КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу «Уголовно-исполнительноеправо»
«Наказание в тюрьмах»
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Права, законныеинтересы и обязанности осужденных, их понятие и социально-правоваяхарактеристика
2. Исполнение наказания втюрьмах и его правовое регулирование
3. Режим особых условий висправительных учреждениях
ЛИТЕРАТУРА
1. Права, законные интересы и обязанности осужденных, ихпонятие и социально-правовая характеристика
Приопределении правового положения осужденных принципиальным является закреплениев законе их обязанностей, прежде всего обязанности исполнить приговор суда оприменении наказания. Ее должен выполнить сам осужденный, т.е. понестинаказание со всеми его тяготами и лишениями, позором и неудобствами, утратойопределенных благ, возможностей и многими другими негативными последствиями[1].Также осужденные должны исполнять установленные законодательством РоссийскойФедерации обязанности граждан Российской Федерации, соблюдать принятые вобществе нравственные нормы поведения, требования санитарии и гигиены (ч. 1 ст.11 УИКРФ).
Следующейвыступает обязанность осужденных соблюдать требования федеральных законов, атакже принятых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов (правилвнутреннего распорядка, инструкции по исполнению штрафа и т. п.), определяющих порядоки условия отбывания наказаний (ч. 2 ст. 11 УИК РФ). Такие требования должныбыть в полном объеме доведены до осужденных, чтобы они могли с нимиознакомиться, иметь соответствующие выписки из этих актов.
Такжеосужденные обязаны выполнять законные требования администрации учреждений иорганов, исполняющих наказания (ч. 3 ст. 11 УИК РФ). Невыполнение осужденнымпредъявленного сотрудником указанной системы требования со ссылкой на егонезаконность должно быть обоснованным.
Осужденныеобязаны вежливо относиться к персоналу, иным лицам, посещающим учреждения,исполняющим наказания, а также к другим осужденным (ч. 4. ст. 11 УИК РФ). Ноесли требование о вежливом отношении к персоналу и иным лицам, посещающим учрежденияуголовно-исполнительной системы, осужденными воспринимается в целом положительнои в основном соблюдается, то поддерживать вежливое отношение между собой имудается не всегда.
Осужденные обязаныявляться по вызову администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, идавать объяснения по вопросам исполнения требований приговора (ч. 5 ст. 11 УИКРФ). Эта обязанность в большой мере является специфической для осужденных, вотношении которых исполняются наказания без изоляции от общества, где явка ксоответствующему должностному лицу выступает формой и контроля, и проведения воспитательнойработы. В случае неявки осужденный может быть подвергнут принудительномуприводу. Должностное лицо может предложить осужденному дать объяснения, как вустной, так и письменной форме; отказ от дачи объяснений может повлечь применениепредусмотренных законодательством мер воздействия.
Неисполнениеосужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законныхтребований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекутустановленную законом ответственность (ч. 6. ст. 11 УИК РФ).
Ответственностьможет реализовываться, с одной стороны, в дисциплинарном порядке с применениемее специфических видов (например, при исполнении наказания в виде лишениясвободы возможно водворение осужденных в штрафной или дисциплинарный изолятор,в помещение камерного типа и т. д.). С другой – в случае недостаточнойэффективности таких дисциплинарных взысканий может наступать более строгаяответственность – замена одного вида наказания другим, более строгим(ограничение свободы, исправительные работы – лишением свободы), или же можетбыть изменен вид исправительного учреждения (перевод из колонии-поселения вохраняемую исправительную колонию, из исправительной колонии – в тюрьму).
Наобеспечение исполнения осужденными своих обязанностей направлены наряду сюридической ответственностью организационные и психолого-педагогическиесредства. Круг видов ответственности за неисполнение обязанностей в связи сисполнением приговора суда, как правило, ограничен только некоторыми ее видами:уголовной, дисциплинарной и материальной. Это связано с тем, что возможностиосужденных выступать в качестве субъектов иных правоотношений в той или иноймере ограничены.
В отличие отобязанностей, прописанных в общем виде, права осужденных в УИК РФрегламентированы более подробно. Основные права осужденных закреплены в ст.12-15 УИК РФ. Это:
1)возможность получения информации о своих правах и обязанностях, о порядке и обусловиях отбывания назначенного судом вида наказания. Администрация учрежденияили органа, исполняющего наказания, обязана предоставить осужденным указаннуюинформацию, а также знакомить их с изменениями порядка и условий отбываниянаказаний.
2) право навежливое обращение со стороны персонала учреждения, исполняющего наказания.Осужденные не должны подвергаться жестокому или унижающему человеческоедостоинство обращению. Меры принуждения к осужденным могут быть применены неиначе как на основании закона.
3) правообращаться с предложениями, заявлениями и жалобами к администрации учрежденияили органа, исполняющего наказания, в вышестоящие органы управленияучреждениями и органами, исполняющими наказания (далее – вышестоящие органы),суд, органы прокуратуры, органы государственной власти и органы местногосамоуправления, общественные объединения, а также в межгосударственные органыпо защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиесявнутригосударственные средства правовой защиты осужденных;
4) право набезопасные условия жизни и здоровья в период отбывания наказания. Осужденные(независимо от их согласия) не могут быть подвергнуты медицинским и инымопытам, которые ставят под угрозу их жизнь и здоровье.
Законзакрепляет право осужденных на охрану здоровья, включая получение первичноймедико-санитарной и специализированной медицинской помощи вамбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости отмедицинского заключения;
5) праводавать объяснения, вести переписку, а также обращаться с указанными вышепредложениями, заявлениями и жалобами на государственном языке РоссийскойФедерации либо по их желанию на государственном языке субъекта РФ по местуотбывания наказания.
Осужденные –иностранные граждане и лица без гражданства вправе давать объяснения и вестипереписку, а также обращаться с упомянутыми выше предложениями, заявлениями ижалобами на родном языке или на любом другом языке, которым они владеют, а внеобходимых случаях пользоваться услугами переводчика. Ответы осужденным даютсяна языке обращения. При отсутствии возможности дать ответ на языке обращения ондается на государственном языке Российской Федерации с переводом ответа на языкобращения, обеспечиваемым учреждением или органом, исполняющим наказания;
6) право насоциальное обеспечение, в том числе на получение пенсий и социальных пособий,на общих основаниях в соответствии с законодательством Российской Федерации;
7) право наполучение юридической помощи. Осужденные могут пользоваться услугами адвокатов,а также иных лиц, имеющих право на оказание такой помощи.
Осужденные каресту, ограничению свободы или лишению свободы – иностранные граждане имеютправо поддерживать связь с дипломатическими представительствами и консульскимиучреждениями своих государств в Российской Федерации, а граждане государств, неимеющих дипломатических представительств и консульских учреждений в РоссийскойФедерации, – с дипломатическими представительствами государств, взявших на себяохрану их интересов, или с межгосударственными органами, занимающимися защитойуказанных осужденных;
8)осужденному гарантируется свобода совести и свобода вероисповедания (ст. 14 УИКРФ). При осуществлении прав осужденных не должны нарушаться порядок и условияотбывания наказаний, а также ущемляться права и законные интересы других лиц.
Они вправеисповедовать любую религию либо не исповедовать никакой религии, свободновыбирать, иметь и распространять религиозные убеждения и действовать в соответствиис ними.
Осуществлениеправа на свободу совести и свободу вероисповедания является добровольным, приэтом не должны нарушаться правила внутреннего распорядка учреждения,исполняющего наказание, а также ущемляться права других лиц.
Осужденным кограничению свободы по их просьбе может быть дано разрешение на посещение местбогослужения, находящихся за пределами исправительных центров. К осужденным каресту или лишению свободы по их просьбе приглашаются священнослужители.
Всоответствии со ст. 13 УИК РФ осужденные имеют право на личную безопасность.Речь идет об обеспечении личной безопасности осужденных, отбывающих наказания ввиде ареста, ограничения или лишения свободы, т. е. о тех случаях, когдаосужденные полностью или частично изолированы от общества и находятся подохраной или надзором персонала уголовно-исполнительной системы.
Привозникновении угрозы личной безопасности осужденного он вправе обратиться сзаявлением к любому должностному лицу учреждения, исполняющего наказания в видеареста, ограничения свободы или лишения свободы, с просьбой об обеспеченииличной безопасности. В этом случае указанное должностное лицо обязанонезамедлительно принять меры по обеспечению личной безопасности обратившегосяосужденного. Характер угрозы личной безопасности может быть различным: угроза убийством,причинения телесных повреждений, избиения, совершения насильственного акта мужеложстваи иного посягательства.
Осужденныесамовольно не могут покинуть камеру, жилую секцию или комнату, отряд илибригаду и вынуждены постоянно находиться с теми, от кого по тем или инымпричинам исходит угроза. Поэтому начальник учреждения по заявлению осужденноголибо по собственной инициативе принимает решение о переводе осужденного вбезопасное место или иные меры, устраняющие угрозу личной безопасностиосужденного. Эти меры выражаются в помещении такого осужденного в отдельнуюсвободную камеру штрафного изолятора до решения вопроса о месте его дальнейшегонахождения в учреждении или за его пределами. Нахождение осужденного в данномпомещении никаких ограничений для него не предусматривает, он пользуется всемипринадлежащими ему правами.
Начальникучреждения, исполняющего наказания в виде ареста, ограничения свободы илилишения свободы, обязан досконально разобраться в создавшейся ситуации,выяснить причины возникновения такой угрозы, выявить участников конфликта, егоорганизаторов. В зависимости от результатов рассмотрения и оценки сущностиконфликта начальник принимает конкретное решение относительно осуществлениямер, устраняющих угрозу личной безопасности осужденного, в том числе и егопомещения в безопасное место либо перевода в другое учреждение[2].
2. Исполнение наказания в тюрьмах и его правовоерегулирование
Тюрьмы являютсясамостоятельным видом исправительных учреждений – в них созданы наиболеежесткие условия отбывания наказания для лиц, совершивших наиболее тяжкиепреступления. Это, прежде всего, осужденные к лишению свободы на срок свышепяти лет, которым в приговоре суда часть срока наказания определена в видесодержания в тюрьме. В 2006 г. в тюрьмах содержалось более половины таких лиц(52,5%)[3].
Кроме того, осужденные, отбывавшиенаказание в виде лишения свободы в исправительных колониях общего и строгогорежимов, переводятся в тюрьму за нарушение установленного порядка (режима); приэтом максимально возможный срок содержания в тюрьмах не может превышать трехлет. Основанием для такого перевода является судебное решение, в соответствии скоторым осужденным может быть изменен вид исправительного учреждения. Изменениевида исправительного учреждения регулируется ст. 78 УИК, в соответствии скоторой в тюрьму могут быть переведены осужденные из исправительных колонийтолько общего и строгого режимов. Положение о том, что в ней могут содержатьсяосужденные, переведенные из исправительных колоний особого режима, ошибочно,так как для этого отсутствуют правовые основания. Следует заметить, чтонеобходимости перевода в тюрьмы осужденных, отбывающих наказание в исправительныхколониях особого режима, нет, поскольку строгие условия исправительной колонииособого режима практически не отличаются от условий строгого режима тюрем (заисключением правил расходования денежных средств и продолжительности временипрогулки).
Тюрьмы, как и иныеисправительные учреждения, имеют в своем составе комплекс зданий и сооружений,позволяющих организовать замкнутый автономный жизнеобеспечивающий цикл, длянормального функционирования которого необходимо соответствующее обслуживание.С этой целью в тюрьмах содержится еще одна категория осужденных. Дляопределения ее правового статуса законодатель отсылает к нормам ст. 77 УИК РФ,в соответствии с которой для выполнения работ по хозяйственному обслуживаниютюрем в них могут быть оставлены впервые осужденные к лишению свободы на срокне свыше пяти лет, которым отбывание наказания назначено в исправительнойколонии общего режима.
Ранее действовавшеезаконодательство позволяло содержать в тюрьмах и осужденных женщин. Условия ихсодержания отличались от условий содержания осужденных мужчин более слабымрежимом. В настоящее время в тюрьмах не могут содержаться осужденные женщины нипо приговору суда, ни в порядке замены вида исправительного учреждения.
В каждой тюрьмеустанавливаются два вида режима: общий и строгий, отличающиеся друг от другавозможным к реализации объемом прав и правоограничений. Установление в тюрьмахименно двух режимов, в отличие от трех видов условий содержания висправительных колониях, не случайно. Дело в том, что в тюрьмах изначальносоздаются жесткие условия отбывания наказания, чем и обусловливаются их место ироль в уголовно-исполнительной системе Российской Федерации. В противном случаебудет стерта грань между тюрьмами и исправительными колониями, что в конечномитоге сведет на нет воспитательное и профилактическое значение переводаосужденных в тюрьмы.
На строгом режиме в тюрьмесодержатся осужденные, поступившие в данное исправительное учреждение, иосужденные, переведенные с общего режима данной тюрьмы. Поступление в тюрьмубудет основанием для помещения осужденного на строгий режим лишь в случаепервичного прибытия (сразу после вынесения приговора либо определения суда);это основание отпадает, если осужденный временно выбыл из тюрьмы (например, влечебное исправительное учреждение) и затем был в нее возвращен.
Еще одним основаниемсодержать того или иного осужденного на строгом режиме является его перевод собщего режима. Возможность перевода осужденных из одних условий отбываниянаказания в другие предусматривается нормой ст. 87 УИК РФ.
УИК РФ определяет категориюосужденных, которые не могут содержаться на строгом режиме в тюрьме, в томчисле и при поступлении их в эти учреждения, – инвалиды I или II группы. Вданной норме реализован принцип гуманизма, закрепленный ст. 8 УИК РФ.
Все осужденные, поступившиев тюрьму, помещаются на строгий режим, чем достигается определенный своего рода«шокирующий» эффект, так как условия отбывания наказания на строгом режимеявляются наиболее жесткими.
Для перевода на общий режимзаконодатель устанавливает условие пребывания осужденного на строгом режиме неменее одного года. Это условие является необходимым. В соответствии со ст. 87УИК РФ администрации тюрьмы предоставлено право по истечении одного годарассмотреть вопрос о переводе осужденных на общий режим.
В тюрьме создается комиссияиз сотрудников различных служб учреждения и представителей муниципальныхорганов, органов, где рассматриваются материалы по переводу со строгого режимана общий. Докладывает материалы начальник отряда, в котором состоит осужденный,представленный на перевод. Решение комиссии оформляется протоколом, после чегопо приказу начальника тюрьмы осужденный переводится на общий режим. Комиссией впереводе может быть отказано, если во время нахождения на строгом режимеосужденный нарушал установленный порядок. Это решение осужденный можетобжаловать в установленном порядке.
УИК РФ предусматриваетвозможность перевода осужденного не только в более мягкие условия отбываниянаказания, но и в более жесткие. Применительно к тюрьмам эта возможностьрегулируется ч. 6 статьи 130 УИК. Такой перевод допустим в случае нарушенияосужденным установленного порядка отбывания наказания; при этом осужденный всоответствии со ст. 116 УИК РФ должен быть признан злостным нарушителем режима.Возможность возврата осужденных со строгого режима на общий определенасоблюдением условий, установленных ч. 5 статьи 130 УИК: отбытие осужденнымнаказания на строгом режиме не менее одного года после перевода. Это формальноеоснование; комиссия вопрос о переводе на общий режим должна рассматривать сучетом поведения осужденного.
При исчислении срокапребывания осужденных в тюрьмах отметим, что важным является указание закона отом, что срок, назначенный по приговору суда для отбывания в тюрьме,исчисляется со дня прибытия в нее осужденного. Дело в том, что на практикепостоянно возникал вопрос о зачете в срок содержания осужденного на строгомрежиме в тюрьме времени его содержания под стражей в следственном изоляторе впорядке меры пресечения. Поэтому данный вопрос приходилось регулироватьнормативным правовым актом ГУИН Минюста России, что вызывало жалобы осужденныхи их родственников. До 1999 г. срок содержания осужденных в тюрьмах исчислялсяс момента заключения под стражу. Эта точка зрения поддерживалась и ВерховнымСудом РФ, который своим Постановлением от 11 апреля 2000 г. обратил вниманиесудов на то, что «при решении вопроса в порядке статьи 78 УИК РФ о переводеосужденного из тюрьмы в исправительную колонию для дальнейшего отбываниялишения свободы период, в течение которого осужденный содержался в следственномизоляторе, засчитывается в назначенный приговором срок тюремного заключения». Внастоящее время этот вопрос решен четко: срок содержания осужденных в тюрьмеисчисляется со дня их прибытия в это учреждение.
Наиболее характернымпризнаком отбывания наказания в тюрьме является изоляция, степень которой вэтом виде исправительных учреждений является максимальной.
Осужденные, как правило,содержатся в общих запираемых камерах, но есть исключение, позволяющеесодержать осужденных в одиночных камерах с согласия прокурора. Законодатель неустанавливает условий возможности содержания осужденных в одиночных камерах,ограничиваясь формулировкой: в необходимых случаях по мотивированному постановлениюначальника тюрьмы. В числе таковых может быть: угроза личной безопасностиосужденного, его физиологические или психические особенности и др. Закон неговорит о сроках содержания в одиночных камерах, поэтому при необходимостиосужденные могут находиться в них большую часть, а в исключительных случаях – ивесь срок содержания в тюрьме. Пребывание в одиночных камерах возможно как наобщем, так и на строгом виде режима.
Существование в тюрьмах двухвидов режима изначально предопределяет раздельное содержание осужденных. Часть2 статьи 131 УИК РФ устанавливает правило, согласно которому размещениеосужденных по камерам производится с соблюдением требований ст. 80 УИК РФ. Этотребование распространяется на оба вида режима.
Тюрьмы выполняют роль итранзитно-пересыльных пунктов, что обусловливает также раздельное содержаниеосужденных, следующих по различным основаниям из одного исправительногоучреждения в другое. Для этого при наличии возможности в тюрьме выделяетсяотдельный режимный корпус.
Статья 131 УИК РФ говориттакже об изолированном содержании осужденных, оставленных в тюрьме длявыполнения работ по хозяйственному обслуживанию учреждения. Эта категорияосужденных содержится в тюрьмах на условиях, предусмотренных УИК РФ дляисправительных колоний общего режима, с дополнением об их нахождении в не запираемыхобщих камерах и предоставлении ежедневной прогулки продолжительностью два часа.
В остальном правовоерегулирование отбывания наказания осужденных, выполняющих работы похозяйственному обслуживанию учреждений, не отличается от общих правилсодержания в исправительных колониях общего режима.
Содержание осужденных взапираемых камерах на протяжении длительного периода может отрицательносказаться на состоянии их здоровья, поэтому им предоставляются прогулки. Прогулкаявляется законодательно закрепленным правом осужденных, содержащихся в тюрьмах,на что специально указывается в ст. 93 УИК РФ. Право осужденных на прогулкуобеспечивается обязанностью администрации тюрем ее организовать, поэтому прогулка– неотъемлемый элемент режима. Общим правилом проведения прогулки являетсятребование о ее проведении в дневное время на специально оборудованной частитерритории тюрьмы. Такие территории оборудуются на крыше режимных корпусов,называются прогулочными дворами, имеют специальное техническое строение,позволяющее, во-первых, надзирать за осужденными на протяжении всей прогулки,во-вторых, обеспечить изоляцию, соблюдая требования закона о проведениипрогулки покамерно.
Определена возможностьпрекратить прогулку в случае нарушения осужденными установленных правил.Прекращение прогулки не является мерой взыскания. Эта мера призвана недопустить перерастания тех или иных нарушений правил прогулки в эксцессы сучастием большого количества осужденных, что в ряде случаев возможно, так какусловия изоляции прогулочных дворов не могут в полном объеме исключить призывак групповым неповиновениям и т.п. Поэтому прекращение прогулки досрочно даетадминистрации возможность немедленно изолировать осужденных по камерам, азначит, пресечь эксцесс.
Продолжительность прогулкина общем режиме – полтора часа.
С учетом того, что условиясодержания осужденных на общем и строгом режимах в тюрьмах различаются, законодательпошел по пути их отдельной правовой регламентации.
Часть 4 статьи 131 УИКустанавливает размер средств, которые разрешено снимать с лицевых счетов дляпокупки в магазине тюрьмы продуктов питания и предметов первой необходимости.Ежемесячная предельная сумма, разрешенная к оплате лицам, находящимся на общемрежиме, – минимальный размер оплаты труда, определяемый в установленном закономпорядке (ранее действовавшее законодательство устанавливало иной предел – 40%минимального размера оплаты труда).
Понимая важностьнеобходимости сохранения социально полезных связей осужденных, законодатель,несмотря на устанавливаемую в тюрьмах самую высокую степень изоляции,предоставляет осужденным на общем режиме иметь два краткосрочных и двадлительных свидания в течение года, разрешено также получение двух посылок илипередач и двух бандеролей в течение года.
Дополнительные ограниченияправ осужденных, отбывающих наказание на строгом режиме в тюрьме, призваныреализовать принцип дифференциации и индивидуализации уголовно-исполнительногозаконодательства Российской Федерации, а также стимулировать правопослушноеповедение. В этой связи на строгом режиме в тюрьмах осужденным разрешается дополнительноприобретать продукты питания и предметы первой необходимости за счет имеющихсяна их лицевых счетах средств, однако их максимальный размер устанавливаетсяежемесячно в размере 60% минимального размера оплаты труда (ранее онограничивался 20%). Более жесткие условия строгого режима реализуются такжевозможностью осужденных иметь лишь два краткосрочных свидания в течение года.До одной снижено количество посылок и передач, разрешенных осужденным кполучению в течение года. До одного часа уменьшена продолжительность прогулки.
В заключение следуетотметить, что скудость правового регулирования – наличие в УИК РФ всего двухстатей, посвященных отбыванию наказания в тюрьмах, их отсылочный характер –приводит к тому, что в некоторых случаях не совсем точно устанавливается объемвозможных к реализации прав осужденных, отбывающих наказание в тюрьмах[4].
Например, отрицается правоосужденных, содержащихся в тюрьмах, на телефонные разговоры. Вместе с тем нынедействующее уголовно-исполнительное законодательство не содержит запрета наэтот счет.
Право на телефонныеразговоры предоставлено осужденным ст. 92 УИК РФ, устанавливающей общую норму,согласно которой все осужденные к лишению свободы могут воспользоваться этимправом четыре раза в год (продолжительность каждого разговора – до 15 мин.). Вместес тем из этого правила есть изъятие. В соответствии с ч. 3 ст. 92 УИК РФосужденным, находящимся в строгих условиях отбывания наказания, а такжеотбывающим меру взыскания в штрафных изоляторах, помещениях камерного типа, единыхпомещениях камерного типа и одиночных камерах, телефонный разговор может бытьразрешен лишь при исключительных личных обстоятельствах.
Поскольку этот переченьявляется исчерпывающим (закрытым), законодательство не содержит запрета нателефонные разговоры осужденным, отбывающим наказание в тюрьмах.
Такимобразом, тюрьмы являются существенным звеном в системе исправительныхучреждений. По сравнению с западными моделями исполнения наказания тюрьмы вотечественной пенитенциарной практике не занимают ведущей роли. Однако импридается особое значение при реализации принципа дифференциации исполнениянаказания.
3. Режим особых условий в исправительных учреждениях
Согласно статьи 85 УИК РФ вслучаях стихийного бедствия, введения в районе расположения исправительногоучреждения чрезвычайного, особого или военного положения, при массовых беспорядках,а также при групповых неповиновениях осужденных в исправительном учрежденииможет быть введен режим особых условий.
Режим особых условий в исправительномучреждении может быть введен по причинам (основаниям) внешнего по отношению кучреждению или внутреннего характера[5].
Внешними причинами,возникновение (наличие) которых обусловливает введение режима особых условий,являются:
· стихийное бедствие, экстремальная ситуация техногенного характера;
· введение в районе расположения исправительного учреждения чрезвычайного,особого или военного положения.
К числу стихийных бедствийотносятся: землетрясения, наводнения, ураганы и иные природно-климатическиеявления, ставящие под угрозу жизнь и здоровье граждан и требующие проведенияремонтно-восстановительных и спасательных работ. Экстремальные ситуации техногенногохарактера возникают вследствие значительных аварий и катастроф (например, выходиз строя реактора на АЭС, взрыв газопровода, разрыв нефтепровода с разливомнефтепродуктов и т. п.).
При введении чрезвычайногоположения устанавливается особый правовой режим деятельности органовгосударственной власти, предприятий, учреждений и организаций, допускающийограничения прав граждан и юридических лиц, а также возложение на нихдополнительных обязанностей. Чрезвычайное положение может вводиться каквременная мера в соответствии с действующим законодательством исключительно винтересах обеспечения безопасности граждан и охраны конституционного строя.
Особое положение может бытьобъявлено, например, в связи с введением на определенной территории режимапрямого президентского правления, порядок введения которого должен бытьопределен соответствующим федеральным законом.
Военное положение вводится вслучае непосредственной угрозы или прямой агрессии против Российской Федерации.Оно вводится в соответствии с Конституцией РФ на всей территории страны или вотдельных ее местностях Президентом РФ с незамедлительным сообщением об этомСовету Федерации и Государственной Думе.
Внутренними причинами длявведения особых условий являются: массовые беспорядки и (или) групповоенеповиновение осужденных.
Групповое неповиновениеосужденных характеризуется, как правило, пассивной формой поведения (отказы отприема пищи, выхода из помещений, развода на работу и т.п. действия). В этомслучае осужденные отказываются выполнять распоряжения администрации ивозложенные на них обязанности. Близко к неповиновению стоят групповыехулиганские действия, проявляющиеся активно и в ряде случаев связанные снасилием над личностью осужденных. Но все эти действия обусловлены хулиганскимимотивами, а не стремлением противодействовать администрации. К тому же, какправило, они носят локальный характер.
Массовые беспорядки связаныне просто с неисполнением распоряжения администрации, а выражаются в погромах,поджогах, избиениях осужденных, расправах с неугодными, в захватах заложников ив ряде подобных действий. В данном случае под угрозу ставится общественнаябезопасность, жизнь и здоровье осужденных и персонала. Мотивы подобныхдействий, как правило, обусловлены недовольством существующими порядками,требованиями их изменить, предоставить незаконные привилегии, сменить тех илииных представителей администрации и др. Обоснованность таких требований, еслиони связаны с угрозой общественной безопасности, жизни и здоровью осужденных иперсонала, при решении вопроса о введении режима особых условий роли не играет;осужденные обязаны подчиняться установленным законодательством требованиям иправилам поведения.
Режим особых условийвыражается в ряде конкретных действий. Прежде всего, может быть приостановленареализация принадлежащих осужденным прав, предусмотренных ст. 88-97 УИК РФ(приобретение продуктов питания, свидания, получение посылок, передач,переписка, выезды и др.). Режим особых условий в обязательном порядкепредусматривает перевод исправительного учреждения на усиленный вариант охраныи надзора, который достигается за счет уплотнения графика работы персонала иуменьшения времени отдыха, запрещения отлучек, отпусков и т.п. При таком режимеустанавливается особый порядок допуска персонала и иных лиц на объекты исправительногоучреждения и прилегающих к ним территорий. И, наконец, в самом исправительномучреждении может быть изменен распорядок дня, ограничена деятельностьпроизводственных, коммунально-бытовых, культурно-просветительных, медико-санитарныхи иных служб. Таким образом, режим особых условий связан с существеннымиограничениями, как для осужденных, так и для самого персонала.
Режим особых условий привозникновении указанных выше оснований устанавливается строго определеннымилицами и на строго определенный срок. В случае возникновения непосредственнойугрозы жизни и здоровью осужденных, персонала или иных лиц начальникисправительного учреждения может вводить меры, связанные с режимом особыхусловий, самостоятельно с немедленным уведомлением должностного лица,правомочного принимать такое решение. Такими должностными лицами выступают: министрюстиции РФ, начальник территориального органа уголовно-исполнительной системысубъекта Российской Федерации. Свое решение о введении режима особых условийуказанные должностные лица обязаны согласовать с Генеральным прокурором РФ либосоответствующим прокурором. Получив известие о введении начальникомисправительного учреждения режима особых условий, указанные должностные лица втечение трех суток должны принять соответствующее решение. Режим особых условийвводится на срок до 30 суток, при необходимости может быть продлен на тот жесрок.
ЛИТЕРАТУРА
1. Зубарев С.М. Уголовно-исполнительноеправо. М., 2007.
2. Селивестров В. И.Уголовно-исполнительное право России. М., 2006.
3. Комментарий к УИК РФ. Подредакцией Зубкова В.М. М., Юристъ, 2005.
4. Уголовно-исполнительное правоРоссии./ Учебник под редакцией Ильинича В.В. М., Гардарики, 2005.