Надзор за исполнением законодательства
Содержание
1. Надзор за исполнением законодательства
1.1 Понятие, предмет ипределы за исполнением законодательства
1.2 Основные направленияпрокурорского надзора за исполнением законов и защиты прав граждан
1.3 Акты прокурорскогонадзора как правовые средства устранения выявленных нарушений законов
1.4 Протест прокурора:основания и порядок принесения, правовые последствия
1.5 Представление прокурора
1.6 Постановления прокурора
1.7 Предписание прокурора
1.8 Официальноепредупреждение
1.9 Предъявление исков всуд
1.10 Организация работыорганов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законодательства
Список использованных источников
1. Надзор за исполнениемзаконодательства
1.1 Понятие, предмет ипределы за исполнением законодательства
Надзор за исполнениемзаконодательства — это базовая отрасль, которая отражает специфику статусапрокуратуры как надзорного органа, реализующего свою главную цель —осуществление надзора за точным и единообразным исполнением законов, декретов,указов и иных нормативных правовых актов. С помощью надзора реализуетсянаиболее широкий комплекс стоящих перед прокуратурой задач обеспеченияверховенства права, единства и укрепления законности, защиты прав и свободграждан, охраняемых законом интересов личности, общества и государства.
Надзор за исполнениемзаконодательства оказывает существенное влияние на политическую исоциально-экономическую ситуацию в обществе, способствует нейтрализациинегативных явлений, сопутствующих ходу проводимых в Республике Беларусь реформиз-за несовершенства их правового обеспечения.
Он охватывает наиболееширокую область правовой действительности, которая связана с практикойисполнения законов. В поле зрения прокуроров находятся тысячи законодательных иподзаконных актов.
В надзоре за исполнениемзаконодательства заключена основная часть профилактического потенциалапрокуратуры. Своевременное выявление и пресечение нарушений законов способнопозитивно влиять на укрепление социальной базы обеспечения законности,изменение криминогенной ситуации в стране. Надзор за исполнениемзаконодательства обоснованно принято считать эффективным средством раннегопредупреждения преступлений.
Из сопоставления надзораза исполнением законодательства с другими отраслями прокурорского надзоравидно, что по своим задачам, по числу и разнообразию поднадзорных объектов(государственные органы власти и управления, общественные объединения,должностные лица и граждане) надзорная деятельность прокуроров за исполнениемзаконодательства является наиболее сложной и трудоемкой. К тому же значениеэтой надзорной деятельности прокуратуры с каждым годом возрастает в связи сосложностью задач экономического и социального строительства.
Прокуроры, осуществляющиесвои полномочия в сфере надзора за исполнением законодательства, вместе сдругими органами и организациями решают вопросы политического,государственного, экономического, социального, национального и культурногостроительства. От активности, инициативы, профессиональной подготовкипрокуроров, осуществляющих надзор за исполнением законодательства, многозависит в укреплении законности в государстве, в обнаружении нарушений закона иустановлении их причин и способствующих этим нарушениям условий.
Нарушениязаконодательства как при издании правовых актов, так и при исполнении законов вуправленческой деятельности органов государственной власти, контролирующихорганов могут привести к созданию условий, благоприятных для совершениякриминальных действий, оказываются теми причинами, которые вызываютпреступления. Это характерно для деятельности в сфере приватизациигосударственной собственности, банковской сфере, в сфере налогообложения. Такоеположение требует от прокурора особого внимания, так как, осуществляя надзор заисполнением законодательства, прокурор должен помнить о возложенной на негозадаче осуществлять уголовное преследование и координировать деятельностьправоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Задачи прокуроров приосуществлении надзора за исполнением законов состоят:
• в обязательномвмешательстве прокурора в связи с поступившей информацией о нарушении законовпутем принятия мер к выявлению и устранению нарушений законов и способствующихэтому обстоятельств;
• наиболее полномиспользовании возможностей прокурорского надзора за исполнением законов впредупреждении правонарушений, в первую очередь преступлений;
• активизации исовершенствовании деятельности органов государственного контроля иправоохранительных органов, направленной на обеспечение исполнения законов иподзаконных актов, укрепление законности и правопорядка путем проведенияпрокурорских проверок в основном в этих органах и поручения проведения имипроверок в подчиненных, подконтрольных и нижестоящих органах, на предприятиях,в учреждениях и организациях;
более активном проведениив жизнь принципа неотвратимости ответственности за совершение правонарушений,привлечении к установленной законом ответственности правонарушителей независимоот их должностного и имущественного положения;
• доведении до населенияи общественности через радио, телевидение, периодическую печать информации оработе органов прокуратуры, в том числе и в области прокурорского надзора заисполнением законов, о принимаемых ею мерах к устранению нарушений законов ипривлечению к ответственности виновных лиц с указанием их фамилий и должностей,состоянии и динамике правонарушаемости в регионах;
• выявлении пробелов(дефектов) действующего законодательства, потребностей в нормативномрегулировании общественных отношений и принятии мер к их устранению путемвнесения соответствующих предложений в представительные (законодательные)органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы. При этомнижестоящие прокуроры могут вносить подобные предложения через вышестоящихпрокуроров;
• повышении правовойкультуры должностных лиц, в особенности руководителей органов, издающихправовые акты и совершающих другие юридические действия, предпринимателей, атакже граждан.
В наибольшей мере этомуспособствует активно осуществляемый прокурорский надзор за исполнением законовв сочетании с проведением специальных предупредительно-профилактическихмероприятий.
Основное требование,предъявляемое в настоящий период к прокурорскому надзору за исполнениемзаконов, — повышение его эффективности, выражающейся во влиянии на конечныйрезультат, — состояние законности и правопорядка.
Закон о прокуратуреустанавливает предмет и пределы надзора за исполнением законодательства.
Предметом надзора заисполнением законодательства является точное и единообразное исполнениезаконов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов республиканскимиорганами государственного управления и иными государственными организациями,подчиненными Совету Министров Республики Беларусь, местными Советами депутатов,исполнительными и распорядительными органами, общественными объединениями,религиозными организациями, другими юридическими лицами, должностными лицами ииными гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями.
В перечень объектовпрокурорского надзора не включены Администрация Президента и Управление деламиПрезидента Республики Беларусь.
Рассматривая более широкопредмет прокурорского надзора по отрасли, его содержание, в него следуетвключать:
• законность иобоснованность правовых актов, издаваемых названными выше органамигосударственной власти, государственного и хозяйственного управления,общественными и политическими организациями и движениями, а также должностнымилицами. Это различного рода постановления, распоряжения, приказы, инструкции,решения и иные правовые акты, которые могут носить как общий, так ииндивидуальный характер;
• точное и единообразноеисполнение требований закона должностными лицами в их деятельности, вчастности, по соблюдению трудовых, имущественных, социальных прав и законныхинтересов граждан, в том числе соблюдение порядка рассмотрения жалоб,обращений, заявлений и предложений;
• соблюдение органамигосударственной власти и управления, их должностными лицами прав и законныхинтересов предпринимателей, особенно в сфере производства, отечественныхпроизводителей;
• соблюдение законности вэкономической деятельности, в частности, в налоговой, банковской сферах, прилицензировании предпринимательской деятельности, при приватизациигосударственной собственности.
В приказах Генеральногопрокурора Республики Беларусь от 27 апреля 2001 г. № 22 «О регламентации деятельности прокуроров при осуществлении надзора за исполнениемзаконодательства в экономической сфере с целью защиты государственных иобщественных интересов, прав и законных интересов субъектов хозяйствования»,от 13 сентября 2001 г. № 31 «Об организации надзора за исполнениемзаконодательства о возмещении вреда, причиненного правонарушениями государству,а также юридическим лицам государственной формы собственности» поставленвопрос об активизации надзора и необходимости острого реагирования на нарушениязаконодательства, об особом внимании к материалам, поступающим в связи снарушением законов в системе государственного управления, об усилении надзоразаточным и единообразным исполнением законодательства о возмещенииматериального вреда, причиненного преступлениями и иными правонарушениямигосударству.
Актуальностьосуществления прокурорского надзора за исполнением законодательства обусловленатем, что точное исполнение законов, в особенности органами представительнойвласти, государственного управления и контроля, правоохранительными органами,имеет исключительно важное значение для успешного выполнения стоящих передгосударством задач. На этих органах лежит обязанность проведения в жизньзаконов, направленных на повышение жизненного уровня населения, развитиесоциальной сферы и экономики, укрепление государственности, соблюдениеконституционных прав и свобод граждан, укрепление законности и правопорядка.
При осуществлении надзораза исполнением законодательства прокуроры могут и должны действовать строго впределах предоставленных им полномочий, которые определяют пределы возможноговмешательства и реагирования на выявленные нарушения. Осуществляя надзор засоблюдением законности, органы прокуратуры не подменяют другие государственныеорганы, не вмешиваются в оперативно-хозяйственную деятельность предприятий, недолжны подменять контролирующие органы и должностных лиц органов государственногоуправления.
Определяя границы надзорапрокуратуры за исполнением законодательства, можно сказать, что следуетисходить из правила: «Там, где действует закон, должен срабатывать общийнадзор».
В Законе о прокуратуре(ст. 27) подчеркнуто, что прокурор проводит проверки на основании поступивших кнему сообщений, информации о фактах нарушения закона. Это не следует пониматьтак, что прокурор действует, только получив официальное заявление о нарушениизакона. Информация может поступать прокурору по различным каналам — обращения изаявления граждан и должностных лиц, сообщения средств массовой информации,материалы расследования уголовных дел, результаты обобщений материалов,проверяемых в порядке ст. 174 УПК, статистические .1,1 иные и иные сведения,содержащие данные о нарушении законов.
Положение оневмешательстве прокурора в хозяйственную деятель-I теть не следует пониматькак невмешательство прокурора. В тех случаях, когда допущено нарушениеустановленного порядка, он направляет информацию в соответствующиеконтролирующие или иные органы управ-пси им, чтобы те, используя своиполномочия, устранили эти нарушения.
Конкретные задачипрокурорского надзора за исполнением законодательства применительно ко всемпрокурорам и отдельно к территориальным и специализированным прокурорамопределяются в приказах и указаниях Генерального прокурора Республики Беларусь,его заместителей, прокуроров областей. Особое место среди этих актов занимаетприказ Генерального прокурора Республики Беларусь от 8 апреля 2002 г. № 5 «Об организации надзора за исполнением законодательства и законностью и правовыхактов».
Получив информацию онарушениях законов, требующих прокурорского реагирования, прокурор действует,используя предоставленные ему полномочия, в соответствии с характеромпоступивших сведений.
В Законе о прокуратурезакреплено принципиально важное положение о том, что требования прокурора,вытекающие из его полномочий, подлежат безусловному исполнению в установленныйсрок всеми юридическими лицами, должностными лицами и иными гражданами.Информация, требуемая прокурором, представляется безвозмездно. Должностные лицаи иные граждане обязаны являться по вызову прокурора и давать объяснения пообстоятельствам, связанным с проверкой соблюдения законодательства,расследованием уголовного дела. В случае уклонения от явки должностное лицо ииной гражданин по постановлению прокурора доставляются органами милиции впринудительном порядке.
Прокурор вправе своимпостановлением освободить лиц, незаконно подвергнутых административномузадержанию на основании решений несудебных органов. Он вправе опротестоватьпротиворечащие закону правовые акты и действия должностных лиц, обращаться всуд и хозяйственный суд с требованием о признании таких актов недействительными.
При установлениинарушений законов прокурор вправе вносить представления с требованиями обустранении нарушений законности.
Для успешногоосуществления прокурорского надзора за исполнением законов прокуроры наделеныопределенными правами и несут установленные законом обязанности. Полномочияпрокурора по надзору за исполнением законов принято делить натри группы:
• полномочия по выявлениюнарушений закона, их причин и способствующих им условий;
• полномочия поустранению нарушений закона;
• полномочия попредупреждению нарушений закона.
В соответствии с Закономо прокуратуре прокурор в ходе проведения проверок имеет право требовать отруководителей органов выделения специалистов для выяснения возникающих вопросовв ходе осуществления надзора за исполнением законов. Прокуроры обращаются кпомощи специалистов на разных стадиях надзорного процесса. Наиболее часто онипривлекаются для участия в проверках, проводимых прокурором.
Главное назначениеспециалиста как лица, обладающего специальными познаниями, — дать обоснованныеответы (заключение) на вопросы, поставленные перед ним прокурором. В качествеспециалистов привлекаются работники различных профессий: инженеры, техники,экономисты, бухгалтеры, врачи, агрономы и другие, чаще занимающие должности государственныхинспекторов (контролеров). Полномочие о выделении специалистов прокурорыреализуют путем направления в адрес руководителя соответствующего органаписьменного требования с просьбой направить в распоряжение прокурора того илииного специалиста. Услуги, оказываемые прокурору специалистами, выделяемыминегосударственными органами (структурами), подлежат материальномувознаграждению в виде выплаты гонораров.
При осуществлении надзораза исполнением законов прокурор имеет право требовать от руководителей органов,за исполнением законов которыми осуществляется надзор, проведения проверок,ревизий и экспертиз, в связи с поступившими в прокуратуру материалами иобращениями. Полномочие реализуется путем направления в адрес руководителейорганов письменного требования с просьбой провести проверку и сообщить о еерезультатах в прокуратуру. На выполнение требования прокурора о проведениипроверки обычно дается не более десяти суток со дня его поступления. Проведениепроверок чаще всего поручается органам контроля и вышестоящим органам. Напредприятиях, в учреждениях, организациях проверки преимущественно должныпроводиться органами контроля. Прокурор имеет право требовать от руководителейподнадзорных прокурору органов проведения ревизий деятельности подконтрольныхили подведомственных предприятий, учреждений и организаций.
Это требованиереализуется чаще всего путем направления письменного требования и реже — путемвынесения мотивированного постановления.
Прокуроры вправе такжетребовать от соответствующих органов проведения ревизий и инвентаризаций вструктурных подразделениях органа (и цехах, участках, отделах, лабораториях,службах).
От руководителейпредприятий, учреждений и организаций они могут требовать проведения служебныхрасследований в связи, например, с произошедшими авариями, несчастными случаямис людьми, выявленными злоупотреблениями, недостачей материальных средств и т.д.
Согласно Закону опрокуратуре, осуществляя возложенные на них функции, прокуроры проводятпроверки исполнения законов и проверки законности актов в пределах ихдолжностной компетенции.
Они имеют правоиспользовать по согласованию с соответствующими государственными органами идолжностными лицами на безвозмездной основе средства связи, информационныесистемы, банки данных и архивные документы, а также проверять законностьадминистративного задержания граждан и применения к ним административныхвзысканий, осуществлять иные полномочия в соответствии с законодательнымиактами.
Полномочия прокурора поустранению нарушений закона представляют собой систему правовых средств,используемых для пресечения правонарушений, восстановления законности,ликвидации вызванных нарушением закона негативных последствий. Названныеполномочия закреплены в Законе о прокуратуре:
• прокурор опротестовываетправовые акты и решения республиканских органов государственного управления,иных государственных организаций, подчиненных Совету Министров, местных Советовдепутатов, исполнительных и распорядительных органов и других организаций,должностных лиц и индивидуальных предпринимателей, а в случаях, предусмотренныхзаконом, отменяет их;
• освобождает своимпостановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;
• дает письменныеуказания по делам об административных правонарушениях в случаях, предусмотренныхзаконом, и направляет их органам (должностным лицам), ведущим административныйпроцесс;
• в установленном порядкевносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения,обязательные для исполнения соответствующими государственными органами, другимиюридическими лицами, должностными лицами и иными гражданами, в том числеиндивидуальными предпринимателями;
• вносит в порядке,установленном законодательными актами, предложения о роспуске местного Советадепутатов в случае систематического или грубого нарушения им требованийзаконодательства;
• обращается в случаях,предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защитуправ и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей,и организаций, общественных и государственных интересов;
• составляет протоколы обадминистративных правонарушениях;
• выносит постановления овозбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальнойответственности;
• выносит в случаях,предусмотренных законодательными актами, постановления о выселении вадминистративном порядке;
• выносит постановления овозбуждении уголовного дела.
Прокурор в пределах своейкомпетенции также полномочен: принимать меры к обеспечению в установленномпорядке возмещения материального ущерба, причиненного нарушением закона;обращаться в интересах юридических и физических лиц, а также государства сисковыми заявлениями и в суд.
1.2 Основные направленияпрокурорского надзора за исполнением законов и защиты прав граждан
На прокурора возложеннадзор за исполнением многочисленных законодательных актов, регулирующихобщественные отношения в различных сферах жизни и деятельности общества. Принарушении любого закона, кем бы оно ни было совершено, прокурор реагируетустановленным законом образом, поскольку любое правонарушение общественноопасно.
Исходя из задач, стоящихперед нашей страной согласно Закону о прокуратуре, органы прокуратурыосуществляют надзор:
• за точным иединообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовыхактов республиканскими органами государственного управления и инымигосударственными организациями, подчиненными Совету Министров РеспубликиБеларусь, местными Советами депутатов, исполнительными и распорядительнымиорганами, общественными объединениями, религиозными организациями, другимиюридическими лицами, должностными лицами и иными гражданами, в том числеиндивидуальными предпринимателями (надзор за исполнением законодательства);
исполнениемзаконодательства при осуществлении оперативно-розыскной деятельности;
исполнением закона в ходедосудебного производства, при производстве предварительного следствия идознания;
• соответствием законусудебных постановлений, а также за соблюдением законодательства при ихисполнении;
• соблюдениемзаконодательства при исполнении наказания и иных мер уголовной ответственности,а также мер принудительного характера.
Прокуратура координируетправоохранительную деятельность государственных органов по борьбе спреступностью, в том числе с коррупцией, а также деятельность иных организаций,участвующих в борьбе с преступностью.
Прокуратура проводитпредварительное следствие в случаях, предусмотренных УПК.
Прокуроры принимаютучастие в рассмотрении судами гражданских дел, дел, связанных с осуществлениемпредпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности,поддерживает государственное обвинение по уголовным делам, участвуют вадминистративном процессе в соответствии с Гражданским процессуальным кодексомРеспублики Беларусь, Хозяйственным процессуальным кодексом Республики Беларусь,Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь иПроцессуально-исполнительным кодексом Республики Беларусь об административныхправонарушениях.
В соответствии с приказомГенерального прокурора Республики Беларусь от 8 апреля 2002 г. № 5 «Об организации надзора за исполнением законодательства и законностью правовых актов»'основными направлениями надзорной деятельности являются надзор за соблюдениемправ и свобод граждан, законностью нормативных правовых актов и исполнениемзаконодательства в сфере экономики и экологии, социальной сфере, а такжепредупреждение правонарушений. При этом надзор за соблюдением прав и свободграждан считается приоритетным направлением в работе.
Согласно названномуприказу прокурорам вменено в обязанность систематически планировать иосуществлять проверки соблюдения законодательства об обращениях граждан вминистерствах и иных республиканских органах государственного управления,учреждениях, организациях и на предприятиях, давая квалифицированную правовуюоценку актам этих организаций и должностных лиц, затрагивающим права, свободы изаконные интересы граждан, восстанавливать их нарушенные права, решительнопресекать нарушения, от кого бы они ни исходили, привлекать виновных внарушении законов к ответственности.
Выполняя требованияназванного приказа, в социальной сфере прокуроры сосредоточивают надзор засоблюдением трудовых, имущественных, жилищных и иных прав и свобод граждан, атакже за исполнением законодательства, гарантирующего права и законные интересыграждан.
Прокуроры стали чащеобращаться в интересах граждан в суды с заявлениями в порядке гражданскогосудопроизводства, принимать более решительные меры по фактам несвоевременнойвыплаты заработной платы, социальных пособий, денежного довольствия инеобеспечения безопасных условий труда.
Важным положением вуказанном приказе является то обстоятельство, что с учетом экологическойобстановки усилия прокуроров направлены также на проведение проверок исполнениязаконодательства об охране окружающей среды и рациональном использованииприродных ресурсов, уделяя особое внимание соблюдению земельного и водногозаконодательства.
В центре вниманияпрокуроров является постоянный надзор за исполнением законодательства оликвидации последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС в наиболее пострадавшихрегионах Гомельской, Брестской областей. В последние годы активизировалсянадзор за исполнением законодательства об охране историко-культурного наследия.В поле зрения прокуроров постоянно находятся вопросы организации иосуществления надзора за исполнением законодательства о собственности,приватизации, предпринимательской деятельности, налогового, таможенного ибанковского законодательства. При этом прокуроры с целью защиты государственныхи общезначимых социальных интересов должны придавать первоочередное значениесообщениям и другой информации о нарушениях законодательства втопливно-энергетическом, агропромышленном комплексах, кредитно-финансовойсфере, в том числе о нецелевом использовании бюджетных средств, выступатьинициаторами проведения таких проверок, координировать эту работу сконтролирующими и правоохранительными органами.
В случае выявлениянарушений, которыми ущемлены интересы государства, трудовых коллективов играждан, прокуроры должны применять меры по признанию сделок недействительными(установлению факта их ничтожности).
Согласно указанномуприказу прокуроры должны уделять неослабное внимание за деятельностью органов,осуществляющих лицензирование предпринимательской деятельности, регистрациюсубъектов хозяйствования, другие разрешительные действия и принимающих решенияоб отчуждении либо ином распоряжении государственной собственностью.
В ходе проверок зауказанным видом законодательства прокуроры должны обращать внимание наисполнение представителями государства в органах управления субъектовхозяйствования, акции (доли) которых принадлежат государству, возложенных наних обязанностей по защите экономических интересов государства. При этом оцениватьих деятельность исходя из полноты и своевременности поступления государствудивидендов, платы за пользование государственным имуществом, эффективности егоиспользования, а также возврата при выходе государства из состава участниковили реорганизации либо ликвидации субъектов хозяйствования. В этом же приказеГенеральный прокурор требует от подчиненных прокуроров в процессе проверок ворганизациях агропромышленного комплекса давать правовую оценку деятельностидолжностных лиц и других работников по обеспечению сохранности материальных иденежных средств, не оставлять без должного реагирования ни одного факта падежаскота, птицы, разукомплектования техники, хищения сельскохозяйственнойпродукции и иных материальных ценностей, уплаты экономических санкций;прокуроры должны изучать состояние дебиторской и кредиторской задолженности,обоснованность списания на убытки просроченной задолженности.
Прокурорам следуетконцентрировать внимание на соблюдении субъектами хозяйствования и налоговымиорганами налогового законодательства в части недопущения задолженности поплатежам в бюджет и внебюджетные фонды; проверять законность и полнотупринимаемых налоговыми органами к нарушителям финансовых санкций иправомерность их отмены, соблюдение условий и порядка использованияналогоплательщиками предоставленных им льгот; принимать меры к устранениюнарушений законодательства при привлечении к ответственности заадминистративные, таможенные и налоговые правонарушения, наложении ареста иприменении конфискации имущества; обеспечить эффективный надзор за соблюдениемтаможенными органами, субъектами хозяйствования и гражданами законодательствапри перемещении товаров через таможенную границу, установлении таможенныхрежимов и уплате таможенных платежей; регулярно проверять законность иобоснованность принятых подразделениями собственной безопасностиГосударственного таможенного комитета и Министерства по налогам и сборамрешений по материалам служебных расследований, заявлениям и сообщениям опротивоправных действиях сотрудников этих органов.
При осуществлении надзораза исполнением таможенного законодательства территориальным прокурорампредписано взаимодействовать с транспортными и военными прокурорами, последнимпри необходимости принимать участие в надзорных мероприятиях по предупреждениюи пресечению таможенных правонарушений.
В банковской сферепрокуроры должны особое внимание уделять вопросам соблюдения законодательствапри выдаче, сопровождении и возврате денежных средств, проведении валютныхопераций, осуществлении банками контрольных функций, законности открытиярасчетных счетов, выяснять условия, которые не должны быть льготными посравнению с условиями предоставления кредитов иным заемщикам.
Прокуроры должныобеспечить надзор за соблюдением законодательства в деятельности контролирующихорганов, требовать от руководителей и иных должностных лиц проведения провероки ревизии деятельности подконтрольных и подведомственных организаций,подчиненных должностных лиц, обеспечивать полноту и правомерность использованияпрокурорами полномочий по устранению нарушений законодательства, восстановлениюнарушенных прав, привлечению виновных к ответственности, возмещению вреда;принципиально реагировать на нарушения законодательства, допущенныеруководителями, другими должностными лицами государственных органов и субъектовхозяйствования всех форм собственности; наряду с предъявлением требований обустранении нарушений рассматривать вопрос о привлечении виновных кответственности; при установлении деяния, содержащего признаки преступления,принимать решение в соответствии со ст. 174 УПК, принимать меры к организациивзаимодействия отраслей надзора как в ходе проверок, так и на стадии принятиярешения о возбуждении уголовного дела и в процессе его расследования.
В сфере предупреждения преступныхпроявлений прокурорам предписано осуществлять надзор за исполнением законов,направленных на борьбу с пьянством, наркоманией, нарушениями общественногопорядка, безусловное исполнение которых напрямую определяет уровенькриминогенной обстановки в обществе.
Генеральный прокурортребует от подчиненных прокуроров улучшить качество актов прокурорского надзораи усилить контроль за их рассмотрением, принципиально и своевременнореагировать на каждый факт нарушения сроков и формального рассмотрения актовнадзора.
В зависимости от задач,решаемых государством на каждом этапе развития, законодательство подвергаетсякоренным изменениям, в особенности при смене общественной формации. Появляетсянеобходимость в правовом регулировании вновь возникших общественных отношений,например в сфере приватизации государственных предприятий. В связи с этимпринимаются новые законы, надзор за исполнением которых возлагается напрокуроров.
Ввиду роста травматизмана производстве, в особенности на мелких предпэиятиях, для прокуроровстановится особо актуальным надзор за соблюдением законодательства об охранетруда и правил по технике безопасности.
В связи с отсутствиемнадлежащего контроля за распространением огнестрельного оружия, в том числебоевого, среди населения и ростом преступлений, совершенных с применениеморужия и боеприпасов, в поле постоянного внимания прокуроров должен находитьсянадзор за исполнением законодательства об оружии.
Актуальным также являетсянадзор за исполнением законодательства об административных правонарушениях,поскольку органы, наделенные правом применения административных санкций,нередко допускают нарушения или бездействуют.
Пристальное вниманиедолжно уделяться прокурорскому надзору за законностью правовых актов,издаваемых (принимаемых) органами представительной и исполнительной властиобластного уровня, а также органами местного самоуправления. Это связано с тем,что названными органами нередко издаются акты в нарушение законов, в результатечего нарушаются права многих граждан, проживающих в соответствующих регионах,ущемляются законные интересы предприятий, учреждений, организаций.
Сказанное не означает,что в поле зрения прокурора должны находиться только названные направленияпрокурорского надзора за исполнением законов. При получении информации онарушении любого другого закона прокурор принимает меры к установлениюнарушений законов и способствующих этому обстоятельств, проводя прокурорскиепроверки и совершая другие надзорные действия, внося акты прокурорскогонадзора.
1.3 Акты прокурорскогонадзора как правовые средства устранения выявленных нарушений законов
Правовые средстваустранения выявленных нарушений законов — это предусмотренные законодательствоми совершаемые прокурором в установленном порядке действия по устранениювыявленных нарушений законов, а также причин и условий, им способствующих, ипривлечению к ответственности виновных лиц.
При установлениинарушений законодательства в зависимости от их характера прокурор в пределахсвоей компетенции принимает следующие меры прокурорского реагирования:
• опротестовываетправовые акты и решения (действия) республиканских органов государственногоуправления и иных государственных организаций, подчиненных Совету МинистровРеспублики Беларусь, местных представительных, исполнительных и распорядительныхорганов, других организаций, должностных лиц и индивидуальных предпринимателей,а в случаях, предусмотренных законодательными актами, отменяет их;
• освобождает своимпостановлением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию;
• дает письменныеуказания по делам об административных правонарушениях в случаях,предусмотренных законодательными актами, и направляет их органам, ведущимадминистративный процесс;
• в установленном порядкевносит представления, выносит предписания и официальные предупреждения,обязательные для исполнения соответствующими государственными органами и инымиорганизациями, должностными лицами и иными гражданами, в том числеиндивидуальными предпринимателями;
• вносит в порядке,установленном законодательными актами, предложение о роспуске местногопредставительного органа в случае систематического или грубого нарушения имтребований законодательства;
• обращается в случаях,предусмотренных законодательными актами, в суд с заявлениями (исками) в защитуправ и законных интересов граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей,и организаций, общественных и государственных интересов;
• составляет протоколы обадминистративных правонарушениях;
• выносит постановления овозбуждении дисциплинарного производства или о привлечении к материальнойответственности;
• выносит в случаях,предусмотренных законодательными актами, постановления о выселении вадминистративном порядке;
• выносит постановления овозбуждении уголовного дела.
Прокурор или егозаместитель, реализуя полномочия по надзору за исполнением законов с цельюпресечения нарушений закона и привлечения виновных к ответственности, наделеныправом принесения протеста, внесения представления об устранении нарушенийзакона, вынесения постановления о возбуждении уголовного дела или производстваоб административном правонарушении и вынесения предупреждения.
В отличие от другихсредств прокурорского реагирования (доклад прокурора, информация, разъяснениепорядка восстановления нарушенных прав и т.д.) указанные средствафункциональной и процессуальной деятельности прокурора обеспечивают выполнениедвух основных задач:
• восстановлениезаконности (или иначе — пресечения и устранения нарушений закона, причин иусловий, их порождающих);
• обеспечение частнойправовой превенции, т.е. привлечение к ответственности виновных лиц с цельюнедопущения ими нарушений закона.
Протест, представление,постановление и предупреждение прокурора являюгся правовыми актами, так каквыносятся на основании закона (УПК, КоАП, Закона о прокуратуре), имеютобозначенные в законе официальные формы изложения и влекут за собойопределенные правовые последствия для субъектов правоотношений (обязательностьрассмотрения, ответственность за невыполнение законных требований прокурора ит.д.).
Рассматриваемые актыпрокурорского реагирования по форме и содержанию должны отвечать требованиям,установленным законодательством и Генеральным прокурором Республики Беларусь. Ктребованиям общего характера, предъявляемым ко всем названным формам актовпрокурорского реагирования, относятся следующие:
1) правом приноситьпротест, вносить представление, выносить постановление о возбуждении уголовногодела или дисциплинарного производства, составлять протокол об административномправонарушении и выносить предупреждение, постановление о выселении вадминистративном порядке, обладает только прокурор или его заместительПомощники прокурора, прокуроры отделов и управлений осуществляют подготовкупроектов указанных актов прокурорского реагирования, но полномочиями выноситьих от своего имени не обладают;
2) содержащиеся в актахпрокурорского реагирования выводы и предложения должны быть законодательнообоснованы и убедительно аргументированы. Содержание актов должно выражатьправовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины иусловия, которые им способствовали, постановку вопроса об их устранении иответственности виновных лиц;
3) прокурорскоереагирование в виде издания соответствующих актов должно быть правомерным исвоевременным. Правомерность издания акта прокурорского реагированияопределяется пределами надзора, а также наличием установленных нарушенийзакона. Своевременность вынесения актов прокурорского реагирования определяетсянормами УК, УПК, КоАП, ПИКоАП регулирующими правила о сроках давностипривлечения к ответственности виновных лиц и устанавливающими процессуальныепроцедуры принятия таких решений. По общему правилу прокурор обязан приниматьнезамедлительные меры к пресечению правонарушения и восстановлению законности.
Документы прокурорскогореагирования должны быть юридически и стилистически грамотными, а такжесоответствовать требованиям, предъявляемым к правовым актам. Так, в них должнысодержаться ссылки на нарушенный материальный или процессуальный закон,конкретно указываться факты неисполнения или неправильного применения нормзакона, последствия которых наступили или могут наступить.
В этих актах обязательноуказываются нормы закона, являющиеся правовым основанием для принятиядокументов прокурорского реагирования. К ним прежде всего относятся нормыЗакона о прокуратуре, устанавливающие полномочия прокурора. В случае вынесенияпостановления о возбуждении уголовного дела или производстве обадминистративном правонарушении указываются также нормы УПК, КоАП и ПИКоАП,определяющие основания и порядок принятия такого решения.
При изложении документовпрокурорского реагирования должна применяться действующая правоваятерминология, используемая в законах, приказах и указаниях Генеральногопрокурора Республики Беларусь и других нормативно-правовых источниках.
Будучи официальнымидокументами, правовые акты прокурора изготавливаются на специальных бланках всоответствии стребованиями Инструкции по делопроизводству в органах прокуратурыРеспублики Беларусь, введенной в действие приказом Генерального прокурораРеспублики Беларусь от 5 февраля 2003 г. № 3.
Кроме общих для всехактов прокурорского реагирования характеристик, каждый из них имеет собственнуюправовую основу, а значит, и специфику как в правовом предназначении, так и вприменении. Рассмотрим основные положения, характеризующие акты прокурорскогореагирования, направленные на устранение нарушений закона и привлечениевиновных в этом к законной ответственности.
1.4 Протест прокурора:основания и порядок принесения, правовые последствия
Одним из основных,наиболее последовательно отражающих специфику прокурорского надзора полномочийпо устранению нарушений закона является право опротестования противоречащихзакону правовых актов1.
Принесение протестаследует рассматривать не только как право, но и как обязанность прокурора. Вовсех случаях выявления противоречащих закону правовых актов прокурор не долженуклоняться от реагирования на них.
Протест — актпрокурорского надзора, который приносят прокурор или его заместитель напротиворечащие законодательству акты и решения (действия) республиканскихорганов государственного управления и иных государственных организаций,подчиненных Совету Министров Республики Беларусь, местных представительных,исполнительных и распорядительных органов, других организаций, должностных лици индивидуальных предпринимателей.
Протест приносится вгосударственный орган, иную организацию, должностному лицу или индивидуальномупредпринимателю, принявшим противоречащие законодательству правовой акт илирешение (совершившим незаконное действие), либо в суд.
В протесте прокурор илиего заместитель требуют отмены либо изменения противоречащих законодательствуправового акта, решения или прекращения незаконного действия.
Протест подлежит обязательномурассмотрению соответствующим государственным органом, иной организацией,должностным лицом или индивидуальным предпринимателем не позднее чем вдесятидневный срок с момента его поступления, а местными представительнымиорганами — на ближайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующихнемедленного устранения нарушений законодательства, прокурор или егозаместитель вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Орезультатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщается прокурору или егозаместителю в письменной форме.
Принесение протестаприостанавливает исполнение опротестованных правового акта или решения(действия).
При рассмотрении протестаколлегиальным органом прокурору или его заместителю заранее сообщается о дне,времени и месте проведения заседания. Прокурор или его заместитель, а также поих поручению другой прокурорский работник вправе принять участие в рассмотрениипротеста.
Протест до егорассмотрения может быть отозван принесшими его прокурором или его заместителемлибо вышестоящим прокурором.
В случае отклоненияпротеста прокурора или его заместителя, принесенного в порядке, предусмотренномЗаконом о прокуратуре (за исключением протеста на судебные постановления), либонерассмотрения его в установленный срок прокурор или его заместитель могутпринести протест в вышестоящий государственный орган (вышестоящему должностномулицу).
Если в указанные срокивышестоящий государственный орган, иная организация (вышестоящее должностноелицо) не отменят опротестованные правовой акт или решение (действие), прокурорили его заместитель, принесшие такой протест, вправе обратиться с заявлением всоответствующий суд об отмене противоречащих законодательству правового актаили решения (действия). Подача прокурором или его заместителем заявления в судприостанавливает действие опротестованных правового акта или решения(действия).
Принесение, рассмотрениеи разрешение протеста и заявления прокурора в суде осуществляются в порядке,предусмотренном процессуальным законодательством.
1.5 Представлениепрокурора
Представление — актпрокурорского надзора, содержащий требование об устранении нарушенийзаконодательства, причин и условий, способствующих этим нарушениям.
Представление вносится вслучаях, когда прокурор, проводя проверки соблюдения законности либо обобщениеи анализ имеющихся материалов, устанавливает неоднократность нарушения закона,незаконных действий или бездействия со стороны тех или иных должностных лиц,организаций и считает необходимым рассматривать эти вопросы в комплексе с темили иным органом или должностным лицом. Это может быть орган или руководитель,в деятельности которого выявлены нарушения, или вышестоящий орган. Куданаправить представление, решает прокурор в зависимости от имеющихся материалов,характера нарушений.
В представлении прокурорвправе ставить вопрос об отмене конкретных правовых актов, а также опривлечении определенных лиц к дисциплинарной, материальной илиадминистративной ответственности. Понятно, что в таком случае представлениедолжно быть направлено в тот орган или тому должностному лицу, которыеправомочны принимать соответствующие решения.
При подготовкепредставления могут быть использованы материалы иных проверок, а также данные,полученные в ходе прокурорской деятельности по другим отраслям надзора.
Представление вносится наоснове обстоятельно проведенной прокурорской проверки или нескольких проверок,глубокого анализа выявленных нарушений законов и способствовавших имобстоятельств. В описательной части указываются выявленные нарушения закона,обстоятельства, способствующие этим нарушениям, называются должностные и иныелица, виновные в их совершении или потворствующие этому.
Представление какуниверсальный акт прокурорского реагирования позволяет ставить самые разныевопросы преимущественно правового характера, которые направлены на устранение ипредупреждение нарушений законов и способствующих им обстоятельств, а также напривлечение к ответственности виновных лиц.
Особое внимание приподготовке представлений обращается на их юридическую обоснованность,достоверность, грамотность, краткое, но исчерпывающее изложение всехобстоятельств; данные должны быть тщательно проверены; предложенияпредусматривать наиболее результативные мероприятия по устранению нарушенийзакона и их предупреждению.
Если нарушения законасовершены и не возникает необходимости привлекать руководителя органа кответственности, а его администрация 15 состоянии устранить выявленныенарушения, то представление целесообразно внести в адрес этого органа. Если жена подобные нарушения прокурор уже реагировал или они представляют повышеннуюопасность либо необходимо обратить внимание вышестоящего должностного лица навыявленные нарушения в подведомственном органе, то представление следует внестив адрес вышестоящего органа.
Представление подлежитбезотлагательному рассмотрению. Не позднее чем в месячный срок со дняпоступления должны быть приняты соответствующие меры по выполнению содержащихсятребований. В этот же срок прокурору (его заместителю) должно быть сообщено вписьменной форме о мерах, принятых по представлению.
При рассмотрениипредставления коллегиальным органом прокурору или его заместителю заранеесообщается о дне, времени и месте проведения заседания этого органа. Прокурорили его заместитель, а также по их поручению другой прокурорский работниквправе принять участие в рассмотрении представления.
На основе анализапрактики исполнения законов, в особенности допускаемых нарушений законов иобстоятельств, им способствующих, прокуроры вносят в органы представительной иисполнительной власти, а также в вышестоящие органы обобщенные представления. Вних обычно предлагаются меры, направленные на предупреждение нарушений законовв решениях либо на подведомственных предприятиях, а также ставится вопрос опривлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, виновных внарушении законов.
Представлениесоставляется в установленной форме, с указан нем тех же положений, которыенеобходимо учитывать при принесении протеста. Оно может быть направлено ипараллельно внесению протеста на конкретный акт.
1.6 Постановленияпрокурора
Постановление — актпрокурорского надзора, содержащий в зависимости от характера нарушениязаконодательства мотивированное решение прокурора или его заместителя овозбуждении уголовного дела, дисциплинарного производства или о привлечениилица к материальной ответственности. Постановление как акт прокурорскогонадзора может быть вынесено и в иных случаях выражения требования, вытекающегоиз полномочий прокурора.
Постановление приосуществлении надзора за исполнением закона в ходе досудебного производства,при производстве предварительного следствия и дознания выносится в соответствиис Уголовно-процессуальным кодексом Республики Беларусь.
Постановление овозбуждении дисциплинарного производства или о привлечении лица к материальнойответственности подлежит исполнению соответствующим государственным органом,иной организацией или должностным лицом в десятидневный срок со дня егопоступления.
Иные постановленияподлежат рассмотрению к исполнению в срок, установленный прокурором или егозаместителем.
О результатахрассмотрения постановления сообщается прокурору или его заместителю вписьменной форме.
Постановление до егоисполнения может быть отозвано вынесшим его прокурором или его заместителемлибо вышестоящим прокурором.
Постановление содержитследующие реквизиты: наименование акта (постановление), дату и место вынесения,должность и фамилию прокурора, описание обстоятельств нарушения со ссылкой назакон, который нарушен, указание конкретного лица или лиц, которыми нарушензакон, наименование органа, куда направляется постановление для исполнения,разъяснение о праве обжалования постановления вышестоящему прокурору, указаниена сроки рассмотрения постановления и сообщения о его рассмотрении прокурору, должность,классный чин, фамилию прокурора, его подпись.
В случаях обнаружения входе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов признаковпреступления, предусмотренного УК, прокурор выносит постановление о возбужденииуголовного дела, которое оформляется по правилам, установленным УПК. Приобнаружении в ходе проверки лиц, незаконно подвергнутых административномузадержанию или аресту несудебными органами, прокурор принимает незамедлительныемеры к их освобождению путем вынесения мотивированного постановления.
В случаях выявлениявоеннослужащих, незаконно содержащихся на гауптвахтах, которые арестованы вдисциплинарном порядке, военные прокуроры принимают незамедлительные меры к ихосвобождению, вынося мотивированное постановление об освобождении из-под страживоеннослужащего, незаконно содержащегося на гауптвахте.
Постановление овозбуждении дисциплинарного производства или привлечении к материальнойответственности подлежит исполнению соответствующим органом или должностнымлицом в десятидневный срок со дня его поступления. Иные постановления подлежатрассмотрению в срок, установленный прокурором.
О результатахрассмотрения постановления письменно сообщается прокурору (его заместителю).
Постановление прокурора(его заместителя) до его исполнения может быть отозвано вынесшим его прокуроромили вышестоящим прокурором.
1.7 Предписание прокурора
Согласно Закону опрокуратуре предписание — акт прокурорского надзора об устранении нарушенийзаконодательства, выносимый прокурором или его заместителем в случае нарушениязаконодательства, которое носит явный характер и может причинить существенныйвред правам и законным интересам граждан, в том числе индивидуальныхпредпринимателей, и организаций, общественным и государственным интересам, еслионо не будет немедленно устранено.
Предписание направляетсягосударственному органу, иной организации, должностному лицу илииндивидуальному предпринимателю, допустившим нарушение законодательства, либовышестоящему государственному органу, иной организации (вышестоящемудолжностному лицу), правомочным устранить такое нарушение.
Предписание должносодержать указание на акт законодательства, который нарушен, характерправонарушения и конкретные предложения о мерах по его устранению.
Предписание подлежитнемедленному исполнению, о чем безотлагательно сообщается прокурору или егозаместителю.
Государственный орган,иная организация, должностное лицо или индивидуальный предприниматель могутобжаловать предписание вышестоящему прокурору, если иное не предусмотренозаконодательными актами, который обязан рассмотреть такую жалобу вдесятидневный срок со дня поступления и о результатах рассмотрения сообщитьзаявителю. Обжалование не приостанавливает исполнения предписания. Решениевышестоящего прокурора по жалобе может быть обжаловано в судебном порядке.
1.8 Официальноепредупреждение
Официальноепредупреждение — акт прокурорского надзора о недопустимости повторногосовершения должностным лицом, иным гражданином правонарушений, влекущих засобой ответственность, установленную законодательными актами, либо подготовки ксовершению ими противоправных действий, объявляемый таким должностному лицу,иному гражданину в целях предупреждения совершения ими правонарушений.
Официальноепредупреждение, выносимое прокурором или его заместителем, направляетсядолжностному лицу, иному гражданину, в отношении которых оно вынесено, либообъявляется им лично под расписку.
При несогласии софициальным предупреждением должностное лицо, иной гражданин в отношениикоторых оно вынесено, вправе обжаловать его вышестоящему прокурору, если иноене предусмотрено законодательными актами. Решение вышестоящего прокурора пожалобе может быть обжаловано в судебном порядке.
1.9 Предъявление исков всуд
Одним из направленийнадзорной деятельности прокурора по соблюдению законодательства являетсяпредъявление прокурором иска в суд в защиту права и законных интересов граждан,в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций, общественных игосударственных интересов.
Право прокурора напредъявление иска в интересах юридических лиц и граждан предусмотрено Законом опрокуратуре, ГПК, ХПК. Так, в соответствии с п. 4 ст. 27 Закона о прокуратурепри установлении нарушений закона в зависимости от их характера прокурор (егозаместитель) в пределах своей компетенции предъявляет в суды иски и заявления взащиту прав и законных интересов граждан, в том числе индивидуальныхпредпринимателей, и организаций, общественных и государственных интересов.
Статья 81 ГПКпредусматривает, что прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением овозбуждении гражданского дела, подведомственного суду, если это необходимо длязащиты прав и охраняемых законом интересов Республики Беларусь, ееадминистративно-территориальных единиц, а также юридических лиц и граждан.Прокурор вправе вступить в дело на любой его стадии, если этого требуютинтересы государства, а также с целью защиты прав и охраняемых закономинтересов граждан.
Право на предъявлениеиска используется прокурором в тех случаях, когда для устранения правонарушенийи ликвидации вызванных ими последствий требуется применение гражданско-правовыхмер воздействия к виновным лицам. Не располагая правом непосредственного ихприменения, прокурор обращается в суд с соответствующей просьбой, облеченной вформу иска (заявления). Предъявлением иска он преследует достижениевзаимосвязанных целей: восстановление нарушенных прав и законных интересовграждан, государства, устранение и предупреждение правонарушений, привлечениевиновных лиц к гражданско-правовой ответственности, а также в некоторой степениоказание суду помощи в правильном рассмотрении и разрешении заявленныхтребований.
Возбуждение прокуроромдела в порядке ст. 81 ГПК происходит по его инициативе, одним из основанийкоторой может быть просьба заинтересованных лиц, обратившихся в прокуратуру сзаявлением о нарушении или оспаривании их законных прав и интересов. В то жевремя предъявление иска в защиту нарушенных прав и интересов является егообязанностью, вытекающей из содержания ст. 27 Закона о прокуратуре. Приустановлении нарушений закона прокурор обязан использовать предоставленныезаконом полномочия: внести протест, представление в порядке надзора, вынестипредостережение, возбудить уголовное дело, предъявить в суд иск или заявление.
Согласно ст. 66 ХПКпрокурор (его заместитель) при установлении нарушений законодательства впределах своей компетенции обращается в хозяйственный суд с иском в защитугосударственных и общественных интересов, в интересах юридических лиц,индивидуальных предпринимателей и других лиц с их согласия.
1.10 Организация работыорганов прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законодательства
Эффективностьпрокурорского надзора за исполнением законодательства во многом зависит оттого, как организована эта работа, которая должна строиться таким образом,чтобы в поле зрения прокуратуры находились все наиболее актуальные вопросыобеспечения законности. Работа по надзору должна осуществляться на основедетально продуманной долговременной стратегии деятельности прокуратуры.
Организация работы понадзору за исполнением законодательства — составная часть организации работыпрокуратуры в целом, под которой понимается совокупность взаимосвязанных ивзаимодополняемых мер (мероприятий, элементов) по подбору, расстановке,повышению квалификации прокурорских кадров, постоянному регулированию(направлению) их деятельности, обеспечению их всеми необходимыми средствами,сбору и анализу информации, анализу работы прокуратуры и оценке, планированиюработы, контролю за выполнением планов, объединению усилий оперативногосостава, других органов в целях достижения высоких конечных результатов в планеукрепления законности. Первоосновой надлежащей организации работы служитзакрепление за данным участком надзорной деятельности прокурорских работников,имеющих необходимую профессиональную подготовку.
Специалисты,осуществляющие надзор за исполнением законодательства, должны обладать высокойобщей и правовой культурой, способностью самостоятельно принимать правильныерешения быть коммуникабельными, уметь безукоризненно составлятьпрокурорско-надзорные документы.
Осуществление надзора заисполнением законов закрепляется за конкретными прокурорскими работниками. Впрокуратурах городов, районов такой надзор возлагается на помощника прокурора,работой которого руководит заместитель прокурора либо непосредственно прокурор.При отсутствии в штате прокуратуры помощника прокурора прокурорский надзор заисполнением законов закрепляется обычно за заместителем прокурора, реже — запрокурором. В Генеральной, областных и приравненных к ним прокуратурах, впрокуратурах больших городов эта работа выполняется управлениями или отделамипо надзору за исполнением законов. Для оказания помощи районным и городскимпрокурорам в осуществлении контроля за их работой за прокурорскими работникамиэтих отделов закрепляются нижестоящие прокуратуры (зоны).
Независимо оттого, какраспределены обязанности в прокуратурах, прокуроры и их заместители участвуют ворганизации и осуществлении прокурорского надзора за исполнением законов,направляют и контролируют подчиненных прокуроров в этой области.
Надлежащая организацияработы прокурора по надзору за исполнением законодательства предполагаетналичие высокого уровня ее профессионального обеспечения.
Все источники информациидолжны быть взяты под контроль. Накопление сведений о законодательстве,правонарушениях, их причинах и способствующих им условиях нужно осуществлятьсистематически и с максимальной полнотой. Постоянно в поле зрения прокуроровдолжны находиться вопросы повышения квалификации прокурорских работников.Большое внимание уделяется правовому обеспечению законодательными и другиминормативными актами. Непременным условием эффективного осуществления надзора заисполнением законов является квалифицированно поставленная аналитическаяработа. Использование результатов аналитической работы важно для определения «болевыхточек» надзорной деятельности, рационального распределения работников поконкретным участкам, оценки влияния прокурорско-надзорной практики на реальноеположение дел, внесения необходимых корректив и др.
Для успешного проведенияпроверок прокурорам необходимо иметь соответствующие методики (методическиепособия, разработки). Разработка методик и обеспечение ими прокуроров — один изэлементов организации работы. В разработке таких методик участвуют прокурорскиеработники Генеральной прокуратуры, области и отчасти прокуратур городов ирайонов.
Важнейший элементорганизации работы по надзору за исполнением законов — сбор информации онарушениях законов, ее анализ и планирование работы.
Источниками информации онарушении законов являются устные и письменные обращения граждан (заявления,жалобы), сообщения средств массовой информации, обращения в прокуратуруруководителей предприятий, учреждений, организаций и других юридических лиц,предпринимателей, законные интересы которых нарушены; сообщенияправоохранительных органов и органов контроля о совершении правонарушений ипринимаемых ими мерах. Сведения о нарушении законов содержатся также вуголовных и гражданских делах, материалах прокурорских проверок,представлениях, вносимых следователями по уголовным делам. Разнообразнойинформацией обладают налоговые инспекции, центры санитарно-эпидемиологическогонадзора и многие другие государственные органы специальной компетенции,осуществляющие функции государственного контроля за соблюдениемзаконодательства, регулирующего отношения в определенных сферах общественнойжизни.
Прокуроры путемистребования из указанных органов соответствующих материалов и сведений илинепосредственно при посещении этих органов получают информацию о выявленныхнарушениях законов, причинах нарушений и способствующих этому условиях,наступивших вредных последствиях в результате совершения этих нарушений;принятых или принимаемых мерах по устранению и предупреждению нарушений законов;числе должностных лиц и граждан, привлеченных к административной и инойответственности; количестве и суммах заявленных исков в суды и хозяйственныесуды в возмещение ущерба, причиненного нарушениями законов; количествематериалов, направленных в органы прокуратуры и другие правоохранительныеорганы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела; другую информацию.
Обширной и разностороннейинформацией о состоянии законности и правопорядка в регионах располагают органыпредставительной и исполнительной власти, местного самоуправления, органыМинистерства внутренних дел, Комитета государственной безопасности,Государственного таможенного комитета.
Данные о нарушенияхзаконодательства в различных сферах общественной жизни прокуроры могут получитьв региональных органах Министерства статистики и анализа, о числе рассмотренныхисков и суммах удовлетворенных требований — в общих и хозяйственных судах;сведения о числе лиц, привлеченных к административной ответственности, — всудах и органах, обладающих правом применения административных санкций. ОрганыГосударственного комитета по стандартизации, метрологии и сертификации имеютданные о несоблюдении требований государственных стандартов, банковские,финансовые и налоговые — о поступлении средств, взыскиваемых с виновных порешению судов и органов, обладающих правом применения административных санкций.Информацией о нарушении законов обладают различные общественные организации идвижения.
Распространенные контактыпрокуроров с правоохранительными органами и органами контроля, руководителямиорганов власти и управления, с депутатами также служат обогащениюинформационной базы прокурорского надзора за исполнением законов.
К числу ключевыхэлементов организационного обеспечения надзора за исполнением законов относитсяработа по организации конкретных прокурорских проверок. Работа по надзору заисполнением законов организуется на плановой основе. Планирование должно бытьорганической частью управления, стиля работы всех звеньев прокуратуры — отГенеральной до районных (городских).
Планы работы по надзоруза исполнением законов, как правило, не составляются. Они отдельно включаются вперспективные и текущие планы работы прокуратуры. Это:
• проведение проверокисполнения законов в связи с сигналами об их нарушении;
• проверки законностииздаваемых правовых актов;
• проведение совместныхили одновременных с другими органами проверок исполнения законов;
• подготовка актовпрокурорского надзора (реагирования), в том числе обобщенных представлений, атакже информации по результатам изучения правоприменительной практики;
• подготовка ипредъявление исков и заявлений в общие и хозяйственные суды;
• подготовка методическихрекомендаций по проведению проверок исполнения законов;
• проведение разного родапредупредительно-профилактических мероприятий (бесед, выступлений в средствахмассовой информации).
Планами предусматриваетсяпроведение различных аналитических мероприятий, в том числе по обобщению иизучению практики работая прокуратуры, а в вышестоящих прокуратурах — по оказаниюпомощи районным и городским прокурорам в организации надзора за исполнениемзаконов.
Плановые мероприятия воизбежание дублирования необходимо согласовывать с мероприятиями, планируемыми иреализуемыми другими правоохранительными органами и органами контроля.Необходимо учитывать также мероприятия, проводимые в регионах по решениямместных органов представительной и исполнительной власти.
Планы работы могуткорректироваться, однако общий объем запланированных мероприятий должен бытьвыполнен. Этому способствует контроль со стороны вышестоящих прокуроров,которые проводят проверки исполнения заданий, плановых мероприятий внижестоящих прокуратурах.
Осуществляя надзор,прокуроры взаимодействуют с другими подразделениями прокуратуры, прокурорскимиработниками, а также со следователями.
Взаимодействие соследствием проявляется во взаимном обмене разносторонней информацией,согласованности действий, исключающей дублирование, проведении совместныхнадзорных и иных мероприятий. Прокуроры поддерживают деловые контакты сруководителями, депутатами и другими сотрудниками органов представительной иисполнительной власти, правоохранительных органов и органов контроля, собщественными организациями и объединениями.
Организация такоговзаимодействия и поддержание контактов — составная часть организации работы.Все положительное, передовое, принимаемое при осуществлении надзора заисполнением законов, и рекомендации, разработанные учеными и практиками инаправленные на совершенствование работы прокуратуры, подлежат распространению,внедрению в практику работы всех прокуратур.
Список использованныхисточников
1. Уголовный кодекс Республики Беларусь: принят Палатойпредставителей 2 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: Текст по состоянию на 12 марта 2007 г. – Минск: Амалфея, 2007. – 336 с.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Беларусь: принятПалатой представителей 24 июня 1999 года: одобрен Советом Республики 30 июня1999 года: текст по состоянию на 2007 г. – Минск: Амалфея, 2007. – 400 с.
4. Закон Республики Беларусь «О прокуратуре РеспубликеБеларусь» от 08.05.2007 г. № 220-З с изм. и доп. от 06.01.2009 г. //Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь.
5. Бессарабов В.Г. прокурорский надзор: Учебник – М.: ТКВелби, изд-во Проспект, 2007.
6. Кеник А.А. Прокурорский надзор: учеб. пособие / А.А.Кеник. – Минск: Амалфея, 2008 г. – 576 с.
7. Прокурорский надзор: Учебник /Винокурор Ю.Е. и др.; Подобщей ред. Ю. Е. Винокурова. -5-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт- изд, 2003.