Реферат по предмету "Государство и право"


Министерства и центральные (федеральные) ведомства в системе государственного управления

Министерство образования и науки РФ
Пензенский государственный университет
Факультет экономики и управления
Кафедра «Управления и социологии»
Курсовая работа
по дисциплине:
«Система государственного управления»
на тему:
«Министерства и центральные (федеральные) ведомства всистеме государственного управления»

Выполнил: ст-ка. гр. 04 ЭГ- 2
Назарова К.
Проверила: к.и.н., доцент
Живодрова С. А.
Пенза 2007

Содержание
 
Введение
Глава 1. Теоретико-методологическиеосновы функционирования министерств и федеральных ведомств как органовисполнительной власти
§ 1.1Место и роль министерстви центральных (федеральных) ведомств в системе исполнительных органов власти
§ 1.2 Создание и организациядеятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти
§ 1.3 Осуществления федеральнымминистерством координации и контролядеятельности федеральных служб иагентств, государственных внебюджетных фондов
§ 1.4 Образование и организациядеятельности межведомственных координационных и совещательных органов
Глава II Общие правила организацииработы федеральных министерств и центральных ведомств в установленной сфередеятельности.
§ 2.1 Нормативно-правовая база,регламентирующая общие правила организации работы федеральных министерств иведомств в установленной сфере деятельности
§ 2.2 Структура и штатное расписание центральногоаппарата федеральных министерств и ведомств
§ 2.3 Формирование планов и показателей деятельности федеральныхминистерств, служб и агентств.Участие федеральных министерств и ведомствв подготовке перспективного финансового плана Российской Федерации
Заключение
Список использованных источников
Приложение А

Введение
 
В современном миресегодня заметны тенденции нового понимания роли государства, его функций,взаимоотношений общества и государства, его органов. В результате этого в рядестран возникла необходимость проведения административных реформ. Их опытпоказывает, что это длительная, сложная работа, требующая усилий всего обществаи, что важно, открытости власти для диалога с ним. В то же время поспешные инепродуманные решения могут привести к значительным экономическим и социальнымпотерям.
В последние годы в нашейстране ведутся реформы во многих сферах государственной и общественной жизни.Не обошли они стороной и сферу управления. Проводимая административная реформанаправлена, в первую очередь, на создание оптимальной системы государственногоуправления.  Автор хочет подчеркнуть, что эффективная государственная властьнеобходима для решения неотложных социально-экономических проблем, дляповышения уровня и качества жизни населения.
При этом автор желаетпроцитировать слова Президента РФ в его Послании Федеральному Собранию, которыйсвязал необходимость реформирования органов государственной власти спервоочередными задачами государства: «… основное сейчас: это — созданиеусловий, при которых граждане России могут зарабатывать деньги. Зарабатывать и- с выгодой для себя — вкладывать в экономику своей собственной страны.
Но для этого необходимоустранить то, что все еще мешает людям жить и работать. И прежде всего — придется существенно изменить саму систему работы государственных институтов.
Мы привыкли жаловаться нароссийскую бюрократию — многочисленную и неповоротливую. И претензии к ней — совершенно обоснованны…
Главная проблема — не вколичестве этих структур, а в том, что их работа плохо организована. Нынешниефункции государственного аппарата не приспособлены для решения стратегическихзадач…» [12].
Один из главных, помнению автора, итогов первого этапа проходящей в настоящее времяадминистративно-правовой реформы заключается в утверждении Президентом РФ новойсистемы и структуры федеральных органов исполнительной власти. Автор склоненполагать, что каждый федеральный орган исполнительной власти должен иметь свойчеткий и определенный правовой статус. Кроме того, надлежащее функционированиеи эффективность системы органов исполнительной власти, а именно – федеральныхминистерств, служб и агентств, может быть обеспечено только четкими процедурамиосуществления компетенции данных органов, включая исполнительные органыместного самоуправления, а также связанных с ними предприятий, учреждений иорганизаций. Такое положение вещей во многом определяет как актуальностьвыбранной темы курсовой работы, так и желание автора заниматься исследованиемпо данной проблематике.
Целью данной работыявляется рассмотрение и анализ федеральных органов исполнительной власти всистеме органов государственного управления.
В рамках достиженияданной цели автор поставил перед собой следующие задачи:
1. определить местои роль министерств и центральных (федеральных) ведомств в системеисполнительных органов власти;
2. рассмотретьпорядок создания и организацию деятельности территориальных органовисполнительной власти;
3. охарактеризоватьмеханизм координации и контроля федеральными министерствами в своём составе деятельностифедеральных служб и агентств, государственных внебюджетных фондов;
4. рассмотретьмеханизм образования и организацию деятельности межведомственныхкоординационных и совещательных органов;
5. охарактеризоватьи проанализировать нормативно-правовую базу, регламентирующую деятельность иопределяющую правила внутренней организации федеральных органов исполнительнойвласти;
6. рассмотреть структуруцентрального аппарата федерального органа исполнительной власти и ихтерриториальных органов;
7. рассмотреть порядок формированиепланов и показателей деятельности федеральных министерств, служб и агентств;
8. рассмотреть участие федеральныхминистерств и ведомств в подготовке перспективного финансового плана РоссийскойФедерации.
Таким образом, объектомисследования данной работы является организация работы федеральных министерстви ведомств в системе органов исполнительной власти.
При написании курсовойработы автором был проведен анализ нормативно-правовых актов, определяющихкомпетенцию, полномочия и статус федеральных министерств и ведомств,регламентирующих общие правила организации работы данных органов, а такжеподведомственных им территориальных органов исполнительной власти. Наиболееважными из них явились: Конституции РФ [1], в ФКЗ «О Правительстве РФ» [2],Указы Президента РФ «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»[7] и «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [8],постановления Правительства РФ об утверждении Типового регламента внутреннейорганизации федеральных органов исполнительной власти [14] и Типовогорегламента взаимодействия федеральных органов исполнительной власти [15], атакже Постановление Правительства РФ «О порядке разработки и утвержденияадминистративных регламентов исполнения государственных функций иадминистративных регламентов предоставления государственных услуг» [13].
Теоретико-методологическойосновой при написании курсовой работы послужили монографии ряда таких авторов,как: Старилов Ю.Н., который в своей книге «Административное право» [27] ставит вопросорганизации государственного управления как одну из центральных проблем исследованияи достаточно подробно рассматривает место и роль органов административногоуправления среди других государственных органов в системе разделения властей; АтаманчукГ.В., который в своём учебнике «Теория государственного управления» [23]исследует формы организации исполнительной власти в России, компетенцию органовданной ветви власти, методы и формы реализации исполнительной властью своихполномочий; Пикулькин А.В. В четвертом издании его учебника «Системагосударственного управления» [25] рассмотрены основы формированиягосударственной политики страны в начале XXI в. и инструменты претворения ее вжизнь, нашли отражение изменения, происшедшие в структуре органовгосударственной власти как на федеральном, так и на региональном уровне; Книга«Исполнительная власть в России. История и современность, проблемы иперспективы развития» под редакцией Хаманевой Н.Ю. [24]. В книге изложены иосвещены такие вопросы, как. организация и этапы становления  исполнительнойвласти в России начиная с 1917г. и по сей день, конституционные основы системыисполнительной власти в Российской Федерации, административная реформа на современномэтапе развития Российской Федерации, а также содержание и цели деятельностиисполнительной власти, системная связь предметов ведения, функций государстваи функций органов исполнительной власти.

Глава I. Теоретико-методологическиеосновы функционирования министерств и центральных (федеральных) ведомств какорганов исполнительной власти
 
§ 1.1 Место и рольминистерств и центральных (федеральных) ведомств в системе исполнительныхорганов власти
 
До марта2003 года функции федеральных органов исполнительной власти осуществлялись в«нерасчлененном виде». Каждое министерство, государственный комитет,служба, агентство сочетали политические, регулятивные, правотворческие,контрольные, надзорные функции и функции оказания государственных услуг. Такая«перемешанность» функций, а, следовательно, прав и обязанностейфедеральных органов исполнительной власти порождала сложный механизмсогласований в ходе принятия Правительством РФ решений, а при их выполнении — сложный механизм координации отношений между различными органами — соисполнителями.
Крометого, понятием «государственные функции» охватывались и чистотехнические, и обеспечивающие функции федеральных органов исполнительнойвласти, что вело к «раздуванию» штатов и снижало эффективностьвыполнения этих функций.
По мнениюавтора, одним из важнейших результатов проводимой сегодня административнойреформы стало не только типизация государственные функций, но и разделение ихмежду разными типами федеральных органов исполнительной власти. УказомПрезидента РФ за номером N 314 [8] в рамкахадминистративной реформы создана трехуровневая структура федеральных органоввласти (министерство — служба — агентство), позволяющая четко определить сферыответственности органов исполнительной власти, оптимизировать их состав имеханизмы функционирования. При этом Правительством РФ были принятыпостановления по вопросам деятельности вновь образованных и преобразованныхфедеральных органов исполнительной власти, определило количество заместителейруководителей и структурных подразделений министерств, служб и агентств,позволяющее сформировать компактный корпус ответственных руководителейисполнительной власти на федеральном уровне, персонально отвечающих за всесферы государственного регулирования.
Всоответствии с Указом Президента РФ N 314 [8] всистему федеральных органов исполнительной власти входят федеральныеминистерства, федеральные службы и федеральные агентства) (см. Приложение А).При этом автору сразу необходимо подчеркнуть, что большинство федеральных служби агентств подчиняются министерствам, которые в свою очередь курирует либоПравительство РФ, либо Президент РФ. Однако, при этом существует ряд служб иагентств, которые напрямую подчинены или Президенту РФ, или Правительству РФ.Таким образом, функции федерального органа исполнительной власти, руководстводеятельностью которого осуществляет Президент РФ, определяются указомПрезидента РФ, а функции федерального органа исполнительной власти, руководстводеятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, — постановлением Правительства Российской Федерации.
/>
Рис. №1Схема ведомственного подчинения федеральных министерств, служб и агентств всистеме исполнительных органов власти.
Например, руководстводеятельностью Федеральной службы охраны РФ и Управления делами Президента РФ (встатусе федерального агентства) напрямую осуществляет Президент РФ, их структураи положения об этих ведомствах устанавливаются и утверждаются указамиПрезидента РФ [6;9]. В свою очередь, руководство деятельностью Федеральной антимонопольнойслужбы и Федерального агентства по атомной энергии осуществляет ПравительствоРФ, положения об этих ведомствах утверждаются постановлениями Правительства РФ[16; 17].
Федеральноеминистерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по выработке государственной политики и нормативно-правовомурегулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфередеятельности. При этом под функциями по принятию нормативных правовых актовпонимается издание на основании и во исполнение Конституции РФ [1], федеральных конституционных законов, федеральныхзаконов обязательных для исполнения органами государственной власти, органамиместного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами игражданами правил поведения, распространяющихся на неопределенный круг лиц[8].
Федеральноеминистерство возглавляет входящий в состав Правительства РФ министр РФ(федеральный министр). При этом автор считает необходимым подчеркнуть тот факт,что федеральное министерство самостоятельно осуществляет правовое регулированиев установленной сфере деятельности, за исключением вопросов, правовоерегулирование которых в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляетсяисключительно федеральными конституционными законами, федеральными законами,актами Президента РФ и Правительства РФ. Кроме того, федеральное министерство вустановленной сфере деятельности не вправе осуществлять функции по контролю инадзору, а также функции по управлению государственным имуществом, кроме случаев,устанавливаемых указами Президента РФ или постановлениями Правительства РФ [8].
Федеральнаяслужба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а такжеспециальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты иохраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью,общественной безопасности. При этом под функциями по контролю и надзорупонимается: осуществление действий по контролю и надзору за исполнениеморганами государственной власти, органами местного самоуправления, ихдолжностными лицами, юридическими лицами и гражданами установленныхКонституцией РФ, федеральными конституционными законами, федеральными законамии другими нормативными правовыми актами общеобязательных правил поведения; выдачаорганами государственной власти, органами местного самоуправления, ихдолжностными лицами разрешений (лицензий) на осуществление определенного видадеятельности и (или) конкретных действий юридическим лицам и гражданам;регистрация актов, документов, прав, объектов, а также издание индивидуальныхправовых актов[8].
Федеральнуюслужбу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. При этомфедеральная служба по надзору в установленной сфере деятельности может иметьстатус коллегиального органа. В пределах своей компетенции федеральная службаиздает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнениезаконодательства Российской Федерации, и — автор считает необходимым этоподчеркнуть -  нормативных правовых актов федерального министерства,осуществляющего координацию и контроль деятельности службы. Также следуетзаметить, что федеральная служба может быть подведомственна как Президенту РФ,так и находиться в ведении Правительства РФ.
Федеральнаяслужба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельностинормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указамиПрезидента РФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба понадзору — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг.
Федеральноеагентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим вустановленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, поуправлению государственным имуществом и правоприменительные функции, заисключением функций по контролю и надзору. При этом под функциями по управлениюгосударственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника вотношении федерального имущества, в том числе переданного федеральным государственнымунитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям и государственнымучреждениям, подведомственным федеральному агентству, а также управлениенаходящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерных обществ.Под функциями по оказанию государственных услуг понимается предоставлениефедеральными органами исполнительной власти непосредственно или черезподведомственные им федеральные государственные учреждения либо иныеорганизации безвозмездно или по регулируемым органами государственной властиценам услуг гражданам и организациям в области образования, здравоохранения,социальной защиты населения и в других областях, установленных федеральными законами.
Федеральноеагентство возглавляет руководитель (директор) федерального агентства. Заметим,что федеральное агентство может иметь статус коллегиального органа.
Федеральноеагентство, так же как и федеральная служба, вправе в пределах своей компетенциииздавать индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение законодательстваРоссийской Федерации, актов и поручений Президента РФ, ПредседателяПравительства РФ и федерального министерства, осуществляющего координацию иконтроль деятельности федерального агентства. Также как и федеральная служба, федеральноеагентство может быть подведомственно Президенту РФ. Само федеральное агентство,также как и федеральная служба, не вправе осуществлять нормативно-правовоерегулирование в установленной сфере деятельности, а также функции по контролю инадзору, кроме случаев, устанавливаемых указами Президента РФ илипостановлениями Правительства РФ.
Порядоквзаимоотношений федеральных министерств и находящихся в их ведении федеральныхслужб и федеральных агентств, полномочия федеральных органов исполнительнойвласти, а также порядок осуществления ими своих функций устанавливаются вположениях об указанных органах исполнительной власти [15].
Автору следуеттакже отметить, что руководители федеральных органов исполнительной власти,руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ, и их заместителиназначаются на должность и освобождаются от должности Президентом РФ.Соответственно, руководители федеральных служб и федеральных агентств, неподведомственных напрямую Президенту РФ, назначаются на должность и освобождаютсяот должности Правительством РФ по представлению федеральных министров, осуществляющихкоординацию и контроль деятельности данных федеральных служб и федеральныхагентств, а заместители руководителей этих федеральных служб и федеральныхагентств — назначаются на должность и освобождаются от должности соответствующимфедеральным министром по представлению руководителей федеральных служб и федеральныхагентств.
Порядокназначения на должность руководителей и членов коллегиальных органов управленияфедеральных служб и федеральных агентств, имеющих статус коллегиального органа,определяется Правительством РФ, если иное не установлено федеральным законом.
Делаявыводы из вышеизложенного, автор хочет отметить, что структура и системаисполнительной власти, в первую очередь, должна обеспечивать:
1)специализацию органов исполнительной власти;
2)организационное обособление функций, исполнение которых создает конфликт;
3)внутреннюю управляемость исполнительной власти;
4)оперативную разработку и согласование политики между органами исполнительнойвласти.
Авторуверен, что во многом этим требованиям отвечает существующая сегодня трехуровневаясистема исполнительной власти. Она состоит из органов исполнительной властиразной специализации с организационным обособлением правоустанавливающих,правоприменительных (контрольно-надзорных) функций и функции оказаниягосударственных услуг и управления государственным имуществом: федеральныхминистерств, федеральных служб и федеральных агентств. Именно функциональная специализацияисключает конфликт между функциями выработки политики, исполнением политики иконтролем за исполнением политики. По мнению автора, управляемостьфункционально специализированной системы исполнительной власти должнадостигаться, с одной стороны, четким разграничением компетенции органовисполнительной власти, относительной их автономностью, с другой — соподчинениеммежду этими органами исполнительной власти.
 
§ 1.2 Создание иорганизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительнойвласти
Согласно ст. 78 Конституции РФ [1] федеральные органыисполнительной власти для осуществления своих полномочий могут создавать своитерриториальные органы и назначать соответствующих должностных лиц. Территориальныеорганы федеральных органов исполнительной власти, как правило, создаются вкачестве окружных, межрегиональных, региональных (в границах субъектаРоссийской Федерации), межрайонных, городских или районных органов. При этом финансированиедеятельности данных органов осуществляется за счет средств федеральногобюджета.
Территориальные органы федерального органаисполнительной власти являются государственными органами, находящимися в егоподчинении. Данные органы в соответствии с компетенцией федерального органаисполнительной власти и установленными полномочиями выполняют функции поконтролю и надзору, по управлению государственным имуществом, по предоставлениюгосударственных услуг и другие функции, в том числе по выполнению задач,связанных с реализацией федеральных программ, планов, отдельных мероприятий,предусмотренных актами Президента РФ, Правительства РФ и соответствующегофедерального органа исполнительной власти. Кроме того, они также осуществляютконтроль и надзор за выполнением органами исполнительной власти субъектовРоссийской Федерации переданных им в соответствии с федеральными законамиполномочий федеральных органов исполнительной власти по предметам совместноговедения, а также за соблюдением требований к качеству и доступностигосударственных услуг организациями, через которые они оказываются.
Правительство РФ на основе предложений руководителейфедеральных служб и агентств, руководство которыми осуществляет Правительство,утверждает схему размещения территориальных органов указанных федеральныхорганов исполнительной власти. В свою очередь, федеральное министерство наоснове предложений руководителей находящихся в его ведении федеральных служб ифедеральных агентств утверждает схему размещения территориальных органовуказанных федеральных органов исполнительной власти. При этом схема размещениятерриториальных органов федеральных органов исполнительной власти включает ихперечень, фонд оплаты труда и предельную численность работников территориальныхорганов каждого федерального органа исполнительной власти. Образование территориальногооргана, а также его реорганизация или упразднение осуществляются руководителемфедерального органа исполнительной власти путем принятия решения на основаниисхемы размещения территориальных органов. Порядок организации деятельности этихорганов предусматривается в регламенте соответствующего федерального органаисполнительной власти. При этом руководитель федерального органа исполнительнойвласти утверждает положение о территориальном органе этого федерального органаисполнительной власти. Следует отметить, что для отдельных федеральных органовисполнительной власти федеральными законами, актами Президента РФ и ПравительстваРФ может быть установлен иной порядок образования, реорганизации и упразднениятерриториальных органов.
Руководители территориальных органов федеральных служби федеральных агентств, находящихся в ведении федеральных министерств, назначаютсяна должность и освобождаются от должности федеральным министром попредставлению руководителя соответствующей федеральной службы или федеральногоагентства. Руководители территориальных органов федеральных органовисполнительной власти, руководство которыми осуществляет Правительство,назначаются на должность и освобождаются от должности руководителями этихфедеральных органов исполнительной власти.
Автор также хочет отметить, что полномочияфедерального органа исполнительной власти на отдельных территориях могутосуществляться его представителями, которые являются государственнымислужащими, занимающими должности в центральном аппарате этого органа.
Также следует отметить, что осуществление частиполномочий федеральных органов исполнительной власти по предметам совместноговедения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации может бытьпередано органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации всоответствии с федеральным законодательством.
В заключении параграфа автору следует лишь стоитдобавить, что не допускается наделение полномочиями территориального органагосударственных учреждений и иных организаций, не являющихся в соответствии сзаконодательством Российской Федерации государственными органами.
 
§ 1.3 Осуществления федеральнымминистерством координации и контроля деятельности федеральных служб и агентств, государственных внебюджетныхфондов
 
Федеральное министерство осуществляет координацию иконтроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральныхагентств. В этих целях федеральный министр осуществляет ряд функций, а именно: согласовываетпроекты регламентов федеральных служб и агентств, а также утверждает попредставлению руководителя федеральной службы или агентства административныерегламенты исполнения государственных функций и предоставления государственныхуслуг; утверждает ежегодный план и показатели деятельности федеральных служб и агентств,а также отчет об их исполнении; вносит в Правительство РФ по представлениюруководителя федеральной службы, федерального агентства проект положения офедеральной службе, федеральном агентстве, предложения о предельной штатнойчисленности и фонде оплаты труда их работников, а также в Министерство финансовРФ — предложения по формированию федерального бюджета и финансированиюфедеральных служб и федеральных агентств; вносит в Правительство проектынормативных правовых актов, относящихся к определенной ему сфере деятельности ик сферам деятельности федеральных служб и федеральных агентств, находящихся вего ведении, если принятие таких актов относится в соответствии с законодательствомРоссийской Федерации к компетенции Правительства РФ; во исполнение порученийПрезидента РФ, Председателя Правительства РФ дает поручения федеральным службами федеральным агентствам и контролирует их исполнение, а также дает порученияпо вопросам установленной сферы деятельности федерального министерства и по устранениюнарушений, выявленных в процессе контроля и координации деятельностифедеральных служб и агентств; назначает на должность и освобождает от должностипо представлению руководителей федеральных служб, федеральных агентств (крометех, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ) заместителейруководителей данных служб и агентств и руководителей территориальных органов федеральныхслужб и агентств; принимает в соответствии с законодательством огосударственной службе [4; 5] решения о поощрении и награждении лиц,назначаемых на должность и освобождаемых от должности федеральным министром, атакже о наложении на них дисциплинарных взысканий.
Автор особо важным здесь считает выделить правофедерального министерства отменить противоречащее федеральному законодательствурешение федеральной службы, федерального агентства, если иной порядок отменырешения не установлен федеральным законом.
Федеральное министерство также осуществляеткоординацию деятельности государственных внебюджетных фондов. В этих целяхфедеральный министр осуществляет следующие функции: вносит в Правительство РФпредложение о назначении на должность (освобождении от должности) руководителягосударственного внебюджетного фонда; принимает нормативные правовые акты повопросам сфер деятельности государственных внебюджетных фондов; вносит вПравительство РФ проекты нормативных правовых актов, регулирующих деятельностьгосударственных внебюджетных фондов; вносит в Правительство по представлениюруководителя государственного внебюджетного фонда проекты федеральных законов обюджете государственного внебюджетного фонда и об исполнении бюджета государственноговнебюджетного фонда; согласовывает параметры формирования и структуру бюджетовгосударственных внебюджетных фондов, а также отчетов об их исполнении; назначаетпроверки деятельности государственных внебюджетных фондов в случаях,устанавливаем законодательством; утверждает по представлению руководителягосударственного внебюджетного фонда административные регламенты исполнения государственныхфункций и административные регламенты предоставления государственных услуг.
Федеральное министерство при осуществлениивзаимодействия с находящимися в его ведении федеральными службами ифедеральными агентствами, а также государственными внебюджетными фондами может проводитькоординационные и иные совещания с руководителями (представителями) данныхорганов, а также организует коллегиальное рассмотрение наиболее важных вопросових деятельности и методическое руководство в области кадрового обеспечения. Сдругой стороны, федеральное министерство может проводить плановые проверкидеятельности федеральных служб, федеральных агентств и государственныхвнебюджетных фондов, а также проверки по жалобам граждан и организаций надействия (бездействие) и решения указанных органов, фондов и их должностныхлиц.
В целом, федеральное министерство может осуществлять всфере координации и контроля подведомственных ему федеральных служб и агентств,государственных внебюджетных фондов и иные полномочия, предусмотренные положениямии регламентами данных органов.
Автору остаётся добавить, что федеральное министерствопри реализации функций по выработке государственной политики и осуществлениюнормативного регулирования, а также при исполнении данных ему поручений можетзапрашивать и получать в срок, установленный самим министерством, информацию отфедеральных служб и агентств, находящихся в его ведении, и государственныхвнебюджетных фондов, деятельность которых координируется этим министерством.
§ 1.4 Образование и организациядеятельности межведомственных координационных и совещательных органов
 
Органами исполнительной власти для обеспечениясогласованных действий при решении определенного круга задач могутобразовываться координационные и совещательные органы. Координационные органыименуются межведомственными комиссиями или организационными комитетами.Совещательные органы именуются советами и образуются для предварительногорассмотрения вопросов и подготовки по ним предложений, носящих рекомендательныйхарактер.
Межведомственную комиссию (совет) возглавляетпредседатель или сопредседатели из числа руководителей (заместителейруководителей) федеральных органов исполнительной власти, руководстводеятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ. Организационно-техническоеобеспечение деятельности межведомственной комиссии (совета) осуществляетфедеральный орган исполнительной власти, руководитель или заместительруководителя которого является председателем (сопредседателем) комиссии(совета).
Координационные и совещательные органы формируются напредставительной основе. Таким образом, в состав координационных и совещательныхорганов в зависимости от вопросов, для решения которых они образуются,включаются представители соответствующих органов исполнительной власти, а такжемогут включаться представители органов законодательной власти, научныхорганизаций, общественных объединений и религиозных организаций, которые вкоординационных органах имеют право совещательного голоса. Для образованиямежведомственной комиссии (совета) федеральный орган исполнительной власти,принимающий на себя организационно-техническое обеспечение деятельностикомиссии (совета), разрабатывает проект положения, в котором: указываютсянаименование межведомственной комиссии (совета) и цель ее создания; определяетсядолжность председателя (должности сопредседателей); устанавливается состав подолжности заместителей председателя и ответственного секретаря; устанавливаетсясостав по должности представителей органов, реализующих решения межведомственнойкомиссии; указываются государственные органы и органы местного самоуправления,а также организации, представители которых включаются в состав межведомственнойкомиссии (совета) по согласованию; устанавливается порядок принятия решений и доведенияих до органов, обеспечивающих реализацию решений межведомственной комиссии,либо форма представления предложений совета; указываются полномочияпредседателя, ответственного секретаря межведомственной комиссии (совета) и еечленов; при необходимости включаются другие положения, обеспечивающие достижениецели создания межведомственной комиссии (совета); указывается срок полномочийорганов, образуемых на определенный срок.
Согласование проекта положения осуществляется в формеписем соответствующих органов и организаций, поддерживающих проект положения иподтверждающих согласие направить своего представителя (представителей) дляработы в составе межведомственной комиссии (совета). Утверждение согласованногоположения осуществляется приказами (распоряжениями) руководителей федеральныхорганов исполнительной власти, обеспечивающих деятельность межведомственнойкомиссии (совета) и осуществляющих реализацию решений комиссии (представлениепредложений совета) [20]. Реквизиты приказов (распоряжений) руководителей,утвердивших положение, и согласующих писем других органов и организацийуказываются в положении.
В случае возникновения разногласий по вопросамобразования, реорганизации и упразднения межведомственных комиссий (советов),определения их компетенции, утверждения руководителей и состава они рассматриваютсяв Правительстве РФ.
Органы и организации, утвердившие и согласовавшиеположение, вносят предложения по составу межведомственной комиссии (совета).Состав утверждается приказом руководителя федерального органа исполнительнойвласти, обеспечивающего деятельность межведомственной комиссии (совета).
Автору следует подчеркнуть, что положения омежведомственных комиссиях, решения которых затрагивают права, свободы иобязанности человека и гражданина, подлежат государственной регистрации иопубликованию в порядке, установленном Правительством РФ [18].
Об образовании, реорганизации и упразднении, а также огодовых итогах деятельности координационных и совещательных органов ихпредседатели докладывают в Правительство РФ.

Глава II Общие правилаорганизации работы федеральных министерств и центральных ведомств вустановленной сфере деятельности
 
§ 2.1 Нормативно-правоваябаза, регламентирующая общие правила организации работы федеральных министерстви ведомств в установленной сфере деятельности
 
Органы исполнительной власти, осуществляя своюдеятельность, должны подчиняться единым правилам, установленным законом. Какуже неоднократно отмечалось выше, федеральные органы исполнительной властиосуществляют свою деятельность в соответствии и в исполнении норм, закреплённыхв Конституции РФ [1], в ФКЗ «О Правительстве РФ» [2], иных федеральных законах,указах Президента РФ – особо подчеркнуть из них следует указы Президента РФ«Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти» [7] и «О системеи структуре федеральных органов исполнительной власти» [8], — постановленияхПравительства РФ, положениях о федеральных органах исполнительной власти. Авторсчитает необходимым подчеркнуть здесь особое значение утверждённыхПравительством РФ типового регламента взаимодействия федеральных органовисполнительной власти [15] и типового регламента внутренней организациифедеральных органов исполнительной власти [14], которые устанавливают общиеправила организации деятельности федеральных органов исполнительной власти пореализации их полномочий и взаимодействия этих органов, в том числе правилаорганизации взаимодействия федеральных министерств с находящимися в их ведениифедеральными службами и федеральными агентствами в установленной сфередеятельности [14; 15].
В соответствии с вышеназванными нормативно-правовымиактами, федеральными министерствами, службами и агентствами разрабатываютсясобственные регламенты деятельности, которые утверждаются руководителемсоответствующего федерального органа исполнительной власти. Наряду сположениями, предусмотренными вышеуказанными типовыми регламентами [14; 15],федеральные органы исполнительной власти могут включать в них индивидуальныерегламентирующие нормы по неурегулированным вопросам с учетом специфики своейдеятельности.
При этом автору необходимо отметь тот факт, что важноенаправление проводимой сегодня административной реформы связано с административно-правовымрегулированием механизма реализации полномочий органов исполнительной власти.«На повестке дня» сегодня остро стоит вопрос о резком усилении законодательногорегулирования административных процедур, например таких, как: принятияадминистративных актов; заключения административных соглашений; совершенияраспорядительных действий по реализации запретов, разрешений, дозволений,предписаний, контрольно-надзорных, регистрационных, координационных и иныхполномочий; совершения иных юридически значимых действий (выдача справок,свидетельств и др.); совершения организационных действий и т.д.
В настоящее время федеральнымиорганами исполнительной власти разработаны и разрабатываются административныерегламенты исполнения государственных функций, административные регламентыпредоставления государственных услуг и должностные регламенты гражданскихгосударственных служащих федерального органа исполнительной власти, содержащиесроки и последовательность действий (административные процедуры) федеральногооргана исполнительной власти, порядок взаимодействия между его структурными подразделениямии должностными лицами, а также его взаимодействия с другими федеральнымиорганами исполнительной власти и организациями при исполнении государственныхфункций или предоставлении государственных услуг федеральными органамиисполнительной власти.
Заметим при этом, что регламентация административных процедур должна ориентировать органыисполнительной власти на обеспечение: полноты, всесторонности и объективностианализа проблем и задачи правильного применения закона; необходимых условий дляреализации прав, законных интересов и обязанностей граждан и юридических лиц;развития демократических начал в управлении, участия в нем структургражданского общества и учета мнения граждан; предоставления значимых публичныхуслуг; эффективности взаимодействия с другими государственными органами,гражданами и юридическими лицами, выступающими потребителями услуг; экономиисил, средств и служебного времени государственных служащих; реализации принципаответственности каждого органа исполнительной власти, должностного лица запорученное дело.
Поэтому, административные регламенты предоставлениягосударственных услуг разрабатываются исходя из требований к качеству идоступности государственных услуг, устанавливаемых стандартами государственныхуслуг, разработанными и утвержденными в соответствии с законодательством РФ.При этом до утверждения стандартов государственных услуг административныерегламенты предоставления государственных услуг разрабатываются с учетомтребований к предоставлению государственных услуг, установленныхзаконодательством Российской Федерации.
Таким образом, административный регламент долженисчерпывающим образом (с описанием последовательно выполняемых действий,процедур и их стадий, сроков исполнения, вариативностью возможных решений, результата,должностного положения исполнителя и т.д.) регламентировать исполнениесоответствующих государственных функций.
Отметим также, что перечень сфер действияадминистративных регламентов не может быть закрытым. Правительство РФ приняло11 ноября 2005г. Постановление «О Порядке разработки и утвержденияадминистративных регламентов исполнения государственных функций и административныхрегламентов предоставления государственных услуг» [13]. Данный порядокустанавливает общие требования к разработке и утверждению федеральными органамиисполнительной власти административных регламентов исполнения государственныхфункций и административных регламентов предоставления государственных услуг.Федеральные органы исполнительной власти, руководство деятельностью которыхосуществляет Президент РФ, руководствуются данным порядком, если федеральнымизаконами или актами Президента РФ не установлены иные правила.
Следует также отметить, что в настоящее время, врамках проекта «Электронное Правительство», ведётся работа по формированиюсистемы электронных административных регламентов. Указанные регламенты основываютсяна системе электронной обработки и анализа информации в ходе выполнения функцийфедеральным органом исполнительной власти. С помощью электронных административныхрегламентов предполагается: технически обеспечивать эффективное выполнениефункций государственного органа; обеспечивать выполнение действий и принятиерешений в кратчайшие сроки; оптимально затрачивать ресурсы, включая кадровые;четко определять критерии выбора вариантов решения. Таким образом, подобные административныерегламенты, определяя электронный формат публичной деятельности, могутсоставлять основу функционирования единой электронной сети государственныхорганов Российской Федерации, по выполнению возложенных на них функций.
Административные регламенты исполнения государственныхфункций и административные регламенты предоставления государственных услугутверждаются федеральными министрами или руководителями федеральных служб либофедеральных агентств, руководство которыми осуществляет Президент РФ илиПравительство РФ. Административные регламенты исполнения государственныхфункций и административные регламенты предоставления государственных услуг,разработанные федеральными службами и федеральными агентствами, находящимися введении федерального министерства, и государственными внебюджетными фондами,координацию деятельности которых осуществляет федеральное министерство, утверждаютсяфедеральным министром по представлению руководителей соответствующихфедеральных служб, федеральных агентств и государственных внебюджетных фондов.
Таким образом, регламент федерального органаисполнительной власти, административные регламенты исполнения государственныхфункций, административные регламенты предоставления государственных услуг идолжностные регламенты гражданских государственных служащих федерального органаисполнительной власти составляют административный регламент федерального органаисполнительной власти.
 
§ 2.2 Структура иштатное расписание центрального аппарата федеральных министерств и ведомств
 
Структура и штатное расписание центрального аппаратафедерального министерства, службы или агентства утверждаются руководителем данногооргана исполнительной власти в пределах фонда оплаты труда и численности (безперсонала по охране и обслуживанию зданий), установленных Президентом РФ илиПравительством РФ, с учетом реестра должностей федеральной государственнойгражданской службы и актов, определяющих нормативную численностьсоответствующих подразделений. Соответственно, структура и штатное расписаниеаппарата территориального органа федерального органа исполнительной властиутверждаются руководителем территориального органа в том же порядке и с учётомтех же требований как и для федерального органа исполнительной власти, а такжес учётом и на основе утвержденной схемы размещения территориальных органовфедерального органа исполнительной. Структура центрального аппаратафедерального органа исполнительной власти включает в себя руководство(руководителя и его заместителей) федерального органа исполнительной власти,помощников (советников) руководителя и структурные подразделения по основнымнаправлениям деятельности — департаменты в федеральных министерствах илиуправления в федеральных службах и федеральных агентствах. В департаментах(управлениях) федерального органа исполнительной власти образуются отделы.
При этом руководитель федерального органаисполнительной власти организует его работу и несет персональнуюответственность за выполнение возложенных на данный орган функций, а также зареализацию государственной политики в установленной сфере деятельности,представляет федеральный орган исполнительной власти в отношениях с другимиорганами государственной власти, гражданами и организациями, подписывает отимени федерального органа исполнительной власти договоры и другие документыгражданско-правового характера, а также осуществляет иные полномочия,установленные законодательством РФ.
Организационное обеспечение деятельности руководителяфедерального органа исполнительной власти осуществляется помощниками (советниками)руководителя, которые назначаются на должность на период исполнениясоответствующим руководителем своих полномочий. Должности категории«помощники (советники)» предусматриваются в штатном расписании внеструктурных подразделений.
В свою очередь, заместители руководителя федеральногооргана исполнительной власти представляют федеральный орган исполнительнойвласти по отдельным вопросам сфер его деятельности, организуют и координируютосуществление функций федерального органа исполнительной власти в соответствиис регламентом федерального органа исполнительной власти, распределениемобязанностей между заместителями руководителя федерального органаисполнительной власти и иными актами федерального органа исполнительной власти,а также поручениями руководителя данного органа.
Автор хочет также добавить, что в соответствии сраспределением обязанностей заместители руководителя федерального органаисполнительной власти в случае предоставления им соответствующих полномочиймогут по отдельным вопросам организации деятельности федерального органа исполнительнойвласти подписывать приказы федерального органа исполнительной власти или иныеустановленные законодательством РФ виды актов, а также на основании выданныхруководителем федерального органа исполнительной власти доверенностейподписывать от имени федерального органа исполнительной власти договоры идругие гражданско-правовые документы.
В штатное расписание департаментов (управлений)включаются должности федеральной государственной гражданской службы,предусмотренные законодательством Российской Федерации, а также могутвключаться должности, не являющиеся должностями федеральной государственнойгражданской службы. Сферы деятельности и компетенция департамента (управления)определяются в положении о департаменте (управлении), утверждаемомруководителем федерального органа исполнительной власти.
Структурными подразделениями территориального органафедерального органа исполнительной власти являются отделы. В штатное расписаниеотделов также включаются должности федеральной государственной гражданскойслужбы, предусмотренные законодательством Российской Федерации [4; 5], а такжемогут включаться должности, не являющиеся должностями федеральнойгосударственной гражданской службы.
Директор департамента (начальник управления)федерального органа исполнительной власти в соответствии с полномочиями,определенными в регламенте федерального органа исполнительной власти, положениио структурном подразделении, должностном регламенте, а также на основанииотдельных письменных поручений руководителя (заместителей руководителя)федерального органа исполнительной власти представляет федеральный органисполнительной власти и: осуществляет непосредственное руководство структурнымподразделением, несет персональную ответственность за выполнение возложенных наструктурное подразделение функций и полномочий, а также за состояние исполнительскойдисциплины; взаимодействует с иными структурными подразделениями федеральногооргана исполнительной власти; взаимодействует (в том числе ведет переписку) стерриториальными органами федерального органа исполнительной власти, со структурнымиподразделениями других органов исполнительной власти, а также подведомственнымифедеральному органу исполнительной власти организациями; обеспечиваетподготовку в установленном порядке проектов актов и других документовфедерального органа исполнительной власти; обеспечивает рассмотрениепоступивших в федеральный орган исполнительной власти обращений, проектов актови других документов, а также подготовку заключений на них; обеспечиваетрассмотрение и подписывает ответы на индивидуальные и коллективные обращенияграждан и организаций; распределяет обязанности между своими заместителями, атакже определяет должностные обязанности сотрудников структурногоподразделения; обеспечивает проведение мероприятий, связанных с прохождениемгосударственной гражданской службы, в том числе представляет предложения оназначении на должность и об освобождении от должности, о временном исполненииобязанностей, о повышении квалификации, поощрении сотрудников структурногоподразделения и наложении на них взысканий; привлекает при необходимости вустановленном порядке для проработки вопросов, отнесенных к сферам деятельностифедерального органа исполнительной власти, научные и иные организации, ученых испециалистов; на основании выданных руководителем федерального органаисполнительной власти (лицом, исполняющим его обязанности) доверенностейподписывает от имени федерального органа исполнительной власти договоры и другиедокументы гражданско-правового характера; проводит совещания с представителямиорганов государственной власти, органов местного самоуправления и организацийпо отнесенным к его компетенции вопросам; может осуществлять иные полномочия,установленные регламентом федерального органа исполнительной власти, положениемо структурном подразделении и поручениями (указаниями) руководителяфедерального органа исполнительной власти и его заместителей (в соответствии сраспределением обязанностей).
На директора департамента (в федеральномминистерстве), начальника управления (в федеральной службе или федеральномагентстве, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ илиПравительство РФ) могут быть также возложены функции по обеспечению подготовкив установленном порядке для представления в Правительство РФ проектов актов, покоторым требуется решение Правительства РФ, а также функции по обеспечениюрассмотрения и согласования в федеральном органе исполнительной властипоступивших проектов актов.
Автору следует добавить, что директор департаментафедерального министерства, кроме того, взаимодействует (в том числе ведетпереписку) с федеральными органами исполнительной власти, находящимися введении этого министерства, а также структурными подразделениями АппаратаПравительства Российской Федерации.
Информация о назначении заместителей руководителейфедеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведении федеральногоминистерства, а также директоров департаментов федеральных министерств в10-дневный срок направляется в Аппарат Правительства РФ директоромдепартамента, на который возложены функции по кадровому обеспечениюдеятельности этого федерального министерства. Информация о назначенииначальников управлений федеральных служб и федеральных агентств, руководстводеятельностью которых осуществляет Правительство РФ, также в 10-дневный срокнаправляется в Аппарат Правительства РФ начальником управления, на котороевозложены функции по кадровому обеспечению деятельности этой федеральной службыили федерального агентства.
Автор считает также нужным отметить, что на периодвременного отсутствия в связи с болезнью, отпуском, командировкой руководителяфедерального органа исполнительной власти назначается временно исполняющий егообязанности. При этом, в случае временного отсутствия заместителя федеральногоминистра, исполнение отдельных его полномочий может быть приказом возложено надиректора департамента федерального министерства с его согласия. Также, в случаевременного отсутствия заместителя руководителя федеральной службы, федеральногоагентства исполнение отдельных его полномочий может быть приказом возложено наначальника управления федеральной службы, федерального агентства с егосогласия.
В случае временного отсутствия руководителяструктурного подразделения федерального органа исполнительной власти исполнениеего полномочий и должностных обязанностей, как правило, возлагается на иногоработника приказом федерального органа исполнительной власти.
 
§ 2.3 Формирование планов и показателей деятельностифедеральных министерств, служб и агентств. Участие федеральных министерств иведомств в подготовке перспективногофинансового плана Российской Федерации
 
Планирование работы федерального министерства, службыили агентства по основным направлениям деятельности осуществляется на основе ПосланияПрезидента РФ Федеральному Собранию РФ [10], Бюджетного послания Президента РФФедеральному Собранию РФ [11], программы социально-экономического развитияРоссийской Федерации на среднесрочную перспективу [21] и плана действийПравительства РФ по ее реализации [19], Сводного доклада о результатах иосновных направлениях деятельности Правительства РФ, плана законопроектнойдеятельности Правительства РФ, планов заседаний Правительства РФ и иныхнормативных правовых актов Российской Федерации.
Автор считает необходимым сразу отметить, чтопоказатели деятельности федерального органа исполнительной власти учитываются впроцессе бюджетного планирования.Формирование планов ипоказателей деятельности федерального органа исполнительной властиосуществляется преимущественно на основе программно-целевого метода бюджетногопланирования, обеспечивающего прямую взаимосвязь между распределением бюджетныхресурсов и фактическими или планируемыми результатами их использования всоответствии с установленными приоритетами государственной политики.
Федеральные министерства, а также федеральные службы ифедеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет ПравительствоРФ, самостоятельно разрабатывают планы и показатели деятельности, доклады орезультатах и основных направлениях деятельности федерального органаисполнительной власти — субъекта бюджетного планирования. Руководители данныхорганов организуют подготовку докладов о результатах и основных направленияхдеятельности федерального органа исполнительной власти в порядке и сроки,устанавливаемые Правительством РФ. При этом указанные доклады формируются наоснове соответствующих материалов структурных подразделений федеральногоминистерства (федеральной службы или федерального агентства, руководстводеятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации илиПравительство РФ) с учетом предложений федеральных служб и федеральныхагентств, находящихся в ведении этого федерального министерства, а такжеподведомственных организаций. Разработка и представление в федеральноеминистерство проектов планов и прогнозных значений показателей деятельности, атакже отчетов об их исполнении федеральными службами и федеральнымиагентствами, находящимися в ведении федерального министерства, осуществляются впорядке и сроки, устанавливаемые Правительством РФ и федеральным министерством.
Отметим также, что Руководители структурныхподразделений федерального органа исполнительной власти, руководителитерриториальных органов федерального органа исполнительной власти иподведомственных организаций информируют руководителя федерального органаисполнительной власти о ходе реализации утвержденных планов в установленные им срокии представляют при необходимости дополнительные предложения.
Автор также считает необходимым в рамках параграфакоротко охарактеризовать участие федеральных министерств и ведомств в подготовкематериалов по разработке перспективного финансового плана Российской Федерациии проекта федерального закона о федеральном бюджете на соответствующийфинансовый год. Подготовка материалов по разработке перспективного финансовогоплана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджетена соответствующий год осуществляется федеральными министерствами совместно сфедеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в ведениифедеральных министерств, а также федеральными службами и федеральнымиагентствами, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ илиПравительство РФ, в соответствии с бюджетным законодательством [3] в порядке исроки, устанавливаемые Правительством РФ.
В целях обеспечения подготовки указанных материалов кперспективному финансовому плану и проекту федерального закона о федеральномбюджете на соответствующий год руководитель федерального органа исполнительнойвласти утверждает порядок и сроки подготовки соответствующими структурнымиподразделениями федерального органа исполнительной власти и подведомственнымиему организациями соответствующих предложений. Федеральный министр утверждаетуказанные порядок и сроки с учетом разработки соответствующих материаловфедеральными службами и федеральными агентствами, находящимися в ведениифедерального министерства.
Организация и координация подготовки материалов кперспективному финансовому плану и проекту федерального закона о федеральномбюджете на соответствующий год возлагается федеральным министром (руководителемфедеральной службы или федерального агентства, руководство деятельностьюкоторых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ) на соответствующееструктурное подразделение, обеспечивающее в том числе: представлениеруководителю федерального органа исполнительной власти в соответствии стребованиями бюджетного законодательства [3] документов и материалов кперспективному финансовому плану и проекту федерального закона о федеральномбюджете на соответствующий год; доведение до иных структурных подразделений, атакже федеральных служб и федеральных агентств, находящихся в ведениифедерального министерства, рекомендаций о порядке работы над обязательными дляпредставления документами и материалами.
В свою очередь, департаменты федерального министерства(управления федеральной службы или федерального агентства, руководство деятельностьюкоторых осуществляет Президент РФ Правительство РФ) в рамках своей компетенции:а) рассматривают материалы федеральных служб и федеральных агентств,находящихся в ведении федерального министерства, а также организаций, поступившиев установленном порядке в федеральный орган исполнительной власти; б) разрабатываюти направляют в департамент (управление), координирующий подготовку материалов кперспективному финансовому плану и проекту федерального закона о федеральномбюджете на соответствующий год, материалы по вопросам формирования федеральногобюджета; в) рассматривают и направляют в департамент (управление), координирующийподготовку материалов к перспективному финансовому плану и проекту федеральногозакона о федеральном бюджете на соответствующий год, подготавливаемыефедеральным министерством предложения к законопроектам и иные необходимыедокументы, подлежащие внесению в Государственную Думу Федерального Собрания РФодновременно с проектом федерального закона о федеральном бюджете на соответствующийгод.
Законопроекты и иные документы, подлежащие внесению,вместе с сопроводительным письмом в Министерство финансов Российской Федерациивизируются руководителями соответствующих структурных подразделений,руководителем юридической службы (в случае подготовки законопроектов),заместителем руководителя федерального органа исполнительной власти (всоответствии с распределением обязанностей) и представляются на рассмотрениеруководителю федерального органа исполнительной власти.

Заключение
 
Оптимизация и упорядочение функций федеральных органовисполнительной власти, изменение их системы, структуры и режимафункционирования, а также простота и эффективность работы государственных органов,и совершенствование отношений между ними и хозяйствующими субъектами — объявлены в качестве главных целей проводимой сегодня в России административнойреформы.
Указом N 314 [8] в рамках административной реформысоздана трехуровневая структура федеральных органов власти (министерство — служба — агентство), позволяющая четко определить сферы ответственности органовисполнительной власти, оптимизировать их состав и механизмы функционирования.
Таким образом, согласно Указу Президента РФ [8], федеральноеминистерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющимфункции по выработке государственной политики и нормативно-правовомурегулированию в установленной актами Президента РФ и Правительства РФ сфередеятельности. При этом под функциями по принятию нормативных правовых актов понимаетсяиздание на основании и во исполнение Конституции РФ [1], федеральныхконституционных законов, федеральных законов обязательных для исполненияорганами государственной власти, органами местного самоуправления, ихдолжностными лицами, юридическими лицами и гражданами правил поведения,распространяющихся на неопределенный круг лиц. Федеральное министерствовозглавляет входящий в состав Правительства РФ министр Российской Федерации(федеральный министр). Федеральное министерство осуществляет координацию иконтроль деятельности находящихся в его ведении федеральных служб и федеральныхагентств.
Федеральная служба: является федеральным органомисполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору вустановленной сфере деятельности, а также специальные функции в областиобороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границыРоссийской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.Федеральную службу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы. Федеральнаяслужба по надзору в установленной сфере деятельности может иметь статусколлегиального органа. Федеральная служба в пределах своей компетенции издаетиндивидуальные правовые акты на основании и во исполнение законодательства РФ инормативных правовых актов федерального министерства, осуществляющегокоординацию и контроль деятельности службы. Федеральная служба может бытьподведомственна Президенту РФ или находиться в ведении Правительства РФ.Федеральная служба не вправе осуществлять в установленной сфере деятельностинормативно-правовое регулирование, кроме случаев, устанавливаемых указами ПрезидентаРФ или постановлениями Правительства РФ, а федеральная служба по надзору — также управление государственным имуществом и оказание платных услуг. Федеральнуюслужбу возглавляет руководитель (директор) федеральной службы.
Под функциями по контролю и надзору понимается: 1) осуществлениедействий по контролю и надзору за исполнением органами государственной власти,органами местного самоуправления, их должностными лицами, юридическими лицами игражданами установленных Конституцией РФ [1], федеральными конституционнымизаконами, федеральными законами и другими нормативными правовыми актамиобщеобязательных правил поведения; 2) выдача органами государственной власти,органами местного самоуправления, их должностными лицами разрешений (лицензий)на осуществление определенного вида деятельности и (или) конкретных действийюридическим лицам и гражданам; 3) регистрация актов, документов, прав,объектов, а также издание индивидуальных правовых актов. Федеральное агентствоявляется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим вустановленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, поуправлению государственным имуществом и правоприменительные функции, заисключением функций по контролю и надзору. При этом под функциями по оказаниюгосударственных услуг понимается предоставление федеральными органамиисполнительной власти непосредственно или через подведомственные им федеральныегосударственные учреждения либо иные организации безвозмездно или по регулируемыморганами государственной власти ценам услуг гражданам и организациям в областиобразования, здравоохранения, социальной защиты населения и в других областях,установленных федеральными законами. Под функциями по управлениюгосударственным имуществом понимается осуществление полномочий собственника вотношении федерального имущества, в том числе переданного федеральнымгосударственным унитарным предприятиям, федеральным казенным предприятиям игосударственным учреждениям, подведомственным федеральному агентству, а такжеуправление находящимися в федеральной собственности акциями открытых акционерныхобществ.
Федеральное агентство возглавляет руководитель(директор) федерального агентства. Федеральное агентство может иметь статусколлегиального органа. Федеральное агентство в пределах своей компетенциииздает индивидуальные правовые акты на основании и во исполнение законодательстваРФ, актов и поручений Президента РФ, Председателя Правительства РФ ифедерального министерства, осуществляющего координацию и контроль деятельностифедерального агентства.
В настоящий момент Правительство РФ принялопостановления по вопросам деятельности вновь образованных и преобразованныхфедеральных органов исполнительной власти, определило количество заместителейруководителей и структурных подразделений министерств, служб и агентств, позволяющеесформировать компактный корпус ответственных руководителей исполнительнойвласти на федеральном уровне, персонально отвечающих за все сферыгосударственного регулирования. Следует заметить, что положения о федеральныхорганах исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляетПравительство РФ, утверждаются Правительством РФ.
Основным структурным подразделением федеральногооргана исполнительной власти становится департамент, наделенный определенным кругомсамостоятельных полномочий. В целом, структура центрального аппаратафедерального органа исполнительной власти включает в себя руководство (руководителяи его заместителей) федерального органа исполнительной власти, помощников(советников) руководителя и структурные подразделения по основным направлениямдеятельности — департаменты в федеральных министерствах или управления вфедеральных службах и федеральных агентствах. В департаментах (управлениях)федерального органа исполнительной власти образуются отделы. Структурнымиподразделениями территориального органа федерального органа исполнительнойвласти являются отделы.
Общие правила организации работы в установленной сфередеятельности и внутреннюю организацию федеральных министерств, служб и агентствопределены в регламентах данных органов исполнительной власти, административныхрегламентах исполнения государственных функций, административных регламентахпредоставления государственных услуг и должностных регламентах гражданскихгосударственных служащих федерального органа исполнительной. При этом авторсчитает необходимым обратить особое внимание на реализацию сегодня комплексамер в области внедрения в деятельность органов исполнительной власти принципови процедур управления по результатам, стандартов государственных имуниципальных услуг и разработку и внедрение административных и электронныхадминистративных регламентов.

Список использованных источников
 
1. Конституция Российской Федерации// СПС «Гарант» 1.10.2007г.;
2. Федеральный конституционный законN 2-ФКЗ от 17 декабря 1997г. «О Правительстве Российской Федерации»// СПС «Гарант» 1.10.2007г.;
3. Бюджетный кодекс РоссийскойФедерации N 145-ФЗ от 31 июля 1998г. // СПС «Гарант» 1.10.2007г.;
4. Федеральный закон N 79-ФЗ от 27июля 2004г. «О государственной гражданской службе РоссийскойФедерации» // СПС «Гарант» 1.10.2007г.;
5. Федеральный закон N 58-ФЗ от 27мая 2003г. «О системе государственной службы Российской Федерации» //СПС «Гарант» 1.10.2007г.;
6. Указ Президента РФ N 1013 от 7августа 2004г. «Вопросы Федеральной службы охраны РоссийскойФедерации» // СПС «Гарант» 1.10.2007г.;
7. Указ Президента РФ N 649 от 20 мая2004г. «Вопросы структуры федеральных органов исполнительной власти»// СПС «Гарант» 1.10.2007г.;
8. Указ Президента РФ N 314 от 9марта 2004г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительнойвласти» // СПС «Гарант» 1.10.2007г.;
9. Указ Президента РФ N 1444 от 7августа 2000г. «Вопросы Управления делами Президента Российской Федерации»// СПС «Гарант» 1.10.2007г.;
10. Послание Президента РФФедеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005г. // СПС «Гарант» 1.10.2007г.;
11. Бюджетное послание Президента РФФедеральному Собранию РФ от 24 мая 2005г. «О бюджетной политике в 2006году» // СПС «Гарант» 1.10.2007г.;
12. Послание Президента РФ В.В.ПутинаФедеральному Собранию Российской Федерации от 18 апреля 2002г. // СПС «Гарант»1.10.2007г.;
13. Постановление Правительства РФ N679 от 11 ноября 2005г. «О порядке разработки и утвержденияадминистративных регламентов исполнения государственных функций и административныхрегламентов предоставления государственных услуг» // СПС «Гарант»1.10.2007г.;
14. Постановление Правительства РФ N452 от 28 июля 2005г. N 452 «О Типовом регламенте внутренней организациифедеральных органов исполнительной власти» // СПС «Гарант» 1.10.2007г.;
15. Постановление Правительства РФ N30 от 19 января 2005г. «О Типовом регламенте взаимодействия федеральныхорганов исполнительной власти» // СПС «Гарант» 1.10.2007г.;
16. Постановление Правительства РФ N331 от 30 июня 2004г. «Об утверждении Положения о Федеральнойантимонопольной службе» // СПС «Гарант» 1.10.2007г.;
17. Постановление Правительства РФ N316 от 28 июня 2004г. «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве поатомной энергии» // СПС «Гарант» 1.10.2007г.;
18. Постановление Правительства РФ N1009 от 13 августа 1997г. «Об утверждении Правил подготовки нормативныхправовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственнойрегистрации» // СПС «Гарант» 1.10.2007г.;
19. Приказ Министерства региональногоразвития РФ N 11 от 19 февраля 2007г. «Об утверждении Плана мероприятийМинистерства регионального развития Российской Федерации по реализации в 2007году основных положений Программы социально-экономического развития РоссийскойФедерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы)» // СПС «Гарант»1.10.2007г.;
20. Приказ Министерства региональногоразвития РФ, Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Министерстваобразования и науки РФ, МИД РФ, МВД РФ, Минюста РФ, Минэкономразвития РФ и МПРРФ N 97/573/325/5100/638/259/145/183 от 14 августа 2006г. «Омежведомственной комиссии по взаимодействию с национальными общественнымиобъединениями» // СПС «Гарант» 1.10.2007г.;
21. Программа социально-экономическогоразвития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006 — 2008годы)(утв. распоряжением Правительства РФ от 19 января 2006 г. N 38-р) // СПС «Гарант» 1.10.2007г.;
22. Административная реформа в России:Политико-правовое и управленческое измерение / Отв. ред. Н. Старилов. Воронеж:Изд-во Воронеж, гос. ун-та, 2004г. — 225с.;
23. Атаманчук Г.В. Теориягосударственного управления. М.: Омега-Л, 2005г. – 584с.;
24. Исполнительная власть в России.История и современность, проблемы и перспективы развития. К 80-летию Институтагосударства и права РАН / Автономов А.С., Бачило И.Л., Бондаренко А.А.,Гришковец А.А., и др.; Отв. ред.: Хаманева Н.Ю. — М.: Новая правовая культура,2004г. — 568 c.;
25. Пикулькин А.В. Системагосударственного управления: Учебник для вузов. – 4-е изд., перераб. и доп. –М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2007г. – 639 с.;
26. Основные проблемы переходногоэтапа. — Административная ответственность: Вопросы теории и практики / Отв.ред. Н. Ю. Хаманева. М.: ИГП РАН. 2004г. – с.273-277;
27. Старилов Ю.Н. Административноеправо. М. Юристъ, 2003г. — 538с.;
28. Тихомиров Ю.А. Административноеправо и процесс: Полный курс. 2-е изд., доп. и переработ. — М., 2005г. – 609с.;
29. Административная система России иадминистративная реформа: Круглый стол // Отечественные записки, 2004г., N 2 — с.134-150;
30. Макарова Т. Б. Категориальныйанализ понятия «Административно-правовой статус органов исполнительнойвласти».// Государственная власть и МСУ. 2006г., № 6 — с.35-38.;
31. Старовойтова А.А. К вопросу осоотношении видов правого регулирования организации и деятельности органовисполнительной власти.// История государства и права. 2005г., № 1 – с.55-57.;
32.  Турилкин А. Системаадминистративного управления в России: //Государственная служба. 2004г. № 1 — с.28-32.;

Приложение А
 
Перечень наименований федеральных министерств, служб иведомств
 
I. Федеральные министерства, федеральные службы ифедеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет ПрезидентРФ, федеральные службы и федеральные агентства, подведомственные этимфедеральным министерствам
Министерство внутренних дел Российской Федерации.
Федеральная миграционная служба.
Министерство Российской Федерации по делам гражданскойобороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
Министерство иностранных дел Российской Федерации.
Министерство обороны Российской Федерации.
Федеральная служба по военно-техническомусотрудничеству.
Федеральная служба по оборонному заказу.
Федеральная служба по техническому и экспортномуконтролю.
Федеральное агентство специального строительства.
Министерство юстиции Российской Федерации.
Федеральная служба исполнения наказаний.
Федеральная регистрационная служба.
Федеральная служба судебных приставов.
Государственная фельдъегерская служба РоссийскойФедерации (федеральная служба).
Служба внешней разведки Российской Федерации(федеральная служба).
Федеральная служба безопасности Российской Федерации(федеральная служба).
Федеральная служба Российской Федерации по контролю заоборотом наркотиков (федеральная служба).
Федеральная служба охраны Российской Федерации(федеральная служба).
Главное управление специальных программ ПрезидентаРоссийской Федерации (федеральное агентство).
Управление делами Президента Российской Федерации(федеральное агентство).
 
II. Федеральные министерства, руководство которымиосуществляет Правительство Российской Федерации, федеральные службы и федеральныеагентства, подведомственные этим федеральным министерствам.
Министерство здравоохранения и социального развитияРоссийской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере защиты правпотребителей и благополучия человека.
Федеральная служба по надзору в сфере здравоохраненияи социального развития.
Федеральная служба по труду и занятости.
Федеральное агентство по здравоохранению и социальномуразвитию.
Федеральное медико-биологическое агентство.
Федеральное агентство по высокотехнологичноймедицинской помощи.
Министерство культуры и массовых коммуникацийРоссийской Федерации.
Федеральное архивное агентство.
Федеральное агентство по культуре и кинематографии.
Федеральное агентство по печати и массовымкоммуникациям.
Министерство образования и науки Российской Федерации.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности,патентам и товарным знакам.
Федеральная служба по надзору в сфере образования инауки.
Федеральное агентство по науке и инновациям.
Федеральное агентство по образованию.
Министерство природных ресурсов Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфереприродопользования.
Федеральное агентство водных ресурсов.
Федеральное агентство лесного хозяйства.
Федеральное агентство по недропользованию.
Министерство промышленности и энергетики РоссийскойФедерации.
Федеральное агентство по промышленности.
Федеральное агентство по техническому регулированию иметрологии.
Федеральное агентство по энергетике.
Министерство регионального развития РоссийскойФедерации.
Федеральное агентство по строительству и ЖКХ.
Министерство сельского хозяйства Российской Федерации.
Федеральная служба по ветеринарному и фитосанитарномунадзору.
Федеральное агентство по рыболовству.
Министерство транспорта Российской Федерации.
Федеральная служба по надзору в сфере транспорта.
Федеральное агентство воздушного транспорта.
Федеральное дорожное агентство.
Федеральное агентство железнодорожного транспорта.
Федеральное агентство морского и речного транспорта.
Федеральное агентство геодезии и картографии.
Министерство информационных технологий и связиРоссийской Федерации.
Федеральное агентство по информационным технологиям.
Федеральное агентство связи.
Министерство финансов Российской Федерации.
Федеральная налоговая служба.
Федеральная служба страхового надзора.
Федеральная служба финансово-бюджетного надзора.
Федеральная служба по финансовому мониторингу.
Федеральное казначейство (федеральная служба).
Министерство экономического развития и торговлиРоссийской Федерации.
Федеральное агентство по государственным резервам.
Федеральное агентство кадастра объектов недвижимости.
Федеральное агентство по управлению федеральнымимуществом.
Федеральное агентство по управлению особыми экономическимизонами.
 
III. Федеральные службы и федеральные агентства,руководство которыми осуществляет Правительство Российской Федерации.
Федеральная антимонопольная служба.
Федеральная аэронавигационная служба.
Федеральная служба по тарифам.
Федеральная служба по гидрометеорологии и мониторингуокружающей среды.
Федеральная служба государственной статистики.
Федеральная служба по финансовым рынкам.
Федеральная служба по экологическому, технологическомуи атомному надзору.
Федеральная таможенная служба.
Федеральная служба по надзору в сфере массовыхкоммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Федеральное агентство по атомной энергии.
Федеральное космическое агентство.
Федеральное агентство по поставкам вооружения,военной, специальной техники и материальных средств.
Федеральное агентство по туризму.
Федеральное агентство по физической культуре и спорту.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Анализ наличия и состояния основных фондов предприятия
Реферат Администрация манского района красноярского края п остановление
Реферат Знакомство с программой Micro-cap. Изучение характеристик и логических элементов транзисторно-транзисторной логики (ТТЛ)
Реферат Anne Tyler Biography Essay Research Paper Anne
Реферат Мотоспорт - виды и особенности
Реферат Обоснование производственной программы предприятия
Реферат Обеспечение работы сельскохозяйственного объекта в чрезвычайной ситуации
Реферат Сущность, функции и роль денег в современной экономике
Реферат Русское искусство второй половины XIX-НАЧАЛА XX века
Реферат Положение геев и лесбиянок в современной России
Реферат Анализ себестоимости продукции 7
Реферат Irish Involvement In The Civil Waril Essay
Реферат Что такое мультимедийный компьютер
Реферат Проблема времени и пространства в романе МБулгакова Мастер и Маргарита
Реферат Методы решения транспортных задач