Реферат по предмету "Государство и право"


Муниципальное управление в социальной сфере

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АЗОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙГУМАНИТАРНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»
Муниципальное управление в социальнойсфере
СодержаниеВведение 3 1 Муниципальная социальная политика 6 1.1 Социальная политика в современной России 6 1.2 Роль муниципального образования в реализации социальной политики 7 1.3 Механизмы реализации муниципальной социальной политики 9 1.4 Взаимодействия органов государственного управления и органов местного самоуправления в социальной сфере 13 2 Муниципальное управление основными отраслями социальной сферы 18 2.1 Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения 18 2.1.1 Анализ реализации Федерального закона «122» «О замене льгот денежными выплатами» в МО Щербиновский район Краснодарского края 22 2.2 Муниципальное управление регулированием занятости населения и трудовых отношений 23 2.2.1 Анализ рынка труда в МО Щербиновский район Краснодарского края 28 2.3 Муниципальное управление в сфере образования 34 2.3.1 Анализ реализации национального проекта образования в МО Щербиновский район Краснодарского края 38 2.4 Муниципальное управление в сфере здравоохранения 42 2.4.1 Анализ реализации национального проекта здравоохранения в МО Щербиновский район Краснодарского края 51 Заключение 58 Список использованной литературы 61

Введение
Значимостьсоциальной сферы трудно переоценить, где бы ни проводилась политика – часть политикигосударства, которая своими действиями смягчает негативные последствияиндивидуального и социального неравенства, социально-экономических потрясений вобществе. Государственное регулирование социально-экономических отношений,будучи одной из предпосылок экономического развития общества и особой формойуправления, выступает в качестве важнейшей составляющей экономической политикигосударства.
Сложные,конфликтогенные проблемы современного мира невозможно решить с помощьюисключительно технологических инноваций и экономических средств.
Выполнениесоциальных функций, возложенных на государство, осуществляется через системузаконодательных и исполнительных органов власти на уровне Федерации, субъектовРФ, муниципальных образований.
Изучениесоциальных явлений и процессов проводится по всему миру. Только с помощьюисследований и создания системы управления возможно обеспечить удовлетворениесоциальных потребностей общества. Именно четкая стратегия управления социальнойсферой и социальными процессами обеспечивает решение экономических и социальныхзадач развития общества.
Актуальностьтемы состоит в том, что недооценка роли социального управления особенно опаснав условиях переходной экономики, так как именно она является мощным средствоможивления кризисов, улаживание конфликтов, возникающих вследствие проходящих вэкономике преобразований
Управлениесоциальными процессами и социальной сферой всех уровнях власти является сложнойкомплексной системой. Комплексная система социальной политики – деятельность государства,общества по согласованию интересов различных социальных групп исоциально-территориальных общностей в сфере производства распределения ипотребления.
Основнойзакон нашей страны – Конституция Российской Федерации[1]в полной мере отразила в своих статьях положения Всеобщей декларации правчеловека. Российская Федерация согласно Конституции РФ является социальнымгосударством. Цель проводимых в стране реформ – построение социальноориентированной рыночной экономики. Социальная политика переходного периодахарактеризуется тем, что она формируется в условиях исторической совмещенностипроцессов полного обновления государства и общества. Пассивность,неорганизованность, социальная бесструктурность служат питательной средой дляперекосов социальной политики в сторону бесконтрольных и безответных действийвластей. Основными целями социальной политики государства на современном этапесоциально-экономического развития России являются:
-         создание каждому дееспособному гражданину условий, позволяющих ему трудом,предприимчивостью поддерживать собственное благосостояние;
-         усиление адресной социальной поддержки со стороны государства, в первуюочередь слабо защищенных групп населения;
-         осуществление комплексных мер и специальных программ в области оплатытруда и пенсионного обеспечения, политики занятости;
-         реформирование социальной сферы на основе разумного сочетания принциповплатности и бесплатности услуг здравоохранения, образования, культуры;
-         формированиеновой жилищной политики, общефедерального рынка жилья, стимулирования всехвидов экономически эффективного жилищного строительства, изменение порядкаоплаты населением жилья и коммунальных услуг.
Целью данной работы является рассмотрениесущности муниципального управления в социальной сфере.
Для достижения поставленной целинамечено решение следующих задач:
– рассмотреть социальную политику в современной России;
– определить рольмуниципального образования в реализации социальной политики;
– определитьосновные направления муниципальной социальной политики;
– рассмотретьособенности муниципального управления в сфере образования, в сферездравоохранения, в сфере регулирования занятости населения и трудовыхотношений, в сфере культуры и досуга.
1 Муниципальная социальная политика1.1 Социальнаяполитика в современной России
Социальная политика в Российской Федерацииисходит из конституционного определения России как социального государства, политикакоторого направлена на создания условий, обеспечивающих достойную жизнь исвободное развитие человека[2].
В Российской Федерации охраняются труд издоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплатытруда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства идетства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных; служб,устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальнойзащиты (ст. 7 Конституции РФ).
Конституциягарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни,инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях,установленных законом (ст. 38-39).
В этих целях в РФ развивается система государственных имуниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи,материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаютсягосударственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Конституцияпровозглашает право каждого:
– на труд вусловиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37);
– на жилище (ст.40);
– на медицинскуюпомощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счетбюджетных средств, страховых взносов, и других: источников (ст. 41);
– на бесплатноедошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование вгосударственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях(ст.43);
– на пользованиеучреждениями культуры и досуга и культурным ценностям (ст.44).
Российскаясистема социальной политики базируется на принципах «кто ты есть» (наличиесоциальных пенсий и развитой системы категориальных льгот) и «что ты сделал»(система трудовых пенсий). Принцип «что ты имеешь» используется частично,например, при определении жилищных субсидий и выплате детских пособий.
Таким образом, социальная политика в Российской Федерациинаправлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободноеразвитие человека. Конституцией РФ каждому гражданину гарантировано социальноеобеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, длявоспитания детей и в иных случаях, установленных законом.1.2Роль муниципального образования в реализации социальной политики
Одной из главных задач органов местного самоуправленияявляется формирования и реализация муниципальной социальной политики.
Муниципальная социальная политика – это система целей, задач и механизмових реализации, направленных на обеспечения населения социальными услугами, насодержания и развитие социальной сферы муниципального образования[3].
Муниципальная социальная политика строится в русле социальнойполитики государства и во взаимодействии с органами государственной власти, впервую очередь с органами власти субъектов РФ. Через муниципальную социальнуюполитику реализуются как собственные полномочия местного самоуправления, так ипереданные на муниципальный уровень государственные полномочия в социальнойсфере.
Социальная сфера и социальная политика (государственная и муниципальная)может рассматриваться в широком и более узком смысле слова. В широком смысле ксоциальной сфере относят все, что обеспечивает жизнедеятельность человека. Вэтом понимании вся муниципальная политика является социальной. В более узкомсмысле под социальной сферой муниципального образования, как сказано,понимается сфера воспроизводства самого человека, его физических и духовныхпараметров, тогда как воспроизводство материально-вещественной среды обитаниячеловека относится к градообслуживающей сфере.
Социальнаяполитика государства представляет собой систему принципов, целей, задач исредств, обеспечивающих такое социально приемлемое и допустимое материальное,политическое, культурное положение социальных групп и слоев населения, прикотором они могут реализовать личные интересы и различными видами деятельностиспособствовать собственному развитию и развитию общества в целом.
Социальная политика осуществляется через интересы людей и выступает какуправление интересами. Она призвана устранять противоречие между несовпадающимиинтересами различных субъектов, между текущими и перспективными интересамиобщества.
Состояние социальной сферы в таком смысле служит интегральнымпоказателем эффективности экономики страны, гуманности юриспруденции иполитического устройства общества, его духовности. Важнейшими задачамигосударственной социальной политики являются обеспечение целостностисообщества, его устойчивости, возможности динамичного развития, недопущениясоциальных конфликтов. Управление социальной сферой осуществляется на всехуровнях публичной власти: федеральном, региональном и муниципальном. Функциикаждого уровня определяются в соответствии с законодательно разграниченнымиполномочиями.
Таким образом, муниципальная социальная политика направленана обеспечение населения социальными услугами, на содержание и развитиесоциальной сферы муниципального образования. Муниципальная социальная политикастроится в русле социальной политики государства и во взаимодействии с органамигосударственной власти. Социальная политика осуществляется через интересы людейи выступает как управление интересами.1.3 Механизмыреализации социальной политики
При разработке социальной политики должны определятьсяприоритеты, которые в данный конкретный момент являются для общества наиболеенастоятельными и неотложными, требуя первоочередного решения. Государственная имуниципальная социальная политика реализуется через социальное планирование иуправление посредством системы социальных мероприятий и программ, проводимыхфедеральными, региональными и местными органами.
Важнейшим механизмом реализации социальной политики государстваявляется система государственных минимальных социальных стандартов. Социальныйстандарт – минимально необходимый уровень удовлетворения социальныхпотребностей населения. Некоторые примеры минимальных социальных стандартов:
– минимальныйуровень оплаты труда;
– минимальныйуровень социальных пенсий и других социальных выплат;
– обязательныестандарты и программы, в пределах которых образование является бесплатным;
– переченьлечебно-профилактических услуг, оказываемых за счет бюджетных средств.
Минимальные социальные стандарты призваны установить те пороговыезначения социальных благ для человека, ниже которых опускаться нельзя (спозиции современных представителей об уровне и качестве жизни). Этот«стандартный» уровень социальных благ, гарантированных каждому человеку, долженбыть доступным по цене или вообще бесплатным для потребителя, т.е. частично илиполностью оплаченным из бюджетных и внебюджетных средств.
Социальные стандарты выражаются через социальные нормы. Социальные нормы– единые или групповые для однородных территорий меры социальных потребностей.Примеры социальных норм:
– нормаобеспеченности населения учреждениями социально-культурной сферы;
– нормынаполняемости школьных классов и групп в детских дошкольных учреждениях;
– нормы обеспечениянаселения отдельными социальными услугами;
– нормы кадровогои материального обеспечения при оказании социальных услуг.
Соблюдение минимальных социальных стандартов и норм требуеткрупных бюджетных расходов. За последние годы в России было принято большоеколичество федеральных законов, устанавливающих те или иные социальные льготы,не обеспеченные финансированием. В связи с этим актуальна задача разумногоограничения общего количества социальных льгот и разграничения социальныхстандартов на федеральные, региональные и муниципальные. При этом зафедеральным уровенем должны сохраниться наиболее важные минимальные социальныестандарты. Каждый уровень бюджетной системы должен обеспечить финансированиевведенных им социальных стандартов и норм и приводить их в соответствие симеющимися финансовыми ресурсами.
В задачи федерального уровня власти входят установление основгосударственной социальной политики, правовое регулирование отношений всоциальной сфере, разработка федеральных программ социального развития страны,разработка и утверждение государственных минимальных социальных стандартовфедерального уровня, обеспечение государственных гарантий их реализации.
Субъекты РФ разрабатывают основы региональной социальной политики сучетом исторических и культурных традиций территории; устанавливаютрегиональные социальные стандарты и нормы, учитывающие государственныеминимальные социальные стандарты; заботятся о сохранении и укреплениисоциальной инфраструктуры, находящейся в собственности субъектов РФ; организуютподготовку, переподготовку и повышение квалификации работников в областиобразования, культуры, здравоохранения, социальной защиты населения;обеспечивают соблюдение законодательства РФ во всех сферах социальной политики.
Муниципальныйуровень призван конкретизировать методы, способы и механизмы достижения целей,определенных в рамках федеральной и региональной социальной политики, впривязке к особенностям конкретных территорий. Задачей органов местногосамоуправления, как наиболее приближенных к населению, являетсянепосредственное предоставление комплекса социальных услуг, обеспечивающихусловия жизни человека и его воспроизводство.
Наоснове региональных норм и нормативов органами местного самоуправления могутразрабатываться местные социальные нормы и нормативы, учитывающие спецификуконкретного муниципального образования.
Фактический объем социальных услуг, предоставляемых населению органамиместного самоуправления таков:
– комплексныецентры социального обслуживания ветеранов и других социальных групп;
– социально-реабилитационныецентры и социальные приюты для несовершеннолетних;
– дома инвалидов ипрестарелых;
– детские дома;
– центрыпсихолого-педагогической помощи населению и т.д.
Органы местного самоуправления осуществляют также мероприятия и содержаторганизационные структуры по борьбе с наркоманией, с детской беспризорностью,содействуют организации занятости населения, участвуют в подготовке ирегистрации трудовых соглашений между трудовыми коллективами и работодателямина территории муниципальных образований, в разрешении трудовых споров.1.4Взаимодействие органов государственного управления и органов местногосамоуправления в социальной сфере
Современный период развития человеческого общества принес понимание того,что демократическое, правовое государство может решать основные задачи толькопри наличии развитой системы самоуправления. Составляя одну из основконституционного строя правового государства, местное самоуправление позволяетдемократизировать аппарат управления, эффективно решать местные вопросы иобеспечивать учет интересов местных сообществ при проведении государственнойполитики, оптимально сочетать интересы и права человека и интересы государства.
Местному самоуправлению принадлежит важная роль в реализации одной изглавных задач современности – соединение в единое целое интересов государства,общества и личности, поскольку главный смысл, сущность местного самоуправлениясостоит в том, чтобы на уровне каждой отдельно взятой личности осуществлятьгармонизацию прав и свобод человека и гражданина с интересами государства иобщества. Именно такая направленность местного самоуправления отвечает идеямсовременного демократического правового социального государства, высшаяценность которого – человек, его права и свободы[4].
Российская Федерация после длительного перерыва пытается вернуться кцивилизованной системе социального управления, включающего государственноеуправление и местное самоуправление.
Местное самоуправление необходимо рассматривать как многогранное,многоаспектное и многостороннее социальное явление. Современное местноесамоуправление следует рассматривать как механизм взаимодействиятерриториальных сообществ и государства, главной задачей которого являетсясогласование соответствующих интересов.
Становление местного самоуправления – задача не только самого местногосамоуправления, но и государственной власти на всех ее уровнях.
Развитие местного самоуправления невозможно без поддержки государством,его политических решений, опирающихся на гражданские инициативы населения. Внастоящее время становление местного самоуправления тормозится рядом нерешенныхпроблем, связанных с несовершенством ныне существующей правовой базы, в томчисле: отсутствием федерального нормативного правового регулирования,обеспечивающего четкую реализацию ряда норм Конституции Российской Федерации оместном самоуправлении; отсутствием четкого нормативного правовогоразграничения полномочий между органами государственной власти и органамиместного самоуправления; внутренней несогласованностью и бессистемностьюзаконодательства Российской Федерации о местном самоуправлении;неэффективностью законодательного обеспечения финансово-экономическойсамостоятельности муниципальных образований; несовершенством системы судебнойзащиты интересов местного самоуправления.
Говоря о взаимоотношении местного самоуправления с институтами государства,необходимо также подчеркнуть, что местное самоуправление есть одна из формдемократии – как непосредственной, так и представительной. Общественные началав местном самоуправлении имеют своим назначением повышение активности населенияв решении вопросов управления государственно-общественными делами. Сочетаниегосударственного и общественного в местном самоуправлении очень важно впрактическом плане. С помощью единства этих двух начал решаются важнейшиеобщественно-государственные задачи.
Таким образом, если широко смотреть на обозначенную проблемувзаимодействия государства и местного самоуправления, то можно трактоватьорганы государственного управления и органы местного самоуправления какэлементы единой системы социального управления, публичной власти,обеспечивающей жизнедеятельность общества как единого целого. Чем большегосударство, тем труднее ограничиться централизованным чиновничьим управлением,тем с большей необходимостью элементы самоуправления включаются в общееуправление.
Согласно Конституции к вопросам совместного ведения относится координация вопросов здравоохранения; защита семьи, материнства, отцовства идетства; социальная защита, включая социальное обеспечение;
Такая взаимосвязь государственных и самоуправленческих начал обусловленаболее глубинными и объективными факторами, в числе которых степеньсоциально-экономической зрелости общества, соотношение и расстановка социальныхгрупп – классовых, сословных, этнических и т. д., характер их борьбы илисотрудничества, духовные, национальные, культурные традиции, особенностигеополитического положения, исторического развития, демографического состоянияобщества и др.
Государство – это сложная система, имеющая в своем составесоциально-экономические и территориально-государственные формирования (субъектыФедерации), в пределах которых существуют более мелкие организационныеобразования (районы, города и др.). Государство воплощает в себе интеграциюинтересов, норм и потребностей граждан и социальных групп, обусловленныхпроживанием на определенной территории.
В настоящее время организация самоуправления стала одной из важнейшихполитических задач.
Становление местного самоуправления нуждается в разработке институтаосуществления им государственных полномочий прежде всего в социальной сфере –наиболее близкой и болезненной для населения.
Социальная сфера – это то, где должно быть четкое и интенсивноевзаимодействие государственной власти и местного самоуправления во имяинтересов населения, каждого человека.
Задача местного самоуправления – обеспечить социальный комфорт каждомучлену общества, воплотить в жизнь основной лозунг социального государства – осоздании достойного уровня жизни человека.
Именно в этом социальный смысл, предназначение местного самоуправления всегодняшних условиях.
2 Муниципальное управление отраслями социальной сферы 2.1Муниципальное управление в сфере социальной поддержки отдельных групп населения
Социальная защита представляет собой систему законодательных,экономических, социальных и иных гарантий, обеспечивающую всем трудоспособнымгражданам равные права и условия для труда, а нетрудоспособным (социальноуязвимым) слоям – преимущества в пользовании общественными фондами потребления,прямую материальную и социально- психологическую поддержку во всех формах.
Социальная поддержка – это временные или постоянные меры адреснойподдержки отдельных категорий граждан в кризисной ситуации.
Социальнаязащита и социальная поддержка граждан являются прерогативой государства.Федеральное законодательство относит к компетенции муниципальных районов игородских округов в данной сфере только опеку и попечительство и к компетенциипоселений – оказание содействия в установлении в соответствии с федеральнымизаконами опеки и попечительства над нуждающимися в этом жителями поселения.Однако основную часть забот по социальной поддержке граждан традиционноосуществляют органы местного самоуправления в качестве государственныхполномочий. Как наиболее близкие к населению, органы местного самоуправлениялучше знают конкретные условия жизни отдельных граждан и могут выполнятьфункции социальной поддержки более эффективно. В связи с недостаточностьюгосударственного финансирования местные бюджеты несут существенную долю затратпо социальной поддержке населения.
Основные формы социальной поддержки отдельных групп населения являются:
– денежныепособия;
– помощь внатуральной форме (продукты, одежда);
– субсидии (целевые средства для оплаты услуг);
– компенсации (возмещение некоторых расходов).
Муниципальная политика в области социальной защиты исоциальной поддержки населения представляет собой реализацию собственных ипереданных (федеральных, и региональных) государственных полномочий поорганизации комплекса мероприятий, направленных на предохранение отдельныхуязвимых групп населения и граждан от попадания в зону крайнего социальногонеблагополучия. Формирование и реализация местной политики в области социальнойподдержки населения осуществляются в рамках адресной помощи конкретным группами слоям населения, отдельным гражданам[5].
К основным критериям для оказания социальной поддержки отдельнымкатегориям граждан на муниципальном уровне относятся следующие:
– низкий уровеньматериальной обеспеченности. Если размер душевого дохода человека (семьи) нижеопределенного законодательно установленного нормативного значения, этот человек(семья) нуждается в социальной поддержке. Нормативное значение душевого доходаопределяется ценной потребительского набора, характеризующего прожиточныйминимум в расчете на одного члена семьи для данного периода развития общества;
– нетрудоспособность,следствием которой является невозможность самообслуживания;
– утрата жилища иимущества.
Категорииграждан, нуждающихся в социальной поддержке:
а) нетрудоспособные:
1)пенсионеры;
2)инвалиды;
3)граждане, находящиеся на попечении государства (в домах престарелых, инвалидови т.д.);
4) дети;
б) малоимущие;
в) попавшие вэкстремальные ситуации:
1) безработные;
2)пострадавшие при чрезвычайных ситуациях (пожары, наводнения, землетрясения ит.д.);
3)беженцы и переселенцы.
Длякаждой из перечисленных категорий государством разрабатываются специфическиепрограммы социальной защиты, а на местном уровне – программы социальнойподдержки.
Социальная защита и социальная поддержка населения эффективна на основеприменения программного подхода. Можно выделить два вида программ: объективные(рассчитанные на определенную социальную группу населения) и проблемные (рассчитанныена решение какой-то социальной проблемы).
Для реализации муниципальной политики в сфере социальной поддержкинаселения в муниципальных образования создаются различные учреждениясоциального обслуживания, а в структуре местных администраций – органы (отделы,комитеты, департаменты) социальной защиты. Структура этих органов зависит отфинансовой возможностей муниципального образования, сложившейся системыуправления, наличия необходимых специалистов.
Социальное обслуживание осуществляется муниципальнымиучреждениями бесплатно и за плату. Бесплатное социальное обслуживаниепредоставляется в объемах, определяемых государственными стандартамисоциального обслуживания. Платные социальные услуги оказываются в порядке,установленном Правительством РФ.
Финансирование муниципального сектора системы социального обслуживанияосуществляется за счет средств местных бюджетов и субвенций из средствфедерального бюджета и бюджетов субъектов РФ, направленных в муниципальныйбюджет на содержание и развитие сети учреждений социального обслуживания, атакже на оплату гарантированных государством социальных услуг, включенных вфедеральные и региональные перечни. Размер субвенций определяется ежегодно приутверждении соответствующих бюджетов.
Итак, как отмечалось, состояние экономики страны в настоящее позволяетосуществлять тотальное социальное обеспечения населения, что характерно длясоциального государства. Увеличивается разрыв между возможностями государствавыполнять свои задачи по финансированию, и проблем во взаимоотношенияхгосударства и органов местного самоуправления, которые осуществляют наконкретной территории различные виды социальной помощи. 2.1.1Анализ реализации Федерального закона «122» «О замене льгот денежнымивыплатами» в МО Щербиновский район Краснодарского края
Федеральный закон от 22 августа 2004 г. № 122-ФЗ решает задачи повышения материального благосостояния граждан и приведения системы социальной защитыграждан, которые пользуются льготами и социальными гарантиями и которымпредоставляются компенсации, в соответствие с принципом разграниченияполномочий между федеральными органами государственной власти, органамигосударственной власти субъектов Российской Федерации и органами местногосамоуправления, а также принципами правового государства с социальноориентированной рыночной экономикой.
В соответствии с этим законом для граждан, имеющих право на льготы,предусмотрены меры социальной поддержки. И главные из них  две – ежемесячныеденежные выплаты и набор социальных услуг, который иначе называют «социальнымпакетом».
Денежная выплата назначается каждому в том размере, который определенльготной категорией. И хотя она не является частью пенсии, однако по законуиндексируется одновременно с ней и в том же размере, что и базовая частьпенсии. С набором социальных услуг дело обстоит иначе. Этот набор состоит издвух частей, и каждая имеет свое денежное выражение. В первую входитдополнительная бесплатная медицинская помощь, в том числе и предоставлениебесплатных лекарств по льготным рецептам, а также путевок насанаторно-курортное лечение по медицинским показаниям. И стоимость этой частисоциального пакета для всех льготников одинаковая: с 1 января 2006 года онасоставляет 424 рубля в месяц.
То же самое и со второй частью набора социальных услуг. В нее входитбесплатный проезд на пригородном железнодорожном и на междугородном транспортек месту лечения и обратно. Стоимость этой социальной услуги в 2006 годусоставляет 53 рубля в месяц.
Если человек решил отказаться от социальных услуг, то он ежемесячнополучать стоимость набора социальных услуг. Причем, можно отказаться от однойкакой-либо части набора социальных услуг, а можно – и от всего наборасоциальных услуг в целом.
В нашем районе на сегодняшний день около пятнадцати процентов граждан,имеющих право на льготы, от набора социальных услуг уже отказались[6].2.2Муниципальное управление регулированием занятости населения и трудовыхотношений
Занятость – это совокупность экономических и социальных отношений,связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочими местами и их участие вхозяйственной деятельности.
Проблема занятости населения является одной из важнейших для муниципальногообразования. В поселениях, находящихся в стадии стагнации и упадка, безработица– главная социальная проблема. Кроме собственно занятости как наличия рабочегоместа, у этой проблемы есть еще два аспекта. Это во- первых, уровень ирегулярность выплаты заработной платы, определяющие уровень материальногоблагосостояния населения и объемы налоговых поступлений в местные бюджеты, иво- вторых, условия труда, которые могут оказывать неблагоприятное воздействиена состояние здоровья и продолжительности жизни человека.
Сложность муниципального регулирования вопросов занятости состоит в том,что основное правовое регулирование этих вопросов относится к сферефедерального и регионального законодательства и реализуется черезтерриториальные структуры федеральной службы занятости. Большая частьтрудоспособного населения, проживающего на территории муниципальногообразования, работает на предприятиях и организациях немуниципальной формысобственности. Возможности влияния органов местного самоуправления на рыноктруда, на отношения между работниками и работодателями весьма ограничены.Типичный пример – так называемая маятниковая трудовая миграция, когда гражданинпостоянно проживает на территории одного поселения, а работает (и платитналоги) на территории другого. Функции трудоустройства незанятого населения ивыплаты пособий безработным являются прерогативой государства. Тем не менееорганы местного самоуправления имеют определенные возможности и рычаги влиянияна процессы занятости и трудовых отношений на своих территориях, и на их основеможет быть сформирована муниципальная политика в данной сфере.
Роль органов местного самоуправления в решении вопросов занятости итрудовых отношений может заключаться в следующем:
– разработка иреализация системы экономических и других механизмов, регулирующих вопросызанятости, местного рынка труда и трудовых отношений;
– координация иконтроль за деятельностью в этой области управляющих структур муниципалитета,предприятий, общественных и других организаций, создание (при необходимости)муниципальной службы занятости;
– оказаниеинформационной поддержки людям, ищущим работу (издание бюллетеней, информация оярмарках рабочих мест, создание телефонной информационно-консультационнойслужбы, клубов безработных и т.п.)
– формированиемуниципального банка вакансий, сезонных и временных рабочих мест;
– формированиезаказа на общественные работы на территории муниципального образования;
– создание центрасоциально-психологической адаптации (психологическая поддержка незанятого населенияи безработных, психологический тренинг начинающих предпринимателей и т.п.);
– организациямуниципального учебно-методического центра профессиональной переподготовкивзрослого населения по профессиям, пользующимся спросом на рынке труда;
– создание муниципальнойслужбы профориентации выпускников школ и учебных заведений начального исреднего профессионального образования;
– созданиемуниципального попечительского совета для содействия в трудоустройствевыпускников школ и профессиональный учебных заведений, включающегопредставителей последних, работодателей, профсоюзов, администрациимуниципального образования;
– организация ипроведение мониторинговых исследований рынка труда с целью прогнозированияотраслевой и профессионально — квалификационной структуры спроса на рабочуюсилу.
В зависимости от финансовых возможностей муниципальныхобразований спектр оказываемых услуг по содействию занятости населению можетбыть расширен или сужен. В любом случае приоритетами политики занятостинаселения на уровне муниципального образования должны стать:
– содействиезанятости выпускников школ и профессиональных учебных заведений;
– оказаниеадресной материальной и психологической поддержки лицам, особо нуждающимся всоциальной защите;
– развитие новыхформ взаимодействия с работодателем;
– повышениеконкурентоспособности рабочей силы (организация профессиональной переподготовкии повышение квалификации занятого населения муниципального образования).
Хорошо зарекомендовавший себя формой содействия занятостинаселению служат ярмарки вакансий. На ярмарках посетители имеют возможностьрешать, как правило, три основные задачи: ознакомиться с банком вакансий,проконсультироваться по вопросам трудового законодательства, выбрать принеобходимости учебное учреждение для профессиональной переподготовки. Поэтомусостав участников ярмарок вакансий включает: ведущие предприятия и организации,действующие на территории муниципального образования или находящиесяпоблизости; учебные центры по профессиональной переподготовке взрослого населения;юридические службы и консультации; представителей территориальных органовслужбы занятости.
Одним из действенных механизмов реального содействиязанятости населения на уровне муниципального образования является организацияобщественных работ. Под оплачиваемыми общественными работами понимаютсяобщедоступные виды трудовой деятельности, как правило не требующиепредварительной профессиональной подготовки работников, имеющие социальнополезную направленность и организуемые для обеспечения временной занятостиграждан, ищущих работу.
Новой активной формой содействия занятости населения муниципальныхобразований являются клубы ищущих работу. Основные задачи клубов – оказаниепомощи гражданам, ищущим работу, в сокращении поиска подходящей вакансии,приобретении навыков в этом деле, снижение психологической нагрузки, ликвидациистрессовых состояний, приобретении минимума правовых знаний. Для содействияпредпринимательской инициативе безработных на средства муниципальногообразования совместно Центром занятисти может быть организован муниципальныйбизнес-инкубатор – коллективный офис для начинающих предпринимателей. В рамкахего деятельности могут реализовываться программы психологического тренинга поразвитию качеств, способствующих предпринимательской активности населениямуниципального образования. На уровне муниципальных образований важна помощь втрудоустройстве лицам, особо нуждающимся в социальной защите.
Таким образом, занятость – это совокупность экономических исоциальных отношений, связанных с обеспечением трудоспособных граждан рабочимиместами и их участием в хозяйственной деятельности. Проблема занятостинаселения является одной из важнейших для муниципального образования. Сложностьмуниципального регулирования вопросов занятости состоит в том, что основноеправовое регулирование этих вопросов относится к сфере федерального ирегионального законодательства и реализуется через территориальные структурыфедеральной службы занятости. Хорошо зарекомендовавшей себя формой содействиязанятости населения служат ярмарки вакансий. Одним из действительных механизмовреального содействия занятости населения на уровне муниципального образованияявляется организация общественных работ.
2.2.1Анализ рынка труда в станице Старощербиновская Щербиновкого района Краснодарскогокрая
При достаточно низком официально регистрируемом уровнебезработицы найти работу, что называется «по душе и по деньгам» в провинции,особенно в ее сельской глубинке, проблематично. Но и в этом случае нет ничегоневозможного, если быть настойчивым, целеустремленным, заряженным на работу.Тем более, что гражданин, ищущий ее, не одинок в своих поисках. Ему готовыприйти на помощь специалисты службы занятости.
Государственным учреждением Краснодарского края Центрзанятости населения Щербиновского района подведены итоги работы за 2006 год ипоставлены задачи на 2067 год. Уровень регистрируемой безработицы за прошедшийгод по Щербиновскому району колебался в пределах 1,1-1,0 процента, тогда как поКраснодарскому краю он составлял 0,6-0,7 процента. Основной причинойбезработицы является структурный дисбаланс спроса и предложения рабочей силы.За прошедший год в Центр занятости обратились за консультацией 5673 человека,т.е. каждый третий гражданин, находящийся в трудоспособном возрасте. Многие воспользовалисьуслугами Центра занятости неоднократно. И служба занятости бесплатно оказывалаим помощь в трудоустройстве, в получении новой профессии.
При содействии службы занятости было трудоустроено более 1010человек. Рост обращений к нам населения вызван в первую очередь поиском работы,а не получением пособия по безработице. Были признаны безработными в течениегода 467 человек.
В течение 2006 года работодатели заявили в службу занятости1866 вакансий. Это не так много, если учесть, что в качестве ищущих работу вЦентр занятости обратились 1564 человека. Если проследить статистические данныеза последние годы, то наблюдается незначительный рост вакансий, заявленныхработодателями. В картотеке Центра занятости в настоящее время насчитывается192 предприятия и организации различных форм собственности, почти 75 процентовиз них регулярно предоставляют информацию об имеющихся вакансиях. Но такжеимеются случаи, когда предприятия представляют информацию лишь о тех вакансиях,которые они длительное время не могут заполнить самостоятельно по причине либонизкой заработной платы, либо тяжелых условий труда.
На рынке труда в Щербиновском районе более 80 процентовсоставляют вакансии рабочих специальностей. Большей частью это работникисельского хозяйства (животноводы, механизаторы, рабочие полеводства). Крометого, требуются сторожа, грузчики, водители, электрогазосварщики, продавцы,санитарки, дворники. По уровню оплаты труда около 50 процентов заявленныхвакансий составляют те, где заработная плата ниже прожиточного минимума, чтоснижает возможности службы занятости при трудоустройстве. При этом постоянносуществует спрос на специалистов с высшим образованием: бухгалтеров,экономистов, программистов, психологов и т.д. Кроме того, в Центре занятостипостоянно размещается на стендах информация о вакансиях из других регионов –вакансии по Южному федеральному округу, в том числе в курортную зону насезонные работы, по Калининградской области, районам Крайнего Севера[7].
В службе занятости Щербиновского района существует несколькопрограмм активной политики занятости. Одной из самых доступных не только длябезработных граждан, но и для любого жителя района, который ищет работу илихочет сменить ее на лучшую, являются ярмарки вакансий. Цель ярмарок –расширение для граждан возможности получения необходимой информации, чтоповышает для них вероятность трудоустройства. Для работодателей ярмаркипредставляют собой хорошую возможность подбора квалифицированного персонала илимолодых специалистов. При этом обе стороны – те, кто ищет работу, и те, кто ееготов предоставить, – общаются напрямую, без посредников. За 2006 год Центромзанятости было проведено восемь ярмарок, которые посетили 764 человека. Крометого, ярмарки решают и другую важную задачу – по информированию ипрофессиональной ориентации молодежи на востребованные профессии. В сентябре2006 года в селе Шабельском работал мобильный центр занятости населения,специалисты которого оказали профориентационные услуги по выбору профессииучащимся средней школы № 11 и учащимся школы-интерната. Следующие направленияактивной политики занятости – это трудоустройство несовершеннолетних граждан всвободное от учебы время. Всего было трудоустроено в течение 2006 года 411человек. При помощи службы занятости организовали собственное дело пятьчеловек. Пять выпускников учебных заведений в рамках программы «Первое рабочееместо» были трудоустроены и получили первый опыт работы. Это важно, потому чтомногие работодатели отказывают соискателям из-за отсутствия опыта работы поспециальности.
Те безработные, которые не смогли трудоустроиться из-запотери профессиональных навыков, из числа длительно неработающих или из-занесоответствия спросу имеющегося образования, были направлены за счетфедерального бюджета на профессиональное обучение. Таких безработных в 2006году было 88 человек.
Многие граждане чувствуют себя на рынке труда неуверенно. Дляних действует программа «Клуб ищущих работу». В этой программе приняли участие75 человек, при этом 13 человек после завершения занятий были трудоустроены.Кроме того, существует программа трудоустройства граждан, испытывающихтрудности в поиске работы (инвалиды, одинокие и многодетные родители, лица предпенсионноговозраста). Всего было трудоустроено безработных данных категорий 13 человек.
Услуги следующих видов службы занятости предоставляютсябесплатно:
– содействиегражданам в поиске подходящей работы, а работодателям в подборе необходимыхработников;
– информирование оположении на рынке труда;
– организацияпрофессиональной ориентации граждан в целях выбора в сфере деятельности(профессии), трудоустройства, профессионального обучения;
– психологическаяподдержка, профессиональная подготовка, переподготовка и повышение квалификациибезработных граждан;
– осуществление социальных выплат гражданам, признанным вустановленном порядке безработными;
– организацияпроведения оплачиваемых общественных работ;
– организациявременного трудоустройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18лет в свободное от учебы время, безработных граждан, испытывающих трудности впоиске работы, безработных граждан в возрасте от 18 до 20 лет из числавыпускников образовательных учреждений начального и среднего профессиональногообразования, ищущих работу впервые;
– социальнаяадаптация безработных граждан на рынке труда; содействие самозанятостинаселения.
Центр занятости оказывает услуги и работодателям.Получателями государственной услуги являются юридические лица, индивидуальныепредприниматели, физические лица. Для получения государственной услугисодействия в подборе необходимых работников работодатели, впервые обратившиесяв государственное учреждение службы занятости (Центр занятости населения), представляютследующие документы:
– заявление-анкетуо предоставлении государственной услуги содействия в подборе необходимыхработников (бланки предоставляются в Центре занятости);
– заявление-анкетазаверяется подписью работодателя или его представителя, уполномоченного им насовершение соответствующих действий;
– заполненныйбланк «Сведения о потребности в работниках, наличии свободных рабочих мест(вакантных должностей)» (бланки предоставляются в Центре занятости);
– копиюсвидетельства о государственной регистрации юридического лица илииндивидуального предпринимателя, заверенную печатью юридического лица(индивидуального предпринимателя) и содержащую запись «копия верна», дату,фамилию, инициалы, должность и подпись уполномоченного представителя работодателя,осуществившего ее заверение, или засвидетельствованную в нотариальном порядке,– работодатели–юридические лица и индивидуальные предприниматели;
– паспортгражданина РФ или документ, его заменяющий, –работодатели – физические лица,имеющие гражданство РФ;
– документы,удостоверяющие личность и гражданство иностранного гражданина, – работодатели –физические лица, имеющие иностранное гражданство;
– документы,удостоверяющие личность, – работодатели – физические лица, не имеющиегражданства.
Для получения государственной услуги содействия в подборенеобходимых работников при последующих обращениях работодатели представляютзаполненный бланк «Сведения о потребности в работниках, наличии свободныхрабочих мест (вакантных должностей)».2.3 Муниципальноеуправления в сфере образования
Образовательныйуровень населения – одна из важнейших характеристик муниципального образования,определяющих его конкурентоспособность и инвестиционную привлекательность.Повышение образовательного уровня населения требует длительного времени изначительных финансовых вложений. Расходы на образование являются в большинствемуниципальных образований самой крупной статьей расходов местных бюджетов.
Муниципальная политика в сфере образования строится на основегосударственной политики, базирующейся на следующих принципах:
– гуманистическийхарактер образования,
– приоритетобщечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека,
– свободногоразвития личности;
– общедоступностьобразования,
– адаптивностьсистемы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся;
– светскийхарактер образования в государственных и муниципальных образовательныхучреждениях;
– свобода иплюрализм в образовании.
В России проводится политика реформирования сферы образования.Предусматривается переход к 12- летнему образованию, введение единогостандартизированного выпускного экзамена, позволяющего без вступительныхэкзаменов поступить в любой вуз в случае набора нужного числа баллов. Этиизменения неоднозначно воспринимаются в обществе, но продолжают тенденцию квхождению России в мировую практику образования. Расширяются возможности выборавариативных форм образования (лицеи, гимназии, колледжи, профильные классы ит.д.). Параллельно с системой бесплатного образования развивается платноеобразование во всех звеньях – от детских садов до университетов. Этот процессимеет ряд негативных сторон: бесплатное образование становится менее доступным,снижается его качество, нарастает процесс его коммерциализации, усиливаетсянеравенство граждан при его получении. Однако интерес населения к образованиюрастет, что проявляется в первую очередь в увеличении конкурса в вузы.
Реформа в сфере образования ведет к разрушению прежнейединообразной системы учебных заведений, поэтому содержание образования с егоразноуровневым обучением дифференцируется. Старые формы управления образованиемутрачивают эффективность, а новые только создаются. В результате возникаютпроблемы бюрократизма управления: отсутствие четких требований, предъявляемая куправленцам; неопределенность специфического содержания управленияобразованием; негативные последствия распада ранее существующей системыуправления (нарушение системы материального снабжения, отсутствие контроля ипрогноза количественных и качественных характеристик образовательных услуг).Все это негативно влияет на муниципальную систему образования.
Базовыми нормативными актами, определяющими задачи органов местногосамоуправления в области образования, является ст. 43 Конституции РФ,Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления вРФ», Закон РФ «Об образовании», Федеральные законы «Об утверждении федеральнойпрограммы развития образования», «О компенсационных выплатах на питаниеобучающимся в государственных, муниципальных образовательных учреждениях,учреждениях начального профессионального и среднего профессиональногообразования», «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот идетей оставшихся без попечительства родителей» и другие правовые акты. Данныезаконы детализируются в указах Президента РФ, постановлениях Правительства РФ,приказах Минобразования России, региональном законодательстве.
Системауправления образованием на муниципальном уровне представляет собой совокупностьвзаимосвязанных элементов: образовательных программ и государственныхобразовательных стандартов различного уровня и направленности, сети реализующихих образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм,типов и видов, муниципальных органов управления образованием и подведомственныхим учреждений и организаций.
Деятельность муниципальныхобразовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовании,учреждениями соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ иразрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.Учредителями муниципальных учреждений образования являются местные органыуправления образованием. На основании их решения органы управлениямуниципальным имуществом закрепляют за учреждениями образования в оперативноеуправление объекты собственности и в бессрочное бесплатное пользование –участки земли.
При этоммуниципальная собственность, закрепленная за образовательным учреждением можетотчуждаться собственником в порядке и на условиях, которые установлены законодательствомРФ и субъектом РФ, а также правовыми актами органов местного самоуправления,принятыми в пределах их полномочий.
Органам местного самоуправления в целях осуществления государственнойполитики в области образования переданы полномочия по планированию,организации, регулированию деятельности местных (муниципальных) органовуправления образованием, определению их структуры и полномочий, назначению иувольнению руководителей местных органов управления образованием.
На территории муниципального образования может располагаться большоеколичество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности.Органы муниципального управления образованием взаимодействуют снемуниципальными образовательными учреждениями в целях предоставления и защитыинтересов жителей муниципального образования, обучающихся в этих учреждениях.
Изменения в системе образования требует совершенствованияуправленческой деятельности органов местного самоуправления, нацеленной наразвитие системы образования с помощью специальных форм, методов и средств,дающих поднять эффективность образования на должный уровень.
Таким образом, уровень населения является одной из важнейшиххарактеристик муниципального образования. Муниципальная политика в сфереобразования строится на основе государственной политики. Система управленияобразованием на муниципальном уровне состоит из взаимосвязанных элементов:образовательных стандартов различного управления и направленности, сетиреализующих им образовательных учреждений независимо от ихорганизационно-правовых форм, типов, муниципальных органов управленияобразованием и подведомственных им учреждений и организаций.2.3.1Анализ реализации национального проекта образования в МО Щербиновский районКраснодарского края
Реализация нацпроекта «Образование» началась с декабря 2005 года, когдабыли определены направления всей работы, в системе образования. Это коснулосьпрежде всего стимулирования труда педагогов, осуществляющие функции классногоруководителя. И с января 2006 года всем им – а в районе это 238 человек – сталаначисляться премия президента от 214 до1000 рублей за классное руководство взависимости от количества учащихся в классе.
На следующем этапе работы, связанном с нацпроектом, провели конкуре налучшее общеобразовательное учреждение района, успешно внедряющее ииновационныепроекты, или, говоря проще, современные педагогические технологии. Врезультате, исходя из положений, установленных законодательством, в районеопределились две такие школы – это СОШ №1 и 6 станицы Старощербиновской и селаЕкатериновка.
Образование сегодня, безусловно, является государственным приоритетом, идоказательство тому – национальный проект «Образование», ставший основой вработе отрасли в 2006 году. По итогам работы в 2006 году можно отметить, что все,что было намечено в рамках национального проекта на этот год, реализовано вполном объеме. Достаточно сказать, что это позволило привлечь в район около 10миллионов рублей средств консолидированного бюджета. Однако нацпроект стал нетолько и не столько фактором, обеспечивающим финансирование сферы образования:можно в полной мере оценить стимулирующую роль национального проекта как дляучителей, так и для образовательных учреждений.
Реализация национального проекта «Образование» в Щербиновском районе шлапо нескольким направлениям.
Основное направление – это вознаграждение педагогов, выполняющих функцииклассных руководителей, которое получают 238 учителей. На эти цели затраченоболее 3,4 миллиона рублей, а сумма вознаграждения в зависимости от количестваучащихся в классе составляет от одной тысячи до 240 рублей.
Сегодня нужно ставить вопрос не столько о выплате вознаграждения кактакового, сколько об эффективности работы классного руководителя.
Второе направление – поощрение лучших учителей.
Здесь уместно будет сказать, что установленную Президентом России В.В.Путиным премию в размере 100 тысяч рублей в крае получили 406 учителей, в томчисле учитель истории средней школы №5 О.Б. Шейкин.
Победителями районного этапа конкурса стали учитель начальных классовсредней школы №5 Н.Б. Березина, учителя: биологии – Е.В. Маракуша (СОШ №10),английского языка – И.А. Ильичева (СОШ №2), математики – Л.А. Вивчарь (СОШ №1),русского языка и литературы – Е.Л. Карпенко (СОШ №7) и учитель истории СОШ №3Т.А. Васькова. Этим педагогам главой района В.П. Филоновым вручены грамоты иденежные премии на августовском совещании учителей.
В этом году необходимо значительно увеличить число участников конкурса ивсемерно популяризировать работу лучших учителей района в средствах массовойинформации, а также через методические объединения. Задача эта крайне важная,поскольку в конечном итоге речь идет об обобщении передового опыта и повышениипрофессионального уровня учительства района.
Третье направление – конкурс общеобразовательных учреждений, активновнедряющих инновационные образовательные программы и технологии.
Здесь безусловным лидером в районе стал коллектив средней школы №1 имениА.В. Ляпидевского, руководит которым опытный педагог Л.В. Макаренко. В качествепремии этому коллективу вручен грант Президента России в размере одногомиллиона рублей.
Школа распорядилась такой солидной суммой очень толково. В рамкахреализации программы развития школы уже закуплены такие необходимые учебныекабинеты, как начальной школы, русского языка и литературы, иностранного языка,истории, географии, математики, универсальный интерактивный предметный кабинет.Все эти приобретения, безусловно, скажутся на улучшении качестваобразовательного процесса, достижении хороших результатов, что, кстати, уженашло свое подтверждение: школа заняла в этом учебном году первое место порезультатам районного и зонального этапов краевых предметных олимпиад.
Очередное направление – информатизация образования. По району затраты наэти цели уже составили 320 тыс. рублей, которые выделены их средств краевогобюджета (по краю эта цифра составляет около 30 миллионов рублей). В школырайона поставлено 11 автоматизированных рабочих мест, к скоростному интернетупо графику подключена средняя школа №5 районного центра. Отдел образованияизыскал средства на приобретение компьютеров для средних школ № 4 и № 11. Иделается все это для повышения качества общего образования за счетинформатизации и переоснащения учебно-демонстрационной базы. Кроме того,2006-2007 учебный год должен стать годом ликвидации компьютерной безграмотностисреди учительства района. Эта задача уже успешно решается в школах №1, 5, 6 идругих.
Пятое направление – оснащение школ современным оборудованием.
Решение этой серьезнейшей проблемы стало возможным благодаря нацпроекту.Так, школы №3, 6 получили кабинеты истории; №6, 9 – кабинеты географии; №2 –кабинет физики и №6 – интерактивную доску.
В январе будут получены кабинет химии для средней школы №1, три кабинетаматематики для школ №5, 11,13.
Кроме этого, приобретены 60 комплектов мебели, которые направлены во всебез исключения школы района. На эти цели из районного бюджета затрачено 1436тысяч рублей, 1393 тысячи рублей –из краевого бюджета[8].
В плане реализации национального проекта «Образование» удалось решитьпроблему подвоза учащихся на занятия. Необходимо отметить в этой связи товнимание, которое уделяет ей администрация района, губернатор КубаниА.Н.Ткачев. Благодаря этому удалось решить вопрос с подвозом учащихся в школы№10, 6 и 13, которые получили специально оборудованные школьные автобусы.2.4 Муниципальноеуправление в сфере здравоохранения
Здравоохранение является одним из важнейших подразделений социальнойинфраструктуры муниципального образования. Соблюдение конституционных гарантийпо оказанию медицинской помощи и созданию благоприятныхсанитарно-эпидемиологических условий жизнедеятельности населения предполагаетструктурные преобразования в системе здравоохранения, предусматривающие:
– новые подходы кпринятию политических решений и формированию бюджетов всех уровней с учетомприоритетности задач охраны здоровья населения;
– формированиеновой нормативно-правовой базы деятельности учреждений здравоохранения вусловиях рыночной экономики;
– приоритетность всистеме здравоохранения профилактических мероприятий по снижению заболеваемостии смертности населения, угроз возникновения эпидемий;
– защиту правпациента на получение своевременной и качественной медицинской помощи какисходное условие формирования здорового образа жизни.
Правовойосновой деятельности органов местного самоуправления в области охраны здоровьянаселения является Конституция РФ, федеральные законы «О медицинскомстраховании граждан в РФ», «О лекарственных средствах», «Осанитарно-эпидемиологическом благополучии населения», а также иные нормативныеправовые акты всех уровней власти по вопросам охраны здоровья населения.
КонституцияРФ определяет здравоохранение как предмет совместного ведения РФ и еесубъектов. В соответствии с этим система управления здравоохранением носитиерархический характер. Основной объем массовых видов медицинской помощинаселению оказывается на муниципальном уровне. Муниципальная системаздравоохранения включает в себя находящиеся в муниципальной собственностилечебно-профилактические и иные учреждения системы здравоохранения,ведомственные учреждения (как переданные, так и не переданные в муниципальнуюсобственность), фармацевтические учреждения, располагающиеся на территориимуниципального образования, а также органы муниципального управления охранойздоровья населения.
Главнаяцель муниципального здравоохранения – удовлетворение потребностей населения вуслугах сферы здравоохранения, отнесенных к предметам ведения местногосамоуправления, на уровне не ниже государственных минимальных социальныхстандартов. В конкретных условиях могут формироваться локальные цели, напримерудовлетворение потребностей населения в услугах здравоохранения на принципахобщедоступности, соблюдение гарантий предоставления объемов медицинских услуг(лечебно-профилактических, оздоровительных, медико-диагностических и др.),обеспечение их качества и т. п.
Федеральноезаконодательство возлагает решение вопросов местного значения в сферездравоохранения на муниципальные районы и городские округа. К числу этихвопросов отнесены вопросы организации скорой медицинской помощи (за исключениемсанитарно-авиационной), первичной медико-санитарной помощи в амбулаторно-поликлиническихи больничных учреждениях, медицинской помощи женщинам в период беременности,родов и послеродовой период. Иные, более сложные виды медицинской помощи могутоказываться через муниципальную систему здравоохранения в виде государственныхполномочий, передаваемых органам местного самоуправления одновременно ссоответствующими финансовыми средствами.
Основамизаконодательства РФ об охране здоровья граждан определены государственныеполномочия в области охраны здоровья, передаваемые органам местногосамоуправления. К ним относятся:
– контроль засоблюдением законодательства в области охраны здоровья; защита прав и свободчеловека и гражданина в области охраны здоровья;
– формированиеорганов управления муниципальной системой здравоохранения;
– координация иконтроль деятельности предприятий, учреждений и организаций государственной имуниципальной систем здравоохранения в пределах своих полномочий, контроль закачеством оказываемой медико-социальной помощи в частной системездравоохранения;
– осуществлениемер по обязательному медицинскому страхованию граждан;
– лицензированиемедицинской и фармацевтической деятельности на подведомственной территории попоручению органа государственного управления здравоохранением субъекта РФ;
– регулярноеинформирование населения о распространенности социально значимых заболеваний;
– создание иобеспечение деятельности учреждений для проведения реабилитации инвалидов илиц, страдающих психическими расстройствами; организация их обучения,профессиональной переподготовки и трудового устройства, созданиеспециализированных учреждений для неизлечимо больных пациентов;
– санитарно-гигиеническоеобразование населения.
Субъектамиздравоохранительной деятельности на муниципальном уровне являются в основноммуниципальные учреждения, номенклатура которых утверждается федеральным органомисполнительной власти в области здравоохранения.
Органыместного самоуправления осуществляют оптовую закупку лекарственных средств длялечебно-профилактических учреждений, контроль за деятельностью всехфармацевтических учреждений на территории муниципального образования,независимо от формы собственности, так как лекарственное обеспечение населенияявляется одной из важнейших социальных задач. Федеральным законодательством дляряда категорий населения установлены широкая система льгот при оплателекарственных средств, бесплатный отпуск отдельных лекарств по рецептам врачей,а также лекарственных средств при лечении в медицинских стационарах, для чеготребуются крупные бюджетные расходы. Однако государств далеко не полностьюкомпенсирует муниципальным органам расходы, связанные с льготной и бесплатнойвыдачей лекарств.
Длямуниципальных учреждений местная администрация может выдавать муниципальныйзаказ на лекарственное обслуживание населения и устанавливать предельный размернадбавок к оптовым ценам на лекарственные средства. В условиях бюджетногодефицита органы местного самоуправления вынуждены жестко подходить кустановлению льгот на лекарственные средства, ограничивать сумму муниципальногозаказа.
Одной изважных задач органов местного самоуправления является обеспечение санитарногоблагополучия населения. Во взаимодействии с государственными органамисанитарно-эпидемиологического надзора органы местного самоуправленияразрабатывают и реализуют местные программы обеспечения санитарной благополучиянаселения.
Необходимымусловием обеспечения санитарного благополучия населения является гигиеническоевоспитание и образование граждан. Гигиеническое воспитание и образованиеграждан осуществляется в образовательных учреждениях путем включения впрограммы обучения и воспитания 'разделов о гигиенических знаниях. В процессепрофессиональной подготовки и аттестации руководителей, специалистовпредприятий и организаций, характер деятельности которых связан с производством,хранением, транспортировкой и реализацией пищевых продуктов и питьевой воды,коммунальным и бытовым обслуживанием населения и т. д., предусматриваетсягигиеническая подготовка.
Органыместного самоуправления обязаны регулярно информировать население, в том числечерез средства массовой информации, о распространенности социально значимыхзаболеваний и заболеваний, представляющих опасность для окружающих. Основызаконодательства РФ об охране здоровья граждан (ст. 19) устанавливают, чтограждане имеют право на регулярное получение достоверной и своевременнойинформации о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих нанего вредное влияние. Основное внимание уделяется информации осанитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания, рациональныхнормах питания, о продукции, работах, услугах, их соответствии санитарнымнормам и правилам. Эта информация должна представляться органами местногосамоуправления через средства массовой информации, а также непосредственногражданам по их запросам в порядке, устанавливаемом Правительством РФ.
Одной изсамых сложных проблем муниципального здравоохранения является егофинансирование, которое носит многоканальный характер.   За счет бюджетныхсредств финансируется профилактические мероприятия, обеспечиваютсясанитарно-эпидемиологическое благополучие на территории, детскоездравоохранение, лечение отдельных заболеваний (туберкулез, психическиезаболевания) и т. п.
Системаобязательного медицинского страхования состоит в бесплатном предоставлениигражданам за счет средств государственного внебюджетного Фонда обязательногомедицинского страхования (ФОМС) определенного набора медицинских услуг. Этотнабор определяется в перечнях, утверждаемых органами государственной властисубъектов РФ и органами местного самоуправления (региональные и муниципальныепрограмма обязательного медицинского страхования). Источником средств ФОМСявляются страховые взносы, уплачиваемые работодателями за своих работников всоставе единого социального налога. Нормативы взносов устанавливаютсяфедеральным законом. За неработающее население страховые взносы до недавнеговремени выплачивались из местных бюджетов, причем муниципальные образованиябыли крупными должниками ФОМС. Затем эти функции были переданы органам государственнойвласти субъектов РФ. Страховые организации, в распоряжение которых поступаютсредства ФОМС, заключают договоры с лечебно-профилактическими учреждениями иоплачивают оказанные ими медицинские услуги по фактически пролеченномуколичеству пациентов и характеру оказанных услуг. Таким образом, пациент,имеющий полис обязательного медицинского страхования, в принципе имеетвозможности выбора между лечебно-профилактическими учреждениями, что позволяетсоздать конкурентную среду в медицинском обслуживании и повысить его качество.Фактически система обязательного медицинского страхования работает неустойчивои нуждается в серьезном реформировании.
Договордобровольного медицинского страхования может быть заключен со страховойорганизацией гражданином, желающим бесплатно получать отдельные дополнительныемедицинские услуги, не включенные в региональные и муниципальные программыобязательного медицинского страхования.
Остальныемедицинские услуги оказываются на платной основе, причем органы местногосамоуправления утверждают цены и тарифы на услуги, оказываемые муниципальнымилечебно-профилактическими учреждениями. Они устанавливаются с учетом спецификимуниципальных организаций здравоохранения, вида оказываемых ими услуг,структуры потребностей в них населения, местных особенностей и других факторов.
Вкачестве дополнительных источников финансирования муниципальногоздравоохранения могут рассматриваться доходы от ценных бумаг, банковские идругие кредиты, безвозмездные и благотворительные взносы и пожертвования, иныеисточники, не запрещенные законодательством РФ.
Возможностьрешения поставленных перед муниципальным здравоохранением задач, реализацияпринятых программ зависят от системы управления муниципальным здравоохранением,эффективности ее влияния на процессы, происходящие в сфере здравоохранения. Вусловиях острого дефицита бюджетных среде обеспечение гарантированных правнаселения в области здравоохранения требует оптимального использованияпредназначенных для этого ресурсов, что, в свою очередь, предполагает выборприоритетов развития здравоохранения, определения и финансирования наиболееэффективных форм медицинской помощи. В частности, следует больше акцентироватьвнимание на профилактическом направлении охраны здоровья граждан ссоответствующим перераспределением финансовых средств из стационарного вамбулаторно-поликлинический сектор.
Серьезнойпроблемой является низкая заработная плата работников этой отрасли, чтонегативно отражается не только на текущем состоянии здравоохранения, но и наего развитии, так как современные медицинские технологии весьма трудоемки.Часто применение нового диагностического и лечебного оборудования требуетдополнительного числа специалистов различного профиля. В связи с недостаточнымфинансированием, не позволяющим обеспечить нормальное функционированиематериально-технической базы учреждений и организаций здравоохранения, особуюактуальность приобретает эффективное управление инфраструктурой организаций иучреждений здравоохранения. Одним из направлений развития здравоохранения вусловиях рыночных отношений является его коммерциализация, объективнымипредпосылками которой служат следующие обстоятельства:
– недостаточностьбюджетного финансирования для должного развития материально-технической базы,наращивания научно-практического потенциала, материального стимулированияработников;
– повышение спросанаселения на высококвалифицированную медицинскую помощь, комфортные условияпребывания в стационаре; наличие законодательной базы для оказания платныхмедицинских услуг.
Для осуществлениясобственной и переданной компетенции в области охраны здоровья населения органыместного самоуправления создают управленческие структуры в форме отделов(комитетов, управлений) здравоохранения. В небольших муниципалитетах либовыделяется ставка специалиста по вопросам здравоохранения в комплексном отделесоциальной политики, либо полномочия по управлению здравоохранением возлагаютсяна главного врача территориального медицинского объединения (ТМО).
Примуниципальных органах здравоохранения могут создаваться комиссии дляколлегиального обсуждения вопросов охраны здоровья местного населения,рассмотрения муниципальных программ здравоохранения, в частности определениявидов, объемов и объектов медицинской помощи, источников ее финансирования,порядка предоставления бесплатной медицинской помощи, контроля за выполнениемустановленных норм и правил.
Муниципальныеорганы управления здравоохранением осуществляют свою деятельность всоответствии с планами, сформированными с учетом региональных планов развитияздравоохранения, анализа состояния здоровья населения муниципальногообразования, имеющихся местных ресурсов отраслевой системы2.4.1Анализ реализации национального проекта здравоохранения в МО Щербиновкий районКраснодарского края
Реализацияприоритетного национального проекта «Здоровье» в муниципальном образованииЩербиновский район проводится, согласно Постановления Правительства РоссийскойФедерации и обращения Президента Российской Федерации к Федеральному собраниюРоссийской Федерации 10 мая 2006 года.
В районеутвержден сетевой график реализации приоритетного национального проекта«Здоровье», согласно которому проводятся следующие мероприятия:
– развитиепервичной медицинской помощи.
Всеврачи и медицинские сестры первичного звена прошли специализацию и сертификациюна 100%.
Со всемиработниками заключены трудовые договоры и осуществляются денежные выплаты,согласно Постановлению Российской Федерации.
Проведенареструктуризация врачебных терапевтических и педиатрических участков. Созданыдва малокомплектных педиатрических участка. Заработная плата врачей первичногозвена выросла на 330 %, участковых медицинских сестер на 244 %.
С 1 июля2007 года заключены договора и проводится выплата фельдшерам, медицинскимсестрам ФАП, врачам, фельдшерам скорой медицинской помощи, согласноПостановлению Российской Федерации. Заработная плата врачей скорой медицинскойпомощи повысилась на 145 %, а фельдшеров скорой медицинской помощи на 28 %[9].
ВЩербиновском районе в настоящее время функционируют три врачебные амбулатории,в которых работают три врача общей практики (один из них подготовлен в2006-2007), что является достаточным для нашего района.
– оснащениедиагностическим оборудованием.
Согласноподанным заявкам Департамент здравоохранения удовлетворил заявку надорогостоящее медицинское оборудовании.
ПолученR-комплекс «Мовиплан» на сумму 1 млн. 838 рублей, на котором выполнено 6732обследования. Это позволило улучшить диагностику запущенных форм онкопатологийи снизить заболеваемость туберкулезом.
Получени функционирует комплект лабораторного оборудования на сумму 1 млн.235 584рублей. Аппарат УЗИ – диагностики «Алока» на сумму 477 тыс. рублей.
Полученноеоборудование позволило расширить диагностические возможности, проведениедиспансеризации работающего населения и декретированных контингентов, чтосоздает предпосылки для раненого выявления и снижения заболеваемости свременной утерей трудоспособности, особенно среди лиц трудоспособного возрастаи позволяет улучшить экономический потенциал нашего района.
Такжепоставлено в район три единицы санитарного транспорта марки «Газель» класса А,оснащенных диагностическим, лечебным оборудованием, что позволяет надогоспитальном этапе оказывать квалифицированную помощь населению района ипозволило снизить общую смертность в районе с 18,2 в 2005 году до 15,9 в 2006году и смертность лиц трудоспособного возраста при ДТП и несчастных случаях на23 %.
– вопросампрофилактики ВИЧ-инфекции, гепатитов В и С в районе уделяется особое внимание.Имеются необходимые диагностикумы для выявления ВИЧ-инфекции, антивирусныепрепараты.
В 2006году проведено 2150 исследований на ВИЧ-инфекцию.
Иммунизациянаселения в рамках национального календаря прививок выполнена на 100%.
Важнейшимэлементом по изменению демографической ситуации и улучшения здоровья будущегопоколения является обследование новорожденных на наследственные заболевания в100 %-ном объеме на базе медико-генетической консультации краевой клиническойбольницы № 1.
Со всемимедицинскими работниками, медицинскими сестрами процедурных кабинетов проведенсеминар работниками медико-генетической консультации краевой клиническойбольницы № 1.
– дополнительнаядиспансеризация в 2006 году.
Подлежалодополнительной диспансеризации 2421 человек. Из них работников бюджетной сферы1365 человек, осмотрено 1057 человек, что составило 84 %.
Диспансеризациейработников, занятых на работах с вредными или опасными производственнымифакторами охвачено 100 %.
Врезультате проводимой диспансеризации на ранних стадиях выявленысоциально-значимые заболевания: онкопатология – 10 человек, сахарный диабет –16 человек, туберкулез – 2 человека.
Проводимаядополнительная диспансеризация позволила повысить заработную плату. Заработнаяплата в среднем повысилась у 30 работников на 44,5 %. Осуществляласьдополнительная оплата за первичную медико-санитарную помощь работающему инеработающему населению в размере
– введенныес 1 января 2006 года в действие родовые сертификаты позволили улучшить качествооказания медицинской помощи беременным и роженицам, повысилась рождаемость с343 до 386 человек (детей).
В районеснизилась младенческая смертность с 17,5 до 2,6, снизилась мертворождаемость с5,8 до 5,2, неонатальная смертность с 14,5 до 7,8. Снизилось число абортовженщин фертильного возраста с 45,8 до 29,8.
Повысиласьзаработная плата работникам акушерской службы на 113,2 %.
Родовыесертификаты позволили улучшить материально-техническую базу женскойконсультации и акушерского физиологического отделения, приобретено оборудованиена сумму 410000 рублей, улучшилось медикаментозное обеспечение акушерскогофизиологического отделения на сумму 236000 рублей.
– ввопросах: обеспечения населения высокотехнологичной медицинской помощью в 2006году в МУЗ ЦРБ муниципального образования Щербиновский район создана комиссияпо отбору пациентов, возглавляемая заместителем главного врача по медицинскойчасти. Однако в начале года в этом направлении проводилась недостаточнаяработа, особенно врачей первичного звена. В настоящее время проведенаразъяснительная работа о важности и необходимости этого вида помощи.
Нуждалосьв высокотехнологичной медицинской помощи 49 человек, получило 14 человек,состоит на учете 5 человек, отказались 19 человек, 11 человек воздерживаютсявременно.
– заключеныдоговоры с Фондом социального страхования на получение путевок длясанаторно-курортного лечения работающих граждан с целью, реабилитации послезаболевания сердечно-сосудистой системы, гастроэнтероскопических операций,беременных женщин.
Всего заэтот период прошли реабилитацию в отделениях долечивания 63 человека:
Санаторий«ДиЛуч» – 23 человека;
Санатооий«ДиЛуч» в отделение долечивания беременных – 11 человек;
Санатооий«Русь» (сахарный диабет) – 14 человек;
Санаторий«Лаба» – 1 человек;
Санаторий«им.Ломоносова» — 9 человек:
Санаторий«Предгорье Кавказа» – 2 человека;
Санаторий«Горячий Ключ» – 3 человека[10].
Данныйвид реабилитационных мероприятий способствует улучшению здоровья ивосстановлению трудоспособности работающего населения.
– реализацииинформационной поддержки и управления приоритетного национального проекта«Здоровье».
Имеетсяприказ о создании «Горячей линии» и назначены ответственные по реализациимониторинга по приоритетному национальному проекту «Здоровье».
Информацияоб этом опубликована в районной газете. Во всех подразделениях и участковыхбольницах также имеется подобная информация. Оборудованы стенды и уголки поприоритетному национальному проекту ««Здоровье». Имеется литература дляинформации населения, опубликовано семь статей а районной газете, в краевомиздании «Вольная Кубань» – одна статья, четыре телеинтервью.  Проведено пятьвстреч руководителей ЦРБ, опубликованы интервью руководителя ЦРБ поприоритетному национальному проекту «Здоровье», проводятся беседы, лекции сбольными на различные темы по профилактике заболеваний и здорового образажизни.
Национальныйпроект «Здоровье» дает новые возможности для широкой иммунизации населения. Впрошедшем году около 20 процентов жителей нашего района были привиты от гриппа,в этом году этот неплохой результат надеются превзойти. Из 8000 детейвакцинация коснется 3600; большая часть детей уже была привита ранее.Ребятишкам впервые делают прививку от гепатита В. Она проходит в три этапа ипотом действует в течение всей жизни. Более пристальное внимание к здоровьюподрастающего поколения решает и другую актуальную задачу – снижение уровнядетской смертности и в свою очередь прямо влияет на состояние демографии внашей стране.
Безсомнения, национальный проект «Здоровье» – конкретное свидетельство того, чтогосударство наконец-то обратило должное внимание на здравоохранение. В рамках проектазадумано много преобразований, есть средства и желание для коренных перемен вэтой сфере. Необходимо какое-то время, чтобы эффективность принимаемых решенийвыявилась в полной мере. Первые шаги обнадеживают, дают уверенность в конечномуспехе
Заключение
Взаключение проведенного исследования можно сделать следующие выводы.
Социальнаяфункция является главной, определяющей для муниципального управления среди всехостальных. Целью социальной политики является последовательное повышение уровняжизни населения и снижение социального неравенства, обеспечение всеобщейдоступности основных социальных благ и, прежде всего, качественногообразования, медицинского и социального обслуживания.
Подсоциальной политикой в узком смысле при анализе управления социальным развитиеммуниципального образования понимается деятельность субъектов управленияразличного уровня, направленная на управление социальным развитиеммуниципального образования, на обеспечение материальных и культурныхпотребностей его членов и на регулирование процессов социальной дифференциации.
Местнаясоциальная политика, как неотъемлемый компонент системы управления социальнойсферой муниципальных образований, в процессе своей разработки и реализациидолжна исходить из совокупности основополагающих методологических принципов,присущих любой научно обоснованной системе управления.
Подсоциальной сферой понимается социально-культурный комплекс муниципальногообразования. Входящие в социально-культурный комплекс социальной сферы отраслиобразования, здравоохранения, культуры, занятости, социальной поддержкиобъединены общей целью, содержанием и тенденциями развития.
Особенностьюсферы социального регулирования является преобладание в ней учреждений,финансируемых за счет средств местного бюджета.
Местноесамоуправление составляет одну из важнейших частей механизма управления,который позволяет оптимально сочетать интересы и права человека и местные,региональные, общегосударственные интересы.
Местноесамоуправление является самостоятельным уровнем публичной власти, имеющим какобщие черты с государственной властью, так и существенные отличия. Местноесамоуправление и государство тесно связаны и представляют собой два уровнявластной организации общества.
Прианализе особенностей муниципального управления были рассмотрены особенностидеятельности, осуществляемой органами местного самоуправления по управлениюразвитием социально-культурной сферы муниципального образования Щербиновскийрайон.
Муниципальноеуправление в социальной сфере заключается в осуществлении органамимуниципального управления управленческой деятельности, направленной наподдержание и развитие основных отраслей социальной сферы муниципальногообразования, обеспечение целостности местного сообщества, в соответствии спредоставленными законом полномочиями.
Спецификамуниципального управления в социальной сфере состоит в сочетании двух видоввоздействия: административного (государственного) и самоорганизации(самоуправления) – и достижении целостности этих видов.
Муниципальноеуправление в социальной сфере – это управление на местном уровне, объектомвоздействия которого является целостное развитие местного сообществасоответствующего муниципального образования, обеспечивающее созданиеблагоприятных условий жизнедеятельности населения.
Список использованной литературы
1.        Атаманчук В.Г.Государственное управление / Организационно-функциональные вопросы: Учебноепособие.– М.: Юридическая литература, 2000.
2.   Афанасьев В.Я., Глазунова Н.И.Система государственного управления: Кн. 1. Управление и право.-М.: ГУУ, 2000.
3.   Волгин И.А. Социальное государство:Учебник / И.А. Волгин, Н.Н. Грищенко, Ф.И. Шариков. – М.: Дашков и К, 2004.-416с.
4.   Глазунова Н.И. Системагосударственного управления: Учебник для вузов.- М.: ЮНИТА-ДАНА, 2002.
5.   Государственная служба/комплексныйподход/. Учеб. пособие.-2-е изд.-М.: Де-ло,2000.
6.   Государственное и муниципальноеуправление. Справочник ./ Под ред. Н.И. Глазуновой, Ю.М. Забродина, А.Г.Поршнева /.М.: Магистр,1997.
7.   Гуторова А.Л. Система государственногоуправления.В 5 кн. Кн. 2. Государство и политика.- М.: ГУУ, 2000.
8.   Зотов В.Б. Территориальноеуправление: методология, теория, практика. М.: ИМ- ИНФОРМ, 1998.
9.   Каверзин М.Ю. Государство и местноесамоуправление: проблемы взаимодействия // Вестник Российского университетадружбы народов. — Сер.: Политология. — 2003. — № 4 — С. 13-19.
10.      КонституцияРоссийской Федерации.-М.: Юрид. литер., 1993.
11.      КуприянинГ.Л., Соловьев А.И. Государственное управление. Уч. пособие для студентоввузов.- М.: Университ. гуманит. лицей, 1996.
12.      Курашвили Б.Н.Очерк теории государственного управления.- М.: Наука, 1987.
13.      Мачульская Е.Е.Право социального обеспечения: Учебное пособие для вузов / Е.Е. Мачульская, — 2-е изд. перераб. и доп.- М.: Книжный мир, 1999. -240с.
14.      Мачульская Е.Е.Практикум по праву социального обеспечения. Для
15.      Местноесамоуправление в России. Вып. 1.- М.: 1995.
16.      Овчинников И.И.Местное самоуправление в системе народовластия.-М.: 1999.
17.      Осадчая Г.И.Социология социальной сферы: Учебное пособие для высшей школы / Г.И. Осадчая — 2-е изд. перераб. И доп. — М.: Академический проект, 2003.-336 с.
18.      Пикулькин А.В.Система государственного управления. Учебник для вузов. М.: ЮНИТА-ДАНА, 2000.
19.      ПронкинС.В.Петрунина О.Е.Государственное управление зарубежных стран :- Учебноепособие.М.: Аспект Пресс, 2001.
20.      Радченко А.И.Основы государственного и муниципального управления: системный подход. Учебник.- Ростов-на-Дону: АООТ ”Ростиздат”, 1997.
21.      Рой О.М. Системагосударственного и муниципального управления / О.М. Рой — 2-е изд.- СПб.:Питер, 2005.- 336 с.
22.       Системамуниципального управления: Учебник для вузов / Под ред. В.Г.Зотова — СПб .:Лидер, 2005. — 493 с.
23.      Социальнаяполитика: Учебник / Н.А Волгин (и др.). – М.: Экзамен, 2002.
24.      Социальныйменеджмент: Учебник / Д.В Воловый (и др.); Отв. ред. Н.Н. Гриценко.-М.: Синтел-Синтез, 1999. — 384 с.
25.      СуварянЮ.М., Копян В.М. Общественное управление экономикой: методология и современныепроблемы. — Ер.: АРТ, 2003 /на арм. языке/.
26.      Теориягосударства и права. Учебник. Под ред. М.Н. Марченко. М.: 2001.
27.      Чиркин В.Е.Государственное управление. Элементарный курс.М: Юристь,2001.
28.      Эффективностьгосударственного управления. Пер. с англ. М.: Консат-банкир, 1998.
29.      юридических вузови факультетов / Е.Е Мачульская. — Норма, 2001. — 252 с.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Термодинамические основы термоупругости
Реферат Мария Фёдоровна жена Павла I
Реферат Is Rape Motivated By Sex Essay Research
Реферат Анализ и прогнозирование режимных параметров и характеристик для субъектов розничного рынка электроэнергии на базе технологий искусственного интеллекта
Реферат Суспільство держава і право
Реферат Международный рынок маркетинговых исследований
Реферат Судебный прецедент право на существование в качестве источника уголовного права
Реферат Краткий отзыв о рассказе В.Шаламова "Чужой хлеб"
Реферат Коллективизация в романах Б.А.Можаева "Мужики и бабы" и М.А.Шолохова "Поднятая целина"
Реферат Основной капитал предприятия Анализ использования основного капита
Реферат Система координат станка детали и инструмента
Реферат Правовая организация трудоустройства
Реферат Roxanne Essay Research Paper 1801Period 4 ROXANNE
Реферат Управление гимназией на основе адаптации автоматизированной информационно-аналитической системы "Аверс"
Реферат Вариативные учебные методические комплекты в начальной школе. Проблемы их использования