МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИПензенский государственный университетИнститут государственной службы и управленияКафедра «Управление и социология»КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине:«Социальная политика и её реализация в регионе»
на тему:
«Организацияпенсионного обслуживания в Пензенской области»
Выполнила: ст. гр. 03-иг1
Лекарева И.Н.
Проверил: Копытов В.В.
Пенза 2007
Содержание
Введение
1.Теоретическо-методологические основы организации пенсионного обеспечения (напримере Пензенской области)
1.1 Органы,обеспечивающие организацию пенсионного обеспечения
1.2 Виды и размеры пенсийразличных категорий пенсионеров
2. Основные направлениядеятельности Пензенского отделения пенсионного фонда РФ
2.1 Основные вопросы ипоказатели деятельности Пенсионного фонда РФ
2.2 ВзаимодействиеПензенского отделения пенсионного фонда с Правительством области и органамисоциальной защиты населения в реализации социальных программ
2.3 Контрольные функцииотделения Пенсионного фонда РФ
Заключение
Список использованныхисточников литературы
Введение
Темаорганизации пенсионного обеспечения населения, как на уровне РоссийскойФедерации, так и на уровне субъекта Российской Федерации очень актуальна всвязи с реализацией пенсионной реформы, которая проводится с 1995 года.
В настоящеевремя можно уже оценивать результаты пенсионной реформы. В том числезаконодательно отрегулировано пенсионное обеспечение населения.
Актуальностьпенсионного обеспечения населения во многом подтверждается и тем, что от уровняего эффективной организации зависит уровень и условия жизнедеятельностипенсионного населения.
Целью даннойкурсовой работы является изучение организации пенсионного обеспечения населенияна примере Пензенской области.
Исходя изцели можно выделить основные задачи данной работы:
- описание органов,обеспечивающих организацию пенсионного обеспечения;
— рассмотрение видов и размеров пенсий различных категорий пенсионеров;
— изучениеосновных вопросов и показателей деятельности Пенсионного фонда РФ;
— исследования взаимодействия Пензенского отделения пенсионного фонда сПравительством области и органами социальной защиты населениявреализации социальных программ.
— рассмотрение контрольных функций отделения Пенсионного фонда РФ.
При написанииданной курсовой работы были использованы в основном нормативные правовые акты иинформацию, предоставленную Пензенским отделением Пенсионного фонда РоссийскойФедерации. Среди нормативных правовых актов следует отметить следующие:
— ФедеральныйЗакон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», где подробно рассмотренысостав трудовых пенсий, а также их размеры, условия назначения трудовых пенсийдля различных категорий населения;
— ФедеральныйЗакон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», гдеуказаны категории граждан, которым полагается государственное пенсионноеобеспечение и размеры пенсионных выплат;
-ПостановлениеПравления пенсионного фонда Российской Федерации «Об утверждении положения окомиссии территориального органа пенсионного фонда Российской Федерации порассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан», где описаны функциии задачи указанной выше комиссии.
1.Теоретическо-методологические основы организации пенсионного обеспечения (напримере Пензенской области)
1.1Органы, обеспечивающие организацию пенсионного обеспечения
Основныморганом, организующим пенсионное обеспечение на территории субъекта РоссийскойФедерации, а именно в Пензенской области является Пензенское отделениеПенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии с положением оПензенском отделении ПФР, оно выполняет следующие основные функции:
— целевой сбор и аккумуляциюстраховых взносов, а также финансирование расходов;
— организацию работы повзысканию с работодателей и граждан, виновных в причинении вреда здоровьюработников и других граждан, сумм государственных пенсий по инвалидностивследствие трудового увечья, профессионального заболевания или по случаю потерикормильца;
— капитализацию средствотделения ПФР, а также привлечение в него добровольных взносов (в том числевалютных ценностей) физических и юридических лиц;
— контроль с участиемналоговых органов за своевременным и полным поступлением в отделения ПФРстраховых взносов, а также контроль за правильным и рациональным расходованиемего средств;
— организацию и ведениеиндивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц в соответствиис Федеральным законом «Об индивидуальном (персонифицированном) учете всистеме государственного пенсионного страхования», а также организацию иведение государственного банка данных по всем категориям плательщиков страховыхвзносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (России);
— межгосударственное имеждународное сотрудничество Российской Федерации по вопросам, относящимся ккомпетенции отделения ПФР; участие в разработке и реализации в установленномпорядке межгосударственных и международных договоров и соглашений по вопросампенсий и пособий;
— изучение и обобщениепрактики применения нормативных актов по вопросам уплаты в отделения ПФРстраховых взносов и внесение предложений по ее совершенствованию;
— проведение научно — исследовательской работы в области государственного пенсионного страхования;
— разъяснительную работусреди населения и юридических лиц по вопросам, относящимся к компетенцииотделения ПФР.
— принимает участие вфинансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан.[7]
С целью совершенствованияработы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации пореализации пенсионных прав граждан Правление Пенсионного фонда РоссийскойФедерации утвердило Положение о Комиссии территориального органа ПФР порассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан.
Комиссия территориальногооргана ПФР по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (далее — Комиссия) создается для рассмотрения вопросов реализации пенсионных прав граждан,возникающих при осуществлении правоприменительной деятельности территориальныхорганов ПФР на территории субъекта Российской Федерации.
Комиссия является постояннодействующим органом отделения ПФР и управления (отдела) ПФР (далее — территориальный орган ПФР).
Комиссия руководствуется всвоей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными законами ииными нормативными правовыми актами Российской Федерации, постановлениями ираспоряжениями Правления ПФР, а также настоящим Положением.
Задачей Комиссии являетсярассмотрение вопросов реализации пенсионных прав граждан, возникающих приосуществлении правоприменительной деятельности территориальных органов ПФР натерритории субъекта Российской Федерации.
Для выполнения возложеннойзадачи Комиссия осуществляет следующие функции:
— рассматривает отдельныевопросы установления и выплаты пенсий конкретным гражданам, в том числесвязанные с процедурой установления пенсий;
— проводит правовую оценкудокументов, представленных для установления пенсии, содержащих неполные и (или)противоречивые данные, и сведений индивидуального (персонифицированного) учета,имеющих неполные и (или) недостоверные данные;
— принимает решение порезультатам правовой оценки представленных документов о возможности установленияпенсии, ее выплаты, корректировки сведений индивидуального(персонифицированного) учета для уточнения индивидуального лицевого счетазастрахованного лица.[8]
При осуществлении своейдеятельности Комиссия имеет право:
— принимать решения повопросам, входящим в компетенцию Комиссии;
— привлекать к работеспециалистов территориального органа ПФР, не входящих в состав Комиссии,участие которых требуется для принятия решений по рассматриваемым вопросам.
Комиссия обязана:
— принимать решения наосновании всестороннего, полного и объективного рассмотрения документов,имеющихся в распоряжении Комиссии;
— доводить решения Комиссиидо застрахованного лица и соответствующих подразделений территориального органаПФР, а необходимых случаях — до страхователей;
— организоватьделопроизводство Комиссии, обеспечивающее хранение копий дополнительнопредставленных юридически значимых документов;
— представлять отчет ввышестоящий орган ПФР два раза в год, не позднее 15 января (15 июля), сперечнем вопросов, по которым приняты решения Комиссии;
— осуществлять контроль заходом выполнения решений Комиссии.[8]
В состав Комиссии включаютсяспециалисты территориального органа ПФР по назначению, перерасчету и выплатепенсий, оценке пенсионных прав застрахованных лиц, персонифицированному учету июридической службы.
Комиссия состоит изпредседателя, заместителя председателя и членов Комиссии. Из числа членовКомиссии назначается секретарь Комиссии.
Деятельностью Комиссиируководит председатель, который утверждает персональный состав Комиссии и несетответственность за выполнение возложенных на Комиссию задач.
Председателем Комиссииявляется руководитель территориального органа ПФР.
Председатель Комиссииназначает заместителя председателя Комиссии и секретаря Комиссии из числачленов Комиссии.
В отсутствие председателяКомиссии его обязанности исполняет заместитель председателя Комиссии.
Количественный составКомиссии не может быть менее трех человек.
Заседания Комиссиипроводятся по мере необходимости и считаются правомочными при участии взаседании Комиссии не менее половины от общего числа ее членов (но не менеедвух членов Комиссии).
Перечень вопросов,рассматриваемых на заседании Комиссии, определяет председатель Комиссии.
Подготовка материалов кзаседанию Комиссии осуществляется членами Комиссии и специалистамитерриториального органа ПФР, к компетенции которых относятся вопросы,рассматриваемые на заседании Комиссии.
В случае отсутствия членаКомиссии на заседании он вправе изложить свое мнение по рассматриваемымвопросам в письменном виде.
Члены Комиссии обладаютравными правами при обсуждении рассматриваемых на ее заседании вопросов.
Комиссия принимает решениепо рассматриваемому вопросу путем открытого голосования.
Решения Комиссии принимаютсяпростым большинством голосов присутствующих на заседании членов Комиссии. Вслучае равенства голосов решающим является голос председателя Комиссии.[8]
Решение Комиссии оформляетсяПротоколом заседания комиссии по вопросам реализации пенсионных прав граждан,который подписывается членами Комиссии, участвовавшими в заседании Комиссии, изаверяется печатью территориального органа ПФР.
Протокол оформляетсяотдельно по каждому застрахованному лицу, вопросы реализации пенсионных правкоторого рассматривались на заседании Комиссии.
В Протоколе указываются:
вопросы, рассмотренные назаседании Комиссии по данному застрахованному лицу;
документы, представленныедля рассмотрения на заседании Комиссии по застрахованному лицу, и их реквизиты;
решения, вынесенныеКомиссией по результатам рассмотрения вопросов.
Секретарь Комиссиирегистрирует Протокол и направляет его для исполнения соответствующимструктурным подразделениям территориального органа ПФР.
Решения Комиссии, принятые всоответствии с ее компетенцией, являются обязательными для территориального органаПФР.
Отделение ПФР в субъектеРоссийской Федерации вправе организовать доставку пенсий через любую изорганизаций, заключив с ней договор о доставке пенсий, предварительно получивразрешение Пенсионного фонда Российской Федерации.[9]
В целях получения разрешенияПенсионного фонда Российской Федерации отделение ПФР подает в КомиссиюПенсионного фонда Российской Федерации заявление, подписанное управляющим иглавным бухгалтером ОПФР, о разрешении организовать доставку пенсий черезорганизацию, в котором указывается ее полное наименование,организационно-правовая форма, место нахождения юридического лица (местонахождения обособленного структурного подразделения), количество поданныхпенсионерами заявлений о доставке пенсий через организацию, предполагаемоеколичество пенсионеров, которые будут обслуживаться организацией, и принеобходимости другая информация.[8]
К заявлению должен бытьприложен проект договора о доставке пенсий организацией, завизированныйначальником юридического отдела ОПФР и согласованный с организацией, а такжепакет документов, содержащий сведения об организации.
После получения разрешенияПенсионного фонда Российской Федерации на организацию доставки пенсий натерритории субъекта Российской Федерации через организацию федеральной почтовойсвязи, кредитную или иную организацию отделение ПФР заключает с указаннойорганизацией договор о доставке пенсий.
Отделения ПФР ежегодно к 1октября представляют в Пенсионный фонд Российской Федерации отчет об исполнениирешений Комиссии Пенсионного фонда Российской Федерации.
Также в организациипенсионного обеспечения граждан принимают участие и негосударственныепенсионные фонды – особая организационно-правовая форма некоммерческойорганизации социального обеспечения, исключительными видами деятельностикоторых являются:
-Деятельность понегосударственному пенсионному обеспечению участников фонда в соответствии сдоговорами негосударственного пенсионного обеспечения;
-Деятельность в качествестраховщика по обязательному пенсионному страхованию в соответствии сФедеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ «Об обязательномпенсионном страховании в Российской Федерации» и договорами обобязательном пенсионном страховании;[4]
-Деятельность в качествестраховщика по профессиональному пенсионному страхованию в соответствии сфедеральным законом и договорами о создании профессиональных пенсионных систем.
-Деятельность фонда понегосударственному пенсионному обеспечению участников фонда осуществляется надобровольных началах и включает в себя аккумулирование пенсионных взносов,размещение и организацию размещения пенсионных резервов, учет пенсионныхобязательств фонда, назначение и выплату негосударственных пенсий участникамфонда.
-Деятельность фонда вкачестве страховщика по обязательному пенсионному страхованию включает в себяаккумулирование средств пенсионных накоплений, организацию инвестированиясредств пенсионных накоплений, учет средств пенсионных накопленийзастрахованных лиц, назначение и выплату накопительной части трудовой пенсиизастрахованным лицам.
-Деятельность фонда вкачестве страховщика по профессиональному пенсионному страхованию включает всебя аккумулирование средств пенсионных накоплений, инвестирование средствпенсионных накоплений, учет средств пенсионных накоплений застрахованных лиц,назначение и выплату профессиональных пенсий застрахованным лицам ирегулируется федеральным законом.[4]
1.2 Виды иразмеры пенсий различных категорий пенсионеров
Пенсия по государственномупенсионному обеспечению — ежемесячная государственная денежная выплата, правона получение которой определяется в соответствии с условиями и нормами,установленными настоящим Федеральным законом, и которая предоставляетсягражданам в целях компенсации им заработка (дохода), утраченного в связи спрекращением государственной службы при достижении установленной закономвыслуги при выходе на трудовую пенсию по старости (инвалидности); либо в целяхкомпенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы,в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступленияинвалидности или потери кормильца, при достижении установленного закономвозраста; либо нетрудоспособным гражданам в целях предоставления им средств ксуществованию.
Трудовая пенсия по старостии трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:
1) базовой части;
2) страховой части;
3) накопительной части.
3. Трудовая пенсия по случаюпотери кормильца состоит из следующих частей:
1) базовой части;
2) страховой части.[2]
Финансирование выплатыбазовой части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм единого социальногоналога (взноса), зачисляемых в федеральный бюджет, а финансирование выплатыстраховой и накопительной частей трудовой пенсии — за счет средств бюджетаПенсионного фонда Российской Федерации. При этом финансирование выплатынакопительной части трудовой пенсии осуществляется за счет сумм пенсионныхнакоплений, учтенных в специальной части индивидуального лицевого счетазастрахованного лица.
Размер страховой частитрудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК / Т,
где
СЧ — страховая частьтрудовой пенсии по старости;
ПК — сумма расчетногопенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, скоторого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии постарости.[1]
Право на пенсию всоответствии с Федеральным законом имеют:
-граждане РоссийскойФедерации при соблюдении условий, предусмотренных Федеральным законом дляразличных видов пенсий по государственному пенсионному обеспечению;
-иностранные граждане и лицабез гражданства, постоянно проживающие на территории Российской Федерации, — натех же основаниях, что и граждане Российской Федерации, если иное непредусмотрено настоящим Федеральным законом или международными договорамиРоссийской Федерации.
Гражданам, имеющимодновременно право на различные пенсии в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации, устанавливается одна пенсия по их выбору, если иное непредусмотрено федеральным законом.
Право на одновременноеполучение двух пенсий предоставляется:
1) гражданам, ставшиминвалидами вследствие военной травмы. Им могут устанавливаться пенсия поинвалидности и трудовая пенсия по старости;
2) участникам ВеликойОтечественной войны. Им могут устанавливаться пенсия по инвалидности и трудоваяпенсия по старости;
3) родителям военнослужащих,проходивших военную службу по призыву, погибших (умерших) в период прохождениявоенной службы или умерших вследствие военной травмы после увольнения с военнойслужбы (за исключением случаев, когда смерть военнослужащих наступила врезультате их противоправных действий).
4) вдовам военнослужащих,погибших в войну с Финляндией, Великую Отечественную войну, войну с Японией, невступившим в новый брак. Им могут устанавливаться пенсия по случаю потерикормильца и трудовая пенсия по старости (инвалидности)
1. Право на пенсию погосударственному пенсионному обеспечению имеют:
1) федеральныегосударственные служащие;
2) военнослужащие;
3) участники ВеликойОтечественной войны;
4) граждане, пострадавшие врезультате радиационных или техногенных катастроф;
5) нетрудоспособныеграждане.
В соответствии сФедеральным законом назначаются следующие виды пенсий по государственномупенсионному обеспечению: пенсия за выслугу лет; пенсия по старости; пенсия поинвалидности; социальная пенсия.[3]
Федеральные государственныеслужащие при наличии стажа государственной службы не менее 15 лет имеют правона пенсию за выслугу лет. Федеральным государственным служащим назначаетсяпенсия за выслугу лет при наличии стажа государственной службы не менее 15 летв размере 45 процентов среднемесячного заработка федерального государственногослужащего за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости(инвалидности), За каждый полный год стажа государственной службы сверх 15 летпенсия за выслугу лет увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка.При этом общая сумма пенсии за выслугу лет и указанных частей пенсии постарости (инвалидности) не может превышать 75 процентов среднемесячногозаработка федерального государственного служащего.[3]
Пенсия за выслугу лет,пенсия по инвалидности военнослужащим (за исключением граждан, проходившихвоенную службу по призыву в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин) ипенсия по случаю потери кормильца членам их семей назначаются в порядке,предусмотренном Законом Российской Федерации «О пенсионном обеспечениилиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел,Государственной противопожарной службе, учреждениях и органахуголовно-исполнительной системы, и их семей».
Право на пенсию всоответствии с настоящим Федеральным законом имеют участники ВеликойОтечественной войны — инвалиды, имеющие ограничение способности к трудовойдеятельности III, II и I степени, независимо от причины инвалидности.
Пенсия по инвалидностиучастникам Великой Отечественной войны назначается в следующем размере:
инвалидам, имеющимограничение способности к трудовой деятельности III степени, — 250 процентовразмера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральнымзаконом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан,достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины); инвалидам,имеющим ограничение способности к трудовой деятельности II степени, — 200процентов, а инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельностиI степени, — 150 процентов.
Право на пенсию всоответствии с Федеральным законом имеют:
граждане, получившие илиперенесшие лучевую болезнь и другие заболевания, связанные с радиационнымвоздействием вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС или работами поликвидации последствий указанной катастрофы — 250 процентов базовой частитрудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральным законом «Отрудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан, достигших возраста60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины.[2]
Право на социальную пенсию всоответствии с Федеральным законом имеют постоянно проживающие в РоссийскойФедерации:
инвалиды, имеющиеограничение способности к трудовой деятельности III, II и I степени, в том числеинвалиды с детства, не имеющие права на трудовую пенсию, предусмотреннуюФедеральным законом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», либона пенсию по инвалидности в соответствии со статьями 8 — 10 настоящегоФедерального закона;
дети-инвалиды;
дети в возрасте до 18 лет,потерявшие одного или обоих родителей, и дети умершей одинокой матери, неимеющие права на пенсию по случаю потери кормильца, предусмотренную Федеральнымзаконом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», или на пенсию послучаю потери кормильца в соответствии со статьями 8 и 10 настоящегоФедерального закона;
граждане, достигшие возраста65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины), не имеющие права на трудовуюпенсию, предусмотренную Федеральным законом «О трудовых пенсиях вРоссийской Федерации», или на пенсию по государственному пенсионномуобеспечению в соответствии со статьями 7 — 10 настоящего Федерального закона.
Социальная пенсиянетрудоспособным гражданам назначается в следующем размере:
-инвалидам с детства,имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III и II степени,инвалидам, имеющим ограничение способности к трудовой деятельности III степени,детям-инвалидам, детям в возрасте до 18 лет, потерявшим обоих родителей, идетям умершей одинокой матери — 100 процентов размера базовой части трудовойпенсии по инвалидности, предусмотренной подпунктом 1 пункта 1 статьи 15Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»;
-инвалидам, имеющимограничение способности к трудовой деятельности I степени, — 85 процентовразмера базовой части трудовой пенсии по старости, предусмотренной Федеральнымзаконом «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» для граждан,достигших возраста 60 и 55 лет (соответственно мужчины и женщины), но не менее400 рублей в месяц.[2]
2.Основные направления деятельности Пензенского отделения пенсионного фонда РФ
2.1Основные вопросы и показатели деятельности Пенсионного фонда РФ
Основнойзадачей Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской областиявляется своевременное назначение, перерасчет, выплата пенсий и ЕДВ носитстабильный характер, производится своевременно и в полном объеме.
По состояниюна 1.01.2005 г. В Пензенской области на учете состоит 423467 получателей пенсий(на 1.01.2002 г. Было 425171).[18]
Анализдинамики численности пенсионеров и среднего размера пенсии за 2000-2005 гг.показывает, что численность пенсионеров имеет тенденцию снижаться, только за2004 год снижение составило 1704 человека.
Среднийразмер пенсий по состоянию на 1.01.2005 г. Составил в области 1898, 42 руб.,т.е увеличился за год на 236, 61 руб., т.е. на 14,2 % при уровне инфляции11,7%.[18]
Прожиточныйминимум пенсионера в 4 квартале 2004 г. Составил 1638 руб., т.о., среднийразмер пенсий превысил величину прожиточного минимума на 260, 92 руб.
Отделениеобеспечивает финансирование выплаты досрочных пенсий безработным гражданам засчет средств федерального бюджета. По состоянию на 1.01.2005г. численностьданной категории получателей пенсий по области составила 1718 человек, среднийразмер пенсий – 1841, 94 руб.[18]
Кроме тогоотделение осуществляет финансирование доплат(дополнительного материальногообеспечения) членам воздушных экипажей летных судов гражданской авиации,работникам ядерного оружейного комплекса РФ, государственным служащим, а такжепенсионерам. Получающим ДМО за особые заслуги.
С учетомтого, что с 1 марта 2005 г. Произошло увеличение базовой части пенсий до 900руб., средний размер пенсий увеличился на 290, 48 руб и составил в области2189, 4 руб.
Наряду с положительнойтенденцией по среднему размеру пенсий, следует отметить, что по состоянию на1.01.2004 г. 142784 получателя (33,7% от общей численности пенсионеров) имеютразмер пенсии ниже прожиточного минимума, т.е. ниже 1638 руб.
В 2004 г.Всего назначено 29545 пенсий, из них 28040 трудовых пенсий и 1505государственных пенсий. Произведено 83073 перерасчетов.[18]
В целяхповышения качества обслуживания населения, равномерного распределенияобязанностей специалистов по приему и обработке документов, повышения производительноститруда и более эффективного использования рабочего времени в 28 районныхуправлениях ПФР созданы клиентские службы.
Особоевнимание в 2004 г. Отделением уделялось вопросам своевременности и правильностиназначения пенсий. Итогом поведенной работы стало достижение стабильныхрезультатов по своевременному назначению пенсий.
Одним изважных направлений деятельности органов пенсионного фонда является оценкапенсионных прав застрахованных лиц по состоянию на 1.01.2002 г., т.е.определение страхового стажа, расчетного пенсионного капитала и соответственноправа на пенсию, в том числе на льготных основаниях.
По вопросамдоставки пенсий и ежемесячных денежных выплат органы Пенсионного фондавзаимодействуют с органами Федеральной почтовой связи и кредитнымиорганизациями в соответствии с заключенными договорами. Из общего количестваполучателей пенсий и ЕДВ 76% получателям доставка осуществляется организациямипочтовой связи, 24% получателей обслуживаются кредитными организациями.
Плановыепоказатели бюджета Пензенского отделения ПФР по доходам 2004 г. исполнены:
— постраховым взносам на страховую часть трудовой пенсии-85,9%
— постраховым взносам на накопительную часть-89,0%
-пофиксированному платежу-139,1%
— попогашению задолженности, образовавшейся на 1.01.01г.-153,4%[18]
В целяхповышения доходной части бюджета ПФР, защиты прав застрахованных лиц ипредотвращения негативных последствий, связанных с неуплатой страховых взносовна обязательное пенсионное страхование отделением в 2004 г. Проводиласьследующая работа:
1. широкаяразъяснительная работа о сути пенсионной реформы, о прямой зависимости размерапенсии от уплаченных страховых взносах, о правах застрахованных лиц, опредоставлении достоверных сведений персонифицированного учета в системе обязательногопенсионного страхования и т.д.
— в печатныхсредствах массовой информации;
-на радио ителевидении;
— проведеныкруглые столы, пресс-конференции и прямые линии;
-прочитанылекции и проведены семинары.
2.2Взаимодействие Пензенского отделения пенсионного фонда с Правительством областии органами социальной защиты населения в реализации социальных программ
Начиная с 2000г. Отделение активно сотрудничает с Правительством Пензенской области, сорганами социальной защиты населения области, администрациями городов и районовпо вопросам реализации социальных программ.
Итогом такогосотрудничества является то, что в 2004 г. В области успешно реализованы пятьнаправлений оказания материальной поддержки пенсионерам и инвалидам:
-адреснаясоциальная помощь малоимущим пенсионерам;
— газификациидомовладений пенсионеров;
-финансированиерасходов, связанных с укреплением материально-технической базы учрежденийсоциального обслуживания населения;
Средства ПФРиспользуются в социальных программах области.
Программамедицинского страхования неработающих пенсионеров занимает наиболее значимоеместо, как по объему средств, так и по количеству получателей этого видасоциальной помощи.
МеждуПравительством области и Пенсионы фондом РФ заключены соглашения о порядкефинансирования расходов, связанных с оказанием адресной помощи неработающимпенсионерам путем осуществления дополнительных платежей на обязательноемедицинское страхование неработающих пенсионеров по старости.
Если на 2003г. Пенсионный фонд выделил дополнительно на медицинское страхованиенеработающих пенсионеров области средства из расчета 525 руб. в год на 1пенсионера, то на 2004 г. – из расчета 580 руб. В итоге, платеж на 1неработающего пенсионера в год увеличен с 257,9 руб. в 2003 г. до 702,6 руб.-в2004 г. Из средств областного бюджета, что больше, чем планировалось всоглашении (699,92).[18]
В результатесотрудничества в 2003-2004 г. Область увеличила объемы финансирования на ОМСнеработающего населения с 257,9 до 702,6., кроме того были получены дополнительныесредства Пенсионного фонда РФ в сумме 211,3 млн.руб., в 2003 г.-39,3 млн.руб, в2004 г.-172,0 млн.руб. Полученные средства направлены на оказание медицинскойпомощи более 300,0 тыс. неработающим пенсионерам по старости.[18]
На основаниипостановления Правления ПФР от 14.10.2002 г.№118 с октября 2002 г. Пензенскаяобласть была включена в совместную с ПФР Программу адресной лекарственнойпомощи.
В целяхреализации этой программы между Правительством Пензенской области и Пенсионнымфондом РФ заключено соглашение о сотрудничестве. В соответствии с даннымсоглашением Пенсионный фонд РФ осуществляет софинансирование денежных средствна льготное лекарственное обеспечение пенсионеров и инвалидов в размере 30% отфактического бюджетного финансирования.
Быларазработана и утверждена Законом Пензенской области программа «Адреснаялекарственная помощь гражданам Пензенской области, имеющим право на льготноеобеспечение лекарственными средствами и изделиями медицинского назначения напериод 2003-2005 гг.»[18]
Финансированиепрограммы производилось с использованием механизма страхования, аптечные илечебно-профилактические учреждения снабжены программно-вычислительнымисредствами, велся персонифицированный учет средств, направленных на оказаниеданного вида адресной помощи, усилен контроль за их целевым использованием.
Программавнедрена в 5 городах и 27 районах области.
Всего за2002-2004 гг.88,2 тыс.пенсионеров получили лекарственную помощь за счет средствПФР на сумму 27,3 млн.руб.[18]
На протяжениипоследних лет средства Пенсионного фонда направлялись на оказание адреснойсоциальной помощи малоимущим пенсионерам и инвалидам: на приобретение средствиндивидуальной реабилитации и предметов первой необходимости, на оказаниематериальной помощи пенсионеру в связи с кризисной ситуацией, на подпискугазеты «Достоинство», празднование годовщины Победы в ВОВ, Дня пожилогочеловека, Дня инвалида и прочие расходы.
За период2000-2004 гг.около 39,7 тыс. нуждающихся пенсионеров и инвалидов получилиадресную материальную помощь из ПФР всего на сумму 18 млн.руб.[18]
Начиная с2000 г. Область принимает участие в улучшении условий проживания гражданпожилого возраста и инвалидов в учреждениях социальной защиты населения, вкоторых насчитывается 3500 человек.
Благодаряданной программе в 26 учреждениях социальной защиты населения области выполненыремонтно-восстановительные работы.
2.3 Контрольныефункции отделения Пенсионного фонда РФ
ОтделениемПФР постоянно ведется работа по контролю за деятельностью районных управленийПФР. В отделении создана комиссия по рассмотрению результатов ревизийфинансово-хозяйственной деятельности управлений, проводимыхконтрольно-ревизионным отделом отделения. По результатам каждой ревизиииздаются приказы и информационные письма, которые в обязательном порядкедоводятся до управлений. Кроме того, основные виды ошибок и замечанийосвещаются на семинарах и совещаниях, проводимых областным центром. Повыявленным нарушениям управления представляют планы мероприятий и информацию поустранению отмеченных в актах ревизий недостатков.
В 2004г. КРОс отделом кадров, юридическим отделом проведено 12 комплексных ревизийфинансово-хозяйственной деятельности по всем направлениям, в том числе повопросам соблюдения норм трудового законодательства и о ходе реализациипенсионной реформы. Ревизии проводились в соответствии с планом работы отделана 2004 г. На основании приказов и программ, утвержденным управляющим Отделенияс момента образования управлений ПФР. В области создано и функционирует 33управления, как самостоятельные юридические лица со штатной численностью от 14до 70 единиц. В текущем году обревизованы все подведомственные учреждения.
В ходекомплексных ревизий проводились проверки целевого использования средств,выделенных по распоряжениям Правления ПФР от 22.04.2003 г. №53-р на оказаниеадресной материальной помощи малоимущим пенсионерам, инвалидам и участникамВОВ, на организацию бесплатной подписки газеты «Достоинство» средималообеспеченных пенсионеров и дню пожилого человека на сумму 589,0 тыс. Проверкипроведены во всех ревизуемых управлениях, фактов нецелевого использованиясредств ПФР не установлено.[18]
В ходекомплексных ревизий проведено 24 проверки в обособленных структурныхподразделениях почтамтах УФПС Пензенской области-филиала ФГУП «Почта России» икредитных учреждениях, осуществлявших выплату пенсий. Установлены нарушения по12 проверкам на сумму 12795,0 тыс.руб.Начислены пени за нарушение договорныхобязательств, предприятиям, осуществлявших выплату пенсий, в сумме 36,2тыс.руб. В одном учреждении выявлено завышение фактических расходов повыплаченным суммам пенсий в реестрах отчетах на 1,5 тыс.руб.[18]
Проведено 12проверок в почтовых учреждениях по вопросам правильности выплаты пенсий подоверенностям, своевременности прекращения выплаты пенсий в случае смертипенсионеров, а также правильности оформления ведомостей на выплату пенсий.
В 2004 г.Проведено 64 проверки целевого использования средств ПФР, выделяемых порешениям государственных органов власти на финансирование социальных программпрестарелых и малоимущих граждан, 4 из которых в ходе комплексных ревизиях.
Во исполнениепостановлений Правительства РФ от 06.03.2003 г.№222 проведено 6 проверокреализации программы адресной лекарственной помощи в лечебных и аптечныхучреждениях пенсионерам, имевшим право на обеспечение лекарственными средствамии изделиями медицинского назначения, отпускаемым по рецептам врачей бесплатноили со скидкой 50% с возмещением ПФР 30% затрат консолидированного бюджетаобласти на эти цели.[18]
Во исполнениепостановления Правительства РФ от 06.03.2003 г. №145, в качестве последующегоконтроля проведено 36 проверок целевого использования средств, выделенных нагазификацию 38 домовладений малоимущих пенсионеров.
Проведено 26встречных проверок сведений о стаже и заработке застрахованных лиц впредприятиях и организациях, из которых в ходе комплексных ревизий 20,замечания выявлены в 20. [18]
Заключение
В заключенииданной курсовой работы можно сделать следующие основные выводы:
- основныморганом, организующим пенсионное обеспечение на территории субъекта РоссийскойФедерации, а именно в Пензенской области является Пензенское отделениеПенсионного фонда Российской Федерации. В соответствии с положением оПензенском отделении ПФР, оно выполняет ряд функций, среди которых можновыделить: целевой сбор и аккумуляцию страховых взносов, а также финансированиерасходов; организацию работы по взысканию с работодателей и граждан, виновных впричинении вреда здоровью работников и других граждан, сумм государственных пенсийпо инвалидности вследствие трудового увечья, профессионального заболевания илипо случаю потери кормильца; капитализацию средств отделения ПФР, а такжепривлечение в него добровольных взносов физических и юридических лиц; контрольс участием налоговых органов за своевременным и полным поступлением в отделенияПФР страховых взносов, а также контроль за правильным и рациональнымрасходованием его средств; организацию и ведение индивидуального(персонифицированного) учета застрахованных лиц; принимает участие вфинансировании программ социальной защиты пожилых и нетрудоспособных граждан идр.;
— с целью совершенствованияработы территориальных органов Пенсионного фонда Российской Федерации пореализации пенсионных прав граждан создана Комиссия территориального органа ПФРпо рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан (далее — Комиссия),возникающих при осуществлении правоприменительной деятельности территориальныхорганов ПФР на территории субъекта Российской Федерации;
— Пензенское отделение пенсионногофонда России во взаимодействии с Правительством области и органами социальнойзащиты населения участвует в реализации социальных программ на территорииПензенской области;
— а также отделение ПФРосуществляет контрольные функции, контролируя деятельность организаций иучреждений, участвующих в организации пенсионного обеспечения граждан.
Списокиспользованных источников литературы
1. Федеральныйзакон «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» от15.12.2001г. №167-ФЗ//Справочная правовая система Гарант.
2. Федеральныйзакон «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» от 17.12.2001г. №173-ФЗ//Справочнаяправовая система Гарант.
3. Федеральныйзакон «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации» от15.12.2001г. №166-ФЗ//Справочная правовая система Гарант.
4. Федеральныйзакон «О негосударственных пенсионных фондах» от 07.05.1998г.№75-ФЗ//Справочная правовая система Гарант.
5. ПостановлениеПравительства «О передаче полномочий по назначению и выплате государственныхпенсий отделению пенсионного фонда Российской Федерации по Пензенской области»от 16.01.2001г. №17-пП
//Справочная правоваясистема Гарант.
6. ПостановлениеПравительства Российской Федерации «О порядке и условиях проведенияреструктуризации задолженности по страховым взносам в государственныесоциальные внебюджетные фонды, начисленным пеням и штрафам, имеющимся уорганизаций по состоянию на 1 января 2001 г.» от 01.10.2001 г. №699//Справочная правовая система Гарант.
7. Постановление«Об утверждении положения о пенсионном фонде Российской Федерации» от27.12.1991.г. № 2122-1//Справочная правовая система Гарант.
8. ПостановлениеПравления пенсионного фонда Российской Федерации «Об утверждении положения окомиссии территориального органа ПФР по рассмотрению вопросов реализациипенсионных прав граждан» от 4.10.2004г. №146п//Справочная правовая системаГарант.
9. ПостановленияПравления ПФР «Об организации доставки пенсий территориальным органомПенсионного фонда Российской Федерации» от 30.03.2004 N 44п//Справочнаяправовая система Гарант.
10. Афанасьев С.А., ЛюблинЮ.З. Прогноз в области пенсионного обеспечения до 2005 г.: требуется переделдоходов в пользу пенсионеров.// Пенсия, 2001г, N2.
11. Баскаков В.Н., БаскаковаМ.Е. О пенсиях для мужчин и женщин: социальные аспекты пенсионной реформы. М.:Московский философский фонд. 2000.
12. Бродский Г.М. Право иэкономика пенсионного обеспечения. СПБ., БИ 2002.
13. Колесник А.П. Вопросыразвития пенсионной системы России. // Пенсия, 2003, N3.
14. Лолев Д., Овсиенко Ю.Российская пенсионная система и пути ее реформирования. //Вопросы экономики,2004, №1.
15. Люблин Ю.З., Роик В.Д.Российская пенсионная реформа: проблемы, противоречия, перспективы. Человек итруд, 2000, N 12.
16. Михальчук В. Негосударственныепенсионные фонды: риски и формирование пассивов. //Финансы, 2001 №3.
17. Якушев Е.Л. Пенсионноеобеспечение в регионах РФ. М., 1999.
18. Информация о деятельностиПензенского отделения пенсионного фонда Российской Федерации на 01.01.2004г.//Материалы предоставлены Пензенским отделением пенсионного фонда РоссийскойФедерации.