Реферат по предмету "Государство и право"


Независимость судей

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1 Принцип независимостисудей
2 ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИСУДЕЙ
2.1 Классификация гарантий
2.2 Несменяемость инезависимость судей. Подчинение их только закону
2.3 Порядок отбора и наделения судей полномочиями
2.4 Несменяемость судей
2.5 Судейская неприкосновенность (иммунитет)
3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ НЕЗАВИСИМОСТИСУДЕЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
 
Формированиегражданского общества и построение правового демократического государстванастоятельно требуют совершенствования и укрепления сильной, независимой идоступной для населения судебной власти. Поэтому вопросам развития судебнойвласти уделяется большое внимание. Подтверждает данное обстоятельство и тотфакт, что Правительством Российской Федерации принята федеральная целеваяпрограмма «Развитие судебной системы России» на 2007-2011 гг. (в ред.Постановления Правительства РФ от 17.03.2009 г. № 235).[1]
Согласност. 118 Конституции Российской Федерации, принятой всенародным голосованием 12декабря 1993 года, правосудие в Российской Федерации осуществляется толькосудом. В ст. 120-122 Конституции РФ закреплены принципиальные положения,согласно которому, судьи независимы, несменяемы и неприкосновенны, и подчиненытолько Конституции и федеральному закону.
Средиконституционных принципов организации и деятельности судебной власти необходимовыделить важнейший, реализация которого в значительной степени способнаобеспечить эффективность правосудия — исключение постороннего воздействия насудей при осуществлении ими правосудия. Это принцип независимости судей иподчинения их только закону, несомненно, определяющий статус суда в современномправовом государстве.
Принципнезависимости судебной власти является одним из краеугольных камней, которыйлежит в фундаменте любого демократического государства, поскольку именно онобеспечивает существование реальной Конституции и проведение в жизнь идеиверховенства Закона.
Следуетотметить, что высокая социальная ценность принципа независимости судей иподчинения их только закону универсальна и ни в коем случае не ограничиваетсярамками только одного отдельно взятого государственного образования. Егозначение настолько велико, что эта гарантия эффективной защиты прав и свободграждан стала предметом специального обсуждения в Организации ОбъединенныхНаций. 13 декабря 1985 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла специальныйдокумент «Основные принципы независимости судебных органов», который связываетв неразрывное единство и институционально-организационную независимость илисамостоятельность судебных учреждений и отдельных судей по отношению к другимгосударственным и общественным органам, выражающуюся в формированиисамоуправляющейся и обособленной судебной системы или систем, и в запрете инымгосударственным органам осуществлять судебную деятельность либо вмешиваться внее (п.п. 1, 3-5, 7 Основных принципов). Такое положение должно обеспечиватьнезависимость судебной власти и ее носителей в сущностном значении этогопонятия, т.е. беспристрастность и подчинение во время отправления правосудиятолько Закону.
Учитываятребования ст. 10 Конституции Российской Федерации о том, что государственнаявласть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения назаконодательную, исполнительную и судебную, органы которых являются самостоятельными,а также принятый страной курс на построение правового демократическогогосударства, очень важным для законодательных органов РФ стоит вопрос комплексагарантий, направленных на обеспечение реализации конституционного принципанезависимости судей и подчинения их только закону. В этих условиях существенновозрастает значение научных работ в данной области, основанных не только насугубо теоретических исследованиях, но и, прежде всего, опирающихся на обширныйстатистический, эмпирический, социологический материал, анализ практикиприменения новых законодательных актов о суде.
Актуальностьданной темы подтверждает и тот необычный накал дискуссий по ней, не утихающий внаучной, правовой литературе и в федеральных средствах массовой информации.

/>1 Принцип независимости судей
Независимостьсудей — важнейший принцип правосудия. Основные принципы независимости судебныхорганов (приняты седьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности иобращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26 августа — 6 сентября 1985 г.,одобрены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от 29 ноября 1985 г. №40/32 и от13 декабря 1985 г. №40/146)[2]. Поэтому неслучайно он получил отражение в законах о судах (ст. 12 Закона о судоустройствеРСФСР; ст. 6 Закона об арбитражном суде; ст. 5, 13 Закона о КонституционномСуде); Законе о статусе судей (ст. 1, 9, 10). Особо необходимо отметить ст. 120Конституции РФ, в которой выражена суть принципа независимости судей: «Судьинезависимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральномузакону». Корректируя в связи с принятием Конституции РФ Закон о статусе судей,законодатель подчеркнул в ст. 1 п. 4 этого закона: «Судьи независимы иподчиняются только Конституции Российской Федерации и закону. В своейдеятельности по осуществлению правосудия они никому не подотчетны».
Значениеданного принципа правосудия состоит в создании для судей таких условийосуществления их деятельности, при которых они могли бы рассматривать дела ипринимать по ним решения на основе Конституции и других федеральных законов, руководствуясьисключительно своим внутренним убеждением. Такая обстановка может бытьобеспеченной, если суд огражден от какого-либо воздействия, давления на него состороны. Только в этом случае может быть реальной самостоятельность судебнойвласти при осуществлении правосудия, о которой со всей определенностьюупоминает ст. 10 Конституции РФ.
Независимостьсудей является непременным условием отправления правосудия. Независимость — этоисключение любого воздействия на судей со стороны других лиц и организаций прирассмотрении судом конкретных дел. При рассмотрении дел суд не связан мнениемучастников процесса. В каждом случае, принимая решение, суд руководствуетсязаконом, правосознанием, своим внутренним убеждением, основанным нарассмотрении всех обстоятельств дела в совокупности.
Независимостьсудей обеспечивается целым рядом конституционных гарантий (ст. 120—124Конституции Российской Федерации, конкретизированных в нормах законодательствао судоустройстве Российской Федерации). В числе средств обеспечениянезависимости судей Закон о статусе судей указывает:
а)наличие особой процедуры осуществления правосудия;
б)установление под угрозой ответственности запрета на вмешательство кого бы то нибыло в деятельность по осуществлению правосудия;
в)установление порядка приостановления и прекращения полномочий судьи;
г)право судьи на отставку;
д)неприкосновенность судьи;
е)систему органов судейского сообщества;
ж)предоставление судье за счет государства материального и социальногообеспечения, соответствующего его высокому статусу;
з)наличие особой защиты государством не только судьи, но и членов его семьи, атакже имущества.
Кчислу гарантий, кроме перечисленных, следовало бы, отнести специальный порядокназначения судей и их несменяемость (п. «е» ст. 83, п. «ж» ст. 102, ч. 1 ст. 121Конституции РФ; ст. 11 Закона о статусе судей).
Закреплениев законе принципа независимости судей служит осуществлению судами законности,объективному и беспристрастному выполнению задач правосудия.
Какоебы то ни было постороннее воздействие на судей, вмешательство в их деятельностьлюбых государственных органов, органов местного самоуправления и иных органов,организаций, должностных лиц или граждан недопустимо и влечет за собойответственность, установленную административным и уголовным законодательством.
Сужденияо фактических обстоятельствах дела, достоверности доказательств, о правах иобязанностях сторон должны быть убеждениями самих судей, а не суждениями,навязанными им другими лицами извне.
Судьяобязан применять закон и не вправе подчинять свое решение усмотрению глав местнойадминистрации, органов власти, должностных лиц.
Всоответствии с п.4 ст.5 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г. №1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»[3]в Российской Федерации не могут издаваться законы и иные нормативные правовыеакты, отменяющие или умаляющие самостоятельность судов, независимость судей.

2ГАРАНТИИ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ
 
2.1 Классификациягарантий
 
Независимостьсудей обеспечивается гарантиями (ст. 10—11 Закона «О статусе судей вРоссийской Федерации»). Многие авторы придерживаются теории делениягарантий независимости судей на политические, экономические и правовые гарантии(ст. 9-10 Закона РФ о Статусе судей).
С учетомтакого деления можно предложить следующую классификацию гарантий:
I.Политические гарантии. К политическим гарантиям независимости судей относятся теположения, закрепленные в различных законах, которые запрещают судьям бытьпредставителями каких-либо государственных и иных организаций, состоять вполитических партиях, движениях, представлять интересы должностных лиц,государственных образований, территорий, наций, народностей, социальных групп.Решения судей должны быть свободными от соображений практическойцелесообразности и политической склонности.
II.Экономические гарантии. К экономическим гарантиям независимости судей относятся такиеположения законодательства, которые представляют судьям за счет государстваматериальное и социальное обеспечение, соответствующее высокому статусу судей,бесплатное предоставление жилой площади и другие социальные льготы (ст. 19Закона о статусе судей).
III. Правовые(юридические) гарантии:
— предусмотренная законом процедура осуществления правосудия (п. I ст. 9 Закона остатусе судей);
— несменяемость судей (ст. 121 Конституции РФ);
— порядокотбора и наделения судей полномочиями (ст. 13 Закона о судебной системе, ст.ст.3-6 Закона о статусе судей, ст.ст. 80-85 Закона о судоустройстве);
— установленный порядок приостановления и прекращения полномочий судьи (ст.ст.13-14 Закона о статусе судей);
— право судьина отставку (ст. 15 Закона о статусе судей);
— неподотчётность никому судей в своей деятельности по осуществлению правосудия(п. 4 ст. 1 Закона о статусе судей);
— запретвышестоящему суду давать в своих определениях при отмене решения нижестоящегосуда указания о достоверности или недостоверности доказательств, о том, какуюнорму материального права следует применять при новом рассмотрении дела (ч. 2ст. 178 АПК РФ);
— неприкосновенность судей (ст. 122 Конституции РФ, ст. 16 Закона о статусесудей, ст. 87 Закона о судоустройстве, ст. 5 Закона о судебной системе);
— неограниченность срока полномочий судьи (кроме случаев назначения впервые судейрайонных судов, судей военных судов гарнизонов, армий, флотилий, соединенийсроком на 3 года) (ст. 11 Закона о статусе судей);
— установлениесистемы мер государственной защиты жизни, здоровья и имущества судей всех судовобщей юрисдикции и их близких (Федеральный закон «О государственной защитесудей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов»);
— системаорганов судейского сообщества (ст. 17 Закона о статусе судей).
Судья,члены его семьи и их имущество находятся под особой защитой государства. Органывнутренних дел обязаны принимать необходимые меры к обеспечению безопасности судьи,членов его семьи, сохранности принадлежащего им имущества.
Судьяне обязан давать каких-либо объяснений по существу рассмотренных илинаходящихся в производстве дел кому бы то ни было для ознакомления, иначе как вслучаях и в порядке, предусмотренных процессуальным законом.
Средствамассовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результатырассмотрения и разрешения конкретного спора до принятия судом решения.
Независимостьсудей гарантируется неприкосновенностью личности судьи (ст. 16 Закона «Остатусе судей в Российской Федерации» и ст. 16 Закона «О судебнойсистеме Российской Федерации»). Неприкосновенность судьи распространяетсятакже на его жилище и служебное помещение, используемые им транспорт и средствасвязи, его корреспонденцию, принадлежащее ему имущество и документы.
Судьяне может быть привлечен к административной и дисциплинарной ответственности.Судья не может быть привлечен к какой-либо ответственности за выраженное им приосуществлении правосудия мнение и принятое решение, если вступившим в законнуюсилу приговором суда не будет установлена его виновность; в преступномзлоупотреблении. В законе регламентирован служебный порядок привлечения судей куголовной ответственности (п. 3—7 ст. 16 Закона «О статусе судей вРоссийской Федерации»). Гарантии независимости судей относятся и кприсяжным (народным) заседателям.
Многиефакторы, способные ставить судью в зависимое от них положение, не могут бытьпарализованными лишь действием конституционных гарантий. Иначе говоря, однимтолько принципом несменяемости независимость судьи, конечно, не обеспечивается,поскольку у субъектов противоправного влияния на судью в запасе имеются многиесредства. К ним можно отнести продвижение по службе, присвоениеквалификационных классов, государственных наград и др. Все это можно считатьоснованием для закрепления в законе, например, формулы: судьям запрещаетсяпринимать государственные награды. Актуальность такой меры может бытьобоснована, например, ссылкой на доплаты судьям, имеющим ученую степень (звание)или почетное звание. Федеральным законом от 21 июня 1995 г. «О внесенииизменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О статусе судей в РоссийскойФедерации» предусмотрено, что судьи, имеющие ученую степень доктора юридическихнаук или почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», получаютодинаковую доплату — 10 % от должностного оклада. Такой подход к оценкепрофессионализма судей продиктован, видимо, мотивами, далекими от интересовправосудия: почетное звание «Заслуженный юрист Российской Федерации», каксвидетельствует статистика, присваивается преимущественно руководящему составусудейского сообщества. Говоря о гарантиях независимости судьи, следуетподчеркнуть, что Закон о статусе судей в Российской Федерации не только закрепляетих перечень (ст. 9), но и определяет содержание (ст. 10 — 20).
Далеехотелось бы раскрыть суть некоторых, на наш взгляд наиболее важных и требующихнаиболее пристального внимания, гарантий судейской независимости.
2.2Несменяемость и независимость судей. Подчинение их только закону
Данныйпринцип известен гражданскому судопроизводству уже в конце 19 – начале 20 века.Как отмечали, ученые-юристы того времени, несменяемость судьи — вот лучшийоплот правосудия против посторонних воздействий, т.е. право судьи, во-первых,оставаться на должности и получать соединенное с нею содержание независимо отвоззрений на него начальства, и во-вторых, возможность быть уволенным не иначе,как по суду.
Тольконесменяемость, правильно поставленная, обеспечивает нелицеприятие судьи,развивает и питает в нем (а не подавляет) спокойствие духа, вдумчивое,беспристрастное отношение к действиям противопоставленных друг другу граждан ивластей. «Положение, при котором судья может совсем не помышлять о своем завтрашнемдне, а думать лишь о завтрашнем дне судимого им обвиняемого, есть одно излучших ручательств правильности приговоров» (А.Ф.Кони).[4]
Отой же несменяемости судьи известный немецкий ученый Рудольф Иеринг выражаетсяприблизительно таким образом: «Летописи юстиции богаты примерами истинногогероизма со стороны судей, боровшихся против влияний сильных лиц вплоть допотери судейского кресла; однако в высокой степени важно и для интересовобщества, и для интересов частных лиц, чтобы справедливые решения и приговорыне были всякий раз актами героизма со стороны судей, но спокойными суждениямисреднего человека, поставленного в возможность не бояться угроз земных властей ине прислушиваться к нашептываниям извне, которого обязанности намеченыопределенно и ясно: знать закон, считаться с фактами и руководиться совестью»[5].
Несменяемостьсудьи гарантируется Конституцией РФ (ст. 121). Это означает, что любоеизменение должностного положения судьи (назначение на нижестоящие или вышестоящиедолжности, на такую же работу в другой суд) может иметь место только с согласиясудьи. Вместе с тем внутри суда судья без его согласия может быть перемещен безизменения должностного положения в состав других коллегий и структурныхподразделений суда, может быть изменена его специализация по категориям дел ит.д.
2.3 Порядок отбора и наделениясудей полномочиями
Отбор иназначение судьи не должны вызывать сомнений в его приверженности толькоинтересам правосудия, но не политическим, корпоративным и иным интересам, иисключать какие бы то ни было формы дискриминации. Эффективность судебнойсистемы и реализация демократических принципов правосудия обеспечиваетсядеятельностью судейского корпуса, который объединяет всех профессиональныхсудей, уполномоченных отправлять правосудие. Принцип профессионализма судейскойдеятельности гарантирует осуществление ее только специалистами, имеющимисоответствующую подготовку в области права, а также требованиями высокогоуровня моральных и нравственных качеств претендента. Эти требования являютсяосновой того, что судья, будучи назначенным, должен быть способным полноценноосуществлять правосудие, самостоятельно и грамотно применять законодательство ине нуждаться в юридической и практической помощи со стороны и не бытьполитически, идеологически ангажированным. Это исключительно важная и сложнаяпроблема в системе самостоятельности судебной власти. Проблемам, в частностиспециальной подготовке юристов к судебной деятельности, в настоящее времяпосвящено много внимания как в науке, так и в практике (Российская академияправосудия).
Поэтому назаконодательном уровне устанавливается порядок формирования судейского корпусаи правовой статус судей. Учитывая, что от личных качеств судей, ихпрофессионализма, их независимости и беспристрастности при отправленииправосудия зависит эффективность судебной власти, закон устанавливает общееправило, которому неуклонно следует – все профессиональные судьи в РФ обладаютединым статусом и различаются между собой только полномочиями и компетенцией.При этом под статусом судей следует понимать всю совокупность прав и обязанностей,то есть правовое положение судей. В литературе отмечается, что права иобязанности образующие правовой статус судей и правовой статус каждого судьикак гражданина РФ не идентичные понятия. Применительно к правовому статусусудей речь идет о тех правах и обязанностях, носителями которых конкретныесудьи становятся в силу своего должностного положения, в силу того, что имдоверяется судебная власть.
Всюсовокупность прав и обязанностей судей, определяющих их статус, принятоподразделять на три группы (блока):
— права иобязанности, связанные с формированием судейского корпуса;
— права иобязанности судей, реализация которых гарантирует им возможность независимогоосуществления своих полномочий;
— права иобязанности, обеспечивающие активное участие судей в судейском самоуправлении.
Процедуры ипорядок формирования судейского корпуса устанавливают Конституция РФ, Закон РФ«О статусе судей в Российской Федерации» и другие федеральные конституционные ифедеральные законы. Так, общие требования, предъявляемые к кандидатам надолжность судьи, устанавливает ст. 4 Закона о статусе судей. Судьей может быть:гражданин РФ, достигший 25 лет, имеющий высшее образование, со стажем работы поюридической специальности не менее 5 лет, не совершивший порочащих его поступков,с безупречной репутацией. Дополнительные требования, касающиеся отдельных категорийсудей, закреплены в других федеральных законах. Так, судьей КонституционногоСуда РФ может быть назначен гражданин к тому же: достигший возраста 40 лет, состажем работы – 15 лет, обладающий признанной высокой квалификацией в областиправа. Отбор кандидатов в судьи осуществляется на конкурсной основе и любойгражданин РФ, отвечающий требованиям, имеет право быть допущенным к сдачеквалификационного экзамена на должность судьи. Квалификационные экзаменыпринимаются экзаменационной комиссией при управлении Судебного департамента приВерховном Суде РФ. Однако успешная сдача экзамена и назначение на должностьсудьи – это разные процедуры. Порядок наделения кандидатов полномочиями судьистрого определен ст. 128 Конституции РФ. Так, судьи Верховного Суда РФназначаются на должность Советом Федерации РФ по представлению Президента РФ.При этом каждый судья назначается в индивидуальном порядке тайным голосованием,большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации РФ. СоветомФедерации РФ назначаются на должность и Председатель Верховного Суда РФ,Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ, их заместители и другие судьиназванных судов. Особый порядок наделения кандидатов в судьи полномочиямимирового судьи. Они могут, как назначаться, так и избираться законодательнымиорганами субъекта РФ.
 
2.4 Несменяемость судей
 
«Несменяемость,- утверждает И.Я. Фойницкий, — есть право оставаться на должности судьи иполучать соединенное с ней содержание независимо от желания власти, которойпринадлежит назначение судей, будут ли то власть верховная или подчиненная»[6].В Законе о статусе судей впервые задействована такая мощная гарантиянезависимости судей как их несменяемость (ст. 12). Несменяемость судейподтверждена и Конституцией РФ (ст. 121). Средством обеспечения независимостисудей является установление их несменяемости (ч. 1 ст. 121 Конституции РФ, ст.1 Федерального конституционного закона «О судебной системе РоссийскойФедерации», ст. 12 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»). Судьяне может быть назначен (избран) на другую должность или в другой суд без его согласия.Несменяемость судьи означает запрет его перевода на другую должность либо вдругой суд без его согласия, а также запрет прекращения или приостановленияполномочий помимо оснований и порядка, установленных Законом РФ «О статусесудей в Российской Федерации» (ст. 12—14).
Однакопринцип несменяемости судьи способен вызывать в действительности следующуюнежелательную для организации правосудия ситуацию: судья прошел все испытания,связанные с замещением должности, а потом обнаруживается, что он недостаточноподготовлен к социальной миссии судьи. Подобная ситуация не носитгипотетический характер, она — объективная реальность, поскольку не существуеттаких механизмов (как свидетельствуют специальные исследования), которыегарантировали бы той или иной социальной системе защиту от проникновения в неечуждых ей элементов.
Так, поданным Высшей квалификационной коллегии судей РФ, за 2005, 2006, 2007 года былипрекращены полномочия и дано согласие на возбуждение уголовных дел против болеечем 200 судей; квалификационными коллегиями субъектов Федерации 2006, 2007 годарассмотрены материалы о проступках 230 судей, полномочия 130 из них былипрекращены (пьянство, волокита, совершение дорожно-транспортных происшествий,фальсификация дел, злоупотребление служебным положением). Приведенныестатистические данные сами по себе обязывают принять эффективные меры с цельюизбавления правосудия от недостойных его людей. Казалось бы, следует отказатьсяот принципа несменяемости судей и поставить право на замещение должности судьив зависимость от периодически проявляемой воли избирателей. Однако подобныйподход к принципу несменяемости разрушит судейскую независимость и превратитсяв тормоз на пути создания той модели правосудия, которая получила закрепление вКонституции РФ, так как угроза быть неизбранным на новый срок может побуждатьсудью вступать в компромиссы с лицами, влиятельными на выборах, во вредправосудию. Частые избрания, по мнению И.Л. Фойницкого, уменьшают вместе с теми авторитет судей в глазах населения, которые привыкают видеть в них людейсменяемых и потому зависимых. Несменяемость есть гарантия надлежащегоисполнения судейских обязанностей, поэтому общество должно смириться с тем, что3 — 5 % судейского корпуса составляют лица, неспособные к судейской службе,чтобы большая его часть — 97 % — была защищена судейской несменяемостью и насамом деле обеспечена независимостью. Действие принципа несменяемости должнопрекращаться при обнаружении неспособности судьи исполнять возложенные на негофункции, т.е. этот конституционный принцип не должен служить частным интересамконкретной личности, ибо он действует в интересах судебной службы как институтапубличного порядка. Естественно, законодатель обязан предусмотреть механизмопределения неспособности к судебной службе, которая может предопределятьсядвумя видами причин — физическими и нравственными. Один из таких механизмов ужесуществует: судьи, избранные впервые, лишь после 3 лет судейской работыприобретают право баллотироваться на неограниченный срок. Полагаем, что этоправильно, другого способа испытать кандидата на должность судьи нет. Даже вГермании, где традиционно высока общая правовая культура, высок уровеньюридического образования и профессиональной подготовки будущих судей, несчитают возможным сразу же, без проверки делом наделить судью свойствомнесменяемости. Там также испытательный срок — 3 года. Однако, поддерживаявведение неограниченного срока полномочий, следует задаться вопросом: неужтосрок этот и в самом деле не будет иметь никаких границ? Конечно, границы будут,и, прежде всего естественные, — смерть судьи (п. 11 ст. 14). Но при этомвозникает очень деликатная проблема удаления в отставку судьи, который из-засвоего преклонного возраста уже не в состоянии работать в полную силу.Квалификационным коллегиям судей приходилось решать этот вопрос при отсутствиив законе каких-либо объективных критериев. Теперь такой возраст (70 лет)установлен и в Федеральном конституционном законе «О судебной системеРоссийской Федерации» (в ред. Федеральных конституционных законов от 15.12.2001 N5-ФКЗ, от 05.04.2005 N 3-ФКЗ). Это решение оптимально, оно формализует и темсамым упрощает проблему, позволяет использовать еще один рычаг для сохранениявысокого рабочего потенциала судейского корпуса.
 
2.5 Судейскаянеприкосновенность (иммунитет)
 
Судья — этоособая должность, и назначается он на эту должность пожизненно Президентом,пройдя все-таки жесткий отбор. Отношение к нему должно быть особое. Возбуждениеуголовного дела против него возможно только по инициативе Генеральногопрокурора и только с согласия квалификационных коллегий. Относительно недавнотакое согласие было окончательным и не могло быть обжаловано. Это вызывало всреде юристов возражения. Отмечалось, что «возбуждение уголовного дела недолжно быть связанно с согласием квалификационной коллегии судей». Или «…любое должностное положение, занимаемое лицом, не может препятствоватьвозбуждению против него уголовного дела либо служить основанием дляосвобождения его от ответственности за совершенное преступление. Тем самым подтверждаетсянеобходимость соблюдения равенства граждан перед законом и судом, как одного изосновополагающих принципов права».
В чем сутьсудейского иммунитета? Судейская неприкосновенность является определеннымисключением из конституционного принципа равенства всех перед законом и судом ипо своему содержанию выходит за пределы личной неприкосновенности. Этообусловлено тем, что общество и государство, предъявляя к судье и егопрофессиональной деятельности высокие требования, вправе и обязаны обеспечитьему дополнительные гарантии надлежащего осуществления его работы по отправлениюправосудия. То есть положение о неприкосновенности, закрепляющее один изсущественных элементов статуса судей, направлено на обеспечение основконституционного строя, разделение властей, самостоятельности и независимостисудебной власти. Судейская неприкосновенность является не личной привилегией гражданина,занимающего должность судьи, а средством защиты его профессиональнойдеятельности, прежде всего интересов правосудия. По данным высшей квалификационнойколлегии судей РФ, региональные квалификационные коллегии в основном правильноиспользуют институт судейского иммунитета и все чаще соглашаются спредставлениями Генпрокурора. Генпрокуратура максимально объективно ипрофессионально подходит к решению вопроса о вхождении в квалификационныеколлегии судей о даче согласия на возбуждение уголовного дела, и имеются неединичные примеры, когда Генпрокуратура возвращала не совсем качественныематериалы и представления прокурорам субъектов РФ. Важным средством обеспечениянезависимости судьи являются гарантии неприкосновенности его личности, жилища,служебного помещения, используемого им транспорта и средств связи, корреспонденции,имущества и документов. В Российской Федерации, каждый человек пользуется личнойнеприкосновенностью в соответствии со ст. 22 Конституции РФ. Однако уровеньличной неприкосновенности судей поднят значительно выше (ст. 16 Закона РФ «Остатусе судей в Российской Федерации»). Судья, в том числе по истечении срокаего полномочий, не может быть привлечен к какой-либо ответственности завыраженное им при осуществлении правосудия мнение и принятое судом решение,если только вступившим в законную силу приговором суда не будет установленавиновность судьи в преступном злоупотреблении либо вынесении заведомонеправосудных приговора, решения или иного судебного акта. Законом установленособый порядок принятия решения по вопросу о возбуждении уголовного дела вотношении судьи либо о привлечении его в качестве обвиняемого по другомууголовному делу. Оно принимается Генеральным прокурором РФ: в отношении судьиВерховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции(гражданских и военных) среднего звена, федерального арбитражного суда — наосновании заключения Судебной коллегии Верховного Суда РФ о наличии в действияхсудьи признаков преступления и с согласия ВККС РФ; в отношении судьи иного суда— на основании заключения судебной коллегии в составе трех судей соответственносудов общей юрисдикции среднего звена о наличии в действиях судьи признаковпреступления и с согласия ККС соответствующего субъекта РФ. Решение по вопросуо привлечении судьи к административной ответственности принимается попредставлению Генерального прокурора РФ: в отношении судьи КонституционногоСуда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, судов общейюрисдикции (гражданских и военных) среднего звена, федерального арбитражногосуда — Судебной коллегией Верховного Суда РФ; в отношении судьи иного суда —судебной коллегией в составе трех судей соответственно судов общей юрисдикциисреднего звена. Судья, задержанный по подозрению в совершении преступления илипо иному основанию либо принудительно доставленный в любой государственныйорган, если личность этого судьи не могла быть известна в момент задержания,после установления его личности подлежит немедленному освобождению. Личныйдосмотр судьи не допускается, за исключением случаев, предусмотренныхфедеральным законом в целях обеспечения безопасности других людей. Решение обизбрании в отношении судьи в качестве меры пресечения заключения под стражу принимаетсяВерховным Судом РФ по ходатайству (представлению) Генерального прокурора РФ: вотношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВысшегоАрбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции (гражданских и военных) среднегозвена, федерального арбитражного суда — Судебной коллегией Верховного Суда РФ;При этом в отношении судьи Конституционного Суда РФ с согласия этого Суда; вотношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судейсоответственно судов общей юрисдикции среднего звена. Установлен особый порядокосуществления в отношении судьи оперативно-розыскных мероприятий, а такжеследственных действий (если в отношении судьи не возбуждено уголовное дело либоон не привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу), связанных с ограничениемего гражданских прав либо с нарушением его неприкосновенности. Их проведениепосле возбуждения уголовного дела в порядке, установленном федеральнымуголовно-процессуальным законом и федеральным законом об оперативно-розыскнойдеятельности, допускается не иначе как на основании решения, принимаемого: вотношении судьи Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, ВысшегоАрбитражного Суда РФ, судов общей юрисдикции (гражданских и военных) среднегозвена, федерального арбитражного суда — Судебной коллегией Верховного Суда РФ;в отношении судьи иного суда — судебной коллегией в составе трех судейсоответственно судов общей юрисдикции среднего. Проникновение в жилище,служебное помещение судьи, используемый им транспорт, производство тамдосмотра, обыска или выемки, прослушивание телефонных разговоров, личныйдосмотр и личный обыск судьи, досмотр, изъятие и выемка корреспонденции,имущества и документов, принадлежащих ему, могут делаться только в связи спроизводством по уголовному делу в отношении этого судьи. Уголовное дело вотношении судьи по его ходатайству, заявленному до начала судебного разбирательства,рассматривается Верховным Судом РФ.

3 СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИРАЗВИТИЯ НЕЗАВИСИМОСТИ СУДЕЙ В ГРАЖДАНСКОМ ПРОЦЕССЕ
О том, чтосудьи независимы, зафиксировано в нашей стране на уровне конституционных положенийв качестве существующей данности.
В то же времяанализ литературы свидетельствует, что понятие независимости судей являетсямногоаспектным, может быть рассмотрено с разных сторон – как независимостьсудебного решения, как независимость мыслей судьи или независимость статуса идолжностного положения судей. При этом каждый из существующих взглядовпо-разному ставит акценты на значение и требования независимости.
Можновыделить даже и принципиально противоположные друг другу подходы к трактовкенезависимости судей. Так, в настоящее время судебная независимость не толькооснова для широких прав и привилегии судей, но, прежде всего, право человека иобязанность судьи. Статья 6 пункт 1 Европейской Конвенции в ее интерпретацииЕвропейский Судом по правам человека требует от судей не только бытьнезависимыми, но также заключает в себе обязанность судьи «предоставитьдостаточные гарантии, исключающие сомнения в его независимости»[7].Такая независимость важна не сама по себе, а должна в более широком аспектеобеспечить уверенность всего общества в независимость судебной системы исудебной власти[8].
Средимногообразия современных взглядов на судебную независимость можно выделить иряд основных подходов. С точки зрения Е.П.Журба, современная концепциянезависимости судей развивается в трех взаимодополняющих направлениях.
1.Материально-правовое направление, или направление дальнейшего развития иусиления гарантий независимости судей. Его суть состоит в понимании того, чтонезависимость судей только тогда становится реальной ценностью, когда правасудьи на независимость, его личность, и должностные полномочия, надежнозащищены и гарантированы. Данному направлению свойственно стремление кмаксимальной юридизации и расширению гарантий независимости судей, обеспечивающихреальную возможность для судьи быть независимым и охраняющих его от внешнегодавления.
Так,например, указывается, что под принципом независимости судей и подчинения ихтолько закону следует понимать «особый статус суда в государстве, в силукоторого запрещается определенное воздействие на судей с цельювоспрепятствовать объективному рассмотрению конкретного дела, а независимостьдеятельности суда, строящейся в соответствии с законом, обеспечиваетсяустойчивой системой политических, экономических, идеологических и правовыхгарантий»[9].
2.Социально-правовое направление. Его основная ценность заключается в стремлениираскрыть социально-психологические и юридические источники независимости судейкак единого и целостного образования. Независимость судей только тогда будетполной, когда включает независимость и решения, и мыслей, и правового положения(статуса) судьи. Хотя здесь, в сущности, речь идет об абсолютном явлениинезависимости судей, которое как всякое совершенное, идеальное знание не можетбыть реализовано на практике, тем не менее, оно также имеет большое значение.Прежде всего, его осознание необходимо для понимания природы этого явления иобщих целей судебной независимости, стремление к которым способствует болееполной реализации на практике конкретных юридических правил.
Так, А.В.Цихоцкий выделяет две стороны независимости суда: внешнюю и внутреннюю. Есливнешняя сторона характеризует независимость суда от внешнего влияния в областяхотправления судебных функций и судебного управления, его право самостоятельноприменять нормы, то внутренняя сторона зависит от самих судей, т.е.предопределяется человеческим фактором правосудия. Отмечая значение различныхпризнаков, автор приоритет отдает внешней стороне, которая отражает степеньсвободы суда от внешних факторов, однако отмечает, что факторы, которыепредопределены интеллектуальным уровнем судей, способны сводить на нет внешнююсторону самостоятельности суда[10].
3.Правозащитное направление, или взгляд на независимость судей с точки зрениязащиты права человека на независимость суда, разрешающего дело о его правах иобязанностях. В этом ракурсе независимость судей не столько привилегия судей,а, прежде всего, право человека, конкретного заинтересованного лица иобязанность судей и судьи. Данное направление приобретает значимость подвоздействием международно-правовых стандартов в сфере защиты прав человека.Первостепенная ценность прав человека сегодня признана международнымсообществом и нашим государством. Существующие международно-правовые механизмызащиты прав человека, и в частности права на независимый суд, привносятсоответствующие правовые стандарты во внутреннее законодательство и практикуего применения.
Все тринаправления имеют научную актуальность и практическую значимость для развитиянезависимости судей, в исследовании концепции независимости судей они взаимнодополняют друг друга. Взятая в каком-либо одном аспекте, независимость теряетсвою подлинный смысл, заложенный конституцией. Так, развитие только гарантийнезависимости судей открывает свою обратную сторону – когда обеспечение высокойстепени автономности суда целиком зависит от субъективной воли и желаний самогосудьи. Такая независимость «дает лишь судье полную свободу действий, он воленвыбирать, к кому попасть в зависимость, как решать конкретное дело, вести себяв быту и на работе»[11]. С другойстороны, только при сбалансированности широких прав судей их обязанностямиможно говорить о развитии эффективного механизма обеспечения независимостисудей.
Рассмотрениенезависимости судей в качестве их обязанности ставит проблему ответственностисудей за ее соблюдение и требует наличия правового механизм контроля завыполнением ее требований.
На первыйвзгляд концепции независимости и ответственности судей находятся в противоречиидруг с другом. Независимость по существу устанавливает свободу судьи от любогоконтроля, а ответственность – это, прежде всего, контроль над чьей-либодеятельностью. «Увеличение судебной власти и наделение судебной власти важнымиобязанностями поднимают совершенно противоположный вопрос, как независимостьсильной, могущественной судебной власти может быть без ущемления демократии.Здесь либеральный принцип судебной независимости приходит в противоречие сдемократическим принципом подотчетности ».[12]
Концепциянезависимости накладывает свою специфику на все формы ответственности иконтроля за деятельностью суда. При этом традиционные формы юридическойответственности показывают свою неэффективность в отношении обеспечениянезависимости судей.
Любаяперсональная ответственность судьи имеет место post factum, уже после того какпроизошло нарушение права участвующего в деле лица на независимый суд, и неможет восполнить недостатки уже прошедшего судебного процесса. Кроме того,ответственность судьи наступает лишь за правонарушения, связана с действиямиили поступками судьи и не затрагивает случаев, где имеются лишь сомнения внезависимости и беспристрастности судьи. Необходимо также учитывать гарантиинеприкосновенности судей, которые, с одной стороны, устанавливают особыеусловия для привлечения их к ответственности, а с другой – служат гарантией ихнезависимости. Поэтому правовая ответственность судей играет весьманезначительную роль в обеспечении их обязанности быть независимыми.
Полностьюсоответствующим независимой природе суда называется социальный контроль засудебной властью. Считается, что социальная форма ответственности преодолеваетзамкнутость судей от общественности и привносит объективность в судебнуюдеятельность. К видам социального контроля за судебной властью относят:непосредственный контроль (народными, арбитражными и присяжными заседателями) иопосредованный контроль (правозащитные организации, средства массовойинформации, публика в залах судебного заседания)[13].Социальные формы контроля повышают ответственность судей, удерживают их отзлоупотреблений своими правами. Однако с помощью различных форм социальногоконтроля можно привлечь внимание общественности лишь к отдельным нарушениям,или предотвратить наиболее явные злоупотребления судей.
В гражданском процессе правозаинтересованного лица на независимый суд подлежит защите с помощьюпроцессуальных средств института отвода судей. При этом критерии отводавключают в себя не только формально-правовые основания, но и социально-правовыефакторы. Последние позволяют оценивать возможность нарушения независимостисудьи, например, под влиянием его прошлых и настоящих служебных связей,отношений зависимости с участниками процесса, и признавать нарушениенезависимости при наличии в этом сомнений. Такой порядок установления нарушенийнезависимости судей является эффективной формой социально-правового контроля занезависимостью судей. При рассмотрении вопросов отвода судьи, происходит оценкаобщественного восприятия суда (судьи) в сознании людей и общества какнезависимого и реализуется в правовых последствиях отстранения судьи отрассмотрения дела, в отношении которого имеются сомнения в его независимости.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Принципы, какпишет М.К. Треушников, есть основания системы норм гражданскогопроцессуального права, центральные понятия, стержневые начала всей совокупностипроцессуальных законов.
Независимостьсудей является важнейшим конституционным принципом российского правосудия(ч. 1 ст. 120 Конституции). В гражданском судопроизводстве она служитгарантией объективности и беспристрастности суда при выполнении им обязанностейпо созданию в состязательном процессе необходимых условий для установлениядействительных обстоятельств дела, по вынесению законного и обоснованногорешения.
Независимостьсудей — это неотъемлемая составляющая самостоятельности судебной власти, и сэтой точки зрения сами по себе меры процессуального, организационно-правового,социально-правового характера, направленные на обеспечение независимости судейкак носителей государственной судебной власти при осуществлении правосудия,являются объективно необходимыми обществу.
Гарантиипроцессуальной независимости судьи — это установленная законом процедураосуществления правосудия, предусматривающая полную свободу и самостоятельностьсудьи в рамках судебного процесса; запрет под угрозой ответственности чьего быто ни было вмешательства в деятельность по осуществлению правосудия;неподотчетность судьи непосредственно при осуществлении им правосудия. Организационно-правовыегарантии независимости судьи как субъекта самостоятельной государственнойсудебной власти — это установленные законом порядок отбора кандидатов в судьи,продвижения по службе, присвоения квалификационных классов, привлечения кдисциплинарной, административной и уголовной ответственности, примененияоперативно-розыскных мер, ограничения гражданских прав и свобод,приостановления и прекращения полномочий судьи. Основным в реализацииорганизационно-правовых гарантий независимости судей является участие системыорганов судейского сообщества.
Социально-правовыегарантии независимости судьи — это установленный законом особый порядокобеспечения жизнедеятельности гражданина, облеченного судейскими полномочиями,и членов его семьи как в период осуществления им судейских полномочий, так ипри уходе в отставку: неприкосновенность судьи, особая защита государствомжизни и здоровья судей и членов их семей, предоставление судье за счетгосударства материального и социального обеспечения, соответствующего еговысокому статусу, право судьи на отставку и соответствующее материальное исоциальное обеспечение в этот период.

СПИСОКИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.  Конституция РоссийскойФедерации. Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2009.
2.  Федеральный конституционныйзакон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации. — 6 января 1997г. — №1. — Ст. 1.
3. Федеральныйзакон от 21 июня 1995 г. «О внесении изменений и дополнений в Закон РоссийскойФедерации «О статусе судей в Российской Федерации» // Российская газета, N122, 27.06.1995.
4. Федеральныйконституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» (в ред. Федеральногоконституционного закона N 5-ФКЗ от 09.11.2009) // Российская газета. 11.11.2009
5. Основныепринципы независимости судебных органов (приняты седьмым Конгрессом ООН попредупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Милан (Италия), 26августа — 6 сентября 1985 г., одобрены резолюциями Генеральной Ассамблеи ООН от29 ноября 1985 г. N 40/32 и от 13 декабря 1985 г. N 40/146) // Советскаяюстиция. — 1991 г. — №16.
6. Федеральныйзакон от 20апреля 1995 N 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лицправоохранительных и контролирующих органов» // Российская газета, N 82,26.04.1995.
7. ЗаконРоссийской Федерации от 26 июня 1992 N 3132-1 «О статусе судей в РоссийскойФедерации» (в ред. Федерального закона от 29.03.2010 N 37-ФЗ // Российскаягазета. 31.03.2010).
8. ЗаконРСФСР от 08 июля 1981 «О судоустройстве РСФСР» (в ред. Федерального закона от07.05.2009 N 83-ФЗ // Российская газета. 13.05.2009).
9. ПостановлениеПравительства РФ от 21.09.2006 N 583 (ред. от 17.03.2009) «Офедеральной целевой программе «Развитие судебной системы России» на 2007 — 2011годы (в ред. Постановлением Правительства РФ от 17.03.2009 N 235) // Собраниезаконодательства РФ. 23.03.2009.
10.  Акишева Ж.Л. Гарантииреализации принципа независимости судей и подчинения их только закону вгражданском судопроизводстве // М: Эксмо, 2006.
11.  Журба Е.П. Современныетенденции развития независимости судей. Саратовская государственная академияправа, 2008.
12.  Народная энциклопедия.Том 11. Юридический. Полутом II. Гражданское судопроизводство. – М.: 1911.
13.  Фойницкий И.Я. Курсуголовного судопроизводства. СПб., 1896.
14.  Царев А.А.Неприкосновенность судьи как гарантия его независимости. М.: Юристъ, 2008.
15.  Цихоцкий А.В.Теоретические проблемы эффективности правосудия по гражданским делам. Новосибирск.2007.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.