Реферат по предмету "Разное"


«Трудные времена на Русской земле»

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №41»Окружающий мир 4 классучитель начальных классов Горбунова Л.Н.г.Саранск2008 г.Слайд № 3Тема урока: «Трудные времена на Русской земле».Цели урока: 1. Образовательные: формировать представление о военном деле на Руси; ознакомить с героическими страницами истории Отечества; формировать общую историческую культуру у учащихся.2. Развивающие: 1) развивать воображение, кругозор младших школьников; 2) развивать умение работать по карте.3. Воспитательные: 1) воспитывать нравственно-эстетические чувства у учащихся, 2) прививать любовь к Родине и желание быть её защитником.Оборудование: карта, рисунки, видеофильм.Ход урока:^ Организационный момент, сообщение темы и целей урока Слайд № 2 Каждый день – всегда, везде, На занятиях, в игре Смело, чётко говорим И тихонечко сидим. - Сегодня на уроке познакомимся с героическими страницами истории Отечества.^ Проверка домашнего заданияБеседа по вопросам: - Из каких источников мы узнаём о жизни Древней Руси? - Что такое летопись? Кто её вёл? - Назовите самую знаменитую летопись. - Что собой представляли рукописные книги? - Что в оформлении древних книг напоминает современные книги? - Какие художественные приёмы оформления книг сохранились и в наши дни? Слайд №4^ 2. Игра «Найди пару» Папирус берёзовая кора Пергамент растение, на котором писали первые книги Береста писчий материал из кожиСлайд № 5ОтветыИзучение нового материала Слайд № 6^ Рассказ учителя о монгольском войске - В XIII веке на Русь обрушились тяжёлые испытания. С юга пришло монголо – татарс-кое войско. - Монгольское войско составляли кочевые племена. Они занимались разведением скота: лошадей, верблюдов, коров, овец, коз. Скоту нужны пастбища, поэтому монголы перехо- дили с места на место в поисках новых пастбищ. Слайд № 7Монголы жили в юртах - легких домах из жердей и войлока.При переездах юрты разбирали и грузили в повозки.Монголы были неприхотливым и очень терпеливым народом. Они могли не есть по два-три дня и легко переносили холод. Даже между собой они редко жили в мире и согласии, а уж с другими племенами и народами и подавно постоянно враждовали.Слайд № 8Монголы носили практичную одежду как для быта, так и для сражений.Племена монголов были сильны своей многочисленностью и военной организацией. По словам древнего историка, они имели «мужество львиное, терпенье собачье». Кочевая жизнь делала из каждого монгола искусного наездника и умелого воина. Мужчины много времени прово­дили на охоте, упражнялись в стрельбе из лука. Дети с двух-трех лет начинали ездить верхом на лошади и учиться стрелять без промаха. Женщины тоже были прекрасными наездницами и не хуже мужчин умели обращаться с оружием, которое всегда было при них.^ 2. Работа по учебнику - Рассмотрите рисунки воинов: русских и монгольских. Сравните. {Монгольские воины имеют лучшее снаряжение.)Слайд № 9Поздней осенью 1237 года внук Чингисхана Батый привел к рус­ским границам огромное войско. Слайд № 10Видеоролик «Нашествие монголо – татар на русскую землю».Слайд № 11На его пути лежало Рязанское кня-жество. У рязанцев не было сил, чтобы дать отпор такому сильному врагу. Рязанский князь Юрий Игоревич обратился за помощью к вла­димирскому и черниговскому князьям, но те не откликнулись на его призыв о помощи. Пять дней держалась Рязань, на шестой - пала. Все I жители погибли.Слайд № 12Вслед за Рязанью монголо-татары заняли Коломну.Слайд № 13После Коломны заняли Москву.Слайд № 14Затем заняли Тверь.Слайд № 15В 1238 году полчища Батыя осадили Владимир.Слайд № 16После взятия Владимира маленький город Козельск враги штурмовали семь недель. 4000 вражеских воинов легли под стенами Козельска, но и защитники города погибли. Врагам достались одни развалины, но и их хан Батый прика­зал стереть с лица земли.Слайд № 17В 1240 году был разграблен и разрушен Киев. Почему же Русь покорилась монголо-татарам? Потому что не было мира и согласия между русскими князьями: они соперничали друг с другом, так как каждый хотел стать главным среди всех. И как бы ни было сильно каждое княжество в отдельности'- его военная сила не шла ни в какое сравнение с необъятной силой монголов. Двести лет хо­зяйничали монголы на русской земле. Двести лет понадобилось рус­ским людям, чтобы собрать силы и прогнать врага со своей земли.Слайд № 18Батый в 40-х годах XIII века основал огромное и пестрое по составу государство- Золотую Орду. Центром Золотой Орды стал город Сарай (около современной Астрахани). Хотя коренные русские земли терри­ториально не входили в Золотую Орду, они находились в полной зави­симости от нее: подчинялись приказам ханов, платили огромную дань, подвергались опустошающим набегам. Ханы назначали князей по сво­ему усмотрению.Слайд № 19Однако с течением времени Золотую Орду стали раздирать внутрен­ние противоречия. Многочисленные потомки Чингисхана боролись за власть. Это привело к тому, что в XV веке Орда распалась на несколько отдельных княжеств. Наиболее крупными были Казанское, Астраханское и Крымское царства. Зависимость Руси от татаро-монгольских ханов по­степенно слабела, и в 1480 году русский народ окончательно освободил­ся от чужеземного ига. Это произошло при великом московском князе Иване III, который перестал повиноваться власти ханов и создал сильное русское государство. А при внуке Ивана III - царе Иване Грозном - было покончено с Казанским и Астраханским ханствами. Дольше всех держа­лось Крымское ханство. В течении столетий оно угрожало безопасности России. С ним удалось справиться только в XVIII веке ~ в царствование Екатерины И. После успешной Русско-турецкой войны 1768-1774 годов правительство Екатерины II принудило крымского хана сложить с себя власть, и в 1783 году Крым присоединился к России. ^ 3. Работа по учебнику. С. 59-601) Чтение текста- Прочитайте текст на с. 59-60.2) Беседа по вопросам - Кто напал на Русь в XIII веке? {Монголо-татары.) Какой первый город был на их пути? (Рязань.) Какие ещё русские города разорили монголы?(Коломна, Москва, Тверь, Владимир, Козельск, Киев.)3) Работа по карте. - Проследите по карте последовательность нашествия Батыя на Русь. - Какой первый город был на их пути? - Найдите его на карте на с. 61. - Какие города он захватил? - До какого города он не дошел и развернул назад своё войско? - Жители какого города долго сопротивлялись?Слайд № 20IVФизкультминуткаПотрудились - отдохнём, Встанем, глубоко вздохнём. Руки в стороны, вперёд, Влево, вправо поворот.Три наклона, прямо встать. Руки вниз и вверх поднять. Руки плавно опустили, Всем улыбки подарили.^ V. Продолжение изучения новой темы1. Рассказ учителя Но не только монголо-татары нападали на Русскую землю. В то вре­мя, когда Батый разорял Русь, в Новгороде княжил Александр, сын ве­ликого князя Ярослава Всеволодовича. Новгородцы должны были от­стаивать свою независимость от шведов и ливонских немцев. В 1240 году, по приказанию папы, король Швеции отправил большое войско против новгородцев и финнов. Единственным городом, не разрушенным монголами, остался Нов­город. Его стремились захватить немецкие и финские рыцари-крестоносцы. Рыцарь - конный воин, защищенный доспехами. Кресто­носцами их прозвали потому, что на их одежде и доспехах был изобра­жен крест.Слайд № 21Обратите внимание на амуницию шведских и немецких воинов.Слайд № 22Обратите внимание на амуницию русского воина.Слайд № 23Шведский военачальник Биргер привел свое войско в устье реки Невы и послал своих послов в Новгород к молодому князю Александ­ру Ярославовичу. «Ратоборствуй, если сможешь. Я уже на твоей зем­ле», - передали послы слова Биргера. Собирать силы было некогда. Александр сказал своей дружине: «Нас не много, а враг силен. Но Бог не в силе, а в правде: идите следом за вашим князем», - и неожиданно напал на шведов. С рассвета до темноты длился бой. Сам Александр бился с Биргером и ранил его в лицо. Дружинник Савва подрубил столб шатра Биргера, шатер упал, шведы дрогнули и побежали к ко­раблям, на которых приплыли. Русские воины преследовали шведов до самых кораблей. Весть о победе на Неве разнеслась по всей Руси. Александру за эту битву дали прозвище Невского. А было князю Александру Ярославови­чу всего 20 лет.Слайд № 24Вскоре после невской победы в русских землях вновь появились крестоносцы. Враг овладел Псковом и стал продвигаться к Новгороду. Решающее сражение, как мы знаем из летописи, произошло на Чудском озере. Здесь 5 апреля 1242 года разыгралась знаменитая битва, вошедшая в историю под названием Ледового побоища. Обычно немецкие воины строились перед боем клином. Его острие составляли с ног до головы закованные в железо рыцари на конях. Кон­ные рыцари находились и по бокам клина. А внутри его стояли пешие воины. Мощным ударом клин рассекал строй противника, дробил и об­ращал в бегство его войско. Затем пешие воины преследовали и по час­тям уничтожали бегущих. Зная повадки врага, Александр Невский решил построить свои пол­ки следующим образом: в центре поставил срединный полк. Он состоял из горожан, крестьян, вооруженных копьями, луками, боевыми топорами, а то и просто ножами. Справа и слева от серединного полка сосре­доточились основные силы - пехота и конница.Слайд № 25 И вот битва началась. Прикрывшись щитами, крестоносцы двига­лись как таран. Они пробили серединный полк, но вдруг русские отсту­пили за специально сделанную преграду из саней. За ними устремились и крестоносцы. За санями начинался берег, усыпанный большими кам­нями. Путь вражеской коннице отрезан. Крестоносцы оказались в за­падне. Местами подтаявший весенний лед, не выдержав тяжести сра­жающихся, начал трещать и ломаться. Рыцари в железных доспехах камнем шли ко дну. Оставшиеся в живых спасались бегством.Слайд № 26Вскоре после сражения крестоносцы отправили своих послов в Нов­город просить мира. Александр согласился на мир, но предупредил: «Кто с мечом к нам придет, от меча и погибнет!»^ 2. Просмотр фрагмента видеофильма «Александр Невский».3. Работа по учебнику.С. 62—631) Чтение текста2) Работа по карте Выполните задание № 2 по карте на с. 60. Найдите места сражений русских войск.^ 4. Работа в рабочей тетради.С. 23, № 11) Выполнение упр.№1. Работа по контурной карте.-С помощью карты учебника обведите общую границу русских княжеств до монголо-татарского нашествия. -Покажите стрелками походы: а) войск монголо-татарских ханов; б) русских войск(в том числе Александра Невского).^ 2) Выполнение упр.№3. -Что относится к истории Древней Руси, а что - к истории монголо-татар? Укажите стрелками.VI Закрепление пройденного материалаСамостоятельная работа по вариантамСлайд № 27Вариант – I. -Кто напал на Русь в XIII веке? -Кто возглавил поход на Русь? -Какие города захватили монголы? -Как называлось государство монголо - татар?^ Вариант – II. -Какая появилась новая угроза для Руси? -Кто выступил против шведов и немцев? -Назовите знаменитые сражения, которые выиграл Александр Невский у шведов и немцев?Слайд № 28Вариант – I. 1. Монголо – татары. 2. Хан Батый. 3. Рязань, Коломна, Москва, Тверь, Владимир, Козельск, Киев. 4. Золотая Орда.Вариант – II. 1.Нападение шведов и немцев. 2.Молодой князь Александр. 3.Битва в устье реки Невы и на Чудском озере.VII Задание на домПрочитать текст на стр.59-63.Выполнить задания в учебнике на стр.64.Выполнить задания в рабочей тетради на стр.22 упр.№№ 2, 4, 5. VIII Итог урокаСлайд № 30- А сейчас сыграем в игру «Угадайка». - Вспомни, как зовут военачальника и найди его воинов.Слайд № 31Ответы.


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.