Курсовая работа на тему:
«Лицензированиеотдельных видов деятельностив Республике Беларусь»
Содержание
Введение
1. Лицензирование как формагосударственного регулирования
2. Положение о лицензировании отдельных видовдеятельности
3. Некоторые видылицензирования
3.1 Порядок государственного лицензированиядеятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций
3.2 Положение о лицензировании деятельности попроектированию и строительству зданий и сооружений I и II уровнейответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей
3.3 Лицензирование отдельных видов деятельностиМинистерства внутренних дел Республики Беларусь
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность даннойтемы очевидна, так как лицензирование, как специфический вид деятельности, какформа государственного регулирования, направлено на защиту национальнойбезопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод, нравственности,здоровья населения, охраны окружающей среды. Достигается это путем созданияспециальных ограничений, результат которых способствует избеганию социальныхконфликтов, чрезмерного богатства одних и обнищания других, сохранитьравновесие общественных сил.
Целью даннойработы является изучение административно-правовых и организационных основлицензирования отдельных видов деятельности.
Задачамиработы являются изучение: положения о лицензировании отдельных видовдеятельности; порядка государственного лицензирования деятельности банков инебанковских кредитно-финансовых организаций; положение о лицензированиидеятельности по проектированию и строительству зданий и сооружений I и IIуровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей;лицензирование отдельных видов деятельности Министерства внутренних делРеспублики Беларусь.
Объектомкурсовой работы является совокупность административно-правовых отношений,возникающих в сфере реализации исполнительной власти посредствомлицензирования.
Предметомисследования курсовой работы является совокупность административно-правовыхнорм, регулирующих отношения в сфере лицензирования как институтадминистративного права, а также тенденции и перспективы его развития всовременных политико-правовых условиях.
1. Лицензированиекак форма государственного регулирования
В практикеправового регулирования некоторых видов деятельности встречаются различногорода ограничения и запреты (на определенный вид деятельности, несоответствия государственнымили международным стандартам, квоты на продажу и многие другие). Зачастую, напрактике встречаются специфическую форму правовых ограничений – лицензирование.
Необходимоотметить, что данное определение появилось не сразу. Оно имеет широкую историю.
Мы помним,что уже спериода буржуазных революций государство становится центром реальнойполитической власти, способным использовать ее (путем законодательногозакрепления и гарантированного исполнения того или иного правового запрета) какво вред, так и во благо общества. По мнению российского ученого И. Ю. Козлихинаосновная задача ограниченного правовыми запретами государства заключается, взащите права каждого индивида от чрезмерного вмешательства государства и егозаконов, ибо исторически право гражданского общества, (частное право) развиваетсявместе с обществом независимо от воли политических властей; и именно в частномправе реализуются имманентно присущие ему принципы свободы и равенства, которыелишь постепенно переносятся и на сферу публичного права [8].
С выдвижением и разработкой идей правовогогосударства, страны, воспринявшие эту идею, следят затем, чтобы сдерживать и контролировать чрезмерную силу одной категории лицпутем ограничения монополий путем продуманной системы не слишком «жестких»налогов, не давать им возможность поработить аппарат управления, подчинить себезаконодательную власть. Его цель — избежать социальных конфликтов, чрезмерногобогатства одних и обнищания других, сохранить равновесие общественных сил. Вместес тем опыт бюрократических государств дал возможность сделать вывод о том, чточрезмерное вмешательство госчиновников в дела общества значительно тормозитпрогресс всего общества. Еще знаменитый английский экономист Адам Смит писал отом, чтобы поднять государство с самой низкой ступени варварства до высшей ступениблагосостояния, нужны лишь мир, легкие налоги и терпимость в управлении. Всеостальное сделает естественный ход вещей.
Тем не менее,многие специалисты (политики, юристы, экономисты и др.) считают, что внастоящее время важнейшей тенденцией развития государственности являетсядвижение к новой разновидности социально--правового демократическогогосударства, соединяющего лучшие качества содержания, формы и методовдеятельности. Можно с уверенностью сказать, что это государство, выполняющее,«общие дела», ограниченное и ответственное, где степень государственноговмешательства в регулирование важнейших общественных отношений должно бытьопосредовано правом, и соответствовать уровню саморегулирования общества.
Дело в том, что этот вопрос олицензировании, как виде правовых ограничений только на первый взгляд чистотеоретический. На самом деле он является жизненно важным для многих стран, какнедавно вступивших в Евросоюз (Польша, Венгрия, Чехия, прибалтийскиегосударства и т.д.), так и для стран, которые готовятся к вступлению в ВТО.Это, прежде всего, Россия, Беларусь и еще ряд других стран--членов СНГ. Вближайшие несколько лет предстоят серьезные изменения в законодательстве, атакже в практике его применения и т.д. [16].
По существу, лицензирование являетсяодной из необходимых мер вмешательства государства в экономику. КонституцияРеспублики Беларусь (ст. 13 Конституции) допускает такое вмешательство, нотолько в интересах человека и общества; государство также обеспечиваетнаправление и координацию государственной и частной экономической деятельностив социальных целях.[9]. В принципе, лицензирование обладает сравнительнойуниверсальностью, не присущей другим правовым институтам. Так, сертификациятоваров и услуг введена для защиты прав всех категорий потребителей.Необходимость осуществления государственного валютного контроля можнообосновать защитой институтов валютного регулирования. Иными словами,лицензирование проводиться для защиты широкого круга интересов гражданина,общества и государства. Это делается в интересахнациональной безопасности, общественного порядка, защиты прав и свобод,нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды. Иными словами,государство заботится о том, чтобы субъекты хозяйствования, которые собираютсяосуществлять ту или иную деятельность (которая подлежит лицензированию),вначале доказали государству в лице его компетентных органов свое соответствиеопределенным государством критериям. Такой порядок может являться некойгарантией того, что получивший лицензию субъект будет осуществлятьлицензируемый вид деятельности в соответствии с утвержденными правилами ипотребитель товаров (работ, услуг) этого субъекта будет защищен от продуктанизкого качества.
Ряд авторовсчитают, что определение специфических целей и задач лицензирования возможнопри сравнении лицензирования с иными институтами разрешительной системы, вчастности с институтами государственной сертификации и валютного контроля. [5].Вопрос о специфике лицензирования как особой формы государственного контроля спомощью правовых запретов и ограничений имеет практическое значение. Вотношении лицензирования как особого вида деятельности государственных органовсуществует большое количество правовых ограничений. Эта классификация можетосуществляться по различным критериям — например: по видам госорганов,осуществляющих лицензирование, сроками действия лицензии, размеру платежей завыдачу лицензии и т.д. Данные ограничения никак не могут быть обойдены илизаменены какой-то другой формой контроля, сходной с лицензированием, но носящейдругое название.
Законодательствомопределены критерии отнесения отдельных видов деятельности к подлежащимлицензированию – предметом лицензирования являются такие виды деятельности, которыемогут быть наносить вред интересам Республики Беларусь, природной среде илиугрожать здоровью людей. [18, с.37].
Белорусскоезаконодательство содержит многочисленные примеры подобных правоотношений всфере лицензирования предпринимательской деятельности. К ним, в частности,относятся сертификация товаров и услуг, отношения в области антимонопольнойполитики, валютного контроля и т.д. Аналогично указанным видам отношенийгосударство в лице своих органов, выдав лицензию, осуществляет контроль засоблюдением лицензиатами лицензионных требований и условий.
Большинствокак теоретиков, так и практиков, отмечают, что лицензирование является единымкомплексным административно-правовым режимом, в основе которого лежат общиепринципы, к которым относятся законность, обязательность, публичность,заявительный характер, платность, достоверность, открытость; особенностиотдельных лицензионных режимов определяются его целевым назначением взависимости от вида реализуемого публичного интереса.
Считаюнеобходимым согласиться с мнением Куликовой Т.В. о том, что обоснованметодологический подход к классификации видов лицензирования на основе единогокритерия – реализуемого посредством исполнительной власти публичного интереса,дифференцированного по характеру, уровню и содержанию, на основе котороговыделяются следующие виды лицензирования:
— похарактеру публичного интереса (публично-функциональной направленности):
а)лицензирование, направленное на охрану общественного порядка и обеспечениянациональной (государственной) безопасности;
б)лицензирование, направленное на обеспечение прав и свобод граждан.
— по уровнюпубличного интереса:
а)лицензирование, направленное на реализацию общегосударственного интереса;
б)лицензирование, направленное на реализацию публичного интереса субъектов;
— посодержанию публичного интереса:
а)лицензирование в экономической сфере;
б)лицензирование в административно-политической сфере;
в) лицензированиев социально-культурной сфере. [10].
Лицензионноепроизводство представляет собой разновидность управленческого процесса какадминистративно-процессуальной формы, в которой осуществляется деятельностьорганов исполнительной власти по применению норм лицензионного права какадминистративно-правового института. Правовое значение опосредованиялицензирования категорией административного процесса состоит в обеспечениилегитимности лицензионных правовых актов; нарушение требованийадминистративно-управленческой процессуальной формы должно влечь незаконностьпоследнего.
Вновьобращаясь к Куликовой Т.В., отметим обоснованность необходимости разграничения иправового закрепления двух видов процедур, образующих содержание лицензионногопроизводства: общие и специальные; общие процедуры, в свою очередь, могутдифференцированы на обязательные и факультативные. К общим обязательнымпроцедурам относятся возбуждение лицензионного производства, лицензионнаяэкспертиза, принятие решения о выдаче или отказе в выдаче лицензии, оплаталицензионного сбора; к общим факультативным относятся: переоформлениедокумента, подтверждающего наличие лицензии, осуществление текущего контроля засоблюдением лицензионных требований и условий, применение мер принуждения за ихнесоблюдение лицензионных требований, в частности, приостановление ианнулирование лицензии. К специальным лицензионным процедурам относятсяпроцедуры, отражающие специфику отдельных видов лицензирования, обусловленнуюхарактером лицензируемого объекта. [10]
Важнымэлементом, на мой взгляд, является тот факт, что институт лицензированиявключает и такие функции, как государственный контроль за законностью лицензируемого видадеятельности. Механизм лицензирования предусматривает как предварительныйконтроль (проверка соответствия соискателя лицензии квалификационнымтребованиям), так и последующий (контроль за законностью лицензируемойдеятельности, выражающийся в проверке соблюдения лицензиатом лицензионныхусловий и требований).
В нашей стране правовое регулированиелицензирования осуществляется на основе «Положения о лицензировании отдельныхвидов деятельности», утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от14.07.2003 № 17 с последующими изменениями и дополнениями.
2. Положениео лицензировании отдельных видов деятельности
В соответствии с частью третьей статьи101 Конституции Республики Беларусь в целях государственного регулированияотдельных видов деятельности Президент Республики Беларусь Декретом от14.07.2003г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности» постановил: винтересах национальной безопасности, общественного порядка, защиты прав исвобод, нравственности, здоровья населения, охраны окружающей среды право наосуществление юридическими и физическими лицами отдельных видов деятельностиможет быть реализовано после получения в установленном порядке специальныхразрешений (лицензий) [6]. В соответствии с Положением «О лицензированииотдельных видов деятельности» под лицензированием понимается комплексреализуемых государством мер, связанных с выдачей лицензий, их дубликатов,внесением изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлением,возобновлением, продлением срока действия лицензий, прекращением их действия,контролем за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видовдеятельности соответствующих лицензионных требований и условий. НастоящимПоложением регулируются отношения по лицензированию отдельных видов деятельности,указанных в перечне видов деятельности, на осуществление которых требуютсяспециальные разрешения (лицензии), и уполномоченных на их выдачугосударственных органов и государственных организаций, за исключением:
üдеятельности, связанной со специфическими товарами (работами,услугами);
üвнешнеэкономической деятельности по ввозу и (или) вывозу отдельныхтоваров;
üдеятельности, осуществляемой воинскими частями (учреждениями)Вооруженных Сил и другими воинскими формированиями, органами внутренних дел,органами и подразделениями по чрезвычайным ситуациям Республики Беларусь всоответствии с задачами, возложенными на них законодательством;
üдеятельности, лицензируемой Национальным банком [6].
Следует отметить, что право на получениелицензии имеют:
üюридические лица и индивидуальные предприниматели (еслизаконодательными актами не установлено, что право на осуществлениелицензируемых видов деятельности, а также отдельных работ и услуг, составляющихсоответствующий вид деятельности, имеют только юридические лица);
üфизические лица, ходатайствующие о предоставлении им права занятияадвокатской или частной нотариальной деятельностью.
Для получения лицензии соискательлицензии (соискатель лицензии — юридическое лицо, индивидуальныйпредприниматель, обратившиеся в лицензирующий орган с заявлением с приложениемнеобходимых документов для получения лицензии, а также физическое лицо,ходатайствующее о предоставлении ему права занятия адвокатской или частнойнотариальной деятельностью) представляет в соответствующий лицензирующий орган:заявление о выдаче лицензии с указанием:
üдля юридического лица — наименования и места его нахождения;
üдля физического лица — фамилии, имени, отчества, паспортных данных(серия, номер, когда и кем выдан, место жительства);
üлицензируемого вида деятельности (работ либо услуг по данному видудеятельности), который соискатель лицензии намерен осуществлять;
üкопии учредительных документов (устава) юридического лица, заисключением учредительных документов иностранного юридического лица,свидетельства о государственной регистрации юридического лица илииндивидуального предпринимателя без нотариального засвидетельствования;
üкопию извещения налогового органа о присвоении учетного номераналогоплательщика;
üдокумент об уплате лицензионного сбора за рассмотрение заявления;
üвыписку из торгового реестра страны пребывания (происхождения) илииной документ, подтверждающий регистрацию (для иностранного юридического лица).Документы, представляемые иностранными юридическими лицами, должны бытьпереведены на белорусский или русский язык и удостоверены в установленномпорядке;
üдругие документы, указанные в положении о лицензировании видадеятельности, осуществляемого на основании лицензии, либо определенныеПрезидентом Республики Беларусь.
В выдаче лицензии может быть отказанопри:
üналичии в представленном заявлении с приложением необходимыхдокументов недостоверных сведений;
üнесоответствии представленных документов требованиям положения олицензировании вида деятельности, осуществляемого на основании лицензии;
üналичии заключения о несоответствии возможностей соискателялицензии лицензионным требованиям и условиям по результатам проверки и (или)экспертизы;
üобращении за получением лицензии до истечения одного года со днявынесения решения об аннулировании лицензии, за исключением случаяаннулирования лицензии в связи с выдачей ее с нарушением установленногопорядка.
На мой взгляд, это целесообразно. Именноэти условия выполняют роль защиты как государственных, так и общественных интересов.
При наличии одного из этих основанийлицензирующий орган вправе принять решение об отказе в выдаче лицензии, о чем в5-дневный срок со дня принятия такого решения письменно уведомляет соискателялицензии.
Лицензия выдается по форме, утверждаемойСоветом Министров Республики Беларусь, и должна содержать:
üнаименование органа, выдавшего лицензию;
üрегистрационный номер лицензии;
üномер и дату принятия решения о выдаче лицензии;
üсрок действия лицензии;
üсведения о лицензиате (наименование и место нахожденияюридического лица, фамилия, имя, отчество и место жительства физического лица,которому выдается лицензия, наименование регистрирующего органа, номер и датасвидетельства о государственной регистрации, учетный номер налогоплательщика);
üнаименование вида деятельности;
üуказание работ и услуг (особых требований и условий), если ониопределены положением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого наосновании лицензии;
üсведения об обособленных подразделениях (филиалах);
üотметку об ознакомлении соискателя лицензии с законодательством,определяющим лицензионные требования и условия осуществления вида деятельности.
В случае смены собственника, изменениянаименования (фирменного наименования), места нахождения юридического лица,фамилии, имени, отчества, места жительства физического лица, получившеголицензию, изменения законодательства, в соответствии с которым требуетсявнесение изменений и (или) дополнений в лицензию, иных сведений, указанных влицензии, лицензиат обязан в месячный срок обратиться в лицензирующий орган длявнесения соответствующих изменений и (или) дополнений в лицензию, выдачи еекопии в порядке, установленном настоящим Положением.
В случае реорганизации юридического лицав форме слияния, преобразования, выделения или разделения вновь созданноеюридическое лицо в месячный срок со дня своей государственной регистрации,равно государственной регистрации изменений и (или) дополнений, внесенных вучредительные документы юридического лица, обязано подать в орган, выдавшийлицензию, заявление с приложением необходимых документов для выдачи новойлицензии в порядке, установленном настоящим Положением. При реорганизацииюридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лицауказанный срок для подачи заявления исчисляется со дня внесения в Единыйгосударственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателейсведений о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.
Говоря о сроке действия лицензии, то онавыдается на срок от 5 до 10 лет.
Действие лицензии прекращается вслучаях:
üпо истечении срока, на который она выдана;
üпо решению лицензирующего органа: об аннулировании лицензии всоответствии с настоящим Положением;
üв случае ликвидации (прекращения деятельности) лицензиата;
üпри реорганизации юридического лица;
üв случае принятия лицензиатом решения о прекращении осуществлениялицензируемого вида деятельности;
üпо решению суда: об аннулировании лицензии;
üв случае нарушения лицензиатом лицензионных требований и условий,что повлекло за собой причинение ущерба национальной безопасности,общественному порядку, нравственности, правам и свободам, жизни и здоровьюграждан, окружающей среде.
В случае повторного (два и более раза втечение календарного года) нарушения лицензиатом установленногозаконодательством порядка приема наличных денежных средств при реализациитоваров (работ, услуг) и (или) использования кассовых суммирующих аппаратов и(или) специальных компьютерных систем лицензирующий орган обязан вдвухнедельный срок принять решение об аннулировании лицензии на основаниипредставления налогового органа или другого государственного органа,контролирующего в пределах своей компетенции соблюдение указанного порядка.
Необходимо отметить и тот факт, чтолицензирующие органы формируют и ведут реестры лицензий (реестр лицензий — совокупность данных, формируемых лицензирующим органом о выданных лицензиях, ихдубликатах, внесении изменений и (или) дополнений в лицензии, приостановлении,возобновлении, продлении срока действия лицензий, прекращении их действия, ииных сведений в соответствии с настоящим Положением). В реестре лицензий должнысодержаться следующие данные: наименование органа, выдавшего лицензию;
регистрационный номер лицензии;
номер и дата принятия решения о выдачелицензии;
срок действия лицензии;
сведения о лицензиате (наименование иместо нахождения лицензиата — юридического лица, фамилия, имя, отчество и местожительства лицензиата — физического лица, наименование регистрирующего органа,номер и дата свидетельства о государственной регистрации, учетный номерналогоплательщика);
наименование вида деятельности,осуществляемого на основании лицензии;
работы и услуги, составляющие виддеятельности, если они определены положением о лицензировании видадеятельности, осуществляемого на основании лицензии;
сведения о продлении срока действиялицензии, приостановлении, возобновлении, прекращении ее действия;
сведения об утрате лицензии (копиилицензии, заверенной лицензирующим органом) и о выданных дубликатах;
иные сведения, предусмотренныеположением о лицензировании вида деятельности, осуществляемого на основаниилицензии. [6].
3.Некоторые виды лицензирования
3.1Порядок государственного лицензирования деятельности банков и небанковских кредитно-финансовыхорганизаций
В соответствиисо статьей 26 Банковского кодекса Республики Беларусь Правление Национальногобанка Республики Беларусь постановило утвердить порядок государственнойрегистрации и лицензирования деятельности банков и небанковскихкредитно-финансовых организаций [3]. В связи с этим было утверждено ПостановлениеПравления Национального банка Республики Беларусь от 28.06.2001г. № 175 «Обутверждении инструкции о порядке государственной регистрации и лицензированиядеятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций».
В инструкцииотражены все те моменты, которые необходимы для лицензирования деятельностибанков и небанковских кредитно-финансовых организаций.
Так, пунктом 61 Инструкции определено,что решение о выдаче лицензии, внесении изменений и (или) дополнений в переченьбанковских операций, указанный в выданной банку лицензии, принимаетсяПравлением Национального банка. Лицензия с указанием в ней перечня банковскихопераций, которые банк вправе осуществлять, выдается банку одновременно со свидетельствомо государственной регистрации. Банк также вправе обратиться в Национальный банкс заявлением о внесении изменений и (или) дополнений в перечень банковскихопераций, указанный в выданной банку лицензии, только при наличии у негоустановленных отдельными нормативными правовыми актами Национального банкатехнических возможностей для осуществления соответствующих банковских операций.Таким образом, для внесения изменений и (или) дополнений в перечень банковскихопераций, указанный в выданной банку лицензии, банк представляет в Национальныйбанк:
üзаявление о внесении изменений и (или) дополнений в лицензию заподписью уполномоченного лица банка;
üдокументы, подтверждающие наличие технических возможностей дляосуществления соответствующих банковских операций в соответствии стребованиями, установленными нормативными правовыми актами Национального банка;
üдокументы, необходимые для государственной регистрациисоответствующих изменений и (или) дополнений, вносимых в учредительныедокументы банка.
Срок документов, представленные нарассмотрение для получения лицензии, рассматриваются в срок, не превышающий двамесяца с момента их представления. Многие могут не согласиться с таким сроком,но я считаю что это вполне оправдано. Предоставление лицензии банку требуеттщательных проверок, поскольку в случае несостоятельности банка выполнитьопределенные условия поспособствует как подрыву доверия граждан как к самомубанку, так и к государству в целом.
Необходимо помнить и о том, прежде чемвыдать лицензию, структурное подразделение Национального банка, осуществляющеебанковский надзор, проводит проверку наличия технических возможностей банка дляосуществления соответствующих банковских операций.
В случае создания банка в г. Минске,проверка наличии технических возможностей банка для осуществления банковскихопераций проводит соответствующее главное управление по месту нахождения банка.
Говоря об устойчивости финансовогоположения банка, следует выделить следующие критерии: прозрачность структурысобственности, включая такие, как:
üдостаточность объема раскрываемой информации о структуресобственности банка;
üдоступность информации о лицах (группах лиц), оказывающих прямоили косвенно (через третьи лица) существенное влияние на решения, принимаемыеорганами управления банка;
üналичие и размер доли в нормативном капитале банка на моментподачи заявления о внесении изменений и дополнений в перечень банковскихопераций, указанный в выданной банку лицензии: юридических лиц (организаций),зарегистрированных на территории государств (территорий), в которых действуетльготный налоговый режим и (или) не предусматривается раскрытие ипредоставление информации о финансовых операциях (оффшорных зон);
üдостаточность и структура капитала банка (на мой взгляд, этотпоказатель является одним из основных);
üкачество активов банка, включая оценку проблемных активов, полнотусоздания резервов на покрытие возможных убытков по активам и операциям, неотраженным на балансовых счетах, выполнение нормативов ограничения кредитныхрисков;
üфинансовая эффективность, включая наличие прибыли с учетомсоздания резервов, оценку рентабельности активов и капитала;
üсостояние ликвидности, включая оценку выполнения нормативакраткосрочной ликвидности, наличия фактов неоднократного в течение последнихшести месяцев неудовлетворения требований отдельных кредиторов по денежнымобязательствам и (или) неисполнения обязанности по уплате обязательных платежейв течение трех и более дней со дня наступления даты их исполнения в связи сотсутствием или недостаточностью денежных средств на корреспондентских счетахбанка.
В соответствии с пунктом 69 Инструкции,для получения права на осуществление банковских операций по привлечениюденежных средств физических лиц, не являющихся индивидуальнымипредпринимателями, во вклады (депозиты), открытию и ведению банковских счетовтаких физических лиц, открытию и ведению счетов в драгоценных металлах,купле-продаже драгоценных металлов и (или) драгоценных камней, размещениюдрагоценных металлов и (или) драгоценных камней во вклады (депозиты) банкпредставляет в Национальный банк справку налогового органа по месту нахождениябанка об отсутствии задолженности перед бюджетом и (или) государственнымивнебюджетными фондами [13].
Национальный банк вправе запросить иныедокументы, необходимые для подготовки заключения об устойчивом финансовомположении банка. В этом случае срок рассмотрения документов, представленных длявнесения изменений и (или) дополнений в перечень банковских операций, указанныйв выданной банку лицензии, продлевается на срок, который необходим дляпредставления документов, запрашиваемых Национальным банком.
Гарантий эффективности и соответствиятребуемым нормативам в деятельности банка является надзор.
Структурное подразделение Национальногобанка, осуществляющее банковский надзор, в срок, не превышающий 30 дней со дняпредставления документов, составляет заключение о финансовой устойчивости(неустойчивости) банка и наличии (отсутствии) у него нормативного капитала вразмере, эквивалентном не менее 10 миллионам евро. Для целей составлениязаключения о финансовой устойчивости банка специалистами Национального банкаможет в установленном порядке проводиться тематическая проверка [3].
После получения лицензии, ее вносят вреестр, в котором указывают наименование банка, дата выдачи и номер выданнойлицензии, перечень банковских операций, которые банк вправе осуществлять.
Основываясь на статье 82 Банковскогокодекса, основанием в отказе в выдаче лицензии служит:
üна момент проведения государственной регистрации уставный фондбанка не сформирован полностью;
üв отношении одного из учредителей банка не исполнено судебноерешение об обращении взыскания на имущество;
üфизическое лицо — учредитель банка имеет непогашенную или неснятуюсудимость за преступления против собственности и (или) порядка осуществленияэкономической деятельности;
üучредитель банка имеет задолженность по заработной плате, платежамв бюджет и (или) государственные целевые бюджетные и (или) внебюджетные фондылибо является учредителем (участником, собственником имущества, руководителем)юридического лица (простого товарищества (договора о совместной деятельности),хозяйственной группы), имеющего такую задолженность;
üучредитель банка является учредителем (участником, собственникомимущества, руководителем) юридического лица, в отношении которого приняторешение о ликвидации, но процесс ликвидации не завершен;
üучредитель банка является общественным объединением, преследующимполитические цели;
üдля государственной регистрации банка представлены не вседокументы;
üв документах, представленных для государственной регистрациибанка, выявлены недостоверная информация, несоответствие бизнес-планакритериям, установленным Национальным банком;
üустановлены факты использования привлеченных денежных средств и(или) направления доходов, полученных незаконным путем, на формированиеуставного фонда банка;
üустав банка или иные документы, представленные для егогосударственной регистрации, не соответствуют законодательству РеспубликиБеларусь или нарушен порядок создания банка. [3]
Государственная регистрация банка и лицензирование,соответственно, не производится также в случае несоответствия кандидатов надолжности руководителя, главного бухгалтера банка квалификационным требованиями требованиям к деловой репутации, предъявляемым к ним, или установленияспециальной квалификационной комиссией Национального банка недостаточнойквалификации указанных лиц.
В случае утраты лицензии банку выдаетсяее дубликат.
По моему мнению, лицензированиедеятельности банков выполняет защитную функцию не только для общества игосударства, но и для национальной экономики в целом.
3.2Положение о лицензировании деятельности по проектированию и строительствузданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерныхизысканий для этих целей
Во исполнениеДекрета Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 17 «Олицензировании отдельных видов деятельности» Советом Министров РеспубликиБеларусь было утверждено Положение, в соответствии с которым Министерствомархитектуры и строительства определялся порядок выдачи специальных разрешений(лицензий) на осуществление деятельности по проектированию и строительствузданий и сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерныхизысканий для этих целей (далее — лицензии), их дубликатов, внесение измененийи (или) дополнений в лицензии, приостановление, возобновление, продление срокадействия лицензий, прекращение их действия, контроль за осуществлениемлицензиатами деятельности по проектированию и строительству зданий и сооруженийI и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целей[14].
Следует отметить, что лицензируемаядеятельность осуществляется юридическими лицами и индивидуальнымипредпринимателями.
Кроме того, лицензируемая деятельностьимеет составляющие работы по проектированию и строительству зданий и сооруженийI и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканий для этих целейосуществляется на основании лицензий при новом строительстве, реконструкции, реставрациии капитальном ремонте зданий и сооружений независимо от их назначения иведомственной принадлежности. Говоря о территории, на которую распространяетсядействие выданных лицензий, то они действуют на всей территории РеспубликиБеларусь или ее части (по месту нахождения объекта (объектов) строительства).
Каждая новая лицензия выдается сроком на5 лет. По заявлению лицензиата, срок действия может быть продлен на 5 лет.
К соискателю лицензии предъявляютсяследующие условия и требования:
üвыполнение лицензируемой деятельности в соответствии стребованиями законодательства Республики Беларусь и технических нормативныхправовых актов в области архитектурной, градостроительной и строительнойдеятельности (не предъявляется к соискателю лицензии);
üналичие в штате соискателя лицензии (лицензиата) руководителей,специалистов и рабочих, работающих по основному месту работы.
üналичие системы управления и (или) контроля качества работ иуслуг, составляющих лицензируемую деятельность;
üналичие системы управления охраной труда;
üналичие находящихся в собственности (хозяйственном ведении,оперативном управлении) либо на условиях аренды основных производственныхфондов, необходимых для выполнения работ и услуг, составляющих лицензируемуюдеятельность;
üпри осуществлении функций генерального подрядчика — наличие всовокупности: находящихся в собственности (хозяйственном ведении, оперативномуправлении) у соискателя лицензии (лицензиата) основных производственных фондовв стоимостном выражении не менее 150 тыс. базовых величин;
üгодового объема строительно-монтажных работ, выполненных в течениепоследних трех лет, составляющего не менее 300 тыс. базовых величин. При этомобъем работ, выполненных собственными силами, должен составлять не менее 60процентов;
üопыта строительства объектов в качестве генерального подрядчика исдачи в эксплуатацию не менее двух объектов в течение последних трех летстоимостью каждого не менее 75 тыс. базовых величин;
üпри осуществлении функций генерального проектировщика — наличие в совокупности:
üнаходящихся в собственности (хозяйственном ведении, оперативномуправлении) основных производственных фондов в стоимостном выражении не менее10 тыс. базовых величин;
üгодового объема проектных работ, выполненных в течение последнихпяти лет, составляющего не менее 20 тыс. базовых величин;
üопыта проектирования в качестве генерального проектировщика неменее двух объектов, сданных в эксплуатацию в течение последних пяти лет,стоимостью проектных работ каждого не менее 5 тыс. базовых величин. [14]
Для получения лицензии соискательлицензии (лицензиат) представляет в Минстройархитектуры:
üсведения о составе и профессиональной квалификации руководящихработников, специалистов и рабочих, работающих на постоянной основе, документы,содержащие сведения о системе управления и (или) контроля качества работ иуслуг, составляющих лицензируемую деятельность, копии удостоверенийруководителей и специалистов по проверке знаний по вопросам охраны труда вобласти строительства;
üположение о системе управления охраной труда в организации,разработанное в соответствии с типовым положением о системе управления охранойтруда, утверждаемым Минстройархитектуры в установленном порядке;
üкопии квалификационных аттестатов руководителей и специалистов, накоторых возложена персональная ответственность за выполнение работ и услуг,указанных в заявлении;
üсведения о наличии в собственности (хозяйственном ведении,оперативном управлении) либо на условиях аренды основных производственныхфондов [14].
Для получения гарантий о соответствиисоискателем требований, Минстройархитектуры до принятия решения о выдачелицензии вправе провести проверку или назначить проведение экспертизысоответствия возможностей соискателя лицензии лицензионным требованиям иусловиям. Я полагаю, что проведение проверок должно быть регулярным, посколькуэти мероприятия позволят избежать несчастных случаев. Примером того, могутслужить ежегодные статистические данные.
Решение о выдаче (отказе в выдаче)лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, продлении срока действиялицензии, прекращении ее действия принимается коллегией Минстройархитектуры иоформляется в установленном порядке приказом.
Лицензия подписывается заместителемМинистра архитектуры и строительства, уполномоченным Министром архитектуры истроительства, и заверяется гербовой печатью.
В соответствии с данным Положением,лицензированию подлежат следующие категории работ и услуг:
1. Разработка разделов проектнойдокументации:
üгенеральный план и транспорт;
üархитектурные решения;
üстроительные решения;
üинженерное оборудование, сети и системы тепло-, водо-,газоснабжения, канализации, отопления, вентиляции, электроснабжения,электроосвещения;
üтехнологические решения (проектирование объектов различногоназначения, заявляемых соискателем лицензии).
2. Технический надзор в строительстве.
3. Функции генерального проектировщика.
4. Функции генерального подрядчика.
5. Детальное обследование техническогосостояния строительных конструкций зданий и сооружений.
6. Инженерно-геологические изыскания.
7. Строительные и иные специальныемонтажные работы:
üземляные работы и (или) специальные работы в грунте, выполняемыемеханизированным способом при устройстве оснований и фундаментов и (или)прокладке коммуникаций;
üработы по устройству свайных фундаментов и шпунтовых ограждений;
üработы по устройству каменных конструкций;
üработы по устройству монолитных и (или) монтажу сборных бетонных ижелезобетонных конструкций;
üработы по монтажу несущих и ограждающих металлических конструкций;
üработы по монтажу и устройству несущих деревянных конструкций;
üработы по устройству дорожной одежды автомобильных дорог и (или)верхнего строения железнодорожных путей и (или) покрытий аэродромов;
üработы по защите строительных конструкций от коррозии (кромемалярных работ);
üнаружные штукатурные и (или) облицовочные работы;
üкровельные работы;
üгидроизоляционные и (или) теплоизоляционные работы;
üэлектромонтажные работы (устройство сетей и системэлектроснабжения, электроосвещения);
üсанитарно-технические работы (устройство сетей и систем отопления,водоснабжения, канализации, газоснабжения, вентиляции).
Говоря о лицензировании деятельности,связанной с проектированием и строительством зданий и сооружений, необходимопомнить, в первую очередь, о том, что от этого зависят множество человеческихжизней. Здесь мы лишний раз убеждаемся о необходимости существования институталицензирования.
3.3Лицензирование отдельных видов деятельности Министерства внутренних делРеспублики Беларусь
Во исполнение Декрета ПрезидентаРеспублики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 17 «О лицензировании отдельныхвидов деятельности» Совет Министров Республики Беларусь постановилутвердить Положение о лицензировании деятельности, связанной с холодным оружиемневоенного назначения, оружием охотничьим, спортивным, газовым (в том числегазовыми баллончиками), боеприпасами к нему, коллекционированием иэкспонированием оружия.
Данное Положение разработано всоответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. N 17«О лицензировании отдельных видов деятельности» (Национальный реестрправовых актов Республики Беларусь, 2003 г., N 79, 1/4779) (далее — Декрет),Законом Республики Беларусь от 13 ноября 2001 года «Об оружии»(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 109, 2/810)(далее — Закон), а также Указом Президента Республики Беларусь от 30 августа2002 г. N 473 «О мерах по совершенствованию регулирования оборота боевого,служебного, гражданского оружия и боеприпасов к нему на территории РеспубликиБеларусь» (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2002г., N 100, 1/4006).
Согласно Положению, Выдача специальныхразрешений (лицензий) на осуществление деятельности, связанной с холодныморужием невоенного назначения, оружием охотничьим, спортивным, газовым (в томчисле газовыми баллончиками), боеприпасами к нему, коллекционированием иэкспонированием оружия (далее — лицензии), их дубликатов, внесение изменений и(или) дополнений, отказ в выдаче лицензий, приостановление, возобновление,аннулирование, продление срока действия лицензий, прекращение их действия,контроль за осуществлением деятельности, связанной с холодным оружиемневоенного назначения, оружием охотничьим, спортивным, газовым (в том числегазовыми баллончиками), боеприпасами к нему, коллекционированием иэкспонированием оружия (далее — лицензируемая деятельность), осуществляетсяМинистерством внутренних дел.
Следует отметить, что даннаялицензируемая деятельность осуществляется юридическими и физическими лицами всоответствии с законодательством, регулирующим оборот оружия и боеприпасов натерритории Республики Беларусь. [12]
Лицензируемая деятельность включаетследующие составляющие работы и услуги:
üпроизводство оружия и боеприпасов;
üреализация оружия и боеприпасов;
üремонт оружия и боеприпасов;
üколлекционирование и экспонирование оружия.
Как и отмечалось ранее, лицензиядействует на всей территории Республики Беларусь. Срок ее действия составляет 5лет. Срок действия лицензии по ее окончании может быть продлен по заявлениюлицензиата на 5 лет.
Интересным является и тот факт, чтолицензия, дающая право на производство, реализацию и ремонт оружия ибоеприпасов выдается юридическим лицам, а лицензия, дающая право наколлекционирование и экспонирование оружия — юридическим и физическим лицам наопределенные виды, типы и модели оружия. [12].
Для получения лицензии соискательлицензии представляет в МВД дополнительно к документам, предусмотренным пунктом8 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденногоДекретом, следующие документы:
договоры об аренде помещений, зданий,используемых для осуществления лицензируемой деятельности, либо документы,подтверждающие право собственности соискателя лицензии на данные помещения иплан помещения, здания (кроме физических лиц);
акты обследований помещений юридическихлиц, предназначенных для производства, реализации, ремонта, коллекционирования,экспонирования, хранения оружия и боеприпасов, органами внутренних дел,государственного санитарного надзора, государственного пожарного надзора;
акт проверки органом внутренних делпомещений, предназначенных для хранения оружия и боеприпасов, на соответствиенеобходимым требованиям (условиям) по месту нахождения оружия физического лица;
акт о соответствии оборудованияпомещений для производства, реализации, ремонта, коллекционирования,экспонирования, хранения оружия, его составных частей и компонентов,боеприпасов требованиям законодательства, регулирующего оборот оружия ибоеприпасов на территории Республики Беларусь (для юридического лица), иликопия договора на оборудование жилого дома (помещения) физического лицатехническими средствами охраны с территориальным подразделением Департаментаохраны МВД по месту нахождения соискателя лицензии;
копии разрешений на хранение илиприобретение оружия (для соискателя лицензии, дающей право наколлекционирование и экспонирование огнестрельного и иного номерного оружия);
список работников юридического лица,допущенных к выполнению лицензируемой деятельности.
Как и другие министерства, МВД допринятия решения о выдаче лицензии вправе провести проверку или назначитьпроведение экспертизы соответствия возможностей соискателя лицензиилицензионным требованиям и условиям в порядке, определяемом Советом МинистровРеспублики Беларусь.
Решение о выдаче (об отказе в выдаче)лицензии, внесении в нее изменений и (или) дополнений, приостановлении,возобновлении, продлении срока действия лицензии, прекращении ее действияпринимается коллегией МВД и оформляется в установленном порядке приказом.
Лицензия подписывается Министромвнутренних дел или уполномоченным им заместителем Министра и заверяетсягербовой печатью МВД.
Существенным является и тот факт, чтоСоискатели лицензий и лицензиаты, осуществляющие лицензируемую деятельность,должны соблюдать следующие лицензионные требования и условия:
üиметь помещения и условия размещения оружия, его составных частейи компонентов, боеприпасов, соответствующие требованиям законодательства,регулирующего оборот оружия и боеприпасов на территории Республики Беларусь;
üсоблюдать правила размещения оружия, его составных частей икомпонентов, боеприпасов, устанавливаемые МВД, при осуществлении лицензируемойдеятельности (после получения лицензии);
üработники соискателей и лицензиата должны соответствоватьтребованиям, установленным статьей 14 Закона. Данные требованияраспространяются на физических лиц;
üвыполнять требования нормативных правовых актов, регламентирующихлицензируемую деятельность.
Обращая же внимание на Положение олицензировании деятельности по обеспечению безопасности юридических ифизических лиц, то здесь также имеются свои особенности.
Так, выдача специальных разрешений(лицензий) на осуществление деятельности по обеспечению безопасностиюридических и физических лиц (далее — лицензии), их дубликатов, внесениеизменений и (или) дополнений, отказ в выдаче лицензий, приостановление,возобновление, аннулирование, продление срока действия лицензий, прекращение ихдействия, контроль за осуществлением деятельности по обеспечению безопасностиюридических и физических лиц (далее — лицензируемая деятельность)осуществляется Министерством внутренних дел. А лицензируемая деятельностьосуществляется юридическими лицами, при этом юридические лица, являющиесягосударственными органами, — Служба безопасности Президента РеспубликиБеларусь, Министерство внутренних дел, Министерство обороны, Комитетгосударственной безопасности, Государственный комитет пограничных войск,подчиненные им юридические лица, осуществляют указанную деятельность безспециальных разрешений (лицензий). [полож2].
Лицензируемая деятельность включаетследующие составляющие работы и услуги:
üохрана юридическим лицом своих штатных работников;
üохрана юридическим лицом принадлежащих ему объектов (имущества);
üпроектирование, монтаж, наладка и техническое обслуживание средстви систем охраны (за исключением средств охраны индивидуального пользования);
üизготовление печатей и штампов.
Лицензия выдается сроком на 5 лет. Срокдействия лицензии по ее окончании может быть продлен по заявлению лицензиата на5 лет.
Для получения лицензии соискательлицензии представляет в МВД дополнительно к документам, предусмотренным пунктом8 Положения о лицензировании отдельных видов деятельности, утвержденногоДекретом, следующие документы:
üкопию положения о своем структурном подразделении, осуществляющемлицензируемую деятельность;
üсведения о материальной базе (в том числе о помещениях),предназначенной для осуществления лицензируемой деятельности, и работниках;
üразрешение МВД на открытие и функционированиештемпельно-граверного объекта, выданное в установленном законодательствомпорядке (для соискателей лицензии, которые будут изготавливать печати иштампы).
Необходимо обратить внимание и наследующие особенности: соискатели лицензии на деятельность по обеспечениюбезопасности юридических и физических лиц должны заключать трудовые договоры сработниками, соответствующими требованиям, установленным пунктом 4 ДекретаПрезидента Республики Беларусь от 23 декабря 1998 г. N 24 «О мерах посовершенствованию охранной деятельности в Республике Беларусь». Такимитребованиями являются: специальные разрешения (лицензии) на деятельность пообеспечению безопасности юридических и физических лиц, в том числе поизготовлению печатей и штампов, не выдаются, если эта лицензируемаядеятельность будет осуществляться лицами:
üимеющими судимость;
üпризнанными в установленном порядке недееспособными либоограниченно дееспособными;
üкоторым предъявлено обвинение в совершении преступления (доразрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);
üсостоящими на учете в органах здравоохранения по поводупсихического заболевания, алкоголизма или наркомании, а также в органахвнутренних дел;
üотрицательно характеризуемыми по месту прежней работы (службы), учебы;
üуволенными из судебных, налоговых и таможенных органов, органовпрокуратуры, финансовых расследований, внутренних дел и государственнойбезопасности, а также воинских формирований и военизированных организаций послужебному несоответствию, за проступки, дискредитирующие воинское звание, занарушение дисциплины и условий контракта;
üне достигшими 18-летнего возраста;
üне имеющими постоянного места жительства в Республике Беларусь.
На мой взгляд, данный перечень являетсяисчерпывающим.
Лицензиаты, осуществляющие деятельностьпо обеспечению безопасности юридических и физических лиц, обязаны:
üв течение одного месяца со дня приема на работу представлять влицензирующий орган списки вновь принятых работников, осуществляющихлицензируемую деятельность;
üпредставлять по требованию работников лицензирующего органа и егоструктурных подразделений документацию и сведения, касающиеся лицензируемойдеятельности;
üобеспечивать в соответствии с законодательством беспрепятственныйпроход на свои объекты (территорию) должностных лиц лицензирующего органа, атакже должностных лиц иных государственных органов, осуществляющих контрольныеполномочия в пределах своей компетенции, и проведение этими должностными лицамипроверок деятельности лицензиата;
üсоблюдать требования нормативных правовых актов, регламентирующихосуществление данной деятельности.
Лицензиаты, осуществляющие деятельностьпо охране своих штатных работников, кроме того, обязаны:
üосуществлять охрану юридическим лицом своих штатных работниковтолько штатными работниками данного лицензиата, в обязанности которых входитобеспечение безопасности, защиты жизни и здоровья названных лиц;
üиметь и выполнять локальные нормативные правовые акты об охранесвоих штатных работников;
üиметь систему контроля за несением службы работниками,осуществляющими лицензируемую деятельность;
üобеспечивать подготовку и переподготовку работников,осуществляющих данную деятельность;
üлицензиаты, осуществляющие деятельность по охране принадлежащих имобъектов (имущества), кроме того, обязаны:
üне нарушать исключительное право государства на охрану объектов,подлежащих в соответствии с законодательством обязательной охране Департаментомохраны МВД;
üосуществлять охрану юридическим лицом принадлежащих ему объектов(имущества) только штатными работниками лицензиата, в обязанности которыхвходит обеспечение охраны принадлежащих этому лицензиату объектов (имущества);
üразмещать на центральных постах объектов сведения о лицензиате,осуществляющем охрану этих объектов на основании лицензии (наименованиелицензиата, его юридический адрес, номер лицензии, кем и когда выдана, на какойвид деятельности с указанием работ и услуг, его составляющих, срок действиялицензии);
üиспользовать средства и системы охраны, прошедшие сертификацию вРеспублике Беларусь;
üосуществлять техническое обслуживание используемых на объектахлицензиата средств и систем охраны только на основании лицензий напроектирование, монтаж, наладку и техническое обслуживание средств и системохраны (за исключением средств охраны индивидуального пользования) илидоговоров с юридическими лицами, имеющими данные лицензии;
üиметь и выполнять локальные нормативные правовые акты об охранепринадлежащих этому лицензиату объектов (имущества);
üиметь систему контроля за несением службы работниками,осуществляющими лицензируемую деятельность;
üнемедленно оповещать территориальный орган внутренних дел поместонахождению охраняемого лицензиатом объекта о задержании лиц за совершениепротивоправных посягательств на охраняемый объект, обнаружении краж, иныхправонарушениях на объекте, не допускать посторонних лиц на место происшествиядо прибытия представителей органа внутренних дел;
üобеспечивать подготовку и переподготовку работников,осуществляющих данную деятельность;
üлицензиаты, осуществляющие деятельность по проектированию,монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств и систем охраны (заисключением средств охраны индивидуального пользования), кроме того, обязаны:
üпредусматривать при проектировании и применять при монтажесредства и системы охраны, имеющие сертификаты соответствия, выданные вНациональной системе подтверждения соответствия Республики Беларусь;
üсоблюдать требования технических нормативных правовых актов,касающихся проектирования, монтажа, наладки и технического обслуживания средстви систем охраны (за исключением средств охраны индивидуального пользования);
üвести учет и обеспечивать хранение проектов, актов обследования(или их копий) на период срока эксплуатации средств и систем охраны в соответствиис требованиями технических нормативных правовых актов;
üвыполнять работы по монтажу средств и систем охраны только попроектам (актам обследования), разработанным лицензиатами;
üоказывать услуги только по письменно заключенным договорам с обязательнымуказанием в них номера и даты выдачи соответствующей лицензии, вести учет ихранение этих договоров;
üиметь технические нормативные правовые акты по проектированию,монтажу, наладке и техническому обслуживанию средств и систем охраны (заисключением средств охраны индивидуального пользования), помещения,оборудование и приборы, необходимые для осуществления указанной деятельности;
üобеспечивать осуществление проектирования, монтажа, наладки итехнического обслуживания средств и систем охраны (за исключением средствохраны индивидуального пользования) работниками, обладающими необходимыми дляэтого знаниями и навыками и имеющими в соответствии с законодательством допускк самостоятельной работе с электроустановками;
üиспользовать при монтаже средства и системы охраны, прошедшиепроверку технического состояния в соответствии с законодательством;
üобеспечивать подготовку (переподготовку) специалистов и контрольза качеством выполненных работ;
üлицензиаты, осуществляющие деятельность по изготовлению печатей иштампов, кроме того, обязаны:
üполучить в установленном законодательством порядке разрешениетерриториальных органов внутренних дел, дающее право на изготовление печатей;
üобеспечить охрану объектов, на которых осуществляется даннаядеятельность, в том числе пропускной режим, исключающий доступ впроизводственные помещения посторонних лиц;
üиметь следующие помещения, отвечающие требованиям, переченькоторых устанавливается МВД:
üотдел (пункт) по приему и выдаче заказов;
üграверный цех (участок), выполняющий работы на металле, полимере,каучуке;
üнаборный цех (участок), выполняющий набор текста по оригиналам(эскизам) заказчиков;
üиметь оборудование, обеспечивающее весь производственный циклизготовления печатей и штампов;
üсогласовать списки работников лицензиата с территориальнымиорганами внутренних дел;
üосуществлять лицензируемую деятельность работниками,соответствующими квалификационным требованиям, либо характеристикам подолжностям (профессиям), установленным квалификационными справочниками,утвержденными республиканским органом государственного управления по труду исоциальной защите;
üстрого выполнять условия и требования, оговоренные в лицензии,соблюдать законодательство, регламентирующее их деятельность, другие нормы,правила и стандарты, гарантировать качество производимой продукции, обслуживаемыхсистем автоматики [15].
Лицензиатам (их штатным работникам) приосуществлении юридическим лицом охраны своих штатных работников либо охраныпринадлежащих ему объектов (имущества) запрещается совершение действий,установленных пунктом 5 Декрета Президента Республики Беларусь от 23 декабря1998 г. N 24 «О мерах по совершенствованию охранной деятельности вРеспублике Беларусь»:
üосуществлять оперативно-розыскные мероприятия, предусмотренныеЗаконом Республики Беларусь «Об оперативно-розыскной деятельности»;
üвыдавать себя за сотрудников правоохранительных органов, воинскихформирований и военизированных организаций;
üустанавливать и носить при осуществлении охранной деятельностиформу одежды, не согласованную в установленном порядке с Министерствомвнутренних дел;
üносить и хранить оружие, за исключением случаев, предусмотренныхзаконодательством;
üсовершать деяния (действия, бездействия), ставящие под угрозужизнь и здоровье граждан, имущество юридических и физических лиц;
üосуществлять охрану физических лиц, не являющихся их штатнымиработниками, и не принадлежащих им объектов (имущества);
üосуществлять охрану грузов, перемещаемых по территории РеспубликиБеларусь под таможенным надзором;
üобеспечивать охрану общественного порядка на договорной основе;
üпередавать специальное разрешение (лицензию) для использованиядругим органам, юридическим лицам. [15].
Таким образом, мы пронаблюдали основныеположения и требования, предъявляемые соискателям лицензии (лицензиатам).Необходимо отметить, что государством предусмотрены не только проверки,направленные на соответствие требованиям лицензии, но и взыскания в видеадминистративного либо уголовного. Так, например, ст.233 Уголовного кодексаРеспублики Беларусь также предусмотрена уголовная ответственность заосуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения(лицензии), она будет наступать в случае получения от нее дохода, в крупном иособо крупном размере. [17] Или ст. 154 Кодекса об административныхправонарушениях предусматривает штраф в размере от двадцати до пятидесятиминимальных заработных плат с конфискацией имущества за осуществлениедеятельности, требующей специальное разрешение. [7]
Заключение
Подводя итогданной работы, необходимо отметить следующее: нами была выполнена основная цельработы – изучение административно-правовых и организационных основлицензирования некоторых видов деятельности в Республике Беларусь. Этомуспособствовало выполнение следующих поставленных задач: изучение лицензированияв качестве одной из форм государственного регулирования; изучения положения олицензировании отдельных видов деятельности; изучение лицензирования наконкретных примерах.
Лицензирование,как специфическаяформа правовых ограничений, возникла сравнительно давно. Его цель — избежатьсоциальных конфликтов, чрезмерного богатства одних и обнищания других,сохранить равновесие общественных сил. Законодательством Республики Беларусьопределено: лицензирование — это комплекс реализуемых государством мер,связанных с выдачей лицензий, их дубликатов, внесением изменений и (или)дополнений в лицензии, приостановлением, возобновлением, продлением срокадействия лицензий, прекращением их действия, контролем за соблюдением лицензиатамипри осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионныхтребований и условий.
На конкретныхпримерах нами был определенный порядок, в связи с которым происходит процессгосударственного лицензирования. Так, для получения лицензии, соискателюнеобходимо соответствовать определенным требованиям и выполнить рядпредписаний. К ним относят представление документов, в которых указаны всенеобходимые данные, соответствующие лицензируемой деятельности, легальностьлицензируемой деятельности. Кроме того, в данной работе определены условия, покоторым соискателю лицензии может быть отказано в выдаче лицензии. Считаем, что выделение правовойспецифики лицензирования, может помочь определить его место среди иныхгосударственных ограничений и запретов. В принципе, лицензирование обладаетсравнительной универсальностью, не присущей другим правовым институтам. Фактическилицензирование проводиться для защиты как интересов гражданина, так игосударства. Полагаем, что институту лицензирования необходимо уделять особоевнимание.
Списокиспользованной литературы
1. Административноеправо Республики Беларусь: курс лекций / Д.А. Гавриленко, И.И. Мах. – Мн.:Дикта, 2004. – 416с.
2. Административноеправо: Учебное пособие / Д.А. Гавриленко, С.Д. Гавриленко; Под ред. Д-ра юрид.наук, проф. Д.А. Гавриленко. – Мн.: Алмафея, 2002. – 416с.
3. Банковский кодекс Республики Беларусь от 25 октября 2000 года(Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 106, 2/219;2002 г., N 128, 2/897).
4. БахрахД.Н. Административное право России. М., 2000. С. 375.
5. Г. В.Мельничук.Лицензированиекак форма государственного регулирования // Российская юстиция, 2003.№5, С. 23.
6. Декрет Президента Республики Беларусь « О лицензировании отдельныхвидов деятельности» от 14.07.2003, №17.Зарегистрированов Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь 16 июля 2003 г. N1/4779.
7. КодексРеспублики Беларусь об административных правонарушениях: Кодекс Респ. Беларусь,21 апреля 2003 г., № 194-З: Принят Палатой представителей 17 дек. 2002 г.: Одобрен Советом Республики 2 апр. 2003 г.: В ред. Закона Респ. Беларусь от 04.01.2007 г., № 201-З //Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ.Беларусь. — Минск, 2007.
8. КозлихинИ.Ю. Современная политическая наука. СПб., 1994.С.26
9. КонституцияРеспублики Беларусь от 15 марта 1994г. (Сизмен. и дополн.) Принята на республиканском референдуме от 24 ноября 1996г. Вредакции Решения республиканского референдума 17 октября 2004г.) // Нац.реестр правовых актов Респ. Беларусь. — 1999. — № 1. — 1/0; ― 2004. – №188. – 1/6032.
10. Куликова Т.В.Лицензирование как форма реализации исполнительной власти: дис… конд. юрид.наук: 12.00.14/ Т.В. Куликова. – Рост. н/Д, 2007.
11. Курс административногоправа Республики Беларусь / А.Н. Крамник. 2-еизд., исправ. и доп. – Мн.: Тесей,2006. – 616с.
12. Постановление Министерства внутренних дел Республики Беларусь от31.10.2003г. № 250 «О лицензировании отдельных видов деятельности Министерствавнутренних дел». Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актовРеспублики Беларусь 14.11.2003г. № 8/10206.
13. Постановление Правления Национального банка Республики Беларусь от28.06.2001г. № 175 «О порядке государственной регистрации и лицензированиядеятельности банков и небанковских кредитно-финансовых организаций».Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов Республики Беларусь23.07.2001г. № 8/6419.
14. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003г.№ 1368 «О лицензировании деятельности по проектированию и строительству зданийи сооружений I и II уровней ответственности и проведению инженерных изысканийдля этих целей». Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актовРеспублики Беларусь 30.10.2003г. № 5/13296.
15. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 20.10.2003г.№ 1360 «О лицензировании деятельности, связанной с холодным оружием невоенногоназначения, оружием охотничьим, спортивным, газовым (в том числе газовымибаллончиками), боеприпасами к нему, коллекционированием и экспонированиеморужия». Зарегистрировано в Национальном реестре правовых актов РеспубликиБеларусь 24.10.2003г. № 5/13234.
16. Тагунов Д.Е. Конституционные нормы иособенности правовых ограничений при лицензировании предпринимательскойдеятельности / Труды Академии управления при Президенте Республики Беларусь — 8Мн., 2006.
17. Уголовныйкодекс Республики Беларусь: Кодекс Респ. Беларусь,9июля 1999 г., № 275-З: Принят Палатой представителей 2 июня 1999 г.: Одобрен Советом Республики 24 июня 1999 г.: В ред. Закона Респ. Беларусь от 20.07.2006 г., №162-З // Эталон-Беларусь [Электрон. ресурс] / Нац. центр правовой информ. Респ.Беларусь. — Минск, 2007.
18. Хозяйственное право: Курслекций / Реуцкая Е.А.– Мн.: Академия управления при ПрезидентеРеспублики Беларусь, 2005. – 324 с.