Реферат по предмету "Государство и право"


Комплексный анализ форм права

Министерство образования и науки
Государственное образовательноеучреждение высшего профессионального образования
Кемеровский государственныйуниверситет
Юридический факультет
Кафедра теории и историигосударства и права
КУРСОВАЯ РАБОТА
Комплексный анализ формправа
По дисциплине: Теориягосударства и права
Выполнилстудент
ОЗО 2ВО 1 курс, 4 гр.
Олейник А.В.
Научный руководитель
Бляхман Б.Я.
Допущен к защите
Работа защищена
Кемерово 2010

Оглавление
Введение. 3
Понятиеисточников права. 5
Видыисточников права. 5
Источникиправа в РФ. 23
Заключение. 27
Списокиспользованной литературы… 29

/> Введение
Нормы права выделяютсясреди других социальных регуляторов общественных отношений, что обусловленоформой их выражения, ведь сколь бы четкими и ясными ни были их предписаниямиони будут лишь упражнениями в области логики пока не приобретут соответствующуюформу нормативно-правового акта, прецедента, нормативного договора и т.д.
Для того чтобы статьреальным и эффективно выполнять свои функции (регулятивные, охранительные идр.) право должно иметь внешнее выражение, т.е. определенную форму илиисточник.
Источник права можнообразно представить как емкость, в которую помещаются нормы права, т.е.источники это способы закрепления и существования норм. В данном случае имеетсяввидувнешняя форма выражения государственной воли вовне.
Понятие источниковправа существует уже много веков и за свою историю оно претерпело множествоизменений, так как по-разному толковалось и применялось правоведами всех стран.
Значимость источниковправа велика для укрепления законности в правовом государстве, что особенноактуально в настоящее время в нашей стране. Совершенство источников напрямуюзависит от уровня теоретических представлений о них и от качества всех видовюридической практики. Юридическая практика в свою очередь руководствуетсяисточниками права при решении юридических дел.
Актуальность даннойтемы обусловлена тем, что теория государства и права в нашей стране находитсяна таком этапе своего развития, который требует критического переосмысленияряда ее категорий, выхода на новый уровень исследований для того, чтобы соединитьдостижения правовой науки и смежных отраслей знания. Одной из таких категорий,требующих углубленной разработки относится и категория «источники права».Источники права играют огромную роль в правовой системе и требуют широкогокомплексного подхода к их исследованию, позволяющего раскрыть историческуюэволюцию, а также взаимообусловленность источников права и характераправоотношения.

 Понятиеисточников права
 
Источник (форма) права — способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормыправа. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения права, другиепроводят между ними разницу, определяя источник как явление, порождающее нормыправа, а форму выражения — как некий «контейнер норм», не совпадающий по своейсути с источником.Виды источников права
Различают несколькоосновных источников права: правовой обычай (самый первый источник), юридическийпрецедент, нормативный правовой акт.
Правовойобычай — историческисложившееся и санкционированное государством правило поведения, передаваемое изпоколения в поколение, включенное в систему правовых норм и признаваемоеисточником права. Здесь важно подчеркнуть, что обычай (в любой сфере жизниобщества) становится правовым лишь в том случае, если в качестве такового онсанкционируется государством.
Примерызакрепления правовых обычаев можно найти, например, в законах XII таблиц(Древний Рим, V в. до н. э.), в Салической правде (Франскаямонархия, VI в.н.э.).
В современнойРоссии пример правового обычая можно найти в ст. 5 ГК РФ, которая признает вкачестве источника гражданского права обычай делового оборота, т.е. сложившеесяи широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельностиправило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того,зафиксировано ли оно в каком-либо документе.
Дляопределения обычая делового оборота необходимо наличие названных в ст.5признаков:
а)сложившегося, т.е. устойчивого и достаточно определенного в своем содержании,
б) широкоприменяемого,
в) непредусмотренного законодательством правила поведения,
г) в какой-либообласти предпринимательства.
Названныепризнаки, в особенности критерий широкого применения, могут вызывать приразрешении практических вопросов неясности, которые в случае спора должныразрешаться судом. Понятие области предпринимательства следует толковатьрасширительно: это может быть и отрасль экономики, и отдельная ее подотрасль;не исключены и межотраслевые обычаи делового оборота; возможны так называемыелокальные обычаи делового оборота, действующие в крупных территориальныхрегионах, для которых характерно развитие и распространение предпринимательскойдеятельности определенного вида (текстильной, угледобывающей и т.д.). В п.4 ПостановленияПленумов ВС РФ и ВАС РФ№.6/8 в качестве примера обычая названы «традицииисполнения тех или иных обязательств». Однако сами по себе традицииисполнения — еще не обычай; они становятся обычаем только при наличии всехназванных в ст.5 признаков обычая.
Обычай делового оборотане обязательно должен быть зафиксирован в письменном документе, хотя нередкоони имеются и являются желательными, ибо это вносит определенность в отношениясторон и исключает возникновение коммерческих споров. Национальныеторгово-промышленные палаты (в Российской Федерации действуют федеральная ирегиональные торгово-промышленные палаты) изучают существующие обычаи ипубликуют их для сведения заинтересованных лиц. В РФ были опубликованы обычаиморских портов и обычаи в области внешней торговли.
Юридический прецедент(судебная практика) — более распространенный в современном мире источник права,чем правовой обычай. «Под юридическим прецедентом понимается судебное илиадминистративное решение по конкретному делу, которому государство придаетобщеобязательное значение».
Иначе говоря,юридический прецедент — это следование не общему правилу, установленному нормойправа, а норма, сформировавшаяся в результате практики разрешения аналогичныхдел. Различают судебный и административный прецедент.
Хотя родиной судебногопрецедента и считается Англия, но все-таки он появился гораздо раньше. Судебныйпрецедент признавался источником права еще в Древнем Риме. Первоначальнопрецедент был обязательным для магистрата, вынесшего такое решение, на времяпока он занимал данную должность. Однако постепенно правила, сформулированныепреторами, сложились в систему обязательных правил — преторское право. Многиеинституты римского права сложились на базе судебных решений.
Распространенный всредневековье судебный прецедент постепенно теряет свое значение в Новое время,играя главную роль только в Англии, США и других странах, где получилораспространение англосаксонское общее право (англо-саксонская правовая семья).
Таким образом, родинойпрецедентного права считается все же Англия, так как наибольшее развитие онополучило в этой стране и право Великобритании создавалось судами.
Согласно наиболеераспространенному в правовой литературе стран «общего права» определению, прецедентноеправо представляет собой право, состоящее из норм и принципов, созданных иприменяемых судьями в процессе вынесения ими решения. Прецедентное право,прежде всего, связано с деятельностью судов в Англии, где централизованныекоролевские суды способствовали созданию единого общего для всей страны права.Специфика английского права состоит не в прецеденте как таковом, когда ранеевынесенные решения принимаются во внимание при рассмотрении сорных вопросов.Такого рода прецеденты сыграли важную роль в развитии практически всех правовыхсистем и не утратили значение и сегодня. Речь идет о действии доктриныпрецедента, суть которой в обязанности судов следовать решениям судов болеевысокого уровня. Так на основе этого в Англии сложилась следующая системаследования прецеденту: во-первых, решения, которые приняты палатой лордовобязательны для нее, а так же для всех других судов; во-вторых, решения,вынесенные Апелляционным судом, будут обязательны для всех судов, кроме палатылордов; в-третьих, решения, вынесенные Высшим судом, обязательны для всех судовнаходящихся на более низком уровне. Отсюда можно сделать вывод, что чем вышеположение суда, тем меньше они связаны прецедентами.
В прецеденте необязательно все предыдущее решение, а лишь суть правовой позиции суда,вынесшего первоначальное решение или приговор. Характерной особенностьюпрецедентного права является так же то, что все последующие решения могутвносить отдельные изменения в ранее сформировавшийся прецедент, которые так жев свою очередь становятся нормой права.
Самой главной чертойпрецедентного права является его неписаный характер. В отличие от писаных норм,нормы неписаного права не обладают определенной четкостью, конкретностью, за ихпринятием и исполнением сложнее установить контроль. «При отсутствииписаного текста очень трудно четко определить содержание неписаных норм ипроследить весь механизм их создания». Это осложняет процесс примененияданных норм.
Условием действиясистемы прецедентов является наличие источников информации о прецедентах, тоесть судебных отчетов. Но публикация судебных решений в судебных отчетах еще неговорит о том, что прецедентное право становится писаным. «Судебные отчетылишь помогают судьям в построении их рассуждений, но не предоставляют готовуюнорму. Публикация судебных решений облегчила работу юристов, но процессвыработки прецедентной нормы остался прежним.
В отношении судейскогоправа исходным является правило, закрепленное еще в Дигестах Юстиниана,согласно которому судебное правоположение признавалось, если оно подтверждалосьнесколькими судебными решениями. Проверка временем являлась лучшимдоказательством обоснованности введения правоположения и гарантией егостабильности.
Выделают два видасудебных прецедентов: деклараторные и креативные. Деклараторные повторяют ужесуществующие нормы права или дают их толкование. Креативные — восполняютпробелы законодательства и создают, таким образом, новую норму (как, например,во Франции). В любом случае решение или приговор суда становятся обязательнымидля нижестоящих судов и, как правило, для судов того же уровня. При этомобязательным является не все судебное решение, а только та его часть, котораяназывается «Принцип, лежащий в основе решения»(ratiodecidendi).Данному принципу в дальнейшем будут следовать судьи. Наряду с составной частьюсудебного решения является «попутно сказанное» (obiterdictum),то есть умозаключение, либо основанное на факте, существование которого не былопредметом рассмотрения суда, либо хотя и основанное на установленных по делуфактах, но не составляющее сути решения. Сам судья неопределяет, что в решении ratiodecidendi, а что obiterdictum — это делаетдругой судья, устанавливая, является ли данное решение прецедентом для дела,которое он рассматривает
Из всей судебнойпрактики прецедентами могут быть только те решения, которые вынесеныбольшинством голосов членов суда. Если мнения судей разделяются, то каждыйсудья излагает свое мнение, но такие мнения могут стать мнением большинстваспустя некоторое время.
Большое количествопрецедентов позволяет судьям подбирать прецеденты, подходящие для решенияопределенного дела, при этом из всего судебного решения выделяется наиболееобщая норма. Выбор прецедента производится на основании сопоставления фактов,лежащих в основе рассматриваемого дела, по которому был установлен прецедент.
В Англии сложилсяпринцип строгого следования прецеденту. Наиболее ярко это проявляется вправиле, согласно которому авторитет старых прецедентов с течением времени нетолько не утрачивается, но и напротив, возрастает. В других, (кроме Англии)странах, прецедент применяется по-разному, с различной степенью строгостиследования правилу прецедента. Так в США правило прецедента действует менеежёстко, в силу особенностей федеративного устройства страны. Во-первых, ВерховныйСуд США и верховные суды штатов не обязаны следовать собственным решениям, имогут таким образом изменить свою практику. Во-вторых, штаты независимы иправило прецедента относится к компетенции штатов лишь в пределах судебнойсистемы конкретного штата.
В Россиипрецедент официально не является источником права, хотя на практике решениявышестоящих судов часто принимаются во внимание при разрешении споров. Рольпрецедента в некотором смысле выполняют постановления Пленумов Верховногои Высшего Арбитражного судов по отдельным вопросам правоприменения.
Однако, в последнеевремя в российской правовой науке ведутся бурные дискуссии на предмет того, чтоправо судебного прецедента могло бы стать самостоятельным источником права вРоссии. Необходимость судебного прецедента мотивируется обязанностью высшихсудебных органов в части обеспечения единства судебной практики (ч.3 ст.377 ист. 389 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации), или, иначеединообразия в толковании и применении судами норм права (п.1) ст. 304Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации). Единство(единообразие) же по мнению апологетов судебного прецедента в России естьсредство обеспечения равенства всех перед законом и судом (ч.1 ст.19Конституции Российской Федерации).
Опоненты возражают,указывая на то, что феномен единства (единообразия) не является однозначным,что для введения права судебного прецедента необходимо вносить изменения в КонституциюРоссийской Федерации, в ст. 120 которой записано о том, что судьи независимы иподчиняются только Конституции и федеральному закону. Кроме того, полномочия вчасти обеспечения единства (единообразия) судебной практики не мотивированытекстом Конституции, в ст. 126 и 127 которой установлена обязанность судов вчасти разъяснений судебной практики, но не в части обеспечения её единства.
В современном миренаиболее распространенным источником права является нормативный правовой акт.
Нормативный правовойакт —официальный документ установленной формы, принятый (изданный) в пределахкомпетенции уполномоченного государственного органа (должностного лица) илипутем референдума с соблюдением установленной законодательством процедуры,содержащий общеобязательные правила поведения, рассчитанные на неопределенныйкруг лиц и неоднократное применение. Нормативно-правовой акт-это акт правотворчества,который принимается в особом порядке, строго определёнными субъектами исодержит норму права. Нормативный правовой акт в России (а также во многихдругих странах, относящихся к романо-германскойправовой системе) являетсяосновным, доминирующим источником права. Нормативные правовые акты (в отличиеот других источников права) принимаются только уполномоченными государственнымиорганами в пределах их компетенции, имеют определённый вид и облекаются вдокументальную форму (кроме того, они составляются по правилам юридическойтехники). Нормативные правовые акты, действующие в стране, образуют единуюсистему.
Основными признакаминормативно-правового акта, отличающими его от других актов являются:
1.Нормативный актиздается только государством или органами, специально уполномоченными на тогосударством (то есть, не только компетентные органы и должностные лицагосударства могут создавать нормативные акты, но и уполномоченные на тогосударством общественные объединения и организации).
2.Исполнениенормативных актов обеспечивается силой государственного принуждения (вчастности, экономическими методами).
3.Они содержат в себеобщеобязательные нормы.
4.Нормативно-правовыеакты принимаются и реализуются в особом процессуальном порядке.
5.Нормативные актывыступают в виде официального государственного документа со строго определеннойписьменной формой, при этом они имеют обязательные атрибуты: название акта(закон, указ, приказ и т.д.), наименование органа, принявшего акт (Президент,Правительство и т.д.), а также другие атрибуты. Нормативные акты всегда должныиметь письменную форму, которая предназначена для единообразного понимания иприменения норм права, а также для предотвращения произвольного толкованияправовых норм. Не опубликованные нормативные акты не имеют юридической силы ине могут применяться.
6.Нормативные акты, какправило, систематизированы, что позволяет легко найти необходимый дляприменения и реализации документ. Системы нормативных актов в каждой странеопределяется Конституцией, а также изданными на её основе специальнымизаконами.
Классификациянормативно-правовых актов производится по различным основаниям: по срокамдействия, сфере действия, содержанию по субъектам правотворчества и поюридической силе.
В зависимости от срокадействия нормативные акты подразделяются на акты неопределенно длительногодействия (в которых не указывается период времени, в течение которого данныеакты будут обладать юридической силой, и вообще длительность действия неопределена, например, Закон «О выборах президента РФ», в котором неоговаривается длительность его действия) и акты временного действия, в которыхсодержится конкретное указание на временное действие данных актов.
По сфере действиянормативно-правовые акты бывают:
1. Общефедеральными (тоесть имеют юридическую силу на территории всей федерации, так как компетенцияорганов, их издавших, распространяется на данную территорию) например,Федеральный закон «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года, принятыйГосударственной Думой РФ, является общефедеральным, так как компетенция иполномочия Государственной Думы РФ распространяются на всю территорию РФ.
2.Нормативно-правовыеакты субъектов федерации (распространяют свое действие только на территориюсубъекта РФ, органами которого были приняты), например, Закон Кемеровскойобласти от 28.11.2002 № 95-ОЗ «О транспортном налоге».
3.Нормативно-правовыеакты муниципалитетов (действуют только на территории муниципальногообразования), например, распоряжение администрации г. Новокузнецка «Омероприятиях по энергосбережению и о повышении энергетической эффективности»№1300 от 14.07.2010.
4.Локальныенормативно-правовые акты (регулирующие общественные отношения внутри какой-либоорганизации, предприятия или учреждения), например, Устав КемеровскогоГосударственного университета, распространяющий свое действие только внутриданного учреждения.
По содержанию. Такоеделение в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем,что не во всех нормативно-правовых актах содержатся нормы одного содержания.Имеются акты, содержащие нормы только одной отрасли права (например, уголовное,семейное, трудовое законодательство). Наряду с отраслевыми нормативными актамидействуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различныхотраслей права, обслуживающих определенную сферу общественной жизни (например,хозяйственное, торговое, военное законодательство).
По субъектамправотворчества и в зависимости от их правового положения, нормативно-правовыеакты подразделяются на:
1.Акты, принятые впорядке референдума (то есть, путем свободного волеизъявления граждан нареферендуме). Актом принятым в порядке референдума является Конституция РФ 1993года.
2.Нормативные акты,принятые органами государства (законодательными органами.Постановления же судовявляются обязательными только для нижестоящих судов, а для остальных лиц онислужат источником толкования).
3.Нормативно-правовыеакты общественных объединений и организаций.
4.Совместныенормативные акты (принятые совместно с государственными и негосударственнымиорганами).
5.Локальныенормативно-правовые акты (принимаемые отдельными учреждениями и организациями).
Наиболеераспространенной является классификация нормативно-правовых актов в зависимостиот их юридической силы. Итак, в зависимости от их юридической силы, нормативныеакты можно подразделить на две группы: законы и подзаконные акты.
Закон — этонормативно-правовой акт современного государства. Он содержит правовые нормы,которые регламентируют основные вопросы жизни общества и государства в целом.«Законы образуют стержень правовой системы России».
Во-первых, законпринимается только высшими представительными органами государственной власти(Государственной Думой — в России, Конгрессом -в США, Парламентом — в Италии ит.д.), представляющими в формально-юридическом смысле весь народ или женепосредственно самим народом с помощью референдума.
Во-вторых, законобладает высшей юридической силой среди всех остальных источников права, имеетверховенство и является главенствующей формой права.
Высшая юридическая силасостоит закона в том, что:
— Они не нуждаются в каком-либоутверждении другими органами
— Законы никто невправе отменять, кроме органа их издавшего
— Все остальные актыдолжны соответствовать законам и никогда им не
противоречить.
В-третьих, законсодержит общезначимые нормы, которые должны выполняться всеми.
В-четвертых, закон, какисточник права, представляет (по крайней мере, теоретически) волю и интересывсего общества или народа и волю государства. Для отечественной и зарубежнойправовой теории довольно традиционным стало рассмотрение закона как выразителяобщей воли.
В-пятых, законыпринимаются для регулирования наиболее важных общественных отношений: в нихрегламентируется государственное устройство, система органов власти, ихкомпетенция, права и свободы граждан, а также перечислены деяния, которыепризнаются преступлениями.
В-шестых, законыпринимаются, изменяются и дополняются в особом, строго установленном порядке. Вкаждой стране существует свой собственный порядок принятия, изменения идополнения законодательных актов. Однако, все принимаемые законы, как правило,проходят через одни и те же стадии процесса правотворчества, начиная с моментавнесения законопроекта в высший законодательный орган, его обсуждения,принятия, одобрения и утверждения, кончая опубликованием (обнародованием)принятого закона.
Если закон принимаетсяпутем референдума, отдельные стадии и весь порядок его принятия оговаривается вспециальном законе о референдуме.
Законы классифицируютсяпо различным основаниям. По сфере действия они подразделяются наобщефедеральные (например, Трудовой кодекс РФ), действие которыхраспространяется на всю территорию РФ, так как полномочия высшихзаконодательных органов, принявших их распространяется на всю территорию нашегогосударства, а так же законы субъектов федерации, действующие на территории, накоторую распространяются полномочия высшего законодательного органа субъекта.Основными нормативными актами на уровне субъекта регламентирующими отношенияорганов власти и граждан, являются уставы (для республик – конституция),выполняющие функции региональной конституции.
По общему правилу прирасхождении федеральных законов с законами субъектов федерации первые имеютприоритет над вторыми, действуют федеральные законы. Однако, согласно ст. 76,п.п. 4 и 6 Конституции РФ, В случае противоречия между федеральным законом инормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, вне пределов веденияРоссийской Федерации, совместного ведения Российской Федерации и субъектовРоссийской Федерации, действует нормативный правовой акт субъекта РоссийскойФедерации.
В зависимости отзначимости содержащихся в них норм законы объективно подразделяются наконституционные и обыкновенные или текущие.
Конституционные законызакрепляют основы конституционного государственного строя и служат базой длятекущего законодательства. Отличаются конституционные законы от текущих и всехдругих нормативно-правовых актов не только по содержанию, но и по форме,характеру, порядку их принятия, внесения изменений и дополнений.
К конституционнымзаконам относятся, прежде всего, сами конституции, затем законы, с помощьюкоторых вносятся дополнения и изменения в тексты конституций, и, наконец,законы, необходимость издания которых предусматривается самой Конституцией.
Особую значимостьКонституция имеет в федеративных государствах, где она является основой нетолько для развития текущих законов, но и Конституций субъектов Федерации.Выполняя непосредственно регулятивную функцию, Конституция призванаобеспечивать внутреннее единство норм национальной правовой системы иэффективные правовые связи с зарубежными правовыми системами.
Помимо конституционныхсуществуют текущие законы, то есть такие законы, которые базируются напредписаниях Конституций и конституционных законов и регулируют общественныеотношения в различных сферах жизни: экономической, социальной, политической икультурной жизни страны. Текущие законы так же, как и конституционные, обладаютпрямым действием на территории России (ч. 1 ст.76 Конституции РФ). Принимаютсяони в особом законодательном порядке и действуют на всей территории РФ, причемони не должны противоречить Конституции и подлежат официальному опубликованию,без которого не действуют.
В свою очередь текущиезаконы можно подразделить еще по двум основаниям: по строению и по временидействия. По строению законы бывают кодифицированные и простые.
Кодифицированные илиорганические законы — это „единые, логически и юридически цельные,внутренне согласованные нормативные акты“, состоящие из комплекса правовыхнорм, регулирующих конкретные сферы общественной жизни. К ним относятся кодексыи основы законодательства. Кодексы в своей структуре, как правило, имеют дваэлемента: общую и особенную часть. В первой — закрепляются основополагающиепринципы и нормы, которые определяют содержание норм особенной части (например,общая часть Уголовного кодекса РФ содержит принципы, задачи уголовного права,общие понятия, виды преступных деяний и т.д., которые затем подробнораскрываются в особенной части).
Особую роль в системезаконодательства играют отраслевые кодексы. Они собирают воедино основныеположения той или иной законодательной отрасли, а все иные нормативные актыданной отрасли „подстраиваются“ к отраслевому кодексу. Кроме того, похарактеру юридических норм, содержащихся в кодексах, они подразделяются на материальныеи процессуальные.
Итак, многообразиевидов закона позволяет обеспечить его верховенство во всех сферах жизниобщества и предотвращает возможность произвольного усмотрения в управленииделами общества и государства.
Кроме вышеописанныхисточников права, также существуют такие источники, как религиозные нормы; правоваядоктрина, принципы права, судебная практика.
Религиозные нормыиграют важную роль в некоторых государствах, а принимаемые государством законыне могут противоречить религиозным нормам. Это относится в первую очередь ктеократическим государствам. В частности, мусульманское, индусское, иудейскоеправо основаны на религиозных источниках: церковных книгах, актах религиозныхдеятелей и религиозных органов, некоторых догматах теологической теории. Например,в мусульманских странах важнейшим источником права считаются: Коран — священнаякнига всех мусульман; Сунна — жизнеописание пророка Мухаммеда; Иджма — согласиемусульманского общества относительно обязанностей мусульманина; Кияс — суждениепо аналогии. Каноническое право играет важную роль в Германии.
Правовая доктринаво многих правовых системах признается источником права. В Древнем Риме судыобязательно ссылались при вынесении решений на работы наиболее известныхримских юристов Ульпиана. Павла, Гая, Папиниана (II —III вв.) и др. Ванглийских судах также при создании судебного прецедента возможны ссылки натруды известных юристов. В мусульманских странах труды известных ученых-юристовсчитаются единственным источником права.
Несмотря на то чтотермин «правовая доктрина» широко используется в юридической науке, вправотворческом и правоприменительном процессах, в теории государства и праваотсутствует общепризнанное определение данного понятия. Вместе с темотмечается, что суждения и мнения отдельных ученых юристов являются лишьвысказанными точками зрения, а не образуют правовой доктрины в целом. Ееобразует лишь выработанная юридической наукой система взглядов на проблемыправового регулирования общественных отношений и иные государственно-правовые явления,которые основываются на общих принципах и ценностях и отражают закономерности итенденции их развития.
Для правовой доктриныхарактерны следующие признаки:
а) она – результатпрофессиональной научной деятельности;
б) служит способомвыражения позиций ученых по различным проблемам правового содержания;
в) имеет особую формувыражения — научного исследования текстового изложения каких-либоправоположений, правовых принципов и т. д.;
г) обладаетобщезначимостью, так как отражает потребности социально-экономического, политическогои духовного развития государства и общества на конкретном историческом этапе.
Выделяют три видаправовой доктрины; 1) общеправовая; 2) отдельной отрасли права; 3) отдельногоправового института.
Правовая доктринаслужит источником права в двух основных сферах: правотворческой деятельности иправоприменении.
Что касаетсяправотворчества, то юридическая доктрина находит свое воплощение, во-первых,при разработке законопроектов, когда к этой работе привлекаются научные центрыи наиболее авторитетные представители юридической науки; во-вторых, припроведении юридической экспертизы законопроектов; в-третьих, влиянии направосознание законодателя.
В сфере правотворчестваправовая доктрина призвана обеспечить эффективное действие будущих норм права,предвидение динамики развития регулируемых общественных отношений, соответствиенорм права объективным реалиям и тенденциям общественного развития.
Правовая доктринадолжна также использоваться в качестве источника при внесении изменений в действующеезаконодательство.
В правоприменительнойдеятельности правовая доктрина используется как источник при обнаружениипробелов в праве, коллизионности норм и при толковании юридических актов. Важноиметь в виду, что в этих случаях правоприменительные органы не создают новойнормы права, а воспроизводят ее содержание, исходя из правовой доктрины иливыявляя ее, исходя из общепринятой доктрины права.
Некоторые ученыеназывают в качестве еще одной формы реализации правовой доктрины вправоприменительной деятельности судебное усмотрение.
Судебное усмотрение — это предоставленное судье законом полномочие выбора одного из несколькихзакрепленных и правовой норме альтернативных, но в равной мере законных решенийпо делу. Судебное усмотрение существует только в пределах закона. Вместе с темусмотрение судьи при рассмотрении какого-либо дела должно быть ограниченодоктринальными пределами, т.е. он должен найти оптимальную для данного случаяправовую идею и придать ей формально определенный вид (К.И. Комиссаров). Иначеговоря, сама по себе юридическая доктрина не содержит в своем содержаниимеханизма собственной реализации, но благодаря воплощению в юридических актах,в частности в актах судебной практики, она служит непосредственной юридическойосновой для решения юридических споров и тем самым входит в действующее право.
Принципы прававыступают источниками права практически во всех правовых системах. Вромано-германской правовой системе допускается обосновывать судебное решение вслучае пробелов в праве общими правовыми принципами. Как уже указывалось,Гражданским кодексом РФ установлено, что при применении аналогии праванеобходимо опираться на принципы разумности, справедливости и добросовестности.
В научной литературедаются различные определения понятия принципов права. Тем не менее, можносогласиться с тем, что принципы права — это основополагающие идеи, закрепленныев официальных источниках права или получившие признание в юридической практикеи отражающие закономерности развития общественных отношений.
В качестве принциповправа нередко используются правовые аксиомы, например: «нельзя дваждыпредъявить иск по одному и тому же делу»; «решение спора между двумя лицами недолжно вредить третьему лицу»; «пусть будет выслушана и другая сторона»; «суддолжен быть справедливым».
Общие принципы праваприменяются в международном праве. Например, согласно Всеобщей декларации правчеловека (1948), осуществление прав и свобод человека, закрепленных вДекларации, ни в коем случае не должно противоречить целям и принципам ООН (ст.29).
Принципы права имеютпрямое регулирующее значение. Это относится в первую очередь к принципам,закрепленным в Конституции Российской Федерации.
В литературе принятовыделять принципы: общеправовые, межотраслевые и отраслевые.
К общеправовым принципамотносятся те, которые присущи всем без исключения отраслям права:справедливости, гуманизма, равноправия граждан, законности. Данные принципызакреплены в Уголовном кодексе РФ (ст. 3, 4, 6, 7); принцип равноправия – вСемейном кодексе РФ (ст. 3, 4). В ст. 6 Арбитражного процессуального кодекса РФсреди основных принципов деятельности арбитражных судов в Российской Федерацииназваны принципы законности и равенства организаций и граждан перед законом исудом.
Межотраслевые принципыприсущи нескольким отраслям, например процессуальным. Так, в Арбитражномпроцессуальном кодексе РФ названы такие принципы, как независимость судей,состязательность и равноправие сторон, гласность,
Отраслевые принципыотражают специфику той или иной отрасли права. Например, в семейном праведействует принцип равноправия женщины и мужчины в семейных отношениях, принципрегулирования брачных и семейных отношений только государством; в экологическомправе — принципы разумного сочетания экономических и экологических интересов, рациональногоиспользования ресурсов; в сфере трудового права — принципы свободы труда,охраны труда и здоровья работников, гарантированности трудовых прав работникови др.
Надо отметить, что,несмотря на устойчивость принципов и большую степень их абстракции, они неостаются неизменными во все времена и эпохи. Они изменяют свое содержание изначимость, хотя их подвижность значительно меньше, чем нормы права.
Судебная практикавсе больше утверждается как источник права. Применительно к современной Россииэто означает, что:
1) в соответствии сКонституцией у судов общей юрисдикции появилась новая функция оценки законов ииных нормативных правовых актов. Так, согласно ч. 2 ст. 120 Конституции РФ«суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного илииного органа закону, принимает решение в соответствии с законом». Ранее судвыражал свое отношение к закону или иному акту путем его толкования, уясняясмысл и цель закона. Теперь одного толкования недостаточно. Суд должен оценитьзакон с точки зрения его соответствия Конституции и общепринятым нормам ипринципам международного права. И если такого соответствия нет, суд не долженприменять данный закон или акт;
2) существеннорасширена правозащитная функция судов: в судебном порядке можно обжаловатьпрактически любые решения, действия и бездействие государственных органов иорганов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц,которыми нарушены, ущемлены или созданы препятствия для реализации прав исвобод граждан или незаконно возложены какие-либо обязанности. Кроме того,существенно расширены полномочия судов на дачу санкции на заключение подстражу, продление сроков содержания под стражей, личный обыск, арест банковскихсчетов, арест корреспонденции, контроль и запись телефонных и иных переговорови т. д.;
3) наделение судовфункцией нормоконтроля, т.е. контроля за содержанием законов и иных нормативныхправовых актов, судебныйнормоконтроль осуществляется в двух формах:
а) опосредованныйнормоконтроль, который реализуется при разрешении конкретных дел, когда судпридет к выводу, что подлежащий применению закон или иной нормативный правовойакт не соответствует Конституции РФ или общепризнанным принципам и нормаммеждународного права, либо акту более высокой юридической силы. Тогда судрешает дело, руководствуясь правилами о преодолении юридической коллизии;
б) абстрактныйнормоконтроль,который осуществляется вне связи с рассмотрением конкретного дела и состоит впризнании нормативного акта недействительным и не подлежащим применению. Дляроссийских судов это — новая форма нормоконтроля;
4) восполнение пробеловв законодательстве при рассмотрении судом конкретных дел. Тем самым суды визвестной мере выполняют работу правотворческих органов;
5) разъяснения пленумовВерховного суда Российской Федерации и Высшего арбитражного суда РоссийскойФедерации служат основанием для разрешения конкретных дел общими и арбитражнымисудами. В юридической литературе обычно указывается, что толкования высшихсудебных инстанций служат основанием к новому пониманию и применению тех илииных норм права. Однако в отличие от прецедентного права в системеконтинентального права такого рода толкования служат вторичным источникомправа. Толкования высших судебных инстанций как бы углубляют, дополняют закон.
Однако, такаяправотворческая деятельность высших судебных инстанций противоречит принципуразделения ветвей власти. Ведь, по сути, судебная власть выполняет функциизаконодательной власти.Источники права в РФ.
Как видно выше,основными источниками права в РФ являются нормативные правовые акты.
В виде схемы,иерархическую систему нормативно-правовых актов в РФ (в зависимости отюридической силы) можно представить следующим образом:
источникформа право норма
/>

Главнымнормативно-правовым актом является Конституция РФ.
Конституция РоссийскойФедерации была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародногоголосования, проведённого в соответствии с Указом Президента России от 15октября 1993 года № 1633 «О проведении всенародного голосования по проектуКонституции Российской Федерации». Термин «всенародное голосование» (а не«референдум») был использован для того, чтобы обойти положение действовавшегоЗакона о референдуме РСФСР, согласно которому Конституция может быть измененалишь большинством голосов от общего числа избирателей страны. КонституцияРоссийской Федерации 1993 года вступила в силу в день её опубликования в«Российской газете» — 25 декабря 1993 года.
Все другиенормативно-правовые акты, включая международные соглашения, не должныпротиворечить конституции РФ.
Согласно КонституцииРФ, принятие Федеральных конституционных законов возможно по следующимвопросам:Ст. Конституции Содержание статьи Статья 56 пп. 1-2 обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения; ограничения прав и свобод в условиях чрезвычайного положения; Статья 65 п. 2 порядок принятия в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Статья 66 п. 5 изменение статуса субъекта Российской Федерации Статья 70 п. 1 описание и порядок официального использования государственных флага, герба и гимна Российской Федерации Статья 84 п. в порядок назначения референдума Статья 87 п. 3 режим военного положения Статья 88 порядок введения чрезвычайного положения Статья 103 п. е порядок деятельности Уполномоченного по правам человека Статья 114 п. 2 порядок деятельности Правительства Российской Федерации Статья 118 п. 3 установление Судебной системы Российской Федерации Статья 128 п. 3 полномочия, порядок образования и деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов Статья 135 п. 2 порядок созыва Конституционного Собрания Статья 137 п. 1 принятие в Российскую Федерацию и образование в ее составе нового субъекта Российской Федерации, изменение конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации
Порядок принятияфедеральных конституционных законов установлен Конституцией РоссийскойФедерации и регламентами палат Федерального Собрания. В соответствии со статьей108 Конституции Российской Федерации. Федеральный конституционный законсчитается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертейголосов от общего числа членов Совета Федерации (верхняя палата парламента) ине менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы(нижняя палата парламента).
Принятый федеральныйконституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписаниюПрезидентом Российской Федерации и обнародованию. Право вето Президента нафедеральные конституционные законы не распространяется.
Федеральные законыпринимаютсяв соответствии с Конституцией Российской Федерации по предметамведения Российской Федерации и по предметам совместного ведения РоссийскойФедерации и ее субъектов.
Порядок принятияфедеральных законов определяется Конституцией Российской Федерацией ирегламентами палат Федерального собрания (парламента).
Федеральные законыпринимаются Государственной Думой (нижняя палата парламента) большинствомголосов от общего числа депутатов.
После этого закондолжен быть одобрен Советом Федерации (верхняя палата парламента) — такжебольшинством голосов от общего числа его членов. В случае, если Совет Федерацииотклоняет закон, Государственная Дума может повторно принять его двумя третямиголосов.
После одобрения СоветомФедерации или после преодоления Государственной Думой отрицательной позицииСовета Федерации закон поступает на подпись Президенту России. Если Президентподписывает закон, он считается окончательно принятым, подлежит официальномуопубликованию (Сборник Законодательства РФ, „Российская газета“,дополнительно „Парламентская газета“) и вступает в силу в течениедесяти дней после официального опубликования либо с даты, указанной в самомзаконе. Президент, однако, вправе отклонить закон (право вето) и вернуть его нарассмотрение палат Федерального Собрания. Вето Президента может быть преодоленодвумя третями голосов в каждой из палат.
Порядок утверждения подзаконныхактов определяется для каждого из органов исполнительной властииндивидуально, при этом они не должны противоречить Конституции РФ иФедеральным законам.
Локальныенормативно-правовые акты действуют для отдельно-взятогосубъекта права в пределах своих полномочий (Устав предприятия, Коллективныйдоговор, Приказ и пр.) и не должны противоречить любым вышестоящимнормативно-правовым актам.Заключение.
В данной курсовойработе я рассмотрел множество источников права. На мой взгляд, самымсовременным и эффективным источником является нормативный правовой акт. />
ФЗ – федеральное законодательство
ФОИВ – акты федеральных органов исполнительной власти
МД – международные документы
ФР – законодательство субъектов РФ
РУМО – реестр уставов муниципальных образований
МР – Нормативные правовые акты муниципальных образований  

/>
Однако, абсолютно всежизненные ситуации невозможно описать в нормативных правовых актах. Дляподобных ситуаций возможно было бы применить кроме общих принципов права правовойобычай.
В то же время, нанастоящий момент одних только НПА на федеральном уровне применено около 200тыс. Такая ситуация неизбежно приводит к правовым коллизиям, которые в итогеразрешаются в судах различных инстанций.Причем, по схожим делам судьи нередковыносят совершенно противоположные по сути решения. Частичное применениепрецедентного права могло бы решить данную проблему.
Таким образом,Законодательство РФ еще далеко от идеала и законотворцам есть над чемпотрудиться./>/>/>/>/>/>/>/>/>

 Списокиспользованной литературы
 
1. Конституция Российской Федерации. 1993 г. Принята 12декабря 1993 г.
2. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.94// СЗ РФ.- 1994. № 32.–Ст.3301.
3. Гражданскийкодекс Российской Федерации (часть вторая) от 30.11.94// СЗ РФ.- 1994. № 32.–Ст.3302.
4. Бляхман Б.Я. Теория государства и права. Учебноепособие. — Кемерово: Кузбассвузиздат -2009. -511 с.
5. А.В.Поляков Е.В.Тимошина. Общая теория права: Учебник.СПб. 2005. 472 с
6. С. С. Алексеев. Теория государства и права: Учебник длявузов. М. 2001. 315 с
7. www.wikipedia.org – Википедия-свободная энциклопедия.
8. www.sndko.ru – Официальный сайт совета народных депутатовКемеровской области.
9. www.admnkz.ru – Официальный сайт администрации г. Новокузнецка.
10. www.consultant.ru – Официальный сайт компании «Консультант Плюс».


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.

Сейчас смотрят :