НАУЧНАЯ РАБОТА
Девиз:
«Можно хорошо знать закон и не уметь его применять, можнохорошо знать криминалистику и не уметь расследовать преступления»
ТЕМА:
ОРГАНИЗАЦИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПЕРВОНАЧАЛЬНОГО ЭТАПА РАССЛЕДОВАНИЯЗАВЕДОМО ЛОЖНОГО СООБЩЕНИЯ ОБ АКТЕ ТЕРРОРИЗМА
А. Ратинов
Москва — 2010
План
Введение
Глава 1. Понятие и криминалистическая характеристиказаведомо ложного сообщения об акте терроризма
§1. Криминалистическая характеристика преступления,связанного с заведомо ложным сообщением об акте терроризма
§ 2. Типичный портрет личности преступника, совершающегозаведомо ложное сообщение об акте терроризма
Глава 2. Криминалистическое обеспечение первоначальногоэтапа расследования заведомо ложного сообщения об акте терроризма
§ 1. Формирование версий при расследовании преступлений,связанных с заведомо ложным сообщением об акте терроризма
§ 2. Тактико-криминалистические рекомендации по ведениюпереговоров с «телефонными террористами»
§ 3. Использование возможностей судебно-фоноскопической экспертизы по установлению обстоятельствзаведомо ложного сообщения об акте терроризма
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Современный этап развитияобщества характеризуется существенными изменениями в политической,экономической и социальной сферах жизни страны и общества, которые повлекли засобой значительный рост преступлений террористического характера.
Федеральный закон РоссийскойФедерации «О борьбе с терроризмом» от 25.07.1998 г. относит кпреступлениям террористического характера собственно терроризм (ст. 205 УК РФ),захват заложников (ст. 206 УК РФ), заведомо ложное сообщение об акте терроризма(ст. 207 УК РФ), организацию незаконного вооруженного формирования и участия внем (ст. 208 УК РФ), террористический акт (ст.277 УК РФ), нападение на лиц илиучреждения, которые пользуются международной защитой (ст.306 УК РФ), а такжеиные преступления, совершенные в террористических целях.
Разработка методикирасследования заведомо ложного сообщения о готовящемся акте терроризма — однаиз актуальных проблем криминалистики в настоящее время. Прежде всего потому,что данный вид преступления имеет устойчивую тенденцию роста. В 1999 г. ростчисла заведомо ложных сообщений об акте терроризма превысил 70%, составив 3462факта, а в 2000 г. было зарегистрировано 4035 ложных звонков о заложенныхвзрывных устройствах. В 2005 г. прирост зарегистрированных заведомо ложныхсообщений об акте терроризма составил 63%.
Органами внутренних делМосковской области за 2000 г. по ст. 207 УК РФ было возбуждено 57 уголовныхдел, из них раскрыто 12, в 2005 г. возбуждено 82 уголовных дела, из нихраскрыто — 24. Таким образом, раскрываемость в среднем не превышает 30%, что неможет быть признано удовлетворительным.
По Астраханской области запериод с 1 июля 1999 г. по 1 января 2005 г. было зарегистрировано свыше 1000фактов заведомо ложного сообщения об акте терроризма, по которым возбуждено 181уголовное дело. При этом лишь 39 из них были направлены в порядке ст.217 УПК РФс обвинительным заключением в суд. Аналогичная ситуация складывается и в другихрегионах Российской Федерации.
Одна из причин столь низкойрезультативности — отсутствие методики раскрытия и расследования подобныхпреступлений и, как следствие, недостаточная подготовленность работниковправоохранительных органов к их расследованию. Отсутствие эффективныхметодических рекомендаций особенно связанных с организацией первоначальногоэтапа расследования заведомо ложного сообщения об акте терроризма, подтверждаеттот факт, что по многим делам ораны предварительного следствия и дознаниядопускают серьезные ошибки, негативно повлиявшие на качество расследования.
Кроме того, заведомо ложноесообщение об акте терроризма не менее опасно, чем собственно терроризм,поскольку на проверку таких сообщений затрачивается значительные материальныересурсы, задействуются внушительные людские резервы, парализуется работатранспорта, предприятий и учреждений, создается нервозная обстановка, вобществе возникает атмосфера страха и пр.
Таким образом, актуальностьвыбранной темы обуславливается необходимостью получения научного знания окриминалистических методах и средствах расследования заведомо ложного сообщенияоб акте терроризма, а также вопросах организации первоначального этапарасследования данных преступлений.
Предметом научной работыслужили закономерности механизма совершения преступления, связанного с заведомоложным сообщением об акте терроризма.
Объектом научной работы выступалидва вида деятельности: преступная, связанная с заведомо ложным сообщением обакте терроризма и деятельность по раскрытию и расследованию данногопреступления.
Цель научной работы — разработка теоретических положений, технико-криминалистических и методическихрекомендаций, направленных на совершенствование деятельности следователей,оперативных работников, специалистов и экспертов при расследовании заведомоложного сообщения об акте терроризма.
В процессе работы использоваласьнаучная литература по вопросам методики расследования отдельных видовпреступлений, криминалистического обеспечения процесса раскрытия ирасследования преступлений, использования возможностей судебных экспертизы поустановлению обстоятельств преступления. Теоретической основой научной работыпослужили труды ведущих ученых-криминалистов: Т.В. Аверьяновой, Р.С. Белкина, О.Я.Баева, И.А. Возгрина, Л.В. Винницкого, Е.И. Зуева, Л.Я. Драпкина, Ю.Г. Корухова,И.М. Лузгина, Н.А. Селиванова, Н.П. Яблокова и других.
Глава 1. Понятие и криминалистическаяхарактеристика заведомо ложного сообщения об акте терроризма§1. Криминалистическая характеристика преступления,связанного с заведомо ложным сообщением об акте терроризма
Как показывает анализ подобныхзвонков в дежурные части ОВД, чаще всего к объектам посягательства относятсяадминистративные и образовательные учреждения, предприятия и жилые дома,железнодорожные и аэровокзалы, а также станции метрополитена, рынки, то естьместа достаточного большого скопления людей.
Ложное сообщение об актетерроризма травмирует людей в той же степени, как правдивое. Такие сообщениязачастую вызывают необходимость эвакуации из помещений людей, приостанавливаюттрудовые процессы, ведут к прекращению работы транспорта, учебы в школах,вузах, порождают материальные и трудовые издержки. УК РФ данное деяние отнесенок преступлениям против общественной безопасности. Состав преступления,предусмотренного ст. 207 УК РФ (заведомо ложное сообщение об акте терроризма),выглядит следующим образом.
Ложное сообщение — это заведомонеправильное сообщение о якобы имеющем место факте подготовки террористическогоакта любым государственным органам, общественным организациям, должностнымлицам, отдельным гражданам. По своему характеру ложное сообщение об актетерроризма есть активные действия, выражающиеся в устном, письменном, личномили анонимном сообщении о готовящемся преступлении. Заведомо ложное сообщениеоб акте терроризма является оконченным преступлением с момента, когдасодержащиеся в нем сведения стали известны надлежащим органам власти илиуправления.
Заведомо ложное сообщение обакте терроризма является преступлением умышленным. При этом умысел может бытьтолько прямым: виновный осознает, что сообщенные им сведения о готовящемся актетерроризма являются ложными, и желает таким образом ввести соответствующиеорганы в заблуждение. Добросовестное заблуждение относительно сообщаемыхсведений исключает уголовную ответственность. Мотивы и цели заведомо ложногосообщения об акте терроризма могут быть различными: месть, хулиганство и т.д. Субъектомпреступления является лицо, достигшее 14-летнего возраста.
Таким образом, каждый звонокподобного рода должен тщательно проверяться, а при наличии признаковпреступления необходимо возбуждать уголовное дело. Несмотря на то, что большаячасть сообщений оказываются ложными, к их проверке всегда следует относиться сполной серьезностью. После поступления сигнала об угрозе взрыва необходимотщательно проанализировать поступившие сведения для определения степениопасности угрозы. Именно оценка «степени опасности» являетсяоснованием для проведения комплекса мер, направленных на выявление звонившегои, при необходимости, обеспечения безопасности по предполагаемому местунахождения взрывного устройства.
Если обратиться к опытурасследования подобных преступлений, например в Германии, то там решающеезначение для такой оценки звонка «телефонного террориста» имеютследующие факторы:
предполагаемые мотивыпреступника: политические цели, обогащение, психопатические причины,хулиганство;
лицо или объект угрозы: взаимосвязьмежду лицом/объектом и мотивом угрозы, целенаправленный или случайный выборлица/объекта преследования, степень опасности, меры защиты;
сущность и форма угрозы: на чтоили на кого она направлена (частное лицо, объект или что-то иное), возможностьидентификации личности преступника по голосу и речи или особенностям речи входе телефонных переговоров; шумы и звуки, с помощью которых можно определитьместонахождение преступника, его эмоциональное состояние;
время: взаимосвязаны ли повремени и характеру действия лица/объекта с последними политическими решениями,противоречивыми общественными ситуациями, государственными указами (в областистроительства, планирования, судопроизводства) и другими событиями локальногомасштаба;
периодичность: частоповторяющиеся, однотипные по содержанию и форме угрозы снижают степеньсерьезного отношения к ним;
реакция лиц (руководство объекта)на угрозы;
иные характерные особенности: имеласьли ранее возможность осуществить угрозу; круг лиц, знающих предмет, о которомидет речь (сопоставимость сроков проведения какого-либо мероприятия, егоучастники, заинтересованность в предполагаемом исходе), подозреваемые лица илиорганизации (наносимый ущерб, выгода, реклама).
Как представляется, такой опыт полицииГермании в этом вопросе может быть использован в деятельности органоввнутренних дел России. Очевидно, что от быстрого ответа на вышеперечисленныевопросы зависит определение сил и средств, необходимых для реагирования, и вконечном итоге исход ситуации. Поскольку все поступающие по оперативному каналусвязи «02» сообщения фиксируются с помощью технических средств намагнитный носитель, то звукозапись телефонных звонков об угрозах взрывов можетслужить источником об обстоятельствах и личности преступника.
Одним из важных моментов, накоторый следует обратить внимание, является звуковая среда, звуковаяобстановка, то есть вся совокупность звуков, на фоне которых было зафиксированопоступившее сообщение. Характер звуков зависит от места, откуда производился телефонныйзвонок. Анализ звукозаписи сообщения, поступившего по каналу связи «02»,позволяет выделить звуковые следы природных и искусственных источников, независящих от действия лица, совершающего преступление. Если телефонный звонокпроизводился из помещения, то фон образуется звуками шагов, хлопаньем дверей,входными звонками, радио, телевизором, шумом улицы, проникающим в открытыеокна, двери и т.д. Различаются звуковая обстановка городских улиц и площадей,сельской местности, вокзала, железнодорожного перрона, производственныхпомещений, станций метро и пр.
С нашей точки зрения обоснованосчитать непосредственным объектом заведомо ложного сообщения об акте терроризмаобщественный порядок как составную часть общественной безопасности. В связи счем, более правильно данное преступление отнести к группе преступлений,посягающих на общественный порядок, наряду с хулиганством (ст.213 УК РФ) ивандализмом (ст.214 УК РФ). Вместе с тем, посягая на общественный порядок,деяние, предусмотренное ст. 207 УК РФ, посягает и на нормальную деятельность правоохранительныхорганов и различных служб (пожарная, медицинская и пр.), то есть, являетсямногообъектным преступлением.
Выявление объективной сторонызаведомо ложного сообщения об акте терроризма способствует уточнениюобщественной опасности данного преступления, позволяет судить о направленностидействия виновного на охраняемые законом общественные отношения, играет важнуюроль при отграничении конкретного преступления от сходных правонарушений, т.е. являетсяодним из необходимых условий точной квалификации содеянного.
Рассматриваемое преступлениеобразует заведомо ложное сообщение о действиях какого-либо лица (лиц) поподготовке взрыва, пожара или иных общеопасных действий. Ложное сообщение лишьо намерении начать подготовку к указанным действий, состава данногопреступления не образуют: поскольку ст. 207 УК РФ основанием привлечения куголовной ответственности предусматривает только совершение лицом деяния,предусмотренного УК РФ. В ст. 207 УК РФ говорится об акте терроризма лишь взаглавии, а в диспозиции воспроизводятся его объективные признаки без указанияна цели терроризма. Это означает; что в содержании ложного сообщения достаточноуказать на готовящийся взрыв, поджог или другие действия, которые по способу,месту, времени, обстановке и другим обстоятельствам создают опасностьнаступления перечисленных в законе последствий акта терроризма.
Рассматриваемый вид преступленияявляется формальным составом, т.е. оконченным сообщение о заведомо ложном актетерроризма признается с момента доведения заведомо ложного сообщения досведения соответствующего адресата. Таким образом, данное преступление оконченос момента совершения деяния, независимо от наступления общественно опасныхпоследствий. Но это вовсе не значит, что данное преступление не влечет вообще никакихпоследствий. Оно всегда влечет за собой вредные последствия в виде нарушениянормальной деятельности правоохранительных органов; нарушении нормальной работыорганизаций, предприятии; учреждении: которые явились объектом — «минирования»;срыва проведения массовых мероприятий и т.д. Более того, последствия врассматриваемом составе преступления влекут за собой имущественный ущерб в видезатрат на оплату работы спецподразделений, занимающихся поиском несуществующеговзрывного устройства, на осуществление выезда сотрудников правоохранительныхорганов по заведомо ложному сообщению об акте терроризма, материального ущербаорганизациям и учреждениям вследствие нарушения их работы.
Субъективная сторонарассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом. При этом виновныйзаведомо знает, что сообщает именно ложные сведения, а не добросовестнозаблуждается относительно реальности угрозы. Ложность должна охватыватьфактические обстоятельства, а не их юридическую опенку. Важным субъективнымпризнаком состава преступления, предусмотренного ст. 207 УК РФ, является мотив.
Определение заведомо ложногосообщения об акте терроризма только через политические мотивы в узком смыслеэтого слова (устрашение населения, ослабление государства, принуждение копределенным действиям или физическое устранение политических противников) мешаетвидеть истинные масштабы явления и адекватно программировать и организовыватьборьбу с ним. И поскольку законодатель применительно к ст. 207 УК РФ неакцентирует внимание на определенных мотивах, и полагает, что они могут бытьсамыми различными и на квалификацию не влияют. Существенным недостаткомзаконодательной конструкции рассматриваемого преступления, является отсутствиев ст. 207 УК РФ указания на цель совершенных действий.
При рассмотрении вопроса осубъекте заведомо ложного сообщения об акте терроризма обосновываетсяправомерность установления возраста привлечения к уголовной ответственности заэто преступление с 14 лет. Сложность при квалификации заведомо ложногосообщения определяется тем, что в УК РФ имеется достаточно много смежных с нимсоставов. К таким составам, следует отнести в первую очередь следующие: угрозаубийством или причинением тяжкого вреда здоровью (ст.119); терроризм (ст. 205);хулиганство (ст.213); заведомо ложный донос (ст.306).
Ближе всего по своим объективными субъективным признакам к заведомо ложному сообщению об акте терроризма стоитпреступление, предусмотренное ст. 205 УК РФ (Терроризм). Терроризм собъективной стороны может также состоять в угрозе совершить взрыв, поджог илииные действия, создающие опасность гибели людей, причинение значительногоимущественного ущерба либо наступления иных общественно опасных последствий. Заведомоложное сообщение об акте терроризма тоже по своей сути заключается в угрозесовершения действий, указанных как в диспозиции ст. 205 УК РФ; так и вдиспозиции ст. 207 УК РФ. Поэтому важно найти грань, разделяющую данные составы.Однако разграничение терроризма (ст. 205 УК РФ) и заведомо ложного сообщения обакте терроризма (ст. 207 УК РФ) существует только при научном толкованиизакона, а в самом законе какое-либо разграничение отсутствует, чтопредставляется существенным недостатком ст. 205 УК РФ.
По мотивам содеянного заведомоложное сообщение об акте терроризма наиболее тесно примыкает к хулиганству (ст.2J3 УК РФ). Последнее также посягает на общественный порядок иимеет мотив, который чаще всего имеет и ложное сообщение об акте терроризма — хулиганские побуждении.
Международный и отечественныйопыт показывает, что раскрытие данного вида преступления зависит от техническойоснащенности дежурных частей, ГРОВД, уровня подготовки дежурных, наличия в ихраспоряжении квалифицированных и мобильных сил.
Для успешного расследованияпреступлений, связанных с заведомо ложным сообщением об акте терроризма,совершенного с использованием телефона, необходима современная техника, свысокой разрешающей способностью. По мнению автора, следует предпринять меры,чтобы оснастить все дежурные части правоохранительных органов современнойаппаратурой для автоматического определения номера телефона и компьютернымпрограммным обеспечением для оперативного установления местонахождения телефона,из которого поступает звонок.
Другой причиной слабойэффективности применения ст. 207 УК РФ является сложность доказывания винызадержанных. Здесь следует отметить, что категорический вывод в заключениисудебной экспертизы по вопросу идентификации человека по голосу и речи экспертыдавали не всегда, что было связано с отсутствием специального электронногооборудования и соответствующей методики исследования. В настоящее время припроведении исследования фонограмм применяется программно-аппаратный комплекс«Диалект».
Как известно криминалистическаяхарактеристика преступления служит отправным моментом при научной разработкеметодик расследования отдельных видов преступлений. По нашему мнению,элементами криминалистикой характеристики заведомо ложного сообщения об актетерроризма являются данные относительно: способа совершения преступления имеханизма следообразования, обстановки совершения преступления, характеристикиличности и поведения преступника.§ 2. Типичный портрет личности преступника, совершающегозаведомо ложное сообщение об акте терроризма
Необходимо помнить, что смысломпереговоров с преступниками, как этого требует закон, является склонение кдобровольному отказу от совершения преступления при физической возможностидовести его до конца и предотвращение вредных последствий. Переговоры должнывестись в рамках правовых предписаний. И, первое, что должен помнить сотрудникдежурной части это то, что он обязан серьезно относиться ко всем сигналамподобного рода (этого требует закон) и уметь вести переговоры с «телефоннымитеррористами». К сожалению, практика показывает, что сотрудники дежурнойчасти могут игнорировать такие звонки, резко обрывать разговор, не придаватьему серьезного значения. Поступая таким образом, они в лучшем случаепереадресовывают «телефонного террориста» на другой номер, и онзвонит в другой райотдел или прямо в школу, на вокзал и т.п. В этом случае всеравно задействуются большие силы, средства, эвакуируются люди. То естьнежелание или неумение сотрудника дежурной части общаться с «телефоннымтеррористом» не снимает проблему, а перекладывает ее решение на другихлюдей. В худшем случае, если звонок оказался настоящим предупреждением, такойвариант поведения сотрудника дежурной части (безразличие, грубость, неумениеправильно построить разговор, игнорирование угрозы) может привести ктрагическим последствиям.
Главное от чего зависит тактикаобщения с «телефонным террористом» это определение мотивации звонка,ответа на вопросы: «Почему он звонит?», «Какие цели преследует?».От определения мотивации «телефонного террориста» зависятправильность определения его типа личности и, соответственно, тактика общения.
Анализ практики и методическихработ по ведению переговоров с лицами, захватившими заложников, показывает, чтонекоторые типы личности этой категории могут выступать и в роли «телефонныхтеррористов». Это объясняется тем, что в ряде случаев захват заложников,как и угроза взрывом, являются актом отчаяния, мести, проявлениемпсихопатических свойств личности или ее болезненных состояний. К таким типамличности могут быть отнесены следующие.
1. «Социальный протестант».Угроза террористического акта (взрыва, поджога и т.д.) является для негосредством решения, как правило, своих личных социальных проблем. После долгих ибезуспешных попыток решить свой вопрос в обычном порядке, он выбирает такойнетрадиционный вариант воздействия на «виновную», по его мнению,организацию или чиновника. Это может быть «открытое» поведение, т.е. звонокс требованием решения своего вопроса и угроза соответствующими санкциями. Аможет быть анонимный звонок с целью попортить нервы определенным чиновникам,которых он считает виновными в своих проблемах.
2. «Самоубийца». Цельтакого звонка — «обставить» свой уход из жизни (демонстрацию такового)как можно большим «шумом», особенно когда на «спокойное идостойное» расставание с жизнью не хватает решимости. Надо помнить, чтотакой человек, как правило, жертва жизненных обстоятельств. Возможно, егозвонок — это последняя попытка найти человека, который его остановит, убедитего отказаться от ухода из жизни. С другой стороны, это может быть психическибольной человек с жесткой установкой на полное отрицание ценности собственнойжизни, устойчивой убежденностью в никчемности собственной жизни. Опасностьдействий этого типа личности в том, что он может решиться на реальный уход изжизни способом, который причинит вред, а возможно и смерть не только себе, но идругим людям.
3. «Мститель». Мотивмести является одним из самых сильных мотивов. Он основывается на потребности вудовлетворении субъективно мучительного чувства обиды, стыда, униженногодостоинства. Причем переживание обиды, унижения, стыда может быть какрезультатом реально причиненного морального или материального ущерба, так ивоображаемого. В последнем случае речь может идти о психически больных людях,одержимых идеей места воображаемым врагам или по поводу разрешения воображаемыхпроблем.
4. «Психически больной».Для него звонок с угрозой о взрыве является средством разрешения мучительнойсубъективной психологической проблемы. Его состояние характеризуется тягостнымипереживаниями тревоги, беспокойства, страха. Сознание помутнено, возможны галлюцинации,бред. Речь такого человека может быть бессвязной, нелогичной, и он имеет большевсего шансов быть грубо прерванным, не выслушанным. Надо помнить, что действияпсихически больного человека могут быть непредсказуемы, поэтому сотрудникдежурной части обязан выслушать любой бред как в прямом, так и в переносномсмысле. Но мало просто выслушать «телефонного террориста». Надо уметьтак построить разговор, чтобы, как минимум, получить о звонящем как можнобольше информации с целью его идентификации. И, как максимум, склонить его котказу от возможного террористического акта.
5. «Террорист». Главнаяцель — запугать общественность, политических противников и тем самым заставитьих выполнить предъявляемые политические требования (предоставление определенныхправ, прекращение преследования, освобождение единомышленников и т.п.). Вседействия в этом случае тщательно спланированы и организованы, для звонка потелефону может быть использована аудиозапись.
6. «Хулиган». Этот типличности объединяет в себе достаточно большую группу людей. Во-первых, сюдамогут быть отнесены практически все перечисленные типы личности «телефонныхтеррористов», которыми движут указанные мотивы, но которые реально несобираются совершать террористических актов. С определенными оговорками к нимможно отнести и «террористов», вернее звонки по «террористическим»мотивам. Например, сообщение о бомбах, заложенных на Центральном и Мытномрынках г. Нижнего Новгорода в 200 г., было сделано, якобы, от лица политическойорганизации «Новая Русь», борющейся с засильем лиц кавказскойнациональности.
Во-вторых, к «хулиганам»относятся школьники и студенты, желающие сорвать занятия; лица, опаздывающие напоезд (самолет), пытающиеся таким образом задержать рейс, лица с низким социальнымпсихологическим статусом, пытающиеся с помощью этого утвердиться в своейсубъективной значимости; «ситуативные» хулиганы, желающие развлечься,покуражиться и пр.
Естественно, что здесь мыперечислили не все возможные типы личности «телефонных террористов» имотивацию их звонков. Например, звонок с угрозой о взрыве может бытьиспользован как отвлекающий маневр для совершения другого преступления. Отдельногоисследования требуют другие возможные уголовные мотивы.
Глава 2. Криминалистическое обеспечение первоначальногоэтапа расследования заведомо ложного сообщения об акте терроризма§ 1. Формирование версий при расследованиипреступлений, связанных с заведомо ложным сообщением об акте терроризма
Обобщив существующие влитературе (Арцишевский Г.В., Драпкин Л.Я., Ларин А.М., Филиппов А.Г., СергеевЛ.А., Соя-Серко Л.А., Васильев А.Н., Мудьюгин Г.Н., Якубович Н.А. и другие) определениякриминалистической версии, можно отметить, что такое определение должноотражать следующие признаки: логическую форму версии (предположение); информационнуюобоснованность; объект выдвижения (факты, имеющие значение для дела); субъектвыдвижения (субъект уголовно-процессуальной деятельности — следователь, лицо,производящее дознание, прокурор, эксперт, судья); цель выдвижения версий (установлениеистины). С учетом этого можно предложить следующее определениекриминалистической версии: криминалистическая версия — это информационнообоснованное предположение субъекта уголовно-процессуальной деятельностиотносительно обстоятельств совершенного преступления и его участников,направленное на правильное разрешение дела.
Существует довольно большоеколичество различных классификаций криминалистических версий. Но, какпредставляется, для разработки частных методик расследования принципиальнымиявляются классификации по объему (кругу объясняемых фактов) и по степениконкретности.
По объему версии приняторазделять на общие и частные. К общим относятся версии, объясняющие событие вцелом, а к частным — версии относительно отдельных элементов предметадоказывания, доказательственных фактов, а также их источников. Общая версия напервоначальном этапе расследования, в силу ограниченности исходной информации,обычно представляет собой комплекс предположительных суждений следователя необо всех подлежащих доказыванию обстоятельствах, а лишь о некоторой ихсовокупности, но такой, которая характеризует сущность преступного события иего действующих лиц. Нередко содержание общей версии в начале расследованиясоставляет лишь суждение о материально-правовой природе расследуемого события,предполагаемая квалификация которого и находит свое отражение в постановлении овозбуждении уголовного дела. По мере проверки версии степень конкретизацииобщей версии повышается. Этот процесс продолжается до конца расследования, покане будет познана в полной мере сущность преступления и не будут доказаны всеэлементы предмета доказывания.
При выдвижении частных версий,необходимо учитывать, что между отдельными обстоятельствами и элементамисобытия преступления, существует сложная система связей; характер, свойствакаждого элемента определяются характером других элементов. Так, например,способ совершения преступления избирается преступником в зависимости отхарактера объекта, целей и мотивов совершения преступления, собственныхвозможностей (физических, материальных, возможностей доступа к объектупосягательства и др.) и т.д. На выбор способа совершения преступления влияют иособенности личности преступника (темперамент, уровень интеллекта, степеньдеморализации и т.д.). Связи такого рода отчетливо прослеживаются вкриминалистической характеристике вида (группы) преступлений. При построенииверсий относительно неизвестных обстоятельств совершения преступленияцелесообразно исходить из уже имеющихся сведений о других обстоятельствахпреступления.
Рассмотрим наиболее типичныеследственные версии первоначального этапа расследования преступлений, связанныхс заведомо ложным сообщением об акте терроризма. Для первоначального этапарасследования указанных преступлений типичны две основные следственные ситуации:
1) когда личность преступникаизвестна, но неизвестно его местонахождение;
2) когда личность преступниканеизвестна. Вторая из указанных следственных ситуаций имеет гораздо большеераспространение (по данным научных исследований — около 93%) и носит выраженныйпроблемный характер. Здесь следователь, естественно, сосредоточивается наустановлении личности преступника. Эта ситуация является наиболеенеопределенной в информационном отношении и наиболее трудной для разрешения.
В сложной следственной ситуациипри минимальной исходной информации особое значение приобретают типичные версии.Как справедливо указывает И.Е. Быховский, они должны содержать указание навероятный характер содержащихся в них данных с тем, чтобы практическиеработники выдвигали и проверяли также и другие возможные версии, возникающиепри расследовании конкретного преступления[1].
Для раскрытия преступлениянаибольшее практическое значение будут иметь типичные частные версии,выдвигаемые относительно различных элементов и признаков состава преступления: характерасвязи преступника с объектом угрозы взрыва, цели и мотивов совершения импреступления, характеристик личности виновного. При минимуме исходнойинформации, когда имеется лишь не подтвердившееся сообщение об угрозе террористическогоакта, и отсутствуют данные о месте, откуда оно было сделано и о личностипреступника, исходной базой выдвижения версий будет указанный в сообщенииобъект, подвергшийся угрозе теракта.
В данном случае могут бытьвыдвинуты следующие типичные версии о характере связи преступника с объектомугрозы:
1) определенную устойчивую связь(работает, обучается на данном объекте; проживает в указанном месте; объектявляется местом его постоянного времяпрепровождения);
2) относительную связь (ранееработал, учился, проживал в указанном месте; приобретал билет на указанноетранспортное средство; данный объект является местом его периодическоговремяпрепровождения);
3) не имеет определенновыраженной профессиональной, деловой, досуговой или иной связи с указаннымобъектом.
При угрозе террористическогоакта на таких объектах, как учебное заведение или производственное предприятие,доминирующей, как правило, является первая из указанных версий, о чемсвидетельствуют закономерные связи между отдельными элементамикриминалистической характеристики преступления.
В зависимости от направленностиумысла и цели злоумышленника, сделавшего сообщение, могут быть выдвинутытипичные частные версии, о том, что его преступная цель направлена против:
1) конкретного человека;
2) какой-либо социальноорганизованной системы (предприятия, учреждения, организации) или гражданскихобъектов;
3) неограниченного круга лиц (безчетко выраженных целей).
В первом случае заведомо ложныесообщения могут быть сделаны по мотивам мести, ревности со стороны бывшихсупругов, сексуальных партнеров, а также из зависти, ненависти, из корыстныхпобуждений, направленных против конкретного человека. В этом случае объектамитеррористического акта могут являться жилые дома, места отдыха и развлечений.
Объектами угрозытеррористического акта, адресованной на социально организованные системы, чащевсего становятся здания органов внутренних дел (например, из мести за действиясотрудников милиции), судов (целью может быть срыв судебного заседания),коммерческих организаций (например, с целью причинения ущерба конкурентам) и т.п.
Преступления без четковыраженных целей и без мотивов чаще всего совершаются подростками или лицами,страдающими психическими заболеваниями, из хулиганских побуждений, по внезапновозникшему умыслу. Они, как правило, сообщают о «минировании» жилыхдомов, магазинов, мест отдыха и развлечений, государственных учреждений, т.е. любыхобъектов, расположенных вблизи от места нахождения таких лиц.
Типичными версиями, относящимисяк мотивам совершения преступления, являются: нежелание лица учиться илиработать; национальная, расовая, религиозная ненависть или вражда; хулиганскиепобуждения; корысть; месть, зависть, личная ненависть или ревность; желаниесамоутвердиться и т.п.
Не менее важное значение имеетвыдвижение версий о личности преступника, причем типичные частные версии, вданном случае, целесообразно дифференцировать по отдельным характеристикам (свойствам)личности. Так, типичными версиями о возрасте преступника могут бытьвероятностные суждения о том, что заведомо ложное сообщение об акте терроризмасделано: малолетним; несовершеннолетним или совершеннолетним лицом.
Относительно психическогоздоровья лица, сделавшее заведомо ложное сообщение об акте терроризма, могутбыть выдвинуты типичные версии о том, что преступник: а) психически здоров иполноценно развит; б) страдает хроническим либо временным психическимрасстройством, слабоумием или иным болезненным состоянием психики; в) имеетотставание в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством.
Также типичными, относительнокриминогенных характеристик личности преступника, могут быть версии о том, чтозаведомо ложное сообщение сделано лицом: ранее судимым за хулиганство; состоящемна оперативном учете в органах внутренних дел; постоянно употребляющималкоголь, наркотические, психотропные или одурманивающие вещества илиупотреблявшим их в момент совершения преступления; проживающим поблизости отобъекта, указанного в сообщении; известным местным жителям, как склонное к хулиганскимпоступкам, нарушению общественного порядка.
При расследовании конкретногопреступления версии, выдвинутые по различным элементам и признакам составапреступления, всегда должны соотноситься друг с другом, поскольку данныеэлементы, несомненно, находятся между собой в определенных закономерных связях,о чем свидетельствуют данные криминалистической характеристики преступления.
Следователь, при выдвиженииверсий на первоначальном этапе расследования, должен исходить из содержаниясообщения о подготовленном акте терроризма, способа его передачи, места, кудаоно поступило, времени поступления, объекта террористического акта и иныхустановленных на данном этапе фактических данных. Таким образом, спецификавыдвижения следственных версий на первоначальном этапе расследования заведомоложного сообщения об акте терроризма определяется сложившейся следственнойситуацией.§ 2. Тактико-криминалистические рекомендации поведению переговоров с «телефонными террористами»
После получения звонка от «телефонноготеррориста» следует попытаться определить к какому типу можно отнестизвонящего, и каковы его мотивы. В связи с этим, в начале разговора нельзяпрерывать «абонента», наоборот, следует затянуть беседу, чтобыполучить максимум данных. При этом можно инсценировать плохую слышимость,неправильное понимание, стимулировать повторение некоторых фраз, произнесенныхпреступником, или инсценировать ситуацию одновременного разговора с другимлицом. Это может стимулировать повторение некоторых фраз преступником илиповторный звонок. Однако использовать такие приемы можно только при устойчивоймотивации, явном желании «террориста» быть услышанным.
Звонящему нужно задавать вопросыо времени взрыва, месте установки бомбы и других подробностях, связанных совзрывным устройством. Если преступник отвечает на вопросы, то это говорит отом, что разговор ведется «вживую», а не записан на магнитофон. Провоцирующиевопросы, например, об имени или местонахождении звонящего не всегда безопасны,они могут заставить его бросить телефонную трубку. Чтобы выиграть время дляопределения телефонного номера и местонахождения говорящего, можно объявитьсебя неправомочным для ведения подобных переговоров и сообщить, что разговорпродолжить вышестоящее компетентное лицо.
Умение слушать является главнымкачеством специалиста, ведущего переговоры. Давая собеседнику выговориться, онне только снижает напряженность ситуации, но и получает информацию о личностизвонившего. Кроме того, если звонит «психически больной», а в некоторыхситуациях это будет верно и для «самоубийцы» и «мстителя», товозможность выговориться может оказаться достаточной для того, чтобы «телефонныйтеррорист» отказался от задуманного. Иногда людям такого рода нужно простодать возможность эмоциональной разрядки, образно говоря, им нужно дать «выпуститьпар». В этих ситуациях сотрудник дежурной части должен иметь достаточноетерпение и определенный такт в общении.
В ходе разговора важно обратитьвнимание на наличие в телефонной трубке посторонних звуков или шумов. Наряду стекстовым содержанием угрозы имеют значение язык, диалект, акцент, особенностивыговора, пол, примерный возраст говорящего. С лицом/объектом, против которогонаправлена угроза, следует немедленно связаться, чтобы с самого началадоговориться о совместных действиях, дать ему указания о поведении в каждойконкретной ситуации, обговорив дислокацию сотрудников, участвующих в операции,пути прикрытия подъезда к объекту, необходимость неразглашения информации,организационные моменты эвакуации.
При ведении переговоров с «телефоннымтеррористом» эффективными могут быть психологические техники построенияблагоприятных взаимоотношений.
1. Демонстрация стабильности испокойствия. Следует избегать критики, угроз, проявлений нетерпения и агрессии.Попытки решения проблемы силовым давлением нежелательны. Они используются как провоцирующиена эмоциональные ответы, которые могут содержать информацию о личности илиместе нахождения «абонента». Эти методы применяются в крайнем случае.Всегда необходимо помнить, что главная цель — это выигрыш времени и получениемаксимально возможной информации о звонящем.
2. Разговор на одном языке. Болееполное взаимопонимание достигается, когда собеседники ведут диалог, пользуясьединой системой знаков, и одинаково понимают ситуацию общения. Манера беседы переговорщикадолжна соответствовать особенностям той социальной группы, представителемкоторой является преступник. Тогда снимаются коммуникативные барьеры,порождаемые социальными, религиозными и профессиональными различиями. В самом началебеседы надо определиться, как обращаться к преступнику (на «вы» илина «ты»), как его называть.
3. Вживание. Проникновение вличность преступника, показ ему того, что переговорщик способен понять егочувства и мысли, что он может поставить себя на место преступника, на какое-товремя и увидеть мир таким, как видит его тот. Эта техника особенно эффективнаяв переговорах с лицами, имеющими субъективные психологические проблемы, теми,кто хочет быть услышанным и понятым. Как правило, это лица с психическимиотклонениями или больные, хотя здесь может оказаться и «социальныйпротестант».
4. «Отражение чувств».Переговорщик должен концентрировать усилия на том, что говорит и делаетпреступник, на правильном понимании его чувств и эмоционального состояния. Этопонимание переговорщик должен обязательно продемонстрировать преступнику вформе сопереживания его участи. При этом важно избежать нажима, чтобы невызывать ответного: «Не лезьте мне в душу!». Эта техника очень близкак только что рассмотренной технике вживания и в ряде случаев является еепродолжением.
5. Теплота, доброжелательность, мягкость.Может быть рекомендовано проявлять эти психологические чувства в переговорах спреступником. Теплота может выражаться голосом, заинтересованностью, активнойдемонстрацией попытки понять преступника, озабоченностью достижениявзаимоприемлемого решения, верой в существование такого решения, поддержкойнадежд преступника на полное и частичное удовлетворение его требований. Доброжелательностьобщения предполагает также повышенное внимание к нюансам, психологическогосостояния собеседника. Эта техника является своеобразным «фоном», накотором реализуются техники «вчувствования» и «отражения чувств».
6. Взаимодействие на равных. Необходимоизбегать недооценки преступника, даже если он ведет себя по-детскинепосредственно, не способен контролировать свои эмоции. Если преступникпочувствует, что его не воспринимают всерьез, вероятность неуправляемого,буйного поведения может возрасти. Переговорщик манерой ведения диалога долженубедить преступника в искренности общения. Облегчают реализацию данной техникифразы типа: «Мы же с тобой (с вами) умные люди… », «Япрекрасно понимаю твою (вашу) ситуацию, у меня (моего знакомого, родственника) такиеже проблемы». Восприятие равенства в общении облегчается черезпсихологическое «объединение» в группу «Мы» в противовесгруппе «Они». Например: «Я с тобой (с вами) полностью согласен,но вот они (начальство, правительство и т.п.)...»
7. Самораскрытие. Откровенная вдопустимой мере информация переговорщика о себе, своих чувствах, интересах,предпочтениях, аспектах профессиональной и личной жизни может помочь выстроитьсвязь с преступником, отношения с ним. Тактика самораскрытия оказывается эффективной,так как откровенность с одной стороны, часто вызывает аналогичную реакцию сдругой. Эта техника может быть продолжением техники «Взаимодействие наравных». В некоторых случаях она может принимать форму обвинения (нотолько после того, как произошло объединение в группу «Мы»). Это можетвы глядеть следующим образом: «Да ты (вы) думаешь у тебя одного такиепроблемы, вот у меня… Я же не взрываю ГУВД! Ты (вы) о детях (о других людях) подумай.Ты же мужик!».
8. Втягивание в диалог. Обращениямик собеседнику по интересующему вопросу заставляйте его высказываться. При этомтребуется проявить уважение и внимание к его взглядам, занимаемым позициям. Техникаработает в совокупности с перечисленными элементами, она является своеобразной итоговойтехникой. Втягивание в диалог происходит через вовлечение в совместную мыслительнуюдеятельность. Используются фразы: «Давай (те) подумаем вместе… »,«Как ты (вы) считаешь, что скажет мое начальство?», «Что бы тысделал на моем месте?» и т.п.
9. Манипулирование инициативой. Проявляяинициативу и наступательность при установлении и развитии доверительныхотношений, следует помнить, что распоряжаться инициативой в контакте намногопродуктивнее, чем владеть ею. Если вы будете проявлять постоянную активность вбеседе, не передавая инициативу преступнику, то психологический контактзатрудняется. Необходимо уступать лидерство преступнику в определенных аспектахотношений (прежде всего в поисках практической реализации неразрешимых проблем).Надо отдавать ему инициативу, давать возможность высказаться, но стремитьсядержать этот процесс под контролем.
Понятно, что многие ситуациизвонков «телефонных террористов» очень кратковременны, и сотрудникдежурной части просто не имеет возможности даже установить контакт с говорящим.Последний буквально «выстреливает» информацию и сразу вешает трубку. Какправило, так себя ведут «хулиганы». Но, когда человек хочет получитьрезонанс от своего звонка (неважно по каким мотивам осуществляется звонок), ондолжен иметь обратную связь, должен быть уверен, что по его звонку примут меры.А в этом случае обязательно завязывается диалог, и задача сотрудника дежурнойчасти сделать так, чтобы он продолжался, как можно дольше.§ 3. Использование возможностей судебно-фоноскопическойэкспертизы по установлению обстоятельств заведомо ложного сообщения об актетерроризма
Самым распространенным средствомобщения людей является устная речь. Она оставляет изменения в материальнойсреде, которые принято называть звуковыми следами. Звуковые следы нередкоиспользуются для раскрытия, расследования и предупреждения преступлений,позволяют установить личность преступника и иные обстоятельства, подлежащиедоказыванию. Роль звуковых следов человека существенно возросла в последнеевремя. Это обусловлено тем, что традиционные средства фиксации — письменныедокументы — все чаще заменяются звукозаписью и видеосъемкой. Расширилось ихиспользование и в повседневной жизни.
Сегодня среди материаловуголовных дел все чаще присутствуют: фонограммы, на которых случайно илиумышленно зафиксирована информация о подготовке, совершении и сокрытиипреступления, например разговоры преступников, очевидцев, потерпевших;
фонограммы, явившиеся объектамипреступных действий (если они похищены или подделаны);
фонограммы, служившие орудиямипреступления, например, при вымогательстве или шантаже;
фонограммы допросов и иныхследственных действий, являющиеся приложениями к соответствующим протоколам.
Во всех указанных выше случаяхаудио — и видеозаписи приобщаются к уголовным делам в качестве вещественныхдоказательств. Хотя с их помощью фиксируется не только человеческий голос, но имножество других звуковых следов, основные задачи, решаемые при исследованиифонограмм, — идентификация человека по голосу и диагностика особенностей еголичности (пол, национальная и социальная принадлежность, культурный уровень ипр).
Научной основой идентификациичеловека по голосу является криминалистическая фоноскопия, которая изучаетзвуковую, особенно речевую, информацию, в основном в виде магнитных ивидеомагнитных записей, звуко- и видеозаписывающую аппаратуру (магнитофоны,видеомагнитофоны, диктофоны, магнитная лента).
Можно сформулировать следующиетеоретические предпосылки методики идентификации личности по фонограммам устнойречи.
1. Голос человека индивидуален. Этообусловлено специфической формой и размерами ротовой и носовой полости, горла,органов дыхания. Поэтому физические характеристики звуков — частота,длительность, интенсивность — у каждого человека строго индивидуальны.
2. Акустическая характеристикаголоса относительно устойчива во времени и остается индивидуальной даже приморфологических и патологических изменениях органов речи.
3. Речь человека характеризуетсячертами, присущими только ему, и определяется социальными и психическимифакторами. Сформировавшиеся в юности (примерно к 20 годам) особенности речи,интонации и, вообще манера говорить становятся привычными и почти не меняются втечение всей жизни.
В основу методикифоноскопических исследований положены акустический и лингвистический анализыустной речи. Лингвистический анализ в целом направлен на исследование устнойречи отражающей социальные, интеллектуальные, психофизиологические и другиеличностные характеристики человека; акустический — на изучение характеристик,определяемых анатомическими, физиологическими и психофизиологическимиособенностями индивидуума.
Акустический анализ базируетсяна многочисленных измерениях спектрально-временных характеристик речевогосигнала и их последующей статистической обработке для выявления индивидуальногокомплекса признаков. Причем если раньше этот процесс был достаточно трудоемок,развитие компьютерной технологии фоноскопических исследований позволило нетолько полностью реализовать все возможности аналоговых электроакустическихприборов, но и осуществить измерения акустических параметров, что ранее былопросто невозможно.
Комплексный лингво-акустическийанализ речи позволяет проводить идентификацию человека даже по фонограммамнизкого качества и малой длительности. Фоноскопические исследования проводятсяс помощью измерительно-вычислительных комплексов, включающих высококачественнуюзвукозаписывающую и воспроизводящую аппаратуру, соединенную с компьютером,оснащенным специальным устройством ввода-вывода акустической информации ипакетом прикладных программ для обработки речевых сигналов и дальнейшего ихисследования.
Помимо идентификационныхвозможно также решение не менее актуальных для раскрытия и расследованияпреступлений диагностических задач, позволяющих судить о многих физических,психических и социальных признаках личности.
Особенности осмотра магнитныхносителей с записями и подготовка материалов для фоноскопической экспертизы.
При изъятии кассет с магнитнойлентой, аудио — и видеоаппаратуры необходимо соблюдать предосторожности,обеспечивающие сохранность следов, которые могут оказаться на этих объектах идаже непосредственно на магнитной ленте. Поэтому их рекомендуется брать толькоза торцы. На кассетах и аппаратуре могут быть обнаружены не только следы рук,но и микрочастицы и микроследы (биологического происхождения, пыль, волокна,волосы и пр.).
В протоколе осмотра кассетыследует отразить маркировочные обозначения, имеющиеся на кассете: фирменныезнаки, тип ленты и пр. Если тип ленты не обозначен, описывается ее цвет,характер основы (блестящая или матовая). Фиксируются надписи и обозначения наракорде (цветная полоска в конце ленты). С помощью увеличительных прибороввыявляются и отражаются все дефекты и повреждения на кассете, катушке и ленте.
Затем запись прослушивается и впротоколе фиксируется ее характер (речь, музыка, иная звуковая информация). Дляречи — ее содержание, для музыки — характер, для другой звуковой информации — ее природа. Проверяется и отмечается целостность ленты. По окончаниипрослушивания лента перематывается в исходное состояние, упаковывается иснабжается пояснительной надписью. Далее магнитные носители хранятся вполиэтиленовых пакетах и картонных коробках в вертикальном положении вдали отметаллических предметов и электромагнитных полей при температуре +10 — +20°С.
Для решения диагностических иидентификационных задач назначается фоноскопическая экспертиза, успех которойво многом определяется качеством и количеством образцов для сравнительногоисследования, предоставленных в распоряжение эксперта следователем и судом. Сцелью получения качественных экспериментальных образцов на фонограммеустанавливаемого лица выявляют его индивидуальные лингвистические ифонетические признаки. При этом материалы, представляемые для сравнительногоисследования, должны содержать в первую очередь слова и фразы, в которыхнаиболее ярко проявляются особенности произношения, патологии речи или иныеотклонения от общепринятых норм литературного языка.
При этом желательно установитьзаранее, с помощью какой записывающей аппаратуры и в каких акустическихусловиях производилась исследуемая магнитофонная запись. Высококачественныеэкспериментальные образцы получаются при соблюдении следующих условий: микрофонрасполагают на расстоянии около 0,5 метра от рта человека; окна и дверипомещения, где производится запись, должны быть плотно закрыты, телефонныеаппараты отключены, устранены и другие источники возможных посторонних шумов; намагнитной ленте должно быть записано, когда, кем и в чьем присутствиипроизводился отбор сравнительного материала. Для этого приглашают специалиста.
Процесс получения сравнительныхобразцов осуществляется таким образом, чтобы при записи фонограммы испытуемыйбыл вынужден произносить те же самые фразы и слова, что и в исследуемой записи.При этом необходимо соблюдать те же условия записи, использовать ту же (или покрайней мере аналогичную) аппаратуру, которая использовалась при записиисследуемой фонограммы.
Если экспериментальные образцыполучить невозможно, в качестве материала для сравнительного исследования могутбыть представлены свободные образцы — магнитные записи бесед, где проверяемогоходом разговора вынуждают произносить определенные слова и обороты речи; такиезаписи можно делать, например, при производстве следственных действий.
Эксперту также необходимосообщить, когда производилась опытная звукозапись, какое оборудование для этогоиспользовалось, каково его техническое состояние, вид электропитания при записи(электросеть, аккумулятор, батарея), план помещения с указанием местонахождениямагнитофона, микрофона и участников записи.
К числу основных задачфоноскопической экспертизы относятся идентификация человека по голосу, а такжеотождествление звуко- и видеозаписывающей аппаратуры.
На разрешение диагностическойфоноскопической экспертизы ставятся вопросы:
сколько лиц участвовало вразговоре, записанном на представленной фонограмме;
является ли речь, представленнаяна фонограмме, или ее фрагменты заученной, прочитанной или свободной;
каково дословное содержаниетекста; каково содержание неразборчивой записи на представленной фонограмме;
каковы источники и характерзвуков, сопутствующих основной записи; какова была окружающая обстановка вмомент изготовления фонограммы (характер помещения, в котором происходилазапись, запись на открытой местности и т.д.);
является ли представленнаяфонограмма (видеофонограмма) оригиналом (копией), а если копией, то какой: первой,второй и др.;
содержит ли фонограмма (видеофонограмма)непрерывную запись или с остановками (магнитофона, видеомагнитофона,видеокамеры);
каков тип магнитной ленты, сиспользованием которого изготовлялась данная запись; использовалась ли длязаписи новая или ранее уже содержащая запись (какую) лента;
подвергалась ли представленнаяфонограмма (видеофонограмма) монтажу (склейке, электроакустическому монтажу и пр),а если да, то какая ее часть смонтирована; имеются ли признаки иных изменений,привнесенных в процесс записи после ее окончания; одновременно ли производиласьзапись звука и изображения на представленной видеофонограмме;
изготовлена ли представленная наисследование фонограмма на одном или разных звукозаписывающих аппаратах;
на магнитофоне (видеомагнитофоне,диктофоне) какого типа, марки, класса, страны-производителя осуществлена даннаямагнитная запись; микрофон какого типа использовался для производствазвукозаписи;
имели ли, судя по записи,звукозаписывающие аппарат или микрофон какие-либо неисправности, какие именно; неиспользовались ли технические средства для преднамеренного искажения голосаговорившего;
каков технический уровеньнавыков изготовителя фонограммы;
в какой местности формироваласьустная речь, и в каких возможных местах длительно проживало лицо, речь которогозаписана;
каковы пол, возраст,анатомические особенности речеобразующего тракта, физические и психическиехарактеристики лица, речь которого представлена на фонограмме;
каковы некоторые социальныехарактеристики лица (уровень направленность образования, интеллект, уровенькультуры и т.п.), которого представлена на фонограмме;
каково эмоциональное состояниелица в период записи его устной речи.
На разрешение идентификационнойфоноскопической экспертизы ставятся вопросы:
принадлежит ли зафиксированнаяна фонограмме устная речь определенному лицу, лицам; какие фрагментызвукозаписи каким лицам принадлежат;
изготовлена ли данная фонограммана представленном звукозаписывающем аппарате; воспроизводилась ли она натаком-то магнитофоне (видеомагнитофоне, диктофоне); на каком из представленныхмагнитофонов (видеомагнитофонов, диктофонов) записывалась или воспроизводиласьданная фонограмма; является ли она копией, изготовленной путем записи слазерного диска на данный видеомагнитофон;
является ли видеофонограмма №1полностью или частично копи ей видеофонограммы №2; являются ли видеофонограммы№1 и №2 дубликатами, изготовленными путем копирования с одной и той жевидеофонограммы №3;
составляли ли склеенныефрагменты данной магнитной ленты ранее одно целое.
Фоноскопические экспертизы ужеперестали быть уникальными. В настоящее время они проводятся в государственныхэкспертных учреждениях Министерства юстиции и Министерства внутренних делРоссии.
Речь, повсеместно используемая вкоммуникации людей, является одним из важнейших источников информации, котораяможет не только ориентировать на необходимость проведения тех или иныхследственных или иных процессуальных действий, но и иметь доказательственноезначение. Специальные познания в лингвистических дисциплинах способствуютизвлечению из речевого сообщения разнообразных фактологических и личностныхданных об участниках переговоров, записанных на фонограммах, приобщенных кматериалам дела в качестве вещественных доказательств или иных документов.
К специалистам в области речевыхтехнологий участники процесса обращаются практически на всех стадияхсудопроизводства. На первоначальном этапе — для содействия в очистке получаемыхфонограмм от шумов и помех и установления дословного содержания записанных нафонограмме переговоров. Это необходимо для того, чтобы проверить относимостьзаписанной вербальной и невербальной информации к материалам дела. При этом одновременноможет быть поставлена задача перезаписи фонограммы, прошедшей фильтрацию иочистку от шумов, на другой магнитный носитель. Графическая запись звучащейречи, составленная профессиональным экспертом, как известно, более точноотражает содержание фонограммы, и не вызывает дополнительных сомнений уучастников процесса. При установлении дословного содержания и его отображения ввиде письменного текста, нужно обратить внимание не только на «читаемость»получаемого текста, но и на расстановку знаков препинания в соответствии счленением звучащей речи на отдельные смысловые единицы. Как известно,достаточно неправильно поставить запятую или двоеточие, чтобы изменить смыслфразы на противоположный (классический пример: «Казнить нельзя помиловать»).В устоявшейся практике фоноскопических экспертиз сложилась определеннаянотационная система, основанная на сочетании нескольких принципов:
«читаемости», текстдолжен быть воспринимаем неспециалистом, поэтому графический образ лексемдолжен представляться в орфографической записи, а знаки препинанияиспользоваться для разделения структурных единиц и уточнения их смысловогозначения (например, для обозначения функции завершенности используетсяпостановка точки, незавершенности — запятая, соответственно знаки вопроса ивосклицания для обозначения соответствующих модальностей и т.д.).
выборочной «детальности»,отдельные элементы речи, подвергаемые детальному фонетическому анализу,отображаются при помощи не орфографической записи, а транскрипции илитранслитерации (например, дефекты речи или индивидуальная спецификапроизношения, особенности интонирования и т.д.);
паралингвистические проявления вречи (крик, плач, смех) и особенности эктра- лингвистической ситуацииописываются вербально в форме комментария, а не обозначают определеннымиусловными символами. При этом элементы слуховой оценки звуковой обстановкипредставляться не в форме результатов объективных измерений, а описанийслуховых ощущений (например, звук, похожий на щебет птицы, скрип двери, стук помебели т.д.)
Здесь важно подчеркнуть еще одинсущественный момент. Документирование телефонных и иных переговоров в последнеевремя чаще осуществляется с использованием цифровых, чем аналоговыхзвукозаписывающих устройств (диктофонов, цифровых регистраторов и т.д.). Приэтом звуковой сигнал записывается на цифровой магнитный носитель. В дальнейшемпри приобщении фонограммы к материалам уголовного дела возникает проблема, таккак в качестве носителя может выступать сам диктофон или жесткий дисккомпьютера. Приобщать же к делу сам цифровой диктофон даже, из экономическихсоображений вряд ли целесообразно, а иногда просто невозможно. Выход из такойситуации представляется в следующем. В таких случаях целесообразно назначатьфоноскопическую экспертизу (или фоноскопическое исследование на этапе довозбуждения уголовного дела), на разрешение которой можно поставить три вопроса.Первый — установить дословное содержание записанной на фонограмме информации. Второй- произвести перезапись на представленный носитель (кассету, дискету или CD-диск) фонограммы, имеющей доказательственное значение. Третий- установить, имеются ли на представляемой фонограмме признаки монтажа иливнесенных в нее изменений. Таким образом, к материалам уголовного деласледователь можно приобщить копию фонограммы (в качестве производноговещественного доказательства), достоверность которой, в том числе подтвержденазаключением фоноскопической экспертизы и показаниями эксперта (разъяснениемспециалиста по вопросам входящим в его профессиональную компетенцию) о том, чтопри копировании не было привнесено никаких изменений (никакая частьконтролируемых переговоров не была пропущена, изъята, добавлена или искажена). Учитывая,что в силу пункта 3 части 2 статьи 74 УПК РФ в качестве доказательств поуголовному делу допускаются не только вещественные доказательства, заключениеэксперта, но и показания эксперта, иные документы, такой подход представляетсявполне оправданным.
Хочется обратить внимание нанеобоснованность бытующего мнения, что фонограммы на цифровых носителях записи«не принимаются судами в качестве доказательств». Действительнофонограммы на цифровых носителях представляют для экспертов некоторую сложностьв исследовании, но это не означает, что их достоверность принципиально не можетбыть проверена, и они не могут быть использованы в качестве доказательств. Нужноиметь в виду, что действующее законодательство не содержит норм, запрещающихприобщать к материалам уголовного дела, фонограммы на цифровом носителе записи.В диспозиции ст.186 УПК РФ никаких ограничений в отношении носителя фонограммыне содержится. В п.6 ст.186 УПК РФ указано, что фонограмма передаетсяследователю в опечатанном виде сопроводительным письмом, в котором должны бытьуказаны даты и время начала и окончания записи указанных переговоров и краткиехарактеристики использованных при этом технических средств. При этом еслизапись телефонных переговоров осуществляется с помощью цифровых регистраторов,то следователю по существу передается копия (на аналоговом или цифровом сменномносителе) фонограммы, содержащейся на жестком диске компьютера, котораяпроцессуально оформляется как выемка (ст.183 УПК РФ).
Таким образом, вопрос оприобщении к уголовному делу в качестве вещественного доказательствафонограммы, исходно полученной как в аналоговом, так и цифровом виде, решаетсяследователем на общих основаниях в порядке ст.81 УПК РФ. При необходимостиизготовления копии фонограммы, она может быть изготовлена как на аналоговом,так и цифровом носителе, что должно быть соответствующим образом оформленопротоколом следственного или иного процессуального действия. Желательно, чтобыкопирование производилось специалистом, привлекаемым в порядке ст.58 УПК РФ длясодействия следователю в обнаружении, закреплении и изъятии предметов идокументов, применении технических средств в исследовании материалов уголовногодела, для постановки вопросов эксперту, а также разъяснения сторонам и судувопросов, входящих в его профессиональную компетенцию.
По речи может быть получена идругая важная информация. Например, о личностных характеристиках говорящего сцелью его установления и розыска по анонимному речевому сообщению (например, потелефону о заложенном взрывном устройстве, по анонимному письму о готовящихсяили совершенных преступлениях и т.д.). Такая задача нередко возникает прианализе анонимных телефонных сообщений о террористических актах и другихпреступлениях, когда подозреваемое лицо отсутствует. На основе лингвистическогоанализа с определенной долей достоверности можно дать оценку половозрастным ианатомо-физиологическим характеристикам диктора (автора), его эмоциональногосостояния (отклонение от нормы, тревожность, напряженность, наличие и типэмоций, например, волнение, удивление, страх и т.п.), психофизиологическогосостояния (ненормативность, наличие патологии). По результатам диагностическоголингвистического исследования речи могут быть установлены и другие данные,например, родной язык, степень владения языком коммуникации, уровеньобразования и развития речевой культуры, социокультурный статус (социальнаяпринадлежность, воспитание и т.п.), темперамент, самооценка, отношение ксобеседникам, национальный акцент, диалект, социолект и т.д. Специалист можетпомочь в определении списка наиболее ярких, броских особенностей голоса и речи,которые запоминаются и отражаются в памяти очевидцев, могут быть использованы вкачестве вспомогательного средства для опознания преступника. Такая научнаяработа в настоящее время проводится в ГУ ЭКЦ МВД России, и в ближайшее времябудут разработаны необходимые экспертные методики. Заметим, что вывод по такимдиагностическим исследованиям, как правило, делается в вероятной форме и имеетчаще ориентирующее значение.
Следующая задача, решаемаяэкспертом с базовым лингвистическим образованием — установление факта необычногосостояния или необычных условий порождения устного или письменного текста. Обвиняемый,свидетель, потерпевший в ходе судебного заседания нередко меняют или вовсеотказываются от своих показаний, данных на предварительном следствии. При этомневажно, были ли они даны в устной форме в ходе допросов с применениемзвукозаписи, или в письменной при собственноручной их фиксации или написаниитак называемого «чистосердечного признания». В качестве аргументоввысказываются доводы, что устные или письменные показания были даны с «чужихслов», написаны под диктовку, переписаны с иных материалов или документов.Установление факта воспроизведения вслух заученных показаний или их прочтения,диктовки или иного влияния на лицо, чьи показания фиксируются в протоколе допроса,свидетельствует о наличии наряду с исполнителем текста еще одного участника — автора, что может быть выявлено при помощи специальных лингвистических познаний.
Для дифференциацииподготовленной и спонтанной речи специалистами ГУ ЭКЦ МВД России проведенанаучно-исследовательская работа, по результатам которой определены признаки,позволяющие устанавливать факт написания письменного текста под диктовку,озвучивания письменного текста (чтения вслух или воспроизведения наизусть),факт необычных условий составления письменного или устного текста (признаковего намеренного искажения) или конкретного способа намеренной модификации (сцелью маскировки своих или имитации чужих) навыков письменной или устной речи.
Преднамеренное искажение устнойили письменной речи прямо связано с задачей установления факта еепредварительной подготовки, так как при реализации той или иной формы искажениянеобходима определенная подготовка, вплоть до заучивания манеры речи другогочеловека, имитируемой данным говорящим или пишущим. В то же время установлениефакта преднамеренного искажения авторской речи является одной из самыхтрудноразрешимых задач как автороведческой, так и фоноскопической экспертизы. Признаками,свидетельствующими о намеренном искажении речи, являются особенностиписьменного речевого сообщения, отражающие противоречия свойств и характеристикего автора, несовместимые состояния как следствие сознательной перестройкиавтором документа собственных навыков письменной речи.
Под маскировкой речи понимаетсяреализация различными средствами установки на сокрытие авторства или состоянияавтора в момент порождения текста. Маскировка может осуществляться путемсоавторства; сочинения текста одним лицом, а написания или чтения вслух другим;компоновки речевого сообщения из фрагментов текстов других авторов, монтажфонограммы из заранее подготовленных фрагментов речи и др. Намеренное искажениеиндивидуальных навыков также относится к одному из способов маскировки речи.
Наиболее часто встречаютсяследующие виды намеренных искажений: снижение грамотности; нейтрализациястилистических навыков; имитация речи конкретного лица, имитация речи лицапротивоположного пола; имитация речи лица пожилого возраста; имитация речи лицамолодого возраста; имитация речи представителя конкретной профессиональнойгруппы; имитация речи маргинальных или криминальных социальных групп; имитацияречи, подверженной влиянию конкретного говора; имитация речи человека,находящегося в состоянии эмоционального напряженности (стресса), имитацияалкогольного или иного опьянения, имитация речи с признаками патологии и т.д.
При проведении диагностическогоисследования важно правильно и по возможности полно реконструировать компонентыситуации речевой коммуникации: мотивацию общения; личностные факторы,определяющие процесс общения, такие как роль каждого участника; установку вразных ее аспектах; микро социологические факторы общения; микро — и макро — ситуативныефакторы ориентировки (пространственные и временные условия контакта (влияниедефицита времени), навыки и технику общения в связи с речевыми и неречевымифакторами многие другие.
Существенное отличиенеподготовленной речи заключается в том, что при спонтанном порождении речи нетвремени для отбора слов и контроля правильности синтаксических конструкций. Вней используются те слова, которые находятся наготове. При неразработанностиактивного словаря (недостаточной сформированности механизма подбора адекватныхслов), отсутствии навыков конструирования высказываний и некоторой сложностиречевого задания в неподготовленной речи будут проскальзывать неадекватные темеслова, появятся оговорки, замены, исправления по ходу речи, паузы, в том числехезитационные и т.д.
Степень проявления указанныхпризнаков также зависит от стереотипности ситуации коммуникации и общей характеристикидискурса. Как известно, успешное общение невозможно без овладения определеннымитактическими приемами речевого поведения и техникой общения. Это процессывзаимодействия между людьми, содержанием которых является установлениеконтакта, ориентировка в ситуации, обмен информацией, оказание воздействие наинформанта, реализация взаимоотношений с помощью вербальных и невербальныхсредств коммуникации. Средствами общения является речь, мимика, жесты, другиеневербальные средства.
Обратим внимание на основныемоменты, которые желательно принимать во внимание при реконструкции имоделировании ситуации речевой коммуникации, зафиксированной на материальномносителе в графической или иной форме (звучащая речь на фонограмме). Чтоизвестно эксперту о ситуации речевого взаимодействия? Какова быластратегическая цель речевого контакта? Цель речевого общения определяетсяисходя из стратегических задач каждого лица, непосредственно участвующего вситуации коммуникации. Так, например, в конфликтной ситуации, когда происходит«разборка» или выяснение отношений между группой лиц, близко знающихдруг друга, ход разговора и даже отдельные фразы, тактика ведения переговоров,если и продумываются заранее, то при выборе тех или иных слов илиграмматических форм участники конфликтной ситуации нередко используют спонтаннопорождаемые формы. Во многом это объясняется стремлением доказать свою правоту,сохранить «лицо», нарушить эмоциональное равновесие собеседника. Ситуацияможет кардинально изменяться с изменением речевых тактик и стратегийкоммуникантов, использующих вместо ожидаемых резких выражений или высказыванийинвективного плана, такие речевые приемы как уверение в добрых намерениях,сожаление о негативных последствиях каких-то действий, неожиданный комплимент,похвала, что объясняется целевой установкой на достижение взаимопонимания ипоиск компромисса.
Каковы особенности исследуемогособытия речевого взаимодействия? Речевые стратегии и тактики речевого поведения- это часть знаний о мире, которые формируются и пополняются в течение жизничеловека. Для достижения коммуникативных целей говорящие должны иметьпредставление о типах речевого поведения в различных ситуациях, взаимные общие«фоновые» знания. То, что очевидно для одного собеседника, можетвосприниматься как странное или непонятное другому, а тем более эксперту,выступающему в роли стороннего наблюдателя (слушателя). Типы речевого поведенияобладают национально-культурной спецификой. Поэтому человек, попадающийинородную социокультурную среду, может испытывать затруднения в пониманиинекоторых речевых действий. Некоторые типы стереотипных коммуникативныхситуаций допускают освоение и заучивание речевых формул или клише. В этойситуации спонтанная по способу порождения речь может включать элементы заранееподготовленных шаблонов и стереотипных речевых формул.
Каковы позиции участников вситуации коммуникации? Позиции партнеров по коммуникации могут бытьсимметричными и несимметричными, сильными или слабыми. Он могут меняться втечение одной коммуникативной ситуации, включая «игру на повышение (себя)»или «понижение партнера». Эту же функцию могут выполнять и такиеприемы как контроль и перехват инициативы, смена темы, изменение манеры общения(угрозы, просьбы, похвалы, комплименты, лесть и т.п.). Дистанция между собеседникамиможет изменяться непосредственно в процессе разговора. Собеседник можетиспользовать такие средства сближения как немотивированные многократныеобращения по имени к собеседнику, либо наоборот резко сменить тему разговорадля отстранения от собеседника.
Какие языковые ресурсы былииспользованы для реализации замысла партнеров по коммуникации? Стратегическиецели и намерения собеседников прямо или косвенно проявляются невербально иливербально в поверхностных языковых структурах текста. В качестве лингвистическихпоказателей могут выступать лексические, семантико-синтаксические фонетическиеи невербальные характеристики.
Речевые особенности, языковоемышление человека зависят в значительной степени от социальной микросреды, откруга общения в различных сферах общественного бытия от разнообразия личностныхинтересов, от уровня образования. Языковое развитие личности происходит, какизвестно, при значительном влиянии школьного и вузовского обучения. Существуетнекая структура, наследственно заложенная в мозгу человека, которая определяетврожденную способность каждого человека видоизменять значения или смысл любойфразы, строить неограниченное число осмысленных высказываний. Эта врожденнаялингвистическая компетентность лежит в основе развития познавательных иинтеллектуальных процессов при формировании речевых навыков человека.
В целом необходимо подчеркнуть,что диагностические исследования речи еще находятся в стадии научнойпроработки, требуют большого объема специальных знаний и баз данных, материально-техническогообеспечения и специальных условий, проводятся пока исключительно только наматериале русского языка, поскольку специалист (эксперт) должен в совершенствевладеть языком, на котором ведется разговор, записанный на фонограмме.
Заключение
Одной из важных проблем,предопределяющей успех борьбы терроризмом, является более полное и ясноепредставление о преступном характере рассматриваемого общественно опасногодеяния. Из этого проистекают и уголовно-правовые меры борьбы с заведомо ложнымсообщением об акте терроризма.
Также важнейшимантикриминогенным фактором является создание социально-культурных условий длянормального развития у граждан уровня культурного потребления, решение проблемыдосуга, отдыха молодежи, являющейся основным контингентом лиц, совершающихзаведомо ложное сообщение обакте терроризма. При этом отметим, чтоодним из важных элементов мер предупреждения заведомо ложного сообщения об актетерроризма является пропаганда законодательства, особенно срединесовершеннолетних, которые составляют основной контингент лиц, совершающихрассматриваемое преступление. Правовое воспитание должно вестись не только вшколе. Поэтому целесообразно расширять сеть кружков и других форм внекласснойработы, а также шире использовать средства массовой информации (телевидение,радио, прессу) для правовой пропаганды, освещая в том числе и деятельностьправоохранительных органов по борьбе с заведомо ложным сообщением об актетерроризма.
Остановить рост заведомо ложныхсообщений об акте терроризма возможно только совместными усилиямипедагогических коллективов, инспекторов по предупреждению правонарушений срединесовершеннолетних, разъяснительной работой среди молодежиинженерно-спасательной группы, спасателей, службы безопасности, и самое главное- родителей.
По делам о заведомо ложномсообщении об акте терроризма исключительно важен этап получения и проверкисамого сообщения. От грамотности и последовательности действий на этом этапезависит полнота сбора исходной информации о событии и его участниках, что всвою очередь, сказывается на оперативности раскрытия преступления (установлениелица, его совершившего) и успехи всего расследования.
Особенности действий сотрудниковправоохранительных органов на стадии получения сообщения определяются способомсовершения преступления, содержанием сообщения и выбором преступником адресатасообщения. Порядок, последовательность и организация поиска взрывоопасныхпредметов определяются характером объекта угрозы, его назначением, планировкой,степенью насыщенности помещений предметами обстановки, электроннымустройствами, характеристиками доступа в помещения и пр.
На стадии проверки поступившегосообщения при осмотре объекта угрозы возникает необходимость привлечьспециалистов, компетентных в поиске, специальном взрывотехническом обследованиии обезвреживании взрывных устройств. В качестве таковых могут выступатьсотрудники инженерно-технических подразделений, саперы военных частей и др.
Список использованной литературы
1. Аверьянова Т.В., Белкин Р.С., Корухов Ю.Г., Россинская Е.Р. Криминалистика:Учебник для вузов / Под ред. Р.С. Белкина. — М.: НОРМА-ИНФРА-М, 1999. — 990 с.
2. Баев О.Я. Основы криминалистики: курс лекций. — М.: «Экзамен»,2001. — 288 с.
3. Белкин Р.С. Курс криминалистики. В 3-х т. — М., 1997.
4. Белкин Р.С., Лифшиц Е.М. Тактика следственных действий. — М.: НовыйЮрист, 1997. — 176 с.
5. Белоусов А.В. Процессуальное закрепление доказательств прирасследовании преступлений. — М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001.- 174 с.
6. Гаухман Л.Д., Кипман Н.Н. Деятельность следователя органоввнутренних дел по изучению личности обвиняемого. — М., 1972.
7. Глазырин Ф.В. Изучение личности обвиняемого и тактикаследственных действий. — Свердловск: Издательство Свердловского юридическогоинститута, 1973. — 158 с.
8. Драпкин Л.Я. Основы теории следственных ситуаций. — Свердловск: ИздательствоУральского университета, 1987. — 163 с.
9. Дубровицкая Л.П., Лузгин И.М. Планирование расследования. — М.:«Высшая школа МВД СССР», 1972. — 56 с.
10. Закон РФ «Об оперативно-розыскной деятельности в РоссийскойФедерации» от 12.08.1995 г. // СЗ РФ. 1995. №33. Ст.3349.
11. Зеленский В.Д. Организация расследования преступлений. Криминалистическиеаспекты. — Ростов н/Д: Издательство Ростовского университета, 1989. — 152 с.
12. Зорин Г.А. Руководство по тактике допроса. — М., 2001.
13. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации (под ред. ЛебедеваВ. М). — М.: Юрайт-М, 2001.
14. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (подред. Д.Н. Козака, Е.Б. Мизулиной). — М.: Юристъ, 2002.
15. Комментарий к УПК РФ / Под ред. В.И. Радченко. — М., 2003.
16. Конституция Российской Федерации. 1993 г.
17. Криминалистика. Криминалистическая тактика и методика расследованияпреступлений: Учебник для студентов юридических вузов и факультетов / Под ред.В.Ю.Шепитько. — Харьков: ООО «Одиссей», 2001. — 528 с.
18. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.А. Закатова, Б.П. Смагоринского. — М.: ИМЦ ГУК МВД России, 2003. — 432 с.
19. Криминалистика: Учебник / Под ред. А.Г. Филиппова. — М.: Спарк, 2000. — 687 с.
20. Криминалистика: Учебник / Под ред. И.Ф. Крылова, А.И. Бастрыкина. — М.: Дело,2001. — 800 с.
21. Криминалистика: Учебник для экспертов-криминалистов / Под ред. А.Г. Филиппова.- М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2005. — 484 с.
22. Кустов А.М. Криминалистика и механизм преступлений. Цикл лекций. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: ИздательствоНПО «МОДЭК», 2002. — 304 с.
23. Ларин А.М. От следственной версии к истине. — М.: «Юридическаялитература», 1976. — 200 с.
24. Шейфер С.А. Следственные действия. Система и процессуальная форма.- М.: ООО Издательство «Юрлитинформ», 2001. — 208 с.