Реферат по предмету "Государство и право"


Надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие

тема:
Надзор за исполнением законов органами,осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительноеследствие

Оглавление:
Вступление………………………………………………………………….........3
Основная часть:
Глава 1. Понятие надзора заисполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие:
1.1.                Предметнадзора………………………………………...…………...5
1.2.                Сущностьпрокурорского надзора………………………………....6
Глава 2. Надзор за исполнениемзаконов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание ипредварительное следствие:
2.1. Полномочия прокурора по надзоруза исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие………………………………………………...…….7
2.2.Порядок рассмотрения жалобы прокурором…………………….………..11
Заключение……………………….………………………………………………15
Список использованнойлитературы……………………………………..........16

Введение
Актуальностьтемы исследования.
Работав правоохранительных органах всегда была связана с повышенным риском и сповышенной же ответственностью. Но, как и всем людям, сотрудникамправоохранительных органов свойственно ошибаться. Однако работникиправоохранительных органов действуют от имени государства и в интересахгосударства.
Названныевиды деятельности затрагивают важнейшие права и свободы, имеют возможностьострейшего вмешательства в личные права и свободы каждого конкретного человека.По этой причине государство сочло необходимым закрепить это направлениедеятельности прокуроров по надзору за исполнением законов обозначеннымиорганами в самостоятельное направление надзора, подчеркивая его важность[[1]].
Целии задачи контрольной работы. Цель данной контрольной работы состоит в рассмотрениинадзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие.
Для достиженияпоставленной цели в курсовой работе решаются следующие частные задачи:
1.    определить предмет надзора;
2.    рассмотреть сущность прокурорскогонадзора;
3.    рассмотреть полномочия прокурора понадзору за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие
4.    рассмотреть порядок рассмотренияжалобы прокурором.
Объект исследования – надзорза исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие.
Предметом исследованияявляются общественные отношения, связанные с рассмотрением надзора заисполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие.

1.1.Предмет надзора
Прокурорскийнадзор — это надзор,осуществляемый органами прокуратуры за исполнением законов органами, осуществляющимиоперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие.
Прокурорскийнадзор — это деятельность государства, осуществляемая специально созданными импрокурорскими органами. Принимая законы, государство заинтересовано в ихстрогом и точном исполнении всеми гражданами, учреждениями, предприятиями,организациями. В реальности нормативных актов отражается реальность самойвласти. В связи с этим государство вынуждено выполнять специфическую надзорную функцию.
Предметомнадзора является соблюдение прав и свобод человека и гражданина, установленногопорядка разрешения заявлений и сообщений о совершенных и готовящихсяпреступлениях, выполнения оперативно-розыскных мероприятий и проведениярасследования, а также законность решений, принимаемых органами,осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительноеследствие (ст. 29 ФЗ)[[2]].
1.2.Сущность прокурорского надзора
Сущностьпрокурорского надзора заключается в том, что он:
1)представляет собой самостоятельный специфический вид государственнойдеятельности, которая является исключительной компетенцией органов прокуратуры;
2)осуществляется от имени государства;
3)заключается в проверке правильности соблюдения и исполнения законов,действующих на территории Российской Федерации;
4)обеспечивает выявление, пресечение и предупреждение правонарушений. Прокурорскийнадзор обеспечивает привлечение виновных лиц к ответственности.
Приопределении сущности прокурорского надзора С.Г. Новиков и М.Ю. Рагинский[[3]],а также В.Г. Даев и М.Н. Маршунов[[4]]обращают внимание на то обстоятельство, что прокуратура не имеет низаконодательных, ни административных, ни судебных функций, а лишь осуществляетнадзор за тем, чтобы поднадзорные государственные органы и должностные лица недопускали нарушений закона. В последующем М.Н. Маршунов заметил, что сущностьпрокурорского надзора заключается в том, чтобы обеспечить должный правовойрежим, не вторгаясь в конкретную деятельность поднадзорных органов[[5]].

Глава 2.Надзор за исполнением законов органами,  осуществляющими оперативно-розыскнуюдеятельность, дознание и предварительное следствие
 
2.1.Полномочия прокурора по надзору за исполнением законов органами,осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительноеследствие
Учитываяизменившиеся условия, Генеральный прокурор РФ 18 июня 1997 г. издал Приказ № 31 «Об организации прокурорского надзора за предварительным следствием идознанием». В нем он потребовал обеспечить единый подход к организациипрокурорского надзора за всеми органами предварительного следствия и дознаниянезависимо от их ведомственной принадлежности, безусловное реагирование навыявленные нарушения законов на всех этапах уголовно — процессуальнойдеятельности с момента поступления заявления, сообщения о деянии, имеющемпризнаки преступления, до принятия прокурором окончательного решения по делу[[6]].
Входе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен:
1)проверять исполнение требований федерального закона при приеме, регистрации иразрешении сообщений о преступлениях;
2)возбуждать уголовное дело и поручать его расследование дознавателю,следователю, нижестоящему прокурору либо принимать его к своему производству;
3)участвовать в производстве предварительного расследования и в необходимыхслучаях лично производить отдельные следственные действия;
4)давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение уголовного дела;
5)давать согласие дознавателю, следователю на возбуждение перед судом ходатайстваоб избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иногопроцессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;
6)разрешать отводы, заявленные нижестоящему прокурору, следователю, дознавателю, атакже их самоотводы;
7)отстранять дознавателя, следователя от дальнейшего производства расследования,если ими допущено нарушение требований при производстве предварительногорасследования;
8)изымать любое уголовное дело у органа дознания и передавать его следователю,передавать уголовное дело от одного следователя другому с обязательнымуказанием оснований такой передачи;
9)передавать уголовное дело от одного органа предварительного расследованиядругому с соблюдением правил подследственности, с обязательным указаниемоснований такой передачи;
10)отменять незаконные или необоснованные постановления нижестоящего прокурора,следователя, дознавателя;
11)поручать органу дознания производство следственных действий, а также давать емууказания о проведении оперативно — розыскных мероприятий;
12)продлевать срок предварительного расследования;
13)утверждать постановление дознавателя, следователя о прекращении производства поуголовному делу;
14)утверждать обвинительное заключение или обвинительный акт и направлятьуголовное дело в суд;
15)возвращать уголовное дело дознавателю, следователю со своими указаниями опроизводстве дополнительного расследования;
16)приостанавливать или прекращать производство по уголовному делу;
17)осуществлять иные полномочия (ч. 2 ст. 37)[7].
Указанияпрокурора обязательны не только для следователей и дознавателей, но и дляруководителей следственных отделов и органов дознания.
Прокурорскийнадзор в стадии предварительного расследования распространяется не только налиц, осуществляющих следствие и дознание, но и на начальников следственныхотделов и их заместителей; обвиняемых, подозреваемых и их защитников;потерпевших, гражданских истцов и их представителей, а также на всех другихсубъектов уголовно — процессуальных отношений.
Генеральныйпрокурор РФ в упомянутом Приказе № 31 потребовал от подчиненных прокуроров:считать важнейшей обязанностью прокуроров, следователей и органов дознаниязащиту прав и законных интересов потерпевших от преступлений; внимательноподходить к рассмотрению их жалоб и заявлений; принимать все необходимые меры квосстановлению нарушенных прав, к возмещению причиненного ущерба.
Прокурорампредписано ежедневно проверять законность содержания лиц в изоляторахвременного содержания и на гауптвахтах, практиковать проверки во внерабочеевремя; незамедлительно принимать меры по жалобам на незаконность задержания инезаконные методы следствия. Генеральный прокурор РФ счел необходимымспециально потребовать от подчиненных прокуроров не допускать использованиязадержания и заключения под стражу как средства получения от подозреваемого илиобвиняемого признания вины в совершении преступления[[8]].

2.2.Порядок рассмотрения жалобы прокурором
 
Жалобына действия (бездействие) и решения органа дознания, дознавателя, следователяподаются прокурору, непосредственно осуществляющему надзор за возбуждениемуголовного дела и производством предварительного расследования. Жалоба можетбыть подана прокурору на личном приеме или путем передачи ее в канцеляриюпрокуратуры либо через должностное лицо, действия (бездействие) и решениякоторого обжалуются.
Дознаватель,следователь или руководитель органа дознания, начальник следственногоподразделения при получении жалобы обязаны незамедлительно направить еепрокурору. В случае необходимости они прилагают к жалобе свои объяснения поповоду причин и оснований подачи жалобы. Одновременно в зависимости отобстоятельств уголовного дела должностным лицом, принявшим обжалуемое решение,его исполнение может быть приостановлено до разрешения жалобы прокурором.Признав жалобу достаточно обоснованной, должностное лицо прекращает обжалуемоедействие или отменяет обжалуемое решение в пределах своих полномочий, о чемсообщает прокурору[[9]].
Жалобы,поступающие вышестоящему прокурору или руководителям должностных лиц, действия(бездействие) и решения которых обжалуются, также безотлагательно направляютсяпрокурору, непосредственно осуществляющему надзор за производствомрасследования по данному уголовному делу. Однако вышестоящие органы идолжностные лица вправе со своей стороны произвести выяснение обстоятельств,повлекших подачу жалобы, принять меры по устранению выявленных нарушений илинедостатков и предотвращению их в будущем.
Пообщему правилу срок рассмотрения жалобы не должен превышать трех суток смомента поступления ее к прокурору до принятия по ней решения. Указанным срокомохватывается время изучения содержания жалобы и прилагаемых документов, имеющихк ней отношение материалов уголовного дела, получения и анализа объясненийдознавателя или следователя, проведения иных проверочных действий и подготовкиответа. Рассмотрение жалобы в порядке исключения в срок до десяти сутокпредопределяется большим объемом проверочных действий, длительностью исполнениясделанных в связи с проверкой запросов или поручений и другими факторами,обусловливающими непредвиденные или объективно неизбежные затраты времени навыяснение изложенных в жалобе фактов. О рассмотрении жалобы свыше трехсуточногосрока полагается заблаговременно известить заявителя с указанием причинотсрочки. Извещение может быть сделано в письменной или устной форме, в томчисле по факсу или телефону[[10]].
Рассматриваяжалобу, прокурор обязан всесторонне проверить изложенные в ней обстоятельства идоводы. В ходе проверки прокурор вправе использовать все средства,предоставленные ему как органу надзора за процессуальной деятельностью органовдознания и предварительного следствия. В случае необходимости прокурор вправевызвать к себе заявителя для уточнения сведений, приводимых в жалобе, илиполучения дополнительных данных. Предоставляемая заявителем информацияоблекается в письменную форму и включается в материалы производства по жалобе.Заявителю также может быть предложено представить документы, подтверждающиеизложенные в жалобе факты. При явке заявителя по вызову прокурора для выясненияуказанных в жалобе обстоятельств совершения дознавателем или следователемдействий, влекущих за собой уголовную ответственность, заявительпредупреждается об ответственности за заведомо ложный донос в соответствии сост. 306 УК. Оформление предупреждения и получение от заявителя данных, подтверждающихизложенные в жалобе факты, производится по правилам принятия заявления опреступлении.
Признавжалобу обоснованной, прокурор отменяет обжалуемые решения дознавателя илиследователя либо дает указание о прекращении обжалуемых действий (бездействия),принимает иные меры по восстановлению нарушенных прав и свобод граждан,обеспечению законных интересов предприятий, учреждений, организаций. В случаенеобходимости прокурор одновременно принимает меры по привлечению кответственности лиц, виновных в допущенных нарушениях закона. Прокуроротказывает в удовлетворении жалобы или удовлетворяет ее частично, не находяоснований для ее удовлетворения в полном объеме. Отказ в удовлетворении жалобыпредполагает убедительную аргументацию его оснований с учетом возможногообращения заявителя с повторной жалобой.
Решениепрокурора по результатам рассмотрения жалобы должно иметь форму постановления,содержащего краткое изложение доводов заявителя, их анализ, итоги проверки имотивы принятия решения. В случае удовлетворения жалобы в резолютивной частипостановления указываются также принятые по жалобе меры, направленные наустранение допущенных при производстве дознания или предварительного следствиянарушений. Уведомление о результатах рассмотрения жалобы может быть сделано вписьменной или устной форме в зависимости от имеющихся возможностей реальноизвестить заявителя о принятом прокурором решении. Одновременно разъясняетсяпорядок обжалования данного решения. По просьбе заявителя ему может быть выданакопия постановления прокурора по жалобе.
Жалобы,результаты проверки изложенных в них фактов и принятые по ним решенияцелесообразно приобщать к материалам предварительного расследования. Нахождениев уголовном деле материалов надлежащим образом рассмотренных и правильно разрешенныхжалоб способствует предупреждению обращения с повторными аналогичными жалобамипосле направления уголовного дела в суд. В случае заявления подобных жалоб всудебных стадиях уголовного процесса судья или суд будут иметь возможностьпринять по ним решения с учетом результатов их проверки и разрешенияпрокурором.

Заключение
Итак, мы определилипредмет надзора, рассмотрели сущность прокурорского надзора, полномочияпрокурора по надзору за исполнением законов органами, осуществляющимиоперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, атакже порядок рассмотрения жалобы прокурором.
Извсего вышеизложенного можно сделать следующие выводы.
Строительствоправового государства, приоритетом которого является решение всех вопросов общественнойи государственной жизни с позиций закона, создало реальные предпосылки длядетальной правовой регламентации прокурорского надзора. Без сомнения, развитиезаконодательства о прокурорском надзоре должно проходить в соответствии снаучными разработками теории прокурорского надзора и выработанными на их основерекомендациями. Думается, что один из путей совершенствования прокурорскогонадзора как раз и лежит в русле устранения проблем и противоречий, возникшихвследствие отступления законодателя в отдельных случаях от принципов,разработанных наукой, игнорирования исторических традиций и опыта,«перекосов» в расстановке акцентов в функциональной принадлежностипрокуратуры.

Списокиспользованной литературы:
 
Нормативныеправовые акты:
1.        Федеральный законот 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (ред. от04.11.2005) // СЗ РФ, 20.11.1995, № 47, ст. 4472.
2.        Уголовно-процессуальныйкодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001)(ред. от 27.07.2006) // СЗ РФ, 24.12.2001, № 52 (ч. I), ст. 4921.
3.        ПриказГенпрокуратуры РФ от 18.06.1997 № 31 «Об организации прокурорского надзора запредварительным следствием и дознанием» (ред. от 16.03.2006) // Сборникосновных организационно-распорядительных документов Генпрокуратуры РФ",Издательский дом «Автограф», Тула, 2004 (том 1).
Литература:
1.        Беляев В.П.Надзорная форма государственной деятельности в России (вопросы теории). – М.,2001. – С. 318.
2.        Беляев В.П.Надзорные и иные функции прокуратуры — совместимы ли они? // Российскийследователь. – 2005. – № 4. – С. 39 — 44.
3.        Даев В.Г.,Маршунов М.Н. Основы теории прокурорского надзора. – М., 2006. – С. 136.
4.        Дранников В.Н. Курс лекций по дисциплине«Прокурорский надзор». Общая часть: Учебное пособие. – М., 2004. – С. 120.
5.        Ломовский В.Д. Опонятии и значении прокурорского надзора в современных условиях // Закон иправо. – 2001. – № 2. – С. 24 – 28.
6.        Ломовский В.Д.Прокурорско-надзорные правоотношения. – М., 2005. – С. 193.
7.        МаршуновМ.Н. Прокурорско-надзорное право. Проблемы правового регулирования. – М., 2005.– С. 186.
8.        НовиковС.Г., Рагинский М.Ю. Прокуратура в системе советского государственного аппарата// Правоведение. – 1974. — № 3. – С. 45.
9.        Прокурорскийнадзор в Российской Федерации / Под ред. Ю.Е. Винокурова. – М., 2006. – С. 236.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Способы обработки экономической информации в анализе хозяйственной деятельности предприятия
Реферат Вирусы понятие и виды
Реферат Расчет металлорежущих инструментов (протяжка шлицевая, сверло комбинированное и фреза червячная для обработки шлицевого вала)
Реферат Роль Североамериканского соглашения о свободной торговле НАФТА в международных отношениях
Реферат Истоки возникновения классической экономической теории
Реферат Шпоры по материаловедению
Реферат Выход из лабиринта
Реферат Разработка стратегии деловой беседы
Реферат IT Tech Essay Research Paper FullService Firms
Реферат Планетыгиганты Плутон
Реферат Основні елементи цивільно-правових відносин
Реферат 1. Основы бионики: история, предмет, принципы, задачи
Реферат Любовь в произведениях И. А. Бунина
Реферат Blowback And American Foreign Policy Essay Research
Реферат Краткие сведения и задачи по курсу векторной и линейной алгебры