Реферат по предмету "Государство и право"


Налоговая система. Финансовый контроль

Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение высшего профессиональногообразования
Контрольная работа
по Финансовому праву
тема: Понятие налога и налоговой системы.
Виды и методы финансового контроля.

План
 
1. Понятие налога и налоговой системы
2. Виды и методы финансового контроля
Литература
 
1. Понятие налога и налоговой системы
Под налогом понимаетсяобязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций ифизических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности,хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целяхфинансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальныхобразований.
Признаками налога являются:
1) общеобязательный характер. Статья57 Конституции РФ устанавливает, что платить законно установленные налоги исборы обязан каждый. В соответствии с этой установкой Налоговый кодекс РФ,нормативно-правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований закрепляютжесткий перечень налогов, начислять и уплачивать которые обязаны всеналогоплательщики, определенные законом. Ни один налогоплательщик не может бытьосвобожден от обязанности уплачивать законно установленные налоги;
2) индивидуальнаябезвозмездность. За счет налогов происходит финансирование всей деятельностигосударства, но при этом конкретное физическое или юридическое лицо,начисляющее и уплачивающее определенный налог, какого-либо возмещения в видеполучения имущества, имущественных или неимущественных прав не получает. Именнов этом основное отличие налога от сбора: сбор уплачивается за совершениегосударственными органами определенного действия, таким образом лицо,уплачивающее сбор, получает вполне ощутимое возмещение оплаченной суммы в видеоказанных услуг;
3) денежная форма. Налогивзимаются в форме денежных средств, принадлежащих организациям или физическимлицам на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативногоуправления;
4) публичный характер. Всоответствии со ст.57 Конституции РФ каждый обязан платить законноустановленные налоги и сборы. Данная конституционная обязанность имеет особый,а именно публично-правовой, а не частноправовой (гражданско-правовой),характер, что обусловлено публично-правовой природой государства игосударственной власти по смыслу ст.1 (ч.1), 3, 4 и 7 Конституции РФ;
5) нецелевой характер. Основнойцелью налогообложения является обеспечение деятельности государства и (или) муниципальногообразования в целом. Указанный признак налогов вытекает из ст.35 Бюджетногокодекса РФ, в которой установлен принцип общего (совокупного) покрытия расходов.Данный принцип, в свою очередь, означает, что все расходы бюджета должныпокрываться общей суммой доходов бюджета и поступлений из источников финансированияего дефицита. Доходы бюджета и поступления из источников финансирования егодефицита не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета, заисключением доходов целевых бюджетных фондов, средств целевых иностранныхкредитов, а также в случае централизации средств из бюджетов других уровнейбюджетной системы Российской Федерации. В соответствии с этим налогамипокрываются не какие-либо отдельные расходы государства, а все расходы в целом.
Налоги выполняют следующиефункции:
а) фискальную. Фискальнаяприрода налога появилась вместе с появлением самого обязательного платежа. Так,для того чтобы государство успешно функционировало, деятельностьгосударственных органов и должностных лиц необходимо финансировать. Финансированиедеятельности государства во многом происходит именно благодаря налогам и сборам.В этом и заключается фискальная функция налогов и сборов;
б) регулирующую. При помощиналогов происходит регулирование общественных отношений. При помощиустановления налогов и их ставок государством осуществляется поддержка однихотраслей экономики и снижение развития других. В зависимости от того,поддерживается определенная хозяйственная деятельность или нет, выделяютсястимулирующая и пресекающая функции налогов. Так, стимулирующую функцию выполняет,например, установление единого налога на вмененный доход для определенных видовдеятельности. Наоборот действуют акцизы на алкоголь или налог на игорный бизнес.С помощью установления высоких ставок в данных отраслях государство снижаетколичество желающих заниматься этим видом бизнеса. НК РФ предусматриваетсоздание оптимального налогового режима для экономической деятельности, упорпри проведении реформы делается на повышение налогообложения тех видовдеятельности, где сосредоточиваются реальные доходы, а также на «усилениестимулирующей функции налогов».
Налоговая система представляетсобой форму организации порядка налогообложения. Под налоговой системой вРоссийской Федерации понимается не хаотический набор разных налогов, а строгорегламентированная совокупность обязательных платежей, обладающих сходнымипризнаками (все налоги имеют объект налогообложения, налоговую базу, ставки,налоговые периоды и т.п.).
В РФ устанавливаются следующиевиды налогов и сборов:
1) федеральные;
2) региональные;
3) местные.
Федеральными налогами и сборамипризнаются налоги и сборы, которые установлены НК РФ и обязательны к уплате навсей территории Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом. Кфедеральным налогам и сборам относятся:
налог на добавленную стоимость;
акцизы;
налог на доходы физических лиц;
единый социальный налог;
налог на прибыль организаций;
налог на добычу полезныхископаемых;
налог на наследование илидарение;
водный налог;
сборы за пользование объектамиживотного мира и за пользование объектами водных биологических ресурсов;
государственная пошлина.
Региональными налогамипризнаются налоги, которые установлены НК РФ и законами субъектов РФ о налогахи обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ. Крегиональным налогам относятся:
• налог на имущество организаций;
• налог на игорный бизнес;
• транспортный налог.
Местными налогами признаютсяналоги, которые установлены НК РФ и нормативными правовыми актамипредставительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны куплате на территориях соответствующих муниципальных образований. К местнымналогам относятся:
1) земельный налог;
2) налог на имущество физическихлиц.
Налог считается установленнымлишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементыналогообложения, а именно:
объектналогообложения;
налоговая база;
налоговый период;
налоговая ставка;
порядок исчисления налога;
порядок и сроки уплаты налога.
В необходимых случаях приустановлении налога в акте законодательства о налогах и сборах могут такжепредусматриваться налоговые льготы и основания для их использованияналогоплательщиком.
2. Виды и методы финансового контроля
Финансовый контроль представляетсобой разновидность финансовой деятельности государства, которая осуществляетсявсей системой органов государственной власти и управления, специальнымиконтрольными органами и состоит в проверке законности и целесообразностидействий в области образования и расходования денежных средств, а также субъектовхозяйствования и управления с применением специфических форм и методов егоорганизации и воздействия. [1]
Финансовый контроль как институтфинансового права подразумевает, во-первых, правовое регулированиегосударственного финансового контроля как функции государственного управленияи, во-вторых, организацию формирования, распределения и использования бюджетныхсредств. В этой связи оценка эффективности государственного финансовогоконтроля обусловлена структурой, совокупностью процедур, методов и средствфинансового контроля. Организация единой системы государственного финансовогоконтроля, способствующей формированию полной и объективной картины огосударственных финансовых потоках и финансово-хозяйственной деятельностихозяйствующих субъектов, обеспечивающей выявление, предупреждение и пресечениенарушений в управлении государственными финансовыми потоками ифинансово-хозяйственной деятельностью экономических субъектов, является главнойорганизационно-правовой задачей финансовой деятельности государства.
Контроль в зависимости оторганов его осуществления может быть государственным и негосударственным. Государственныйконтроль в федеративных государствах предстает как федеральный государственныйконтроль, контроль субъектов федерации. Негосударственный контроль бываетмуниципальным, аудиторским и общественным.
Государственный финансовыйконтроль — это комплексная и целенаправленная система экономико-правовыхдействий конкретных органов государственной власти, базирующихся на положенияхосновных законов государства. [2]Финансовая деятельность субъектов финансового права сложна и многообразна,поэтому разнообразны виды и методы финансового контроля. Например, различаютконтроль за исполнением бюджетов, контроль за правильным и целесообразнымрасходованием средств, налоговый контроль, банковский надзор (за соблюдениемкассовой дисциплины, выдачи и использованием кредитов), валютный контроль,аудиторский контроль, контроль на рынке финансовых услуг.
В Бюджетном кодексе РФ темефинансового контроля посвящен разд. IX «Государственный и муниципальныйфинансовый контроль». Говоря о финансовом контроле в рамках Бюджетногокодекса, законодатель придает данному термину очень конкретный, узкий смысл — контрольза формированием и расходованием бюджетных средств, т.е. бюджетный контроль.
В иных нормативных правовыхактах, касающихся государственного регулирования денежного обращения,деятельности субъектов на финансовых рынках, формирования и использованияденежных фондов и др., упоминаются лишь отдельные виды государственногофинансового контроля (валютный контроль, страховой надзор, контроль на рынкефинансовых услуг и т.д.) в зависимости от объекта правового регулирования. Приэтом в них отсутствует нормативное определение того или иного вида финансовогоконтроля, его целей и задач, и, фактически, правовое регулирование осуществленияфинансового контроля сводится к установлению системы контролирующих органов иопределению их полномочий и функций.
Виды финансового контроляпрактически различаются в зависимости от специфики финансовых отношений. Так,различаются бюджетный, налоговый, валютный контроль и другие видыгосударственного финансового контроля. Существует специфика в осуществленииметодов различных видов финансового контроля. Например, в бюджетном контроле взависимости от методов контроля можно выделить парламентский контроль,бюджетный контроль, осуществляемый Счетной палатой, и бюджетный контроль,осуществляемый другими органами. Методы налогового контроля различаются взависимости от видов взимаемых налогов (платежей). Настоящий обзор и посвященвидам финансового контроля.
Ведомственный контрольобеспечивается закреплением в положениях о министерствах норм о проведенииэкономического анализа деятельности подведомственных структур, утверждениеэкономических показателей их деятельности, проведении в подведомственных организацияхпроверок финансово-хозяйственной деятельности и использования имущественногокомплекса.
Внутрихозяйственный контрольосуществляется в форме ведения бухгалтерского учета и составления финансовойотчетности. Федеральным законом «О бухгалтерском учете и отчетности» предусмотренообязательное ведение бухучета и составления бухгалтерской отчетности всемихозяйствующими субъектами.
Правовые основы проведениянезависимого финансового контроля в форме аудиторской деятельности закреплены вФЗ «Об аудиторской деятельности». Согласно нормам данного законааудиторская деятельность осуществляется наряду с государственным финансовымконтролем и не подменяет его.
Литература
1.        Часть первая Налогового кодекса Российской Федерации от 31 июля 1998 г. №146-ФЗ // «Российская газета» от 6 августа 1998 г. № 148-149.
2.        Еналеева И.Д., Сальникова Л.В.Налоговое право России: Учебник. — М.: ЗАО Юстицинформ, 2005.
3.        Петрова Г.В.Финансовое право: учебник. — М.: ТК Велби, 2006
4.        Финансовое право: Учеб. / Под ред. О.Н. Горбуновой. — М.: Юристъ, 2000.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Акциз и иные виды косвенных фискальных платежей
Реферат Организация производственного процесса на примере хлебопекарного и кондитерского цеха ООО "Алпи"
Реферат Как работать с сотрудником, игнорирующим любую мотивацию
Реферат Завершение формирования индустриального общества в Германия в 1871-1914 гг.
Реферат Творческая самореализация как проявление психологического здоровья студенческой молодежи
Реферат Чрезвычайные ситуации, их характеристика и классификация
Реферат Командообразование (Тим-билдинг)
Реферат Printing problem led to first air conditioner
Реферат Привод цепного конвейера
Реферат 1796-1855), российский император с 1825, третий сын императора Павла I, почетный член Петербургской ан (1826)
Реферат Агрономический факультет
Реферат Российский бюджетный федерализм и его взаимосвязь с центральными и региональными уровнями власти
Реферат Кредитование коммерческими банками юридических лиц (на материалах ОАО Белпромстройбанк)
Реферат Брак и семья. Социальные институты
Реферат Ревизия и аудит уставного фонда