Реферат по предмету "Государство и право"


Обзор источников римского права

Оглавление:
Введение……………………………………………………………….........3
Основная часть:
1.        Обзор источниковримского права……………………………...4
2.        КодификацияЮстиниана………………………………………..9
3.        Иныепамятники………………………………………………...12
Заключение………………………………………………………………..14
Список использованной литературы……………………………….........15

Введение
 
Актуальность темы исследования
Навсем протяжении истории общества мы не встречаем другой системы частного права,достигшей такой детализации и столь высокого уровня юридической формы июридической техники, как римское право. Следует в особенности отметить дваправовых института, которые вызвали в Риме подробную регламентацию, имевшуюособое значение для хозяйственного оборота Рима, для закрепления и усиленияэксплуатации рабов и малоимущих свободных, производившейся верхушкойрабовладельческого общества.
Римскоеправо является предельным выражением индивидуализма и наибольшей свободыправового самоопределения имущих слоев свободного населения. К началу н.э. ужедавно исчезли пережитки первобытно-общинного строя, проявления семейнойобщности имущества. В центре частного права стоит единоличный субъектсобственности, самостоятельно выступающий в обороте и единолично несущийответственность за свои действия. Индивидуализм в римском частном праве — этоиндивидуализм домохозяина, рабовладельца, ведущего хозяйство и сталкивающегосяна рынке с другими такими же хозяевами.
Целии задачи работы. Цельданной работы состоит в рассмотрении источников римского права.
         Для достижения поставленной цели вработе решаются следующие частные задачи:
1.        сделать обзористочников римского права;
2.        рассмотретькодификацию Юстиниана;
3.        рассмотреть иныепамятники.
         Объект исследования – источники римского права.
Предметомисследования являются общественные отношения, связанные с рассмотрением источников римского права.

Основнаячасть
 
1. Обзористочников римского права
 
ИнституцииГая (1. 2) дают такое перечисление отдельных видов источников права: законы(plebiscita), сенатусконсульты, конституции императоров, эдикты магистратов,ответы юристов (responsa prudentium). Этот перечень должен быть дополнен ещеодним источником, а именно обычным правом.
ИнституцииЮстиниана разделяли все право по признаку письменной и устной формы источников[1].
Впоследнюю категорию источников входил древнейший источник права — обычай,осуществлявшийся sine lege certa, sine iure certo, т.е. когда не было ниопределенного закона, ни определенного права. Существовали только обычаи ирелигиозные предписания — non ius, sed mos ac fas.
«Сусилением законодательной деятельности государства обычай (ius non scriptum) взначительной мере потерял свое значение. Но все-таки и в эпоху распространенияримского государства на весь бассейн Средиземного моря обычай не перестал бытьисточником права. Цицерон (Topica, 28, 31) поместил mores рядом с leges, видя вних отдельный вид действующего права»[2].
Сустановлением римского мирового господства в новых условиях правовой жизниобычай стал выполнять новые задачи — именно функцию отмены и преодоления явноустаревших норм цивильного, квиритского права. Такая отмена называласьdesuetudo, и в ней обычай осуществлял задачи расчистки места для новых норм и вэтом смысле имел большое значение для обновления права. Так, например, этимпутем после Пунических войн стали выходить из применения формальные сделки иобряды квиритского права.
Нарядус прежним обычаем появляется новый — судебный, и судебная практика.
Понятиезакона в республиканском Риме. В Древнем Риме законом являлось решение комиций- народного собрания (populus) того или иного вида (по куриям, центуриям,трибам). Для полной силы закона требовалось содействие трех органов римскогогосударства. Такими являлись:
·         народ, собранныймагистратом в комиции, мог принять или отвергнуть проект целиком, но необсуждал его, так что весь процесс прохождения закона сводился к вопросумагистрата, предлагающего закон, и положительного или отрицательного ответа состороны народа («как просишь» — uti rogas или «стою на старомзаконе» — antiquo legem);
·         магистрат,имевший ius cum populo agendi — право созывать народное собрание (консул,диктатор, претор), должен был сначала выработать письменный проект закона (rogatiolegis), испрошение закона;
·         закон,предложенный магистратом и принятый народом, нуждался в ратификации илиодобрении со стороны сената (auctoritas patrum). Принятые таким образом законыносили название leges rogatae. Испрошенным законам противополагались к концуреспублики законы, устанавливавшиеся по делегации законодателя полководцами взавоеванных провинциях (leges datae)[3].
Третийисточник римского права, который перешел от республиканского Рима, — эдиктымагистратов (претора, курульного эдила, правителя провинции).
Привступлении в должность магистрат издавал эдикт, в котором объявлял программусвоей деятельности, обязательную для него на время его службы. Особенно большоезначение получили эдикты преторов (содержавшие указания, при какихобстоятельствах будет даваться судебная защита).
Эдиктыпреторов послужили источником образования особой системы преторского (или гонорарного,от honores, почетные должности) права.
«Вначале принципата превратились в законодательные акты постановления сената(редкие при республике). С 1 до середины 3 вв. н.э. сенатусконсульты являлисьосновной формой законодательства, хотя и прикрываемой старой формулой, чтосенат только полагает, советует и рекомендует (censet, videtur, placet). Всенатусконсультах нередко давались лишь общие принципиальные положения, а затемпредоставлялось преторам указать в эдикте средства их практического осуществления,так что некоторые сенатусконсульты можно назвать неоформленными законами.Сенатские законы назывались так же, как и законы в юридическом обиходе, поимени или прозванию тех лиц, кто их предложил (исключение S. C. Macedonianum — см. п. 466). Сенат не имел законодательной инициативы. Его постановления чащевсего являлись лишь оформлением предложений императора, которые тот в силусвоей власти мог вносить в сенат письменно или устно, так называемая oratioprincipis in senatu habita — речь императора, произнесенная в сенате»[4].
Римскаяюриспруденция ведет свое начало от практической деятельности юристовреспубликанского периода. Развивавшаяся экономика и усложнение форм оборотапредъявляли новые разнообразные запросы, требовавшие точной формулировки праврабовладельцев. Рядом с этим противоречия интересов крупных землевладельцев ибогачей-ростовщиков на почве различия применявшихся теми и другими методовэксплуатации крестьян и других малоимущих слоев населения, в частности — провинциалов, в свою очередь, делало необходимой помощь юристов в целяхнаилучшего урегулирования возникавших вопросов.
Юристы,являвшиеся представителями класса рабовладельцев, с успехом разрешали ставившиесяим жизнью задачи: закрепление прав собственника, выработку форм договоров ит.п.
Вреспубликанский период их деятельность имела практический характер и выражаласьв редактировании формальных актов (cavere), в руководстве ведением судебных дел(agere), в даче советов (respondere). По дошедшим до нас отрывкам сочиненийреспубликанских юристов и ссылкам на них позднейших юристов следует признать,что уже тогда юридическая техника достигла довольно высокого уровня.
Деятельностьстарых республиканских юристов выражалась, прежде всего, в толковании права.
«Ita in civitale nostra aut iure, id est lege, constituitur, aut estproprium ius civile, quod sine scripto in sola prudentium interpretationeconsistit (D. 1. 2. 2.12. Pomponius»).
(«Таки в нашем государстве (правосудие) строится или на основании права, т.е.писаного закона, или действует собственное цивильное право, котороеустанавливается без записи, одним толкованием знатоков права.»)[5].
Всоответствии с практическим характером деятельности старых республиканскихюристов их литературная деятельность выражалась в комментариях к законам 12таблиц (таков комментарий Элия Пета Ката, 2 в. до н.э., в трех частях:объяснения текста, толкования юристов и исковые формулы). Более поздниепроизведения дают обобщение практики, ряд юридических правил — regulae (МаркПорций Катон — отец и сын, 2 до н.э.). Наконец, появились систематическиекомментарии по отдельным системам цивильного и преторского права. Кв. М.Сцевола (1 в. до н.э.) был составителем первого подробного изложения цивильногоправа в 18 книгах. Сервий Сульпиций Руф (2 в. до н.э.) дал первый комментарийпреторского эдикта. Его ученик Алфен Вар комментировал обе системы (цивильногои преторского) права в 40 книгах дигест.
Издругих республиканских юристов нужно назвать Марка Манилия, Марка Юния Брута иПублия Муция Сцеволу (2 в. до н.э.), о которых позднейшие юристы говорили, чтоони «основали цивильное право» (D. 1. 2. 2. 39). Выдающимся юристомбыл также Цицерон (1 в. до н.э.).
Особогорасцвета римская юриспруденция достигла в период принципата (1 — 3 вв. н.э.),признаваемый за классический. В именно эту эпоху право частной собственности,частное право, достигло своего высшего развития. Это обусловливало широкоеразвитие деятельности юристов.
Задачи,стоявшие перед юристами классической эпохи, отличались большой сложностью.Классовые противоречия все больше углублялись и обострялись, восстания рабовприняли такие формы и размеры, что весь рабовладельческий строй оказывался вопасности, и требовались чрезвычайные меры для обеспечения господства верхушкирабовладельческого класса. Беспрерывно росли и противоречия между различнымигруппировками свободного населения. С другой стороны, рост государственнойтерритории, расширение торгового оборота, развитие и усложнение всеххозяйственных отношений вызывали необходимость соответствующих измененийправовой надстройки. Необходимо было проявить гибкость и разрешать вновьвозникающие вопросы в интересах господствующего класса, в первую очередь — вцелях закрепления неограниченного права собственности рабовладельцев на рабов иправа собственности на землю[6].
Вэпоху принципата издавались конституции в четырех основных формах: а) эдикты — общие распоряжения (по названию продолжавшие практику республиканскихмагистратов, но существенно отличавшиеся от эдиктов магистратов, посколькуимператорские эдикты содержали не программу деятельности, а постановления,обязательные для всех должностных лиц и населения); б) декреты — решения посудебным делам; в) рескрипты — ответы на поступавшие к императорам вопросы; г)мандаты — инструкции чиновникам по административным и судебным вопросам.

2.        КодификацияЮстиниана
 
Устремленияюстиниановского периода (первая половина 6 в.) были направлены на осуществлениеграндиозной и непосильной задачи восстановления единства Римской империи. Кэтой цели сводилась политика и в области законодательства.
Руководствокодификационными работами было возложено на magister officiorum и quaestorsacri palatii Трибониана. Юстиниан назначил 13 февраля 528 г. комиссию из десяти членов, с участием Трибониана и константинопольского преподавателя праваТеофила; этой комиссии было поручено составить в первую очередь сводконституций. Три прежних собрания облегчили работу комиссии, и 7 апреля 529 г. собрание конституций было опубликовано как Codex Iustinianus и вместе с тем было запрещенопользоваться старыми собраниями.
Покашли работы по кодификации конституций, целый ряд спорных вопросов, разделявшихстарых юристов и вызвавших закон о цитировании, был решен в 529 г. путем отдельных (до 50) императорских конституций (quinquaginta decisiones). Было еще изданосвыше 200 законов для преобразования старого права, причем некоторые институтыбыли совсем устранены, другие реформированы[7].
Кодификацияюридической литературы была возложена 15 декабря 530 г. на комиссию из семнадцати членов под председательством Трибониана с участием Теофила иберитского профессора Дорофея.
Дляускорения работы комиссии она разделилась на три подкомиссии, собиравшие:первая — произведения по цивильному праву (так называемая Сабиновская массасочинений), вторая — по преторскому праву (так называемая эдиктальная масса),третья — произведения Папиниана (так называемая Папиниановская масса) и кое-гдесюда присоединилась группа приложений (так называемый Appendix). Выборки,произведенные в секциях, сводились воедино на общих собраниях комиссии иразмещались в книгах под соответствующими титулами. Все собрание получилонаименование Digesta, завещанное классической литературой (т.е. собраниеюридических материалов).
ИнституцииЮстиниана, по существу, составлены по старым институциям. Прототипом были почтицеликом использованные Институции Гая, а сам автор, живший в конце 2 в.,называется в 6 в. «нашим Гаем». В конце институций прибавлен титул,относящийся к iudicia publica. Однако институции были подновлены и содержалиссылки на современные законы. Таким образом, система этих институцийраспадалась на введение, часть первую — «лица», вторую — «вещи», и последнюю — права на вещи, наследственное иобязательственное право. Третья книга посвящена искам, система которыхзахватывала и четвертую книгу до 17-го отдела. Конец четвертой книги посвященпубличному праву.
Постилю изложения первой части институций (1 и 2 книги) усматривают авторствопрофессора беритской школы Дорофея, а второй (3 и 4 книги) — Теофила, обоихучастников редакционной комиссии Юстиниана. Перу Теофила принадлежит ещекраткое изложение институций, называемое по-гречески парафразой. Способ цитирования- буква 1(институции), цифры обозначают книгу и титул и дальнейшиеподразделения 1. 2. 20. pr.(principium — начало)[8].
Конституции,изданные после второй редакции Кодекса, составили фактически четвертую частьсобрания — Novellae (leges) — Новеллы, хотя официально они не были объединены.Это конституции Юстиниана, изданные между 535 — 565 гг. и образовавшие обширноедополнение. Они относятся большей частью к государственному управлению ицерковному строю, но некоторые содержат и гражданско-правовые определения изобласти семейного и наследственного права. Они свидетельствуют о проникновенииначал провинциального (восточного) права в римское. Из 168 новелл современногоиздания большинство издано на греческом языке. Собирались и издавались они вразном объеме при преемниках Юстиниана.
Всеиздание, несмотря на разновременное происхождение отдельных частей,рассматривалось как единое законодательное произведение. Это чрезвычайно важнодля правильного толкования права этой эпохи. Для научного толкования текстов(особенно в Дигестах) применяется «двойное толкование». Текст юристапринимается сначала как часть единой кодификации. Но для понимания того смысла,который вкладывал отдельный юрист в свои слова, необходимо тщательно очиститьего от компиляторских ретушевок и исправлений и затем восстановить смысл,который отрывок имел в обстановке времени своего написания. Это уже чистоисследовательская и научная задача.
Появившеесяк 534 г. окончательное собрание является основным источником для изученияримского права. В 12 в. оно получило сохраняющееся доныне название Corpus iuriscivilis — Свод гражданского права. Состоит оно из четырех основных частей:
·  Institutiones — в четырех книгах;
·  Digesta (Pandectae) в составе 7 частейи 50 книг, 432 титулов и 9123 отдельных фрагментов;
·  Codex — в 12 книгах, представлявшийсвод важнейших императорских указов (constitutiones) от Адриана до Юстиниана;
·  Novellae (leges) — 168 новелл (новыхзаконов), изданных Юстинианом после второй редакции Кодекса[9].
Древнейшимирукописями Corpus iuris civilis являются: а) Институций — Туринская (9 в.); б)Дигест — Флорентийская (6 — 7 вв.) и «Vulgata» (11 в.); в) Кодекса — Веронская (18 в.).

3.        Иныепамятники
 
Неюридическими источниками для понимания римскогоправа и восполнения наших знаний являются дошедшие произведения и памятникиримской и эллинистической литературы всех видов. Они позволяют судить осостоянии права в разные эпохи вообще, среди других явлений общественной жизни,о их взаимном влиянии и делать заключения, важные для состояния права.
Сюдаотносятся, прежде всего, произведения римских историков (Тит Ливий — конец 1 в.до н.э., начало 1 в. н.э.; Тацит — I — II вв. н.э.); представителей среднейанналистики (Светоний — 1 — 2 вв. н.э.; Авл Геллий — 2-я половина 2 в. н.э.;Аммиан Марцеллин — конец 3 в. н.э.); римских грамматиков (Варрон, Фест, ВалерийПроб — середина II в. н.э.), а также произведения римских землемеров (Фронтин,Хигин, Сикул, Флакк и др.), уточняющие сведения по земельному праву Рима.
Средилатинских литераторов важны писатели 3 и 2 вв. до н.э. Плавт и Теренций,передающие в своих комедиях бытовую обстановку римской жизни с многочисленнымиссылками общего характера на состояние права. Наравне с ними богатый материалдают произведения римских ораторов, начиная с Катона, писавшего и о земледелии,и кончая Цицероном, который дал в своих речах живую картину римской судебнойпрактики, а в других произведениях передал философские течения стоического иперипатетического направлений среди деятелей права, а также изложил теориютогдашней риторики[10].
Другойписатель н.э., Сенека (1 в. н.э.), будучи полной противоположностью Цицерона всмысле стиля, не уступал ему в философских и юридических познаниях. Сложившийсястоик, он поддерживал элементы стоической философии в среде современныхдеятелей юриспруденции.
Черезполтора столетия после Цицерона такое же, хотя и менее яркое место занялнаставник и писатель по ораторской теории Квинтилиан (умер в 95 г. н.э.).
В 19в. собран богатый материал надписей, найденных в разных частях Римской империина могилах, камнях, дереве, коже, посуде и особенно в постройках.
Богатейшийлитературный источник для освещения вопросов земельной собственности,земельных, ремесленных и трудовых общин, договорного права, на почве слияниягреческого и римского права, за последние пятьдесят лет — найденные в Египтепапирусы.

Заключение
 
Итак, мы сделали обзористочников римского права, рассмотрели кодификацию Юстиниана, а такжерассмотрели иные памятники.
Извсего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Римскоеправо с точки зрения способа фиксирования и выражения юридических норм в корнеотличается от современных систем частного (гражданского) права большинствагосударств.
Вэтих государствах (кроме англо-американских стран) частноправовые нормыполучают главным образом форму закона и записываются в кодексах или в отдельныхзаконах, т.е. представляют собой систему абстрактных, расположенных в строгомпорядке подчиненных и соподчиненных общих положений.
Наоборот,источники римского права представляют собой главным образом совокупностьрешений конкретных казусов, и в этом большое внешнее сходство римского частногоправа с англо-американским «общим правом» (common law). Если римскийюрист и высказывает общее положение, то он делает это на основе рассмотренияконкретного случая.
Конечно,римские юристы оставили нам и сборники общих правил (всякого рода институции,правила, дигесты), но эти сборники являются лишь дальнейшей обработкой иобобщением выводов конкретных судебных дел.

Списокиспользованной литературы:
 
1.        Дождев Д.В.Римское частное право. Учебник для вузов. М., 2004. С. 784.
2.        Зерцало. Журналюридической библиографии. М., 1997. С. 128.
3.        Иванов А.А.Римское право. М., 2007. С. 416.
4.        Киселева Н.А.Римское право. М., 2007. С. 240.
5.        Кудряшов И.В.Римское право. М., 2006. С. 128.
6.        Новицкий И. Б.Римское право. М., 2007. С. 246.
7.        Новицкий И. Б.,Перетерский И. С. Римское частное право. Учебник. М., 2006. С. 448.
8.        Памятникиримского права. Законы 12 таблиц. Институции Гая. Дигесты Юстиниана. М., 1997.С. 608.
9.        Пиляева В.В.Римское частное право. М., 2002. С. 272.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.