Курсовая работа
Многоуровневаясистема субъектов государственного управления
Содержание
Введение
1. Понятиеорганов исполнительной власти и их статус
1.1 Понятие органов исполнительнойвласти
1.2 Признаки исполнительной власти
1.3 Классификация органов исполнительнойвласти
2. Федеральные органы исполнительнойвласти
2.1 Полномочия Президента РФ в сфереисполнительной власти
2.2 Государственный совет РФ
2.3 Правительство Российской Федерации
2.4 Отраслевые имежотраслевые федеральные органы исполнительной власти
Заключение
Список используемой литературы
Приложение
Введение
Вопрос обисполнительной власти является одним из труднейших вопросов правовой науки.Реальные характеристики этой ветви власти отражают состояние государственностив данный момент в целом, позволяют оценить потенциал и перспективы государственно-правовыхметодов разрешения социальных проблем.
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, чтоорганы исполнительной власти являются частью государственного аппарата ивыполняют значительный объем функций государства. Органы исполнительной властипризваны осуществлять подзаконную организационно-управленческую,исполнительно-распорядительную деятельность.
Однозначного пониманиясистемы исполнительной власти в практике и в законодательстве РоссийскойФедерации пока не сложилось, однако важные изменения во взглядах на эту ветвьвласти произошли после принятия Конституции РФ 1993 года.
Данная работа описываетструктуру исполнительной власти в Российской Федерации, дает определенияорганов исполнительной власти на различных уровнях, раскрывает их полномочия.
Ожидаемым результатомкурсовой работы является доказательство того, что исполнительная властьявляется непременным элементом государственно-властного механизма, построенногона началах разделения властей. Она всегда должна существовать наряду сзаконодательной и судебной властями.
Объектом моего исследования являются органы исполнительнойвласти Российской Федерации на современном этапе.
Предметом исследования в курсовой работе являютсянормативно-правовые акты, регулирующие отношения в сфере исполнительной власти.
Цель курсовой работы — комплексное, всестороннее структурно-логическое исследование основных видоворганов исполнительной власти Российской Федерации.
Задачи курсовой работы:
1. Исследовать виды органов исполнительнойвласти в Российской Федерации
2. Понять каким образом классифицируютсяорганы исполнительной власти.
3. Узнать в чем заключаются полномочияПрезидента РФ.
4. Рассмотреть Государственный Совет РФ иПравительство РФ с позиции органов исполнительной власти.
Разработанностью данного направления занимались в разноевремя Алехин А.П., Козлов Ю.М.[1], БачилоИ.Л.[2],Тихомиров Ю.А[3].
1. Понятие органов исполнительной властии их статус
1.1 Понятие органов исполнительнойвласти
Орган исполнительнойвласти – это организация, которая являясь частью государственного аппарата,имеет свою структуру, компетенцию, территориальный масштаб деятельности. Онаобразована в соответствии с законодательством, наделена правом выступать попоручению государства, призвана в порядке исполнительной и распорядительнойдеятельности осуществлять повседневное руководство хозяйственной,социально-культурной, административно-политической сферами, заниматьсямежотраслевым управлением.
Система органовисполнительной власти осуществляет исполнительную и распорядительнуюдеятельность. На данную систему государственной власти возложенаорганизационно-управленческая, исполнительно-распорядительная деятельность,осуществляемая определенными органами государства и должностными лицами наоснове и во исполнение законов с целью обеспечения повседневного (текущего)функционирования государства и его аппарата. Полномочия и возможностиосуществления исполнительной власти предоставлены Правительству, федеральнымминистерствам и иным федеральным органам исполнительной власти, органамисполнительной власти субъектов Федерации и ряду определенных должностных лиц.
Деятельностьуказанных органов по руководству хозяйственным, социально-культурным иадминистративно-политическим строительством ранее называлась государственнымуправлением.
После юридическогозакрепления разделения государственной власти на три ветви — законодательную,исполнительную и судебную — вместо понятия «государственное управление»употребляется понятие «исполнительная власть». Вместе с тем в законодательствефедеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной властисубъектов Федерации называются также органами, осуществляющими государственноеуправление. Хотя понятия эти близки, поскольку исполнительная властьреализуется в виде государственного управления, однако следует учитывать, чтопонятие «государственное управление»- более широкое по сравнению с понятием«исполнительная власть», так как некоторые управленческие функции наряду сосвоей главной функцией выполняют и другие органы государственной власти.
Органыисполнительной власти (органы государственного управления) — этоисполнительно-распорядительные органы, ведущие повседневную оперативную работупо государственному управлению общественными процессами в интересах обществаили его части (политическими силами, стоящими у власти).
Органыисполнительной власти предназначены в первую очередь для исполнения законов,издаваемых органами законодательной власти. Во исполнение законов ейпредоставлено право активных действий, а также право принятия подзаконныхнормативных актов.
Органисполнительной власти — это государственная организация, часть системы органовгосударственной власти в Российской Федерации, учрежденная самим государствомдля исполнения и обеспечения исполнения законов и иных нормативных правовыхактов, реализации функций государственного управления во всех сферах жизнигосударства и общества посредством пользования специальных форм и методовосуществления управленческих действий, обладающая соответствующей структурой,компетенцией, государственно-властными полномочиями и штатом государственныхслужащих.
1.2 Признаки исполнительной власти
Определяя основныеи наиболее существенные признаки органа исполнительной власти, характеризующиеего административную правосубъектность, необходимо подчеркнуть следующее.
1. Государственно-правовая природа органов исполнительнойвласти обусловлена конституционным разделением государственной власти назаконодательную, исполнительную и судебную. Наличие в системе государственнойвласти исполнительных органов — следствие нормативного закрепления принципаразделения властей.
2. Органы исполнительной власти — это внешняя форма выраженияисполнительной власти. Они образуются для практической реализации функций изадач самой исполнительной власти, посредством которой, как известно,осуществляется государственное управление в экономической, социально-культурнойи административно-политической сферах жизни общества.
3. Работа органов исполнительной власти строится всоответствии с такими принципами их деятельности, как:
а) государственнаяи территориальная целостность Российской Федерации;
б) распространениесуверенитета Российской Федерации на всю ее территорию;
в) верховенствоКонституции РФ и федеральных законов на всей территории РФ;
г) единствосистемы государственной власти;
д) разделениегосударственной власти на законодательную, исполнительную и судебную в целяхобеспечения сбалансированности полномочий и исключения сосредоточения всехполномочий или большей их части в ведении одного органа государственной властилибо должностного лица;
е) разграничениепредметов ведения и полномочий между органами государственной власти РоссийскойФедерации и органами государственной власти субъектов РФ;
ж) самостоятельноеосуществление органами исполнительной власти субъектов РФ принадлежащих имполномочий;
з) обеспечениесамостоятельного осуществления своих полномочий органами местногосамоуправления, расположенными на территории, где образованы и действуютсоответствующие органы исполнительной власти.
4.Главная задача, органа, исполнительной власти — правоисполнительная деятельность, т.е. исполнение действующих законов и, иныхнормативных правовых актов, а также обеспечение их выполнение всеми субъектамиправа.
5. Деятельность органов исполнительной власти по своемусодержанию имеет управленческий, организующий, исполняющий, контрольный ираспорядительный характер; в результате этой деятельности решаются иреализуются государственные задачи и функции.
6. Существует организационная структура органа исполнительнойвласти, т.е. наличие в нем государственных должностей функциональных структурныхподразделений (департаментов, отделов, управлении, главных управлений и т.д.),способствующих наиболее эффективному осуществлению задач, функций и полномочийданного органа. Каждая государственная должность замещается государственнымслужащим, который имеет специальный административно-правовой статус (права,обязанности, ограничения, полномочия, ответственность и т.д.). Совокупностьдолжностей составляет штат органа исполнительной власти.
7. Органы исполнительной власти наделены государством особыми государственно-властнымиполномочиями, которые реализуются в специальных правовых формах, отличающихсяот правовых форм деятельности органов других ветвей власти; обладают компетенцией,установленной в различных нормативных правовых актах (конституциях, законах,положениях, уставах; приказах и т.д.). В компетенцию, как правило, включаются вкачестве основных компонентов задачи, права, обязанности, полномочия иответственность органа исполнительной власти. В пределах своей компетенцииорганы издают правовые акты управления и обеспечивают их выполнение. Всодержание полномочий органов исполнительной власти входят:
а)исполнительно-распорядительная деятельность;
б)контрольно-надзорные функции;
в) действияюридического характера и принятие решений, взывающих важные правовыепоследствия;
г) нормотворческаядеятельность;
д)правоохранительная деятельность.
8. Орган исполнительной власти постоянно и непрерывно действуетна определенной территории РФ.
9. Органы исполнительной власти наделены правомнормотворческой деятельности, т. е. правом издания актов управления(административных актов). В законах и специальных нормативных правовых актахопределяются виды, порядок принятия, государственной регистрации, действия,опубликования, оспаривания правовых актов управления. Правовые акты органовисполнительной власти — это, с одной стороны, важнейшая правовая формауправленческих действий, а с другой — результат административногонормотворчества в системе государственного управления. Акты управления являютсяподзаконными правовыми актами, т. е. они издаются в обязательном соответствии стребованиями и положениями законов и развивают их, а также обеспечивают решениевозникающих в сфере управления споров и административных дел.
10. Определен нормативно установленный порядок образования,формирования реорганизации и ликвидации органа исполнительной власти.
11. Каждый орган исполнительной власти имеет свое наименование.
12. Федеральными законами и законами субъектов РФ предусмотренаответственность органов исполнительной власти и их должностных лиц.
13. Орган исполнительной власти — юридическое лицо — имеетгербовую печать, может вступать в гражданско-правовые отношения.
14. Финансирование органа исполнительной власти осуществляетсяза счет средств федерального бюджета или средств бюджета субъекта РФ,предусмотренных отдельной статьей.
Правовой статусорганов исполнительной власти характеризуется тем, что эти органы являютсясамостоятельными и независимыми именно в осуществлении предоставленных имполномочий. Независимость органов законодательной власти устанавливаетсяКонституцией РФ, федеральными законами, актами Президента РФ и ПравительстваРФ, а также другими нормативными правовыми актами. Превышение пределовустановленных компетенции означает незаконное присвоение властных полномочий.
Организационнаяструктура органов государственного правления обеспечивается разработкой иутверждением их штатного расписания, представляющего собой перечень структурныхподразделений органа (с их наименованиями), должностей и их количества (в целомпо органу управления и в структурных подразделениях в особенности), должностныхокладов. Денежное содержание выплачивается государственному служащему согласноустановленному в штатном расписании размеру должностного оклада. Таким образом,штатное расписание устанавливает организационную структуру органаисполнительной власти объем денежных средств, необходимых на содержание этогооргана. Порядок составления и утверждения штатных расписаний органов управленияконтролируется вышестоящими органами исполнительной власти. Штатные расписанияподлежат государственной регистрации в финансовых органах.
1.3 Классификация органов исполнительнойвласти
Существует различныеоснования для классификации органов исполнительной власти. С учетомтерриториального масштаба деятельности органы исполнительной властиподразделяются на два уровня: федеральный и субъектов федерации. Этот признакобусловлен федеральным устройством и административно-территориальным делениемРоссийской Федерации. К федеральным относятся: Правительство РФ, федеральныеминистерства и иные федеральные органы исполнительной власти. Органыисполнительной власти субъектов Федерации осуществляют свою деятельность впределах своей территории, т.е. части территории Российской Федерации.
Существуют также межтерриториальныеорганы, деятельность которых может охватывать несколько субъектов (например,военные округа, пограничные округа и т.п.).
Поорганизационно-правовым формам на федеральном уровне различают: ПравительствоРФ; министерство РФ; федеральная служба России; российское агентство;федеральная служба по надзору России.
В спискеорганизационно-правовых форм исполнительной власти субъектов РФ называютправительства (советы министров); министерства; комитеты; департаменты; главныеуправления, управления, отделы, службы и иные органы.
По объему и характерукомпетенции органы исполнительной власти подразделяются на:
а) органы общейкомпетенции, осуществляющие руководство на подведомственной территории всемиили подавляющим большинством отраслей управления и сфер деятельности(президентуры, правительства, администрации субъектов Федерации);
б) органы отраслевойкомпетенции, на которые возложено руководство отдельными отраслями управленияили сферами деятельности (министерство, структурное подразделение администрации);
в) органы межотраслевойкомпетенции, которые ведают специальными вопросами управления, имеющимимежотраслевое значение (федеральная комиссия, федеральная служба по надзору).
г) Органывнутриотраслевой компетенции руководят в рамках отраслей порученными участкамиработ (например, территориальные органы федеральных министерств).[4]
Существуют также иорганы смешанной компетенции, т.е. сочетающие признаки органов отраслевой имежотраслевой компетенции.
Поорганизационно-правовому статусу различают:
Министерство Российской Федерации – оно являетсяцентральным органом федеральной исполнительной власти, осуществляющимруководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности. Министрпо должности входит в состав Правительства РФ и осуществляет руководствопорученной ему сферой деятельности на основе единоначалия и несет персональнуюответственность за выполнение возложенных на министерство функций.
Федеральная служба,российское агентство являются центральными органами федеральной исполнительнойвласти, осуществляющими специальные исполнительные, контрольные, разрешительныеили надзорные функции. Руководители этих органов не входят по должности всостав Правительства РФ.
Федеральная служба понадзору России осуществляет государственное нормативное регулирование вопросовобеспечения безопасности, входящих в его компетенцию, а также специальныеразрешительные, надзорные и контрольные функции. Руководство надзором Россииосуществляется на основе единоначалия его председателем, который по должноститакже не входит в состав Правительства РФ. В то же время в целях повышенияправового статуса органов государственного надзора, усиление роли и повышенияэффективности его надведомственной надзорной деятельности в условияхэкономической реформы установлено, что председатель федеральной службы понадзору назначаются и освобождаются от должности Президентом РФ. Положения офедеральной службе по надзору утверждаются также Президентом РФ.
Следующим основаниемдля классификации органов исполнительной власти является порядок разрешенияподведомственных вопросов. По этому признаку выделяют: а) коллегиальные органыуправления, решающие основные вопросы на коллегиальной основе, то естьбольшинством голосов лиц, входящих в их состав (Правительство, федеральнаякомиссия); б) единоначальные органы, в которых основные вопросы решаются их руководителями(министерство, администрация субъекта федерации). Коллегиальность позволяетнаиболее квалифицированно решать сложные вопросы с учетом мнения многихспециалистов. Единоначалие обеспечивает оперативность руководства и повышениеперсональной ответственности руководителей за результаты работы органаисполнительной власти.
Классификация органовисполнительной власти проводится и по другим признакам: по порядку образования(избираемые, назначаемые); по источникам финансирования (видам бюджета) и др.
Органы исполнительнойвласти образуют систему, под которой понимается вертикальная связь междусоподчиненными органами на основе разделения компетенции между ними. Структураэтой системы обусловлена федеративным устройством государства. Она включает всебя Президента, Правительство, федеральные министерства и иные федеральныеорганы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации.
Соответствующие нормативные акты определяют правовоеположение органов исполнительной власти как субъектов административныхправоотношений.
Таким образом, органисполнительной власти является самостоятельной структурной единицей в системегосударственной власти. Он наделен гоударственно-властными полномочиями,которые необходимы для реализации функций определенной ветви государственнойвласти. Данные органы обладают административной правоспособностью идееспособностью, которая возникает одновременно с их образованием иопределением компетенции, а прекращается в связи с их упразднением. Компетенцияорганов исполнительной власти, их задачи, функции, права и обязанности, формы иметоды деятельности находят свое выражение и закрепление в соответствующихзаконах, положениях и других нормативных актах.
2. Федеральные органы исполнительнойвласти
Система органов исполнительнойвласти базируется на принципе федерализма. Юридически она закрепленаКонституцией Российской Федерации, конституциями республик в составе России,федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
В соответствии спринципом федерализма действующая система исполнительной власти состоит изследующих звеньев:
1. Федеральные органыисполнительной власти Российской Федерации:
· ПравительствоРоссийской Федерации.
· Федеральныеминистерства.
· Государственныекомитеты Российской Федерации.
· Федеральныекомиссии России.
· Федеральныеслужбы России.
· Федеральныенадзоры России.
· Иныефедеральные органы исполнительной власти.
2. Органыисполнительной власти субъектов Российской Федерации (республик, краев,областей, городов федерального значения, автономной области, автономныхокругов) — это:
· правительствареспублик и других субъектов Федерации;
· администрациикраев, областей, городов федерального значения, автономных областей, автономныхокругов.
2.1 Полномочия Президента РФ в сфереисполнительной власти
В соответствии с конституционными нормами Президент РФ является постояннодействующим органом государственной власти и осуществляет свои полномочия какединоличный глава государства (ст. 11, ч. 1; ст. 80, ч.1).
Президент является гарантомКонституции РФ, прав и свобод человека и гражданина, принимает меры по охранесуверенитета РФ, ее независимости и государственной целостности; обеспечиваетсогласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти,а также осуществление полномочий федеральной государственной власти на всейтерритории РФ (ст. 80, ч.2; ст. 78, ч. 4 Конституции РФ). В этих целяхПрезидент РФ наделяется соответствующими конституционными полномочиями,осуществление которых является его прерогативой. Так, в сфере исполнительнойвласти Президент РФ:
· Назначаетс согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ;
· Имеетправо председательствовать на заседаниях Правительства РФ;
· Принимаетрешение об отставке Правительства РФ;
· Попредложению Председателя Правительства РФ назначает на должность и освобождаетот должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральныхминистров;
· Утверждаетсвоими указами систему и структуру федеральных органов исполнительной власти;
· Вправеприостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов РФ вслучае противоречия этих актов Конституции РФ и федеральным законам,международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека игражданина до решения этого вопроса соответствующим судом;
· Вправеотменять постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречияКонституции РФ, федеральным законам и своим указам;
· Можетиспользовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органамигосударственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, атакже между органами государственной власти субъектов РФ.
Президент РФ издаетуказы и распоряжения, обязательные для исполнения на всей территории РФ,подписывает и обнародует федеральные законы (в том числе и по вопросамфункционирования органов исполнительной власти).
Президент РФ всоответствии с Конституцией РФ и федеральным законодательством руководитдеятельностью федеральных органов исполнительной власти, ведающих вопросамиобороны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, предотвращениечрезвычайных ситуаций и ликвидации последствий стихийных бедствий, утверждаетпо представлению Председателя Правительства РФ положения о них и назначает ихруководителей, а также осуществляет иные полномочия как ВерховныйГлавнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.
Таким образом, исходяиз конституционных положений, Президент РФ не является главой исполнительнойвласти, но оказывает значительное влияние на деятельность исполнительныхорганов РФ.
В целях обеспеченияреализации Президентом РФ своих конституционных полномочий, повышенияэффективности деятельности федеральных органов государственной власти исовершенствования системы контроля над исполнением их решений учрежден институтполномочных представителей Президента РФ в федеральных округах[5].
Основными задачамиполномочного представителя являются:
1) организация всоответствующем федеральном округе работы по реализации органамигосударственной власти основных направлений внутренней и внешней политикигосударства, определяемых Президентом РФ;
2) организация контролянад исполнением в федеральном округе решений федеральных органовгосударственной власти;
З) обеспечение реализациив федеральном округе кадровой политики Президента РФ;
4) представлениеПрезиденту РФ регулярных докладов об обеспечении национальной безопасности вфедеральном округе, а также о политическом, социальном и экономическомположении в федеральном округе и внесение соответствующих предложений.
Для реализациивозложенных на него задач полномочный представитель Президента РФ выполняетследующие функции:
· обеспечиваеткоординацию деятельности федеральных органов исполнительной власти всоответствующем федеральном округе;
· организуетвзаимодействие федеральных органов исполнительной власти с органамигосударственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления,политическими партиями, иными общественными и религиозными объединениями;
· организуетконтроль над исполнением федеральных законов, указов и распоряжений ПрезидентаРоссийской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства РФ, зареализацией федеральных программ в федеральном округе;
· принимаетучастие в работе органов государственной власти субъектов РФ, а также органовместного самоуправления, находящихся в пределах федерального округа;
· организуетпо поручению Президента РФ проведение согласительных процедур для разрешенияразногласий между федеральными органами государственной власти и органамигосударственной власти субъектов РФ, находящимися в пределах федеральногоокруга;
· вноситПрезиденту РФ предложения о приостановлении действия актов органовисполнительной власти субъектов РФ, находящихся в пределах федерального округа,в случае противоречия этих актов Конституции РФ федеральным законам,международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека игражданина и другие.
В соответствии сПостановлением Правительства РФ от 12 августа 2000 года. Полномочныепредставители приглашаются на заседания Правительства РФ с правомсовещательного голоса, а также на заседания создаваемых Правительством РФкомиссий и советов, на проводимые Председателем Правительства РФ и егозаместителями совещания по вопросам, затрагивающим интересы соответствующихфедеральных округов
Обеспечениедеятельности полномочного представителя осуществляет аппарат полномочногопредставителя, являющийся самостоятельным подразделением АдминистрацииПрезидента РФ. В структуре Администрации Президента РФ имеются и другиеподразделения, оказывающие влияние на деятельность органов исполнительнойвласти, например Главное контрольное управление, осуществляющее контроль ипроверку исполнения органами исполнительной власти и их должностными лицамифедеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ и т. д.
Кроме того, на основе Указа Президента РФ от 17 мая 2000 года в структуруфедеральных органов исполнительной власти включены: Главное управлениеспециальных программ Президента РФ, Государственная техническая комиссия приПрезиденте РФ и Управление делами Президента РФ.
2.2 Государственный совет РФ
Указом Президента РФ от1 сентября 2000 года был образован Государственный совет Российской Федерации –совещательный орган, содействующий реализации полномочий главы государства повопросам обеспечения согласованного функционирования и взаимодействия органовгосударственной власти.
Президент РФ являетсяпредседателем Государственного совета. Членами Государственного совета являютсяпо должности высшие должностные лица (руководители высших исполнительныхорганов государственной власти) субъектов РФ. По решению Президента в егосостав могут быть включены лица, замещавшие должности высших должностных лиц(руководителей высших исполнительных органов государственной власти) субъектовРФ два и более срока подряд. Таким образом, новый совещательный органспособствует более тесному взаимодействию Президента с руководителями высшихисполнительных органов субъектов РФ.
В числе основных задачГосударственного совета:
· обсуждениеимеющих особое государственное значение проблем, касающихся взаимоотношенийРоссийской Федерации и ее субъектов;
· обсуждениевопросов, касающихся исполнения (соблюдения) органами государственной власти иорганами местного самоуправления, их должностными лицами Конституции РФ,федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений ираспоряжений Правительства РФ;
· содействиеПрезиденту РФ при использовании им согласительных процедур для разрешенияразногласий между органами государственной власти РФ и органами государственнойвласти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектовРФ.
Заседания Госсоветапроводятся, как правило, не реже одного раза в три месяца. Решения, принятые назаседаниях, при необходимости оформляются указами, распоряжениями илипоручениями Президента РФ, а в случае выработки решения о необходимостипринятия федерального конституционного закона, федерального закона или внесенияв них изменений или поправок проект соответствующего акта вносится вГосударственную Думу в порядке законодательной инициативы Президента РФ.
2.3 Правительство Российской Федерации
Правительство РФявляется федеральным органом, возглавляющим единую систему исполнительнойвласти в Российской Федерации. Основы правового статуса Правительства РФ, егосостав и принципы деятельности, полномочия и другие вопросы регулируютсяКонституцией РФ (гл. 6) и Федеральным конституционным законом «О ПравительствеРоссийской Федерации» от 17 декабря 1997 года
Правительство – этоколлегиальный орган, который возглавляет единую систему исполнительной власти вРоссийской Федерации. В его состав входят Председатель, заместителиПредседателя Правительства и федеральные министры. В период с января 1994г. по1997 г. была проведена реорганизация федеральных органов исполнительной власти,в частности сокращено количество министерств и ведомств с тем, чтобы они недублировали друг друга и не вмешивались в управление сферами, не отнесеннымиКонституцией РФ к ведению Федерации. Была также проведена реорганизацияструктуры аппарата Правительства, направленная на сокращение действияотраслевого принципа и усиление функциональной направленности работы аппарата[6].
ПредседательПравительства назначается и освобождается от должности Президентом РФ.Назначение на должность Председателя Правительства осуществляется с согласияГосударственной Думы. Освобождение от должности возможно по заявлениюПредседателя об отставке, а также в случае невозможности исполненияПредседателем Правительства своих полномочий.
ПредседательПравительства РФ не позднее недельного срока после назначения представляетПрезиденту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти;предлагает Президенту кандидатуры заместителей Председателя Правительства РФ ифедеральных министров; в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законамии указами Президента РФ определяет основные направления деятельностиПравительства и организует его работу (ст. 112, 113 Конституции РФ).
ФКЗ «О ПравительствеРФ» (глава 3[7])наделяет Председателя Правительства и другими полномочиями. ПредседательПравительства РФ, в частности:
1) представляетПравительство РФ в Российской Федерации и за пределами территории РоссийскойФедерации;
2) ведетзаседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;
3) распределяетобязанности между своими заместителями;
4) систематическиинформирует Президента РФ о работе Правительства;
5) подписывает актыПравительства Российской Федерации.
В случаях,предусмотренных Конституцией РФ, Председатель Правительства РФ временноисполняет обязанности Президента РФ.
ЗаместителиПредседателя Правительства РФ координируют работу федеральных органовисполнительной власти, дают им поручения и контролируют их деятельность;предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений,внесенные в Правительство.
В соответствии с УказомПрезидента РФ от 17 мая 2000 года Председатель Правительства РФ имеет пятьзаместителей, в том числе Заместителя Председателя Правительства РФ — Министрасельского хозяйства РФ и Заместителя Председателя Правительства РФ — Министрафинансов РФ.
Федеральные министрыобладают установленными законодательством РФ полномочиями руководителейсоответствующих федеральных органов исполнительной власти и участвуют с правомрешающего голоса в заседаниях Правительства. Правом совещательного голоса могутбыть на делены и иные руководители федеральных органов исполнительной власти.Например, Председатель Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг является подолжности федеральным министром.
Для решения оперативныхвопросов по предложению Председателя Правительства может быть образованПрезидиум Правительства. Его заседания проводятся по мере необходимости.Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума.
ПолномочияПравительства РФ закреплены Конституцией РФ (ст. 114), федеральными законами иУказами Президента.
Федеральныйконституционный закон «О Правительстве РФ» устанавливает, что в отношениифедеральных органов исполнительной власти Правительство РФ руководит работой иконтролирует их деятельность; утверждает положения о них; устанавливаетпредельную численность работников их аппаратов и размер ассигнований на ихсодержание; вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти илиприостанавливать действие этих актов; утверждает членов коллегий федеральныхорганов исполнительной власти и т. д.
В отношении органовисполнительной власти субъектов РФ Правительство РФ в целях обеспечениясочетания интересов Российской Федерации и субъектов РФ по предметамсовместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ координирует иконтролирует деятельность органов исполнительной власти субъектов РФ; вноситпредложения Президенту РФ о приостановлении действия актов органовисполнительной власти субъектов РФ в случае их противоречия Конституции РФ,федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав исвобод человека и гражданина.
Правительство РФ впределах своих полномочий разрешает споры и устраняет разногласия междуфедеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной властисубъектов РФ. Для разрешения споров и устранения разногласий создаютсясогласительные комиссии из представителей заинтересованных сторон.
Закон определяет общие,межотраслевые, отраслевые и иные полномочия Правительства РФ. В пределах общихполномочий Правительство РФ:
· разрабатываети представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает егоисполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федеральногобюджета; представляет Государственной Думе ежегодные отчеты о результатах своейдеятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;
· обеспечиваетпроведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежнойполитики;
· обеспечиваетпроведение в Российской Федерации единой государственной политики в областикультуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения,экологии;
· осуществляетуправление федеральной собственностью;
· осуществляетмеры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализациивнешней политики Российской Федерации;
· осуществляетмеры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности иобщественного порядка, борьбе с преступностью;
· осуществляетиные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации,федеральными законами, указами Президента Российской Федерации[8].
Правительство РФ посоглашению с органами исполнительной власти субъектов РФ может передавать имосуществление части своих полномочий, а также осуществляет полномочия,переданные ему органами исполнительной власти субъектов РФ на основаниисоответствующих соглашений.
Для осуществлениявозложенных на него полномочий Правительство может создавать своитерриториальные органы и назначать соответствующих должностных лиц.
Правовыми формамиреализации Правительством возложенных на него полномочий выступаютпостановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации.Акты, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, а акты пооперативным и другим текущим вопросам, не имеющие нормативного характера, — вформе распоряжений.
Основнойорганизационной формой деятельности Правительства РФ являются его заседания,которые проводятся не реже одного раза в месяц. Заместители ПредседателяПравительства и федеральные министры участвуют в заседаниях лично.
В заседаниях Правительствамогут участвовать представители палат Федерального Собрания, КонституционногоСуда, Верховного Суда, Высшего Арбитражного Суда, Генеральной прокуратуры,Счетной палаты, Центрального банка и иные лица в соответствии сзаконодательством либо в порядке, установленном Правительством.
Правительство РФ можетрассматривать отдельные вопросы на своих закрытых заседаниях. Подготовка ипроведение заседаний Правительства РФ осуществляются в соответствии сРегламентом Правительства РФ.
Федеральным конституционнымзаконом «О Правительстве РФ» (ст. 28) определен круг вопросов, решения покоторым принимаются исключительно на заседаниях Правительства РФ. В частности:
· опредставлении Государственной Думе федерального бюджета и отчета об исполнениифедерального бюджета, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов;
· опроектах программ экономического и социального развития, связанных с созданиемсвободных экономических зон;
· обустановлении номенклатуры товаров, в отношении которых применяется государственноерегулирование цен;
· обустановлении объемов выпуска государственных ценных бумаг;
· овнесении Правительством РФ законопроектов в Государственную Думу;
· опроектах программ приватизации федеральной государственной собственности;
· оподписании соглашений с органами исполнительной власти субъектов РФ;
· обобразовании Президиума Правительства РФ;
· обутверждении положений о федеральных органах исполнительной власти;
· опорядке создания и обеспечения деятельности территориальных органов федеральныхорганов исполнитель ной власти;
· обутверждении Регламента Правительства РФ;
· обутверждении Положения об Аппарате Правительства РФ и другие.
Случаи и порядокотставки Правительства РФ предусмотрены ст. 117 Конституции РФ и ст. 35 ФКЗ «ОПравительстве РФ». Правительство само может подать в отставку; решение оботставке может принять Президент РФ; недоверие может быть выраженоГосударственной Думой; вопрос о доверии может быть поставлен ГосударственнойДумой Председателем Правительства РФ.
Освобождение от должностиПредседателя Правительства одновременно влечет отставку Правительства. В случаеотставки или сложения полномочий Правительство РФ по поручению Президента РФпродолжает действовать до сформирования нового Правительства РФ.
2.4 Отраслевые и межотраслевыефедеральные органы исполнительной власти
В системуфедеральных органов исполнительной власти входят кроме Правительства РФотраслевые и межотраслевые федеральные органы исполнительной власти. Ихструктурный состав достаточно разнообразен и в разное время включалминистерства, государственные комитеты, комитеты, федеральные службы,агентства, надзоры, межведомственные комиссии и другие органы государственногоуправления, осуществляющие полномочия исполнительной власти. В настоящее времясистему федеральных органов исполнительной власти составляют: министерства РФ,государственные комитеты РФ, федеральные комиссии РФ, федеральные службыРоссии, Российские агентства, федеральные надзоры России.
МинистерствоРоссийской Федерации – как и другие федеральные органы исполнительной власти –это самостоятельный орган системы. Он имеет центральный аппарат, реализующийфункции данного органа в пределах определенной компетенции по предметнойобласти государственного управления, которая входит в его ведение.
МинистерствоРоссийской Федерации, по определению Указа от 6 сентября 1996 г., — это«федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику иосуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а такжекоординирующий в случаях, установленных федеральными законами, указамиПрезидента РФ, деятельность в этой сфере иных федеральных органовисполнительной власти».
Министерство РоссийскойФедерации является центральным органом федеральной исполнительной власти,осуществляющим руководство порученной ему отраслью управления или сферой деятельности.Образуется оно на основании указа Президента РФ, возглавляется министром,который назначается на должность и освобождается от должности также ПрезидентомРоссийской Федерации по представлению Председателя Правительства России.
Министр входит в составПравительства, его функциями является осуществление государственного управленияи координации деятельности в подчиненной отрасли или сфере деятельности наоснове единоначалия; несет персональную ответственность за выполнениевозложенных на министерство задач. Министр издает приказы, распоряжения,указания, инструкции по вопросам, входящим в его компетенцию.
При каждом министерствеимеется совещательный орган в лице коллегии, состоящей из министра — председателя,его заместителей и других руководящих работников министерства.
В настоящее времясуществуют 18 министерств[9]:
1. Министерствовнутренних дел Российской Федерации (МВД России)
2. МинистерствоРоссийской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям иликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России)
3. Министерствоиностранных дел Российской Федерации (МИД России)
4. Министерствообороны Российской Федерации (Минобороны России)
5. Министерствоюстиции Российской Федерации (Минюст России)
6. Министерствоздравоохранения и социального развития Российской Федерации(Минздравсоцразвития России)
7. Министерствокультуры Российской Федерации (Минкультуры России)
8. Министерствообразования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России)
9. Министерствоприродных ресурсов и экологии Российской Федерации (Минприроды России)
10. Министерствопромышленности и торговли Российской Федерации (Минпромторг России)
11. Министерствосвязи и массовых коммуникаций Российской Федерации (Минкомсвязь России)
12. Министерстворегионального развития Российской Федерации (Минрегион России)
13. Министерствосельского хозяйства Российской Федерации (Минсельхоз России)
14. Министерствоспорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации (МинспорттуризмРоссии)
15. Министерствотранспорта Российской Федерации (Минтранс России)
16. Министерствофинансов Российской Федерации (Минфин России)
17. Министерствоэкономического развития Российской Федерации (Минэкономразвития России)
18. Министерствоэнергетики Российской Федерации (Минэнерго России)
Государственныекомитеты Российской Федерации теоретически предназначены для выполнениямежведомственных или надведомственных полномочий. Их решения, принимаемыеколлегиально, распространяются либо на всю систему исполнительной власти, либона сферу, непосредственно связанную с профилем государственного комитета.
Согласноопределению к этому виду органов относятся федеральные органы исполнительнойвласти, осуществляющие на коллегиальной основе межотраслевую координацию повопросам, отнесенным к их ведению, а также функциональное регулирование вопределенной сфере деятельности. Госкомитет возглавляет председательгосударственного комитета Российской Федерации.
Государственный комитетРоссийской Федерации — является центральным органом федеральной исполнительнойвласти, который на основе коллегиальности осуществляет межотраслевоерегулирование.
Государственный комитетобразуется на основании указа Президента Российской Федерации, возглавляетсяпредседателем, который назначается на должность и освобождается от должноститолько Президентом России.
Председательгосударственного комитета издает приказы, распоряжения, указания по вопросам,относящимся к компетенции соответствующего государственного комитета, кромевопросов, подлежащих рассмотрению на заседаниях комитета. Решениягосударственного комитета по межотраслевым вопросам, имеющим общенормативныйхарактер, принимаются совместно членами комитета и оформляются в видепостановления.
В целях всестороннегорассмотрения основных отраслевых вопросов в государственном комитете образуетсяколлегия в составе председателя комитета, он же председатель коллегии,заместителей председателя по должности, руководящих работников комитета идругих организаций.
К федеральным органамисполнительной власти также относятся:
Федеральныекомиссии – это коллегиальные органы, учреждаемые Президентом РФ. Особенностьюфункциональной направленности этих органов является то, что не существуетопределенного критерия для их образования. Предусмотрены три комиссии:Федеральная энергетическая комиссия РФ; по рынку ценных бумаг; по недвижимомуимуществу и оценке недвижимости.
В системуфедеральных органов исполнительной власти входят и такие органы, какфедеральные службы, надзоры и агентства. Это органы исполнительной власти,которые осуществляют специальные (исполнительные, контрольные, разрешительные,регулирующие и др.) функции в установленных сферах ведения. Федеральную службувозглавляет руководитель (директор) Федеральной службы России; российскоеагентство – генеральный директор; федеральный надзор России – начальникфедерального надзора России..
Федеральные комиссии,федеральные службы, российские агентства, федеральные надзоры и иныефедеральные органы исполнительной власти осуществляют специальныеисполнительные, контрольные, разрешительные или надзорные функции. Эти органысоздаются Президентом Российской Федерации.
Кфедеральным органам исполнительной власти относятся также межведомственные,правительственные комиссии и советы.
Эти органыпризваны восполнять недостаток координационных функций основных структурисполнительной власти. В основном они имеют координационное назначение,некоторые выполняют аналитические и консультативные функции. Существуют икомиссии Правительства РФ, наделенные полномочиями госоргана и принимающиеобязательные для других органов решения. Примером таких комиссий являютсяКомиссия Правительства РФ по оперативным вопросам и Межведомственная комиссияпо переподготовке и повышению квалификации госслужащих федеральных органовисполнительной власти (решения обязательны только для органов, представленных всоставе данной комиссии).
Действуюттакже межведомственные комиссии, решения которых обязательны для органов,делегирующих в ее состав своих представителей. Такова, например, комиссия попредотвращению поступлений на внутренний рынок недоброкачественных, опасных дляздоровья населения потребительских товаров.
Говоря оструктуре федеральных органов исполнительной власти нельзя не упомянуть о том,что для осуществления своих полномочий Правительство может создавать своитерриториальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Оноустанавливает порядок создания и деятельности территориальных органовисполнительной власти, размер ассигнований на содержание их аппаратов впределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете.
Всоответствии с постановлением Правительства от 27 мая 1993 г. «О порядкесоздания и деятельности территориальных органов министерств и ведомств РоссийскойФедерации» территориальные органы являются составной частью системыисполнительной власти и действуют под руководством соответствующих федеральныхорганов исполнительной власти, а по вопросам, входящим в компетенцию краев,областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы иСанкт-Петербурга, — во взаимодействии с соответствующими органамиисполнительной власти субъектов Федерации[10].
Создаются,реорганизуются и ликвидируются территориальные органы соответствующимфедеральным органом исполнительной власти по согласованию с администрациямикраев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы иСанкт–Петербурга. Те же вопросы на территории автономного округа, входящего вкрай, область, решаются по взаимному согласию сторон. Определено правовоеположение территориальных органов, принципы их деятельности и основныеполномочия.
Заключение
Итак, в настоящее времяв Российской Федерации существует и функционирует сложная система исполнительнойвласти. Нельзя забывать о том, что, прежде всего она является подсистемойгосударственной власти, ее ветвью в структуре разделения власти как единогоцелого организационно-правового механизма государственной организации обществаи ведения его дел. Эта подсистема имеет определенное структурное строение,включающее уровни (строение по иерархической вертикали); звенья (одноуровневыеобразования однородных органов); виды и формы органов исполнительной власти.Орган исполнительной власти является первичной и основной структурной единицейрассматриваемой системы. Он имеет сложное структурное внутреннее строение ивключает структурные подразделения аппаратного назначения, не имеющие властныхполномочий, а иногда и самостоятельные органы (конструкции органа в органе),состав служащих государственной службы как специального институтагосударственной власти.
Субъекты исполнительнойвласти осуществляют государственное управление в рамках установленнойкомпетенции. Исполнительная власть не может быть вне системы органовгосударственного управления, реализующих ее функции и назначение. Организация идеятельность исполнительной власти — это организация и функционирование системыее органов, т. е. органов государственного управления, имеющих нормативноустановленные цели, задачи, компетенцию, структуру и необходимые для работы,государственные должности государственной службы (управленческий персонал).
Исполнительная власть влице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм,принятых законодательством. Её деятельность должна быть основана на законе,осуществляться в рамках закона.
Используемаялитература:
1. КонституцияРоссийской Федерации 1993 года
2. УказПрезидента РФ от 14.08.1996 г. «О системе федеральных органов исполнительнойвласти».
3. УказПрезидента РФ от 14.08.1996 г. «О структуре федеральных органов исполнительнойвласти».
4. УказПрезидента РФ от 06.09.1996 г. «Вопросы федеральных органов исполнительнойвласти».
5. Федеральныйзакон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организациизаконодательных (представительных) и исполнительных органов государственнойвласти субъектов РФ», ст. 17, п. 3; ст. 18, п.5
6. Федеральныйконституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ «О ПравительствеРоссийской Федерации»
7. Алехин А.П.,Козлов Ю.М. Административное право Российской Федерации. Часть I.Сущность и основные институтыадминистративного права. Учебник для юридических вузов. Система ГАРАНТ, 2008
8. Бачило И.Л. Организация советскогогосударственного управления: правовые проблемы,- М., 2002
9. БельскийК.С. О функциях исполнительной власти. Государство и право, М- 2007
10. БахрахД.Н. Административное право. Краткий учебный курс, М — НОРМА, 2002
11. Государство,власть, управление и право. Под ред. Н.И. Глазуновой, М., 2003
12. ЗагряцковМ.Д. Административная юстиция и право жалобы в теории и законодательстве, М.,2008
13. КнязевС.Д. Административное право, В., 2007
14. КореневА.П., Богатов Д.Ф. Административное право. Альбом схем, М., 2006
15. КозловаЮ.М. Попова Л.Л. Административное право, М — ЮРИСТ, 2003
16. МарченкоН.М. Теория государства и права. Учебник 2 изд., М-Проект, московскогоуниверситета, 2007
17. НоздрачевА.Ф., Тихомиров Ю. А. Исполнительная власть в РФ. Научно-практическое пособие,М., 2006
18. НоздрачевА.Ф. Основные характеристики исполнительной власти по Конституции РФ 1993, М.,2005
19. ОвсянкоД.М. Административное право: Учебное пособие/Под ред. Проф. Г.А. Туманова — М-ЮРИСТ., 2007
20. ПлехинА.П., Кармолицкий А.А., Козлов Ю.М. Административное право РоссийскойФедерации, М., 2006
21. СубъектРФ. Правовое положение и полномочия. Полянов С.К; М, 2005
22. ТихомировЮ.А. Публичное право, М., 2008
23. ХропанюкВ.Н. Теория государства и права: Учебное пособие для высших учебных заведений/под ред. Стрекозова В.Г., М., 2007
24. ХропанюкВ.Н. Теория государства и права. Хрестоматия под ред. Проф. Редько Т.Н., М.,2008
25. http://www.government.ru/power/
26. http://base.garant.ru/10103000/6/#6000
27. http://base.garant.ru/12106440/3/#300
28. www.rg.ru/oficial/from_min/prezident/352.htm