Реферат по предмету "Государство и право"


Меры пресечения в Российском уголовном процессе

Институтмеждународного права и экономики имени А.С. Грибоедова
Юридическийфакультет
(заочнаяформа обучения)
3 курс,группа 6Ю-1-05
Контрольнаяработа
Подисциплине:«Уголовный процесс»
Натему:«Мерыпресечения в Российском уголовном процессе»
Выполнил
студент группы 6Ю-1-05
Медников А.Н.,
Проверил преп.:
Кандидат юридическихнаук,
Доцент Галузо В.Н.
 
 
 
 
 
Липецк,2008

Содержание курсовойработы
 
Введение
1. Общая характеристика мер пресечения
2. Виды и значение мер пресечения
3. Основания и условия применения мерпресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании мер пресечения
4. Постановление, определение обизбрании меры пресечения в уголовно-процессуальном законодательстве РФ
5. Меры пресечения, не связанные с заключениемпод стражу
6. Заключение под стражу. Гарантии законностии обоснованности заключения под стражу
7. Процессуальный порядок изменения иотмены меры пресечения
Заключение
Список нормативных актов илитературы, используемых в работе

Введение
мерапресечение стража уголовный процессуальный
В настоящее времягосударству и обществу противостоит мощная криминальная сила, одолеть которую можнолишь решительными законными мерами. Важное место среди этих мер принадлежит квалифицированномурасследованию уголовных дел. По данным ГУВД, в московских СИЗО находится около 17тысяч заключённых. Из них лишь единицам предъявлено обвинение, предусматривающеенаказание до года лишения свободы. Остальным грозят более серьёзные сроки.
По словам правозащитника А.Бабушкина — «Формально статистика ГУВД абсолютно правильная. По действующему примернос 60-х годов порядку, если суд в ходе разбирательства приходит к обвинению не болеетяжкому, чем человеку было предъявлено в ходе предварительного следствия, можновыносить приговор. Суду запрещено переходить самостоятельно к более тяжким обвинениям.И тогда в этом случае дело возвращается на доследование. Чтобы обезопасить себяот возможной повторной работы, следственные органы взяли за практику выдвигать обвиненияпо максимуму. Любое хулиганство они норовят квалифицировать как злостное,которое предусматривает наказание до 7 лет лишения свободы. Это также впрямую влияетна выбор меры пресечения до суда».
Однако ст. 5 «Европейскойконвенции о защите прав и основных свобод человека»[1],которую подписала Российская Федерация, гласит, что тяжесть предъявленного обвиненияне является критерием для избрания меры пресечения. Она должна зависеть не от статьи,а от непосредственной опасности обвиняемого для общества.
Кроме того, в новом УК РФпоявились новые виды наказания: обязательные работы, ограничение по военной службе,ограничение свободы, арест и содержание в дисциплинарной воинской части — данноесовершенствование материального права не могло не отразиться на содержании уголовно- процессуального права.
Если бегло просмотреть обвинительныеприговоры за последние годы, то начинает казаться, что из практики наказаний простоисчезли и старые добрые 15 суток, и штрафы и административные взыскания. Действующийзакон суров: каждый поступок, даже не всегда доказанный, объявляется уголовным преступлением,за которым следует неминуемое наказание — лишение свободы. Также при назначениинаказания суд часто не исследует тех обстоятельств, которые характеризуютличность обвиняемого, и соответственно, применяет более строгие меры пресечения.Здесь можно привести в пример Постановление Президиума ВСРФ N 329п2005[2],и Постановление Президиума ВСРФ N 692п05[3], в которых при выясненииподробных обстоятельств дела Президиум Верховного суда России избирает менеестрогую меру пресечения (см. Приложение № 1, Приложение № 2).
Что такое мера пресечения?В каких случаях следователь и органы дознания могут правомерно применять те илииные меры пресечения? Цель данной работы заключается в подробномрассмотрении мер пресечения, оснований и порядка их применения, виды мер пресечения,а также гарантий законности и обоснованности заключения под стражу.

1. Общаяхарактеристика мер пресечения
 
Меры пресечения — это мерыпроцессуального принуждения предупреждающего (опережающего) характера,связанные с лишением или ограничением прав и свобод обвиняемого (в видеисключения — подозреваемого).
Целями таких мер являются пресечениевозможности лиц продолжать заниматься преступной деятельностью, а такжесовершение действий, воспрепятствующих каким-либо путем производству поуголовному делу или исполнению приговора.
Меры пресечения являются разновидностьюмер процессуального принуждения и предназначены для устранения препятствий,которые могут возникнуть при расследовании и судебной разбирательстве уголовныхдел.
К общим признакам меруголовно — процессуального принуждения относится то, что они:
1)- применяются в период производствапо уголовному делу и носят процессуальный характер;
2)- применяются полномочнымиорганами государства в пределах их полномочий;
3)- применяются к участвующимв деле лицам, ненадлежащее поведение которых или возможность такого поведения создаётили может создать препятствия для успешного хода уголовного судопроизводства;
4)- имеют конкретные цели,вытекающие из общих задач судопроизводства;
5)- применяются при наличиипредусмотренных законом оснований и в порядке, гарантирующем их законность и обоснованность;
6)- имеют особое содержаниеи характер.
Общей для всех мер уголовно- процессуального принуждения является возможность их осуществления независимо отволи и желания лица, к которому они применяются.
Меры пресечения— это применяемые органами дознания, следователями,начальниками следственных отделов, прокурорами, судьёй, судом меры уголовно — процессуального принуждения, оказывающие на обвиняемого (подозреваемого) определённоепсихологическое воздействие или ограничивающее его личную свободу, с целью возможностиуклониться обвиняемому (подозреваемому) от дознания, предварительного следствияили суда, помешать установлению истины по делу или заниматься преступной деятельностью,а также для обеспечения исполнения приговора.[4]
Меры пресечения должны поставитьобвиняемого (подозреваемого) в такие условия, которые исключили бы возможность нарушенияим требований закона. Каждая мера пресечения как средство воздействия на обвиняемого(подозреваемого) ограничивает его личную свободу. Однако в зависимости от вида мерыпресечения такое принуждение осуществляется в различных формах. Одни меры пересеченияпрактически ограничивают право граждан на личную свободу, включая свободу передвижения(заключение под стражу, подписка о невыезде, наблюдение командования воинской части).Другие прямо не ограничивают права гражданина, личную свободу (залог, личное поручительство,и др.).
Меры пресечения имеют ярковыраженный принудительный характер, даже в том случае, когда они избраны по ходатайствуобвиняемого и относятся к пресекательным средствам. Например, если применение подпискио невыезде или личного поручительства (вместо заключения под стражу) более соответствуетжеланию обвиняемого, это не означает, что назначенные меры не будутпринудительными.
От мер пресечения следуетотличать обязательство являться по вызовам и сообщать о перемене места жительства.Такое обязательство не имеет ярко выраженного принудительного характера и отбираетсяпри отсутствии оснований для применения мер пресечения. Явка по вызовам и сообщениео перемене места жительства — это обязанности, обусловленные самим фактом привлечениялица в качестве обвиняемого. Они соответствуют праву следователя вызвать обвиняемогона допрос и для участия в других следственных действиях. Поэтому отобрание обязательстваявляется лишь формой разъяснения обвиняемому его обязанностей.
Меры пресечения имеют уголовно- процессуальную природу и не могут рассматриваться как наказание лица за совершённоепреступление. Они применяются к лицам, ещё не признанным виновными. Если мерам пресеченияи присуще принуждение, то в отличие от наказания оно не является элементом кары.Меры пресечения не имеют целью исправление и перевоспитание обвиняемых, тогда какуголовное наказание такую цель преследует.
2. Видыи значение мер пресечения
 
Все меры уголовно — процессуального принуждения принято подразделять на две группы:
· меры пресечения
· иные меры процессуальногопринуждения.
К последним относятся: обязательство оявке; привод; временное отстранение от должности; наложение ареста наимущество.
Уголовно — процессуальныйзакон предусматривает целую систему мер пересечения:
1)- Подписка о невыездеи надлежащем поведении [5];
2)- Личное поручительство[6];
3)- Наблюдение командованиявоинской части[7];
4)- Присмотр занесовершеннолетним подозреваемым или обвиняемым[8];
5)- Залог[9];
6)- Домашний арест[10];
7)- Заключение под стражу[11];
Наличие такого широкогоперечня позволяет избрать адекватную меру пресечения с учетом тяжестисодеянного, личности и иных обстоятельств, имеющих значение для правильногорешения этого вопроса.
Значение мер пресечения заключаются в следующем:
· они играют важнуюроль в решении стоящих перед уголовным процессом задач по охране общественного порядкаи борьбе с преступностью.
· они имеют большоезначение для предупреждения совершения обвиняемым (подозреваемым) новых преступлений.
3. Основанияи условия применения мер пресечения. Обстоятельства, учитываемые при избрании мерпресечения
 
Согласно ст. 97 УПК РФ, Дознаватель,следователь, прокурор, а также суд в пределах предоставленных им полномочийвправе избрать обвиняемому одну из мер пресечения, предусмотренных УПК РФ, приналичии достаточных оснований полагать, что обвиняемый:
1) скроется от дознания,предварительного следствия или суда;
2) может продолжать заниматьсяпреступной деятельностью;
3) может угрожать свидетелю, инымучастникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо инымпутем воспрепятствовать производству по уголовному делу.
Другими словами, основаниями применениямеры пресечения являются любые сведения, полученные в процессуальном порядке,которые, с одной стороны, подтверждают участие лица в совершении преступления,с другой — указывают на совершение действий по воспрепятствованию осуществленияуголовного правосудия, либо на реальную возможность совершения указанным лицомподобных действий, либо на то, что оно будет продолжать заниматься преступнойдеятельностью. Такие сведения могут быть получены и в результате ОРД приусловии соблюдения требований УПК РФ и ФЗ от 12 августа 1995 г. (в последующихредакциях) «Об оперативно-розыскной деятельности». Материалы ОРДпередаются лицу, производящему предварительное расследование, прокурору или всуд в соответствии с требованиями Инструкции о порядке представлениярезультатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю,прокурору или в суд от 13 мая 1998 г. О намерении скрыться можетсвидетельствовать, например, снятие с регистрационного, воинского учетов;увольнение с работы; распродажа имущества; приобретение проездных билетов,туристической путевки, недвижимости за рубежом; действия по изменениювнешности, характерных примет, документов, удостоверяющих личность, и т.п.Угрозы свидетелю, иным участникам уголовного судопроизводства могут бытьподтверждены их заявлениями, результатами контроля и записи телефонных и иныхпереговоров и т.д. Намерение продолжить занятие преступной деятельностью могутподтверждать данные о налаживании преступных связей, приискании орудий длясовершения преступлений, отсутствие легальных источников доходов и т.д.
При решении вопроса о необходимостиизбрания меры пресечения и определения ее вида при наличии оснований,предусмотренных статьей 97 УПК Российской Федерации, учитываются:
— тяжесть предъявленного обвинения,
-данные о личности обвиняемого,
-его возраст, состояние здоровья,
-семейное положение,
-род занятий и другие обстоятельства.
Необходимость избрания меры пресеченияопределяется на основе данных о ненадлежащем поведении обвиняемого(подозреваемого) или предположения о возможности такого поведения. Эти данныедолжны быть закреплены в материалах уголовного дела в установленномпроцессуальном порядке.
На необходимость применения какой-либомеры пресечения могут указывать такие обстоятельства, как наличие судимости,способ и характер совершенного преступления, совершение административныхпроступков, отрицательное поведение в быту, отсутствие постоянного местажительства, работы и др. Тяжесть предъявленного обвинения определяется с учетомположений ст. 15 УК РФ, в которой перечислены категории преступлений (небольшойтяжести, средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие).
Помимо тяжести предъявленного обвинения,данных о личности обвиняемого, его возрасте, состоянии здоровья, семейномположении, роде занятий, применяются в учет те обстоятельства, которые, нарядус указанными, обусловливают применение конкретного вида избираемой мерыпресечения. Ими могут быть, например, способствование раскрытию преступления,принятие мер по заглаживанию причиненного потерпевшему вреда и иные смягчающиеобстоятельства; действия по примирению с потерпевшим, обстоятельства,отягчающие наказание; введение режима чрезвычайного или военного положения,вооруженные конфликты и т.п.
В отношении подозреваемого может бытьизбрана любая мера пресечения из числа указанных в ст. 98 УПК РФ.Исключительность применения меры пресечения к подозреваемому предполагаетслучаи отсутствия достаточных доказательств для предъявления ему обвинения намомент избрания меры пресечения или ситуации, когда обвинение невозможносвоевременно предъявить в результате стихийного бедствия либо иныхисключительных обстоятельств, например вследствие начала военных действий ит.п.[12]
Закон предписывает предъявить обвинениене позднее 10 суток с момента применения меры пресечения, а если подозреваемыйбыл задержан, а затем заключен под стражу — в тот же срок с момента задержания.Указанный срок продлен быть не может. Моментом избрания меры пресеченияявляется дата вынесения дознавателем, следователем или прокуроромсоответствующего постановления. Под моментом задержания имеется в видудата уголовно-процессуального задержания, предусмотренного ст. 91 УПК РФ.
Предъявление обвинения до истеченияустановленного законом 10-суточного срока предполагает выполнение следующихдействий:
· объявлениеобвиняемому и его защитнику, если он участвует в уголовном деле, постановленияо привлечении лица в качестве обвиняемого;
· разъяснениесущества предъявленного обвинения, прав обвиняемого, что удостоверяется подписямиобвиняемого, его защитника и следователя на постановлении с указанием даты ивремени предъявления обвинения в часах и минутах.
После предъявления обвинения мерапресечения может быть сохранена, отменена или изменена.

4. Постановление,определение об избрании меры пресечения в уголовно-процессуальномзаконодательстве РФ
Согласно ст. 101 УПК России, «обизбрании меры пресечения дознаватель, следователь, прокурор или судья выносит постановление,а суд — определение, содержащее указание на преступление, в которомподозревается или обвиняется лицо, и основания для избрания этой мерыпресечения».
Постановление (определение) о применениимеры пресечения должно быть мотивированным. В нем отражается информация опреступлении, в котором подозревается или обвиняется лицо (сущность имеющегосяподозрения, предъявленного обвинения с указанием пункта, части, статьи УК РФ);основания для избрания этой меры пресечения, изложенные в ст. 97 УПК РФ, атакже обстоятельства, предусмотренные ст. 99 УПК, которые учтены при избраниимеры пресечения. Если мера пресечения избирается дознавателем, следователем поуказанию прокурора, это должно быть отражено в соответствующем постановлении оприменении меры пресечения. Такое указание прокурор обязан дать в письменнойформе. Законом не предусмотрено объявление указанного постановления(определения) в устной форме лицу, в отношении которого оно вынесено. Законпредписывает вручить копию такого постановления или определения лицу, вотношении которого оно вынесено, а также его защитнику или законномупредставителю по их просьбе. Такая просьба должна быть зафиксирована письменно.Вручение этих документов обвиняемому (подозреваемому), защитнику или законномупредставителю производится под роспись.
Обязанность обеспечения врученияупомянутых документов возложена на должностное лицо, вынесшее постановление(определение) об избрании меры пресечения. Подозреваемому, содержащемуся подстражей, эти документы могут быть вручены через администрацию места заключения.
Порядок обжалования решения об избраниимеры пресечения, установленный ст. ст. 123 — 126 УПК, разъясняется лицу, вотношении которого она избрана, под роспись одновременно с вручением копиипостановления (определения) об избрании меры пресечения.
 
5. Мерыпресечения, не связанные с заключением под стражу.
 
Подписка о невыезде
«Подписка о невыезде и надлежащемповедении состоит в письменном обязательстве подозреваемого или обвиняемого:
1) не покидать постоянное или временноеместо жительства без разрешения дознавателя, следователя, прокурора или суда;
2) в назначенный срок являться повызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд;
3) иным путем не препятствовать производствупо уголовному делу [13]
На основании постановления о применениимеры пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведенииподозреваемый, обвиняемый (подсудимый) дают подписку о том, что до окончанияпредварительного расследования, судебного разбирательства они обязуются непокидать постоянное или временное место жительства без разрешения дознавателя,следователя, прокурора или судьи; в назначенный срок являться по вызовамдознавателя, следователя, прокурора и в суд; иным путем не препятствоватьпроизводству по уголовному делу. При этом подозреваемому, обвиняемому(подсудимому) разъясняется, что в случае нарушения указанных обязательств к нимможет быть применена более строгая мера пресечения — домашний арест илизаключение под стражу. Кроме того, о перемене места жительства или местапребывания в пределах одного города также следует уведомлять дознавателя,следователя, прокурора, судью, избравшего данную меру пресечения.
Разрешение покидать постоянное иливременное место жительства во время производства предварительногорасследования, судебного разбирательства вправе дать лишь то должностное лицо,в производстве которого находится уголовное дело.
Подписка о невыезде и надлежащемповедении ограничивает право гражданина на свободу передвижения, выбор местажительства (пребывания). Под местом пребывания имеются ввиду: гостиница, санаторий, дом отдыха, пансионат, кемпинг, туристская база,другое подобное учреждение, а также жилое помещение, не являющееся местомжительства гражданина, в которых он проживает временно.
Под местом жительства подразумеваются:жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, специализированные дома(общежитие, гостиница-приют, дом маневренного фонда, специальный дом дляодиноких престарелых, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и др.), а такжеиное жилое помещение, в котором гражданин постоянно или преимущественнопроживает в качестве собственника по договору найма (поднайма), договору арендылибо на иных основаниях, предусмотренных законодательством РоссийскойФедерации.
О невозможности явки по вызову вназначенный срок лицо, давшее подписку о невыезде и надлежащем поведении,обязано заблаговременно известить дознавателя, следователя, прокурора, судью.Такое извещение должно быть письменно зафиксировано и приобщено к материаламуголовного дела.[14]
Данная мера практически неприменимак военнослужащим срочной службы, находящимся на казарменном положении; в отношениилиц, не имеющих постоянного места жительства. Подписка о невыезде — одна из наиболеечасто применяемых мер пресечения.
Подписку о невыезде следуетотличать от обязательства о явке к следователю или в суд, которое мерой пресеченияне является, а заключается лишь в обязательстве обвиняемого являться по вызову исообщать о перемене места жительства.
Личное поручительство
«Личное поручительствосостоит в письменном обязательстве заслуживающего доверия лица о том, что оноручается за выполнение подозреваемым или обвиняемым обязательств,предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 настоящего Кодекса»[15]
Надлежащее поведение подозреваемого,обвиняемого характеризуется тем, что он не препятствует производству поуголовному делу, является в назначенный срок по вызовам дознавателя,следователя, прокурора или суда, не уклоняется от исполнения требований ирешений следственных и судебных органов, предъявленных в порядке ч. 4 ст. 21УПК РФ. Личное поручительство может быть избрано лишь при условииписьменного ходатайства одного или нескольких поручителей, которое должно бытьприобщено к материалам уголовного дела.
В качестве обязательного условиятребуется согласие лица на применение данной меры пресечения. Оно должно бытьдокументально зафиксировано и получено до ее избрания. Лицу, в отношениикоторого избирается эта мера, должно быть под роспись разъяснено, что в случаененадлежащего его поведения, уклонения от явки по вызову к нему может бытьприменена более строгая мера пресечения. Личное поручительство может быть даноодним заслуживающим доверия лицом или несколькими такими лицами. Они не должныиметь судимости, находиться под следствием и судом, быть в иных конфликтах сзаконом. Они должны обладать авторитетом и уважением по месту работы ижительства. Они могут занимать ответственную должность в органах государственнойвласти, управления, в общественных и иных организациях и т.п. Такие лица должныбыть в состоянии, в том числе с учетом их физического и психического здоровья,обеспечить надлежащее поведение подозреваемого, обвиняемого и его явку повызову.
О принятии личного поручительстваотбирается подписка, в которой в обязательном порядке, наряду с отметкой оразъяснении существа подозрения или обвинения, делается запись о разъяснениипоручителю его обязанностей и ответственности. Обязанности поручителязаключаются в том, что он должен обеспечить явку подозреваемого, обвиняемого повызову и надлежащее его поведение, не препятствующее производству по уголовномуделу. Если подозреваемый, обвиняемый уклоняется от такой явки или иным путемпрепятствует производству по уголовному делу, на поручителя в судебном порядкеможет быть наложено денежное взыскание в размере до 100 минимальных размеровоплаты труда.
Поручитель вправе в любой моментотказаться от поручительства. Отказ от поручительства должен быть оформленписьменно и приобщен к материалам уголовного дела. В этом случае принеобходимости дознаватель, следователь, прокурор, судья решают вопрос обизбрании иной меры пресечения.[16]
Наблюдение командования воинской части
Наблюдение командования воинской части применяетсятолько к военнослужащим по призыву и гражданам, проходящим военные сборы.Оно призвано обеспечить их надлежащее поведение на период расследования исудебного рассмотрения уголовного дела, исполнения приговора, а также явку повызову дознавателя, следователя, прокурора, судьи. Такое наблюдение заключаетсяв постоянном присмотре за военнослужащим и гражданином, проходящим военныесборы, со стороны их начальников и лиц суточного наряда; в ограничениях,связанных с запретом ношения оружия, назначением в караул и другиеответственные наряды, направления на работу вне части в одиночном порядке,увольнения в городской отпуск и в иных мерах, предусмотренных общевоинскимиуставами. С учетом особенностей статуса военнослужащего по призыву и порядкапрохождения им военной службы к нему может быть применена лишь одна из двух мерпресечения: наблюдение командования воинской части или заключение под стражу.Это правило распространяется и на гражданина, проходящего военные сборы, идействует на период таких сборов. Избранная мера пресечения в виде наблюдениякомандования воинской части после прохождения указанных сборов отменяется илиизменяется при наличии к тому оснований, поскольку гражданин выбыл из сферывоинских правоотношений.
Наблюдение командования воинской части вкачестве меры пресечения допускается лишь с согласия подозреваемого,обвиняемого, которое должно быть выражено в письменной форме и получено до избранияданной меры пресечения. Постановление об избранииуказанной меры пресечения направляется командованию воинской части, а его копиявручается лицу, в отношении которого оно вынесено. Командование воинской частиобязано письменно уведомить дознавателя, следователя, прокурора, судью опринятии указанного постановления к исполнению и об установлении наблюдения. Вслучае совершения подозреваемым, обвиняемым действий, для предупреждениякоторых была избрана данная мера пресечения, командование воинской частибезотлагательно с использованием доступных средств связи сообщает об этом ворган или должностному лицу, избравшему указанную меру пресечения. Такоесообщение должно быть документально зафиксировано и приобщено к материаламуголовного дела.
Присмотр за несовершеннолетнимподозреваемым или обвиняемым
Присмотр за несовершеннолетнимподозреваемым, обвиняемым обеспечивает его надлежащее поведение, с тем чтобы онне покидал постоянное или временное место жительства без разрешениядознавателя, следователя, прокурора или суда; в назначенный срок являлся повызовам дознавателя, следователя, прокурора и в суд; иным путем непрепятствовал производству по уголовному делу. Присмотр за несовершеннолетнимподозреваемым, обвиняемым может быть поручен его родителям, опекунам ипопечителям или другим заслуживающим доверие лицам, а также должностным лицамспециализированного детского учреждения при условии согласия указанных лицвзять на себя такие обязательства. При этом согласия несовершеннолетнего наустановление присмотра не требуется.
Копия постановления об избрании данноймеры пресечения направляется лицам, которые назначены для присмотра занесовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым. Они дают письменное обязательствооб осуществлении присмотра. При этом дознаватель, следователь, прокурор или судразъясняют им существо подозрения или обвинения, а также их ответственность,связанную с обязанностями по присмотру. Кроме того, копия указанногопостановления направляется несовершеннолетнему лицу, в отношении которого оновынесено, а также его защитнику (ч. 2 ст. 101 УПК РФ).
Лица, которым несовершеннолетнийподозреваемый, обвиняемый был отдан под присмотр, в случае невыполнения имипринятого обязательства могут быть подвергнуты в судебном порядке денежномувзысканию в размере до 100 минимальных размеров оплаты труда.
Залог
«Залог состоит во внесении подозреваемымили обвиняемым либо другим физическим или юридическим лицом на депозитный счеторгана, избравшего данную меру пресечения, денег, ценных бумаг или ценностей вцелях обеспечения явки к следователю, прокурору или в суд подозреваемого,обвиняемого и предупреждения совершения им новых преступлений. Вид и размерзалога определяются органом или лицом, избравшим данную меру пресечения, сучетом характера совершенного преступления, данных о личности подозреваемого,обвиняемого и имущественного положения залогодателя.»[17]
Залог – это одна из мер пресечения, несвязанных с ограничением свободы лица. Залог целесообразно избирать в случаях,когда нет необходимости применить более строгую меру пресечения, и особенно поделам, по которым причинен имущественный вред. Залог может быть внесен не толькоподозреваемым или обвиняемым, но и любым другим физическим или юридическимлицом. В то же время залогодателями не могут быть государственные предприятия,учреждения, организации, поскольку они не могут расходовать деньги на эти цели.
Предметом залога могут быть деньги,ценные бумаги или любые иные ценности: драгоценные металлы и камни, а такжеизделия из них, картины, антиквариат, коллекции и другие вещи и произведения,имеющие высокую стоимость в денежном выражении или значимость для истории,науки, культуры. В необходимых случаях для определения ценности предлагаемых вкачестве залога предметов следует привлекать соответствующих специалистов. Залогвносится на депозитный счет органа, избравшего данную меру пресечения. Принятиеи хранение залога иным способом законом не допускается.
Целью залога являетсяобеспечение явки подозреваемого, обвиняемого к следователю, прокурору или всуд, а также предупреждение совершения им новых преступлений. В то же время наосновании ст. 97 УПК РФ залог может быть применен и в целях пресечения(недопущения) действий, воспрепятствующих каким-либо образом производству поуголовному делу (см. приложение 98 к ст. 476 УПК РФ) или исполнению приговора.
Вид и размер залогаопределяются органом или лицом, избирающим данную меру пресечения. Минимальныеи максимальные пределы залога УПК РФ не устанавливает. В то же время законустанавливает, что вид и размер залога должны обусловливаться характеромсовершенного преступления, данными о личности подозреваемого, обвиняемого иимущественным положением залогодателя.
Перечень субъектов, которые вправеприменить залог, исчерпывающий — это суд, прокурор, а также следователь,дознаватель (с согласия прокурора). О принятии залога составляется протокол,копию которого вручают залогодателю. В протоколе должны быть подробно указанывид и размер залога, включая стоимость ценностей в денежном выражении.Еслизалог вносится лицом, не являющимся подозреваемым, обвиняемым, то емуразъясняются существо подозрения, обвинения, т.е. приводятся обстоятельствасовершения преступления, дается его квалификация. Кроме того, разъясняются подроспись связанные с залогом обязательства и последствия их невыполнения илинарушения. В случае невыполнения или нарушения подозреваемым, обвиняемымобязательств, связанных с внесенным за него залогом, залог может быть обращен вдоход государства только по судебному решению и в порядке, предусмотренном ч.ч. 3 и 4 ст. 118 УПК РФ. С этой целью составляется протокол о нарушенииучастниками уголовного судопроизводства процессуальных обязанностей и (или)невыполнении обязательств, связанных с внесенным залогом
Залог возвращается под росписьзалогодателя. О возвращении залога составляется протокол с подробным указаниемвозвращенных ценностей. Протокол приобщается к материалам уголовного дела.
Домашний арест
Домашний арест — наиболее строгаяпревентивная мера пресечения, не связанная с реальным содержанием лица подстражей. Ее особенность состоит в том, что она применяется, как правило, поместу жительства подозреваемого, обвиняемого. Домашний арест заключается вограничениях, связанных со свободой передвижения подозреваемого, обвиняемоголица, и избирается исключительно в судебном порядке. Кроме того,подозреваемому, обвиняемому может быть запрещено: общаться с определеннымилицами; получать и отправлять корреспонденцию; вести переговоры сиспользованием любых средств связи.[18]
Домашний арест в качестве мерыпресечения избирается в отношении подозреваемого или обвиняемого на основаниисоответствующего ходатайства по решению суда в порядке, установленном ст. 108УПК РФ, и лишь при условии совершения им преступлений, за которые уголовнымзаконом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух летпри невозможности применения иной, более мягкой меры пресечения. Висключительном случае, когда такое лицо нарушило ранее избранную мерупресечения, домашний арест может быть избран в отношении подозреваемого,обвиняемого в совершении преступления, за которое предусмотрено наказание ввиде лишения свободы на срок до двух лет.
При избрании ареста должны быть учтенывозраст лица, состояние его здоровья, семейное положение и другиеобстоятельства.
Судья может избрать домашний арест вкачестве меры пресечения в ходе досудебного производства по уголовному делуодновременно с отказом в удовлетворении ходатайства об избрании в отношенииподозреваемого или обвиняемого меры пресечения в виде заключения под стражу. Впостановлении или определении суда об избрании домашнего ареста в качестве мерыпресечения должны быть указаны конкретные ограничения, которым подвергаетсяподозреваемый, обвиняемый. Наряду с этим указывается конкретный орган илидолжностное лицо, на которых возлагается осуществление надзора за соблюдениемустановленных ограничений. Нарушение этих ограничений может быть положено воснову принятия решения о применении к подозреваемому, обвиняемому болеестрогой меры пресечения — заключения под стражу.

6. Заключениепод стражу. Гарантии законности и обоснованности заключения под стражу
Заключение под стражу является самойстрогой мерой пресечения и применяется по судебному решению в отношенииподозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые УК РФпредусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет приневозможности применения иной, более мягкой меры пресечения.
При исключительных обстоятельствах этамера пресечения может быть избрана в отношении подозреваемого или обвиняемого всовершении преступления, за которое предусмотрено наказание в виде лишениясвободы на срок до двух лет.
УПК РФ установил следующиеобстоятельства:
а) подозреваемый или обвиняемый не имеетпостоянного места жительства на территории Российской Федерации;
б) его личность не установлена;
в) им нарушена ранее избранная мерапресечения;
г) он скрылся от органовпредварительного расследования или от суда.
При необходимости избрания в качествемеры пресечения заключения под стражу прокурор, а также следователь идознаватель с согласия прокурора возбуждают перед судом соответствующееходатайство. В постановлении о возбуждении ходатайства не только излагаютсямотивы и основания, в силу которых возникла необходимость в заключенииподозреваемого или обвиняемого под стражу, но и обосновывается невозможностьизбрания иной меры пресечения. К постановлению прилагаются необходимыематериалы, подтверждающие обоснованность ходатайства (например, содержащиесведения о совершении обвиняемым или подозреваемым действий повоспрепятствованию осуществлению правосудия или о реальной возможностипредпринятия подобных действий; о намерении скрыться; справка о том, что помедицинским показателям он может содержаться под стражей и т.д.).
При возбуждении ходатайства о заключениипод стражу подозреваемого постановление и указанные материалы должны бытьпредставлены судье не позднее чем за восемь часов до истечения срокауголовно-процессуального задержания, произведенного в порядке ст. 92 УПК РФ.Продление этого срока УПК РФ не предусмотрено. Однако его нарушение закон неотносит к обстоятельствам, являющимся основанием для отказа судьей в принятии крассмотрению такого ходатайства.
Указанное ходатайство рассматриваетсяединолично судьей районного суда или военного суда соответствующего уровня сучастием подозреваемого или обвиняемого, прокурора, защитника, если последнийучаствует в уголовном деле, по месту производства предварительногорасследования либо по месту задержания подозреваемого. По существу полученногоходатайства судья обязан принять решение в течение восьми часов с моментапоступления материалов в суд. Время поступления материалов в суд должно бытьзафиксировано. Продление указанного срока законом не предусмотрено.Подозреваемый, который был задержан в порядке, установленном ст. 92 УПК РФ,доставляется в суд под конвоем. В судебном заседании вправе также участвоватьзаконный представитель несовершеннолетнего подозреваемого или обвиняемого. Внем может принять участие следователь, дознаватель, в производстве которогонаходится уголовное дело. Участие потерпевшего, его представителей не предусмотрено.
Перечень решений, которые судья выноситпо результатам рассмотрения ходатайства об избрании меры пресечения в видесодержания под стражей, является исчерпывающим:
а) об избрании такой меры ;
б) об отказе в удовлетворенииходатайства;
в) об отложении принятия решения походатайству стороны на срок не более чем 72 часа для представления еюдополнительных доказательств обоснованности задержания.[19]
Срок 72 часа исчисляется с моментавынесения судом соответствующего решения. При этом судья указывает впостановлении дату и время, до которых он продлевает срок задержания. Однако влюбом случае общий срок задержания подозреваемого по подозрению в совершениипреступления не может превышать 120 часов с момента его задержания.
Согласно ст. 7 ФЗ « О СОДЕРЖАНИИПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ И ОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ»[20],местами содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых являются:
· следственныеизоляторы уголовно-исполнительной системы;
· следственныеизоляторы органов федеральной службы безопасности;
· изоляторывременного содержания подозреваемых и обвиняемых органов внутренних дел;
· изоляторывременного содержания подозреваемых и обвиняемых пограничных органовфедеральной службы безопасности.
Содержание под стражей при расследованиипреступлений не должно превышать двух месяцев. В этот срок включается инерабочее время. Истекает он в соответствующее число последнего месяца, а еслиэтот месяц не имеет соответствующего числа, то срок оканчивается в последниесутки этого месяца (ч. ч. 1 и 2 ст. 128 УПК РФ).
Двухмесячный срок содержания под стражейможет быть продлен судьей районного суда или военного суда соответствующегоуровня на срок до шести месяцев. Дальнейшее продление срока содержания подстражей допускается лишь в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких иособо тяжких преступлений, и только в случаях особой сложности уголовного делаи при наличии оснований для избрания этой меры пресечения. Особая сложностьуголовного дела должна быть мотивирована в постановлении о возбужденииходатайства о продлении срока содержания обвиняемого под стражей.
Она может состоять в следующем:
а) многоэпизодность и масштабностьпреступной деятельности;
б) проведение по уголовному делу сложныхи длительных судебных экспертиз;
в) расследование преступной деятельностиорганизованных групп или преступных сообществ;
г) необходимость направления запросов оправовой помощи;
д) осуществление обвиняемым действий,реально препятствующих производству по уголовному делу;
е) нахождение важных свидетелей запределами Российской Федерации и необходимость принятия мер по их вызову дляпроведения следственных действий в России и т.д.
В этих случаях срок содержания подстражей может быть продлен судьей того же суда до 12 месяцев по ходатайствуследователя, внесенному с согласия прокурора субъекта РФ или приравненного кнему военного прокурора.
Срок содержания под стражей свыше 12месяцев может быть продлен до 18 месяцев лишь в исключительных случаях вотношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда,указанного в ч. 3 ст. 31 УПК РФ, или военного суда соответствующего уровня походатайству следователя, внесенному с согласия Генерального прокурора РФ илиего заместителя. Такая исключительность должна быть обоснована всоответствующем постановлении о возбуждении ходатайства о продлении указанногосрока. Она может быть вызвана, например, особой сложностью дела или наличиеминых неординарных обстоятельств. Дальнейшее продление срока не допускается.
В местах содержания под стражейустанавливается режим, обеспечивающий соблюдение прав подозреваемых иобвиняемых, исполнение ими своих обязанностей, их изоляцию, а также выполнениезадач, предусмотренных Уголовно-процессуальным кодексом Российской Федерации.
Основаниями освобождения подозреваемых иобвиняемых из-под стражи являются:
судебное решение, вынесенное в порядке,предусмотренном законом;
постановление следователя, органадознания или прокурора;
постановление начальника местасодержания под стражей или прокурора, осуществляющего надзор за исполнениемзаконов в местах содержания под стражей, об освобождении указанногоподозреваемого или обвиняемого в связи с истечением установленного закономсрока содержания под стражей. Освобождение подозреваемых и обвиняемых из-подстражи производится начальником места содержания под стражей по получениисоответствующего решения суда либо постановления следователя, органа дознанияили прокурора.
Начальник места содержания под стражейобязан не позднее чем за двадцать четыре часа до истечения срока содержания подстражей подозреваемого или обвиняемого уведомить об этом орган или лицо, впроизводстве которых находится уголовное дело, а также прокурора.
Если по истечении установленного закономсрока задержания или заключения под стражу в качестве меры пресечениясоответствующее решение об освобождении подозреваемого или обвиняемого либо опродлении срока содержания его под стражей в качестве меры пресечения непоступило, начальник места содержания под стражей немедленно освобождает егосвоим постановлением.
Подозреваемому или обвиняемому,освобожденному из-под стражи, выдаются личные документы, вещи, деньги,хранящиеся на его лицевом счете, а также справка, в которой указываются срокего содержания под стражей и основания освобождения. Подозреваемый илиобвиняемый, освобожденный из-под стражи, администрацией места содержания подстражей в случае необходимости обеспечивается бесплатным проездом к местужительства железнодорожным, автомобильным или водным транспортом, питанием, атакже одеждой по сезону. В случае необходимости ему выдается денежное пособие.
7. Процессуальныйпорядок изменения и отмены меры пресечения
 
Мера пресечения отменяется, когда в нейисчезает дальнейшая необходимость. Мера пресечения отменяется также в случае,когда обвинение подозреваемому не предъявлено в течение 10 суток с момента ееприменения (ст. 100 УПК РФ). Кроме того, решение об отмене меры пресеченияпринимается при прекращении уголовного дела и уголовного преследования,вынесении оправдательного приговора, обвинительного приговора без назначениянаказания и с освобождением от отбывания наказания.
Мера пресечения может измениться наболее строгую или более мягкую, когда изменились основания для ее избрания,предусмотренные ст. 97 УПК РФ, или изменились обстоятельства, учитываемые приее избрании (ст. 99 УПК РФ). Основаниями для избрания более строгой мерыпресечения могут быть:
· изменениеобвинения на более тяжкое;
· вменениепреступления, входящего в перечень предусмотренных ст. 108 УПК РФ;
· появлениесведений о действиях лица, препятствующих производству по уголовному делу, ит.д.
Основаниями для избрания более мягкоймеры пресечения могут быть:
· изменениеобвинения на менее тяжкое;
· исключениеиз обвинения преступлений, отвечающих требованиям ч. 1 ст. 108 УПК РФ;
· уменьшениестепени вероятности ненадлежащего поведения обвиняемого;
· ухудшениеего здоровья;
· изменениеего семейного положения;
· принятиеобвиняемым мер по заглаживанию причиненного преступлением вреда, возмещениюущерба;
· примирениес потерпевшим и т.д.
Отмена или изменение мерыпресечения производятся по постановлению дознавателя, следователя, прокурораили судьи либо по определению суда

Заключение
 
В своей курсовой работе,в соответствии с поставленными целями, я рассмотрела общую характеристику мер пресечения,основания и порядок их применения, виды мер пресечения. Также наиболее подробномной были рассмотрены гарантии законности и обоснованности заключения под стражув Российской Федерации.
Меры пресечения занимаютособое место среди мер уголовно-процессуального принуждения. Под мерамипресечения понимают меры процессуального принуждения предупреждающего(опережающего) характера, связанные с лишением или ограничением прав и свободобвиняемого (в виде исключения — подозреваемого).
Меры пресечения как видмер уголовно-процессуального принуждения носят превентивный характер. Этопроявляется в том, что данные меры процессуального принуждения призваныпредупредить, т.е. не допустить возможную в будущем неправомерную деятельностьлиц, к которым они могут применяться.
Важнейшими условиями законного и обоснованногоприменения мер пресечения являются следующие: меры пресечения применяются лишьк лицам, в отношении которых имеются доказательства в совершении имипреступления (обвиняемый, а в исключительных случаях — подозреваемый); лишь наограниченный срок; лишь при наличии указанных в законе оснований; строгостьмеры пресечения должна быть согласована с тяжестью обвинения; меры пресеченияприменяются с соблюдением процессуальных гарантий и процессуальной формы,установленной для каждой из них.
Применение мер пресечения необязательно, нонеприменение надлежащей меры пресечения может повлечь за собой серьёзныенегативные последствия в виде неправомерного поведения обвиняемого (от созданияпрепятствия следствию до совершения новых преступлений). Необоснованноеприменение мер пресечения всегда является нарушением прав и свобод человека.

Список нормативных актов и литературы, используемых вработе
 
1. Конституция Российской Федерацииот 12 декабря 1993 г. «Российская газета» от 25 декабря 1993 г..
2.«УГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКСРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 18.12.2001 N 174-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.11.2001)(ред. от 03.07.2006)
3.«УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНЫЙ КОДЕКСРОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 08.01.1997 N 1-ФЗ (принят ГД ФС РФ 18.12.1996)(ред. от 02.05.2006)
 4. УГОЛОВНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙФЕДЕРАЦИИ" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.1996) (ред. от05.01.2006)
 5. ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.07.1995 N103-ФЗ (ред. от 15.04.2006)«О СОДЕРЖАНИИ ПОД СТРАЖЕЙ ПОДОЗРЕВАЕМЫХ ИОБВИНЯЕМЫХ В СОВЕРШЕНИИ ПРЕСТУПЛЕНИЙ» (принят ГД ФС РФ 21.06.1995)
 6. ПРИКАЗ Минюста РФ от 14.10.2005 N189 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ВНУТРЕННЕГО РАСПОРЯДКА СЛЕДСТВЕННЫХ ИЗОЛЯТОРОВУГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 08.11.2005N 7139)
 7. ПРИКАЗ Минюста РФ от 12.04.2005 N 38(ред. от 13.01.2006) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ИСПОЛНЕНИЯНАКАЗАНИЙ И МЕР УГОЛОВНО-ПРАВОВОГО ХАРАКТЕРА БЕЗ ИЗОЛЯЦИИ ОТ ОБЩЕСТВА» (Зарегистрированов Минюсте РФ 25.04.2005 N 6542)
8. Комментарий к УПК РФ /Под ред. В.Т. Томина.– 7-е изд., перераб и доп. – М.: Юрайт-М, 2004.
9. «КОММЕНТАРИЙ К УГОЛОВНОМУКОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (постатейный) (издание 5-е, дополненное иисправленное) (отв. ред. В.М. Лебедев) (Юрайт-Издат, 2005)
10. «КОММЕНТАРИЙ КУГОЛОВНО-ПРОЦЕССУАЛЬНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (постатейный) (изданиевторое, переработанное) (под ред. А.Я. Сухарева) (Издательство«Норма», 2004)
11. «О РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЦАМИ,СОДЕРЖАЩИМИСЯ ПОД СТРАЖЕЙ, ПРАВА НА ТАЙНУ ПЕРЕПИСКИ, ТЕЛЕФОННЫХ ПЕРЕГОВОРОВ,ПОЧТОВЫХ, ТЕЛЕГРАФНЫХ И ИНЫХ СООБЩЕНИЙ» (В.И. Руднев) («Журналроссийского права», 2006, N 3)
12. «ЗАДЕРЖАНИЕ И ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПОД СТРАЖУДОЛЖНЫ БЫТЬ НЕ ТОЛЬКО ЗАКОННЫМИ И ОБОСНОВАННЫМИ, НО И МОТИВИРОВАННЫМИ» (А.В.Гриненко) («Журнал российского права», N 3, 2005)
13. «РЕШЕНИЕ ВОПРОСА ОБ ИЗБРАНИИ ВКАЧЕСТВЕ МЕРЫ ПРЕСЕЧЕНИЯ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ПОД СТРАЖУ: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ» (О.И.Андреева) («Журнал российского права», N 2, 2005)
14.Глушков А.И. Уголовный процесс: Учебное пособие. – М.: Издательский центр«Академия», Высшая школа, 2001.
15.Чельцов-БебутовМ.А. Курс уголовно-процессуального права.– М.: 2003.
16.Юридический словарь/Под общ. ред. Безлепкина. — М.: 2002.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :

Реферат Финансовые стратегии при реструктуризации государственного долга
Реферат Фундаменталистская идеология исламского возрождения
Реферат Характеристика Новых индустриальных стран
Реферат Формирование международного экологического права
Реферат Экономика Афганистана после свержения режима талибов
Реферат Экономика Объединенных Арабских Эмиратов
Реферат Психическое развитие слепого ребенка
Реферат Экономическое развитие Иракской республики после свержения режима Саддама Хусейна
Реферат Экономические отношения Республики Беларусь и КНР
Реферат Экономико-статистический анализ внешней торговли Франции за 2004-2008 годы
Реферат Экономические реформы в странах Центральной и Восточной Европы
Реферат Экономическое положение Германии в мире
Реферат Экономическая политика и современные кризисы в Польше
Реферат Экономическая интеграция и ее влияние на экономику стран Содружества
Реферат Экономическая характеристика Исламской Республики Иран