Реферат по предмету "Государство и право"


Источники церковного права

/>/>/>/>ВВЕДЕНИЕ
Исследование проблемцерковного права взаимосвязано с правовыми и нравственными процессами,происходящими в современном российском обществе. Это вполне объяснимо, так какновой российской государственности должно соответствовать право, вобравшее всебя весь положительный опыт прежнего российского законодательства.Православное церковное право является одной из важнейших составных частейфундамента, на котором сформировалась российская правовая система.
Этот факт признается нетолько отечественными, но и зарубежными правоведами. Более того, его влияние нанациональный правопорядок было значительным в течение практически всейроссийской истории. В настоящее время каноническое право является действующейнормативно-регулятивной системой в рамках Русской Православной Церкви — однойиз влиятельнейших организаций нашего общества. Более того, основополагающиехристианские ценности составляют базис и неисчерпаемый резерв развития современногороссийского законодательства.
В контексте разделенияисточников права на материальные, духовные, институциональные и формальные,православное церковное право было для норм российского законодательства нестолько формальным источником, сколько духовным, ибо определяло внутреннююсущность и социальную направленность правового регулирования.
Сама русская правоваяментальность формировалась под влиянием византийской идеи права, которая черезпосредничество Церкви была рецепирована отечественным правопорядком. Помимоэтого, через каноническое право Россия усваивала достижения классическойримской юриспруденции.
 

1 ВИДЫ ИСТОЧНИКОВЦЕРКОВНОГО ПРАВА
 
Принято различатьисточники материальные, т.е. причины производящие право, илизаконообразовательные силы и органы, его определяющие (основания права), ─и формальные источники, т.е. те памятники законодательства, из которых мыполучаем знание о праве.
Источниками церковногоправа, понимаемыми в первом смысле, признаются:
а) божественная воляОснователя и Главы Церкви, выраженная Им Самим непосредственно, или через Егоближайших учеников;
б) воля Церкви,выражающаяся или посредством установленных в ней органов власти, или вцерковной жизни и практике;
в) верховнаягосударственная власть (относительно внешнего положения Церкви в государстве).
Источниками второго рода,т.е. выражающими в себе законодательную волю, служат:
а) священное Писание исвященное Предание;
б) памятники церковногозаконодательства и церковный обычай;
в) государственныезаконы, относящиеся к Церкви.
 

2 МАТЕРИАЛЬНЫЕИСТОЧНИКИ
 
/>/>2.1 Божественное право
Принято различатьматериальные и формальные источники права. Под материальными источникамиподразумеваются лица и институты, создающие правовые нормы. Формальныеисточники — это документы, памятники, в которых изложены эти нормы.
Первоисточникомцерковного права является Божественная воля Основателя Церкви. Она действовалав Церкви при ее создании — ей Церковь будет подчиняться «Во все дни доскончания века».
Божественное откровениесодержит в себе полноту истины о Боге и человеке. Догматы веры и нравственныезаповеди — главное в Откровении. Но оно включает в себя также и учениеСпасителя об устройстве Церкви, о способах поддержания церковного мира иблагочиния, о средствах восстановления попранного церковного порядка. Этасторона в учении Христа носит правовой характер.
Правовые заповедиСпасителя и постановления, изданные боговдохновенными апостолами (о епископах идиаконах — 1 Тим. 3:1-13, об отношении к государственной власти — Рим. 13:1-7),содержащиеся в Священном Писании, а также те заповеди, которые, хотя и не вошлив Писание, но хранились в Церкви изначально, как Откровенная истина, какСвященное Предание, составляют, по общепринятой у канонистов терминологии.Божественное право.
Таким образом, областьБожественного права не ограничивается правовыми нормами, содержащимися вСвященных книгах. Правила, которые Церковь получила от апостолов, даже если онипереданы ей не в письменно, а устно, хотя впоследствии и они тоже могли бытьзафиксированы письменно (в творениях Мужей апостольских, Отцов Церкви, впостановлениях Соборов), являясь частью Священного Предания, также составляютБожественное право.
Однако, какпредставляется, не включать в Божественное право те заповеди, которые, хотя иимеют свой источник в Божественной воле, но не носят абсолютно неизменногохарактера, а вызваны преходящими обстоятельствами времени, было бы насилием надлогикой. Вопрос об изменяемости правовых норм следует отделить от вопроса об ихисточнике.
Неизменность нормы нельзясчитать непременными критерием ее принадлежности к Божественному праву. С однойстороны, воля Божия выражается и в попечении о наших временных нуждах, а сдругой — изменяемость правил апостольского а значит, Божественногопроисхождения нетождественна, их отменяемости.
Включение совершеннойнеизменяемости правовых норм в число критериев, выделяющих Божественное правоиз всей совокупности действующего в церкви права, — это дань несостоятельной теорииестественного права (Божественное право иногда называют естественным церковнымправом в противоположность положительному праву Церкви), а корни этой теорииносят совсем не христианский характер, хотя она и оказала в свое время влияниена канонистов.
Нормы Божественного праване составляют в своей совокупности законодательного кодекса, который быопределял весь строй и порядок церковной жизни. Они служат первооснованием,высшим началом и критерием законодательства самой Церкви.
/>/>2.2 Церковь как источник своего права. Божественноеправо и церковное законодательство
 
Вторым материальнымисточником церковного права является сама Церковь. Первоисточник церковногоправа в этом узком смысле тоже, конечно, Божественная воля — поэтому правомочнылишь те правила и нормы, изданные церковной властью, которые не только непротиворечат Божественной воле, но и прямо вытекает из нее. Из этого принципастановится очевидной условность границы, отделяющей Божественное право отцерковного права в узком смысле, которое отдельные канонисты называютчеловеческим правом Церкви.
Церковь — Богочеловеческий организм; и это двуприродное начало Церкви проявляется во всехсферах ее бытия, в том числе и в церковном правотворчестве. Авторитет любогозаконодательного распоряжения епископа, действие которого распространяется лишьна одну епархию, в конечном счете восходит к благословению Божию,содействовавшему человеческому произволению законодателя.
Вместе с темотождествлять Божественное право с церковным тоже, конечно, нельзя. ВсесвятойБожественной воле присуща непогрешимость.
Граница, отделяющаяБожественное право от церковного права в узком смысле слова, безусловно, есть;но, во-первых, Божественное право нельзя отождествлять с определенными типамиформальных источников, скажем, исключительно со Священным Писанием, аво-вторых, критерием Божественности права является не неизменяемость, анепогрешимость правовых норм. В силу Божественной природы Церкви не всеформальные источники можно подвести под рубрику только Божественного, либотолько церковного права. Прежде всего это относится к своду канонов.
2.3 Государственные законы относительно Церкви
 
Значение государственныхзаконов в церковном праве имеет тесную связь с положением, которое занимаетЦерковь в государстве, с их взаимными отношениями. Вообще же, православнаяЦерковь признает обязательными для себя государственные законы страны, когдаони относятся к той внешней, человеческой стороне церковного устройства иуправления, которою Церковь соприкасается с государственным устройством, икогда эти законы не противоречат существенным целям Церкви, ее внутреннимбогодарованным правилам, ее свободному распоряжению своими духовнымисредствами.
Для истории праваправославной восточной Церкви важное значение имеет законодательствохристианских греко-римских и византийских императоров. С 4-го века, когдахристианская Церковь вошла в мирный союз с государством, греко-римскиехристианские императоры принимали близкое участие в церковных делах. С однойстороны они, устраивая государственный быт по духу и правилам христианскойверы, придавали церковным постановлениям силу государственных законов; с другойстороны, издавали от себя, в согласии с церковной властью, различные законыотносительно внешнего благосостояния и внутреннего благоустройства Церкви.Церковь не только не отказывала государственной власти в таком участии, но иобращалась к ее защите, покровительству, содействию (напр., Карфаг. 104);впрочем, она также устанавливала, и своими законами ограждала границывмешательства светской власти в церковные дела.
Принятые Церковьюзаконоположения государственной власти становились, наряду с церковнымиканонами, источником церковного права. Соединение тех и других получилоназвание Номоканона.
Важнейшими памятникамихристианского, греко-римского и византийского законодательства о Церкви служат:
а) кодекс императораФеодосия 2-го (438 г.), в котором собрана большая часть постановлений предшествующихимператоров по церковным делам;
б) законы императораЮстиниана Великого, принимавшего в церковных делах особенно живое участие. Вего кодексе (568 г.), в первых 13-ти титулах 1-й книги, помещенызаконоположения императоров (после Феодосия 2-го), относящиеся к Церкви. Многиеего новеллы (до 28) также касаются исключительно церковных дел;
в) обширный кодекс,известный под названием базилик; в нем первые 4 книги содержат законы о Церкви;
г) руководство к законамимператора Василия Македонянина (изд. 870); в нем до 13-ти титулов (из 40)касаются церковных дел;
д) Эклоги императоровЛьва и Константина.

/>/>3 ОБЩИЕ ИСТОЧНИКИ
 
/>/>3.1 Священное Писание
 
Главным и основнымисточником для определения основных начал церковного устройства и управлениядолжно служить св. Писание нового завета.
В св. Писании главнымобразом содержатся истины веры (догматы) и нравственности. Сами по себе они несоставляют церковного права или юридических постановлений; но они служатоснованием церковного законодательства, облекаются через него в юридическуюформу, и в этом смысле относятся к источникам церковного права.
Но, кроме истин веры инравственности, в новозаветном св. Писании мы находим еще постановления И.Христа, касающиеся Церкви, как внешнего общества.
Так, напр., в нем указаныСпасителем: учреждение апостольского служения и полномочия, данные ему (Матф.28:19-20; 18:18; Иоан. 20:23); установление свящ. иерархии (Ефес. 4:11-12);правила об отношениях Апостолов между собой (Марк. 9:35); установление таинствкрещения и причащения (Марк. 16:16; Лук. 22:19; 1 Коринф. 11:23-25); учение оразводе (Матф. 5:32; 19:3-10); наставления касающиеся обращения с согрешившимбратом и о церковном суде над ним (Матф. 18:15-17), об отношении к верховнойвласти (Матф. 22:21) и др.
В новозаветных свящ.Книгах есть правила и распоряжения Апостолов, касающиеся церковного устройства,служащие раскрытию божественных правил Спасителя и применению их к нуждамсовременного Апостолам общества.
Так, напр., мы видим вэтих книгах учреждение в Церкви степеней епископа, пресвитера и диакона (1Тимоф. 3 гл.; Тит. 1:5); и правила введения их в сан (2 Тимоф. 1:6; 5:22; Деян.6:6); правила об обеспечении содержания служащих Церкви (1 Коринф. 9:7-14), осуде епископа над пресвитерами (1 Тимоф. 5:19), об отлучении от Церквинедостойных членов ее (1 Коринф. 5:3-5), о порядке в церковных собраниях (1Коринф. 14:26-40). о разводах (1 Коринф. 7:10-17), о вторичном браке (1 Коринф.7:30; 1 Тимоф. 5:14), о разрешении взаимных споров и тяжб между христианами (1Коринф. 6:1-7). Наконец, в св. Писании указан руководящий пример для церковнойвласти в действиях Апостолов, как первых ее иерархов, в отношениях их к пастве,и т.п. Так, показан пример, каким способом должны разрешаться важнейшиецерковные вопросы (Деян. Гл. 15), пример пастырской заботы о пастве (Деян.20:18-21, 31-35), обращение пастырей с пасомыми (1 Солун. 2:3-12; 2 Коринф.6:3-6) и друг.
Что касается церковныхправил, заключающихся в ветхозаветных священных Книгах, то нужно сказать, что сокончанием ветхого завета прекратилась обязательная сила и этих законов; этоуказано и в новозаветном учении (Евр. 8:10; Деян. гл. 15). Они могут иметь лишьисторическое значение в науке церковного права. Если некоторые из них принятыхристианской Церковью, то свой авторитет они получают от ее законодательнойвласти (напр. законы о родстве, о неупотреблении в пищу крови, удавленины; см.Деян. 15:19).
Но и указанные вновозаветных священных книгах церковные правила и установления, все ли должныбыть неизменными и оставаться неприкосновенными для церковногозаконодательства? Что неразрывно связано с существом Церкви и ее учением, чтоотносится к ее существенным целям и средствам, что представляет собой общие,основные правила ее устройства и жизни, то всегда остается в ней неизменным,как неизменны в ней истины веры и нравственные правила. Но видимое положениеЦеркви в его частностях подвержено изменениям соответственно различнымобстоятельствам места и времени. Поэтому не могут оставаться вечно неизменнымитакие церковные установления, указанные в св. Писании, которые состоят только вприменении основных начал церковного благоустройства к внешнему положениюЦеркви, и имеют значение только частное.
Так, например,предписание Апостола о суде перед язычниками (1 Коринф. 6:1-6), или опокрывалах женщин (1 Коринф. 11:5-10), или о сборах пожертвований для Церквей(16:1-2), — очевидно, имело отношение к обстоятельствам, среди которыхнаходилась первенствующая Церковь, или к обычаям народа; следовательно, они немогут быть принимаемы как правила обязательные для христиан всех мест и времен.С изменением внешних условий церковной жизни изменены или заменены правилаАпостолов, напр., о публичном обличении согрешающих (1 Тимоф. 5:20), о порядкахв церковных собраниях (1 Коринф. 14:26-31), о том, чтобы епископ был мужемединой жены (1 Тимоф. 3:2), о служении в Церкви вдовиц или диаконис (1 Тимоф.5:9-14), о вечерях любви (1. Коринф. 2:20-22).
Что именно в церковныхустановлениях, указанных в свящ. Писании, должно быть безусловно обязательно инеизменно, это может быть определено только самой Церковью, как вернойхранительницей божественных истин.
/>/>3.2 Священное и церковное предания
 
Не все правила церковногоустройства и порядка, данные Христом и Апостолами, заключены в апостольскихписаниях; многие из них, даже большая их часть, переданы Апостолами устно,введены в Церковь личными их распоряжениями, Иное, чего они не успели устроитьнепосредственно, поручили докончить своим ближайшим приемникам — ученикам.
Каждая из основанныхАпостолами Церквей тщательно хранила и передавала последующим поколениям своих членовне одни только писания Апостолов, но и все то, что она слышала от них, что вней было учреждено ими лично (апостольские предания). Путем взаимных постоянныхсношений между Церквами, даже отдаленными друг от друга, эти апостольскиепредания распространялись, становились общеизвестными. Ближайшие к Апостолам ихприемники, продолжая отстраивать Церковь, развивали апостольские постановленияв соответствии с потребностями вверенных им христианских сообществ. Эторазвитие и применение апостольского предания также укреплялось в церковнойжизни (предание церковное, отеческое).
Таким образомапостольское и церковное предание служили в первые века христианства главным,после священного Писания, основанием и источником церковного права.
Если относительно вопросовверы и церковного устройства было недостаточно прямого указания в священномПисании, то обращались к преданию.
«Все желающие видетьистину (говорит св. Ириней II-го века) могут во всякой Церкви узнать преданиеАпостолов, открытое для всего мира. Если бы возник спор о каком-либо важномвопросе, то не следовало ли обратиться к древнейшим Церквам, в которыхобращались Апостолы, и от них получить то, что есть достоверного и ясногоотносительно этого вопроса» (против ересей кн. III главы 3 — 4).
Как видно из приведенногосвидетельства, вернейшим признаком истинности предания и его авторитетностисчитались распространенность этого предания и согласное признание егоразличными Церквами, особенно теми, которые были основаны самими Апостолами(римской, антиохийской, иерусалимской и др.).
Признавая за преданиямиособенную важность, Церковь в последующие времена, когда стала развиваться еесобственная законодательная деятельность, ограждала своими законами целостностьи чистоту преданий и ставила их в основу своих законоположений.
Так, например, вселенскиеи поместные Соборы многие свои правила основывают на древних преданиях,«последуя древним правилам апостольского благоустройства и порядка,апостольским и отеческим преданиям» (Трул. 13, 29), и подтверждают:«да не преступаются правила отец (3-й Всел. 8), да бывают в Церкви (т. е.соблюдаемы) вся принятая от божественных Писаний и апостольских преданий»(Гангр. 21); преступающих же предания подвергают отлучению от церкви (7-й Всел.7).
Посредством церковногозаконодательства апостольские и церковные предания приняли форму писаногозакона и таким образом для действующего церковного права имеют значениеисторическое.
/>/>/>3.3Церковные обычаи
 
В первые временахристианской Церкви многие церковные обычаи имели самую тесную связь сапостольским церковным преданием, выражали его в себе и укрепляли собою вЦерковной жизни. Само собой разумеется, что происходящие из такого источникаобычаи имели в церковном праве одинаковое с преданием значение.
Но в Церкви, как в первыевека, так и в последующие времена в особенности, были и бывают еще и такиеобычаи, в основании которых лежит одно лишь убеждение большей или меньшей частихристиан в том, что все, соблюдаемое этими обычаями, есть право. Убеждение этовыражается в долговременном соблюдении чего-либо не определенного положительнымзаконодательством или не указанного преданием.
Уважение к обычаю мывстречаем и в свящ. Писании (Коринф. 11:16). Законодательство древней Церквитакже с уважением относилось к обычаям, если разделяло убеждение в ихсправедливости и целесообразности, или, по крайней мере, не видела в нихпротиворечия ее духу и основным ее правилам. Древность обычая, как досточтимаяседина, внушала к нему особенное благоговение (Васил. Вел. 92 пр.). Такоеуважение выразилось в том, что Соборы подтверждали многие обычаи своимиправилами, или основывали на обычаях свои постановлений.
Так, например, наосновании древнего обычая 1-й вселенский Собор подтверждает преимуществаепископов Рима, Александрии, Иерусалима, (прав. 6 и 7); осуждая некоторыйбеспорядок, допущенный в иных Церквах; тот же Собор замечает, что он не основанни на правиле, ни на обычае (пр. 18); 2-й вселенский Собор, говоря о порядкеуправления в некоторых Церквах, предписывает им следовать соблюдавшемуся доныне обыкновению Отцов (пр. 2).
И в действующем церковномправе церковные обычаи должны иметь значение, когда они являются толкователямизаконов, или восполняют их, определяя такие частные случаи, которые неопределены положительным законом (consuetudo secundum leges, praeter leges).Бывают в Церкви, однако, и такие обычаи, которые входят в некотороепротиворечие к положительному закону, ослабляют его силу, даже вытесняют его изупотребления (contra legas). Они возникают вследствие осознания ихнеобходимости и полезности для Церкви, коль скоро закон признается неприменимымк изменившимся условиям жизни и нецелесообразным. Такого рода обычаи не могутне приниматься во внимание, когда церковная власть, не возводя их в закон,придаст им силу своим согласием, либо допущением. Во всяком случае, никакойобычай не может иметь места в церковном праве, если он противоречит истинамрелигии, основным принципам церковного управления, не основан на справедливости;иначе он будет только старым заблуждением.
По обширности своегодействия или распространенности, обычаи бывают общие, относящиеся ко всейпоместной Церкви, и частные, действующие в какой-либо одной ее части. Большаяили меньшая распространенность, а также давность известного обычая, придает емубольший или меньший авторитет.

/>/>/>3.4Толкователи канонов
 
К источникам церковногоправа можно, до некоторой степени, отнести толкования церковных канонов,получившие авторитет через постоянное употребление их в церковной практике.Таким авторитетом в православной Церкви пользуются объяснения канонов,составленные законоведами греческой Церкви (12 века): Зонарой, Аристеном и Вальсамоном.
Иоанн Зонара — спервавельможа византийского двора, потом Афонский монах. Толкования его на всеканоны (изд. В 1120 г). ограничиваются указанием на прямой и ближайший смыслправил; весьма редко обращаются к гражданским законам.
Алексий Аристен, диакон иэконом константинопольской Церкви, написал (1160г). толкования на сокращенноеизложение церковных правил (синопсис). Эти толкования весьма кратки, иногдатолько перефразируют текст правил, или объясняют их грамматический смысл;иногда же ограничиваются замечанием, что правило ясно само по себе. Этот трудАристена был в широком употреблении в русской Церкви (помещены в кормчей).
Федор Вальсамон былАнтиохийский Патриарх и знаменитейший из законоведов греческой Церкви. Кромемногих канонических сочинений, он оставил (1192) комментарий на полный сводцерковных правил (Фотиев Номоканон). Его толкования обширны и подробны; местамидополняются разрешением вопросов практического свойства. Главная цель этоготруда  разъяснить темные места канонов, указать и устранитьвстречающиеся между ними разночтения и противоречия с государственнымипостановлениями. Кроме того, он исправил в Фотиевом Номоканоне ссылки нагосударственные законы, согласно их новым сводам (по Базиликам) и дополнениям.

/>/>3.5 Сборники канонов и номоканоныгреческой Церкви
 
Списки соборныхпостановлений обыкновенно уносились присутствовавшими на Соборах епископами,или рассылались по Церквам (Карф. 1 пр.). Постановления позднейших Соборовприсоединялись к прежним; таким образом составлялись сборники канонов. Сперваони не могли быть полны и одинаковы по своему составу, пока Трулльсий Собор неуказал и не утвердил полного состава канонов, которые должны быть приняты круководству всеми Церквами. По мере накопления государственных законов,относящихся к Церкви, оказалось необходимым, для практического руководства ими,свести и сопоставить их с канонами,  составить номоканоны.
Первым составителемномоканона в восточной Церкви считается Иоанн Схоластик, сперва юристконсульт,потом пресвитер в Антиохии, наконец, Патриарх Константин Роаольский (578 г.). Он составил два сборника церковных законов. Первый, под заглавием: собрания канонов заключаетв себе правила (85) св. Апостолов, правила первых 4-х вселенских; 6 поместныхСоборов и правила (68) св. Василия Великого. Все эти каноны расположены не попорядку Соборов, а по предметам правил или по сходству их содержания, дляудобства их практического употребления. Весь их состав разделен на 50 разделовили титулов. Другой сборник, под названием свод государственных законовотносительно Церкви, разделенный на 87 глав, представляет из себя извлечение изЮстиниановых новелл, касающихся церковных дел.
Сборники Схоластикавскоре подверглись переделке (неиз. лицом), были соединены вместе (с заменойканонов одними их цитатами), и в таком виде были долгое время в употреблении ввосточной Церкви. После И. Схоластика появились новые, более полные сборникиканонов и церковно-гражданских законов. Особенной известностью сталпользоваться Номоканон под названием: Синтагма в 14 титулов, первоначальносоставленный неизвестным лицом в начале 7-го века; обработанный и дополненный вконце 9-го века позднейшими законами, он получил название Фотиева Номоканона.
В этом Номоканоне спервауказаны, в одних цитатах, каноны и церковно-гражданские законы, расположенные всистематическом порядке и разделенные на 14 разделов или титулов (сподразделениями на главы); потом приведены (в хронологическом порядке) всеканоны; далее представлены извлечения из Юстиниановых законов, относящиеся кцерковным делам. Он подвергался дополнениям и в последующие времена.
Заслуживают еще вниманиясборники 14-го века Матфея Властаря и Константина Арменопуло. Монах М. Властарьсоставил Синтагму, или Свод церковных законов, в виде алфавитногоэнциклопедического словаря; вместе с изложением канонических постановлений, онприводит извлечения из государственных законов, касающихся излагаемогопредмета. К. Арменопуло составил сокращение канонов, расположенных по темам в6-ти отделах. Оно составляет одну из 6-ти частей его сочинения: Руководство кзаконам. Указанные сборники были в употреблении и в России.

/>/>4 ОСОБЫЕ ИСТОЧНИКИ ПРАВА И ЕГО СБОРНИКИ В РУССКОЙЦЕРКВИ
Каноны вселенской Церквиперешли в Россию из Греции вместе с христианством, также как ицерковно-гражданские постановления византийской империи. Те и другие приходилив Россию через Номоканоны греческой Церкви, в переводе на славянский язык(переводы заимствовались из Болгарии, частично же делались в России). ЭтиНомоканоны послужили основанием для сборника церковного права в России,получившему название Кормчей книги (т.е. книги церк. управления).
Но кроме того, что быловзято из греч. номоканонов, в славянских Кормчих книгах помещались еще чистогражданские постановления, взятые из византийских сборников (напр., судныйзакон и Прохирон имп. Василия Макед.): конечно, это делалось для ознакомления правит.власти новопросвещенных христианством народов с византийскойгражданственностью, начала которой вводились в стране вместе с христианством. Врусские Кормчии иногда вносились Уставы великих князей, касающиеся церк. дел(напр., Уставы Владимира и Ярослава) и разные статьи канонического илитургического характера, заимствованные из греч. Церкви, также — и русскогопроисхождения.
Первоначально Кормчиекниги были довольно разнообразны по своему составу; вообще же, с 13 века, длявсех их списков стали служить прототипами две редакции Кормчих книг, — такназываемая рязанская (или иосифовская, написанная в конце 13-го века, длярязанского епископа Иосифа) и софийская (новгородская, сделанная для новгород.архиепископа Климента, в конце 13 века, и положенная им в Софийском соборе).
Митрополиту Кириллу 2-му,по его просьбе, была (1262 г). передана от деспота Якова Святислава сербскаяславянская Кормчая (перевод греч. номоканона и других добавлений к нему,сделанный сербским архиепископом Саввой); рязанская Кормчая есть список с этойКормчей митроп. Кирилла. В ней каноны приведены в сокращении, по Аристену, сего толкованиями. В софийской Кормчей, — кроме того, что взято из Кормчей Митр.Кирилла (сербской), — помещены статьи русского происхождения: уставы Владимираи Ярослава, Русская Правда, правила Владимирского Собора и др.): каноныприведены не в сокращенном, а в полном их тексте, по древнему переводуномоканона, первоначально бывшего в России (вероятно, перевод этот был сделан вРоссии при Ярославе). Позднейшие списки Кормчих подходят под одну из указанныхдвух Кормчих. Впрочем, появлялись еще и так называемые сводные Кормчие,заимствовавшие статьи из разных других списков Кормчей.
В 17 веке, при патр.Иосифе, было сделано первое печатное издание Кормчей (1650г.). Основанием длянего послужил рязанский список (с опущением некоторых статей и с добавлениемдругих). При патр. Никоне (1652г). оно было подвергнуто соборному пересмотру инапечатано в исправленном виде. Впоследствие, в конце 18-го века (1787г.),Кормчая вновь была слегка исправлена и напечатана. С этого последнего изданияделались и все последующие.
По последнему своемуизданию, Кормчая книга состоит из двух частей. В первой части, после несколькихисторических статей (напр., о поставлении в России первых Патриархов и оСоборах), помещены: извлечения из книги апостольских Постановлений, затемПравила св. Апостолов, вселенских и поместных Соборов и св. Отцов; все всокращении, с толкованиями Аристена и, кое где, — Зонары. Всего в ней 41 глава.
Содержанием второй частислужит, главным образом, византийское государственное законодательство, какцерковное, так и чисто гражданское. Так, в ней помещены: Юстиниановы церковныезаконы (из номоканона Иоанна Схоластика и выдержки из Фотиева Номоканона);законы о браках и обручении, под именем царей Леона Премудрого и Константина«верною царю,» (эклоги); прохирон Василия Македонянина, под названиемзакона градского; три новеллы Алексея Комнина, законы под именем «законасудного людем» царя Константина Великого (переделка эклоги Льва Исавр. иКонстантина Копронима). Кроме того, во второй части помещены: «о тайнесупружества» (составленная на основании греческих канонистов) и обеззаконных браках (постановления греческих патриархов); затем, — еще несколькостатей, касающихся церковной дисциплины, богослужения, и т.п., и принадлежащихгреческим патриархам и церковным учителям, частично же имеющих русскоепроисхождение (напр., из сочинений Кирилла Туровского). Всего во 2-й части 29глав. Счет глав идет общий с 1- й частью. — Заключительную статью в Кормчейпредставляет подложная грамота Константина Великого к Папе Сильвестру(дарственный акт) и рассказ о «римском отпадении». К каждой частиприложен предметный указатель в алфавитном порядке. Вторая часть Кормчей книгитеряла значение источника действующего права по мере развития самостоятельногоцерковного законодательства в России.
Кроме Кормчей книги,многие канонические правила помещались в богослужебных книгах (уставах,служебниках, требниках) и в различных сборниках, довольно многочисленных иразнообразных по содержанию.
В русской Церквиразвивалось и самостоятельное законодательство, через ее поместные Соборы. Измножества Соборов, издававших общие постановления для русской Церкви, наиболеезаметными были: а) Владимирский Собор, созванный в 1274 г. Митрополитом Кириллом 2-м по случаю замеченных им многих неурядиц в церковной жизни послетатарского погрома.- б) Московский Собор, названный Стоглавым, созванный при Иоанне4-м в 1551г. для исправления различных церковных неурядиц. Постановления егочрезвычайно разнообразны (разделение их на сто глав дало название Собору).- в)Московские Соборы 1667г., 1675г. и 1681г., установившие многие правилацерковного управления и благоустройства. На первом из них, между прочим, былоналожено проклятие на упорных противников церковной власти — неразумныхревнителей мнимой старины (раскольников-старообрядцев) и отменены некоторыепостановления Стоглавого Собора, служившие опорой старообрядческих заблуждений(о крестном знамении, о брадобритии и др.). Постановления других упомянутыхрусских Соборов имеют в настоящее время только историческое значение; но,несомненно, они оказывали влияние на последующее церковное законодательство и надействующее право.
С учреждением Св. Синода,заменившего собой не только патриархов, но и поместные Соборы русской церкви,его определения стали одним из источников действующего права русской Церкви.
К историческим памятникамрусского церк. права принадлежат также постановления и решения различных церк.вопросов, изложенные некоторыми иерархами русской Церкви.
Из древних памятниковзаслуживают особого внимания следующие: церковное правило всероссийскогоМитрополита Иоанна 2-го (1080г.), написанное в ответ на вопросы некоегочерноризца Иакова (Было внесено в Софийскую Кормчую.); б) ответы новгородскоговладыки Нифонта на вопросы некоего инока Кирика (12 века).
Византийскимигосударственными законами относительно Церкви, перенесенными в Россию черезНомоканон, руководствовались в начале и русские Государи в определении прав иведомства русской Церкви; но при этом принимались во внимание особыепотребности русского общества и Церкви, которых не было в Византии. Первымипамятниками законодательства русских В. Князей, касающегося Церкви, служат: а)церковный Устав св. Владимира; содержание его касается великокняжескойдесятины, данной Церкви, и церковного суда (указываются лица, подлежащиецерковному суду, и дела, изъятые из ведомства светского суда); б) Устав Ярослава,подтверждающий и раскрывающий Устав Владимира. По их примеру и образцунекоторыми удельными князьями давались местные Уставы и грамоты.
Во все последующиевремена русская государственная власть, покровительствуя православной Церкви,принимала близкое участие в церк. делах и в своих законах заботилась как обограждении ее внешнего благополучия, так и о ее внутреннем благоустройстве,причем всегда действовала в согласии с канонами вселенской Церкви и с правит.церковной властью. Поэтому исторические памятники государственногозаконодательства могут служить такими же памятниками и для церковного права.
К этим памятникампринадлежат:
а) Судебники Иоанна III (1497 г). и Иоанна IV (1551г.), заключающие в себе несколько статей, касающихся церковного суда;
б) Уложение царя АлексеяМихайловича (1649г.), в котором некоторые главы касаются церк. благочестия,церк. властей, суда над духовными лицами и др.;
в) отдельные указы,дополнительные к этим постановлениям, а также множество различных грамот,дававшихся разным церковным учреждениям и властям; наконец,
г) все позднейшиемногочисленные законы, относящиеся к церк. делам, данные Верховной Властью(большая их часть помещена в Полн. Собр. Законов).
Практическими источникамидействующего в русской Церкви права служат:
1) Закон Божий,предложенный в св. Писании.
2) Каноны или правила св.Апостолов, св. вселенских и поместных Соборов, и св. Отцов. Их сборник,заключавшийся в первой части Кормчей книги, издается ныне (с 1839 г.) в полном, а не сокращенном (как было в Кормчей книге) тексте, но без толкования.
В конце сборника приложеналфавитный предметный указатель.
3) Духовный регламент. Онсоставлен по поручению императора Петра I особой комиссией, главным образомизвестным архиепископом Феофаном Прокоповичем, рассмотрен м подписан духовнымивластями и сенаторами, утвержден Государем в 1720 г. и дан в руководство новоучрежденному тогда Св. Синоду. В регламенте три части: 1) о причинахучреждения Св. Синода; 2) о делах, подлежащих управлению Св. Синодом; 3) одолжностях духовных правителей. По своему характеру он представляет из себя нестолько собрание законов по делам Церкви, сколько инструкцию для новогоцерковного правительства и для церковных властей.
4) Последовавшие за дух.регламентом Высочайшие указы и определения Св. Синода; а также особые уставы,специально касающиеся отдельных частей церковного управления, и отдельныеположения. Главное место среди этих уставов принадлежит Уставу ДуховныхКонсисторий, как систематическому своду законов по предметам епархиальногоуправления. В 1841 г. он был Высочайше утвержден, а в 1883 г. был пересмотрен, согласован с последовавшими по его составлении законами и, таким образомисправленный, введен в действие по Высочайшему повелению. В этом уставе, посленескольких общих положений о границах, органах и основаниях епархиальногоуправления, указаны: а) предметы епархиального управления (православная вера,богослужение, благоустройство церквей, духовенство, приходы, церковноехозяйство); б) предметы епархиального суда (проступки и преступления духовныхлиц, жалобы на них и спорные гражданские дела между ними, дела о браках, обудостоверении действительности события брака и рождения, о наложении эпитимий);в) устройство Консистории и делопроизводство в ней.
5) Действующие вгосударстве законы, в тех статьях, которые могут касаться церк. дел ицерковного управления; в частности — Свод Законов Российской Империи.
 

/>5 ОСОБЕННОСТИУЧЕНИЯ ОБ ИСТОЧНИКАХ ЦЕРКОВНОГО ПРАВА В РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ И ВПРОТЕСТАНТСКИХ ОБЩИНАХ
 
I. В римско-католическойЦеркви источниками церк. права, — кроме св. Писания, св. Предания, а такжеобычного права или церк. практики, — признаются каноны (за указанными вышеисключениями), принятые восточной Церковью до времени отделения от неезападной. К ним присоединяются постановления других, бывших на западе (и одногона Востоке (В Константинополе, 869г., по случаю распри Патр. Фотия с Пaпами).
Соборов, из которых до14-ти Соборов признаются в римско-катол. Церкви за вселенские:Константинопольский (вышеуказанный); 4 Латеранские (1123, 1139, 1179, 1215гг.); 2 Лионских (1245 и 1274 гг.); Венский (1311г.); Констанцкий (1414г.);Базельский (1431г.); Флорентийский (1438г.); Латеранский пятый (1512г.);Тридентский (1545г.); Ватиканский (1869г.). Сверх того, все многочисленные, подразличными наименованиями, постановления римских первосвященников, как ГлавЦеркви, признаются в ней одним из главных источников права для всей церкви.
Собрание церковных правил(сделанное сперва, в форме системы церк. права, монахом Грацианом в 12 в. ипотом продолженное, по приказанию Пап (Григория IX (13в.), Бонифация VIII(13в.), Климента V (14в.)), присоединением последующих папских декретов) носитназвание Corpus juris canonici и признается общеобязательным руководствомцерковного права.
Государственным законамстраны римско-катол. церковное право придает значение настолько, насколько онибудут признаны обязательными церк. властью. Ввиду сохранения мирных отношениймежду Церковью и государством, в некоторых странах правительства заключали сПапой соглашения или договоры (конкордаты), в которых определялись отношения Церквик государству и участие государственной власти в церк. делах. Такие соглашениятакже принадлежат к основаниям местного церковного права.
II. Протестантские общиныпредоставляют государств. власти страны устанавливать церковно-правовые нормына основании тех начал, которые указаны в новозав. свящ. Писании и изложены впротестантских символических книгах (т.е. в сочинениях, представляющих главныевероисповедные положения, как бы символы вероучения. Таковы: Аугсбургскоеисповедание, его Апология, Шмалькальденские члены и др.; также — Катехизисы.Таким образом, кроме св. Писания (объяснение которого не ограничено церковнымавторитетом) и этих символических книг, главным источником церковного права упротестантов служат, в общем, государств. законы страны, — в частности, уставыо протестантской церкви, данные светским правительством.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
Принято различатьисточники материальные, т.е. причины производящие право, илизаконообразовательные силы и органы, его определяющие (основания права), ─и формальные источники, т.е. те памятники законодательства, из которых мыполучаем знание о праве.
Источниками церковногоправа, понимаемыми в первом смысле, признаются:
а) божественная воляОснователя и Главы Церкви, выраженная Им Самим непосредственно, или через Егоближайших учеников;
б) воля Церкви,выражающаяся или посредством установленных в ней органов власти, или вцерковной жизни и практике;
в) верховнаягосударственная власть (относительно внешнего положения Церкви в государстве).
Источниками второго рода,т.е. выражающими в себе законодательную волю, служат:
а) священное Писание исвященное Предание;
б) памятники церковногозаконодательства и церковный обычай;
в) государственныезаконы, относящиеся к Церкви.
Церковное право,первоначальным источником церковного права в России были византийские церковныезаконы, и прежде всего сборник Номоканон, который под именем Кормчей книгислужил руководством в церковных делах. Дальнейший ход церковногозаконодательства отражали уставы великих князей, как, напр., Владимира Святого,Ярослава Мудрого и др., уставы, содержавшие правила о церковной подсудности, оцерковной десятине и др. С возникновением Московского государства главнымиисточниками церковного права стали постановления Соборов, из которых особозначимы: Собор 1620, постановивший правила о перекрещении латинян, принявшихПравославие, Собор 1666-67, низложивший патр. Никона и установивший довольномного церковных дисциплинарных правил, часть которых вошла в Полное собраниезаконов. С Петра I, с учреждением правительствующего Синода и изданием егоДуховного регламента, начался новый этап законодательной деятельности поустройству церковных порядков и регулированию церковных отношений,деятельности, продолжавшейся до н. XX в.
Таким образом., на н. XXв. главными источниками церковного права были: 1) Духовный регламент Петра I;2) Устав Духовной консистории; 3) государственные церковные законы,находившиеся в разных частях свода; 4) указы Святейшего Синода; 5) Кормчаякнига; 6) постановления некоторых Соборов.
Научная разработкацерковного права в России началась в XVIII в. в московскойСлавяно-греко-латинской академии, когда указом Синода предписано было читать«Кормчую книгу о должностях приходских священников». Комиссией духовных училищв 1808 решено было ввести преподавание канонического права в означенныхучилищах, а в уставе Духовной академии в 1814 преподавание этого предмета былонастоятельно рекомендовано профессорам богословия. В 1835 преподаваниеканонического права было введено в университетах в качестве составной частибогословия. Профессор Московского университета по кафедре римского права Крыловсоставил в 1841 проект преподавания в университетах канонического права,которое должно было поручаться лицу, получившему юридическое, а не богословскоеобразование. Проект этот был представлен в Святейший Синод, который послал егона заключение митр. Московского свт. Филарета, но последний не одобрил его. Поуставу 1884 кафедра церковного права была отделена от кафедры богословия, нопреподавание этого права велось лицами, получившими образование в духовныхакадемиях.
 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
1.   Давид Р.,Жоффре-Спинози К. «Основные правовые системы современности». М., 2006
2.   Клочков В.В.Религия, государство, право. — М, 2006.
3.   Николин А.,священник. Церковь и государство. — М., 2007
4.   Марченко М.Н.Источники права. М., 2004.
5.   Саидов А.Х. Сравнительное правоведение (основныеправовые системы современности): Учебник / Под ред. В.А. Туманова. М., 2005.
6.   Суворов Н.С.Учебник церковного права, Зерцало-М, 2007.
7.   Цыпин В.,протоиерей. Курс церковного права: Учебное пособие. — Клин, 2007


Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данный реферат Вы можете использовать для подготовки курсовых проектов.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :

Пишем реферат самостоятельно:
! Как писать рефераты
Практические рекомендации по написанию студенческих рефератов.
! План реферата Краткий список разделов, отражающий структура и порядок работы над будующим рефератом.
! Введение реферата Вводная часть работы, в которой отражается цель и обозначается список задач.
! Заключение реферата В заключении подводятся итоги, описывается была ли достигнута поставленная цель, каковы результаты.
! Оформление рефератов Методические рекомендации по грамотному оформлению работы по ГОСТ.

Читайте также:
Виды рефератов Какими бывают рефераты по своему назначению и структуре.