Саратовский Государственный Технический Университет
Кафедра истории отечества и культуры
Реферат
на тему:
Культура эпохи средневековья
Выполнил:
студент группы PT-l2 Ужасный И.Ю.
Проверил:
Мысливцев В.Г
Саратов 2004
Содержание:
1. Введение стр. 3
2. Письменность стр. 3
3. Фольклор. Литература стр. 4
4. Живопись стр. 7
5. Архитектура стр. 9
6. Прикладное искусство стр.12
7. Изобразительное искусство стр. 13
8. Быт стр.18
9. Список использованной литературы стр.20
1.ВВЕДЕНИЕ
Страшный урон нанесло «Батыевонахождение» развитию культуры Руси, материальной и духовной. Сожженные города иселения, храмы и крепости, запустевшие пашни, гибель ремесленных мастерских иувод в плен их хозяев – из тех, кто остался в живых; безвозвратная потерявыдающихся творений иконописцев, зодчих, авторов летописных сводов и житийсвятых, повестей и сказаний, русских и иноземных – таков был печальный итогкровавого смерча, обрушившегося на русские земли. Б.А.Рыбаков в книге о ремеслеДревней Руси убедительно показал гибельные последствия монголо-татарскогопогрома для её судеб: многие ремёсла пришли в упадок, некоторые из нихвозродились только в конце XIV-XVвв. По наблюдениям Тихомирова, переписка книг, тоже почти прекратившаяся посленашествия народов «незнаемых», начинает налаживаться в XIVв. Широко известен факт замирания каменного строительства, которое сноваведётся в Новгороде и Пскове, Твери и Коломне лишь с конца XIII– начала XIV вв. Повседневные потребности и заботызаставляли русичей после иноземного вторжения браться за топор и соху. На местосожжённых изб и хоромов ставились новые, распахивались пашни. Там, гдевозможно, возобновляли работу ремесленники. Жизнь, несмотря на горькие потери иновые кровопускания ордынцев, требовала своё, и потомки тех несчастных, чтопогибли в тяжкую годину ордынского нашествия или пострадали от него, ноостались в живых, могли одно — два столетия спустя с гордостью сказать, чтоРусь выстояла, более того – окрепла материально, политически, духовно.
2. ПИСЬМЕННОСЬ
Русь отнюдь не была стольнеграмотной. Знание письма, счёта требовалось во многих отраслях хозяйственнойи иной деятельности. Берестяные грамоты Новгорода и других центров, различныепамятники письменности (летописи, повести и т.д.), надписи на ремесленныхизделиях (монеты, печати, колокола, предметы вооружения, ювелирного дела,художественного литья и др.) говорят о том, что грамотные люди никогда непереводились на Руси, причём не только в среде монахов, но и ремесленников,купцов. Имелись они и среди бояр и дворян. Состоятельные люди вели письменныйучёт в своих хозяйствах; от XVI века сохранилисьразличного рода учётные книги, документы духовных обителей – монастырей, копиис документов более ранних времён. В распоряжении учёных, несмотря на все потериБатыевой эпохи и боле поздних ордынских ратей, имеется всё же немалорукописного материала за XIV-XVвека. Это документы (духовные грамоты, договоры великих, в том числемосковских, и дельных князей, хозяйственные акты русской митрополии,епископских кафедр, монастырей), жития святых, летописи и многое другое.Появляются руководства по грамматике, арифметике, лечению травами (азбуковники,травники и др.).
Накапливались практическиенаблюдения, знания по строительной технике (необходимы были при возведениизданий), динамике (расчеты дальности полёта камней, ядер из стенобитных ипрочих приспособлений; из пушек, которые появились в конце XIVвека), прикладной физике (чеканка монеты, литьё пушек, сборка и починка часовыхмеханизмов), прикладной химии (изготовление красок, чернил), арифметике игеометрии (описание земель, торговые дела и пр.).
Описания явлений природы(затмения, землетрясения и т.д.) довольно часты в летописях. Пользовалисьпопулярностью переводные сочинения – «Христианская топография» КозьмыИндикоплова (путешественника VI века), «Шестоднев»Иоанна, экзарха болгарского, «Громник» и др. Астрономические наблюденияприводятся в русских рукописных сборниках; медицинские – в тех же летописях(описание болезней). А сборник XV века, вышедший изКирилло-Белозёрского монастыря, включил комментарии Галена, римского учёного II века, к сочинению Гиппократа, древнегреческого «отцамедицины» (V-IV века до н.э.).Выдающееся для своего времени значение имела «Книга сошному письму» (середина XIV века) – в ней описаны способы исчисления земельныхплощадей и налогов с них.
Круг географических знанийрасширяли русский путешественники. Они оставили описания своих странствий.Таковы новгородец Стефан, побывавший в Константинополе (середина XIV века), Григорий Калика (вероятно, посетил тот же город в XIV веке; позднее, под именем Василия Калики стал,новгородским архиепископом), дьякон Троице-Сергиева монастыря Зосима(Константинополь, Палестина, 1420 г.), суздальский инок Симеон (Феррара,Флоренция, 1439 г.), знаменитый Афанасий Никитин, тверской купец (Индия,1466-1472 гг.), купцы Позняков, Коробейников (святые места, вторая половина XVI века). Русские люди, проникавшие на север, в Сибирь,составляли описания, «чертежи» увиденных земель, послы – статейные списки сосведениями о зарубежных государствах.
Этапное значение имело появлениев России книгопечатания. Ещё Иван III пытался наладитьэто дело – пригласил печатника Варфоломея Готана из Любека. Но тогда ничего неудалось сделать. Лишь в середине 16 века, при Иване Грозном, началось печатаниекниг, сначала – так называемой безвыходной печати (с 1550-х годов), потом – свыходными данными. Первая такая книга — «Апостол», изданный 1 апреля 1564 г.Иваном Фёдоровым, дьяконом церкви в московском кремле. Два года спустя он и егопомощник Пётр Мстиславец уехали в Литву. Сначала Фёдоров работал в белорусскомЗаблудове, затем – на Украине, во Львове (до кончины в 1583 г.). Здесь он издалтот же «Апостол», первый печатный букварь – «для пользы русского народа». А вМоскве продолжатели его дела, сыгравшего огромную роль в дальнейшем развитиипросвещения, опубликовали около 20 книг богословского содержания.
3. ФОЛЬКЛОР.ЛИТЕРАТУРА
После монголо-татарскогонашествия тема борьбы с ненавистной Ордой становится ведущей в устном народномтворчестве. Старые персонажи в новых редакциях былин, новых былинах спасаютКиев от ордынских туменов (былина об Илье Муромце и Калине-царе), избиваютордынских придворных (былина о женитьбе князя Владимира), побеждают ордынцев всостязаниях (былина о Добрыне и Василии Каземировиче). Герои былин отказываютсявезти в Орду дань, как приказывает князь Владимир. Илья Муромец, выходец изнарода, выражает в былинах его интересы, прежде всего русского крестьянства.
В текстах конца XV-XVI веков Добрыня Никитич нетолько не везёт дань Батуру Батвесову, но требует от него платить дань Руси –так изменилась обстановка после 1480 года, когда Русь окончательно сбросилаордынское иго.
Та же антиордынская темаразрабатывается в литературе XIV-XVвеков. С нею тесно связана другая – тема киевского и владимирского наследия,необходимости объединения русских земель. После Батыева нашествия составляютсяповести и сказания – о разорении Рязани, Евпатии Коловрате и многие другие;позднее – о Куликовской битве, нашествии Тохтамыша на Русь в 1382 году. Эти имногие иные сочинения включают в летописные своды. Летописание, после спадавторой половины XIII века, набирает силы в XIV веке, особенно в XV веке. Своды,в начале которых обычно помещают «Повесть временных лет» и тем самымподчёркивают идею преемственности в развитии Руси, её культуры с киевскихвремён, составляются в разных центрах. А те старались укрепить своюнезависимость (Новгород Великий, Рязань и др.), утвердить себя в ролиполитического лидера - объединителя русских земель Северо-Восточной иСеверо-Западной Руси (Тверь, Нижний Новгород, Москва). Постепенно на первоеместо в области летописания, да и культуры в целом, выдвигается Москва. Первыелетописные своды возникают здесь в XIV веке. А в началеследующего столетия составляется большой свод при митрополите Киприане. За нимследует вереница сводов XV—XVI вв. — от свода митрополита Фотия добольших сводов времени Ивана III, Василия III и Ивана IV (Вологодско-Пермский, Воскресенский, Никоновский и мн. др.).Эту работу, колоссальную по объему изначению, венчает Лицевой; свод — таже Никоновская летопись, дополненная 16 тыс. миниатюр! Они сопровождают текст с древнейших времен до Ивана Грозного; рисунки, продолжая традиции болееранних лицевых сводов и будучиоснованными на них, — своего рода «окнов прошлое» Руси, России.
Враждебныепо отношению к Москве позиции отразили некоторыелетописи Твери, Новгорода Великого и др.
Обзор всемирной истории давали Хронографы XV— XVI вв.
«Жития»князей, иерархов церкви, причисленных к лику святых, прославляют их деятельность (Дмитрий Донской, Сергий Радонежский, Стефан Пермский идр.). Для «житийной»литературы характерны панегирический стиль, торжественный, порой тяжеловесный язык. Вто же время в ней встречаютсяживые, реалистические описания жизни монастырей, их обитателей.
Имели хождениепереводные литературные сочинения; из них, атакже различных сборников (например, «Пчела» — свод афоризмов знаменитых авторов) образованные русские люди черпали мысли, изречения Демокрита,Аристотеля, Менандра и других мудрецов, писателей.
В сочинениях религиозных вольнодумцев-еретиков XIV—XVI вв. (они не сохранились, их содержание реконструируют по сочинениямоппонентов—ортодоксов, постановлениям церковных Соборов) проповедуются смелые суждения о необходимости «дешевой» церкви,ненужности церковных таинств (причастие ипр.), икон. Оспаривали они тезисы отроичности Бога, непорочном зачатии. Писали о равенстве людей, народов, вер. А Феодосии Косой, смелый вольнодумецсередины XVI в., обосновывал «рабье учение» с его коммунистическими идеалами в духе Томаса Мюнцера. Он пытался воплотить их в жизнь в рамках общиныединомышленников.
Этиреформационные, гуманистические в основе своей идеи были задушены в начале и середине XVI в., когда еретиков, преданных анафеме, сжигали накострах, ссылали, лишали церковного сана.
Примечательнаячерта XVI в. в области литературы — расцветпублицистики. Авторы слов, посланий, поучений, трактатов развивают идеи централизации, усиления великокняжеской, царской власти, роли церкви,о положении крестьянстваи др.
Окольничий Ф.И. Карпов, живший при Василии III, считал, что светская власть должна основывать свои действия на «законе» и «правде», подчинять«злых, которые не хотят излечиться и любитьБога». В реальной жизни он видит совсемдругое:
— Понял, какимивредными и неугодными путями, хромыми ногами,со слепыми очами ныне ходит земная власть ивесь род человеческий.
— В наши времена начальники не заботятсяо своих подвластных иубогих, но допускают, чтобы их притесняли несправедливыеприказчики, которые не заботятся о том, чтобыпасти порученное им стадо, но заставляют жить в тяжких трудах и терпении.
Емувторит Максим Грек (до пострижения — Михаил Триволис), его современник, знатокантичной философии, литературы.Афонский монах, приехав в 1518 г. в Россию в качестве переводчика, так в ней и остался. Ученый инок тоже полагает, что светская власть должна покоиться на правде, милости («правдою и хорошими узаконениямиблагоустроить положение своих подданных»), согласовывать пожеланиядуховенства, боярства, воинства-дворянства.
МаксимГрек и князь Вассиан Патрикеев, из нестяжателей, обличают монастыри за жажду накопительства, ростовщичество,спекуляцию хлебом и прочие грехи. «Ради имений и славы», — писал В. Патрикеев, — монахи забывают о Христовых заветах; плохо относятся к своим крестьянам:
— Убогуюбратью, живущую в наших селах, всячески оскорбляем.
Он же призывает к соблюдению евангельских принципов:
— Не подобает монастырям владеть селами.
— Сел не держать, невладеть ими, но жить в тишине и безмолвии,питаясь трудом своих рук.
Отношениемонахов к крестьянам возмущает и М. Грека: они «истязают их бичами за большиепроцентные долги, которыеони не в состоянии уплатить; или же лишают их свободы и записывают себе навсегда в рабство;или, лишив их имущества, изгоняют бедных спустыми руками из своих мест».
Онтоже против того, чтобы монастыри имели села и, тем самым, зависимых крестьян. В посланииоб Афонской горе пишет омонастырских старцах, которые живут своим трудом.
В середине и третьейчетверти столетия выступает со своимисочинениями целая плеяда публицистов. И.С. Пересветов осенью 1549 г. подалпредложения о проведении реформ молодому царю Ивану IV Грозному.Изложены они в форме челобитных и сказаний о взятии Магмет-салтаном Царьграда.Он – убеждённый сторонник сильной самодержавной власти в России. Монарх долженопираться на сильное и постоянное войско, ибо «воинниками он силён и славен».«Вельмож» нужно держать в повиновении, страхе:
— Царю нельзя быть безгрозы; как конь под царём без узды, так и царство без грозы.
Для проведения успешной внешней политики (её, задачи вчастности, — присоединение Казани, освобождение славян от турецкого ига)необходимы нововведения – денежное жалование «воинникам» — опоре царя и егополитики; централизация финансов, суда. Будучи гуманистом, он, как Карпов идр., — противник холопства, поборник «правды» в деятельности людей, книжногоучения, философской «мудрости». Монарх, по его представлению, должен бытьмудрым, сильным человеком, а государство – светским и суверенным.
Ермолай-Еразм, священник кремлёвской церкви, иосифлянинпо убеждениям, противник нестяжателей и еретиков, предлагает облегчитьположение крестьян (например, заменить все их повинности одним оброком – пятойчастью урожая). «Больше всего полезны, — убеждён учёный монах, — пахари, ихтрудами созидается главнейшее богатство – хлеб».
Из убеждения в необходимости «праведного стяжания» (т.е.прибыли) исходит Сильвестр, протопоп Благовещенского собора в Московскомкремле, духовник царя, одно время очень близкий к нему (1550-е годы). Идеи этиразвиваются в «Домострое» — своде житейских, моральных правил, поучений,который он редактировал.
Мысли о сильной самодержавной власти, централизациихарактерны для ряда летописных, повествовательных памятников: летописца началацарства Ивана Васильевича (50-е годы), Лицевого свода (60-70-е годы),«Степенной книги» (1562-1563 гг., вышла из кружка митрополита Макария),Казанской истории (60-е годы). Макарий и его книжники составили «ВеликиеЧетьи-Минеи» — грандиозный свод из «житий» русских святых, богословскихсочинений, церковных уставов.
Несомненно, самые выдающиеся публицисты опричной поры –не кто иной, как сам царь Иван Грозный и его оппонент князь Андрей МихайловичКурбский. Первый из них в послании ко второму защищает незыблемые, с его точкизрения, устои «самодержавства», по существу – деспотии восточного склада.Князь, бежавший из России в Литву от репрессий, развязанных мнительным ижестоким царём, разоблачает его поведение, террористические методы правления вцелом. Царь, упрекая Курбского за измену, исходит из принципа: миловать, мол,своих подданных-холопов царь волен, да и казнить тоже. Его оппонент, не приемляцарской «лютости», считает, что монарх должен править вместе с «мудрымисоветниками», слушать их, а не быть неограниченным самовластцем-тираном.
С осуждением говорится о действиях Василия III в поруокончательного присоединения Пскова к России (1510 г.) в летописном своде 1567г. Корнилия, игумена Псково-Печерского монастыря; об опричниках-душегубах – вновгородских летописях (например, о погроме Новгорода в 1570 г.).
Патриотизмом и гордостью пронизана «Повесть о прихождении Стефана Батория наград Псков» (1580-е годы, автор – Василий, псковский иконописец). В самом концевека появляются повести о царе Фёдоре Ивановиче (автор одной из них – патриархИов).
4.ЖИВОПИСЬ
Эпоха национального подъёма времени Куликовской победы, включившая и годыподготовки к отпору извечному врагу (60-е и 70-е года XIVв.), и время после подвига русичей в ожесточённой схватке с Мамаем, вызвала кжизни небывалый расцвет культуры. Ярче всего он выразился в живописи –фресковой, иконописной. Выдающееся место в ней заняла новгородская школа. Этофрески XIV в. на евангельские сюжеты церквей ФёдораСтратилата, Спаса на Ковалёве, Михайловской в Сковородском монастыре,Благовещенской на Городище, Рождественской на кладбище и др. Одни из нихпривлекают монументальностью, торжественностью; другие – мягкостью,лиричностью. Тоже можно сказать и о новгородских иконах.
Мощная кисть Феофана Грека (Гречина) прославила новгородское и московскоеискусство. В Новгород он приехал в 1370-е годы. До этого работал вКонстантинополе, Галате, Халкидоне, Кафе. В его творчестве сплавились византийскиеи русские черты живописного мастерства. Он оказал несомненное, и большое,влияние на русских живописцев. В Новгороде он расписывал фресками церквиПреображения на Торговой стороне, Спаса на Ильине. Из его школы вышли мастера,работавшие над упомянутыми выше фресками церквей Фёдора Стратилата, а такжеУспения на Волотове, иконами «Донская богоматерь», «Спас». Его манера письмаобладает удивительной, завораживающей внутренней силой, глубоким психологизмом, смелостью и уверенностьюрисунка. Недаром современники отмечают, что работал он свободно, легко: находясь на подмостках исоздавая свои гениальныефрески, он одновременно беседовал со многими посетителями, которые стояли внизу, с восхищением наблюдаяза тем, что возникало на их глазах. Разговаривая с ними, Феофан в то же время «обдумывал высокое и мудрое»; «чувственными же очами разумными разумную виделдоброту».
В 1390-е годы Феофан Грекпереехал в Москву. Здесь он расписывалкремлевские храмы — церковь Рождества Богородицы и придел Лазаря к ней(вместе с Симеоном Черным), соборы Благовещенский (вместе с Прохором с Городцаи Андреем Рублевым), Архангельский.
ДляБлаговещенского собора в Нижнем Новгороде великий живописец создал иконостас;сохранилась, к сожалению, лишьего часть. А московские росписи совсем не дошли до нас.
Известностьи признание, которые Феофан получил на Руси, засвидетельствовал Епифаний Премудрый, известный автор «житий» святых, в том числеСергия Радонежского. Онпишет о художнике, как «изографе нарочитом и живописце изящном во иконописцах»,«преславном мудреце», «философезело хитром». А на одной из летописных миниатюр Гречин изображен за работой.
Егомладший современник Андрей Рублев, величайший русский живописец средневековой Руси, родился в 1360-е или 1370-е годы, скончался около 1430г. Его судьба тесно связанас двумя обителями — Троице-Сергиевой и московской Андрониковой. В первой из них он был «в послушании» у преемника Сергия Радонежского —игумена Никона; вероятно, работал в иконописной мастерской. Затем перешел в Москву, и здесь расписывал, вместе сФеофаном Греком и Прохором с Городца, Благовещенский собор в Кремле (в летописяхизвестие об этом — под 1405 г.; это — первое упоминание о нем). Три года спустя он, уже всодружестве с близким ему Даниилом Черным, трудитсянад росписями Успенского собора во Владимире. Следующие его творения -фрески ииконы Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря (середина 1420-х годов), в конце жизни — фрески Андроникова монастыря.
Рублеву или его ученикам приписывают идругие работы, например, в Звенигороде к западу от Москвы — росписи алтарных столбов Успенского собора на Городке, алтарной преграды Рождественского собора Саввино-Сторожевскогомонастыря. Предания говорят и омногих других фресках и иконах, какбудто им же написанных. Но это весьма проблематично. Во всяком случае нельзя не видеть, что имя Рублева, егомастерство приобретали большую популярность, которая сохранилась и в более поздние времена.
Самое прославленное произведениеРублева — «Троица» изиконостаса Троицкого собора Троице-Сергиева монастыря. Образы трех ангелов, явившихсяАврааму, написаны в благородныхантичных традициях, с безупречной изящностью, мягкостью, лиризмом. В иконе проявился истинно национальный русский гений — еегармоничность, нежность, прозрачностькрасок, поэтичность и душевность отразили лучшие черты национального характера, лиричность русской природы То же можно сказать об иконе«Спас» из Звенигорода идругих работах гениального мастера. Простота, ясность, мягкость красок, образов, идеи мира,гуманности, источаемыеего иконами и фресками, делают творения Рублева высочайшими образцами живописного мастерства, национального духа русского народа эпохисобирания земель вокругМосквы, открытой борьбы с Ордой, складывания великорусской народности.
Иконы и фрескиРублева, он сам упоминаются в летописях. Иконы его дарили друг другу знатные люди. А Стоглавый собор 1550 г. постановил: «Писати иконописцем иконы… как писал Андрей Рублев и прочие пресловущиеиконописцы».
Писаниеикон в XV в. стало занятием многих людей, и они широко распространялись по всейРуси. Их сюжеты оставалисьтрадиционными — сцены и персонажи Ветхого и Нового Завета. Но нередко появляются и светские мотивы. Мастера пишут на иконах природу,городские здания и, что ещеинтересней, реальных людей. Так, на иконе «Молящиеся новгородцы» изображены боярин и егосемья, всего девять фигур.На другой — новгородцы и суздальцы той поры, когда они сражались друг с другом на Жданегоре (1135). Иконопись Новгорода XV в.переживала расцвет; она привлекает яркостью красок, точной и тонкой прорисовкой фигур.
Московская живопись отмечена немалымидостижениями к концу XV столетия Связано это с творчествомвыдающихся мастеров — Дионисия и его школы. Он сам и его помощники украшали фресками соборыИоснфо-Волоколам-ского,Пафнутьево-Боровского, Ферапонтова (под Вологдой) монастырей и др. Их же трудами созданиконостас Успенскогособора в Московском Кремле. В изображении Богородицы, считавшейсяпокровительницей Москвы, других персонажей библейской истории поражают яркая красочность, декоративность, которые потом надолгостанут отличительнымичертами русской иконописи XVI—XVII вв. Творения Дионисия, «хитрого» (искусного), пословам летописца, мастера, и других художников пронизаны атмосферой победного ликования, торжественности,уверенности. Они ярко отразили свое время — завоевание независимости от Орды, объединение русских земель и созданиеединого могучего государстваво главе с Москвой.
Нарубеже XV—XVI столетий, с одной стороны, определяется преобладание московскойживописной школы в России;с другой — усвоение ею традиций местных школ, которые постепеннонивелировались под влиянием общерусского культурного центра, каким стала Москва с ее мастерами, идеями, устремлениями. Парадность,торжественность, праздничность,ликующая возвышенность не могли не трогать сердца русских людей того славного и сложного времени. Нонарастали, и тогда, и позднее, черты официозности, возвеличения самодержавия. С этимпричудливо сочетались черты реализма, пробивавшиеся сквозь толщудогматических, консервативных устоев в живописи, как и в целом в культуре. Например, в росписях царских палат,сделанных после «великого»московского пожара 1547 г. (а наблюдал за работой сам царский духовник Сильвестр), преобладающее место заняли не церковные, а светские, втом числе исторические,темы. Подобные «вольности» вызвали протест поборников старины, традиционалистов. В частности, влиятельныйцарский дьяк И. Висковатый (глава Посольского приказа) возмущался тем, что БогСаваоф и иные «духи» изображенына фресках по-земному, как обычные люди. Но его не послушали.
Всередине века, после взятия войсками Ивана Грозного Казани, появилась икона«Церковь воинствующая», посвященная этому важному событию. На ней изображен юный царь, скачущий с алым знаменем воглаве своих ратников. Многие«земные» сюжеты художники запечатлели на миниатюрах — в «Четьях-Минеях» митрополита Макария, Лицевом летописном своде, «Христианскойтопографии» Козьмы Индикоплова.
Красочность итщательная проработка деталей, изящество и тонкость рисунка характерны дляикон «строгановской школы».Ее представители (Прокопий Чирин, Никифор Савин и др.) работали в Москве, но часто выполняли заказы сольвычегодских богачей Строгановых.Их произведения, яркие, красочные,миниатюрные, напоминают ювелирные изделия.Они оказали в последующем большое влияние на развитие русского искусства; например, ее традиции до сих пор сохраняют мастера Палеха.
В целом живопись конца XV—XVI в. даларусскому искусству немало— мастерство в рисунке, яркость красочной гаммы, радостное ощущение бытия,подъем национального духа. Но одновременнонаблюдаются известный отход от могучихобразцов Андрея Рублева и Феофана Грека, снижение богатырского «дыхания»искусства эпохи Куликовской битвы. При этом поступательное развитие живописиподготовило его будущие успехи.
5.АРХИТЕКТУРА
Послемонголо-татарского нашествия долгое время летописи упоминают лишь о строительственедошедших до нас деревянных сооружений. С конца XIIIв. в избежавшей разорения Северо-западной Руси возрождается и каменноезодчество, прежде всего военное. Возводятся каменные городские укрепленияНовгорода и Пскова, крепости на приречных мысах (Копорье) или на островах,порой с дополнительной стеной у въезда, образующей вместе с основной защитныйкоридор – «захаб» (Изборск, Порхов). С середины XIV в.стены усиливаются могучими башнями, в начале над воротами, а затем и по всемупериметру укреплений, получающих в XV веке планировку,близкую к регулярной. Неровная кладка из грубо отесанного известняка и валуновнаделяло сооружение живописью и усиливало их пластическую выразительность.Такой же была кладка стен небольших однокупольных четырехстолпных храмов конца XIII – 1-й половины XIV вв., которымобмазка фасадов придавала монолитный облик. Храмы строились на средства бояр,богатых купцов. Становясь архитектурными доминантами отдельных районов города,они обогащали его силуэт и создавали постепенный переход представительного каменногокремля к нерегулярной деревянной жилой застройке, следующей естественномурельефу. В ней преобладали 1-2 этажные дома на подклетах, иногда трехчастные, ссенями посередине.
В Новгородеразвивалось его прежняя планировка, прибавилось улиц, ведущих к Волхову.Каменные стены Детинца и Окольного города, а так же церкви построенные насредства отдельных бояр, купцов, и групп горожан, изменили облик Новгорода. В XIII-XIV вв. зодчие переходят взавершениях фасадов церквей от полукружий-«закомар» к более динамичным фронтонам– «щипцам» или чаще к трехлопастным кривым, отвечавшим форме сводов, болеенизких над углами храма. Величественны и нарядны храмы 2-й половины XIV в. – поры расцвета новгородской республики, — полнееотражавшее мировоззрение и вкусы горожан. Стройные, удлиненных пропорций, спокрытием на восемь скатов по трехлопастным кривым, которое позднее частопеределывалось на пощипцовое, они совмещают живописность и пластическоебогатство архитектурного декора (уступчатые лопатки на фасадах, декоративныеаркады на апсидах, узорная кирпичная кладка, рельефные «бровки» над окнами,стрельчатые завершения перспективных порталов) с тектонической ясностью икомпактностью устремленной вверх композиции. Широкая расстановка столбоввнутри делала просторнее интерьеры. В XV в.Новгородские храмы становятся интимнее и уютнее, и них появляются паперти,крыльца, кладовые в подцерковье. С XIV-XV вв. в Новгороде появляются каменные жилые дома сподклетками и крыльцами. Одностолпная «Грановитая палата» двора архиепископаЕвфимия, построенные при участии западных мастеров, имеет готические нервюрныесводы. В других палатах стены членились лопатками и горизонтальными поясками,что перешло в монастырские трапезные XVI в.
В Пскове, ставшем в1348 г. независимым от Новгорода, главный, Троицкий собор имел, судя по рисункуXVII в., закомары, расположенные на разных уровнях, трипритвора и декоративные детали, близкие новгородским. Поставленный в кремле(Кром) на высоком мысу при слиянии Псковы и Великой, собор господствовал надгородом, который рос к югу, образуя новые, огражденные каменными стенамичасти, прорезанные улицами, ведущими к кремлю. В дальнейшем псковичиразрабатывали тип четырехстолпной трехапсидной приходской церкви спозакомарным, а позднее и восьмискатным пощипцовым покрытием. Галереи, приделы,крыльца с толстыми круглыми столбами и звонницы придавали этим, словновылепленным от руки приземистым постройкам, возводившимся вне кремля, особуюживописность. В псковских бесстолпных одноапсидных церквях XVIв. барабан с куполом опирался на пересекающиеся цилиндрические своды или наступенчато расположенные арки. В Пскове, как и в Новгороде улицы, имелибревенчатые мостовые и были так же застроены деревянными домами.
С началом возрожденияМосквы в ней в 1320-1330-х гг. Появляются первые белокаменные храмы. Несохранившийся Успенский собор и собор Спаса на Бору с поясами резного орнаментана фасадах восходили по типу к четырехстолпным с тремя апсидами владимирскимхрамом домонгольской поры. Во второй половине XIV в.строятся первые каменные стены Кремля на треугольном в плане холме при впаденииНеглинной в Москву-реку. На востоке от Кремля расстилался посад с параллельнойМоскве-реке главной улицей. Схожие по плану с более ранними, храмы конца XIV – начала XV вв. благодаряприменению дополнительных кокошников в основании барабана, приподнятого наподпружных арках, получили ярусную композицию верхов. Это придавало зданиямживописный и праздничный характер, усиливавшийся килевидными очертаниямизакомар и верхов порталов, резными поясками и тонкими полуколонками на фасадах.В соборе московского Андроникова монастыря угловые части основного объема сильнопонижены, а композиция верха особенно динамична. В бесстолпных церквах московскойшколы XIV- начала XV вв. каждыйфасад иногда увенчивался тремя кокошниками. В формировании к концу XV в. централизованного государства выдвинуло задачу широкоразвернуть строительство крепостных сооружений в городах и монастырях, а в егостолице – Москве – возводить храмы и дворцы, отвечающие ее значению. Для этогобыли приглашены в столицу зодчие и каменщики из других русских городов,итальянские архитекторы и инженеры по фортификации. Основным строительнымматериалом стал кирпич. Московский Кремль, вмещавший резиденции великогокнязя, митрополита, соборы, боярские дворы, монастыри, был во второй половине XV в. расширен до нынешних размеров, а посад охватил его стрех сторон и был прорезан радиальными улицами. На востоке от Кремля возниклаКрасная площадь, часть посада была окружена в 1530-х гг. каменной стеной, азатем каменная стена Белого города и деревоземляная стена Земляного городаокружили столицу двумя кольцами, что и определило радиально — кольцевуюпланировку Москвы. Монастыри-крепости, защищавшие подступы к городу исозвучные Кремлю по своему силуэту, со временем стали композиционными центрамиокраин Москвы. Радиальные улицы с бревенчатыми мостовыми вели к центру черезувенчанные башнями ворота Земляного и Белого городов. Жилая застройка городскихулиц состояла в основном из деревянных домов, имевших два – три этажа наподклетах, отдельные крыши над каждой частью дома, средние сени и крыльцо.Кремли других городов, как и в Москве, следовали в своих планах рельефуместности, а на ровных местах имели правильные прямоугольные планы. Крепостныестены стали выше и толще. Навесные бойницы и зубцы в виде ласточкина хвостапримененные итальянскими архитекторами в Московском Кремле, появились и в кремляхНовгорода, Нижнего Новгорода, Тулы и др. Позднее башни стали декорироватьсялопатками и горизонтальными тягами, а бойницы – наличниками. Свободнее отновых влияний были крепости дальних Кирилло-Белозерского и Соловецкогомонастырей, с мощными стенами и башнями, сложенными из крупных валунов и почтилишенными украшений.
Сохранившаяся частьвеликокняжеского кремлевского дворца в Москве с огромным одностолпным заломнаделена чертами западной архитектуры (граненый руст, парные окна, ренессансныйкарниз), но вся композиция дворца, слагавшаяся из отдельных зданий с переходамии крыльцами, близка к композиции деревянных хором. В архитектуре Успенскогособора Московского Кремля, который было предложено строить наподобиеодноименного собора XII в. во Владимире, традициивладимиро-суздальского зодчества подверглись существенному переосмыслению.Величественный пятикупольный храм с редкими щелевидными окнами, прорезанными вмогучих барабанах и в глади стен, опоясанных аркатурным фризом, мощнее по пропорциями монументальнее своего прототипа. Впечатляющим контрастом несколько суровым фасадамсобора служит интерьер с шестью равномерно расставленными высокими тонкими столбами,придающими ему вид парадного зала. Храм-колокольня Ивана Великого, господствовавшийне только не только над Кремлем, но и над всей Москвой, стал традиционнымобразцом для подобных высотных доминант и в других русских городах. Попыткаперенести в русский храм мотивы раннего венецианского Возрождения привела кнесоответствию ярусных членений фасада. В других храмах второй половины XV-XVI в. встречаются свойственныеМосковской архитектуре XIV-XVвв. ярусы килевидных закомар, но их ритм менее динамичен, а размеренныечленения фасадов, украшенных аркатурными фризами узорной кладкой с терракотовымидеталями, делают храмы нарядно-величавыми. Терракотовые детали встречаются вБелозерье и Верхнем Поволжье, например, в дворцовой палате в Угличе, гдевенчающие щипцы над гладкими стенами заполнены узорной кирпичной кладкой стерракотовыми вставками. Фасады других светских построек этого времени, какправило, скромнее.
От XIV-XVI вв. сохранилось несколько деревянных церквей. Болееранние – «клетские», напоминающие избу с двухскатной крышей и пристройками.Церкви XVI в. – высокие, восьмигранные, крыты шатром,а пристройки с двух или с четырех сторон имеют криволинейные кры-ши – «бочки».Их стройные пропорции, контрасты фигурных «бочек» и строгого шатра, суровыхрубленых стен и резьбы галереи и крылец, их неразрывная связь с окружающимпейзажем – свидетельства высокого мастерства народных мастеров – «древоделей»,работавших артелями.
Рост Русскогогосударства и национального самосознания после свержения татарского игаотразился в каменных храмах-памятниках XVI в. Являясобой высокое достижение московского зодчества, эти величественные постройки,посвященные важным событиям, как бы соединяли в себе динамичность деревянныхшатровых церквей и ярусных завершений храмов XIV – XV вв. с монументальностью соборов XVIв. В каменных церквах-башнях ведущими стали формы, присущие камню, — ярусызакомар и кокошники вокруг прорезанного окнами шатра. Иногда и шатер заменялсябарабаном с куполом или же башни с куполами окружали центральную, крытуюшатром башню. Преобладание вертикалей наделяло ликующей динамичностью устремленнуюв высь композицию храма, как бы вырастающего из окружающего его открытых «гульбищ»,а нарядный декор придавал сооружению праздничную торжественность
В храмах конца XV и XVI вв. применение такназываемого крестчатого свода, опиравшегося на стены, избавляло интерьер отопорных столбов и позволяло разнообразить фасады, которые получали тотрехлопастное, то имитирующее закомары завершение, то увенчивались ярусамикокошников. Наряду с этим продолжали строить четырехстолпные пятикупольныехрамы, иногда с галереями и приделами. Каменные одностолпные трапезные и жилыемонастырские постройки XVI в. имеют гладкие стены,увенчанные простым карнизом или пояском узорной кладки. В жилой архитектурегосподствовало дерево, из которого строились и дома в 1-2 этажа, и боярские иепископские дворцы, состоявшие из связанных переходами многосрубных групп наподклетах.
В XVIIв. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней торговли, усилениецентральной власти и расширение границ страны привели к росту старых городов ивозникновению новых на юге и востоке, к постройке гостиных дворов иадминистративных зданий, каменных жилых домов бояр и купцов. Развитие старыхгородов шло в рамках уже сложившейся планировки, а в новых городах-крепостяхпытались внести регулярность в планировку улиц и форму кварталов. В связи сразвитием артиллерии, города окружались земляными валами с бастионами. На югеи в Сибири строились и деревянные стены с земляной засыпкой, имевшие башни снавесным боем и низкими шатровыми крышами. Каменные стены среднерусскихмонастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства,становились более нарядными. Планы монастырей стали регулярнее. Укрупнениемасштабов Москвы вызвало надстройку ряда кремлевских сооружений. При этомбольше думали выразительности силуэта и нарядности убранства, чем об улучшенииоборонительных качеств укреплений. Сложный силуэт и богатую белокаменнуюрезьбу карнизов, крылец и фигурных наличников получил теремной дворец,построенный в Кремле. Возрастает число каменных жилых зданий. B XVII в. они обычно строились потрехчастной схеме (с сенями посередине), имели подсобные помещения в нижнемэтаже и наружное крыльцо. Третий этаж в деревянных зданиях часто был каркасным,а в каменных – с деревянным потолком вместо сводов. Порой верхние этажикаменных домов были деревянными. В Пскове дома XVII в.почти лишены декоративного убранства, и лишь в редких случаях окна обрамлялисьналичниками. Среднерусские кирпичные дома, часто асимметричные, с разными по высотеи форме крышами, имели карнизы, междуэтажные пояса, рельефные наличники окон изпрофильного кирпича и украшались раскраской и изразцовыми вставками. Иногдаприменялась крестообразная схема плана, соединение под прямым углом трехчастныхзданий, внутренние лестницы вместо наружных.
6.ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО
Возрождение декоративно-прикладного искусствав послемонгольское время было осложнено тем, что многие мастера были угнаны вплен и ряд навыков ремесла утрачен. С середины XIV в.оживляется ювелирное искусство. Оклад «Евангелия боярина Федора Кошки» с чеканнымирельефными фигурами в многолопастных обрамленьях и с тончайшей сканью, яшмовыйпотир работы Ивана Фомина с чеканкой и сканью, чеканные кадила, «сионы»,воспроизводящие формы шатровых и купольных храмов, братины, ковши, чаши, литойс чеканкой панагиар новгородского мастера Ивана сохраняют тектоническую ясностьформы и орнамента, подчеркивающего строение предмета. В XVIв. чеканка и скань дополняются финифтью. В XVII в.развивается растительная орнаментация, сплошь оплетающая изделия. Московская исольвычегодская финифть, теряя в тонкости исполнения и цельностиколористической гаммы, выигрывает в яркости и богатстве оттенков, соперничая сблеском драгоценных камней. По заказу Строгановых в Сольвычегодскеизготовляются предметы «усольского дела», расписанные яркими сказочными цветамипо белой грунтовой эмали. Появляются сюжетные изображения, носящие отпечатокзападноевропейского воздействия. С XVI в. применяетсячернь с ясным красивым рисунком, соответствующим форме изделий. Со 2-й половиныXVII в. и в черни нарастает узорчатость,распространяются восточные мотивы. Лишь к концу столетия возрождается болеестрогий орнамент. Большое распространение получает басма, покрывающая изделияиз дерева, украшающая фоны икон. В XIV – начале XV вв. в ней используется орнамент в виде цветов в кругах,заимствованный из византийских и балканских рукописей. В XVIIв. ее причудливые растительные узоры приобретают чисто русский характер.Увлечение в XVII в. пышной орнаментикой приводит кутрате художественной меры, в особенности при украшении предметов драгоценнымикамнями и жемчугом, из которых компонуются узоры, прежде выполнявшиеся иззолота. Ту же эволюцию испытало литье из цветных металлов – от Царь-пушкиАндрея Чохова до бронзовой сени Дмитрия Сверчкова в московском Успенском собореи до оловянных ажурных литых рам к киотам XVII в. Дажев изделиях из железа наблюдается увлечение узорностью форм: кованые решеткимосковской церкви Георгия Неокесарийского, врата из просеченного железа врязанском Успенском соборе, петли и дверные ручки рядовых зданий.
В памятниках резьбы по кости XV в. видны неизжитые формы «звериного стиля» в ажурноморнаменте. В «Распятии» XVI в. Угличскогоисторико-художественного музея сказались удлиненно-изящные пропорции фигурДионисия. В XVII в. искусство резчиков из Холмогорценится высоко в Москве, где они работают, украшая свои изделия птицами изверями «в травах». Особенно хороши многочисленные ларцы с крупным сквознымрастительным орнаментом.
До нас дошли немногие крупныеобразцы резьбы по дереву XIV-XVIвв. Таков острый по силуэту Людогощинский крест из Новгорода, украшенныйсложным орнаментом и изображениями святых. Больше сохранилось мелких деревянныхизделий, среди которых тонкостью и красотой исполнения выделяются работымастера Амвросия. В XVI в. в деревянную резьбупроникают элементы восточного искусства. Виртуозная мелкая плоскорельефнаяажурная резьба царских врат из церкви Иоанна Богослова на Ишне близ Ростова,выполненных иноком Исаией. Трон Ивана Грозного с шатром и резными историческимисценами и святительские места XVI-XVIIвв. при относительно дробном узоре отличаются архитектурной четкостью сложноскомпонованных завершений. Изощренная ярославская ажурная резьба напоминает четкостьюформ металл. С середины XVII в. в Москву приезжает рядбелорусских резчиков во главе с Климом Михайловым, которые вводилизападноевропейские барочные формы. «Белорусская резь» получила распространениев иконостасах, поражающих богатством и разнообразием деталей. Ее формы былитакже использованы в наружном белокаменном декоре. Если разнообразныедеревянные ковши и блюда XVI-XVIIвв. отличались мягкой пластикой округлых форм, оттененных легким геометрическиморнаментом, то в мебели использовались крупные ажурные растительные мотивы.Геометрическая трехгранновыемчатая резьба украшала ларцы, свечные ящики,столики. Нередко в мебели применялись формы, заимствованные из архитектурногодекора. Резные изделия часто пестро раскрашивались.
Роспись была преимущественноорнаментальной. По технике и характеру она долгое время сохраняла связь сиконописью. По-видимому, в XVI в. появляется «золотая»роспись деревянной посуды, известная позднее как хохломская. Росписьраспространяется на стены, оконное стекло, резной декор в интерьере. Нередкоорнаментальные побеги сплошь покрывают поверхность предметов. Эти мотивыпросуществовали в русских областях вплоть до последнего времени. В XVII в. на мебели и посуде появляется «битийное письмо» — бытовые сцены, сказочные существа и т. д.
Бытовая керамика XIV-XV вв. груба и примитивна поформе. Лишь с XVI в. применяются «морение» и лощение.На флягах XVII в. появляется геометрическаяорнаментация, а затем плоскорельефные изображения фигур. Многие изделиявоспроизводят металлические формы, в орнаментации видно влияние деревяннойрезьбы. С конца XV в. фигурные балясины и красныетерракотовые плитки, украшенные пальметтами, а порой покрытые светло-охрянойглазурью, включаются в декор фасадов. В XVII в. изготовляются для убранства зданийзеленые изразцы с рельефными бытовыми и военными сценами. С середины XVII в. белорусские мастера выполняли многоцветные изразцыдля собора Ново-Иерусалимского монастыря в Истре.
Шитье имело много общего сживописью. Лучшие мастерские шитья были в XVI в. сосредоточены в Москве при царском дворе. Из мастерскойСтарицких вышли две большие плащаницы, отличающиеся глубинно психологическойхарактеристики персонажей и безупречной артистической техникой.
Набойки XVI-XVII вв. наряду с геометрическими и растительными мотивами,восходящими, возможно, к домонгольским образцам, воспроизводят восточные изападные орнаменты привозных шелковых тканей. В конце XVIIв. появляется трех- и четырехцветная набойка. В течение XIV-XVII вв. существовало высокоразвитое узорное ткачество, о чемсвидетельствует паволока иконы «Звенигородского чина» Андрея Рублева. В XVII в. получает распространение золотное кружево сгеометрическими сетчатыми мотивами либо с растительными элементами. Иногда вузоры вводится жемчуг, серебряные бляшки, цветной просверленный камень. Некоторыеузоры XVII в. дожили в нитяном льняном кружеве до XX в.
В XIV-XVIIвв. искусство в России развивалось под большим влиянием церкви. В архитектурныхпамятниках преобладают церкви, в памятниках живописи – иконы. Также было сильновлияние византийских мотивов на развитие Руси в это период. Лишь часть ремеселне подверженная этому влиянию развивалась самостоятельно. Выход русскогоискусства из под влияния церкви начался лишь в конце XVI– начале XVII вв., что дало мощный толчок для развития.
7.ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО
Дворцы в XVII в.эволюционировали от живописной разбросанности к компактности и симметрии. Этовидно из сравнения деревянного дворца в селе Коломенском с Лефортовским дворцомв Москве. Дворцы церковных владык включали церковь, а иногда, состоя из ряда зданий,окружались стеной с башнями и имели вид кремля или монастыря. Монастырскиекельи
часто состояли из трехчастныхсекций, образующих длинные корпуса. Административные здания XVIIв. походили на жилые дома. Гостиный двор в Архангельске, имевший 2-этажные корпусас жильем наверху и складами внизу, был в то же время и крепостью с башнями,господствовавшей над окружающей застройкой. Расширение культурных связейРоссии с Западом содействовало появлению на фасадах домов и дворцов ордерныхформ и поливных изразцов, в распространении которых известную роль сыгралибелорусские керамисты, работавшие у патриарха Никона на постройкеНово-Иерусалимского монастыря в Истре. Убранству патриаршего собора сталиподражать и даже стремились превзойти его нарядностью. В конце XVII в. ордерные формы выполнялись в белом камне.
В церквах на протяжении XVII в. происходила та же эволюция от сложных и асимметричныхкомпозиций к ясным и уравновешенным, от живописного кирпичного «узорочья» фасадовк четко размещенному на них ордерному убранству. Для первой половины XVII в. типичны бесстолпные с сомкнутым сводом «узорочные»церкви с трапезной, приделами и колокольней. Они имеют пять глав, главки надприделами, шатры над крыльцами и колокольней, ярусы кокошников и навеянныежилой архитектурой карнизы, наличники, филированные пояски. Своим дробнымдекором, живописным силуэтом и сложностью объема эти церкви напоминают многосрубныебогатые хоромы, отражая проникновение в церковное зодчество светского начала иутрачивая монументальную ясность композиции.
В первые десятилетия послемонголо-татарского нашествия возрождается живопись. В условиях сильносократившихся международных и межобластных связей во 2-ой половине XIII века ив начале XIV в. окончательно кристаллизуются старые школы живописи и образуютсяновые.
В иконах и в миниатюрах рукописейНовгорода уже со 2-ой половины XIII в. определяютсячисто местные черты, сложившиеся здесь в росписях XIIв.: ясный образ не осложненный аллегориями, несколько элементарный крупныйрисунок, декоративная яркость цвета. На исполненной Алексой Петровым храмовойиконе церкви Николы на Липне Николай чудотворец представлен как внимательныйнаставник и помощник людям. Округлые линии, нарядная орнаментация отразиливоздействие декоративных тенденций народного творчества.
В городах Северо-восточной Руси,уцелевших от нашествия живопись долгое время развивалась на домонгольскойоснове. Художественные мастерские были сосредоточены на архиерейских икняжеских дворах, и их произведения имеют церковный, либо кастовый княжескийхарактер. Ростовские иконы XIII-XIVвв. характеризуются просвечивающимися красками, нежным и теплым колоритом.Большой популярностью пользовались житийные иконы, в которых ярко выраженолитературное повествовательно начало. С Ярославлем связано несколько выдающихсяикон и лицевых рукописей XIII-XIVвв. Торжественной красотой выделяется икона «Борис и Глеб», но место еенаписание точно не установлено.
В 70-80-х годах XIIIв. возникла тверская школа живописи. Росписи Спасо-Преображенского собора вТвери, исполненные местными мастерами, были первой попыткой обращения к монументальнойживописи после татарского нашествия. Для не очень высоких по качеству тверскихикон и рукописей характерны белесые высветления и декоративные сочетаниябелого, красного, голубого. Несколько позже тверской возникла московская школа,ранние памятники которой свидетельствуют о тесных ее связях с Ростовом иЯрославлем.
В XIV в. с началом широкогостроительства каменных храмов возрождается фресковая живопись. Фрески собораСнетогорского монастыря близ Пскова по стилю еще близки к росписям Новгородатипа нередицких. Новгородские росписи 2-й половины XIVв. более свободны по характеру. Одни из них исполнены выходцами из Византии:фрески церквей Спаса на Ильине улице и Успения на Волотовом поле. Другиенаписаны южными славянами: фрески церквей Спаса на Ковалеве и Рождества накладбище и церкви Михаила Архангела Сковородского монастыря.
Наиболее впечатляющи фрескицеркви Спаса на Ильине улице, исполненные Феофаном Греком, а так же фрескиВолотова, поразительные по одухотворенной патетике образов и артистизму.Росписи Феофана по их суровой выразительности, исключительной свободе композициии письма не имеют себе равных не только на Руси, но и в Византии. Хорошосохранились фрески угловой камеры на хорах: образы, воплощающие аскетическиеидеалы, отличаются психологической напряженностью, техника письма – динамикой иоригинальностью приемов, колорит предельной сдержанностью. Божество и святыепредстают у Феофана в виде грозной силы, предназначенной управлять человеком инапоминать ему о подвигах во имя высшей идеи. Их темные лики с беглоположенными белыми бликами, по контрасту с которыми приобретают особуюзвучность разбеленные желтые, малиновые, синие тона одежд, оказывают на зрителянепосредственное и глубокое воздействие. Фрески церкви Федора Стратилата стилистическиблизки к росписям Спаса на Ильине улице. Возможно, что в их исполнении участвовалирусские мастера, учившиеся у греков.
Фреска повлияла и на стильновгородских икон XIV в., сделавшийся более свободным иживописным. Произведения Псковских иконописцев XIV в.выделяются смелой цветовой лепкой и необычным колоритом, основанным насочетании оранжево-красных, зеленых, коричневых и желтых тонов. Сумрачнаявыразительность образов святых не псковских иконах обнаруживает их известнуюблизость к работам Феофана Грека.
На севере в XIVв. сложилась вологодская школа живописи. Ее известный представитель – иконописецДионисий Глушицкий. В вологодских иконах преобладают темные, несколько приглушенныетона. Стойкие на севере архаические традиции делают иконы северного письма XIV-XV вв. нередко похожими по стилюна памятники более раннего периода.
Расцвет новгородской живописипроизошел в XV в. На новгородских иконах – специфическийподбор святых: Илья, Василий, Флор и Лавр, Параскева Пятница, Анастасия,Никола, Георгий. Они ассоциировались в народном сознании с силами природы ибыли призваны охранять человека, его дом и хозяйство. Иконография обнаруживаетследы воздействия языческих пережитков, фольклора, местных историческихсобытий, быта. Необычайная активность и известный демократизм общественнойжизни Новгорода способствовали сложению в местной живописи особого идеалачеловека – решительного, энергичного, сильного. Новгородским иконам свойственныуверенный жестковатый рисунок, симметрические композиции, яркие холодные тона.
С конца XIV– начала XV вв. усиливается художественная рольМосквы. Здесь работали Феофан Грек, Прохор с Городца, Андрей Рублев, ДаниилЧерный. В иконостасе Благовещенского собора Московского Кремля, Феофан немногоувеличил размеры икон Христа, богоматери и святых и достиг четкойвыразительности силуэта («деисусный чин»). Этот чин имел большое значение дляпоследующего развития русского высокого иконостаса. Созданная Феофаном в Москвешкола стимулировала развитие местных мастеров, выработавших, однако, отличныйот феофановского стиль. В 1408 году Андрей Рублев и Даниил Черный исполнили новуюроспись Успенского собора во Владимире. Эти фрески в традиционныхиконографических образах раскрывают глубокий духовный мир и мыслисовременников. Просветленные благожелательные лица апостолов, ведущих за собойнарод, мягкие гармоничные тона живописи пронизаны чувством умиротворения.Написанные несколько позже Рублевым иконы звенигородского чина – чисто русскаяинтерпретация темы деисуса. Образ благословляющего Христа полон внутренней силыи мудрого спокойствия. Рублев обладал редким даром воплощать в искусствесветлые стороны жизни и душевного состояния человека. В его работах не сменувнутреннему смятению аскетической отрешенности образов Феофана приходят красотадушевного равновесия и сила осознанной нравственной правоты. ПроизведенияРублева, являясь вершиной московской школы живописи, выражают идеи болееширокого, общенационального характера. В замечательной иконе «Троица»,написанной для собора Троице-Сергиева монастыря, Рублев создал образы, далекоперерастающие узкие рамки разработанного им богословского сюжета, воплотив идеилюбви и духовного единства. Фигуры ангелов, сидящих, склонив головы друг кдругу в безмолвной беседе, образуют круг – символ вечности, а плавные,гармоничные линии навевают настроение светлой сосредоточенной задумчивости.Нежные, тонко согласованные тона, среди которых преобладают золотистый извонкий голубой, внутренняя свобода точно найденной композиции с еевыразительным ритмом находятся в тесной взаимосвязи с глубоко человечнымзамыслом этого гениального произведения.
В последней трети XV в. начинает свою художественную деятельность Дионисий. Виконах и фресках Дионисия и его школы, создававшихся в период образованиярусского централизованного государства во главе с Москвой, возрастают известноеединообразие приемов, внимание мастеров к художественной форме, чертыпраздничности и декоративности. Тонкий рисунок и изысканный колорит иконДионисия, с сильно вытянутыми грациозными фигурами, полны наряднойторжественности. Но в психологическом плане его образы уступают Рублевским. СозданныеДионисием и его сыновьями Феодосием и Владимиром росписи собора Ферапонтовамонастыря близ Кириллова отмечены особой мягкостью колорита, красотой подчиненныхплоскости стены композиций с как бы скользящими изящными фигурами. Многочисленныеработы Дионисия и художников его школы вызвали повсеместные раздражения им. Вконце XV в. московские художники выезжают в Новгород,Псков, на Север, в города Поволжья, а лучшие мастера этих художественныхцентров выезжают для работы в Москву, где они знакомятся с творческими приемамистоличных живописцев. Московское искусство постепенно нивелирует местные школыи подчиняет их общему образцу.
В XVI в.укрепление государства и церкви сопровождалось теоретической разработкой вопросово царской власти, об отношении к ней церкви, о роли искусства в богослужении, оспособах воплощения церковных сюжетов. Искусство под воздействием начетническойбогословской литературы становится надуманно сложным, схоластическиотвлеченным. Многочисленные умозрительные аллегории и символы нередко затемняютсодержание и перегружают композицию. Письмо мельчает, стиль теряетмонументальность и ясность. Несохранившаяся роспись Золотой палаты московскогоКремля, исполненная на основе «Сказания о князьях Владимирских», наглядноиллюстрировала идею преемственности власти московских самодержцев. Написаннаяпо случаю взятия Казани икона-картина «Церковь воинствующая», представляющаяапофеоз Ивана Грозного, наполнена аллегориями и историческими параллелями. Втакого рода произведениях политические, светские тенденции становилисьпреобладающими. Еще сильнее эти тенденции выступали в миниатюре ряда рукописныхкниг. Крупнейшие книгописные мастерские находились в Новгороде, Москве иТроице-Сергиевой лавре. Фундаментальный «Лицевой свод» содержит около 16 тысячминиатюр. Военные и жанровые сцены с почерпнутыми из жизни бытовыми деталямивыполнены в графической манере и подцвечены акварелью. В них появляютсямногоплановые построения пространства, реальный пейзаж. Книгопечатание, первыеопыты которого в 50-х гг. XVI в., положило началорусской гравюре. Иван Федоров нашел для нее художественное решение, независимоеот иконной и миниатюрной живописи.
На рубеже XVI-XVII вв. в Москве формировались два течения в живописи,условно называемые по фамилиям их ревностных сторонников «годуновским» и«строгановским», первая из них тяготела к строгому стилю икон и монументальнойросписи XV-XVI вв., нообнаруживала так же типичную для мастеров XVI в. любовьк царственной пышности, а при иллюстрировании псалтырей возрождало старуютрадицию оформления рукописей рисунками на полях. Строгановская школакультивировала мелкое, щегольски-утонченное письмо, сочетая краски с золотом исеребром; иконы писались для домашних молелен богатых феодалов — ценителейизощренного мастерства. Несколько изнеженная красота и беззащитная слабостьсвятых в расцвеченных одеждах, фон со сложным фантастическим пейзажемхарактерны для работ мастеров этой школы – Емельяна Москвитина, Стефана Пахири,царских иконописцев Прокопия Чирина, семьи Савиных и др.
Польско-шведская интервенцияначала XVII в. задержала развитие искусства, но к1640-м годам художественное творчество заметно оживилось. Расширился социальныйконтингент заказчиков. Наряду с царским двором, духовенством и боярамиусиленное строительство и украшение каменных церквей и палат вели купцы иразбогатевшие посадские люди. Растет число художников, порой недостаточнопрофессионально подготовленных, что снижает общий уровень мастерства. Но средивыходцев из городских низов и государственных крестьян было немало людей сярким дарованием, создавших росписи, иконы, миниатюры поражающие свежестьюмировосприятия, свободой и разнообразием толкования сюжетов, смелостьютехнических приемов. Искусство демократизируется, становится более понятным идоступным, приближается к народному мироощущению. Известно много имен мастеров XVII в. – московских, ярославских, костромских,нижегородских, чаще всего работающих большими артелями: одни мастера намечаликомпозиции на стенах церкви, другие писали лица, третьи – одежду и драпировки,четвертые архитектуру и ландшафты, пятые – орнаменты и т. д. Коллективноетворчество вырабатывало четко выраженное единообразие. В иконописи 1-й половиныXVII в. прослеживаются традиции строгановской школы.Автор иконы «Алексий, митрополит московский» любовно расцвечивает и пышную ризусвятого, и затейливые облака фона, и расстилающийся внизу пейзаж. В иконах,рассчитанных на восприятие издали, формы крупнее, линия энергичнее, силуэтвыразительнее, колорит проще и глуше. Монументальная живопись развивается под заметнымвлиянием иконописи и западноевропейской гравюры. Умножаются сюжеты, сведенные кзанимательному рассказу с бытовыми деталями, масштабы фигур уменьшаются,рисунок теряет былую лаконичную выразительность, индивидуальные образы вытесняютсябез конца повторяющимися типами.
В середине XVIIв. центром художественной живописи становится Оружейная палата МосковскогоКремля, сильно влиявшая на русское искусство в целом. Ее живописцы были мастерамиширочайшего диапазона: они выполняли стенные росписи, иконы и миниатюры, раскрашивалимебель и домашнюю утварь, писали царские портреты, оформляли церковные и светскиепраздники и т. д. И хотя частая смена занятий вырабатывала у мастеров шаблонныеприемы, Оружейная палата поддерживала искусство на очень высокомпрофессиональном уровне. Здесь возникли первые в истории русского искусстваспециальные трактаты о живописи, написанные Иосифом Владимировым и СимономУшаковым, ставившие проблему жизненного правдоподобия иконных изображений. Вживописи Ушаков главное внимание уделял светотеневой лепке формы, достигаямягкости переходов, объемности изображения, настойчиво добиваясь впечатления ихреальности.
В XVII в.в русском искусстве появился новый для него жанр – портрет. До середины XVII в. авторы портретов еще следуют иконописным принципам,и их работы мало отличаются от икон. Позднее, не без влияния работавших вРоссии иностранцев, в портрете появляются приемы западноевропейской живописи,точно фиксируются черты лица, выявляется объемность фигуры, хотя трактовкаодежд остается плоскостной, а изображение в целом – застыло-неподвиж-ным.
Стенопись ярославских икостромских иконописцев, работавших также в Москве, Ростове, Романове иБорисоглебской слободе, Вологде, Троице-Сергиевой лавре и других городах, отмеченанеисчерпаемой фантазией, интересом окружающей действительности. Мастера умелипридать занимательность и декоративность многофигурным, полным динамикимногоцветным росписям, покрывающим стены и своды храмов живописным ковром. Рядсцен слагается в повествовательные циклы со множеством тонко подмеченныхбытовых деталей и с мотивами реальных пейзажей. Эти росписи, так же как иконы вярославской церкви Ильи Пророка и несколько превосходных икон СеменаКолмогородца, пронизаны оптимистическим мироощущением людей, еще робко, норадостно открывающих красоту земной жизни.
Искусство XVIIв., преимущественно повествовательное и декоративное, стремилось к литературностии внешней выразительности, достигавшейся часто за счет весьма свободного истолкованияиконографических сцен и насыщения их бытовыми деталями. Это, а также постоянныйинтерес художников к портрету и к изображению реальных построек и пейзажаподготовили русское искусство к переходу на путь светского развития. Этотпереход был невозможен, однако, без решительного освобождения искусства отвлияния церкви, без внедрения в культуру светского начала, которое несли ссобой реформы Петра I.
Скульптура занимала особое местов художественной жизни русского средневековья. Официальная церковь относилась кней отрицательно как к пережитку идолопоклонства, но не могла не считаться с еепопулярностью в народной среде. В те моменты истории, когда объединение всехсил народа было особенно важно, скульптура получала доступ в храм, служа действеннымпроводником актуальных идей. Поэтому в ней преобладают сюжеты, которые в народномсознании связывались с героическим или высоким нравственно-эстетическимначалом.
Обычно изваяния выполнялись вдереве, хотя известны отдельные произведения в металле: автопортрет мастера Аврамана трофейных бронзовых вратах Софии Новгородской, собранных им на рубеже XII – XIV вв.; серебряная фигурацаревича Дмитрия работы Гаврилы Овдокимова «с товарищами». Встречается искульптура в камне: «Георгий» В. Д. Ермолина, большие памятные кресты с рельефами.Как правило, деревянная скульптура была полихромной. Локальная росписьтемперными красками сближала ее с иконой. Эта близость усугублялась тем, чторельефы не выступали за плоскость обрамляющей изображение нетронутой кромкидоски, а уплощенные фигуры, рассчитанные на строго фронтальное восприятие,помещались в киотах с цветным фоном, плотность цвета и весомость объема,подкрепляя друг друга, создают особую интенсивность декоративного звучанияскульптуры. Фигуры, развернутые на плоскости, сохраняют цельность и мощьокруглого блока дерева. Неглубокие геометризованные порезки, обозначающиеодежды и доспехи, подчеркивают монументальность объема и непроницаемуютвердость массы, по контрасту с которой тонко моделированные черты лицаприобретают повышенную одухотворенность, выявляя внутреннюю жизнь,сконцентрированную в величественных, застывших фигурах. Как и в живописи, вскульптуре возвышенная идея выражалась ритмом, пропорциями, силуэтом замкнутыхкомпозиций, наделяя телесный облик святых напряженной духовностью, лишеннойиндивидуальных черт.
В течении XIV — XVII вв. скульптура проделала в общих чертах ту же эволюцию,что и живопись, от лапидарной, обобщенной трактовки статических фигур к большейповествовательности и свободе в передаче движения. Не связанные непосредственнос византийской традицией, скульптура была свободнее в воплощении местногопонимания идеалов нравственной красоты и силы. В отдельных местных школахощущаются отзвуки дохристианских традиций. Эти традиции, хотя и вызывалирешительные меры со стороны церкви по их искоренению, нашли свое прямоеразвитие в народной скульптуре XVIII – XIX вв.
8. БЫТ
Быт жителей Руси, России отличался устойчивостью. Но отнюдь не затхлым консерватизмом,вековечным застоем, какиногда изображалось в литературе. Русская деревянная изба, к примеру, столетиями не менялаоблик, сохраняла своиконструктивные и функциональные черты, особенности. Это говорит о том, что исстари обитатели Восточной Европы нашли наилучшее их сочетание втех природных, в частности климатических условиях, в которых они проживали. То же можно сказать о многихприспособлениях, предметах домашнего обихода наших предков.
Подавляющее большинство жилищ тойпоры — полуземляночныеи наземные (срубные, стоявшие на земле) избы Полы в них — земляные или деревянные. Часто имелись подклети — нижние помещения для скота,вещей. В таком случае саму избу, стоявшую над подклетью, наверху (на горе), именовали горницей; горницу с«красными» окнами, которые пропускалимного света, — светлицей. Наконец, у наиболее зажиточных людей, у знати имелся третий ярус — терем. Естественно, размеры избы, резьба нанем и проч зависели отположения хозяина — бедняка или богатея.
Некоторыелюди, из особо знатных, имели дома из не скольких срубов, с переходами,лестницами, крылечками, резнымиукрашениями. Такие постройки, прежде всего у князейи бояр, напоминали дворцы большего или меньшего размера. Разной была иобстановка в доме. У тех, кто победней, деревянные столы, скамьи, лавки вдоль стен. У богатых те же предметы, еще табуретки, покрытые красивойрезьбой, живописью; на них —подушки, валики; к ногам ставилималенькие скамеечки. Освещали избы лучинами, которые вставлялись в печнуюрасщелину или металлический светец. Узажиточных завелись сальные свечи с подсвечниками, деревянными илиметаллическими, которые стояли на столах. Иногда встречались серебряные«шандалы», те же подсвечники, или светильники с растительным маслом.
Князья, бояре,купцы ходили в длинных, до пят, одеждах с вышивками и драгоценными каменьями; бедняки — в простых рубашках с поясом, короткиходеждах — из домотканогосукна, беленого холста. Зимой простонародье носило медвежьи шубы («нетуть беды ходитихотя и в медведине», пословам Нифонта, новгородского епископа); его обувь — лапти из лыка. У богатых — шубы издорогих мехов, кожухи, опашни, однорядки длямужчин; те же шубы и опашни, а такжекортели, летники, телогреи — для женщин; все это — из иноземных атласа, бархата, камки, сукна;украшались они соболями, каменьями,жемчугом. К богатым одеждам питали склонностьи монахи. В одном духовном завещании (1479) говорилось об их «неправедномжитии», запрещалось «ни немецкого платиа носити, ни с пухом шуб носити».
МитрополитДаниил (первая половина XVI в.) укоряетмолодых вельмож, которые коротко стригут волосы, бреют или выщипывают усы и бороду, красятщеки и губы, как женщины,и тем нарушают обычаи русской старины. То же — с одеждой и обувью, чересчур, на его взгляд,роскошными и к тому женеудобными (от красных сапог, очень тесных, этим щеголям приходится «великую нужду терпети»). Пододежду они подкладывают деревяшки, чтобы казаться выше ростом. А женщины сверх меры белят икрасят лицо, «чернят глаза»; брови выщипывают или наклеивают другие, «выспрь (вверх.—Авт.) возводяще»;голове под убрусом придают (расположивсоответствующим образом волосы) круглую форму.
Посуда бедняков — из дерева (бочка,кадь, ведро, корыто,ночва — лоток, чум — ковш, кош — корзина, чашка, ложка), глины (горшок, черпачок, корчага — большойсосуд); кое-что, нонемногое — из железа и меди (котлы для варки еды, кипячения воды). У богатых — те же предметы, но больше — металлических, вплоть до (укнязей, бояр) золотых исеребряных; к тому же разнообразнее (кроме названных, — кубки, братины, чарки, солонки,достаканы, уксусницы, перечницы, горчичницы;для винного пития — турьи рога в серебре).
Простойлюд ел преимущественно ржаной хлеб, богатые —из пшеницы. Вкушали просо (пшено), горох, овес (из них делали каши, кисели); из овощей — капусту, репу, морковь, огурцы, редьку, свеклу, лук, чеснок и др. Мясобольше было на столах богачей; убедняков — рыба. Употреблялись молочныепродукты, растительное и животное масло. Соль была дорогой.
Домаизготовляли напитки — хлебный квас, пиво, мед. Каксладкое, «на заедки» употребляли яблоки, груши, вишни, сливы, смородину, лесные орехи.
Богачи,вельможи питались более разнообразно и обильно. К тому, что названо выше, можно добавить дичь, редкуюв рационе бедняков; это — журавли, гуси, перепела, лебеди. В числе посуды великих князей московскихупоминаются «лебединые»,«гусиные» блюда. Тот же митрополит Даниил пишет о «многоразличных трапезах»,«сладких снядях» у богатых людей, «хитрости» (мастерстве) их поваров. Напирах, помимо своих напитков, богачи смаковали вина «заморские».
Мирскиепирушки, складчины устраивали, по случаю церковных праздников, поминок, крестьяне в деревнях, ремесленники в городах. На них, как и напирах у богачей, участниковзастолий развлекали музыканты, певцы и плясуны. Подобные «бесовские» игрищавызывали возмущение церковников,обличавших «веселие многое» со «смехотвор-цами», «празднословцами» и «сквернословцами». Знатный человек, по Даниилу, «сбирает»«позорище (зрелище. — Авт.),играниа, плясаниа».Даже в кругу семьи его волей появляются «скомрахи, плясцы, сквернословци»; тем самым хозяин «погубляа себе и дети, и жену, ився сущая в дому, пачепотопа оного».
Другие пастыри говорят и пишут опростонародье, котороелюбит глядеть на подобные «позорный игры» не в домах, а «на улице». Особое ожесточениевызывало у них то, что во время церковныхпраздников «простцы» ведут себя, как язычникив древние времена. Памфил, игумен псковского Елеазарова монастыря, в послании к псковским властям во главе снаместником (1501) призывает их положить конец святотатству: «Егда бо приходит великий праздник, день Рождества Предтечева, и тогда во святую ту нощьмало не весь град взмятется ивзбесится… Стучат бубны и глас сопе-лийи гудут струны; женам же и девам плескание и плясание»; поют «всескверные песни».
Осуждают они и«ристание конское», охоту («ловы») знатноговельможи. «Кый же ли — обращается к нему митрополит Даниил, — прибыток ти естьнад птицами дни изну-ряти? Каа же ти нужаесть псов множество имети?» Все эти «утешениясуетные» лишь отвлекают людей от дела, в том числе богоугодного — церковных обрядов, молитвенного бдения. Но народ, простой и богатый, продолжалходить на такого рода развлечения. Известно, например, что царь Иван Грозныйлюбил скоморохов — «веселых людей», собирал их, вместе с медведями, в столицу; сам участвовал в «игрищах» — плясках на пирах, одевал вместе с другими«машкеру».
В XVI в. быт в основном сохранял прежниечерты. Появлялись и новые — пряности в богатых домах (корица, гвоздика идр.), лимоны, изюм, миндаль; колбаса, которую ели с гречневой кашей. Распространилась модана тюбетейки (тафьи),осужденная Стоглавым собором. Больше строили каменные жилые дома, хотя основнаяих масса оставалась деревянной.Увлекались русичи игрой в шашки и шахматы.
9. Списокиспользованной литературы
1. Сахаров А.М. «История России сдревнейших времён до конца XVIIвека».
2. Ильина Т.В. «История искусств».
3. Искусство стран и народовмира. Художественная энциклопедия.
4.Грибушина Н. Г. «История мировой художественной культуры»