Введение
Тема работы – «Национальное собрание Республики Беларусь – представительный изаконодательный орган» является очень важной и актуальной и понимание ролипарламента как органа народного представительства важно не только дляправоведа, но и для любого сознательного гражданина, ведь посредством парламента,насколько это возможно, наиболее полно выражается воля народа, что отвечаетпринципам демократизма.
Работа показывает огромную роль парламента в механизме управлениягосударства, посредством народного представительства в этой ветви власти.Работа дает представление о принципе разделения властей и об конституционныхобязанностях парламента. Чтобы лучше понять механизм законотворческойдеятельности парламента нужно разобраться в технике работы парламента, егоструктуры и компетенции. Работа должна описать две палаты парламента,требования предъявляемые к депутатам и членам парламента, принцип выборности вПалату представителей и Совет Республики, их состав, структуру, определитьобласть компетенции парламента и палат в частности.
Курсовая работа должна раскрыть роль конституции, законов,постановлений и всяческих нормативных актов, определить их компетенцию и местов иерархии нормативно правовых актов Республики Беларусь. Эта работа должнадать представление о процедуре законотворческой деятельности в парламенте.
Парламент Республики Беларусь ─ представительный изаконодательный орган
Согласно Конституции Республики Беларусь.Статья 90. Парламент – Национальное собрание Республики Беларусь являетсяпредставительным и законодательным органом Республики Беларусь [2 ст. 60]Национальное собрание Республики Беларусь имеетпредставительный характер т.е. оно выражает интересы граждан РеспубликиБеларусь.
Воля народаявляется верховной во всех сферах жизни. Конкретным выражением фактическогонародного суверенитета является народное представительство посредствомобразования парламента страны.
Формированиепарламента обычно осуществляется путем прямых выборов, однако нередко принципвыборности дополняется назначением части парламентариев главой государства.Статья 91. Состав Палаты представителей 110 депутатов. Избрание депутатовПалаты представителей осуществляется в соответствии с законом на основевсеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайномголосовании.
Совет Республики является палатойтерриториального представительства. От каждой области и города Минска тайнымголосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов депутатовбазового уровня каждой области и города Минска по восемь членов Совета Республики.Восемь членов Совета Республики назначаются президентом Республики Беларусь.
Выборы нового состава палат Парламентаназначается не позднее 30 дней до окончания полномочий палат действующегосозыва.
Внеочередные выборы палат Парламента проводятсяв течении трех месяцев со дня досрочного прекращения полномочий палатПарламента. [2 ст. 60]
Депутатом Палаты представителей может бытьгражданин Республики Беларусь, достигший 21 года.
Членом Совета Республики может быть гражданинРеспублики Беларусь, достигший 30 лет и проживающий на территориисоответствующей области, города Минска не менее 5 лет.
Депутаты Палаты представителей осуществляютсвои полномочия в Парламенте на профессиональной основе, если иное непредусмотрено Конституцией. Одно и тоже лицо не может быть одновременно членомдвух палат Парламента. Депутат Палаты представителей не может быть депутатомместного Совета депутатов. Член Совета Республики не может быть одновременночленом Правительства. Не допускается совмещение обязанностей депутата Палатыпредставителей, члена Совета Республики с одновременны занятием должностипрезидента либо судьи.
Обычно срок полномочий Парламента 4–5 лет. Срокполномочий белорусского Парламента – 4 года. Полномочия могут быть продлены наосновании закона только в случай войны.
Первая после выборов сессия палат Парламентасозывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканскихреферендумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов.При этом отсчет 30-дневного срока для созыва и начала работы первой сессииПалаты представителей осуществляется со дня второго тура голосования по выборамв Палату её нового состава. Если второй тур голосования по выборам в Палатупредставителей не проводится, отсчет
30-дневного срока осуществляется со дняпроведения первого тура общих выборов в Республике Беларусь. Отсчет 30-дневногосрока для созыва и начала работы первой сессии Совета Республики осуществляетсясо дня первого заседания депутатов местных Советов депутатов базового уровня повыборам членов Совета Республики от областей или города Минска.
В случаях и порядке предусмотренных Конституцией,полномочия Палаты представителей или Совета Республики могут быть прекращеныдосрочно. С прекращением полномочий Палаты представителей или Совета Республикипо решению Президента могут быть также прекращены полномочия соответственноСовета Республики или Палаты представителей. Так, полномочия Палатыпредставителей могут быть досрочно прекращены при отказе в доверииПравительству, либо двукратный отказ в даче согласия на назначениеПремьер-министра. Полномочия Палаты представителей либо Совета Республики могутбыть также досрочно прекращены на основании Конституционного суда в случаесистематического или грубого нарушения ими Конституции.
Президент принимает решение по этим вопросам непозднее чем в 2 – месячный срок после официальных консультаций спредставителями палат.
Палаты не могу быть распущены:
- в период чрезвычайного или военногоположения.
- в последние 6 месяцев полномочийпрезидента.
- в период решения палатами вопроса одосрочном освобождении Президента с должности.
Не допускается роспуск палат в течении года содня их первых заседаний.
Каждая из палат Парламента обладаетсамостоятельными полномочиями. Конституция не предусматривает совместноговведенья палат.
Следует отметить, что количественный составПарламента Республики Беларусь в последние годы претерпел существенныеизменения. Если раньше численный состав был 485 депутатов, в последующем 360,затем 260, то ныне-174. Указанная норма является оптимальной, что позволяет содной стороны Верховному совету быть органом достаточно широкогопредставительства народа республики, а с другой работоспособным.
Как видим если подходить с формальной стороны,то для Парламента нашей Республики характерно достаточно широкоепредставительство. Однако не следует забывать о другом важном аспекте:Парламент должен быть работающим, инициативным, полноправным центромгосударственной власти и, что тоже не менее важно, не слишком дорогим дляналогоплательщиков.
Показателям того факта, что Парламент реальнопредставительный орган, является его социальный состав. К таким характеристикамследует отнести возраст депутатов, количество мужчин и женщин в Парламенте ихпрофессиональная принадлежность. С возрастной структурой обычно косвенносвязана длительность пребывания одних и тех же лиц в Парламенте.
Парламент как представительный органосуществляет законодательную власть, основываясь на нерушимых принципахнародовластия, стремясь утвердить права и свободы каждого гражданина,обеспечить гражданское согласие, нерушимые принципы правового государства.
Реализация парламентом одной из своих функций –осуществление законодательной деятельности – не должна приводить к превращениюего в орган, который не только принимает, но и исполняет законы. А это можетпроизойти, если перечень вопросов, находящихся в ведении парламента, не будутзакрыты. В одном из проектов Конституции Республики Беларусь 1994 г.устанавливается что Верховный Совет может решать иные (помимо прямо указанных)вопросы в соответствии с Конституцией и законами. При такой формулировке упарламента была бы всегда возможность принять к своему рассмотрению и решитьлюбой вопрос, предварительно закрепив его в законе. Наряду с теми полномочиями,которые перечислены в ст. 97 и 98 Конституции Республики Беларусь, палатыПарламент, на наш взгляд, должны иметь право решать также лишь те вопросы,которые перечислены в других статьях Конституции и вытекают из юридическойприроды Парламента. Анализ недавно принятых Конституций России, Казахстана,Узбекистана и других стран подтверждают эту мысль.
Согласно ст. 90 Конституции РеспубликиБеларусь Парламент является законодательным органом. Однако это не исключаетправо Парламента законом делегировать свои законодательные полномочия инымгосударственным органом.
Структура, состав, компетенция и формыработы Парламента
Парламент состоит из двух палат: Палатыпредставителей и Совета Республики.
Согласно статье 91 Конституции РеспубликиБеларусь в состав Палаты представителей избирается 110 депутатов. Избраниедепутатов Палаты представителей осуществляется в соответствии с законом наоснове всеобщего, свободного, равного, прямого избирательного права при тайномголосовании.
Совет Республики является палатойтерриториального представительства. От каждой области и города Минска тайнымголосованием избираются на заседаниях депутатов местных Советов базового уровнякаждой области и города Минска по 8 членов Совета Республики, кроме того 8членов Совета Республики назначаются президентом Республики Беларусь.
Депутатом Палаты представителей может бытьгражданин Республики Беларусь, достигший 21 года. Членом Совета Республики можетбыть гражданин Республики Беларусь, достигший 30 лет и проживший на территориисоответствующей области, города Минска не менее 5 лет.
Компетенция Палаты представителей Национальногособрания определена статьёй 97 Конституции Республики Беларусь.
Статья 97. Палата представителей.
1) Рассматривает по предложению Президенталибо по инициативе не менее 150 тысяч граждан Республики Беларусь, обладающихизбирательным правом, проекта законов о внесении изменений и дополнений вКонституцию, о толковании Конституции.
2) Рассматривает проекты законов, в томчисле об утверждении основных направлений внутренней и внешней политикиРеспублики Беларусь; военной доктрины; ратификации и денонсации международныхдоговоров; об основном содержании и принципах осуществления прав, свобод иобязанностей граждан; гражданстве, статусе иностранцев и лиц без гражданства;об утверждении государственного бюджета и отчета о его исполнении; установленииреспубликанских налогов и сборов; о принципах осуществления отношенийсобственности; об основах социальной защиты; о принципах регулирования труда изанятости; об охране окружающей среды и рациональном использовании природныхресурсов, об определении решения вопросов административно территориальногоустройства государства; о местном самоуправлении; о судоустройстве,судопроизводстве и статусе судей; об уголовной ответственности; об амнистии; обобъявлении войны и заключении мира; о правовом режиме военного и чрезвычайногоположения; об установлении государственных наград; о толковании законов;
3) Назначает выборы Президента;
4) Дает согласие Президенту на назначениеПремьер-министра;
5) Заслушивает доклад Премьер-министра опрограмме деятельности Правительства и одобряет или отклоняет программу;повторное отклонение палатой программы означает вотума недоверия Правительству;
6) Рассматривает, по инициативеПремьер-министра вопрос о доверии Правительству;
7) По инициативе не менее одной трети отполного состава Палаты представителей выражает вотум недоверия Правительству;вопрос об ответственности Правительства не может быть поставлен в течении годапосле одобрения программы его деятельности;
8) Принимает отставку Президента;
9) Выдвигает большинством голосов отполного состава Палаты представителей обвинение против Президента в совершениигосударственной измены или иного тяжкого преступления; на основаниисоответствующего решения Совета Республики принимает большинством не менее двухтретей голосов от полного состава решение о смещении Президента с должности;
10) Отменят распоряжение Председателя Палатыпредставителей.
Палата представителей может принимать решенияпо другим вопросам, если это предусмотрено Конституцией.
Компетенция Совета Республики Национальногособрания Республики Беларусь закреплена в статье 98 Совета Республики.
Статья 98. Совет Республики:
1) одобряет или отклоняет принятые Палатойпредставителей проекты законов о внесении изменений и дополнений в Конституцию;о толковании Конституции; проекты иных законов;
2) дает согласие на назначение ПрезидентомПредседателя Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда,Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда, Председателя Центральнойкомиссии по выборам и проведению республиканских референдумов, Генеральногопрокурора, Председателя и членов Правления Национального банка;
3) избирает шесть судей Конституционного суда;
4) избирает шесть членов Центральной комиссииРеспублики Беларусь по выборам и проведению республиканских референдумов;
5) отменяет решения местных Советов депутатов,не соответствующие законодательству;
6) принимает решения о роспуске шестого Советадепутатов в случае систематического или грубого нарушения или требованийзаконодательства и в иных случаях, предусмотренных законом;
7) рассматривает выдвинутое Палатойпредставителей обвинение против Президента в совершении государственной изменыили иного тяжкого преступления, принимает решение о его расследовании. Приналичии оснований большинством, не менее 2/3 голосов от полного состава,принимает решение о смещении Президента с должности;
8) рассматривает указы Президента о введениичрезвычайного положения, полной или частичной мобилизации и не позднее чем втрехдневный срок после их внесения принимает соответствующее решение
Совет Республики может принимать решения подругим вопросам, если это предусмотрено Конституцией. В соответствии со статьей101 Конституции РБ Палата представителей и Совет Республики законом, принятымбольшинством голосов от полного состава палат по предложению ПрезидентаРеспублики Беларусь, могут делегировать ему законодательные полномочия наиздание декретов, имеющих силу закона. Этот закон определяет предметрегулирования и срок полномочий Президента на издание декретов.
Не допускается делегирование полномочийПрезидента на:
- издание декретов, предусматривающихизменение и дополнение Конституции, толкование Конституции;
- изменение и дополнение программныхзаконов;
- утверждение республиканского бюджета иотчета о его исполнении;
- изменение порядка выборов Президента иПарламента.
Закон о делегировании законодательныхполномочий Президенту не может разрешать ему изменение этого закона, а такжепредоставлять право принимать нормы, имеющие обратную силу.
Основной организационно-правовой формой работыПарламента является сессия. Первая после выборов сессия палат Парламентасозывается Центральной комиссией по выборам и проведению республиканскихреферендумов и начинает свою работу не позднее чем через 30 дней после выборов.
Палаты собираются на две очередные сессии вгод. Первая сессия открывается 02 октября. Её продолжительность не может бытьболее 90 дней. Заседание палат считается правомочным при условии, что на немприсутствует не менее 2/3 Палаты Представителей или членов Совета Республики отполного состава палаты. Голосование в Палате представителей и в СоветеРеспублики открытое и осуществляется лично депутатом, членом Совета Республикипутем подачи голоса «за» или «против». Тайное голосование проводится только прирешении кадровых вопросов.
Вторая сессия проводится 02 апреля, еепродолжительность не более 90 дней.
Палата представителей и Совета Республики вслучае особой необходимости созывается на внеочередную сессию по инициативеПрезидента, а также по требованию большинства не 2/3 голосов от полного составакаждой из палат по определенной повестке дня. Внеочередные сессии созываютсяуказом Президента.
Палата представителей и Совета Республикиизбирают из своего состава Председателя Палаты представителей, ПредседателяСовета Республики и их заместителей. Данные должностные лица ведут заседанияпалат и ведают их внутренним распорядком. Кроме того, палаты из своего составаизбирают постоянные комиссии и иные органы для ведения законопроектной работы,предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведениюпалат.
Согласно статьи 103 Конституции РБ заседанияпалат являются открытыми. Палаты, если этого требуют интересы государства,могут принять решения о проведении закрытого заседания большинством голосов отих полного состава. Во время заседаний, в том числе и закрытых, Президент и егопредставители, Премьер-министр и члены Правительства могут выступать внеочереди записавшихся для вступления столько раз, сколько они этого потребуют.
Однако заседание в месяц резервируется длявопросов депутатов Палаты представителей и членов Совета Республики и ответовПравительства. Депутат Палаты представителей, член Совета Республики вправеобратиться с вопросом к Премьер-министру, членам Правительства, руководителямгосударственных органов, образуемых или избираемых Парламентом. Ответ на запроснадлежит дать в течении 20-ти сессионных дне в порядке, установленном палатойПарламента.
Порядок деятельности Палаты представителей,Совета Республики, их органов, депутатов Палаты представителей и членов СоветаРеспублики определяется регламентами палат, которые подписываютсяпредседателями палат.
В соответствии с регламентом работы Палатыпредставителей Национального собрания РБ (статьи 22 – 38) для организациизаконопроектной работы, предварительного рассмотрения и подготовки вопросов,относящихся к ведению Палаты представителей, организации работы постоянныхкомиссий и иных органов Палаты представителей, создается Совет Палатыпредставителей, который является постоянно действующим органом, подотчетнымПалате представителей, и осуществляет свою деятельность в соответствии сКонституцией, законодательством и Регламентом. Совет Палаты представителейвозглавляет Председатель Палаты представителей.
В соответствии с Регламентом Совета РеспубликиБеларусь (статья 53) для организации работы Совета Республики, предварительногорассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению Совета Республики,создается Президиум Совета Республики, который, как и Совет Палатыпредставителей является постоянно действующим органом, подотчетным СоветуРеспублики. Данный орган осуществляет свою деятельность в соответствии сКонституцией РБ, действующим законодательством и Регламентом Совета Республики.В состав Президиума Совета Республики входят Председатель Совета Республики,его заместитель и председатели постоянных комиссий Совета Республики. Президиумвозглавляет Председатель Совета Республики.
В силу статьи 96 Конституции РБ Палатапредставителей и Совет Республики из своего состава избирают постоянныекомиссии и иные органы для ведения законопроектной работы, предварительногорассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к ведению палат.
В соответствии с постановлением Палатыпредставителей Национального собрания РБ от 22 ноября 2000 года «Об образованиипостоянных комиссий Палаты представителей Национального собрания РБ» вуказанной палате образовано 14 постоянных комиссий:
1. Комиссия по законодательству исудебно-правовым вопросам.
2. Комиссия по национальной безопасности.
3. Комиссия по государственномустроительству, шестому самоуправлению и регламенту.
4. Комиссия по аграрным вопросам.
5. Комиссия по образованию, культуре,науке и научно-техническому прогрессу.
6. Комиссия по правам человека,национальным отношениям и средствам массовой информации.
7. Комиссия по международным делам и связис СНГ.
8. Комиссия по проблемам чернобыльскойкатастрофы, экологии и природопользованию.
9. Комиссия по бюджету, финансам иналоговой политике.
10. Комиссия по денежно-кредитной политикеи банковской деятельности.
11. Комиссия по труду, социальной защите,делам ветеранов и инвалидов.
12. Комиссия по охране здоровья, физическойкультуре, делам семьи и молодежи.
13. Комиссия по жилищной политике,строительству, торговле и приватизации.
14. Комиссия по промышленности,топливно-энергетическому комплексу, транспорту, связи и предпринимательству.
Постоянные комиссии Палаты представителейрассматривают письменные обращения граждан и других субъектов, содержащиепредложения по совершенствованию законодательства РБ по направлениямдеятельности комиссии.
Палата представителей при необходимости создаетвременные комиссии. Они прекращают свою деятельность после выполнениявозложенных на них задач или досрочно по решению Палаты Представителей.
Совет Республики также избирает из своегосостава постоянные и временные комиссии для ведения законопроектной работы,предварительного рассмотрения и подготовки вопросов, относящихся к егокомпетенции.
Совет Республики Национального собрания РБобразует следующие постоянные комиссии:
1) по законодательству и государственномустроительству;
2) экономике, бюджету и финансам;
3) социальным вопросам;
4) региональной политике;
5) международным делам и национальнойбезопасности.
В состав постоянной комиссии входятпредседатель постоянной комиссии, заместители председателя и члены постояннойкомиссии.
Совет Республики создает при необходимостиследственные, ревизионные и иные временные комиссии.
Компетенция Совета Палаты представителей вцелях организации деятельности Палаты представителей и ее органов:
1) организует работу по подготовке сессий;
2) принимает решения о внесении проектаповестки дня сессии Палаты представителей на рассмотрение Палатыпредставителей;
3) принимает меры по обеспечениюприсутствия депутатов Палаты представителей и решает другие вопросы, связанныес созывом и проведением сессий Палаты представителей;
4) дает поручения Секретариату Палатыпредставителей и решает другие вопросы, связанные с созывом и проведениемсессий Палаты представителей с Конституцией Республики Беларусь и еерегламентом;
5) заслушивает сообщения по работепостоянных комиссий, иных органов Палаты представителей;
6) принимает меры по организационному,правовому, методическому и информационному обеспечению работы комиссий и другихорганов Палаты представителей;
7) в случае необходимости вносит в Палатупредставителей предложение о создании, реорганизации или ликвидации постоянныхи временных комиссий;
8) в случае необходимости для подготовки идоработки проектов законов и иных актов создает при Совете Палатыпредставителей рабочие группы из числа депутатов, специалистов, ученых;
9) дает поручения постоянным комиссиям идругим органам Палаты представителей по вопросам, относящихся к их ведению;
10) в случае необходимости создаетспециальную комиссию для предварительного рассмотрения законопроекта иподготовки его для рассмотрения;
11) исходя из внесенных субъектами правазаконодательной инициативы законопроектов, утверждает планы рассмотрениязаконопроектов;
12) ходатайствует перед ПрезидентомРеспублики Беларусь о награждении депутатов Палаты представителей и работниковСекретариата Палаты представителей государственными наградами РеспубликиБеларусь;
13) принимает решения о награжденииПочетной грамотой Национального собрания Республики Беларусь а также граждандругих государств;
14) осуществляет координацию деятельности иобще руководство органами и учреждениями, предназначенными для обеспечениядеятельности Палаты, ее постоянных комиссий и иных органов;
15) информирует депутатов Палаты орешениях, принятых Советом Палаты представителей;
16) осуществляет другие функциипредусмотренные регламентом.
Компетенция Президиума
Совета Республики Национального собранияРеспублики Беларусь.
В связи с проведением сессии в целях координациии организации деятельности постоянных и временных комиссий, других органов,Президиум Совета Республики:
1) организует работу по подготовке сессииСовета Республики;
2) принимает решения о внесении проектаповестки дня и проектов о дополнении повестки дня сессии Совета Республики нарассмотрение Совета Республики;
3) определяет дату проведения очередногозаседания;
4) информирует членов Совета Республики овопросах, которых предполагается рассмотреть на очередном заседании;
5) контролирует подготовку и представлениечленам Совета Республики законопроектов, документов и материалов;
6) принимает меры к обеспечениюприсутствия членов Совета Республики на сессии;
7) рассматривает другие вопросы, связанныес созывом и проведением сессии Совета Республики;
8) заслушивает сообщение по вопросамработы постоянных комиссий и других органов, принимает меры по координации ихработы;
9) дает поручения постоянным комиссиям ииным органам Совета Республики по вопросам, относящимися к их компетенции;
10) в случае необходимости вносит в СоветРеспублики предложения о создании или ликвидации постоянных или временныхкомиссий Совета Республики;
11) осуществляет другие функции предусмотренныерегламентом;
12) обеспечивает осуществление контроля засвоевременным рассмотрением запросов Совета Республики, высказанных на сессиях,к Премьер – министру, членам правительства Республики Беларусь, руководителям гос.оргонов;
13) принимает решения о направлении членовСовета Республики в зарубежные командировки;
14) утверждает отчеты членов Совета Республикио результатах их командировок;
15) утверждает Положения о Секретариате СоветаРеспублики;
16) заслушивает отчеты Начальника СекретариатаСовета Республики о деятельности Секретариата;
17) рассматривает другие вопросы, отнесенные Регламентомк его компетенции.
Акты Парламента Республики Беларусь
В основу новой редакции Конституции РеспубликиБеларусь принятой на республиканском референдуме 24 ноября 1996 г.,положена концепция сильной президентской власти. Однако это нисколько не уменьшаетроли Национального собрания – Парламента в формировании правовой системыгосударства. Эффективно работающий Парламент является неотъемлемой составляющейгосударственного механизма, ибо именно акты, применяемые Парламентом, в сутипредставительного характера этого органа, наиболее отражает волю народа.
Статья 104 Конституции предусматривает чторешение Палаты представителей принимаются в форме законов и постановлении, арешения Совета Республики – в форме постановлений. Вместе с тем системный анализряда других конституционных положений позволяет сделать вывод, что эти актынеоднородны и занимают различное место в иерархии правовых актов РеспубликиБеларусь.
В первую очередь к числу актов, принимаемыхПарламентом, следует отнести Конституцию. Принятие новой КонституцииПарламентом с правовой точки зрения небезупречно. В соответствии с частьютретьей статьи 140 Конституции разделы I, II, IV и VIII могут бытьизменены только путем референдума. Тем более логичным представляется принятиеновой Конституции исключительно на Республиканском референдуме.
Однако возможность принятия КонституцииПарламентом допускается основным законом. Она вытекает из части первой статьи140 Конституции, согласно которой Конституция считается принятой, если за неёпроголосовало не менее двух третей от полного состава каждой из палат. Какие-либоиные особенности процедуры принятия Парламентом новой Конституции насегодняшний день не установлены. Можно предположить, что в отношении принятияновой Конституции должны выполняться требования статей 138 и 139 действующегоОсновного Закона, регулирующие внесение в Конституцию изменений и дополнений.Кроме того, представляется очевидным, что в случае возникновения такойнеобходимости порядок принятия новой Конституции Парламентом должен бытьдополнительно урегулирован либо путем принятия специального закона, либопосредствам толкования части первой статьи 140 Конституции.
Вопрос о юридической силе Конституции предельноясен, верховенство Конституции четко закреплено в самом Основном Законе.
Основным видом правовых актов принимаемыхНациональным собранием являются законы. В силу важности регулируемых илиобщественных отношений и относительной стабильности законы являются стержнемвсей системы законодательства. Несмотря на то, что в процессе принятия законовучаствует и глава государства, его участие ограниченно процедурой подписанияпринятого закона, а так же правом законодательной инициативы и отлагательноговето. Вся процедура принятия закона проходит в палатах Национального собрания,а потому законы с полным основанием можно рассматривать как акты Парламента.Именно из такого понимания правовой природы закона исходит современнаяюридическая наука.
Конституция выделяет несколько видов законов,занимающих различное место в иерархии нормативных правовых актов.
Прежде всего, это законы о внесении изменении идополнений в Конституцию. В некоторых государствах такие законы называютсяконституционными. В конституции РБ для определения данной категории законовданный специальный термин не используется, однако предусмотрена усложненнаяпроцедура их принятия: ограничен круг субъектов, имеющих право их инициировать,установлена необходимость двух предварительных обсуждений с промежутком неменее трех месяцев, а также принятия их квалифицированным большинством;определены периоды, в течении которых указанные законы приниматься не могут.
После вступления в силу законов об изменении идополнении Конституции новые нормы становятся неотъемлемой частью ОсновногоЗакона и имеют такую же юридическую силу, как и иные конституционный положения.Таким образом, законы о внесении изменений и дополнений в Конституцию виерархии правовых актов стоят на одном уровне с Конституцией, что однако неисключает проверки их конституционности Конституционным Судом.
Такую же юридическую силу, надо полагать, имеюти законы о введении в действие указанных законов. Этот ввод можно сделатьисходя из того, что нормы о порядке вступления в силу действующей реакцииКонституции включены непосредственно в ее текст. Таким образом, в Конституциипроводится тезис о равной юридической силе первичных правовых норм и норм,определяющих порядок их введения в действие.
Кроме законов об изменении и дополнении Конституции,в Основном Законе выделяются законы о толковании Конституции. Эти законы применяютсяв таком же порядке, как законы об изменении и дополнении Конституции, заисключением того, что к процедуре принятия законов о толковании Конституции непредъявляется требования, установленные статьей 139 Конституции. Конституцияспециально не оговаривает место указанных законов в иерархии нормативноправовых актов, хотя есть основания полагать, что по своей юридической силе ониидут в след за Конституцией. Думается, было бы оправдано закрепить это в Законе«о нормативно правовых актах Республики Беларусь».
Представляется интересным использование встатье 140 Конституции, «акт о толковании Конституции». Трудно представить, чемруководствовались в данном случае авторы проекта Конституции, поскольку изстатей 97 и 98 усматривается, что Парламент принимает законы о толкованииКонституции. И это логично, поскольку даже толкование любого иного законасогласно пункту 2 части первой статьи 97 Конституции осуществляется посредствомпринятия законов. Вместе с тем во избежание двусмысленности понимания термина «акто толковании Конституции» в разрабатываемом проекте Закона «О Национальномсобрании Республики Беларусь» было бы целесообразно предусмотреть, что формойакта о толковании Конституции является закон.
В качестве еще одного вида законов можновыделить програмные законы. К числу программных законов часть четвертая статьи104 Конституции относит законы об основных направления внешней и внутреннейполитики Республики Беларусь, и о военной доктрине Республики Беларусь. Даныезаконы также принимаются большинством голосов. Конституция прямо неустанавливает приоритета программных законов перед иными законами, хотяустановление было бы в полне естественным. Сам термин «программный закон», атакже предусмотренный Конституцией предмет их правового регулирования подчеркивают,что эти законы должны определять основной вектор государственной политики, врусле которой развивается текущее законодательство. Большая юридическая силапрограммных законов по сравнению с обычными законами предполагается и исходя изусложненной процедуры их принятия, хотя оптимальным было бы закрепление такогоподхода на законодательном уровне.
Следующие видом законов являются иные, кромевышеназванных, законы. Эти законы принимаются Национальным собранием по обычнойзаконодательной процедуре направлены на правовое регулирование различных сферобщественных отношений. По процедуре принятия Парламентом можно выделить триразновидности законов:
Законы, принятые Палатой представителей иодобренные Советом Республики (часть вторая ст. 100 Конституции РеспубликиБеларусь) законы, принятые Палатой представителей и не рассмотренные СоветомРеспублики в установленные Конституцией сроки (часть четвертая ст. 100Конституции); законы принятые Палатой представителей по требованию Президенталибо по его поручению Правительства, если согласительной комиссией не принятсоглашенный текст законопроекта (часть первая ст. 100 Конституции).
В Конституции содержится упоминание оботдельных правоотношениях регулирование которых производится законом. Этовопросы проведения выборов, гражданства, статуса столицы и т.д. кроме того,примерный круг законодательного регулирования очерчен в пункте 2 части первойстатьи 97 Конституции. Приведенный там перечень вопросов по которым Парламент вправе принимать законы, достаточно широк. Это утверждение республиканскогобюджета, ратификация международных договоров, установление республиканскихналогов и сборов, принципов осуществления отношений собственности и многоедругое. Вместе с тем этот перечень не является исчерпывающим, что можетпорождать споры относительно целесообразности выбора той или иной формыправового акта.
Надо полагать, при решении вопроса онеобходимости принятия закона следует исходить из подходов содержащихся в УказеПрезидента Республики Беларусь от 4 марта 1999 г. №99 «О некоторыхвопросах законопроектной деятельности в Республике Беларусь». Пунктом 2которого предусмотрена, что форма закона используется в том случае, если такиеотношения невозможно регламентировать иными нормативными актами. Таким образом,Глава государства ориентирует на то, чтобы законом регулировались лишь наиболеезначимые, фундаментальные общественные отношения, носящие долговременныйхарактер.
Среди законов особое место занимают кодексы,которые являются базовыми законами в соответствующей отросли права. Однаковключение в кодексы положений о большой юридической силе этой категории законовпредставляется небесспорным. Поскольку такая норма уже содержится в новомГражданском кодексе данная проблема может быть решена путем рассмотрениявопроса о конституционности указанной нормы Конституционным Судом.
Вопрос о соподчиненности законов и актовПрезидента я рассматривать не буду. Что касается соотношения законов и иныхнормативных актов, то приоритет закона здесь неоспорим. Это совершенноопределенно усматривается в части четвертой статьи 116 Конституции.
Кроме законов, палаты Национального собранияпринимают постановления. Среди правоведов нет единого мнения относительно того,могут ли постановления палат парламента нести нормативный характер. Совершенноочевидно, что подавляющее большинство постановлений палат не являютсянормативными. Согласно ст. 104 Конституции постановления Палатыпредставителей принимаются по вопросам распорядительного и конкретногохарактера. относительно постановлений Совета Республики Конституция не содержитподобного указания, хотя нормативность большинства из них обусловленаконституционным полномочием этой палаты.
Однако, исходя из Конституции, могут иметьместо случаи, когда постановления Палаты представителей и Совета РеспубликиНационального собрания носят нормативный характер. К таким можно отнестипостановления об отмене временных декретов Президента, а также постановления опринятии, изменении и дополнении регламентов палат. На регламентах палатследует остановится особо. Их нормативность не вызывает сомнений, по сколькорегламент по своей сути является собранием парламентских процедур. Думается, неправы те государствоведы, которые пытаются приуменьшить юридическую значимостьрегламентов палат. Порядок деятельности Палаты представителей и членов СоветаРеспублики регулируется регламентом на основании Конституции. Исходя из этого,правила регламентов, касаются организации работы палат Парламента, по нашемумнению, должны быть обязательными для всех участников законодательногопроцесса.
Анализ конституционных норм (в частности ст. 116и 137) приводит к выводу, что по своей юридической силе постановления, какправило, стоит ниже законов, а так же декретов и указов Президента. Чтокасается их соотношения с иными правовыми актами, то провести такое сравнениеневозможно или, весьма затруднительно. Постановления палат принимаютсяисключительно по вопросам компетенции палат и не вторгается в сферу компетенциииных государственных органов, равно как и иные органы, за исключением главыгосударства, не вправе вмешиваться в правовое регулирование вопросов внутреннейорганизации н парламентской деятельности. Исключение из указанного правилаявляется те случаи, когда из смысла Конституции, безусловно, вытекает особаяюридическая сила решений палат Парламента. Это касается отдельных вопросовисключительной компетенции палат, в частности отмены временных декретовПрезидента и некоторых других. Надо полагать, что такие постановления, принятыев случаях, предусмотренных Конституцией, и с соблюдением установленнойпроцедуры, имеют большую юридическую силу по сравнению со всеми иными правовымиактами, в том числе актами главы государства, поскольку должны исполнятся дажев случаях коллизий их с последними.
И, наконец, следует упомянуть об обращениях,декларациях и заявлениях Палаты представителей, которые принимаютсяпостановлением палаты и сами не содержат правовых норм.
Заключение
ЦельПарламента в государстве состоит в том, чтобы посредством представительствадостойных избранников из народа отображать волю народа и своей нормотворческойдеятельностью улучшать жизнь общества, а также быть сдерживающим противовесамдля других ветвей власти.
Всвете теории разделения властей Парламент это общегосударственныйпредставительный орган, главная функция которого заключается в осуществлениигосударственной власти. Законодательные полномочия образуют главную частькомпетенции парламента. Реализация данной функции занимает зачастую наибольшееместо в деятельности Парламента, ибо исключительно законом определяются права исвободы человека и гражданина, государственное устройство, упорядочиваютсяважнейшие блоки общественных отношений, регламентируется юридический режимсобственности и т.д.
Парламент– Национальное собрание Республики Беларусь является представительным изаконодательным органом Республики Беларусь. Парламент состоит из двух палат –Палаты представителей и Совета Республики.
Развитиепредставительных учреждений наглядно продемонстрировало их полезность иисключительную жизнеспособность. Вовлекая в управленческий процесс широкие слоинаселения, представительным органам отчасти удается сблизить народ иполитическую элиту, обеспечить более открытый режим функционирования публичнойвласти.
Практикапоследних лет свидетельствует о том, что система представительных органовРеспублики Беларусь коренным образом изменилась и имеет тенденцию коптимизации. Постепенно возрастает политико-правовая культура народныхизбранников, они чаше обращаются к цивилизованным формам разрешенияобщественных проблем. Однако процесс совершенствования системы представительнойвласти только набирает ускорение; он требует глубокого научного осмысления ианализа.
Многообразиеправовых актов принимаемых палатами Парламента Республики Беларусь., и их местов иерархии правовых актов государства является подтверждением значительной ролиПарламента в формировании современной системы законодательства, свидетельствуето серьезном влиянии идей парламентаризма на последовательное развертываниедействительно демократических основ конституционного строя.
Список использованных источников
1. Конституция Республики Беларусь. – Мн. 1997 г.
2. Василевич Г.А. Органыгосударственной власти Республики Беларусь. – Мн.; 1998 г.
3. Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь. 2001 №66 4/2547
4. Астафичев П.А. Социальноправовая природа народного представительства / Государство и право. – 2001 г.№11
5. Национальный реестр правовых актовРеспублики Беларусь. 2000 №7 2/136
6. Голованов В. Юстиция Беларуси 1999 г.
7. Демичев Д.М. Конституционноеправо – Мн. 2004 г.