Реферат по предмету "Международные экономические и валютно-кредитные отношения"


Внешняя торговля России со странами с развитой рыночной экономикой

Введение
Внешнеторговая политикаРоссийской Федерации находится в стадии формирования, постепеннооформляется соответствующая ей нормативная база. Формированиеосуществляется в сложных условиях рыночной реформы перехода к открытойэкономике,экономического кризиса и распада сложившихся экономических связей.
Как известно,в течение многих десятилетий в нашей стране господствовала монополиявнешнеэкономической деятельности, то есть исключительное право государства наосуществление всех видов внешнеэкономических связей. Государствоосуществляло свою монополию через специально созданные органы.Внешняя торговля проводилась через Министерство внешней торговли (позднее –Министерство внешнеэкономических связей) и его отраслевые экспортно-импортныеобъединения; международные расчеты – через ВнешэкономбанкСССР.
Постепенное реформированиевнешнеэкономической деятельности начинается с 1986 г.Были расширены права государственных внешнеторговых организаций,наряду с ними на внешний рынок были допущены отраслевые, республиканскиеи региональные организации. С конца 80-х годов начали получать правонепосредственного выхода на внешний рынок производители экспортной продукции.
Решительный перелом врегулировании внешнеэкономической деятельности связан с Указом Президента Россииот 15 ноября 1991 г.“О либерализации внешнеэкономической деятельности на территории РСФСР”.В соответствии с этим указом право на осуществление внешнеэкономическойдеятельности получили все субъекты хозяйственной деятельности,независимо от форм собственности, без специальной регистрации.
Таким образом,в регулировании внешней торговли и внешнеэкономической деятельности в целомостается большое количество нерешенных проблем. Трудности и задачивнешнеэкономических связей тесно связаны с общим экономическим положениемРоссии.Тему моей курсовой работы я выбрал именно потому, что проблемаравноправного,недискриминационного участия России в мировой торговле остается актуальной,несмотря на некоторые положительные сдвиги.

Глава 1
1.1Принципы равноправной международ-
                                                 ной торговли.
       За последние годы российская экономика претерпеламножество самых разных изменений. Какие-то из них пошли ей на пользу,а какие-то нет.При переходе к рыночным отношениям необходимы четкие  и продуманные решения. К сожалениюПравительство России во главе с Президентом не всегда принимало именно такиерешения.В связи с переходом к рынку необходима интеграция российской экономики вмировое хозяйство,что предполагает некоторую либерализацию внешнеэкономической деятельности.Для того,чтобы страна,ставшая на такой путь развития, получила выгоду, необходимы следующиеусловия:
   1)Страны,либерализирующие торговлю, должны находиться
в фундаментальном равновесии, и либерализация торговли не должна
его нарушать ( под фундаментальным равновесием понимается ста-
бильность экономического положения страны, критериями которого
являются «умеренные» темпы инфляции, «приемлемый» уровеньбез-
работицы и равновесие платежного баланса. Первые два элемента
составляют показатели внутреннего равновесия, последний — внеш-
него). Однако, как известно, ослабление торговых барьеров обостряет проблемувнутреннего и внешнего баланса. Отсюда возникает необходимость протекционизма,которую признавал еще А.Смит.
     2) Существование международной гармонииинтересов.Через свободу торговли, которая теоретически выгодна всем, эта гармонияинтересов и осуществляется. Но дело осложняется двумя обстоятельства-
ми. Во-первых, более развитые страны имеют больший выигрыш от
свободы торговли. Во-вторых, поскольку военные интересы домини-
руют над экономическими, одних только экономических факторов
мало для установления или восстановления гармонии, которая на
практике не прослеживается.
     3) Равенство возможностей, обеспечиваемоепостоянством масштабов производства и совершенной конкуренцией. Это условие
подразумевает отсутствие всякой дискриминации и получения одними
производителями преимуществ перед другими, а также беспрепятст-
венное передвижение товаров и факторов производства. На деле при
наличии экономии от масштабов и при закреплении технологического превосходствасвобода торговли означает односторонние преиму-
щества для крупных фирм и передовых стран и приводит к менее ра-
циональному распределению мировых ресурсов по сравнению с про-
текционизмом. В рамках той или иной страны правительство должно ограничиватьмонополистические методы ведения конкурентной борьбы и предоставлять особыельготы малым предприятиям, не способным в одиночку противостоять соперникам-гигантам.
     4) Наличие эффективной международнойфинансовой системы.
Времена золотого стандарта с автоматическим регулированием внеш-
него баланса прошли, а в условиях политической и экономической
нестабильности естественным для правительств является стремление
создать резервы конвертируемой валюты, что достигается за счет по-
ложительного внешнего баланса. Если страна не имеет структурного
избытка внешнего баланса и не желает мириться с высоким уровнем
безработицы, ей остается один путь — создать избыток текущего баланса путемвведения ограничений на импорт товаров и экспорт капиталов.
     5)Выигрыш от торговли должен равномерно распределяться между
странами. Для соблюдения этого требования все страны должны на-
ходиться в примерно равных стартовых условиях в отношении про-
изводительности и доходов. Если же эти условия нарушаются, то тор-
говля сама по себе не может привести к выравниванию доходов между странами.Более того,преимущества в уровне производительности и доходов превращают свободу торговлив эффективный способ роста благосостояния и мощи одних стран и регионов за счетдругих. Выступать за то, чтобы страны, находящиеся на разных уровнях развития, осуществляли открытую финансовуюи торговую политику – значит способствовать сохранениюсложившегося неравенства между странами.
             1.2 Возможностиэкспортоориентированного
                                            развития.
     Степеньпривязки экономики страны к мировому хозяйству опреде-
ляет две крайние модели стратегии развития: внешне- и внутренне-
ориентированные. Внешнеориентированная модель, которую еще на-
зывают ассоциативной, то есть направленной на присоединение к ми-
ровому сообществу, основывается на использовании таких положи-
тельных эффектов, как расширение возможностей для комбинирова-
ния ресурсов, повышения конкурентоспособности и диверсификации продукции,уровня подготовки и квалификации трудовых ресурсов, использование внешней сферыдля смягчения трудностей и для следования за лидером, использование внешнегоспроса в условиях ограниченного внутреннего спроса на отечественную продукцию.
     Необходимо,однако,  иметь в виду, что увеличениеэкспорта смо-
жет стимулировать экономический рост лишь при условии, что зара-
ботанные средства будут инвестироваться в развитие производства. В противномслучае расширение экспорта означает лишь отток ресурсов, что и происходит вРоссии.
     Важна испециализация страны, избравшей экспортную ориента-
цию. Ведь форсированный вывоз сырья приводит не только к падению цен на мировыхрынках, но и к неблагоприятной структурной перестройке внутри страны:   ресурсы переливаются из обрабатывающихотраслей в добывающие.  А этоозначает  закрепление сырьевойспециализации и деградацию промышленности, функции которой перейдут к импорту.Именно такие перспективы открывает собой свобода торговли России.
     Выбор впользу быстрого и полномасштабного включения России
в мировое хозяйство усиливает стремление сократить сроки  техноло-
гического  перевооружения,  незамедлительно подключиться к миро-
вым финансовым ресурсам, используя такие преимущества, как мощ-
ная сырьевая база, относительно дешевая и квалифицированная рабочая сила,передовой уровень некоторых отраслей и видов продукции, а также достижения всфере фундаментальных научных исследований.
     Однаковсе эти преимущества и ресурсы нельзя задействовать в
широких масштабах и в короткие сроки. Могут не оправдаться, в
частности, расчеты на демонополизирующий эффект импорта, пос-
кольку, как показывает мировой опыт, зарубежным и местным моно-
полиям не так уж трудно достичь «взаимопонимания», которое может
получить и организационное оформление в виде совместных предпри-
ятий, к тому же поощряемых принимающей страной. Выгоды от ли-
берализации внешней сферы неотделимы от создания дополнительной конкуренции навнутреннем рынке, что плохо сочетается с необходимостью временно оградитьотечественную промышленность от внешней конкуренции.
     Надеждына то, что средства, требуемые для оплаты массового им-
порта передовой технологии, может дать экспорт сырья, невелики.
Они ограничены не только величиной экспортных сырьевых ресурсов, но и емкостьюрынков самих западных стран, неспособных поглотить тот наплыв из России идругих бывших советских республик, который необходим для получения реальногоэффекта от экспортоориентированной стратегии.
     Уже насегодняшнем, начальном этапе освоения западных рынков
видно активное нежелание обосновавшихся на них продуцентов ми-
риться с дестабилизирующим воздействием новых поставщиков деше-
вой продукции. Надо полагать, что с ростом притока товаров из Рос-
сии и других постсоветских государств страны запада не остановятся
перед введением жестких протекционистских мер, используя для этого
антидемпинговые  процедуры.
     Приоритетвнешнеориентированных стратегий, в пользу которых высказываются многиероссийские экономисты, не оправдан. Но не правы и те, кто слишком опасаетсявнешней зависимости. И те и другие переоценивают скорее универсальностьстратегий, привер-женцами которых они являются. Выбор стратегии определяетсякак внешними, так и внутренними факторами. Как известно, лучше не та стратегия,которая обещает большой эффект, а та, которую можно реализовать. Последнее взначительной мере зависит от того, насколько данная политика разделяется теми,кто будет ее проводить в жизнь, то есть от внутренних факторов.
                     1.3 Приоритетывнутренней интеграции.
     Припереходе от экономики командного типа ( плановой и закры-
той) к экономике свободной ( рыночной и открытой ) возникает воп-
рос: какие отношения «освобождать» в первую очередь — внешние
или внутренние? Если внешние, то экономика, оставаясь плановой,
становится открытой ( плановая и открытая ). Если внутренние, то
она приобретает свойства рыночной, сохраняя свою закрытость
( рыночная и закрытая ).     Донастоящего времени из трех возможных путей перехода  «открытая плановая» модель,«прыжковая» трансформация и «закрытая рыночная»экономика  -  были последовательно опробованы два первых.Сначала предприятиям разрешили торговать на внешнем рынке, но оставили запретна торговлю между собой. Затем запреты на торговлю между предприятиями былисняты, а движение к рынку наряду с интеграцией в мировую экономику былопровозглашено  новым магистральным путемразвития общества.
     Экономическиепреобразования, к сожалению,  началисьименно
с «открывания» экономики, а не с действительного движения к рынку.
Даже в период, когда задачи внутреннего и внешнего освобождения
экономики занимали одинаковое место в официально заявленной
шкале приоритетов, фактически либерализация во внешней сфере шла опережающимитемпами по сравнению со сферой внутренней. Тем самым был задан неверный тонвсему процессу включения экономики в мировое хозяйство. Реальные экономическиеотношения, за которыми стоят настоящие деньги, начали складываться у предприятийне между собой, а с зарубежными партнерами.
     Такойпроцесс никак нельзя назвать интегрированием экономики
в мировое хозяйство. Вернее, в мировую экономику при этом интег-
рируется не народное ( национальное ) хозяйство, а отдельные пред-
приятия, каждое на свой страх и риск. Что же касается хозяйства в
целом, то оно не столько интегрируется в мировую экономику, сколь-
ко «растворяется» в ней.
    «Открытая плановая» экономика показала свою неработоспособность  в  качествепереходной от командной к свободной модели.       В равной мере тщетны надежды наодновременную всестороннюю либерализацию. В случае «шоковой»либерализации внешние связи, обеспечивающие товары и деньги более высокогокачества, вытесняют нарождающиеся, но еще слабые внутренние экономическиеотношения также, как  при «открытойплановой» переходной модели они вытесняют умирающие и уже ослабевшиеадминистративно установленные связи.
    Полностью  экспортоориентированнаястратегия развития для России, очевидно, исключается. Но речь не может идти обизоляции от внешнего мира. Многие отрасли российской промышленности находятся всильной зависимости от импорта оборудования. Очевидно, что предпочтительной вэтих условиях должна стать некая смешанная,  избирательная стратегия развития.  Данная стратегия должна обеспечить сохранениенационального хозяйственного комплекса как единого целого, что в условияхвнутреннего (переход от плана к рынку) и внешнего (переход от закрытой коткрытой модели) освобождения экономики составляет основной национальныйэкономический интерес России, а значит, и центральную проблему ее национальнойэкономической безопасности.
     Средирассмотренных нами моделей переходного периода неопро-бованной остается«закрытая рыночная» экономика – модель, котораяизвестна  мировой истории. Слово«закрытая» не следует понимать буквально. Речь идет не об изоляции отвнешнего мира, а об избирательном и контролируемом вхождении в мировой рынок, отом, что основу интеграции экономики России в мировую экономику исотрудничества с зарубежными странами должно составить формирование внутреннегорынка. При этом задача создания внутренне свободной экономики должна иметьприоритет над задачей создания экономики свободной внешне.
                               1.4Товарная структура.
     1.4.1Экспорт и его динамика
     Товарнаяструктура российской внешней торговли на протяжении
многих лет практически не меняется, как не меняется и перечень това-
ров, обеспечивающих наибольшую валютную выручку. В целом структура экспортавключает в себя примерно  4 тыс.различных видов отечественной продукции.[1]  Однако список товаров, на которые приходятсянаибольшие по стоимости объемы, ограничивается только 10 позициями, включаяпрежде всего нефть, газ, цветные и драгоценные металлы, алмазы. Объем экспортаза 1994 г.составил 48 млрд. долларов и увеличился на 8,4 % по сравнению с предыдущимгодом. Произошли определенные изменения в географической структуре      экспорта. Доля промышленно развитых странвозросла с 60 до 67 %, развивающихся стран несколько снизилась — с 14 до 12 %.[2]
    Увеличение объема экспорта в 1994 году по сравнению с предыду-щим годомбыло достигнуто за счет прироста физических объемов вывоза основных сырьевыхтоваров и материалов.
     В 1994году по данным Госкомстата РФ, на долю товливно-
энергетических ресурсов в экспорте приходилось 44,7 % общего
объема экспорта ( в 1993 году — 46,7 % ), на черные и цветные ме-
таллы и изделия из них — 20,2 %  ( 16,4 %), продукцию химической
промышленности — 7,6 % ( 6 % ), лесоматериалы и целлюлозо-
бумажные изделия — 4,3 % ( 4,2 % ). Удельный вес машин и оборудо-
вания  составил всего 5,3 % ( 6,7 % ). Загод их экспортные поставки сократились на 11,8 %.[3]
     Важнымфактором, повлиявшим на объемы экспорта, стало изме-
нение соотношения внутренних и мировых цен на отдельные товары.
При этом на некоторые виды продукции перерабатывающей промышленности ценывнутри страны приблизились или перешагнули рубеж цен на мировых рынках.
     За первоеполугодие 1995 года по сравнению с тем же периодом 1994 года экспорт товароввозрос на 29,7%.[4]Увеличению стоимости объема российского экспорта товаров способствоваласложившаяся с начала 1995 года благоприятная конъюнктура на мировых рынках,и прежде всего рост цен на товары, обеспечивающие России основную массувалютных поступлений. В этом же направлении воздействовалфизический рост экспортных поставок.
       На ростэкспорта также оказывала влияние так называемая политика реального курса рубля.Вместе с тем мера по установлению определенного коридора курсу рубля,направленная на его стабилизацию, привела к снижению рентабельности экспорта,незаинтересованности производителей в его продвижении. Почти по всемважнейшим топливно-сырьевым товарам произошло физическое увеличение поставок.Вместе с ростом средних экспортных цен оба этих фактора обусловили существенныйстоимостной рост российского экспорта в первом полугодии 1995 года по сравнениюс тем же периодом 1994 года. Расчеты показывают, что средниеэкспортные цены России за сопоставимые периоды времени выросли: на нефть –примерно на 26%,нефтепродукты –на 16%,природный газ –на 7%,каменный уголь –на 3%,кокс –на 16%.[5]В течение первого полугодия 1995 года в экспорте России значительно увеличиласьдоля черных и цветных металлов, причем как в физическом выражении,так и по стоимости, прежде всего под влиянием мировых цен.
        С  одной стороны, на фоне спада вэкономике и сокращения внутреннего спроса на отечественную продукцию экспортнаясфера превратилась в наиболее динамичный и крупный сектор народного хозяйства,через который реализуется около пятой части валового внутреннего продуктастраны.С другой стороны,расширение российского экспорта происходит в крайне противоречивой и сложнойобстановке: высокие в сравнении с другими национальными макроэкономическимипоказателями темпы прироста российского экспорта не являются таковыми,если их сопоставить с динамикой международной торговли. Так,в 1994 г.при увеличении вывоза из России примерно на 12% мировой экспорт вырос на 23%,т.е.развивался почти вдвое быстрее.[6]Фактически Россия не сумела в полной мере воспользоваться расширением спроса навнешних рынках.В качестве причин этого можно назвать возросшую международную конкуренцию идискриминацию российских экспортеров за рубежом.
       Впоследнее время начинает казаться, что после длительного периода одиночногоплавания на просторах мирового рынка российские экспортеры,наконец-то,почувствовали отеческую заботу государства о своей судьбе.Подобная забота,безусловно,вполне уместна и своевременна. Государство предприняло следующие важныешаги в поддержку экспортеров. Принципиальной вехой на этом пути сталФедеральный закон от 13 октября 1995 г. “О государственном регулированиивнешнеторговой деятельности”, шестая глава которого специально посвященавопросам содействия развитию внешнеторговой деятельности и её стимулированию.30 ноября Президент России подписал указ “О первоочередных мерах по поддержке экспортеров”,предусматривающий возможность их финансовой поддержки, в том числе спривлечением средств федерального бюджета. В развитиевышеупомянутого Указа было принято постановление Правительства РоссийскойФедерации от 20 января 1996 г.“О дополнительной поддержке отечественного экспорта товаров и услуг”,конкретизировавшее основные направления государственной финансовой,налоговой и иной поддержки отечественных экспортеров. Наконец,Правительством России утверждена Федеральная программа развития экспорта,определяющая приоритеты в экспортной деятельности и ее перспективы вплоть до 2005 г.,а также основные средства достижения поставленных целей.
   Сегодня,наверное,сложно с высокой степенью вероятности предсказывать будущее российскогоэкспорта,  но есть надежда, что заинтересованное участие государствапоможет экспортной отрасли в сжатые сроки обрести современное качество исохранить обретенные им  стабильность идинамизм.С учетом всей совокупности факторов, влияющих на развитиеэкспорта,в Федеральной программе выделены три принципиальных этапа формирования новой,более эффективной модели участия России в международном разделении труда.
     Первый(1996-1997 гг.)и второй (1998-2000 гг.) этапы предусматривают не столько расширениеэкспорта,сколько поддержание его устойчиво высоких объемов на основе оптимальногоиспользования имеющихся конкурентных преимуществ и мировой конъюнктуры,постепенного расширения ассортимента вывозимой продукции.
  Решающим  со  всех точек  зрения является  третий  этап   (2001-2005 гг.),  в течение которого будет обеспеченадиверсификация российского экспорта, в том числе за счетширокого выхода на внешние рынки отечественных поставщиков готовой,в первую очередь наукоемкой, продукции. Доля последней вструктуре экспорта страны предположительно достигнет 10-15%  и приблизится к уровню промышленно развитыхгосударств.
        Такимобразом,у России,как у великой торгующей державы, ещё есть шанс. Однако дляэтого развитие промышленного экспорта необходимо рассматривать как задачуобщенационального значения, что подразумевает включение в эту работуорганов федеральной и местной власти, предпринимательскихсоюзов и общественных организаций, непосредственно экспортеров.Общими усилиями Россия сумеет занять достойное место в международном разделениитруда,способствуя тем самым прогрессу всего мирового хозяйства.
       1.4.2Импорт и его динамика.
        За1994 год объем импорта России составил 28,2 млрд.долларов,что на 5,2%выше уровня 1993 года. В его общем объеме на долю промышленно развитыхстран приходилось 69% ( в 1993 г. – 61% ).Основу импорта России составляли изделия машиностроения. В 1994 годузакупки машин и оборудования возросли на 5,8% и составили 34% отобщего объема импортных поставок, а стоимость ввезенного оборудования достигла9,6млрд.долларов.Существенно возросла доля продовольствия и сырья для его производства –29,2%против 22,2%в 1993 году.Удельный вес импортируемых химических продуктов составлял 10,7%( в 1993 г.–6,2%),изделий легкой промышленности 6,8% (13,2%),черных и цветных металлов и изделий из них 3,5% ( то есть на уровне1993 г.).[7]
    Определенное влияние на сдерживание импорта оказывали следующие факторы:
  –  политика, направленная насокращение расходов бюджета и отмена с 1 января 1994 года дотационныхкоеффициентов на импортируемые товары, а также льгот по уплате НДС и таможенныхпошлин;
  –  динамика курса рубля ( ускорение падения вовторой половине 1994 года );
  –  введение с 1 июля 1994 года нового импортноготаможенного тарифа с повышенными ставками;
  –  повышение акцизов на отдельные виды товаров.
    Приближение уровня внутренних цен к ценам мирового рынка с
учетом процесса инфляции и падения внутреннего производства при-
водит к резкому усилению конкуренции импортных товаров на оте-
чественном рынке. В первом полугодии 1995 года по сравнению с тем же периодом1994 года импорт товаров возрос на 16,8 %. В это время в структуре российскогоимпорта на две товарные группы – машины и оборудование ( 33 % ) ипродовольствие ( 22 % ) – приходилось 3/5  всего импорта.  Во внешней торговле России важную роль играетимпорт продовольствия  и прежде всегомяса, мясопродуктов и консервов, на которые приходится свыше 5 % всего российскогоимпорта, ввезенного в первом полугодии 1995 года, напитков алкогольных ибезалкогольных — 2,8 %,  сахарабелого  — 1,3 %,  масла сливочного — 1,2 %, рыбы свежей имороженной, филе рыб — 0,5 %. В сопоставимые периоды отмечен рост закупок  этих продуктов питания.[8]
                      1.5 Основныепринципы торговой
                                         политики РФ.
     Наобъемы, структуру и региональное распределение российского
экспортно-импортного обмена заметное влияние оказали меры госу-
дарства по регулированию внешней торговли. В целом его основные
направления отвечают задачам российской экономики и внешней торговли,проведению начатых реформ. Однако есть и негативные стороны –недоработанность многих аспектов нормативно-правовой базы, непоследовательностьи поспешность в принятии отдельных решений. Но работа в этом направлении идет.Примером может служить изданный в 1995 году закон «О государственномрегулировании внешнеторговой деятельности».
     ОтношенияРФ с иностранными государствами в области внешне-
торговой деятельности строятся на основе соблюдения общепризнан-
ных принципов и норм международного права и обязательств, выте-
кающих из международных договоров России.
     В целяхинтеграции экономики России в мировую экономику
Российская Федерация в соответствии с общепризнанными принци-
пами и нормами международного права участвует в международных
договорах о таможенных союзах и свободных экономических зонах
со всеми вытекающими отсюда последствиями.
     Внастоящее время торговая политика России осуществляется посредствомтаможенно-тарифного регулирования ( экспортные и импортные таможенные тарифы)  и нетарифного регулирования ( вчастности, путем квотирования и лицензирования ) внешнеторговой деятельности.Не допускаются иные методы государственного регулирования внешнеторговой деятельностипутем вмешательства и установления различных ограничений органамигосударственной власти. Экспорт и импорт осуществляются без количественныхог-раничений. Количественные ограничения вводятся в исключительных целях :
1) обеспечения национальной безопасности РФ;
2) выполнения международных обязательств РФ с учетомсостояния    на внутреннем товарномрынке;
3) защиты внутреннего рынка РФ.
     В целяхзащиты национальных интересов действует система экс-
портного контроля.  Существуюттехнические, фармакологические,
санитарные, ветеринарные, фитосанитарные и экологичес


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.