Государственноеобразовательное учреждение
высшегопрофессионального образования
Кафедрагосударственно-правовых дисциплин
КОНТРОЛЬНАЯРАБОТА
по дисциплинеНалоговое право
на тему
Налоговыеспоры и их разрешение
Содержание
Введение
1. Налоговые споры, как разновидностьэкономических споров
2. Защита прав налогоплательщиков
3. Административный и судебныйпорядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков
Список использованной литературы
Задача
Заключение
Введение
Практика развитияотечественного налогового законодательства показывает, что поэтапное введениеактов законодательства о налогах и сборах в силу, недостаточная разработанностьсоответствующей теоретической основы, поспешность законодателя в разработке ипринятии налогово-правовых актов, а также отсутствие системности в формированиивнутренней структуры налогового закона, служат причиной возникновенияконфликтных ситуаций между налоговыми органами и налогоплательщиками.
При этом основаконфликтов зачастую заключается не столько в расширительном толкованииналоговыми органами норм права, сколько в невозможности или трудности уяснитьсмысл и условия применения правовой нормы в силу ее неопределенности иликоллизионности с иными нормами, регулирующие сходные налогово-правовыеотношения. Разрешению спора в таких условиях способствует его передача нарассмотрение компетентного органа государственной власти — вышестоящегоналогового органа или суда. В преобладающем большинстве случаев выборналогоплательщика приходится в пользу судебных органов, — в силу отсутствиявнутриведомственной заинтересованности, действия принципов состязательности,процессуального равноправия спорящих сторон.
1. Налоговые споры, какразновидность экономических споров
Налоговыйспор, разрешаемый арбитражным судом, представляет собой как материальное, так ипроцессуальное правоотношение. Налоговый спор возникает после оценки деяний (действий или бездействия)налогоплательщика со стороны налоговых органов. Как правило, до предъявлениятребований в суде этот неразрешенный конфликт является предметом рассмотрениясо стороны государства в лице налоговых органов и представляет собой материальноеналоговое правоотношение. В этом случае налоговый спор преодолевается впорядке, предусмотренном законодательством о налогах и сборах.
Несмотря на нормативноезакрепление возможности обжалования актов и действий (бездействия) налоговыхорганов в административном порядке, анализ практики показывает, что большаячасть споров становится предметом разрешения судебных органов. В таких случаяхналоговый спор становится структурно-сложным отношением, поэтому послеобращения заявителя в арбитражный суд спор приобретает значимость как материально-правовую,так и процессуальную.
К признакам налоговогоспора как материального отношения, имеющего перспективу его рассмотрения варбитражном суде, относятся: 1) субъектный состав, включающий налоговыйорган и юридическое лицо (индивидуального предпринимателя) в качественалогоплательщика; 2) содержание, которое состоит в разногласиях по поводувыполнения организацией или индивидуальным предпринимателем требований законодательствао налогах и сборах; 3) неразрешенность конфликта, порождающего налоговый спор врезультате столкновения различий во мнениях налогового органа и налогоплательщикапо поводу объема прав и обязанностей последнего.
К общим признакампроцессуальных отношений, которые складываются при разрешении налогового спора,относятся: 1) характер спора (налоговый спор является разновидностьюэкономического спора); 2) обязательным субъектом является суд, как властныйгосударственный орган, уполномоченный на его рассмотрение; 3) наличиепроцессуальной формы совершения юридически значимых действий.
Выделив основные признакиналогового спора, можно его определить как неразрешенный в административномпорядке конфликт налогового органа с налогоплательщиком по поводу объеманалоговых прав и обязанностей в заявленный период по видам налогообложения,применения норм налогового права, а также установления фактическихобстоятельств и подлежащий разрешению в порядке, предусмотренном процессуальнымзаконом.
В зависимости от того,какой налоговый спор подлежит рассмотрению в арбитражном суде, различен предметдоказывания, дифференцированно решаются вопросы распределения бременидоказывания, меняются субъекты доказывания. Классификацию налоговых споровможно провести по различным критериям.
Во-первых, в зависимостиот того, требуется ли при разрешении налогового спора применение специальныхпознаний в области бухгалтерского учета.
По этому признаку можновыделить:
споры, связанные снеисполнением налогоплательщиком основных налоговых обязанностей (формированиеналоговой базы, исчисление налогов);
споры, связанные снеисполнением факультативных обязанностей (нарушение срока постановки на учет вналоговом органе, уклонение от постановки на учет в налоговом органе и т.п.).
При разрешении споров,связанных с неисполнением налогоплательщиком основных налоговых обязанностейсуд определяет факты, относящиеся к предмету доказывания, исходная информация окоторых содержится в регистрах бухгалтерского учета.
Во-вторых, способвзимания налога позволяет разделить налоговые конфликты на споры:
связанные с исчислением иуплатой прямых налогов;
связанные с исчислением иуплатой косвенных налогов.
Для предмета доказыванияэта классификация интересна, прежде всего, тем, что при определении такогоюридического факта, как факт налогового правонарушения, суду необходимо четкопредставлять, каков механизм, экономическая суть того или иного налога.
В-третьих, по фактическомусодержанию среди налоговых споров можно выделить:
споры, связанные сразногласиями о фактическом составе;
споры, связанные сразногласиями в толковании норм налогового права.
Особенностью налоговогозаконодательства является наличие большого количества норм сотносительно-определенной диспозицией, когда нельзя точно установить, какиеобстоятельства должны быть доказаны, то есть включаться в предмет доказыванияпо тому или иному спору. Поэтому в этих случаях значительно усиливается рольсуда в конкретизации общих норм.
В настоящее времясудебная практика наполняет конкретным содержанием нормы материального права.Такое положение дел неизбежно влечет дискуссии о том, какие факты, имеющиеюридическое значение, необходимы для разрешения дела. Помимо этого, большиезатруднения возникают в толковании норм налогового права.
В-четвертых, взависимости от вида обжалуемых актов, налоговые споры подразделяются на:
споры об оспариваниинормативных правовых актов;
споры об оспариванииненормативных правовых актов.
В научной литературе быловысказано мнение об отсутствии предмета доказывания в делах, связанных соспариванием нормативных правовых актов.
На мой взгляд, приразрешении данной категории споров подлежат доказыванию не только фактыпринятия, регистрации и опубликования акта для всеобщего сведения, но инарушения прав, законных интересов конкретного лица. Поэтому беспредметностизаявленного требования здесь не наблюдается.
2. Защита правналогоплательщиков
В зависимости от различийв материальных нормах и процессуальном порядке нормативными правовыми актамиРоссии предусмотрены следующие способы защиты прав налогоплательщиков:президентский, административный, судебный, самозащита прав.
Президенту РФ могут бытьобжалованы любые действия (бездействие) контролирующих органов в финансовойсфере. В частности, Президенту РФ могут быть обжалованы решения ФСЭНП,Федеральной комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку, функционирующей приПравительстве РФ.
Административный способпредполагает обращение за защитой и восстановлением нарушенного права квышестоящему органу власти по отношению к органу, принявшему решение иливыполнившему действие. Административный порядок предполагает упрощенноепроизводство по поданной жалобе. Вместе с тем административный порядок не отрицаетвозможности обращения впоследствии за защитой в суд либо предоставляетсяальтернативный порядок защиты прав субъектов налоговых правоотношений.
Наряду с административнымприменяется и судебный порядок обжалования. В основной части налоговыхотношений для граждан действует общий порядок, предусмотренный Законом РФ от27 апреля 1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права исвободы граждан»[1]. Закон предусматривает,что право на обжалование имеет каждый гражданин, считающий, что нарушены егоправа и свободы, незаконно на него возложена какая-либо обязанность или оннезаконно привлечен к какой-либо ответственности либо созданы препятствия дляосуществления его прав и свобод. Юридические лица — субъекты налогового права— вправе обращаться за судебной защитой и в том случае, если оспариваемые финансовыеотношения оформлялись договором.
Значительно усилиласьроль Конституционного Суда РФ в защите нарушенных прав и законных интересовсубъектов налогового права. Полномочия Конституционного Суда, закрепленные вст. 125 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации»[2], предусматриваютвозможность рассмотрения и разрешения запросов и жалоб, в том числе вналоговой сфере, о соответствии Конституции РФ законов, других нормативныхактов, разрешения вопросов о компетенции между государственными органами, оконституционности примененных в отношении граждан норм, нарушающихконституционные права и свободы граждан.
В судебной практикеколичество налоговых споров постоянно возрастает, и можно предположить, чтоданная тенденция еще долго будет сохраняться, «поскольку намерение органовгосударственной власти действовать в финансовой сфере методами,соответствующими конституционно значимым стандартам, развивается гораздомедленнее, чем стремление налогоплательщиков отстаивать свои конституционныеправа и законные интересы»[3].
Существенная роль взащите и восстановлении нарушенных прав и законных интересов налогоплательщиковпринадлежит прокуратуре РФ, которая, согласно Конституции РФ (ст. 129) и Закону«О прокуратуре Российской Федерации»[4], составляет единуюцентрализованную систему, осуществляет надзор за исполнением действующих натерритории России законов, предпринимает меры, направленные на устранение ихнарушений и привлечение нарушителей к ответственности. Наряду с другиминаправлениями в функции прокуратуры входит осуществление надзора за исполнениемфинансового законодательства. При этом не имеет значения, от кого исходит нарушение— от органов представительной или исполнительной власти, финансовых,кредитных органов, налогоплательщиков, налоговых агентов, резидентов ввалютных отношениях и т. д.
Для выполнения функциинадзора за исполнением норм налогового права органы прокуратуры вправепроводить проверки по исполнению и соблюдению финансового законодательства.Подобные проверки проводятся в связи с поступающими в прокуратуру жалобами,заявлениями, а также иными сведениями о фактах налоговых правонарушений. Вслучае установления фактов нарушений налогового законодательства прокурорвправе принять следующие меры: внести представление об устранении нарушенийзакона; опротестовать противоречащие закону акты, изданные или принятые органамигосударственной власти, местного самоуправления или финансовым органам обратитьсяв суд с заявлением в защиту нарушенных финансовых прав и охраняемых законом интересовграждан, обществу и государства; возбудить производство по факту финансовогоправонарушения; возбудить уголовное дело по признакам совершения экономическогопреступления.
В соответствии со ст. 137НК РФ со стороны налогоплательщиков или налоговых агентов обжалованию подлежатакты налоговых органов как ненормативного, так и нормативного характера.
Вместе с тем НК РФустанавливает два условия, соблюдение которых необходимо для защиты нарушенныхправ налогоплательщиков или налоговых агентов: во-первых, ненормативные актыналоговых органов, а также действия или бездействие должностных лиц этихорганов должны, по мнению налогоплательщика или налогового агента, нарушать ихправа; во-вторых, нормативные правовые акты налоговых органов обжалуются в порядке,предусмотренном не НК РФ, а иным федеральным законодательством.
Объектом обжалования состороны налогоплательщика могут быть следующие ненормативные акты налоговыхорганов обозначенные НК РФ: решения о доначислении налога или пени (п. 3 ст.40); решения о взыскании налога, сбора, а также пени за счет денежных средств,находящихся на счетах в банках (п. 2 ст. 46); инкассовые поручения наперечисление налога в бюджет (п. 4 ст. 46); решения об отказе в предоставленииотсрочки или рассрочки по уплате налога или сбора (п. 6 ст. 64), решения оприостановлении операций по банковским счетам налогоплательщика или налоговогоагента (ст. 76); решения об аресте имущества налогоплательщика или налоговогоагента (ст. 77); акты, на основании которых налоговые органы вправе самостоятельноопределять сумму налогов, подлежащих уплате по аналогии (п. 3 ст. 91); извещенияо времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки (п. 1 ст. 101);решения руководителей налоговых органов (их заместителей) о привлечении лицак ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах, об отказев привлечении лица к ответственности за нарушение законодательства о налогах исборах либо о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля (п. 8ст. 101).
Кроме названныхненормативных актов обжалованию подлежат и решения вышестоящих налоговыхорганов, вынесенные по вопросам рассмотрения заявлений налогоплательщиков нанеправомерные действия, бездействие или акты нижестоящих налоговых инспекций.
Не подлежат обжалованию вадминистративном или судебном порядке акты налоговых проверок, поскольку самипо себе они не содержат обязательных для налогоплательщиков предписаний,влекущих юридические последствия.
Налогоплательщик имеетправо оспаривать: правомерность действий или бездействия должностных лицналоговых органов, если последствиями такого поведения стали нарушениязаконных прав и интересов подателя заявления; создание незаконных препятствийосуществлению права собственности или иных вещных прав, а также свобод;возложение дополнительных обязанностей или иных незаконных имущественных обременений;незаконное привлечение к налоговой ответственности.
Действия должностных лицналоговых органов, нарушающие права налогоплательщиков и, следовательно,подлежащие обжалованию, могут выражаться в различного рода поступках:проведение контрольных мероприятий с нарушением налогово-процессуальных норм,предъявление требования об уплате налога или сбора, предъявление письменногоналогового уведомления об уплате налога и т. д.
Бездействие должностныхлиц налоговых органов, нарушающее права налогоплательщиков, чаще всеговыражается в уклонении от возврата излишне взысканных сумм налога, сбора илипени.
Закон РФ «Об обжалованиив суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан» предоставляетправо физическим лицам-налогоплательщикам обжаловать в суды общей юрисдикцииакты иных (не налоговых) органов содержащие официальную информацию, которая послужилаоснованием для вынесения какого-либо решения налоговым органом. В частности, помотивам недостоверности могут быть обжалованы материалы, предоставленныерегистрирующими органами, организациями или уполномоченными лицамиосуществляющими регистрацию имущества, сделок и прав на имущество (ст. 85 НКРФ), банками (ст. 86 НК РФ).
Относительно обжалованиянормативных актов налоговых органов предусмотрен особый порядок. В отличие отактов ненормативного характера акты, содержащие нормы права, обжалуются всудебном порядке.
До принятия части первойНК РФ правом на обжалование нормативных актов налоговых органов могливоспользоваться только налогоплательщики — физические лица. В настоящее времяп. 2 ст. 138 НК РФ наделяет и физических лиц, и организации равным правом наобращение в суд за защитой нарушенных прав. Единственное различие состоит вподведомственности суда по рассмотрению заявления об обжаловании нормативныхактов налоговых органов: иски организаций и индивидуальных предпринимателейподаются в соответствии правилами АПК РФ в Московский городской арбитражныйсуд; иски физических лиц направляются на основании Гражданско-процессуального кодекса(далее — ГПК) в Верховный Суд РФ.
Практика осуществления государственнойдеятельности показывает, что права и интересы налогоплательщиков нарушаются нетолько налоговыми органами, а также органами государственной власти РоссийскойФедерации, субъектов РФ и органами местного самоуправления. В некоторых случаяхпредставительные и исполнительные органы государственной властитерриториального уровня или органы самоуправления принимают нормативные иненормативные акты (законы, решения и т. д.), противоречащие федеральномузаконодательству о налогах и сборах, возлагающие на плательщиков налогов илисборов дополнительные обременения, расширяющие налогооблагаемую базу, сокращающиеперечень налоговых льгот.
Подобные нормативные актыорганов государственной власти и местного самоуправления могут быть обжалованыв органы прокуратуры с целью вынесения протеста прокурора на неправомерныйрегиональный закон или решение органа местного самоуправления.
Кроме обращения в органыпрокуратуры налогоплательщик имеет право обжаловать нормативные и ненормативныеакты органов государственной власти Российской Федерации, субъектов РФ илимуниципальных образований в суд. Относительно нарушенных прав физических лицдела подобной категории рассматриваются судами общей юрисдикции; относительноорганизаций и граждан-предпринимателей — арбитражными судами.
Федеральные законы, атакже нормативные акты законодательных (представительных) органов власти субъектовРФ, нарушающие права и законные интересы налогоплательщиков, могут бытьобжалованы и в Конституционном Суде РФ.
Анализ норм НК РФ, атакже иного федерального законодательства позволяет сделать вывод, что посравнению с организациями физические лица имеют больший диапазон прав наобжалование актов налоговых и иных государственных органов, неправомерныхдействий (бездействия) их должностных лиц. Так, Федеральный конституционныйзакон от 26 февраля 1997 г. «Об Уполномоченном по правам человека в РоссийскойФедерации» предоставляет физическим лицам возможность обращаться за защитойсвоих прав к уполномоченному по правам человека в РФ. Также граждане-налогоплательщикиимеют право направлять заявления по вопросам защиты своих нарушенных прав вЕвропейский суд по правам человека, располагающийся в г. Страсбурге.
Кроме мер защитынарушенных прав налогоплательщиков, прямо установленных разд. VII НК РФ,налоговое законодательство предоставляет физическим лицам и организациям правона самозащиту своих прав. В соответствии с подп. 11 п. 1 ст. 21 НК РФналогоплательщик имеет право не выполнять неправомерные акты и требованияналоговых органов и их должностных лиц. Неправомерность названных актов илитребований заключается в их несоответствии НК РФ или иным федеральнымзаконам.
Налоговоезаконодательство предусматривает ряд дополнительных гарантий, обеспечивающихнормальное функционирование налоговых отношений. Так, ст. 3 НК РФустанавливает презумпцию правоты налогоплательщика в случаях неустранимостисомнений, противоречий и неясности актов законодательства о налогах и сборах;ст. 21 НК РФ предоставляет налогоплательщикам право не выполнять неправомерныеакты и требования налоговых органов и их должностных лиц, которые не соответствуютНК РФ или иным федеральным законам; ст. 63—67 НК РФ предусматривают возможностьзащиты налогоплательщиком своих прав после окончания производства по делу оналоговом правонарушении посредством использования процедуры изменения сроковуплаты налогов и пеней в форме отсрочки, рассрочки или налогового кредита.Также дополнительной гарантией соблюдения прав налогоплательщиков и, в случаенарушения, их защиты следует считать нормы налогового законодательства,устанавливающие возможность привлечения к ответственности должностных лицналоговых органов, допустивших неправомерные действия при исполнении своихслужебных обязанностей.
Своеобразной гарантиейсоблюдения финансовых интересов налогоплательщиков является ст. 59 НК РФ,согласно которой при невозможности взыскания с налогоплательщика илиналогового агента недоимки и пени по причинам экономического, социального илиюридического характера такая задолженность признается безнадежной исписывается в порядке, установленном Правительством РФ или соответствующимиорганами исполнительной власти субъекта РФ или местного самоуправления. Такимобразом, при невозможности взыскания задолженности по фискальным платежам итолько при наличии установленных законодательством причин орган исполнительнойвласти определенного территориального уровня имеет право «простить»налогоплательщику его долги. Однако следует обратить внимание на слабуюправовую регламентацию механизма реализации положений ст. 59 НК РФ, что создаетпредпосылки для злоупотребления налогоплательщиками своими правами в ущербфинансовому благополучию государства.
Меры защиты нарушенныхправ субъектов налоговых отношений позволяют, с одной стороны, обеспечитьзащиту их прав и законных интересов от неправомерных действий органов государства,местного самоуправления или финансовых органов, а с другой — обеспечитьфинансовые интересы государства и муниципальных образований.
3. Административный исудебный порядок защиты нарушенных прав налогоплательщиков
Административный порядокзащиты нарушенных прав налогоплательщиков означает возможность обжалованияактов налоговых органов, действий или бездействия их должностных лиц ввышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд.
В налоговом правеадминистративный порядок обжалования не имеет характера обязательной досудебнойпроцедуры, поэтому подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящемудолжностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачуаналогичной жалобы в суд.
Процедурные нормы, определяющиепорядок и сроки подачи жалобы в вышестоящий налоговый орган или вышестоящемудолжностному лицу, установлены ст. 139 НК РФ.
При использованииналогоплательщиком административного порядка защиты нарушенных правобжалование актов налоговых органов, действий или бездействия их должностныхлиц осуществляется по административной иерархии — жалоба подается в налоговыйорган (должностному лицу), в чьем подчинении находится налоговый орган илидолжностное лицо, допустившие нарушение законодательства. Следовательно, административныйпорядок обжалования актов, действий или бездействия налоговых органов или ихдолжностных лиц может быть многократным.
Жалоба налогоплательщикаможет содержать несколько фактов, которые нарушают права заявителя. Вместе с темНК РФ четко различает подведомственность подачи и рассмотрения жалобы — фактынесогласия с актами, действиями или бездействием налогового органа заявляютсятолько в вышестоящий налоговый орган; жалобы на неправомерное поведение должностныхлиц подаются вышестоящему должностному лицу. Объединение в одной жалобетребований, подведомственных налоговым органам, с требованиями, подведомственнымидолжностным лицам этих органов, не допускается.
Обжалованиенеправомерности деятельности налоговых органов или их должностных лицосуществляется только в письменной форме. Жалоба должна содержать название икоординаты налогового органа или должностного лица, чьи действия обжалуются,сведения о заявителе, а также предмет и основания обжалования.
Налоговым кодексом РФустановлен трехмесячный срок давности (срок обжалования) для обращения сжалобой на неправомерные акты, действия или бездействие налоговых органов илиих должностных лиц. Трехмесячный срок начинает течь со дня, когданалогоплательщик узнал или должен был узнать о нарушении своих прав.
Срок давности подачижалобы может быть восстановлен, но при условии наличия уважительной причины егопропуска. Если налогоплательщик пропустил срок обжалования актов, действийили бездействия налоговых органов (должностных лиц), то он имеет правоприложить к подаваемой жалобе письменное заявление о восстановлениипропущенного срока давности, указав причины случившегося. Вопрос обуважительной причине пропуска срока давности и о его восстановлении решаетсятем налоговым органом или должностным лицом, которым жалоба адресована.
Как правило, уважительнойпричиной пропуска срока давности признается тяжелая и длительная болезнь,длительное отсутствие, стечение тяжелых семейных обстоятельств, форс-мажорныеобстоятельства. Также к числу уважительных причин могут быть отнесены действиясотрудников налоговых либо правоохранительных органов, в результате которыхбыли изъяты документы, необходимые налогоплательщику для подачи жалобы.
При отсутствииуважительных причин пропуск трехмесячного срока на обжалование не даетналогоплательщику права требовать рассмотрения его жалобы. Такое заявлениевозвращается обратно. В то же время отказ в восстановлении срока также можетбыть обжалован в вышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностномулицу.
Лицо, подавшее жалобу ввышестоящий налоговый орган или вышестоящему должностному лицу, до принятиярешения по этой жалобе может на основании своего письменного заявления ееотозвать. Однако отзыв жалобы лишает подавшего ее налогоплательщика права наповторное обжалование тех же актов, действий или бездействия в тот женалоговый орган или тому же должностному лицу. Обращение по иным обстоятельствамосуществляется также в течение трех месяцев со дня, когда заявитель узнал илидолжен был узнать о нарушении своих прав.
По общему правилуобжалование неправомерного поведения налоговых органов или их должностных лицне приостанавливает исполнения обжалуемого акта или действия. Однако решениевопроса о приостановлении действия акта нижестоящего налогового органа илидействий (бездействия) должностного лица зависит от вышестоящего налоговогооргана или должностного лица, принявших жалобу к рассмотрению. Если довынесения мотивированного решения по поданной жалобе вышестоящее должностноелицо имеет достаточные основания полагать, что подвергаемые сомнению акты или поступкине соответствуют законодательству Российской Федерации, то оно имеет правоприостановить действие обжалуемого акта (действия, бездействия) полностью иличастично.
Вышестоящий налоговыйорган или вышестоящее должностное лицо в течение месяца со дня полученияжалобы обязаны ее рассмотреть и принять одно из следующих решений:
— оставить жалобу безудовлетворения;
— отменить акт налоговогооргана и назначить дополнительную проверку;
— отменить решение ипрекратить производство по делу о налоговом правонарушении;
— изменить решение иливынести новое решение по существу обстоятельств дела.
О любом из принятыхрешений в течение трех дней сообщается лицу, подавшему жалобу.
Административный порядокзащиты нарушенных прав налогоплательщиков действует параллельно с судебным.Вместе с тем существует определенная зависимость решения налогового органа(должностного лица) от судебного решения по аналогичным основаниям, изложеннымв жалобе налогоплательщика. По общим процедурным правилам, предусмотренным НКРФ, налоговый орган (должностное лицо) вправе рассматривать жалобу и вынестикакое-либо решение по ней до момента вступления в законную силу решения суда(арбитражного суда) о разрешении спора по обстоятельствам, идентичным вподанной жалобе. В случае, если решение суда вступает в законную силу раньше,чем налоговый орган (должностное лицо) вынесет решение по поданной ему жалобе,то акт налогового органа не должен противоречить судебному акту. Так приудовлетворении судом требований налогоплательщика налоговый орган обязанпризнать решение суда правомерным и также вынести решение в пользу заявителя.Рассмотрение налоговым органом (должностным лицом) поданной жалобы послевступления судебного решения в законную силу и вынесение противоположногорешения противоречит принципам общеобязательности и неопровержимости вступившихв законную силу судебных актов.
Административный порядокобжалования актов действий или бездействия налоговых органов или их должностныхлиц не предполагает обязательного участия заявителя или его уведомления о датерассмотрения его жалобы. В некоторых случаях в целях всестороннего иобъективного рассмотрения фактов изложенных в жалобе, от налогоплательщика могутбыть затребованы какие-либо документы, сведения или пояснения.
Судебный порядок защитынарушенных прав налогоплательщиков подразумевает обращение лица в порядкеискового производства в надлежащий суд. Для судов всех видов рассмотрениеналоговых споров является одной из самых сложных категорий дел, посколькусудьи должны владеть не только налоговым, но и почти всем финансовымзаконодательством а также разбираться в правилах ведения бухгалтерского учетаосуществления аудиторской деятельности и т. д.
ЗаконодательствомРоссийской Федерации предусмотрены следующие способы судебной защиты правналогоплательщиков:
1) признаниенеконституционным законодательного акта полностью или в части КонституционнымСудом РФ;
2) признание судом общейюрисдикции закона субъекта РФ, противоречащим федеральному закону и,следовательно, недействующим или не подлежащим применению;
3) признание арбитражнымисудами или судами общей юрисдикции недействительным нормативного либо ненормативногоакта налогового органа, иного государственного органа или органа местногосамоуправления, противоречащего закону и нарушающего права и законные интересыналогоплательщика;
4) отмена арбитражнымисудами или судами общей юрисдикции недействительного нормативного либоненормативного акта налогового органа, иного государственного органа или органаместного самоуправления, противоречащего закону и нарушающего права и законныеинтересы налогоплательщика;
5) неприменение судомнормативного либо ненормативного акта государственного органа, органа местногосамоуправления или иного органа, противоречащего закону;
6) пресечение действийдолжностного лица налогового органа или иного государственного органа,нарушающих права или законные интересы налогоплательщика;
7) принуждение налоговыхорганов, иных органов государственной власти или их должностных лиц квыполнению законодательно установленных обязанностей, от выполнения которыхони уклоняются;
8) признание неподлежащим исполнению инкассового поручения (распоряжения) налогового илидругого органа на списание в бесспорном порядке сумм недоимок, пени, штрафовза нарушения налогового законодательства с банковского счета налогоплательщика;
9) возврат из бюджетанеобоснованно списанных в бесспорном порядке сумм недоимок, пени, штрафов;
10) взыскание процентовза несвоевременный возврат излишне уплаченных или излишне взысканных суммналога, сбора, пеней;
11) возмещение убытков,причиненных незаконными решениями, действиями или бездействием налоговыхорганов или их должностных лиц.
Одновременно названныеспособы судебной защиты являются предметами исковых требованийналогоплательщиков.
После вступления вдействие части первой НК РФ порядок определения подведомственности налоговыхспоров претерпел существенные изменения. Статья 138 НК РФ устанавливает, чтодела по обжалованию нормативных и ненормативных актов налоговых органов, атакже действия или бездействия их должностных лиц организациями ииндивидуальными предпринимателями подведомственны арбитражным судам, афизическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, — судамобщей юрисдикции.
Нормы НК РФ о судебномпорядке защиты нарушенных прав налогоплательщиков нашли развитие в совместномпостановлении Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного СудаРФ от 11 июня 1999 г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением вдействие части первой Налогового кодекса Российской Федерации». В постановленииразъяснено, что налоговые споры подлежат рассмотрению арбитражными судами наобщих основаниях в соответствии с АПК РФ и судами общей юрисдикции — в порядке,предусмотренном гл. 24 ГПК РФ и Законом РФ «Об обжаловании в суд действий ирешений, нарушающих права и свободы граждан».
Значительная часть дел,возникающих из налоговых правоотношений, рассматривается арбитражными судами.Статьей 29 АПК РФ к подведомственности арбитражных судов отнесенорассмотрение экономических споров и других дел, возникающих из административныхи иных публичных правоотношений. Арбитражные суды рассматривают следующие категориидел, связанных с осуществлением организациями и гражданами предпринимательскойи иной экономической деятельности:
1) об оспариваниинормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителяв сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
2) об оспариванииненормативных правовых актов органов государственной власти РоссийскойФедерации, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления,решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местногосамоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законныеинтересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
3) о взыскании сорганизаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическуюдеятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом непредусмотрен иной порядок взыскания;
4) другие дела,возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральнымзаконом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.
Деятельность арбитражныхсудов по защите нарушенных прав налогоплательщиков шире, чем деятельность судовобщей юрисдикции, поскольку количественный состав субъектов, обращающихся вданные суды, намного больше.
Высший Арбитражный Суд РФв Информационном письме от 21 июня 1999 г. № 42 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с взиманием подоходного налога» указал, что «споры междуиндивидуальными предпринимателями и налоговыми органами, возникшие в связи сисчислением подоходного налога, подведомственны арбитражным судам независимо отоснования возникновения спора».
По общему правилу (ст. 35АПК РФ) иск предъявляется по месту нахождения налогового органа, акты, действияили бездействие которого обжалуются. Иски к государственным органам и органамместного самоуправления, вытекающие из налоговых правоотношений, предъявляютсяв арбитражный суд соответствующего субъекта РФ, а не по месту нахождения органа,принявшего оспариваемое решение.
Статья 138 НК РФустанавливает важное правило судебного рассмотрения налоговых споров — принципопределения надлежащего ответчика. Согласно названному принципу по делу обобжаловании акта налогового органа ответчиком следует привлекать налоговыйорган, независимо от того, кем именно подписан оспариваемый акт — руководителемналогового органа, его заместителем или иным должностным лицом. По делу обобжаловании действий или бездействия должностных лиц налогового органа надлежащимответчиком будет именно то должностное лицо, которое осуществило оспариваемыедействия или которое бездействовало.
Правоприменительнаяпрактика рассмотрения налоговых споров показывает, что в судебном процессенеизбежно рассматриваются вопросы:
— применения материальныхнорм законодательства о налогах и сборах;
— примененияпроцессуальных норм, послуживших поводом для обращения налогоплательщика всуд: порядок проведения налоговой проверки, производство по делу о налоговомправонарушении, порядок взыскания недоимки или пени и т. д.;
— юридическойквалификации статуса, характера финансово-хозяйственной деятельностиналогоплательщика в целях выявления налоговых последствий этих операций.
Составной частьюсудебного порядка защиты прав налогоплательщиков является исполнение судебныхрешений. Общие правила исполнения судебных решений установлены Федеральнымзаконом от 21 июля 1997 г. «Об исполнительном производстве». Особенностиисполнения судебных решений по налоговым спорам регулируются НК РФ, согласнокоторому сумма излишне взысканного налоговым органом налога и начисленные наэту сумму проценты подлежат возврату налоговым органом в течение одного месяцапосле вынесения судебного решения (п. 5 ст. 79 НК РФ). Важной гарантиейреальности восстановления нарушенных прав налогоплательщиков являетсяположение о начале течения срока возврата денежных средств — один месяц со днявынесения, а не вступления в законную силу решения суда. Соответствующиеденежные суммы, присужденные к возмещению налогоплательщику, выплачиваются засчет бюджетных средств, что также гарантирует реальность исполнительногопроизводства.
В практике налоговойдеятельности часто встречаются случаи наличия у налогоплательщика недоимки поуплате налогов и сборов или задолженности по пеням, причитающихся тому жебюджету, из средств которого подлежат возмещению излишне взысканные налоги ипени. В данной ситуации п. 1 ст. 79 НК РФ предписывает сначала произвести зачетв счет погашения недоимки, а затем возвратить налогоплательщику оставшуюсяразницу по излишне взысканным денежным суммам.
Заключение
За последние 5 летнаблюдается резкий рост судебных споров между налогоплательщиками и налоговымиорганами.
Связано это, преждевсего, с несоблюдением законодательства о налогах и сборах самими же ИФНС.
Налоговый кодекс РФустанавливает обязанность налоговых органов соблюдать законодательство оналогах и сборах. В свою очередь налогоплательщики вправе требовать отдолжностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах исборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков.
Каждый налогоплательщиксамостоятельно выбирает модель взаимоотношений с налоговыми органами, и частонежелание граждан и организаций ссориться с должностными лицами налоговыхорганов приводит к ощущению безнаказанности со стороны последних. В тоже времявне зависимости от способа построения взаимоотношений с налоговой службой,налогоплательщикам, как правило, не удается избежать плановых проверок, и наопределенном этапе каждой организации приходится отстаивать свою правоту ввопросах своевременной сдачи налоговой отчетности, правильности начисления иуплаты налогов.
Следует учитывать, чтодействующее законодательство возлагает на налоговые органы обязанностьдоказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия обжалуемогорешения. При этом в случае оспаривания решений налоговых органов арбитражныесуды нередко разделяют позицию налогоплательщика, поскольку зачастую решенияналоговых органов не основываются на законе, а «подгоняются» под нормы права.
Как правило, причинаминалоговых споров являются решения налоговых органов или их незаконные действия(бездействия):
необоснованный отказ ввозмещении НДС;
решения налоговых органовпо результатам налоговой проверки о привлечении к налоговой ответственности;
необоснованное решение облокировке расчетного счета;
выставленное требованиеоб уплате налогов, пени, штрафных санкций;
необоснованное списаниеналогов с расчетного счета организации;
уклонение от ответов написьма, заявление и запросы налогоплательщика.
Задача
ООО «Вектор» получилоденежные средства от АО «Альтернатива» по договору займа. Налоговая инспекция №5 взыскала с ООО «Вектор» налог на добавленную стоимость на денежные средства,полученные по договору займа, ссылаясь на то, что в оборот, облагаемый налогомна добавленную стоимость, включаются средства, полученные от других предприятийи организаций. ООО «Вектор» подало иск в арбитражный суд о признании недействительнымрешения налоговой инспекции о взыскании финансовых санкций за неполный учетобъекта налогообложения и недоплату налога.
Что является объектаминалогообложения? Включаются ли любые денежные средства предприятий в облагаемыйналогом оборот? Относятся ли денежные средства, полученные заемщиком, коборотам по реализации товаров (работ, услуг)? Какое решение примет арбитражныйсуд?
Ответ
Объектаминалогообложения по налогу на добавленную стоимость Согласно НК РФ ст.146.(Объект налогообложения) является реализация товаров (работ, услуг) натерритории Российской Федерации, в том числе реализация предметов залога ипередача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашениюо предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав,2) передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ,оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются квычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога наприбыль организаций; выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
Нелюбые денежные средства предприятий включаются в облагаемый оборот, таксогласно ч.2 ст.146 НК РФ не признаются объектом налогообложения передача набезвозмездной основе жилых домов, детских садов, клубов, санаториев и другихобъектов социально-культурного и жилищно-коммунального назначения, а такжедорог, электрических сетей, подстанций, газовых сетей, водозаборных сооруженийи других подобных объектов органам государственной власти и органам местногосамоуправления; передача имущества государственных и муниципальных предприятий,выкупаемого в порядке приватизации; выполнение работ (оказание услуг) органами,входящими в систему органов государственной власти и органов местного самоуправления,в рамках выполнения возложенных на них исключительных полномочий в определеннойсфере деятельности в случае, если обязательность выполнения указанных работ(оказания услуг) установлена законодательством Российской Федерации,законодательством субъектов Российской Федерации, актами органов местногосамоуправления; передача на безвозмездной основе объектов основных средстворганам государственной власти и управления и органам местного самоуправления,а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным имуниципальным унитарным предприятиям; операции по реализации земельных участков(долей в них); передача имущественных прав организации ееправопреемнику (правопреемникам); передача денежных средств некоммерческиморганизациям на формирование целевого капитала.
Денежныесредства, полученные заёмщиком, к оборотам по реализации товаров (работ, услуг)не относятся, т.к. получение заёмных средств не является реализацией. Вдополнение можно добавить, что по поставкам, оплаченным за счет заемныхсредств, принять НДС к вычету можно только после возврата суммы займа. Дляэтого допускается использование средств нового займа. Новый заем можно получатьи погашать им первоначальный долг в том же налоговом периоде, в которомпроизведена оплата товаров (работ, услуг) поставщику. Суммы НДС, уплаченныепоставщику, принимаются к вычету в периоде их фактической уплаты.
Такимобразом арбитражный суд должен принять решение об удовлетворении исковыхтребований ООО «Вектор».
Список использованнойлитературы
1. КонституцияРоссийской Федерации от 12.12.1993 г.
2. ФКЗ от 21.07.1994г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» № 1-ФКЗ
3. ФКЗ от 26.02.1997г. «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»
4. НК РФ ч.1 от31.07.1998 № 146-ФЗ
5. НК РФ ч.2 от05.08.2000 № 117-ФЗ
6. АПК РФ от14.06.2002 № 95-ФЗ
7. ГПК РФ от14.11.2002 № 138-ФЗ
8. ФЗ от 21.07.1997г. «Об исполнительном производстве»
9. ФЗ «Опрокуратуре Российской Федерации» от 17.01.1992 г.
10. ФЗ РФ от27.04.1993 г. «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права исвободы граждан»
11. ПостановлениеПленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 11.06.1999г. № 41/9 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие части первойНалогового кодекса Российской Федерации»
12. Информационноеписьмо ВАС РФ от 21.06.1999 г. № 42 «Обзор практики рассмотрения споров,связанных с взиманием подоходного налога»
13. Налоговое правоРоссии: Учебник для вузов / Отв. ред. д. ю. н., проф. Ю. А. Крохина. — 2-еизд., перераб. — М.: Норма, 2004
14. Гаджиев Г. А.,Пепеляев С. Г. Предприниматель — налогоплательщик — государство. Правовые позицииКонституционного Суда Российской Федерации: Учеб. пособие.
15. В. С. Белых, Д.В. Винницкий Налоговое право России / Краткий учебный курс.: Издательство НОРМАМосква • 2004
16. Демин А.В.Налоговое право России: Учеб. пособие / А.В.Демин; Федер. агентство пообразованию; Краснояр. гос. ун-т; Юрид. ин-т. – Красноярск: РУМЦ ЮО, 2006.
17. Еналеева И.Д.,Сальникова Л.В. Налоговое право России: Учебник. — ЗАО Юстицинформ, 2005 г.
18. «Налоговые споры:теория и практика», 2006, № 5
Бадабин В.И. Налоговое право: теория, практика, споры.М., 2000.