Реферат по предмету "Философия"


Карл Ясперс

Сообщениеученика 10 класса Алещенко Дмитрия.КарлЯсперс ЯСПЕРС Карл 1883 - 1969 -немецкий философ, один из основателей экзистенциализма философиясуществования . Изучал право в университетах Гейдельберга и Мюнхена,медицину - в университетах Берлина, Геттингена и Гейдельберга. С 1908 по 1915год работал в психиатрической клинике Гейдельберга. В 1913 году защитилдокторскую диссертацию

Общая психопатология у Виндельбанда.Вышедшая в свет в 1919 году работа Ясперса Психология мировоззрений может считаться первой публикацией по философии экзистенциализма в Германии. С1922 года Ясперс работает профессором философии в Гейдельбергском университете.В 1937 - 1945 годах отстран н от преподавательской деятельности, в 1938 годузапрещена публикация его работ. С 1948 по 1961 год - профессор философииБазельского университета.

На формирование философских взглядов Ясперса особоевлияние оказали Платон, Плотин, Фома Аквинский, Николай Кузанский, Спиноза,Кант критического периода , Шеллинг, Кьеркегор, Ницше, Гуссерль и Вебер. Его философию можно было бы с полнымоснованием назвать самым гуманистическим вариантом экзистенциализма, посколькуона более всего соответствует духу общечеловеческой системы ценностей.

Болеетого, в своих поздних произведениях Ясперс прямо поставил перед философиейзадачу утверждения системы общечеловеческих ценностей. Но поздние произведения Ясперсас большой натяжкой могут быть отнесены к экзистенциализму, поскольку в этихпроизведениях Ясперс выражает уверенность в построении общества, основанногона гуманистических принципах, т.е.общества, где будут преодолены человеческое одиночество и непонимание, а такойоптимизм противоречит экзистенциалистскому

мироощущению. Дело в том, чтопоздние произведения Ясперса были написаны в результате осмысления философомтех ужасов фашизма, которые Ясперс пережил в 30-х годах в Германии. ПоведениеЯсперса в эти годы делает честьвсей немецкой философии. А из более ранних философских идей Ясперса наибольшуюизвестность приобрела идея о пограничных ситуациях. Учение о пограничныхситуациях связано с основным положением экзистенциализма об уникальностиэкзистенции

и с тем, что она чаще всего закрыта для человека, погруж нного вмир вещей, безличное массовое существование. Но в особых, критическихситуациях, подч ркивает Ясперс, любой человек способен мгновенно прозреть,мгновенно понять уникальность своей экзистенции, понять смысл своего бытия илитрагическое отсутствие этого смысла. Прич м это озарение не имеет ничего общегос интуицией Декарта, с озарением сатори в духе дзэн - буддизма.

В этих случаяхозарение наступает в результате долгих поисков ответа на какие - то вопросы.Экзистенциальное же озарение происходит и с человеком, который никогда преждене задумывался о проблемах познания или смысла жизни. Но это наступает только висключительных и трагических ситуациях. Человек может оказаться в пограничной ситуациии в результате переоценки своих прежних идеалов. Все эти состояния можно назватьпограничной ситуацией - пограничной между экзистенцией и

Ничто. Возможно, некаждый человек в таких ситуациях вдруг постигает истинный смысл бытия, нобольшинство людей способно на это. Как способно на это и вс человечество вцелом, которое в ХХ веке само оказывается в пограничной ситуации - на граниатомной катастрофы, например, или на грани экологической катастрофы, или передугрозой человеконенавистнической диктатуры. Но Ясперс видит выход из этихситуаций не в уходе в сво одиночество, как

Кьеркегор, не в фашизме, какХайдеггер, не в социалистическом плановом обществе, как Сартр, а в реальномгуманистическом сотрудничестве людей всех национальностей и религиозныхверований. Что же, по мнению Ясперса, может внушитьуверенность в возможности такого сотрудничества людей? Такую уверенность могут внушить 3 вещи этопрошлое, настоящее и будущее человечества. Настоящее - прежде всего страхом передфашистской и коммунистической диктатурой.

Ясперс имеет в виду страх, который непарализует волю человека, а, наоборот, побуждает к действию. В прошлом человечества Ясперс указывает навремя между VIII и II векамидо н.э. Это начало осевого времени, которое знаменует собой продвижениечеловечества к взаимопониманию. Осевое время - это продвижение в общем руслемировой, общечеловеческой культуры. До этого времени можно говорить только ораздельных культурно-исторических регионах - о

Египте, Индии, Месопотамии каждыйрегион жил сам по себе, хотя и были какие-то контакты. Но в какое-то время вразных регионах выступают со своими учениями религиозные пророки, выступаютнравственные учителя человечества. Они учат людей одним и тем же нравственнымценностям - учат добру и взаимопомощи, взаимопониманию. Ясперс имеет в видуБудду и Зороастра, Лаоцзы, а также Конфуция, ряд пророков Ветхого Завета.

Этотряд завершает Иисус, а несколько позже в Аравии эти же ценности проповедуетМухаммед. С течением времени практически все народы нашей планеты принимаютрелигии, в основе которых лежат общие принципы нравственности. То есть впрошлом человечества была заложена основа общей духовности. А что же в будущем? А будущее - в рукахсамих людей. Вернее, в их стремлениях. Как говорит Ясперс, тот, кто вс времятвердит о неизбежности войны - работает

на войну, ибо в глубине души желаетпрославиться проницательным предсказателем. Кто хочет мира и единения людей -работает на эти благородные ценности. Для пояснения своих идей Ясперс частопользуется понятием философская вера и понятием философскаякоммуникация. Философская вера - это вера людей в свои возможности, этоисточник энергии, помогающий человеку работать ради повсеместногораспространения нравственных ценностей, лежащих в основе общей духовностичеловечества.

Коммуникация - это и есть единение людей на основегуманистических общечеловеческих ценностей. Любая идеология, основанная наподч ркивании классовых, узкорелигиозных или национальных принципов, и можетслужить только разобщению людей. Философская коммуникация - это движение квзаимопониманию людей не через отрицание отдельных религий, а через выделение вних нравственной общедуховной стороны. На такое выделение способны, правда, восновном только образованные люди.

Для большинства людей слишком значимаобрядовая сторона религий, т.е. то, что отличает одну религию от других. Нообразованное меньшинство - это прежде всего учителя школ и университетов, в ихруках находится образование общества, в их руках души учеников. Если принципыобщечеловеческой духовности начинает исповедовать вся интеллигенция, тофилософия, построенная на этих принципах, сможет выполнять роль своего родаинтеллектуальной религии, которая сделает возможной коммуникацию человечества.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.