Введение
Выбору этой темы способствовало то, что средства массовойинформации играют важную роль в обеспечении законных прав граждан на получениеи распространение информации, сохранение и развитие Российского государства,его многонациональных культурных традиций.
Средства массовой информации являются действенным каналоминформирования общества о деятельности власти, а также информирования власти иобщества о жизни общества и его реакции на действия власти. Они не толькооперативно отражают мировые события, но в значительной степени осуществляютанализ поступающей информации. Кроме того, средства массовой информации играютсущественную роль в выявлении и формировании общественного мнения, являютсямощным средством воздействия на сознание людей. Их роль проявляется,практически, во всех значимых сферах нашей жизни. Они выступают как инструментполитической борьбы, как элемент рынка, как субъект правоотношений, какноситель культурных ценностей и результат творческой деятельности.
Свободный обмен информацией – один из важнейших факторовэволюционного развития общества. Обеспечение граждан, государственных иобщественных структур необходимыми сведениями об окружающем мире и происходящихв нем событиях осуществляется путем постоянного совершенствования систем, технологийи средств информации. Важное значение при этом имеет принятие законодательныхактов, устанавливающих надежные гарантии и обеспечивающих правовоерегулирование условий данного процесса.
Характер, содержание, сферы взаимоотношения государства и СМИ вправовом демократическом государстве определяет, прежде всего, тазаконодательная база которая регулирует положение и роль СМИ в обществе. Это вравной мере касается как специальных законов о СМИ, так и другихзаконодательных актов, Конституции – в первую очередь. По сути законодательствоопределяет ту роль, которую играют СМИ в определенном обществе, объем ихполномочий, те рамки и пределы, в которых государство в лице тех или иных своихорганов может оказывать воздействие на СМИ. С другой стороны – те обязанности,которые берут на себя СМИ перед обществом и государством. Баланс прав иобязанностей и отличает законодательство одной страны, в которой свобода словапредставляется и гарантируется, от другой в которой ее нет или она лишьдекларируется.
ЗаконодательствоРоссийской Федерации о средствах массовой информации является результатомзакрепления и развития конституционных норм, декларирующих модельдемократического государства, выработанную на протяжении длительной историисоциально-политической практикой, как России, так и зарубежных стран.
Конституционно-правовоеобеспечение деятельности средств массовой информации призвано упорядочитьдвижение информационных потоков, создать условия для развития гражданскогообщества, цивилизованного диалога власти, общества, граждан, обеспечитьнормальные условия для профессиональной деятельности журналистов и перевестисоциальные конфликты в плоскость конструктивных дискуссий.
Вместес тем, в Российской Федерации недостаточно отрегулированы многие вопросыфункционирования средств массовой информации.
Несмотряна принятие в Российской Федерации ряда нормативных правовых актов,регулирующих деятельность средств массовой информации, вряд ли можноутверждать, что в достаточной степени четко и полно определены границы правовогорегулирования деятельности средств массовой информации.
Законодательствоо средствах массовой информации в настоящее время находится в состоянииразработки, становления, и, пока не получило должного теоретического анализа иобоснования. Идет количественное накопление материала как по проблеме, в целом,так и по отдельным ее составляющим.
Внашей стране и за рубежом вышло в свет значительное количество научных работ,касающихся проблем правового регулирования деятельности средств массовойинформации, производства, распространения информации, свободы массовойинформации.
Вопросамзаконодательства в сфере средств массовой информации посвящены работы К.К. Арсеньева,Ю.М. Батурина, И.Л. Бачило, А.Б. Венгерова, Л.Л. Ефимовой, М.В. Панярской,В.Н. Монахова, А.Г. Рихтера, А.К. Симонова, А.Р. Ратинова, М.А. Федотова,В.Л. Энтина и других.
Объектом курсовойработы является конституционно-правовое регулирование организаций идеятельности средств массовой информации.
Предметомработы являются законодательство Российской Федерации о средствах массовойинформации, а также правовые аспекты регулирования отношений средств массовойинформации с государственными органами, гражданами и организациями.
Цель даннойработы состоит в рассмотрении конституционно-правового регулированияорганизации и деятельности средств массовой информации.
Длядостижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. рассмотреть роль и функции средств массовой информации всовременном обществе;
2. рассмотреть конституционно-правовое регулирование организации идеятельности средств массовой информации.
Исходя изцели и задач представляется оптимальной следующая структура курсовой работы:введение, две главы, заключение, список использованных источников и литературы.
Вовведении обосновывается актуальность темы, ставится цель дипломной работы,определяются задачи, проводится обзор использованных источников и литературы.
Впервой главе рассматривается история правового регулирования функционированиясредств массовой информации в России, а также их роль в современном обществе.
Втораяглава призвана выявить особенности отечественного законодательства о СМИ,провести анализ возможностей Закона о СМИ в области правового регулированиязащиты от распространения недостоверной информации и препятствия разглашениюконфиденциальной информации;, а также попытаться определить области совместногоприменения возможностей СМИ.
Взаключении будут отражены общие выводы, сделанные на основе проведенногоисследования.
1. Правовое регулирование функционирования средств массовойинформации в России
1.1 История правового регулированияфункционирования средств массовой информации в России
Необходимостьв правовом регулировании свободы массовой информации, в обмене информацией, вобеспечении граждан общественно значимой информацией и других вопросов в даннойсфере возникла с возрастанием роли и места информации в обществе. Исследованиеправовых основ регулирования деятельности средств массовой информациипредставляется целесообразным начать с рассмотрения истории правовогорегулирования функционирования средств массовой информации в России.
Изучениенормативных правовых актов о деятельности печати и других средств массовойинформации в их историческом развитии способствует уточнению современныхпредставлений о месте и роли средств массовой информации в обществе, о пределахи возможностях государственного участия в информационных процессах, а такжезакономерностях и циклах развития отношений государства и средств массовойинформации.
В 1702 г.Петр I издал Именной Указ об основании в России газеты для печатания таминформации «о заграничных и внутренних происшествиях». Тем самым государьпредпринял первую попытку предотвратить злоупотребление печатным словом путемустановления контроля над выпуском газеты. Не желая видеть на страницах газет ижурналов критику в свой адрес, правительство использовало законодательство осредствах массовой информации для ограничения свободы слова. В связи с этим,законодательство о СМИ в России развивалось в первую очередь как «цензурное» право.
Полномочияцензуры продолжали расширяться при Павле I. В 1797 году он предписывает всекниги, кажущиеся сомнительными представлять на рассмотрение Совету егоимператорского величества. Остальная цензура вверяется 3-му департаментуСената. Так, учреждается новая цензурная инстанция – литература подвергаетсянепосредственному надзору правительства. Под влиянием внешних обстоятельств – революцииво Франции, представлявшей своими идеями, в том числе с помощью прессы, угрозусуществованию царской России – Павел I организовывает цензурные учреждения вовсех портовых городах. Позже он запрещает ввоз из-за границы каких бы то нибыло печатных изданий и музыкальных нот. Период правления Павла I явился самымтрудным для развития отечественной периодики и книгоиздания.
С вступлением на престол Александра I в общественной жизниРоссии наблюдается некоторое оживление, положение прессы и литературы несколькосмягчается. Ведение цензурой было передано Министерству просвещения. В 1804 г.был принят Устав о цензуре, который сохранял предварительную цензуру, норазрешал толковать спорные вопросы в выгодном для автора свете. Несоблюдениетребований Устава преследовалось в судебном порядке. Но механизм судебнойзащиты отсутствовал, что нередко приводило к произволу.
Николай I в 1826 г. ввел новый устав о цензуре, который прозвали«чугунным». В отличие от Устава 1804 г. в нем была запрещено пропускатьпечать текст, который можно было бы истолковать двояко. Запрещено былообозначать точками места, откуда цензорами была вычеркнута часть текста. В 1828 г.в новый устав были внесены некоторые изменения, но поскольку формулировкиразличных понятий были расплывчаты, цензорам не составляло трудаинтерпретировать их в свою пользу. В 30-е гг. вводиться ряд дополнительныхограничений в области печатного слова. С 1832 г. разрешения на новыеиздания могут выдавать только царь. В 1836 г. министр просвещения Уваровиздает циркуляр о том, что «представление о дозволении новых периодическихизданий на некоторое время запрещается».
В 1865 г. в России был принят первый закон о печати, которыйносил временный характер и назывался «Временные правила о печати». По своемусодержанию реформа печати была либеральной – отменялась предварительная цензурадля столичных журналов и газет, книг объемом более 10 печатных листов. Общеенаблюдение за периодической печатью передавалось из Министерства просвещения вМинистерство внутренних дел. Устанавливалась ответственность печати передсудом.
В 1882 г. были введены новые Временные правила, утвердившийполный административный контроль над прессой. Совещанию четырех министров былопредоставлено право прекращать издание любого периодического органа, лишатьиздателей и редакторов продолжать деятельность, если она будет признана«вредной».
После первой русской революции специальный указ от 24 ноября 1905 г.декларировал устранение административного вмешательства в дела прессы,восстанавливался порядок судебной ответственности за нарушения в печати. Вместес тем, главное управление по делам печати при МВД и полиции имело правоконфисковать номера, приостановить неугодные издания, закрыть типографии.
Война 1914 г. внесла существенные коррективы в положениепечати. С самого начала военных действий правительством была введена военнаяцензура, которая распространялась на все фронтовые и прифронтовые губернии.Деятельность военных корреспондентов была строго регламентирована.
Таким образом, можно отметить, что законодательство о СМИРоссийской империи носило преимущественно запретительный характер. Иного, приотсутствии политических свобод в стране и быть не могло.
Хотя большевистские издания в свое время весьма пострадали отцензуры, когда сами большевики пришли к власти, то они в течение несколькихмесяцев фактически в том же ключе решили судьбу прессы. Одним из первых декретовСовета Народных Комиссаров был Декрет о печати от 27 октября 1917 г.Декрет устанавливал порядок закрытия тех органов прессы, которые призывают коткрытому сопротивлению или неповиновению Рабочему и Крестьянскомуправительству, сеют смуту, призывают к деяниям явно преступного, т.е. уголовнонаказуемого характера. С этой формулировкой были закрыты все контрреволюционныегазеты, а их типографии были реквизированы и переданы большевистским изданиям.
21 ноября 1917 г. был подписан второй важный документ в областиСМИ – «Декрет о введении государственной монополии на объявления». Этоозначало, что все издания негосударственного типа лишались доходов и,соответственно, возможности существования.
10 февраля 1918 г. был утвержден «Декрет о революционномтрибунале печати», согласно которому «преступления и проступки против народа,совершаемые путем использования печати» поступали в ведение Революционноготрибунала печати. 3 апреля 1918 г. было принято «Постановление ПрезидиумаВЦИК об обязанности газет печатать все декреты и распоряжения ВЦИК и СНК, атакже распоряжения и приказы местных Советов».
После принятия Конституции РСФСР 1918 г. в отечественнойправовой системе сложилась традиция рассматривать деятельность печатиисключительно с классовых позиций. Средства массовой информации должны быливыполнять роль коллективного агитатора и организатора. В этих условияхзаконодательное оформление отношений прессы с государством и обществом не былов интересах правящей партии.
Конституция СССР 1977 г. хотя и гарантировала свободу печати,юридическое содержание понятие «свобода печати» не определялось. На практикезаконодательные нормы, которые должны были гарантировать свободу печати,использовались с целью борьбы с инакомыслием, в частности, с диссидентами.Первая попытка законодательного определения понятия «свобода печати» былапредпринята в первой статье Закона СССР «О печати и других средствах массовойинформации» от 12 июня 1990 года. В нем была зафиксировано, что «Печать идругие средства массой информации свободны.
Свобода слова и свобода печати, гарантированные гражданамКонституцией СССР, означали право высказывания мнений и убеждений, поиска,выбора, получения и распространения информации и идей в любых формах, включаяпечать и другие средства массовой информации. Сформулированное таким образомпонятие свободы печати включало три компонента: свободу средств массовойинформации, право граждан на свободу слова в СМИ и недопустимость цензуры.
Подведем небольшие итоги: во-первых, советское законодательство оСМИ, сохранив во многом запретительный характер, нацеливало одновременно их надругую, более активную роль – быть агитатором и пропагандистом коллективныхдействий. Во-вторых, будучи декларировано демократическим это законодательствоне предусматривало реализацию демократических идей на практике.
Эти недостатки были в основном преодолены в российском Законе «Осредствах массовой информации» от 27 декабря 1991 года, в котором дано болееразвернутое понятие цензуры. Также в этом законе объем полномочий субъектовинформационных отношений определялся по принципу «все, что не запрещено, то – разрешено».
Конечно, в статье 1 российского Закона о СМИ лишь намечены контурыпонятия свободы массовой информации, раскрытие которого происходит напротяжении всего законодательного текста. Однако зафиксировано главное: свободаинформации, право частной собственности на средства массовой информации,свобода экономической деятельности в сфере массовой информации.
Изменение политического строя в нашей стране предопределило ихарактер изменений в законодательстве о СМИ. В новых условиях свобода являетсяглавным условием функционирования СМИ в правовом государстве. Без нееневозможен диалог между индивидов, обществом и властью. По-новому выстраиваютсяи отношения СМИ с государством, о чем пойдет речь в следующем разделе.
1.2 Роль и функции средств массовойинформации в современном обществе
Средства массовой информации – один из важнейших институтовсовременного общества. Огромна роль их в формировании, функционировании иэволюции общественного сознания в целом.
Сегоднясредства массовой информации характеризуют как: великий арбитр, четвертаявласть наряду с законодательной, исполнительной и судебной властью. Современнуюполитику невозможно представить без прессы, радио и телевидения. Средствамассовой информации на практике реализуют фундаментальные права человека – наинформацию, на свободу политического выбора, на гласное выражение своей позиции.
Интеграцияобщества в современном мире неотделима от демократического процесса. Средствамассовой информации выступают основным гарантом информационного обеспеченияэтого процесса, прежде всего, за счет максимально полного информированияграждан обо всех наиболее значимых процессах и явлениях, происходящих вобществе, о позиции и действиях властей и их усилиях, направленных на решениеволнующих граждан вопросов и проблем. Способствование интеграции общества путемего всестороннего информирования предполагает представление точек зренияразличных общественных групп и сил.
Представлениеразличных точек зрения, которые должны стать доступными аудитории, служит тому,чтобы они смогли увидеть свою позицию в ареале других точек зрения, соотнестисвои интересы с интересами других сил и групп в целях обсуждения, согласованияи выработке взаимоприемлемой позиции по тому, или иному вопросу. Средствамассовой информации не навязывают свое видение, свое решение той или иной проблемы,а обеспечивают диалог, обозначая вместе с тем и свою собственную позицию, проявляяпри этом терпимость к другим точкам зрения и не претендуя на роль арбитра.Преследуют основную цель – обеспечение конструктивного взаимодействия различныхсил, работу на общий интерес, практическое решение проблемы.
Втораясоставляющая демократического потенциала СМИ состоит в их возможности делатьдостоянием общественности все значимые факты отклонения от закона, нормобщественной морали и антисоциальных действиях не только криминальныхэлементов, но и бизнеса, и властных структур, а также тех или иных социальныхинститутов.
Поотношению к властным структурам, критикуя их действия, не вписывающиеся в рамкизакона, общественной морали или просто не эффективные, СМИ выступают в ролисвоего рода непарламентской оппозиции. В современных либеральных обществахтакая оппозиционная роль средств массовой информации расценивается оченьвысоко. Критика СМИ чаще всего направлена на действия властей различногоуровня.
Специфическиероссийские проблемы в сфере деятельности СМИ связаны с переходом от однойсоветской модели прессы к принципиально иной, основанной на отмене прямойцензуры и возникновению рыночных отношений. Первоначальная эйфория, связаннаясо сменой самой модели прессы, получением СМИ свободы довольно быстро сменилосьпониманием сложности этого перехода, трезвой оценкой того кризисного состояния,в котором очутилась пресса к середине 90-х годов.
Особыепричины кризиса, помимо объективных, связанных с общей неблагоприятнойситуацией в стране, объективными трудностями смены модели прессы, связаны сотсутствием у государства четкой политики в области СМИ, а также пробелами взаконодательстве.
Выработкамеханизмов, которые реально сделали бы СМИ зависимыми от тех, кто их читает,слушает и смотрит должна была бы составлять основной приоритет законодательнойи законоприменительной деятельности. На сегодняшний день реальная конкуренциямежду журналистами и их изданиями все больше подменяется состязанием сенсаций,скандалов и компроматов. Мало того, отсутствие финансовой независимостипревращает средства массовой информации из информационных источников в политическоеоружие групп, кланов и элит. Отсутствие самоокупаемости СМИ компенсируется еговладельцу, будь то банкир или администратор области их послушностью,управляемостью, готовностью послужить или прислуживать. В результате СМИполитизированы сверх меры: до 80% газетной площади или экранного временипосвящены не тому, как живет общество, а тому, кто и как пытается им править.
2. Конституционно-правовое регулирование организации идеятельности средств массовой информации2.1Конституционные гарантии свободы массовой информации
Институт массовой информации – важнейший институт информационногоправа. Этим институтом регулируются информационные отношения, возникающие припроизводстве и распространении массовой информации.
Свобода массовой информации гарантируется Конституцией РФ.Институт массовой информации, как и институт интеллектуальной собственности,базируется как на правовом фундаменте на основной информационнойконституционной норме.
Согласно п. 4 ст. 29 каждый имеет право свободно искать,получать, передавать, производить и распространять информацию любым законнымспособом. Это означает, что производство массовой информации, как и любыхдругих видов информации, открыто. Ограничения в распространении информацииограниченного доступа могут вводиться только федеральным законом.
Гарантия свободы производства, передачи и распространения массовойинформации закрепляются п. 5 ст. 29. Этой же статьей запрещаетсяцензура.
Конституция РФ вводит ограничения при распространении массовойинформации, распространение которой нарушает интересы личности, общества игосударства: Запрещена пропаганда или агитация, возбуждающие социальную,расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду. Запрещаетсяпропаганда социального, расового, национального, религиозного или языковогопревосходства (п. 2 ст. 29).
Эти ограничения на распространение информации, «опасной» дляличности, общества, государства, основаны на предписании, содержащемся в п. 3.ст. 55 Конституции РФ: «Права и свободы человека и гражданина могут бытьограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо вцелях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав изаконных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасностигосударства».
Конституция РФ (п. 2 ст. 29) гарантирует также защитукаждого от принуждения в выражении собственных мнений и убеждений: «Никто неможет быть принужден к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них».
Эта норма, в частности, устанавливает недопустимостьнасильственного получения журналистами сведений от их источников и запрещаетраспространять такую информацию.
Важнейшими для развития института массовой информации являются следующиенормы Конституции РФ. Согласно п. 3 ст. 15 любые нормативные правовыеакты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, немогут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения. Этоозначает необходимость официального опубликования законов, в том числе исредствами массовой информации на всех уровнях их принятия. Неопубликованныйофициально закон не действует и его нормы не могут применяться для разрешенияспоров.
Норма п. 3 ст. 41 Конституции РФ обязывает должностныхлиц передавать информацию об угрозе для жизни и здоровья людей, в том числе идля распространения средствами массовой информации.
По ст. 42 каждый имеет право на благоприятную окружающуюсреду, достоверную информацию о ее состоянии. Эта норма является вескимоснованием для СМИ получать такую информацию от всех возможных источников идоводить ее до всеобщего сведения с целью вынуждения соответствующих субъектовк принятию мер, направленных на недопустимость экологических правонарушений.
Основным, системообразующим актом, регулирующим информационныеотношения, является Закон РФ от 27 декабря 1991 г. «О средствах массовойинформации». Нормы этого Закона применяются в отношении средств массовойинформации, учреждаемых в РФ, а для создаваемых за ее пределами – лишь в части,касающейся распространения их продукции в Российской Федерации. Юридическиелица и граждане других государств, лица без гражданства пользуются правами иисполняют обязанности, предусмотренные настоящим Законом, наравне сорганизациями и гражданами Российской Федерации, если иное не установленозаконом./>2.2 Особенности регулированияинформационных отношений, возникающих при производстве, распространении ипотреблении массовой информации в Российской Федерации
Как отмечает в своей монографии М.А. Федотов, «до 12 июня1990 г. в нашей стране не существовало ни отрасли СМИ, ни правового акта,который регулировал бы общественные отношения, связанные с организацией идеятельностью СМИ. Отсутствие правового регулирования компенсировалосьпартийными нормам, о чем шла речь в предыдущей главе.
12 июня 1990 г. был принят Закон СССР «О печати и другихсредствах массовой информации», а 27 декабря 1991 г. – Закон РФ «Осредствах массовой информации».
Согласно данному закону под массовой информациейпонимаютсяпредназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальныеи иные сообщения и материалы. Под средством массовой информациипонимаетсяпериодическое печатное издание. радио-, теле-, видеопрофамма, кинохроникальнаяпрограмма, иная форма периодического распространения массовой информации.
Под периодическим печатным изданиемпонимаются газета, журнал альманах, бюллетень, иное издание,имеющее постоянное название текущий номер и выходящее в свет не реже одногораза в год.
Под продукцией средства массовой информациипонимается тираж или часть тиража отдельного номера периодическогопечатного издания, отдельный выпуск радио-, теле-, кинохроникальной программытираж или часть тиража аудио- или видеозаписи программы. Под распространениемпродукции средства массовой информациипонимается продажа (подписка,доставка, раздача) периодических печатных изданий, аудио- или видеозаписейпрограмм, трансляция радио-, телепрограмм (вещание), демонстрациякинохроникальных программ.
Основные направления правового регулирования отношений в областимассовой информации:
ü обеспечение гарантий свободы массовой информации; организациядеятельности средства массовой информации; распространение массовой информации;
ü отношения средств массовой информации с гражданами и организациями;
ü права и обязанности журналиста;
ü межгосударственное сотрудничество в области массовой информации;
ü ответственность за нарушение законодательства о средствах массовойинформации.
Информационные правоотношения, складывающиеся в сфере массовой информации,можно условно подразделить на «внутренние» и «внешние».Первыезатрагивают вопросы внутренней организации СМИ и включают отношения междуосновными субъектами: учредителями (соучредителями), редакцией, издателем,распространителем и, наконец, собственником. Вторая группа включаетправоотношения, возникающие в связи с деятельностью СМИ между перечисленнымивыше субъектами и третьими лицами, будь то граждане, объединения граждан,юридические лица, органы государственной власти и местного самоуправления./>2.3 Обеспечение гарантий свободы массовойинформации
массовыйинформация правовой общество
Начиная с Конституции РСФСР 1918 г. в отечественной правовойсистеме сложилась традиция рассматривать деятельность печати исключительно с«классовых позиций». В настоящее время свобода массовой информации в Россииустанавливается Конституцией РФ и развивается нормами Закона РФ «О средствахмассовой информации».
Свобода информации – основной принцип информационных отношений всовременном обществе, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека от 10декабря 1948 г. Как уже было сказано выше в Конституции РФ данный принципреализован через установление права каждого свободно искать, получать, передавать,производить и распространять информацию любым законным способом (п. 4 ст. 29).Свобода массовой информации – необходимая составляющая общего принципа «свободыинформации», важное условие режима демократии, обеспечения политическогоплюрализма и культурного многообразия.
Конституционными гарантами свободы массовой информации являются втом числе: свобода мысли, слова, выражения мнений и убеждений, экономическойдеятельности, провозглашение частной собственности, а также прямой запретцензуры.
Согласно ст. 1 Закона РоссийскойФедерации «О средствах массовой информации» не могутбыть ограничены:
1) поиск, получение, производство и распространение массовойинформации;
2) учреждение СМИ, владение, пользование и распоряжение ими;
3) изготовление, приобретение, хранение и эксплуатация техническихустройств и оборудования, сырья и материалов, предназначенных для производстваи распространения продукции СМИ.
Все случаи исключения из этого правила должны быть прямопредусмотрены в законодательстве о СМИ, т.е. непосредственно в Законе о СМИ,издаваемых в соответствии с ним законодательных актах РФ и ее субъектов.
Цензура массовой информации, то есть требование от редакциисредства массовой информации со стороны должностных лиц, государственныхорганов, организаций, учреждений или общественных объединений предварительносогласовывать сообщения и материалы (кроме случаев, когда должностное лицоявляется автором или интервьюируемым), а равно наложение запрета нараспространение сообщений и материалов, их отдельных частей, не допускается. (ст. 3)
Исключения и ограничения в деятельности СМИ могут вводиться только законодательством РФ о средствах массовой информации винтересах защиты личности, общества, государства.
Законом устанавливается недопустимость злоупотребления свободоймассовой информации (ст. 4). Определенияпонятию «злоупотребление свободой массовой информации» в Законе о СМИ несодержится. Вместе с тем данная статья приводит перечень случаев, когда такиезлоупотребления могут иметь место. Часть 1 вышеуказанной статьи запрещаетиспользовать СМИ в качестве инструмента достижения следующих целей:
· совершения уголовно наказуемых деяний;
· разглашения сведений, составляющих государственную или инуюспециально охраняемую законом тайну;
· призыва к захвату власти, насильственному изменениюконституционного строя и целостности государства;
· осуществления экстремистской деятельности;
· пропаганды войны;
· распространения передач, пропагандирующих порнографию, культнасилия и жестокости.
/>
2.4 />Ответственность за нарушение законодательства о средствах массовойинформации
Учредители, редакции, издатели, распространители, государственныеорганы, организации, учреждения, предприятия и общественные объединения, должностныелица, журналисты, авторы распространенных сообщений и материалов несутответственность за нарушения законодательства РФ о средствах массовойинформации (ст. 57).
За нарушение законодательства о СМИ предусмотрена уголовная,административная и гражданская ответственность. Журналисты несутответственность за разглашение сведений конфиденциального характера, а также виных случаях, предусмотренных законодательством.
Журналисты, выступая в качестве авторов сообщений и материалов,размещенных в СМИ, несут дополнительную ответственность, которая наступает,например, в случаях распространения сведений, порочащих честь и достоинстволица. Аналогичную ответственность несут авторы, не являющиеся журналистами,сообщения и материалы которых были распространены в СМИ.
Однако согласно ст. 58 Закона РФ «О средствах массовойинформации» предусмотрены случаи, когда редакция, главный редактор, журналистне несут ответственности за распространение сведений, не соответствующихдействительности и порочащих честь и достоинство граждан и организаций, либоущемляющих права и законные интересы граждан, либо представляющих собойзлоупотребление свободой массовой информации.
Статья 59 вышеуказанного закона предусматривает ответственность зазлоупотребление свободой массовой информации.
Согласно данной статье воспрепятствование законодательнойдеятельности учредителей, редакций, издателей и распространителей продукцииСМИ, а также журналистов влечет уголовную, административную, дисциплинарнуюответственность или иную ответственность в соответствии с законодательством РФ.В указанной статье предусмотрен примерный перечень способов воспрепятствования законнойдеятельности вышеперечисленных лиц.
За воспрепятствование законной профессиональной деятельностижурналиста путем принуждения его к распространению либо отказу отраспространения информации установлена уголовная ответственность (ст. 144УК РФ).
Административная ответственность установлена за непредоставлениесведений об итогах голосования или о результатах выборов (ст. 5.25 КоАП),за сокрытие или искажение экологической информации (ст. 8.5 КоАП), за
воспрепятствование осуществляемому на законном основании распространениюпродукции СМИ либо установление незаконных ограничений на розничную продажутиража периодического печатного издания (ст. 13.16 КоАП РФ).
В случае воспрепятствования законной деятельности учредителей,редакций, издателей, распространителей и журналистов как указанными в ст. 58Закона о СМИ способами, так и иными способами могут быть нарушены как ихимущественные, так и личные неимущественные права. В этом случае вред подлежитвозмещению по правилам, предусмотренным в гл. 59 ГК РФ, т.е. по правилам,предусмотренным для обязательств вследствие причинения вреда.
Заключение
В результате изучения темы «» в рамках данной курсовой работы нами сделаны следующие выводы.
Преждевсего, необходимо подчеркнуть важность данной проблемы для формирования иразвития демократических основ деятельности государства и создания базовыхпринципов организации гражданского общества.
Информационно-коммуникативные технологии являются одним изнаиболее важных факторов, влияющих на формирование информационного общества XXвека. Их революционное воздействие касается образа жизни людей, их образованияи работы, а также взаимодействия правительства и гражданского общества. Чемболее прописаны, более равноправны созданные властью системы взаимоотношенийвласть-общество – СМИ, тем в большей степени можно говорить о соблюдениидемократии в государстве.
Поэтому такое большое значение, особенно в век новыхинформационно-коммуникативных технологий имеют те законы, которые регулируютдеятельность СМИ.
Историястановления и развития демократических средств массовой информации в Россиипоказывает потребность разработки реального механизма реализации норм права,регулирующих данную деятельность. Несмотря на актуальность и важность длягосударственного и общественного развития проблемы совершенствования правовогорегулирования ранее не действовавших демократических институтов, к которымтакже относится и СМИ, уделяется недостаточное внимание. Это обусловливаетсятем, что на протяжении длительного периода времени, регулирование даннойдеятельности осуществлялось законами косвенно, напрямую только ведомственныминормативными актами.
22 февраля 2011 г. в Государственной Думе прошли первоечтение поправки в закон «О средствах массовой информации», которые сразу женазвали скандальными. Автором проекта выступил глава думского комитета поинформационной политике и бывший телеведущий Валерий Комиссаров, предложивший изменитьзакон на том основании, что с 1992 года, когда он был принят, произошли«организационные, технические, экономические изменения в сфере производства ираспространения электронных СМИ». Как уже было указанно выше, данные поправкивызвали огромное количество споров, но как говорится «в споре рождаетсяистина». Чем «грозят» средствам массовой информации эти нововведения покажетвремя, но то, что они давно назрели это очевидно.
Списоклитературы
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации.– М., 2007.
2. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции РоссийскойФедерации. М., 2008.
3. Батурин Ю.М. Цензура против гласности: от Ивана Грозногодо 1917 года // Советское государство и право. 1989. №3.
4. Борисов А.Б. Комментарий к Конституции РоссийскойФедерации (постатейный). С комментариями Конституционного суда РФ. М., 2009.
5. Голубок С.А. Конституционное право России. М., 2008.
6. Декрет о печати // Сборник документов и материалов. М., 1972.
7. Заика Н.К. Правовые основы средств массовой информации.М., 2007.
8. Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. Научно-практический комментарий профессора М.А. Федотова – М.: Центр «Право и СМИ», 1999.
9. Засурский Я. Средства массовой информации России. М., 2006.
10. Комаровский В.С. Государственная Служба и средствамассовой информации (Курс лекций). – Воронеж. Издательство ВоронежскогоГосударственного Университета, 2003.
11. Коновченко С.В. «Общество – СМИ – Власть», Ростов-на-Дону,2001.
12. Конституционное право России /Под ред. Н.А. Михалевой. М.,2006.
13. Конституционное право России: Учебник / Под ред. Е.И. Козловой,О.Е. Кутафина. М., 2003.
14. Лукашук И.И. Средства массовой информации, государство,право. М., 2007.
15. Шевченко А.В. Государственная служба и СМИ. Правовоерегулирование отношений. М., 2007. С. 160