, не относятся полностью ни кодной из них. Это специфическое положение прокуратуры в государственномустройстве, позволяющее уравновешивать ветви власти и обеспечивать ихоптимальное функционирование, порождает и специфичность прокурорского надзоракак основного вида деятельности прокуратуры.
Рассматривая сущностьпрокурорского надзора, следует иметь в виду, что под термином «прокурорскийнадзор» может пониматься:
а) специфический видгосударственной деятельности;
б) самостоятельнаяотрасль юридической науки;
в) учебная дисциплина.
Изучая вопросы осущности, целях и задачах прокурорского надзора, месте прокуратуры в системе государственныхорганов, необходимо исходить из того, что прокурорский надзор — это особый видгосударственной деятельности, осуществляемой от имени Российской Федерациипрокурорскими работниками, являющимися государственными служащими РоссийскойФедерации. По своему содержанию надзор — деятельность по выявлению фактовправонарушений и реагированию на них.
Выявление иреагирование — комплексные понятия. Выявление правонарушений возможно путемпроведения текущих и периодических проверок, получения объяснений, изученияжалоб и заявлений, анализа материалов органов контроля и т.д. Реагирование — это меры по устранению правонарушений и их профилактике, восстановлениюнарушенных прав, возмещению ущерба, привлечению виновных лиц к установленнойзаконом ответственности и др.
Понимание сущностипрокурорского надзора невозможно без определения предмета надзора, ибопрокуроры надзирают за соблюдением Конституции в Российской Федерации,исполнением законов (в том числе соответствием законам правовых актов),различными, но вполне конкретными, субъектами правоприменительной деятельности.
В специальнойлитературе достаточно давно дискутируется вопрос о понятии предметапрокурорского надзора. В этой связи необходимо четко ориентироваться на текстдействующего закона о прокуратуре, где в ст. 21, 27, 29, 32 предмет надзорнойдеятельности специально определен как исполнение законов конкретными субъектами(объектами) правоприменительной деятельности. Это и активная деятельность повыполнению предписаний закона, и соблюдение требований правовых норм,следование запретам, установленным законом.
Исполнение законовможет выражаться в виде действий и (или) правовых актов. Правовые акты имеютформу документов.
Прокуратураосуществляет надзор за исполнением законов, но не подзаконных нормативныхактов. Законы — это нормативные акты, принятые высшим законодательным органомили референдумом, обладающие высшей юридической силой. В их число входятКонституция Российской Федерации, федеральные конституционные законы,Федеральные законы, Конституции, уставы, законы субъектов Российской Федерации,а также законы, действовавшие на территории Российской Федерации до вступленияв силу Конституции 1993 года, в части не противоречащей ей.
В настоящее времяпрокуратура осуществляет надзор за исполнением Указов Президента РоссийскойФедерации.
В соответствии с ч.4ст.15 Конституции Российской Федерации составной частью ее правовой системыявляются общепризнанные принципы и нормы международного права, закрепленные вмеждународных пактах, конвенциях и иных документах. Международные договоры нетребующие издания внутригосударственных актов для применения действуют вРоссийской Федерации непосредственно. Однако в любом случае эти правовые актыдолжны быть официально опубликованы для всеобщего сведения.
Многочисленныенарушения Конституции Российской Федерации со стороны органов законодательной иисполнительной власти субъектов Федерации обусловили закрепление в Законеположения о том, что прокуратура осуществляет надзор за соблюдением КонституцииРоссийской Федерации.
Для решения этой задачипрокуроры действующие на территории субъектов Федерации, в том числе автономныхреспублик, реализуют свои полномочия от имени Российской Федерации.
К иным (кроменадзорной) функциям относятся: уголовное преследование, включая предварительноеследствие и поддержание обвинения в суде; координация деятельностиправоохранительных органов по борьбе с преступностью; участие в правотворческойдеятельности и др.
В п.2 ст.1 Закона опрокуратуре определяются общие цели деятельности прокуратуры. При этомприоритеты отданы защите прав и свобод человека и гражданина. Это соответствуетст.2 Конституции Российской Федерации, где закреплено, что человек, его права исвободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свободчеловека и гражданина — обязанность государства. Названные цели определяютосновные направления деятельности прокуратуры.
Прокуратура являетсяважной и неотъемлемой частью механизма обеспечения законности в России. Малопринять хороший закон, надо его и реализовать. В связи с низким уровнемправосознания, как рядовых граждан, так и должностных лиц, коррупцией, крайнейобостренностью экономических и социальных проблем сделать это на практикечрезвычайно трудно.
В этих условияхпрокуратура призвана обеспечить единое понимание и применение законов на всейтерритории Российской Федерации, всеми субъектами правоприменительнойдеятельности путем использования всего арсенала средств прокурорского надзора.
В литературе весьмадискуссионным является вопрос и о месте прокуратуры в системе государственныхорганов.
Одни авторы относят еек органам законодательной власти, другие — к исполнительной власти, третьи — ксудебной власти.
Каждая из позиций имеетсвою теоретическую и практическую основу. Вместе с тем, по мнению авторовданного пособия, прокуратура занимает особое место в системе государственныхорганов и не может быть отнесена ни к одной из названных ветвей власти.
При проработке вопросаоб отраслях прокурорского надзора, участках и направлениях деятельностипрокуратуры следует обратить внимание на то, что в ст. 1 Закона о прокуратуреназваны десять направлений деятельности.
В специальнойлитературе в их числе выделяются отрасли надзора, организационные и иныенаправления деятельности.
Отрасль надзора — это виднадзорной деятельности. Прокуратура Российской Федерации осуществляет:
—   надзорза исполнением законов федеральными министерствами, государственнымикомитетами, службами и иными федеральными органами исполнительной власти,представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектовРоссийской Федерации, органами местного самоуправления, органами военногоуправления, органами контроля, их должностными лицами, органами управления ируководителями коммерческих и некоммерческих организаций, а также засоответствием законам издаваемых ими правовых актов;
—   надзорза соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами,государственными комитетами, службами и иными федеральными органамиисполнительной власти, представительными (законодательными) и исполнительнымиорганами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления,органами военного управления, органами контроля, их должностными лицами, атакже органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческихорганизаций;
—   надзорза исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие;
—   надзорза исполнением законов судебными приставами;
—   надзорза исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющихнаказаний и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера,администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Для каждой отраслинадзора характерны специфический предмет надзора и особый круг полномочий.
Надзор за исполнениемзаконов судебными приставами впервые предусмотрен Федеральным Законом от 10февраля 1999 г. (ФЗ от 10 февраля 1999 №31-ФЗ). Вместе с тем соответствующегоблока статей по данному направлению деятельности в разделе 3 Закона(Прокурорский надзор) — пока нет. В связи с этим еще окончательно неясноявляется ли названное направление деятельности самостоятельной отрасльюнадзора, либо комплексным формированием.
Подразделения понадзору за законностью постановлений судов по гражданским делам осуществляютнадзор в части соответствия законам постановлений судов общей юрисдикции повопросам исполнительного производства;
Подразделения пообеспечению участия прокуроров в арбитражном процессе рассматривают обращениялиц, участвующих в деле, о проверке законности и обоснованности судебных актоварбитражных судов, вынесенных по заявлениям на действия судебных приставов — исполнителей по исполнению исполнительных документов, выданных арбитражнымисудами, или на отказ в совершении указанных действий (после соблюдениязаявителем установленного законодательством порядка апелляционного икассационного обжалования).
Следственныеподразделения разрешают заявления и сообщения о совершенных или подготовляемыхсудебными приставами при осуществлении своих полномочий преступлениях, а такжерасследуют такие преступления.
Не является, по мнениюавторов, самостоятельным направлением деятельности прокуратуры уголовноепреследование за совершенные преступления. В специальной литературе совершеннообоснованно подчеркивается, что эта функция является составной и неотъемлемойчастью деятельности прокуратуры по борьбе с преступностью. Так, в процессеосуществления надзора за исполнением законов органами дознания ипредварительного следствия, прокурор вправе возбуждать уголовные дела, даватьуказания о привлечении лица в качестве обвиняемого, о квалификации преступленийи т.д. Прокуроры могут принимать к своему производству любое уголовное дело,участвовать в производстве дознания и предварительного следствия и др.
В то же времяприменительно к отрасли надзора за исполнением законов (общий надзор) прокурорывправе возбуждать уголовные дела по фактам преступлений выявленных в ходеобщенадзорных проверок. Кроме того, органы прокуратуры осуществляют уголовноепреследование путем поддержания государственного обвинения в суде,опротестования незаконных и необоснованных приговоров, постановлений иопределений судов и т.д.
Таким образом,уголовное преследование не может считаться отдельным, самостоятельнымнаправлением деятельности прокуратуры. Эта функция реализуется комплексно, вразличных отраслях надзорной деятельности.
К организационнымнаправлениям деятельности относятся координация деятельности правоохранительныхорганов по борьбе с преступностью, международное сотрудничество и участие вправотворческой деятельности.
Анализируя рольпрокуратуры в координации деятельности правоохранительных органов по борьбе спреступностью, целесообразно прежде всего определиться с понятиями координации.
Координация в переводес латинского означает согласование, сочетание, приведение в порядок, всоответствие.
Применительно ксовместной деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностьюкоординация — это взаимосвязь, взаимная поддержка, согласованность действий,осуществляемых в пределах специальной компетенции способами и методами,свойственными каждому из участников координации.
Цель координации — повышение эффективности борьбы с преступностью за счет комплексногоиспользования потенциальных возможностей всех правоохранительных органов. Этодостигается путем разработки и реализации согласованных мероприятий посвоевременному выявлению, раскрытию, пресечению и предупреждению преступлений,устранению причин и условий, способствующих их совершению, привлечению виновныхлиц к установленной законом ответственности.
Организационноеруководство деятельностью правоохранительных органов по борьбе с преступностьюпрокуроры осуществляют на основе равенства и самостоятельности всех участниковкоординации и в тоже время персональной ответственности руководителейправоохранительных органов за выполнение согласованных решений.
При освещении вопросаоб участии прокуратуры в правотворческой деятельности следует учесть, чтоуспешное решение органами прокуратуры своих задач во многом зависит от тогонасколько динамично будет совершенствоваться законодательство.
В настоящее времяГенеральный прокурор не имеет права законодательной инициативы. Вместе с темГенеральный прокурор и подчиненные ему прокуроры вправе вносить взаконодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы,соответствующего и нижестоящего уровней предложения об изменении, о дополнении,об отмене или о принятии законов и иных нормативных актов.
В Генеральнойпрокуратуре действует управление правового обеспечения. Работа управлениястроится на полугодового планирования и проводится совместно со структурнымиподразделениями аппарата, научными и образовательными учреждениями прокуратуры.
При выполнении работ,связанных с участием прокуроров в правотворческой деятельности, органыпрокуратуры руководствуются Приказом Генерального прокурора от 9 августа 1996г. №47 «Об участии органов и учреждений прокуратуры в правотворческойдеятельности и систематизации законодательства в прокуратуре РоссийскойФедерации» и указанием заместителя Генерального прокурора от 20 декабря 1996года №75/22 «О недостатках в работе по выполнению приказа Генеральногопрокурора Российской Федерации». Изложенные в этих ведомственных нормативныхактах требования, призваны обеспечить исчерпывающую информированностьпрокуратуры о планах законотворческой деятельности представительных(законодательных) и исполнительных органов государственной власти,своевременное и активное влияние на концепцию и редакцию законов. В случае,когда принятие законов противоречащих Конституции РФ и Федеральномузаконодательству, предотвратить не удается, прокуроры субъектов Федерацииобязаны незамедлительно принимать необходимые меры и, в частности,информировать о данных фактах руководство Генеральной прокуратуры илиуправление правового обеспечения.
Говоря о международномсотрудничестве Генеральной прокуратуры Российской Федерации, необходимоподчеркнуть, что действующий закон о прокуратуре Российской Федерациипредоставляет Генеральной прокуратуре достаточно широкий круг полномочий поосуществлению международного сотрудничества. Наряду с Российскимзаконодательством прокуратура, в данном случае, руководствуется и нормамизначительного числа международных соглашений, конвенций, стандартов и норм. Этидокументы затрагивают проблемы защиты прав и свобод человека и гражданина,борьбы преступности и осуществления уголовного правосудия, обращения с лицамисовершившими преступления и т. д. В их числе «Всеобщая декларация правчеловека», «Конвенция о правах ребенка», «Пекинские правила», «Конвенция озащите прав человека и основных свобод», «Руководящие принципы дляпредупреждения организованной преступности и борьбы с ней», «Минимальныестандартные правила обращения с заключенными» и многие другие.
Следует особо отметитьруководящие принципы для предупреждения организованной преступности и борьбы сней (приняты Восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращениюс правонарушителями). В комплексе вопросов этого документа, наибольшую важностьдля прокуратуры представляют нормы регламентирующие: создание и расширение базыданных, содержащих информацию о действиях правоохранительных органов, офинансовых документах и правонарушителях; порядок передачи материалов судебногоразбирательства, а также производства экстрадации; сбор и анализ информации вотношении международной организованной преступности; проведение конференций сучастием работников правоохранительных органов, в том числе прокуратуры и др.
Теория и практикапрокурорского надзора выработала целый ряд понятий и терминов, используемых внаучной, учебной и практической деятельности. Не все из них учеными ипрактиками воспринимаются однозначно, и это в определенной мере негативносказывается на эффективности прокурорского надзора.
Коренным понятиемпрокурорского надзора является понятие «прокурор».
Прокурор – этофизическое лицо, состоящее на постоянной или временной службе в органахпрокуратуры, принятое на работу в порядке, установленном Законом о прокуратуреи исполняющее должностные обязанности, предусмотренные тем же законом илиприказом вышестоящего прокурора. Понятие «прокурор» — собирательное, так какохватывает такие должности, как Генеральный прокурор Российской Федерации,прокурор субъекта федерации, прокурор города, прокурор района, прокурорспециализированной прокуратуры. Кроме того, это понятие охватывает должностизаместителей Генерального прокурора РФ, его советников и помощников всехнижестоящих прокуроров, помощников прокуроров по особым поручениям, старшихпомощников, старших прокуроров и прокуроров, старших прокуроров-криминалистов ипрокуроров-криминалистов управлений и отделов.
Помимо прокуроров всистеме прокуратуры работают прокурорские работники. К ним относятся работникиорганов и учреждений прокуратуры, имеющие классные чины (воинские звания – ворганах и учреждениях военной прокуратуры). Прокурорскими работниками обычноявляются научные и педагогические работники учреждений прокуратуры и иныеработники подразделений органов и учреждений прокуратуры.
Прокурорский надзор –понятие, характеризующее:
1)        основнуюфункцию прокуратуры как специфичного вида государственной деятельности;
2)        отрасльюридической науки;
3)        учебнуюдисциплину.
Прокуратура какфедеральный государственный орган осуществляет ряд функций (надзор,расследование преступлений, участие в рассмотрение дел судами, вправотворческой деятельности и другие), важнейшей из которых является надзор заисполнением законов. В юридической литературе и на практике употреблениепонятия «прокурорский надзор» применительно к деятельности прокурораподразумевает проведение проверок точности исполнения требований всех законов,действующих на территории РФ или любого из них в каждом конкретном случае.
Прокурорский надзор какотрасль юридической науки означает сумму знаний о законодательстве, регулирующемдеятельность прокуроров по осуществлению надзора, о формах, средствах и методахего осуществления, закономерностях развития общественных отношений в сфереосуществления надзора и т.д. Как отрасль науки прокурорский надзор тесно связанс такими самостоятельными отраслями юридической науки, как уголовный,гражданский и арбитражный процесс, криминалистика и рядом других.
Предмет прокурорскогонадзора. Из рассмотренного выше понятия прокурорского надзора как видагосударственной деятельности, отрасли юридической науки и учебной дисциплинывытекает, что каждое из них имеет свой предмет, которые нередко путают. Так,под предметом прокурорского надзора следует понимать сферу общественныхотношений, на регулирование которых направлена деятельность прокурора. Из самойсущности прокуррского надзора вытекает, что деятельность прокурора направленана регулирование общественных отношений, связанных с исполнением требованийзаконов. Но поскольку эти требования обязательны для всех юридических ифизических лиц, то предметом прокурорского надзора можно считать исполнениезаконов юридическими и физическими (должностными) лицами.
Перечень этих лицопределен в п. 2 ст. 1 Закона о прокуратуре. Из текста этой же статьи следует,что в предмет прокурорского надзора не входят высшие органы представительной иисполнительной власти РФ, а также судебные органы.
Объекты и субъектыпрокурорского надзора. Эти два понятия тесно связаны между собой, хотя исущественно различаются по содержанию, поэтому на практике, да и в юридическойлитературе нередки случаи неправильного применения каждого из них, когда объектназывают субъектом и наоборот. Под объектом прокурорского надзора следуетпонимать предприятия, учреждения, организации и другие органы в которыхпроводятся прокурорские проверки исполнения законов. Субъектом прокурорскогонадзора следует считать участников прокурорско-надзорных инстанций.
3. ЗадачАВолжскоймежрегиональной природоохранной прокуратурой в ходе проведенной в августепроверки исполнения законодательства об охране вод, было установлено, чтопассажирский теплоход «Победа», принадлежащий ООО «Экзотик-Турс», во времяледохода еще в апреле этого года затонул. Это создает реальную угрозузагрязнению реки, ухудшению поверхности вод, среды обитания объектов животногои растительного мира. Причиной затопления явилось отсутствие должностногоконтроля за техническим состоянием теплохода со стороны владельцев.
Какие мерыпрокурорского реагирования следует принять в описанной ситуации? Составитьнеобходимые документы.
РЕШЕНИЕ: В зависимостиот характера нарушений природоохранного законодательства, их причин,распространенности правонарушений, их повторности, наступивших и возможных вбудущем вредных последствий, степени вины правонарушителей, задач, которыестоят перед прокурором, применяется один из следующих актов прокурорскогореагирования: протест, представление, постановление.
Протест приноситпрокурор или его заместитель в соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре РФна противоречащий закону правовой акт в орган или должностному лицу, которыеиздали этот акт, либо обращается в суд.
Представление прокурораявляется наиболее распространенным средством реагирования на нарушенияприродоохранительного законодательства. Оно вносится прокурором или егозаместителем, согласно ст. 24 Закона о прокуратуре РФ, в орган или должностномулицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежитбезотлагательному рассмотрению. Представление вносится на основе глубокопроведенной проверки или нескольких проверок, анализа выявленных нарушенийзаконов и способствующих им обстоятельств.
Постановление прокуроравыносится, как сказано в ст. 25 Закона о прокуратуре РФ, исходя из характеранарушения закона должностным лицом. Так, к примеру, в случае обнаруженияпризнаков экологического преступления им выносится мотивированное постановлениео возбуждении уголовного дела.
В тех случаях, когдавозникает необходимость привлечения виновного в нарушении природоохранительногозаконодательства к административной ответственности и этот вопрос не былпоставлен в представлении или другом акте реагирования, прокурор выноситпостановление о возбуждении производства об административном правонарушении,которое подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностнымлицом в срок, установленный законом. О результатах рассмотрения сообщаетсяпрокурору в письменной форме.
Кроме того, прокурорыобязаны принимать меры к обеспечению возмещения материального ущерба,причиненного нарушениями природоохранительного законодательства. Согласно ст.27 Закона о прокуратуре РФ, прокурор вправе предъявлять и поддерживать в судеили арбитражном суде иск в интересах пострадавших. В последние годы число такихактов имеют тенденцию к росту.
Серьезной экологическойпроблемой является проблема утилизации затонувших судов: длительное нахождениеплавательных средств в воде ведет к многочисленным негативным последствиям, втом числе способствует заиливанию водоема, загрязнению водной среды продуктамикоррозии металла и остатками рабочих жидкостей судов, сокращению площадинерестилищ рыб и т.п. Кроме того, создается реальная угроза безопасностисудоходства.
По этой причинеприродоохранная прокуратура постоянно уделяет внимание проблеме охраны вод отзагрязнения затонувшими плавсредствами: систематически проводятся проверки,принимаются меры прокурорского реагирования.
Директору ООО«Экзотик-Турс»
Представление
В апреле 2007г. вовремя ледохода пассажирский теплоход «Победа», принадлежащий ООО «Экзотик-Турс»затонул. Как выяснилось в ходе проверки, причиной затопления явилось отсутствиедолжного контроля за техническим состоянием теплохода со стороны владельца(т.е. ООО «Экзотик-Турс»).
Согласно ст. 34 КВВТ РФСудовладелец осуществляет обеспечение безопасности судоходства.
Судовладелец обязан:
назначить лицо, ответственноеза безопасную эксплуатацию судов;
обеспечить безопаснуюпрактику эксплуатации судов;
постоянно улучшатьнавыки членов экипажей судов, других работников в области безопасностисудоходства;
обеспечитьукомплектование экипажей судов и поддерживать суда в техническом состоянии,которое должно соответствовать требованиям безопасности судоходства,установленным КВВТ РФ.
За несоблюдениетребований обеспечения безопасности судоходства судовладелец несетответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Подготовка судна кплаванию является обязанностью судовладельца.
Судно считается годнымк плаванию, если должным образом обеспечено укомплектование экипажа судна и оноудовлетворяет требованиям обеспечения безопасности судоходства, экологической,санитарной и пожарной безопасности, установленным законодательством в областивнутреннего водного транспорта Российской Федерации.
Согласно ст. 47 КВВТ РФ в случаях, если затонувшееимущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения ущербаокружающей среде загрязнением либо препятствует осуществлению рыболовства,деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутреннихводных путей путевым работам, собственник затонувшего имущества обязан потребованию бассейнового органа государственного управления на внутреннем водномтранспорте в установленный им срок поднять затонувшее имущество и принеобходимости удалить или уничтожить его.
Если в месячный срок вами не будут принятыисчерпывающие меры по устранению выявленных нарушений законодательства приутилизации плавсредств, выбывших из эксплуатации, то вы будете привлечены кадминистративной ответственности за невыполнение и несвоевременное выполнениеобязанностей по приведению водных объектов в состояние пригодное дляпользования (ст. 8.13 КоАП РФ).
БИБЛИОГРАФИЯ
1.   Федеральныйзакон РФ от 17 января 1992 г. N 2202-I «О прокуратуре РоссийскойФедерации» (с изм. и доп. от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999г., 2 января, 27 декабря 2000 г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5октября 2002 г., 30 июня 2003 г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005г., 2 марта, 5 июня, 24 июля 2007 г.) – Правовая система Гарант, 2007.
2. Федеральный закон РФ от 17 января1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп.от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля2007 г.) – Правовая система Гарант, 2007.
3. Федеральный закон РФ от 17 января1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп.от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля2007 г.) – Правовая система Гарант, 2007.
4. Федеральный закон РФ от 17 января1992 г. N 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» (с изм. и доп.от 17 ноября 1995 г., 10 февраля, 19 ноября 1999 г., 2 января, 27 декабря 2000г., 29, 30 декабря 2001 г., 28 июня, 25 июля, 5 октября 2002 г., 30 июня 2003г., 22 августа 2004 г., 15 июля, 4 ноября 2005 г., 2 марта, 5 июня, 24 июля2007 г.) – Правовая система Гарант, 2007.
5. Конституция РФ. Принята навсенародном голосовании 12 декабря 1993г. – Правовая система Гарант, 2007.
6. Водный Кодекс Российской Федерации3 июня 2006 года N 74-ФЗ 7. Кодекс Внутреннего Водного ТранспортаРоссийской Федерации от 07 марта 2001 года N 24-ФЗ8. БезлепкинБ.Т. Судебная система, правоохранительные органы и адвакатура России: Учебник,М.: Юристъ, 2007. С. 186-190.
9. Прокурорский надзор: Учебник /Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. М.: Юрайт-Издат, 2007. С.9-10.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.